Жанр: народная сказка о животных
Главные герои сказки «Лиса и козел» и их характеристика
- Лиса. Неосторожная, невнимательная, но очень хитрая.
- Козел. Самоуверенный, глупый.
План пересказа сказки «Лиса и козел»
- Падение в колодец
- Гуляющий козел
- Разговор с лисой
- Прыжок в колодец
- Спасение лисы
- Спасение козла
Кратчайшее содержание сказки «Лиса и козел» для читательского дневника в 6 предложений
- Лиса случайно в колодец упала, а вылезти не может.
- Увидел ее козел, расспрашивать стал.
- Рассказала лиса, что от жары в колодце спряталась.
- Захотел козел попить и в колодец прыгнул.
- Лиса ему на спину заскочила и из колодца выпрыгнула.
- А козла потом за рога еле вытащили.
Главная мысль сказки «Лиса и козел»
Хитрость и ум в любой беде спасение.
Чему учит сказка «Лиса и козел»
Сказка учит быть внимательными и осмотрительными, всегда смотреть под ноги. Учит хитрости и находчивости. Учит не быть ротозеями и не верить всему, что говорят.
Отзыв на сказку «Лиса и козел»
Мне очень понравилась эта сказка и больше всего понравилась умная и хитрая лиса. Она смогла найти выход из очень сложной ситуации, заодно посмеявшись над глупым козлом.
Пословицы к сказке «Лиса и козел»
Когда идешь в путь, осторожен будь.
Осторожность головной боли не причиняет.
Ум везде найдет применение.
Смекалка во всяком деле выручит.
Дураки дают — умные берут.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лиса и козел»
Бежала по дороге лиса, зазевалась, да на свою беду в колодец упала. Колодец неглубокий был, да и воды в нем чуть-чуть. Утонуть нельзя, но и выбраться лиса не могла.
А в ту пору мимо козел проходил, шибко умный. Заглянул козел в колодец и лису увидел. Удивился сильно, стал спрашивать, что лиса в колодце делает.
А та и отвечает, что жарко ей стало, вот и залезла в тенек и прохладу. Да и водичка в колодце больно вкусная.
Козлу тоже пить хотелось, вот лиса и предложила ему в колодец спрыгнуть.
Козел в колодец спрыгнул, прямо в воду. Лиса обругала его, за то что козел ее обрызгал, на спину вскочила, потом на рога, и вылезла из колодца.
А козел в колодце застрял. Насилу его потом из колодца за рога вытянули.
Цель: Расширять и систематизировать знания учащихся по теме «Русские
народные сказки».
Задачи:
- Образовательные. Обобщить и систематизировать знания детей по
русским народным сказкам. Познакомить учащихся с русской народной сказкой
«Лиса и козёл». Продолжать формировать умения работы с текстом и оценивания
персонажей по их поступкам и особенностям речи. - Коррекционно-развивающие. Развивать диалогическую речь посредством
беседы. Развивать и активизировать словарь учащихся через уточнение и
объяснение значения «трудных» слов и выражений; - Воспитательные. Воспитывать нравственные качества личности детей
через анализ содержания художественного произведения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: растяжка на классную доску «Чудесный мир сказок»; буквы на
магнитах для составления слова, сюжетные иллюстрации к сказке на формате А-4;
раздаточный материал на каждого учащегося: цветные карточки со словарным
материалом для читающих детей и предметными картинками для не читающих детей;
набор сюжетных иллюстраций, отображающих последовательность событий в сказке,
набор лиц, отображающих эмоциональные состояния людей, конверт с пословицей,
разрезанной на слова.
Продолжительность урока: 40 минут.
Ход урока
1. Организационный момент
– Сядьте удобно, правильно и приготовьтесь работать.
Глаза смотрят и все видят,
Уши слушают и все слышат,
Ноги и руки не мешают, а помогают.
Поднятая рука – это сигнал о том,
Что вы знаете и готовы сказать…
А голова думает…
Артикуляционная гимнастика
– У нас урок чтения и нам предстоит много читать и говорить, поэтому начнём с
артикуляционной гимнастики.
