Сочинения
Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина
Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть «пороки российской действительности» и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.
Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.
Салтыков-Щедрин охотно пользовался традиционными приемами народного творчества. Сказки у него зачастую начинаются, как и народные, словами «жили да были», «в некотором царстве, в некотором государстве». Часто встречаются пословицы и поговорки. «Конь бежит — земля дрожит», «Двум смертям не бывать, одной не миновать». Очень сближает сказки Щедрина с народными традиционный прием повторения. Автор сознательно подчеркивает в каждом персонаже какую-то одну черту, что также характерно для фольклора.
Но, тем не менее, Салтыков-Щедрин не копировал структуру народной сказки, а внес в нее свое, новое. Прежде всего, это появление образа автора. За маской наивного балагура скрыта саркастическая усмешка беспощадного сатирика. Совершенно иначе, чем в народной сказке, нарисован образ мужика. В фольклоре мужик обладает сметливостью, ловкостью, неизменно побеждает барина. В сказках Салтыкова-Щедрина отношение к мужику неоднозначно. Часто именно он остается в дураках, несмотря на свою сметливость, как в сказке «Как один мужик двух генералов прокормил». Мужик показал себя молодцом: все умеет, даже суп в пригоршне сварит. И в то же время покорно исполняет приказ генералов: сам вьет для себя веревку, чтоб не убежал!
Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.
Так, в сказке «Медведь на воеводстве» сразу бросаются в глаза грубость и невежество высшей власти, враждебное отношение к образованию. Очередной Топтыгин, прибыв на воеводство, хочет найти какой-нибудь институт, чтобы его «спалить». Главным мудрецом и советником Льва писатель делает Осла, — воплощение тупости и упрямства. Поэтому в лесу царят насилие и хаос.
Используя гиперболу, Щедрин делает образы необычайно яркими, запоминающимися. Дикий помещик, все время мечтавший избавиться от несносных мужиков, от их холопьего духа, наконец-то остался один-одинешенек. И… одичал: «Весь он… оброс волосами.., а когти у пего сделались как железные». И становится ясно: все держится на труде народа.
В «Премудром пескаре» Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех «перемудрил»! А итог его жизни можно выразить словами: «Жил — дрожал, умирал — дрожал».
В галерее образов Салтыкова-Щедрина и интеллигент-мечтатель («Карась-идеалист»), и самодержец, разыгрывающий роль мецената («Орел-меценат»), и никчемные генералы, и покорный «самоотверженный заяц», надеющийся на милость «хищников» (вот еще одна сторона рабской психологии!), и многие другие, отразившие историческую эпоху, с ее социальным злом и демократическими идеями.
В сказках Щедрин проявил себя блестящим художником. Он показал себя мастером эзоповского языка, при помощи которого умел доносить до читателя острую политическую мысль и передавать социальные обобщения в аллегорической форме.
Таким образом, фантастика народной сказки органически сочетается у Щедрина с реалистическим изображением действительности. Крайнее преувеличение в описании героев и ситуаций дает возможность сатирику заострить внимание на опасных сторонах жизни русского общества.
Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.
Особенности жанра сказки у м. Е. Салтыкова-Щедрина
Многие
писатели и поэты использовали сказку
в своем творчестве. С ее помощью автор
выявлял тот или иной порок человечества
или общества. Сказки Салтыкова-Щедрина
резко индивидуальны и не похожи ни на
какие другие. Сатира была оружием
Салтыкова-Щедрина. В ту пору из-за
существовавшей строгой цензуры автор
не мог до конца обнажить пороки общества,
показать всю несостоятельность
российского управленческого аппарата.
И все же с помощью сказок «для детей
изрядного возраста» Салтыков-Щедрин
смог донести до людей резкую критику
существующего порядка. Цензура пропустила
сказки великого сатирика, не сумев
понять их назначения, обличающую силу,
вызов существующему порядку.
Для
написания сказок автор использовал
гротеск, гиперболу, антитезу. Также для
автора был немаловажен эзопов язык.
Стараясь скрыть от цензуры истинный
смысл написанного, приходилось
пользоваться и этим приемом. Писатель
любил придумывать неологизмы,
характеризующие его героев. Например,
такие слова как «помпадуры и помпадурши»,
«пенкосниматель» и другие.
