Заглавие статьи связано с воспоминаниями детства писателя: «В особенности же оставило во мне сильное впечатление муравейное братство и таинственная зеленая палочка, <…> долженствующая осчастливить всех людей». На зеленой палочке, – поведал младшим братьям Николенька, – записана тайна, и, если ее открыть, все люди сделаются счастливыми и все будут любить друг друга. С надеждой, что люди откроют эту тайну и с постоянным стремлением открыть ее, Лев Толстой прожил всю жизнь и там, где, по преданию, зарыта зеленая палочка – в Ясной Поляне, у дороги, на краю оврага старого Заказа, просил похоронить его.
Воспоминания о зеленой палочке Толстой заканчивает словами, в которых воплощена, может быть, главная мысль его жизни и творчества: «Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешанными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что это истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает».
В статье Толстой говорит о том, как сделать жизнь радостной и счастливой. «Всем людям хочется жить радостно, в любви и согласии, не болеть, не страдать, не умирать, и все живут в разделении, во вражде друг с другом, все болеют, все страдают и умирают. Отчего это? Зачем Бог сотворил людей так, что все они желают добра, а все мучаются?» – размышляет писатель.
Прямо обращаясь к читателям, Толстой настойчиво призывает задуматься, прислушаться к голосу своей совести: «Остановитесь жить. Подумайте о том, что вы, где вы и что вас ожидает». Писатель взволнованно убеждает: «Поймите, что все, что представляется нам важным: удовольствия, радости и богатства, отечество, приличие, привычки, слава, – все это ничто в сравнении с главным, истинным назначением жизни».
В обоснование своих идей Толстой приводит евангельские притчи о виноградарях, о талантах, неоднократно цитируемые им и в других произведениях. Писатель утверждает, что нужно, чтобы «всякий человек <…> понимал бы свое положение в мире», усвоил основные законы жизни – «делание другим того, что хочешь, чтобы тебе делали». Во второй части статьи Толстой кратко, ясно, просто излагает свою веру, дает читателю «ключ к религиозно-нравственной истине».
Толстой хотел дать популярное изложение христианской религии в его понимании, что сделал в статье «Единое на потребу».
Впервые статья была напечатана в 1911 г. в газете «Русское слово» (№ 1) и в издательстве «Посредник».
ПСС, т. 36.
Зелёная палочка — утерянный артефакт, о котором известно из одноимённого рассказа Льва Толстого, воспоминаний о Льве Толстом и посвящённых ему биографий. Содержал секрет всеобщего счастья.
История
Эта статья входит в тематический блок |
Толстовство |
---|
Российские сподвижники |
П. Бирюков · Бодянский · В. Булгаков · Горбунов-Посадов · Гусев · Наживин · П. Николаев · Сулержицкий · Трегубов · Хилков · Хирьяков · Чертков |
Зарубежные последователи |
Арисима · Ганди · Ярнефельт · Кросби · Кониси · Мод · Токутоми |
Библиография |
Воскресение · Исповедь · В чём моя вера · Царство Божие внутри вас |
Разное |
Зелёная палочка · Определение Синода · Духоборы · Крестьяне-толстовцы |
Старший брат Льва Толстого, Николай Толстой, играя с другими детьми, рассказал, что вырезал на зелёной палочке секрет всеобщего счастья и закопал на краю оврага, сказав, что откроет секрет вырезанного на палочке тому, кто не споткнувшись пройдёт по щели в половицах, простоит в углу, не думая о белом медведе, и в течение года не увидит зайца.
Будучи взрослым, Лев Толстой относил рассказы брата к влиянию рассказов о масонах и моравских братьях[1].
В конце жизни Лев Толстой неоднократно завещал похоронить себя там, где «Николенька» закопал палочку.
Во время похорон Леопольд Сулержицкий (в будущем поставивший вместе со Станиславским «Синюю птицу» Метерлинка) рассказал присутствовавшим историю о зелёной палочке, объясняя, почему похороны происходят в столь необычном месте. Поскольку церковная служба в соответствии с завещанием Толстого и в связи с известным конфликтом отсутствовали, именно рассказ о зелёной палочке заменил речь священника.
Дань памяти
Вскоре после смерти Льва Толстого один из его последователей, сын крестьянина Иван Наживин, благодаря Толстому ставший крупным писателем, открыл издательство под названием «Зелёная палочка».
Под тем же названием деятелями первой волны эмиграции в 1920 году выпускался в Париже детский журнал, где в том числе публиковался Саша Чёрный[2] и повесть Алексея Толстого «Детство Никиты»[3].
В Тульской области действует Детский толстовский центр «Зелёная палочка», состоящий из средней школы № 65 по адресу: посёлок Косая Гора, ул. Гагарина, д. 3, и «Детского Толстовского центра „Зелёная палочка“» (МДОУ № 156) по адресу: строение № 2, ул. М. Горького, д. 25[4].
В художественной литературе
Образ палочки используется Толстым в творчестве: иронически он называет так императорский жезл; у него появляется несущий счастье образ феи с волшебной палочкой. Самый отчётливо близкий образ, указывающий на действия, аналогичные одновременно действиям Л. Н. Толстого (чья литературная карьера началась с описания детства) и Николеньки по вырезанию палочки, производит Хаджи-Мурат, которого Лорис-Меликов просит рассказать свою биографию:
Хаджи-Мурат опустил голову и долго просидел так; потом взял палочку, лежавшую у тахты, достал из-под кинжала с слоновой ручкой, оправленной золотом, острый, как бритва, булатный ножик и начал им резать палочку и в одно и то же время рассказывать:
— Пиши: родился в Цельмесе, аул небольшой, с ослиную голову, как у нас говорят в горах, — начал он. — Недалеко от нас, выстрела за два, Хунзах, где ханы жили. И наше семейство с ними близко было.[5] |
Зелёная палочка иронически упоминается у Татьяны Толстой, где заменяет шпагу как символ «гражданской» чести и достоинства,[6] и непрямо у Евгения Клюева.[7]
Сходные атрибуты
- Утерянные атрибуты и символы, содержащие высшую тайну или обещающие счастье
- Скрижали Завета
- Ковчег Завета
- Святой Грааль
- Синяя птица
- Бумажные журавлики Садако Сасаки
- Внешне идентичные артефакты
- Зелёный жезл является атрибутом Ордена Чертополоха, рыцарского ордена в Великобритании, ранее в Шотландии. В настоящее время Орден Чертополоха — одна из высших (как правило военных) наград Великобритании.
Примечания
- ↑ Бирюков П. И. Биография Л. Н. Толстого (том 1, 1-я часть).
- ↑ Дон-Аминадо. «Зелёная палочка». («Наши» за границей.).
- ↑ Катя Петровская. ДОН-АМИНАДО, ТРАГИЧЕСКИЙ ШУТ: «Повесть была сочинена специально для журнала, журнал специально под эту повесть затевался.»
- ↑ Детский толстовский центр «Зеленая палочка» на сайте Школа Л. Н. Толстого
- ↑ Толстой Л. Н. Хаджи-Мурат (1896—1904) в кн.: Том 35 \ Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 35, Государственное Издательство Художественной Литературы, Москва — 1950.
- ↑ Татьяна Толстая. Сюжет
- ↑ Между двух стульев: «В голове его под управлением колбасной палочки звучала зеленая дудочка» и т. п.
Вижу Дуб. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами.
Подошел. Слышу голос. Потом пелена. Он!? Толстой.
«Лев Николаевич,- спросил я-Вы ли это? Вас же уже нет?».
Лев Николаевич глянул сквозь мохнатые брови чуть насмешливо и в то же время грустно:
«Нет. Я среди вас».
Я обернулся на холмик у края оврага… Он усмехнулся: «А там — лежит зелёная палочка».
