Что такое сатира?
Сатира считается острой формой комического. Слово латинского происхождения называло «блюдо, полное разных фруктов». Философы Древнего Рима именовали им стихи.
Со временем значение слова изменилось. Оно соединилось со смыслом греческого глагола satyros – «высмеивать». А в эпоху Средневековья было заимствовано французским языком, в котором приобрело значение «всякая всячина», «поэтическая смесь».
Сейчас данным словом называют несколько понятий:
-
жёсткая критика общественных и человеческих пороков;
-
литературный жанр, в котором используются приёмы комического;
-
«злой» смех, направленный на высмеивание недостатков действительности.
Литературоведческие справочники формулируют определение сатиры как острое проявление комического, которое служит обличению пороков людей, общества, государства.
Сатирические приемы и их особенности
У истоков литературного жанра стояли древнеримский писатель Апулей, древнегреческие творцы Аристофан, Эзоп. Они начали использовать особые языковые средства, которые сейчас называют приёмами сатиры.
Сарказм
Это язвительная насмешка, вид сатирического изобличения. В его основе лежит усиление контраста того, что предполагается, имеет скрытый смысл и того, что выражается, демонстрируется.
Сарказм – наивысшая степень иронии. Он отличается особой остротой высказывания, которое вызывает раздражение, крайнее недовольство происходящими событиями.
Например, субъекту, который оказал «медвежью услугу», то есть сделал что-то бесполезное, могут сказать: «Спасибо за помощь!». Слова благодарности содержат сарказм, негативный комментарий к происходящему.
Гипербола
Слово греческого происхождения означает «чрезмерность, избыток». В литературе гиперболой называют чрезмерное преувеличение чего-либо для создания выразительного образа. К данному средству авторы прибегают тогда, когда хотят усилить эмоциональное воздействие на читателя.
В русской литературе гиперболу использовали Н.В.Гоголь, М.Е Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов, др. Она присутствует в обычной речи. Например, когда говорят: «Повторяю в сотый раз» — имеют в виду многократное повторение чего-либо, но явно не 100 раз. Здесь явное преувеличение.
Гротеск
Это художественный приём, построенный на контрасте простого/сложного, комического/трагического. Конфликт противоположностей рождает в воображении читателя (зрителя) интересные формы.
Гротеск как средство художественной выразительности позволяет автору создать нечто несообразное общепринятым представлениям, абстракцию, граничащую с абсурдом. Если читатель (зритель) сможет понять это, он разгадает замысел творца.
В литературе этот приём используется, чтобы пробудить воображение читателя. Особого мастерства в гротескном изображении действительности достиг М.Е.Салтыков-Щедрин в сказках, «Истории одного города».
Аллегория
Это способ передачи понятия на основе конкретного образа, иносказание. Автор использует не прямое наименование, а намёк, систему скрытых представлений. Аллегория – это слово (фраза), использованное в переносном смысле для обозначения каких-либо общепринятых явлений, понятий. Например, смерть – фигура с косой, Фемида – правосудие. Они имеют символическое значение, которое позволяет автору выразить свою позицию, а читателю/зрителю представить её.
Аллюзия
Это намёк. В литературе этим словом называют приём, указывающий на какой-либо общеизвестный факт, явление, событие. Писатели и обычные люди используют фразы, содержащие имена собственные или лексемы, связанные с историческими, мифологическими, др. знаниями. Например, очень сильного человека могут назвать Гераклом, ассоциируя его с древнегреческим героем. Это аллюзия.
Эзопов язык
Данный фразеологизм в литературе обозначает иносказание. Связан он с именем древнегреческого баснописца Эзопа, который использовал особую форму высказывания, обличающего пороки общества и человека. Этот приём характерен для басен и притч.
В русской литературе к нему прибегали прозаики (М.Булгаков, М.Зощенко, др.). Писатели-сатирики пользуются им, когда не могут (по цензурным соображениям) высказать свою точку зрения открыто.
