Тема, проблема, идея и значение произведения
При знакомстве с рассказами, которые входят в сборник «Записки охотника», выделить основную идею и тему, объединяющую все произведения, несложно. Любовь к родной земле и к своему народу прослеживается уже с первых строк, и этой любовью пронизаны все рассказы цикла. Тургенев, показывая человеческие качества, характеры и образы крестьян, преследовал главную идею, объединяющую все рассказы цикла, которая заключалась в разоблачении уродливости крепостничества, выражении своего протеста против него.
Для того, чтобы раскрыть основную идею цикла, писатель затрагивает тему жизни крепостных крестьян, их нравственные и духовные качества. На фоне оскудения духовных и нравственных качеств дворянства картины, описанные Тургеневым в его рассказах, выглядят особенно ярко. То есть основная идея заключалась не только в выражении протеста и разоблачении пороков крепостничества, но и в том, чтобы показать моральное и духовное превосходство крестьян над своими господами.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 450 руб.
- Реферат Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 220 руб.
- Контрольная работа Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В цикле рассказов «Записки охотника» Тургенев поднимает несколько важных проблем:
- проблема крепостного права. Эта проблема является центральной, все остальные проблемы вытекают из основной.
- проблема человека, который неукоснительно выполняет свой служебный долг. Эта проблема связана с образом главного героя. Писатель говорит о том, что человек, выполняющий все обязанности, становится изгоем. Его ненавидят и боятся.
- проблема неукоснительного следования своим жизненным принципам и причины, которые вынуждают отступить от этих принципов.
- проблема взаимоотношения человека, следующего своим обязанностям, с другими людьми.
Завязка сюжета
Она сидела на пеньке и явно кого-то ждала. Милая девушка с пепельными белокурыми волосами была опрятно одета, и ее шею украшали желтые бусы. На коленях у нее лежали цветы, которые она перебирала, и она внимательно прислушивалась к шорохам в лесу. Ресницы девушки были влажны от слез. На ее кротком лице были видны грусть и недоумение. Вдалеке затрещали ветки, потом послышались шаги, и на поляну вышел щеголеватый молодой человек.
Так продолжается краткое содержание «Свидания» Тургенева. По виду мужчины можно сразу определить, что это камердинер барина. На нем одежда с барского плеча, кривые красные пальцы унизаны золотыми и серебряными перстнями с бирюзой. Девушка с восторгом и лаской вглядывается в него, некрасивого и самовлюбленного. Из дальнейшего разговора выясняется, что они видятся в последний раз. Акулине, так зовут героиню, хочется плакать, но Виктор говорит, что слез он не выносит, и бедняжка, как может, сдерживает их.
Она наклоняет головку к цветам, бережно их перебирает и рассказывает юноше, что значит каждый цветок, и дарит ему букет из васильков. Тот небрежно его роняет и говорит о скорой разлуке: его барин уезжает в Петербург, а затем, возможно, за границу.
Жанр, сюжет, композиция
В сборнике «Записки охотника» есть рассказы, которые тяготеют к сатире, так как в этих произведениях звучит антикрепостническая тема, но при этом присутствует лирическое описание природы, которую Тургенев очень любил. «Записки охотника» — это лирические рассказы с элементами сатиры.
В цикле рассказов «Записки охотника» представлена целостная картина России, которая освещена поэтическим отношением Тургенева к родной земле, размышлениями писателя о настоящем ее народа и его будущем. В этом произведении писатель не предлагает ярких сюжетных линий с активным действием. Большое внимание уделяется портретным характеристикам, привычкам, манерам и вкусам героев рассказов. Однако общий сюжет в цикле рассказов все же есть. Рассказчик совершает путешествие по России, однако география этого путешествия необширна – это Орловская область. По пути рассказчик встречается с различными людьми, в итоге вырисовывается картина российского быта.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Замечание 1
Расположению рассказов в книге сам автор придавал большое значение. В результате появилась не просто подборка тематически однородных рассказов, а единое произведение, внутри которого действуют закономерности, присущие образной взаимосвязи очерков.
Цикл рассказов открывается двумя тематическими фразами, каждая из этих фраз включает три рассказа. Сначала идут вариации на народную тему: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода». Затем следует тема разоряющегося дворянства: «Уездный лекарь», «Мой сосед Радимов», «Однодворец Овсяников». Следующие рассказы вновь развивают тему народа, однако в них появляются мотивы вредного влияния крепостного права на души людей. В следующих рассказах «Бурмистр», «Контора» и «Бирюк» продолжается тема дворянства, но уже в обновленном варианте.
Первый рассказ цикла «Записки охотника» называется «Хорь и Калиныч». Здесь автор выступает в роли зрелого мастера народного рассказа. В этом рассказе определился своеобразный крепостнический пафос всего сборника, в котором изображаются сильные, мужественные, яркие характеры. Существование этих характеров превращало крепостнический строй в унижение и позор России, в явление, которое несовместимо с достоинством человека.
В рассказе «Бурмистр» автор разоблачает разрушительные экономические последствия цивилизаторской деятельности. Постепенно в книге происходит развитие художественной мысли о нелепости крепостнического уклада.
Основными особенностями книги «Записки охотника» являются:
- место действия в рассказах – сельская Россия;
- главным героем рассказов является крестьянство;
- присутствует сквозной образ рассказчика-охотника;
- главной темой является патриотическая тема
- главная идея рассказов – антикрепостническая.
Анализ рассказа «Свидание» по плану. И.С. Тургенев
И.С. Тургенев. Рассказ «Свидание». Анализ произведения по плану.
1. Девушка, влюбившись в циничного молодого человека, не получила ни какого взаимного отношения и внимания.
Основной мотив – вечные человеческие взаимоотношения, верность, легкомыслие, глубина чувств и поверхностность.
2. Объект повествования – развязка любовных взаимоотношений двух внутренне разных людей, их различное понимание ситуации. Автор заложил в основу проблему крестьян-землевладельцев и дворян. Первые являются носителями исконной народной духовности, чистоты и нравственности. Другие же люди испорченные, оторвавшиеся от корней , позаимствовавшие у своих господ-помещиков все самые худшие качества. Общественный конфликт этих двух сословий отразился в этом рассказе на личном конфликте двух героев – крестьянки и дворового.
3. Было около половины сентября, автор (он же рассказчик) был на охоте; стал накрапывать дождик и он решил спрятаться от дождя в одной из березовых рощ, уснув под березой. После того как автор проснулся, он стал свидетелем интересной встречи…
4. Все основные события рассказа проходили в непосредственной близости от березовой рощи, где находился рассказчик, он увидел девушку, сидевшую в двадцати шагах от него, через некоторое время сквозь чащу замелькала фигура мужчины, девушка немного смутилась, когда мужчина подошел к ней. Автор стал невольным свидетелем свидания Виктора и Акулины. Виктор объявляет о своем скором отъезде с молодым господином из деревни. Девушка чувствует себя ненужной любимому человеку, униженной, одинокой. Жестокий юноша цинично равнодушен к страданиям девушки. Он уходит, не попрощавшись, бросив рыдающую Акулину, ничком рыдающую на траве. Увидев охотника, девушка стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетик васильков. Охотник бережно поднимает цветы и хранит их.
5. Персонажи: Акулина, Виктор, Охотник.
6. Акулина. Имя Акулина традиционно для девушек из простонародья. Однако Тургенев не сделал ее чистокровной крепостной крестьянкой. Образования она не получила. Мать ее умерла: «за милого выдадут сиротинушку», жила с отцом, Виктор: «не дурачься, слушайся отца», она боялась родни «какого же мне теперь в семье», а именно боялась нежеланного замужества.
Рассказчик восхищен ею, ему не удается скрыть восторг перед красотой девушки. Каждая деталь одежды притягивает внимание. На коленях Акулины букет полевых цветов, по щеке катится слезинка. Глаза у нее были светлые и большие, пугливые как у лани. С ланью противопоставляется робкая, грациозная девушка.
