Жанровые особенности сказки царевна лягушка

Анализ волшебной сказки «Царевна-Лягушка»

  1. Тип сказки: сказка является волшебной, т.к. в ней присутствуют повторные построенные элементы «Пустил брат стрелу…», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.». Наличие начальной ситуации «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.». Наличие завязки, кульминации, развязки. Отлучка «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь». Наличие испытаний «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного». Обернулась белой лебедью и улетела в окно. Иван-царевич горько заплакал, помолился богу на все на четыре стороны и пошел куда глаза глядят. Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли — попадается ему навстречу старый старичок. Антагонист для героя его старшие братья. Наличие волшебных помощников: мамки-няньки, чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука); помощник-старичок, который подарил Ивану-царевичу путеводный клубок, Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и рассказала, как победить Кощея.

Главный герой: Иван-царевич и Василиса Премудрая.

Второстепенные герои: Царь, братья, Кощей Бессмертный.

2)

3) Композиция

Зачин: в некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.

Основная часть: отец даёт наказ сыновьям искать жён при помощи стрел; стрела Ивана-царевича достаётся лягушке.

Кульминация: Иван жёг лягушачью кожу, из-за этого Царевна-лягушка отправляется к Кощею Бессмертному.

Развязка: Иван достаёт и ломает иглу, в которой спрятана смерть Кощея.

Исход: После того они жили вместе и долго, и счастливо.

4)  Художественное время и пространство сказки – смешанное

Стилистические формулы: утро вечера мудренее, как ни в сказке сказать ни пером описать.

Типы героев:

Василиса Премудрая-трудолюбивая, заботливая, добрая, красивая, думает не только о себе, но и о других.

Иван-царевич- смелый, добрый

5) Язык сказки:

Устойчивые выражения: После того они жили вместе и долго, и счастливо. Вот и сказке Царевна-лягушка конец, а кто слушал — молодец! Что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!

Устаревшие слова: Аль, Почто так кручинен стал?

6) Нравственная проблема сказки: нельзя судить о человеке по внешнему виду, надо оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам. Никакие плохие поступки не остаются безнаказанными, не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя
общеобразовательная школа № 5»

ПРОЕКТ

«Особенности
сюжета севернорусской сказки

«Царевна-лягушка»

Работу
выполнила

ученица 5Б класса

Полонская Ксения.

Научный руководитель:

Новожилова Наталья Леонидовна,

учитель
русского языка и литературы.

Северодвинск

2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………    3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                                                                              

Глава 1. «Царевна – Лягушка».

Русская народная и севернорусская сказки…………………………           4

1.1. Авторы сказок…………………………………………………..4

1.2. Главные
герои……………………………………………….….4

Глава 2. Что такое отличия и как их найти?             
                              5

2.1. Что такое отличия?…………………………………………….
5

2.2. Как найти отличия?……………………………………………
5

Глава 3.Отличительные особенности сюжета
севернорусской сказки   6

3.1.Место падения стрел………………………………………………..…6

3.2.Изделия, заказываемые царём невесткам………………………          
6

3.3.Желание  женитьбы…………………………………………….……..6

3.4.В северной сказке отсутствует указание на
недостатки жён……….6

3.5.Процесс изготовления лягушкой изделий……………………….….7

3.6.Способ появления лягушки на пиру…………………………………7

3.7.Поведение лягушки после сжигания кожи…………………..………7

3.8.Отсутствие героев-животных…………………………………………7

3.9.Отсутств волшебных предметов и имени

главной героини……………………………………..….                          
7-8

3.10.Лягушка остаётся в болоте, а Иван лишен

возможности совершить подвиг………………………………………     8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……                         
10

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………               11

ВВЕДЕНИЕ

С детства каждому из нас знаком удивительный мир волшебной
сказки.

Сказка – произведение
устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Сказки
бывают волшебные, бытовые и о животных.

«Царевна-лягушка»
— наша любимая волшебная сказка.

Волшебные сказки обычно длинные,
героев в них много, но по общим признакам их можно объединить. Персонажи
волшебной сказки: смелый и честный главный герой, его противник, даритель,
чудесный помощник, волшебный предмет.

Царевна-Лягушка
— персонаж русских народных волшебных сказок.              Иван-Царевич стрелял
из лука, чтобы стрела привела его к невесте, но вместо девушки он находит
лягушку в болоте.

Цель нашего проекта — выявить отличительные особенности сюжетов
севернорусской сказки «Царевна-Лягушка» в записях А.И.Никифорова и одноименной
народной сказки в записях А.Н. Афанасьева.

Задачи проекта:

·       
узнать, чем необычен сюжет волшебной сказки;

·       
познакомиться со сказкой «Царевна-Лягушка» в записях А.И.Никифорова
и А.Н.Афанасьева;

·       
сравнить сюжеты сказок из сборников А.И.Никифорова и
А.Н.Афанасьева.

Актуальность проекта
заключается в том, что мы живем на Севере и должны знать не только русские
народные, но и северные сказки.

         Предметом исследования в нашей
работе выступают сюжеты севернорусской сказки «Царевна-Лягушка» в записях
А.И.Никифорова и одноименной народной сказки в записях А.Н. Афанасьева.

Объектом исследования являются
вышеперечисленные варианты сказки «Царевна-лягушка».

         Методы исследования: наблюдение за содержанием
сказок, анализ их сюжетов, обобщение сведений и их сравнение.

ГЛАВА 1. «ЦАРЕВНА
– ЛЯГУШКА». РУССКАЯ НАРОДНАЯ И СЕВЕРНОРУССКАЯ СКАЗКИ

1.1.Авторы сказок

Афанасьев Александр Николаевич
(11.07.1826 г.р., г.Богучары Воронежской губернии) – русский историк и
литературовед, исследователь и публикатор фольклора. Родился в семье уездного
стряпчего. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1849 по
1862 работал в Главном архиве иностранных дел. Статьи Афанасьева публиковались
в журналах «Современник», «Отечественные записки».

Особой заслугой Александра
Николаевича  является составленный им сборник «Народные русские сказки», включающей
около 600 текстов. Книга эта вызвала много откликов.

Смерть Афанасьева наступила по
причине болезни чахотки 23 сентября 1871 года, его жизнь длилась всего 45 лет.

Никифоров Александр Исаакович (9
(21).06.1893 г.р, г.Ленинград) – русский фольклорист, этнограф. После окончания
университета занимался изучением древнерусских памятников. Во второй половине
20-х гг. Никифоров в составе научной комплексной экспедиции по рекам Русского
Севера вел работу по собираниям народных сказок.

Его метод безотборочного записывания
сказок «дал новое представление о богатстве русского сказочного репертуара»
[4].

Сборник «Севернорусские сказки в
записях А. И. Никифорова» увидел свет лишь в 1961 году, был подготовлен
профессором В. Я. Проппом.

Ученый погиб во время блокады.
Большая часть его рукописных материалов до сих пор не опубликована.

1.2.
Главные герои

В русской
народной сказке «Царевна-лягушка» главных героев несколько. Прежде всего, это
Иван-царевич, жених и Царевна-лягушка, она же Василиса Премудрая, супруга Ивана
Царевича, которая доказала пословицу, что о человеке следует судить не по
внешнему виду, а по делам его, а потом еще и красавицей оказалась неписаной.

Второстепенных
героев в сказке много — братья Ивана и их жены, царь, баба Яга, Кощей
Бессмертный, различные животные, которые помогали Ивану добыть смерть Кощееву.

В севернорусской
сказке «Царевна-лягушка» главные герои — это Иван-царевич и Царевна-лягушка.

Второстепенные
герои – отец Ивана-царевича и его братья. Вымышленных (сказочных) героев в
севернорусской сказке нет.

ГЛАВА 2. ЧТО ТАКОЕ ОТЛИЧИЯ И КАК
ИХ НАЙТИ?

2.1. Что
такое отличия?

Отличие
– это признак, создающий разницу между данным предметом или лицом и другими
предметами или лицами [5].

В нашем проекте
мы должны выявить отличия между двумя вариантами сказок «Царевна-Лягушка»: севернорусской
и русской народной. Но что нужно делать, чтобы найти отличия?

2.2.
Как найти отличия?

Чтобы найти
отличительные особенности сюжетов сказок, нам нужно:

1. изучить сюжеты сказок;

2. проанализировать
информацию;

3. найти отличия.

ГЛАВА 3.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА

СЕВЕРНОРУССКОЙ СКАЗКИ

3.1. Отличие –
место падения стрел.

         Первое
отличие, замеченное нами в двух сказках, – место падения стрел. В севернорусской
сказке говорится о том, что братья стреляли так: «Один стрелял на юг – старший
то, средний на восток, а младший на север».То есть, они ориентировались на
стороны горизонта.

В русско-народном варианте не
указано, куда они стреляли, сказано только то, куда они попали, а именно:
«Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор, и подняла её боярская
дочь. Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу, и подняла
её купеческая дочь. Пустил стрелу Иван-царевич – полетела его стрела прямо в
топкое болото, и подняла её лягушка-квакушка».

         3.2.Отличие
– изделия, заказываемые невестам.

