Проза И. А. Бунина отличается необыкновенным реализмом и психологизмом. В своих рассказах писатель поднимает самые разные темы: природы, нравственности, любви, жизни и смерти. В рассказе «Цифры» Бунин обращается к еще одной важной для русской литературы теме – детства и взросления. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию подробный разбор рассказа «Цифры» по плану.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Суть: о чем?
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы
- 6 Проблемы
- 7 Основная идея
- 8 Чему учит?
- 9 Критика и художественные особенности
История создания
Во второй половине XIX века в русской литературе формируется традиция обращения к теме детства. Описывают период взросления и становления личности в своих произведениях Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие писатели. Обращается к этой теме и Иван Бунин. В его рассказе «Цифры» на первый план выходит история взаимоотношений дяди и маленького племянника. Автор показывает детское восприятие мира, эмоции и мотивы, которыми диктуется поведение маленького человека.
Рассказ был написан в 1906 году, через год после смерти в Одессе единственного сына Бунина – пятилетнего Коли. Сюжет «Цифр» напрямую не связан с этим событием, однако вся история окрашена в ностальгические, немного печальные тона.
Жанр, направление
Иван Бунин по праву считается одним из мастеров русского Реализма, каждое его произведение необыкновенно точно отражает те или иные аспекты жизни, а тонкий психологизм писателя помогает ему через отдельные реплики и детали изображать мельчайшие душевные движения персонажей.
«Цифры» — это рассказ, один из любимых жанров Бунина. Его отличает небольшой объем, ограниченное количество действующих лиц, но главное – все действие подчинено описанию одной сюжетной линии, раскрытию одной основной идеи. В данном случае речь идет о взаимоотношениях ребенка и взрослого, особенностях детского восприятия.
Суть: о чем?
Рассказ «Цифры» представляет собой своеобразную исповедь дяди перед племянником. Он написан от первого лица, то есть события прошлого раскрываются перед читателем глазами самого дяди, который вспоминает одну из крупных ссор с маленьким Женей.
Душа ребенка захвачена новой мечтой учиться, но дядя откладывает обещанный урок на завтра. Погруженный в свой яркий мир, Женя принимается активно и шумно баловаться, чем вызывает раздражение взрослых. Это приводит к крупной ссоре, в которой ни мальчик, ни дядя не собираются признавать свою неправоту.
Лишь мудрой бабушке удается примирить «мужчин», когда она напоминает внуку о «цифрах», которым может научить его только дядя.
Главные герои и их характеристика
Несмотря на небольшой объем рассказа, Бунину удается создать живые и объемные образы героев в рассказе «Цифры», которые Многомудрый Литрекон заточил в таблицу.
Главные действующие лица – это дядя, он же рассказчик, и мальчик Женя.
Женя | активный и любознательный ребенок. Любая новая мечта, например, обучение счету, способна полностью захватить его душу. Дядя трогательно описывает его так: «Должен сказать тебе: ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!» И все же безудержная энергия мальчика часто выливается в капризы, которые приводят к конфликтам с самыми близкими людьми. |
Дядя | Из речи рассказчика становится очевидно, что он очень привязан к племяннику, с такой теплотой и нежностью мужчина вспоминает детские годы Жени. В то же время дядя эмоционален и вспыльчив, шалости ребенка быстро выводят его из равновесия, что и приводит к ссоре. |
Женщины | Строгая мама и заботливая бабушка – второстепенные персонажи рассказа, но их образы позволяют полнее обрисовать атмосферу, в которой происходит действие. Пусть любящая бабушка не является для ребенка серьезным авторитетом, как дядя, но именно ее житейский опыт помогает подобрать нужные слова, чтобы примирить дядю с племянником. |
Темы
Тематика рассказа «Цифры» может быть описана более подробно, если Вы, уважаемые читатели, шепнете Литрекону в комментариях, чего не хватает его разбору?
- Основная тема рассказа «Цифры» – взаимоотношения детей и взрослых. Необходимо понимать, что ребенок только начинает познавать этот мир, маленькие события часто становятся для него необыкновенно значимыми, а поведением не в последнюю очередь управляют эмоции. Писатель подчеркивает, как важно взрослому быть мудрым в общении с ребенком.
- Еще одна тема – детства как важного периода формирования личности и семьи, играющей одну из ключевых ролей в формировании этой личности. Маленький Женя мечтает учиться новому, энергия этой жажды не дает мальчику сидеть на месте. Мама, дядя и бабушка, как самые близкие люди, становятся проводниками ребенка в большой мир, и им следует подходить к этой роли бережно и ответственно.
- Воспитание становится еще одним поводом для раздумий автора. Необходимо не только не потакать ребенку, но и не ограничивать его в познании. Нужен компромисс и баланс между двумя крайностями, который с трудом нащупывают даже взрослые люди. Это говорит о том, что семья — та же работа, только еще более ответственная.
Проблемы
Проблематика рассказа «Красавица» обусловлена центральной темой детства и взросления. Многомудрый Литрекон расширит ее, если Вам понадобится более обширный комментарий.
- Конфликты в семье. Вспыхнувшая из-за мелочи ссора дяди и племянника не является чем-то уникальным, конфликты в семье часто возникают из самых незначительных событий. Очень важным становится в таких случаях не подчиниться собственному эгоизму, а проявить чуткость и житейскую мудрость.
- Нравственная проблематика рассказа «Цифры» касается общих для ребенка и взрослого пороков: вспыльчивости, эгоизма и категоричности. Они становятся причиной ссоры, при этом и маленький мальчик, и взрослый мужчина одинаково не хотят признать свою неправоту и заключать мир.
- Упрямство. Очевидно, что от него страдают не только дети, но и взрослые и уже сформировавшиеся люди, поэтому каждому из нас необходимо воспитывать себя даже в преклонном возрасте.
Основная идея
Название рассказа имеет сразу несколько значений. Самое очевидное, цифры – это предмет конфликта между дядей и племянником, на обещании «обучить цифрам» строится сюжетная линия повествования. В то же время, цифры – символ детской мечты. Они становятся идеей, которая захватывает сознание маленького Жени и обретает для него большую важность. Наконец, цифры – это возраст. Несмотря на большую разницу в возрасте, оказывается, что рассказчик и Женя ведут себя одинаково: подчиняются эмоциональному порыву и затевают ненужную и неприятную для одного и другого ссору. Смысл рассказа «Цифры» заключается в необходимости вести себя мудро, ценить близких людей и их мечты.
Бунин вложил в свой рассказ не только назидание для взрослых, но и наблюдение за становлением личности ребенка. Главная мысль рассказа «Цифры» выражается в описании детского внутреннего мира, где обретение новых знаний становится настоящей навязчивой идеей.
Чему учит?
О чем заставляет задуматься рассказ «Цифры»? Прием взгляда в прошлое придает произведению не только ностальгическое, но и назидательное звучание. Оглядываясь назад, рассказчик может проследить мотивы своих поступков, попытаться понять психологию племянника и вынести из прошлого определенные нравственные уроки.
Если тогда мужчину раздражало шумное поведение и бесконечные просьбы Жени обучить его счету, то теперь воспоминание о них вызывает у него теплоту и нежность. Он понимает, что мир ребенка отличается от мира взрослого, любая мелочь обретает в этом мире небывалое значение, а новая мечта способна полностью увлечь его сознание.
Задача находящегося рядом взрослого – бережно отнестись к хрупкому миру ребенка и поддержать в его начинаниях. Это и есть вывод, который можно сделать после прочтения книги.
Критика и художественные особенности
Выдающийся вклад И. А. Бунина в литературу многократно подчеркивался писателями и критиками и был отмечен присуждением ему Нобелевской премии по литературе.
Как и другие рассказы Бунина, «Цифры» написаны легким, живым и эмоциональным языком. Сюжетная линия позволяет проследить проблемы, которые волнуют писателя, а яркие образы персонажей – полностью погрузиться в созданный автором мир.
Рассказ «Цифры» раскрывает тему детства и взросления, показывает особенности мировосприятия ребенка, учит читателя проявлять чуткость и житейскую мудрость.
Проникнутый легкой ностальгической грустью, текст показывает, как хрупок мир и как много в нем значат сила мечты, заботы и любви.
Автор: Юлия Филипская
«Цифры» читательский дневник
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 1088.
Обновлено 9 Августа, 2021
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 1088.
Обновлено 9 Августа, 2021
«Цифры» – это трогательный рассказ о том, как ребёнок постигает окружающий мир под чутким руководством взрослых, а также о том, насколько важным является правильное воспитание.
Краткое содержание «Цифры» для читательского дневника
ФИО автора: Бунин Иван Алексеевич
Название: Цифры
Число страниц: 7. Иван Бунин. «Легкое дыхание». Издательство «Эксмо». 2001 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1906 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Время и место действия
Действие произведения разворачивается в начале ХХ века в царской России. Время действия рассказа — всего один день, с утра до вечера, день, запечатлённый в воспоминаниях взрослого человека. Этот день разделён на семь глав, каждая из которых является определенным этапом в познании жизни ребенком, умении строить отношения со взрослыми людьми.
Главные герои
Женя – маленький мальчик, живой, подвижный, любознательный, большой шалун.
Рассказчик – дядя Жени, взрослый мужчина, спокойный рассудительный, справедливый.
Мама и бабушка Жени – любящие, добрые женщины, которые заботились о правильном воспитании мальчика.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Однажды утром Женя проснулся с новой мечтой – научиться читать, писать и рисовать. Мальчик страстно хотел стать владельцем пенала, цветных карандашей, книжек с картинками и детского журнала. Он принялся умолять дядю как можно скорее пойти в лавку и купить всё необходимое, чтобы научиться писать цифры. Дяде совершенно не хотелось идти в город за покупками, и он объявил Жене сегодняшний день «царским». Мальчик принялся упрашивать дядю хотя бы начать учить цифры, но тот твёрдо настоял на своём: покупки и обучение будут только завтра. Женя немного покапризничал, но затем успокоился, смирившись.
Радость, смешанная с нетерпением, вылилась у Жени в проказы: он принялся подпрыгивать, с силой бить ногами по полу и при этом звонко вскрикивать. Эта шалость вызывала у него чувство эйфории, но крайне раздражала взрослых. После нескольких замечаний от мамы и бабушки, которые мальчик будто и не слышал, дядя потерял терпение. Он дёрнул Женю за руку, шлёпнул и вытолкнул из комнаты.
От внезапного оскорбления Женя горько заплакал и принялся умолять бабушку и маму прийти к нему на помощь. Любящим женщинам было трудно себя сдерживать, но они старались быть невозмутимыми: избалованность в детях в их семье не приветствовалась. Дяде также хотелось вскочить, распахнуть дверь и обнять плачущего племянника, однако он чувствовал на себе ответственность за его разумное воспитание.
Дядя выдержал характер и зашёл в детскую только спустя полчаса, сделав вид, что зашёл по делу. Всё ещё всхлипывающий Женя играл на полу пустыми спичечными коробками. Дядя направился было к выходу, когда мальчик сказал, что никогда больше не будет любить его. Зашли мама и бабушка и посоветовали Жене попросить прощения у дяди, но тот наотрез отказался. Наконец, бабушке удалось переломить его гордость, напомнив о заветных цифрах.
Женя попросил у дяди прощения, и они помирились. Удобно усевшись за стол, Женя под руководством дяди принялся писать цифры, старательно выводя огрызком карандаша чёрточки – его мечта сбылась.
Вывод и своё мнение
Женя – обычный шаловливый ребёнок, с неуёмной энергией и жаждой знаний. И направить эту энергию в правильное русло – большая наука. В произведении красочно описаны моменты, когда состояние Жени вызывает искреннюю жалость. Но, если бы дядя, мама или бабушка в такие моменты проявили слабину, это бы негативно сказалось на воспитании ребёнка и он не смог бы получить важный жизненный урок: за свои поступки всегда нужно держать ответ.
Главная мысль
Правильное воспитание – залог развития гармоничной, полноценной личности. Искренняя любовь к ребёнку – это не вседозволенность и потакание его прихотям, а мудрое наставничество и забота о его физическом, моральном и духовном развитии.
Авторские афоризмы
«…В ответ на это ты – трах ногами в пол!..»
«…Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди?..»
«…тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей…»
«…Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее…»
«…чем дороже мне моя мечта, тем менее надежд на достижение ее…»
«…детские волосы хорошо пахнут, — совсем как маленькие птички…»
Толкование непонятных слов
Царский день – дни коронации и восхождения на престол, дни рождения государей.
Ушат – большая деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковыми дощечками – ушами, с прорезанными в них круглыми отверстиями, сквозь которые продевается палка для ношения.
Небось – вероятно, пожалуй, должно быть.
Обыденный – обычный.
Горничная – женщина, относящаяся к прислуге богатого дома.
Новые слова
Альт – второй по высоте голос в музыке четырехголосного склада.
