Жанровые особенности былины былина сказка и предание сравнительный аспект

В начале было слово, и оно было устным. Из уст в уста передавались предания, легенды, сказки, былины. Они есть, наверное, у каждого, даже совсем небольшого по численности народа. В Древней Руси, к примеру, первостепенное значение в устном творчестве народа имеют сказка и былина. Сходства и различия между формами, безусловно, обнаруживаются, хотя и та, и другая первоначально воспринимаются как устные произведения, автор которых – народ. В чем же разница? Давайте разбираться!

сказка и былина сходства и различия

Сказка и былина. Сходства и различия

Согласно классификации исследователей устного народного творчества, они охватывают и заключают в себе различные области культуры, разнятся в эстетике потребностей и восприятия. Разберем сходства и различия более подробно.

Определение В. Г. Белинского

Классик российской литературной критики очень тонко определил в своих высказываниях, что такое сказка и былина, сходства и различия данных форм в литературе. В поэме (былине) автор как бы высказывает уважение к предмету описания. Он всегда ставит его на некий высокий пьедестал и желает пробудить у слушателей такое же благоговение. В сказке же поэт преследует цель занять внимание читателя или слушателя, позабавить, развлечь. Так, в первом случае мы имеем важность повествования, отсутствие иронии и шуточек, иногда – пафос. Во втором – рассказчик внутренне смеется над своим повествованием, как бы не веря в то, о чем говорит, что особо характерно для многих русских сказок.

сходство и различие между сказкой и былиной

В чем разница?

Сходство и различие между сказкой и былиной могут быть определены в нескольких ключевых узлах. Сказка в большинстве своем основана на вымыслах. В эпосе совсем иное отображение. Уже само название «былина» выдает отношение автора к описываемому, как к реалиям. То есть это то, что происходило, но в стародавние незапамятные времена (характерно еще одно народное название подобных произведений — старина, то есть то, что было в старину глубокую).

Где происходят события?

В классической былине действия практически всегда происходят на Руси. В сказке события могут осуществляться в некотором царстве, тридесятом государстве (но это необязательно).

Сходство

Сказка отображает облик русского человека с точки зрения морали, его быт и идеалы, борьбу со злом во всех его проявлениях: реальных и фантастических. Рассматривая такие формы устного народного творчества, как сказка и былина, сходства и различия между ними, нужно сказать, что тема борьбы со злом объединяет обе литературные формы, хотя иногда подразумеваются различные ее виды. Безусловно, правда и справедливость, их восстановление – основная идея многих былин и сказок. При всем различии произведений между ними может происходить сближение в среде народа. Этим можно объяснить и тот факт, что среди былин имеются произведения, имеющие сказочную окраску и характер. Но некоторые былины еще ближе подходят к сказкам по своей сути, так как имеют иронический или шуточный тон повествования, где от близости к сказке былина обретает уже развлекающий характер. Но и при этом былины такого рода (скорее нетипичные для русского эпоса) не были чисто развлекательными по своему жанру. В них высказывались мораль и народная мысль, оценка поступков и характеров персонажей.

былина и сказка сходство и различие таблица

Былина и сказка: сходство и различие. Таблица

Чтобы лучше понять обсуждаемую тему, можно привести небольшую таблицу.

Сходства

Различия

Сказка

Былина

Форма русского устного народного творчества

Фантастическое повествование бытового или волшебного характера

Описание героических подвигов богатырей

Оба жанра существуют с давних времен

Прозаическое произведение

Песенно-стиховая форма

Их сказывали, рассказывали, пели

Вымысел

Обобщенная передача событий глубокой старины

Изначально существовали только в устной форме

Отображали борьбу со злом и нравственные ценности

Она отображает основные сходства и различия литературных форм народного творчества.

К числу популярных жанров фольклора относятся сказки и былины. Несмотря на то что они очень похожи, эти жанры имеют каждый свою специфику и были написаны с различными целями. Рассмотрим, в чем сходство и различие сказки и былины.

Краткое знакомство с жанром сказка

К числу популярных жанров русского фольклора следует отнести сказки. Сначала появились сказки о животных, потом – волшебные и социально-бытовые. В чем специфические особенности жанра?

