Сочинение – прекрасная возможность для творчества. Как у любого творчества, в написании сочинений практически нет границ. Подойти к написанию сочинения можно с любой стороны, а потому существует великое множество типов, видов и жанров сочинений. Сегодня поговорим о богатой и разнообразной классификации сочинений. Начнем, пожалуй, с жанрового разнообразия.
Жанры сочинений.
Существует несколько жанров сочинений, которые можно условно разделить на традиционные и нетрадиционные.
Традиционные жанры:
Сочинение-описание – перечень признаков объекта описания. Описание может быть научным и художественным, объективным и субъективным, детальным или образным. Структура описания обычно строится от общего к частному: общее описание предмета -> описание характерных признаков -> описание отношения к предмету. Часто используются прилагательные.
Сочинение-повествование — изложение последовательности событий, в результате которого получается рассказ. Структура повествования: завязка -> кульминация -> развязка. Часто используются глаголы и наречия времени.
Сочинение-рассуждение – логическое изложение собственной аргументированной точки зрения. В основе любого сочинения-рассуждения лежит проблема. Структура рассуждения: проблема -> аргументы-> вывод. Часто используются побудительные и вопросительные предложения, оценочные суждения, вводные слова и фразы.
Нетрадиционные жанры:
Сочинение-реклама – изложение достоинств предмета в понятной, лаконичной и интересной форме. Особенности – важность заголовка, “живой” текст, интересные, запоминающиеся факты, простота восприятия на слух.
Сочинение -дневниковая запись – опус в литературно-бытовом жанре. Повествование обязательно ведется от первого лица. Повествуется о текущих событиях, при чем повествование здесь соседствует с описанием и рассуждением. Записи всегда датируются.
Сочинение-эссе – произведение небольшого объема, в котором автор передает свои личные впечатления. На первом плане в эссе всегда личность автора.
Сочинение-письмо – текст, написанный адресату, разговор с отсутствующим. Для данного жанра сочинений характерно наличие вводных слов, обращений, информации личного характера, эмоциональность, открытость.
Виды сочинений.
Существует несколько видов сочинений в зависимости от источников материала и от используемого стиля.
Классификация сочинений в зависимости от источника информации:
- Сочинение, основанное на личном опыте,
- Сочинение, основанное на литературном тексте,
- Сочинение, основанное на кинофильме / музыкальном произведении и прочее,
- Сочинение, основанное на картине или цикле картин
- Сочинение, основанное на различных источниках информации
Классификация, основанная на стиле сочинения:
- эмоционально-образные сочинения,
- сочинения в документальном стиле,
- сочинения в научном стиле
Типы сочинений.
Типы сочинений определяются характером работы, а также уровнем самостоятельности. Можно выделить сочинения следующих типов:
- Коллективные сочинения (групповые или парные),
- Индивидуальные сочинения
Типологию сочинений можно также продолжить следующей классификацией:
- Сочинения на заданную тему,
- Сочинения на свободную тему
Конечно, не стоит забывать, что сочинения можно классифицировать по тематике. В данной категории примеры приводить нет смысла, так как тем для сочинений огромное количество и перечислить их все невозможно, однако можно привести классификацию по типу темы:
- Литературная тема (анализ произведения или героя),
- Публицистическая тема
- Монографическая тема
- Сопоставительная тема
Также существует следующая классификация сочинение, исходя из тематики:
- Тема-понятие (явление) – соответствует сочинению ОГЭ 15.3.
- Тема-вопрос.
- Тема-суждение.
Обучение жанрам сочинений.
Анкета.
1. Книги, которые обязательно будут в вашей библиотеке (ответ сопровождается аргументацией)…
2. Кого из поэтов перечитываете? Почему?
3. Были моменты в вашей жизни, когда вам книги помогли, посоветовали, остановили?
4. Заметки на полях любимого произведения.
5. Цитаты, которые помните.
6. Самые современные произведения литературы девятнадцатого века — это…… Почему?
7. Образ, душу будоражущий.
8. «Проза требует мыслей и мыслей» ( А. С. Пушкин ) Кто из писателей (девятнадцатого века и современных) отвечает, по-вашему, этому требованию?
9. Классика вчера, сегодня, завтра.
10. Что прочитали по программе десятого класса? Коротко свое мнение.
Представьте работу творческого характера на одну из предложенных тем (жанр эссе):
1.«Плоть рождает плоть, дух рождает дух!»
2.Но быстро день за днем умчался,
Где ж детства ранние следы?
3.Для чего литература и для чего я сам?
4.Что такое хороший писатель?
Что такое хороший читатель?
5. У каждого свой Моцарт, свой Пушкин.
6.Мир художественной литературы — почему он влечет?
7.Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть.
8. Хотя, конечно, в поэзии мы слабы (стихи)
Работу в старших классах целесообразно начинать именно с предложенной анкеты. Тест содержит вопросы низкого и среднего уровня, выявляющего знания фактического художественного материала; в то же время включение вопросов высокого уровня дает возможность учащимся поразмышлять, создать самостоятельный анализ — творческую исследовательскую работу, выразить свое понимание литературного процесса, доказать и аргументировать свою концепцию, личностные находки, оригинальность подачи темы, эмоциональность образа мышления.
Таким образом, учитель получает возможность увидеть оригинальные работы, выявляющие индивидуальность и неповторимость каждого ребенка, художественное чутье, творческий анализ жизненных и литературных явлений.
В процессе изучения литературных тем необходимо включать работы на свободные темы (эссе):
1.Люди прошлого сломлены. Люди будущего обмануты.
2.Блаженны алчущие и жаждущие правды.
3.Как только люди научились читать, настоящая литература стала реже издаваться.
4.Вы знаете, что такое жизнь? Это промежуток между двумя погромами.
5.Пока не научишься защищать права человека, ты не заслуживаешь ни одного из этих прав.
6.Но я люблю стихи — и чувства нет святей.
7.Истина всегда конкретна. Но это не значит, что абстракция всегда ложна.
8.Писатель, зачем тебе слава?
9.Мы долго и трудно строим свой Дом.
10.Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.
11.Нынешний век представляется мне как век достигнутых возможностей, за которыми должны последовать и самые произведения культуры общечеловеческой значимости. (Д. Лихачев.)
12.Одни ученые должны писать много, но пишут мало, другие должны бы писать мало, но, к несчастью, пишут много. (Д. Лихачев)
- Осознание многоликости красоты облегчит осознание человечеством своего единства. (Д.Лихачев).
- Любое народное произведение должно рассматриваться как явление и ценность культуры всего человечества.
Проанализировав творческие работы учащихся, можно выявить основные ошибки:
1. Композиционное оформление.
2. Стереотипность, шаблонность фраз.
3. Отсутствие личностного восприятия, авторской позиции.
4. Замена самостоятельного анализа пересказом.
5. Отсутствие конкретности (конкретного анализа, цитатного материала).
