Жанр произведения кладовая солнца притча повесть сказка быль рассказ

Какой жанр произведения «Кладовая солнца» М.М. Пришвина

На чтение 2 мин Опубликовано 16.05.2020 Обновлено 16.05.2020

Само название книги автоматически заставляет задуматься читателя о том, в каком жанре написано произведение. Увлекательный жанр «сказка-быль» позволяет автору самым невероятным образом переплетать на страницах книги реальные и сказочные события.

В своем произведении автор показывает наш детей, которые в силу обстоятельств вынуждены жить взрослой жизнью. С восхищением Пришвин описывает какой мастер Митраша, какая Настя юная хозяюшка. При этом главные герои все-таки остаются детьми, поэтому им никак не избежать постоянных ссор, когда Митраша пытается доказать, что он мужчина, значит, он хозяин в этом доме. Автор с трепетом и любовью описывает отношения между братом и сестрой, он видит между ними истинную любовь и «такое прекрасное равенство».

Переплетение сказки и были

«Кладовая солнца» — сказка-быль, переплетающая в себе легенду и реальность. Прочитав название произведения, мы сразу же переносимся в мир сказки, наполненный волшебством. Но при этом мы понимаем, что все описанные автором события реальны, ведь Пришвин точно указывает место и время, когда происходят описанные им события. В сказках же обычно говорится «давным-давно, в тридевятом царстве, тридесятом государстве». К тому же повествование ведется от первого лица — историю рассказывает человек, который живет с детьми по соседству.

Каждая сказка описывает события, когда героям предстоит сражение с силами зла, например,с Кощеем Бессмертным или другой подобной нечистью. Так и брат с сестрой оказываются в ситуации, когда они должны противостоять трудностям, понимая, что зачастую им приходится бороться с самими собой.
А как автор описывает пейзаж возле камня, где ребята присели для того, чтобы отдохнуть — он описывает две тропы. оказавшиеся перед детьми. Одну хорошую и плотную, идущую направо; другую — хлипкую и слабую, уводящую вперед. Этот прием тоже напоминает сказку: перед ее героями зачастую встает нелегкий выбор, от которого зависит их дальнейшая жизнь.

Что сказочного в кладовой солнца

Из истории создания

Около месяца работал Пришвин над произведением. В июне 1945 года книга «Кладовая солнца» вышла в печать. С ней автор победил в конкурсе на лучшее детское произведение.

Военные годы писатель провёл в деревне Усолье Ярославской области. Там он боролся с вырубкой лесов торфоразработчиками. В той же местности жили дети-сироты, десятилетняя Соня и одиннадцатилетний Боря. Они сами хозяйничали в доме. Именно эти дети стали прототипами героев сказки-были. У Михаила Михайловича изначально не было чёткого плана описания того, как ребята поссорились и отправились собирать клюкву разными тропинками. Сюжет складывался сам собой в течение написания.

Жанровое своеобразие

Элементы сказки и были в произведении кладовая солнца

В книге «Золотая роза» о Пришвине писал К. Г. Паустовский: «Его нужно перечитывать время от времени, выписывать для себя в заветные тетради, открывая всё новые и новые стороны любви к природе и человеку».

Никто так, как Михаил Михайлович, не изображал человека царём природы. Для этого он выбрал непростой жанр — сказку-быль с элементами повести. Писатель превратил реальные события в сказочные и получил забавную «вещицу». В детской повести соединились черты сказки и были. Всё это для того, чтобы показать победу всех вечных ценностей. Если возникает вопрос о том, «Кладовая солнца» — это рассказ или повесть, то лучше называть её повестью. Жизнь героев в книге показана в пределах нескольких событий.

Краткое содержание

Чтобы легче было написать сочинение в 5 классе по «Кладовой солнца», не помешает познакомиться с аннотацией книги. В повести говорится о сестре и брате, Насте и Митраше. Девочке было 12 лет, мальчику — 10. Когда их родители умерли, дети остались жить одни в сельском доме. Они научились вести хозяйство, ухаживать за козой.

Кладовая солнца сочинение 5 класс

Однажды брат с сестрой собрались за клюквой на Блудово болото. В лесу Настя и Митраша поспорили, какими тропинками нужно идти. После этого каждый пошёл своим путём.

Митраша решил сократить дорогу и отправился по непроторённой тропе. Такие действия привели к тому, что мальчик начал тонуть в болоте. Долго брат звал на помощь сестру, но та так и не услышала: она увлечённо собирала ягоды. Потом Настя вспомнила про Митрашу, стала звать его, но тот не отзывался.