  • Изложенные в ней события воспринимались как вымысел.
  • Цель написания – поучительная, реже – развлекательная.
  • Форма изложения – проза.

Чаще всего сказки передавались «из уст в уста», вот почему конкретных авторов не имеют. Каждый рассказчик мог что-то подзабыть или, наоборот, добавить, поэтому тексты имели множество вариантов.

сказка и былина сходства и различия

Описание былины как жанра

Еще один интересный народный жанр – былина, эпическая песня, главными героями были богатыри, князья и прочие защитники простого народа. Противники их нередко наделялись могучей силой. Так, Змей Горыныч – трехголовое чудовище, изрыгающее огонь из своих ненасытных пастей, брал в плен целые деревни русичей.

Выделим коротко ключевые черты жанра:

  • Поэтическая форма повествования, чаще всего тексты писались тоническим стихом с четным числом ударений (2-4).
  • Наличие четкой структуры: запев – зачин – экспозиция – концовка.
  • Герои нередко имели реальные прототипы или воспринимались народным сознанием как воплощение зла.

В целом жанр этот был любим русским народом, ведь в текстах добро всегда одолевало зло.

Общие черты

Рассмотрим сходства и различия сказки и былины. Прежде всего выделим общие черты, присущие обоим жанрам:

  • Отсутствие авторства.
  • Первоначально существовала лишь устная форма изложения.
  • Использование традиционных формулировок и шаблонов.
  • Отображали особенности жизни и быта людей своей эпохи.

Таковы основные сходства сказки и былины. Различия будут описаны ниже. Также отметим, что оба жанра использовали образы фантастических персонажей, которые чаще всего воплощали собой зло (Змей Горыныч в былинах, Баба-яга и Кощей – в сказках).

сходства и различия сказки и былины

Различия

Рассматривая, какие сходства и различия сказки и былины выделяют, отметим, что они были созданы с различными целями:

  • Сказка – для поучения и увеселения слушателей.
  • Былина – для воспевания подвигов богатырей.

Далее, говоря о сходствах и отличиях былины и сказки, следует отметить, что в них действовали различные персонажи. На первый взгляд и те, и другие – объекты вымысла. Однако в сказках герои изначально воспринимались как придуманные. В былинах они нередко имели реальную историческую основу и воплощали в себе идеальные качества народных защитников.

Следующее сходство и различие сказки и былины – в сюжете текста. В былине воспевались подвиги, какие-то исторические события, важные для всего народа, чего не было в сказочных текстах. Последние нередко посвящались конкретному персонажу и его судьбе.

сходства и отличия сказки и былины

Пример сравнения

Чтобы еще лучше понять, в чем сходство и различия сказки и былины, сравним два текста – «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» и «Марья Моревна». Оба произведения очень интересны и имеют увлекательный сюжет, знакомство с которым будет полезно и детям, и взрослым.

В глаза бросается первый признак, отличающий тексты: сказка изложена прозой, былина – особым стихом.

Далее рассмотрим другие сходства и различия сказки и былины. В начале текстов присутствует указание на место действия. «В некотором царстве, в некотором государстве» — так начинается «Марья Моревна», формула для жанра традиционна и лишена конкретики. А «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» прямо говорит о том, где разворачиваются события – город Чернигов.

Следующее сходство и различие сказки и былины – главные герои. Вроде они оба — и Иван-царевич, и богатырь Илья – смелы, решительны и отважны, но главной целью Ильи является бескорыстный подвиг ради спасения родного народа, а Иван при всех своих положительных качествах все же действует в собственных интересах – желая вернуть себе утраченную супругу.

сказка и былина какие сходства и различия

Особенности изложения

Рассматривая сходство и различия былины и сказки как жанров русского фольклора, следует отметить, что обе они использовали устойчивые обороты, переходящие из текста в текст:

  • «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».
  • «Черным-черно», «серый зверь да не прорыскиват».

Их применение не только создавало особую поэтику, но и помогало запомнить довольно объемные произведения.