Сатира и её приёмы во все времена позволяли прогрессивным людям ярко и образно выражать свою позицию и критиковать то, что они считали неправильным.
САТИРА
- САТИРА
-
- САТИРА
-
(лат.). Род поэзии, имеющий целью осмеивать слабости и пороки современного общества.
- САТИРА
-
лат. satira, древ-лат. satura, от лат. satur, сытый, полный; сначала satura lanx, плодовая шелуха, наполненная всякого рода плодами, отсюда смесь, всякая всячина, смешанное стихотворение. Сочинение, в котором осмеиваются слабости и пороки общества.
- САТИРА
-
лирич. произведение, направленное на порицание людских слабостей и пороков; шутливая с. для этой цели вооружается насмешкой, серьезная негодованием.
- САТИРА
-
литературное произведение, в котором осмеиваются отдельные лица, целые сословия или даже все общество за господствующие в их среде предрассудки, суеверия, невежество, взяточничество, продажность, ханжество и лицемерие.
- сати́ра
-
(лат. satira satura (lanx) переполненное блюдо, мешанина)
1) стихотворное произведение в античности и литературе классицизма, осмеивающее пороки, недостатки;
2) в литературе и искусстве — жестокое, бичующее, издевательское обличение людских пороков и недостатков общественной жизни, а также произведения, содержащие такое обличение.
- сатира
-
сатиры, ж. [латин. satira]. 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном. уродливом виде (лит.). Гневная сатира. 2. перен., только ед. Насмешка, обличение.
- сатира
-
ы, ж. (фр. satire < лат. satira < satura lanx переполненное блюдо, мешанина).
1. В античной литературе и литературе классицизма: литературный жанр, осмеивавший пороки человека и общества, а также произведение этого жанра. Сатиры Горация.
2. мн. нет. В литературе и искусстве: острое, беспощадное обличение и высмеивание человеческих пороков, негативных явлений общественной жизни. Гротескная с. Гойи. С. рассказов Михаила Зощенко.
Сатирик — писатель, обличающий и высмеивающий пороки человека и общества.
Сатирический —
1) относящийся к сатире 1 (сатирические произведения);
2) характеризующийся сатирой 2 (сатирическое изображение быта).
|| Ср. юмор.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,
1910.Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д.,
1865.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф.,
1907.Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М.,
1907.Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, ,
2009.Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК»,
2007.Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык,
1998.
.
Синонимы:
Полезное
Смотреть что такое «САТИРА» в других словарях:
-
Сатира — (лат. satira) проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли … Википедия
-
Сатира — вид комического (см. Эстетика), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. С. при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание к… … Литературная энциклопедия
-
Сатира — САТИРА. В несколько неопределенном и расплывчатом смысле сатирою называется всякое литературное произведение, в котором выражено некоторое определенное отношение к явлениям жизни, а именно осуждение и осмеяние их, выставление их на общий смех … Словарь литературных терминов
-
САТИРА — САТИРА, сатиры, жен. (лат. satira). 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Шутливая сатира. Горация. Гневная сатира Ювенала. Бич сатиры.… … Толковый словарь Ушакова
-
Сатира — (сочиненіе, осмѣивающее слабости и пороки людскіе). Ср. Ядовитая сатира… забыта… въ эту минуту онъ готовъ сочинить въ пользу Аристарха Ѳедоровича панегирикъ и заклеймить сатирой ближайшихъ своихъ знакомыхъ. Гончаровъ. Обрывъ. 5, 15. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
-
сатира — ы, ж. satire <лат. satira < satura lanx переполненное блюдо, мешанина. 1. В литературе классицизма произведение (обычно стихотворное), осмеивающее какой л. порок, недостаток. БАС 1. В посланиях и сатирах взгляд поэта на предметы преобладает … Исторический словарь галлицизмов русского языка
-
САТИРА — (латинское satira), 1) способ проявления комического в искусстве: уничтожающее осмеяние явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социально нравственной значимости позиции сатирика, от тональности комических средств … Современная энциклопедия
-
Сатира — ы, жен. Стар. редк.Производные: Сатирка; Сатя (Сата).Происхождение: (Женск. к (см. Сатир)) Словарь личных имён. САТИРА, МАГФИРА Милующая, прощающая. Татарские, тюркские, мусульманские женские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен
-
САТИРА — самое острое оружие, когда под рукой нет другого. Данил Рудый Иногда сатире приходится восстанавливать то, что разрушил пафос. Станислав Ежи Лец Что сделалось смешным, то уже не может быть опасным. Вольтер Сатира имеет право преувеличивать, но… … Сводная энциклопедия афоризмов
-
сатира — См … Словарь синонимов
Отличия сатиры от басни и комедии
Ба́сня —
стихотворное или прозаическое литературное
произведение нравоучительного,
сатирического характера. В конце басни
содержится краткое нравоучительное
заключение — так называемая мораль.