Пелена спала. Только небо над дубом посветлело.
Наверное эта минута будет лучшей в моей жизни.
=================================================================
Каждого, кто приходит в Ясную Поляну, у самого входа в усадьбу встречают две белоснежные башенки -символ Ясной Поляны.
А дальше начинается берёзовый «Прешпект».
На Крестьянском пруду летом купались крестьянские дети и дети Льва Николаевича.
Зимой, местные крестьяне часто слышали весёлый смех раздающийся с Крестьянского пруда. Там каталась на деревянных коньках, сделанных Толстым, деревенская детвора вместе с Львом Николаевичем и Софьей Андреевной.
Из воспоминаний сына:«Едим торопясь и пулей бежим вниз одеваться. Полушубки, валенки, шапки с наушниками, берём коньки в руки и -под гору к пруду… Надеваем коньки, и начинается беготня. Приходят папа с мамой и тоже надевают коньки. Ноги зябнут, пальцы онемели, но я молчу, потому что боюсь, что пошлют домой греться. Увлекаются все. Давно пора идти домой, но мы выпрашиваем ещё несколько минут, ещё немножечко. С деревни прибежали ребятишки и дивуются на нашу ловкость. Щекочет самолюбие, и начинаешь выкидывать всякие фокусы, пока не упадёшь и не расшибёшь нос».
Флигель Кузьминских
Во втором этаже дома Кузьминских находились классные комнаты, и там проходили
учебные занятия.
В нижнем этаже размещались спортивные снаряды(гимнастические кольца, перекладины, гири).
Отчий дом
Сейчас на аллеи между домом Кузьминских и домом Тостого можно увидеть камень от фундамента здания, где родился 28 августа 1828 года Толстой.
Дом был Большой, трехэтажный и имел 42 комнаты. В угловой комнате третьего этажа и родился на знаменитом кожаном диване мальчик Лёва.
Сейчас, как раз на уровне той комнаты — верхушка старой лиственницы. Однажды Толстой, показав рукой на эту лиственницу, сказал одному из своих гостей:
«Вон там, около самой макушки этого дерева, я родился».
Сейчас на месте большого яснополянского дома, неподалеку от старой листвинницы, можно увидеть лишь гимнастические снаряды.
Кто поверит, что Толстой, когда ему шел седьмой десяток лет, крутил на перекладине «солнышко»?
Толстой очень любил конные прогулки.
Описывает Репин:«Вот и теперь мой герой полубог-впереди меня на коне несётся в лесу.Я едва поспеваю за ним: то нырнёт он вниз, с горы в овраг, заросший орешником; ветки хлещут в лицо; я с трудом разглядываю тонкие следы от копыт его лошади. Но вот он взлетает на лесную дорогу, мягко засыпанную листьями дубов и кленов. Как рафаэлевский Саваоф, с раздвоенной бородой, он улетает
быстрой рысью, отстраняя часто ветки то с той, то с другой стороны, заслоняющие ему дорогу. Я изо всей силы стараюсь догнать его. Да ведь впереди берёзка в руку толщиной — перегнулась и стоит перед ним барьером на высоте лица — он же несётся?! Он быстро наклоняется к самой шее лошади, и опасность прошла».
Можно долго рассказывать о пахоте, сенокосах с участием Толстого. Об этом есть и картины.
Но труд-это всегда нравственно оздоровляющее начало в произведениях великого писателя.
Напротив дома Волконского,
а также несколько выше по дороге от его левого крыла, находится целый ряд хозяйственных пристроек: конюшня, каретный сарай, скотный двор, житня, рига.
Толстой писал:» Говор народа, топот лошадей и телег, весёлый свист перепелов, жужжание насекомых… запах полыни, соломы… тысячи различных цветов и теней, которые разливало палящее солнце по светло-желтому жнивью, синей дали леса и бело-лиловым облакам-всё это я видел, слышал и чувствовал».
===================================================================
По линии матери Толстой принадлежал к роду князей Волконских. Николай Волконский, дед Толстого, выйдя в отставку, из Петербурга переехал в Ясную Поляну. Здесь он устроил и дом, и сад, и пруд. Женился на Екатерине Трубецкой, которая родила ему дочь Марию, будущую мать писателя. Князья
Волконские был в родстве и с Голицыными, Одоевскими. По линии матери Толстой был в родстве с А.С. Пушкиным. Боярин И. М. Головин, сподвижник Петра I – их общий предок.
Свою фамилию они получили от князя Василия Темного. Он дал прозвище предку писателя, Андрею Васильевичу –Толстой (за его полноту). Известен был в их роду Петр Андреевич Толстой. Он служил при Петре I, был блестящим дипломатом. После смерти царя был в опале, ему грозила казнь, но его сослали в Соловецкий монастырь, где Петр Андреевич умер.
Прадед Л. Толстого, Андрей Иванович, был замечательным человеком. Участвовал в военных походах, был воеводой, депутатом в Суздальском дворянстве. Когда потомству Петра Андреевича было все возвращено, вплоть до графства, его уже не было в живых. Но дед писателя, Илья Андреевич по безалаберности промотал почти все состояние. Служил в Казани, где женился на дочери военного министра Н.Горчакова, Пелагеи. Возможно, Лев Николаевич придал его черты весельчаку графу Ростову.
После смерти Ильи Андреевича семья жила бедно. Николай Толстой искал богатую невесту. Так произошло его знакомство с княжной Марией Волконской. Молодые супруги сразу же уехали в имение жены, Ясную Поляну. Мать Толстого была удивительной женщиной.
У Марии Николаевны было хорошее образование, она знала несколько языков.
Кто-то очень мудро заметил, что все гениальные люди похожи на своих матерей.
Там было на кого походить. Она была мастерица рассказывать сказки, сочиняя их по мере рассказа. Она писала стихи, делала литературные переводы. Много занималась музыкой. Сохранились ее дневники. Можно по ним судить о ее литературном таланте. Потом это все «расцвело» в ее сыне, Льве. Она любила гулять по березово-ореховой аллее, и Лев Николаевич всегда помнил ее как аллею матушки. Даже в преклонном возрасте, когда было скверно у него на душе, он ходил там и «искал след ее ноги». Это слова писателя.
Мать писателя послужила прототипом княжны Марьи в романе «Война и мир».
За годы совместной жизни Марии Николаевны с отцом Льва Николаевича, в семье родилось пятеро детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария. Кто-то из учителей братьев Толстых сказал, что один из них учит и может учиться. Второй хочет, но не может. Третий может, но не хочет. А младший Лев,- и не хочет и не может. Ведь все братья окончили Казанский университет, кроме того, кто не
хочет и не может. Не смог, потому что не хотел преодолеть в себе лень. Лев Николаевич в своих дневниках ругал себя за это, не обижался на брата Сергея, который называл его «самым пустячным малым».
Свои дневники он вел всю жизнь. Всего Толстым оставлено 13 томов дневников. И в конце своей жизни он отрекается от всех своих произведений, называя их обманом. Кроме своих дневников и публицистики. «Вот оно главное!» Уже на первых страницах он делает запись: «Все это время я вел себя не так, как желал себя вести». Толстой задает себе вопросы: «Какая цель жизни человека?» и «Какая будет цель моей жизни?»
Он ежедневно ставил себе оценки за прожитый день, как рентгеном просвечивал себя. Образ жизни Льва Николаевича в эти годы часто менялся. Он то в Москве, то в Петербурге, где сдавал экзамены в университет. Его увлекает музыка.
Порой Лев Толстой едет к цыганам, играет в карты… Но и в это время Толстой продолжает заниматься самоанализом.
После рождения дочери у Марии Николаевны началась «родовая горячка» и ее вскоре не стало. Маленькому Льву не было и двух лет, как он ее потерял. Через семь лет умер отец. Заменила детям мать тетушка Татьяна Александровна Ергольская.