Также часто применялись постоянные эпитеты: «добрый молодец», «силушка богатырская», «дорожка прямоезжая».

Сходства и различия сказок и былин говорят о том, что это различные фольклорные жанры, но имеющие много общих черт.

Тема:
«Художест­венные особенности и воспитательная цен­ность крупных форм фольклора.
Былины. Со­бирательный образ известных былинных ге­роев. Художественные
особенности былины.  Литературные пересказы былин».

В фольклоре выделяют три разновидности
произведений:

1.    
Эпические, имеющие стихотворную и прозаическую форму: былины,
легенды, предания, сказки, исторические песни и проч.

2.    
Лирические являют собой обрядовые произведения: колыбельные,
причитания, любовные песни, частушки.

3.    
Драматические, представляющие собой народные драмы, как всем
известный Петрушка.

        Некоторые большие
фольклорные жанры (сказка, песня, легенда) вошли в литературу.


        Русские
народные песни
 играют
большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к
природе, к родной земле. В детской среде песня бытует с незапамятных вре­мен. В
детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества — обычно дети
приноравливали их к своим играм. Есть песни обрядовые («А мы просо сеяли, сеяли…»
. Календарные обрядовые песни
сопровождают праздники: Колядки, Масленицу, весну, жатву. Главное назначение
таких произведений состоит в оказании желаемого воздействия на природу,
например, попросить хороший урожай.
), исторические (например, о Степане Разине и Пугачеве),
лирические. В наше время ребята чаше распевают песни не столько фольклорные,
сколько авторские. Есть в современном репертуаре и песни, давно свое авторство
потерявшие и естественно втянутые в стихию уст­ного народного творчества.

        Народная песня – это
словесно-музыкальное фольклорное творчество, отражающее национальные черты
народа, его обычаи, важные исторические события. Песня своеобразна по языку и
жанровой структуре.

      Былины.

        Былины представляют собой
героический эпос и грандиозное создание народного искусства. Этот жанр имеет
огромное зна­чение в воспитании у детей любви к родной истории. Как правило, в
произведении описывается героико-патриотическая жизнь богатырей и исторические
события Древней Руси.

       Суть былин зиждется на
борьбе двух начал, добра и зла, в которой законо­мерно побеждает добро. Самые
известные былинные герои — Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич. Они
являются со­бирательными образами, в которых запечатлены черты многих реальных
людей, чья жизнь и подвиги легли в основу героических повествований.

        Былина произошла от слова
«быль», однако присущая таким произведениям художественная условность часто
выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности в них тесно переплетаются
с мифологиче­скими мотивами и образами. Недаром одним из ведущих прие­мов в
былинном повествовании считается гипербола. Она придает мону­ментальность
персонажам, а их фантастическим подвигам – достаточную художествен­ную
убедительность.

        Примеры русских былин:
«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула», «Садко», «Добрыня и
Змей».

      Сказки. 

       Они возникли в
незапамятные времена. Сказывание сказок было распространенным увлечением на
Руси, их любили и дети, и взрослые. В сказке непременно торжествуют истина и
добро. Сказка все­гда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни по­вествовала.
Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем
его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается
от зверя и пти­цы.

       В сказке для детей
кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания.
Они находят в ска­зочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто
очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания. Воображаемый,
фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его
основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность
сравнивать ее с ре­альностью, с окружением, в котором существуют он сам, его се­мья,
близкие ему люди. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно
быть наказано.

       Для
детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, живот­ное или дерево. Важно
другое: как он себя ведет, каков он — кра­сив и добр или уродлив и зол. Сказка
старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не
прибегает к пси­хологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает ка­кое-нибудь
одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли
царевича бесстрашен. Персонажи в сказ­ке контрастны, что и определяет сюжет:
прилежную, разумную сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды
из козлиного копытца и стал козликом, — пришлось его выру­чать; злая мачеха строит
козни против доброй падчерицы… Так возникает цепь действий и удивительных
сказочных событий. Сказка строится по принципу цепной композиции, включаю­щей в
себя, как правило, троекратные повторы. Иногда по­втор осуществляется в форме
диалога; тогда детям, если они иг­рают в сказку, легче перевоплощаться в ее
героев. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую
оче­редь именно их.