Действующими лицами обычно выступают
животные, растения, вещи. В басне
высмеиваются пороки людей.
В России
развитие жанра басни относится к середине
XVIII — началу XIX
веков
и связано с именами А. П. Сумарокова,
И. И. Хемницера,
А. Е. Измайлова,
И. И. Дмитриева,
хотя первые опыты стихотворных басен
были ещё в XVII веке у Симеона
Полоцкого
и в 1-й пол. XVIII века у А. Д. Кантемира,
В. К. Тредиаковского.
В русской поэзии вырабатывается басенный
вольный стих, передающий интонации
непринуждённого и лукавого сказа.Басни
И. А. Крылова
с их реалистической живостью,
здравомысленным юмором и превосходным
языком знаменовали расцвет этого жанра
в России.
Жанровые
признаки басни:
1.
Небольшой рассказ часто стихотворный.
2)Имеет две части: основное повествование
и мораль.
3. Сатирическое
изображение. 4)Герои – чаще животные.
5)Диалог. 6)Использование просторечной
лексики. 7)Олицетворение.
ЦЕЛЬ
басни – осмеяние человеческих пороков,
недостатков общественной жизни.
Комедия
– этодраматическое произведение,
средствами сатиры и юмора высмеивающее
пороки общества и человека, отражающее
смешное и низкое; всякая смешная пьеса.
Комедия
– этодраматическое произведение,
средствами сатиры и юмора высмеивающее
пороки общества и человека, отражающее
смешное и низкое; всякая смешная пьеса.
Виды
комедий:
бытовая комедия;
комедия идей
(пьесы, в которых в остроумной форме
обсуждаются различные теории и идеи);
комедия интриги или комедия положений
(жанр комедии, основанный на сложном
сюжете с несколькими линиями и резкими
поворотами действия);
сатирическая
комедия (форма
комедии, созданная с целью обличать и
высмеивать пороки и глупость общества)
и др. Качественно
борьба в К. отличается тем, что
она:
1. не влечет
за собой серьезных, гибельных последствий
для борющихся сторон;
2.
направлена на «низменные», т. е. обыденные,
цели;
3. ведется
смешными, забавными или нелепыми
средствами.
Тематика
К. находится, разумеется, в теснейшей
зависимости от бытовых потребностей
класса, являющегося ее создателем и
потребителем.
Заключение
Сатирико-обличительное
направление, определявшее характер
развития всей русской литературы ХУШ
столетия, способствовало появлению в
журналах 1774-1789 годов произведений, в
которых резко высмеивались различные
негативные явления русской жизни.
Осуждались
такие пороки,как корыстолюбие и
казнокрадтенденции, не нашедшие пока
окончательных решений.
Объектами
осмеяния
стали невежды, лицемеры, скупцы.
