Анализ волшебной сказки «Царевна-Лягушка»
- Тип сказки: сказка является волшебной, т.к. в ней присутствуют повторные построенные элементы «Пустил брат стрелу…», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.». Наличие начальной ситуации «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.». Наличие завязки, кульминации, развязки. Отлучка «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь». Наличие испытаний «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного». Обернулась белой лебедью и улетела в окно. Иван-царевич горько заплакал, помолился богу на все на четыре стороны и пошел куда глаза глядят. Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли — попадается ему навстречу старый старичок. Антагонист для героя его старшие братья. Наличие волшебных помощников: мамки-няньки, чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука); помощник-старичок, который подарил Ивану-царевичу путеводный клубок, Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и рассказала, как победить Кощея.
Главный герой: Иван-царевич и Василиса Премудрая.
Второстепенные герои: Царь, братья, Кощей Бессмертный.
2)
3) Композиция
Зачин: в некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.
Основная часть: отец даёт наказ сыновьям искать жён при помощи стрел; стрела Ивана-царевича достаётся лягушке.
Кульминация: Иван жёг лягушачью кожу, из-за этого Царевна-лягушка отправляется к Кощею Бессмертному.
Развязка: Иван достаёт и ломает иглу, в которой спрятана смерть Кощея.
Исход: После того они жили вместе и долго, и счастливо.
4) Художественное время и пространство сказки – смешанное
Стилистические формулы: утро вечера мудренее, как ни в сказке сказать ни пером описать.
Типы героев:
Василиса Премудрая-трудолюбивая, заботливая, добрая, красивая, думает не только о себе, но и о других.
Иван-царевич- смелый, добрый
5) Язык сказки:
Устойчивые выражения: После того они жили вместе и долго, и счастливо. Вот и сказке Царевна-лягушка конец, а кто слушал — молодец! Что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!
Устаревшие слова: Аль, Почто так кручинен стал?
6) Нравственная проблема сказки: нельзя судить о человеке по внешнему виду, надо оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам. Никакие плохие поступки не остаются безнаказанными, не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Сегодня
на уроке мы:
·
поговорим
о сказках как об особом жанре фольклора;
·
разберём
сказку «Царевна-лягушка».
Любите
ли вы сказки? Наверняка любите. Ещё совсем маленькими мы слушали сказки,
которые нам читали мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Теперь мы читаем
сами. Необычайный волшебный мир открывается перед нами, едва только мы
раскрываем книгу сказок и читаем: «В некотором царстве, в некотором
государстве…».
Что
же такое сказка? И зачем она нужна?
Мы
уже говорили о фольклоре и помним, что фольклор – это устное народное
творчество.
Сказка
– один из жанров фольклора. Это произведение, в котором есть
волшебство.
В
сказках интересно и увлекательно рассказывается о необыкновенных событиях.
Герои сказок могут то, чего не могут ни люди, ни животные в реальной жизни.
Сказки
не только развлекают – они ещё и учат. В сказках добрый, заботливый, щедрый
герой получает награду, а злой, завистливый, жадный и вредный обычно наказан.
Сюжеты
многих сказок схожи.
Трудолюбивая
и добрая падчерица есть в русских, английских, турецких сказках. Жадный хитрый
богач теряет своё имущество, если обижает честного работника, в сказках шведских,
греческих, афганских.
Японские,
ненецкие, индийские сказки учат трудолюбию, уважению к старшим, заботе о слабых
и беспомощных.
«Сказка
– ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», – писал Александр Сергеевич
Пушкин. В сказках действительно есть «урок»: как поступить, какой выбор
сделать, сторону какого героя принять?
Сказки
народов мира похожи не только по сюжетам, но и по построению. Сказки состоят из
трёх частей.
Какие
сказки вы любите больше? Кому-то нравятся сказки о животных. Кому-то – о
принцах и принцессах. А кому-то – о находчивых крестьянах, которые ловко
обводят помещиков вокруг пальца!
Сказки
так разнообразны, правда?
Именно
поэтому все сказки условно делят на три группы: бытовые сказки, сказки о
животных и волшебные сказки.
В
бытовых сказках говорится о простых людях – крестьянах, ремесленниках,
солдатах и так далее. Обычно это весёлые и даже озорные сказки. Они высмеивают
плохое в человеке: жадность, грубость, зависть, злобу, мстительность. А
смелостью, добротой, находчивостью, бескорыстием восхищаются.
