Жанр лиро эпики остросюжетный стихотворный рассказ основанный на фантастическом фольклорном

Баллада
– малая форма лиро-эпики. Сначала в
литературе средневековой Европы
лирический фольклорный жанр, который
постепенно утратил связь с танцем и
музыкальным сопровождением. В литературе
сентиментализма и романтизма становится
лиро-эпическим литературным жанром
– остросюжетным стихотворным рассказом,
основанном на фантастическом,
фольклорном, легендарно-историческом
или бытовом материале. Для баллады
характерны напряженность и острота
развития сюжета, прерывистость
повествования, использование диалога
как сюжетообразующего фактора,
применение разнообразных форм повтора,
усиливающего

напряженность
ситуации, недосказанность, придающая

таинственность
и загадочность описываемым событиям.

Поэма
– в литературе
рефлективного традиционализма

эпический
жанр (эпическая поэма, см. эпопея). В
литературе

романтизма
– большая форма лиро-эпики (романтическая
поэма). В

этой
жанровой модификации в наибольшей
степени нашло свое

выражение
романтическое миросозерцание. Для
романтической

поэмы
обязателен конфликт героя с окружающим
миром. Этот

конфликт
может принимать различные формы:
политическое

негодование
на существующий общественный уклад,
разочарование в человеческих отношениях
и поэтому неприятие их, философское

осознание
недолжного устройства миропорядка,
ироническое

возвышение
над толпою, озабоченной житейской
суетой и т.п.

Сам
герой может представать в разных
ипостасях: изгнанником,

богоборцем,
революционером, скептиком, художником,

преступником
и т.п. Характер героя романтической
поэмы лишен

психологической
конкретности, важной оказывается идея
отдельной

личности
как таковой. Эта идея связана и
реализуется через понятие

свободы
(от норм этого мира-тюрьмы). При этом
подразумевается,

что
главный герой является alter ego автора.
В постромантической литературе
существуют поэмы как эпопейного
(например, «Кому на Руси жить хорошо»
Н.А. Некрасова), так и романного типа
(например, «Мертвые души» Н.В. Гоголя),
в этом последнем случае подвергшиеся
процессу романизации литературы, но
сохранившие лиро-эпическую природу
(сочетание повествовательной и
медитативной речевой стратегии в
кругозоре автора).

Роман
в стихах

– большая
форма лиро-эпики. Один из

экспериментальных
жанров романа, открытый А.С. Пушкиным.
В

этом
романном жанре сочетаются основные
черты лиро-эпики –

повествовательная
(описание сюжетных линий героев) и

медитативная
(лирические отступления) речевые
стратегии в

авторском
кругозоре.

Роман
потока сознания

– в литературе
ХХ века лиро-эпическая

модификация
жанра романа. Для этой жанровой формы
характерно

изображение
жизни как прихотливого узора воспоминаний
и

впечатлений
от когда-то произошедших событий в
сознании автора.

Жанрово-родовое различие произведений связано с замыслом писателя, с его идейно-эстетической позицией, с его жизненной концепцией. Три рода (эпос, лирика и драма) – это три типа отражения действительности в литературе. Но их не следует противопоставлять друг другу, так как часто происходит их взаимодействие, и тогда в эпосе мы встречаем признаки лирического рода, а в лирике – эпического. 

Художественные произведения, соединяющие в себе свойства каких-либо двух литературных родов, в литературоведении стали называть «двухродовыми образованиями» (Б.О. Корман). Глубоко укоренен в литературоведении термин лиро-эпика.

Лиро-эпика включает в себя: 

  • басни, 

  • лиро-эпические поэмы, 

  • баллады, 

  • лирическую прозу, 

  • романы в стихах, 

  • произведения, в которых имеются лирические отступления («Дон Жуан» Байрона и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина). 

*Иногда к лиро-эпическим жанрам относят оду.

Басня — это небольшой, чаще всего аллегорический рассказ, иногда написанный стихами, имеющий нравоучительное содержание. 

Отсюда и специальное построение басни, которая имеет сюжет и обычно заканчивается моралите, нравоучительным выводом. В басне осмеиваются отрицательные явления или черты человека, общества. 

Действуют в басне чаще всего животные, под которыми легко угадываются люди. 

Басня возникла в Древней Греции, ее основоположником считается Эзоп. Наибольшую популярность получили басни И. Крылова («Волк и ягненок», «Мартышка и очки», «Слон и Моська» и др.), С.Маршака, С.Михалкова, М.Миршакара и др.