Эта потрясающая женщина сыграла большую роль в воспитании детей Николая Ильича, отца писателя.
Толстой вначале не чуждался светской жизни. Бывал на придворных балах.
Но сам он называл столицу «трубой» и жителей её «трубочистами»
В дальнейшем Толстой возненавидел городскую жизнь. Учился Толстой нерадиво, прогуливал лекции. Не получив допуска к сдаче экзамена, перешёл на другой факультет – юридический. Но и здесь ему было скучно, поэтому 12 апреля 1847 года Толстой, не удовлетворённый университетским образованием, подал прошение об исключении. Толстой приезжает вновь в 1856 году — в Ясную Поляну. Он отправился в родовое имение Ясная Поляна, надеясь испробовать себя на новом поприще – благоустроить быт своих крепостных. Но крестьяне отказались от его совета и помощи: они не понимали барина. Так Толстой в первый раз остро ощутил непреодолимую пропасть, разделявшую его – помещика, господина – и простой народ. Он поселяется в одном из флигелей. Большого яснополянского дома уже не было, так как он был продан за долги в 1854 году помещику Горохову, разобран и перевезён в соседнюю деревню Долгое за 30 верст от Ясной.Частичную сумму от этой продажи Толстой хотел направить на издание военного журнала.
Мало кто знает (этого не говорят даже экскурсоводы), что боль о утрате родового дома в тысячу раз усиливалась в душе Льва Николаевича от сознания того факта, что вырученные от продажи деньги он проиграл в карты. Он не мог себе этого простить всю жизнь.
И он полюбил деревню, леса, поля, луга. Здесь, вдали от социальных контрастов города, он обретал относительное душевное равновесие и возможность заниматься творческим трудом. Здесь его посещала “самая чистая радость – радость природы”. До самой старости он остро и молодо чувствовал красоту и силу родной земли. Он называл природу лучшим другом, которого не потеряешь до смерти.
«…Необыкновенная красота весны нынешнего года в деревни разбудит мёртвого.
Жаркий вечер ночью колышет молодой лист на деревьях, и лунный свет и тени, соловьи пониже, повыше, подальше, поближе, сразу с синкопами, и вдали лягушки, и тишина, и душистый жаркий воздух – и всё это вдруг, не вовремя, очень странно и хорошо. Утром опять игра света и тени от больших, густо одевшихся берёз прешпекта по высокой уж тёмно – зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива, и все – главное, махание берёз прешпекта такое же, как было, когда я, 60 лет тому назад, в первый раз заметил и полюбил красоту эту».
Так писал Толстой 3 мая 1897 из Ясной Поляны своей жене в Москву. Письмо это – как лирическое стихотворение, ярко передающее душевное состояние автора от соприкосновения с природой, ,, этим непосредственнейшим выражением красоты и добра.
Лев Николаевич любил физические упражнения.
Можно увидеть на пустом месте, где стоял раньше родовой дом реставрированный турник, на котором Толстой даже в 60 лет «крутил солнышко».
А кто мог с ним потягаться с гирей? Одной рукой Лев Николаевич поднимал 5-ть пудов!
Каждое утро Толстой совершал «утреннюю молитву»-пешую прогулку по имению и деревне. Спрашивал, разговаривал с людьми.
Вернувшись, он присаживался у «дерева бедных». Там его уже ждали посетители.
Это были крестьяне ближних и дальних деревень, нищие, богомольцы, безработные, погорельцы. Приходили за помощью, советами.
В Ясной поляне побывали выдающиеся деятели русской и мировой культуры, науки, политики. Здесь кипели страстные споры о судьбах России, об идеалах нравственных, социальных, эстетических, о самых волнующих вопросов современности. Порой в зале яснополянского дома разыгрывали спектакли, пели песни. Играли в четыре руки на рояле для гостей с Софьей Андреевной.Ясную Поляну знали в самых отдалённых уголках земного шара. «Россия, Льву Толстому» – так адресовали свои письма некоторые зарубежные корреспонденты писателя.
Писали ему много писем. Около десяти в день. Толстой отвечал лично не на все.
Но как он сам говорил «Если вижу, что на конверте написано „Льву Толстову, а не Льву Толстому -отвечал обязательно, так как это письмо явно от простого человека.“
По мере увеличения семьи Толстого, в разное время к флигелю были сделаны пристройки. Первая деревянная неоштукатуренная пристройка с правой стороны флигеля, выходящей в парк “Клины”, была сделана в 1866 году. В упомянутом Софьей Андреевной кабинете Толстой продолжает писать „Войну и Мир“.
В 1857 году, после года, проведённого в Ясной Поляне, Толстой уезжает за границу. В швейцарском городе Люцерне он стал свидетелем того, как постояльцы дорогой гостиницы ничего не подали бедному певцу, которого они с удовольствием слушали.
А когда он впервые увидел казнь человека во Франции на гильотине, принимает решение вернуться назад.
Были выстроены два каменных флигеля, а между ними заложена основа большого барского дома.
Он поселяется в одном из флигелей, построенных в первой четверти XIX века дедом Толстого, Н.С.Волконским. Вернувшись в Россию, Толстой открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам преподаёт в ней. Выводы из своего педагогического опыта писатель сформировал в статье с вызывающим заглавием:
»Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?».
По мысли Толстого, крестьянские дети хранят душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях. Их обучение ценностям высокой культуры едва ли необходимо. Напротив, сам писатель, занимаясь с ними, оказался в роли не учителя, а учащегося.
Выполняя обязанности мирового посредника, Лев Николаевич почти во всех делах неизменно зашишал нужды крестьян, выносил решения в их пользу и добивался открытия школ по всему уезду. Чтобы изучить основы обучения детей, он едет в Европу, учится там. Отсюда его идея, — это «свобода учащегося» в обучении и никакого насилия со стороны педагогов. Эти школы существовали на средства, вносимые родителями, которые платили от 50 до 80 копеек серебром в месяц за обучение каждого ребёнка. В этот период было открыто свыше 10 школ, в других учителями работали студенты. Лев Николаевич приглашал учителей, помогал им при составлении учебных планов, поддерживал и идейно направлял их педагогическую деятельность, старался улучшить их материальные условия.В
школе Толстова эти Морфутки и Тараски могли прийти и ранним утром, в обед, вечером. Расписания как такового не было. Сам Лев Николаевич занимался с ребятишками лишь до 12-00. Потом его меняли студенты энтузиасты.
Атмосфера в школе была самая демократическая. Ребёнок мог встать и просто уйти. А как часто Лев Николаевич неожиданно выбегал посреди урока на улицу и увлекал всех в игру со снежками.
Особенно Толстой поощрял написание детьми сочинений на любую ими понравившуюся тему. Причём никогда не обращалось внимание на орфографические ошибки и чистописание (для этого были специальные уроки)-важно было лишь изложение мысли.
Оценки в школе не ставили.
На уроках была свободная раскрепощенная обстановка. Разрешалось ходить, сидеть на полу, на подоконниках.
Интенсивная педагогическая работа Льва Николаевича Толстого началась с 1859 года, спустя десять лет после первых занятий с крестьянскими детьми, когда он открывает бесплатную начальную школу в Ясной Поляне.
Первый период педагогической деятельности писатель назвал периодом «страстного увлечения педагогической деятельностью». «Другая теперь наука… не нам нужно учиться, а нам нужно морфутку и тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем».
Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был обеденный перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь-девять часов вечера.
Понравился пост «Зелёная палочка»? Поделитесь им со своими друзьями, отправив им ссылку:
Граф Лев Толстой — русский писатель XIX века с мировым именем. Он, один из немногих, кто получил признание и своих современников, и потомков. Его произведения перешагнули свое время и продолжают быть актуальными и сейчас.