Виктор. Появление Виктора описывается в динамике. Сначала «что-то зашумело в лесу», затем «замелькала фигура мужчины». Сразу отмечается, что этот тип не производит приятного впечатления. Это избалованный «камердинер молодого, богатого барина». Одежда Виктора выставляет напоказ все его неприятные черты: воротнички поднимают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внимание на его кривые пальцы. Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов – отвратительные рыжие волосинки на толстой верхней губе. Лицо румяное, нахальное с очень узким лбом. По жестокой иронии рассказчика, одет он совершенно безвкусно. Манеры камердинера грубые, развязные, бросается в глаза тупое самодовольство. Виктор нестерпимо ломается, то есть, он пытается придать себе очень важный вид. Для этого он щурится, морщинится и так далее…
Охотник. Это третье действующее лицо рассказа. В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, и одновременно судьей описываемого, давая свою оценку и делая выводы. Так же могу сказать, что это человек наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек; он хорошо ценит и знает природу, а самое главное интересуются жизнью людей, которых встречает. Охотник старается обращать внимание на характер каждого, не взирая на сословную принадлежность.
7. Роль пейзажа.
Действие этого рассказа происходит в интерьере природы. На мой взгляд, Тургенев употребил здесь аллегорию: описание природы перекликается с сюжетом.
Время года – осень – символизирует заключительную фазу. В тексте это – конец взаимоотношения двух героев. Погода соответствует настроению – упадок, грусть, тревога, печаль. Противопоставление осины и березы, как противопоставление двух характеров главных героев, Акулины и Виктора. Охотник любит березу, а осина вызывает неприязнь, так же как и Виктор.
К сожалению, такие как Виктор, «очень часто нравятся женщинам…»
8. Автор нам помог раскрыть героев, заглянуть в их души, понять, что с ними происходит, он так же высказал свое мнение, с которым мы можем полностью согласиться, в том, что такие люди как Виктор не способны греть чьи-то души лаской и любовью, а могут лишь портить чье-то будущее.
9. На мой взгляд, проблемы затронутые в этом произведении, во многом были актуальны в то время, для прошлого века. Современный же человек погружается в бытовые и социальные реалии того времени, любуемся колоритом природы, размышляет о вечных проблемах взаимоотношения людей и узнает себя в характерах, описанных Тургеневым.
Ведь в то время подобных Акулине было множество, те, которые не имели приданого, или были сиротами, оказывались в браке не по любви и всю жизнь были обязаны жить в подчинении.
Таковы жестокие реалии того времени…
Коротко о семье Тургенева и его детстве
Итак, как мы отметили, очень важно сначала разобраться, каких взглядов на жизнь придерживался автор и на чем строилось его мышление. Только после этого стоит читать сам сборник и, тем более, анализировать его.
Семья Ивана Сергеевича Тургенева была состоятельной, родители были дворянами. Однако в браке отец с матерью счастливы не были. Отец, в конце концов, бросил семью, и дети остались на попечении матери. Хотя материально семья ни в чем не нуждалась, юный Иван Тургенев сильно переживал и его детство выдалось тяжелым. Кроме того, его мама была воспитана так, что ее характер можно назвать сложным, хотя она много читала и была значительно просвещена в разных вопросах. К сожалению, мать Тургенева не только физически наказывала своих детей, но и жестко относилась к крепостным.
Этот исторический фон очень помогает более точно сделать анализ цикла «Записки охотника», поскольку мы понимаем, что любовь к русским литературным трудам была привита юному Ивану Сергеевичу именно Варварой Петровной, которая помогла полюбить сыну таких писателей, как: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Жуковский и Карамзин.
Почему Тургенев назвал цикл именно так?
Надо сказать, что сам автор был страстным охотником. Порой Тургенев по многу дней был увлечен своим любимым делом, и многие километры с ружьем в руках и охотничьей сумкой за спиной он гонялся с дичью. А сколько раз обхожены им Тульская, Орловская, Тамбовская, Калужская и Карская губернии! Что дали ему эти походы и путешествия? Безусловно, автор «Записок охотника» свел знакомство со многими людьми, большая часть из которых была самыми простыми крестьянами. Они делились с ним своими впечатлениями, рассказывали о родных краях, что-то советовали.
Мы сейчас проводим анализ цикла «Записки охотника», поэтому говорим о том, что легло в основу его содержания. Да, Тургенев без стеснения общался с простым людом, с бедняками и простыми земледельцами. Он смотрел на них не как на рабов, а как на таких же людей. Он не разделял их по положению, и хотел, чтобы общество было именно таким.
Так и родился цикл «Записки охотника», куда вошли рассказы Тургенева о том, что ему удалось увидеть и услышать. Но самое главное, идея единства народа и желание уравнять людей в обществе по социальному признаку четко прослеживаются в нити повествования. Обратите внимание, например, на то, кто автором был выбран в качестве прототипа главного персонажа. Это спутник по охоте — простой крестьянин Афанасий.
Краткое содержание «Записки охотника» для читательского дневника
ФИО автора: Тургенев Иван Сергеевич
Название: Записки охотника
Число страниц: 128. Тургенев Иван Сергеевич. «Записки охотника». Издательство «Советская Россия». 1988 год
Жанр: Сборник рассказов
Год написания: 1852 год
Записки охотника
«Записки охотника» стали своеобразным стандартом изображения «народа» в русской литературе. Те, кто пытался создать новые формы его описания, отталкивались именно от книги Тургенева: в 1850-е годы это Алексей Писемский, автор цикла рассказов и повестей из народного быта, на рубеже 1850‒60-х годов — радикально настроенные разночинцы Николай Успенский
Николай Васильевич Успенский (1837–1889) — писатель, двоюродный брат писателя Глеба Успенского. Работал в журнале «Современник», дружил с Некрасовым и Чернышевским, разделял революционно-демократические взгляды. После конфликта с редакцией «Современника» и ухода из журнала работал учителем, время от времени печатал свои рассказы и повести в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». После смерти жены Успенский бродяжничал, выступал с уличными концертами, много выпивал и в итоге закончил жизнь самоубийством. ,
Василий Слепцов
Василий Алексеевич Слепцов (1836–1878) — писатель. Играл в театре, исследовал народный быт по предложению Императорского географического общества, служил в канцелярии московского губернатора. В 1863 году под влиянием «Что делать?» Чернышевского основал в Петербурге Знаменскую коммуну, просуществовавшую меньше года. Николай Лесков сатирически изобразил её в романе «Некуда». Слепцов — автор сборников очерков, рассказов, повести «Трудное время» и незавершённого романа «Хороший человек». и другие, в 1870-е — такие писатели-народники, как
Николай Златовратский
Николай Николаевич Златовратский (1845–1911) — писатель. С 1866 года работал корректором в журнале «Сын отечества», с этого времени начал заниматься литературой. Автор сборника рассказов «Маленький Щедрин» и повести «Крестьяне-присяжные», благодаря которой приобрёл известность. . В большинстве своём они воспринимали Тургенева как создателя идеализированных крестьянских образов и пытались работать в более «трезвом» духе, изображая крестьян менее «поэтическими» и более забитыми и ограниченными.
Ещё при жизни Тургенева книга была переведена на английский, французский и немецкий языки. На Западе её прочитали как непредвзятое изображение российского общества и его проблем. Особенно актуальны «Записки охотника» оказались во время Крымской войны: французская публика восприняла их как свидетельство внутренней слабости России, не способной эффективно вести боевые действия. Тургенева такое прочтение, судя по всему, не устраивало, как и чрезмерно «эффектный» перевод. Зато похвальные отзывы Проспера Мериме, Жорж Санд и других писателей не только были приятны создателю «Записок охотника», но и способствовали созданию его репутации за рубежом как первого современного русского писателя.
Ещё до революции отдельные рассказы включались в школьные хрестоматии и программы — в том числе благодаря небольшому объёму. Известен запрещённый советской цензурой за «формализм»
Формализм — концепция в искусстве, согласно которой именно форма произведения определяет его художественную ценность. В Советском Союзе термин превратился в ругательное идеологическое клише. Кампания по борьбе с формализмом началась в 1936 году вместе с разгромной статьёй об опере Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», вслед за ней появились публикации, критикующие формалистский подход в балете, архитектуре, изобразительном искусстве. В 1939 году Всеволод Мейерхольд, выступая на съезде режиссёров, закончил свою речь словами: «Охотясь за формализмом, вы уничтожили искусство». Через несколько дней режиссёра арестовали, в 1940 году расстреляли. и позже уничтоженный во время Великой Отечественной войны фильм Сергея Эйзенштейна «Бежин луг», от которого осталось несколько кадров. Судя по всему, впрочем, в рассказе и фильме общего было очень немного: действие эйзенштейновского «Бежина луга» происходило в советской деревне времён коллективизации. Несколько рассказов из книги были также экранизированы в 1970-е. Среди театральных постановок стоит отметить много лет не сходящий со сцены спектакль Вениамина Фильштинского «Муму», в котором одноимённый тургеневский рассказ обрамлён сценами из «Записок».
Несколько интересных сочинений
- Анализ рассказа Набокова Гроза
Произведение наполнено игрой метафорами, использованием художественных приемов, которыми превосходно владел автор. - Кэрролл
- Сочинение на тему Что такое Ответственность 15.3 ОГЭ 9 класс
Ответственность – способность личности нести ответственность за свои действия, а также полностью влиять на ход событий, быть на самой вершине жизни и руководить своей судьбой. - Образ и характеристика Михаила Кошевого Тихий Дон Шолохова сочинение
В романе Автор показывает Мишку Кошевого принципиальным коммунистом. Будучи в юношеском возрасте он начал тянуться к правде, став членом кружка Штокмана, стремясь познать социальное прошлое донского казачества. - Сочинение Можно ли простить измену в любви
В жизни существует множество вечных тем и проблем, на которые человек никогда не найдёт ответы. Например, война и мир, любовь и ненависть, добро и зло. Можно бесконечно рассуждать на эти темы
«Свидание», анализ рассказа Тургенева, сочинение
Рассказ «Свидание» написан в 1879 году и относится к циклу И. С. Тургенева «Записки охотника». «Свидание» — тонко-поэтическое кружево о несчастной любви крестьянки к молодому человеку, недостойному, по мнению автора, её любви. Рассказ небольшой по объёму и по своей композиции совпадает с предыдущими произведениями цикла.
В экспозиции — описание времени года и состояния природы в той момент, когда герой в очередной раз прогуливается по окрестностям своего имения с целью понаблюдать за окружающим миром и найти что-то новое для вдохновения. И, как всегда, погода находится в гармонии с настроением автора и теми событиями, которые происходят на его глазах. Сюжет разворачивается на фоне картины сентябрьского леса, постоянно меняющейся погоды, борьбы уныния и света, тихого «перешёптывания» ещё не облетевших листьев.
Умиротворённый тишиной, охотник засыпает в берёзовой роще, а проснувшись, находит в двадцати метрах от себя девушку-крестьянку. Она притягивает его внимание к себе не только чудесной внешностью, ясным и прозрачным, как осеннее солнечное небо, взглядом. По заплаканному лицу девушки, оцепенению, в котором она пребывает долгое время и по её периодическому вздрагиванию от шорохов леса, он догадывается, что девушка ждёт кого-то важного для неё. Это завязка сюжета.
Наконец появляется тот, кого так упорно ждала несчастная, и дальше развитие сюжета строится на наблюдениях автора за происходящим, его оценке и на диалогах героев. Образ появившегося персонажа контрастирует с образом девушки. Если она сразу же вызывает у автора безоговорочную симпатию и сочувствие, то мужчина действует на него отталкивающе. Виной тому — его небрежная манера поведения, самолюбование, кривляние, равнодушно-пренебрежительное отношение к чувствам девушки. Её имя — Акулина. К своему возлюбленному она обращается робко и по имени-отчеству — «Виктор Александрыч». Казалось, она ждала от этого свидания каких-то перемен к лучшему и в то же время догадывалась, что её любовь безответна.
Важна для понимания авторской позиции и характеристика персонажа через его собственное поведение. Виктор по своему происхождению является всего лишь камердинером при барине. Однако разговаривает с Акулиной свысока, как будто он, в отличие от неё, образован и воспитан. Хвастается будущим путешествием в Петербург, а затем за границу. На фоне всего этого самохвальства поведение девушки выглядит необычайно трогательно и вызывает уважение.
Тургенев, хотя и создаёт реалистическое описание людей из простой среды, показывает тонкую организацию души героини. И тем самым она больше напоминает тургеневскую героиню-дворянку. Писатель рассматривает и природу любви как таковой. В данном случае неразделённой. Акулина не замечает недостатков своего возлюбленного. Она покорно слушает его речи, пугается вести о его скором отъезде и впадает в отчаяние. Уже осознав, что видит Виктора в последний раз, она жадно ловит взглядом каждое его движение, любуется им и одновременно страдает. Кульминацией её переживаний, а заодно и сюжета рассказа, становится момент, когда она, не выдержав своего отчаяния, просит возлюбленного сказать ей хоть одно словечко на прощание. Она напоминает ему, что раньше он был с ней другим. Читатель догадывается, что она помнит его ласковым и приветливым. Но в ответ она видит лишь недоумение и иронию.
Печальная сцена свидания заканчивается тем, что самолюбивый камердинер уходит, так и не проявив внимания к своей бывшей возлюбленной. Охотник чрезвычайно взволнован увиденным и, не выдержав нахлынувших чувств, выбегает из-за укрытия и бросается к Акулине. Но она, вскрикнув, тут же убегает.
В рассказе есть символическая деталь — букетик цветов. Акулина держит его в руках ещё до начала свидания, и уже в этот момент они выглядят увядающими. Когда девушка убегает от охотника, она роняет эти цветы. Из подтекста эпизода мы понимаем, что цветы символизируют загубленную душу молодой девушки, её утраченные надежды на счастье. В финале произведения автор признаётся, что после он долго не мог забыть несчастную Акулину.
- «Свидание», краткое содержание рассказа Тургенева
- «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
- «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», анализ повести Тургенева
- «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
- «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева
По произведению: «Свидание»
По писателю: Тургенев Иван Сергеевич
Анализ рассказа «Свидание» по плану. И.С. Тургенев
И.С. Тургенев. Рассказ «Свидание». Анализ произведения по плану.
1. Девушка, влюбившись в циничного молодого человека, не получила ни какого взаимного отношения и внимания.
Основной мотив – вечные человеческие взаимоотношения, верность, легкомыслие, глубина чувств и поверхностность.
2. Объект повествования – развязка любовных взаимоотношений двух внутренне разных людей, их различное понимание ситуации. Автор заложил в основу проблему крестьян-землевладельцев и дворян. Первые являются носителями исконной народной духовности, чистоты и нравственности. Другие же люди испорченные, оторвавшиеся от корней , позаимствовавшие у своих господ-помещиков все самые худшие качества. Общественный конфликт этих двух сословий отразился в этом рассказе на личном конфликте двух героев – крестьянки и дворового.
3. Было около половины сентября, автор (он же рассказчик) был на охоте; стал накрапывать дождик и он решил спрятаться от дождя в одной из березовых рощ, уснув под березой. После того как автор проснулся, он стал свидетелем интересной встречи…
4. Все основные события рассказа проходили в непосредственной близости от березовой рощи, где находился рассказчик, он увидел девушку, сидевшую в двадцати шагах от него, через некоторое время сквозь чащу замелькала фигура мужчины, девушка немного смутилась, когда мужчина подошел к ней. Автор стал невольным свидетелем свидания Виктора и Акулины. Виктор объявляет о своем скором отъезде с молодым господином из деревни. Девушка чувствует себя ненужной любимому человеку, униженной, одинокой. Жестокий юноша цинично равнодушен к страданиям девушки. Он уходит, не попрощавшись, бросив рыдающую Акулину, ничком рыдающую на траве. Увидев охотника, девушка стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетик васильков. Охотник бережно поднимает цветы и хранит их.
5. Персонажи: Акулина, Виктор, Охотник.
6. Акулина. Имя Акулина традиционно для девушек из простонародья. Однако Тургенев не сделал ее чистокровной крепостной крестьянкой. Образования она не получила. Мать ее умерла: «за милого выдадут сиротинушку», жила с отцом, Виктор: «не дурачься, слушайся отца», она боялась родни «какого же мне теперь в семье», а именно боялась нежеланного замужества.
Рассказчик восхищен ею, ему не удается скрыть восторг перед красотой девушки. Каждая деталь одежды притягивает внимание. На коленях Акулины букет полевых цветов, по щеке катится слезинка. Глаза у нее были светлые и большие, пугливые как у лани. С ланью противопоставляется робкая, грациозная девушка.