Сказки
о животных тоже чаще всего весёлые. Действуют в них звери и
птицы, но ведут они себя так же, как и люди. Смешные или же опасные ситуации, в
которые животные попадают, бывают вызваны их отрицательными чертами характера:
излишним самомнением, трусостью, глупостью, жадностью.
Волшебные
сказки – самые необычные. В них есть необыкновенные
приключения, волшебство; трудности, которые герой должен преодолеть; волшебные
предметы, дающие власть и богатство; невиданные существа…
Русские
народные сказки в этом смысле ничем не отличаются от сказок народов мира. Есть
в них и условленный зачин, и обычная концовка; и деление на виды тоже есть.
Но
есть и своеобразие: определённые обращения и описания предметов. «Красно
солнышко», «добрый молодец», «путь-дороженька», «родимый батюшка», «трава шелковая».
Особенно
это заметно в волшебных сказках. Вот одной из таких увлекательных,
интересных сказок и является русская народная сказка «Царевна-лягушка». Её
очень любили и рассказывали по всей Руси, иногда немного меняя сюжет.
Существует более 20 вариантов этой сказки! Известные художники не только делали
иллюстрации к сказке, но даже писали картины.
Почему
же мы говорим, что «Царевна-лягушка» − волшебная сказка? Потому что в ней
есть превращения, волшебные предметы, волшебство, добрые и злые существа,
говорящие звери. Герою предстоит пройти немалые испытания, пока он добьётся
своей цели.
Давайте поподробнее посмотрим сначала
на героев этой сказки.
Главный герой – Иван-царевич,
царский сын.
В сказках главным героем часто
становится самый младший из сыновей. Иван-царевич – герой, конечно,
положительный.
Иван-царевич – послушный сын: он
женится на той, кого выбрал по воле отца. Он не отвечает на насмешки братьев. И
ни разу ни в чём не упрекает свою неказистую супругу. В нём привлекает и его
упорство, доброта по отношению к животным во время путешествия, и желание во
что бы то ни стало вернуть жену.
Василиса Премудрая – тоже героиня многих русских
сказок.
Она мудра, добра и готова во всём
помочь Ивану. Кроме того, она ещё и волшебница: может соткать за одну ночь
ковёр или выпечь ковригу хлеба небывалой красоты.
Иван-царевич
и Василиса Премудрая заключают в себе лучшие черты русского народа. Они добры,
приветливы со всеми, всё умеют, не боятся трудностей, верны своей любви.
Положительным героям в сказках
противопоставляются отрицательные герои. Кажется, что здесь это – Кощей
Бессмертный и Баба Яга… но давайте сначала поговорим о братьях Ивана. Ведь
очень часто в сказках отрицательными персонажами являются – братья и сёстры.
Братья
Ивана-царевича насмехаются над младшим братом, хотя им самим гордиться нечем:
их жёны ничего не умеют. Но именно от зависти братья и высмеивают Ивана.
Да и жёны братьев под стать своим мужьям.
Они глупы и завистливы. Сами ничего не умеют. Могут только подражать, не
задумываясь о том, для чего что делается. Поэтому царь и прогоняет их с глаз
долой.
Кроме
обычных людей, в любой волшебной обязательно есть волшебные герои. Они могут
быть добрыми или злыми, помогать главному герою или вредить ему. В сказке
«Царевна-лягушка» это старичок, баба-яга и Кощей Бессмертный.
При
этом Кощей Бессмертный всегда герой отрицательный: он злой, беспощадный, его не
могут тронуть ни просьбы, ни слёзы.
В сказке «Царевна-лягушка» сам Кощей
не появляется – о нём узнаём из рассказа старичка и бабы-яги. Но от этого
характер Кощея не меняется: даже родной дочери он не может простить того, что
она оказалась умнее и талантливее его, и превращает её в лягушку.
Баба-яга тоже обычно персонаж совсем
не добрый. Но иногда она помогает главному герою. Помогает она и
Ивану-царевичу.
Старичок на первый взгляд кажется
обычным. Но при этом он знает много больше того, что известно простому
человеку. И даже даёт Ивану-царевичу волшебный клубок.
В
сказках очень распространены моменты, когда герой встречает как будто обычного
путника, или старичка, или даже нищего, а тот открывает ему будущее или
помогает. Эти мотивы пришли в сказки из мифов, где под видом путников или нищих
простым смертным встречались ангелы, волшебники и даже боги.
А
как же волшебные предметы? Клубок не единственный волшебный предмет в
сказке. Лягушечья кожа, избушка на курьих ножках, волшебная игла в волшебном
яйце, волшебный дуб – это обычные атрибуты волшебной сказки. Даже кости лебедя,
съеденного на пиру, и остатки недопитого вина при волшебстве Василисы Премудрой
становятся озером и живыми лебедями.
Эти лебеди появляются волшебством и
исчезают после танца Василисы. А вот медведь, заяц, селезень и щука вполне
реальны. Волшебное в них то, что они понимают человеческую речь и сами говорят.
Они помогают Ивану-царевичу в благодарность за его доброту. Есть в сказке и
двое по-настоящему волшебных животных: заяц и утка из ларца.
Итак,
в сказке есть и волшебные предметы, и волшебные помощники главного героя. И,
конечно, волшебная сказка не может обойтись без волшебства и чудес. Лягушка
превращается в девушку, кости и вино превращаются в озеро с лебедями, клубочек
не просто разматывается, а ведёт в определённом направлении. Избушка может
менять своё положение, железные хлебы оказываются съедобными, сломанная игла
убивает злодея.
Сказка
«Царевна-лягушка» во многом схожа с другими волшебными сказками.
Например, в ней повторяется число три, которое считалось священным.
В
этой сказке у царя три сына, на третий день нашёл Иван-царевич свою стрелу, три
задания даёт сыновьям отец, три железных хлеба съесть и три пары железных сапог
износить должен Иван-царевич, три года обречена быть лягушкой Василиса
Премудрая, три дня оставалось до снятия заклятья.
Почти
во всех волшебных сказках главный герой отправляется искать свою похищенную
любимую. Иван-царевич тоже отправляется в дальний путь на поиски Василисы. Путь
главному герою указывает обычно кто-то старый – старичок или старушка, чаще
всего за его доброту и помощь.
Как
видим, в сказке «Царевна-лягушка» много общего с другими волшебными сказками.
Она и построена по всем правилам:
Зачин
– «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него
три сына».
Основное
действие – все приключения Ивана-царевича.
Концовка
– «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
Но
есть в этой сказке то, что отличает её от других волшебных сказок.
Василиса
похищена не потому, что просто понравилась Кощею, а потому, что Иван сжёг
лягушечью кожу. В этом его упрекает сама Василиса и старичок в лесу. Именно
из-за этого необдуманного поступка он и должен отправляться в долгий тяжёлый
путь.
Какие
же «уроки» даёт нам сказка «Царевна-лягушка»?
Будь
добрым с другими – и с тобой будут добры.
Перед
тем, как что-то сделать, подумай: а стоит ли это делать.
Никогда
не суди по внешнему виду. Ведь болотная лягушка оказалась царевной – красивой,
умной, умелой.
А
теперь давайте вспомним, что же мы узнали нового сегодня:
·
Сказка
– один из жанров фольклора, в ней есть волшебство.
·
Сказки
имеют общую структуру: зачин, развитие сюжета, концовку.
·
Все
сказки условно делятся на три группы: волшебные сказки, бытовые сказки, сказки
о животных.
·
Сказка
«Царевна-лягушка» волшебная сказка, так как в ней есть все атрибуты
волшебных сказок: волшебство, превращения, волшебные существа, говорящие
животные, волшебные предметы.
·
Сказка
«Царевна-лягушка» учит доброте, хорошему отношению к любому существу,
скромности.
Главная |
Теория литературы |
Жанры фольклора |
Древнеславянский календарь |
Колядки |
Сказители былин |
Декорации В.М.Васнецова к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» |
Сказка |
Сказка |
Аникин В.П. Русская народная сказка |
Азадовский М.К. Русские сказочники |
Лихачев Д.С. |
Сказка и её жанровые особенности |
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. |
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ |
• поучительный характер |
ТРИ ГРУППЫ СКАЗОК |
Волшебные сказки: Сказки о животных Бытовые сказки |
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ |
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ |
• есть волшебные предметы (ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, золотое колечко, гребешок, зеркальце, полотенце, дудочка, клубочек, чудесный посох, огниво, дубинка, живая и мёртвая вода) • происходят волшебные превращения (брошенный гребешок становится дремучим лесом, камешек — высокой горой, полотенце – • часто используется одинаковый зачин (жили-были… или в некотором царстве, в некотором государстве…) и одинаковая концовка (стали жить-поживать да добра наживать или и я там был, мёд-пиво пил…) • присутствуют троекратные повторы (три дня и три ночи, три сына, три желания, три загадки, три попытки) • употребляются постоянные эпитеты (добрый молодец, красная девица, синие моря, дремучие леса, высокие горы, столы дубовые, • используются устойчивые выражения (пир на весь мир; идти куда глаза глядят; ниже плеч буйну голову повесил; скоро сказка |
ПЕРСОНАЖИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК |
Положительные персонажи Отрицательные персонажи |
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ |
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ |
• сказки имеют аллегорический смысл – под видом недостатков |
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ |
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ |
• в бытовых сказках нет чудес и фантастических образов, |
|
Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки как воплощение лучших качеств человека: верности, стойкости, мужества, скромности.
Цели урока: обучать анализу сказки как художественного произведения; показать особенности жанра волшебной сказки на примере сказки «Царевна-лягушка»; составить план сказки;
развивать связную речь на основе пересказа сказки, формировать умение использовать в речи языковые особенности волшебной сказки; показать характер отражения реальной жизни в волшебной сказке; формировать представления о добре и зле на основе народного идеала.
Ход урока
-
Оргмомент
-
Актуализация знаний
Встреча со сказкой – это радость для каждого человека, особенно для ребёнка. Вы уже
опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие русские народные сказки вы
вспомнили? А что нас привлекает в сказках? Конечно же, чудеса, превращения, волшебные
сказочные предметы и сказочные персонажи. Какие волшебные предметы встречаются в
русских народных сказках? Какие сказочные персонажи действуют?
Вспомните, ребята, о чём шла речь на прошлом уроке. Какие виды сказок вы знаете? Что вы
запомнили об особенностях жанра волшебной сказки?
Назовите элементы композиции волшебной сказки
-
Знакомство с «Примерным планом анализа художественного произведения». (Распечатки с планом имеются на каждой парте).
Примерный план анализа художественного произведения
1. Определить жанр произведения.
2. Выявить композицию.
3. Элементы сюжета.
4. Система образов.
5. Особенности языка.
6. Основные проблемы.
7. Позиция автора.
-
Определение жанра произведения
По каким признакам можно отнести прочитанную сказку к волшебным сказкам?
-
Композиция сказки. Аналитическая беседа по вопросам:
— Уточните жанр сказки «Царевна – лягушка». К какому виду сказок она относится? Ответ обосновать.
— Какие части можно выделить в композиции этой сказки?
— Найдите и прочитайте зачин сказки, концовку.
— А что представляет собой основная часть сказки? (Рассказ о событиях, происходящих с героями).
— Назовите элементы композиции волшебной сказки в прочитанном произведении
-
Составление плана сказки и запись в тетради.
Примерный план
-
Наказ царя сыновьям о сватовстве.
-
Сватовство старших братьев.
-
Встреча Ивана-царевича с лягушкой.
-
Первый приказ царя невесткам: испечь мягкие белые хлебы.
-
Второй приказ царя невесткам: соткать ковры.
-
Третий приказ царя невесткам: явиться на пир.
-
Василиса Премудрая на пиру у царя.
-
Иван-царевич сжигает лягушечью кожу.
-
Встреча Ивана-царевича со «старым старичком».
-
Встречи Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем и щукой.
-
Иван-царевич у Бабы-яги.
-
Иван-царевич у Кощеева дуба.
-
Возвращение Ивана-царевича с Василисой Премудрой домой.
-
Характеристика системы образов сказки.
Мы говорили о том, что в волшебной сказке реальность тесно связана с вымыслом, что вымысел делает сказку интересной, занимательной. Недаром говорится: «Сказка ложь, да в ней намек». Вымысел оттеняет то, что народ считает нужным передать другим поколениям — свои представления о добре и зле, о красоте и уродстве, о милосердии и жестокости, т. е. свои идеалы. В сказках утверждаются идеалы добра, красоты, справедливости.
Посмотрим, как это происходит в сказке «Царевна-лягушка», какие герои являются носителями народных идеалов.
-
Какие поступки Ивана-царевича вызывают у вас уважение?
-
Почему Иван-царевич сжег лягушечью кожу?
-
Какие черты характера присущи этому герою?
-
Почему, хотя двигают ход событий поступки Ивана-царевича, сказка названа «Царевна-лягушка»?
-
Какие черты характера Василисы Премудрой вам нравятся и почему?
-
О чем говорит прозвище Василисы?
-
Как изображены отрицательные герои? Кто они?
-
Является ли в этой сказке Баба-яга отрицательной героиней?
-
Как вы можете охарактеризовать братьев Ивана-царевича и их жен?
Выводы.
Иван-царевич порой действует необдуманно, рубит сплеча: он сжигает лягушечью кожу, не догадываясь о последствиях. Когда он понимает, что потерял Василису Премудрую, он не просто горюет, а отправляется на ее поиски — «куда глаза глядят». В пути ему помогает старичок, давший волшебный клубок, и Баба-яга. Сам Иван-царевич преодолевает все трудности, побеждает все житейские невзгоды. Он помогает животным, проявляет милосердие, жалеет их, действует бескорыстно, не думая о награде. Эти качества особенно ценит народ.
Образ Василисы Премудрой — один из вариантов сказочного образа невесты-волшебницы. Эта героиня любима народом за трудолюбие, доброту, мудрость, любовь и заботу. О духовных данных Василисы Премудрой так писал А. М. Горький: «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты».
Сказка «Царевна-лягушка» учит судить человека не по внешности, а по делам, учит оценивать внутренние качества человека, которые могут скрываться «под лягушечьей кожей».
-
Работа с распечаткой «Особенности языка волшебной сказки»
— приём троекратного повторения (его роль);
— устойчивые сказочные обороты;
— постоянные эпитеты;
— слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— гипербола (её роль в сказке);
— обратный порядок слов (сказуемое перед подлежащим, определение после определяемого слова).
Задание: найдите в тексте сказки примеры перечисленных особенностей языка. -
Реальность и вымысел в волшебной сказке
Любое произведение искусства — народного или авторского — так или иначе отражает жизнь. Даже если речь идет о несуществующих явлениях, предметах, о фантастических путешествиях, основа этого — реальность. Другое дело, что реальность преобразуется воображением, фантазией, мечтой, творческой мыслью художника. Попробуем определить, как это происходит в волшебной сказке «Царевна-лягушка».
Что в сказке кажется вам достоверным? Что могло быть на самом деле?
-
Какие события, явления, предметы носят фантастический, нереальный характер?
-
Как связаны между собой реальность и вымысел в сказке?
Комментарии учителя
Реальны в сказке бытовые ситуации: семья царя, желание родителей найти сыновьям хороших невест; желание проверить, хорошие ли им достались хозяйки. Достоверны чувства героев: досада, любовь, раскаяние, милосердие, благодарность, горе, радость. Это главное содержание сказки, то, что волнует каждого человека.
Вымысел касается частностей, которые делают сказку занимательной: превращения Василисы Премудрой и ее чудесные творения; животные, говорящие человечьим голосом и помогающие герою; волшебные предметы — клубок, показывающий путь, избушка на курьих ножках; игла, в которой спрятана смерть Кощея.
Реальность и вымысел тесно переплетены: каждое реальное явление содержит большую или меньшую долю вымысла, фантазии, носит древние мифологические черты.
-
Подведение итогов урока
В сказке прославляются лучшие качества человека — в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств. В сказке есть герои, чьи качества осуждаются народом. Осуждение явно чувствуется в эпизоде начала пира, когда старшие братья и их жены смеются над Иваном-царевичем из-за его жены-лягушки. В сцене пира высмеивается бездумное подражание жен старших сыновей действиям Василисы Премудрой. Чтобы подчеркнуть негативное отношение к этим героиням, в сказке преувеличиваются недостатки работы старших невесток: их хлеб царь отсылает на кухню, их ковры — к порогу, ноги вытирать.
-
Домашнее задание
3
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Сказки как жанр. Волшебная сказка «Царевна-лягушка»
8 урок в 5 классе по учебнику Меркина Г. С. -
2 слайд
Задачи урока
Составление плана сказки и таблицы в ходе исследования композиции -
3 слайд
Сюжет в волшебной сказке. Сказочные
образы:
Составляем план
Выписываем главных героев
Выписываем несколько цитат -
-
5 слайд
постоянные эпитеты в сказке «Царевна-лягушка»:
-живая вода,
добрый молодец,
красна девица. -
6 слайд
мысль:
Сказка учит:
оценивать человека не по внешности, а по поступкам
хорошо подумать перед тем, как что-то сделать
нести ответственность за свои дела
бороться за своё счастье
быть смелым и упорно идти к цели -
7 слайд
Композиция
Особенность сказки заключается в отсутствии присказки, как бывает в русских народных сказках.
Сказка начинается не с присказки, а с зачина, который обозначен как первые строчки сказки. В сказке есть концовка, зачин и постоянные эпитеты. -
8 слайд
Композиция:
− описание,
− описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;
− описание лаконично;
− есть ритм. -
9 слайд
В мире
Русская народная волшебная сказка, вариация бродячего сюжета о заколдованной невесте. Сказки с подобным сюжетом известны также в некоторых европейских странах — например, в Италии и в Греции, а также у бурятов, башкир, татар. -
10 слайд
Делаем описание иллюстраций