Неподалёку от болота охотилась за зайцем собака Травка. Она увидела тонущего мальчика и подползла к нему. Митраша ухватился за собаку и выбрался из трясины. Неожиданно к болоту пробрался волк Серый помещик. Он гнался за Травкой, а оказался прямо перед мальчиком. Митраша выстрелил в него из ружья и убил.

Настя пошла на звук выстрела и отыскала брата. Дети с Травкой вернулись в родную деревню. Все жители встречали их, как героев. Никому не верилось, что маленькому Митраше было под силу убить злого волка. Травка стала жить с детьми. Настя чувствовала себя виноватой в том, что брат чуть не утонул, поэтому она отдала собранную клюкву для эвакуированных детей из Ленинграда.

Элементы сказки

Чтобы понять, что сказочного в «Кладовой солнца», нужно в первую очередь обратить внимание на подзаголовок — сам автор назвал свое произведение сказкой-былью. Это говорит о том, что произведение наполнено фантастическими моментами. Помимо этого, есть и другие яркие признаки сказки:

Что сказочного в кладовой солнца

  1. Необычный зачин, где автор рассказывает о месте, в котором проживают главные герои. У них, как и у многих сказочных персонажей, нет родителей.
  2. Присутствие мотива дороги (дети идут в лес за клюквой).
  3. Животные наделены человеческими чертами.
  4. Герои делятся на добрых (чудесная помощница Травка) и злых (волк, ворон, сорока, ядовитая змея).
  5. Природа выступает, как живая, деревья оповещают о надвигающейся беде.
  6. Перед братом и сестрой стоит выбор около камня, в какую сторону идти.
  7. Присутствует мотив запрета. Настя пугает Митрашу тем, что нельзя ходить в Слепую Елань. Брат не воспользовался её предупреждением и проходит много испытаний.
  8. Счастливый конец.

В итоге добро всё равно побеждает зло. В произведении автор постоянно чередует реальные факты с вымыслом. Выбрав жанр сказки-были Пришвин намекает на то, что жизнь намного интересней, нежели кажется на первый взгляд.

Моменты реальности

Кладовая солнца это рассказ или повесть

Анализ событий, происходящих в повести Пришвина, нужно начать с того, что некоторые из них вполне могли произойти в реальном мире. Дети остались сиротами после войны — это быль. Автор описывает правдоподобно огромное болото, где растёт вкусная клюква. Возможными могли быть приключения на болоте. У детей было хозяйство, что вполне допустимо для деревни.

В пришвинской сказке-были все события происходят в настоящем времени. Кроме того, автор предоставляет описание пейзажей, чего нет в сказках.

Композиционные особенности

Тема сказки-были Пришвина — связь человека и природы. Автор воспевает гуманность, которая делает человека царём всего живого. Композиция «Кладовой солнца» помогает раскрыть главную мысль книги. Вот основные композиционные части:

Композиция кладовая солнца

  1. Экспозиция. В ней говорится о жизни двух осиротевших детей.
  2. Завязка. Настя и Митраша собираются весной за перезимовавшей под снегом клюквой.
  3. Выбор пути.
  4. Нарастание напряжения. Дети расходятся.
  5. Эпизод с собакой Травкой.
  6. Рассказ о Сером помещике.
  7. Кульминация. Митраша увяз в болоте.
  8. Собака спасает мальчика.
  9. Настя и Митраша сходятся.
  10. Развязка. Мальчик убивает старого волка.

Книга написана от первого лица множественного числа (мы). Такая форма повествования редко встречается. Этот приём означает превосходство коллективного над личным, что было присуще тому времени.

Секрет названия

Обязательно следует написать о том, почему книга Пришвина называется «Кладовая солнца». «Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в себе самом, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого — это кладовая добра, то есть солнца». На первый взгляд, трудно понять, какую связь имеет заголовок с темой и идеей повести. Значение слов (метафору) «кладовая солнца» автор позаимствовал у исследователей болот. Учёными названо так торфяное место, где хранилось солнечное тепло и огонь, заключённое в отмерших растениях.

Сказка-быль Пришвина повествует о дружбе и преданности. В итоге брат с сестрой научились быть терпимее друг к другу, уметь прощать. Дети стали жить в согласии с собой. А ещё книга учит внимательно относиться к природе, окружающему миру.

Автор статьи

Людмила Евгеньевна Иванцова

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Психологический параллелизм – это стилистический прием, заключающийся в сопоставлении мотивов, картин, явлений природы, человеческих поступков и отношений.

История создания, жанр, направление произведения

Повесть-сказка М. Пришвина «Кладовая солнца» была написана в начале июня 1945 года. Эта повесть победила в конкурсе на лучшую книгу для детей, который был объявлен Министерством просвещения РСФСР. «Кладовая солнца» была напечатана в журнале «Октябрь».

С 1941 по 1945 гг. писатель был в эвакуации в Ярославской области, в деревне Усолье. Там он протестовал против вырубки леса торфоразработчиками. Пришвин в Усолье наблюдал жизнь детей-сирот, одиннадцатилетнего Бори и десятилетней Сони, которые успешно справлялись с хозяйством. Именно они стали прототипами Митраши и Насти.

М. Пришвин, собираясь описать историю, как дети в лесу поссорились и пошли собирать клюкву разными тропами, не имел определенного замысла. Сюжет сложился в процессе написания повести.

Писатель долго размышлял над тем, как назвать свое произведение: «Друзья», «Золотая Курочка и Мужичок в мешочке», «Блудово болото», «Тропа испытаний», «Друг человека», «Правда Антипыча».

Замечание 1

Метафора «Кладовая солнца» была придумана не Пришвиным. Это выражение автор нашел в исследовании о болотах, где они были названы так, потому что хранили заключенное в растениях солнечное тепло.

Жанровое определение своему произведению Пришвин дал сам, назвав «Кладовую солнца» сказкой-былью. Это не соединение в одном жанровом определении двух антонимов. Писатель, будучи реалистом, считал, что его произведения больше сказок, потому что они в сказку превращают действительность.

Вечные ценности, воспеваемые в сказках, побеждают и в современной сказке-были, а себя М. Пришвин называл современным сказителем.

«Повесть «Кладовая солнца» Михаила Пришвина» 👇

Тема, основная мысль, сюжет и композиция

«Кладовая солнца» — это повесть о связи природы и человека, о истинной человечности, делающей человека царем природы, другом всему живому, покровительствующим всему живому. Главная мысль повести – прославление коллективизма и дружбы. Идея повести связана с победой в войне, которая в 1942 году, в момент действия повести, была лишь надеждой. Писатель вводит образ друга и врага – собак и волка. Собаку писатель называет «вернейшим другом человека», а волка – его злейшим врагом, «самой злобой своей обреченной на гибель». Это образ фашистов, хотя в повести ни о них, ни о военных действиях автор не упоминает.

На первый взгляд, название повести не связано ни с основной мыслью, ни с темой, а просто обозначает место действия. Это не так. Солнце – друг и божество живого, а его кладовая – умершие травы, лежащие близко друг к другу, символ братства и товарищества.

Произведение состоит из 12 частей. В первой части рассказывается о трудовой жизни детей, оставшихся сиротами. Во второй части писатель рассказывает о том, как весной дети собирались за полезной клюквой. Настя, подражая маме, берет полотенце для тяжелой корзины, картошку, молоко и хлеб. Митраша берет манки, чтобы приманивать птицу, компас и двустволку. Он мечтает найти кроваво-красную палестинку, нетронутую полянку, на которой полно клюквы. Когда-то ему отец рассказывал, что эта полянка находится возле коварного болота Слепая елань. Это завязка действия.

Дети приходят в борину Звонкую и выбирают путь на север. В четвертой части нарастает напряжение. У Лежачего камня, где дети остановились на отдых, сразу происходит сразу несколько конфликтов между токующими тетеревами, деревьями, тетеревом и вороном. Они словно провоцируют ссору детей, которые по пути спорят и расходятся. Все запасы еды остаются у Насти.

Пятая и шестая части – ретроспективны. Здесь речь идет о собаке Травке.

Первоначальный сюжет возобновляется в седьмой главе. По следу зайца Травка дошла до Лежачего камня и пошла по следу детей. Так однажды Травка нашла в лесу Антипыча.

Восьмая часть – кульминационная. По едва заметной тропе Митраша дошел до Слепой елани. Он решил сократить путь и увяз в болоте по грудь. Услышав крик Насти, он позвал ее. Но девочка не услышала брата. Сороки и вороны предвкушали скорую гибель «маленького человечка».

В девятой части сюжетные линии Насти и Митраши сходятся. В Насте проснулась жадность к клюкве, она набрала корзину, забыв обо всем. Забывшаяся, потерявшая человеческий облик, Настя очнулась, столкнувшись со змеей.

Кульминационная точка произведения – в одиннадцатой главе. Травка, погнавшаяся за зайцем, оказывается рядом с Митрашей. Собака подползает к мальчику, невольно помогая ему выбраться из болота.

Двенадцатая глава – счастливая развязка. Брат и сестра встречаются. Дети возвращаются домой с добычей. Митраша, убивший волка, превращается в героя. Настя отдала всю клюкву сиротам из Ленинграда.

В конце повести рассказчик открывает свою личность – он оказывается разведчиком болотных богатств.

Характеристика героев

Герои произведения:

  • Настя,
  • Митраша,
  • Собака Травка,
  • Антипыч.

Настя и Митраша – сироты, о которых заботится все село. Насте 12 лет, Митраше – 10. Детям от родителей досталось большое хозяйство, и они с ним отлично справлялись. Рассказчик характеризует Настю и Митрашу как умных, дружных детей, готовых помогать на общественных работах. Он, как и остальные жители села, с теплой относится к детям, называет их нашими любимцами.

Собака Травка – полноценный герой произведения. Собака наделена человеческой душой. Смерть хозяина стала для Травки ужасным горем.

По словам Антипыча, Травка все понимает лучше людей. Смысл жизни собаки был в том, чтобы работать на хозяина, для которого она ловила зайцев. После смерти Антпыча она часто забывалась и приносила к его разрушенной сторожке зайцев.

Все человечество для Травки было Антипычем, только с разными лицами. Она своим воем призывала Антипыча, это была мольба собаки о человеке. И в конце повести она обретает хозяина — молодого Антипыча в лице Митрашки.

Антипыч похож на волшебного мудреца. Возраст героя никому не известен. Рассказчику казалось, что Антипыч бессмертен. Он – хранитель правды. И эту правду рассказчик пытается у него выведать. Антипыч обещает, что перед смертью шепнет эту тайну Травке на ушко.

Замечание 2

Повесть «Кладовая солнца» написана от первого лица множественного числа. Эта форма повествования связана с идеей превосходства коллективного над частным.

Художественное своеобразие произведения

М. Пришвина называют певцом русской природы. В его произведениях описательная часть часто преобладает над повествовательной, а сюжет оказывается на втором плане. В «Кладовой солнца» описания природы и объяснения природных явлений имеют особое значение.

Природа в повести очеловечена, стремится к нему, обращена к нему. Природа при этом божественная, поклоняется солнцу. Писатель сравнивает природу с храмом, а сосны, совещенные лучами солнца – с зажженными свечами.

Для создания напряжения писатель использует прием психологического параллелизма. В природном образе двух соперничающих деревьев скрыты отношения между людьми, между людьми и животными. Так, волк воет от ненависти к человеку, а собака – от тоски по нему. В образе воюющих деревьев скрыта ссора брата и сестры, а также конфликты между людьми, длящаяся война.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

«Кладовая солнца» Михаила Михайловича Пришвина определена писателем как особый жанр — сказка-быль. Казалось бы, автор соединил совершенно разные литературные формы: сказка — это нечто нереальное, фантастическое, а быль — то, что было на самом деле.

Произведение обладает конкретными реалистичными чертами. История, рассказанная Пришвиным, характеризуется очень точным временем и местом действия: первый послевоенный год, село возле Блудова болота. И, разумеется, происшествие с Настей и Митрашей могло случиться на самом деле. Почему же это сказка?

В «Кладовой солнца» автор использует традиционные сказочные мотивы и черты. Герои произведения — двое детей, оставшиеся без родителей, напоминают сказочных сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Сам Митраша назван «мужичком в мешочке». Это прозвище также несёт определённую фольклорную окраску.

Даже эпизодические герои, такие, как лесник Антипыч, представлены в произведении как носители народной мудрости. Не зря в своей речи он использует пословицы и поговорки («Не знавши броду, не лезьте в воду»). Кажется, что этот человек всё знает и всегда может помочь.

Компас, доставшийся Митраше от отца, похож на какую-то волшебную вещь из сказки, помогающую героям в их опасных приключениях. Компас назван «чудесной вещью».

В «Кладовой солнца» присутствуют сюжетные линии, характерные для сказок. Так, мотив запрета реализуется, когда Настя говорит, что нельзя ходить на Слепую елань. И Митраша, как герой сказки, конечно же, нарушает этот запрет.

Мотив выбора жизненного пути чувствуется в эпизоде у камня, где тропа расходилась на две. Дети не смогли договориться, по какой дороге идти, и каждый пошёл своим путём. На одной из тропинок притаилась опасность — Митраша чуть не утонул в болоте. Зловещее карканье вороны предупреждает детей о беде.

Пришвин рассказывает свою историю простым, понятным языком свидетеля событий. Кроме разговорных слов, в сказке-были встречаются эпитеты, характерные для произведений фольклора: петух «золотой», волк «серый и злой», болото Слепая елань — «погибельное место». А поэтический рассказ о переплетённых ели и сосне по своей стилистике напоминает старинную легенду, захватывающую и немного зловещую.

Сказочные элементы играют особую роль в произведении «Кладовая солнца». Благодаря им читатель не может забыть, что мир полон чудес, а человек должен обращаться к народной мудрости и опыту, впитавшему в себя представления о добре и зле.

Жанр произведения: а) рассказ; б) повесть; в) сказка; г) сказка-быль.

Вариант ответа:г)сказка-быль.

2. Действие произведения происходит:

а) до Великой Отечественной войны; б. во время  в) сразу после войны; г) в 50-е годы.

3. Повествование в произведении ведется от лица: а) Насти; б)Митраши;    в) геологов;     г) жителей деревни.

4. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:

а) прекрасное равенство;      б) бесспорное первенство сестры; в) преимущество брата; в)каждый сам за себя

5. Ремесло, которое освоил Митраша в свои 10 лет?

а) сапожное дело: умел чинить обувь; б) печное дело: умел класть кирпичные печи;
в) гончарство: мастерил глиняные горшки; г) бондарство: научился у отца делать деревянную посуду.

6. Учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:

а) «Мужичок в мешочке»; б) «Мальчик с пальчик»; в) «Золотой петушок»; г) «Носик-курносик».

7. Рассказчик сравнивает Настю

а)с золотой веснушкой; б) с золотой курочкой; в)с Золушкой; г) с Дюймовочкой;

8. Дети отправились в лес:

а) голубикой; б) за костяникой; в) за клюквой; г) за черникой..

9. События происходили а) летом, б) осенью, в) зимой, г) весной

10. По словам отца Митраши и Насти, в лесу самый надёжный помощник – это:

а) верный друг; б) ружьё; в) пёс; г) компас.

11. Как называют в лесу отменно-приятное место?

а) полянка, б) палестинка, в)кудринка, г)грибница

12. Писатель включил историю ели и сосны в своё повествование, чтобы:

а) рассказать о несчастной жизни деревьев;

б) предупредить детей и нас, читателей, о грозящей беде;

в) объяснить стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;

г) сделать пребывание в лесу детей более сказочным и таинственным.

13. Травка не могла выносить плач сплетенных навеки деревьев, потому что:

а) ей было их жалко; б) собаке было страшно;

в) они напоминали ей о ее собственном горе; г)деревья посадил Антипыч.

14. Дети в лесу поссорились из-за того, что…

а) каждый хотел идти по выбранной тропе; б)Митраша не хотел брать с собой еду;

в) Митраша не хотел нести корзину; г)Настя не разрешала брату стрелять из ружья

15. Как хотел идти Митраша?

а) по карте, б)прямиком на Север по компасу, в) широкой проторенной дорогой, г) лишь бы не с Настей

16. Что такое Елань?

а) непроходимый еловый лес; б) место, где растёт много клюквы;

в) место, где растёт трава-белоус; в) самое топкое место в болоте.

17. Собирая клюкву, Настя испугалась:а) быка; б) лося; в) собаки; г) змеи.

18. Почему Настя не вспомнила о брате?

а) она была за него спокойна; б) Настя забыла обо всём из-за обилия клюквы;

в) Настя знала, что у Митраши есть ружьё; г) Настя знала, что Митраша взял с собой компас

19. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь:

а) Настя; б) собака; в) односельчане; г) ему самому удалось вылезти с помощью ружья

20. Как Митраша позвал собаку Антипыча, призывая её на помощь ?а) Травка, б)Затравка, в)Травинка, г)Муравка.

21. Что сделала Настя с клюквой? а)продала, б) наварила варенья,

в) отдала эвакуированным из блокадного Ленинграда детям, г) раздала соседям.

22. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для:

а) других;           б) себя;          в) природы; г) для друзей;

23. Рассказ о тетереве-косаче («Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой: а) описание;          б) повествование;          в) рассуждение.

24. Во фразах: «Собака… выла от тоски по человеку, а волк от неизбывной злобы к нему» – используется:

а) метафора; б) сравнение; в) гипербола; г) антитеза.

25. В предложении: «…могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» – автор использует: а) метафору, б) сравнение, в) антитезу, г) гиперболу.

26. Какое средство использовано Пришвиным в словосочетаниях: «горячее и чистое солнце», «живительные лучи», «радужный хвост», «слепая елань», «злой ветер»: а)олицетворение,б)эпитет, г)сравнение, д) метафора

27. В отрывке: «Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали» — используется:

а) гипербола;          б) олицетворение;         в) метафора; г) сравнение.

28. Правда Антипыча – это правда вековечной суровой борьбы людей:

а) за выживание, б) за здоровье, в) за любовь, г) за полезные ископаемые.

29. Выберите из перечисленных ниже значений то, которое наиболее точно подходит для объяснения названия произведения «Кладовая солнца»: а) болото с залежами горючего торфа, б) обилие целебной клюквы в Блудовом болоте,

в) деревья, травы, цветы, животные;г) все природные богатства, включая и людей с добрым сердцем.

30. Какова тема «Кладовой солнца»?

а) трудности военного времени; б) природа выше человека и человеческих страстей; в) главное в жизни — взаимоотношения между людьми;г)единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.

Инфоурок


Другое

ПрезентацииОсобенности жанра сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Особенности жанра сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»



Скачать материал

Особенности жанра сказки-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"



Скачать материал

  • Сейчас обучается 94 человека из 34 регионов

  • Сейчас обучается 121 человек из 45 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Особенности жанра сказки-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"

    1 слайд

    Особенности жанра
    сказки-были
    М. М. Пришвина
    «Кладовая солнца»

  • "Кладовая солнца" Михаила Михайловича Пришвина определена писателем как особы...

    2 слайд

    «Кладовая солнца» Михаила Михайловича Пришвина определена писателем как особый жанр – сказка-быль. Казалось бы, автор соединил совершенно разные литературные формы.

  • ПОДУМАЙТЕЧего больше в этом произведении- реального или сказочного?

    5 слайд

    ПОДУМАЙТЕ
    Чего больше в этом произведении- реального или сказочного?

  • ГЕРОИГероев какой русской народной сказки напомнили вам Настя и Митраша? Почему?

    6 слайд

    ГЕРОИ
    Героев какой русской народной сказки напомнили вам Настя и Митраша? Почему?

  • СЮЖЕТВспомните, как построен сюжет русской народной волшебной сказки?
Похож л...

    8 слайд

    СЮЖЕТ
    Вспомните, как построен сюжет русской народной волшебной сказки?
    Похож ли сюжет «Кладовой солнца на сказочный?

  • Герои-помощникиВ волшебных сказках всегда действуют герои-помощники. Вспомнит...

    10 слайд

    Герои-помощники
    В волшебных сказках всегда действуют герои-помощники. Вспомните их.

  • Герои-злодеи

  • МЕСТО

  • ПРИДОРОЖНЫЙ КАМЕНЬ

    14 слайд

    ПРИДОРОЖНЫЙ КАМЕНЬ

  • ГИБЛОЕ МЕСТО

  • СКАЗОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

    17 слайд

    СКАЗОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

  • ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

    19 слайд

    ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

  • ГЕРОЙ ПОБЕЖДАЕТ ВРАГА

    21 слайд

    ГЕРОЙ ПОБЕЖДАЕТ ВРАГА

  • СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ

    22 слайд

    СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ

  • ТОРФЯНОЕ БОЛОТО-КЛАДОВАЯ СОЛНЦА

    23 слайд

    ТОРФЯНОЕ БОЛОТО-
    КЛАДОВАЯ СОЛНЦА

  • ВЫВОД«Кладовая солнца» – это сказка-быль, в ней переплелось реальное и сказоч...

    25 слайд

    ВЫВОД
    «Кладовая солнца» – это сказка-быль, в ней переплелось реальное и сказочное. Сказочные элементы играют особую роль в произведении «Кладовая солнца». Благодаря им читатель не может забыть, что мир полон чудес, а человек должен обращаться к народной мудрости и опыту.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 054 609 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

Другие материалы

«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

  • 30.03.2018
  • 1010
  • 11

«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

  • 30.03.2018
  • 463
  • 1

«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

  • 30.03.2018
  • 1224
  • 25

«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

  • 29.03.2018
  • 580
  • 3

«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Тимушева Светлана Геннадьевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Тимушева Светлана Геннадьевна

    • На сайте: 5 лет
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 67888
    • Всего материалов:

      40

  • Рабочий лист для урока литературного чтения в 4 классе по поэме А.С. Пушкина

Главные герои

Настя Веселкина – девочка 12-ти лет, сестра Митраши, «была как золотая курочка на высоких ногах».

Митраша Веселкин – мальчик 10-ти «с хвостиком» лет, брат Насти; его в шутку называли «мужичок в мешочке».

Травка – собака умершего лесника Антипыча, «большая рыжая, с черным ремешком на спине».

Волк Старый помещик

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Кладовая солнца»
  • для самых компанейских — Главные герои «Кладовая солнца»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Кладовая солнца»

Краткое содержание

Глава 1

В селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей» – Настя и Митраша. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне». Детям осталась изба и хозяйство. Сначала ребятам помогали управляться с хозяйством соседи, но вскоре те сами всему научились.

Дети жили очень дружно. Настя рано вставала и «хлопотала по хозяйству до ночи». Митраша же занимался «мужским хозяйством», мастерил бочонки, лоханки, деревянную посуду, которую продавал.

Глава 2

В селе весной собирали клюкву, перележавшую всю зиму под снегом, она была вкуснее и полезнее осенней. В конце апреля ребята собрались за ягодами. Митраша взял с собой отцовское двуствольное ружье и компас: отец объяснял, что по компасу всегда можно найти путь домой. Настя взяла корзинку, хлеб, картофель и молоко. Дети решили пойти к Слепой елани: там, по рассказам отца, есть «палестинка», на которой растет много клюквы.

Глава 3

Еще затемно ребята пошли к Блудову болоту. Митраша рассказал, что на болотах живет в одиночку «страшный волк, Серый помещик». Как подтверждение этому, вдали раздался волчий вой.

Митраша вел сестру по компасу на север – к нужной полянке с клюквой.

Глава 4

Дети вышли к «Лежачему камню». Оттуда шли две тропинки – одна хоженная людьми, «плотная», а вторая «слабенькая», но идущая на север. Поссорившись, ребята разошлись в разные стороны. Митраша пошел на север, а Настя – по «общей» тропе.

Глава 5

В картофельной яме, у развалин домика лесника жила гончая собака Травка. Ее хозяин, старый охотник Антипыч, умер два года назад. Тоскуя по хозяину, собака часто взбиралась на холм и протяжно выла.

Глава 6

Несколько лет назад недалеко от Сухой речки «целая команда» людей истребляла волков. Убили всех, кроме осторожного Серого помещика, которому только отстрелили левое ухо и половину хвоста. Летом волк убивал в деревнях скотину и собак. Охотники пять раз приезжали, чтобы поймать Серого, но ему каждый раз удавалось сбежать.

Глава 7

Услышав вой собаки Травки, волк направился в ее сторону. Однако Травка учуяла заячий след и пошла по нему, а возле Лежачего камня ощутила запах хлеба и картошки, и рысью побежала за Настей.

Глава 8

Блудово болото с «огромными запасами горючего торфа и есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется» и потом «торф достается человеку от солнца в наследство».

Митраша шел к «Слепой елани» – «погибельному месту», где в трясине погибло много людей. Постепенно кочки под его ногами «становились полужидкими». Чтобы сократить путь, Митраша решил идти не по безопасной тропинке, а напрямую через поляну.

С первых шагов мальчик начал тонуть в болоте. Пытаясь вырваться из трясины, он резко дернулся и оказался в болоте по грудь. Чтобы трясина не затянула его полностью, он держался за ружье.

Издалека раздался крик звавшей его Насти. Митраша ответил, но ветер унес его крик в другую сторону.

Глава 9

Увлекшись сбором клюквы, Настя не заметила, как сошла с тропы и неожиданно оказалась у той самой «палестинки», усыпанной ягодами, к которой хотел дойти Митраша. Настя начала поспешно собирать клюкву. Отвлеклась только тогда, когда случайно зацепила рукой плеть, на которой лежала гадюка. Оглянувшись, Настя заметила собаку Травку. Девочка ласково ее позвала, поделилась с собакой хлебом и наконец вспомнила о Митраше. Девочка громко позвала брата, но, не услышав унесенный ветром ответ, присела возле корзины и заплакала.

Глава 10

Травка, «чуя беду человеческую», подняла высоко голову и завыла. На вой собаки спешил с другой стороны болота Серый. Травка услышала, что поблизости лиса загоняет зайца-русака, и побежала за добычей в сторону Слепой елани.

Глава 11

Догоняя зайца, Травка выбежала к тому месту, где затянуло в трясину Митрашу. Мальчик узнал собаку и подозвал к себе. Когда Травка подошла ближе, Митраша схватил ее за задние лапы. Собака «с безумной силой рванулась» и мальчику удалось выбраться из болота. Травка, решив, что перед нею «прежний прекрасный Антипыч» радостно бросилась к Митраше.

Глава 12

Вспомнив о зайце, Травка побежала за ним дальше. Голодный Митраша тут же сообразил, «что все спасение его будет в этом зайце». Мальчик притаился в кустах можжевельника. Сюда же Травка погнала зайца, и сюда же прибежал на лай собаки Серый. Увидев волка в пяти шагах от себя, Митраша выстрелил в него и убил.

Настя, услышав выстрел, закричала. Митраша позвал ее, и девочка прибежала на крик. Ребята развели костер и сделали себе ужин из пойманного Травкой зайца.

Переночевав на болоте, дети вернулись утром домой. В деревне сначала не верили, что мальчик смог убить старого волка, но вскоре сами в этом убедились. Собранную клюкву Настя отдала эвакуированным ленинградским детям. За два следующих года войны Митраша «вытянулся» и повзрослел.

Эту историю рассказали «разведчики болотных богатств», которые в годы войны готовили болота – «кладовые солнца» – для добычи торфа.

Конспект урока по литературе на тему: М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Особенности жанра.

Тема урока:

М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Особенности жанра.

Цель:

раскрыть особенности жанра произведения М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Задачи:

  1. Познакомить с некоторыми фактами биографии писателя, особенностями его жизни;
  2. Повторить сведения по теории литературы (рассказ, повесть, сказка), выявить особенности жанра сказка – быль:
  3. Развивать монологическую речь учащихся, навык выразительного чтения по ролям;
  4. Воспитывать смелость, решительность, умение противостоять жизненным трудностям.

План урока

  1. Организационное начало урока
  2. Сообщение темы и цели урока
  3. Подготовка к восприятию произведения

    Рассказ учителя об авторе

  4. Чтение сведений об М. М. Пришвине, помещенных в учебнике стр. 38 — 39
  5. Беседа по вопросам
  6. Рассказ о выставке книг М. М. Пришвина
  7. Работа над портретом М. М. Пришвина
  8. Антиципация названия произведения
  • Чтение первых эпизодов произведения
  • Беседа по вопросам
  • Рассмотрение иллюстраций к произведению, их антиципация
  • Подведение итогов урока
  • Информация о домашнем задании
  • Ход урока

    1. Организационное начало урока
    2. Сообщение темы и цели урока
    3. Подготовка к восприятию произведения
    1. Рассказ учителя об авторе

    М. М. Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда орловской губернии. Дед будущего писателя. Купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша был младшим ребёнком в семье. Ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.

    Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности».

    В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.

    В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре стал известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в «Азию». Но, оскорбив Розанова в споре, Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение – «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16 лет, и он увлекался чтением нелегальной, то есть запрещённой литературы.

    В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс и в 1893 году поехал в ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину в этом году исполнилось 20 лет.

    В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и в лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё более захватил его марксизм и деятельность в «школе пролетарских вождей». В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.

    В 27 лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает лекции самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Венский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории физика, химика и философа В. Ф. Оствальда.

    В 29 лет Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского учёного-биохимика – академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию. Пишет научные и популярные статьи, например на такую тему: «как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель в полевой и огородной культуре» (1908). Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.

    И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое призвание: в 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется для сбора фольклора в Заонежье – в Выговский край Олонецкой губернии, куда в то время ещё не проникла цивилизация и где жила, может быть, в первозданном виде народная культура. 38 сказок записал там Пришвин. Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.

    Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал общаться с Розановым, с другими известными русскими писателями и философами. Так в творчестве Пришвина слились глубокое знание природы, философская мысль и любовь к людям.

      1. Чтение сведений об М. М. Пришвине, помещенных в учебнике стр. 38 — 39
      2. Беседа по вопросам

    — Что интересного вы узнали об авторе?

    — Что особенно ценит в М. М. Пришвине К. Г. Паустовский?

    — Какие произведения Пришвина вы читали?

      1. Рассказ о выставке книг М. М. Пришвина
      2. Работа над портретом М. М. Пришвина

    — Ребята, что вы можете сказать о человеке, изображенном на портрете?

    — Обратите внимание на его глаза. Они добрые, внимательные?

      1. Антиципация названия произведения

    — О чем пойдет речь в произведении?

    — Что такое кладовая солнца?

    1. Чтение первых эпизодов произведения

    — Сначала читает учитель, затем по цепочке учащиеся. Диалоги читают по ролям.

    1. Беседа по вопросам

    — Где и когда происходят события?

    — Кто главные герои произведения?

    — Как вы думаете, автор изобразил реальные события?

    — Есть ли эпизоды и образы, напоминающие сказку?

    — Как правильнее назвать жанр произведения: повесть, рассказ, сказка, сказка – быль?

    — Почему? Докажите примерами из текста?

    «Сказка-быль» — это жанровое определение произведения. Сказка – это повествование, основанное на вымысле. Быль – это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы читатели почувствовали обобщающий характер этого произведения.

    1. Рассмотрение иллюстраций к произведению, их антиципация

    — Рассмотрите иллюстрации к сказке – были.

    — Какие персонажи появятся на страницах произведения, какие события произойдут?

    — Как закончится история ссоры Настеньки и Митраши?

    1. Подведение итогов урока

    — Что такое сказка – быль?

    — Что характерно для сказок?

    — Почему произведение называется «Кладовая солнца»?

    1. Информация о домашнем задании

    Прочитайте произведение до конца. Выделите сказочные персонажи, события.

  • Жаль некому рассказать как пишется
  • Жанр нянина сказка чайковский какой жанр
  • Жалуются как пишется правильно
  • Жанр музыки сочинения времена года вивальди
  • Жалуйся не жалуйся как пишется