Виктор. Появление Виктора описывается в динамике. Сначала «что-то зашумело в лесу», затем «замелькала фигура мужчины». Сразу отмечается, что этот тип не производит приятного впечатления. Это избалованный «камердинер молодого, богатого барина». Одежда Виктора выставляет напоказ все его неприятные черты: воротнички поднимают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внимание на его кривые пальцы. Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов – отвратительные рыжие волосинки на толстой верхней губе. Лицо румяное, нахальное с очень узким лбом. По жестокой иронии рассказчика, одет он совершенно безвкусно. Манеры камердинера грубые, развязные, бросается в глаза тупое самодовольство. Виктор нестерпимо ломается, то есть, он пытается придать себе очень важный вид. Для этого он щурится, морщинится и так далее…
Охотник. Это третье действующее лицо рассказа. В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, и одновременно судьей описываемого, давая свою оценку и делая выводы. Так же могу сказать, что это человек наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек; он хорошо ценит и знает природу, а самое главное интересуются жизнью людей, которых встречает. Охотник старается обращать внимание на характер каждого, не взирая на сословную принадлежность.
7. Роль пейзажа.
Действие этого рассказа происходит в интерьере природы. На мой взгляд, Тургенев употребил здесь аллегорию: описание природы перекликается с сюжетом.
Время года – осень – символизирует заключительную фазу. В тексте это – конец взаимоотношения двух героев. Погода соответствует настроению – упадок, грусть, тревога, печаль. Противопоставление осины и березы, как противопоставление двух характеров главных героев, Акулины и Виктора. Охотник любит березу, а осина вызывает неприязнь, так же как и Виктор.
К сожалению, такие как Виктор, «очень часто нравятся женщинам…»
8. Автор нам помог раскрыть героев, заглянуть в их души, понять, что с ними происходит, он так же высказал свое мнение, с которым мы можем полностью согласиться, в том, что такие люди как Виктор не способны греть чьи-то души лаской и любовью, а могут лишь портить чье-то будущее.
9. На мой взгляд, проблемы затронутые в этом произведении, во многом были актуальны в то время, для прошлого века. Современный же человек погружается в бытовые и социальные реалии того времени, любуемся колоритом природы, размышляет о вечных проблемах взаимоотношения людей и узнает себя в характерах, описанных Тургеневым.
Ведь в то время подобных Акулине было множество, те, которые не имели приданого, или были сиротами, оказывались в браке не по любви и всю жизнь были обязаны жить в подчинении.
Таковы жестокие реалии того времени…
Анализ рассказа И.С.Тургенева «Свидание»
Рассказ «Свидание» относится к циклу рассказов «Записки охотника», написанных в разное время, но объединённых тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ был впервые издан в 1850 году в журнале «Современник».
Система персонажей
В рассказе три действующих персонажа: девушка Акулина, лакей Виктор и рассказчик.
Акулина. Портрет. Этот образ составляет идейный и композионный центр. Как виртуозный живописец, Тургенев в деталях подает портрет Акулины, обращая внимание не только на черты внешнего облика, но прибегая к описанию мимики, жестов и поз. Первое упоминание этого образа в тексте скульптурно: девушка сидит, потупив голову и уронив руки на колени. Эта поза глубокой задумчивости, по ней можно догадаться о противоречивых мыслях и одновременно покорности – далее это подтверждается текстом: лицо «просто и кротко… и полно недоумением перед собственной грустью». Рассказчик восхищен ею, ему не удается скрыть восторг перед красотой девушки за слегка ироничными характеристиками (подобающими охотнику и барину): «очень не дурна собою», «головка очень мила», «даже немного толстый и круглый нос» — сквозь эти попытки сделать описание объективным, посторонним и даже слегка циничным читатель видит любование каждой чертой девушки. Каждая деталь одежды притягивает внимание то к кистям рук, то к шее, то к талии. Интересна противоречивая деталь: волосы «белокурые» и одновременно «пепельного цвета». Они причесаны по- крестьянски – «расходятся двумя полукругами из-под узкой алой повязки». Кожа тонкая, красиво загорелая. Далее упоминаются высокие брови, длинные ресницы, причем воображение рассказчика рисует глаза девушки прежде, чем он их увидел. На коленях Акулины густой пучок полевых цветов, по щеке катится слезинка. Получается сентиментальный портрет «пастушки», но Тургенев идет дальше и выводит не декоративный, а развернутый лирический психологизированный образ. Рассказчик не случайно внимательно следит за глазами и телодвижениями, потому что жесты, взгляды и выражение лица могут сказать наблюдателю то, что ему не слышно издалека, когда Акулина и Виктор разговаривают. И, конечно, только так охотник может судить о мыслях, настроениях героини. Вначале глаза «быстро блеснули» — девушку потревожил звук. Это передает беспокойство. Глаза были «большие, светлые и пугливые, как у лани». С ланью сопоставляется робкая и грациозная девушка. Следующее движение, присущее девушке-лани: «она встрепенулась», затем «выпрямилась и оробела; взор задрожал». По этому описанию очевидно, что девушка ожидает встречи, что она боится этой встречи, но страстно желает ее. Это противоречие еще больше подтверждается, когда появляется Виктор: она «вспыхнула, радостно, счастливо улыбнулась – и тотчас поникла вся, побледнела, смутилась». Взгляд окрашивается неожиданно по-новому: он становится «почти молящим». И далее в отношении к Виктору проявляется преклонение: Акулина жадно ловит каждое его слово и робко целует руку, а в ее взоре – «столько нежной преданности, благоговейной покорности и любви». Акулина живописна и в проявлении горя. При этом в ней нет ничего показного, фальшивого. Девушка пытается сдержаться, но чувство щемящей тоски и безысходности наполняет каждое движение: «все ее тело судорожно волновалось». Под конец возникает снова образ лани: при появлении охотника «откуда взялись силы — она с слабым криком поднялась и исчезла за деревьями».
Имя Акулина традиционно для девушки из простонародья. Однако Тургенев не решается сделать свою героиню чистокровной крепостной крестьянкой: «не совсем мужичка; и твоя мать тоже не всегда мужичкой была», — говорит Виктор. Но образования она не получила. Мать ее умерла (судя по словам «за немилого выдадут сиротиночку»), жила с отцом (Виктор: «не дурачься, слушайся отца»), боялась родни («каково же мне теперь в семье»), а именно боялась принуждения к нежеланному замужеству.
Одежда. Простой крестьянский костюм выглядит на девушке опрятно и даже элегантно. Это чистая белая рубаха, оттеняющая благородный цвет кожи, и клетчатая юбка. Единственное украшение – крупные желтые бусы.
Букет. Это очень важный символ для всего произведения, «густой пучок полевых цветов». В тексте указано, какие именно цветы составляют букет: полевая рябинка, череда, незабудки, маткина-душка и, отдельно, «небольшой пучок голубеньких васильков, перевязанных тоненькой травинкой». Характерно, что каждый элемент букета имеет собственное значение у Акулины: череда – средство от золотухи, полевая рябинка – для телят, васильки – для Виктора. Если рассматривать цветовую гамму, то пестрые желтые, белые, фиолетовые цветочки служат обрамлением для более крупных темных васильков, бережно приготовленных заранее для любимого, отвергнутых им и подобранных и сохраненных рассказчиком. В аллегорическом смысле это все лучшие чувства и мысли, посвященные девушкой своему избраннику, также поруганные, но поразившие случайного очевидца и зарисованные им на страницах своих записок.
Виктор. Если появление Акулины в рассказе скульптурно, то приход Виктора описывается в динамике. Сначала «что-то зашумело по лесу», затем «замелькала фигура мужчины». В тексте сразу отмечается, что этот тип не производит приятного впечатления. Такая скульптура получиась бы безобразной. Это «избалованный камердинер молодого, богатого барина». В одежде и, вероятно, повадках он старается копировать своего господина. Если скромная одежда Акулины подчеркивает достоинства красивой молодой женщины, то попытки Виктора придать своему костюму лоск лишь выставляют напоказ неприятные черты: воротнички подпирают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внимание к некрасивым красным кривым пальцам. Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов – отвратительные желтые волосики на толстой верхней губе. Лицо румяное, свежее, нахальное, с очень узким лбом (густые, туго завитые волосы, начинаются «почти у самых бровей»). Одет он в пальто с барского плеча, у него розовый галстучек и картуз с золотым галуном – «с притензией на вкус», однако, судя по жестокой иронии рассказчика, совершенно безвкусно. Манеры камердинера грубые, развязные, в поведении бросается в глаза тупое самодовольство. Виктор «нестерпимо ломается», то есть старается придать себе важный и независимый вид. Для этого он щурится, морщится, щиплет усики и так далее.