Теперь
постараемся рассмотреть особенности
жанра сказки писателя на примере
нескольких его произведений. В «Диком
помещике» автор показывает, до чего
может опуститься богатый барин,
оказавшийся без слуг. В этой сказке
применена гипербола. Сначала культурный
человек, помещик превращается в дикое
животное, питающееся мухоморами. Здесь
мы видим, как беспомощен богатый без
простого мужика, как он неприспособлен
и никчемен. Этой сказкой автор хотел
показать, что простой русский человек
— нешуточная сила. Подобная же идея
выдвигается и в сказке «Повесть о
том, как один мужик двух генералов
прокормил». Но здесь читатель видит
безропотность мужика, его покорность,
беспрекословное подчинение двум
генералам. Он даже сам привязывает себя
на цепь, что лишний раз указывает на
покорность, забитость, закабаленность
русского мужика.
В
этой сказке автором использована и
гипербола, и гротеск. Салтыков-Щедрин
наталкивает читателя на мысль о том,
что пора мужику проснуться, обдумать
свое положение, перестать безропотно
подчиняться.
В
«Премудром пискаре» мы видим жизнь
обывателя, боящегося всего на свете.
«Премудрый пискарь» постоянно
сидит взаперти, боясь лишний раз выйти
на улицу, с кем-нибудь заговорить,
познакомиться. Он ведет жизнь замкнутую,
скучную. Своими жизненными принципами
он напоминает другого героя, героя А.
П. Чехова из рассказа «Человек в
футляре», Беликова. Только перед
смертью задумывается пискарь о прожитой
жизни: «Кому он помог? Кого пожалел,
что он вообще сделал в жизни хорошего?
— Жил — дрожал и умирал — дрожал». И
только перед самой смертью осознает
обыватель, что никому-то он не нужен,
никто его не знает и о нем не вспомнит.
Страшную
обывательскую отчужденность, замкнутость
в себе показывает писатель в «Премудром
пискаре».
М.
Е. Салтыкову-Щедрину горько и больно за
русского человека.
Читать
Салтыкова-Щедрина довольно непросто.
Поэтому, может быть, многие так и не
поняли смысла его сказок. Но большинство
«детей изрядного возраста» оценили
творчество великого сатирика по заслугам.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Общая характеристика
При подготовке доклада или сообщения по теме необходимо начать с основных черт, которые присущи сатире русского писателя. Кратко проблематику сказок Салтыкова-Щедрина можно обозначить следующими моментами:
- Тема власти, неуважения человеческой личности.
- Глупость, не знающая границ, но в высшей степени самоуверенности.
- Недостатки просветительской деятельности наделенных властью.
- Раболепие и страх, воплощением которого является премудрый пескарь, герой одноименного произведения.
В цикл входит 32 небольших по объему текста, в каждом из которых человеческие пороки высмеиваются емко, остроумно, но очень выразительно.
Своеобразие произведений сатирика состоит в том, что герои, типичные представители своего времени, изображены в облике животных. Но за медведем, орлом-меценатом, подводными жителями без труда угадываются черты современников Михаила Евграфовича. Народ, обездоленный, униженный, но работящий и добродушный, выведен им на страницах в облике коняги из одноименной сказки.
Автор не может не восхищаться уникальным потенциалом русского крестьянства, но осуждает его покорность и страх перед теми, кто находится выше по сословной лестнице. Особенно наглядно эта тематика звучит в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Остроумие и оригинальные находки
Сказки Салтыкова-Щедрина стали апогеем его сатирического прошлого, его итогом. Эти тексты представляют собой особый пласт юмористической литературы, отличный от произведений европейской и русской сатирических традиций. Можно выделить следующие уникальные черты, настоящие новшества классика:
- Гармоничное переплетение реальности и фантастических мотивов.
- Активное использование таких литературных приемов, как гипербола, гротеск, ирония на фоне фольклорных традиций.
- Герои лишены индивидуальных черт, это своеобразные маски, символы. Конечно, обобщенные образы были присущи и другим писателям, но только Щедрин замаскировал человеческие пороки в образах животных, следуя за традициями Эзопа и Крылова, великих баснописцев.
Раскрывая важнейшие темы, писатель отказывается от традиционного морализаторства, он дает читателю возможность самостоятельно сделать выводы. Задача автора — лишь в гротескной форме представить каждый порок, высмеять его, показать абсурдность ситуации. А отнюдь не читать проповеди.