Всем своим разнонаправленным творчеством Лев Толстой стремился сделать людей лучше, чище, добрее и, конечно же, счастливее. Всю жизнь с ним жила его детская мечта о «зеленой палочке» с записанным на ней секретом всеобщего счастья. Казалось, только стоит найти эту палочку, как тут же уйдут и смерть, и болезни, и несчастья, и войны, то есть и все, что омрачает человеческую жизнь…
Детские годы Льва Толстого в Ясной Поляне
Как известно, Лев Толстой родился 28 августа 1828 года в богатой и благополучной семье в имении Ясная Поляна Тульской губернии. К сожалению, дом, в котором появился на свет маленький Лев, до нашего времени не дожил. Сам Лев Толстой, будучи еще довольно молодым, проиграл его в карты.
В настоящее время на месте дома стоит вот такой, ничем не примечательный камень с незамысловатой надписью «Здесь стоял дом, в котором родился Л.Н.Толстой.
Кстати, если вы заметили, в дате рождения Толстого дважды повторяется цифра «28». Это число, по признанию самого писателя, играло в его жизни особую роль. Какую роль «28» сыграет в конце жизни Льва Толстого, вы узнаете в конце повествования.
Надо сказать, что его родители вступили в брак по расчету. Отец Николай Толстой женился на богатой и уже не молодой невесте Марии Волконской, чтобы поправить свое финансовое положение. Однако, несмотря на это обстоятельство семейная жизнь родителей писателя была довольно счастливой.
Кроме Льва у Николая и Марии Толстых родилось еще четверо детей: Николай, Сергей, Дмитрий и Мария. К сожалению, рождение девочки оказалось роковым для жизни матери писателя. Мария Толстая скончалась при родах в 1830 году . На тот момент Лев был еще совсем маленьким ребенком, ему не исполнилось и двух лет. Но это было не последнее испытание, пережитое в детстве. Через семь лет скончался и отец Льва Толстого.
Лев Толстой после смерти родителей
Оставшись без родителей, трое младших детей Толстых вплоть до 1840 года живут в Ясной Поляне. За ними присматривает опекун и тетя по отцу графиня Остен-Сакен. Однако, так продолжается недолго. Графиня умирает и детям назначают нового опекуна, теперь уже сестру отца графиню Юшкову. Кстати, на могиле тети в Оптиной пустыни можно увидеть небольшое стихотворение-первую пробу пера Льва Толстого.
Поскольку Юшкова жила в Казани, дети Толстых из Ясной Поляны отправляются туда. О жизни в доме нового опекуна у писателя остались самые светлые воспоминания. Сам дом Юшковых считался в городе одним из самых веселых, да и тетушка оказалась «одним из добрейших и чистейших существ». Однако, несмотря на веселую и легкую жизнь в доме Юшковых, именно в этот период Лев Толстой задумывается о таких вещах, как счастье, смерть, Бог, вечность и любовь.
Лев Толстой на учебе в Императорском Казанском Университете
Надо отметить, в дворянских семьях того времени дети до определенного возраста, в основном, получали домашнее образование. И, конечно же, лучшими учителями в тот период считались иностранцы. Льва Толстого тоже, как это было принято, обучали заграничные педагоги. Сначала это был немец Ресельман, а потом его сменил француз Сен-Тома. Наконец, Лев стал достаточно взрослым и Юшкова в 1843 году повезла его в Казань, чтобы мальчик смог получить уже высшее образование.
Поскольку в то время особой популярностью пользовался Императорский Казанский университет, то решено было поступать именно туда. К тому же в этом университет поступили братья будущего писателя. Надо сказать, учеба в университете, как это ни странно, не особо увлекла Льва Толстого. Ему больше нравилось учиться самому, без чьей либо подсказки. Так и не доучившись, Лев Толстой в конце концов оставил университет.
Кстати, во время учебы в 1847 году Лев Толстой заболел и, лежа на больничной койке в университетском госпитале, начал писать свой знаменитый дневник. Его он ведет с короткими перерывами всю свою оставшуюся жизнь.
Лев Толстой и светская жизнь
Итак, не закончив университет, Лев Толстой приезжает в Ясную Поляну. Она досталась ему по наследству после смерти родителей. Здесь он сразу пытается наладить хорошие отношения со своими крепостными крестьянами. Однако, деревенские мужики не слишком-то доверяют молодому барину, которому на тот момент исполнилось всего 19 лет.
Также Львом Толстым делаются попытки отрегулировать по-новому и свою собственную жизнь. Он устанавливает для себя множество правил, которые регулярно записывает в своем дневнике. Правда, выполнить все эти правила ему удается не всегда. Здесь же в Ясной Поляне Лев Толстой изучает английский язык, музыку и юриспруденцию.
Через какое-то время уже осенью 1848 года Лев Толстой едет в Москву, чтобы продолжить свое обучение. Однако, вместо учебы молодой Лев с головой погружается в веселую светскую жизнь с ее кутежами и карточными играми. Будущий писатель часто проигрывает крупные суммы денег. Следующей становится поездка в 1849 году в Санкт — Петербург, Лев Толстой делает новую попытку продолжить обучение. Однако, там вдруг все резко меняется: он снова уезжает к себе в Ясную Поляну.
Но тяга к разгульной жизни и азартным играм постоянно дает о себе знать. Лев Толстой продолжает часто наведываться в Москву и проигрывает там крупные суммы денег. В конце концов, его финансовое положение полностью раскраивается и большие долги заставляют его изменить свою жизнь. Ему приходится существенно сократить свои расходы и искать новые финансовые источники. Чтобы поправить свое материальное положение Лев Толстой решает поступить на военную службу. С этой целью весной 1851 года он уезжает на Кавказ.
Надо отметить, что в это время Толстой уже пробует себя на литературном поприще. С конца 1850 года начал писать автобиографическую повесть «Детство», которая выйдет в журнале «Современник» в 1852 году. Также в 1851 году он закончил свой рассказ «История вчерашнего дня». Правда, опубликовали ее уже после смерти писателя в 1928 году.
Лев Толстой на Кавказе
Пока оформлялись все необходимые для военной службы документы, на Кавказе в Пятигорске Льву Толстому пришлось пять месяцев жить в простой избе. На это время его любимым занятием стала охота и, конечно же, литературное творчество. Продолжает писатель и вести свой дневник, в котором особое место занимают серьезные размышления о гомосексуализме. Хотя Лев Толстой и пишет на эту тему, но для самого себя считает такие отношения совершенно неприемлемыми.
Наконец, оформление документов успешно заканчивается и осенью 1851 года Лев Толстой поступает юнкером в артиллерийскую бригаду в станице Старогладовской под Кизляром. Проходит время и в июле 1852 году отсюда он посылает в журнал Современник свое «Детство».
Конечно, как только редактор «Современника» поэт Николай Некрасов прочитал рукопись Толстого, он сразу рассмотрел в нем талантливого писателя. Уже 18 сентября 1952 года «Детство» напечатал это произведение и оно имело небывалый успех у читателей. Благодаря «Детству» Льва Толстого ставят в один ряд с такими корифеями литературы, как Илья Тургенев, Иван Гончаров, Александр Островский. Однако, сам Лев Толстой относился к подобным заявлениям критически и не считал себя, как это принято в современном мире, «звездой» литературы.
Надо сказать, что служба на Кавказе далась Толстому нелегко. Он провел там два года и на себе в полной мере ощутил все ее опасности. За проявленное в боях мужество молодой юнкер вскоре заслужил Георгиевский крест. Однако, по идейным соображениям он великодушно уступил свою награду. Георгиевский крест получил сослуживец Толстого-простой солдат из народа. Толстой рассчитывал, что эта награда облегчит солдату нелегкую армейскую службу.