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.
– Приготовились и чётко произносим гласные буквы сначала слева направо, а
затем справа налево. (Читают со школьной доски по цепочке, дети с нарушением
зрения работают с индивидуальными карточками).
АОУЫИЭ | АЫОУЭИ | ОУАЭИЫ | УЫОИАЭ | ЫЭАОИУ |
2. Актуализация знаний
– Хорошо. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать по лексической теме
«Чудесный мир сказок».
– Перед вами иллюстрации к знакомым произведениям («Теремок», «Колобок»,
«Репка», «Заюшкина избушка»). Чтобы определить жанр этих произведений вам надо
собрать слово из отдельных букв (СКАЗКА).
– Правильно, это всё русские народные сказки. А почему они так называются?
(Придумал русский народ, и сказки передаются из поколения в поколение).
– А сейчас мы с вами поиграем и узнаем, как хорошо вы знаете русские народные
сказки. Я буду вам читать загадки, а вы должны отгадать сказку и поднять
карточку с её названием. (Детям раздаются карточки с названием сказок, а не
читающим детям – карточки с иллюстрациями).
Сказки просят:
– А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок)– Как выскочу,
Как выпрыгну
Пойдут клочки
По закоулочкам! (Заюшкина избушка)Испекла бабуля деду –
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (Колобок)Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
– Молодцы, вы хорошо знаете сказки.
Физкультминутка
Цель: снятие напряжения мышц плечевого пояса.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
– Молодцы, садимся на свои места, расправили плечи и продолжаем работать.
3. Основная часть
Подготовка к восприятию сказки
– Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Может быть, кому-то эта сказка уже
знакома, но мы постараемся найти в ней что-то новое и интересное. Название
сказки вы узнаете, если найдете из предложенных вам слов лишние слова.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
(Читающие дети работают со словарным материалом, а не читающие дети с
предметными картинками).
– Прочитайте слова на розовой карточке: собака – корова – лиса – кошка.
– Какое слово здесь лишнее? Почему?
– Правильно, слово «лиса» – лишнее, т.к. обозначает название дикого
животного.
– Прочитайте слова на голубой карточке: волк – козёл – белка – заяц.
– Правильно, слово «козёл» – лишнее, т.к. обозначает название домашнего
животного.
– Какие слова мы выделили? (Лиса, козел)
– Молодцы, мы с вами узнали название сказки. Сказка называется «Лиса и
козел».
Знакомство с произведением «Лиса и козёл»
1. Чтение сказки учителем.
2. «Трудные слова».
– Ребята, вы внимательно прослушали русскую народную сказку «Лиса и козёл». В
сказке лиса провалилась в колодец. А как вы думаете, что означает слово
«колодец»? – Правильно. Из колодцев люди берут воду для употребления в пищу и
бытовых нужд. Это сейчас у нас у всех в квартирах есть кран, и вода течет по
трубам. А в деревнях и сёлах есть колодцы, и люди ходят к нему за водой. Раньше
колодец рыли всем селом. Колодцы очень глубокие, и вода в них очень чистая и
студёная.
– Как вы понимаете выражение «студёная вода»? (Очень холодная.)
Стенки колодца укрепляют, чтобы в них земля не осыпалась.
Посмотрите на доску, на картинке изображено, что колодец сделан из бревен.
Эти бревна называются срубом. Над колодцем делают крышу или закрывают крышкой.
– Зачем на колодце нужна крыша? (Чтобы снег и дождь не капали, чтоб листья
и мусор не попадали в воду.)
– Правильно, ребята. А зачем укрепляют стенки колодца? (Чтобы не осыпалась
земля.)
– Чем укрепляют стенки колодцев? (Брёвнами.)
– Как называются бревна? (Сруб.)
– Молодцы!
3. Чтение по цепочке
– Ребята вы внимательно послушали сказку. Мы выяснили значение трудных слов и
выражений, а теперь приготовились читать сказку по цепочке. Внимательно следим
по тексту. (Дети читают по 1–2 предложения).