Чтобы помочь ученику создать творческую исследовательскую работу, оригинальную, нестандартную, логически правильно оформленную (в композиционном плане и в речевом отношении), содержащую глубокий анализ художественного произведения, отражающую индивидуальность автора, можно предложить проблемно-тематическую типологию сочинений (классификация с точки зрения содержания):
1. Сочинения-характеристики.
2. Литературно-критические сочинения.
3. Сочинения на свободную тему.
Более целесообразен иной подход к классификации сочинений: с точки зрения их формы. Очень важно помочь услышать свой голос, обрести собственную форму выражения, для этого необходима полная свобода в выборе жанра.
Жанровые особенности определяются:
1. Выбором темы
2. Характером подобранного материала.
3. Способом изложения.
4.Отношением автора к анализируемому событию (герою, явлению). Специфику жанра часто определяет пафос сочинения (лирический, патриотический, комический, публицистический, сатирический), т.е. эмоциональный настрой.
В зависимости от этих факторов сочинение о литературном герое может быть написано в жанре сочинения-характеристики с элементами критического разбора, лирической исповеди, литературного портрета, очерка. Аналитические варианты сочинения чаще всего оформляются в жанре аннотации, рецензии. рассуждения в форме небольшого трактата, литературного обзора. Творческие сочинения на свободную тему предполагают полную свободу выбора формы изложения и могут быть составлены в жанре рассказа, репортажа, заметки, воспоминаний, литературного путешествия, публицистической статьи, дневниковых записей, письма, диалога, эссе.
ПРИЗНАКИ ЖАНРОВОГО ДЕЛЕНИЯ:
1. Предмет изображения.
2. Способ изображения.
3. Целевая направленность.
ОСОБЕННОСТИ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ.
В последнее время жанр литературно-критической статьи претерпевает подобие кризиса: несмотря на то, что отработаны многообразные компоненты сочинения в композиционном плане (соразмерность частей, наличие переходов, использование цитатного материала) и в идейно-тематическом отношении, не каждый старшеклассник способен в рамках достаточно жёсткой композиции, определённых речевых формул выразить свою индивидуальность. Кроме того, жанр самый сложный: учащийся должен обладать художественным чутьём, литературным вкусом, проводить самостоятельный творческий анализ, интересоваться нравственными и социальными проблемами, должно быть развито чувство композиции, меры. Определим типологические особенности сочинений разных (оригинальных) жанров.
Сочинение-эссе.
Эссе представляет прозаический набросок, этюд, включающий свободные размышления на основе художественного текста. Органичнее в рамках жанра раскрываются темы общего характера: «Мой Пушкин», «Какие огненные дали открылись взору твоему» в поэзии серебряного века?» «Светлый Бунин в «Тёмных аллеях» и т.д.
Особенности жанра: подчёркнутая позиция автора, парадоксальность (наличие своего тезиса), непринуждённость, ориентированность на разговорную речь.
Сочинение-воспоминание.
Сочинение в форме воспоминания должно быть написано от лица автора о реальных событиях, очевидцем или участником которого он был. Жанровые признаки: подлинность, фактографичность, непосредственность авторских свидетельств, ретроспективность, информативность. Возможные темы сочинений: «История моего современника», «Моё поколение», «Минувшее меня объемлет…», «Портреты словами». По достоверности материала жанр близок исторической прозе, научным биографиям, но отличается субъективностью, непосредственностью впечатлений и свежестью восприятия. При раскрытии темы нужно помнить: жанр исключает возможность поэтического вымысла в обрисовке героев и событий. Требования к работе: глубина замысла, значительность описываемого, отражение отношения автора с разных сторон, в разных аспектах, оригинальность суждений.
Сочинение-дневник.
Повествование в сочинении в форме дневника ведётся от первого лица (от своего имени или от имени литературного героя) в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни (литературной, общественной, личной), о творчестве писателя, о произведении, о литературном герое. Сочинения интересны свежестью восприятия, ярким выражением индивидуальности автора. Признаки жанра: известная отрывочность записей, зашифрованность (может быть. сокрытие) имён, возможно преобладание фактов над осмыслением, категоричность, неаргументированность, непосредственность, субъективность, открытие «нового» — своего, искренность впечатлений и переживаний, оценочный характер. Если сочинение пишется от лица литературного героя, то необходимо и глубокое знание текста и творчества писателя, и проникновение в психологию (самое сложное) героя, и воспроизведение стиля эпохи, отражённой в произведении. Возможные темы сочинений:»Дневник …», «Что такое «настоящая жизнь?»/По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»/, «Трагизм мелочной жизни» /по рассказам А.П.Чехова/ и т.д.
Сочинение-письмо.
Все жанровые признаки сочинения-дневника свойственны сочинению в форме письма. Кроме того, для сочинений этого типа характерны особенности: тематическая свобода (содержание, факты, проблемы определяются автором), стилевая широта, душевность, замечания об авторе письма, об адресате (часто вымышленном). Письмо может принимать черты открытого публицистического обращения к современникам или потомкам («Письмо в ХХ1 век», «Письмо в 41 год»), дружеского послания, быть страстным, поучительным, шутливым, лирическим, язвительным и т.д.
Сочинение-рецензия.
Рецензия-жанр критики, отзыв на художественное произведение с целью его разбора и оценки. Отзыв содержит сведения об авторе произведения, формулировку темы произведения, главной мысли, анализ содержания, стиля писателя, композиции, жанра, рассказ о героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами, пересказ самых нетрадиционных моментов (с попутными замечаниями), рассмотрение позиции автора, его многогранности, критическую оценку произведения в контексте современной жизни и современного литературного процесса (своё видение произведения: анализ личных эмоций, впечатлений). Начало рецензии может быть вариативным:
1. Цитата (без комментариев) из произведения.
2. Ассоциация — зримый образ.
3. Проблемный вопрос.
4. Стихотворные строки, которые подходят по теме.
5. Академический.
- «Киношный».
Два пути написания основной части:
- Ассоциативная критика (опосредованный пересказ через образы и мысли, возникающие по мере чтения)
2. Анализ содержания — литературно-критическая статья.
Заключение возможно представить в нескольких формах:
- «Открытый» финал в виде цитаты из произведения, либо ассоциации, либо вопроса-предположения о дальнейшем творчестве писателя, либо вопроса-размышления о произведении.
- Вывод, обобщение, критическая оценка.
Для творческого анализа предпочтителен «открытый» конец: нельзя произведение «вычерпать до дна», нужно оставить намёк на значительность и глубину замысла. Хорошая рецензия-это портрет рецензента: его художественный вкус, литературный вкус, эстетическое развитие, его видение мира.
Сочинение-диалог.
Диалог как жанр возник в виде диатрибы — разговора с отсутствующим собеседником или с самим собой и поучения в форме беседы. Диалог — литературное произведение, включающее компоненты: вопросы, ответы, пояснения, согласие, возражения, формулы речевого этикета, распространение и т. д. Типы сочинений-диалогов:
- диалог с другом (это может быть обобщённый образ современника, человек другой эпохи, солдат, не вернувшийся с войны и т.д.),
- с писателем,
- литературным критиком,
- героем произведения.