       Сказка имеет свой
выразитель­ный, лаконичный и ритмичный язык. Благодаря этому и создается особый
фантасти­ческий мир. По тематике и стилистике сказки делят на несколь­ко
больших групп:

  • волшебные
    сказки,
  • сказки о
    животных,
  • бытовые или
    сатири­ческие сказки.

       Сказки волшебного типа
бывают приключенческими и героическими. Они повествуют о том, как главный герой
сталкивается с бедой или трудностями, и рассказывают, как он их преодолевает. В
основе повествования обычно лежит чудесный мир. Пример волшебных сказок:
«Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Марья Моревна».

       В сказках о животных
действующими персонажами являются звери, птицы, рыбы. Они разговаривают друг с
другом, решают стоящие перед ними трудности, задачи, воюют друг с другом,
примиряются. В основе таких произведений тотемизм, то есть вера в тотемного
животного, покровителя рода. Пример таких сказок: «Лиса и Журавль», «Волк и
Лиса», «Рукавичка» и др.

      Бытовая сказка
воспроизводит людской быт и показывает все стороны обыденной жизни. Конфликт
такой сказки часто заключается противостоянии таких качеств человека, как порядочность,
благородство, честность, спрятанным под маской простоватости и наивности,
негативным качествам, жадности, злобы, зависти, вызывающим у народа резкое
неприятие. В качестве примера подобных сказок можно привести «Каша из топора»,
«Мудрая дева», «Хитрый мужик».


           Предание и сказ.

         Предание представляет
собой созданный устно рассказ об исторических событиях и деяниях реальных лиц.
Особенностью данного фольклорного жанра можно назвать то, что произведения
имеют установку на достоверность. В преданиях также рассказывается о
происхождении тех или иных названий.

       Примеры преданий:
«Повести временных лет», «О мести княгини Ольги древлянам», «О белгородском
киселе», «предания о Петре Первом».

       Сказ – это жанр фольклора,
повествующий о современных событиях или недавнем прошлом. В отличие от былины
или легенды, он не содержит фантастического элемента.

       Данная форма эпического
повествования основана на имитации речевой манеры обособленного от автора
персонажа. Рассказчик синтаксически, интонационно и лексически ориентирован на
устную речь. Примеры сказа: «Артемов ключ», «Еремеево слово».

        Легенды.

       Легенды представляют
собой прозаические народные произведения, в которых фантастическим образом осмыслены
разные события. Обычно эти события связывают с миром растений, с явлениями
неживой природы (гром, молнии, землетрясения), с царством животных и людей
(народы, племена или отдельные личности). Легенды могут повествовать и о
сверхъестествен­ных существах: Боге, святых, ангелах или нечистых духах.

        К основным функциям
легенд относят объяснительную и нравоучительную. Важной особенностью данного
жанра является то, что хотя в ле­гендах явно ощущается языческая основа, они
связаны с христианскими представлениями. Во всех подобных произведениях
народного творчества человек – главный герой – оказывается выше и сильнее
нечистых духов.

       Выделяют из легенд
народные демонологические рассказы, представляющие собой полностью суеверные по­вествования,
связанные с персонажами низшей мифологии. Данные произведения имели большое
распространение среди обычного неграмотного народа до начала ХХ века за счет
сильного языческого мироощущения.

       В научной литературе
такие демонологические рассказы о колдунах, леших, чертях, домовых, полуверицах
впервые были названы былинками. То есть это неболь­шие устные повествования о
представителях нечистой силы, находящих отражение в бытовой жизни простого
человека.

       Встречаются нечистые
духи там, где народным эпосом определено их место обитания, как правило, это
пустынные и опасные мес­та:

  • лесные дебри,
    пустоши;
  • пещеры, ямы,
  • перекрестки
    безлюд­ных дорог;
  • болота,
    водоемы, омуты, водовороты;
  • колодцы и
    сосуды с водой.