Манера речи соответствует мимике. Персонаж выговаривает слова небрежно, несколько в нос (копирует французский прононс?), а одну реплику произносит даже «как бы из желудка»; при этом непрестанно зевает и потягивается. Помимо того, что Виктор по-женски тщательно заботится о своей внешности, его самовлюбленность проскальзывает и в жестах. Он с любовью гладит себя по голове, ложится перед Акулиной, «развалясь, как султан», и на лице сквозь равнодушие поглядывает удовлетворенное, пресыщенное самолюбие.
Виктора тяготит разговор на тему отношений с Акулиной. Он нервничает (молча играет цепочкой часов) и переводит тему на букет в руках Акулины. Эти бережно собранные цветы становятся лишь минутным предметом внимания того, кому они приготовлены, и затем васильки небрежно брошены на траву.
Чтобы подтвердить свое превосходство, Виктор носит с собой своеобразные фитиши: это все те же часы на цепочке и лорнет, который ему все не удается нацепить. Вероятно. эти предметы он связывает с понятиями «обчество» и «образование». Но Акулине всего этого не понять, а , вернее, самому Виктору нечего об этом рассказать.
При расставании тоже происходит «ломание». Виктор несколько раз порывается встать и уйти, наслаждаясь тем, что Акулина удерживает его. При всей напускной самоуверенности, вид слез приводит Виктора в смятение (ранее в тексте: «не плачь… я этого терпеть не могу»), и он позорно ретируется, оставляя рыдающую девушку одну на поляне.
Охотник. Это третье действующее лицо рассказа. В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, а одновременно и судьей описываемого, давая оценку и частично делая выводы. Поскольку Охотник является сквозным персонажем всего цикла рассказов, и его образ раскрывается постепенно на протяжение всей книги, то подробно анализировать его в рамках отдельно взятого рассказа не следует. Достаточно сказать, что это наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек, по социальному положению помещик; он не только страстно увлекается охотой, но ценит и знает природу и, что самое главное, интересуется жизнью людей, которых встречает. Среди этих людей – помещики и крестьяне; Охотник старается обращать внимание на характер каждого, не взирая на сословную принадлежность, но учитывая условия быта своих героев.
Авторитет суждений Охотника является обязательным условием прочтения Записок. Это значит, что для верного понимания рассказа необходимо встать на точку зрения рассказчика. Это следует учитывать, рассуждая о проблематике произведения. Кроме того, Охотник и Акулина осуществляют другую пару персонажей, составляющих ещё одну, побочную сюжетную линию.
Сюжет.
Фабула рассказа состоит в том, что рассказчик, будучи на охоте, становится свидетелем свидания Виктора и Акулины в лесу. Виктор объявляет о своём скором отъезде с молодым господином из деревни. Девушка чувствует себя ненужной любимому человеку, униженной и одинокой. Жестокий юноша цинично равнодушен к её страданиям. Он уходит не попрощавшись, бросив рыдающую Акулину ничком лежащую на траве. Появление Охотника спугнуло девушку. Она стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетик васильков. Охотник бережно подбирает цветы и хранит их.
Сюжет рассказа «Свидание» построен по классической схеме: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка и эпилог. Экспозиция рассказа предлагает читателю проникнуться великолепными осенними пейзажами средней полосы России. На фоне природы, на лесной поляне происходит завязка основной сюжетной линии – встреча вдух главных героев. По мере развития беседы выясняется история их взаимоотношений, возникает конфликтная ситуация.
Неизбежность расставания из-за отъезда Виктора послужила толчком для обнаружения глубокого конфликта: один из героев не придаёт, да и не придавал ранее большого значения их взаимоотношениям, в то время как для другого в этом вся жизнь; девушка полностью полагается на своего возлюбленного, посвящает ему всю себя и, вероятно, возлагает надежды. Она не позволяет себе усомниться, что для него это столь же важно. И когда очевидное равнодушие юноши нельзя более скрывать от самой себя, девушка смиренно просит одного – понимания, однако и на это не способен ограниченный и самовлюблённый лакей.
Кульминационный момент – когда два персонажа не могут доле находиться друг подле друга. Эмоциональное напряжение доходит до высшей точки, и герои расстаются. У этой сюжетной линии открытый финал, события прерываются в кульминационной точке. Но этим сюжет рассказа не исчерпывается.
Другая, побочная сюжетная линия – взаимоотношения рассказчика и девушки. Строго говоря, эти взаимоотношения больше воображаемые со стороны автора. Персонажи не знакомы, не разговаривали друг с другом. Их встреча была случайна, и лишь рассказчик наблюдал за девушкой сколько-нибудь длительное время, она же стремглав бросилась прочь, едва завидя сквозь слёзы его расплывчатый силуэт. Однако эта встреча оказала большое впечатление на охотника, он думал о ней и вспоминал девушку спустя несколько лет. Охотник настолько сочувствует героине своего рассказа, что берёт на себя то, чего ожидала Акулина от Виктора – понимание и сострадание. Это символизирует букет, который хранит Охотник, в то время как цветы тпредназначены Виктору. По продолжительности событий эта сюжетная линия превосходит первую: здесь завязка происходит тогда, когда рассказчик увидел девушку, то есть ранее основной завязки; кульминационный момент – когда девушка единственный в жизни миг видит Охотника, пугается его и убегает. На момент рассказа, то есть через несколько лет, воображаемая связь рассказчика и девушки продолжает сохраняться в виде сухого букета васильков, который разказчик бережно хранит.
Художественные детали.
Букет – очень значимая художественная деталь. Полевые цветы не имеют никакой ценности для Виктора, а Акулина знает применение каждой из трав, она, обладая вкусом и чувством эстетики (это видно из сравнения костюмов персонажей), видит красоту и прелесть простых цветов. Букет собран бережно, с любовью – и отвергнут. Также и чувства Акулины – всё лучшее, что она берегла в своей душе – предложены возлюбленному и отвергнуты им. В функциональном отношении эта деталь связывает две сюжетных линии. И букету посвящён коротенький эпилог: «…и васильки её, давно увядшие, до сих пор хранятся у меня».
Следующая художественная деталь – лорнет – является аттрибутом Виктора, другого персонажа, несимпатичного рассказчику. В обстановке природного интерьера, быта простых людей, этот предмет выделяется неуместностью, бесполезностью. Также и его хозяин-лакей диссонирует с обстановкой своим внешним видом, манерами и бесполезной ролью в жизни.
Кстати, в экспозиционной зарисовке говорится, что Охотника сопровождает собака, но в дальнейшем она ведёт себя очень деликатно, ничем не выдавая своего присутствия и позволяя без помех быть свидетелем описываемых событий, так что к середине действия мы можем вполне забыть о её присутствии.
Пейзажное описание. Тургенев – признанный мастер пейзажа. Действие этого рассказа, как и многих других рассказов цикла, происходит в интерьере природы. В этом произведение описание природы перекликается с сюжетом как аллегория.
Время года – осень – традиционно символизирует в литературе заключительную фазу. В контексте сюжета это – конец взаимоотношений двух главных персонажей. Также и настроение осени – упадок, грусть, тревога – соответствуют настроению описываемых в рассказе событий. Переменчивая погода – то дождик, то туча, то проблески солнца – словно повторяет игру настроений на лице главной главной героини. Противопоставление осиновой и берёзовой рощи соответствуют противопоставлению характеров главных героев. Симпатия рассказчика к характеру девушки проецируется на предпочтение, отданное берёзке, любование этим деревом. В то же время неприязнь к Виктору отражается на отношении к осине: рассказчик не любит осины, но признаёт, что она бывает хороша в иные моменты, так же как мужчины, подобные Виктору, «к сожалению, очень часто нравятся женщинам».
Пейзажной зарисовкой заканчивается повествование. Теперь уже сквозь невесёлую улыбку природы проглядывает унылый страх недалёкой зимы – будущее не предвещает ничего хорошего героине рассказа. Ветер гонит по дороге опавшую листву – так и героев рассказа жизнь разбрасывает в разные стороны, и они никогда больше не встретятся.
В этом же тоне лёгкой печали и ностальгии, выдержан эпилог, заканчивающийся многоточием.