Сочинение — путевые заметки.
Сочинение может основываться на личные впечатления или литературный материал. Путевые заметки — композиционная основа, обеспечивающая полную свободу для развёртывания и связи событий. Особенностью жанра является наличие двух планов: внешнего и внутреннего. Если первый связан с определением маршрута, то второй- с показом чувств и переживаний путешествующего героя, с выражением его мыслей о жизни.
Рассмотренные типы сочинений определяют композицию сочинения, его форму, но за оригинальностью жанра не должна теряться содержательная сторона- тема должна быть всесторонне раскрыта.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
СОЧИНЕНИЕ В ЖАНРЕ ДНЕВНИКА.
ТЕМА — МОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПОЭЗИИ А.БЛОКА.
ЧТОБЫ ОТ ИСТИНЫ ХОДЯЧЕЙ
ВСЕМ СТАЛО БОЛЬНО И СВЕТЛО
А.БЛОК.
20.01.1999г.
Милый друг!
Нет больше сил молчать — сердце разрывается от боли! Хочется кричать и плакать, но нет ни слов, ни голоса, ни слез. Какая пустота в душе! Щемящая пустота и еще ( не знаю, как это может сочетаться ) ощущение каких-то внешних сил. Кто-то ( или что-то ) совсем близко, но кто?
Книги совсем перестали приносить радость — все надуманно, картинно, мертво. Кажется, Пастернак писал о том, что литературный мир — это мир привычный и от этого незамечаемой наигранности чувств. Как же он был прав! Везде слова, слова, слова… Слова, не несущие того сокровенного, тайного значения, которое я ищу в них… Как я устала от этих слов праздных и вычурных… Как хочется иногда просто помолчать, послушать тишину…
21.01.1999г.
Сегодня мне случайно попался томик стихов А.Блока. Какое откровение! Именно сейчас, когда мне так необходима отдушина для моих чувств, я встречаю стихи, полные жизнью до краев, не лгущие, а повествующие правдиво и красочно. Какая стройность, какая искренняя радость жизни:
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Истинность и правдивость — вот самые точные характеристики этой поэзии. И одновременно с ними — какой-то скрытый, внутренний план, какая-то недосказанность:
Сама себе закон — летишь, летишь ты мимо
К созвездиям иным, не ведая орбит,
Где что-то жжет, тревожит и горит!..
Какое благословение — овладеть словом настолько, чтобы даже самые непонятные мысли так ясно выражать! Чтобы с такой точностью перенести жизнь на чистые листы бумаги… Какие определения, какие сочетания, точные и несопоставимые с реальностью: «семицветная тишина» , «безумно жить», «вочеловечить»,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар!
Пастернак сказал о Блоке: «Казалось, страницу покрывают не стихи о ветре и лужах, фонарях и звездах, но фонари и лужи сами гонят по поверхности журнала свою ветреную рябь, сами оставили в нем сырые, могучие, воздействующие следы». И как это совпадает с тем, что сейчас чувствую я. Стихи буквально пронизывают все мое существо. Кажется, через мгновение меня захлестнет волной жизни, и я не сумею выплыть на поверхность… Неужели вся эта сила заключена в словах, в мыслях реально жившего человека? Быть может, жизнь писала рукою поэта?
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Совершенно очевидно, что Блок обладал поразительным, неповторимым даром слушать и слышать окружающий его мир. Но что если эта способность не была желанной? Что если поэт тяготился ею?
Печальная доля — так сложно,
Так трудно и празднично жить…
Молчите, проклятые книги!
Я вас не писал никогда!
Истина была источником сил для Блока, и она же стала бичом, который с каждым разом ударял все сильнее. Мне кажется, именно отсюда эта противоречивость, эта двойственность его натуры — от сознания собственной «ничтожности», от невозможности отказаться от этой ноши. От этого Блок постоянно метался от упоения, восторга от жизни, до пугающих своей глубиной бездн отчаяния:
Нет! Мир бесстрастен, чист и пуст!
И так же легко — обратно к жизни, к влюбленности в жизнь:
Ты все благословишь тогда,
Поняв, что жизнь безмерна боле…
…А мир — прекрасен, как всегда.
Творчество Блока, его стихи — это дар людям свыше. Это колодезь откровений, из которого мы не умеем взять и сотой доли… Блок умел сказать то, что нам не дано прочесть… Соприкасаясь своей душой с неизведанным, он нес людям законы иного мира (более светлого, возможно), облекая их в слова:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить.
Я вам поведал неземное.
Я все сковал в воздушной мгле.
Но какой ценой давались ему эти откровения! Какую боль, какие душевные страдания переживал он:
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагических страстей
Повествовать еще не жившим.
Поэт постепенно уходил в мистический мир, и последние годы казался мертвецом. Какая сила давала писать? Поэзия, казалось, угасала вместе с поэтом:
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.
Что за сила вырвала его из жизни?
И все-таки это откровение было! Значит, оно реально существует на свете? Значит, оно еще будет?
(сочинение ученицы 11 кл. Столяр Кристины)
Сочинение в жанре — путевые заметки
Тема Родины в поэзии А. Блока.
Родина… Что скрывается за этим словом?..
Россия… Что это значит?.. По-моему, однозначно не ответить на этот вопрос. Россия настолько многолика, огромна, что человеку не под силу объять ее. Для кого-то Россия — предмет обожания, поклонения, для кого-то Россия — невыносимость существования. Я испытываю к ней трепетные, нежные чувства, поэтому мне так близка поэзия А. Блока. Поэт искренне любит Россию, принимая ее со всеми достоинствами и недостатками. А. Блок совсем не идеализирует ее, но в то же время Россия является для него самым светлым, одухотворенным образом.
Блоку удалось охватить невероятное разнообразие обликов Руси. Какой она только не предстает передо мной, когда я читаю стихи поэта! Кажется, что у России невероятное множество лиц, и вихрь их проносится сквозь строчки блоковских стихов.
Открываю томик лирики Блока — и оказываюсь закрученной в неистовом движении разбойничьей, дикой Руси. Да, она такая: стремительная «кобылица», которую невозможно остановить; она несется — кровь кипит, «покой нам только снится». Блок просто заставляет увидеть ее вольность, необузданность, необъятность. У меня дух захватывает и кружится голова, когда я читаю:
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер-
На всем Божьем свете.
Но я переворачиваю страничку — происходит мгновенное перевоплощение. Россию невозможно узнать: теперь она тихая, милая сердцу, притягивающая. Здесь уже нет места ветру, теперь все пространство заполнено туманами, легким шелестом полей, грациозными журавлями и лебедями, бесконечными дорогами. Тем, кто ищет покой, не найти лучшего места на Земле. Все здесь успокаивает, дарит гармонию:
…еще леса, поляны,
И проселки, и шоссе…
Но стоит сделать шаг — и ты погружаешься в атмосферу таинственности:
Русь, опоясана лесами
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна.