        Нечистая сила может
обитать на деревьях, в заброшенных строениях, в подполе и на чердаке, в банях,
сараях, хлевах. Один из самых популярных персонажей – домовой – вообще обычно
живет в избе, под печью или за ней, и считается хозяином жилища.

       Особенность
демонологических рассказов в том, что они обращены к настоящему, а случившееся
в них событие всегда невероятно. Рассказчик при повествовании всегда испытывает
чувство страха. Главная цель, преследуемая такой легендой – убедить в
истинности произошедшего и внушить страх перед демони­ческим существом, а также
перед местами, где они обитают.

        ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН.

       Былины
строятся по определённому плану.

       Большинство
былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том,
куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк 
былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

      События
в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся
медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их
сказывал сосредоточить внимание слушателей  на особенно важных, по его
мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно
троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется
описание силы Соловья-разбойника.

       Чтобы
придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным,
музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Например:

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Или:

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира.

        Повторения
встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах
одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского
коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

       Такие
сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются  общими
местами.

       Иногда
былины заканчиваются особой концовкой — заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так
было в старину, это — быль.

       Главный герой былин — русский богатырь. Чтобы ярче
представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения).
Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь
махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой — переулок.
Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.

        Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён»
(дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня — на много вёрст, а
второй скок — и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря,
гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку …
дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».

       В былинах, как и вообще в произведениях устной народной
поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и
поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее
точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных
качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии
эпитеты — красочные определения, указывающие наиболее существенный признак
людей, предметов, явлений жизни.

       Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или
иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют
постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные
эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град,
тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.

Часто в
былинах применяются сравнения:

Нагнано-то
силушки черным-черно,

Черным-черно,
как черна ворона.

Щукой-рыбою
ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом
летать Вольгё под оболоки,

Волком
рыскать во чистых полях.

Употребляются
отрицательные сравнения:

Не сырой
дуб к земле клонится,

Не
бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется
сын перед батюшкой…

        Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по
мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко
применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да
крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось…»

        Важную роль в языке былин играют существительные с
уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев
былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка
Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения
применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него
«стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.

        Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель
ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея
ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В
связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине
(«Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).

     В древней
устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни
русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них — былина о Вольгё и
Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел
крестьянина-воина, богатыря — защитника родины. В образе Микулы он прославил
крестьянина-хлебопашца, богатыря — кормильца страны. — ВОЛЬГА И МИКУЛА

Вопросы
и задания по теме «Былины»

1. Дайте
определение жанра былин. Почему былины называют героическими народными песнями?

2.
Назовите главных персонажей былин. Какие качества им приписываются в народном сознании?

3.
Приготовьте сообщения на темы: «Тайна всевластия былин», «Собирание и
исполнение былин», «Значение былин».

4.
Повторите раздел пособия и расскажите о циклах былин (киевском, новгородском).

5.
Назовите тематику былин.

6.
Определите, какова форма былины (эпическая, стихотворная).

7.
Прочитайте одну из былин (по выбору) и покажите на ее примере художественную
структуру текста (запев, зачин, общие места, концовка).

Былина
и сказка представляют собой разные виды
народного творчества. Мы неоднократно
имели случай убедиться, что эпос обладает
свойствами, сразу отличающими его от
всех других видов народной поэзии, и в
том числе от сказки. Сказка и былина
охватывают разные области народной
культуры, отвечают разным эстетическим
потребностям. Лучше многих других
разницу между сказкой и эпосом определил
В. Г. Белинский. Белинский пишет: «Есть
большая разница между поэмою или рапсодом
и между сказкою. В поэме поэт как бы
уважает свой предмет, ставит его выше
себя и хочет в других возбудить к нему
благоговение; в сказке поэт себе на уме:
цель его — занять праздное внимание,
рассеять скуку, позабавить других.
Отсюда происходит большая разница в
тоне того и другого рода произведений:
в первом — важность, увлечение, иногда
возвышающееся до пафоса, отсутствие
иронии, а тем более — пошлых шуток; в
основании второго всегда заметна задняя
мысль; заметно, что рассказчик сам не
верит тому, что рассказывает, и внутренне
смеется над собственным рассказом. Это
особенно относится к русским сказкам».