Лев Толстой и Крымская война
Так как в 1853 году с началась Крымская война с османами, англичанами, французами и сардинцами, Толстой переводится с Кавказа в Дунайскую армию. Позже, уже в ноябре 1854 года он пребывает в Севастополь и участвует здесь в военных операциях. Несмотря на участие в боевых действиях, Толстой не забывает и о своем любимом увлечении-художественной литературе.
В 1854 году он высылает первый из своих «Севастопольских рассказов» все в тот же журнал «Современник». Это произведение действует на публику, словно разорвавшаяся бомба. Настолько живо и правдоподобно рисует в нем автор картины ужаса, которые приносит война. Этот рассказ был замечен не только простыми людьми, но и самим императором Александром II. Монарх повелел беречь талантливого офицера и писателя. За участие в обороне Севастополя Лев Толстой был награжден несколькими медалями и орденом Святой Анны четвертой степени.
Можно сказать, что писатель в это время находился на самом пике славы: он и успешный литератор, и храбрый офицер. Казалось бы, есть все шансы двигаться дальше по карьерной лестнице. Однако, все портят его сатирические песенки, в которых он смело критикует бездарность некоторых генералов. Конечно, это не могло пройти даром Толстому, приходится давать объяснения начальнику штаба.
Летом 1855 года Лев Толстой отбывает в Москву. Там он публикует еще два сочинения из серии Севастопольских рассказа и снова его ждет успех. В ноябре 1856 года писатель решает окончательно оставить военную службу. На тот момент он имел звание поручика.
Лев Толстой в Европе
После окончания службы в армии Лев Толстой обосновался в Санкт-Петербурге. Здесь наряду с писательской у него снова началась веселая разгульная жизнь. Однако, на этот раз она быстро надоела Толстому. В это время он пишет, что и люди ему опротивели, и он сам себе опротивел.
В начале 1857 года он без всякого сожаления покидает столицу и отправляется в путешествие по Европе. Там, как ему кажется, он должен обрести новые смыслы и вдохновение. Однако, его ожидания не оправдываются. Первый в поездке Париж, как ни странно, произвел на писателя скорее негативное, чем хорошее впечатление. Его сильно ужаснул культ императора Наполеона среди французов. Да и казнь на гильотине, на которую, как на шоу, пришли тысячи парижан с детьми, тоже показалась ему тяжелым зрелищем.
Тягостные впечатления заставляют Толстого спешно покинуть столицу Франции. Такое его поведение вызывает непонимание среди его коллег-русских литераторов. Они совершенно не понимают Толстого и считают его несколько странным. «Как можно не любить Париж?» — думают они. Хотя чужое мнение Толстого вряд ли сильно волновало Толстого.
Дальнейшие поездки по Европе в Германию, Италию, Швейцарию, Англию приносят еще большие разочарования. Его надежда увидеть за границей более гуманное устройство общества совершенно не оправдалась. Здесь тоже, как и в России, он обнаруживает огромную пропасть между богатыми и бедными.
Также, как и у себя на родине, в Европе Лев Толстой продолжает вести разгульную жизнь. В результате такого поведения он получает венерическое заболевание и, конечно же, снова долги. О своей болезни он откровенно записал в своем собственном дневнике.
Внебрачная связь Льва Толстого
Между своими поездками Толстой живет то в Санкт- Петербурге, то в Ясной Поляне. Со столицей его тесно связывает сотрудничество с журналом «Современник». А в своем имении у него завязывается любовный роман с простой крестьянкой Аксиньей Базыкиной. Эта связь продолжалась, конечно же, недолго. Вскоре Толстой оставил свою возлюбленную. Кстати, гораздо позже он сильно переживал по поводу этой истории и испытывал чувство вины перед этой девушкой. Свои переживания он описал в романе «Воскресение», опубликованном в 1899 году.
Лев Толстой на лечении в Башкирии
Надо сказать, на какое-то время ажиотаж по повод творчества Льва Толстого спадает. Да и сам писатель в этот период тоже не испытывает потребности во всеобщем внимании. Писателя вдруг настигает депрессия и в мае 1862 года он едет лечиться в башкирский хутор Каралык модным способом кумысолечением. Здесь Толстой пробыл довольно долго, больше месяца. Это место так понравилось и запомнилось писателю, что позже уже в 1871 году он покупает тут имение, а потом даже организует тут конный завод. Хотя, этот проект не был особо удачным и, если не считать удовольствия, приносил семье Толстых только убытки.
Женитьба Льва Толстого
В том же 1862 году, вылечившись от депрессии и почувствовав себя, наконец, вполне здоровым, Лев Толстой решает кардинально поменять свою жизнь. В сентябре 1862 года он женится на молоденькой очаровательной 18-летней девушке Софье Берс и буквально сразу посвящает ее во все свои добрачные связи. Конечно, для невинной и совсем еще не знающей жизни девушки это было настоящим шоком.
Отношения Льва Толстого с женой Софьей
Первые годы совместной жизни Толстых можно назвать счастливыми. Благополучная семейная жизнь благотворно отразилась и на творчестве Льва Толстого. В первые 15 лет брака он пишет такие фундаментальные романы как «Война и мир» и «Анна Каренина», которые приносят ему мировую известность.
Преданная жена Софья оказывает Льву Толстому всяческую поддержку во всех его делах: и литературных, и хозяйственных. Известно, что Софья сама переписывала рукописи мужа, поскольку у писателя был неразборчивый почерк.
Однако, чем больше проходит времени, тем сильнее супруги расходятся в своих взглядах на жизнь. В семье все чаще случаются ссоры и конфликты. Писатель все больше стремится к простой и очень скромной жизни без особых излишеств и роскоши. Софья же, как фанатичная мать большого семейства, не согласна с такими взглядами мужа. Она, как львица, борется за материальное благополучие своих детей.
Дело доходит до того, что, следуя своим взглядам, Толстой в 1892 году отказывается от собственности и передает всю свою недвижимость жене и детям. Также, между супругами все жарче разгорается война за авторские права на книги и дневники писателя. Лев Толстой мечтает совсем отказаться от прав на свое литературное творчество. Он считает, что его книги должны свободно печататься в России и по всему миру.
Нет сомнения, что Софья очень любила своего мужа. Об этом свидетельствуют ее дневники. Она пережила Льва Толстого на целых 9 лет и успела еще увидеть революцию 1917 года. В конце концов, она лишила ее всего, за что она всю жизнь так боролась со своим мужем. 4 ноября 1919 года Софья Толстая тихо скончалась в своем имении Ясная Поляна.
Дети Льва Толстого
Несмотря на довольно сложные отношения между супругами Толстыми, они все же прожили в браке более 50 лет. У них родилось 13 детей. Правда, пятеро из них умерли еще в детстве.
Судьба выживших детей сложилась по разному. Единственное, что их объединяет, это то, что все дети Толстого, за исключением одного, уехали жить заграницу.
Только старший сын Сергей, композитор и музыковед, всю жизнь прожил в России. Пятеро остальных: Татьяна, Илья, Лев, Михаил и главная единомышленница отца Александра — эмигрировали из России и скончались уже заграницей. Двое детей дочь Мария и сын Андрей умерли от болезни на Родине еще до революции.
Надо сказать, что у Льва Толстого был еще и внебрачный ребенок от крестьянки Аксиньи. Тимофей, так его звали, родился в 1860 году и впоследствии служил кучером у законных детей писателя.