Большим
достижением литературы того времени
было стремление к правдивости изображения,
придание сатирическому
осмеянию действенности и осязательности.
В таких
очерках,как «Беседа о том, что есть
сын Отечества», «Ученый гражданин»,
«Придорожная гостиница» и других
поднимались такие вопросы, как борьба
с екатерининским деспотизмом, крепостным
правом, выдвижение идеи парламентарных
учреждений, свободы личности и общества
в целом.
Просветительская
идеология была тесно связана с сатирой,
поэтому идеи воспитания, просвещенного
монарха и другие были , соединены с
критикой «страстного» царя,
высмеиванием дворян злонравных и т.п.
Резко высмеивались
роскошь, праздность, эгоизм и другие ,
пороки дворянского общества. Причем,
авторы, как правило, не ограничивались
только вскрытием причин обличаемых
пороков, но также предлагали способы
устранения их (труд, взаимное уважение
всех членов общества, воспитание молодежи
в духе разумно обоснованной морали и
т.д.)* Обращаясь к мыслям и чувствам
«естественного» человека, просветители
верили в силу положительного примера,
учили распознавать порок и уметь его
избежать. Характерной особенностью
таких произведений является то, что
«страстное возмущение», гневные
обличения обязательно дополнялись
веселым юмором и тонким остроумием.
Главное — изображаемое явление, порок.
В центре внимания авторов названных
произведений стоят такие проблемы, как
тяжесть положения крепостного
крестьянства, неправосудие и взяточничество
суда, нравственная распущенность
молодежи.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Многие нередко сталкиваются с вопросом: аллегория – что это? Значение слова аллегория необходимо искать у греков, в переводе с их языка аллегория означает «иносказание». Если давать определение этому понятию, то аллегория – это художественный прием, суть которого — выразить абстрактное понятие через конкретный, очевидный образ.
Наверное, самым распространённым примером аллегории будет служить изображение смерти в виде черепа и костей, или же фигуры в черном одеянии с косой. Образы аллегории широко применялись еще со времен Средневековья и Ренессанса художниками на своих полотнах до самого IX века. В современном же искусстве интересные аллегории используют куда виртуознее для более тонкого, незримого выражения смысла произведения, давая зрителю самому уловить скрытый намёк автора. В этом и заключается роль аллегории.
Описание аллегории
Аллегория — это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. Например, скелет с косой — символ смерти, а голубь с оливковой ветвью — символ мира.
Термин происходит от греческого слова αλληγορία — иносказание.
Аллегория выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), например, изображение смерти в виде скелета с косой, правосудия в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой. Тем самым, в аллегории конкретный образ получает абстрактное значение, обобщается, сквозь образ созерцается понятие.
В аллегории чаще всего используются отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина), типичные явления, характеры, мифологические персонажи — носители определенного, закрепленного за ними аллегорического содержания (Минерва — богиня мудрости), аллегория может выступать и как целый ряд образов, связанных единым сюжетом. В то же время для нее характерно однозначное иносказание и прямая оценочность, закрепленная культурной традицией: смысл ее может быть истолкован достаточно прямолинейно в этических категориях “добра” и “зла”. Аллегория близка к символу, а в определенных случаях совпадает с ним.
Примеры аллегории
Аллегория — это стилистическая фигура (троп), которую используют, чтобы выразить абстрактное понятие через конкретное понятие.
Мы обладаем знаниями о предметах. Видя предмет, мы понимаем не только его содержание или функциональность, но и смысл, который он несёт.
Но есть понятия, которые не существуют в виде предметов. Например, хитрость, любовь, победа, неприступность и т. д.
Тогда применяют аллегорию. Реальному предмету приписывают качества абстрактного предмета. Аллегорию ещё называют иносказание. То есть мы говорим о чём-то иными словами.
