Жанровое богатство древнерусской литературы традиции древнерусской литературы 7 класс сочинение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Барандатская средняя общеобразовательная школа

Великое богатство литературы Древней Руси

сочинение

                                                         Выполнила: Ганина Елена Юрьевна,

учащаяся 11 класса МОУ Барандатской средней  общеобразовательной школы, 652216, Россия, Кемеровская область, Тисульский район, с.Б.Барандат, ул.Школьная, 1а, 5 – 28 – 26.

Домашний адрес: 652216, с.Б. Барандат, ул. Октябрьская, 68.

Дата рождения 15.08.1993, паспорт 3208    №563431 выдан ОУФМС России по Кемеровской области в Тисульском районе 29.10.2008

Руководитель: Клюева Наталья Витальевна, учитель русского языка и литературы.

Домашний адрес: 652216, с.Б. Барандат, ул.Молодёжная, 4-1.

Б. Барандат

Содержание

I. Введение. Почему мы сегодня обращаемся к древнерусской литературе?

II. Роль и место литературы в общегосударственной и индивидуально-личностной жизни Древней Руси.

  1. Христианство и древнерусская литература.
  2. Жанровые особенности древнерусской литературы.
  3. Художественный метод древнерусской литературы.

III. Заключение. «Защитный купол над всей  Русской землей».

Список литературы

«В культурной жизни нельзя уйти от  памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно                                         только, чтобы то, что культура держит в памяти, было достойно ее».

Д.С.Лихачев

Почему мы сегодня обращаемся к древнерусской литературе?

Есть достаточно  причин  для того, чтобы сегодня  говорить о  древнерусской литературе.

Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть «древней русской литературой».

Однако художественная ценность древнерусской литературы еще до сих пор по-настоящему не определена. Открыта древнерусская живопись: иконы, фрески, мозаика,  восхищает знатоков древнерусская архитектура, удивляет градостроительное искусство Древней Руси, приоткрыт занавес над искусством древнерусского шитья, стали «замечать» древнерусскую скульптуру.

Древнерусское искусство совершает победное шествие по всему миру. Музей древнерусской иконы открыт в Реклингхаузене (ФРГ), а особые отделы русской иконы – в музеях Стокгольма, Осло, Бергена, Нью-Йорка, Берлина и многих других городов.

Но древнерусская литература еще молчит, хотя работ о ней появляется в разных странах все больше. Она молчит, так как, по мнению Д.С. Лихачёва, большинство исследователей, особенно на Западе, ищут в ней не эстетические ценности, не литературу как таковую, а всего лишь средство для раскрытия тайн «загадочной» русской души, документ русской истории.  Именно Д.С. Лихачёв открывает и духовно-нравственную, и художественно-эстетическую, и воспитательную ценность древнерусской литературы.

По словам Д.С. Лихачёва, «литература была своеобразной. Публицистичность, нравственная требовательность литературы, богатство языка литературных произведений Древней Руси изумительны».

В школьной программе  литературе Древней Руси  уделено очень скромное место. Изучается  подробно одно лишь «Слово о полку Игореве». Несколько строк  посвящено «Повести временных лет», «Повести о разорении Рязани Батыем», «Задонщине», «Поучению» Владимира Мономаха. Семь – восемь произведений – неужели это всё, что было создано до XVII века?       Академик Д.С.Лихачёв писал по этому поводу: «Меня удивляет,  как мало времени уделяется в школе  на изучение древнерусской культуры».  «Из-за недостаточного знакомства с русской культурой  среди молодёжи распространено мнение, что всё русское неинтересно, вторично, заимствовано, поверхностно. Планомерное преподавание литературы и призвано разрушить это неверное представление».

Итак, литературу Древней Руси  надо  действительно серьёзно  изучать в школе.  Во-первых,  произведения древнерусской литературы  позволяют  воспитывать  нравственные качества человека,  формировать национальную гордость, национальное  достоинство  и толерантное  отношение  к другим народам, к другим культурам.  Во-вторых, и это не менее важно, – древнерусская литература – это  замечательный материал  для изучения теории литературы.  

Последние несколько лет так часто говорят о национальной идее. Как только её не формулируют! А она сформулирована давно – в произведениях древнерусской литературы.   Вот как говорится об этом у Д.С. Лихачёва: «Общие судьбы связали наши культуры, наши представления о жизни, быте, красоте. В былинах главными городами русской земли остаются Киев, Чернигов, Муром, Карела… И о многом другом помнил и помнит народ в былинах и исторических песнях. В сердце своем хранит красоту, над  местной – еще какую-то надместную, высокую, единую… И эти «идеи красоты» и духовной высоты – общие при всей многоверстой разобщенности. Да, разобщенности, но всегда взывавшей к соединению. А возникло это ощущение единства давно. Ведь в самой легенде о призвании трех братьев-варягов сказалось представление, как я давно доказываю, о братстве племен, ведших свои княжеские роды от родоначальников-братьев. Да и кто призывал по летописной легенде варягов: русь, чудь (предки будущих эстонцев), словене, кривичи и весь (вепсы) – племена славянские и угро-финские, следовательно, согласно представлениям летописца XI века, эти племена жили единой жизнью, были между собой связаны. А как ходили походами на Царь-град? Опять-таки союзами племен. По летописному рассказу, Олег взял с собою в поход множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северцев, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев…»

Роль и место литературы в общегосударственной

и индивидуально-личностной жизни Древней Руси

Христианство и древнерусская литература.

Как и когда возникла литература в Древней Руси?

Важно отметить, что древнерусская литература изначально была нравственной, гуманной, высокодуховной, так как   возникла она как следствие принятия христианства.  

Письменность была известна на Руси и до принятия христианства, но использовалась  исключительно в деловых целях (договоры, грамоты, завещания), возможно и в личной переписке. Записывать тексты, известные каждому и неоднократно звучащие в быту, на дорогом пергамене казалось совершенно неуместным. Записи фольклора начинаются лишь в XVII веке.

Но вот после принятия христианства  для функционирования церкви потребовались книги с текстами Священного писания, молитвами, гимнами в честь святых или торжественными словами, произносимыми  в дни церковных праздников и т.д.

Книги для  домашнего чтения  также содержали тексты  Священного писания, богословские сочинения, нравственные проповеди, изложение всемирной истории и истории церкви, жития святых. Литература первых десятилетий своего существования была переводной: христианство пришло на Русь со своей литературой. Но уже через несколько десятилетий после христианизации Русь обладала не просто «суммой книг», рассредоточенных по церквям, монастырям, княжеским и боярским хоромам; родилась литература, представляющая собой  систему жанров, каждый из которых был воплощён во многих десятках произведений, распространившихся по Руси в десятках и сотнях списков. Светские памятники – переводные и оригинальные – появятся позднее. Первоначально литература служила исключительно  целям религиозного воспитания и просвещения. Переводная литература принесла на Русь высокую (для своего времени) культуру Византии, в свою очередь впитавшую в себя богатейшие традиции и достижения античной науки, философии, риторского искусства. Итак, отвечая на вопрос о возникновении литературы на Руси, мы придём к выводу о неразрывной связи русской литературы с европейской, об истоках нравственности  (литература рождалась как  инструмент воспитания, а не развлечения) и  высоком качестве литературных памятников Древней Руси (литература воспитывающая, духовная не могла быть низкопробной).

Жанровые особенности древнерусской литературы.

Огромную роль в книжной культуре  Древней Руси играли библейские тексты. Но  в середине XI века появляются оригинальные произведения древнерусских авторов – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, а позднее первые русские жития (Антония Печерского, Феодосия Печерского, Бориса и Глеба), поучения  на нравственные темы. Однако наиболее интересным  и значительным произведением  первых веков русской литературы, безусловно, является  русская  летопись.

 Летопись – то есть изложение событий по годам – специфически русская форма исторического повествования. Именно благодаря летописи мы знаем свою историю порой в мельчайших подробностях. При этом летопись не была сухим перечнем событий – она была одновременно и высокохудожественным  литературным произведением. Именно о летописи говорил Д.С.Лихачёв, развивая свою мысль о необходимости древнерусской литературы в школе: «Древнерусская  литература в отличие от литературы XIX века обладает как бы детским сознанием… И эта её способность как бы сродни юному школьному сознанию».

Народные предания о первых русских князьях – Олеге, Игоре, Святославе, княгине Ольге, включённые летописцем в свой текст, были отточены в процессе многократного устного воспроизведения, а потому  удивительно образны и поэтичны. Недаром А.С.Пушкин использовал  сюжет одного из таких рассказов в своей «Песни о вещем Олеге». А если мы обратимся ещё и к другим  летописным историям, то увидим  огромное их нравственное и патриотическое богатство.  Перед нами развернутся драматические страницы отечественной истории,  пройдут воины и политики, герои битв и герои духа… Но главное – обо всём этом летописец говорит ярким языком образов, нередко прибегая к стилистике  и образной системе устных эпических сказаний.  Д.С.Лихачёв  подходил к летописи не только как историк, но и как литературовед. Он изучал рост и изменение самих способов летописания,  их своеобразие и тесную связь  с русским историческим процессом. («История русской литературы» — 1945г., «Русские летописи и их культурно-историческое значение» — 1947г.). Академик Лихачёв представил связь летописи XI – XII веков с народной поэзией и живым русским языком; в составе летописей он выделил особый жанр «повестей о феодальных преступлениях»; показал взаимосвязь отдельных сфер русской культуры  XV – XVI вв. с исторической обстановкой того времени и с борьбой за построение  централизованного Русского государства.  Цикл работ Д.С.Лихачёва, посвящённых русскому летописанию, представляет ценность, прежде всего тем, что в них исследуются  художественные элементы летописания; и  летописи окончательно  признаются  не только историческим документом, но и литературным памятником. Дмитрий Сергеевич отмечает такую особенность  древнерусской литературы, как  «хоровое» начало,  «высота которого в эпосе и лирике бесспорна». В произведениях русской культуры очень велика и доля лирического начала, собственного авторского отношения к предмету или объекту творчества. Можно спросить: как это может сочетаться с «хоровым» началом, о котором только что говорилось? Сочетается… «Возьмите древнерусский период, первые семь веков русской культуры», – пишет Д.С. Лихачёв. – «Какое огромное количество посланий от одного к другому, писем, проповедей, а в исторических произведениях как часты обращения к читателям, сколько полемики! Правда, редкий автор стремится выразить именно себя, но получается, что выражает…»  А в XVIII веке как часто русская классическая литература обращается к письмам, дневникам, запискам, к рассказу от первого лица. Поэзия у всех народов живет самовыражением личности, но Дмитрий Сергеевич называет прозаические произведения: «Путешествие…» Радищева, «Капитанскую дочку» Пушкина, «Героя нашего времени» Лермонтова, «Севастопольские рассказы» Толстого, «Мои университеты» Горького, «Жизнь Арсеньева» Бунина. Даже Достоевский (за исключением, может быть, «Преступления и наказания»), по словам, Лихачёва,  все время ведет повествование от лица хроникера, стороннего наблюдателя, имеет в виду кого-то, от чьего лица течет повествование. Эта домашность, интимность и исповедальность русской литературы – ее выдающаяся черта.

Кроме того,  тщательное изучение особенностей   летописного  повествования позволило Дмитрию Сергеевичу разработать вопрос о пограничных с литературой формах творчества –  о воинских речах, о деловых формах письменности, о символике этикета, который возникает в быту, но существенно влияет на  литературу.

Например, «Слово о законе и благодати» Илариона. Д.С. Лихачёв называет его  «исключительным произведением, потому что таких богословско-политических речей не знала Византия. Там только богословские проповеди, а здесь историософская политическая речь, утверждающая существование Руси, ее связь с мировой историей, ее место в мировой истории». Он говорит, что это поразительное явление. Потом произведения Феодосия Печерского, затем сам Владимир Мономах, в своем «Поучении» соединяющий высокое христианство с воинскими языческими идеалами. Таким образом, древнерусская литература ставит не только нравственные. Но и политические и философские проблемы.  

Не менее интересен  и другой жанр древнерусской литературы – жития  святых.  Д.С. Лихачёв отмечает здесь такие  особенности древнерусской литературы, как поучительность и в то же время исповедальность: «Литература на всем ее протяжении сохраняет «учительный» характер. Литература – трибуна, с которой – не гремит, нет – но все же обращается с моральными вопросами к читателю автор. Моральными и общемировоззренческими.

Может быть, впечатление того и одновременно совсем другого возникает потому, что автор не ощущает себя выше читателя. Аввакум не столько наставляет в своем «Житии», сколько подбадривает самого себя. Не учит, а объясняет, не проповедует, а плачет. Его «Житие» – это плач по себе, оплакивание своей жизни накануне ее неминуемого конца» 

Предваряя публикацию ряда русских житий в еженедельнике «Семья» в 1988 – 1989гг., Д.С.Лихачёв пишет: «Ни один урок житийной литературы не может быть воспринят  нами прямо, но если учесть, что нравственность в конечном счёте едина на все века и для всех людей, то читая об устаревшем в деталях,  мы можем найти для себя многое в общем». И учёный перечисляет те  нравственные качества, которые  прославляли жития и которые так нужны  нам сегодня: честность, добросовестность в труде, любовь к родине, равнодушие к материальным благам и забота об общественном хозяйстве. Да, русская литература началась с «учительных», проповеднических произведений, но в дальнейшем русская литература разворачивала перед своими читателями более сложные композиции, в которых предлагался читателю тот или иной авторский вариант поведения как материал для размышлений. В этот материал входили и различные нравственные проблемы. Проблемы нравственности ставились как художественные задачи, особенно у Достоевского и Лескова.

Д.С.Лихачёв обращался и к изучению  древнерусской «смеховой культуры». В  книге «Смеховой мир» Древней Руси» (1976г.) он впервые осветил проблему специфики смеховой  культуры Древней Руси, рассмотрел роль смеха в общественной жизни того времени, особенности сатирических литературных произведений и их влияние на поведение людей.

Художественный метод древнерусской литературы.

Итак, изучая произведения древнерусской литературы, мы знакомимся с исконно русскими  жанрами литературы и имеем  возможность проследить их дальнейшее развитие или влияние на литературу последующих эпох. Именно на уроках по древнерусской литературе мы должны уяснить, что этот пласт нашей отечественной словесности и самоценен, имеет свои законы развития, и в то же время  является основой для   всей русской литературы  XIX – XX веков. Нам необходимо увидеть связь  произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, А.Н.Островского, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова, многих авторов  XX века с древнерусской литературой.  Эту связь мы наблюдаем в поэме А.Блока «Двенадцать», в произведениях С.Есенина, М.Цветаевой, М.Булгакова, в некоторых стихах В.Маяковского, поэтому для эффективной работы  по литературе просто необходимо иметь более глубокое представление о литературе Древней Руси.  Многие традиционные национальные образы, символы, приёмы и средства выразительности берут своё начало в древней литературе и фольклоре, претерпевают изменения, развиваются, получают новое значение.  Понимание  смысла и поэтики великих произведений  будет несомненно глубже, если мы   проследим неразрывную связь и преемственность в формировании творческих стилей, направлений, систем.   Д.С.Лихачёв много занимался проблемой жанровой системы древнерусской литературы.  Он исследовал во всей сложности разнообразие, иерархию, тесную взаимообусловленность жанров и стилистических приёмов в древней русской литературе. Дмитрий Сергеевич пишет о том, что изучать надо не только отдельные жанры, но и те принципы, на основе которых происходит жанровое деление, взаимоотношения литературных жанров с фольклорными, связи литературы с другими видами искусств.

Изучая древнерусскую литературу, необходимо говорить о своеобразном  «художественном методе» и его последующем развитии.  В художественном методе древнерусских писателей Д.С.Лихачёв прежде всего отмечал способы изображения человека – его характера и внутреннего мира.  Этот признак учёный особо выделял и говорил о дальнейшем его развитии в литературе XVIII века. В своих работах «Проблема характера в исторических произведениях начала  XVII в.» (1951 г.) и «Человек в литературе Древней Руси» (1958г.) он отразил историческое развитие таких основных  понятий, как характер, тип, литературный вымысел. Он наглядно показал, какой трудный путь прошла русская литература, прежде чем обратилась к изображению внутреннего мира человека, его характера, т.е. к художественному обобщению, ведущему от идеализации к типизации.  

«Защитный купол над всей Русской землей»

В одном из своих интервью Д.С. Лихачёв говорит: «Литература внезапно поднялась как огромный защитный купол над всей Русской землей, охватила ее всю – от моря и до моря, от Балтийского до Черного, и от Карпат до Волги.

Я имею в виду появление таких произведений, как «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, как «Начальная летопись» с различным кругом произведений, в нее входящих, как «Поучения» Феодосия Печерского, «Поучение» князя Владимира Мономаха, «Жития Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского» и т. д.

А ведь действительно, все эти произведения отмечены высоким историческим, политическим и национальным самосознанием, сознанием единства народа, особенно ценным в период, когда в политической жизни уже начиналось дробление Руси по княжествам, «когда Русь стала раздираться междоусобными войнами князей». Именно в этот период политического разобщения литература заявляет, что князья не в «худой» и не в неведомой стране княжат, литература пытается прояснить вопрос, «откуда пошла» Русская земля;  призывает к единению. Причём важно, что произведения создаются не в одном центре, а по всему пространству Русской земли – составляются летописи, проповеди, «Киево-Печерский патерик», ведется переписка Владимира Мономаха с Олегом Гориславичем, и т. д. и т. п. «В литературное творчество удивительно быстро втянуты многочисленные русские города и монастыри: помимо Киева – Новгород Великий, оба города Владимира на разных концах Русской земли – Владимир Волынский и Владимир Суздальский, Ростов, Смоленск и даже маленький Туров. Всюду писатели и особенно летописцы пользуются трудом своих собратьев из самых отдаленных мест восточнославянской равнины, всюду возникает переписка, писатели переезжают из одного княжества в другое».

В пору упадка политического разобщения и военного ослабления литература заменила собой государство. Отсюда с самого начала и на протяжении всех веков высочайшая общественная ответственность наших литератур – русской, украинской и белорусской.

Вот почему Д.С. Лихачёв так охарактеризовал великую функцию древнерусской литературы: она «поднялась над Русью громадным защитным куполом – стала щитом ее единства, щитом нравственным».

Не будучи знакомыми  с развитием  отечественной словесности, мы  не сможем в полной мере охватить тот путь, что прошла  великая русская литература, оценить те достижения и открытия, что сделаны русскими писателями, останемся равнодушными к тем отрывочным сведениям,  которые даёт нам  школьная программа. Ведь исходя из неё  русская литература появилась ниоткуда: там, на западе, был Данте, был Шекспир, а у нас до XVIII века – пустота, и только где-то там, во тьме веков чуть светится «Слово о полку Игореве».

 Литература Древней Руси необходима в школе, чтобы мы наконец осознали свою полноценность.

Литература

  1. Лихачев Д С. Изображение людей в летописи XII–XIII веков // Труды Отдела древнерусской литературы. [Текст]/Д.С.Лихачев. — М.; Л., 1954. Т. 10.
  2. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. [Текст]/Д.С.Лихачев. — Л., 1967.
  3. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. [Текст]/Д.С.Лихачев. — М., 1970.
  4. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII веков: Эпохи и стили. [Текст]/Д.С.Лихачев.- Л., Наука. 1973.
  5. Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. [Текст]/Д.С.Лихачев. — Л.,1985.
  6. Лихачев Д.С. Прошлое – будущему. Статьи и очерки. [Текст]/Д.С.Лихачев. — Л., 1985.
  7. Лихачев Д. С.  Книга беспокойств. Статьи, беседы, воспоминания  [Текст]/Д.С.Лихачев. – М.: Издательство «Новости», 1991.
  8. Лихачёв Д.С. «Русская культура». [Текст]/Д.С.Лихачев. – Искусство, М.: 2000.
  9. Лихачёв Д.С. «Раздумья о России», [Текст]/Д.С.Лихачев. —  Логос, М.: 2006.
  10. Лихачёв Д.С. «Воспоминания». [Текст]/Д.С.Лихачев. – Вагриус, 2007.

Сочинение на тему: Древнерусская литература. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для Вас несколько сочинений на тему — Древнерусская литература. Используйте наши примеры для написания школьной сочинений по этой теме.

Сочинение 1 (кратко)

Употребляя термин «литература», мы вкладываем в это совершенно определённый смысл – это какие-то книги, которые мы читаем для развлечения, для удовольствия, для эстетического наслаждения. Ничего подобного, никаких таких целей древнерусская литература не знала. С этой точки зрения её не точно называть литературой, а правильнее было бы говорить «древнерусская книжность» или «древнерусская письменность». Но это обозначение (древнерусская литература) утвердилось, и мы будем им оперировать.

Книжность, письменность появилась на Руси вместе с принятием христианства. Отсюда и назначение, которое имела эта литература. Прежде всего, она имела в виду распространение христианства в только что окрещённых массах древних славян. Задача была перевести, прежде всего, книги священного писания (Ветхий и Новый Заветы), богослужебные песнопения, а также жития святых, то есть людей, которые церковью были признаны и канонизированы.

Древнерусская литература совершенно не знала вымысла. Русскому книжнику в Средние века в голову бы не пришло сочинять какие-то выдуманные истории о выдуманных, никогда не существовавших людях. Это было равносильно греху лжи.

Поэтому даже когда в средневековых произведениях речь идёт о совершенно невероятных с нашей точки зрения вещах (например, воскрешение умерших), то для древнерусского писателя это было в порядке вещей. Он верил, что так оно и было на самом деле. И только в XVII веке возникнут в русской литературе повести с вымышленными героями, с вымышленными сюжетами. И то первоначально это будут произведения переводные.

Сочинение 2

В предыдущих классах изучалась «Повесть временных лет», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе», «Поучение» Владимира Мономаха и «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Наиболее запомнилось последнее произведение. Эта повесть была написана в конце XV века. В её основе лежат две сказки: о «летающем змее» и о «мудрой деве», которые талантливо объединены в одно литературное произведение. Повесть легко распадается на две части: в первой повествуется о правлении в Муроме князя Павла, о змее, прилетавшем к его жене, о брате Павла Петре, которому была открыта тайна гибели змея. От капель змеиной крови Петр заболел. Во второй части рассказывается о мудрой деве Февронии, ставшей женой Петра. Через некоторое время Павел умер, а его место занял Петр. Бояре невзлюбили его жену Февронию. Но Петр предпочел оставить свою княжескую власть и уехал из города с Февронией. Без князя в городе начались беспорядки, и бояре попросили Петра и Февронию вернуться, после возвращения герои правили честно, при их правлении город процветал.

«Повесть о Петре и Февронии» заканчивается рассказом об их смерти в один день. Они были похоронены вместе в двойном гробу, хотя бояре пытались воспрепятствовать этому. Несмотря на то что это повесть о любви, в ней обличается боярство, несправедливая жизнь. Особенно ценно то, что главной героиней повести оказалась простая крестьянка, ставшая княгиней благодаря своему уму. В её лице был показан образ идеального правителя. Повесть интересна и сегодня, её легко читать, она имеет занимательный сюжет. Кроме того, многие идеи повести важны и сегодня.

Авторов древнерусской литературы привлекали прежде всего подвиги воинские, а также духовные. Они описывали в своих произведениях идеальные характеры и идеальную жизнь. Но в XVII веке литература отказывается изображать только подвиги, обращается к литературному вымыслу. Героями литературных произведений становятся не только князья и бояре, но и простые люди.

Жанр житий святых

Жития святых ни в коем случае не предназначались для какого-то увеселительного чтения. Это прежде всего было чтение назидательное, душеполезное, душеспасительное. На примере жизни святых человек учился нормам поведения. Читателям предлагалось следовать примерам святых и подражать им. С этой точки зрения жанр житий святых – самый канонизированный в древнерусской литературе. То есть этому жанру придавались какие-то строго определённые формы (и композиционные, и лексические).

Жанр житий ни в коем случае не предполагает биографизма. Один из исследователей очень точно и тонко заметил, что житие так же относится к биографии, как икона к портрету. Житие – это чтение назидательное. И только с этой точки зрения нам будут понятны все труды древнерусского книжника.