Духовный перелом в жизни Льва Толстого
Как говорилось выше, с течением времени мировоззрение Льва Толстого все больше и больше менялось. Он все ближе приходит к мысли, что все, на чем раньше держалась его жизнь, пустое и лишено всякого смысла. В какое-то время писателя даже посещают мысли о самоубийстве. Он ищет для себя новые смыслы в философии, богословии и общении с простым народом. Писатель стремится жить в гармонии с природой, активно занимается физическим трудом, скромно одевается и питается.
Дружба Льва Толстого с В.Г.Чертковым
При таких обстоятельствах разлад между супругами Толстыми становится все сильнее. В какой-то момент в окружении писателя появляется новое лицо Владимир Чертков, в котором Лев Толстой находит все то, чего нет в его жене Софье.
Их знакомство произошло в октябре 1883 года, с тех пор Чертков становится для писателя самым близким человеком. Он единственный в любое время и без приглашения мог навещать Толстого. Кстати, новый знакомый был намного моложе писателя. В 1883 году ему исполнилось 29 лет.
Чертков пережил Льва Толстого и до конца жизни оставался преданным их дружбе. Он умер уже после революции в 1936 году и до конца своей жизни оставался главным редактором полного собрания сочинений Льва Толстого.
С появлением Черткова в доме отношения между супругами еще больше осложнились. Софья совершенно не жаловала его и ревновала к мужу. Правда, и Чертков не отвечал ей особой взаимностью. В переписке он даже предлагал Льву Толстому бросить свою семью.
С изменением взглядов на жизнь меняется и литературное творчество Льва Толстого. Его произведения теперь носят больше социальный характер и направлены против существующего общественного строя. Иначе он теперь относится к своим прежним произведениям таким как «Анна Каренина» и «Война и мир». Он с полным равнодушием взирает на тех, кто восхищается ими, а в своем дневнике пишет: «Люди любят меня за те пустяки-«Война и мир» и т.п., которые им кажутся очень важными».
Новое мировоззрение Льва Толстого отразилось в таких произведениях как «Исповедь», «Крейцерова соната», «Живой труп», «Хаджи-Мурат», в последнем крупном романе «Воскресенье» и многих других. В этих своих книгах Толстой активно критикует российскую власть и даже покушается на религию. Это приводит к тому, что в 1901 году Священный Синод отлучает писателя от церкви.
Бегство из Ясной поляны и смерть Льва Толстого
В 1910 году желание жить согласно своим убеждениям у Толстого становится настолько сильными, что он ночью 28 октября буквально бежит из родного гнезда. В сопровождении своего врача Дмитрия Маковицкого он в тайне от жены едет на станцию Щекина. Известно, что сначала он посещает Оптину пустынь, потом Шамординский монастырь, затем решает ехать к племяннице в Новочеркасск. Оттуда он планировал ехать в Болгарию или на Кавказ. По всей видимости, четкого плана дальнейшей жизни у Льва Толстого не было. Решения принимались по мере необходимости прямо во время поездки.
Однако, по дороге Толстой заболевает простудой и на станции Астапово вынужден сойти с поезда. Простуда оборачивается серьезной пневмонией, которая собственно и приводит писателя к смерти. Кстати, уже лежа на смертном одре, на последний вопрос:»Что ему хочется?» Толстой ответил: «Мне хочется, чтобы мне никто не надоедал». Видимо, в душе Лев Толстой уже приготовился к своему уходу из жизни и воспринимал его спокойно. 7 ноября 1910 года писатель скончался.
Похороны Льва Толстого
Известно, что на похороны Льва Толстого в Ясной Поляне собралась многотысячная толпа из друзей, близких, поклонников его творчества, студентов и местных крестьян. Церемония прощания со знаменитым писателем по отчетам полицейских прошла очень мирно. Хотя, у правительства и были опасения, что она может вылиться в масштабную антиправительственную демонстрацию. Лев Толстой пользовался в стране большим авторитетом у оппозиционеров.
10 ноября 1910 года тело писателя предали земле в Ясной Поляне на берегу оврага, где когда-то они с братом искали «зеленую палочку», хранившую секрет человеческого счастья. Мысль о всеобщем счастье мучила Толстого всю жизнь. Он так и не нашел эту самую свою палочку… Да и существует ли она вообще?-вот вопрос.
Талант писателя был по достоинству оценен еще при его жизни как в России, так и зарубежом. Лев Толстой четырежды номинировался на Нобелевскую премию по литературе. От дальнейших номинаций он сам лично отказался…
Поделиться ссылкой:
В 14 километрах к юго-западу от Тулы, есть старинная усадьба 17 века, которая до сих пор хранит уклад деревенской жизни. Здесь, по-прежнему, цветут яблоневые сады, на лесных полянах все так же пчёлы собирают с цветов сладкий нектар, на обширных сочных лугах, как и полтора века назад, пасутся кони. Вечерний туман опускается на тропинки и просеки, он делает жизнь усадьбы таинственной. А обильная утренняя роса напоминает всем её обитателям о пробуждении к новому дню.
Здравствуйте, дорогие друзья! Как Вы уже догадались, речь сегодня пойдёт о Ясной Поляне, месте довольно необычном и противоречивом, которое так любят иностранцы.
Краткая официальная историческая справка:
Ясная Поляна — усадьба в Щёкинском районе Тульской области, основанная в 17-м веке и принадлежавшая сначала роду Карцевых, затем роду Волконских и Толстых.
Первое упоминание о «Ясной поляне» встречается в документах 1652 года, тогда это было небольшое поселение. Роду Толстого поселение стало принадлежать в 1763 году, когда его выкупил прадед Льва Николаевича князь Сергей Федорович Волконский. Позже ее унаследовал сын, Николай Сергеевич Волконский, дед писателя, который и придал этому месту вид крупной усадьбы. 412 га — общая площадь усадьбы, из которых 250 га — занимают леса и 40 га — яблоневые сады.
Семья Толстых жила здесь с пятью детьми, в том числе и с самым младшим — Львом, который родился 9 сентября 1828 года. Он рано лишился своих родителей, и раздел всех имений произошел в 1847 году. «Ясная Поляна» перешла к Льву Николаевичу, которому на тот момент было 19 лет, но проживать там он начал только в 1856 году.
Писатель женился в 1862 году на Софье Андреевне Берс, и от женской руки усадьба стала преображаться. Супруга создавала домашний уют и красивые цветники вокруг дома, а Лев Николаевич занимался садами и лесами вокруг.
Здесь, Лев Николаевич Толстой, родился, здесь он жил и творил. В Ясной Поляне были написаны «Война и мир», «Анна Каренина» и другие его произведения, здесь же находится его могила.
«Ясная поляна — типичная усадьба помещика среднего класса. И именно этот средний класс дал нам Толстого, Тургенева, Чайковского… Тех людей, которые создали великую русскую культуру».
Переехав в усадьбу, Л. Н. Толстой расширил один из флигелей. В этом доме писатель прожил более 50 лет и создал в нём большую часть своих произведений. Сейчас этот дом является музеем Л. Н. Толстого.
Во время Великой Отечественной войны экспонаты музея были эвакуированы в Томск. Эвакуацию организовала внучка писателя Софья Толстая-Есенина, которая в 1941 году стала директором объединенных толстовских музеев. Ясная Поляна была оккупирована в течение 47 дней, с 29 октября по 14 декабря 1941 года. При отступлении немецко-фашистских войск, дом Толстого был подожжен, но пожар удалось потушить, в усадьбе сразу же начались восстановительные работы.
Первая реставрация была завершена к маю 1942 года. В мае 1945 года экспонаты дома Толстого вернулись на свои прежние места. Восстановление музея-усадьбы продолжалось до середины 1950-х годов, когда были воссозданы некоторые хозяйственные постройки, вымерзший перед войной яблоневый сад, проведена реставрация дома.
Недалеко от могилы Толстого, гитлеровцы похоронили своих убитых офицеров. Их останки были перезахоронены за пределами усадьбы в 90-х годах прошлого века.