Все здесь пугает, все запутанно, туманно, непостижимо. Такая Русь одновременно и притягивает, и отталкивает. Здесь сталкивается реальность и потусторонний мир. У меня такое ощущение, что я попала в сказку. Именно такая непонятная Русь рождала легенды, истории о нечистой силе. Здесь живут герои васнецовских картин, которые еще в детстве привлекали меня своей таинственностью. Блок наполняет этот мир ведьмами, колдунами, непроходимыми дебрями, болотами, вечным полумраком. Мне страшно, долго оставаться я тут не могу. Надо скорее перелистнуть страничку.
И вот я уже вижу Россию совсем другой. Мне становится очень больно — «Россия, нищая Россия», как тяжело видеть тебя такой! Но нельзя уйти от реальности: Россия всегда была голодной, нищей, страдающей.
Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохматий
Души скрываю наготу.
Блок никогда не закрывал глаза на страшные реалии. Он переживал за Россию и считал ее боль своей. Вместе с Блоком я со страданием смотрю на печальные просторы, но даже в таком обличии Русь бесконечно дорога мне.
Но и здесь я не задерживаюсь долго.
Моментально изменился облик Руси. Что это? Я словно перенеслась в иной мир:
Кругом снега, трамваи, зданья,
А впереди — огни и мрак.
Я в Петербурге. Вот он — этот неповторимый город, к которому обращали взор многие поэты. Какой он — блоковский Петербург? То он однообразный, повседневный и даже скучный: кругом потоки экипажей, «чернеют фабричные трубы», все окрашено в грозный черный и в пошлый желтый цвет (такой Петербург похож на однообразное серое море),- а то он разворачивается своей разгульностью, кабацкой жизнью, наполняется пьяными окриками, веселой толпой. Здесь становится жутко и темно. Город мне представляется живым существом, в котором многие дни среди нищеты, повседневности, разгула зреет нечто страшное. Что это будет? Бунт? Вооруженные грабежи? Кто знает, во что выльется все накипевшее? Одно мне становится ясным — этот город ждут страшные времена.
Но неужели нет выхода? Конечно же, есть. Блок верит в возможное спасение, в будущее России: «Я верю — новый век взойдет».
Я тоже верю: для нашей Родины наступят светлые времена. Россия переживет все и возродится. У всех бывают трудные периоды. Представить себе жизнь вне Родины я не могу.
Как и жить и плакать без тебя!
Блок еще глубже дал мне понять необычайность и неповторимость России. Возьмите томик Блока — здесь каждая страница пропитана любовью. Я надеюсь: частичка этой любви перейдет и к вам ; тогда и вы сможете сказать:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
(сочинение ученицы 11 кл. Бессоновой Анастасии)
Монолог главного героя
(самый напряженный момент жизни)
Роман Пастернака «Доктор Живаго»
Монолог Лары.
Господи, зачем? Зачем уезжать? Как же хорошо здесь, вдали от всего мира с его тревогами и жестокостью! Никогда не уезжать отсюда! Осталось несколько дней этого счастья: растить ребенка, читать стихи Юры, заниматься домом. Надо прожить эти несколько дней и не думать о будущем, хотя бы не говорить о нем. Что будет в будущем? Что нас ждет? Это будет потом, в другом мире, в том — жестоком. А мы пока в нашем доме, в нашем мире. и будем им жить столько, сколько придется, не задумываясь о дальнейшем. Как жить дальше? Зачем об этом думать? Как сможем… Но надо жить. Жить хотя бы для тех счастливых минут, считанных дней. А свое счастье не надо омрачать тяжелыми мыслями, надо сделать вид, что нет ни красных, ни белых, что нет ни войны, ни жестокости. Есть только домик в Варыкино, моя дочь, Юра и те несколько дней, которые мы живем вместе.
(сочинение ученицы 11 кл. Орловой Ксении)
Роман М.Булгакова «Белая гвардия»
Монолог Елены (во время болезни Алексея)
Одна человеческая жизнь… Имеет ли она какое-то значение в этом огромном мире? Люди гибнут… Каждую минуту, каждую секунду на земле обрывается чья-то жизнь. Но тебе это безразлично, ты живешь, радуешься, смеешься, пока эта беда не коснется твоей семьи. Ты чувствуешь, как утихает биение сердца любимого человека, — и слезы градом льют с окаменевшего лица. За что, за что людям такое наказание? Тикают часы, шумит ветер, но ты не слышишь этого. Ты просто молишься за человека, который является частью твоей души, сердца. Он должен выжить… Ведь столько планов и нераскрытых талантов в его обессилевшем теле!
Я ничего не могу поделать… Нужно ждать чуда и верить в него. Совершится ли это чудо? Я верю: рассеются тучи над нашим домом и мы, как и прежде, будем дружной веселой семьей.
Жизнь… Одна человеческая жизнь… Как много она значит…
(сочинение ученицы 11кл. Медведевой Ирины)
Ассоциация на стихотворение И. Северянина
Я убеждаюсь у окна…
Серость мыслей… Банальность души.. Все серое абсолютно серое… Так мало ярких пятен. Бездарности на сценах. Толпа в зале. Они глупые, умеют только паясничать. Ну почему меня коробит их мнение? Почему я боюсь толпы этих клоунов? Потому что, как только они услышат слово поперек, так сразу начнется шепот и смешки. Они не слушают ни Северянина, ни Блока. Северянин обличает их — им это не нравится. Они не глупы до такой степени, чтобы не понимать, когда их ругают. Но это они вешают шаблоны и производят трафареты. Мы, ничего не предпринимая, помогаем им. Они подвержены внушению, их за собой поведет любая посредственность с талантом по ораторскому искусству. Печальнее, что каждый в отдельности — личность, интересная личность. А вместе — толпа. Может быть, это от того, что все не могут быть гениями? А может, у гениев своя толпа? А может, и меня кто-то считает частью толпы, деталью пейзажа?
(сочинение ученицы 11 кл.Нестеровой Евгении)
Сочинение — ассоциация
А. Куприн «Гранатовый браслет»
Холодная осень. Листья шуршат. Шуршат и падают на землю. Ветки пожелтевшей ивы склоняются и отражаются в воде. Спокойно и мирно все вокруг. Облака давно уже посерели и отражаются в лужах. Багряные, желтые, оранжевые кроны деревьев яркими бликами выделяются на фоне неба.
По аллее идет женщина. Она красива особенной осенней красотой. Она как будто сливается с пейзажем, окружающим ее. Хрупкая фигура, холодное выражение лица. Но глаза, глаза ее были живые, они словно горели огнем. Прогулки для нее стали обычным делом. Они давали ей возможность поразмышлять, окунуться в мир воспоминаний.
