Предание
- Предание
-
Предание — это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение.
Виды
Различают исторические предания (например, о Жанне д’Арк, Иване Грозном), топонимические — о происхождении названий (например, городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Также имеется Церковное Предание.
Известные фразы
Свежо предание, а верится с трудом… А.С. Грибоедов, «Горе от ума»
Источники
- БСЭ
См. также
- Литературоведение
- Былины
- Легенда
- Слух
Ссылки
Категории:
- Жанры фольклора
- Литературные жанры
Wikimedia Foundation.
2010.
Синонимы:
Полезное
Смотреть что такое «Предание» в других словарях:
-
предание — 1. ПРЕДАНИЕ см. Предать. 2. ПРЕДАНИЕ; ПРЕДАНЬЕ, я; ср. 1. Устный рассказ; история, передающаяся из поколения в поколение. П. гласит. Хранить п. Библейское п. Семейное, народное п. Древнее п. Живое п. (предание, которое живо в устах народа, не… … Энциклопедический словарь
-
ПРЕДАНИЕ — ПРЕДАНИЕ, предания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. предать предавать. Предание суду. Предание земле. 2. Рассказ, поверье, переходящее от одного поколения к другому в устной передаче. Древнее предание. «Преданья старины глубокой.»… … Толковый словарь Ушакова
-
Предание — (укр. оповідання, нем. Sage, фр. и англ. tradition, греч. paradosis, по народной терминологии «досюльщина», «быль», «бывальщина») «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг жанров, четко обособившихся: былин … Литературная энциклопедия
-
предание — См. сказка… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. предание история, сказка; миф, поверье, притча, каббала, поверие, сказание, шажере, рассказ, легенда, сунна … Словарь синонимов
-
ПРЕДАНИЕ — жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической… … Большой Энциклопедический словарь
-
ПРЕДАНИЕ — ПРЕДАНИЕ, предать и пр. см. предавать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
-
Предание — священное (sacra traditio) второй из двух первоисточниковхристианской веры. Св. предание, как и Св. Писание, есть учение самогоИ. Христа и апостолов, преподанное ими церкви устно, а позже написанное. Такими письменными органами Св. П. ныне служат … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
-
Предание — ПРЕДАНИЕ рассказ, сложившийся в народе и переходящий путем изустной передачи от поколения к поколению. Предание об историческом лице называется историческим или сказанием. В зависимости от своего содержания предания бывают героическими (о… … Словарь литературных терминов
-
ПРЕДАНИЕ — ПРЕДАНИЕ, в народно поэтическом творчестве вид сказания, содержащего сведения об исторических лицах, местностях, событиях прошлого. Вымысел в преданиях отличен от сказочной фантастики и легендарных чудес … Современная энциклопедия
-
Предание — см. Евангелие от Матфея (I,2) см. Масоретский текст см. Священное Писание (II,С) см. Библия (II,4; III,4) … Библейская энциклопедия Брокгауза
Предание —
повествование, передающее сведения о
лицах и событиях и т. д.
Возникает
из рассказов очевидцев. При передаче
от одного лица другому,
подвергается метафорическим изменениям,
иногда искажая смысл события.
Предание
близко к сказке и легенде, мифологические сюжеты основываются
на преданиях.
Предание —
устный рассказ, который содержит сведения
об исторических лицах, событиях,
передающиеся из поколения в поколение.
Возникнув нередко из рассказа очевидца,
предание при передаче подвергается
вольной поэтической интерпретации.
Различают исторические
предания (например,
о Жанне
д’Арк, Иване
Грозном), топонимические —
о происхождении названий (например,
городов: Парижа от Париса,Киева от Кия).
Также имеется Церковное
Предание.
22.Особенности сказа, как жанра.
Сказ — жанр литературы,
подражающий фольклорным произведениям
стилем, специфической интонацией и
стилизацией речи для воспроизведения
речи сказителя устных народных жанров
или живой простонародной речи вообще.
Характерная черта сказа —
наличие рассказчика, который не совпадает
с автором, а стилистика речи которого
не совпадает с современной литературной
нормой.
Стилизация
может достигаться подражанием
сказочному, былинному и
песенному складу (сказочная стилизация),
например у Мельникова-Печерского,
«В лесах»: «За Волгой в лесах, в Черной
Рамени, жил-был крестьянин, богатый
мужик. У того крестьянина дочка росла.
Дочка росла, красой полнилась». Другой
прием стилизации — подражание
диалектам и профессиональным говорам
крестьян, например у Лескова,
«Житие одной бабы»: «Надоело ему это до
смерти, злился он как змей лютый; а все
по вечерам заходил к Прокудину. Стали
большаки конопельку ссыпать, и Прокудин
возов с пяток ссыпал». Рассказчиком
в сказе может
выступать и горожанин, в таких случаях
автор подражает просторечию и
профессиональным говорам городского
населения, например у Лескова, «Штопальщик»:
«Я его благодарю и говорю, что никаких
желаниев не имею и не придумаю, окромя
одного, — если его милость будет,
сказать мне…». Возможно также
подражание архаичным и
необычным формам письменной речи,
например у Лескова, «Запечатленный
ангел»: «И сему-то подобным мирственным
духом, как я вам представил, жили мы без
малого яко три года. Спорилося нам все,
изливались на нас все успехи точно из
Амалфеева рога, как вдруг узрели мы, что
есть посреди нас два сосуда избранных
божия к нашему наказанию» — стилизация
древнерусских поучительных книг.
Термин сказ,
как и сказание,
может также употребляться в фольклористике для
обозначения различных не сказочных
жанров устной прозы (предания, легенды, былички).
23.Быличка, как фольклорный жанр.
Происхождение
термина:
Как
и многие другие жанры русского фольклора,
быличка имеет давнюю историю. Исследователи
приходят к выводу, что этот жанр бытовал
на Руси ещё задолго до XVII
века. Однако среди дошедшего до
нас материала раннего времени очень
мало собственно текстов быличек с
присущими им важными жанровыми
особенностями. Приблизительно до
конца XIX
века фиксируется только факт
бытования жанра.
Интерес
исследователей к этому жанру возрастает
в начале ХIХ века. В это время записывается
большое количество текстов, былички
публикуются первоначально не отдельными
сборниками, а вместе с текстами сказок.
При этом, однако, исследователи разделяют
оба жанра. Более того, указывается, что
их разделяют и сами информанты, называя
быличку «бывальщиной», «бывальщинкой».
Как пишет об истории термина
Э. В. Померанцева, «само слово
„быличка“ было подслушано братьями
Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян,
использовано и прокомментировано, и с
их легкой руки вошло в практику
фольклористов, которые стали употреблять
его как синоним терминам „предание“,
„легенда“, „бывальщина“».
Специфика
жанра:
В
силу своей жанровой специфики
(повествование о сверхъестественном;
использование традиционного круга
мотивов, сюжетов, персонажей; опора на
личный опыт рассказчика; установка на
достоверность повествования; кодификация
бытового поведения) быличка сближается
с такими жанрами,
как бывальщина, сказка, легенда,историческое
предание, бытовой
рассказ, не теряя при этом своей
уникальности.
Быличка
отличается от легенды и
сближается с бывальщиной тем,
что она не апеллирует к традиции,
а рассказывает историю из современной
жизни, произошедшую с самимрассказчиком,
но чаще — с его знакомыми или знакомыми
его знакомых. То есть отличительным
признаком этого жанра является установка
на реальность описываемых событий. Как
и бывальщина, быличка описывает
повторяющиеся события, которые могут
случиться и со слушателями. В отличие
от легенды и предания,
быличка ибывальщина не
объясняют некую реалию, а предостерегают
или просто повествуют о сверхъестественном
случае.
В
основе таких рассказов могут лежать
действительные случаи (были),
интерпретированные в свете господствующих
мифологических представлений. К числу
таких быличек следует отнести и рассказы,
которыми матери «стращают» детей, —
о злых духах-людоедах,
в том числе и о духах, похищающих (согласно
представлениям непосвященных) мальчиков,
достигших зрелости, для превращения их
во взрослых мужчин — полноправных
членов племени.
Быличка
отличается от бывальщины и сближается
с легендой своим обращением к чудесному,
выходящему за пределы наблюдаемого
мира. В современном фольклоре быличка
чаще встречается именно в качестве страшилок.
Классификация
быличек.
Традиционно
былички классифицируются по содержанию
(см. раздел Литература), в указателях
сюжетов и мотивов русских быличек
разделы и подразделы выделяются по
сановным мифологическим персонажам,
например, былички о духах природы, о
домашних духах, о черте, змее,
проклятых и т. д.
Функционирование
в литературе:
Былички
традиционно считаются жанром-прародителем
волшебных сказок. Например, Е. М. Мелетинский
называет былички «предком волшебной
сказки»
Зачастую
былички становятся основой сюжета
художественного произведения (Н.
В. Гоголь «Вий»)
или включаются в текст (например, И.
С. Тургенев включил
быличку в рассказ «Бежин луг»)
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Значение слова предание
Словарь Ушакова
предание
предание, предания, ср. (книж.).
1. только ед. Действие по гл. предать-предавать. Предание суду. Предание земле.
2. Рассказ, поверье, переходящее от одного поколения к другому в устной передаче. Древнее предание. «Преданья старины глубокой.» Пушкин. «Свежо предание, а верится с трудом.» Грибоедов. Живое предание см. живой).
Фразеологический словарь русского языка
предание
Живое предание — предание, которое живо в устах народа, не забыто
Свежо предание, а верится с трудом книжн. — выражение сомнения в чем-либо
Этнографический Словарь
предание
в народе называют «былями» и «бывальщинами». Для П. Характерна историческая тематика, они сохраняют память о событиях и деятелях народной истории.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
предание
созданный устно, имеющий установку на достоверность, рассказ об исторических событиях и деяниях реальных лиц, а также происхождении тех или иных названий.
Рб: роды и жанры литературы
Род: жанры фольклора
Асс: легенда
* «Предания возникают из рассказов очевидцев или участников описываемых событий…» (С. Азбелев). *
Библейский Словарь к русской канонической Библии
предание
пред’ание — человеческое учение и заповеди старцев (Мат.15:2,3,6; Мар.7:3,5,8,9,13; Гал.1:14 ; Кол.2:8), а также истинное учение, переданное Апостолами (1Кор.11:2 ; 2Фес.2:15 ; 2Фес.3:6).
В Писании упоминаются некоторые временные обычаи (Руф.4:7 ; Иоан.18:39). Но обычаи могут стать стойкой традицией (Деян.6:14 ; Деян.16:21). Поддержанные старцами, ушедшими поколениями, они становятся человеческими заповедями и целыми учениями (Мар.7:7), которые кажутся истинными и которые очень трудно преодолеть. Также происходит и в любой религиозной организации, напр., церкви. Есть очень много установлений, привычек, понятий, истинность которых более чем сомнительна, но которые ради инерции масс, не только не отвергаются, но напротив, при всяком удобном случае подновляются и подкрепляются теми, кто должен был бы стоять на страже истины (напр., см. рождество). Думать по привычке и говорить штампами, выдавая это за «учение церкви» (есть и такое), оказывается легче (да и выгоднее!), чем вновь осмысливать и стараться принимать чистым, неперетолкованным слово Божие. (см. церковь)
Православная энциклопедия
предание
(Священное Предание)
в Православной церкви Божественное откровение сохраняется двумя способами: в Священном Писании и Священном Предании. Последний способ заключается в том, что верующие из поколения в поколение передают потомкам учение веры, таинства, Закон Божий и священные обряды. Таким образом, Церковь является хранилищем Священного Предания и собранием всех верующих: «.который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины (Первое послание к Тимофею, 3, 15). От Адама до Моисея священных книг не было. И даже Сам Господь наш Иисус Христос Свое Божественное учение передал ученикам примером и словом, но не книгой. Тем же способом первые апостолы распространяли веру и утверждали Церковь. Таким образом, предание необходимо людям, так как книгами имеют возможность пользоваться не все, а преданием – каждый.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
предание
, -я, ср.
Передающийся из поколения в поколение устный рассказ о прошлом.
* Свежо предание, а верится с трудом (А. Грибоедов). *
Библия: Тематический словарь
предание
, предания
♦ учения и религиозные установления, переданные потомству
А. Учения, переданные родителями детям:
Пс 77:3–6; Притч 1:7
♦ иудейскими старейшинами:
Мк 7:3,5
♦ апостолами:
1Кор 11:2,23–26; 1Кор 15:3–7; 2Фес 2:15
Б. Опасность предания
♦ может затемнить Слова Божии:
Мф 15:1–9; Мк 7:1-13
♦ может сбить с верного жизненного пути:
Мих 6:16; Гал 1:14
В. Отношение к преданию
♦ почитать за сор неправильное:
Флп 3:4-8
♦ держаться правильного:
1Кор 15:1–5; 2Фес 2:15
Энциклопедический словарь
предание
жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации. Ср. с легендой.
Словарь Ожегова
предание
ПРЕДАНИЕ, я, ср. Переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. Народное п. Семейное п.
Словарь Ефремовой
предание
- ср. Процесс действия по знач. глаг.: предать.
- ср.
- Рассказ о былом, переходящий от поколения к поколению в устной форме.
- устар. Традиция, традиционное установление, порядок, правило.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Большая Советская Энциклопедия
предание
в народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. Возникнув из рассказов очевидцев, П. при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации; П. сближается со сказкой и легендой , хотя вымысел в нём отличен от сказочной фантастики и легендарных чудес. Не замыкаясь в рамках бытового повествования, П. включает общественные мотивы. Различают П. исторические (например, о Жанне д’Арк, Иване Грозном, А. В. Суворове) и топонимические (о происхождении названий, например, городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Широко использовались в древнерусской литературе, в произведениях А. С. Пушкина, Н. С. Лескова, П. П. Бажова и др. В науке проведена систематизация П. и близких ему жанров (указатели И. Р. В. Синнинге, Р. Т. Кристиансена, Л. Симонсури ≈ Финляндия).
Лит.: Чистов К. В., Проблема категорий устной народной прозы несказочного характера, «Fabula», 1967, Bd 9, Н. 1≈3; Соколова В. К., Русские исторические предания, М., 1970; lolles A., Einfache Formen, 2 Aufl., Halle, 1956.
В. П. Аникин.
Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову предание
Цитаты со словом предание
- Свежо предание, а верится с трудом..
Александр Грибоедов, «Горе от ума»
Синонимы к слову предание
- анекдот
- байка
- былина
- каббала
- легенда
- миф
- поверие
- поверье
- притча
- рассказ
- сказание
- сказка
- сказки
- сунна
- традиция
Однокоренные слова к слову предание
- вдаваться
- выдавать
- выдаваться
- выдать
- выдача
- давать
- даваться
- данное
- данность
- данные
- данный
- датчик
- дать
- дача
- додаваться
Возникнув (в отличие от легенды) из рассказа очевидца, при последующей передаче предание подвергается вольной поэтической интерпретации.
Большая часть татарских преданий (риваять) связана с историей народа. Тематические группы исторических преданий соответствуют ее основным этапам.