Отнесение басни к лиро-эпическому жанру в определенной степени условно. Прежде всего, в ней не так легко найти эпическое начало: басня редко бывает в полном смысле этого слова сюжетной; скорее, она представляют некую статичную ситуацию. В силу этого ее можно сблизить с рассказом-зарисовкой, который осложняется неким выводом морального характера. Но в целом эпическое начало басни выражено слабо, лишь в общих чертах, то есть намечается, но не получает развития.

Что касается лирического начала басни, то в ней мы вряд ли найдем выражение субъективного мира поэта. Конечно, в басне поэт при помощи иносказательной формы выражает свое отношение к определенным явлениям жизни. Но в силу моральной подоплеки басни это оценочное начало объективируется, подвергается обобщению. Скорее всего, выделение у басни лирического начала обусловлено ее стихотворной формой: в нашем сознании стихотворная форма автоматически отождествляется с лирикой.

Баллада (от прованс. balada – танцевальная песня) – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай фантастического, исторического или героического содержания. 

В центре баллады находится необычное, чудесное происшествие, которое представляется сжато, в виде основных моментов; обычно это событие мистическое, загадочное, связанное с вмешательством потусторонних сил. Впрочем, в центре баллады может стоять история любви, нередко трагическая. Сюжет баллады развивается быстро, что достигается благодаря небольшому количеству деталей, касающихся обстановки событий, одной линии действия, некоторой фрагментарности, отрывистости изложения, а также объективности повествователя, который не выражает своей оценки рассказываемой истории.

Сюжет баллады нередко черпается из мифов или сказок. В этом отношении баллада во многом аналогична новелле. Однако само по себе действие не является смысловым центром баллады, оно выступает в качестве средства формирования и передачи соответствующего настроения. По этой причине балладу рассматривают как лирическое, а не эпическое произведение в стихотворной форме.

В силу своего народного происхождения за балладой закрепился простой, не перегруженный поэтическими средствами язык. Для баллады характерна песенная форма, которая предполагает наличие рефрена (повтора, припева). Иногда баллада строится в диалогической форме, причем именно диалог способствует полному изложению событийной канвы (что не означает, будто в балладе никогда не изображается действие).

В средневековой литературе (французской, испанской, итальянской) баллада представляла собой фольклорный жанр – лирическую хоровую песню и обладала твердой формой.

В 14-16 вв. изменяется содержание и форма баллады, она становится лиро-эпическим жанром с исторической тематикой (английские баллады о Робине Гуде).

Расцвет собственно литературной баллады приходится на эпоху романтизма. Корифеями этого жанра в европейской литературе являются В. Скотт (Англия), Ф. Шиллер, И.В. Гете (Германия), А. Мицкевич (Польша).

В русской литературе 19 в. жанр баллады достиг наивысшего развития в творчестве В.А. Жуковского, к нему активно обращались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.К. Толстой и др. В ХХ в. обращались к балладе поэты Н.Тихонов, М. Турсунзаде, Р.Рождественский и др.

Поэма («повесть в стихах») – лиро-эпический жанр стихотворного повествования с развернутым сюжетом и ярко выраженной оценкой того, о чем повествуется.

Поэмы могут быть эпические, сюжетные («Полтава» А.С. Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» Н.Некрасова, «Анна Снегина» С.Есенина, «Василий Теркин» А.Твардовского) и лирические, основанные на переживании («Рыцарь на час» Н.Некрасова, «Соловьиный сад» А.Блок).

Жанры поэмы разнообразны:

  • героическая поэма («Слово о полку Игореве»), 
  • романтическая («Мцыри» М.Лермонтова, «Корсар» Д.Г.Байрона), 
  • сатирическая («Бронзовый век» Д.Г.Байрона, «Граф Нулин» А.Пушкина), 
  • реалистическая («За далью даль» А.Твардовского, «Реквием» А.Ахматова, «Голоса Сталинграда» М.Каноата). 

Дополнительные материалы по теме:

  • Роды литературы
  • Жанры литературы
  • Эпос
  • Лирика
  • Драма

Список литературы:

  • Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. Основы теории литературы.
  • Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие.
  • О.И. Федотов. Основы теории литературы.

Баллада – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово баллада? Пытаешься разобраться, что такое баллада? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «баллада» в словарях русского языка

Баллада это:

Балла́да (окс. «balada/ballada», от «balar» танцевать, плясать) — многозначный литературоведческий и музыковедческий термин.

Википедия

Баллада

I ж.
1. Жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему.
2. Отдельное произведение такого жанра.

II ж. Вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера.

