Жанры фольклора
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1285.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1285.
Фольклор – народное творчество, как устное, так и письменное, в котором отображается уклад жизни конкретного народа. К фольклору относятся различные жанры, каждый из которых имеет свои характеристики и особенности. Так какие жанры фольклора в литературе существуют?
Что такое фольклор?
Фольклор – искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.
Фольклор зародился в древние времена, когда еще не существовало письменности и передавался из уст в уста. Он совмещал в себе все виды искусства: литературу, музыку,танец, театр и многое другое.
folk lore в переводе с английского означает «народная мудрость»
Термин «фольклор» впервые ввел английский ученый Уильямом Дж. Томсом в 1846 году.
В СССР к фольклору можно отнести частушки и анекдоты, которые стали очень популярны в результате поголовной цензуры. В этих произведениях завуалированно могла подвергаться критике действующая власть, а также политика, которой она придерживалась.
К фольклору относятся произведения всех трех видов: эпические, драматические, лирические.
Фольклорные жанры
К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ:
- Былина – песня-сказание героического или исторического содержания. Главными героями здесь являются богатыри, которые отображали нравственные идеалы народа, а повествование ведется о жизни Древней Руси.
- Историческая песня -рассказывает о событиях, произошедших в древние времена. Она похожа содержанием на былину, но является более достоверной, а объем ее, наоборот, меньше.
- Сказка – повествование, в основе которого лежит фантастический вымысел. Это могут быть сказки о животных, бытовые или волшебные сказки.
- Предание – рассказ о каких-либо событиях, произошедших в прошлом. Предание может быть и вымышленным, и достоверным.
К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки:
- Поговорка – краткое, но емкое высказывание, являющееся законченным суждением.
- Пословица – краткое суждение, содержащее народную мудрость, например, чем богаты, тем и рады.
- Частушка – жанр фольклора, чаще всего является четверостишием юмористического или сатирического содержания.
- Колыбельная – песнь для убаюкивания младенца. Колыбельная является очень древним жанром фольклора. Это можно доказать по наличию в них заговоров-оберегов, так как древние люди верили, что таком образом они защитят свое дитя от темных сил.
- Потешка – песенка-приговорка, где помимо стихотворные рифмы есть взаимодействие с ребенком. Например, “сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала”.
- Пестушка -небольшой стишок, которым няни, мамы и бабушки сопровождали действия ребенка. Название произошло от слова “пестовать”, что означает “нянчить”.
Большое значение в лирическом роде имеет форма текста. Ведь все поэтические произведения написаны особым образом. Их отличает от прозы наличие особого стихотворного размера, ритма, рифмы, деления на строфы.
К драматическим жанрам фольклора относится народная драма.
- Народная драма – произведение со сценическими элементами. Примером может служить произведение “Царь Максимильян”, “Театр Петрушки”.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам узнать, что такое фольклор, его определение, и какие жанры фольклора существуют. Фольклорными могут быть все виды жанров: эпические, драматические, лирические.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Галина Волкова
10/10
-
Август Мандаринский
10/10
-
Артемий Андреев
10/10
-
Galina Kravtsova
10/10
-
Даша Фролова
10/10
-
Aliks Rim
10/10
-
Азалия Суяшева
9/10
-
Коля Беседин
10/10
-
Александр Котков
10/10
-
Эля Боголюбова
8/10
Оценка статьи
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1285.
А какая ваша оценка?
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.
В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.
К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.
Особенности русского фольклора
На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.
Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.
Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.
В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.
Жанры устного народного творчества
Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.
С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.
Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.
Произведения устного народного творчества
Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.
- Былины
- Сказки
- Песни
- Пословицы и поговорки
- Загадки
- Легенды
- Колыбельные песни
- Пестушки и потешки
- Прибаутки
- Игровые приговоры и припевы
Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.
Камень на развилке дорог
Устное народное творчество России
Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.
Песни
В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.
Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.
Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.
В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.
Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.
Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.
Былины
Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.
Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.
Три богатыря
В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.
Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.
Сказки
Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.
Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.
Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.
Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.
Легенды
В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.
Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.
Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.
Загадки
Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.
На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.
На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.
Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.
Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.
Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.
Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.
Колыбельные песни
В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».
С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.
Пестушки и потешки
Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.
Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.
Прибаутки
Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.
По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».
Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.
Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.
Игровые приговоры и припевы
С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.
В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.