Примеры аллегорий в литературе
Типичный пример применения аллегорий — это басни. Самыми известными в нашей стране являются басни Ивана Крылова. В каждой из них главным героем или героями показаны животные, но мы-то сразу понимаем о ком и о чем хотел нам рассказать автор.
Например:
- медведь – это добродушие, сила и ограниченность;
- лиса ассоциируется с хитростью, наглостью и лестью;
- упрямство, глупость и тупоумие проявляет осел;
- свинья или обезьяна показывают нам невежество.
В баснях И. Крылова чаще всего можно наблюдать осла, так как он более наделен человеческими пороками – тупой, упрямый, глупый. Но не всегда одно животное заключает в себе несколько аллегорий. К примеру, пчела — это трудолюбие. Также автор ассоциирует с животными представителей людей разных социальных групп.
Так, старый Лев в басне «Воспитание льва» отождествляет образ царя. Именно его воспитание он доверяет чужому человеку, так как он сам не может его научить управлять собственным государством, не знает, как по сути самому руководить. В итоге из Львенка вырастает совершенно чужой для народа правитель.
Более того за образом Львенка можно четко проследить Александра I.
Михаил Салтыков-Щедрин также писал басни, в которых раскрывал сущность человека. Например, в «Мудром пескаре» он описывает либерала, используя в качестве аллегории маленькую рыбку – пекаря. Некоторых людей, как и эту рыбешку, ничего не волнует кроме собственной жизни. Они также отгородились от общества, лишая себя всех радостей жизни, а в итоге никому не приносят пользы.
Это слабый человек, отказывающийся бороться за свою жизнь, права. Салтыков-Щедрин показывает нам, что такие люди не могут называться гражданами, поскольку это всего лишь мелкая, трусливая и бесполезная рыбка. Он считает, что такие людишки зря сидят на своих должностях, а также к ним относит и пассивных, равнодушных людей, которые совершенно не приносят пользу обществу.
Но не только животные показывают всю суть времени, иногда авторы в качестве главного героя выбирают человека. Создав конкретную ситуацию, они обличают людские пороки. Помогает ли такое сравнение в литературе читателю?
Салтыков-Щедрин известен своими ярыми высказываниями за отмену крепостного права, поэтому и высмеивал господ, которые напрямую зависели от «грязных и необразованных» мужиков. Их беспомощность показана и в сказке «Как один мужик двух генералов прокормил». Они совершенно разучились делать что-то самостоятельно, осталась лишь способность «играть в «пульку», жрать да мужиков ругать».
Аллегория — это маскировка истинного смысла
Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.
Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.
Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».
Теперь обещанное определение аллегории:
Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:
Пример аллегории в современной литературе
Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?
Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.
Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.
Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:
Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.
Аллегория в произведениях русских поэтов
Многие русские поэты используют тропы, аллегории, метафоры и другие способы для передачи чувств, художественной изобразительности и стиля произведения. В басне «Стрекоза и Муравей» отчетливо прослеживается не действия насекомых как таковых, а людей. Одни ничего не делают, надеясь на других.
А другие работают не покладая рук для того, чтобы обеспечить себе достойное будущее. Поэтому это отличный способ показать ленивых, ни о чем не думающих людях. Зачастую с помощью аллегорических высказываний авторы раскрывают более глубокую философию, которая иногда не подлежит высказыванию в открытом тексте.
Такого рода иносказания значительно обогащают и насыщают нашу речь.
Аллегория: где используется?
Конечно, чаще всего применяется аллегория в сказках, баснях. Но иногда и довольно серьезные произведения сдержат в себе некий скрытый смысл, который способен уловить не каждый читатель. Например, Н.В.
Гоголь показывает нам Собакевича, Ляпкина-Тяпкини или Плюшкина как раз в таком образе. Д. Фонвизин рассказывает о Простакове, Правдине, Стародуме. Каждый герой неслучайно наделен своей фамилией.
Это также способ скрытой аллегории, которую мы должны понять.
Художественная литература так же, как и живопись, музыка или скульптура отображает жизнь с помощью определенных образов, которые пытается нам донести автор произведения.
Благодаря огромному разнообразию языка, способов речи (метафоры, гиперболы, олицетворение, иронию) мы может читать, видеть и слышать те скрытые нотки, которые пытается донести автор, а также понять всю глубину чувств и переживаний.
Более того, аллегории встречаются даже в религии. Как правило, все притчи написаны таким образом, чтобы человек понял, что именно ему пытаются донести.
Определение понятия
Википедия даёт такое определение. Аллегория, то есть иносказание, описывает идею с помощью
Он берет свое начало в мифологии, затем находит своё место в народном творчестве и отражается в искусстве запечатления образов. Примеры аллегории в литературе – это описание качеств человека, на которые указывают образы в произведении.
При этом информация означает метафорический смысл. Например, символом справедливости является Фемида. Определение аллегории включает в себя понятие, которое что-то неопределённое называет реальным предметом.
Это интересно! Для чего нужна антитеза и что это такое
Чтобы выразить своё отношение, свои мысли, автор использует пример аллегории в:
- Изобразительном искусстве. Мастера, которые писали шедевры в эпоху Возрождения, наделяли произведения глубоким смыслом. На первый взгляд, это мог быть набор странных предметов, но посредством этого художник выражал своё мироощущение. Далеко не каждый человек понимал смысл картин, а только тот, кто понимал значение изображения.
- Скульптурных произведениях. Каждое из них может нести некий смысл. Особенно это касается культурного наследия.
- Литературных произведениях. Читая стихотворение или прозу, читатель посредством образов постигает смысл произведения. Это развивает воображение и заставляет задуматься. Некоторые критики даже могут поспорить, что завуалировано под тем или иным образом.
Примеры в скульптуре и изобразительном искусстве аллегоричны. Свободу можно представить в образе женщины, возвышающейся над остальными.
Если она держит в руках оружие, то это может быть символом силы. Практически каждый знаком со скульптурой «Родина Мать». Это яркий символ победы над немецкими захватчиками. Скульптура «Медного всадника» означает правление Петра Ι. Причём отдельные её элементы имеют свой смысл.
Чем отличается аллегория от метафоры
Часто встает вопрос: какая же разница между метафорой и аллегорией? Как и когда правильно употреблены аллегория или метафора? Давайте разберемся.
Метафора – это выражение (или слово), употребленное в переносном значении. Например, золотые руки, часы идут.
Аллегория и метафора схожи между собой тем, что оба эти понятия построены на ассоциациях, то есть проводится параллель между названным объектом и его определением. Однако, аллегория куда глубже и богаче по своему значению и сложности.
Метафора изображает нам какие-либо события или состояния, например, наступление старости через метафору «пришла осень», невозможность возвратить все вспять — «заросла тропинка», описание притихшего, неподвижного леса – «лес призадумался».
Метафора – это своего рода сравнение, эффектное, меткое, остро подмеченное, благодаря которому произведение становится живым, выразительным и воображение читателя начинаем работать.
В свою очередь аллегория может принимать форму целого произведения (это хорошо видно на примере басен и притчей). Используя этот литературный прием, автор иллюстрирует какое-то событие, историю и дает нам понять свое отношение к случившемуся.
Переносное значение в метафоре умещается в одно слово, а в аллегории оно охватывает целую мысль. Метафорой выступают словосочетания, а примером самых простых и кратких аллегорий служат пословицы («Лучше синица руках, чем журавль в небе»).
