Пришла пора государю женить трех своих сыновей. Он приказал наследникам выстрелить из лука по одному разу и велел сыновьям искать жену себе там, где упадет их стрела.
Старший сын пустил стрелу, она упала на боярский двор. У среднего она упала на двор богатого купца, а младший пустил свою стрелу далеко. Три дня Иван-царевич искал свою стрелу, а когда нашел, опечалился. Его стрела упала в болото рядом с лягушкой. Пришлось младшему царевичу на ней жениться.
На следующий день после свадеб царь призвал сыновей и наказал их женам к завтрашнему дню испечь для него хлеб. Пришел Иван домой в печали. Лягушка спросила у него, что случилось. Иван-царевич рассказал о приказе отца. Лягушка отправила Ивана спать, а сама сняла кожу и обернулась прекрасной красавицей. Она была Василисой Премудрой. Молодая жена испекла роскошный каравай. Утром она разбудила мужа снова в образе лягушки и отправила с выпечкой ко двору отца. Царь признал хлеб старших невесток непригодным для еды, а каравай Василисы похвалил.
Дал он новое задание сыновьям для невесток — соткать за ночь ему по ковру. Снова всех лучше справилась Василиса Премудрая.
На третий день царь пригласил сыновей с невестками к нему на пир. Василиса сказала мужу, что явится на торжество позднее его. Она предупредила, чтобы гости не боялись шума и грома. Когда братья стали спрашивать Ивана, где его жена, что-то загремело. Младший царевич сказал, что приехала его супруга и призвала гостей не пугаться грохота. Василиса явилась на пир в своем подлинном обличье в золоченой карете.
Когда все сели за стол, младшая невестка стала выливать недопитое вино в один рукав и складывать косточки — в другой. Это заметили жены старших братьев и стали повторять за ней. Пошла Василиса танцевать, махнула одной рукой — появилось озеро, махнула другой — на озере появились лебеди. Когда она перестала танцевать, видение исчезло.
Старшие невестки попытались повторить все это за Василисой, но только обрызгали гостей и побили их собранными косточками. За это царь выгнал их с торжества.
Иван-царевич отправился домой вперед жены и сжег ее кожу. Когда Василиса вернулась домой, она рассказала мужу, что оставалось ей пробыть лягушкой только три дня. Теперь же ей предстоит отправиться к Кощею Бессмертному. Иван сможет ее найти только тогда, когда сносит три пары железных сапог. После этих слов она обернулась птицей и улетела.
Молодой муж отправился на поиски супруги. Однажды в пути он встретил старичка, который подарил царевичу волшебный клубок. Бросил Иван перед собой клубочек и побежал за ним. В дороге он захотел есть. Хотел подстрелить медведя, зайца, селезня и изловить щуку, но пожалел их после просьбы оставить их в живых.
Тем временем клубок привел царевича к Бабе-Яге. Она рассказала Ивану, как ему вызволить жену и одолеть Кощея. Для этого нужно было сломать иглу.
Отправился Иван на поиски дуба, где хранился ларец с волшебной иглой. Когда он нашел дерево с ларцом, сломать дуб помог царевичу медведь. Из ларца выскочил заяц, его помог одолеть заяц, которого пожалел царевич. Из зайца выскочила утка, ее догнал селезень. Игла упала в море. Когда это случилось, иглу со дна достала щука. Иван-царевич сломал иглу и вызволил жену. После этого зажили они в счастье и согласии.
Литература
5 класс
Урок № 3
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
• сказка как вид народной прозы;
• виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных;
• сказочные формулы и приёмы сказочного повествования.
Тезаурус
Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.
Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием; иногда в виде прибаутки, поговорки.
Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.
Постоянные эпитеты – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно поэтическое выражение.
Сказочные формулы – устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, которые используются в фольклорных сказках.
Троичность – художественный приём, который характерен для повествования в фольклорных произведениях и заключающийся в трёхкратном повторении действия.
Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304
2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80
Дополнительная литература:
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254
2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
6. Карасева И. В.,Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80
8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (16.06.2019)
2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (16.06.2019)
3. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (16.06.2019)
4. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (16.06.2019)
5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (16.06.2019)
6. Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (16.06.2019)
7. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (16.06.2019)
8. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html (16.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что собой представляет сказка как жанр? Каковы основные признаки волшебных историй, которые исследователи относят к сказкам? Прежде всего, это один из древнейших фольклорных жанров, известных нам. Многие годы они передавались из уст в уста на деревенских посиделках, от бабушек внукам, от нянь ребятишкам. А появились они, наверное, тогда, когда древние люди после долгого дня сели у костра, и один их них рассказал не о том, как прошёл его реальный день, а удивительную историю.
Чем она была так удивительна? Может быть тем, что в ней были необычные герои, предметы стали волшебными, звери говорящими? А может быть, это была история про неведомых зверей и птиц…
С тех самых пор самым дорогим и желанным гостем на долгих зимних посиделках стали люди, обладающие очень хорошей памятью или фантазией, чтобы рассказать услышанную от кого-то историю, либо придумать свою. Таких людей называли сказителями или сказочниками.
Сказитель – рассказчик народных сказок, легенд и былин, часто под аккомпанемент гуслей. Имел исключительный статус повествователя: когда он говорил – все слушали.
Раньше, чтобы было не скучно работать и не жечь лишние лучины, ведь электричества не было, деревенские девушки, женщины собирались в одном доме и либо пряли на прялках, либо вышивали, шили одежду – занимались рукоделием. И сказительница с ними тоже занималась чем-то, так что привлечь внимание гуслями у неё не было возможности, тогда за общей беседой она начинала рассказ с присказки.
Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанное с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки. Например:
Жил-был царь.
У царя был двор.
На дворе был кол.
На колу – мочало. Не начать ли сказку сначала?
У многих сказочников были излюбленные сюжеты – у кого-то волшебные, у кого-то бытовые, кто-то предпочитал рассказывать о животных.
В фольклоре выделяют 3 типа сказок:
1. Сказки о животных.
2. Волшебные сказки.
3. Бытовые сказки.
Самую большую группу составляют волшебные сказки, где развитию замысловатого сюжета способствуют необыкновенные герои и чудесные существа. В волшебных сказках действуют герои тёмного мира, к которым традиционно относят Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабу Ягу и Соловья-разбойника.
Светлый мир представлен Иваном Царевичем, Василисой Премудрой и героями, не имеющими благородного происхождения – например, Емеля или Крошечка-Хаврошечка.
Рассмотрим сказку «Царевна-лягушка».
Начинается сказка со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына. Младшего звали Иван Царевич». Это традиционное сказочное начало. Такая устойчивая формула, переходящая из сказки в сказку, называется зачином.
Зачин – это начало сказочного повествования. Он служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события (В некотором царстве, в некотором государстве…), а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета (царь и три сына).
Три – магическое число для этой сказки: три сына у Царя-батюшки, три задания от него получают невестки, три пары железных сапог износить Ивану Царевичу и так далее. Троичность – художественный приём, который характерен для повествования в фольклорных произведениях, и заключающийся в трёхкратном повторении действия.
Кульминацией, моментом наивысшего напряжения сюжетного действия, в волшебной сказке является битва тёмных и светлых сил. Обрадовался Царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у неё кончик. И как только отломил – умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.
После окончания приключений героев ждет возвращение домой, пир или свадьба.
Сказочник заканчивал рассказ традиционно. Например: «И я там был, мёд-пиво пил – по усам текло, да в рот не попало…».
Такие выражения, переходящие из одного сюжета в другой, называются концовкой.
Концовка – завершающие фразы сказки. Они возвращают слушателя в реальный мир или содержат поучение: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Мы уже обратили внимание, что язык сказки наполнен выражениями, знакомыми нам по другим сказкам. Такие выражения называются сказочными формулами. Они встречаются не только в зачине и концовке, но и соединяют некоторые детали сюжета: «Долго ли коротко ли». Или присутствуют в речи: «Фу-ты, ну-ты, русским духом пахнет!».
Повторяются и характеристики многих герои и предметов (красна девица, добрый молодец, золотое веретено).
Постоянный эпитет – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение (синее море, белокаменные палаты, красна девица, ясный сокол, сахарные уста).
Каждая сказка имела мораль — добро всегда побеждало зло.
Теоретический материал для углубленного изучения
Эта сказка записана собирателем сказок А. Н. Афанасьевым под номером 104. Это одна из самых известных сказок в русском фольклоре. Исследователи считают, что её корни находятся в языческих верованиях, когда для удачной охоты мужчине надо было совершить обряд женитьбы на тотемном животном, в данном случае – лягушке. В славянской мифологии это животное обладало магией плодородия, повелевало дождями. Кроме того, в сказке есть отзвуки и матриархата. Надо сказать, что сюжет, когда невеста превосходит жениха умом и богатством – не редкость для русских сказок.
Доктор филологических наук Е. М. Мелетинский в своей книге «Герой волшебной сказки» писал: «Сказка – один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит корнями в народное творчество доклассовой эпохи и до сего дня остается спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение. Высокие поэтические достоинства сказки в значительной мере объясняются тем, что в ней выражены накопившиеся столетиями мысли и чувства народа».
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный выбор.
Из предложенных словосочетаний выберите то, где есть постоянный эпитет:
1) Красна девица
2) Долго ли, коротко ли…
3) Жили-были….
Вспоминаем пройденный материал и делаем вывод, что постоянный эпитет – это «красна девица».
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
Вставьте в текст подходящие по смыслу слова из списка ниже:
– Ах, Иван Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще ______ подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в _______ царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как ______ железных сапог износишь, как _________ железных хлеба изгрызёшь – только тогда и разыщешь меня…
Слова: три дня, тридесятое, три пары, три.
Это задание на знание текста сказки, на закрепление пройденного материала – троичность в сказке. Нужно вспомнить, что такое троичность и заполнить пропуски.
Правильный ответ:
Три дня, тридесятое, три пары, три
– Ах, Иван Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь – только тогда и разыщешь меня…
Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки как воплощение лучших качеств человека: верности, стойкости, мужества, скромности.
Цели урока: обучать анализу сказки как художественного произведения; показать особенности жанра волшебной сказки на примере сказки «Царевна-лягушка»; составить план сказки;
развивать связную речь на основе пересказа сказки, формировать умение использовать в речи языковые особенности волшебной сказки; показать характер отражения реальной жизни в волшебной сказке; формировать представления о добре и зле на основе народного идеала.
Ход урока
-
Оргмомент
-
Актуализация знаний
Встреча со сказкой – это радость для каждого человека, особенно для ребёнка. Вы уже
опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие русские народные сказки вы
вспомнили? А что нас привлекает в сказках? Конечно же, чудеса, превращения, волшебные
сказочные предметы и сказочные персонажи. Какие волшебные предметы встречаются в
русских народных сказках? Какие сказочные персонажи действуют?
Вспомните, ребята, о чём шла речь на прошлом уроке. Какие виды сказок вы знаете? Что вы
запомнили об особенностях жанра волшебной сказки?
Назовите элементы композиции волшебной сказки
-
Знакомство с «Примерным планом анализа художественного произведения». (Распечатки с планом имеются на каждой парте).
Примерный план анализа художественного произведения
1. Определить жанр произведения.
2. Выявить композицию.
3. Элементы сюжета.
4. Система образов.
5. Особенности языка.
6. Основные проблемы.
7. Позиция автора.
-
Определение жанра произведения
По каким признакам можно отнести прочитанную сказку к волшебным сказкам?
-
Композиция сказки. Аналитическая беседа по вопросам:
— Уточните жанр сказки «Царевна – лягушка». К какому виду сказок она относится? Ответ обосновать.
— Какие части можно выделить в композиции этой сказки?
— Найдите и прочитайте зачин сказки, концовку.
— А что представляет собой основная часть сказки? (Рассказ о событиях, происходящих с героями).
— Назовите элементы композиции волшебной сказки в прочитанном произведении
-
Составление плана сказки и запись в тетради.
Примерный план
-
Наказ царя сыновьям о сватовстве.
-
Сватовство старших братьев.
-
Встреча Ивана-царевича с лягушкой.
-
Первый приказ царя невесткам: испечь мягкие белые хлебы.
-
Второй приказ царя невесткам: соткать ковры.
-
Третий приказ царя невесткам: явиться на пир.
-
Василиса Премудрая на пиру у царя.
-
Иван-царевич сжигает лягушечью кожу.
-
Встреча Ивана-царевича со «старым старичком».
-
Встречи Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем и щукой.
-
Иван-царевич у Бабы-яги.
-
Иван-царевич у Кощеева дуба.
-
Возвращение Ивана-царевича с Василисой Премудрой домой.
-
Характеристика системы образов сказки.
Мы говорили о том, что в волшебной сказке реальность тесно связана с вымыслом, что вымысел делает сказку интересной, занимательной. Недаром говорится: «Сказка ложь, да в ней намек». Вымысел оттеняет то, что народ считает нужным передать другим поколениям — свои представления о добре и зле, о красоте и уродстве, о милосердии и жестокости, т. е. свои идеалы. В сказках утверждаются идеалы добра, красоты, справедливости.
Посмотрим, как это происходит в сказке «Царевна-лягушка», какие герои являются носителями народных идеалов.
-
Какие поступки Ивана-царевича вызывают у вас уважение?
-
Почему Иван-царевич сжег лягушечью кожу?
-
Какие черты характера присущи этому герою?
-
Почему, хотя двигают ход событий поступки Ивана-царевича, сказка названа «Царевна-лягушка»?
-
Какие черты характера Василисы Премудрой вам нравятся и почему?
-
О чем говорит прозвище Василисы?
-
Как изображены отрицательные герои? Кто они?
-
Является ли в этой сказке Баба-яга отрицательной героиней?
-
Как вы можете охарактеризовать братьев Ивана-царевича и их жен?
Выводы.
Иван-царевич порой действует необдуманно, рубит сплеча: он сжигает лягушечью кожу, не догадываясь о последствиях. Когда он понимает, что потерял Василису Премудрую, он не просто горюет, а отправляется на ее поиски — «куда глаза глядят». В пути ему помогает старичок, давший волшебный клубок, и Баба-яга. Сам Иван-царевич преодолевает все трудности, побеждает все житейские невзгоды. Он помогает животным, проявляет милосердие, жалеет их, действует бескорыстно, не думая о награде. Эти качества особенно ценит народ.
Образ Василисы Премудрой — один из вариантов сказочного образа невесты-волшебницы. Эта героиня любима народом за трудолюбие, доброту, мудрость, любовь и заботу. О духовных данных Василисы Премудрой так писал А. М. Горький: «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты».
Сказка «Царевна-лягушка» учит судить человека не по внешности, а по делам, учит оценивать внутренние качества человека, которые могут скрываться «под лягушечьей кожей».
-
Работа с распечаткой «Особенности языка волшебной сказки»
— приём троекратного повторения (его роль);
— устойчивые сказочные обороты;
— постоянные эпитеты;
— слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— гипербола (её роль в сказке);
— обратный порядок слов (сказуемое перед подлежащим, определение после определяемого слова).
Задание: найдите в тексте сказки примеры перечисленных особенностей языка. -
Реальность и вымысел в волшебной сказке
Любое произведение искусства — народного или авторского — так или иначе отражает жизнь. Даже если речь идет о несуществующих явлениях, предметах, о фантастических путешествиях, основа этого — реальность. Другое дело, что реальность преобразуется воображением, фантазией, мечтой, творческой мыслью художника. Попробуем определить, как это происходит в волшебной сказке «Царевна-лягушка».