В экспозицию музея входят: дом писателя с подлинной обстановкой, личные вещи Л. Н. Толстого, его библиотека в 22 тыс. книг, дом Волконского, могила Толстого, старинный липовый парк, пруды, леса, луга, пашни и сады, а также десятки мемориальных объектов и богатейшие фонды бесценных реликвий, связанных с жизнью писателя. Обстановка в доме-музее Л. Н. Толстого сохранена такой же, какой ее оставил сам писатель, навсегда покидая Ясную Поляну в 1910 году.
При жизни писателя, на территории усадьбы Ясная Поляна на реке Воронка была мельница, которая использовалась для хозяйственных нужд. В настоящее время её нет. Остался только мостик, приспособленный для установки мельницы, на берегу лежит одна из частей мельницы — каменный круг.
«Прешпект» — берёзовая аллея, появившаяся в Ясной поляне около 1800 года. Начинается от башен въезда и идёт к Дому писателя. «Прешпект» неоднократно упоминался в произведениях Льва Николаевича.
Л.Н. Толстой прожил в усадьбе Ясная Поляна, 54 года, начиная с 1856. В последние годы жизни Толстой неоднократно высказывал просьбу похоронить его в лесу «Старый Заказ», на краю оврага, на «месте зелёной палочки». Легенду о зелёной палочке Толстой услышал ещё в детстве от своего любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о великой тайне. Стоит раскрыть её, и никто больше не умрёт, не станет войн и болезней, и люди будут «муравейными братьями». Остается лишь найти зелёную палочку, зарытую на краю оврага. На ней тайна и записана.
Согласно завещанию, Л. Н. Толстого, его похоронили в лесу, напротив оврага, на месте легендарной «зелёной палочки». Над могилой насыпан небольшой холмик, поросший зеленью, нет креста. Писатель просил его похоронить как можно скромнее и без всяких обрядов. И теперь, писатель покоится в единении с природой.
Конец краткой официальной исторической справки.
При прочтении официальной информации, Вы наверняка обратили внимание на следующие строки, цитата: «этот средний класс дал нам Толстого, Тургенева, Чайковского. Тех людей, которые создали великую русскую культуру». Не хочу ни кого принижать, но складывается впечатление, что до них русской культуры просто не было? Или тут ключевым является «создали русскую культуру» и само слово «создали»?
Друзья, хочу обратить ваше внимание на деревья. В некоторых местах их очень мало. Где-то видна сплошная стена из растительности, но если приглядеться, то стволы деревьев хоть и длинные, но тонкие. Возраст таких деревьев 30−40 лет.
Ещё один важный момент: большинство из нас не знают своих предков далее середины 19-го века, а в родословии Толстых, более-менее подробно расписаны все представители династии. Род матери Толстого, Марии Николаевны Волконской, восходил к князю Ярославу Мудрому, а основателем отцовского рода был рыцарь-тамплиер по имени Анри де Монс.
Давайте посмотрим на карту. Непосредственно перед въездными башнями, проходил моравский шлях. Эта дорога называлась Посольской, Крапивенской, Тульской. Посольская дорога, превратившаяся позже в Киевский тракт, проходила как раз через деревню вплоть до 40-х гг. 19 века.
В 1840-е гг. тракт, получивший с этого времени название Киевского шоссе, был перенесён к востоку от усадьбы, и шоссе проходило уже восточнее деревни. Здесь оно находится и поныне.
Что касается экскурсий по усадьбе, то в целом видно, что экскурсоводы, рассказывая одно и тоже, по нескольку раз в день, вызубрили всё до автоматизма, и в их рассказе всё ровно и чётко. Но стоит задать немного сторонний вопрос, как выясняется, что ответ они или не знают совсем, или их знания обрывочные.
Например, в доме-музее Толстого, когда экскурсовод рассказывал, что большинство своих произведений, писатель писал именно по вечерам, был задан логичный вопрос об освещении, на что тот не смутившись, ответил, что дом освещался свечами.
Тогда я попросил уточнить, а что делают на столах керосиновые лампы, во множестве расставленные по всем углам и столам, на что экскурсовод немного замявшись, сказал, что эти лампы поставлены просто для декорации и поддержания духа старины.
Когда мы пришли в знаменитую комнату под сводами, то на мой вопрос, о назначении колец в потолке, экскурсовод сказал, что не знает их точного назначения, но возможно на них подвешивали мясо.
Что интересно, на фотографиях разных лет, кольца расположены в разных местах, а то и вовсе отсутствуют. Есть ещё неофициальная версия, что к этик кольцам крепились ясли с младенцем. Но тут есть такие моменты — это комната полностью кирпичная, даже потолок, следовательно она прохладная и влажная, а окна входят на Восток, значит солнце здесь только по утрам летом, а в остальное время сумрак. Кстати, эта комната под сводами, находится на современном первом этаже, в той части, где изначально был флигель, об этом я расскажу далее.
Следующий вопрос, я задал во флигеле Кузьминских, сейчас там экспозиция.
Увидев на витрине Георгиевский Крест 4-й степени, я спросил, кого в семье Толстого наградили такой высокой наградой, на что экскурсовод ответил, что не знает, и вообще без понятия как она тут оказалась.
Друзья, тут хочу пояснить, что Георгиевский Крест, в Императорской России, являлся высшей наградой для солдат и унтер-офицеров за боевые заслуги и за храбрость, должен был носиться его обладателем всегда и при всех обстоятельствах. В какой-то мере, это сопоставимо со Звездой Героя, времён СССР. И вот, о происхождении этой награды, находящейся в экспозиции, посвящённой Толстому, экскурсовод ничего не знает! А ведь даже согласно официальной истории, Толстой служил в Крыму, и участвовал в Крымской войне и обороне Севастополя.
И ещё один немаловажный момент. Многие ошибочно считают, что Толстой родился в этом доме, который сейчас является дом-музей Толстого. Другие полагают, что писатель его построил с нуля, под свои нужды.
Давайте посмотрим на схему усадьбы.
Как оно было на самом деле я не знаю, но по объяснениям экскурсоводов, Толстой, когда в конце 1850-х, вернулся в Ясную Поляну, поселился в правом флигеле, и впоследствии его достраивал и переделывал, по мере роста его семьи.
А родился Толстой, в большом трёхэтажном деревянном доме, крытым железом, располагавшимся между флигелем Кузьминских и современным домом-музеем Толстого, который, повторюсь, изначально так же был флигелем.
Родовой дом Толстого был продан «на своз» соседскому помещику Горохову, перевезен за 40 верст от Ясной Поляны в село Долгое, и простоял там до 1913 года, а затем был разобран за ветхостью. Тут хочу пояснить, что «под своз» продавались именно деревянные дома, так как их можно было впоследствии построить в первоначальном виде. Имеется виду именно деревянное строение, которое могло быть жилым домом, церковью, амбаром. Продавать «под своз» каменное здание, не имело смысла, так как камень (кирпич) по сути своей — малоформатный строительный материал, и из него можно построить дом любой планировки, и помещику не было необходимости платить больше; если он хотел себе точно такой же дом, как у Толстого, то мог просто купить кирпич-камень и просто построить такой же, где угодно.
Однако вот, что Толстой пишет, в декабре 1897 года, в своём дневнике: «4-го ездил в Долгое. Очень умиленное впечатление от развалившегося дома. Рой воспоминаний». То есть, на новом месте дом был воссоздан в точности, а такое возможно, только если дом деревянный. При этом, возникает логический вопрос, как так получилось, что большой яснополянский дом, спланированный ещё князем Волконским, который задавал облик центральной части усадьбы, как так получилось, что этот дом деревянный, а флигели, стоявшие по бокам от него, каменные (кирпичные)?