Большой современный толковый словарь русского языка

Баллада

фр. ballade
1) в провансальской поэзии — песня с рефреном, сопровождаемая танцем; во французской и итальянской поэзии — стихотворная форма из четырех строф с определенной системой рифмовки; в результате дальнейшего развития жанра (особенно в народном творчестве) — остросюжетный стихотворный рассказ, часто легендарного, героического или исторического содержания;
2) вокальное произведение (романс, иногда хор) или инструментальная пьеса (для фортепьяно, оркестра) эпического, фантастического или драматического характера. первонач. (в средние века) в странах романского языка — танцевальная песня народного происхождения или в народном духе, культивировавшаяся трубадурами; позднее у западноевропейских народов — песня повествовательного сюжетного склада (напр., шотландские героико-патриотические баллады).

Новый словарь иностранных слов

Баллада

ж.
1) Жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему.
2) Отдельное произведение такого жанра.
3) Вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Баллада

жен. лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Балладный, относящ. до баллады; балладник муж. сочинитель баллад, которые пелись напр. в Шотландии, как у нас в Малороссии думы.

Словарь Даля

Баллада

[фр. ballade]

1. в провансальской поэзии — песня с рефреном, сопровождаемая танцем; во французской и итальянской поэзии — стихотворная форма из четырех строф с определенной системой рифмовки; в результате дальнейшего развития жанра (особенно в народном творчестве) — остросюжетный стихотворный рассказ, часто легендарного, героического или исторического содержания;

2. вокальное произведение (романс, иногда хор) или инструментальная пьеса (для фортепьяно, оркестра) эпического, фантастического или драматического характера. первонач. (в средние века) в странах романского языка — танцевальная песня народного происхождения или в народном духе, культивировавшаяся трубадурами; позднее у западноевропейских народов — песня повествовательного сюжетного склада (напр., шотландские геронко-патриотическяе баллады).

Словарь иностранных выражений

Баллада

балл`ада, -ы

Словарь русского языка Лопатина

Баллада

лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы на историческую, обычно легендарную, тему баллада сольное музыкальное произведение повествовательного или героико-эпического характера

Словарь русского языка Ожегова

Баллада

(франц. ballade, от позднелат. ballo — танцую),во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон).Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р. Бернс, Г. Бюргер, И. В. Гете, В. А. Жуковский). Романтические баллады — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом. В 20 в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б. Брехта, Н. С. Тихонова). Баллады воплощались в музыке в виде сольных вокальных сочинений в сопровождении фортепиано (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Х. Вольф); создавались и инструментальные баллады (главным образом фортепианные: Ф. Шопен, Ф. Лист, Э. Григ)…
3) В музыке — встречающийся у многих народов песенный жанр, ведущий происхождение от старинных хороводных песен-танцев. Типичные черты баллады — сочетание эпической повествовательности и лиризма, медленный или умеренный темп. В народной музыке американских негров сложился самобытный тип баллады, имеющий некоторую общность с блюзом и сохранивший связь с африканскими традициями. В джазе получил распространение лирический балладный стиль инструментальной игры и пения.

Современный толковый словарь, БСЭ

Баллада

баллада ж.
1) Жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему.
2) Отдельное произведение такого жанра.
3) Вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера.

Толковый словарь Ефремовой

Баллада

баллады, ж. (ит. ballata).

1. Стихотворение с повествовательным сюжетом на легендарную или сказочную тему (лит.).

2. Стихотворение из трех куплетов по восемь строк и четвертого, называющегося посылкой, в четыре строки, причем рифмы, а также последняя строка (припев) во всех четырех куплетах одинаковы (лит.).

3. Род вокального или инструментального музыкального произведения (муз.). Баллад Финна из оперы «Руслан и Людмила». Французская баллада (лит.) – то же, что баллада во 2 знач.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Баллада

— (от франц. ballade — танцевальная песня) — жанр лиро-эпической (см. лиро-эпический жанр ) поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями (см. предание ), народными легенда ми, соединяют черты рассказ а и песни. Б. — один из главных жанров в поэзии сентиментализм а и романтизм а. Например: баллады В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова. См. также балладная строфа