Житие имело очень строгую композицию и представляло собою трёхчастное произведение. Начиналось оно всегда со вступления, потом следовал рассказ о жизни святого, который завершался, естественно, его смертью, и заканчивалось житие славой, хвалой святому, о котором шла речь.

Первыми русскими житиями, то есть житиями канонизированных русских мучеников, стали «Жития Бориса и Глеба». Это было очень важно и с политической точки зрения, потому что, если появляются свои святые, значит, русская церковь (ещё очень молодая) становится как бы вровень с церковью греческой, приобретает самостоятельное значение, повышается в своём значении.

Сочинение 3

Древнерусская литература, возникшая в конце 10 века, сочетает в себе литературу русского, украинского и белорусского народов. Появившаяся в период принятия христианства, древнерусская литература сохранила в себе церковные сведения и христианские ценности общества. Литература Древней Руси заслуженно признана уникальным памятником истории, культуры, общественного развития.

Особенности древнерусской литературы

Древнерусская литература, насчитывающая несколько веков с момента своего возникновения, имеет несколько примечательных особенностей, свойственных только ей:

Отсутствие вымышленных персонажей и событий
Все события и персонажи литературы Древней Руси не были придуманы преднамеренно. Зачастую в литературе 10 века описывались реальные исторические события, а образы главных героев были взяты с реальных людей.

• Сохранение обычаев, традиций, ценностей того времени

• В древнерусской литературе нашли своё отражение традиции, культурные ценности, нравственные идеалы того периода. Страницы литературы Древней Руси веют духом 10 века. Благодаря этой особенности древнерусской литературы понять образ жизни людей, правила общественного порядка, морально-нравственные нормы.

• Отражение исторических фактов

Так как древнерусская литература, в основном, заключает в себе описание реальных событий, то современные учёные и исследователи могут установить достоверную хронологию исторических фактов, оценить эпоху Древней Руси.

• Воспитание чувства патриотизма

•  Древнерусская литература неразрывно связана с историческим развитием русского государства. Книги времён Древней Руси пропитаны патриотизмом, любовью к родине, гордостью за свою страну.

Значение древнерусской литературы в наши дни

В современное время нельзя недооценивать роль древнерусской литературы. Литература Древней Руси на сегодняшний день является уникальным культурно-историческим памятником русского народа, помогающим понять и оценить его достижения.

Значение древнерусской литературы заключается также в том, что она воплотила в себе идейность Древней Руси, красоту и богатство родного языка, разнообразие жанров (повесть, фольклор, слово и др.). Лучшие произведения литературы Древней Руси стали классическими и считаются литературным достоянием русского народа («Слово о полку Игореве», «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»).

Неоспоримо влияние литературы Древней Руси на становление русской литературы в целом. Древнерусская литература – источник неразрывной связи прошлых поколений с будущими.

Все сочинения

Сочинение на тему «Древнерусская литература»

Сочинение: «Древнерусская литература»

Древнерусская литература возникла вместе с принятием и распространением христианства на Руси в 9-10 веках. Авторами оригинальных сочинений и переводчиками византийских, болгарских, греческих книг на славянский язык были священники и монахи, которые были самыми образованными людьми своего времени. Один из самых распространенных жанров древнерусской литературы – летопись, в которой события излагались по «летам», то есть в хронологическом порядке. Летописцы вписывали прошлое Руси во всемирный исторический процесс и рассказывали, в основном, о церковных, политических, военных событиях, перемежая их известиями о природных катаклизмах (голоде, эпидемиях, затмениях), бытовых происшествиях (фактах городской жизни) и несчастьях (пожарах, убийствах, разбое). Самая известная летопись – «Повесть временных лет» – ценнейший памятник по древнерусской истории.

Большой народной любовью пользовались жития святых. В них описывались духовные подвиги, чудеса людей, которые посвятили себя служению Богу. Один из ранних памятников агиографической литературы – житие святых Бориса и Глеба, сыновей князя Владимира Красное Солнышко.

Слово – жанр древнерусской литературы, торжественно прославляющий важное событие истории. Его авторы объясняли церковные догмы, восхваляли благочестие князей, славили патриотизм. Все школьники читали и знают знаменитое «Слово о полку Игореве», которое, повествуя о поражении княжеских войск в борьбе с половцами, тем не менее, воспевает единство русской земли и мир между князьями.

Нравственные наставления

Большой популярностью пользовались поучения – духовно-нравственные наставления старших младшим. Их авторы воспитывали подрастающее поколение в вере, любви, взаимоуважении и патриотизме. На Руси очень любили «Поучение» князя Владимира Мономаха, которое он написал в конце своей жизни. В этом сочинении он делится с читателями своим жизненным опытом и дает полезные советы по работе и службе в быту. На рубеже 16-17 веков на Руси появились произведения публицистического характера. Это связано с переломными моментами в нашей истории – противоречивым правлением Ивана Грозного и Смутным временем.

Тогда образованная часть общества не столько рассказывала, сколько рассуждала, пытаясь осмыслить кризисные явления современных им событий. Почти все сказания этой эпохи пронизаны авторскими умозаключениями, которые формировали публицистический подтекст в традиционной литературе («Временник» дьяка Ивана Тимофеева). Древнерусская литература – важный культурный и исторический источник о прошлом нашей страны. В ней отразились не только ключевые события русской земли, но и мысли, надежды, ожидания многих поколений.

Жанры древнерусской литературы


Жанры древнерусской литературы

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 670.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 670.

В данной статье, которая предназначена для учеников 9 класса, рассмотрим, что такое жанры древнерусской литературы, как происходило их деление, каковы особенности первичных и объединяющих жанров.

Определение

Жанр – это исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений.

Жанры древнерусской литературы исследователи делят на первичные и объединяющие.

Первичные жанры

К основным первичным жанрам относятся:

  • житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых;
  • слово – образец торжественного красноречия;
  • поучение – проникновенная беседа о духовных ценностях;
  • повесть – повествование о важных исторических событиях;
  • хождение (хожение) – описание различных путешествий в иные земли или приключений;
  • летописный рассказ – развернутое описание;
  • летописное сказание – повествование с отсылкой к устному фольклорному преданию;
  • погодная запись – краткое сообщение о каком-либо историческом событии в летописи.

Объединяющие жанры

К объединяющим жанрам древнерусской литературы относятся:

  • летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных в хронологической последовательности;
  • хронограф – описание времени 15-16 вв.;
  • четьи-минеи – собрание произведений о святых людях;
  • патерик – описание жизни святых отцов.

Первичные жанры выступают в составе объединяющих жанров.

Часто в одной книге были собраны произведения разных жанров.

Летопись, являющаяся одним из самых древних жанров, играла огромную роль в древнерусской литературе и в Древней Руси в целом. Говоря кратко, летопись была не только свидетельством об исторических событиях прошлого, но и политическим и юридическим документом.

Таблица

Приведенная ниже таблица «Жанры древнерусской литературы» включает в себя названия жанров с примерами из древнерусской литературы:

Жанр

Произведение древнерусской литературы

Житие

«Житие Александра Невского»

Слово

«Слово о Законе и Благодати»

Поучение

«Поучение Владимира Мономаха»

Повесть

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Хождение (хожение)

«Хожение за три моря» (Афанасий Никитин)

Летописный рассказ

Рассказ об ослеплении Василька Теребовольского

Летописное сказание

Сказание о мести Ольги древлянам

Погодная запись

Погодные записи из «Повести временных лет»

Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.

Заключение

Что мы узнали?

Жанры древнерусской литературы делятся на первичные (житие, слово, поучение, повесть, хождение (хожение), летописный рассказ, летописное сказание, погодная запись и др.) и объединяющие (летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик). Первичные жанры выступают в составе объединяющих жанров. В одной книге часто были собраны произведения разных жанров. Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Фируза Амирова

    5/5

  • Денис Баленков

    5/5

  • Lilnait Student

    5/5

  • Татьяна Баландаева

    5/5

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 670.


А какая ваша оценка?

  • Жанровая особенность сказки аленький цветочек
  • Жанр фольклора устный рассказ который содержит сведения об исторических лицах событиях
  • Жанр фольклора сказки песни былины
  • Жанр фольклора рассказ о фантастических событиях и приключениях
  • Жанр фольклора былина поэма рассказ ответы