Первичное закрепление материала
1. Беседа по содержанию сказки
– Как лиса попала в колодец? (Лиса упала в колодец.)
– Могла лиса сама вылезти из колодца? Почему? (Нет, не могла. Вылезти было
трудно, потому что было глубоко.)
– Как лиса вылезла из колодца? (Она обманула козла, залезла ему на плечи и
выскочила из колодца.)
– Какая лиса в этой сказке? (Хитрая.)
– А каким оказался козёл? (Доверчивым, глупым.)
Зрительная гимнастика
Цель: снятие зрительного переутомления.
Ах, как долго читали,
Глазки у ребят устали. – Поморгали глазами.
Посмотрите все в окно, – Головой не вертим, бегают одни глазки.
Посмотрите все на дверь.
Посмотрите все наверх.
Посмотрите вниз.
Глазки бегают влево, вправо, как часики (1-2, 3-4, 5-6).
Зажмурили глаза, открыть и поморгали.
Выборочное чтение. Подбор сюжетных картинок.
2. Работа с пословицей
Детям выдаются конверты, и предлагается составить пословицу и прочитать.
Мы с вами познакомились с русской народной сказкой «Лиса и козел». Скажите,
подходит ли к этой сказке пословица «Речи как мед, а дела как полынь»? Почему? (Речи
– сладкие, а дела – горькие.)
Домашнее задание
Читать разговор лисы и козла по ролям.
Рефлексия. Итог урока
– Ребята у вас на партах лежат две картинки: один малыш улыбается, а другой
плачет. Если вам на уроке было интересно, то поднимите карточку, где малыш
улыбается. А если вам было грустно и неинтересно, то поднимите карточку, где
малыш плачет.
– Я очень рада, что вам урок понравился. И хочу похлопать в ладоши …(Имя
ребёнка) за хорошую работу. …(Имя ребёнка), а кому похлопаешь ты?
Давайте все похлопаем …(Имя ребёнка).
(Имя ребёнка), а ты кому похлопаешь?
Прозвенел для всех звонок.
Всем спасибо за урок.
Список литературы:
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении
чтению. – М.: Ось-89, 2001. – 240 с. - Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева [и др.] – Изд.
4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564, [1] с.: ил. – (Сердце отдаю детям). - Чтение: коррекционно-развивающие занятия /авт.-сост. Л.И. Рудченко. –
Волгоград: Учитель, 2007. – 150 с.
Сценарий
НОД по познавательно-речевому развитию
в старшей группе
«Знакомство с жанровыми особенностями сказок.
Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл»
Е. К. Савельева, воспитатель,
МБДОУ детский сад №32 «Оленёнок», г. Мурманск
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы», «Социализация»
Цель: развивать навыки творческого рассказывания.
Образовательные:
— учить понимать замысел сказки и формулировать мотивированную оценку персонажам, их взаимоотношениям;
— закреплять представления о структуре текста (начало, середина, конец), умение озаглавить части;
— учить детей пересказывать сказку с опорой на схему, точно воспроизводя реплики главных героев.
Развивающие:
— развивать умение отвечать на вопросы и задавать их самому;
— подвести к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений, слов характеризующих движения героев;
— закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Воспитательные:
— воспитывать у детей артистизм, творческое воображение и умение передавать интонации героев сказки;
— воспитывать умение слушать рассказы других детей.
Оборудование: текст русской народной сказки «Лиса и козёл», схемы №1, №2, №3; картинка козла; модель сказки.
Ход деятельности:
— Ребята, интересно, что мы с вами знаем о сказках?
Предлагаю каждому из вас задать какой-нибудь вопрос на эту тему, а отвечать будет тот, кто знает ответ. Договорились? Начну я:
— Друзья мои, знаете ли вы, что такое сказка? (какое-то приключение, волшебство, необычная история)
Ребёнок: Елена Константиновна, какая ваша любимая сказка?
Ребёнок: Данил, какую сказку о животных ты знаешь?
Ребёнок: Саша, скажи, в какой сказке есть лиса? («Колобок», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и рак», «Кот, петух и лиса»)
Ребёнок: В каких сказках встречаются такие герои: коза, козёл, козлёнок? («Волк и семеро козлят», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей», «Храбрый баран»)
Ребёнок: Кто сочиняет сказки? (сказочники, писатели)
— Я добавлю, что сказки могут сочинять и дети. Кроме сказок люди пишут рассказы, повести, романы; сочиняют стихи; придумывают загадки и пословицы.
— Послушайте, что я вам расскажу: «За деревьями, за кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло. Пробежало. Нет дыма, нет пожара»
— Ребята, что я вам рассказала?
— Чем загадка отличается от сказки?
— О ком была эта загадка?
— Как вы догадались? С чем сравнивают лису в ней?
— А вот ещё одна загадка, послушайте её: «Серый, а не волк» (схема №1); «С рогами, а не баран» (схема №2); «С бородой, но не дед» (схема №3)
— Кого я загадала? (картинка-отгадка)
— Послушайте литературное произведение «Лиса и козёл»
— Что я вам рассказала: сказку или рассказ?
— Почему вы так думаете? Что сказочного в этой истории?
— О каких качествах эта сказка?
— Как бы вы изобразили глупого козла?
Пантомимический этюд «Глупость» (дети постукивают кулаком по лбу, подставляют пальчики-рожки к голове, «ме-е-кают»)
— Как вы покажете хитрость лисы?
Пантомимический этюд «Хитрость» (дети прищуривают глаза, делают повороты туловища, движения руками, как «лапками»)
— Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!
— Как вы думаете, почему лиса оказалась в яме? А козёл?
— Каким голосом просила лиса спрыгнуть козла в колодец и почему?
— Каким тоном разговаривала лиса с козлом в колоде и почему?
— Послушайте, какое интересное слово – «горюет». Как можно сказать иначе?
— Браниться, а по-другому…На ворон зазеваться, это значит….Насилу найти….
— Воду замутить, как это понять?
— Вспомните, лиса сказала: «хорошая вода», значит какая…?
— В сказке говорится: «Лиса вскочила на спину козлу». Почему же вскочила, а не залезла?
— Какой вам показалась лиса в сказке? Что вы можете сказать про козла, какой он?
— Как ласково называл козёл лису?
— Я предлагаю вам опять поиграть. Пантомимические этюды:
«Злость» — наш персонаж сердится (руки скрещены, нахмурены брови, голова наклонена вниз). Кто это может быть?
«Радость» — наш персонаж радуется (улыбаемся, покачиваем головой, выполняем «пружинку», вращаем туловищем). Это …?
«Горе» — наш персонаж горюет (подставляем ладошки к щекам, прикрываем глаза, приподнимаем плечи, покачиваем головой). Какой это может быть герой? Молодцы!
— Ребята, чему может научить сказка?
— Я думаю можно сказать так: «Век живи, век учись»
— Чтобы пересказать сказку, нужно чётко знать, что происходило в начале, середине и конце. Сегодня нам поможет схема с фигурами (модель сказки)
— Какого цвета шерсть у лисы? Верно. Она пушистая и рыжая, поэтому её обозначим оранжевым кругом.
— Какого цвета козёл? На какую фигуру похожа его голова? Пусть это будет серый треугольник.
— Я предлагаю хозяина обозначить прямоугольником с линией, так как он высокий и с верёвкой.
— С чего начинается сказка? Придумайте название началу.
— О чём говорится в середине и какое название к ней подходит?
— Чем закончилась история, как назовём конец?
— А теперь попробуйте рассказать сказку по частям с использованием красивых слов, чтобы вас интересно было слушать.
— Представьте, что лиса вернулась домой и рассказывает лисятам, как она обманула козла.
— Кто может представить, как козёл жалуется хозяину на лису и расскажет нам свою сказку.
— Ваши сказки удивительно интересны и необычны, потому что вы рассказывали их по-новому и смогли жестами и мимикой передать характеры героев по-разному. Я предлагаю вам рассказать их дома своим родителям, а сейчас вы можете нарисовать иллюстрации к сказкам или портреты главных героев.
Предмет
Литературное чтение
УМК
Планета знаний
Класс
1
Тема
Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и
козел»
Тип
урока
ОНЗ
Цели
урока.
Организовать деятельность по знакомству
обучающихся с понятиями «авторская сказка». организовать читательскую
деятельность обучающихся с помощью сказки «Лиса и рак» и анализ ее
содержания.
Планируемый
результат (для выпускника)
Воспринимает чтение как источник
эстетического, нравственного, познавательного опыта; ориентируется в
содержании художественного текста, понимает его смысл (при чтении вслух и про
себя, при прослушивании); определяет главную мысль и героев произведения;
соотносит поступки героев с нравственными нормами; участвует в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста (задает вопросы, высказывает и обосновывает
собственное мнение, соблюдает правила речевого этикета), опираясь на текст
или собственный опыт.
Планируемый
результат урока
Знает отличительные особенности жанра
«сказки», понимает, что такое «авторская сказка»; осознанно воспринимает
текст; отвечает на вопросы по содержанию текста; понимает главную мысль
сказки; называет персонажей сказок.
Предметно-развивающая
среда
ТСО (презентация, компьютер, проектор),
учебник литературного чтения, раздаточный материал (карточки с заданиями)
Основные
термины, понятия
Сказка, авторская сказка
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты
Мотивационный
этап
Приветствует
обучающихся.
Добрый
день. Меня зовут Анна Руслановна, сегодня я проведу у вас урок литературного
чтения.
Мотивирует
обучающихся на учебную деятельность. Настраивает их на дальнейшую работу.
Книга- источник знаний.
Скажите,
как вы понимаете данное высказывание?
Приветствуют
учителя. Настраиваются на дальнейшую учебную деятельность.
Читают
высказывание. Объясняют его смысл.
Л.
Проявляет широкую мотивационную основу учебной деятельности
К.
Владеет диалогической формой коммуникации
Актуализация
знаний. Постановка учебной проблемы.
Организует деятельность обучающихся с целью определения
темы урока.
Ребята, перед вами лежит задание на карточках, необходимо
объединится в пары и найти лишние буквы.
( Проверка- лишние буквы на слайде выделены)
Из выделенных букв составьте слово. СКАЗКИ
Организует подводящий к теме диалог.
Ребята, вы любите сказки читать?
Какие сказки вы уже читали?
Назовите из них те, которые больше всех вам понравились.
К каким сказкам они относятся?
Чему учат сказки?
Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями
нового раздела. Откройте учебник на с.81. Прочитайте, как
называется раздел?
Как вы, думаете, это какие сказки?
Объединяются в пары. Находят лишнюю букву.
Получилось слово –
сказки.
Отвечают на вопросы учителя.
Да.
Отвечают на вопрос. Называют сказки.
К народным.
Эти сказки учат добру, честности, смелости, трудолюбию.
Авторские сказки.
Это сказки, которые написал автор.
К.
Допускает возможность существования у людей различных точек зрения П.
Строит сообщения в устной форме
Пр. Знает определение
понятия «авторская сказка»
Организует деятельность обучающихся для
целеполагания.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
– Прочитайте слова на доске: собака
– корова – лиса – кошка.
– Какое слово здесь лишнее? Почему?
– Правильно, слово «лиса» – лишнее, т.к.
обозначает название дикого животного.
– Прочитайте слова на доске (2 строка) волк
– козёл – белка – заяц.
– Правильно, слово «козёл» – лишнее, т.к.
обозначает название домашнего животного.
– Какие слова мы выделили? (Лиса, козел)
– Молодцы, мы с вами узнали название
сказки. Сказка называется «Лиса и козел». Это и будет тема нашего урока.
А чем мы будем заниматься на уроке?
•
Узнать, какие сказки
бывают.
•
Познакомиться с
биографией автора К. Ушинского.
•
Познакомиться с авторской сказкой К. Ушинского
«Лиса и козел».
Совместно с учителем
определяют тему и цели урока.
Читают слова на доске.
— лиса.
Читают слова.
— лишнее слово козёл.
— лиса и козел
Тема урока: Авторские
сказки. К. Ушинский «Лиса и козел»
Цели:
•
Узнать, какие сказки
бывают.
•
Познакомиться с
биографией автора К. Ушинского.
•
Познакомиться с авторской сказкой К. Ушинского
«Лиса и козел».
Р. Планирует свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
Л. Проявляет
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи
К. Допускает возможность
существования у людей различных точек зрения
П. Строит сообщения в
устной форме
Решение учебной проблемы. Открытие нового знания
Организует словарную разминку
Прежде чем начать читать, я предлагаю вам провести
словарную разминку. Откройте учебник на странице 81. В верхней части страницы
даны слова, которые разбиты на слоги, давайте вместе их прочитаем и объясним
значение слов.
Организует знакомство обучающихся с биографией автора К.
Ушинского.
Начнем изучение авторских сказок с изучения сказки
известного писателя – Константина Дмитриевича Ушинского.
(автор изображен на слайде)
К. Д. Ушинский детство свое провел на Украине в
маленьком городке Новгород-Северске и учился в гимназии. После гимназии
Ушинский учился в Московском университете и стал учителем.
Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться
им было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучными и непонятными.
И Ушинский решил написать для детей учебник, по которому детям было бы
учиться легко и интересно. (изображение учебника).
Он составил два таких учебника для начальной школы. Они
назывались «Родное слово» и «Детский мир». В этих учебниках было все понятно,
и рассказы были такие интересные, что, если их начнешь читать, то не
оторвешься. Но самое главное, Ушинский знакомил ребят с
такими понятиями, как «справедливость», «добро» и «трудолюбие».
В свои книги Ушинский поместил сказки. Некоторые из них он
слышал в детстве и теперь пересказал нам, а некоторые придумал сам.
Особенно интересными стали для детского чтения цикл
рассказов «Времена года», где писатель раскрывает картину сменяющейся природы
наряду с воспоминаниями о своих детских годах.
Слушают
биографию К. Ушинского.
Пр. Знает
определение понятия «сказка»
К. Формулирует
собственное мнение и позицию
Пр. Знает отличительные особенности авторской
сказки
Организует
физминутку.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Выполняют
физминутку.
Л.
проявляет установку на здоровый образ жизни
Организует знакомство обуающихся с произведением «Лиса и
козёл»
Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”.
Сядьте удобно и слушайте. (на слайде
иллюстрации сказки).
Остановка посередине текста, после слов Козла – «хороша ли
водица то?».
Как вы думаете, что ответит Лиса Козлу?
Что произойдёт дальше?
Давайте продолжим читать и поймем, кто прав.
После первичного чтения учитель задает вопросы по тексту.
– Как лиса попала в колодец?
— Почему лиса попала в колодец?
Ребята, а что значит «зазевалась»? – засмотрелась.
– Могла лиса сама вылезти из колодца?
Почему?
— А зачем заглянул в колодец Козёл?
— Как лиса объяснила козлу свое пребывание в колодце?
(ЗАЧИТАТЬ)
– Как лиса вылезла из колодца?
Слушают сказку «Лиса и козел».
Высказывают свои мнения.
Отвечают на вопросы учителя.
Лиса упала в колодец.
Лиса попала в колодец, потому что на ворон зазевалась.
Нет, не могла. Вылезти было трудно, потому что колодец был
глубокий, а воды мало.
Козел заглянул в колодец от нечего делать.
— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса. Там наверху жарко,
так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой —
сколько хочешь.
Она обманула козла, залезла ему на спину и выскочила из
колодца.
Р. Планирует свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
принимает и сохраняет учебную задачу
К. Использует речь для
регуляции своего действия
Пр. Определяет главную мысль прочитанного
произведения
П. Строит сообщения в
устной и форме
– Ребята, вы внимательно прослушали русскую народную
сказку «Лиса и козёл». В сказке лиса провалилась в колодец.