Словарь литературоведческих терминов

Баллада

(франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo — танцую), наименование нескольких весьма различных поэтических и музыкальных жанров. Первоначально у романских народов средневековья — лирическая хороводная песня с обязательным рефреном. К 13 в., видоизменяясь, Б. становится популярным жанром французской и итальянской профессиональной поэзии (особенно трубадуров и труверов ) . Классическая французская Б. 14-15 вв. — бессюжетное лирическое стихотворение канонической формы: три строфы на сквозные рифмы (ababbcbc), ‘посылка’ (обращение к лицу, которому Б. посвящена), рефрен (повторяющаяся последняя строка каждой строфы и ‘посылки’). Образец — Б. ‘О женщинах былых времён’ Ф. Вийона . В средневековой Англии Б. — народная сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом, обычно на историческую, легендарную или фантастическую тему (например, цикл Б. о Робине Гуде). Б., близкая английской и шотландской народной Б., стала любимым жанром поэзии сентиментализма , романтизма и неоромантизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Р. Киплинг — в Англии, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, Г. Гейне — в Германии). Зачинателем Б. в русской поэзии был В. А. Жуковский. Б. писали А. С. Пушкин (‘Песнь о вещем Олеге’, ‘Жених’), М. Ю. Лермонтов (‘Воздушный корабль’), А. К. Толстой (преимущественно на темы русской истории). Советские поэты Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий — авторы Б. с героической тематикой. В советской поэзии преобладает сюжетная, драматическая по содержанию Б. лироэпической ‘тональности’ (А. А. Сурков, П. Г. Тычина, Е. Чаренц и др.). Расцвет вокальной Б. (главнынм образом для сольного пения с сопровождением фортепиано) связан с возрождением Б. в профессиональной поэзии 2-й половины 18 в. Б. представлена в романтической музыке Германии и Австрии — в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Вольфа. Первые русские Б. связаны с романтической поэзией — ‘Светлана’ А. А. Плещеева на слова В. А. Жуковского, баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки. Своеобразное претворение жанр Б. получил у А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Инструментальная Б. — жанр, характерный для романтической музыки. Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическим развитием, лирическая взволнованность — с картинной живописностью (Б. для фортепиано Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига и особенно Ф. Шопена, Б. и полонез А. Вьётана для скрипки и фортепиано, Б. для фортепиано с оркестром Г. Форе). В современной музыке встречаются различные виды вокальных и инструментальных Б. Вкладом в развитие вокальных Б. явились Б. на слова Б. Брехта, созданные Х. Эйслером. В советской музыке жанр Б. нередко получает героическую, героико-эпическую трактовку (‘Баллада Витязя’ из симфонии-кантаты Ю. А. Шапорина ‘На поле Куликовом’, ‘Баллада о мальчике, пожелавшем остаться неизвестным’ С. С. Прокофьева, ‘Героическая баллада’ для фортепиано с оркестром А. Бабаджаняна).Лит.: Жирмунский В. М., Английская народная баллада, ‘Северные записки’, 1916, | 10; Русская баллада. Вступ. статья Н. П. Андреева, М.-Л., 1936; Панкратова В., Баллада, М., 1963; Entwistie J., European balladry, Oxf., 1939; Northcote S., The ballad in music, Oxf.,

1944. В. А. Никонов, Е. М. Царёва.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Баллада

баллада, -ы

Полный орфографический словарь русского языка

Баллада

жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему отдельное произведение такого жанра вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера

Викисловарь

Где и как употребляется слово «баллада»?

Кроме значения слова «баллада» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «баллада».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «баллада» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «баллада»

Если во сне вы сами исполняете старинную балладу, то кто-то осуждает вас за чёрствость и непонимание.

Чтобы подруги не заскучали, одна из них, поставив перед собой пюпитр с нотами, играла на цитре и нежным голоском пела балладу об отважном рыцаре и ужасном магхаре.

О таких слагали баллады менестрели, однако сами сидхи к подобному относились не слишком одобрительно.

Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «баллада»

Синонимы к слову «баллада»:

  • корридо
  • песня

Гиперонимы к слову «баллада»:

  • поэзия
  • жанр

Разбор слова «баллада»

Баллада является ответом на вопросы из кроссвордов

  • … о доблестном рыцаре Айвенго
  • Рок-музыкальный медляк
  • Балет бурятского композитора Б. Б. Ямпилова Патетическая …
  • Вид лирического стиха
  • Повесть американской писательницы Карсон Мак-Каллерс «… о невеселом кабачке»
  • Пьеса русского драматурга В. В. Лаврентьева Горная …
  • Сорт вишни
  • Поэма английского писателя Оскара Уайльда «… Редингской тюрьмы»
  • Роман английского писателя Джона Уйэна … о майоре Изерли
  • Стихотворное или музыкальное произведение повествовательного характера

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

I ж.

1. Жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему.

2. Отдельное произведение такого жанра.

II ж.

Вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА

БАЛЛА́ДА, баллады, жен. (итал. ballata).

1. Стихотворение с повествовательным сюжетом на легендарную или сказочную тему (лит.).