Словесная организация текста соответствует жанру рассказа. Монолог повествователя перемежается диалогами, в отступлениях от фабулы выражается отношение автора к описываемому. В прямой речи сохраняются особенности говорящего, определяющие социальную принадлежность и занятие. Речь Акулины плавная, благозвучная, насыщенная эпитетами, вместе с тем простая и достаточно грамотная. Она соответствует образу «пастушки», несколько идеализированной крестьянки.
Речь Виктора выдаёт принадлежность к дворне. В ней присутствует налёт искуственности: слегка неуклюжий синтаксис («на службу поступить желает» — характерный неуместный обратный порядок слов), отрывистость, избыточные вводные слова («так сказать») присутствие стилистически неуместной лексики (образование), ещё и искажённой («обчество»).
Речь повествователя ведётся от первого лица. По красочности описания природы можно отличить завзятого охотника, а меткие характеристики персонажей и подбор художественных деталей выдаёт наблюдательного и опытного психолога. Речь отличается художественностью и богатсвом лексики.
Тематика и проблематика.
Как видно из разбора сюжета, объект повествования – развязка любовных взаимоотношений двух внутренне разных людей, их различное понимание ситуации. Основной мотив – вечные человеческие взаимоотношения, верность и легкомыслие, глубина чувств и поверхностность.
Проблематику определяет отношение автора к описываему. Один из важных элементов проблематики рассказа – противопоставление крестьян-земледельцев и дворни. По убеждению повествователя, который является и выразителем мнения автора, первые являются носителями исконной народной духовности, чистоты и нравственности. Другие же – люди испорченные, оторвавшиеся от корней, позаимствовавшее у своих господ-помещиков все самые худшие качества и кичащиеся этим. Эта тема звучит и в других рассказах цикла. Общественный конфликт этих двух сословий отразился в этом рассказе на личном конфликте двух героев – крестьянки и дворового.
Проблемы, затронутые в произведении, во многом были актуальны лишь для прошлого века. Современный человек при чтении этого рассказа погружается в бытовые и социальные реалии того времени, любуется колоритом природы, размышляет о вечных вопросах взаимоотношений людей и узнаёт себя в характерах, описанных Тургеневым.
Информация о работе «Анализ рассказа И.С.Тургенева «Свидание»»
Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 17017 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Изображение народа в «Записках охотника» И.С. Тургенева
104621
0
0
… и наблюдает их жизнь. Многое его удивляет, он приятно поражен. Хотя многие литературные критики считают, что народ в «Записках охотника» приукрашен, «эта мнимая приукрашенность» изображения крестьян расшифровывается как черта творческого реалистического метода Тургенева, связанная с его стремлением художественно преувеличить главное и основное в духовном облике народа, укрупнено раскрыть его …
Пейзаж в «Записках охотника» И.С. Тургенева
29015
3
0
… возвращался с охоты», «Мы отправились на тягу» и т.д. И только один очерк («Лес и степь») весь целиком посвящен охоте. Условность самого названия книги, отнюдь не охватывающего все многообразие и глубину ее содержания, становится еще более очевидной, когда сравниваешь «Записки охотника» Тургенева с книгой его старшего современника – С.Т.Аксакова. [10] По случайному стечению обстоятельств обе они
Первый роман Тургенева: Рудин
39436
0
0
… и воспитания. Словом, Рудин — не портрет одного лица, а образ собирательный, обобщенный, типический. Завязка романа относится к началу 40-х годов, финал точно датирован — 26 июня 1848 года, когда Рудин погибает на революционной баррикаде в Париже. Роман Тургенева (и это характерно не только для «Рудина») построен необыкновенно просто и строго. Несмотря на то что события в романе совершаются на …
Поэтика сновидений в повестях и рассказах И.С.Тургенева
16799
0
0
… простирается бесконечность: «Что значат те пронзительно чистые и острые звуки, звуки гармоники, которые я слышу, как только заговорят при мне о чьей-нибудь смерти?». Через поэтику сновидений в произведениях Тургенева нередко прорисовываются различные лики женской души, что особенно отчетливо запечатлелось в сне Базарова перед дуэлью, где перед ним предстал неясный, мерцающий женский образ ( …
Завязка сюжета
Она сидела на пеньке и явно кого-то ждала. Милая девушка с пепельными белокурыми волосами была опрятно одета, и ее шею украшали желтые бусы. На коленях у нее лежали цветы, которые она перебирала, и она внимательно прислушивалась к шорохам в лесу. Ресницы девушки были влажны от слез. На ее кротком лице были видны грусть и недоумение. Вдалеке затрещали ветки, потом послышались шаги, и на поляну вышел щеголеватый молодой человек.
Так продолжается краткое содержание «Свидания» Тургенева. По виду мужчины можно сразу определить, что это камердинер барина. На нем одежда с барского плеча, кривые красные пальцы унизаны золотыми и серебряными перстнями с бирюзой. Девушка с восторгом и лаской вглядывается в него, некрасивого и самовлюбленного. Из дальнейшего разговора выясняется, что они видятся в последний раз. Акулине, так зовут героиню, хочется плакать, но Виктор говорит, что слез он не выносит, и бедняжка, как может, сдерживает их.
Краткое содержание рассказа «Свидание» (И.С. Тургенев)
Свой известный рассказ «Свидание» Иван Сергеевич Тургенев написал в 1879 году. Данное произведение вошло в знаменитый сборник русского писателя «Записки охотника». Рассказ «Свидание» повествует о несчастной любви девушки-крестьянки к молодому человеку, который, по мнению Тургенева, совсем не достоин ее чувств. В произведении Иван Сергеевич поднял проблему человеческих взаимоотношений, преданности, верности и глубины любовного чувства. Чтобы узнать сюжет рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Свидание» в сокращении, рассмотрим его краткий пересказ. Приятного просвещения!
(566 слов) Однажды рассказчик неожиданно заснул под деревом с густыми ветками в березовой роще. Это произошло осенью. Как только рассказчик проснулся, то увидел перед собой молодую крестьянку. Девушка, сидя на корточках и перебирая цветы, кого-то ждала. Рассказчик стал наблюдать за девушкой. Он увидел, что героиня очень хороша собой, она молода и чиста. Перед ним сидела пепельная блондинка с нежным золотистым загаром и длинными ресницами. На ней были клетчатая юбка и белая блуза, а в качестве украшения служили желтые бусы. Рассказчик заметил, что поведение и эмоции крестьянки свидетельствовали о ее детской непосредственности. Она то плакала, то удивлялась собственным слезам. Кроме того, он заметил в выражении лица девушки грусть, смущение, а также радость от предстоящей встречи. Вдруг он услышал шаги. Этим человеком оказался тот, кого крестьянка ждала все это время. Она обратила к нему молящий взгляд.
Рассказчик наблюдает, как к героине подходит парень, который стремился быть похожим на модника, но носил вещи с барского плеча. Автор подумал, что он является камердинером молодого барина, который приехал в деревню на летний период. Волосы у него были рыжие, завитые, а глаза — серенькие и маленькие. Черты лица — грубые. Внешний вид молодого человека показывал всю его незаинтересованность в данной встрече. Лицо у него было нахальное, почти вызывающее. Парень шёл медленной походкой, у него было надменное выражение лица. Всем своим видом молодой человек показывал равнодушие. Он «ломался нестерпимо». А крестьянка быстро встала на ноги, и радость от приближающейся встречи переполняла ее сознание. Девушка смотрела на парня очень преданными глазами, предложила ему собранные ею васильки.
Далее читатель узнает, что героиню зовут Акулина, а молодого человека — Виктор Александрович. Именно так девушка его называла. Парень сообщает крестьянке, что завтра ему предстоит отправиться с барином в Санкт-Петербург, он от хлопот едва не забыл о встрече. Затем молодой человек стал рассказывать девушке подробности о жизни петербургского общества, говоря о том, как оно разнообразно и интересно. Но он был убежден, что она его не поймет. Героиня глядела на молодого человека одновременно и с восхищением, и с грустью. С болью в душе девушка спрашивала у Виктора Александровича, что же ей теперь делать, ведь она влюблена в него до беспамятства. Героиня очень боялась того, что отец выдаст ее замуж за нелюбимого мужчину. Парень в ответ сказал девушке, чтобы она повиновалась, ведь она необразованная и подневольная. «А я тебя не забуду — не-ет» — сказал он, зевнув. Еще он отметил, что Акулина не всегда была мужичкой, как будто это ее хоть сколько-то оправдывает в его глазах.
Прошло некоторое время, и Виктор Александрович удалился. Девушка желала услышать хотя бы несколько вежливых слов на прощание, однако она их не дождалась и заплакала. Молодой человек терпеть не мог женских слез, он просто пожал плечами и удалился. Акулина побежала вслед за Виктором, она просила его хоть немного побыть с ней. Однако ее ноги подкосились, и она вдруг упала на колени. Рассказчик, не выдержав, поспешил на помощь девушке. Героиня закричала и убежала. Автор собрал все цветы, которые остались. Ему было очень жалко бедную девушку, ведь она полюбила недостойного человека.
Можно утверждать, что в своем произведении Иван Тургенев продемонстрировал читателю сильное чувство, которое не нашло ответа из-за мнимого сословного неравенства. Камердинер возгордился от общения с барином, его испортило светское общество, поэтому он стал надменным и бесчувственным. Он не имел оснований для высокомерия, ведь был таким же слугой, как и все. Но мир рабов и господ развратил его душу. Героиня искренне полюбила его и ждала от него хотя бы доброго слова. А он лишь красовался, самоутверждаясь за ее счет.
Автор: Виктория Комарова
Анализ произведения
Сначала рассмотрим героев. Их всего трое: охотник, Акулина и Виктор.
Автор исподтишка любуется девушкой, которая является центром рассказа. Сначала описана ее внешность с глазами лани и длинными ресницами, тонкой, слегка загорелой кожей, светлыми волосами, схваченными алой лентой. Только слезинки катятся по щеке. При появлении Виктора она радостно встрепенулась, а потом смутилась. Она с трепетом нежно целует руку Виктора и обращается к нему уважительно. А когда узнает о расставании, то не может сдержать своего горя. Акулина пытается сдерживать себя и вымаливает только доброе слово на прощание. Букет, который она собрала, имеет для девушки большое значение, но особенное она придает василькам, которые небрежно, как и ее саму, отверг Виктор. Эти синие цветы стали символом поруганной любви.
Виктор сразу производит на автора нехорошее впечатление. Молодой человек очень некрасив. Глазки у него маленькие, лоб узенький, усики редкие. Он полон самолюбования и довольства собой. С Акулиной Виктор ведет себя безобразно, зевает, показывая, что ему с крестьянкой скучно. Он без конца крутит свои часы и лорнет, которым не умеет пользоваться. В конце концов искреннее горе Акулины его пугает, и он позорно убегает, оставляя девушку одну.
Охотник рассказывает нам о свидании, сочувствуя девушке и презирая циничного лакея, который, возможно, сломал ей жизнь.
Проблемы, затронутые автором, могут быть перенесены и в наши реалии. Слишком часто современные молодые девушки выбирают совсем не достойных мужчин и делают их предметом поклонения, а потом, брошенные, страдают. На этом мы заканчиваем анализ «Свидания» Тургенева.
Текст для читательского дневника Тургенев Свидание
Автор рассказа становится случайным свидетелем сцены прощания между крестьянской девушкой Акулиной и господским слугой Виктором, которого она уважительно зовёт по отчеству – Александровичем. Слуга ведёт себя с влюбленной в него девушкой по-хамски, строит из себя барина. Завтра он должен уехать в столицу, а там – за границу, где, конечно, всё такое, что Акулине и не снилось, по его мнению. Девушка страдает, жалеет о времени, потраченном на этого неблагодарного человека, этим вызывает сочувствие автора, который даже выдаёт своё присутствие. Автор подбирает забытые ей цветы, долго хранит их, жалея её и других девушек, обманутых внешностью и сказками низких людей.
Последнее свидание
Случайная страница | ТОМ-1 | ТОМ-2 | ТОМ-3 Автомобили | Астрономия | Биология | География | Дом и сад | Другие языки | Другое | Информатика |
История | Культура | Литература | Логика | Математика | Медицина | Металлургия | Механика |
Образование | Охрана труда | Педагогика | Политика | Право | Психология | Религия | Риторика |
Социология | Спорт | Строительство | Технология | Туризм | Физика | Философия | Финансы |
Химия | Черчение | Экология | Экономика | Электроника |
«Три встречи», анализ повести Тургенева
История создания
Рассказ Тургенева «Три встречи» был написан в 1851-1852 гг. и опубликован в «Современнике» №2 за 1852 год. Тургенев называл его «пустой вещицей» и «безделицей», но не вполне искренне. Первое название рассказа — «Старая усадьба».
На итальянские страницы повлияла поездка 22-летнего Тургенева в Италию, в Сорренто, десятью годами ранее.
Литературное направление и жанр
Тургенев мастерски изобразил картины русской и итальянской природы. Многие современники отмечали, что в начале рассказа, где эти пейзажи сосредоточены, «с них так и пышет жаром» . В этом в целом реалистическом рассказе есть много отголосков романтизма, с которыми сам Тургенев боролся, готовя рассказ в 1856 г. к новому изданию.
В традициях романтизма написан образ Лукьяныча. Автор не открывает читателю ни тайн этого героя, ни причин его «горестной задумчивости». Загадкой также остается самоубийство этого, в общем, благополучного человека.
Романтическим ореолом овеян красавец с усами, появившийся как будто из другого мира. В традициях реализма описан главный герой, который как раз и ставит перед собой цель разоблачить мистику совпадений.
Непрост вопрос жанровой природы произведения «Три встречи». Современные исследователи называют его рассказом. История представляет собой три короткие встречи, но между ними прошло довольно много времени .
Другие сюжетные линии намечены, хоть и не развиты . На этом основании другие исследователи называют «Три года» лирико-психологической повестью о женской любви. Кажущиеся возвышенными романтические отношения между незнакомкой и ее возлюбленным оказываются трагической любовью несчастной брошенной женщины и минутным увлечением ловеласа.
Проблематика
В повести поднимается проблема того, как духовные и нравственные вопросы соотносятся с материальной жизнью человека. Другие проблемы — связь любви и счастья, непрочность человеческого счастья, которое не всегда зависит от видимых причин.
Герои рассказа
Главный герой рассказа — охотник. Повествование ведется от первого лица. Упорство, с которым герой ищет ответ на вопрос о том, кто такая незнакомка, свидетельствует о его рационализме. Вместе с тем, рассказчик придает особое значение этим мистическим встречам, как будто ему самому не хватает любви и драматизма в жизни.
Отсюда его импульсивные и мелочные поступки: он выспрашивает у крестьян о помещицах, пытается заплатить Лукьянычу за откровенный разговор, напускает на себя таинственность, твердя незнакомке, что все знает, хотя не знает ничего.
Незнакомка при первой и второй встрече представляется герою неземной женщиной. Лицо ее «поразительно прекрасно». Из деталей внешности автор подчеркивает темные глаза и черную волну волос. Но главное в ее образе — общее впечатление . При второй встрече женщина снова излучает любовь, красоту, счастье.
Герой стремится прикоснуться к ее счастью, но, желая встретить ее «как живую женщину, не как видение», разрушает чары.
Внешне она осталась такой же прекрасной, но больше не притягательна для героя, потому что от нее исходит не любовь и счастье, а «небрежность неизлечимого горя», «равнодушие безвозвратного несчастья». Отсутствие счастья и любви снова сделало ее подобной каменной статуе: «Возвратилась Галатея на свой пьедестал».
Не вполне понятна роль в рассказе Лукьяныча. Возможно, он — двойник незнакомки, стремящийся к идеалу, не принимающий компромиссов . Недаром же во сне герою он представляется Дон-Кихотом.
Сюжет и композиция
В композиции Тургенев соблюдает тройственные сказочные формулы. Герои встречаются трижды, трижды звучит итальянская песня.
Важен в композиции сон героя, в котором как будто открывается истинная сущность незнакомки, похожей на ангела, и ее возлюбленного, напоминающего итальянского паука.
Современники отмечали слабую композицию рассказа. Они недоумевали, к чему в произведении фантастическая смерть Лукьяныча. Критики единодушно признавали, что главное в рассказе — не события, а впечатления, которые они производят на рассказчика, его настроение.
Стилистические особенности
Реалистической повесть делают именно детали, бытовые мелочи: описание охоты и помещичьего заброшенного дома, неинтересная внешность сестер-помещиц и прозаическое имя Пелагея Бадаева, сонный и равнодушный староста.
Тургенев буквально рисует цветами, запахами: неизменное белое платье героини, желтое солнце, черные глаза и волосы, такая же черная ароматная южная ночь.
Современники особенно ценили в рассказе лиризм, прекрасное описание южной ночи и природы средней полосы.
Рассказ Тургенева «Свидание», краткое содержание которого будет рассмотрено ниже, входит в цикл «Охотничьи записки». Опубликовано в журнале «Современник» в 1850 году.
Экспозиция
С чего все начинается? Охотник остановился в осеннем лесу на отдых.
Он любуется великолепными картинами красочного леса. Сначала наш герой задремал, а когда через короткое время проснулся, то на поляне увидел крестьянскую девушку. Начинаем рассматривать рассказ Тургенева «Свидание».
Завязка сюжета
Она сидела на пеньке и явно кого-то ждала. Милая девушка с пепельными белокурыми волосами была опрятно одета, и ее шею украшали желтые бусы. На коленях у нее лежали цветы, которые она перебирала, и она внимательно прислушивалась к шорохам в лесу. Ресницы девушки были влажны от слез. На ее кротком лице были видны грусть и недоумение. Вдалеке затрещали ветки, потом послышались шаги, и на поляну вышел щеголеватый молодой человек.
Так продолжается краткое содержание «Свидания» Тургенева. По виду мужчины можно сразу определить, что это камердинер барина. На нем одежда с барского плеча, кривые красные пальцы унизаны золотыми и серебряными перстнями с бирюзой. Девушка с восторгом и лаской вглядывается в него, некрасивого и самовлюбленного. Из дальнейшего разговора выясняется, что они видятся в последний раз. Акулине, так зовут героиню, хочется плакать, но Виктор говорит, что слез он не выносит, и бедняжка, как может, сдерживает их.
Она наклоняет головку к цветам, бережно их перебирает и рассказывает юноше, что значит каждый цветок, и дарит ему букет из васильков. Тот небрежно его роняет и говорит о скорой разлуке: его барин уезжает в Петербург, а затем, возможно, за границу.
Конфликт
Во время этого разговора выясняется разное понимание сложившейся ситуации. Мы излагаем краткое содержание «Свидания» Тургенева. Акулина верила в нежные чувства молодого человека, которых в действительности не было. Напоследок, перед уходом, он даже не вымолвил ни одного доброго слова девушке, как она просила, а только велел ей слушаться отца. Это означает, что ее выдадут замуж против ее воли.
Кульминация
Герои расстаются. Акулина остается одна со своими переживаниями. Этим не исчерпывается краткое содержание «Свидания» Тургенева. Финал остается открытым. Когда появляется охотник, то Акулина в испуге убегает, а он проявляет понимание тех чувств, которые волнуют девушку. Охотник подбирает букетик из васильков и бережно их хранит.
Анализ произведения
Сначала рассмотрим героев. Их всего трое: охотник, Акулина и Виктор.
Автор исподтишка любуется девушкой, которая является центром рассказа. Сначала описана ее внешность с глазами лани и длинными ресницами, тонкой, слегка загорелой кожей, светлыми волосами, схваченными алой лентой. Только слезинки катятся по щеке. При появлении Виктора она радостно встрепенулась, а потом смутилась. Она с трепетом нежно целует руку Виктора и обращается к нему уважительно. А когда узнает о расставании, то не может сдержать своего горя. Акулина пытается сдерживать себя и вымаливает только доброе слово на прощание. Букет, который она собрала, имеет для девушки большое значение, но особенное она придает василькам, которые небрежно, как и ее саму, отверг Виктор. Эти синие цветы стали символом поруганной любви.
Виктор сразу производит на автора нехорошее впечатление. Молодой человек очень некрасив. Глазки у него маленькие, лоб узенький, усики редкие. Он полон самолюбования и довольства собой. С Акулиной Виктор ведет себя безобразно, зевает, показывая, что ему с крестьянкой скучно. Он без конца крутит свои часы и лорнет, которым не умеет пользоваться. В конце концов искреннее горе Акулины его пугает, и он позорно убегает, оставляя девушку одну.
Охотник рассказывает нам о свидании, сочувствуя девушке и презирая циничного лакея, который, возможно, сломал ей жизнь.
Проблемы, затронутые автором, могут быть перенесены и в наши реалии. Слишком часто современные молодые девушки выбирают совсем не достойных мужчин и делают их предметом поклонения, а потом, брошенные, страдают. На этом мы заканчиваем анализ «Свидания» Тургенева.
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Анализ рассказа Свидание
Анализ рассказа Свидание Тургенева
Произведение входит в состав прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения в форме верности, глубины любовных чувств.
Повествование в произведении осуществляется рассказчиком, который становится невольным наблюдателем тайного свидания двух молодых людей, представленных в образах главных героев произведения Виктора и Акулины.
Акулина изображается писателем в качестве робкой, грациозной девушки миловидной внешности с густыми белыми волосами и тончайшими бровями, обрамленными длинными густыми ресницами и большими светлыми глазами. Девушка не является представительницей крепостных крестьян, но образования не имеет, лишена материнской заботы, оставшись после смерти матери с отцом, к которому испытывает страх и робость. Наряд Акулины отличается опрятностью и некоей элегантностью в виде чистой белой рубахи, оттеняющей благородство ее молодой кожи, клетчатой крестьянской юбки и украшающих шею крупных желтых бус. Для более яркой и точной характеристики Акулины автор использует описание букета цветов, являющегося важным символом рассказа, состоящего из полевой рябины, череды, голубых васильков, незабудок, которые перевязаны тонкой травинкой.
Виктор представляется рассказчиком в качестве избалованного камердинера состоятельного помещика, копирующего манерами и одеждой своего хозяина. Внешность героя изображается неприятной в виде румяного, свежего, нахального лица, отличающегося узким лбом и густыми, завитыми волосами. Наряд Виктора отличается безвкусностью, претендуя на барский лоск, поскольку воротник хозяйского пальто подпирает уши, а накрахмаленные рукава и яркие кольца акцентируют внимание на некрасивость кривых, красных пальцев.
Сюжетная линия рассказа повествует о тайной встрече на лесной полянке Акулины и Виктора, при которой молодой человек уведомляет девушку, явно испытывающую к нему сильное чувство, о своем скором отъезде. При этом Виктор выражает циничное равнодушие к переживаниям Акулины, чувствующей себя раздавленной и оскорбленной, оставив плачущую на траве девушку в полном одиночестве, даже не соизволив попрощаться.
Наблюдая за свиданием молодых людей, рассказчик делает вывод о невозможности любовных отношений между людьми, имеющими различный внутренний душевный мир, а также неспособных, как Виктор, проявлять к любимому человеку ласки, заботу, понимание, не задумываясь о негативных последствиях собственных поступков.
Среди средств художественной выразительности в рассказе присутствует литературный прием в форме параллелизма, позволяющий придать повествованию музыкальность и эстетическое настроение.
Смысловая нагрузка рассказа «Свидание» заключается в изображении автором большой человеческой драмы, выражающейся в разочаровании Акулины в любимом мужчине, оказавшимся черствым, эгоистичном самодовольным человеком.
Анализ рассказа Свидание
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по рассказу Петька на даче Андреева
В рассказе «Петька на даче», написанном Леонидом Николаевичем Андреевым в 1899 году, поднимаются острые социальные проблемы, характерные для тогдашней России. На примере несчастного маленького персонажа
- Тропинин В.А.
19-го марта 1776 г. в семье крепостного графа А. С. Минина родился Василий Андреевич Тропинин. Отец мальчика вольный человеком, управляющим поместья, а вот семья была крепостными селянами.В 1823 г. парень получил свободу.
- Сочинение Нет уз святее товарищества (по повести Гоголя Тарас Бульба)
В своих произведениях Гоголь очень часто задевал тему человеческого общества и всех вытекающих из данного понятия, терминов. Он описывал процессы, происходящие в обществе, говоря о том, что на данный момент
- Сочинение Польза чтения книг
Сейчас с появлением компьютерных технологий книги перестали цениться так, как, возможно, ценились раньше, поэтому на такие темы важно говорить, чтоб давать детям здоровое отношение к книгам
- Сочинение по поэме Руслан и Людмила Пушкина
Произведение создал великий поэт, писатель Александр Сергеевич Пушкин. Творчество мастера только начинает раскрываться. Автор пронзил поэму сказочным присутствием. Основная идея весьма интересна.