Что в сказке кажется вам достоверным? Что могло быть на самом деле?
-
Какие события, явления, предметы носят фантастический, нереальный характер?
-
Как связаны между собой реальность и вымысел в сказке?
Комментарии учителя
Реальны в сказке бытовые ситуации: семья царя, желание родителей найти сыновьям хороших невест; желание проверить, хорошие ли им достались хозяйки. Достоверны чувства героев: досада, любовь, раскаяние, милосердие, благодарность, горе, радость. Это главное содержание сказки, то, что волнует каждого человека.
Вымысел касается частностей, которые делают сказку занимательной: превращения Василисы Премудрой и ее чудесные творения; животные, говорящие человечьим голосом и помогающие герою; волшебные предметы — клубок, показывающий путь, избушка на курьих ножках; игла, в которой спрятана смерть Кощея.
Реальность и вымысел тесно переплетены: каждое реальное явление содержит большую или меньшую долю вымысла, фантазии, носит древние мифологические черты.
-
Подведение итогов урока
В сказке прославляются лучшие качества человека — в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств. В сказке есть герои, чьи качества осуждаются народом. Осуждение явно чувствуется в эпизоде начала пира, когда старшие братья и их жены смеются над Иваном-царевичем из-за его жены-лягушки. В сцене пира высмеивается бездумное подражание жен старших сыновей действиям Василисы Премудрой. Чтобы подчеркнуть негативное отношение к этим героиням, в сказке преувеличиваются недостатки работы старших невесток: их хлеб царь отсылает на кухню, их ковры — к порогу, ноги вытирать.
-
Домашнее задание
3
Сегодня
на уроке мы:
·
поговорим
о сказках как об особом жанре фольклора;
·
разберём
сказку «Царевна-лягушка».
Любите
ли вы сказки? Наверняка любите. Ещё совсем маленькими мы слушали сказки,
которые нам читали мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Теперь мы читаем
сами. Необычайный волшебный мир открывается перед нами, едва только мы
раскрываем книгу сказок и читаем: «В некотором царстве, в некотором
государстве…».
Что
же такое сказка? И зачем она нужна?
Мы
уже говорили о фольклоре и помним, что фольклор – это устное народное
творчество.
Сказка
– один из жанров фольклора. Это произведение, в котором есть
волшебство.
В
сказках интересно и увлекательно рассказывается о необыкновенных событиях.
Герои сказок могут то, чего не могут ни люди, ни животные в реальной жизни.
Сказки
не только развлекают – они ещё и учат. В сказках добрый, заботливый, щедрый
герой получает награду, а злой, завистливый, жадный и вредный обычно наказан.
Сюжеты
многих сказок схожи.
Трудолюбивая
и добрая падчерица есть в русских, английских, турецких сказках. Жадный хитрый
богач теряет своё имущество, если обижает честного работника, в сказках шведских,
греческих, афганских.
Японские,
ненецкие, индийские сказки учат трудолюбию, уважению к старшим, заботе о слабых
и беспомощных.
«Сказка
– ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», – писал Александр Сергеевич
Пушкин. В сказках действительно есть «урок»: как поступить, какой выбор
сделать, сторону какого героя принять?
Сказки
народов мира похожи не только по сюжетам, но и по построению. Сказки состоят из
трёх частей.
Какие
сказки вы любите больше? Кому-то нравятся сказки о животных. Кому-то – о
принцах и принцессах. А кому-то – о находчивых крестьянах, которые ловко
обводят помещиков вокруг пальца!
Сказки
так разнообразны, правда?
Именно
поэтому все сказки условно делят на три группы: бытовые сказки, сказки о
животных и волшебные сказки.
В
бытовых сказках говорится о простых людях – крестьянах, ремесленниках,
солдатах и так далее. Обычно это весёлые и даже озорные сказки. Они высмеивают
плохое в человеке: жадность, грубость, зависть, злобу, мстительность. А
смелостью, добротой, находчивостью, бескорыстием восхищаются.
Сказки
о животных тоже чаще всего весёлые. Действуют в них звери и
птицы, но ведут они себя так же, как и люди. Смешные или же опасные ситуации, в
которые животные попадают, бывают вызваны их отрицательными чертами характера:
излишним самомнением, трусостью, глупостью, жадностью.
Волшебные
сказки – самые необычные. В них есть необыкновенные
приключения, волшебство; трудности, которые герой должен преодолеть; волшебные
предметы, дающие власть и богатство; невиданные существа…
Русские
народные сказки в этом смысле ничем не отличаются от сказок народов мира. Есть
в них и условленный зачин, и обычная концовка; и деление на виды тоже есть.
Но
есть и своеобразие: определённые обращения и описания предметов. «Красно
солнышко», «добрый молодец», «путь-дороженька», «родимый батюшка», «трава шелковая».
Особенно
это заметно в волшебных сказках. Вот одной из таких увлекательных,
интересных сказок и является русская народная сказка «Царевна-лягушка». Её
очень любили и рассказывали по всей Руси, иногда немного меняя сюжет.
Существует более 20 вариантов этой сказки! Известные художники не только делали
иллюстрации к сказке, но даже писали картины.
Почему
же мы говорим, что «Царевна-лягушка» − волшебная сказка? Потому что в ней
есть превращения, волшебные предметы, волшебство, добрые и злые существа,
говорящие звери. Герою предстоит пройти немалые испытания, пока он добьётся
своей цели.
Давайте поподробнее посмотрим сначала
на героев этой сказки.
Главный герой – Иван-царевич,
царский сын.
В сказках главным героем часто
становится самый младший из сыновей. Иван-царевич – герой, конечно,
положительный.
Иван-царевич – послушный сын: он
женится на той, кого выбрал по воле отца. Он не отвечает на насмешки братьев. И
ни разу ни в чём не упрекает свою неказистую супругу. В нём привлекает и его
упорство, доброта по отношению к животным во время путешествия, и желание во
что бы то ни стало вернуть жену.
Василиса Премудрая – тоже героиня многих русских
сказок.
Она мудра, добра и готова во всём
помочь Ивану. Кроме того, она ещё и волшебница: может соткать за одну ночь
ковёр или выпечь ковригу хлеба небывалой красоты.
Иван-царевич
и Василиса Премудрая заключают в себе лучшие черты русского народа. Они добры,
приветливы со всеми, всё умеют, не боятся трудностей, верны своей любви.
Положительным героям в сказках
противопоставляются отрицательные герои. Кажется, что здесь это – Кощей
Бессмертный и Баба Яга… но давайте сначала поговорим о братьях Ивана. Ведь
очень часто в сказках отрицательными персонажами являются – братья и сёстры.
Братья
Ивана-царевича насмехаются над младшим братом, хотя им самим гордиться нечем:
их жёны ничего не умеют. Но именно от зависти братья и высмеивают Ивана.
Да и жёны братьев под стать своим мужьям.
Они глупы и завистливы. Сами ничего не умеют. Могут только подражать, не
задумываясь о том, для чего что делается. Поэтому царь и прогоняет их с глаз
долой.
Кроме
обычных людей, в любой волшебной обязательно есть волшебные герои. Они могут
быть добрыми или злыми, помогать главному герою или вредить ему. В сказке
«Царевна-лягушка» это старичок, баба-яга и Кощей Бессмертный.
При
этом Кощей Бессмертный всегда герой отрицательный: он злой, беспощадный, его не
могут тронуть ни просьбы, ни слёзы.
В сказке «Царевна-лягушка» сам Кощей
не появляется – о нём узнаём из рассказа старичка и бабы-яги. Но от этого
характер Кощея не меняется: даже родной дочери он не может простить того, что
она оказалась умнее и талантливее его, и превращает её в лягушку.
Баба-яга тоже обычно персонаж совсем
не добрый. Но иногда она помогает главному герою. Помогает она и
Ивану-царевичу.
Старичок на первый взгляд кажется
обычным. Но при этом он знает много больше того, что известно простому
человеку. И даже даёт Ивану-царевичу волшебный клубок.
В
сказках очень распространены моменты, когда герой встречает как будто обычного
путника, или старичка, или даже нищего, а тот открывает ему будущее или
помогает. Эти мотивы пришли в сказки из мифов, где под видом путников или нищих
простым смертным встречались ангелы, волшебники и даже боги.
А
как же волшебные предметы? Клубок не единственный волшебный предмет в
сказке. Лягушечья кожа, избушка на курьих ножках, волшебная игла в волшебном
яйце, волшебный дуб – это обычные атрибуты волшебной сказки. Даже кости лебедя,
съеденного на пиру, и остатки недопитого вина при волшебстве Василисы Премудрой
становятся озером и живыми лебедями.
Эти лебеди появляются волшебством и
исчезают после танца Василисы. А вот медведь, заяц, селезень и щука вполне
реальны. Волшебное в них то, что они понимают человеческую речь и сами говорят.
Они помогают Ивану-царевичу в благодарность за его доброту. Есть в сказке и
двое по-настоящему волшебных животных: заяц и утка из ларца.
Итак,
в сказке есть и волшебные предметы, и волшебные помощники главного героя. И,
конечно, волшебная сказка не может обойтись без волшебства и чудес. Лягушка
превращается в девушку, кости и вино превращаются в озеро с лебедями, клубочек
не просто разматывается, а ведёт в определённом направлении. Избушка может
менять своё положение, железные хлебы оказываются съедобными, сломанная игла
убивает злодея.
Сказка
«Царевна-лягушка» во многом схожа с другими волшебными сказками.
Например, в ней повторяется число три, которое считалось священным.
В
этой сказке у царя три сына, на третий день нашёл Иван-царевич свою стрелу, три
задания даёт сыновьям отец, три железных хлеба съесть и три пары железных сапог
износить должен Иван-царевич, три года обречена быть лягушкой Василиса
Премудрая, три дня оставалось до снятия заклятья.
Почти
во всех волшебных сказках главный герой отправляется искать свою похищенную
любимую. Иван-царевич тоже отправляется в дальний путь на поиски Василисы. Путь
главному герою указывает обычно кто-то старый – старичок или старушка, чаще
всего за его доброту и помощь.
Как
видим, в сказке «Царевна-лягушка» много общего с другими волшебными сказками.
Она и построена по всем правилам:
Зачин
– «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него
три сына».
Основное
действие – все приключения Ивана-царевича.
Концовка
– «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
Но
есть в этой сказке то, что отличает её от других волшебных сказок.
Василиса
похищена не потому, что просто понравилась Кощею, а потому, что Иван сжёг
лягушечью кожу. В этом его упрекает сама Василиса и старичок в лесу. Именно
из-за этого необдуманного поступка он и должен отправляться в долгий тяжёлый
путь.
Какие
же «уроки» даёт нам сказка «Царевна-лягушка»?
Будь
добрым с другими – и с тобой будут добры.
Перед
тем, как что-то сделать, подумай: а стоит ли это делать.
Никогда
не суди по внешнему виду. Ведь болотная лягушка оказалась царевной – красивой,
умной, умелой.
А
теперь давайте вспомним, что же мы узнали нового сегодня:
·
Сказка
– один из жанров фольклора, в ней есть волшебство.
·
Сказки
имеют общую структуру: зачин, развитие сюжета, концовку.
·
Все
сказки условно делятся на три группы: волшебные сказки, бытовые сказки, сказки
о животных.
·
Сказка
«Царевна-лягушка» волшебная сказка, так как в ней есть все атрибуты
волшебных сказок: волшебство, превращения, волшебные существа, говорящие
животные, волшебные предметы.
·
Сказка
«Царевна-лягушка» учит доброте, хорошему отношению к любому существу,
скромности.