2. Стихотворение из трех куплетов по восемь строк и четвертого, называющегося посылкой, в четыре строки, причем рифмы, а также последняя строка (припев) во всех четырех куплетах одинаковы (лит.).

3. Род вокального или инструментального музыкального произведения (муз.). Баллад Финна из оперы «Руслан и Людмила».

• Французская баллада (лит.) — то же, что баллада во 2 знач.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

БАЛЛА́ДА, -ы, жен.

1. Лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы на историческую, обычно легендарную, тему.

2. Сольное музыкальное произведение повествовательного или героико-эпического характера.

| прил. балладный, -ая, -ое.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ДАЛЯ

БАЛЛАДА, балада жен. лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Балладный, относящийся до баллады; балладник муж. сочинитель баллад, которые пелись напр. в Шотландии, как у нас в Малороссии думы.

ПОПУЛЯРНЫЙ СЛОВАРЬ

Баллада

-ы, ж.

1) Один из видов лиро-эпической поэзии: небольшое сюжетное стихотворение исторического, героического или фантастического содержания.

Баллады Шиллера.

Баллада развивалась из народной плясовой песни.

Вам в дар баллада эта, Гарри. Воображенья произвол не тронул строк о вашем даре: я видел все, что в них привел (Пастернак).

2) муз. Род вокального или инструментального произведения повествовательного характера.

Баллада Томского из «Пиковой дамы».

Родственные слова:

балла́дник, балла́дный

Этимология:

От французского ballade (← лат. ballo ‘танцую’). В русском языке — с XVIII в.

Энциклопедический комментарий:

В литературе средневековой Европы баллада — лирический жанр. Один из главных жанров поэзии сентиментализма и романтизма (Бернс, Колридж, Блейк, Киплинг — в Англии; Бюргер, Шиллер, Гейне — в Германии). Зачинателем баллады в русской поэзии был Жуковский («Светлана», «Людмила»). Баллады писали Пушкин («Песнь о вещем Олеге»), Лермонтов («Воздушный корабль»), А. К. Толстой. Романтическая баллада — сюжетное лиро-эпическое стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным таинственным колоритом. В XX в. баллада утрачивает жанровую определенность (Брюсов, Тихонов). Баллады воплощались в музыке в виде сольных вокальных сочинений с фортепьянным сопровождением (Шуберт, Шуман, Лист). Развивались и инструментальные баллады, главным образом фортепьянные (Шопен, Лист, Григ).

СЛОВАРЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

БАЛЛА́ДА, -ы, ж

Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, — стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом сюжете, с мрачным, таинственным колоритом.

Трагедия не пошла. Я попробовал обратить ее в балладу — но и баллада как-то мне не давалась (П.).

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

БАЛЛА́ДА -ы; ж. [франц. ballade].

1. Жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему; произведение в таком жанре.

2. Вокальное или инструментальное произведение (обычно с таким сюжетом). Баллады Шопена.

Балла́дный, -ая, -ое. Произведение балладного типа.

* * *

балла́да (франц. ballade, от позднелат. ballo — танцую), 1) Во французской литературе XIV-XV вв. лирический жанр твёрдой формы (Ф. Вийон). 2) Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р. Бёрнс, Г. Бюргер, И. В. Гёте, В. А. Жуковский). Романтическая баллада — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным таинственным колоритом. В XX в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б. Брехта, Н. С. Тихонова). 3) В музыке с середины XVIII в. песня на текст поэтической баллады (главным образом в Германии, России); в XIX-XX вв. также иностранные произведения, в основном для фортепьяно (Ф. Шопен, И. Брамс).

* * *

БАЛЛАДА — БАЛЛА́ДА (франц. ballade, от позднелат. ballo — танцую),

во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон).

Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р. Бернс, (см. БЕРНС Роберт) Г. Бюргер (см. БЮРГЕР Готфрид Август), И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), В. А. Жуковский (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич)). Романтическая баллада — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом. В 20 в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б. Брехта (см. БРЕХТ Бертольт), Н. С. Тихонова (см. ТИХОНОВ Николай Семенович)). Баллады воплощались в музыке в виде сольных вокальных сочинений в сопровождении фортепиано (Ф. Шуберт (см. ШУБЕРТ Франц), Р. Шуман (см. ШУМАН Роберт (композитор)), Ф. Лист (см. ЛИСТ Ференц), Х. Вольф (см. ВОЛЬФ Хуго)); создавались и инструментальные баллады (главным образом фортепианные: Ф. Шопен (см. ШОПЕН Фридерик), Ф. Лист, Э. Григ (см. ГРИГ Эдвард) ).

В музыке — встречающийся у многих народов песенный жанр, ведущий происхождение от старинных хороводных песен-танцев. Типичные черты баллады — сочетание эпической повествовательности и лиризма, медленный или умеренный темп. В народной музыке американских негров сложился самобытный тип баллады, имеющий некоторую общность с блюзом (см. БЛЮЗ) и сохранивший связь с африканскими традициями. В джазе (см. ДЖАЗ) получил распространение лирический балладный стиль инструментальной игры и пения.

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

БАЛЛАДА (франц. ballade — от позднелат. ballo — танцую),во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон).Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р. Бернс, Г. Бюргер, И. В. Гете, В. А. Жуковский). Романтические баллады — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом. В 20 в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б. Брехта, Н. С. Тихонова). Баллады воплощались в музыке в виде сольных вокальных сочинений в сопровождении фортепиано (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Х. Вольф); создавались и инструментальные баллады (главным образом фортепианные: Ф. Шопен, Ф. Лист, Э. Григ)

3) В музыке — встречающийся у многих народов песенный жанр, ведущий происхождение от старинных хороводных песен-танцев. Типичные черты баллады — сочетание эпической повествовательности и лиризма, медленный или умеренный темп. В народной музыке американских негров сложился самобытный тип баллады, имеющий некоторую общность с блюзом и сохранивший связь с африканскими традициями. В джазе получил распространение лирический балладный стиль инструментальной игры и пения.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

-ы, ж.

1. Небольшое стихотворное произведение с легендарным, историческим, сказочным или бытовым содержанием, написанное строфами.

Баллада В. А. Жуковского «Светлана».

2. муз.

Род вокального или инструментального произведения повествовательного характера.

Баллада Финна из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

[франц. ballade]

ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ

БАЛЛА́ДА (франц. ballade, от прованс. balada — танцевальная песня).

1) Жанр нар. поэзии; песни повествоват. характера с острым драматич. сюжетом и чаще всего с трагич. развязкой. Б. отличаются сжатостью и дискретностью сюжетного изложения, мотивировки обычно уведены в подтекст, что придает Б. загадочность. Сфера Б. — по преимуществу конфликты в домашнем, общественном, воинском быту; герои Б. — «частные» лица либо «исторические» персонажи в «частных» обст-вах; отсюда Б. — песни о необыкнов. происшествиях с обыкновенными людьми. Наряду с ними есть цикл Б. о фантастич. персонажах (чудесных зверях, птицах, змеях). Следы мифологич. представлений отразились в Б. на темы чудесных превращений, колдовства, магич. действий («Обращение женщины в дерево», «Злые коренья», «Мать Михайлы губит невестку»). Осн. сюжетно-тематич. разделы Б.: о семейных драмах («Князь Роман жену терял», «Князь и старицы»), о горестной участи влюбленных («Василий и Софья», «Ваня-ключник и княгиня»); о судьбе молодца, нарушившего патриарх. порядки («Молодец и река Смородина», «Горе»), девушки, осмелившейся отстаивать свою свободу («Насильственное пострижение», «Параня»), обманутой или преданной («Обманутая девушка»); о простых людях, ставших жертвами ист. катаклизмов («Татарский полон», «Девушка бежит из плена»); о разбойниках («Братья-разбойники и сестра», «Жена разбойника»), о вольных людях («Правеж», «Разбойничья лодка»), о воинах, их гибели, возвращении домой («Завещание раненого», «Шли со службы два героя»); сатирич. («Старец Игренище», «Терентий-гость»). В 19 в. в репертуар нар. Б. перешел ряд произв. рус. поэтов («Хас-Булат», «Ермак», «Мальвина»).

2) Твердая стихотворная форма ср.-век. франц. поэзии, представляющая собой 3 строфы на одинаковые рифмы, заключенные полустрофой («посылкой»). Объем строфы зависит от избираемого размера: если размер 8-сложный (в рус. традиции — 4-стопный ямб), то строфа представляет собой восьмистишие с рифмовкой абаббвбв; если размер 10-сложный (5-стопный ямб), то эти строфы — десятистишия с рифмовкой абаббввгвг. Последняя строка во всех строфах повторяется как рефрен. Строфы Б. обычно не развивают, а варьируют заданную тему. В России Б. до нач. 20 в. была неизвестна. В 1915 к ней впервые обращается В. Брюсов, вслед за ним — М. Кузмин. Пример Б.:

Когда торжественный закат

Царит на дальнем небосклоне

И духи пламени хранят

Воссевшего на алом троне,

Вещает он, воздев ладони,

Смотря, как с неба льется кровь,

Что сказано в земном законе;

И призраков проходит ряд,

В простых одеждах и в короне:

Ромео, много лет назад

Пронзивший грудь клинком в Вероне;

Надменный триумвир Антоний,

В час скорби меч подъявший вновь;

Приам и Паоло… В их стоне

Любовь и Смерть, Смерть и Любовь!

И я баюкать сердце рад

Той музыкой святых гармоний.

Нет, от любви не охранят

Твердыни и от смерти брони.

На утре жизни и на склоне

Ее к томленью дух готов

Что день, безжалостней, мудреней.

Любовь и Смерть, Смерть и Любовь!

Ты слышишь, друг, в вечернем звоне:

«Своей судьбе не прекословь!».

Нам свищет соловей на клене:

«Любовь и Смерть, Смерть и Любовь!»

(В. Я. Брюсов)

Лит.: Народные баллады. Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Д. М. Балашова. М. — Л., 1963; Панкратов В. А. Баллада. М., 1963.

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

БАЛЛАДА (французское ballade, от позднелатинского ballo — танцую),

1) во французской литературе 14 — 15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон).

2) Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р. Бернс, Г. Бюргер, И.В. Гете, В.А. Жуковский). Романтическая баллада — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, обычно с трагичным таинственным колоритом («Тамара» М.Ю. Лермонтова). В 20 в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б. Брехта, Н.С. Тихонова).

3) В музыке с середины 18 в. песня на текст поэтической баллады (главным образом в Германии, России); в 19 — 20 вв. также инструментальное произведение, в основном для фортепьяно (Ф. Шопен, И. Брамс).

ПОГОВОРКИ

Курительная баллада. Жарг. Радио. Длинная песня, во время которой ведущие программы могут отдохнуть, покурить. Pulse, 2000, № 9, 10.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ФОРМЫ СЛОВ

балла́да, балла́ды, балла́д, балла́де, балла́дам, балла́ду, балла́дой, балла́дою, балла́дами, балла́дах

СИНОНИМЫ

сущ., кол-во синонимов: 4

МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Заимств. в XVIII в. из франц. яз., в котором ballade < др.-провансальск. balada «стихотворение, которое произносят танцуя» < «танец», суф. производного от balar «танцевать». См. балетмейстер.

балла́да

раньше балад — то же (у Тредиаковского). Первое — через нем. Ballade, второе — прямо из франц. ballade, которое через прованс. balada восходит к ballare «танцевать»; см. Гамильшег, EW 72.

СЛОВАРЬ ГАЛЛИЦИЗМОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

БАЛЛАДА ы, ж. ballade f.

1. Небольшое лирическое стихотворение из нескольких строф. Сл. 18. Марот в цвет произвел Балад. Тредиаковский СП 1/ 8. Сонет, рондо, баллад — игранье стихотворно, Но должно в них играть разумно и проворно. Сумароков Эпистола вторая.

2. Стихотворное строфическое произведение исторического или легендарного содержания. Сл. 18. Шотландская баллада. МЖ 7 99.

3. Вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера. БАС-2. Баллады Шопена. Шопена .. мало-помалу проиграл нам всего, причем Ballade f-dur, посвященную Роберту Шуману играл много раз. М. В. Волконская За 38 лет. Пришел Игумнов (пианист) и отлично играл, все больше Шопена: баркароллу, балладу, ноктюрн. мазурку. 1899. С. Толстая Дн. 1 440. Больные в этой балладе < В. Высоцкого> не просто тупо смотрят телевизор, но интересуются интеллектуальными вещами (сюжет письма строится вокруг тайны Бермудского треугольника), заботятся о престиже страны («Больно бьют по нашим душам «Голоса» за тыщи миль, — Зря «Америку» не глушим, Зря не давим «Израиль» (бдительно сигнализируют в органы) «Вот дантист-надомник Рудик — У него приемник «грундиг». Он его ночами крутит — Ловит, контра, ФРГ», (всегда готовы к подвигу) «Лектора из передачи! Те кто так или иначе Говорят про неудачи и нервируют народ!..»). Звезда 2003 10 229. — Лекс. Ян. 1803: баллада; Сл. 18: балла/да 1786, балла/д 1760-е гг.

СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

БАЛЛАДА (франц. ballade, от средн.-век.-лат. ballare — танцевать). 1) у южно-романских народов, приблизительно с XII в., небольшое лирическое стихотворение, перемежавшееся припевом и имевшее обыкновенно содержанием любовную жалобу; оно пелось первоначально в сопровождении танцев. 2) впоследствии, эпическое произведение, фантастического содержания, передающее какое-нибудь народное предание.