Виды устного народного творчества
Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:
- Былины
- Сказки
- Песни
- Пословицы и поговорки
- Загадки
- Легенды
- Колыбельные песни
- Пестушки и потешки
- Прибаутки
- Игровые приговоры и припевы
Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.
Будем благодарны за Вашу поддержку!
Для выполнения данного задания ОГЭ по литературе нужно
- знать:
- определения понятий «устное народное творчество», «фольклор»;
- жанры устного народного творчества: былина, историческая песня, лирическая песня;
- духовные стихи, баллада, сказка, пословица, поговорка, загадка;
- понимать:
- отличие произведений устного народного творчества от произведений художественной литературы;
- роль обращения в литературном художественном творчестве к образам устного народного творчества;
- связь произведений устного народного творчества и произведений художественной литературы;
- уметь:
- отличать произведение устного народного творчества от литературного художественного творчества;
- определять жанры произведений устного народного творчества;
- выделять в тексте литературного художественного произведения вставки, относящиеся к устному народному творчеству, объяснять их роль в литературном художественном произведении.
Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ Рекомендации к ОГЭ
Фольклор. Жанры фольклора
Понятие устного народного словесного творчества
Устное народное творчество — художественная словесная деятельность народа, осуществляемая преимущественно в устной форме. Иначе устное народное творчество называют фольклором (от англ, «народная мудрость»).
Устное народное словесное творчество обладает определёнными свойствами, которые отличают его от литературного художественного творчества (художественной литературы):
Жанры устного народного творчества
Словесное творчество в древности было связано с научными, трудовыми, обрядовыми, историческими, религиозными представлениями народа.
Жанры устного народного творчества возникали по мере того, как у человечества накапливался жизненный (житейский, связанный с практикой каждодневной жизни, и духовный, связанный с осмыслением цели человеческой жизни, связи человека с вечностью, мирозданием, с жизнью предков) и исторический опыт. Этот опыт необходимо было передать следующим поколениям. Он передавался различными способами, в том числе и через слово. Само собой возникало различное назначение произведений устного творчества: они были обращены слушателям разного возраста и имели разные цели, поскольку необходимо было передать представления о добре и зле, о законах жизни, правилах поведения в обществе, быту, семье, опыт воспитания новых поколений, высмеять или осудить человеческие поступки, противоречащие нормам жизни. Различное назначение произведений породило разнообразие фольклорных жанров.
Как и литературные произведения, фольклорные относятся к одному из трёх родов: эпическому, лирическому, драматическому. К жанрам устного народного творчества относятся:
- лирическая песня, духовные стихи, частушка (лирические жанры);
- историческая песня, баллада (лиро-эпические жанры);
- былина, сказка (эпические жанры);
- фольклорная драма (драматический жанр).
1. Былина
Сказание героико-патриотического характера об исторических событиях Древней Руси. Главная задача былин — сохранение исторической памяти. Былины хранят образы реально существовавших лиц (Владимира Святославовича, Владимира Мономаха, Добрыни, Ильи Муромца, Александра (Алёши) Поповича, половецких и татарских ханов). Главные герои былины — богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович — крестьянского, княжеского и духовного звания, они символизируют единство Русской земли, сплочённость людей разного звания в борьбе с врагами.
Повествование в былине велось медленно, величаво, чему способствовали неоднократные возвращение к какому-либо эпизоду, повторы общих мест в сюжете, речи героев.
Главный художественный приём былины — гипербола.
Для типизации образов использовалась синекдоха — изображение не всего русского воинства, а его представителей.
В создании образов большую роль играют сравнения (богатырь, как ясен сокол; копьё, как свеча горит; и т. д.).
Обратите внимание: былины присущи только русскому фольклору.
2. Историческая песня.
Песня — музыкально-поэтический (синкретичный) жанр фольклора. Песня, содержание которой посвящeно важному событию или лицу национальной истории и выражает национальные интересы, народные идеалы, относится к жанру исторических песен. Исторические песни близки былинам, однако исторической песне свойственна большая достоверность; персонажами исторических песен являются достоверные, конкретные деятели истории.
В своей совокупности исторические песни передают движение истории. Наиболее ранние песни отразили нашествие Батыя. Известен большой цикл песен об Иване Грозном, об эпохе Смуты и Степане Разине.
Многие из песен разинского цикла утратили связь с образом Разина и вошли в круг разбойничьих песен.
Начиная с XVIII века исторические песни создаются в солдатской и казачьей среде. Эти песни отразили историю петровского времени; важное место среди песенных тем этого времени занимает Полтавская битва.
Среди песен более позднего времени — песни, посвящённые Отечественной войне 1812 года, Крымской войне, полководцам Суворову, Кутузову, казачьему атаману Платову.
Исторические песни отражают исторические события и героев такими, какими они оставались в памяти народа.
3. Баллада
Термин «баллада» для обозначения народных сюжетных песен употребляется в фольклористике (науке о фольклоре) и не употребляется в русской народной среде.
Баллада — лиро-эпическое произведение с трагическим сюжетом. Баллада — произведение, в котором осмысляются нравственные и философские проблемы: человек и тёмные силы, борьба человека с ними; осмысление человеком зла в человеческой природе. Вследствие этого для баллады характерны темы любви и ненависти, верности и измены, преступления и раскаяния. Характерным для баллады является то, что силы зла побеждают, однако весь художественный строй баллады вызывает сочувствие слушателей жертве, чем и утверждается её нравственная победа. Сила художественного воздействия баллады — в искусстве изображения трагического, ведущего к нравственному очищению (катарсису) слушателей.
4. Лирическая песня
Фольклорное лирическое произведение, в котором слово и мелодия (пение) нераздельны. Лирическая песня раскрывает мироощущение народа через отображение его чувств, переживаний, настроений, впечатлений. Лирические песни возникли, отделившись от обрядовой поэзии, заклинаний, причитаний.
Лирические песни трудно поддаются классификации: они рождались в разной среде (крестьянской, ремесленнической, рабочей), сопровождая различные события народной жизни, передавали различное к ним отношение. В лирической песне можно найти и трагическое, и комическое настроение.
Наиболее важные темы в народной лирической поэзии: любовная тема, тема семейной жизни, солдатской службы, отходного труда (ямщиков, бурлаков), жизни на чужой стороне, любви к родине.
При всём многообразии жанров лирической народной песни их поэтика является общей. В основе лирической песни лежит принцип аналогии между природным и внутренним человеческим миром; человеческие переживания переносились на мир природы.
Так, например, излюбленный приём — лирическое обращение к образам природы: «Ты воспой-кося, воспой, младой жавороночек»; лирический параллелизм:
Цвели, цвели во поле цветочки,
Э, цвели да повяли.
Любил, любил парень девчонку,
Э, любил да покинул.
5. Духовные стихи
Песня религиозного содержания. Возникли как следствие осмысления народом христианского вероучения. Главный признак духовных стихов (духовного стиха) — противопоставление христианского мирскому.
Темы духовных стихов связаны с сюжетами Ветхого и Нового Заветов. «Голубиная книга» — собрание духовных стихов о мироустройстве, в котором Царь над царями — Иисус Христос, главная река — Иордан (река, где Христос принял Крещение), главная гора — Синай (гора, на которой Моисею Богом были даны десять заповедей), главный город — Иерусалим (город, в котором свершились главные события христианской истории — крестная смерть и воскресение Христа).
Источником духовных стихов являются не только канонические (признанные церковью) книги, но и апокрифы (произведения, содержащие отступления от официального вероучения).
6. Сказка
Жанр фольклорной прозы, известный у всех народов, в основе которого лежит фантастический вымысел, при этом сказки сохраняют правдоподобность в жизненных ситуациях, бытовых деталях. В основе сюжета сказки — противостояние действительности и идеала, и это конфликт разрешается в сказке утопически, победой добра над злом, торжеством справедливости. Согласно основному конфликту, на полюсах добра и зла распределяются и персонажи сказки. Сюжет развивается вокруг главного героя, который одерживает победу благодаря тем качествам добра, которые были присущи ему или которые он приобретает по мере развития действия сказки.
Сказки принято делить на волшебные, бытовые и сказки о животных.
Волшебная сказка связана с мифологическими представлениями народа, прежде всего с культом земли, солнца, воды. Конфликт волшебной сказки — это конфликт героя с могучими силами природы, с потусторонними силами зла.
В более поздний период развития устного народного творчества волшебная сказка отразила семейные противоречия. Героем сказки сделался гонимый член семьи — младшая сестрица, падчерица, младший брат.
С помощью волшебных сил гонимый герой обретал счастье. Волшебная сказка — во многом философское произведение, потому что в ней осмысляется связь человека со всем мирозданием, с пространством и временем.
В основе бытовых сказок лежат не чудеса, а действительность. События разворачиваются в пространстве условно реальном, но сами эти события невероятны.
Сюжет разворачивается не из конфликта с чудодейственными силами, а из столкновения человека со сложными жизненными проблемами. Решить эти проблемы помогает смекалка, смелость, самостоятельность, счастливое совпадение обстоятельств.
Сказки о животных способствовали передаче жизненного опыта от взрослых детям, в них ясно чувствуется воспитательная направленность. За животными в русских народных сказках закрепились определённые качества: лиса — плутовка, притворщица, петух — храбрец, волку отдана злость, медведю — сила и глупость.
В детских сказках герои, обладающие дурными качествами, терпят поражение, а несправедливо обиженные торжествуют.
7. Загадка
Фольклорный жанр малой формы. Присутствует в устном творчестве всех народов. В основе загадки лежит иносказание, чаще других — метафора. Цель загадки — испытать человека на сообразительность и привить способность видеть мир через художественные образы.
8. Пословица
Фольклорный жанр малой формы. Краткое, распространённое в повседневной речи, ритмически организованное изречение. Пословица содержит смысл, который непосредственно в ней выражен, и смысл, который возникает от приложения изречения к различным ситуациям и положениям. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» — действительно, чтобы поймать рыбу, необходимо потрудиться, но и каждый результат требует усилий, труда; «У Фомушки денежки — Фомушка Фома; у Фомушки ни денежки — Фомка Фома» — о неискренности в отношениях людей, о мнимой любви к человеку, если он богат (может, и перепадёт от бога того что-нибудь), и презрения к бедному человеку (какая от него польза, если нечего взять).
9. Поговорка
Фольклорный жанр малой формы. Образное выражение, в отличие от пословицы не содержит законченного суждения, незавершённый оборот речи: семь пятниц на неделе (о человеке, меняющем решения), надоел как горькая редька.
Фольклорные произведения обладают рядом особых художественных черт, по которым их можно отличить от литературных произведений.
Так, например, произведения таких фольклорных жанров, как былина, сказка, начинаются с зачина: Как во славном то было во городе во Киеве (былина); в некотором царстве, некотором государстве (сказка); часто былина заканчивается такой концовкой: тут ему и славу поют, а сказки могут иметь следующие концовки: и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; и стали они жить-поживать да добра наживать.
Для произведений устного народного творчества характерно и повторение целых эпизодов. Трижды, например, калики перехожие дают Илье Муромцу выпить исцеляющего зелья.
В сказочных сюжетах также есть устойчивые приёмы, сюжетные повороты, образы, которые можно встретить в разных сказках: двое братьев умные, а третий (победитель) слывёт дураком; родная дочь — ленивица, падчерица — труженица; образ заколдованного молодца или девицы (царевна-лягушка) и т. д.
Для фольклора характерно использование готовых формул, таких, например, как конь бежит — земля дрожит (о быстроте бега коня), ни в сказке сказать, ни пером описать — о красоте девушки.
Одно из самых характерных художественных свойств фольклора — использование постоянных эпитетов: головушка молодца — буйная, солнышко на небе — красное, молодцы — добрые, девицы — красные, трава — шелковая, поле — чистое, месяц — ясный.
Особая нежность сказителя по отношению к героям рассказываемых им произведений передаётся через уменьшительно-ласкательные суффиксы: травушка, дубравушка, сердечко, мосточек, головушка.
Лиризм создаётся благодаря использованию параллелизма: То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит.
Вы смотрели » Фольклор. Жанры фольклора»
Выберите дальнейшее действие:
Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ Рекомендации к ОГЭ
ЖАНРЫ
СЛОВЕСНОГО ФОЛЬКЛОРА
Народная
художественная культура Древней Руси
как культура быта, общее в крестьянской,
купеческой, боярской и княжеской среде.
Ее главная часть — устное народное
творчество (сказки, песни, пословицы,
поговорки, былины, хороводы и др.) —
коллективное творчество народа. Передача
от поколения к поколению в бесписьменной
форме, варьирование.
Влияние
на народную художественную культуру
Руси принятия христианства (конец Х
в.), отпечаток этого влияния (духовные
стихи, былины, календарные праздники и
др.).
Исторический
пласт народной художественной культуры
связанный с влиянием на нее культурных
реформ Петра I,
новых форм быта, просвещенных слоев
населения (дворянство, городские слои
населения). Влияние профессионального
искусства и литературы в России на
народную художественную культуру.
Народная
художественная культура как сложное и
многогранное явление, которое имеет
собственную динамику развития. Сохранение
традиций, народной мудрости, духовной
красоты, которые необходимо сохранять
и развивать в современном мире.
Сказка
фольклорная — эпический жанр устного
народного творчества: прозаический
устный рассказ о вымышленных событиях
в фольклоре разных народов[1]. Вид
повествовательного, в основном
прозаического фольклора (сказочная
проза), включающий в себя разножанровые
произведения, тексты которых опираются
на вымысел. Сказочный фольклор противостоит
«достоверному» фольклорному повествованию
(несказочная проза) (см. миф, былина,
историческая песня, духовные стихи,
легенда, демонологические рассказы,
сказ, предание, быличка).
Классификация
фольклорной сказки
1.
Сказки о животных, растениях, неживой
природе и предметах.
2.
Волшебные сказки.(
имеет
в своей основе сложную композицию,
которая имеет экспозицию, завязку,
развитие сюжета, кульминацию и развязку)
3.
Легендарные сказки.()
4.
Новеллистические (бытовые) сказки.(
имеет
одинаковую с волшебной сказкой композицию,
но качественно отличающаяся от неё.
Сказка данного жанра прочно связана с
реальностью)
5.
Сказки об одураченном чёрте.
6.
Анекдоты.( отличается
от анекдота тем, что сказка является
развёрнутым повествованием анекдота.)
7.
Небылицы.( это
сказки, построенные на абсурде. Они
небольшие по объёму и часто имеют вид
ритмизованной прозы)
8.
Кумулятивные сказки.
9.
Докучные сказки.
Пословица
—
малая форма народного поэтического
творчества, облеченная в краткое,
ритмизованное изречение, несущее
обобщённую мысль, вывод, иносказание с
дидактическим уклоном.
«Слезами
горю не поможешь.»
«Хлеб-всему
голова.»
«Без
труда не вытащишь и рыбку из пруда.»
Поговорка
— из простейших поэтических произведений,
каковы басня или пословица, могут
выделиться и самостоятельно перейти в
живую речь, элементы в которых сгущают
их содержание; это — не отвлечённая
формула идеи произведения, но образный
намёк на неё, взятый из самого произведения
и служащий его заместителем (напр.,
«свинья под дубом», или «собака на сене»,
или «он выносит сор из избы»).
«Голод
не тётка.»
«Не
плюй в колодец.»
«Слово
не воробей.»
«Яйца
курицу не учат.»
Былины
—
русские народные эпические песни о
подвигах богатырей. Основой сюжета
былины является какое-либо героическое
событие, либо примечательный эпизод
русской истории (отсюда народное название
былины — «ста́рина», «старинушка»,
подразумевающее, что действие, о котором
идёт речь, происходило в прошлом).
Загадка
— метафорическое выражение, в котором
один предмет изображается посредством
другого, имеющего с ним какое-нибудь,
хотя бы отдалённое, сходство; на основании
последнего вопрошаемый и должен отгадать
задуманный предмет. В древности загадка
— средство испытания мудрости, теперь
— народная забава.
Леге́нда
(от ср.-лат. legenda «собрание литургических
отрывков для ежедневной службы») — одна
из разновидностей не сказочного
прозаического фольклора. Поэтическое
предание о каком-нибудь историческом
событии. В переносном смысле относится
к овеянным славой, вызывающим восхищение
событиям прошлого.
Как
правило, содержит дополнительный
религиозный или социальный пафос.
Легенда
— приблизительный синоним понятия миф;
эпический рассказ о происходившем в
незапамятные времена; главные герои
рассказа — обычно герои в полном смысле
слова, часто в событиях непосредственно
участвуют боги и другие сверхъестественные
силы. События в легенде нередко
преувеличиваются, добавляется много
вымысла. Поэтому учёные не считают
легенды полностью достоверными
историческими свидетельствами, не
отрицая, впрочем, что в большинстве
своём легенды основаны на реальных
событиях.
Соседние файлы в папке НХК
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Народное творчество, фольклор — это отражение жизни руского народа, его историческое развитие. Словесные иллюстрации жизни народа разнообразны и насыщены. Русские эпические произведения представлены в былинах. Лирическая составляющая — предания и сказы.
Русские народные сказки, их основная мысль — учение о добре и зле, о справедливости. Знакомые с детства персонажи на собственном примере учат нас важным ценностям с самого детства. Также к народному фольклору относятся народная музыка, песни, танцы, игры, забавы, малые жанры устного творчества, что вместе выражает определяющую роль русской культуры.
Фольклор наглядно показывает нам, как создавался русский язык, все особенности нашего народа, его жизнь мы можем черпать в произведениях народного творчества.
Сказки и былины
Русские народные сказки
Волшебные, бытовые, сказки о животных — в них оживают знакомые предметы, очеловечиваются звери, происходят чудеса. Любимые персонажи — привычные для русской природы жители леса и степи, царские особы, а также представители простого люда. Каждый в сказке обладает определенными чертами: храбрость и трусливость, жадность и щедрость, доброта и злобность олицетворены и показательны здесь.
Герои и персонажи русских народных сказок:
- Заяц
- Лиса
- Волк
- Медведь
- Мужик
- Баба-Яга
- Кощей Бессмертный
- Иван-Дурак
- Иван-Царевич
- Кикимора
- Водяной
- Леший
- Полудница
- Кот-Баюн
- Жар-Птица
Справедливость торжествует в сказочном мире и дарит читателю веру в то, что добрые светлые силы обязательно будут победителями над злом.
Подробнее >>
Русские народные былины
Расцвет этого жанра приходится на XI— XVI века. Основным мотивом для творчества стала борьба русского народа с монголо-татарскими набегами. Русские воины всегда отличались храбростью и бесстрашием, справедливостью к врагам, любовью к Родине. Их воинская доблесть запечатлена в былинах. Это поучительные песни, в которых отображена жизнь того периода на Руси.
Герои и персонажи русских былин:
- Илья Муромец (русский богатырь)
- Добрыня Никитич (русский богатырь)
- Алёша Попович (русский богатырь)
- Садко (новгородский богатырь)
- Святогор (богатырь-великан)
- Микула Селянинович (пахарь-богатырь)
- Вольга Святославич (русский богатырь)
- Никита Кожемяка (киевский богатырь)
- Ставр Годинович (черниговский боярин)
Главные злодеи русских былин:
- Соловей разбойник (антигерой)
- Змей Горыныч (змей-дракон)
- Идолище Поганое (злодей)
Жизнь русских богатырей окутана подвигами и благородством, которые для нас служат примером для подражания.
Подробнее >>
Малые жанры фольклора
Устное народное творчество русского народа
С самых истоков русского фольклора получили распространение в народе такие малые жанры, как весёлые прибаутки с потешками, задорные частушки, скороговорки, мудрые пословицы, да поговорки. Многие из них мудрости поучат, некоторые советом подскажут, какие рассмешат-потешат, а другие добрым словом прибодрят.
Малые жанры устного народного творчества:
- Русские народные пословицы
- Русские народные потешки
- Русские народные прибаутки
- Русские народные небылицы
- Русские народные скороговорки
- Русские народные частушки
- Русские народные загадки
- Русские народные колыбельные песни
Подробнее >>
Народная музыка и забавы
Русские народные музыкальные инструменты
Древние славяне использовали предметы с извлечением музыкальных звуков для проведения обрядов и праздников. Со временем музыкальные инструменты улучшались, многие из которых прошли сквозь историю и до нашего времени. В русской культуре среди славянских музыкальных инструментов вышли и традиционные русские народные инструменты: балалайка, гармошка, дрова и деревянные ложки.
Русские музыкальные инструменты:
- Балалайка
- Гусли
- Рожок
- Домра
- Баян
- Русская гармонь
- Бубен (и бубенцы)
- Дрова
- Свистулька
- Трещотка
- Деревянные ложки
Подробнее >>
Русские народные танцы
Отличительная черта русских народных танцев их самодеятельность, открытость душой и песнопение. Так основным народным танцем стала пляска, у мужчин с активным жестиулированием руками и движением ног, а у женщин с более плавными движениями, кокетливыми взглядами и поклонами. Также русские юноши и девушки водят хороводы, что характерно русской открытостью и задорным настроением.