А как вы думаете, что означает слово «колодец»? –
Правильно.
Из колодцев люди берут воду для употребления в пищу и
бытовых нужд. Это сейчас у нас у всех в квартирах есть кран, и вода течет по
трубам. А в деревнях и сёлах есть колодцы, и люди ходят к нему за водой.
Раньше колодец рыли всем селом. Колодцы очень глубокие, и вода в них очень
чистая и холодная.
Стенки колодца укрепляют, чтобы в них земля не осыпалась.
Посмотрите на картинке изображено, что колодец сделан из
бревен. Эти бревна называются срубом. Над колодцем делают крышу или закрывают
крышкой.
– Зачем на колодце нужна крыша?
– Правильно, ребята.
А зачем укрепляют стенки колодца?
– Чем укрепляют стенки колодцев? (Брёвнами.)
– Как называются бревна? (Сруб.)
Колодец
– это такая яма, с которой добывают воду.
Чтобы снег и дождь не капали, чтоб листья и мусор не
попадали в воду.
Чтобы не осыпалась земля.
Брёвнами.
Сруб.
Пр.
Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного теста; определяет главную
мысль прочитанного произведения
К.
Использует речь для регуляции своего действия
Пр.
Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного теста
П.
Строит сообщения в устной и форме
К.
Формулирует собственное мнение и позицию
Организует
гимнастику для глаз.
Раз –налево, два –
направо,
Три –наверх, четыре —
вниз.
А теперь по кругу
смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе,
дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем
лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Выполняют гимнастику
для глаз.
Первичное закрепление
Организует
деятельность учащихся, объединив их в группы с целью проверки усвоения
материала.
Ребята,
объединитесь в группы, внимательно прочитайте задание и выполните его.
Организует
проверку выполненного задания.
Объединяются
в группы. Выполняют задание.
Совместно
с учителем проверяют выполненное задание.
Пр.
Осуществляет анализ сказочных персонажей
К.
формулирует собственное мнение и позицию
П.
Строит сообщения в устной и форме
своего
действия
Р.
Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивает
правильность выполнения действия
Включение нового знания в систему и повторение
Организует
деятельность обучающихся с целью проверки усвоения пройденного материала с
помощью задания.
— А
теперь давайте выполним задание: сейчас на экране будет появляться обложки
сказок. Вам необходимо указать на карточках цифрами, какие сказки являются
народными, а какие авторскими.
—
Посмотрите внимательно на доску, сопоставьте ответ на доске с ответом на
вашей карточке. Если они совпадают, то нарисуйте веселый смайлик, если не
совсем, то грустный.
Поднимите
руки, кто все выполнил правильно и нарисовал на своей карточке веселый
смайлик? Теперь поднимите руки те, у кого есть ошибки и кто нарисовал грустный
смайлик?
Не
расстраивайтесь, в следующий раз у вас обязательно все получится. Вы все
большие молодцы!
Указывают
на карточках цифрами сказки, которые относятся к народным, а какие к
авторским.
Соотносят
ответ на доске со своим ответом на карточке.
Если
все выполнили правильно, рисуют на карточке веселый смайлик и поднимают руку.
Если
все выполнили неправильно, рисуют на карточке грустный смайлик.
Пр.
Знает определение понятия «авторская сказка»; отличает сказку от рассказа
знает отличительные особенности авторской сказки.
своего
действия
Р.
Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивает
правильность выполнения действия
Рефлексивно-оценочный
этап.
Организует
самооценку учебной деятельности обучающихся.
С
какой сказкой познакомились?
Кто
автор этой сказки?
Если
вам понравилась ваша работа на уроке – выберите улыбающееся
личико.
—
Если не совсем довольны своей работой – выберите грустное личико.
—
Если считаете, что могли бы работать лучше – выберите серьёзное личико.
Отвечают
на вопросы учителя.
Лиса
и козёл.
Константин
Ушинский
Оценивают
свою деятельность на уроке.
К.
Формулирует собственное мнение и позицию
П.
Строит сообщения в устной и форме
Р.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Л.
Формирует способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности