Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Г. Р.Державин
По жанру пьеса «На дне» (1902) — драма, при этом её жанровое своеобразие проявилось в тесном переплетении социального и философского содержания.
В пьесе изображается жизнь «бывших людей» (босяков, воров, бродяг и т.п.), и это является темой социального содержания данного произведения. Горький начинает пьесу с того, что в первой ремарке даёт описание ночлежки: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Одно окно под потолком» (I). И в этих условиях живут люди! Драматург подробно показывает разных ночлежников из заведения Костылёва. Основные герои в пьесе имеют короткую биографию, по которой можно судить, что за люди попали на «дно» жизни. Это бывшие уголовники, отсидевшие разные сроки в тюрьме (Сатин, Барон), запойные пьяницы (Актёр, Бубнов), мелкий вор (Пепел), разорившийся ремесленник (Клещ), девица лёгкого поведения (Настя) и т.п. Стало быть, все ночлежники — люди определённого сорта, их принято называть «отбросы общества».
Описывая «бывших людей», Горький показывает, что у них нет никакой возможности подняться со «дна». Особенно ярко эта идея раскрывается в образе Клеща. Он — мастеровой, хороший слесарь, однако вместе с больной женой оказался в ночлежке. Клеш объясняет катастрофический поворот в своей судьбе тем, что он разорился из-за болезни Анны, которую, между прочим, сам довёл побоями до болезни. Он гордо и решительно заявляет ночлежникам, что они ему не товарищи: они бездельники и пьяницы, а он честный труженик. Обращаясь к Пеплу, Клещ говорит: «Ты думаешь — я не вырвусь отсюда? Вылезу…» (I). Клещу так и не удаётся исполнить свою заветную мечту: формально потому, что для похорон Анны нужны деньги, и он продаёт свои слесарные инструменты; по сути потому, что Клещ хочет благополучия только для себя. В последнем действии пьесы он обитает всё в той же ночлежке. Он уже не думает о достойной жизни и вместе с другими босяками бездельничает, пьёт, играет в карты, совершенно смирившись со своей участью. Так Горький показывает безысходность жизни, отчаянное положение людей на «дне».
Социальная идея пьесы заключается в том, что люди на «дне» живут в нечеловеческих условиях, а общество, которое допускает существование таких ночлежек, несправедливо и негуманно. Таким образом, в пьесе Горького выражен упрёк современному государственному устройству России. Драматург, понимая, что в своём бедственном положении ночлежники во многом виноваты сами, всё-таки сочувствует им и не делает из «бывших людей» отрицательных героев.
Однозначно отрицательными персонажами у Горького являются только хозяева ночлежки. Костылёву, конечно, далеко до настоящих «хозяев жизни», но и этот «хозяйчик» — беспощадный кровосос, который не стесняется «накинуть денежку» (I), то есть повысить плату за проживание в ночлежке. Денежка, как он сам объясняет, нужна ему, чтобы купить лампадного маслица, и тогда перед его иконами лампада будет неугасимой. При своей набожности Костылёв не стесняется обижать Наташу, попрекая её куском хлеба. Под стать хозяину ночлежки его жена Василиса, порочная и злобная женщина. Чувствуя, что любовник Васька Пепел охладел к её прелестям и влюбился в Наташу, она решает разом отомстить и ненавистному мужу, и изменнику Ваське, и счастливой сопернице-сестре. Василиса подговаривает любовника убить мужа, обещая за это и деньги, и согласие на брак с Натальей, но Пепел быстро понимает хитрость надоедливой любовницы. И Костылёв, и Василиса, как их изображает Горький, — лицемеры, готовые ради выгоды переступить любые нравственные и юридические законы. Социальный конфликт в пьесе завязывается как раз между постояльцами и хозяевами ночлежки. Правда, Горький не заостряет этот конфликт, так как ночлежники совершенно смирились со своей участью.
В пьесе представлены герои отчаявшиеся, раздавленные жизненными обстоятельствами. Можно ли им помочь? Как их поддержать? Что им нужно — сочувствие-утешение или правда? И какая правда? Так в пьесе «На дне» в связи с социальным содержанием возникает философская тема о правде и лжи-утешении, которая начинает активно разворачиваться во втором действии, после появления в ночлежке странника Луки. Этот старик совершенно бескорыстно помогает советами ночлежникам, но не всем подряд. Он, например, не стремится утешать Сатина, потому что понимает: этот человек не нуждается ни в чьём сочувствии. Нет душеспасительных разговоров у Луки с Бароном, так как Барон — глупый и пустой человек, тратить на него душевные силы бесполезно. Давая советы, старик не смущается, когда одни герои принимают его сочувствие с благодарностью (Анна, Актёр), а другие — со снисходительной иронией (Пепел, Бубнов, Клещ).
Однако реально получается, что Лука своими утешениями помогает только умирающей Анне, успокаивая её перед смертью. Остальным героям его бесхитростная доброта и утешение помочь не могут. Лука рассказывает Актёру о больнице для алкоголиков, в которой бесплатно лечат всех. Он поманил безвольного пьяницу красивой мечтой о быстром излечении, только это он и мог сделать, а Актёр повесился. Подслушав разговор Пепла с Василисой, старик пытается отговорить парня от покушения на жизнь Костылёва. Василий, по мнению Луки, должен вырвать Наташу из семьи Костылёвых и уехать с ней в Сибирь, а там начать новую, честную жизнь, о которой мечтает. Но добрые советы Луки не могут остановить трагических событий: Василий случайно, но всё-таки убивает Костылёва, после того как Василиса из ревности жестоко калечит Наталью.
В пьесе практически каждый герой высказывает своё мнение по поводу философской проблемы о правде и лжи-утешении. Приведя Актёра к самоубийству, а историю любви Васьки Пепла к трагическому финалу, Горький видимо выражает своё отрицательное отношение к утешительству Луки. Однако в пьесе философская позиция старика подкрепляется серьёзными аргументами: Лука, видя во время странствий только нищету и горе простого народа, вообще разуверился в правде. Он рассказывает жизненный случай, когда правда доводит человека, верившего в праведную землю, до самоубийства (III). Правда, как считает Лука, — это то, что тебе нравится, что ты считаешь правильным и справедливым. Например, на каверзный вопрос Пепла, есть ли Бог, старик отвечает: «Если веришь — есть, не веришь — нет… Во что веришь, то и есть…» (II). Когда Настя рассказывает в очередной раз о своей прекрасной любви и никто из ночлежников ей не верит, она со слезами в голосе кричит: «Не хочу больше! Не буду говорить… Коли они не верят… коли смеются…». Но Лука успокаивает её: «…ничего… не сердись! Я — знаю… Я — верю. Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она! Была!» (III).
Бубнов тоже рассуждает о правде: «А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» (III). Такая правда не помогает человеку жить, а только давит и унижает его. Убедительной иллюстрацией подобной правды является маленький эпизод, который выясняется из разговора Квашни и сапожника Алёшки в конце четвёртого действия. Квашня под горячую руку бьёт своего сожителя — бывшего полицейского будочника Медведева. Делает она это легко, особенно потому что никогда, наверное, не получает сдачи: ведь Медведев любит её и, кроме того, боится, что она прогонит его, если он будет вести себя, как её первый муж. Алёшка «для смеху» сообщил всей округе правду о том, как Квашня «за волосы таскала» своего сожителя. Теперь над солидным Медведевым, бывшим городовым, потешаются все знакомые, а ему такая «слава» обидна, он от стыда «пить начал» (IV). Вот результат правды, которую проповедует Бубнов.
Поднимая проблему правды и лжи-утешения, Горький, конечно, хотел высказать и собственное мнение по этому философскому вопросу. Принято считать, что авторскую точку зрения озвучивает Сатин, как самый подходящий для этой роли герой пьесы. Здесь имеется в виду знаменитый монолог о Человеке из последнего действия: «Что такое правда? Человек — вот правда! (…) Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью … уважать надо! (…) Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» (IV). Это высокая правда, которая поддерживает человека, воодушевляет его в борьбе с жизненными препятствиями. Именно такая правда, по Горькому, нужна людям. Иными словами, в монологе Сатина о Человеке выражена идея философского содержания пьесы.
Сам драматург не определил жанр своего произведения, а просто назвал «На дне» пьесой. Куда же следует отнести эту пьесу — к комедии, драме или трагедии? Драма, как и комедия, показывает частную жизнь героев, но, в отличие от комедии, не высмеивает нравы героев, а ставит их в конфликтные отношения с окружающей жизнью. Драма, как и трагедия, изображает острые социальные или нравственные противоречия, но, в отличие от трагедии, избегает показывать исключительных героев. В пьесе «На дне» Горький ничего не высмеивает; наоборот, в финале погибает Актёр. Однако Актёр совсем не похож на трагического героя, который готов утверждать свои идейные убеждения и нравственные принципы даже ценой собственной жизни (как Катерина Кабанова из пьесы А.Н.Островского «Гроза»): причина смерти горьковского персонажа — слабость характера и неспособность противостоять жизненным трудностям. Следовательно, по жанровым признакам пьеса «На дне» — драма.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что драма «На дне» является замечательным художественным произведением, где ставятся-переплетаются две проблемы — проблема социальной справедливости в современном автору российском обществе и «вечная» философская проблема о правде и лжи-утешении. Убедительность горьковского решения этих проблем можно объяснить тем, что драматург не даёт однозначного ответа на поставленные вопросы.
С одной стороны, автор показывает, как трудно подняться со «дна» общества. История Клеща подтверждает, что надо менять социальные условия, которые породили ночлежку; только все вместе, а не в одиночку бедняки могут добиться достойной жизни. Но, с другой стороны, ночлежники, развращённые безделием и попрошайничеством, сами не желают трудиться, чтобы выбраться из ночлежки. Мало того, Сатин и Барон даже прославляют безделие и анархизм.
Горький, по его собственному признанию, задумал разоблачить в драме «На дне» идею прекраснодушной, убаюкивающей лжи-утешения и Луку, главного пропагандиста идеи утешения. Но образ необыкновенного странника в пьесе вышел очень сложным и, вопреки замыслу автора, очень привлекательным. Словом, однозначного разоблачения Луки не получилось, о чём писал сам Горький в статье «О пьесах» (1933). Ещё совсем недавно фраза Сатина (надо не жалеть человека, а уважать) понималась буквально: жалость унижает человека. Но современное общество, кажется, отходит от подобных прямолинейных суждений и признаёт не только правду Сатина, но и правду Луки: слабых, беззащитных людей можно и даже нужно жалеть, то есть сочувствовать и помогать им. В таком отношении для человека нет ничего позорного и оскорбительного.
«Жанровое своеобразие драмы М. Горького «На дне»»
Сочинение
Человек — вот правда! М.Горький Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво. Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные из активной жизни, обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир «настоящих людей». Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет — это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел. Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чу-ясими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, дру-гйе __ прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему. В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало. Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.
Другие сочинения по этому произведению
«Без имени — нет человека» (По пьесе М.Горького «На дне»)
«Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне»
Дно жизни» или в тупике ли герои пьесы «На дне
«Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»;
«Не всегда правдой душу вылечишь…» (По пьесе М. Горького «На дне».)
«Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».)
«Что лучше истина или сострадание» (По пьесе М Горького «На дне»)
Бывшие люди» в пьесе М. Горького «На дне
«Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне»
«Дно жизни» — трагический образ пьесы.
«Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне»
«Есть — люди, а есть — иные — и человеки»
«На дне»
«НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА
«Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне»)
Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне».
Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне».
Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе)
В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»?
В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне»
Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького)
Гуманизм пьесы М. Горького «На дне»
Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)
Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне»
Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького ‘На дне»
Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?»
Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?
Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»?
Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького
Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне»
Лука и Сатин в драме Горького «На дне
Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)
М. Горький «На дне»
Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький «На дне»)
Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне»
Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне»)
Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом?
Немного о пьесе Горького «На дне»
Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»
Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне».
Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне»)
Образ Луки (по пьесе Горького «На дне»)
Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»
Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне»
Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»
Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне»
Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу?
Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”).
Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне».
Помог или навредил ночлежникам Лука?
Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне»)
Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне»)
Правда и ложь в драме Горького «На дне»
Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне»
Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне»)
Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне»)
ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”
Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе «На дне»
Проблематика «На дне» и ее связь с общественной жизнью 90х годов
Проблематика пьесы Горького «На дне»
Проблематика пьесы М. Горького «На дне»
Пьеса «На дне» как социально-философская драма
Пьеса «На дне» как философская драма.
Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма
Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма
Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма
Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне”
Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне»)
Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне»)
Реалистическое изображение Горьким дна общества
Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне»)
Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне»
Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»
Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне»)
Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне»
Сила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)
Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне»
Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне»
Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне»)
Спор о человеке (по пьесе «На дне»)
Спор о человеке в драме М. Горького «На дне»
СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»
Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
Судьбы человеческие в пьесе М. Горького «На дне»
Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького
Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»?
Три правды в пьесе «На Дне»
Три правды в пьесе М. Горького «На дне»
Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
Человек в творчестве М. Горького
Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»).
Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне»)
Что лучше – истина или сострадание
Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького)
Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе А. М. Горького «На дне»)
Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»
Обитатели ночлежки
Судьбы героев пьесы «На дне» Горького
Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне».
Какова же правда Сатина
Люди «дна» характеры и судьбы
Школьное сочинение на тему правда героев в пьесе «На дне»
«Есть — люди, а есть — иные — и человеки…» (По пьесе М.Горького «На дне».).
Спор о правде и лжи в пьесе М.Горького «На дне».
«Что лучше: истина или сострадание?» (по пьесе Горького «На дне»)
Ложь во спасение Луки
Голая правда Бубнова в пьесе «На дне»
Правда Сатина
СПОР О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
Правда Сатина в пьесе «На дне»
Роль женских образов в пьесе М. Горького
Описание персонажей: трагический образ пьесы “На дне”
Проблема пьесы Горького «На дне»
Сочинение по пьесе М. Горького “На дне”
Что есть правда и что есть ложь
Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне»
Почему обитатели ночлежки оказались на «дне» жизни
Философия Луки
Тема любви в пьесе Горького «На дне»
Сатин, Барон и Бубнов
Поиски правды в пьесе М.Горького «На дне».
Лука и Сатин в пьесе «На дне»
Характеристика образа Бубнова
Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из III акта пьесы М.Горького «На дне».)
СПОРЫ О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
Появление Луки в ночлежке
Образ и характер Луки и Сатина
АНАЛИЗ IV ДЕЙСТВИЯ ПЬЕСЫ
Философский спор о правде и человеке в драме М. Горького «На дне»
История создания и анализ драмы «На дне»
Внешний и внутренний конфликты в драме «На дне»
О жанре, сюжете и композиции «На дне»
Характеристика образа Актера
О монологе Сатина
Появление Луки в ночлежке (Анализ сцены 1 акта пьесы М. Горького «На дне»)
Что лучше истина или состраданье (Пьеса М. Горького «На дне»)
Дно жизни — трагический образ пьесы А. М. Горького «На дне»
Система персонажей пьесы. Место образа Луки в ней
Лука и Сатин
Сочинение на тему личность человека в пьесе М. Горького «На дне»
Спор ночлежников о человеке
Описание персонажей: Лука
Сюжет пьесы «На дне»
Философский спор о правде «На дне»
Люди дна (по пьесе М. Горького «На дне»)
Сатин и Бубнов – художественный анализ
Размышления над пьесой Горького «На дне»
Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького «На дне»)
«На дне» как философская драма
Образы Луки и Сатина
Современность пьесы Горького «На дне»
Философия Луки — вера в человека
Драматический конфликт в пьесе М. Горького «На дне»
Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне»
Социально философский смысл драмы М. Горького «На дне»
Что лучше – истина или сострадание? Что нужнее? Размышления над страницами пьесы М.Горького “На дне”
Характеристика образа Луки
Человек в пьесе М.Горького «На дне»
Рассказ Луки про «праведную землю»
Нравственность философии и нравственная философия в пьесе М. Горького «На дне»
Есть ли истинная правда в пьесе Горького «На дне»
Характеристика образа Сатина Константина
ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РАННИХ РОМАНТИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО
Первая проблема пьесы «На дне» — философский спор о правде
Жизнь ночлежников до появления Луки
Социально-философская драма
Что есть правда и что есть ложь в пьесе Горького «На дне»
Наташа и Васька Пепел
Сочинение по пьесе Максима Горького «На дне».
Можно ли среди споров ночлежников о правде, о вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По драме М. Горького «На дне»)
Ложь — якорь, держащий людей на «дне»
Пьеса «На дне» социально-философская пьеса
Зачем врет Лука
«На дне» — пьеса о силе человека
Размышления над страницами пьесы Горького «На дне»
Судьбы ночлежников обвинение бесчеловечному обществу
Что для меня правильнее спасительная ложь Луки или «Правда — бог свободного человека»
Человеческие чувства в пьесе М. Горького «На дне»
Критика российской действительности в пьесе А.М.Горького “На дне”
Дно» как основной мотив пьесы А. М. Горького «На дне
Мрачный быт ночлежки в пьесе Горького «На дне»
Социально философский конфликт — основа пьесы Горького «На дне»
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» (3)
Пьеса «На дне» неограниченный материал для исследования
«Униженные и оскорбленные» в русской классике (по пьесе Горького «На дне»)
По пьесе М.Горького «На дне»
С кем вы: С Лукой или с Сатиным?
Ложь во спасение Луки (образы Луки и Сатина)
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» (4)
«Правда святая» иль «сон золотой» (по произведению М.А.Горького «На дне»)
Пестрая галерея персонажей пьесы «На дне»
Кто же они, эти жалкие обитатели человеческого «дна»
Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне»
Идейно художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» (5)
Гуманистический пафос пьесы Горького «На дне»
Бесчеловечные условия буржуазной России в пьесе «На дне»
Острая критика действительности в пьесе М. Горького «На дне»
Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького «На дне»
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века (по пьесе Горького «На дне»)
Близорукие гуманисты (М. Горький «На дне»)
Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»
Анализ диалога в начале третьего действия пьесы Горького «На дне»
Только ли соц.условия виноваты в проблемах героев Горького («На дне»)
Драма «На дне» этапное произведение в творчестве Горького
Лука — выражение того гуманизма, за который ратовал Горький
Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант)
Художественный мир пьессы «На дне»
Анализ IV действия пьесы Горького «На дне»
Лука и Сатин (по пьесе «На дне»)
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» (2)
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» (6)
Анализ финала третьего действия пьесы Горького «На дне»
Идеи Луки в пьесе «На дне»
Отображение дествительности в пьесе «На дне»
В чем «правда» и «свобода» персонажей В пьесе «На дне»
Ненависть к пошлости скуке жизни в пьесе «На дне»
Мир бывших людей в философской драме Максима Горького «На дне»
Дно жизни» — трагический образ пьесы А.М.Горького «На дне
Роль женских образов в пьесе Горького «На дне»
Первая проблема пьесы «На дне»
Мир ночлежки — это мир «бывших людей»
Проблематика пьесы А. М. Горького «На дне»
Пьеса М. Горького «На дне» как социально философская драма
Бродячий философ Лука
Общие мотивы в прозведениях «Старуха Изергиль», «На дне»
Изображение «дна»
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века.
Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Оболт-Оболдуев, Утятин, Шалашников и Фогель
Особый сюжетный узел в пьесе «На дне»
Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора…
Какой основной вопрос драмы «На дне»
Судьбы персонажей пьесы «На дне»
Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Второй вариант)
Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне»
Суть спора Луки и Сатина
Философский спор о человеке в драме Горького «На дне»
Тема веры и безверия в драме Горького «На дне»
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» (1)
Идейно-художественное содержание пьесы Горького «На дне»
Истинный и ложный гуманизм
Открыть человеку глубины его души по пьесе М. Горького «На дне»
Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького «На дне»
Россия конца 1890-х — начала 1900-х годов в пьесе
Трагический образ пьесы “На дне”
«Дно жизни» трагический образ пьесы А. М.Горького «На дне»
Главный мотив пьесы «На дне»
О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества
Реалистическое изображение Горьким дна
Мнимые и подлинные хозяева жизни в изображении романа
Гуманизм пьесы М. Горького «На дне». На дне Горький
Тема веры и безверия в пьесе М. Горького «На дне»
О замысле и постановках пьесы «На дне»
Социальная проблематика пьесы Горького «На дне»
ПРАВДА — БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА
Пьеса «На дне» это иносказание о правде и жизни
Идейно художественное содержание пьесы Горького “На дне”
Жанровое своеобразие пьесы Горького “На дне” — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника
Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса “На дне”. Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома.
Пьесу М. Горького “На дне” определяют как социально-философскую драму. Драматизм произведения определяется наличием в нем острого конфликта, затрагивающего отношения человека со средой, с обществом. Кроме того, драма, как правило, характеризуется завуалированностью авторской позиции. Хотя может показаться, что материал пьесы слишком тяжел для восприятия, однако реализм конфликта, отсутствие нравоучения и являются достоинствами истинно драматического произведения.
В горьковской пьесе присутствует все вышеперечисленное. Интересно, что “На дне”, пожалуй, единственная книга Горького, где нет открытого дидактизма, где читателю самому предлагается сделать выбор между двумя “правдами жизни” – позициями Луки и Сатина.
Среди особенностей пьесы назовем наличие в ней сразу нескольких в разной степени выраженных конфликтов. Так, присутствие среди героев людей разных слоев общества обусловливает развитие социального конфликта. Однако он малодинамичен, так как у хозяев ночлежки Костылевых социальное положение не намного выше, чем у ее обитателей.
Но у социального конфликта в пьесе существует еще одна грань: каждый из ночлежников несет в себе массу противоречий, связанных с их местом в обществе, внутри каждого героя есть свой социальный конфликт, выбросивший их на “дно” жизни.
Развитие любовного конфликта связано с отношениями между Васькой Пеплом и Наташей, в которые вмешиваются притязания на любовь Василисы и ее мужа. Васька Пепел без малейших сомнений оставляет изменявшую с ним мужу Василису ради по-настоящему высокого чувства к Наташе. Героиня словно возвращает вора Ваську к истинным жизненным ценностям, отношения с ней, безусловно, обогащают его внутренний мир и пробуждают мечты о честной жизни.
Но зависть старшей сестры мешает благополучному исходу этой любовной истории. Кульминацией становится грязная и жестокая месть Василисы, а развязкой – убийство Костылева. Таким образом, любовный конфликт разрешается триумфом отвратительной Василисы и поражением двух влюбленных сердец.
Автор показывает, что на “дне” нет места истинным чувствам.
Философский конфликт в драме является основным, он в той или иной мере затрагивает всех героев произведения. Его развитие провоцирует появление в ночлежке странника Луки, который приносит новый взгляд на мир обитателям “дна”. В противоречие вступают две жизненные позиции: ложь во спасение и правда без прикрас.
Что же оказывается нужнее людям? Лука проповедует жалость и сострадание, он вселяет надежду на возможность иной, лучшей жизни. Те герои, которые ему поверили, опять стали мечтать, строить планы, у них появился стимул жить дальше. Вот только не рассказал им старик о трудностях, которые неизбежны на пути к светлому будущему.
Он как бы дает толчок к началу новой жизни, но дальше человек должен идти сам, а вот хватит ли ему для этого сил? Всегда ли иллюзии могут стать поддержкой в трудностях? Герой-антипод Сатин считает, что жалость унижает человека, для жизни человеку нужна правда, какой бы жестокой она ни казалась.
Все философские мысли в пьесе высказываются героями в прямых диалогах и монологах. Из уст Луки звучит: “Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…”. Сатин же изрекает: “Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!” Да, очень привлекательны для нас восклицания о том, что “существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!
Человек! Это – великолепно! Это звучит. .. гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека!” Авторская позиция в драматическом скрыта. Горький не дает прямой оценки слов своих героев.
Правда, в другом своем прозаическом произведении “Жизнь Клима Самгина” автор говорит о том, что мы любим людей за добро, которое мы им сделали, и не любим за зло, принесенное им. Когда человека обманывают, скрывают он него что-то, ему, конечно, приносят зло, так как лишают права на информацию и, следовательно, на объективно сделанный выбор. С этой точки зрения, философия Луки не может быть спасительной, его жалость и сострадание не тождественны любви к человеку. Но и Сатин бессилен помочь обитателям ночлежки, так как ему не за что уважать даже себя, на самом деле, он не видит человека в себе, его слова не подкрепляются действием.
В этом общая трагедия всех героев. Слова и мечты повисают в воздухе, не найдя опоры в самих людях.
В финале драмы происходит одно убийство и одно самоубийство. Но автор не выносит приговор ни одной из жизненных философий, лежащих в основе пьесы. Скорее, можно почувствовать общее сожаление о пассивности и слабости людей, оказавшихся на “дне”, увидеть их собственную вину в случившемся и осознать тщетность помощи тому, кто сам к ней не готов.
Неоднозначность и многоплановость пьесы связаны с глубиной поднятых проблем. Нельзя видеть в Луке дурацкого “лукавого” старичка, который все время врет, но нельзя и идеализировать его сострадательную любовь. В то же время, Сатин, на первый взгляд, произносит свой монолог, как в бреду, в его воспаленном мозгу всплывают фразы, которых он понахватался из разных мест.
Но своим восторгом он пытается заразить народ, поднять на революцию. Хотя в его словах очевидна подмена ценностей. И может быть, этим образом Горький предупреждал нас об извечно существующей в революции подмене ценностей, в чем и заключается ее трагедия.
Истинная драма всегда современна. Актуальность пьесы “На дне” никогда не умрет, на мой взгляд, потому что при чтении или ее просмотре на сцене мы задумываемся о вечных проблемах выбора своего пути. Сегодняшний пафос произведения, по-моему, связан с попыткой всего нашего общества подняться со “дна”, понять, почему у одних получается выкарабкаться, а у других – нет.
Позитивное стремление поднять голову, к сожалению, не всем удается. А кто-то и не пытается. Это тоже жизненная философия.
Таким образом, жизненность драмы “На дне” обусловлена ее правдивостью.
Все сочинения
Сочинение на тему «Жанровое своеобразие драмы М. Горького «На дне»»
Максим Горький — писатель многосторонний, пробовавший работать в разных жанрах, искавший новые формы. Он пытливо вглядывался в окружающий мир, стараясь понять причины происходящего хаоса, объяснить себе и другим пути выхода из создавшейся ситуации. На рубеже веков писатель обращается к драматургии — одной из самых действенных литературных форм, при которой происходит непосредственное общение со зрителями, видна реакция на произведение. В пьесе «На дне», написанной в 1902 году, Горький поднимает одну из острейших
проблем современной ему действительности — жизнь изгоев, «бывших людей», выброшенных из активной жизни общества, не замеченных им. Писателя волнует быт этих людей, их страдания и радости, мысли, переживания.
Казалось бы, пьесу надо отнести к трагедии — гибнут действующие лица Анна, Актер, пропадает Наташа и Пепел. Однако до высокой трагедии здесь далеко. Горький показывает этих несчастных и беззащитных людей не столь невинными жертвами. Каждый из обитателей этого страшного места пришел «на дно» своим путем, в силу жизненных обстоятельств. Многие несчастные еще не осознали, что выхода отсюда им нет — это последнее их пристанище. Клещ страстно ненавидит тунеядцев и шулеров, живущих рядом с ним, мечтает обрести прежнюю жизнь. Он рабочий человек, ему даже представить невозможно, что здесь существуют не работая, что это станет вскоре и его образом жизни.
Настя с горечью и слезами рассказывает окружающим о своей неземной любви. Она верит собственным фантазиям, уходя в иллюзии, спасаясь от страшной и неотвратимой действительности.
С появлением в ночлежке странника Луки обитатели подвала получают надежду на избавление. Актер страстно мечтает об исцелении от пьянства и возвращении на сцену. Пепел уговаривает Наташу уехать в Сибирь, начать честную и счастливую жизнь. Но автор, в отличие от своих героев, твердо знает: выхода отсюда нет. «Дно» крепко держит своих обитателей, они лишь в мечтах на время освободились от этой страшной реальности, пофантазировали о лучшей доле, и тем страшнее оказалась реальность, открывшаяся Актеру, Наташе, Пеплу. «На дне» — это социально-философская драма, в ней автор рассуждает о причинах и условиях, приведших этих людей к краху, и объясняет суть русского национального характера, не способного что-либо изменить в окружающем мире. Герои лишь недовольны существующей реальностью, но рано или поздно смиряются с ней. Анна и Актер гибнут не в столкновении с миром зла, а из-за собственной слабости, осознав безысходность своего положения. Пепел попадает в тюрьму, так и не успев встать на путь честной трудовой жизни. Настя почти смирилась с окружающим злом. Она только бессильно проклинает всех и вся. Клещ потерял последнюю надежду выбраться из подвала.
Горький показывает и других обитателей ночлежки: Сатина, Бубнова, Барона. Они с самого начала знали, что выбраться отсюда невозможно, потому и живут сиюминутными проблемами, прожигают остаток жизни в пьянстве и карточной игре. По мысли Горького, это еще хуже — понимать реальность и не делать ничего, чтобы изменить жизнь к лучшему. Но в этом автор видит русский менталитет.
В основной массе герои пьесы еще не видят пути выхода из своего страшного положения, как не видел его и сам Горький. Автор как бы стоит над своими героями, не разделяя их идеалы и помыслы, предлагая самим искать выход из сложившейся ситуации.
Смотрите также:
- «Бывшие люди» в пьесе Горького «На дне»
- Художественное своеобразие ранних произведений Горького
- Поиск истины и смысла жизни героев романтических произведений Горького
- Изображение «свинцовых мерзостей» жизни в повести Горького «Детство»
- Элементы притчи в сказке Горького «Старый год»
- «легенда о Данко» Горького
- Рассказ Горького «Макар Чудра»
- Спор о человеке в пьесе Горького «на дне»