Злободневные вопросы
Чтобы написать хорошее сочинение «Салтыков-Щедрин и его творчество», важно рассмотреть, какие же важнейшие вопросы были освещены в сказках. Так, «Медведь на воеводстве» — это емкая аллегория самодержавия, которое падает в результате бунта. Под образами медведей, пришедших к власти, автор показывает русских монархов. Каждый из Топтыгиных стремился к обогащению, не думал о вверенных им подданных, не стремился улучшить жизнь в лесу.
«Дикий помещик» — произведение, посвященное взаимоотношениям народа и барина. Помещик, привыкший, что все за него делают крестьяне, стал совершенно беззащитным и неприспособленным к жизни. Со временем он настолько отупел, что, возненавидев «крестьянский запах», возжелал, чтобы все мужики исчезли. Этому герою и в голову не пришло, что он полностью зависим от своих крепостных. В гротескной жестокой форме писатели выводит перед читателем образ глупого, ленивого, но очень избалованного барина.
Аналогичная тематика оживает на страницах «Повести» о генералах и мужике. Но здесь автор смеется не только над генералами — напыщенными, важными, но совершенно бесполезными. Со слезами на глазах Щедрин рисует и образ русского крестьянина, находчивого, сообразительного, работящего. Но вынужденного терпеть унижения, готового подчиняться, неспособного сбросить с себя узы рабства.
Таковы основные вопросы, которые важно отразить в сочинении на тему «Салтыков-Щедрин и его сказочное творчество».
Тематическая специфика
Еще более детально разобраться в том, какие именно темы поднимал сатирик, поможет таблица. В ней указаны основные тексты и рассмотренные в них аспекты.
Примеры сказок | Основные вопросы | Кратко о художественных особенностях |
Медведь на воеводстве, Орел-меценат | Высмеивание царской власти, невежества и откровенной глупости министров, дворянства и прочих лиц, приближенных к трону. | Активно используется едкая сатира, сарказм. Писатель не скрывает свой гнев. |
Орел-меценат | Осмеяние деятельности монарха на почве просвещения | Используются образы птиц, каждая из которых воплощает определенные черты, при этом вполне реалистичны. Например, сороки любят все блестящее. |
Дикий помещик, Повесть про то… | Угнетенность крестьянства. Глупость и наглость помещиков. | Гротескная ситуация помогла показать абсурдность того, что происходит в реальности. Герои-крестьяне, сильные и умелые, вынуждены кормить бестолковых и бесполезных генералов и помещиков. |
Самоотверженный заяц | Тематика взаимоотношений сильного и слабого, наделенного властью и лишенного ее. Самоунижение, внутренняя слабость. | Классические герои — злобный волк и трусливый заяц в своих обычных амплуа выражают человеческие пороки. |
Таковы основные моменты, которые волнуют писателя и рассматриваются им в сатирических текстах. При подготовке сообщения, посвященного смыслу и художественным особенностям произведений Щедрина, нужно указать, что автор использует традиционные черты животных (заяц труслив, волк — хищник, медведь — неуклюжий увалень), но наделяет своих героев социально значимыми чертами.
Значение в творчестве сатирика
В сочинении на тему сказок Салтыкова-Щедрина важно отразить и значение этого тематического пласта в творческом пути автора. Здесь писатель отказывается от традиционной морали, не стремится чему-либо учить своих читателей. Он берет обычных героев-животных, даже не меняет их традиционный фольклорный облик, но наделяет человеческими чертами, которые и высмеивает в комичной гротескной форме.
Таким образом, каждый герой призван обобщать специфические черты, присущие определенному сословию. Орел воплощает собой царя и его приближенных, заяц и премудрый пескарь — представителей простого народа, коняга — крестьянство. Такое описание помогало автору в сказочной форме передать волнующие его мысли, зашифровать за героями-животными пороки современности. Конечно, Михаил Евграфович понимал, что цензуру обойти ему не удастся, слишком откровенна его сатира, многие политические деятели того времени узнавали в героях себя.
Таковы основные особенности сказок великого русского классика, произведений уникальных, самобытных, необычных.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Написание собственных произведений в жанре сказок писатель осуществляет в нескольких целях, включающих в себя прохождение цензорского контроля, реализации сатирического таланта, а также возможности в открытой и органичной форме высказать свою гражданскую позицию по насущным социальным проблемам современного общества, выражая протест против беззакония.
Цикл сказок писателя можно разделить на два вида, один из которых представляет собой шутливые и драматические рассказы, содержащие описание быта, и небольшие сатирические очерки, выражающиеся в обычных формах сказочных эпосов. Тем самым в писательском сказочном творчестве присутствует сочетание жанров в виде фельетона, авторской исповеди, бытовой повести, трагического рассказа. Данную особенность собственных сказок писатель дополняет, наделяя их отличительным подзаголовком (поучение, разговор, элегия).
По литературной структуре произведения писателя являются сочетанием сказок и басен, отличающимися свободной формой изложения, волшебными превращениями, фольклорной поэтикой, а также использованием образов животного мира, через которых раскрываются характерные черты определенных людей. Демонстрируя при помощи звериной маски человеческий тип писатель вкладывает в читательское восприятие определенный стереотип, наделяя его иным содержанием. Например, в образе орла, являющегося царем птичьего братства, изображены увлеченные романтизмом сильные мира, восхищение которыми может привести к негативным последствиям.
В качестве читателей своих сказочных произведений писатель рассматривает детей изрядного возраста, сохранивших наивность юношеских лет, представляя им реалии жестокой действительности.
Отличительной чертой сказок писателя является применение особенных художественных приемов в форме эзопова языка (полунамек, иносказание), гротесковой сатиры (преувеличение, преуменьшение уродливо-комических видов), саркастической иронии.
Своеобразие сказок автора отмечается в их тематике, которая в отличие от народных творений посвящается не вечным темам, а злободневной проблематике, выражающейся в хамстве, грубости, невежестве правящей властной верхушки, раболепия простых недалеких людей, трусости красиво говорящих интеллигентов.
Писательский талант ярко выражает в создании нового жанра социальной сатирической литературы в форме сказочного изложения.
2 вариант
Михаил Салтыков-Щедрин оставил после себя большое творческое наследие, которое включает в себя и романы, и повести, и рассказы, и сказки. Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются самобытностью стиля, наличием философского начала. Автор не ориентировал свои произведения для детей. Они были нацелены на чтение взрослых людей, поэтому они и были серьёзными и непростыми для анализа.
Все сказки Салтыкова-Щедрина имеют общие черты. Они все освещают острые социальные проблемы. Сказки писателя — это сатира на повседневную жизнь, облечённая в образ сказки. Так, сказка «Дикий помещик» освещает проблему взаимоотношений помещиков и крепостных крестьян, положения их в обществе, проблемы самого крепостного права. Общественные проблемы описываются и в произведении «Премудрый пескарь». Здесь автор размышляет над важностью родительского воспитания, понятием страха и его влияния на повседневную жизнь человека.
Несмотря на такую серьёзность содержания автор подаёт материал в виде сказки. Салтыков-Щедрин активно использует элементы этого жанра. Это прежде всего заметно на том, что его героями часто становятся животные — носители качеств, обычно присущих людям. Это можно прекрасно рассмотреть на хорошо известной сказке про пескаря. Эта маленькая рыба выступает носителем таких качеств как страх, уныние, несообразительность, глупость. На примере животного Салтыков-Щедрин пытается показать читателям, как те или иные моменты влияют на их жизнь.
В своих произведениях писатель ориентируется на фольклор. Он часто использует народные образы, лексику, мотивы. Это помогает лучше раскрыть проблему и убедиться, что в прошлом всегда есть ответы на вопросы настоящего.
Кроме фольклорных элементов язык сказок Салтыкова-Щедрина содержит элементы юмора, сатиры и гротеска. Это придаёт тексту самобытность. Аллегории, гиперболы, литоты и другие изобразительно-выразительные средства помогают автору написать яркий, завораживающий текст, а также метко донести свои мысли, тонко и ехидно высмеять какие-то проблемы.
Сказки Михаила Салтыкова-Щедрина занимают особенное место в русской литературе. В них литератор в яркой, уникальной и оригинальной форме доносит свои мысли по поводу различных социальных проблем, предлагает способы их решения, размышляет над настоящим и будущим России. Такой формат позволяет доступно донести свои мысли до аудитории.
Также читают:
Картинка к сочинению Жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Популярные сегодня темы
- Сочинение Кудряш в пьесе Гроза Островского
Одним из второстепенных, тем не менее, значимых персонажей «Грозы» Островского, является Иван Кудряш. Как устоялось в русском народном творчестве, обычно Иваны выступают дурачками
- Сочинение Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова анализ эпизода
Эпизод дуэли между двумя главными героям Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым является ключевым моментом в романе «Отцы и дети»
- Сочинение Любовь в творчестве Куприна (в произведениях)
В творчестве каждого великого художника тема любви занимает ведущее место. Отношения между мужчиной и женщиной – самые волнующие, не поддающиеся однозначному толкованию. Невозможно найти одинакового подхода к этой теме у разных писателей.