Это
определение Белинского следует признать
чрезвычайно тонким и проницательным.
Сказка определяется тем, что ее эстетика
основана на вымысле, нарочито подчеркнутом
именно как вымысел. В этом вся прелесть
сказки. М. Горький подчеркивал значение
ее как «выдумки». Сам народ определяет
это поговоркой: «Сказка — складка, песня
— быль». В действительность происходящих
в сказке событий не верят, и они никогда
не выдаются за действительность. Из
этого проистекает добродушный юмор,
легкая насмешка, столь характерная, как
отметил Белинский, именно для русской
сказки. Это, конечно, не значит, что
сказка оторвана от действительности.
В ней вымысел именно как вымысел
определяется исторической действительностью,
и задача исследователя сказки состоит
в том, чтобы эту связь установить. Юмор
и насмешка, свойственные сказке, делают
ее прекрасным средством сатиры.

В
эпосе отношение к изображаемому иное.
Если спросить певца, верит ли он в то, о
чем поет, большинство из певцов ответит
непоколебимой уверенностью в
действительности воспеваемых событий.
«Песня — быль». Самое слово «былина»
выдает это отношение, равно как и слово
«старина», которым народ обозначает
былины и которое означает, что все, о
чем поется, действительно было, хотя и
в глубокую старину.

Правда,
исследователь не может всецело доверять
всем показаниям певцов. Когда собиратели
или исследователи спрашивают исполнителя,
верит ли он в действительность воспеваемых
событий, то вопрос поставлен неправильно.
Исполнитель верит в жизненную и
художественную правду исполняемого, в
то, что песня не лжет. Это он и выражает
словами — «все было так, как поется».

По
этой причине сказка лучше сохраняет
доисторическую старину, чем былина, она
архаичнее ее. То, что уже невозможно как
действительность, возможно как интересная
выдумка. Поэтому, например, в эпосе змей
сменяется историческими врагами Руси,
в сказке этого не происходит. По этой
же причине в сказке сохраняются древнейшие
тотемические представления (супруг-животное,
талисманы и пр.), в эпосе эти представления
исчезают.

Но
Белинский подчеркивает еще другое
различие между сказкой и эпосом: различие
в содержании. В былине поэт «благоговеет
перед предметом своих песен». Эпос
выражает высочайшие идеалы народа и
стремится эти идеалы передать слушателям:
певец «хочет в других возбудить
благоговение».

Выше
мы уже видели, что идейным содержанием
эпоса является кровная связь человека
с родиной, служение ей. В сказке,
преимущественно в волшебной сказке,
содержание может быть иным. Если в эпосе
герой побивает змея и тем спасает Киев
от бедствия, то сказочный герой побеждает
змея, чтобы жениться на освобожденной
им девушке.

События
классической былины происходят всегда
на Руси. События сказки могут локализоваться
«в некотором царстве», «в некотором
государстве». И хотя в конечном итоге
события русской волшебной сказки также
происходят на Руси, не это подчеркивается
в ней. Идейное содержание сказки —
моральный облик русского человека, его
жизненные, бытовые идеалы, его борьба
не только с врагами родины, но со злом
во всех его видах. Художественными
воплощениями этого зла служат как самые
фантастические существа, вроде ведьм,
кощеев, змей, так и самые реалистические,
как поп, помещик и царь. Но борьба со
злом, борьба за правду, справедливость,
составляет также и содержание эпоса,
хотя в основном сказка и былина охватывают
разные виды борьбы. Из этого следует,
что при всем различии между сказкой и
былиной между ними может иметься
близость, может происходить сближение
в народной среде, и этим объясняется,
что в числе былин русского эпоса имеются
такие, которым свойственна сказочная
окраска, которые имеют сказочный
характер.

Степень
близости между былиной и сказкой может
быть различной. Рассмотренные нами
былины, в особенности ранние, как песни
о Садко или о Потыке, до некоторой степени
тоже имели сказочный характер. Но есть
группа былин, которые стоят к сказке
еще ближе, чем былины, уже рассмотренные
нами. Со сказкой их сближает то, что тон
большинства из них — полушуточный,
слегка иронический. В рассмотренных
нами былинах торжествовала идея Киевского
государства, Киевской Руси; в былинах
рассматриваемой группы вопрос так не
стоит. Киевской Руси в них не угрожают
ни змей, ни Тугарин, ни Идолище, герои
не подвергаются опасности со стороны
разных чаровниц. Колдуний на Руси уже
нет, и они туда не проникают. Но такие
«отравщицы» есть еще в далеких странах,
куда едет, например, Глеб Володьевич. В
былинах этой группы часто разрешаются
сложные вопросы семейного и личного
порядка, как в былине об Илье Муромце и
сыне, о Ставре Годиновиче и его жене и
г. д. В них как и в сказке, герой проявляет
свои высокие моральные качества, свою
находчивость, силу и смелость. От близости
со сказкой былина приобретает
развлекательный характер. Исполнение
ее давало отдых от тяжелого крестьянского
труда, вносило в трудную жизнь струю
праздничности и иногда веселья. Но и в
этих случаях былина не служила развлечением
для развлечения. В ней высказана народная
мысль и мораль, народная оценка
человеческих характеров и поступков.

Все
это показывает, что такие былины, хотя
они и прекрасны в художественном
отношении, все же не типичны для собственно
героического эпоса. Из них только одна
отличается суровостью и монументальностью:
это былина о бое Ильи с сыном. Она из
всех былин промежуточного характера
наиболее близка к собственно героическим
песням, хотя не менее близка она и к
сказкам. Сказочный характер остальных
выражен более ярко. Все это дает
исследователю героического эпоса право
рассматривать их менее обстоятельно,
чем собственно героические былины.

Былины
сказочного характера в меньшей степени
подвержены изменениям, чем собственно
героические былины.

Вследствие
указанных свойств былин данной группы
датировка их, даже в том условном смысле,
в каком это оговорено выше, весьма
трудна. В огромном большинстве случаев
сюжеты таких былин весьма древние. Часто
они восходят еще к общинно-родовому
строю. Такие сюжеты, как сюжет мужа на
свадьбе своей жены («Добрыня и Алеша»),
боя отца с сыном («Илья и Сокольник»)
относятся к древнейшим русским сюжетам.
Это дает право утверждать, что они
имелись в русской народной поэзии уже
в самом начале образования Киевской
Руси. Та же можно сказать и о других
былинно-сказочных сюжетах. Все они
чрезвычайно древние и с этой стороны
относятся к ранним русским былинам.
Обработка же их и некоторые детали
относятся к более позднему времени, что
должно устанавливаться в каждом случае
отдельно. Но все это не колеблет
утверждения о раннем образовании этих
былин в репертуаре русского эпоса.
Наряду с этими ранними сказочными
былинами имеется ряд поздних былин
сказочного содержания, представляющих,
собственно, уже не столько былины,
сколько сказки в былинной метрической
форме.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.

В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.

К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.

Устное народное творчество

Особенности русского фольклора

На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.

Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.

Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.

В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.

Жанры устного народного творчества

Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.

С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.

Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.

Произведения устного народного творчества

Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.

Устное народное творчество

Камень на развилке дорог

Устное народное творчество России

Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.

Песни

В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.

Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.

Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.

В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.

Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.

Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.

Былины

Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.

Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.

Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.

Устное народное творчество

Три богатыря

В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.

Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.

Сказки

Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.

Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.

Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.

Устное народное творчество

Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.

Легенды

В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.

Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.

Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.

Загадки

Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.

На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.

На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.

Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.

Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.

Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.

Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.

Колыбельные песни

В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».

С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.

Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.

Прибаутки

Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.

По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».

Устное народное творчество

Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.

Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.

Игровые приговоры и припевы

С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.

В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.

Виды устного народного творчества

Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.

Будем благодарны за Вашу поддержку!

  • Жанр рассказа медной горы хозяйка
  • Жанр рассказа мальчики чехов
  • Жанр рассказа мальчик у христа на елке
  • Жанр рассказа маленький принц
  • Жанр рассказа капитанская дочка