Жанр сказки спящая царевна жуковский

План урока:

Обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Содержание сказки «Спящая царевна»

Характеристика героев сказки

Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

Краткий обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Литературная сказка как жанр. История написания сказки «Спящая царевна»

История появления на свет будущего поэта-романтика не совсем обычна. Он родился 9 февраля 1783 г. в имении Мишенском Тульской губернии. Его отцом был русский дворянин А.И. Бунин, а матерью турчанка, попавшая в плен во время войны и привезенная в имение Бунина его крепостным. Родившийся мальчик считался незаконнорожденным, потому не мог носить фамилию отца. Фамилия ему досталась от друга отца, бедного дворянина Жуковского, который крестил мальчика. Бунин постарался дать сыну хорошее домашнее образование и воспитание. Мальчик был развит не по летам, пристрастился к чтению и рисованию, свои первые стихи написал в семилетнем возрасте, в 12 лет сочинил историческую трагедию. К ребенку после смерти отца по-матерински отнеслась жена Бунина и позаботилась о его будущем.

С 14 лет Жуковский обучался в пансионе для детей дворян при Московском университете. Он добился больших успехов в изучении литературы, истории и иностранных языков. В учебном заведении существовала традиция: на общем собрании воспитанники голосованием избирали лучшего ученика. Василий Жуковский, проучившись год, был удостоен такой чести. Через 4 года, блестяще окончив пансион, некоторое время находился на государственной службе. Но вскоре службу оставил, уехал в деревню, увлекся литературным творчеством и переводами европейской поэзии.

molodoi zhukovskii
Молодой Жуковский

Жизнь Жуковского изменилась в 1802 г.: к нему пришла известность. В литературном журнале «Вестник Европы»,который издавал историк и писатель Н.М. Карамзин,была опубликована «Элегия» Жуковского,которая представляла собой вольный перевод стихотворения поэта-англичанина Т.Грея. Карамзин привлек молодого поэта к сотрудничеству, Жуковский стал редактором журнала, в котором были опубликованы его первые переводы баллад немецких поэтов, после и собственные баллады. С тех пор Жуковский считал Карамзина своим наставником и старшим другом.

В 1812 г. во время Отечественной войны Жуковский сражался в рядах народного ополчения. Поручик Жуковский участвовал в боевых действиях, в том числе и в Бородинской битве. За проявленный в сражениях героизм был награжден орденом Святой Анны II степени и удостоен звания штабс-капитана. В походе он написал поэму «Певец во стане русских воинов», копии которой распространялись среди офицеров. Эта патриотическая поэма принесла ему широкую известность, стала первым художественным произведением, в котором подчеркивался народный характер Отечественной войны 1812 г., отмечалось, что победа была достигнута благодаря героизму русских солдат, а не стратегии избранной исторической личности.

Жуковский прочитал в журналах стихи лицеиста Александра Пушкина и, будучи проездом в Царском селе, посетил Лицей, чтобы познакомиться лично. Необыкновенная интуиция позволила Жуковскому с первой встречи разглядеть в 16-летнем юноше исключительные способности.  С тех пор он стал опекать талант юного Пушкина, назвал его «надеждой нашей словесности». Когда 19-детний поэт закончил поэму «Руслан и Людмила», Жуковский преподнес ему в дар ему свой портрет с автографом, признав своего ученика победителем, а себя побежденным учителем. Он был уверен, что Пушкину суждена слава первого поэта России. В пушкинской поэме есть строчки, посвященные Жуковскому: «Поэзии чудесный гений, певец таинственных видений, любви, мечтаний и чертей…»

С 1814 г. по 1817 г. Жуковский большую часть времени проживал в Дерпте, чтобы посещать лекции в университете.В 1816 г. был удостоен звания доктора философии в Дерптском университете. В 1815 г. стал членом литературного общества «Арзамас», был избран его секретарем. Осенью 1817 г. в общество вступил выпущенный из лицея Александр Пушкин. Все члены общества отличались прогрессивными взглядами, состязались в литературном мастерстве, занимались стихотворчеством. В 1818 г. Жуковский избран членом Российской академии наук.

Жуковский с 1815 г. стал воспитателем и учителем словесности для детей царской семьи, с 1826 г. был наставником наследника престола, будущего императора Александра II. Но поэт никогда не пользовался своим особым придворным положением ради себя. Но не раз хлопотал за близких для него друзей, своим заступничеством помогал Пушкину, добился, чтобы его ссылка в Сибирь была заменена службой в южных губерниях, искал способы облегчения наказания декабристам. Пушкин называл Жуковского своим «ангелом-хранителем» и «небесной душой».

Последние годы жизни Жуковский много времени уделял переводам всемирно известных произведений. Он сделал авторский перевод-толкование «Слова о полку Игореве», перевел древнегреческие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», древнеиндийский эпос «Наль и Дамаянти», персидскую поэму «Рустем и Зораб», роман Сервантеса «Дон Кихот» др. Пушкин назвал Жуковского «гением перевода»:он не просто переводил древний и средневековый эпос, а создавал свои равновеликие произведения. Не стало поэта 24 апреля 1852 г.

Период расцвета литературной сказки как самостоятельного жанра пришелся на 30-е годы XIX в. В чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Народная сказка лишена авторства, это коллективное произведение народа, которое могло иметь несколько вариантов, потому что каждый сказитель привносил в канву[1] сюжета нечто собственное. Литературная сказка – это авторское сочинение в единственном варианте, часто написанное на основе фольклорной сказки. Жуковский всего написал 7 сказок на основе сюжетов как русских, так и западноевропейских сказок. Поэта фольклорные сюжеты привлекали искусным вымыслом, народной искренней фантазией и верой в победу добрых сил над злом.Проявлял интерес к народному творчеству и друг поэта – Пушкин. В 1931 г. в Царском селе оба поэта, жившие по соседству, затеяли шуточное творческое соревнование в сочинении сказок, стилизованных под фольклор. Итогом дружеского соперничества стали первые сказки двух великих поэтов. Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане», а другу дал сюжет сказки, которую записал со слов своей няни. По этому сюжету Жуковский создал «Сказку о царе Берендее», а вскоре написал еще две сказки: «Война мышей и лягушек» и «Спящая царевна». Своими впечатлениями поделился в письмах друзьям свидетель этого творческого поединка, мало кому известный еще Николай Гоголь, живший в ту пору в Царском селе и навещавший Жуковского и Пушкина.

Содержание сказки «Спящая царевна»

Близость литературной поэтической сказки Жуковского к фольклору

Для написания сказки Жуковский обратился к сюжетам двух народных сказок, французской и немецкой: «Красавица, спящая в лесу», обработанная Шарлем Перро и «Царевна-шиповник»», которую записали братья Гримм. Сюжетные линии переплетены и переданы Жуковским практически без изменений.

Когда в семье царя рождается долгожданный ребенок, на торжество приглашаются одиннадцать волшебниц, двенадцатую, страшную и злую, не зовут. Затаившая обиду чародейка наложила заклинание: девочка на 16 году жизни уколет руку веретеном[2] и умрет «во цвете лет». Суть заклинания заключалась в том, что у царевны будут счастливые детские годы, но ей не суждено повзрослеть. Царь приказал, чтобы все веретена были уничтожены, запретил прясть и сеять лен для пряжи. Предсказание злой колдуньи все-таки сбылось, но лишь частично: одиннадцатая чародейка, не успевшая ничего пожелать новорожденной, вмешалась и смягчила колдовские чары. Царевна не умерла, а заснула на 300 лет, а вместе с ней и все во дворце.В назначенный час появился царский сын, восхищенный красотой царевны, целует ее, и девушка просыпается. Так в финале сказки представлено традиционное для сказочного жанра торжество добра над злом.

Стараясь сказке придать русские народные черты, Жуковский фей из сказки Перро заменил на чародеек, принцессу на царевну, короля на царя, дав ему русское имя Матвей. Написана сказка песенным сказовым языком, использовались сказочные словесные формулы и присказки: «жить да поживать», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» и др. Как в русской сказке был написан зачин, концовка с описанием свадебного пира.Но, придерживаясь языковых особенностей и традиционной композиции народной русской сказки, Жуковский все же наполнил сказку духом романтизма, сохранив черты западноевропейских первоисточников.

spyashcaya carevna na prudu

Характеристика героев сказки

Роль художественно-выразительных средств

В сказке «Спящая царевна» почти нет развития действия, мало событий. Описание действия важнее самого действия, много места отведено созерцанию застывшего мира. В сказочном сюжете есть портрет спящей героини, описания картин всеобщего сна и просыпающейся природы. Жуковский стремился донести красоту и диковинность сказочного мира, используя понятный и выразительный язык. Изображая фантастические картины заколдованного дворца, автор описал не только людей, впавших в состояние сна, но и спящие предметы и явления, дано даже описание заснувшего огня в очаге и дыма над ним. Волшебство мира Жуковский передает при помощи различных изобразительно-выразительных средств. Выразительны метафоры[3]: «блещут розы по кустам», «огонь, объятый сном», «светлой змейкой ручейки», «пламя сонное очей» и др. Используются сравнения: «расцвела, как майский цвет», «вспыхнул он, как от огня» и др. Описания насыщены эпитетами: «пышны гривы», «чудесен сон», «мухи сонные», «сон волшебный», «сонным пламенем», «чудный бор», и др.

Главная героиня сказки любопытна и неосторожна, потому и пострадала от колдовских чар. Юная царевна была необычайной красоты: с тонким станом, темноволосой косой и белоснежной кожей. Царевич, плененный такой необычайной красотой, не смог сдержаться и поцеловал девушку. Молодой юноша был отважен и любознателен, он не побоялся отправиться в лесную чащу на поиски заколдованного дворца, несмотря на рассказы встретившегося ему старика о том, что оттуда никто еще не возвращался. Но «неприступный, страшный бор» расступился перед суженым царевны, «как живой».

vereteno spyashcaya carevna

Царь Матвей добродушен и беззаботен, он привык решать проблемы легкомысленно, не задумываясь о будущем. Его жена – любящая и добрая женщина. Царь и царица прожили много лет «в согласье», омрачало их счастье только отсутствие детей. Но судьба вознаградила их за смирение и доброту: они стали любящими родителями для своей единственной дочери-красавицы. Будучи хлебосольными хозяевами, они поплатились за свою роковую оплошность, не пригласив на пир двенадцатую чародейку.

Все чародейки молоды и доброжелательны, кроме двенадцатой. Среди чародеек выделяются две: хромоногая обиженная старая колдунья, наславшая злые чары на царевну, и одиннадцатая добрая чародейка, смягчившая проклятие старухи. В сказке есть нетипичный для сказок образ волшебного рака-предсказателя, напророчившего царице счастье материнства.

Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

Большая часть сознательной жизни Жуковского была связана с воспитанием детей, потому он сочинял и для юных читателей. Поэт изучал русские и европейские народные сказки, первым перевел сказки братьев Гримм. Плодотворным стал творческий «поединок сказочников» Жуковского и Пушкина. Дружеское соперничество, начавшееся в 1831 г., продолжилось и в дальнейшие годы. Поэтическая сказка Жуковского «Спящая царевна», в основе которой была идея о всепобеждающей силе любви,повлияла на создание Пушкиным в 1834 г. произведения со схожим сюжетом: «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

Значение творчества Жуковского невозможно переоценить. Поэта считают отцом русского романтизма. В.Г. Белинский назвал Жуковского «литературным Колумбом Руси», который открыл ей «Америку романтизма». Критик дал высокую оценку творчеству поэта: «Неизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе». Жуковский своим творчеством предопределил дальнейшее развитие русской поэзии.

Жуковский создал собственную философию творчества, назвав поэзию «верховной правдой жизни», он открыл читающей России неведомый ей ранее мир душевных переживаний, чувств, настроений.Поэзия Жуковского психологична, музыкальна и певуча. Он стал новатором поэтического языка, отказавшись от классической строгости и величавости, привнес в поэзию раскованную разговорную легкость, народные выражения, впервые стал использовать различные поэтические изобразительно-выразительные средства. Благодаря его творчеству и деятельности переводчика широкому кругу русских читателей стало доступно богатейшее наследие мировых литературных шедевров.

spyashaya carevna spit

Словарь

Канва – основа для рукоделия или чего-либо.

Веретено – деревянное приспособление для изготовления вручную пряжи

Метафора – скрытое сравнение, перенесение качеств одного предмета на другой по схожести признаков.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Жуковский. Спящая царевна, какой жанр у произведения?

2 ответа:



2



0

Давайте определим к какому именно литературному жанру следует отнести произведение Василия Жуковского «Спящая царевна».

Прежде всего это абсолютно точно сказка, потому что действие в ней происходит в особом сказочном мире и со сказочными персонажами.

Но какая именно сказка — бытовая, о животных, или волшебная?

Мы находим в сказке «Спящая царевна» признаки любого из этих жанров. С бытовой сказкой ее объединяет целый ряд обыденных событий, детали быта. Со сказкой о животных ее роднит говорящий рак. Но больше всего в ней элементов волшебной сказки — волшебные превращения, колдуньи, говорящие животные, победа добра над злом.

Следовательно, «Спящая царевна» — волшебная сказка.

Уточним: авторская волшебная сказка или иначе литературная волшебная сказка. Ведь автором сказки оказывается Жуковский, не народ.

Но также обратим внимание на то, что это сказка в стихах. Поэтому ее можно также назвать сказочной поэмой.



1



0

Совершенно очевидно, на мой субъективный взгляд, что произведение Жуковского- Спящая царевна, относится к жанру сказки, причём сказки явно не бытовой, а сказки волшебной, ведь с главными героями происходят действительно волшебные вещи, то есть происходят чудеса, которые в обычной человеческой жизни никоим образом происходить не могут.

В принципе понятно, ведь данная сказка, это как-бы результат своеобразного соревнования Жуковского и Пушкина на предмет того, кто лучше напишет сказку. Соревнование сие имело место летом 1831 года, когда два великих русских поэта проводили вместе время в Царском селе.

vKkekOFthHdmuLmA5kDqBqjeGGT1wp.png

Читайте также

Rgr7FRPKso9SUyfnK5TZzmusIByfmfG.png

а) царице сообщил эту новость рак.

SaiDkGoy8WYljTY0T6RdO5J8ez6lzeZ.png

б) она была хромоногой, старой и злой.

2vxNMuColGa00EV0c4E3r32uhEsCAR0.png

в) предсказала будущую смерть царевны.

PNx9FhnkxKETDyfR06rdtqNTvC7B1U.png

а) рак.

7Ac2TdERHtzme4Sc7sGfUH24avxW0F.png

в) от того, что поцарапает руку веретеном.

EgZdwayH719puUz4tjcChIZFIPV07C4.png

б) заменяет смерть трехсотлетним сном.

N9XqAoO41uJ71gQlniUZgeBfmcsiL5.png

в) издал указ, запрещающий сеять лён и прясть.

y5jRGU2JUYQbhIXSkDNFfN1z3N4sP9Y.png

а) злой колдуньей.

08vmCkemwBw0yA1FnAgglmGwEn1fad9.png

в) заснули все во дворце.

ybL7mewiDTbeJmrZ1X63Ag4gBG0G.png

б) автор использует эпитет.

L870p0hfDW9AUOkAbAkCv4OoO9Gmls3.png

а) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

YuXYKAvOjm6492Sj6ioEHRFxHKRzfxN.png

б) поцелуй царевича.

R7xWEKFnLIsmXpKJSsXhVHAtybKAlSQ.png

а) поцеловал царевну.

W6L4X5DL4sJYqk0dgebkSjFG6Ko4JBOx.png

в) триста лет.

rcld5sPydCOIDWRTGq1VdDWcVJX11d.png

а) на ступенях лестницы.

4slaDDqdID6PLH0UH8pUDRc3eLgswy.png

б) Матвей.

LGNUKYV0TqYCcAFbCobSHxtV6EpBA2.png

в) на шестнадцатом.

otVFHIbkd9i76Qp6KFGxRlRohMsqvKw.png

б) В честь рождения царской дочери.

daD6wJcrjifYUBnGQIbRSkKQWa9eocjb.png

в) в 1831 году.

I2QGQeeMMy6vfRqJo5U8FVfm3vEPvNsv.png

б) одиннадцать.

K9QXnFsI7atWs6S6mn90nMj6BIyztCxv.png

Отчего ж так оплошал

Наш … царь …? :

а) разумный.

pFnHNAGJN8rp90iI4x3flkFQE25WS3mz.png

б) было украдено двенадцатое блюдо.

ZplpOTb3kRrSHITd37A7mXGeetzJOwyF.png

в) царский сын.

uZEVnTXxSPR5yHCh5bENYM5EnhRR7oRz.png

б) прочитал молитву.

PtiX7lKA4CNsmlcHd9DPhjjoeEjVwV.png

в) ланиты — это щёки.

Y5b3o55PXzO5o0WdT1aDkPa4WG6hZks.png

б) поцелуй царевича.

Wm7Jz599A3QbJFbmGbQnM2Cx1ZUw5gca.png

а) Дни проходят; дочь растет;

Расцвела, как майский цвет…

cv47PgEQPx83eA0TZYJXFxkwzOoiP.png

в) «Даже облака небес

На ДРЕМУЧИЙ, ТЁМНЫЙ лес

Не навеет ветерок».

WzsUxK4FYazi81mVAsZWCxW01Otj3iGm.png

а) 1832 год.

h928fSmffAJE7aX5kOS3wng3wdAFfzck.png

б) пиром.

VO6gAJnVBMobpGSGaTUmK1Aq0zyVhg8E.png

В сказке идёт речь о заколдованной царевне, заснувшей на триста лет.

vfVn9uiuOEohKgnx5XdPwy9WO1y0s8G.png

Сказка.

xG7IFlzZb4j97FjOK1xgg5WCpy26.png

Автор поднимает проблемы человеческих ошибок, мести, добра и зла.

RvxEJGMwwqlZ5fVHlptLiHn5hno6Ihz5.png

Автор ведёт повествование от третьего лица.

Авторская литературная сказка от Жуковского была написана в поэтической форме, но в её основе лежит давний фольклорный мотив из Европы о проклятии молодой красивой девицы и её спасении возлюбленным. Идея не нова и такого рода мы встречаем много сочинений.

Что характерно для стилистики Жуковского?

Лирические отступления придают его текстам специфический эмоциональный оттенок, а лирика делает более органичными образы главных персонажей. Что такое лирические отступления?

Словарь по литературной терминологии трактует данный термин как

0002Ach1jkHzRDuahj2N6EywWsVZGe2.png

Таким образом, в первую мы ищем прямую речь по тексту и уклонения от основной линии повествования. Так называемые, «размышлизмы»

0002N2DKsB1rqgWCyMJTk010ns2VR1C5.png

В сказке Жуковского «Спящая царевна» рассказывается о царевне, которая была погружена злой колдуньей в многолетний сон. Колдунья была обижена на царских особ, не пригласивших её на пир по поводу рождения дочери. Вот она и наложила проклятие на малышку, а заодно — и на всю царскую семью. Через триста лет царевну разбудил поцелуем прекрасный царевич и все закончилось благополучно — молодые сыграли свадьбу.

Красивая сказка учит нас, что любое зло может быть побеждено любовью и добром. Обиженная колдунья вынесла свой вердикт, но её злые чары рассеялись как только молодой человек поцеловал спящую царевну.

Кроме того, сказка учит нас проявлять уважение и внимание ко всем людям, независимо от их достатка и статусности. Царь совершил ошибку, не пригласив старую чародейку на торжество, за что и поплатился. Автор призывает нас по-доброму относиться к людям, не обижать их равнодушием и бессердечием. Мы должны всегда помнить: как мы относимся к окружающим, так они будут относиться к нам.

Царевна была очень доверчива в результате после того как она укололась веретеном она впадает в спячку.

Данная сказка учить прежде всего, верить, надеяться и доверять, чего во все временя не хватало и не хватает людям.

Важности таких качеств как смелость и настойчивость.

И наконец, уважать старшее поколение и старость, почтению.

Сказку «Спящая царевна» Василий Жуковский написал в конце лета — начале осени 1831 года. Это произведение появилось на свет благодаря спору с Пушкиным. Оба автора должны были создать сказку, похожую на народную. И у обоих поэтов это прекрасно получилось.

К сказке «Спящая царевна» можно придумать следующие вопросы:

  1. Как звали отца спящей царевны? Царь Матвей.
  2. Кто предсказал царице рождение дочери? Рак.
  3. Где царица узнала, что у неё скоро родиться ребенок? На берегу ручейка.
  4. Сколько фей пригласила царская семья на пир по случаю рождения дочери? Одиннадцать.
  5. Почему не позвали двенадцать чародеек? В замке было двенадцать золотых блюд, но одно пропало.
  6. Почему двеннадцатая ведьма прокляла маленькую царевну? Обиделась, что ее не позвали в замок на пир.
  7. Почему смертельное проклятие старой волшебницы не сбудется? Последняя фея пожелала, чтобы царевна не умерла, а только лишь уснула.
  8. Сколько должен был продлиться сон в царском доме? 300 лет.
  9. В каком возрасте царевна должна была впасть в долгий сон? В 16 лет.
  10. От чего царская дочь должна была уснуть? Она должна уколоть палец веретеном.
  11. Какой закон издал царь, чтобы спасти свою дочь от подарка ведьмы? Нельзя выращивать лён, нужно уничтожить все веретена, а прях выслать из царства.
  12. Где царевна молодая нашла веретено? В покоях во дворце.
  13. Кто спас спящую царевну и весь царский двор ото сна? Царский сын.
  14. От кого царский сын узнал историю спящего замка? От старика.
  15. Как царский сын пробудил ото сна царевну? Он её поцеловал.

Жуковский Спящая царевна

Читательский дневник по сказке «Спящая царевна» Василия Жуковского

Автор: Василий Андреевич Жуковский.

Название: «Спящая царевна».

Число страниц: 12

Жанр: сказка в стихах.

Главные герои: Царь Матвей, царевна, царский сын.

Второстепенные герои: чародейки.

Характеристика главных героев:

Царь Матвей — добрый, весёлый, заботливый.

Царевна — молодая, красивая, неосторожная.

Царский сын — смелый, решительный, красивый.

Характеристика второстепенных героев:

Чародейки — одиннадцать добрых, двенадцатая злая.

Краткое содержание сказки «Спящая царевна»

У Матвея с женой не было детей, но рак предсказал им рождение ребёнка.

Царица родила дочь, и Матвей устроил грандиозный пир. Но он не пригласил одну чародейку из-за украденного блюда.

Чародейка обиделась и предсказала смерть девочки. Но другая волшебница сказала, что это будет сон.

Так и случилось. Когда принцесса подросла, она уколола палец веретеном и уснула. С ней вместе уснул весь замок, и даже огонь.

Прошло сто лет. На замок наткнулся царский сын. Он прошёл мимо спящих людей и поцеловал царевну.

Все проснулись, обрадовались, и сыграли свадьбу.

План сказки:

  1. Предсказание рака.
  2. Рождение дочери.
  3. Пир.
  4. Две чародейки.
  5. Укол пальца.
  6. Столетний сон.
  7. Явление царского сына.
  8. Свадьба.

Основная мысль произведения «Спящая царевна»

Главная мысль сказки в том, что от судьбы не уйдёшь.

Основная идея произведения в том, что с желаниями не нужно торопиться.

Чему учит сказка

Учит не забывать людей, никого не выделять, ко всем относиться одинаково.

Учит осторожности и предусмотрительности.

Учит верить в чудо.

Краткий отзыв по сказке «Спящая царевна» для читательского дневника

Прочитав эту историю, я подумала о том, что напрасно родители скрывали от принцессы предсказание колдуньи.

Может быть, тогда она была бы осторожнее и не укололась.

Это удивительно смешная и забавная сказка.

Автору удалось написать подражание на известный сюжет, сопроводив его искромётным юмором.

Мне очень нравятся герои произведения: Матвей за его стремление изменить судьбу дочери; царевна за её наивность и красоту; царский сын за его мужество и самоуверенность.

Я всем советую прочитать эту книжку и подумать о том, что судьбу можно изменить, если очень сильно постараться.

Пословицы к произведению:

  • Чему быть, того не миновать.
  • Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.
  • Против судьбы не попрёшь.
  • Всякому свой крест.
  • Суженый и на печи найдёт.

Словарь неизвестных слов

  • Пророк — предсказатель.
  • Хлебосольный — гостеприимный.
  • Молвить — сказать.
  • Дотоле — прежде, раньше.
  • Горница — комната.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

На ступенях царь лежит
И с царицей вместе спит.
Путь наверх загорожён.
«Как же быть? — подумал он. —
Где пробраться во дворец?»
Но решился наконец,
И, молитву сотворя,
Он шагнул через царя.

Ещё читательские дневники по произведениям Василия Жуковского:

  • «Сказка о царе Берендее»

Библиотека произведений автора пополняется.

«Спящая царевна» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к сказке Жуковского и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и кто главные герои, чему учит произведение. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению.

Содержание

  1. Жуковский «Спящая царевна» читательский дневник
  2. «Спящая царевна» главная мысль
  3. Главные герои «Спящая царевна»
  4. «Спящая царевна» краткое содержание для читательского дневника
  5. Чему учит сказка «Спящая царевна»?
  6. Почему сказка «Спящая царевна» относиться к волшебным?
  7. «Спящая царевна» краткое содержание
  8. Вопросы к сказке «Спящая царевна» (с ответами)

Жуковский «Спящая царевна» читательский дневник

Автор — Жуковский Василий

Год написания — 1831

Сколько страниц — 27

Жанр: волшебная сказка

«Спящая царевна» главная мысль

Всегда нужно оказывать должное уважение каждому человеку, независимо от его возраста, и статуса.

Главные герои «Спящая царевна»

  • Царевна — прекрасная девушка, любопытная и неосторожная. Царевна родилась в богатстве и роскоши, ей исполнилось 15 лет, но выросла она доброй и красивой. Когда царевна попала в комнату с старухе, то не стала показывать свое царское положение, а молча взяла из рук простолюдинки веретено.
  • царь Матвей и Царица-мать — любящие родители царевны. Царь был немного легкомысленным, привык жить не думая о будущем. Но в то же время он добрый и веселый, когда родилась царевна, закатили знатный пир. О доброте Матвея говорят строчки об указе, который он издал, чтобы защитить царевну.
  • молодой царевич — смелый юноша, любопытный и решительный. Царевич не побоялся войти в темный бор, он был молод и смел, с малых лет был приучен к охоте. Его душа не знала настоящей любви, поэтому видев прекрасную царевну, царевич не выдержал и поцеловал ее.
  • злая чародейка — старуха. Недовольная, что ее не пригласили на пир.

План сказки «Спящая царевна»

  1. Царь Макар и царица
  2. Предсказание рака
  3. Рождение дочери
  4. Царь приглашает одиннадцать чародеек на пир
  5. Предсказание злой двенадцатой чародейки
  6. Исправленное пророчество
  7. Запрет использовать веретено
  8. Старуха с веретеном
  9. Царевна уколола палец и все уснули
  10. Страшный бор вокруг дворца
  11. Проходит триста лет и царский сын находит бор
  12. Царевич видит царевну, и целует ее
  13. Принцесса просыпается
  14. Свадьба.

«Спящая царевна» краткое содержание для читательского дневника

У царя Матвея с его царицей родилась долгожданная дочь, поэтому поводу Царь и царица устраивает пир. Царь приглашает на праздник одиннадцать молодых волшебниц и не зовет двенадцатую старую.

спящая царевна краткое содержание 5-6 предложенийДвенадцатая все равно является и предсказывает, что в шестнадцать лет царевна уколет веретеном палец и умрет. Но одна из добрых волшебниц заменяет данное проклятие на 300 лет сна и говорит что, через 300 лет она будет жить долго и счастливо. На этом пир кончается. Царь издал указ, запрещающий сеять лён и прясть. Но все предсказание все же сбылось, весь дворец заснул вместе с прекрасной девушкой, а вокруг вырос густой и страшный бор, хранящий их сон.

Однажды проезжавший мимо царевич видит страшный лес и решается в него зайти. Он заезжает в старый дворец, находит спящую царевну и пробуждает ее своим поцелуем. Все просыпаются и играют свадьбу.

Чему учит сказка «Спящая царевна»?

Сказка учит почтительности и уважению к каждому человеку, независимо от их достатка и возраста. Автор призывает нас по-доброму относиться к людям, не обижать их равнодушием и бессердечием. Мы должны всегда помнить: как мы относимся к окружающим, так они будут относиться к нам. Также сказка учит не терять надежду, и всегда верить в лучшее.

Отзыв на сказку «Спящая царевна»

Мне очень понравилась эта сказка. Мне запомнился образ добродушного, но легкомысленного царя Макара. Необычным был рак, который предсказал рождение дочери. Автор красиво описал сон в замке, со спящим огнем и уснувшими мухами

Сказка написана стихами, с чувством юмора и читать ее легко и интересно.

Пословицы к сказке «Спящая царевна»

  • спящая царевна главная мысльСлово не воробей, вылетит — не поймаешь
  • Всему свое время.
  • Чему быть, того не миновать.
  • Чего не воротишь, про то лучше забыть.

Почему сказка «Спящая царевна» относиться к волшебным?

  1. Волшебные, сказочные существа — рак-предсказатель.
  2. Волшебные персонажи — чародейки, колдуньи, используют магию.
  3. Волшебный предмет — веретено, которое погружает в сон.
  4. Действие разворачивается в сказочном, нереальном мире.
  5. Наличие зачина и концовки.
  6. Победа добра над злом.

«Спящая царевна» краткое содержание

Царь Матвей долго жил в любви и согласии со своей женой-царицей. Грустили они из-за того, что не было у них детей. И вот однажды, царица встретила на берегу рака, который предсказал ей рождение дочери.