СКАНВОРДЫ

— Легенда, рассказанная в стихах.

— «Светлана» Василия Жуковского как произведение.

— Фильм «… о солдате».

— Жанр фольклора.

— Стихотворение на историческую, легендарную тему.

— Музыкальное произведение героико-эпического характера.

— Гёте не только возродил в Германии этот полузабытый поэтический жанр, но и дружески соперничал в нём с Шиллером.

— Тип песни в рок-музыке.

— Тип песни в рок-музыке, представляющий собой медленную, мелодичную, лирическую композицию.

— Сорт вишни.

— Произведение австралийского писателя Ханса Карла Артмана «… из пригорода Вены».

— Роман латвийской писательницы Регины Эзеры «… дятлового бора».

— Поэма Леонида Мартынова «… об Алексее Кольцове».

— Повесть Стивена Кинга «… и гибкой пуле».

— Повесть Василя Быкова «Альпийская …».

— Роман английской писательницы Мюриэл Спарк «… о предместье».

— Фильм Григория Чухрая «… о солдате».

— Повесть американской писательницы Карсон Мак-Каллерс «… о невеселом кабачке».

— Роман английского писателя Джона Уйэна «… о майоре Изерли».

— Пьеса американского драматурга Эдуарда Олби «… о невеселом кабачке».

— В провансальской поэзии — песня с рефреном, сопровождаемая танцем.

— Фильм Александра Сурина «… о комиссаре».

— Поэма английского писателя Оскара Уайльда «… Редингской тюрьмы».

— Балет бурятского композитора Баудоржи Ямпилова «Патетическая …».

— Пьеса русского драматурга Виктора Лаврентьева «Горная …».

— Симфония английского композитора Бенджамина Бриттена «… о героях».

— Произведение русского писателя Ивана Бунина из сборника «Тёмные аллеи».

— Сорт гречихи.

— Стихотворение русской поэтессы Каролины Павловой.

— Стихотворение Бориса Пастернака.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

лиро-эпический жанр

лиро-эпический жанр

— жанр, в котором сочетаются черты эпического и лирического родов литературы: лиро-эпическое произведение — сюжетное произведение, повествование о событиях, поступках и переживаниях героев, написанное в стихотворной форме. Л.-э. ж. — исторически сложившийся тип художественного произведения, для которого характерны отчетливо выраженные мысли и чувства автора-повествователя, вызванные картинами жизни, характерами и поведением действующих лиц. К Л.-э. ж. относятся поэмы (например, «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского), роман в стихах («Евгений Онегин» А.С. Пушкина). Малая лиро-эпическая форма — баллада.

Словарь литературоведческих терминов.
.
2005.

Смотреть что такое «лиро-эпический жанр» в других словарях:

  • лиро-эпический жанр — лирическое повествование, обычно стихотворное. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР — (вид), литературные художественные произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического «я». Связь двух… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Лиро-эпический жанр — (вид)         литературно художественного произведения сочетающие признаки Эпоса и лирики (См. Лирика); сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического… …   Большая советская энциклопедия

  • лиро-эпический — жанр вид литературного творчества, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью, стихотворной формой лирики. К лиро эпическому жанру относятся поэма, роман в стихах и др. Большой словарь иностранных слов.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Баит —         эпический и лиро эпический жанр татарского и башкирского народно поэтического творчества. Термин происходит от арабского «бейт» (двустишие). Б. слагается, как правило, из четверостиший с рифмами по типу aaba, abet. Объём Б. достигает… …   Большая советская энциклопедия

  • роман в стихах — лиро эпический жанр. Сохраняя все признаки романа, отличается стихотворной формой, которая неразрывно связана с содержанием: Р. в с. так же как и роман, имеет развитый сюжет, систему персонажей, обращен к сложным проблемам взаимоотношений людей,… …   Словарь литературоведческих терминов

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Эпос — (греч. éżpos слово, повествование, рассказ)          1) Род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как Сказка, Предание, разновидности героического эпоса, Эпопея, эпическая Поэма, Повесть, Рассказ, Новелла …   Большая советская энциклопедия

  • ЭПОС — (греч. épos — слово, повествование, рассказ), 1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического Э. (ниже 2 е значение Э.), эпопея, эпическая поэма, повесть …   Литературный энциклопедический словарь

  • ЛИРИКА — (от греч. lýra — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Жалоб не предъявляет как пишется
  • Жанр иносказательного рассказа высмеивающее пороки людей
  • Жалко что ли как пишется
  • Жанр денискины рассказы драгунского
  • Жанр гранатовый браслет повесть или рассказ