Зеленое утро тема рассказа

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Зелёное утро Брэдбери

Анализ рассказа Зелёное утро Брэдбери

Рассказ «Зеленое утро» о преодолении человеком трудностей на пути к мечте. Главный герой готов объявить войну целой планете – Марсу. Кстати, а красная планета считается сама символом войны. Но цель этой войны благая – вернуть планете зелень деревьев.

В рассказе приводятся рассуждения главного героя о пользе деревьев. Марсу, а точней – людям на нём, очень нужен кислород. Воздух там разряжен, как в высоких горах. Герой дважды падает в обморок. Впервые от недостатка кислорода, когда ступает в атмосферу Марса. Приведя гостя в чувства, врач объясняет, что такое бывает у многих, и советует уехать. Но автор показывает, как герой мечтал о Марсе, что он просто не готов сдаться. Тогда и решает землянин озеленить планету, даже если придётся трудно. Во второй раз герой падает без чувств от, наоборот, избытка кислорода, когда его усилиями деревья на планете выросли. Именно его усилиями, так как в космических кораблях не оказалось места для саженцев, каждые руки на счету. Вот почему пришлось герою всё делать самому, но он радовался тому, что хотя бы не запретили попытку.

Читатель видит героя в обычный его рабочий день. Уже очень много ямок вырыто, много семян брошено, но результат никто не гарантирует. На отдыхе герой «общается» с костром – ему говорит о важности кислорода. И огню он нужен! А как нужен он людям… И продолжен список важности деревьев. Иногда доводы очень эмоциональны, например, что ребенок может забраться по веткам к небесам. Герой хочет сделать эту планету не враждебной и чужой, а похожей на Землю. И кажется, что он убеждает Марс, ведь не всё от человека зависит. Герой сделал всё, что было в его силах. Теперь нужен дождь. И он пошел! К утру чудесным образом (или по законам другой планеты) деревья выросли, всё стало зелёным.

В этой научной фантастике действуют законы волшебства, хотя оно и требует от человека смелости и труда. Это психологичный рассказ, образно-описательный, очень экологичный, который может быть полезен не только на фантастическом Марсе, но и у нас – на пока ещё зеленой Земле. Я считаю рассказ очень поучительным, в хорошем смысле этого неприятного слова.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Зелёное утро Брэдбери

Анализ рассказа Зелёное утро Брэдбери

Популярные сегодня темы

  • Анализ новеллы Падение дома Ашеров Эдгара По

    Произведение великого писателя впервые было напечатано в «Бартонском журнале для джентльменов». Год спустя оно было немного переработано для сборника «Гротески и арабески».

  • Образ и характеристика Бориса в пьесе Гроза Островского сочинение

    Один из центральных персонажей пьесы – Борис, племянник купца Дикого. Островский скупо описывает внешность Бориса. Известно лишь, что молодой человек приехал в город Калинов из самой Москвы.

  • Образ и характеристика Барона Майгель в романе Мастер и Маргарита

    Барон Майгель – один из второстепенных персонажей в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Но только его кровь подходила в качестве напитка для жертвенной чаши, в которую превратилась голова Берлиоза. Почему?

  • Сочинение про Маму

    Мама – главный человек в жизни любого ребенка. Даже если ты уже взрослый, даже если уже пожилой, пока мама рядом, то ты маленький. Мама может заменить всегда и всех, а вот ее заменить уже явно не получится.

  • Дружба в жизни Печорина по роману Герой нашего времени Лермонтова сочинение (9 класс)

    Глубже раскрыть и понять различные черты характера Печорина помогают его встречи с персонажами «Героя нашего времени».

Человек не может без воздуха. Точнее, без кислорода. Его нехватка или избыток может привести к неминуемой смерти, сузить или расширить лёгкие. Мы привыкли к тому, что на Земле баланс кислорода таков, что нам не нужно задумываться о том, как часто мы делаем вдох и как много деревьев находится на нашей планете.

Писатель-фантаст Рэй Брэдбери в коротеньком рассказе «Зелёное утро» поднимает проблему нехватки воздуха и человеческого упорства. Главный герой произведения — Бенджамин Дрисколл – прилетел на Марс и тут же столкнулся с тяжёлой, злободневной проблемой – нехваткой воздуха. На Марсе нет ни одного дерева, кислорода катастрофически не хватает, все работники задыхаются и с трудом переносят кислородное голодание. Бенджамина эта беда тоже не обходит стороной. Едва оказавшись на планете, он тут же теряет сознание из-за того, что не может нормально дышать – слишком мало кислорода. Ему тут же ненавязчиво советуют вернуться на Землю, чтобы не вывозить его бездыханное тело, но главный герой отказывается – он мечтал побывать на Марсе и не может так легко отказаться от своей мечты.

Бенджамин Дрисколл – землянин. Он привык к тому, что на его планете возвышаются леса, колышется трава, цветут и благоухают цветы, разбухают почки и искрится зелёная листва, и видеть пустыри на Марсе для него достаточно сложно. Дело не только в привычке и эстетике, скорее в том, что кислороду попросту неоткуда взяться – растений нет, фотосинтез не происходит. Главный герой решает взять ситуацию в свои руки и изменить жизнь на красной планете.

Он настойчиво уговаривает Координатора дать ему возможность взяться за дело самостоятельно – остальные заняты освоением Марса – и получает разрешение. Дождей почти нет, приходится преодолевать огромную пустыню, чтобы найти идеальное место для высадки растений. Бенджамин разводит костёр, чтобы согреться, но даже для языков пламени необходим кислород, которого на Марсе, увы, почти нет.

Главный герой проявляет невероятную настойчивость: он сам высаживает все саженцы растений и семян, тщательно следит за ними, но из-за сухости ничего не растёт, и Бенджамин даже успевает отчаяться. Без дождя ни деревья, ни кусты, ни цветы, ни трава, конечно же, не вырастут. Однако он не оставляет своего дела и продолжает сажать растения и ждать, пока Марс станет зелёным, совсем как Земля.

Настойчивость вознаграждается. Через месяц после того, как Бенджамин начал заниматься облагораживанием Марса, пошёл дождь. Тяжёлые капли срывались с неба, напитывали почву, затушили и без того слабенький костёр, но к утру случилось настоящее чудо – деревья возвышались над героем, набухали почки, зеленела трава, расцветали цветы. От перенасыщения кислородом Бенджамин снова потерял сознание, но, очнувшись, был счастлив как ребёнок – его настойчивость позволила ему осуществить мечту – увидеть Марс зелёным.

Несомненно, главный смысл произведение заключается в том, что нужно идти к своей цели до самого конца, особенно если цель благая, не останавливаться перед трудностями, быть настойчивым и терпеливым – любое дело требует времени, внимания и усердия. Даже один человек может изменить целую планету, если приложит усилия. Он сможет сделать жизнь окружающих лучше, если будет защищать природу.

Ещё одна мораль данного рассказа заключается в том, что природу нужно беречь. Без растений человечество останется без самого элементарного способа получения кислорода, так необходимого для жизни каждого существа. Рэй Брэдбери всегда пишет рассказы-предостережения. Если человечество не будет беречь свою планету и природу, то окажется в запустении, в полном хаосе, а Земля превратится в красную планету, лишённую деревьев и признаков жизнедеятельности высших организмов.

И, конечно же, смысл «Зелёного утра» заключается в том, что всегда нужно мечтать и идти к своей мечте. Человек не может без мечты, не может без фантазии – это очень важно для каждого из нас. Мечты о лучшей жизни порождают гениальные изобретения, способные изменить жизни тысячи людей, целой планеты. Произведение также призывает к освоению и облагораживанию планет.

В целом, рассказ учит тому, что нужно не просто мечтать – нужно реализовывать свои мечты, делать «воздушные замки» материальными, и тогда мир станет намного лучше, ярче и зеленее, даже если до этого был в запустении.

Рассказ «Зеленое утро» о преодолении человеком трудностей на пути к мечте. Главный герой готов объявить войну целой планете – Марсу. Кстати, а красная планета считается сама символом войны. Но цель этой войны благая – вернуть планете зелень деревьев.

В рассказе приводятся рассуждения главного героя о пользе деревьев. Марсу, а точней – людям на нём, очень нужен кислород. Воздух там разряжен, как в высоких горах. Герой дважды падает в обморок. Впервые от недостатка кислорода, когда ступает в атмосферу Марса. Приведя гостя в чувства, врач объясняет, что такое бывает у многих, и советует уехать. Но автор показывает, как герой мечтал о Марсе, что он просто не готов сдаться. Тогда и решает землянин озеленить планету, даже если придётся трудно. Во второй раз герой падает без чувств от, наоборот, избытка кислорода, когда его усилиями деревья на планете выросли. Именно его усилиями, так как в космических кораблях не оказалось места для саженцев, каждые руки на счету. Вот почему пришлось герою всё делать самому, но он радовался тому, что хотя бы не запретили попытку.

Читатель видит героя в обычный его рабочий день. Уже очень много ямок вырыто, много семян брошено, но результат никто не гарантирует. На отдыхе герой «общается» с костром – ему говорит о важности кислорода. И огню он нужен! А как нужен он людям… И продолжен список важности деревьев. Иногда доводы очень эмоциональны, например, что ребенок может забраться по веткам к небесам. Герой хочет сделать эту планету не враждебной и чужой, а похожей на Землю. И кажется, что он убеждает Марс, ведь не всё от человека зависит. Герой сделал всё, что было в его силах. Теперь нужен дождь. И он пошел! К утру чудесным образом (или по законам другой планеты) деревья выросли, всё стало зелёным.

В этой научной фантастике действуют законы волшебства, хотя оно и требует от человека смелости и труда. Это психологичный рассказ, образно-описательный, очень экологичный, который может быть полезен не только на фантастическом Марсе, но и у нас – на пока ещё зеленой Земле. Я считаю рассказ очень поучительным, в хорошем смысле этого неприятного слова.

Дата публикации: 06 июля 2022 в 13:11

logo

  • тема идея и характеристика героя зелёное утро

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      isiahfarley119

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • fizika
    Физика

    20 секунд назад

    Задача по физике, помогите срочно! Пожалуйста(((

  • istoriya
    История

    33 секунд назад

    Помогите пожалуйста история 7 класс

  • matematika
    Математика

    5 минут назад

    Помогите пожалуйста !!!!

    Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0

  • geografiya
    География

    10 минут назад

    Реферат на тему япония на 3листа 8класс с планом

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    15 минут назад

    Текст на английском Любимая музыка

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    5 минут назад

    Помогите пожалуйста !!!!

    Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0

  • algebra
    Алгебра

    1 час назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

По новым образовательным стандартам РК школьники участвуют в нескольких видах оценивания. Это новый компонент в казахстанской образовательной системе. Как подготовиться к суммативному оцениванию раздела/ четверти)? Может ли родитель помочь ребенку? Несомненно. Думаем, предложенные ниже материалы, подготовленные для думающих родителей, будут полезны не только накануне дня суммативного оценивания. Читайте вместе с детьми, обсуждайте прочитанное. Как? А.Л.Мурзина, учитель-методист лицея «Столичный», заслуженный учитель Каз.ССР, делится с Вами своим бесценным опытом приобщения детей к слову. Прочитайте – и Вы навсегда останетесь верным и преданным читателем хорошей книги.

О чем может быть рассказ с названием «Зеленое утро»?

Подумаем о символике цвета.

Зеленый» цвет – символ жизни, пробуждения природы; цвет возрождения души и мудрости, цвет весны.

Ассоциации к слову «утро»

Зеленый цвет

Р.Бредбери называет рассказ «Зеленое утро». Он с оптимизмом смотрит на мир, поэтому утро у него – «зеленое» (синоним к слову «жизнь»).

Главный герой. Кто он?

Автор не дает полного портрета героя. Есть сведения о возрасте: ему 31 год. Называется имя – Бенджемин Дрисколл.

Единственная черта внешнего облика – эпитет «тщедушный» («хилый, слабосильный» – словарь С.И. Ожегова).

Все внимание автора сосредоточено на его мечте – сделать планету Марс

зеленой, пригодной для жизни человека. Эта мечта стала острой необходимостью, целью и смыслом его жизни.

Почему?

Когда он прилетел на Марс, он потерял сознание от недостатка кислорода: вот тогда-то он почувствовал ответ не разумом [как прежде], а легкими и горлом».

Главный (и единственный) герой – символ альтруизма (бескорыстия, человеколюбия). Он ни разу не изменил своей мечте. Самая главная его черта – терпение. Терпеть, по Далю, — это выносить, переносить, сносить, страдать// крепиться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая…

Ключевые (атомные, ядерные) слова рассказа

Если внимательно перечитать рассказ, то откроется «тайна» текста. В качестве ключевых слов «проявляются» следующие:

Земля (почва)

«собирается с силами, чтобы встретить солнце, встретить дожди…»

«голая, на ней не было ничего, даже травки…»

«подумал о жирной, черной почве, такой черной и блестящей, что она чуть не шевелится в руке» — ассоциация с плодородной земной поверхностью.

Деревья По образному определению, леса – это легкие планет; фабрика по выработке кислорода. Р.Бредбери  поэтически воспроизводит роль деревьев в жизни человека. Это настоящая ода и лирическая миниатюра.
Огонь (костер)

«Костру тоже нужен воздух…»

«Костер был его веселым приятелем…»

«… он (костер) спал рядом», светил в темноте холодной ночи сонными розовыми глазами»

Возникает аналогия: Бенджемин – это своего рода Прометей. Прометей подарил людям огонь, Бенджемин – кислород. Интересен в этой связи материал учебника о предке героя на стр. 110

Воздух Ключевое понятие в рассказе. Он на Марсе «разреженный». Воздуха недостает вначале (отсюда обморок, потеря сознания). В финале рассказа воздух «становится видимым, как мощный поток, как горная река». Дрисколл опять потерял сознание. Но в этот раз от обилия «кислорода, необычной свежести»  воздуха.
Дождь (вода)

Это ключевое слово мы еще будем объяснять, анализируя эпизод.

Дождь как символ (источник) жизни, как чудо, как волшебство, как спасение, как осуществление мечты.

Жизнь как итог работы озеленителя.

Труд (работа, созидание)

Все 30 дней засухи Бенджемин «делает ямки, закапывает ростки и семена, поливает (берет воду из канала)»

Этот образ – синоним неутомимого труда – тоже повторяется в сюжете рассказа несколько раз. Роль повтора здесь – выделить особенно значимое в сюжете.

Вы, наверное, догадались, что ключевые слова образуют важнейшее понятие – это среда обитания для всего живого на планете. А созидательный труд человека восполняет жизненно необходимое… 

  Кроме того, если вы заполните таблицу (см. ниже), вы увидите, что порядок следования эпизодов нарушен. В начало рассказа положен фрагмент, повествующий о последнем, 30-м дне работы Дрисколла, его отчаянии и, несмотря ни на что, надежде.

Значит, труд главного героя, его мечта – важная составляющая авторской позиции.

Сюжет хронологический Сюжет авторский

Прибытие на Марс (6)

Марсианский безжизненный пейзаж

Голая почва (7)

Решение остаться

Разговор с координатором (8)

30 дней страшной засухи

Скромный ужин после трудного дня (одного из 30-ти)

Типичный в течение месяца. Свинцовая усталость

Знакомство с гл. героем(имя, возраст, «тщедушное тело»)

А самое главное – его мечта: увидеть Марс зеленым

Фантазии о будущем: посаженные сегодня семена прорастут, поднимутся к небу. Марс — полуденный лес, цветущий сад.

Рано утром снова работа (садить – поливать)

И костру, и людям нужен воздух. Грудная клетка увеличилась за 30 дней

Дилемма: увеличивать себе легкие или сажать побольше деревьев

Решение пойти дальше и сделать больше, чем Джонни Яблочное Зернышко

Прибытие на Марс («Есть ли работа для меня на Марсе?»)

Потеря сознания.

Предложение врача о возвращении на Землю («Некоторые не могут выдержать!» «Это все пройдет! Я останусь здесь!»)

Голая почва. Ни травинки…

Он почувствовал ответ не разумом, а легкими и горлом.

Мечта как острая необходимость, как цель Дрисколла. И эта мысль была, как внезапный поток чистого кислорода: он будет сажать деревья, сеять траву. Это будет его дело. Собственная озеленительная война с Марсом.

Разговор с координатором. Планы. («Ему позволили»)

30 дней прошло. «Он ни разу не оглянулся». Засуха.

Предчувствие дождя. [Как заклинание: «Сегодня ночью…»]

Дождь. Надежда. Спасение.

Зеленое утро (Струился новый воздух. Счастливые люди, которые могут дышать свободно)

Перед вами формулировки  темы  и идеи рассказа

Какие вы считаете правильными и почему?

Тема (о чем?) Идея (главная мысль)
Озеленение Марса Борьба человека с невозможным, труд во имя будущего, крайнее упорство и альтруизм
Ответственное отношение к природе Заглавие рассказа связано с темой и идеей рассказа. Утро на Марсе стало зеленым благодаря озеленительной деятельности Бенджамина Дрисколла
Космос  (Марс) и его мирное освоение Своими благородными мечтами и феноменальным трудом Бенджемин Дрисколл прокладывает пути в будущее планеты Марс
Только бескорыстный, созидательный, осмысленный труд во благо способен осуществить прорыв в будущее всего человечества, за пределы возможного Невозможное возможно, если приложить усилия, проявить волю, страстное желание блага для будущего людей.
Марс – это возможный новый мир (дом) для жизни землян, и надо обустраивать его мудро, не жалея сил. Жизненно важные цели (для блага людей, всего человечества) достигаются непомерными усилиями человека.
Космос и мирное, а не разрушительное (хищническое) его освоение человеком. Деятельность человека в космосе (в данном случае на планете Марс) должна быть направлена на благо настоящего и будущего людей.
Дрисколл, ведя озеленительную войну с Марсом, создает необходимую для всего живого среду обитания Своими крылатыми мечтами и своими руками прокладывают в будущее по-настоящему счастливые люди.

Р. Бредбери говорил: «Земля не вечна. Прах или звезды. Выбирайте. Я выбираю звезды».

Не завоевывать, не покорять новые планеты призывают фантасты.

Писатель предупреждает: «Космос – это попытка человека стать причастным вселенной. Наша жизнь и будущее человечества зависят от этого…»

Деятельность главного героя рассказа доказывает, что человек – мыслящая часть вселенной.

Авторская позиция

(в литературном произведении – авторское понимание жизни и ее оценка, оценка изображенных характеров)

Разные способы выраженияавторской позиции

Суммативный анализ темы

В схему включены представленные в рассказе способы выражения

Суммативный анализ сайта

Как философ и мыслитель, Р.Бредбери понимает, что возможна гибель планеты Земля. Тогда Марс может стать вторым домом для землян. Только нужно обустраивать планету, сея добро и сознавая, что это нелегкий труд, результаты которого почувствуются не скоро.

Р.Бредбери не все равно кто, как, с какой целью и какими руками будет осваиваться космос. Он уверен: только созидательный труд, воля и упорство смогут сделать прорыв в освоении неизведанного.

Перейдем к анализу эпизода

Автор сознательно нарушает порядок следования эпизодов.

В начале рассказа – описание 30-го дня неутомимой работы Бенджамина Дрисколла. Отсутствие дождя может стать катастрофой для посевов, а значит, и для мечты о Зеленом Марсе

Действие достигает апогея. Это кульминация рассказа.

Мы чувствуем физическое и эмоциональное напряжение главного героя. Эпитет «свинцовая  усталость» —  очень говорящий. Покоряют масштабы сделанной работы.

Непосредственные эмоции Бенджамина Дрисколла перед ключевым эпизодом, данным для интерпретации:

Чувства главного героя Цитаты

Тихая надежда сменяется сомнением, от сомнения переходит к отчаянию

  • «Быть может, вся его работа, все эти дни выкапывания ямок были напрасны».
  • «Сомнительно, чтобы хоть одно зернышко проросло».
  • «Даже у ручейков нет ни деревца, ни травинки».
  • «погода крайне сухая», «сухие горы», «опаленные холмы» — эпитеты передают
Надежда ожила в сердце Бенджамина Дрисколла
  • «Внезапный запах воды». Предчувствие дождя»

Как можно назвать этот эпизод?

Выберите заголовок, который лучше, с вашей точки зрения, отражает содержание фрагмента.

  1. «Живительный эликсир»  (Эликсир – чудодейственный, волшебный  напиток, якобы способный сохранить молодость; переносное значение: о том, что вливает бодрость, желание жить)
  2. Спасительный дождь.
  3. Марсианскому лесу – быть!
  4. Надежды сбываются.
  5. Долгожданный животворный дождь.
  6. «Живая вода»
  7. Долгожданное счастье: все не зря.
  8. Да здравствует жизнь на Марсе

Какова идея этого отрывка

Вода – символ (источник) жизни, надежда на создание благоприятной для человека среды на Марсе. (В данном случае выращивание леса как источника кислорода)

План эпизода

  1. Первые капли дождя. Пробуждение Бенджемина Дрисколла.
  2. Образ дождя в эпитетах
  3. Дождь набирает силу.
  4. Оглушительный треск грома.
  5. Вспышка молнии.
  6. Темнота и шум дождя.
  7. Дождь счастья для Бенджамина Дрисколла. Наслаждение.
  8. Двухчасовой ливень.
  9. Появление «умытых, небывало ярких звезд».
  10. Счастливый сон.

Слово «дождь», его повтор указывает на тот факт, что это ключевое слово в эпизоде, значимое, особенное. Слово «дождь» — синоним слова «жизнь». И действительно, каждая деталь отрывка – свидетельство тому, что есть в полноценной живой природе.

Обратим внимание на образы из жизни природы:

Суммативный анализ рассказа

Суммантивный анализ

Эти удивительные образы из мира природы: дождинки, гром, молния, потоки дождя, запахи, звуки, «вкусы», цветообразы – признаки жизни, разноцветной, меняющейся. Они создают ощущение настоящей жизни на планете Марс, полностью повторяя земной мир. Лексический повтор слова «дождь» утверждает, что цель – сделать планету Марс пригодной для жизни человека, зеленым чудом, достигнута. С чувством выполненного долга Бенджамин Дрисколл засыпает совершенно счастливым.

Последний эпизод

«Утро было зеленое»

«Насколько хватало глаз, к небу вставали деревья». Подстегнутые бурным дождем, питаемые волшебной, чуждой почвой… Это зеленые деревья, прижившиеся в космосе.

Но самое главное: «люди выбегут навстречу новому чудесному воздуху… вдыхая полной грудью, и щеки у них порозовеют, легкие оживут, сердца забьются сильнее – для счастливой творческой жизни. Какое это счастье – дышать полной грудью. Это может ощутить лишь тот, кто терял возможность дышать. На первом месте в фантастическом рассказе выходит не рост научно-технического могущества, а  проблемы человека в мире, этическая составляющая.

Литературоведческий словарик

  • Жанр – рассказ

«Малый» прозаический жанр эпоса. Отличается от повести масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом.

Известный английский писатель С.Моэм: «Рассказ – произведение, которое читается в зависимости от длины, от десяти минут до часа и имеет дело с единственным, хорошо определенным предметом, случаем или цепью случаев, представляющих собой нечто цельное. Рассказ должен быть написан так, чтобы невозможно было ничего ни добавить, ни убавить».

У Р.Бредбери – фантастический рассказ, в котором переплетается фантастическое и реалистическое

Фантастическое Реалистическое
Главный герой Бенджемен Дрисколл, землянин, оказался на планете Марс
  • Дрисколл жил на планете Земля и прилетел на Марс. Воспринимает людей и мир по—земному
Один засадил марсианские долины. Выросшие за 30 дней огромные деревья
  • Садит ростки и семена деревьев, трав, которые растут на Земле
 
  • Из опыта «земной» жизни он знает, что леса обеспечат планету кислородом.
  • Детали: рудники, города, мотоцикл с коляской, врач, ракета, координатор

Фэнтези – это вещи, которые никогда не смогут произойти в реальности, а научная фантастика однажды может стать былью.

  • Эпизод – этап в развитии образа, сюжета, композиции

Та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.

  • Повтор

Один из важнейших приемов композиции, заключающийся в неоднократном употреблении

  • слов
  • образов
  • художественных деталей и т.д.

Повтор служит для усиления художественной выразительности, а также для того, чтобы подчеркнуть значимость

  • детали
  • образа
  • поэтической мысли

Простой эмоциональный повтор

«Но бедный, бедный мой Евгений!» А.С.Пушкин

Новые смысловые оттенки слова

выявляются в более сложных случаях повтора

«Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?» А.С.Пушкин

Здесь повтор слова «дар» подчеркивает благоговейное отношение поэта к жизни, а разные определения создают новые смысловые оттенки: в них выражено представление о «случайности» этого дара, о том, что поэт считает этот дар «напрасным», так как не может распорядиться им, «недостоин» его

Анафора единоначатие;

Эпифора – повтор слова в конце соседних стихотворных слов

Повтор слова «стонет» в начале пяти соседних стихов у Некрасова Н.А. в «Размышлении у парадного подъезда»:

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам и острогам…

Разновидностью словесного повтора является рефрен ( от французского  — припев)

Символ  — особый художественный образ, вид иносказания. Образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему.

Образ паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова может быть истолкован

  1. как изображение гордого и одинокого человека;
  2. как образ поэта;
  3. как образ мятежника и борца;
  4. как образ свободы;
  5. как образ романтика, которому нужна буря, а не покой;
  6. как образ философа, ищущего истину

Причем каждое из этих значений не противоречит лермонтовскому образу

Схема анализа эпизода эпического произведения

  • Самостоятельно определить границы эпизода.
  • Проанализировать его содержание:
  1. герои;
  2. их поступки;
  3. авторские размышления.
  • Обрамление эпизода – пейзаж

                                          — лирические отступления

  • Стилевые особенности
  • Особенности композиции
  • Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым
  • Найти в них сходные темы,

                                         мотивы,

                                         размышления автора

  • Указать, какую роль играет анализируемый эпизод в идейном пространстве всего произведения, как он помогает понять авторскую позицию

Анализ эпизода не должен быть его пересказом!

Единственное доказательство правоты – художественный текст и аргументы/ цитаты!

(продолжение следует)

  • Зеленный или зеленый как пишется
  • Зеленка по латыни как пишется рецепт
  • Зеленин сказки из чемодана читать
  • Зеленеющим полем как пишется
  • Зеленая экономика как пишется