Наиболее ранние повествуют о периоде Волжской Булгарии (например, «Болгар каласыныӊ корылуы» – «Об основании города Болгар»; «Белемле кеше» – «Образованный человек»). Некоторые предания связывают основание ее столицы с именем Искандера Зулькарнайна (Александра Македонского), а разрушение приписывают Аксак Тимуру (Тамерлану) («Болгарныӊ харап булуы» – «Падение города Болгар»; «Кырык кыз» – «Сорок девушек» и др.).
Многочисленная группа преданий посвящена периоду Казанского ханства. В них также фигурирует имя Аксак Тимура («Утсыз кайный торган казан» – «Казан, кипящий без огня»; «Туйбикә казаны» – «Казан Туйбики» и др.).
Ряд преданий повествует о казанской царице Сююмбике («Сөембикә» – «Сююмбике»; «Патша хәйләсе» – «Хитрость царя» и др.), завоевателе Казани Иване Грозном («Явызлыгы башына җиткән» – «Злоба его погубила»; «Явыз Иван ничек Казанга сугыш ачкан» – «Как Иван Грозный начал против Казани войну» и др.).
Своеобразное преломление, часто сильно расходящееся с реальными событиями, приобретает в преданиях история присоединения к Русскому государству Сибирского ханства («Бараба халкы» – «Барабинский народ»; «Күчем хан» – «Хан Кучум» и др.).
Тематическая группа, посвященная крестьянским восстаниям, включает также предания о так называемых «благородных разбойниках», героями которых выступают реальные исторические лица, например руководитель башкирского повстанческого отряда Салават Юлаев, член его отряда Апсалям Аитов, сподвижник Е.И.Пугачёва Бахтияр Канкаев и др. («Миндулла куышы» – «Пещера Миндуллы»; «Юлай карагае» – «Лиственница Юлая» и др.).
Группу бытовых составляют яо семейном укладе, повседневной жизни татарского народа («Сак-Сок көе» – «Мелодия Сак-Сок»; «Мәрьямкәй белән Булат» – «Марьям и Булат»; «Налог өчен сатылган кызлар» – «Девушки, проданные за налог» и др.).
Группа топонимических преданий посвящена истории возникновения названий природных объектов: гор, оврагов, болот, лугов, рек, озер и так далее («Мәликә чокыры» – «Овраг Малики»; «Батырша үзәне» – «Луг Батырши»; «Баллы елга» – «Сладкая река»; «Сәрби күле» – «Озеро Сарби»), населенных пунктов («Бакырчы» – «Бакрче»; «Мамадыш»; «Андреевка» и др.).
Изучение преданий было начато в середине XIX в. В.В.Радловым («Образцы народной литературы тюркских племен», части 1–10, Санкт-Петербург, 1866–1907). Занимался этим также К.Насыри.
Сбор преданий в Татарстане и районах компактного проживания татар в России продолжают сотрудники института языка, литературы и искусства Академии наук РТ.
Татар халык иҗаты: Риваятьләр һәм легендалар. Казан, 1987.
Болгар, Казан төшми телләрдән: Риваятьләр һәм легендалар. Казан, 2001.
Риваятьләр һәм легендалар // Татар халык иҗаты: Хрестоматия. Казан, 2005.
Автор – Ф.И.Урманчеев
предание
предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке. Его передают из поколения в поколение.
предание
I ср.процесс действия по гл. предатьII ср.
1.Рассказ о былом, переходящий от поколения к поколению в устной форме.
2. устар.Традиция, традиционное установление, порядок, правило.
предание
1. ср. Процесс действия по знач. глаг.: предать.
2. ср.
1) Рассказ о былом, переходящий от поколения к поколению в устной форме.
2) устар. Традиция, традиционное установление, порядок, правило.
предание
предать и пр. см. предавать .
предание
пред`ание, -я (от пред`ать; рассказ о былом) ; но: Свящ`енное Пред`ание (богосл.)
предание
переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда Народное п. Семейное п.
предание
жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации. Ср. с легендой.
предание
предание
1. ср. Процесс действия по знач. глаг.: предать.
2. ср.
1) Рассказ о былом, переходящий от поколения к поколению в устной форме.
2) устар. Традиция, традиционное установление, порядок, правило.
предание
предания, ср. (книжн.).
1. только ед. Действие по глаг. предать-предавать. Предание суду. Предание земле.
2. Рассказ, поверье, переходящее от одного поколения к другому в устной передаче. Древнее предание. Преданья старины глубокой. Пушкин. Свежо предание, а верится с трудом. Грибоедов. Живое предание см. живой).
предание
— жанр устного народного творчества: рассказ, повествование о реальных людях и событиях прошлого, сведения о которых необходимо было передать последующим поколениям. Однако сюжет П. обычно не развертывается в сложную цепь событий, как в сказке (см. сказка литературная ), а строится на одном эпизоде, как правило, всегда ярком и необычайном. Источником П. являются рассказы очевидцев, однако, передаваясь из уст в уста, П. удаляется от фактической первоосновы, подвергается вольной поэтической интерпретации, тем самым сближаясь со сказкой и легендой (см. легенда ). По тематике различают исторические (происхождение того или иного народа, история предков и т. д.) и топонимические (о происхождении природных объектов: гор, скал, рек, озер, болот и т. п.; памятников старины: могильников, монастырей и т. п. и их названий) П.
предание
СУДУ- стадия уголовного процесса, в которой проверяется достаточность фактических данных и юридических оснований для рассмотрения дела в судебном заседании. В РФ П.с. осуществляется единолично судьей или судом в распорядительном заседании. В соответствии со ст. ст. 221-239 УПК РСФСР вопрос о П.с. должен быть решен не позднее 14 суток с момента поступления дела в суд. При разрешении вопроса о П. с. судья или суд в распорядительном заседании обязаны рассмотреть имеющиеся ходатайства и заявления лиц и организаций о допуске к участию в деле, о дальнейшем направлении дела, об истребовании дополнительных доказательств, об изменении меры пресечения, о гражданском иске и мерах его обеспечения. При этом судья или суд вправе вызвать для дачи объяснений лицо или представителя организации, заявившей ходатайство. Решение о П. с. может быть принято, если в деянии усматривается состав преступления, нет оснований для прекращения уголовного дела; собраны достаточные доказательства для рассмотрения дела по существу; квалификация преступления соответствует материалам предварительного следствия (дознания) ; расследование проведено всесторонне, полно и объективно, с соблюдением требований уголовно-процес-суального закона; вопрос о мере пресечения решен обоснованно; обвинительное заключение отвечает предъявляемым требованиям; дело подсудно данному суду Признав наличие достаточных оснований для П.с., судья или суд обязаны разрешить и другие вопросы: об участии в судебном заседании государственного обвинителя, общественного обвинителя, защитника, общественного защитника, о лицах, подлежащих вызову в суд, и др.
предание
в народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. Возникнув из рассказов очевидцев, П. при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации; П. сближается со сказкой и легендой , хотя вымысел в нём отличен от сказочной фантастики и легендарных чудес. Не замыкаясь в рамках бытового повествования, П. включает общественные мотивы. Различают П. исторические (например, о Жанне д’Арк, Иване Грозном, А. В. Суворове) и топонимические (о происхождении названий, например, городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Широко использовались в древнерусской литературе, в произведениях А. С. Пушкина, Н. С. Лескова, П. П. Бажова и др. В науке проведена систематизация П. и близких ему жанров (указатели И. Р. В. Синнинге, Р. Т. Кристиансена, Л. Симонсури — Финляндия).Лит.: Чистов К. В., Проблема категорий устной народной прозы несказочного характера, ‘Fabula’, 1967, Bd 9, Н. 1-3; Соколова В. К., Русские исторические предания, М., 1970; lolles A., Einfache Formen, 2 Aufl., Halle,
1956. В. П. Аникин.
предание
предание, -я (от предать; рассказ о былом); но: Священное Предание (богосл.)
предание
, предавать
предание
устный рассказ; история, передающаяся из поколения в поколение жанр фольклора; повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях
Церковь же составляют все, соединенные верою в предание, и они-то, соединенные преданием, хранят предание.
Потому что, поистине, существует не только священное предание церковной истории, но существует и священное предание истории, священное предание культуры, священные внутренние традиции.
Мы знакомы с христианским преданием по этому поводу, но если это предание объясняется как одна из величайших и наиболее распространенных аллегорий науки, что может означать такое решение для веры, устремленной только к Богу, который презирает напыщенность и дела Люцифера?
Под преданием же , как мне кажется, он разумеет здесь спасение верных; и Христос, когда говорит: «Все предано Мне Отцем Моим» (Матф.11:27), — разумеет это же самое предание.
Христианское предание может быть подлинным, только будучи живым преданием, а жизнь всегда подразумевает перемены.
Владимира Соловьева, который внимательно изучил интересующий нас вопрос и смог изложить его суть, не прибегая к заумным определениям и используя понятный всем нам обычный язык.Без терминов, конечно, не обойтись, но в его очерке используются только основные базовые понятия каббалы, на которых строится фундамент этого загадочного учения.«Каббала – мистическое учение и мистическая практика в еврействе, сохранявшаяся первоначально устным преданием, что обозначается и самим еврейским словом (принятие, в объективном смысле – предание).Мнение о древности каббалы расходятся более чем на 3 000 лет – от эпохи Авраама и до XIII в.
Антиклерикальные и антидогматические демарши Толстого обсуждаются бесконечно, и сам он настойчиво утверждает, что опирается только на Писание, а в нем — только на Новый Завет, и то выборочно, а предание целиком отвергает (причем и само Евангелие он считает необходимым отредактировать, удаляя из него все, что, по его мнению, внесено туда церковным преданием).
Предание утверждает, будто его бог, бог, над чьим образом трудился его дух, высочайший среди богов, на безраздельное служение которому подвигали его любовь и гордость, бог вечности, которому он никак не находил достойного имени, а потому соотнес с ним множественное число и называл его на пробу Элохим, то есть божество, — предание утверждает, будто Элохим дал ему некие далеко идущие, но вместе с тем и вполне определенные обещания, в том смысле, что он, странник из Ура, должен был стать народом, многочисленным, как песок и звезды, и благословением всем народам, а земля, где покамест он жил чужестранцем и куда привел его из Халдеи Элохим, должна была целиком и навеки перейти в его и его потомков владение, причем бог богов поименно перечислил нынешних владельцев этой земли, народы, «врата» которых должны были принадлежать потомкам человека из Ура, то есть которым бог, заботясь об урском страннике и его семени, назначил рабство самым недвусмысленным образом.
И с древних времен мы, отверженные скитаемся по этим проклятым землям и несем в душе одно предание — предание о белом портале.
Чтобы дать ясный ответ на вопрос, что же такое собственно Предание, чтобы освободить его от всего, чем оно является на горизонтальной линии Церкви, надо перейти через противопоставление слов, слов тайных и слов, громко проповеданных, и поставить вместе и «предание» и «проповедь».
В незапамятные времена канал «MTV Россия» в последний раз транслировал музыкальный клип. В Санкт-Петербурге живёт один из последних очевидцев этого знаменательного события.Тамара Павлова, последний очевидец клипа на MTV: Я помню, я очень хорошо помню, я включала MTV и видела клип. Это были Мадонна и Шакира. Мне это очень нравится. Потом я включала регулярно канал — клипов не было. Никогда.Тамара передавала предание об увиденном на MTV клипе своим детям и внукам, но мало, кто восприминал свои истории всерьёз.