Жанр сказки гуси лебеди 2 класс

«Гуси-лебеди» читательский дневник

«Гуси-лебеди» читательский дневник

«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.

Краткое содержание сказки “Гуси-лебеди” для читательского дневника

ФИО автора: Афанасьев Александр Николаевич

Название: «Гуси-лебеди»

Число страниц: 16. Афанасьев А. Н. «Русские народные сказки». Издательство «Просвещение». 1983 год.

Жанр: Сказка

Год написания: 1855-1863 гг.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Дочка – весёлая, озорная, капризная девочка, заигравшаяся и забывшая о своём братике.

Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.

Печка, Яблоня, Речка, Ёжик – помощники девочки.

Сюжет

Жили-были мужик да баба, и были у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо и увидела гусей, которые вскоре исчезли за тёмным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли её брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела её пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

План пересказа

  1. Родительский наказ.
  2. Забывчивость девочки.
  3. Похищение братца.
  4. Девочка отправляется к Бабе-Яге.
  5. Девочка находит братца и бежит домой.
  6. Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
  7. Возвращение домой.

Главная мысль

Нужно помогать другим, и тогда в нужную минуту и тебе окажут помощь.

Чему учит

Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.

Пословицы

  • Нужда научит калачи есть.
  • Не дорого начало, похвален конец.
  • Глаза боятся, а руки делают.

Что понравилось

Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

Автор: народ

Название: “Гуси-лебеди”

Жанр: волшебная сказка

Тема произведения: непослушание

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

  1. Дочка. Маленькая девочка. Заносчивая, упрямая,
    забывчивая.
  2. Братец. Маленький, беззащитный.
  3. Гуси-лебеди. Злые птицы, помощники бабы-яги
  4. Ежик. Добрый, отзывчивый.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Девочка заигралась и забыла смотреть за младшим братом, и того унесли гуси-лебеди. Девочка отправляется спасать брата, и приносит его домой, научившись помогать другим.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

  1. Родители наказали дочке смотреть за братиком, и
    ушли в город.
  2. Девочка забыла про брата, и того унесли
    гуси-лебеди.
  3. Девочка пошла искать брата, но отказалась есть
    яблоки, хлеб и пить молоко из реки.
  4. Ежик подсказал девочке, где найти брата, и
    девочка сумела унести брата от бабы-яги.
  5. Гуси-лебеди бросились в погоню за девочкой, но
    яблоня, река и печка укрыли девочку, когда она попробовала их угощение.
  6. Девочка благополучно принесла братца домой.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод побега девочки с братом от бабы-яги.
Чтобы ее не нашли гуси-лебеди, девочка попила молочной воды, съела хлеба и
яблок, и тогда печка, яблоня и речка спрятали ее.

План произведения для пересказа

  1. Наказ родителей;
  2. Забывчивость девочки;
  3. На поиски брата;
  4. Привередливая девочка;
  5. Добрый ежик;
  6. Побег с братом;
  7. Девочка угощается;
  8. Спасение.

Главная мысль

Беда враз отучит от чванства и заносчивости.

Чему учит эта книга

Сказка учит слушать родителей, не забывать о своих
обязанностях, исправлять совершенные ошибки. Учит смелости и находчивости, отзывчивости
и умению находить друзей.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравилась эта сказка, хотя в самом начале девочка вела
себя очень некрасиво. Но она быстро поумнела, когда поняла, что из-за ее
капризов она само может погибнуть, и брата своего не спасет. И девочка
изменилась, стала доброй и отзывчивой.

Новые слова и выражения

Кликать — звать, кричать.

Причитать — плакать, расстраиваться.

Кудель — льняное волокно.

Пословицы к произведению

Не дорого начало, похвален конец.

Нужда заставит и калачи есть.

Глаза боятся, а руки делают.

Назад к содержанию

Гуси-лебеди — краткое содержание и жанровые особенности сказки

  

Гуси-лебеди — краткое содержание и жанровые особенности сказки

 
В этой статье мы рассмотрим краткое содержание сказки «Гуси-лебеди» для детей. Но прежде немного поговорим о самом ее жанре, а также о различиях народных и литературных произведений.
 

Жанр сказки Гуси-лебеди

 

Сказкой называется один из фольклорных, а позднее и литературных жанров. Это эпическое произведение обычно прозаического характера, имеющее героическую, бытовую или волшебную тематику. Основные черты этого жанра – отсутствие историчности и нескрываемая, бросающаяся в глаза надуманность сюжета.

 
«Гуси-лебеди» — сказка, краткое содержание которой мы рассмотрим ниже, относится к народным. То есть у нее нет автора как такового, ее сочинил русский народ.

Отличие народной от литературной сказки

 

Фольклорная, или народная, сказка появилась раньше литературной и передавалась долгое время из уст в уста. Отсюда и множество расхождений сюжетов и вариантов таких историй. Так, мы представим здесь наиболее распространенное краткое содержание сказки «Гуси-лебеди». Однако это не означает, что в другой местности и регионах нашей страны это произведение имеет точно таких же героев. Сюжет в целом будет един, но может различаться в нюансах.

 
Литературная же сказка изначально была придумана автором. Ее сюжет ни при каких обстоятельствах не может быть изменен. Кроме того, изначально такое произведение появилось на бумаге, а не в устной речи.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание. Завязка

 

Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.

 
Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.

 
Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.

 
Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.

 
Возвратилась Маша, смотрит – Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.

 
Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.

 
Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.

Баба-яга

 

Продолжает Маша узнавать, куда полетели гуси-лебеди. Сказка (краткое содержание представлено в этой статье) рассказывает о том, как девочка встречает яблоню, ветви которой усеяны румяными плодами. Маша спрашивает у нее, куда направились гуси-лебеди. Яблонька попросила стрясти с нее яблоки, и тогда она подскажет, куда полетели птицы. Девочка выполнила просьбу и узнала, куда отправились похитители.

 
Бежит Машенька дальше и видит молочную реку с кисельными берегами. Спрашивает девочка у реки, куда полетели гуси-лебеди. А та в ответ: «Сдвинь камень, который мешает мне течь, тогда скажу». Сдвинула Маша камень, и указала река, куда направились птицы.

 
Добежала девочка до дремучего леса. И тут ей ежик дорогу подсказал. Свернулся клубочком и докатился до избы на курьих ногах. В той избе Баба-яга сидит, а у крыльца Ваня играет с золотыми яблоками. Подкралась Маша, схватила Ваню и бросилась бежать.

 
Заметила Баба-яга, что мальчик пропал, и отправила гусей-лебедей в погоню.

Развязка произведения

 

«Гуси-лебеди», сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

 
Дальше бегут брат с сестрой. Снова заметили их птицы. Подбежала тогда Маша к яблоньке и попросила их спрятать. Укрыло дерево детей своими ветвями, и вновь ничего не заметили гуси-лебеди.

 
И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

 
Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

 
Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

Читать сказку Гуси-лебеди
Читать другие русские народные сказки
   

Краткое содержание сказки “Гуси-лебеди” для читательского дневника

ФИО автора: Афанасьев Александр Николаевич

Название: «Гуси-лебеди»

Число страниц: 16. Афанасьев А. Н. «Русские народные сказки». Издательство «Просвещение». 1983 год.

Жанр: Сказка

Год написания: 1855-1863 гг.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Пересказ для читательского дневника

В классе ученики стараются не только прочитать произведение, но и отвечают на вопросы и дают характеристика главным героям. Следует также объяснить заголовок сказки, желательно заполнить читательский дневник. В него можно поместить либо краткий пересказ сюжета, либо же составить план всего произведения:

  1. Родительский наказ.
  2. Героиня заигралась.
  3. Похищение малыша.
  4. Поиски брата.
  5. Избушка бабы-яги.
  6. Девочка находит братца.
  7. Дорога домой и встреча с Речкой, Яблоней и Печкой.
  8. Возвращение домой.

Стоит с ребятами на уроке внимательно читать сказку и делать её анализ. Ведь она учить любить своих близких людей, заботиться о них. При анализе ребята должны не только описать испытания, которые встретились на пути девочки, но и кратко сделать вывод, что нужно быть ответственным, решительным и смелым человеком, тогда эти качества помогут добиться любых целей.

В дневнике для чтения можно описать, как выглядят картинные герои, которых всегда много в учебниках к сказке. Иллюстрации написаны многими художниками. Также можно поместить и описание понравившегося эпизода. Например, когда девочка убегает от бабы-яги и прячется от птиц.

Сюжет

Жили-были мужик да баба, и были у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо и увидела гусей, которые вскоре исчезли за тёмным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли её брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела её пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

Сюжет сказки «Гуси Лебеди» краткое содержание

У одной пожилой пары было двое деток: мальчик и девочка. Сынок был еще совсем маленьким, а дочка постарше. Ей и доверяли родители своего младшего ребенка, когда уходили на работу.

Девочка усаживала брата на травку, а сама играла. Однажды так заигралась, что не уследила за малышом. А тут прилетели гуси — лебеди, схватили мальчика и унесли его к Бабе Яге.

Долго искала девочка братца, но лишь успела заметить в небе улетающих птиц, которые уносили ее брата.

Девочка побежала вдогонку. По пути она встречала Печку, просящую покушать ее пирожков; Яблоню, которая попросила отведать с ее веток яблочков; молочную реку с кисельными берегами, которая тоже предложила девочке попробовать киселька с молочком.

Но девочка всякий раз отказывалась от предложений и бежала вперед.

Повстречавшийся ей на пути Ежик сказал, где живет Баба Яга, к которой гуси унесли мальчика.

Девочка нашла хижину Бабы Яги, схватила брата и побежала обратно домой. Гуси — лебеди начали их настигать. Но всякий раз девочка добегала то до Речки, то до Печки, до Яблоньки. Она просила их укрыть их с братцем.

За это девочке приходилось пить молоко с киселем, есть яблочко и пирожок. Но это помогло ей благополучно вернуться домой вместе с братиком. Они успели как раз вовремя. Когда родители вернулись с работы, дети уже были дома.

Жанр сказки

гуси лебеди сказка краткое содержание

Сказкой называется один из фольклорных, а позднее и литературных жанров. Это эпическое произведение обычно прозаического характера, имеющее героическую, бытовую или волшебную тематику. Основные черты этого жанра – отсутствие историчности и нескрываемая, бросающаяся в глаза вымышленность сюжета.

«Гуси-лебеди» — сказка, краткое содержание которой мы рассмотрим ниже, относится к народным. То есть у нее нет автора как такового, ее сочинил русский народ.

Краткий пересказ «Гусей-лебедей»

Родители попросили старшую дочку присмотреть за братиком, и в награду за прилежание и послушание обещали подарки. Но главная героиня забывает о своей ответственности и вместо этого отправилась играть одна, оставив мальчика на лавочке.

Когда она вернулась, брата нигде не было видно. Оказалось, что его украли гуси-лебеди. Девочка погналась за ними в темный лес.

По пути девочке встретились сразу несколько героев, которые хотели предложить ей свои дары. Печка предлагала съесть пирожок, яблоня – свои сладкие плоды, молочная река – выпить киселя. Но вместо того, чтобы побаловать себя, девочка стремилась во что бы то ни стало найти брата, и отказывалась от всех даров. У всех встречных она пыталась узнать, где он, и только ежик подсказал ей, где искать избушку на курьих ножках.

Когда героиня нашла брата, она быстро схватила его и побежала к дому, но гуси-лебеди устремились в погоню. В этот раз девочка согласилась съесть и выпить все, что они предлагали, и каждого поблагодарила. Река укрыла их своими берегами, яблоня – заслонила ветвями, а печка позволила залезть внутрь, чтобы спрятаться.

Гуси-лебеди улетели ни с чем, а девочка и ее брат успели вернуться домой как раз к приходу родителей.

Характеристика героев

В популярной сказке героев не так уж и много. Есть в этом произведении как основные персонажи, так и эпизодические действующие лица, которые помогают понять основную мысль всего русского народного произведения. К главным героям сказки «Гуси-лебеди» можно отнести следующих персонажей:

Главная героиня весёлая и озорная, но только в начале сюжета она оказывается безответственной, так как забыла наставление родителей и не следила за младшим братом. А вот гуси—лебеди оказываются коварными птицами, которые похищали маленьких детей, а затем уносили их к Бабе Яге. Но есть в волшебном тексте и другие герои:

Эпизодические персонажи в тексте сказки положительные. Эти природные помощники девочки делают всё необходимое, чтобы её не нашла баба-яга и героиня со своим братом могла вернуться домой.

Композиция произведения

При изучении известной сказки на уроках в школе учитель должен объяснять ребятам не только о том, чему учит она, каков её жанр, но и обязательно нужно остановиться на композиции произведения. А она в известной сказке зеркальная. Это означает, что девочка совершает один и тот же путь туда и обратно и встречает на своём пути одних и тех же персонажей, поэтому текст повторяется.

А вот время и пространство в сказке выделяются особенно, так как автор конкретно не указывает определённого места и времени. Зато мир делится на 2 части: живые люди и тёмный лес, где обитают злые силы, подобные Бабе Яге. Все приключения происходят с девочкой в лесу, помогая приобретать новые умения и навыки.

Если же говорить о времени, события происходят в течение одного дня. Это и неожиданный отъезд родителей, и похищение мальчика, и путешествие по тёмному лесу, и возвращение сначала девочки, а затем её родителей домой. Сам же сюжет построен классически:

При изучении краткого содержания сказки следует отметить, что в сюжете много действия, а также часто используется число 3, которое для русских сказок является традиционным. Так, девочка встречает на своём пути 3 волшебных предмета, которые после испытаний помогают ей добраться домой.

Персонажи сказки

В это сказке всего один главный герой – девочка, чье имя не называется. Она своенравна и капризна, и ей совсем не хочется слушаться своих родителей и делать то, что они говорят.

Второстепенные персонажи сказки:

  • маленький сыночек – брат главной героини;
  • гуси-лебеди – злые птицы на службе у Бабы Яги, похищают мальчика;
  • фантастические жители леса – печка, яблоня и молочная река, которые помогли девочке и ее брату скрыться от гусей;
  • ежик – жил в лесу и подсказал главной героине, где ей следует искать ее брата.

Также в произведении косвенно присутствует персонаж Бабы Яги. Она не совершает никаких действий, однако подразумевается как зло, и встречи с ней девочка и ее брат стараются избежать.

«Гуси-лебеди» — читательский дневник по сказке (в пересказе А. Афанасьева)

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» в пересказе А. Афанасьевым была опубликована в сборнике «Народные русские сказки» в 1855—1863 гг.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Афанасьев Александр Николаевич Название: «Гуси-лебеди» Число страниц: 16. Издательство: «Просвещение» Год издания: 2003 год Жанр: Сказка Год написания: 1855-1863 гг.

Главные герои и их краткая характеристика

Дочка – веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о своем братике.

Мальчик — младший брат, которого похитили Гуси-лебеди

Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.

Печка, Яблоня, Речка, Ежик – помощники девочки.

Краткое содержание и сюжет

Жили-были старик со старушкой, и была у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо, и увидела гусей, которые вскоре исчезли за темным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли ее брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась, и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела ее пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

План пересказа

  • Родительский наказ.
  • Забывчивость девочки.
  • Похищение братца.
  • Девочка отправляется к Бабе-Яге.
  • Девочка находит братца и бежит домой.
  • Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
  • Возвращение домой.

Основная мысль

Нужно помогать другим, и тогда в нужную минуту и тебе окажут помощь.

Чему учит

Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.

Пословицы

  • Нужда научит калачи есть.
  • Не дорого начало, похвален конец.
  • Глаза боятся, а руки делают.

Что понравилось

Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.

Вывод и мое мнение

Нужно быть ответственным и внимательным. Слушаясь родителей можно избежать трудностей. Чтобы получить чью-то помощь, нужно делать, что говорят. Отданное добро возвращается.

Анализ сказки «Гуси лебеди»

На чтение 2 мин Обновлено 30 июня, 2020

Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, жанр, кто главные герои произведения, чему учит сказка «Гуси-лебеди».

Содержание

  1. «Гуси лебеди» анализ сказки
  2. Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
  3. Герои сказки «Гуси-лебеди»:
  4. Особенности композиции сказки:

«Гуси лебеди» анализ сказки

Жанр — сказки

Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Главная мысль: нужно ответственно относиться к поручениям взрослых.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои сказки «Гуси-лебеди»:

  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька — чудесные помощники
  • Баба Яга.
  • Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки:

  • Начало сказки традиционное: Зачин (Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира: Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Учитель включает видео — запись сказки.

Беседа о просмотренном.

— Понравилась ли Вам сказка? Чем?

— К какому виду сказок мы ее отнесём?

-Что же в этой сказке волшебного?

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

  1. Чтение сказки и словарная работа.

(Учащиеся читают сказку по цепочке по предложениям)

Словарная работа проводится по ходу чтения

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Кликать – громко звать.

Причитывала – найдите значение слова в словаре учебника с.214. Прочитайте.

Возвращаемся на страницу 48, читаем дальше.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

Ржаной пирожок – пирог из ржаной муки (из неё пекут «чёрный» хлеб)

— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

Пшеничный пирог – пирог из пшеничной муки (из неё пекут «белый» хлеб)

Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего лесного яблочка — скажу.

— У моего батюшки и садовые не едятся…

Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся…

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Кудель – найдите значение слова в словаре учебника с.214. Прочитайте.

Возвращаемся на страницу 50, читаем дальше.

Девочка вошла в избушку:

— Здравствуй, бабушка!

— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

— Садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Веретено – найдите значение слова в словаре учебника с.214. Прочитайте.

Возвращаемся на страницу 50, читаем дальше.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Ни жива ни мертва – очень испугана.

Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:

— Девица, прядешь ли?

Мышка ей отвечает:

— Пряду, бабушка…

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:

— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.

— Речка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…

— Яблоня, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

— Печка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.

Устьице – найдите значение слова в словаре учебника с.214. Прочитайте.

Возвращаемся на страницу 53, читаем дальше.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

  1. Кроссворд по сказке.

По горизонтали:

2.Жанр произведения «Гуси-лебеди».(Сказка)

3.Персонаж, который сначала встретился девочке.(Печка)

4. Персонаж, который помог девочке в избушке Бабы-яги. (Мышка)

6. То, что предложила поесть речка.(Кисель)

7. Место, где оказался украденный братец девочки.(Избушка)

8. Персонаж, который встретился девочке после печки. (Яблоня)

9. То, что предложила поесть печка. (Пирожок)

10. Персонаж, который встретился девочке после яблони.( Речка)

По вертикали:

1.То, что дала девочка мышке. (Кашка)

5. То, что родители обещали купить девочке.(Платочек.)

(Ключевое слово— то, которое девочка на обратном пути говорила всем: спасибо.)

Краткое содержание — Гуси-лебеди — русская народная сказка

Автор, жанр, год издания, главные герои

Автор: народ

Название: “Гуси-лебеди”

Жанр: волшебная сказка

Тема произведения: непослушание

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

  1. Дочка. Маленькая девочка. Заносчивая, упрямая, забывчивая.
  2. Братец. Маленький, беззащитный.
  3. Гуси-лебеди. Злые птицы, помощники бабы-яги
  4. Ежик. Добрый, отзывчивый.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Девочка заигралась и забыла смотреть за младшим братом, и того унесли гуси-лебеди. Девочка отправляется спасать брата, и приносит его домой, научившись помогать другим.

Краткое содержание

  1. Родители наказали дочке смотреть за братиком, и ушли в город.
  2. Девочка забыла про брата, и того унесли гуси-лебеди.
  3. Девочка пошла искать брата, но отказалась есть яблоки, хлеб и пить молоко из реки.
  4. Ежик подсказал девочке, где найти брата, и девочка сумела унести брата от бабы-яги.
  5. Гуси-лебеди бросились в погоню за девочкой, но яблоня, река и печка укрыли девочку, когда она попробовала их угощение.
  6. Девочка благополучно принесла братца домой.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод побега девочки с братом от бабы-яги. Чтобы ее не нашли гуси-лебеди, девочка попила молочной воды, съела хлеба и яблок, и тогда печка, яблоня и речка спрятали ее.

План произведения для пересказа

  1. Наказ родителей;
  2. Забывчивость девочки;
  3. На поиски брата;
  4. Привередливая девочка;
  5. Добрый ежик;
  6. Побег с братом;
  7. Девочка угощается;
  8. Спасение.

Главная мысль (вывод, мнение)

Главная мысль

Беда враз отучит от чванства и заносчивости.

Чему учит эта книга

Сказка учит слушать родителей, не забывать о своих обязанностях, исправлять совершенные ошибки. Учит смелости и находчивости, отзывчивости и умению находить друзей.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравилась эта сказка, хотя в самом начале девочка вела себя очень некрасиво. Но она быстро поумнела, когда поняла, что из-за ее капризов она само может погибнуть, и брата своего не спасет. И девочка изменилась, стала доброй и отзывчивой.

Новые слова и выражения

Кликать — звать, кричать.

Причитать — плакать, расстраиваться.

Кудель — льняное волокно.

Пословицы к произведению

Не дорого начало, похвален конец.

Нужда заставит и калачи есть.

Глаза боятся, а руки делают.

Рисунок к произведению

Народная сказка "Гуси-лебеди" - Кратко содержание для читательского дневника

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

  • Жанр сказки в картинках характерен для творчества
  • Жадный вельможа русская народная сказка
  • Жанр сказки белоснежка и 7 гномов
  • Жадный богач сказка читать
  • Жанр сказки белая уточка