Основные русские народные танцы:
- Русская народная пляска
- Русский хоровод
- Русская кадриль
Подробнее >>
Русские народные игры и забавы
Дружелюбный нрав и широта души подталкивает на веселье, особенно во время праздников и народных гуляний, которые сопровождаются задорными играми и народными забавами. Игры бывают с определенными строгими правилами, а бывают простые и шумные для большого количества участников, например, ручеёк с хороводом или взятие снежного городка.
Игры и забавы русского народа:
- Бабки
- Городки
- Лапта
- Ручеёк
- Горелки
- Прятки
- Ладушки
- Взятие снежного городка
Подробнее >>
История фольклора
Истоки русского фольклора
Изучение русского фольклора делает нас близкими к истории родного края и народа. Светлого будущего не бывает без уважения к прошлому. В кладези народной мудрости мы найдем советы предков, их послания к будущим поколениям. Красота русской речи в сочетании с глубокомысленностью морали делает русское народное творчество особенно ценным и нужным для всех.
Истоки фольклорных жанров:
- История русского фольклора
- История русской народной песни
- История русского Петрушки
Подробнее >>
Что такое Жанры фольклора
Жанры фольклора — это разделение фольклора на различные направления (стили).
Фольклор — это устное народное творчество. Его создаёт народ на протяжении уже многих веков и передаёт в устном виде следующим поколениям.
Фольклор делится на большие и малые жанры.
Большие жанры фольклора
Эти жанры включают в себя: эпические, лирические и драматические произведения.
Эпические произведения
Эпические произведения — это народная проза, сказания, которые воспевают подвиги, повествуют о каком-либо событии или герое.
К ним относятся:
- былины (рассказ или песня, которые прославляют кого-то; напр., «Илья Муромец и Соловей-разбойник»),
- баллады (рассказ или песня о каком-то историческом герое или эпизоде; напр., баллады о Робин Гуде),
- сказки («Царевна-лягушка»),
- предания (рассказ в устной форме о событии в прошлом; напр., «Воцарение Ивана Грозного»),
- былички (устный рассказ о том, как человек встретился с духами и привидениями: домовым, лешим, бабой ягой, чёртом и т.д.),
- бывальщины (рассказ о якобы имевшем место событии, в которое тяжело поверить; похожи на былички),
- притчи (рассказ с моралью и нравоучением; напр., «евангельские притчи»),
- легенды (легенды о Короле Артуре),
- анекдоты,
- молитвы.
Лирические произведения
Это проза под музыку. Сюда относят:
- частушки,
- колыбельные,
- романсы,
- песни (обрядовые, семейные, любовные, военные, хороводные, шуточные и др.),
- похоронные причитания.
Драматические произведения
Сюда относят народные драмы, то есть обрядовые и театральные представления. Обычно они не имеют заготовленного сценария или текста. Актёры импровизируют на тему, которая волнует народ.
Такое представление может быть и сатирическим. Актёр может взаимодействовать со зрителями, обращаться к ним.
Малые жанры фольклора
Включают в себя произведения, в которых мало текста, и детский фольклор:
- загадки,
- пословицы и поговорки,
- шутки и прибаутки (смешное четверостишье для детей),
- приметы и присказки,
- детский фольклор.
Детский фольклор
Включает как произведения, которые придумывают дети, так и те, которые взрослые создают для детей — для их обучения и воспитания.
К детскому фольклору причисляют:
- колыбельные,
- потешки (увеселительная история в стихотворной форме, может быть и короткой песенкой),
- пестушки (короткие стишки для самых маленьких, которые развивают движения и речь),
- рассказы,
- скороговорки,
- игры,
- считалки,
- дразнилки,
- приговорки (короткие рифмованные фразы для общения человека с окружающей природой),
- заклички (стишок-заклинание для призыва какого-либо природного явления, похоже на приговорку),
- стишки,
- песенки,
- страшилки (страшные истории для детей).
Примеры детского фольклора
Потешка
«Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
— Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасайте гусёнка!».
Пестушка
«Баба сеяла горох —
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок —
Прыг-скок, прыг-скок!».
Приговорка
«Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!».
Закличка
«Иди, весна,
Иди, красна.
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок, большой урожай
В наш край».
Читайте подробнее про Фольклор и его примеры.
Фольклор. Жанры фольклора
Фольклор — художественное творчество народа, отражающее его жизнь и взгляды.
Объяснение и примеры
Предшественником литературы был фольклор — устное народное творчество. В прошлом не существовало строгого разделения на виды искусства, и они реализовывались в народном творчестве, совмещавшем в себе и музыку, и театр, и литературу, и танец, и многие другие виды искусства.