Зачем используют аллегории
Аллегорический способ представления каких-то понятий и абстрактных образов активно используется в основном в литературе. Аллегория — это, простыми словами, способ достичь следующих эффектов:
- Наглядное изображение абстрактных и сложных понятий. Это позволяет достаточно быстро и понятно обрисовать сложные и тяжело описываемые понятия, используя понятные и реалистичные образы, которые человек будет ассоциировать с необходимыми понятиями
- Выражение личного отношения к определенным понятиям. Автор путем использования аллегории может выразить собственные какие-то эмоции или переживания в отношении изображаемых понятий. Это значит, что аллегории могут наполняться дополнительно какими-то несвойственными характеристиками
- Обход цензуры. В современных реалиях, когда цензура достаточно жестко модерирует все произведения искусства, аллегория — пример того, как можно обойти все запреты, и при этом не потерять смысла. Иносказательные выражения очень часто используются в разных ситуациях, и особенно в кино и сериалах, где недопустимо очень многое. Нередко такие приемы применяют в рекламе
Таким образом, если разбираться, что такое аллегория простыми словами, то можно сделать вывод, что это своеобразный прием в литературе. Аллегорию можно использовать для передачи уникальных образов и впечатлений от автора. В современном мире сложно найти художественное произведение без подобных приемов, которые использовал бы автор.
Что такое аллегория в литературе
Аллегория в литературе начинает встречаться еще со времен античности. Ярким примером служат поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада», где аллегоричный образ Одиссея отождествляется с любознательной, неиссякаемой мыслью человека, а его жена Пенелопа, как трогательный и бесспорный образ любви, верности и женской преданности.
В произведениях древнегреческого баснописца Эзопа использована аллегория: описывая животных, автор высмеивал, выставлял напоказ людскую жадность, притворство и глупость. Позже его стиль аллегорического изложения назовут эзоповым языком.
Ко всему прочему присутствует аллегория в литературе Средневековья, в текстах священных Писаний, религиозных гимнах, притчах, трудах Отцов Церкви немало образов носят иносказательный мотив. Немало аллегорий к нам пришло из Библии: Иуда символизирует предательство, а Богородица – безгреховность, нравственную чистоту, безукоризненною мораль и непорочность.
Множество аллегорических примеров можно найти в творчестве Верхарна, Ибсена, Франса, в гениальном произведении Данте «Человеческая комедия», в сонетах Шекспира, поэмах Шелли. Стоит учесть тот факт, что в произведениях IX-XX вв. период рационалистических философских традиций аллегория практически не употреблялась вовсе.
К слову, русские авторы никак не могли обойтись без аллегорий. Баллады Жуковского, сатира Салтыкова-Щедрина, произведения Ильфа и Петрова, Чехова, стихи Маяковского, басни Крылова – неиссякаемый источник остроумных и тонких иносказаний.
Аллегория: примеры из литературы
В литературе аллегоричность — это прием, который используется практически во всех жанрах. Но есть в аллегории примеры, когда этот прием становился основой целого жанра. Если рассматривается аллегория, что это такое, и как ее использовать наиболее эффективно, то стоит обратить внимание, в первую очередь, именно на эти жанры:
- басни;
- моралитэ;
- притчи.
Для примера можно привести басню Крылова «Мартышка и очки», где при создании образа обезьяны использовалась аллегория, что позволило автору передать таким образом образ невежественного человека. Обезьяна элементарно не понимает, зачем нужны очки, и не ценит их пользу, как невежественный человек может ругать совершенно непонятные ему вещи, основываясь лишь на собственных недалеких выводах.
Аллегория — это также хороший способ подчеркнуть нужные мотивы и образы в других жанрах. Часто пример аллегории можно найти в следующих литературных жанрах:
- различные рассказы;
- детские и взрослые сказки;
- полноценные романы;
- разнообразные литературные повести.
Так, примеры аллегории в произведениях позволяют передавать важные социальные, общественные и даже политические мнения и моменты. Джордж Оруэлл в повести «Скотный двор» применил ряд аллегорий, чтобы показать наглядно, как общество под красивыми политическими лозунгами о свободе и равенстве постепенно после революции катится к диктатуре и тоталитарному режиму.