На этот вопрос мне не ответил ни один экскурсовод. Единственное, что они говорят по поводу родового дома Толстого, так это, что он был деревянный, и показывают на камень, якобы из фундамента этого дома.
Сказать однозначно, является ли дом-музей Толстого засыпанным, я не могу, так как он многократно перестраивался и доделывался, и даже глядя на фундаментный камень, у основания стены, мы видим, что камни уложены вдоль всей стены и охватываю всё здание, своего рода поясом, причём как изначальное здание, так и более поздние пристройки.
А вот судя по флигелю Кузьминских, который, по словам экскурсоводов, по большей части, остался в неизменном виде, судя по этому дому, можно с определённой долей уверенности, назвать его засыпанным.
Мы видим окна в земле, непропорциональные размеры здания, окна нижнего этажа, находятся под окнами жилых помещений, и даже с улицы сделан вход в нижний этаж. Естественно, можно сослаться, что в этом подвале жила прислуга, или хранились запасы, но даже по официальной версии, при Толстом, прислуга жила в доме Волконского, там же располагались основная кухня, хранились припасы, и была швейная мастерская.
К сожалению, экскурсии на нижние этажи, ни в один из домов не водят, и как оно выглядит изнутри не ясно, поэтому я не буду делать никаких выводов, а предоставлю, вам друзья мои, возможность самим обдумать, и поискать информацию.
И ещё, так сказать размышления на тему. Отдельно хочу коснуться легенды о «зелёной палочке».
С одной стороны это очень похоже на обычную детскую игру. Но с другой стороны, как часто, в своей игре, например современные дети, думают о всеобщем счастье, мире и благополучии? Друзья, не кажется ли вам, что «зелёная палочка», это на самом деле некий символ рая, который мы потеряли? Того самого рая, о котором говорят все религии. Говорят разными словами, но суть одна. Вполне возможно, что Толстой так же, знал что-то важное о нашем прошлом, либо от своих родителей, либо лично был свидетелем. Так же его конфликт с христианством, в конце 19-го века, связан напрямую с темой «зелёной палочки». При этом, Толстого, в 1902 году, отлучают от церкви, а в высказываниях высокопоставленных иерархов церкви, по отношению к Толстому, используются слова «отъявленный безбожник», «предатель», «порождение ехидны» и т. д. То есть, по сути, Толстого в своё время, обвиняли в том же, в чём обвиняют современных независимых исследователей — в подрыве «духовных скреп и устоев государства». Однако, так и хочется задать вопрос, а судьи то кто? Кто были эти обвинители, что мы знаем о них сейчас? Что оставили после себя все эти епископы и митрополиты, отлучившие Толстого в своё время от церкви? Мы лишь знаем, что они были, и то, о существовании большинства из них, мы узнали лишь по факту отлучения. А что Толстой оставил после себя? Как говорится почувствуйте разницу.
Друзья, тема отлучения Толстого от церкви очень обширна, и выходит за рамки данной статьи, предлагаю Вам самим ознакомится с ней, и всё самостоятельно обдумать. Ссылка на используемые материалы, будет в конце статьи.
В заключении хотелось бы поделиться своими мыслями по поводу самой Ясной Поляны.
Имя Льва Николаевича Толстого, как и название населённого пункта Ясная Поляна, в наше время неразрывно связаны между собой, и стали мировым брендом, которые приносят неплохую прибыль своим владельцам, за счёт туризма и продажи сопутствующих товаров. Я ни имею ничего против сувениров, или музея, однако самая идея Ясной Поляны — это не что иное, как способ показать, что в нашей истории было всё так, как говорят официальные источники, что жизнь текла размеренно, развитие шло медленно, что всё было именно так, как официальная история нам и преподносит. Одна только родословная Волконских, берущая своё начало от Рюриков, чего стоит. То есть, таким образом, нам официальные историки как бы говорят, что версия официальной истории это правда, вот видите, Толстой, вот дед его Волконский, всё есть, все ходы записаны, значит, всё так и было. И ведь на самом деле, ни кому в голову не придёт, что-то проверять, а если и придёт, то всё так гладко сложено и подчищено, что не подкопаться.
Сейчас я не ставлю целью подкопаться до чего-то, или сделать сенсацию, просто делюсь своими соображениями, и надеюсь, что это подтолкнёт Вас самих к дополнительному изучению данного вопроса. Проанализировав все факты, мы видим следующую картину, гладкая и ровная история, которую нам рассказывают экскурсоводы, сразу рушится, если отступить от темы, и задать простой вопрос, об окружающих мелочах. Перенос дороги в 1840-м году. Старинные постройки, имеют нижний этаж, предположительно засыпанный. Конфликт с церковными иерархами и отлучение от церкви. Тонкие деревья на старых фотографиях.
Вполне возможна и такая версия развития событий. Толстой получил Ясную Поляну не по наследству, а от государства, за его работу на систему, и написание книг, в угоду тогдашней политической ситуации, например, та же «Война и Мир», описывающая события 1812 года, свидетелем которых Толстой никогда не был. Кстати, сам автор называл четырёхтомник «Война и Мир» — «многословной дребеденью». И вот, Толстой, зная реальное положение вещей, или догадываясь о нём, хотел донести до людей настоящую правду, именно поэтому, в поздний период его творчества, снова всплывает легенда о «зелёной палочке» и происходит конфликт с духовенством, в результате которого его даже отлучают от церкви.
Ну и последнее на сегодня. Если Вы ещё ни разу не были в Ясной Поляне, то прежде чем туда ехать, подумайте, нужно ли оно Вам.
Если Вы относитесь к Толстому равнодушно, или вообще негативно, то приезжать точно нет смысла. Человек с таким отношением, увидев усадьбу скажет. Ну луга, ну дома, ну старинные вещи, что типа всё это можно было посмотреть и по Интернету, такие фразы я слышал много раз после экскурсий.
Именно из уважения к творчеству Л. Н. Толстого, и всех кому оно небезразлично, я призываю таких людей не приезжать. Я сам лично видел туристов, которые отвешивали шуточки в стиле камеди-клаб, которым просто всё равно куда идти, и на что смотреть, лишь бы там продавалось пиво, так как их тур оплачен, а автобус ещё не скоро уедет; видел туристов, которые возле могилы писателя, обсуждали по мобильному телефону колбасу и марки сыров на ужин. Поэтому, из уважения к памяти писателя, прошу таких людей просто не приезжать, ибо ничего нового они для себя не извлекут.
Но если Вы являетесь поклонником творчества Льва Николаевича, если Вы просто ищущий человек, которому не всё равно, если Вы хотите узнать, что-то новое, если Вы просто всесторонне развитый человек, то Вам здесь будет непременно очень интересно, и более того, Вы захотите приехать снова и снова. Для таких людей, Ясная Поляна является поистине уникальным местом, где прошлое соединяется с настоящим, где интересующимся людям всегда рады, и где можно найти много ответов на свои вопросы, или просто окунуться в прошлое, и почувствовать себя живым человеком.
Друзья, далее будут ссылки на все используемые материалы, прошу Вас самих их изучить, так как я, мог, что-то пропустить, или неправильно понять. Особое внимание, прошу уделить, ссылке на старые семейные фотографии семьи Толстых, посмотрите обязательно. Там так же много интересного!
На этом я благодарю вас за внимание, за сим, не прощаюсь, а говорю всем до свидания, впереди ещё много интересного. Всего вам доброго!
Используемые материалы (все ссылки кликабельны):
Официальный сайт музея. Фотографии и ещё фотографии. На кухне Софьи Толстой. Пресса о Ясная Поляне, ещё тут и тут. Отлучение Толстого от церкви. Семь мифов о Толстом. Толстой в Крыму.