Пример
Частушка совмещает в себе песню, припевку, прибаутку, дразнилку. Кроме того, она может исполняться в танце.
Фольклор зародился ещё в дописьменную эпоху, поэтому данный вид творчества по традиции передавался только в устной форме (из уст в уста). Ни одного автора фольклорных произведений мы назвать не можем: это коллективное творчество народа.
Процесс создания фольклора основывался на повторении уже известных произведений (сказок, песен, загадок, пословиц и др.). Повторяя фольклорные произведения, люди вносили в них изменения — упускали некоторые детали или придумывали новые. Поэтому фольклорные произведения дошли до нас во множестве вариантов. Однозначно говорить о правильности какого-то одного из существующих вариантов каждого фольклорного произведения было бы несправедливо: все они достойны внимания.
В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические.
Жанры фольклора
Эпический род
Жанр |
Характеристика |
Пример |
Былина |
Народная эпическая песня о богатырях. Повествовалась нараспев. Всегда строится по плану: запев, зачин, основная часть, концовка |
«Вольга и Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Садко» |
Историческая песня |
Небольшое произведение, посвящённое какому-либо историческому событию. Похоже на былину, но меньше по объёму и более достоверное |
«Авдотья Рязаночка», «Взятие Казани», «Казнь стрельцов» |
Сказка |
Преимущественно прозаический рассказ о вымышленных событиях. Может быть фантастическим (волшебная сказка), авантюрным (сказка о животных) или реалистическим (бытовая сказка) |
Волшебные сказки — «Василиса Премудрая», «Аленький цветочек»; сказки о животных — «Коза-дереза», «Петушок — золотой гребешок»; бытовые сказки — «Дочь-семилетка», «Чего на свете не бывает…» |
Предание |
Рассказ о реальных (или вымышленных, но возможных) событиях |
Предание о Петре Первом» |
Сказ |
Рассказ, повествование, в котором ведётся от лица рассказчика |
«Артёмов ключ», «Еремеево слово» |
Лирический род
Жанр |
Характеристика |
Пример |
Пословица |
Краткое поучительное изречение |
«Тише едешь — дальше будешь», «На чужой каравай рот не разевай», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» |
Поговорка |
Народное выражение (зачастую в форме словосочетания), оценивающее коголибо или чтолибо |
«Не в бровь, а в глаз», «без году неделя», «два сапога пара» |
Календарные обрядовые песни |
Песни, которые исполнялись во время календарных праздников |
«Завью венки» (песня для «зелёных святок») |
Семейные обрядовые песни |
Песни для свадеб и похорон |
«Во горнице, во светлице…» (исполнялась во время свадеб) |
Колыбельные |
Магические песни-заговоры, призванные оберегать ребёнка |
«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» |
Семейные песни |
Грустные песни о сложностях в семейной жизни |
«На улице воробушек…», «Лучинушка» |
Любовные песни |
Песни о влюблённых |
«Раз, два — люблю тебя…», «Миленький ты мой…» |
Причитания |
Песни о горе, связанном со смертью дорогого человека или расставанием с ним |
«Плач невесты» , «Причитание по отцу» |
Частушки |
Короткие смешные песенки, исполняются в учащённом ритме («частятся») |
«Ой, маменька, тошно, Хвораю нарошно: Пеки пышки на меду — Я милого приведу» |
Драматический род
Жанр |
Характеристика |
Пример |
Народная драма |
Произведения со сценическими элементами |
«Царь Максимильян», «Театр Петрушки» |
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто является автором фольклора?
Ответ. Народ.
Определите жанр фольклорного произведения «Вольга и Микула Селянинович».
Ответ. Это былина — эпическая песнь о богатырях. Оба главных героя былины — и Вольга, и Микула Селянинович — русские богатыри. В былине отдельно отмечены сверхвозможности Микулы Селяниновича, образ которого символизирует народную силу.
Эпиграф комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» («На зеркало неча пенять, коли рожа крива») является отдельным произведением фольклора. Назовите его жанр.
Ответ. Это пословица — краткое поучительное изречение. Данная пословица связана по смыслу с комедией «Ревизор»: в финале городничий сокрушается, что был обманут Хлестаковым, но не вспоминает, что сам жил обманом и стремился к обману.
Поделиться ссылкой