- Отзыв на произведение Декамерон Боккаччо
Следует отметить, что на протяжении довольно долгого времени «Декамерон» был запрещен церковью. Неудивительно, ведь среди искрометных рассказов есть весьма провокационные. По сути, данное творение описывает эпоху
- Герои новеллы Дары волхвов О Генри (характеристика)
Непревзойденным мастером писательского стиля и юмора является великий американский писатель Генри. Он отличался всегда отличным чувством юмора и имел четкое ощущение того, что хочет прочитать читатель
Обращение к жанру сказку не только отвечало самому таланту Салтыкова-Щедрина, не только позволяла проходить рогатки царской цензуры, но и наиболее органично соответствовало задачам автора — открыто высказаться о тех социальных вопросах и проблемах, которые волновали самого писателя и его современников.
» …неизменный предметом литературной деятельности всегда был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия и т.д.»(Салтыков-Щедрин)
Фольклорная сказка — виды, особенности жанра и поэтики
Изначально жанровое своеобразие фольклорной сказки — это :
- одушевление сил природы,
- фантастический элемент,
- счастливый конец,
- постановка вечных проблем,
- положительные и отрицательные герои,
- оптимизм,
- образность,
а также поэтика фольклора:
- повтор, устойчивые обороты,
- стандартные зачин и концовка,
- сравнения, образы-символы,
- параллелизм, постоянные эпитеты,
- юмористический элемент.
Фольклорные сказки делятся на волшебные, бытовые, анекдотические, сказки о животных.
Своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
По жанровой природе «Сказки» этого писателя представляют собой сплав сказки и басни. Свободная форма изложения, волшебные превращения, время и место действия («в некотором царстве», «некогда»), поэтика фольклора взяты писателем из жанра народной сказки. Из басни пришли образы животных, за которыми скрывается характер определенного человека, его герои — самоотверженный заяц, орел-меценат, медведь на воеводстве, коняга, а также люди, которые тоже представлены обобщенно — дикий помещик, два генерала, мужик.
Адресат сказок, по определению самого автора,
«дети изрядного возраста»,
то есть те, кто сохранил наивные иллюзии прекрасного юношества. Щедрин высмеивает таких людей, показывает им жестокую действительность.
[the_ad id=»12793″]
Язык сказок Салтыкова-Щедрина — художественные приемы
Своеобразие его сказок — в тех приемах, которые использовал автор. Прежде всего, это прием эзопова языка — прием полунамеков, иносказания. Так, например, в сказке «Дикий помещик», которая начинается со слов
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…»,
далее говорится, что этот помещик любил читать газету «Весть», саму реакционную газету того времени , что сразу определяет мировоззрение героя. Использует автор и приемы иронии сарказма (едкой, злой иронии). Так в той же сказке крестьяне говорят о помещике:
«…хоть и глупый у нас помещик, а разум ему дан большой».
Использует писатель и прием гротеска (изображения в преувеличенно или преуменьшенно уродливо-комическое виде): портрет дикого помещика, оставшегося без крестьян:
«…оброс волосами…ногти у него сделались, как железные…ходил все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе особенный победный крик , среднее между свистом, шипеньем и рявканьем».
Изображая человеческие типы под масками животных, Щедрин в то же время использует и стереотипы читательского восприятия (орел как царь птиц), вкладывая в них новое содержание. Так в сказке «Орел-меценат» писатель выступает против романтизации сильных мира сего, которые называют орлами. Восхищение хищниками опасно в любом человеческом обществе.
Темы сказок
Сказки в основном посвящены не вечным, а злободневным для писателя темам. В частности, писатель выступает против рабской покорности русского народа
(«Как один мужик двух генералов накормил», «Коняга»),
против прекраснодушных интеллигентов
(«Карась-идеалист»),
против хамства, грубости, невежества власть имущих
(«Медведь на воеводстве»)
Сказки Салтыкова-Щедрина — вершина русской социальной сатиры второй половины ХIХ века. Эта сатира должна была призывать к действию против рабства и угнетения, против покорности рабов и деспотизма угнетателей, должна была формировать борцов с социальным устройством России.
Разгадать онлайн кроссворд и видеокроссворд по сказкам автора можно здесь
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь