Вспоминая свое детство, проходившее без компьютеров, не могу не вспомнить старые добрые сказки. Мы любили смотреть мультфильмы и фильмы-сказки по телевизору. Была такая передача «В гостях у сказки», показ которой многие детки ждали с нетерпением.
Огромно было воспитательное значение сказок. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий мечтами и фантазиями. Что такое сказка? Не обычная ли реальность была основой создания сказки? Корнями сказка уходит в историю жизни нашего народа.
Одним из средств проявления художественной формы литературного произведения являются иллюстрации. Наиболее яркие представители этого жанра — художники-сказочники Виктор Михайлович Васнецов и Иван Яковлевич Билибин. Полотна этих художников помогают передать внутренний мир героев сказок, погружают в то время и атмосферу, в которой жили сказочные персонажи. Благодаря творчеству этих художников мы можем не только читать сказку, но и видеть ее.
Виктор Васнецов, Ковер-самолет, 1880
Виктор Васнецов, Алёнушка, 1881
Виктор Васнецов, Витязь на распутье, 1882
Виктор Васнецов, Три царицы подземного царства, 1884
Виктор Васнецов, Иван Царевич на Сером Волке, 1889
Виктор Васнецов, Богатыри, 1881-1898
Васнецов, Снегурочка, 1899
Васнецов, Царевна Несмеяна, 1916-1926
Виктор Васнецов, Кащей Бессмертный, 1917-1926
Виктор Васнецов, Царевна-лягушка, 1918
Виктор Васнецов, Спящая царевна, 1900-1926
Иван Билибин, Иван-царевич и Жар-птица, 1899
Иван Билибин, Иван-царевич, 1899
Иван Билибин, Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги, 1900 год
Иван Билибин, Баба Яга, 1900 год
Иван Билибин, Василиса Прекрасная и белый всадник, 1900 год
Иван Билибин, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Иван Билибин, Сказка о золотом петушке
Иван Билибин, Княгина на теремной башне, 1902
Иван Билибин, Вольга с дружиной, 1902
Иван Билибин, Сказка о царе Салтане, 1905
Иван Билибин, Бояре
Иван Билибин, Иллюстрация к сказке Василиса прекрасная, 1900
- Прочитать наизусть отрывки их стихов и сказок К. Чуковского.
- Прочитать наизусть стихотворения любого современного поэта.
- Прочитать наизусть стихотворения В. Маяковского.
- Прочитать наизусть стихотворения А. Барто.
- Рассказать наизусть стихотворение С. Михалкова.
- Прочитать наизусть стихотворение Д. Хармса.
- Рассказать наизусть стихотворение С. Маршака.
- Рассказать наизусть отрывок из сказки К. Чуковского.
- Рассказать наизусть стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки».
- Прочитать наизусть стихотворение В. Маяковского для детей.
Раздел II. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Научно-критические работы
1. Рецензия на детскую книгу (основные составляющие)
- Автор. Название. Место издания. Год издания.
- Проблематика.
- Сюжет. Конфликт. Композиция.
- Повествователь (лирический герой).
- Тип героя.
- Слово в произведении: деталь, повтор детали, образный строй речи.
- Адресат книги.
(Арзамасцева. И.Н.)
^ 2. Обзор периодического издания (основные составляющие)
- Возрастная адресация.
- Формы диалога с читателем.
- Традиции, сложившиеся в журнале или газете.
- Принципы отбора художественных произведений. «Удельный вес» фольклора и творческих работ детей.
- Сочетание литературной классики и произведений современных авторов.
- Место и значение научно-популярных и художественно-познавательных материалов.
- Темы и стиль комиксов.
- Круг жизненных явлений, освещённых в конкретном номере журнала или газеты.
- Композиционное строение одного номера.
- Преемственность номеров одного года.
- Стиль оформления: иллюстрации, полиграфия.
(Арзамасцева И.Н.)
Раздел II. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
2.2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ:
- Выпишите определение жанра и типы сказок.
- Изучив главу в книге Т.В. Зуевой «Сказки А.С. Пушкина» (М,1989. – С. 141-151), установите, какие сказки А.Пушкина и почему вызвали подражания в народной среде?
- Прочитайте народную сказку «Сивка-Бурка» и сказку П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Установите отличия в их построении и объясните их.
- Прочитайте народную сказку «Волшебное кольцо» и сказ Б. Шергина «Волшебное кольцо». Установите отличия в их построении и объясните их.
- Какие сюжетные мотивы народных сказок использует Э.Успенский в своей сказке «Вниз по волшебной реке», а какие придумал сам?
- В чём сходство Хозяйки Медной горы П.П. Бажова и Снежной королевы Г.Х. Андерсена?
- Сопоставьте «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина со сказкой о Белоснежке из сборника братьев Гримм.
- Первоисточником «Сказки о Золотом петушке» А. Пушкина стала «Легенда об арабском звездочёте» В. Ирвинга. Что общего и чем различаются две сказки?
- Сравните сказку М. Горького «Случай с Евсейкой» со сказками Д.Н. Мамина-Сибиряка. Вписывается ли произведение М. Горького в «Алёнушкины сказки»?
- Прочитайте сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» и М. Москвиной «Что случилось с крокодилом». Как отражены традиции Андерсена в современном тексте?
- Чем близки сказки Н. Абрамцевой сказкам Г.Х. Андерсена?
- Почему Крокодил Гена и Чебурашка вошли в число национальных героев?
- Приведите примеры современных поэтических текстов, где используются парадокс, гипербола, омонимические игры, переосмысление идиом.
- Приведите примеры современных поэтических текстов, где используются создание неологизмов, неправильности детской речи, новое прочтение строчек из широко известных ранее поэтических произведений для взрослых и детей.
- Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Событие» и ответьте на вопрос: как писатель определяет роль домашних животных в воспитании и жизни детей?
- Соберите материалы к биографиям писателей-природоведов, изучив книгу И.Н. Тимофеевой «Сто книг вашему ребёнку». Выделите своеобразие книг каждого автора.
- Сравните произведения В. Бианки «Хвосты» и Ю. Казакова «Зачем мыши хвост». Чем они отличаются друг от друга?
- Прочитайте рассказы современных авторов О. Кургузова, С. Седова. Чем юмор этих произведений отличается от юмора классических детских текстов (Н. Носов, В. Драгунский)?
^ 2.3. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:
1. Детская литература – это:
А) часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии.
Б) некоторый объём книг, периодики, других изданий, призванный дать ребёнку определённого возраста возможно более полную картину образов мира через словесно-изобразительные средства с учётом психического развития личности.
В) конгломерат культурных ценностей, предложенных взрослыми детям и усвоенных детьми.
2. Литературу для детей, литературу, входящую в круг детского чтения, литературу самих детей вычленяют в рамках:
А) функциональной классификации;
Б) научной классификации;
В) практической классификации.
3. Определите жанр:
Солнышко, выгляни!
Красное, высвети!!
А) приговорка;
Б) закличка;
В) жеребьёвка.
4. С функциональной точки зрения выделяют сказки:
А) детские;
Б) развлекательные;
В) философские;
Г) двуадресные.
5. Современная литературная сказка в культурологическом аспекте:
А) выступает в роли хранителя и носителя культурной традиции;
Б) создаёт культурное пространство становления человека в качестве активной свободной творческой личности;
В) представляет культурные нормы «должного человека».
6. Свои произведения называет «сказками без подсказки»
А) С. Седов;
Б) Э. Успенский;
В) М. Москвина.
7. Расположите произведения в порядке удалённости от народного источника:
А) Ш. Перро «Золушка, или хрустальная туфелька»;
Б) Я.и В. Гримм «Золушка»;
В) Е.Шварц «Золушка».
8. Понятие чуда было основным в мироощущении:
А) Д. Хармса;
Б) А. Введенского;
В) Ю. Владимирова.
^ 2.4. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ (ЗАЧЕТНЫЙ) ТЕСТ
1. Детская литература – это:
А) часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии
Б) некоторый объём книг, периодики, других изданий, призванный деть ребёнку определённого возраста возможно более полную картину образов мира через словесно-изобразительные средства с учётом психического развития личности
В) конгломерат культурных ценностей, предложенных взрослыми детям и усвоенных детьми.
2.На особенностях детской читательской психологии и периодизации образовательного процесса построена классификация детской литературы:
А) практическая
Б) научная
В) видовая.
3. Объективным критерием вычленения детской литературы из общих границ литературы является:
А) функции детской книги
Б) иллюстрации
В) категория читателя-ребёнка.
4. Литературу для детей, литературу, входящую в круг детского чтения, литературу самих детей вычленяют в рамках:
А) функциональной классификации
Б) научной классификации
В) практической классификации.
5. В «Хрониках Нарнии» К.С. Льюис использовал следующий способ взаимодействия христианского мифа и художественной литературы:
А) пересказ и обработку апокрифических легенд
Б) использование отдельных библейских образов и мотивов
В) аллегорию.
6. Круг детского чтения – это:
А) часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии
Б) некоторый объём книг, периодики, других изданий, призванный деть ребёнку определённого возраста возможно более полную картину образов мира через словесно-изобразительные средства с учётом психического развития личности
В) конгломерат культурных ценностей, предложенных взрослыми детям и усвоенных детьми.
7. Общий, родовой признак детского фольклора:
А) соотнесённость текста с игрой
Б) малые формы
В) ритмичность.
8. Определите жанр:
На златом крыльце сидели
Микки-Маус, Том и Джерри,
Дядя Скрудж и три утёнка,
А водить-то будет Понка!
А) считалка
б) переделка-пародия
в) частушка.
9. Определите жанр:
Солнышко, выгляни!
Красное, высвети!!
А) приговорка
Б) закличка
В) жеребьёвка.
10. Определите жанр:
Мышка, мышка, вылей воду!
А) приговорка
Б) закличка
В) жеребьёвка.
11. Определите жанр:
Однажды в студёную зимнюю пору
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Гляжу — поднимается медленно в гору
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
А) стихотворение
Б) небылица
В) переделка-пародия.
12. Детской сатирической лирикой Г.С. Виноградов назвал:
А) переделки-пародии
Б) дразнилки
В) частушки.
13. Отличительные особенности детской частушки:
А) усиление сатирического наполнения
б) усиление лирического наполнения
в) герои-животные.
14. Смешанная форма изобразительного и словесного искусства –
А) анекдот
Б) страшилка
В) граффити.
15. Небольшой одноэпизодный рассказ, передающий схематично, в отточенной форме определённые, взятые из повседневной жизни или придуманные ситуации – это:
А) сказка
Б) анекдот
В) история.
16. Распространению анекдота в детской среде способствуют:
А) житейская ситуация
Б) динамичный сюжет
В) остроумная игра со скрытым смыслом.
17.Популярность страшных историй объясняется:
А) потребностью пережить эмоциональную встряску
Б) возможностью озвучить слухи
В) воспитательными моментами.
18. Кто написал «Заповеди для детских поэтов»?
А. Маршак;
Б. Михалков;
В. Барто;
Г. Чуковский.
19. Назовите жанры, характерные для творчества Пушкина:
А. сказки;
Б. былины;
В. скороговорки;
Г. роман;
Д. стихотворение;
Е. поговорки.
20. Первый совершенный образец художественно-познавательной сказки для детей В. Одоевского:
А. «Городок в табакерке»;
Б. «Черная курица»;
В. «Червячок»;
Г. «Монастырка».
21. Жанр произведения Н. Носова «Незнайка на луне»:
А. сказка;
Б. повесть;
В. рассказ;
Г. роман-сказка.
22. Жанр сказки в картинках характерен для творчества
А) В. Сутеева
Б) С. Козлова
В) М.Москвиной.
23. Свои произведения называет «сказками без подсказки»
А) С. Седов
Б) Э. Успенский
В) М.Москвина.
24. Форма зарисовки-миниатюры характерна для творчества:
А) В. Сутеева
Б) С. Козлова
В) С. Седова.
25. Циклизация сказок, ориентация на сказки, создаваемые детьми «по образцу» фольклорных, характерны для творчества:
А) С.Седова
Б) Э. Успенского
В) К. Булычёва.
26. В основе создания сказочных сериалов лежит:
А) миротворчество
Б) судьба героев
в) объединяющее заглавие.
27. В основе создания сказочных циклов лежит:
А) миротворчество
Б) судьба героев
в) объединяющее заглавие.
28. Отступления от фольклорного сказочного канона в сказке Э. Успенского «Вниз по волшебной реке»:
А) элементы психологической разработки фольклорных персонажей
Б) семиперсонажная схема
В) параллелизм нескольких сюжетных линий.
29. Расположите произведения в порядке удалённости от народного источника:
А) Ш.Перро «Золушка, Или хрустальная туфелька»
Б) Я.и В. Гримм «Золушка»
В) Е.Шварц «Золушка»
30. В каком жанре написана пьеса Е. Шварца «Золушка»:
А) лирической комедии
Б) комедии
В) драмы.
31. Родоначальник жанра рождественских рассказов:
А) Дж. Родари
Б) Ч. Диккенс
В) О’ Генри.
32. Расположите фантастические персонажи сказов П.Бажова в порядке уменьшения значимости:
А) Огневушка-поскакушка
Б) Великий полоз
В) Хозяйка Медной горы.
33. Сказы П. Бажова «Жабреев ходок», «Синюшкин колодец», «Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка» относятся к:
А) горняцким
Б) старательским
В) о мастеровых.
34. Формулу научной фантастики Е.М. Неелов определил как:
А) сказочная реальность + сказочная реальность
Б) сказочная реальность + детскость
В) сказочная реальность + дух науки.
35. Составляющие сказки-фэнтези:
А) смещение временных плоскостей
Б) наличие и взаимодействие параллельных миров
В) прогнозирование будущего.
36. Главные признаки робинзонады:
А) смещение временных плоскостей
Б) выход из строя транспортного средства
В) освоение путешественником окружающей среды.
37. Специфические черты детского детектива:
А) утверждение могущества добра
Б) диалогичность
В) элемент игры.
38. Интеллектуальная игра — основной творческий принцип:
А) О. Григорьева
Б) Т.Собакина
В) Б. Заходера.
^ 2.5. КЛЮЧИ К ТЕСТАМ
1. а
2. б 3. в 4. в 5. в 6. б 7. а 8. а 9. б 10. а |
11. в
12. б 13. б 14. в 15. б 16. б 17. а 18. г 19. а,г,д 20. а |
21. г
22. а 23. в 24. б 25. а 26. б 27.а 28. а,в 29. б,а,в 30. а |
31. б
32. в, б, а 33. б 34. в 35. а, б 36. б, в 37. а, в 38. б |
Сказочно-былинный жанр — раздел изобразительного искусства, в котором героями произведений выступают вымышленные или древние исторические персонажи русского народного фольклора. Сказочно-былинный жанр — это уникальный мир ярких художественных образов, созданных на основе национальных традиций, древних верований и культурных особенностей восточных славян.
Сказочно-былинный жанр, по своей сути, является региональной разновидностью мифологического жанра в разных видах искусства. Но, если западноевропейские художники при создании своих картин обычно использовали сюжеты из античных преданий, то для их русских коллег источниками вдохновения служили славянские древние легенды и рассказы.
Особенности сказочно-былинного жанра
Сказочно-былинный жанр не случайно пользуется особой любовью у миллионов ценителей искусства. Ведь с увлекательным миром его персонажей большинство людей знакомятся еще в детском возрасте, а такие впечатления остаются в памяти на всю жизнь. Произведения сказочно-былинного жанра пробуждают у людей интерес к народному творчеству, воспевают героическое прошлое и знакомят зрителя с истоками национальной культуры.
К основным особенностям сказочно-былинного жанра относятся:
- Ярко выраженная патриотическая направленность произведений.
- Романтическая привлекательность художественных образов.
- Выразительность и богатая цветовая гамма сюжетных композиций.
- Масштабность и монументальность картин.
- Большое количество аллегорических и символических деталей.
Сказочно-былинный жанр, помимо живописи, широко распространен и в других видах искусства, в том числе:
- музыке;
- театре;
- кинематографе;
- мультипликации;
- декоративно-прикладном искусстве;
- скульптуре;
- графике.
История сказочно-былинного жанра
История сказочно-былинного жанра берет свое начало с незапамятных времен. Древние легенды на протяжении многих поколений наши далекие предки бережно передавали потомкам в виде песен и рассказов. Вплоть до начала XVI века этот жанр использовался исключительно в устном народном творчестве, но затем ситуация кардинально изменилась.
Причиной этому послужило изобретение книгопечатания в Европе и бурное развитие техник изготовления гравюры. В Московское княжество начали массово проникать печатные картинки, созданные немецкими и польскими мастерами. Вскоре русские умельцы освоили производство собственных форм для печатания гравюр, что привело к появлению лубка — оригинального вида изобразительного искусства.
Лубочные картинки представляли собой листки бумаги с напечатанным и вручную раскрашенным оттиском, а многие из них были сделаны на темы русских сказок и былин. В течение последующих 300 лет в России лубок пользовался огромной популярностью, особенно среди низов общества.
Но полноценное признание сказочно-былинного жанра в русском изобразительном искусстве произошло лишь во второй половине XIX века и это событие напрямую связано с именем гениального художника Виктора Васнецова. В начале 1880-х годов выдающийся мастер русской живописи решил отказаться от написания картин бытового жанра и увлекся тематикой народных сказок и былин. В течение последующих двух десятилетий он создал множество великолепных произведений, в том числе всемирно известные работы:
- «Богатыри» (1898);
- «Витязь на распутье», (1878);
- «Алёнушка» (1881);
- «Иван-царевич на Сером волке» (1889).
Картины Васнецова были восторженно приняты публикой и критиками, а его творчество послужило источником вдохновения для других художников, влюбленных в древнюю русскую культуру. К началу ХХ века сказочно-былинный жанр занял достойное место в изобразительном искусстве России на фоне подъема всеобщего народного патриотизма, но вскоре Октябрьская революция 1917 года кардинальным образом изменила духовные ценности общества.
После непродолжительного периода модернизма во всех сферах искусства в СССР наступила эпоха безраздельного господства социалистического реализма. Сказочно-былинный жанр на долгие годы оказался выброшенным на обочину культурной жизни страны, где и оставался вплоть до распада Советского Союза.
Самые известные художники сказочно-былинного жанра
Среди множества мастеров русского изобразительного искусства лишь немногие всерьез увлекались тематикой древних сказаний и легенд. К числу самых известных художников сказочно-былинного жанра по праву относятся:
- Виктор Васнецов — величайший мастер русской фольклорной живописи, чье творчество и сегодня ассоциируется с любимыми народными сказками. Картины Васнецова отличает удивительная выразительность образов и сюжетов, написанных настоящим русским патриотом.
- Иван Билибин — выдающийся иллюстратор книг и театральный оформитель, посвятивший значительную часть жизни тематике сказок. После Октябрьской революции Билибин эмигрировал из России, но на склоне лет вернулся на Родину и умер в блокадном Ленинграде в 1942 году.
- Михаил Врубель — один из самых ярких и необычных русских художников конца XIX — начала ХХ века. С детства увлеченный мистическими тайнами Врубель неоднократно обращался в своем творчестве к тематике народного фольклора.
Сказочно-былинный жанр — важная часть русского изобразительного искусства, основанного на народных традициях и древних культурных ценностях. Несмотря на скромную поддержку со стороны государства, он продолжает пользоваться огромной популярностью и в наступившем XXI веке.