Налетел холодный ветер — и она закуталась потеплее в свое пальто. Она не чувствовала такого холода, какой был у нее в душе год назад. Он дал ей надежду, веру в любовь бесконечную, святую. Он отдал жизнь ради нее, ради ее любви, посланной ему свыше. Он открыл для нее эту безграничную, всеобъемлющую любовь. Она словно чувствовала, как полыхал в ее душе костер из мыслей, надежд, стремлений. Он согревал ее изнутри.
А ведь прошел ровно год. Тогда был такой же октябрь, такой же дождь. Облачко легкой грусти набежало на нее. Она сняла перчатку, и на руке красными огоньками вспыхнул браслет. Это лучик с неба упал, словно весточка от него. У нее на глаза навернулись слезы. Если бы она поняла его тогда — смогла бы спасти. Все вокруг затихло, не было слышно ни птичьего крика, ни шороха листвы. Деревья склонились к земле, как бы желая утешить ее. Но слезы прошли, ей стало легко, так легко на сердце. Она прижалась к браслету губами, словно к растению. В ее душе вспыхнула надежда. Она верила, что он простил ее, его святая любовь не умерла. Любовь не может умереть. Они встретятся — и она сможет сказать ему все — все, что думает, чем живет, во что верит. Он ждет ее.
Начало темнеть. Ветер срывал листья с деревьев и гонял их по аллее. Она давно ушла. Но было впечатление, что она все еще бродит где-то. Деревья, как немые свидетели, давно уже привыкли к ее тихим прогулкам. Маленький дождик смыл ее следы. Завтра она придет вновь.
(сочинение ученицы 11 кл. Легенчук Ксении)
«Этим интересен…»
В. Маяковский: творчество, смерть, уроки судьбы).
Жанр — интервью
Маяковский… Поляризованная душа, раздвоенное сознание, ранимое сердце — и безграничное одиночество, незащищенность, трагическая судьба.
М. Цветаева скажет о поэте уже после его смерти: «Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще будет нас ждать».
Поэт беспредела, крайностей и глобального охвата; в то же время поэзия Маяковского — наивная, искренняя доверчивость. «Чего глядите? Обнакнавенный великан!» (М. Цветаева). Но «громаду — любовь» Маяковский выплеснул вместе с «громадой — ненавистью»… А потом воспел неправедную власть… А потом трагический выстрел…
Может быть, попытка задать вопросы поэту поможет постичь его творчество?..
— Как можно стать поэтом?
— Только откинув будничную чушь!
— Каким должен быть человек?
— В каждом — сад фруктовый великой души.
— В чем особенность Вашей поэзии?
— Я жабры рифм топырил учащенно на поэтическом песке…
— Почему свои стихи Вы называете «бегемотами»?
— В них — не человечья магия просветленных страданьем слов. Я — бесценных слов транжир и мот.
— В Вашей поэзии — огромная поэтическая сила. Откуда она?
— Я с каждой ношей моей иду, спотыкаясь — ползу. Прошлое мертво. Главное — ожидание грядущих перемен. Я чувствую — «Я» для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо. Я — где боль, везде; на каждой капле слезовой течи распял себя на кресте.
— Какова Ваша роль в эпохе?
— Я, осмеянный у сегодняшнего племени, как длинный скабрезный анекдот, вижу идущего через горы времени, которого не видит никто.
— Как Вы относитесь к своим гонителям?
— Мне — люди, и те, что обидели, вы мне всего дороже и ближе.
— Ваша мечта?
— Я знаю — солнце померкло, увидев наших душ золотые россыпи! Но все, чем владеет моя душа, — а ее богатства пойдите смерьте — … и самое мое бессмертие… все это — хотите? — отдам за одно только слово ласковое, человечье.
— Ваши планы на будущее?
— Очень мне надо сияньем моим поить земли отощавшее лонце!
…Маяковский… Иллюзии и мечты разминулись с будущим. «Кому я попутчик?» — последний вопрос Маяковского. Вопрос в никуда… Ответа не последовало…
(сочинение ученика 11 кл. Певгова Романа)
17.06.2016
Жанры сочинений
учитель русского языка и литературы
Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение -рассуждение, сочинение в виде дневниковых записей, рекламы.
Оценить
2163
Содержимое разработки
ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЙ
Сочинение-повествование
«Повествовательными текстами называются такие тексты, в которых излагается ряд последовательных событий. Порядок расположения материала при этом определяется хронологической последовательностью событий». Сообщение о сменяющихся действиях – «новое» в тексте, то есть главная информация, ради которой создаётся высказывание. «Данным» в повествовании является указание на лицо, совершающее действие, на время, место и т.д.
В повествовании часто используют слова и словосочетания, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут (разг.), тогда, наконец и др.
Результат сочинения-повествования – рассказ (небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя). Основа рассказа – случай, эпизод, происшествие, то есть какое-либо событие. Рассказ включает основные части, связанные с развитием этого события: завязку, кульминацию, развязку.
Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события.
Развязка – результат развития события, его заключительный момент.
Рассказ может иметь также вступление (информация о том, где, когда и с кем произошло событие) и заключение (раздумья автора по поводу описанных событий, нравственные выводы).
Последовательность частей рассказа условна: действие может раскрываться в прямом порядке, а может и варьироваться в зависимости от замысла автора.
Повествование может вестись от первого или от третьего лица.
Основная часть речи, используемая в повествовании, – глагол, особенно форма прошедшего времени совершенного вида.
Существуют следующие виды рассказов:
• о случае из жизни автора;
• на основе услышанного;
• на основе фантастического вымысла;
• на основе данного сюжета;
• на основе сюжета картины;
• юмористические рассказы на основе услышанного, увиденного;
• киносценарий на основе рассказа;
• сказка на основе рассказа;
• рассказ от лица животного;
• по данному началу.
Сочинение-описание
В основе такого сочинения — перечень признаков предмета, явления, лица, места и т.д., то есть объекта описания.
Пейзаж – это описание местности, когда мы описываем деревья, небо, реку и др.; при описании портрета обращаемся к возрасту, осанке, росту, походке, выражению глаз, улыбке, манере говорить, жестикуляции, внутреннему состоянию человека; описание какой-либо машины требует сообщения о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о её частях, их назначении и взаимодействии.
Таким образом, цель описания заключается в том, чтобы читатель смог представить предмет описания в своём сознании, почувствовать авторское отношение к нему и сформировать своё.
Конкурсное сочинение может включать элементы научного и художественного описаний. В научном даётся перечень главных (существенных) признаков предмета, понятие о его свойствах, для этого характерны точность, логическая последовательность, отбор только самых необходимых фактов. В художественном описании преобладают субъективность, выражение авторского отношения к описываемому, образность. Основная цель художественного описания — дать яркое представление о предмете, вовсе не обязательно точное и полное.
Структура описания включает:
— общее представление о предмете («данное»);
— описание признаков описываемого, деталей, частей («новое»);
— отношение автора к описываемому.
Различают следующие виды сочинений-описаний:
— описание отдельных предметов;
— описание человека;
— описание животного;
— описание помещения;
— описание природы;
— описание одежды, костюма;
— описание действий;
— описание общего вида местности;
— описание книги;
— описание памятника;
— описание состояния окружающей среды;
— описание картины чего-либо по воображению и памяти.
В описании чаще используются имена прилагательные, наречия, причастия, определительные местоимения и т.д.
Сочинение-рассуждение
Именно рассуждение в большей степени способствует развитию навыков самостоятельного и логического мышления; учит убеждать, доказывать, аргументировать, делать обоснованные выводы или, напротив, опровергать точку зрения, противоположную автору.
В основе рассуждения — проблема, сформулированная в виде тезиса, которую нужно разрешить.
Текст-рассуждение включает три части: тезис (то, что надо доказать), аргументы (доказательства) и вывод.
Основной и большей по объёму частью рассуждения является вторая — аргументирование. В качестве доказательств могут быть использованы:
— различные факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей;
— факты, взятые из литературных (публицистических, художественных…) источников;
— ссылки на литературу (цитирование);
— сопоставление фактов;
— логические умозаключения и т.д.
Выбор доказательств определяет тема рассуждения. Главным при этом является степень убедительности автора, развёрнутость аргументов, соответствие теме.
Существуют следующие виды сочинений-рассуждений:
• рассуждение-ответ на вопрос;
• рассуждение на дискуссионную тему;
• рассуждение на тему, требующую раскрытия понятия.
В подобных сочинениях используются выразительные средства, воздействующие на чувства читателя. Это побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и восклицания, обращения, повторы, оценочные морфемы, фразеологизмы и т.д. Грамматическую связь между аргументами, а также между тезисом и аргументами осуществляют вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом. В рассуждении часто представлены предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как и т.д.
При написании рассуждения следует использовать сложные по структуре предложения — с обособленными членами, вводными конструкциями, разными типами союзной и бессоюзной связи.
Помните, ученические сочинения могут включать в себя элементы и повествования, и описания, и рассуждения.
Сочинение в жанре письма
Письмо — «написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь» (И.С. Ожегов).
Письмо существовало как особый литературный жанр уже в античные времена и достигло своего расцвета в XVIII веке.
Эпистола — литературное произведение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета. Как литературный жанр эпистола в России существовала с XVIII века. Первая русская эпистола написана Тредиаковским. Известны эпистолы Сумарокова и знаменитое «Письмо о пользе стекла» Ломоносова.
Эпистолярная форма — композиционная форма художественных произведений, построенных в виде переписки двух или нескольких лиц. Это редкое явление в литературе, и в последнее время эпистола почти вышла из употребления. К эпистолярной форме относятся послания, письма, через которые человек может выразить себя.
С умением писать личные письма учащиеся знакомятся в 5 классе.
Чтобы правильно решить вопрос о содержании и последовательности обучения написанию сочинений в жанре письма, необходимо знать, как подготовлены учащиеся средних классов и с какими трудностями они могут столкнуться. Если не усвоена специфика более простого вида письма (личного), нельзя переходить к более сложному виду.
Письмо – это разговор с отсутствующим. В письме мысли и чувства одного лица выражаются явно, а другого – предполагаются. Письма нужны для того, чтобы передать какую-либо информацию, люди сообщают друг другу о самых разных вещах: о своём здоровье и настроении, о погоде и происходящих событиях. Они обращаются друг к другу с просьбами или пожеланиями, задают вопросы и отвечают на них, выражают радость и сочувствие, делятся своими мыслями по каким-либо поводам.
Для эпистолярного жанра характерны наличие обращений, вводных слов, риторических вопросов, местоимений, кратких и понятных фраз, а также этот жанр отличают особая индивидуальная манера пишущего и эмоциональность.
План письма.
1. Дата.
2. Приветствие, обращение.
3. Изложение того, о чём хочешь сообщить. Вопросы о том, что хочешь узнать.
4. Заключение.
5. Подпись.
Сочинение в жанре рекламы
Прежде всего необходимо выяснить значения слова «реклама»:
— информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них;
— распространение сведений о лице, организации, произведениях литературы и искусства и т.п. с целью создания им популярности;
— коммерческая информация, часть маркетинга, обеспечивающая продвижение товара на рынке.
Требования, которые предъявляются к созданию рекламы:
— необходимо основательно подумать над заголовком рекламы. Он должен сразу привлечь, «приковать» внимание читателя, вызвать у него живейший интерес. Заголовок, выражаясь языком маркетологов, — это один из «крючков», на который должен попасться всякий человек, взявший в руки данное печатное издание. Заголовок может быть «заумным», «кричащим», вопросительным, восклицательным, провокационным — главное, чтобы он не оставил равнодушным своей обыкновенностью и избитостью. Но нельзя, конечно, опускаться до уровня бульварной прессы или двусмысленности;
— нужно, чтобы всё важное, о чем вы хотите сказать читателю, как можно сильнее «врезалось» в его сознание, расположилось и в начале, и в конце рекламы. Тем самым вы добьётесь того, что ваша информация действительно дойдет до читателей;
— текст нельзя «перегружать» цифрами: это затрудняют восприятие;
— в сообщении не должно быть слишком много абзацев. Это рассеивает внимание, нарушает его целостность, уменьшает силу аргументов;
— если содержание требует определённого объёма (осмысленной подачи материала), то нужно ввести подзаголовки, они облегчат его ориентацию, сэкономят время;
— сообщение должно быть понятным всем и каждому, поэтому недопустимы термины, профессиональный жаргон и арго. Некоторые термины не свидетельствуют о компетентности и полном овладении специальностью, скорее, говорят о неуважении к читателю и стремлении обособиться от него;
— материал найдёт у читателей большой отклик, если в нём есть индивидуальная характеристика того, что рекламируется;
Сочинение-реклама — для учащихся новый жанр. Главное — донести до сознания школьников основную цель рекламы — создание спроса, популярности того, что рекламируется. Обратить внимание на текст рекламы, лексику, синтаксис, так как высказывание в этом жанре отличается от других тем, что оно обращено к определенному кругу лиц, поэтому в данном тексте должны быть названы те люди, кому предназначена вещь или предмет. Если содержание текста носит рекомендательный характер, то глаголы в таком высказывании употребляются в формах 2-го лица множественного числа или 1-го лица единственного числа. Синтаксис характеризуется короткими, но ёмкими фразами.
Памятка составляющему рекламу
1. Хорошо изучи предмет, выбранный для рекламы.
2. Прочитай дополнительную литературу по данной теме.
3. Подумай над тем, к каким достоинствам рекламируемого объекта ты желаешь привлечь внимание читателя, какие аргументы приведёшь в доказательство.
4. Основательно подумай над заголовком. Он должен быть броским, интригующим, вызывающим интерес.
5. Начать рекламу ты можешь с цитаты, краткого описания предмета и т. д.
6. Все самое важное, о чём хочешь сказать читателю, должно быть в начале и в конце рекламы.
7. Помни: в небольших рекламах должно быть не более трёх абзацев. Если же содержание требует большего объёма, введи подзаголовки.
8. Работая над рекламой, стремись к точности, эмоциональности, образности языка. Избегай перенасыщения терминами.
9. Можно давать не только свою оценку той или иной проблеме, но и приводить мнения известных людей.
10. Мы знаем, что в конце любого сочинения должен подводиться итог, содержаться вывод. Заключение сочинения в жанре рекламы должно быть интересным и запоминающимся, а самое главное — оно должно быть кратким и выразительным.
Сочинение в жанре эссе
Эссе — прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее одну частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Чёткого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках:
1. Эссе — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (социальную, литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.
2. Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи.
3. Эссе — прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному.
Эссе издревле формировалось в сочинениях, где автор выступает одновременно рассказчиком и героем, где на первый план выступает личность автора.
Жанр эссе обновляется и развивается согласно велениям времени.
В эпоху крутых общечеловеческих переломов «авторская проза» аккумулирует в себе острейшее социальное содержание. Законом жанра является предельная открытость позиции автора.
Памятка пишущим эссе
1. Следует обращаться к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим, социальным проблемам.
2. Помнить о том, что в эссе впечатления преобладают над фактами.
3. Авторская позиция в эссе должна быть субъективной, а не аргументированной.
4. Для эссе характерны свободная форма изложения, отсутствие композиции.
5. Речь должна быть эмоциональной, содержать средства художественной выразительности.
6. Объём эссе должен быть сравнительно небольшим.
Сочинение в жанре дневниковых записей
Поскольку дневники как жанр — новый, незнакомый учащимся вид письменной работы, считаем целесообразным познакомить школьников со значениями этого слова:
1. Дневник — это буквальный перевод с французского «подённый журнал, ежедневник», то есть записи, ведущиеся изо дня в день.
2. Дневник — литературно-бытовой жанр, форма повествования, которая ведётся от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни (личной, общественной, литературной).
Дневниковая запись делается после событий, которые произошли, реже — перед событиями, которые произойдут.
Дневники более субъективны и вместе с тем более непосредственны, искренни, чем другие виды мемуарных источников.
Школьники часто ведут дневники и записывают в них те или иные текущие события своей жизни. Человек хочет выразить только что случившееся и перечувствованное. Желание поделиться сомнениями, радостью, болью воплощается в дневнике.
Дневниковая запись является текстом, поэтому предложения должны быть связаны по смыслу и грамматически.
Дневниковая запись представляет системный тип речи: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания, а также свободную форму записи:
а) исповедь — самооценка своей деятельности;
б) анализ событий дня;
в) портретная зарисовка;
г) эмоциональное самовыражение;
д) рефлексия;
е) размышление над увиденным и услышанным.
Признаки дневника как жанра:
— каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате;- известная отрывочность записей;- зашифрованность или полное сокрытие имён или фамилий;- преобладание самих фактов над их осмыслением;- категоричность и неаргументированность общих оценок;- иногда — записи на основе первичных впечатлений, непроверенных предположений, слухов, мнений.
Все эти элементы обеспечивают непринуждённый выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора-повествователя;
— дневник как жанр монологичен, но монологическое слово автора может быть внутренне диалогичным. Монолог автора иногда становится беседой с воображаемым собеседником, свидетелем, с человеческим обществом в целом;
— дневник не ретроспективен, он современен описываемым событиям, пишется для себя и не рассчитан на публичное восприятие (в отличие от литературного дневника), что сообщает ему особую подлинность, достоверность.
Памятка пишущему сочинение в жанре дневниковых записей
1. Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для данного жанра.
2. Определите идею сочинения, то есть главную мысль, которую вы берётесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «потеряться» в обширном материале.
3. Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам прийти.
4. Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/209279-zhanry-sochinenij
Также вас может заинтересовать
- Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и Ь
- Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение 4 класс
- Урок открытия нового знания по русскому языку. 3 класс
- Урок русского языка по теме: «Однокоренные слова»
- Урок русского языка для 2 класса по программе «Классическая школа».
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Классификация ученических сочинений
Жанровые разновидности:
Сочинение-описание: | Сочинение-повествование: | Сочинение-рассуждение: |
передача общего впечатления от предмета (явления, лица), а затем раскрытие отдельных его признаков | рассказ о каком-нибудь событии (эпизоде, случае из жизни), которое развертывается во времени | самостоятельное размышление, отстаивание своей точки зрение |
Однако практика показывает, что в каждом ученическом сочинении есть и описание, и повествование, и рассуждение.
Жанровые особенности определяются не только выбором темы, характером материала для сочинения, но и способом изложения, отношением автора к анализируемому событию, явлению, герою, индивидуальность, своеобразие формы сочинения зависят от одаренности автора, способа его мышления. Специфику жанра часто определяет и пафос сочинения (патриотический, лирический, комический, публицистический, сатирический), то есть эмоциональный настрой, создаваемый сочинением.
В зависимости от этих факторов даже не самое сложное сочинение об одном литературном герое может быть написано в жанре сочинения-характеристики с элементами критического разбора, лирической исповеди, литературного портрета, очерка с суждениями о герое художественного произведения.
Аналитические варианты сочинения чаще всего оформляются в жанре небольшой литературно-критической статьи, рецензии, литературного обзора (обозрения).
Творческие сочинения на свободную тему могут быть составлены в форме рассказа, репортажа, заметки, воспоминания, литературное путешествия, публицистической статьи, дневниковые записей.
Особенности сочинений различных жанров
Рассмотрим особенности некоторых жанров сочинений, в которых школьники могут проявить свою индивидуальность, творческую позицию, художественное чутье.
Сочинение-характеристика
Самым распространенным жанром является сочинение-характеристика. Он требует глубокого раздумья не только над системой образов, но и над отдельным героем. Сочинение должно быть взволнованным размышлением о его нравственных идеалах, поступках, действиях, взаимоотношениях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.
Лирические отступления автора помогут сконцентрировать внимание ученика на времени, в котором жил герой, на его образе жизни, чувствах, переживаниях, представить его живым человеком.
В этом жанре можно выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтического произведения).
Для последнего должны быть характерны высокое эстетическое чувство, эмоциональность в изложении, и поэтому ученику нужно «погрузиться» в содержание в поэтического произведения, осмыслить его язык через изобразительно-выразительные средства, ритмику стиха.
В сравнительной характеристике нужно избегать механического изложения «по порядку» основных черт И героев, надо углубить их общие и противоположные И черты, показать суть каждого через взгляды, образ 1 жизни. (Приложение 1, 2).
Сочинение — литературный портрет
Еще В. Г. Белинский отмечал, что искусство портрета — это раскрытие внутреннего облика человека. Это значит надо показать «душу оригинала». Литературный портрет — один из творческих жанров, он предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Здесь не обязательны ссылки пишущего на критику, авторитетные источники. Автор не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, а дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, для своей жизни. К литературному портрету примыкает портретная зарисовка.
Она требует жесткого отбора материала: одной картины (например, «Чацкий на балу у Фамусовых», «Князь Андрей в Отрадном»), одного-двух фактов, немногих, но очень выразительных деталей, раскрывающих облик героя, писателя или поэта. (Приложение 3).
Очень близкими к литературному портрету могут быть сочинение-этюд и сочинение-эссе.
Сочинение-этюд
В словаре читаем: «Этюд — это небольшое произведение критического и другого характера, посвящен- . ное какому-либо отдельному вопросу».
Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например, «Танец и песни в жизни Наташи Ростовой», «Я и театр», «Несказанное, нежное» (о Есенине), «Что значит «наука страсти нежной» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова» и другие.
Социнение-этюд должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события или раздумья.
Сочинение-эссе
Сочинение-эссе — это жанр критики, публицистики. Сочинение-эссе можно предложить до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с Толстым», «Я остановилась на странице…», «Доброе слово В. Распутина», «Песня «добра и света» (по современной поэзии), «И все цветы живые…». Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения. Оно не требует глубины раскрытия темы (лучше, если автор сочинения сам сформулирует тему), но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос.
Сочинение-эссе должно четко выразить позицию ученика. Есть жанры, которые стали популярными у учителей литературы: это рецензия, отзыв, обзор (обозрение), литературно-критическая статья, очерк (или рассказ).
Об этом говорят экзаменационные сочинения выпускников.
Сочинение-рецензия
Сочинение-рецензия — это разновидность критической статьи, наиболее глубокое высказывание о произведении искусства (литература, спектакль, кино).
В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении.
Повествование должно сочетать в себе обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев.
Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста (яркой текстовой заставкой).
Ученик должен сообщить немного об авторе, истории создания произведения, показать тему и основные проблемы, волнующие художника.
Все это должно привести к выводу о художественном своеобразии данного произведения.
Сочинение-обозрение
Менее глубокий анализ возможен в сочинении-обозрении (обзор). Здесь уместны обращения к различным произведениям одного или нескольких писателей или поэтов, краткий комментарий к ним. В том случае, когда ученик на основе глубокого анализа одного или двух-трех произведений выдвигает одну или несколько проблем, затронутых автором, он обращается к новому жанру — литературно-критической статье. Цель ее — обстоятельно рассмотреть, исследовать главные проблемы творчества писателя с общечеловеческих позиций, то есть в центре внимания всегда будет нравственно-эстетическая ценность произведения.
В сочинении-статье должны иметь место выводы и обобщения, сделанные в результате глубокого анализа текста, а потому именно в статье могут быть использованы самые различные приемы: литературные зарисовки, портретные описания, речевые характеристики, диалоги, пейзаж.
Сочинение-очерк
Сочинение-очерк (или сочинение-рассказ) имеет одну отличительную черту — публицистичность изложения, то есть обращение к читателю с размышлением о своих переживаниях, чувствах, вызванных прочитанным произведением. Сочинение-очерк — один . из трудных жанров, к которому обращаются чаще всего одаренные, творчески думающие учащиеся.
Очерк предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике (будь то рассказ о герое или событии, явлении). Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того, о чем рассказывается в нем.
Сочинение-дневник
Сочинение-дневник — жанр известный, но непростительно забытый. Это один из тех жанров, который -помогает учителю увидеть внутренний мир ученика. Перед тем как обратиться к этому сочинению, нужно рекомендовать ребятам прочитать дневники великих людей.
В основе дневника, как литературной формы изложения мыслей, должны быть положены личные наблюдения от увиденного, размышления от прочитанного, суждения о творчестве писателя. Повествование должно идти от первого лица. Большое место в сочинении-дневнике отводится творческой фантазии и воображению. В композиции дневника преобладают отрывочные записи, датированные определенным числом, месяцем, годом, вставные эпизоды, встречи с людьми (героями книг), размышления о событиях, фактах. От автора сочинения требуется соблюдение композиционных особенностей дневника, а также искренность при изложении материала. В программе литературного образования есть такие произведения, композиция которых располагает к написанию творческих работ в жанре путевые заметки (А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»; Н. В. Гоголь. «Мертвые души»; Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).
Жизнь некоторых писателей и поэтов полна впечатлениями от пребывания в различных уголках России (А, С. Пушкин, А. М. Горький, В. В. Маяковский, т. А. Т. Твардовский, В. Набоков), это тоже дает возможность обратиться к жанру путевые заметки. Итак, путевые заметки включают в себя элементы описания местности, рассуждения автора об «увиденном на станциях» маршрута следования, лирические отступления пишущего сочинение как обращения к читателю, портретные зарисовки, впечатления, отношения о встрече с героями и даже диалоги с теми, кого «встретили по пути». Вот примерные темы сочинений. — путевые заметки: «Я взглянул окрест себя…» (по «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Радищева); «Вслед за Чичиковым к мертвым душам» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»), «Всем нужен Пушкин, нужен, как Россия».
Сочинение-письмо
Сочинение-письмо — это обращение к одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем (воспитание экологической совести-, например), может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает (письмо Аркадия отцу о встрече с Базаровым и об отношении к нему, о восприятии Н! нигилизма в целом; «Письмо В. Маяковскому о сущности любви» — автор высказывает свое отношение к Н прочитанным стихам и проблеме любви вообще. Или, например, «Письмо Родиону Раскольникову из Н XXI века» — об отношении пишущего к теории «разрешения крови по совести»).
Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения- письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.
Сочинение-интервью
Сочинение-интервью (диалог) воспитывает искусство общения, творчески обогащает личность ученика, учит его сдержанности в отборе языковых средств и умению аналитически мыслить. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы будет задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении-интервью. То есть, иными словами, этот жанр развивает искусство монологической речи, предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя — автор сочинения отвечает за всех, дающих интервью.
Сочинение-исповедь
Сочинение-исповедь (монолог) — один из самых редких жанров. Он опирается на глубокое знание текста, на неоднократное погружение в него. Пишущий сочинение на литературную тему в этом жанре ведет повествование от первого лица вслед за автором (идентичность с героем), поэтому сочинение логически выстраивает всю жизнь героя в художественной манере, близкой авторской. Рассказывая о своей жизни, герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения. Если ученик пишет сочинение на свободную тему, то исповедь — это крик его души, откровенный, искренний, глубокий.
Сочинения дают серьезную пишу для раздумий не только о школьном литературном образовании, но и об эффективности воздействия его на сердца воспитанников.
Чтобы научить ребят не констатировать сказанное учителями, то есть «петь с чужого голоса», а говорить своим, но художественным языком, педагогам надо серьезно продумывать для них творческие задания. И вот в этом отношении немалую роль в пробуждении желания высказаться имеют нетрадиционные формулировки тем.