Зеркало искажающее мир из какой сказки и кому принадлежит

Школьный
этап всероссийской олимпиады школьников

по
литературе 5-6 классы

Максимальный
балл за работу – 42 баллов

1.     Какие
из перечисленных жанров относятся к фольклору

скороговорка, стихотворение, загадка, пословица, повесть, поэма, рассказ, сказка,
поговорка?    

(максимальное количество
баллов 2,5 б.)

2.     Соотнесите
термин и его определение
. Ответ запишите в виде:
1-А, 2-Г и т.д.

 ( По 0,5 балла за правильный ответ;
максимальное количество баллов 2,5 балла)

Термины

Определение

1.Юмор

А) Жанр фольклора,
краткое изречение с назидательным содержанием.

2.Басня

Б) Описание природы в
литературном произведении.

3.Пословица

В) Короткий рассказ,
чаще всего стихотворный, иносказательного содержания.

4.
Поговорка

Г) Краткое образное выражение,
незаконченное высказывание

5.
Пейзаж

Д) Вид  комического,
весёлый, безобидный, смех.

3.     Собери
пословицы, соединив их части из первой и второй колонки
.

 — На чужой
сторонушке…      
              —
коли делать нечего.

 — Книга – наш
друг,…              
             — рад
чужой воронушке.

 — Кто друга в беде
покидает,…             — без
неё, как без рук.      

 — Долог день до
вечера,…                  
   — тот сам в беду попадает.

 — Тише едешь
—               
                       
— дальше будешь.       

(0.5 за правильный ответ;
максимальное количество баллов 2,5 б.)  

4.     Эта
сказка стала и мультфильмом, и балетом, и художественным фильмом. Автором её
является Ю.К. Олеша. Назовите эту сказку.     

(1 б.
за правильный ответ)        
   

5.     Кому
из литературных или сказочных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назови
героя, произведение и автора
:

А) Горошина, которая мешает уснуть.

Б) Азбука.

В) Зеркало, искажающее мир.

(0,5 балла за героя, 0,5
балла за название, 0,5 балла за автора (если есть) – всего 4,5 балла)

6.     Средства
выразительности
. (По 1 баллу за правильный ответ;
максимальное количество баллов 3 балла
). Ответ запишите в виде

А -_____________, Б  — _____________,
В  — ________________

А. Укажите, какой художественный
приём использует А.А. Фет в подчёркнутых словосочетаниях.

Но крылами вешних птиц
Он свевает снег с ресниц,
И из стужи мертвых грез
Проступают капли слез.

Б.  Какое средство художественной
выразительности использовано в отрывке произведения А.С. Пушкина «Зимний
вечер
».

«Буря
мглою небо кроет,

 Вихри
снежные крутя;

То,
как зверь, она завоет,

То
заплачет, как дитя…»

В.  Какой троп использован в отрывке из
былины, в котором изображается сила богатырского коня:

Первый
скок нашли за три версты,

Другой
скок нашли за двенадцать вёрст,

Третий
скок не могли найти.

7.     Определите
писателя по биографическим фактам
. (По 0,5 баллу
за каждую фамилию, имя и отчество писателя; максимальное количество баллов – 6
балла)

А. Родился
в Москве. Семья жила бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За
время своей жизни был журналистом, издателем, автором многих прозаических и
драматических произведений. Но в большей степени известен как баснописец.

Б. Родился в Москве. Его дядя,
Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние
няня. Учился в Царскосельском лицее. В. Жуковский подарил ему свой портрет с надписью
«Победителю ученику от побежденного учителя».

В. Родился в Архангельской губернии в
семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в
Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области
физики, химии, 
астрономии.
Провел реформу стихосложения

Г. Большую часть своей жизни провел в
Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских
ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа».

8.    
Попробуй
сочинить свою историю на тему «Осенний лес» (можно и в стихах, и в прозе),
чтобы каждое последующее слово начиналось с очередной буквы алфавита
(абецедарий). Например, «Алый бархат вечереет, горделиво дремлют ели…»
(В.Брюсов «Июльская ночь».

(Всего — 20 баллов)

Ключи
для 5-6 классов

1.     По 0,5 балла за правильный ответ; максимальное количество баллов —
2,5 балла:

Скороговорка, загадка,
пословица, сказка, поговорка

2.     По 0,5 балла за правильный ответ; максимальное количество баллов —2,5
балла
:

1 – Д,              2 – В,          3
– А,            4 – Г,       5 — Б

3.     По 0,5 балла за правильный ответ; максимальное количество баллов —2,5
балла
:

·       
На чужой сторонушке рад чужой
воронушке.

·       
Книга – наш друг, без неё, как
без рук.   

·       
Кто друга в беде
покидает,  тот сам в беду попадает.

·       
Долог день до вечера, коли
делать нечего.

·       
Тише едешь — дальше
будешь. 

4.    
Максимальное количество баллов
1 балл:

·       
«Три толстяка».

5.     По 0,5 балла за правильный ответ; максимальное количество баллов -4,5
балла
:

·       
Принцесса, Г.Х. Андерсен
«Принцесса на горошине».

·       
Буратино, А.Толстой «Золотой
ключик»

·       
Снежная королева, Х.К.Андерсен
«Снежная королева»

6.     По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов — 3
балла
:

А- эпитет,

Б – сравнение,

В — гипербола

7.     По 0,5 балла за каждый правильный ответ; максимальное количество
баллов — 6 баллов:

А.        Иван
Андреевич  Крылов

Б.        Александр
Сергеевич Пушкин

В.        Михаил
Васильевич Ломоносов

Г.        Лев
Николаевич Толстой

8. При оценивании творческого
задания необходимо учитывать правильность выполнения задания (все слова следуют
друг за другом по алфавиту) – до 5 баллов; целостность
(последовательность развития мысли, завершённость) созданного текста – до 10
баллов
; грамотность работы – до 5 баллов.

всего — 20 баллов

Итого
– 42 балла

qungan745

qungan745

Вопрос по литературе:

Кому из литературных или сказочных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назови героя, произведение и автора: черевички, корабль с алыми парусами, зеркало, искажающее мир.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

witepr591

witepr591

Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».
А. Грин «Алые паруса».
Г. Х. Андерсон «Снежная королева».

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»

Исследовательская работа

по литературе

Тема: « Образ зеркала в художественной

литературе».

Выполнила: Мартынова Галина

учащаяся 11 класса

Руководитель: Козлова О.В.

Учитель русского языка и литературы

Г.Биробиджан

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение

2. Из истории зеркала

3. Зеркало в мифологии

4. ЗЕРКАЛО в литературных сказках А.С.Пушкина и Г.Х.Андерсена как носитель зла и добра.

5 Страна Зазеркалье.

6. Зеркало как предмет гадания в произведениях русской литературы.

7.Двойники

8. Вывод

9.Заключение.

10.Литература

2

Цель проекта: Выявить символический смысл использования образа зеркала в литературе

Основная цель работы состоит в исследовании художественного своеобразия образа зеркала в мифах, литературных сказках, в русской литературе ХIX — XX века. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

Изучить и выявить символику зеркала и определить особенности мотива зеркала в произведениях русских классиков.

Предмет исследования: образы, мотивы, сюжет, композиция произведений, связанных с зеркалами или основанных на принципе «зеркала».

Актуальность: Исследование «зеркальных» приёмов, образов и мотивов позволило нам более глубоко понять идейный замысел произведений, оценить их художественные достоинства.

Проблемный вопрос

Какова роль образа зеркала в произведениях литературы?

Гипотеза: Образ зеркала в произведениях выполняет различную роль, помогает лучше понимать содержание произведений и их идеи, характер героев.

Предмет изучения: художественные тексты русских и зарубежных писателей.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

— материал, изложенный в ней, может быть использован на уроках литературы;.

Возможная область применения результатов нашего исследования – лингвистика, филология.

3

Как много тайн в себе хранит

Привычный всем предмет.. .

Куда нас зеркало манит?
Так в чем его секрет?

ВВЕДЕНИЕ

Одно из удивительных свойств литературы – отражать жизнь. И может быть, не случайно литература интересуется зеркалами. Предложенная мне тема для изучения показалась очень интересной , поэтому я с огромным удовольствием взяла её для исследования. Мне пришлось найти ответы на многие вопросы, но один из них стал общим для всех произведений, а именно: с какой целью авторы разных литературных жанров используют зеркало в своих произведениях?

Что же такое зеркало? Это граница между мирами: нашими, привычными – и зазеркальными, где всё наоборот. В зеркало жадно смотрятся, от него ждут правды и попадают в самообман. Кривые зеркала смеются над людьми – и люди разбивают их на мелкие кусочки, чтобы никогда не слышать смеха зеркал. Зеркала дают возможность встретиться с собой как с другом. Зеркала знают будущее и всегда живут рядом с человеком. Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем — что в зеркале отражена душа человека. С этим связано большое число гаданий, обрядов и предрассудков.

В средневековых текстах зеркало является образом, символом «иного мира». Зеркало есть символ вечности, поскольку в нем есть все, что минуло, что есть сейчас, все, что грядет.

Может быть, поэтому о зеркалах так много пишут, чтобы с их помощью раскрыть тайный смысл?

1 Из истории зеркала

1.В разных культурах с зеркалом ассоциируются различные мифологические представления. Зеркало может восприниматься как символ солнца, как дверь в потусторонний мир, как всевидящее око, Зеркало как пророческая функция, и зеркало таящего в себе магию и смерти и знания одновременно. Поэтому, как к уму, так и зеркалу древние относились неоднозначно и то и другое называли «подарком дьявола», впрочем, не без основания. Зеркало  является  привычным  и  в  то  же  время  загадочным  предметом.  Когда  же  появились  первые  зеркала? 

Пожалуй,  точно  сказать  никто  не  может. О них сложены мифы и легенды А вот как гласит легенда о происхождении зеркала:

«В давние времена, когда еще род людской не знал и не видывал о зеркале. Скитался старый монах по пустыне, и вспомнились ему слова из священных писаний: «Просите, и дастся вам». Усомнился он и решил проверить их. Пошел к царю просить руки его дочери, обомлел царь от такой просьбы и решил спросить у дочери. Царевна в свою очередь тоже удивилась, но, подумав, решила просить в замен что-то невозможное и невиданное. Молвила царица: «Если хочешь руки моей, тогда принеси мне в подарок волшебную вещь, в которой я увижу себя». Услышав пожелание, старец отправился на поиски, долго бродил он по лесам, по полям и, уже потеряв надежду найти чудную вещь, дошел до пустыни. Присев отдохнуть, заметил он вдали бочку. Удивившись, подошел он к ней, оглядел со всех сторон. А из бочки вдруг послышался стон. Замученный голос произнес: «Выпусти меня отсюда, старец, я уже долгие годы тут сижу томлюсь, а взамен я тебе дам все что пожелаешь». Обрадовался монах и рассказал про свою историю незнакомцу в бочке, мол, ищет он волшебную вещь по просьбе царевны, в которой она сможет себя увидать. Незнакомец пообещал, что поможет старцу с его проблемой, и выпустил монах на свет самого дьявола. И он сдержал свое обещание, и подарил старцу зеркало. Пошел монах к царю вручать приданое. Но владыка был не честен и, увидав подарок, приказал казнить старца. Так и появилось на свет дьявольское зеркало, которое с первых дней своего существования несло зло и обман.
Поэтому на Руси вплоть до 17-го века зеркало считали «заморским грехом».

Зеркало можно сравнить с губкой, которая впитывает в себя все, что «видит», — образы, события, явления их же и отражает, это сравнимо с человеческим умом он сначала впитывает в себя, а затем воссоздает это снаружи, то есть, отражая подобно солнцу.

2. ЗЕРКАЛО в мифологии

В мифологии зеркало выступает как средство спасения от сил, несущих человеку гибель.

Согласно древнегреческому мифу, геспериды дали Персею крылатые сандалии, шлем и волшебную сумку, в которой должен был принести голову горгоны Медузы.
Снаряженный таким образом, Персей полетел на север и достиг земли, где царила вечная тьма и обитали грайи, три ужасных сестры. У них на троих был всего один глаз и один зуб. Они пользовались ими по очереди. Это были единственные живые существа в тех краях, где жила горгона Медуза.
Персей надел свой шлем, невидимым подобрался к пещере и, когда одна из сестер передавала другой глаз, забрал его себе. Убедившись, что они ничего не видят, он пообещал вернуть им глаз, если они расскажут ему, где найти Медузу. Сестры, горя желанием вернуть свое сокровище, сразу же сообщили Персею все, что он хотел знать, и Персей, вернув им глаз, отправился на поиски Медузы.
Наконец он увидел вдали дом горгон и, зная, как опасна Медуза, осторожно приблизился, держа перед собой щит под таким углом, чтобы на его гладкой зеркальной поверхности отражались, все окружающие предметы.
Он нашел Медузу спящей и, подняв меч и глядя в ее отражение на щите, отсек голову и, держа ее за спиной, полетел обратно, опасаясь, как бы ее сестры-горгоны не бросились за ним в погоню и не попытались отомстить за смерть сестры.
Персей быстро летел над морем и сушей, держа ужасный трофей за спиной.

В древнегреческом мифе Персей побеждает страшную Медузу с помощью медного щита: голова Медузы превращается в камень. Медузу Горгону побеждает её же собственное отражение, то есть то зло, которое она творит. Посредством зеркального щита( он был именно медный, а не серебряный) Персей побеждает Медузу Горгону — поэтому греческие и римские щиты имели форму зеркал с ликом Медузы. Доказано, что металлы теплых оттенков: бронза, латунь, золото, и, в первую очередь, медь — поглощают «холодные». Они угнетают энергию и отражают «теплые», «солнечные. Поэтому в древности никогда не делали серебряных зеркал, считалось, что они отрицательно влияют на здоровье и настроение человека

С зеркалом связано не только собственное отражение, но и сближают с ним мотивы луны и солнца, водной поверхности.

Водная поверхность также символизирует зеркало, ведь она способна отражать. Широко известен древнегреческий миф о Нарциссе. «Сын речного бога Кефиса и нимфы Лейриопы Нарцисс был необыкновенно красив, но никого не любил – мысли его были заняты самим собой. За это богиня любви Афродита наказала его. Однажды, охотясь, он нагнулся у ручью, чтобы напиться, увидел своё отражение – и уже не смог оторвать от него взгляд. Нарцисс не ел, не пил, не спал – всё глядел и глядел на себя… Так у ручья и умер. Цветок, выросший на его могиле, нарекли именем самовлюблённого юноши – нарциссом… А не зеркалом ли послужил ручей? А что такое отражение в ручье, как не прообраз зеркала? (И ведь недаром зеркало в руках Афродиты – в римской мифологии Венеры – стало олицетворять самовлюблённость)»

Самовлюблённый Нарцисс навсегда застывает перед своим отражением в воде.

Миф о Нарциссе был придуман в древние времена, как предостережение не видеть свое отражение. Это связывалось с магией потому, что отражение человека воспринималось, как двойник и второе злое Я. По представлениям того времени второе Я чаще всего живет во сне. Скорее всего, цветок нарцисс воспринимался, как своеобразное растительное божество, которое способно умирать и воскрешать себя.

.

3. ЗЕРКАЛО в литературных сказках А.С.Пушкина и Г.Х.Андерсена как носитель зла и добра.

3.Зеркало как предмет волшебный, потусторонний, обладающий магическими свойствами, наиболее часто употребляется в литературных сказках.

В русскую литературу образ зеркала входит с творчеством А.С.Пушкина, в котором ясно видеть можно подлинное качество человека»

А какими качествами наделял Пушкин зеркала в других своих произведениях?
Почему-то сразу вспоминается этот портрет и слова А.С:
Пушкина:
»Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит.»

Зеркала у Пушкина «верные», «льстивые», «любящие» тех, кого они отражают…

В «Сказке о мёртвой царевне» А.С. Пушкина зеркало злой мачехи тоже говорит правду, однако здесь трудно решить, является ли оно добрым: ведь по его вине мачеха чуть не погубила свою падчерицу. Так в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Зеркало рассказывало злой мачехе, кто красивее. Зеркало является полноправным персонажем сказки. Оно не хочет льстить, говорит правду и только правду, не собирается идти ни на какие компромиссы со своей хозяйкой. Вроде бы это хорошо: правдивость и неподкупность, но почему-то кажется, что с другим человеком оно вело бы себя немного по-другому. Я согласна, что оно, отображая только одну свою хозяйку, которая разговаривает, проводит много времени с ним, само должно приобрести черты этой злой царицы. Кажется, что они настолько сблизились друг с другом и не могут существовать отдельно. Недаром же, разбив зеркало, царица почти сразу умирает сама…
Существуют разные мнения об образе этого зеркала. Кто- то говорит , что это положительный персонаж , т.к. смерть оно приняло за свои справедливые убеждения! Не побоялось злобной царице правду в лицо сказать! …»Бросив зеркальце под лавку, позвала к себе чернавку»….»Об пол зеркало разбив»-… Основное его достоинство заключается в том, что оно было честным и неподкупным и имело смелость всегда говорить правду : «Ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее…»

А.С. Пушкин создал образ такого обаятельного и справедливого зеркала, которое не встречалось раньше. Интересно, что зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Между тем сама мачеха внешне ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела, высока, стройна. Словом, «уж и впрямь была царица», но царевна побеждает ее внутренней красотой. Стремление возвысить свою красоту, эгоизм царицы проявляются в разговорах с зеркальцем. Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с ним ласково:

Свет мой, зеркальце! скажи…

Но с появлением соперницы обращение другое:

Ах ты, мерзкое стекло!

Оно отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы. Царица довольна ответом зеркальца .Глаголы «изображают» движение каждой части тела. Когда же мачеха понимает, что ей не соперничать с царевной, она наполняется черной завистью, бросает непослушное зеркало под лавку.

Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит ее красоту, потому что она равноценна ее душе. Через зеркало прослеживается и тема зависти.

Великий  датский  сказочник Г.Х. Андерсен  удивительным  образом  расширяет,  углубляет  возможности  зеркала.    Под  его  пером  зеркало  становится  литературным  приёмом,  позволяющим  приблизить  вроде  бы  истории  для  детей  с  захватывающим  сюжетом  к  серьёзным  проблемам,  таким  как  добро  и  зло,  самопознание  человека 

В сказке Г.Х.  Андерсена  «Новый  наряд  короля» писатель  не  наделяет  зеркало  какими-либо  волшебными  свойствами,  оно  представлено  здесь  простым  предметом,  вещью,  лишённой  чего-то  магического.  Упоминается  оно  практически  в  конце  сказки,  но,  несмотря  на  это,  играет  важную  роль  в  раскрытии  замысла  автора. 

Вот  главный  эпизод  сказки,  который  собирает  всех  героев  на  решающее  испытание.  А  в  центре  этого  эпизода  находится  зеркало.

«—  А  теперь,  ваше  королевское  величество,  соблаговолите  раздеться  и  стать  вот  тут,  перед  большим  зеркалом!  —  сказали  королю  обманщики.  —  Мы  нарядим  вас.

Король  разделся,  и  обманщики  принялись  наряжать  его:  они  делали  вид,  будто  надевают  на  него  одну  часть  одежды  за  другой  и  наконец  прикрепляют  что-то  в  плечах  и  на  талии,  —  это  они  надевали  на  него  королевскую  мантию!  А  король  в  это  время  поворачивался  перед  зеркалом  во  все  стороны.

—  Боже,  как  идет!  Как  чудно  сидит!  —  шептали  в  свите.  —  Какой  узор,  какие  краски!  Роскошное  платье!..

—  Я  готов!  —  сказал  король.  —  Хорошо  ли  сидит  платье?

И  он  еще  раз  повернулся  перед  зеркалом:  надо  ведь  было  показать,  что  он  внимательно  рассматривает  свой  наряд».

Придворные  боятся  сказать,  что  они  на  самом  деле  видят,  так  как  за  это  их  могут  наказать.  Но  король  ведь  находится  над  всеми.  Он  главный  и  ему  некого  боятся.  И  зеркало  показывает  ему  правду.  Стоит  королю  сделать  усилие  над  собой,  оторваться  от  привычной  для  всех  лжи,  отказаться  от  общепринятого  мнения,  и  справедливость  восторжествует.  Обманщики  будут  выведены  на  чистую  воду.  Но  как  это  трудно  сделать!  Зеркало,  безмолвно  наблюдая  за  происходящим,  ставит  короля  перед  выбором,  помогая  осознать  свои  ошибки.  Оно  предлагает  ему  очнуться  от  этой  иллюзии,  но  король  отказывается. 

Зеркало искажает уродливую наружность короля и показывает его глупость в сказке Г.-Х. Андерсена “Новое платье короля”. В сказке зеркало является персонажем, но безмолвным. Король, поворачиваясь перед ним, хвалит новый наряд, потому что боится прослыть глупым, молчит и зеркало, и придворные, на это и рассчитываю хитрые портные. И только маленький мальчик крикнул : «Да, король- то голый». А устами младенца глаголет истина. Андерсен  высмеивает  такой  человеческий  недостаток,  как  глупость,  и  это  в  большой  степени  достигается  с  помощью  зеркала.  Оно  как  бы  подводит  итог  в  доказательстве  того,  что  король  крайне  глуп:  он  куда  больше  верит  чужим  словам,  чем  собственным  глазам. Зеркало  обычно  показывает  правду.  Так  происходит  в  «Новом  наряде  короля». 

Но зеркало несёт не  только зло.  Например,  в  сказке  «Гадкий  утёнок»  отражение  помогает  утёнку  осознать  свою  красоту  и  делает  его  счастливым:  «…И  вдруг  в  чистой,  как  зеркало,  воде  он  увидел  свое  собственное  отражение.  И  о,  чудо!  Он  был  уже  не  безобразною  тёмно-серою  птицей,  а  —  лебедем!..». Счастье к несчастному гадкому утенку приходит из зеркала. «…Он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему. «- Убейте меня! — сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное изображение, но он был уже не безобразною темно-серою птицей, а -лебедем!»

«Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!»

Здесь  Андерсен  использует  зеркало  как  окно  в  мир  добра,  чтобы  открыть  истину  несчастному. Гадкий утёнок из сказки Андерсена, увидев себя в отражении прекрасным лебедем, возрождается к жизни.

По  Андерсену,  зеркало  ещё  и  можно  использовать  в  злых  целях,  обманывать  людей.  Зеркало Зла, искажающее истину, кривое, смеющееся над красотой и добром, представлено ещё в одной сказке Г.Х. Андерсена – «Снежная королева». Андерсен  наделяет  его  новыми  возможностями,  всё  больше  увеличивая  его  роль  в  произведении.  Теперь  зеркало  выворачивало  наизнанку  добрую  сторону  мира  и  усиливало  зло.  Оно  стало  его  материалом,  его  воплощением,  так  как  и  изобрёл  его  сам  Дьявол. 

Также  зеркало  даже  оживает:  «…Чем  выше  поднимались  они,  тем  сильнее  кривлялось  и  корчилось  зеркало  от  гримас…».  Оно  разбивается  на  миллионы  осколков,  которые  тоже,  словно  живые,  разлетаются  на  огромные  расстояния  в  разных  направлениях.  Зеркало  становится  своего  рода  самостоятельным  героем  произведения  и  даже  одним  из  главных  персонажей,  активно  участвуя  в  развитии  сюжета.  Например,  именно  из-за  осколков  Кай  попадает  к  Снежной  королеве. Осколки кривого зеркала в данном случае являются метафорой отрицательных свойств и качеств. Герой пребывает во множестве своих отражений в расколотом на куски мире. Андерсен рисует образ осколков зеркала, посредством которых люди становятся злыми, бессердечными, причастными к царству зла. Зеркало выступает орудием лжи, мир распадается на добро и зло, искажает правду. Дурные чудеса в том и состоят, чтобы вывернуть прекрасные чудеса наизнанку, поставить всё с ног на голову. Сказочник как будто спрашивает: а что если человек попадёт под власть недоброго? Как он посмотрит тогда на мир? К чему приводит воздействие зловредной частички? Кай, внезапно захваченный злом, начинает искать изъяны во всём живом , умирает его душа.

Также автор рисует замерзшее озеро, на котором лед треснул «на тысячи кусков, ровных и правильных на диво». «Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире». Снежной королеве не подвластны добрые чувства: любовь, милосердие, она холодна и бесчувственна. Какая  же  связь  между  заледеневшим  озером  и  древним  зеркалом  тролля?  Мне  кажется,  что  озеро  —  ещё  один  осколок,  но  созданный  королевой,  и  лишь  повторяющий  некоторые  его  черты. .  Оно  помогает  понять  нравы  и  характер  Снежной  королевы,  суть  которых  заключается  в  следующем.  Она  хочет,  чтобы  всё  было  правильно,  рационально,  чётко,  тихо,  спокойно.  Можно  сказать,  что  её  взгляды  на  жизнь  холодны,  ей  чужда  людская  жизнь,  чужд  наш  разнообразный  мир,  переливающийся  буйством  красок

Сердце Кая превращается в кусок льда, он видит мир искаженным, злым. И хотя чудеса Снежной королевы изображены более красочно : волшебное зеркало, летающие сани, и разнообразные превращения снежинок, и сияющие ледяные чертоги. Но всё равно у зла ничего не получается. А добрые чудеса — напротив, очень простые и даже незаметные.

И только доброе и горячее сердце Герды способно противостоять натиску злой силы.. Каю теперь вдруг удается сложить из ледяных осколков слово «вечность» — и тем самым оплатить освобождение от уз Снежной королевы.   Делаем  вывод:    зло  для  Андерсена  —  холодные,  чёткие,  слишком  правильные  взгляды  на  жизнь,  а  добро  —  то  самое  разнообразие  нашего  мира,  его  постоянное  движение,  краски.

Зеркало распознает двойственность явлений. Оно допускает в себя зло, оно предоставляет злу жизненное пространство. Но зеркало с равным успехом распахивает свою дверь добру

4.СТРАНА ЗАЗЕРКАЛЬЕ

Зазеркалье — страна, в которую обожали путешествовать сказочники. И, что удивительно, сказочники рисовали за порогом зеркала чудный, волшебный мир — вопреки сложившимся представлениям о жутких вещах, скрывающихся в Зазеркалье. Или само зеркало делали «добрым гением».

Одной из самых популярных книг известного детского писателя Виталия Губарева является повесть-сказка «Королевство кривых зеркал». Главной героине Оле волшебное говорящее зеркало предлагает “побывать по ту сторону зеркала”. С этого времени Оля принадлежит двум пространствам – миру Предзеркалья и миру Зазеркалья. На зеркальности построено все произведение.
Переправа в Зазеркалье происходит мгновенно. Зеркало становится символической дверью. Зеркало выступает как окно в другой мир.
В Зазеркалье Оля встречается с Яло, которая оказывается ее двойником. Вся сказка построена на двойничестве, которое строится по принципу симметрии. Имена Оли и Яло являются палиндромами (перевертнями) – словами, читающимися одинаково слева направо и справа налево. Все имена в сказке перевернуты и читаются “наоборот” как у положительных (Гурд, Бар, Аксал), так и у отрицательных героев (Топсед, Нушрок, Абаж, Анидаг). Все имена в “Королевстве кривых зеркал” имеют оценочную нагрузку.

В Королевстве кривых зеркал кривое зеркало показывает мир в искаженном свете. Нушрок подводит голодного Гурда к кривому зеркалу с крошкой в руке, и мы видим “в зеркале толстого мальчика с огромной булкой” . Кривое зеркало выступает здесь гиперболой.

“Королевство кривых зеркал” – не типичная сказка для своего времени. Впервые в русской детской литературе главный герой литературной сказки был отправлен в Зазеркалье.

Зеркало часто используется в литературе как метафора внутренней жизни человека. Вспомним, например, самые известные книги, удивительно красиво описывающие внутреннюю жизнь ребенка, — книги Л. Кэрролла про Алису. В книге «Алиса в зазеркалье» девочка, пройдя через зеркало, попадает в особую страну – отражение ее собственного мира. “… я тебе расскажу все, что знаю про Зазеркальный мир… там есть комната, которая начинается прямо за стеклом. Она совсем такая же, как наша гостиная, Кстати, только все там наоборот! Когда я залезаю на стул и смотрю в зеркало, она видна мне вся, кроме камина…”, “… Тут Алиса оказалась на каминной полке, хоть и сама не заметила, как она туда попала. А зеркало, и точно, стало таять, словно серебристый туман поутру. Через миг Алиса прошла сквозь зеркало и легко спрыгнула в Зазеркалье.” Это мир сложный, самобытный, противоречивый, магический. В нем непросто разобраться, в нем нет хорошего и плохого, в нем все неоднозначно.

Выводы. В произведениях фантастического жанра (сказках, мифах) зеркало играет сюжетообразующую роль. Зеркало может выступать как предмет-помощник и как атрибут зла в руках чародеев и колдунов. Авторские сказки А.С. Пушкина и Г.Х. Андерсена продолжают мифологическую линию, представляющую зеркало как магический предмет.

Приём проникновения героев в Зазеркалье используется во многих произведениях фантастического жанра. Миф о Зазеркалье порождён способностью зеркала отражать мир наоборот, искажать изображение, расширять пространство и создавать миражи. Зеркало становится не только героем, но и свидетелем событий.

Таким  образом,  в  сказках зеркало    выполняет  функцию  литературного  приёма,  приближая  сказку  к  серьёзной  литературе.

5. ЗЕРКАЛО КАК предмет ГАДАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Зеркало как магический предмет представлен в балладе Жуковского «Светлана»

Девушка прибегает к самому страшному из гаданий — гаданию у зеркала.

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле
В полночь без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Здесь зеркало — способ связи с потусторонним миром. Гадание на зеркале девушки, тревожащейся о судьбе своего жениха, традиционно для русских святочных обрядов. Она смотрится в зеркало, зеркало также образ – символ, который имеет свое значение, в зеркале темно и «страх туманит очи», «занялся от страха дух» Тьма в зеркале порождают робость и страх ». Гадание на зеркале тоже выполняет сюжетообразующую роль, однако это не главное. В этой балладе намечается переход автора от романтических представлений к реалистическому взгляду на мир.

Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» повествует о святочных гаданиях. Главная героиня Татьяна, воспитанная на «преданьях простонародной старины», тоже идёт гадать с помощью зеркала на своего суженого.

Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно…
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна…

В данных произведениях использование зеркала играет сюжетообразующую роль: зеркало необходимо для развития сюжета произведения.

«Как помним, гадания никак не хотят предсказывать Татьяне того, что хочет она, — любви Онегина» [2]. Пушкин в этом произведении уже уходит от мистики романтизма. Эпизод гадания нужен был Пушкину для того, чтобы ярче высветить характер главной героини, показать его народную основу.

Молодые героини Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» тоже живут в ожидании счастья, как и Татьяна. На Святки молодёжь из семейства Ростовых участвует в народных забавах, а потом Наташа, Соня и их горничная Дуняша решаются на гадание с зеркалом (том II, часть IV, глава XII). Наташа, как ни старалась, ничего не увидела в нём: «Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах… Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала гадать и отошла от зеркала». Не увидела в зеркале ничего и Соня, но, чтобы не обмануть ожидания подруг, она сделала вид, что ей что-то померещилось. «Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» — мелькнуло у неё в голове.

Толстому, как и Пушкину, эпизод гадания нужен был для того, чтобы лучше показать характер героинь, их стремление к любви и счастью.

Выводы. Эпизод гадания с помощью зеркала встречается во многих произведениях русской литературы, но он лишён мистической подоплёки. В балладе «Светлана» Жуковский отходит от канонов романтизма и вместо ожидаемой трагической развязки преподносит читателю светлый и оптимистический финал. В романах «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина эпизод гадания нужен был авторам, чтобы лучше высветить характер главных героинь, показать их стремление к счастью и любви.

Таким  образом,  в  сказках зеркало    выполняет  функцию  литературного  приёма,  приближая  сказку  к  серьёзной  литературе.

5. Двойники.

Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем — что в зеркале отражена душа человека. Феномен зеркала, претерпев значительную эволюцию и трансформацию, является не только одним из основополагающих мотивов в литературе ХХ столетия и темой многих поэтов и писателей, но и получает осмысление своего Я.

На многие десятилетия сделали зеркало запретным предметом для мужчины. Предполагалось, видимо, что побриться он может и у цирюльника, не заглядывая в зеркало. На женщин этот запрет не распространялся:

Но женщин я б не упрекал,

Что жить не могут без зеркал,-

Их все-таки, бедняжек жаль:

Год нужен им надеть вуаль.

По представлениям людей тех времен, не было ничего более несообразного, чем рыцарь с зеркальцем. Замечательно, что, описывая дом Тараса Бульбы и перечисляя награбленные им предметы и вещи, Гоголь не упоминает о зеркале. Хотя была же когда-то молодой его жена, мог бы подумать он и об ее нехитрых женских прихотях:

«На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. (…) На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями, через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена.»

Нравственное падение и предательство Андрия произошло не тогда, когда он вылетел в золотых доспехах во главе польского гарнизона, а гораздо раньше, еще в Киеве, когда он впервые пробрался в дом прекрасной полячки, «которая в это время сидела перед свечою ( и, конечно, перед зеркалом!) и вынимала из ушей своих дорогие серьги», а потом «надела ему на голову свою блистательную диадему, повесила на губы ему серьги и кинула на него кисейную прозрачную шемизетку с фестонами, вышитыми золотом».

За всей этой легкомысленной любовной игрой – непростая карнавальная ситуация, уместная, допустим, на святках, а символическое лишение Андрия рыцарства. Какое впечатление произвел бы на своих братьев по оружию этот «лыцарь», увешанный женскими побрякушками и стоящий перед зеркалом!.

Сцена эта, при всей ее внешней забавности, исполнена глубокого и пророческого смысла. Проявив нескромность подобным образом, Андрий позже, уже совершенно естественно, сделает последний непоправимый шаг.

Поэтому следует учесть, что через зеркало, человек может быть обманут, а вдруг зеркало искажено, вогнуто и вместо правды реальности оно отражает кривду лжи. Потому как, смотря в кривое зеркало, увидишь духов но не душу, не истинное лицо а маски, в которые облачается человек находясь в зазеркалье, и тогда отражается именно этот образ подставных масок, который отличается от его образа в реальности

О том, что зеркало прочно вошло в российский бытовой обиход, может свидетельствовать хотя бы тот факт, что упоминание о нем можно встретить уже в переложении «Домостроя» Кариона Истомина (ок. 1700 г.):

« Воду, платенцо, лахань же и мыло/

Умыти лице неси, чисто б было./

Гребень, зерцало подаждь господину.

Пройдет немного времени, и зеркало из уже привычной, обязательной бытовой детали у некоторых авторов превратится в важный элемент сюжета, и романтики будут использовать его не только для «причесывания» своих героев.

В произведении М.Лермонтова «Герой нашего времени» тоже присутствует образ зеркала. Проводя столько времени перед трюмо, изучив свое лицо, подобно Нарциссу, до мельчайших подробностей, он и о своей внешности говорит с неприличной для мужчины пристрастностью:

«А смешно подумать, что на вид я еще мальчик: лицо хотя бледно, но еще свежо; члены гибки и стройны; густые кудри вьются, глаза горят, кровь кипит».(«Герой нашего времени»)

Он не забывает о своей внешности в самые критические моменты своей жизни и, несмотря ни на что, всегда остается ею доволен: «Наконец рассвело. Нервы мои успокоились. Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен собой «. (Там же )

Евгений Онегин уподобляется Нарциссу, когда по нескольку часов проводит перед зеркалом:

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере,

Когда, надев мужской наряд,

Богиня едет в маскарад.

Пушкин рисует самовлюблённого эгоиста, занятого только собой.

Онегин, как и всякий иной романтический герой, «… три часа по крайней мере / Пред зеркалами проводил», но уже в этом романе автор не устоит перед возможностью с удовольствием выставить перед зеркалом: «…оплошного врага;/ Приятно зреть, как он, упрямо/ Склонив бодливые рога,/ Невольно в зеркало глядится/ И узнавать себя стыдится;/ Приятней, если он, друзья,/ Завоет сдуру: Это я!»

Мы видим героев и их двойников в зеркале: одни по эту сторону зеркала, довольные своей внешностью, лоском , другие по ту сторону – полная противоположность. Что живёт внутри героев? Здесь- чувство превосходства над обществом, а там- ранимая душа. Ведь не случайно Печорин говорит о себе: «Во мне два человека: один живёт, в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».

« Жизнь притворяться наловчилась,

А правду знали зеркала» (Семён Кирсанов. Поэма «Зеркала»)

Таковы некоторые из зеркал «Евгения Онегина», где вообще-то их множество. Мир героев романа «Евгений Онегин» связан с образами зеркала и окна, которые противопоставлены друг другу. И зеркало, и окно по своей природе – оптические границы, но окно это граница между внешним и внутренним, между видимым и ещё не видимым, а зеркало между постижимым и непостижимым, подлинным и мнимым. Зеркало позволяет увидеть «внешний образ души» , постичь своё как чужое, «подсмотреть свой заочный образ». Зеркало даёт уникальную для человека возможность видеть самого себя, то есть вступать в диалог с самим собой. Окно же открывает внешний мир для человека. Татьяна изображается всё время на фоне окна, потому что жизнь её протекает в воображении, мечтах и постоянной эмоциональной напряжённости.

Один из ключевых образов романа “Мастер и Маргарита” — зеркало. Автор говорит о функциях(роли) зеркала в романе. Главным средством перехода в иномерные зоны пространства в романе названы зеркала. Частое упоминание его связывается в романе, как правило, с событиями особого рода. Зеркала есть везде, где таинственным образом проявляется или исчезает свита Воланда, или же происходят необъяснимые, с точки зрения обыденной логики, события… Зеркало в повествовании служит чем-то вроде индикатора чуда: наличие его означает как бы потенциальную возможность необъяснимых событий. Для Маргариты, живущей ожиданием чуда, весь день перед балом полнолуния проходит под знаком зеркала. “Я верую!” — шептала Маргарита торжественно… Ее долгое сидение перед зеркалом с утра — это попытка заглянуть в Зазеркалье, в потусторонний мир, иными словами, гадание: “Свет мой, зеркальце, скажи…”
Этот особый мир для некоторых персонажей романа тоже приоткрывается вначале через зеркало: “Степа повернулся от аппарата и в зеркале…отчетливо увидел какого-то странного субъекта…”
Зеркало в романе, таким образом, оказывается переходом, связывающим два вида пространства: обыденное и чудесное. Но зеркало и разделяет эти два мира, является пограничным постом между ними, и в этой ситуации даже сверхъестественные персонажи вынуждены вести себя довольно примитивно.
Главным средством для перехода в иномерные зоны пространства в романе названы зеркала. Однако первый переход в самом начале романа, где зеркала как будто нет. Вспомним самое древнее зеркало – гладкую водную поверхность. И действительно, единственный оставшийся из трех Патриарших прудов своими очертаниями очень напоминает громадное прямоугольное зеркало.

Создание с помощью зеркала параллельных образов героев-двойников — один из путей проверки философской идеи, теории в жизненной практике. Этот прием выявляет голос автора, его отношение к идеи героя, его раздумья. Благодаря двойничеству художественное изображение приобретает идейный смысл.

Вывод: Зеркала как художественный приём широко используется в русской литературе. Зеркальный принцип лежит в основе приёма антитезы и в основе композиции многих произведений.

Зеркальная композиция в прозе (повтор эпизодов, сцен, глав, явлений и их зеркальное отражение) помогает лучше раскрыть идею произведения, показать характеры героев и проследить их духовную эволюцию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, исследовав произведения, в которых встречается мотив зеркала, мы пришли к нескольким выводам.

Во-первых, в произведениях фантастического жанра зеркало выполняет сюжетообразующую роль. Оно встречается в сказках, мифах, легендах как предмет, приносящий героям пользу, и как атрибут зла в руках волшебников и чародеев. Приём проникновения героев в Зазеркалье также используется во многих произведениях фантастики, выполняя сюжетообразующую роль. Древние люди не знали о физических свойствах зеркал, для них это был таинственный предмет, которому они приписывали магические свойства. Впоследствии некоторые мифологические сюжеты и мотивы обыгрывались в литературе, например, миф о Нарциссе («Евгений Онегин»).

Во-вторых, зеркало как атрибут гадания встречается во многих произведениях русской литературы (баллада В.А. Жуковского «Светлана», роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», роман Л.Н. Толстого «Война и мир»). Эпизод гадания в данных произведениях лишён мистической подоплёки. Он нужен авторам, чтобы лучше высветить характер главных героинь, показать их стремление к счастью и любви.

В-третьих, мотив зеркала как художественный приём широко используется в отечественной литературе. На зеркальном принципе основывается жанр палиндрома, приём антитезы. Она позволяет проследить эволюцию героев и ярче высветить идею произведения.

Столь широкое использование «зеркальных» мотивов и приёмов в мифологии и литературе вызвано, прежде всего, следующими свойствами зеркал:

1) с помощью зеркал можно украсить, расширить и изменить пространство;

2) зеркало отображает окружающий мир наоборот;

3) поверхность зеркала обладает мощной отражательной способностью, так что даже может отражать лучи, невидимые глазу;

4) неровная поверхность зеркала искажает изображение, что породило миф о «кривом» зеркале.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.

«Образ зеркала часто встречается и несёт смысловую нагрузку не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Зеркало веласкесовской Венеры; королевская чета, созерцающая себя в зеркале, на картине Гойи; линогравюра Кандинского, которая так и называется – «Зеркало» — лишь часть примеров из этого ряда» [4].

У данного исследования есть перспективы. «Зеркальным» является роман «Мастер и Маргарита». «По страницам книг Достоевского бродят герои-двойники, отражаясь, друг в друге, как в зеркалах» [4]. В стихах С. Есенина мы часто встречаем образы, отражённые в зеркале или в воде. Образ зеркала давно уже стал символом, переходящим из одного произведения в другое.

Возможная область применения результатов нашего исследования – лингвистика, филология.

Список  литературы:

  1. Абрам  Вулис  «Литературные  зеркала»  М:  «Советский  писатель»,  1991  г.,  [Электронный  режим]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://sharedbook.ru/,  (дата  обращения  29.01.2013),  237  с.

  2. Афанасьев  А.Н.  «Народные  русские  сказки»,  полное  издание  в  одном  томе,  издательство  «Альфа-книга»,  Москва,  2008  г,  1087  с.

  3. Афанасьев  А.Н.  «Народные  русские  сказки»  в  трёх  томах,  1986  г,  том  2,  464  с.

  4. Г.Х Андерсен. Сборник сказок 1989г

  5. Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье».

  6. Виктор  Шкловский.  Тетива:  О  несходстве  сходного.  —  М.:  Советский  писатель,  1970.  —  376  с.

  7. А.С.Пушкин Роман «Евгений Онегин»

  8. М.Лермонтов «Герой нашего времени»

  9. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

  10. М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Урванцева Н.Г. «Мифологема зеркала в повести-сказке В.Г. Губарева “Королевство кривых зеркал” стр.34, 49..

Интернет- ресурсы:

http://www.ngebooks.com/book_9654_chapter_1_Literaturnye_zerkala.html

http://h.ua/story/31849/

http://www.proza.ru/2011/10/05/707

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BE

  • Зеркало и обезьяна слушать сказку
  • Зеркало и его осколки сказка
  • Зер гут по немецки как пишется
  • Зер гуд по немецки как пишется
  • Зеницу на японском как пишется