Предсказание  вскоре сбылось. Царица родила дочь, а счастливый царь устроил грандиозный пир, и приглашает и одиннадцать молодых чародеек. В королевстве жило двенадцать чародеек, но последняя, была злой и старой. Да еще кто-то стащил из царской кладовой одно из двенадцати золотых блюд, и царю пришлось вычеркнуть из списка гостей старую волшебницу.

Во время пира все праздновали и веселились, дарили подарки новорожденной:

Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, моё дитя;
Жизнь твоя пройдёт шутя
Меж знакомых и родных…

Десять чародеек высказали свои пожелания, когда появилась незваная двенадцатая волшебница и напророчила, что в 16 лет царевна уколет руку веретеном и умрёт. Но последняя чародейка изменила пророчество, сказав, что царевна не умрет, а уснет на триста лет.

Чтобы спасти свою дочь, царь Матвей издал указ, запрещающий сеять лен и прясть пряжу, а всех прях вместе с прялками и веретенами повелел выслать из царства вон. А после это повеселел и успокоился и жил дальше.

Молодая царевна выросла и хорошела. Ей было уже 15 лет. Как-то она ходила осматривала дворец и набрела на маленькую полуоткрытую дверцу, вошла в неё, поднялась по винтовой лестнице и увидела старуху, которая пряла. Царевну заинтересовал этот процесс, она взяла у старухи веретено и уколола палец. Старуха исчезла, а царевна уснула.

Вместе с ней уснуло все в замке  — ее родители заснули прямо на крыльце, уснули придворные и слуги, кони и мухи, даже огонь в печи. Вокруг дворца вырос бор, окружённый изгородью из колючего терновника

Сперва многие пытались пройти бор и разбудить царевну, но назад никто не возвращался. И вскоре все забыли и о замке и о царевне.

Прошло 300 лет. Однажды весной, царский сын отстал от свиты во время охоты и оказался возле бора. Там царевич встретил старика, который рассказал ему легенду о царевне, которая спит во дворце, и ждёт своего спасителя.

Царевич загорелся желанием увидеть царевну, и поскакал в бор. К его удивлению, окружавший бор терновник превратился в усыпанный розами кустарник, который расступился перед царевичем. И сам бор был уже не страшным, а молодым, цветущим и полным жизни, который  вдруг расступился перед ним. Царевич нашел старинный замок, в котором все спали.

По винтовой лестнице он поднялся в комнату, где спала царевна, и был восхищен её красотой.

…Губки алые горят;
Руки белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в лёгких сапожках
Ножки — чудо красотой.

Царевич целует ее. Царевна сразу просыпается, а вместе с ней и весь дворец. Царица и царь Матвей обняли царевича и вскоре сыграли пышную свадьбу.

Вопросы к сказке «Спящая царевна» (с ответами)

  1. Имя отца спящей царевны? Царь Матвей.
  2. Кто предсказал царице рождение дочери? Рак.
  3. Сколько фей пригласил царь Матвей на пир по случаю рождения дочери? Одиннадцать.
  4. Почему не позвали двенадцатую волшебницу? В замке было двенадцать золотых блюд, но одно пропало.
  5. Почему двеннадцатая ведьма прокляла маленькую царевну? Обиделась, что ее не позвали в замок на пир.
  6. Почему смертельное проклятие старой волшебницы не сбудется? Последняя фея пожелала, чтобы царевна не умерла, а только лишь уснула.
  7. Сколько должен была спать царевна? 300 лет.
  8. В каком возрасте царевна должна была впасть в долгий сон? В 16 лет.
  9. От чего царская дочь должна была уснуть? Она должна уколоть палец веретеном.
  10. Какой закон издал царь, чтобы спасти дочь от проклятия? Нельзя выращивать лён, нужно уничтожить все веретена, а прях выслать из царства.
  11. Где царевна нашла веретено? В покоях во дворце.
  12. Кто спас спящую царевну? Царский сын.
  13. От кого царский сын узнал историю спящего замка? От старика.
  14. Как царский сын пробудил ото сна царевну? Он её поцеловал.

  • Если бы не было растений на земле сочинение
  • Если бы не было подзаголовка к сказке ашик кериб смог бы ты догадаться что действие
  • Есенин рассказы для детей
  • Ералаш сказка ложь да в ней намек
  • Ель сказка андерсена чему учит