Тест по рассказу
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Елизавета Скопина
7/10
-
Илья Некрасов
7/10
-
Ирина Руднева
10/10
-
Иван Попов
9/10
-
Kate Www
9/10
-
Алинка Сочинская
7/10
-
Матвей Ермолаев
10/10
-
Вероника Андреева
10/10
-
Евгений Арабов’
9/10
-
Екатерина Епифанова
10/10
Рейтинг читательского дневника
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 1088.
А какую оценку поставите вы?
-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
ryannfigueroa771
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Другие предметы2 минуты назад
Пожалуйста помогите придумать 5 вопросов к тексту на немецком
-
Информатика3 минуты назад
Решите инфу 9 класса, плиз
-
Литература8 минут назад
Чье досье заспорила информацию о нем? Остров сокровищ. Друг задал вопрос на который нужен ответ, а он не шарит.
-
Обществознание13 минут назад
Имеет ли право учительница для младших классов носить хиджаб в школе
-
Математика13 минут назад
Найти площадь, ограниченной параболой y=4x–x^2, прямой y=4-x и осью Ох.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика34 минут назад
Вас ебали 7 негров
-
Математика45 минут назад
Боты идите учите окр
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20448
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Психологические тонкости творчества Ивана Бунина до сих пор интересуют читателя, хотя и реалии, о которых он писал, канули в лету. Уже не актуальна проблема мелкопоместного дворянства, но все также неистребима тема взросления человека, которая является смысловым центром рассказа «Цифры».
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Смысл названия
- 3 Суть
- 4 Жанр, направление, композиция
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Смысл
- 9 Чему учит?
История создания
Уже во второй половине XIX века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. Об этой прекрасной поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже достаточно самобытная личность, — все это интересовало и продолжает интересовать писателей. Проблеме детства посвящен рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры».
Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь взрослого человека, дяди, перед своим племянником. Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.
Смысл названия
Почему рассказ Бунина был назван «Цифры»? Мечта выучить цифры полностью захватила главного героя. Она и вынесена автором в заглавие рассказа. Однако это нечто большее, нежели просто каприз юного Жени.
Название «цифры» является символом детской мечты, и вместе с тем его можно трактовать как яблоко раздора, предмет, поставивший взрослого и ребенка на противоположные стороны конфликта, в котором очень непросто найти правого.
Суть
В центре сюжета произведения находится конфликт между дядей и его племянником, мальчиком Женей. Ребенок, исполненный энергии учиться, просит его показать ему цифры, но взрослому лень ехать за карандашами в город, и он отказывается, все время откладывая урок.
Женя, так загоревшись тягой к познанию, не может терпеть и начинает вести себя слишком активно, чем раздражает своего дядю. В результате происходит крупная ссора, в ходе которой ни один, ни другой не хотят признавать свою неправоту – а, между тем, она свойственна им обоим — только бабушка делает попытки примирить «мужчин». В конце концов, у нее получается, и, пройдя через этот конфликт, оба, и ребенок, и взрослый, вынеся из него жизненный урок, садятся за стол и занимаются счётом.
Жанр, направление, композиция
Рассказ состоит из семи частей, в каждой из которых рассказчиком является сам дядя. Он начинает свое повествование обращением к Жене со словами о некоторой ссоре, произошедшей между ними в прошлом. Таким образом, автор сразу определяет предмет, о котором будет идти речь. С помощью приема «взгляд в прошлое» писатель формирует особое восприятие этой истории – назидательное, поучительное. В то же время рассказчик сам оценивает свои действия и делает нравственный вывод из них.
При том его речь – это не просто изложение событий, это живое воспоминание; язык автора легок, динамичен и эмоционален, благодаря чему мы искренне сопереживаем героям и стараемся найти оправдание им в этой ссоре.
Главные герои и их характеристика
Центральные образы – это, конечно, рассказчик и его племянник. Их взаимоотношения движут действием и становятся основой конфликта произведения. Несмотря на то, что все происходящее мы видим со стороны дяди, его слова довольно объективны и содержат компонент анализа.
Очень трогательное и вместе с тем точное описание Жени дается в первой части:
…Ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!
Характеристика Жени — активный, любопытный и очень любящий ребенок, несмотря на то, что иногда его обуревают капризы. Дядя же сильно любит его, каждый раз, когда от него требовалась строгость, непреклонность, как от взрослого, ему было безумно жаль ребенка. Однако в ссоре между ними двумя есть немалая доля его вины, потому что он вовремя не смог проявить снисходительность и нежность; вверх над ним взяли гордость и упрямство. Это характеристика дяди – человека эмоционального и вспыльчивого, но искренне привязанного к племяннику.
Также в рассказе действуют мама и бабушка Жени, которые тоже разделились во мнениях: мама на стороне дяди, а бабушка – Жени. Однако она не ругает поссорившихся, а пытается их примирить. Бабушка, как образец мудрости и взвешенности, как опытный в жизни человек, понимает глупость этого раздора, и в финале лишь ей удается наладить мир между главными героями.
Темы
Тема рассказа – это взаимоотношения детей и взрослых. Для ребенка все окружающее – это непознанная реальность, она любопытная и манящая, а для взрослого эта реальность уже не представляет такого интереса. В результате возникает непонимание, которое приводит к конфликту.
Автор демонстрирует детское восприятие мира взрослому читателю, дабы заполнить пропасть непонимания между членами одной семьи. Детство скоротечно, оно легко забывается, поэтому взрослым очень сложно осознать и почувствовать то, что переживает ребенок.
Однако ранняя пора жизни – самое ответственное время, когда закладывается фундамент личности. От того, смогут ли родители понять своего наследника, зависит его судьба. Дядя должен всеми силами поощрять любознательность племянника, только так он вырастет образованным человеком. Однако в то же время нельзя потакать его капризам, иначе весь воспитательный эффект просвещения сойдет на нет.
Проблемы
В своем произведении автор поднимает проблему воспитания, отношений взрослых и детей, разницы в восприятии ими окружающего мира. Также важными являются вопросы детского любопытства и мечты, стремления учиться и развиваться, свойственного каждому ребенку, вопросы человеческой натуры, которая упрямством и ленью мешает иногда разумному решению проблемы.
Нравственная проблематика произведения прямо указывает на извечные пороки людей всех возрастов: категоричность, эгоизм, необязательность и т.д. Взрослый человек с годами лишь усугубляет детские недостатки и соревнуется с ребенком, поддаваясь нервному возбуждению. Показывая, насколько охотно почтенные господа впадают в детство, автор обращает внимание на то, что зрелость определяется умением управлять собой, а не возрастом.
Смысл
Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми необходимо вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, потому что с годами человек может и не измениться. Дядя легко выходит из себя, показывая капризному воспитаннику дурной пример. Капризничать он, может, и отучит, но привьет зарождающейся личности еще более негативные черты вроде упрямства, вспыльчивости и категоричности.
Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки избирает правильный путь: он возвращается назад и исправляет свою ошибку, реализуя давно данное обещание. Женя и его воспитатель умиротворенно берутся за изучение цифр.
Чему учит?
Автор заставляет нас задуматься о том, что необходимо помнить и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок – это совершенно другое, непохожее на взрослых людей, существо и требует особенного подхода. Вывод прост: нужно ответственно подходить к воспитанию подрастающего поколения, не подавая негативного примера.
Более того, в конфликте нельзя однозначно выделить правую сторону, ведь в любом конфликте у каждого своя истина, но каждый и в какой-то мере бывает неправ, поэтому всегда надо уметь идти на компромисс и находить его. В этом заключается нравственный смысл рассказа.
Автор: Юлия Четверикова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Автор: Бунин Иван Алексеевич, родился в 1870, умер в 1953 гг. Русский писатель, поэт, переводчик. Эмигрант. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Наиболее известные произведения: «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи», «Митина любовь», «Окаянные дни», «Легкое дыхание».
Название: «Цифры»
Жанр произведения: рассказ
Тема произведения: Хрупкий мир детства
Число страниц: 12
Год написания рассказа «Цифры» — 1906, Одесса. За год до этого умер единственный сын Бунина, пятилетний Коля.
Главные герои (персонажи) и их характеристика
Рассказчик – дядя мальчика. Мужчина средних лет, по-видимому, холостой. Спокойный, справедливый, разумный. «Можно ли было после этого медлить ответом? А я все-таки помедлил. Я, видишь ли, очень, очень умный дядя…»
Женя – мальчик. Активный, эмоциональный, любознательный, шаловливый. «Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней».
Время и место действия рассказа «Цифры» — начало XX века, царская Россия, большой город. Действие рассказа развивается на протяжении одного дня.
Краткое содержание рассказа «Цифры»
- Рассказчик обращается к своему племяннику. Когда мальчик Женя вырастет, может быть, он вспомнит этот день, о котором хочет рассказать дядя.
- В тот день Женя проснулся с мечтой научиться писать и читать. Он просит дядю пойти в магазин и купить книги, карандаши и бумагу, чтобы начать писать цифры. Дядя, не желая идти по магазинам, ссылается на царский день. После настойчивых просьб мальчика, он соглашается завтра научить его писать цифры.
- Расшалившись, Женя прыгает и кричит. Увещевания мамы и бабушки не помогают. Рассказчик, утомленный громкими звуками, просит его перестать, но мальчик дерзит ему и продолжает. Тогда рассказчик, в порыве внезапной ненависти, резко кричит на мальчика, дергает его, шлепает и выкидывает за дверь.
- Мальчик долго плачет, кричит, пытается привлечь внимание. Рассказчик испытывает острый стыд, но делает вид, что все произошедшее правильно. Когда рассказчик заходит в комнату, где играет только что успокоившийся Женя, мальчик говорит, что больше не будет любить его. Бабушка и мама уговаривают Женю попросить прощения. Бабушка давит на то, что никто, кроме дяди не купит мальчику книжку с картинками и не научит писать цифры.
- Рассказчик размышляет о случившемся и понимает, что мальчик просто не смог справиться с переполняющей его энергией и жаждой жизни. Когда Женя робко приходит к нему и просит прощения, дядя уступает и учит его писать цифры.
Главная мысль рассказа «Цифры»
Душа ребенка очень хрупкая и нуждается в особом понимании и внимании со стороны взрослых. Нужно уметь правильно взаимодействовать с ребенком, чтобы не травмировать его и направить энергию в нужное русло.
Отзыв о рассказе «Цифры»
Это рассказ об обычной сцене, которая случается в каждой семье, где есть дети. Но мастерство Бунина заставляет через призму этой ситуации проникнуться психологией ребенка и взрослого и понять различие между искренним, переполненным энергией мальчиком и спокойным, уже скучающим, видимо, холостым и бездетным дядей. Рассказ носит исповедальный характер, и проникнут грустью взрослого человека, уже бесконечно далекого от счастливого и беззаботного мира детства. Хотя очевидно, что детские проявления упрямства, вспыльчивости, категоричности, свойственны дяде не в меньшей степени, ему тяжело проявить мудрость и сделать первый шаг, он ждет этого поступка от ребенка.
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Наибольшее впечатление на меня произвел эпизод, в котором описываются размышления рассказчика о переполнявшей мальчика жажде жизни и радости. Он очень тонкий, поэтичный, откликающийся в душе каждого человека. В этом эпизоде рассказчик наконец предстает не упрямым и несдержанным, а добрым, мудрым и понимающим детскую душу человеком. Он точно описывает характерную для любого ребенка потребность в выплёскивании эмоций, известную сейчас любому детскому психологу и любому родителю.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
- Царские дни — праздничные дни в Российской империи, которые были установлены в честь торжественных событий в жизни членов царской семьи.
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
- Ты в этот день проснулся с новой мыслью, с новой мечтой, которая захватила всю твою душу.
- Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости…
- И с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее!
Другие читательские дневники вы найдете здесь
История создания
Во второй половине 19 века в русской литературе появилась традиция обращения к теме детства. Об этой поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже самобытная личность, — это интересовало и продолжает интересовать писателей.
Краткое содержание по главам
Глава 1
События начинаются с того что рассказчик вспоминает о ссоре между ним и маленьким племянником Женей, шаловливым и резвым мальчиком. Затем рассказчик излагает рассказ этой ссоры.
Глава 2
Однажды мальчик Женя проснулся с новой мечтой. Жена сильно хотел научиться читать, рисовать и писать цифры. Утром мальчик попросил дядю подписаться на детский журнал, а также купить книги, карандаши, бумагу и изучать цифры. Но дяде сегодня было лень этим заниматься, поэтому ответил, что уже завтра этим займется. Женя упрашивал чтобы дядя, показал хотя бы цифры сегодня, но взрослого было тяжело уговорить. Дядя ясно понял что собственной ленью лишает ребенка радости и этим грешит, но и баловать мальчишку также не желает. Мальчик сильно обиделся на дядю и начал себя вести своевольно и шумно. Но женя периодически спрашивает дядю не покажет ли тот цифры, но каждый раз получает отказ.
Глава 3
Уже днем дядя, мама и бабушка Жени собирались за столом пить чай. Но мальчик оставался недоволен из-за дяди отказа, также продолжает буянить и шуметь. Женю тяжело было успокоить. Дядя сделал вид, что не замечает племянника. Однако в один момент у дяди лопается терпение и чувствует такую ненависть к мальчику, что начала кричать и шлепать Женю, а затем выталкивает ребенка из комнаты и закрывает дверь.
Глава 4
Когда Женя остался один за дверью, мальчик начал сильно кричать и рыдать. Но это было, для того чтобы привлечь внимание, Женя показывает словно ребенок, умирает и мальчику нужна срочно помощь. Дядя сохраняет спокойствие и ждет, пока мальчик сам успокоиться. Мама, дядя и бабушка с трудом сдерживаются, потому что мальчика стало жалко, но взрослые продолжают сидеть на месте, как будто ничего не слышат. Дядя уже хотел открыть дверь и успокоить Женю, но правила воспитания, которые приняты в обществе, не разрешают дяде так баловать племянника. Мужчина продолжает оставаться непоколебимым, мама и бабушка следуют примеру дяди. Мальчик понимает, что взрослые не сдадутся, и в конце концов затихает.
Глава 5
Дядя выдерживает паузу в полчаса и как будто случайно заглядывает в детскую, чтобы убедиться в том, что мальчик успокоился. Когда дядя увидел несчастного племянника у него стало сжиматься сердце, но этому виду не показывает и смотрит строгим взглядом на ребенка. Женя заявляет дяде, что не будет теперь любить дядю. Мужчина сдержанно выслушал обидные слова мальчика, а затем ушел из комнаты. Мама и бабушка советуют Жене попросить прощения у дяди, но ребенок отказывается это делать. Мама попросила чтобы внимание не обращали на “злючку”. И сделали вид, что забыли о ребенке.
Глава 6
Вскоре наступил вечер. Мальчик сидит в детской. Бабушка начала Жене объяснять, что дядя любит его и часто привозит подарки и игрушки. Затем бабушка объяснила, что пенал и другие вещи это не главное, но вот цифры не купишь ни за какие деньги. Видимо, бабушка хотела сказать, что только дядя научить может цифрам Женю. И таким способом у бабушки получилось затронуть самую чувствительную струну сердца Жени на тему цифр. Гордость мальчика сломлена. Жена решила помириться с дядей, чтобы изучить цифры. Этот случай с цифрами научил Женю смиряться, так как во взрослой жизни людям сложнее получить то, что хотят, когда угодно.
Глава 7
В конце вечера Женя спокойно вышел из детской и ласково попросил дядю показать цифры. Добрый дядя услышал мальчика и сказал принести карандаши и бумагу. Глаза мальчика начали, зажглись радостью, вел себя осторожно, ловит каждое слово дяди и с волнением пишет первые цифры на бумаге. Дядя обрадовался за племянника. Так и проходит долгожданный урок цифр.
В этом рассказе автор вспоминает одно происшествие, которое с ним происходило. Это ссора с племянником и напоминает ему, уже повзрослевшему. Этот рассказ полезен как детям, так и взрослым, так как автор в подробностях рассказывает о смене чувств и переживаний во время ссоры. Здесь родители и дети, найдут что, то полезное для себя в этом произведении.
Бунин “Цифры” характеристика главных героев
В рассказе выделены такие главные герои:
Дядя – рассказывает ссору, которая произошла между ним и племянником, но при этом старается принять каждую позицию, чтобы понять каждого в этой ссоре. Рассказал о том что ребенок грустный перед ссорой и пытался скорее получить желаемое от дяди. Герой сильно любит мальчика и старается научить племянника тому, что и сам знает. Конфликт случился из-за того что дядя решил отложить учение с цифрами и таким способом дядя решил воспитывать ребенка. Дядя считает что вредно детей баловать. После того как племянник начал буянить и шуметь, дядя наказал ребенка закрыв в другой комнате.
Племянник – единственный герой этого рассказа имя которого Женя. Мальчик сильно любознательный хотя слегка капризный. Ссора случилась из-за желания мальчика выучить цифры, но дядя отказался исполнять эту просьбу. Мальчик сильно упертый и пытается многообразными способами заполучить желаемое. В финале произведения мальчик пошел примириться с дядей, затем дядя прощает племянника и начал обучать цифрам.
Бабушка – добрая женщина, которая старается решить ссору и помирить семью. Сначала пытаются успокоить Женю, но это не сразу бабушке удается сделать. После того как мальчика выпустил дядя из комнаты, бабушка пошла беседовать с ребенком и получилось затронуть чувствительные струны сердца. Переживает, что мальчик буянит и не слушается взрослых.
Мама – это персонаж немногословный. В этой ссоре поддержала сторону брата. Маме надоедают это непослушание ребенка. Видно, что у мамы не сильно получалось воспитывать сына, так как ребенок не боится собственную маму и продолжает шалить. Даже после того как мальчик сильно плакал, мама продолжала оставаться на стороне брата, хотя женщине было больно смотреть как плачет ребенок. Однако мама также старается разрешить этот конфликт и попробовать заставить ребенка пойти на примирение с дядей, но маме это не удалось.
Сюжет произведения
Сюжет рассказа Бунина “Цифры” создан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди показывать в этот день. Мальчик и дядя оказались перед выбором: племянник подождать должен до завтрашнего дня, чтобы начать изучать цифры, а дяде не руководствоваться мудрым правилом, так считает что вредно баловать детей. Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик придумал одну игру, в которой прыгал, бился ногами в пол и при этом так звонко кричал, что чуть не лопались барабанные перепонки.
Проблемы
Конфликты в семье. Случившаяся из-за мелочи ссора дяди и племянника, такие конфликты в семье часто возникают из самых пустых событий. Главным становится в таких ситуациях не подчиниться собственному эгоизму, а проявить чуткость и житейскую мудрость. Нравственная проблематика этого рассказа касается для ребенка и взрослого человека: вспыльчивости, эгоизма и категоричности. Эти качества и стали причиной ссоры, при этом и маленький мальчик, и дядя одинаково не хотят признать собственную неправоту и заключать мир.
Проблема упрямства, также заложена в этом рассказе. Видно, что от него страдают не только дети, но и взрослые и уже сформировавшиеся люди, поэтому каждому стоит воспитывать сначала себя.
Развернутый анализ произведения “Цифры”
В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и племянник. Бунин показал сложные отношения между взрослыми и детьми, но часто взрослым тяжело понять, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, а также желания и мечты. Взрослые часто ранят деток собственными поступками и словами, при этом не понимают, что это ещё нежные, чуткие души.
Иногда может и стоит вспомнить себя в детстве, радости и горести и тогда станет легче понять родных детей. Не стоит обижать детей, показывая им превосходство над ними. Дети вырастут и извинят, но стараться нужно иногда воплощать желания детей и побаловать, ведь детство быстро проходит. В этом рассказе и показано, то, что желания ребенка воспринимать надо как прихоть. Не стоит кричать и применять силу, так как это произошло в рассказе с племянником. Ребенок ведь не просил чего, то дорогого или невыполнимого, оказалось что взрослым лень тратить на ребенка собственное время. Но часто внимание дороже подарков.
Рассказ Бунина написан не для нравоучения детей, а для того, чтобы взрослые посмотрели на себя со стороны. В таком возрасте как мальчик тяжело понять отказ и опыта в силу возраста у племянника еще нет. Поэтому дети начинают бунтовать. И иногда взрослые признают, что вина в них. Впрочем, в этом рассказе мальчик смирился, и первым попросил прощения и конфликт прекратился. Цифры это мечта мальчика, а дядя их знал. Дядя позже будет винить себя за лень, и стыдиться за такой поступок. А детское сердце быстро забывает зло, мальчик, конечно, забудет эту ссору, и дальше продолжит жить с любовью к окружающим родным и близким.
Этим рассказом Бунин дает понять, что главное это ценить и понимать друг друга в жизни, не обижать друг друга, ведь обидеть это легко, а первым пойти померить сложнее. Иногда не стоит следовать правилам, а слушать стоит и собственное сердце.
Смысл
Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми стоит вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, так человек с годами может не поменяться. Дядя быстро терпение взорвалось, показывая капризному мальчику негативный пример. Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки выбирает правильный путь, дядя возвращается назад и исправляет собственную ошибку. Женя и дядя умиротворенно берутся за изучение цифр.
Чему учит рассказ
Автор заставляет задуматься о том, что стоит не забывать и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок это другое, ребенок этот не взрослый человек и требует собственный подход. Вывод в том что стоит подходить к воспитанию детей, не подавая негативного примера, как это сделал дядя. Также в этом конфликте нельзя сразу выделить правую сторону, ведь и других конфликтах у каждого собственная правота, но каждый бывает неправ, поэтому стараться нужно уметь находить и идти на компромисс. В этом и заключается нравственный смысл рассказа.