         Второе отличие,
которое мы нашли – изделия, которые отец приказал изготовить невесткам. В
севернорусской сказке царь приказал им сначала сшить пару белья, а потом испечь
к пиру «мягкие».

В русской народной сказке отец
приказал невесткам испечь по караваю мягкого, белого хлеба. Но при всём этом,
он попросил это не перед свадьбой, а после – на второй день после свадьбы.

         3.3.Отличие
– желание женитьбы.

         Третье отличие,
которое мы выявили – желание царевичей жениться. В севернорусском варианте
братья женились по своему желанию: «Нам надоть жениться», — говорили они отцу.

В русско-народной сказке же, сам отец
сказал им, что пришло время жениться: «Дети мои милые! Вы теперь все на
возрасте, пора вам и о невестах подумать!».

         3.4.Отличие
– в северной сказке отсутствует указание на недостатки жён.

         Чётвертое
отличие – это то, что в севернорусской сказке отец не говорит о неумении жён
старших сыновей трудиться, а в русской народной он говорит о них: «У старшего
каравай отдали псам, у среднего – только от большой нужды будешь есть, а вот у
Ивана – каравай только в большие праздники есть!».

3.5.Отличие
– процесс изготовления лягушкой изделий.

         
Ещё одно отличие это  – процесс изготовления лягушкой изделий. В русской народной
сказке подробно описан процесс изготовления всего, что было заказано.

       
В севернорусской сказке нет описания того, как царевна готовила, шила.

3.6.Отличие
– способ появления лягушки на пиру.

         
Одно из отличий – способ появления лягушки на пиру. В севернорусской сказке она
приехала на тройке лошадей.

         В
русско-народном варианте лягушка появилась на пиру в коробчонке с великим
стуком да громом.

3.7.Отличие
– поведение лягушки после сжигания кожи.

        
Седьмое отличие – поведение лягушки после сжигания кожи. В русской народной
сказке царевна говорила так: «Ах, Иван царевич! Что же ты наделал! Зачем спалил
мою лягушачью кожу! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А
теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом
царстве, в подсолнечном государстве у Кощея Бессмертного».

             В
севернорусской же сказке царевна говорила так: «Я, говорит, наказана, три года
носить лягушечью шкуру, до изживания моего срока в болоте, после чего я вернусь
к вам. А если бы вы шкуру не сожгли, то я бы находилась при вас временно в
лягушачьей шкуре и в обыденном виде».

3.8.Отличие
– отсутствие героев-животных.

             Отличие
номер восемь –  это отсутствие героев-животных. В севернорусской сказке их
вообще нет.

             В
русской народной же их много: лошади, белые лебеди, медведь, селезень, косой
заяц, щука, утка.

3.9.Отличие
– нет волшебных предметов и имени главной героини.

             Одно
из отличий –это отсутствие волшебных предметов в севернорусской сказке
«Царевна-лягушка». В русской народной сказке их великое множество: клубочек,
игла, яйцо, ларец. В связи с этим мы можем предположить, что севернорусская
народная сказка не является волшебной.

             У
главной героини севернорусской сказки нет имени. В русской народной сказке её
зовут Василиса Премудрая.

3.10.Отличие
– лягушка остаётся в болоте, а Иван лишен возможности совершить подвиг.

             И
последнее отличие, которое мы нашли – это то, что в севернорусской сказке лягушка
остается в болоте, а Иван лишен возможности совершить подвиг.

             В
русско-народном варианте Иван, преодолевая трудности, спасает свою возлюбленную.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             В
нашем проекте мы выявили отличительные особенности двух вариантов сказок
«Царевна-лягушка» — севернорусской в записях А.И. Никифорова и русской народной
в записях А.Н. Афанасьева.

             Мы выяснили, что сюжеты и
герои двух вариантов одной сказки сильно отличаются друг от друга.

             Отец
из русской народной сказки «Царевна-лягушка» был главным в семье и повелел
сыновьям жениться. А в севернорусском варианте инициатива исходила от
царевичей.

             Но
это только начало… Пущенные царевичами из разных сказок стрелы падают в
совершенно разных местах.

             В
севернорусской сказке царь-отец более тактичен и прямо не указывает на
недостатки невесток, а в русской народной им приходится покраснеть. Немного
отличаются и изделия, которые царь заказал невесткам.

Причём,
в севернорусской сказке нет указания на то, как царевна-лягушка их
изготавливала.

             Отличается
и поведение лягушки на пиру. В севернорусской сказке она прибыла не в
коробчонке, а на тройке лошадей. Но стук да гром был в обеих сказках.

             Сильно
отличается поведение лягушки после сжигания её кожи. В севернорусской сказке
она удаляется не к Кощею, а обратно на болото, обещая вернуться.

             Особенно
нас удивило то, что у царевны-лягушки из севернорусской сказки не было имени.

             Героев-животных,
помогающих Ивану-царевичу, в северном варианте тоже нет. Но это не удивительно.
Ведь лягушка остается на болоте, а Иван лишен возможности совершить подвиг.

             В
перспективе
мы планируем выяснить, является ли севернорусская сказка
«Царевна-лягушка» волшебной. Ведь в ней отсутствуют волшебные предметы.

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Афанасьев
А.Н. Народные русские сказки. -М.: Радуга,1999.

2.Меркин
Г.С. Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: Часть 1.
— М.: Русское слово, 2015.

3.Севернорусские
сказки в записях А.И.Никифорова.- М.: МГУ,2008.

4.http://www.cultnord.ru/?act=showItem&id_item=274.

5. http://common_mistakes.academic.ru/267/отличие.

Главная
Теория литературы
Жанры фольклора
Древнеславянский календарь
Колядки
Сказители былин
 

Декорации В.М.Васнецова к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»

 

Сказка
«По щучьему веленью»

 

Сказка
«Царевна-лягушка»

 

Аникин В.П. Русская народная сказка

 

Азадовский М.К. Русские сказочники

 

Лихачев Д.С.
Прошлое должно служить современности

 

Сказка и её жанровые особенности

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
В сказках отражены быт
и национальные черты русского народа.

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

• поучительный характер
• изображение борьбы добра со злом
• деление персонажей на положительных и отрицательных
• хороший конец
• наличие различных вариантов сюжета

 

ТРИ ГРУППЫ СКАЗОК

Волшебные сказки:
«Царевна-лягушка»
«Морозко»
«Гуси-лебеди»
«Сивка-Бурка»
«Семь Симеонов»
«Крошечка-Хаврошечка»
«Снегурочка»

Сказки о животных
«Теремок»
«Зимовье зверей»
«Кот и лиса»
«Заюшкина избушка»
«Заяц, лиса и петух»
«Кот, петух и лиса»
«Лиса и журавль»

Бытовые сказки
«Каша из топора»
«Барин и мужик»
«Жена-спорщица»
«Дурак и берёза»
«Добрый поп»
«Федул и Меланья»
«Чего на свете не бывает»

ВОЛШЕБНЫЕ  СКАЗКИ

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

• есть волшебные предметы (ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, золотое колечко, гребешок, зеркальце, полотенце, дудочка, клубочек, чудесный посох, огниво, дубинка, живая и мёртвая вода)

• происходят волшебные превращения (брошенный гребешок становится дремучим лесом, камешек — высокой горой, полотенце –
широкой рекой)

• часто используется одинаковый зачин (жили-были… или в некотором царстве, в некотором государстве…) и одинаковая концовка (стали жить-поживать да добра наживать или и я там был, мёд-пиво пил…)

• присутствуют троекратные повторы (три дня и три ночи, три сына, три желания, три загадки, три попытки)

• употребляются постоянные эпитеты (добрый молодец, красная девица, синие моря, дремучие леса, высокие горы, столы дубовые,
скатерти узорчатые, буйная головушка)

• используются устойчивые выражения (пир на весь мир; идти куда глаза глядят; ниже плеч буйну голову повесил; скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли; хорошо, что сам жив остался; ни вздумать, ни взгадать, разве
в сказке сказать; напоила, накормила, спать уложила)

ПЕРСОНАЖИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК

Положительные персонажи
Главный герой – Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Иван-крестьянский сын.
В нём воплощены лучшие качества – доброта, честность,
смелость, ум. Иванушка-дурачок часто ленив, над ним все подшучивают, но он всегда добродушен, отзывчив и приходит на
помощь слабым. Часто он третий сын в семье, который остался без наследства. С ним происходит много злоключений, но он
всегда побеждает зло и женится на красавице.

Чудесные помощники главного героя.
Серый волк, Сивка-Бурка, щука, ворон, кот, заяц – они приходят на помощь в самый трудный момент и выручают героя из беды.
Главные героини – Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Алёнушка.
Они всегда необыкновенно красивы (ни в сказке сказать,
ни пером описать) и большие рукодельницы. В женских образах подчёркнуты доброта, мудрость и находчивость.

Отрицательные персонажи
Баба Яга.
Злая и страшная (нередко одноглазая) старуха с костяной ногой, живёт в дремучем лесу в избушке на курьих ножках,
летает в ступе, погоняя помелом, наделена магической силой. Иногда она помогает герою.

Змей Горыныч.
Многоголовое чудовище, воплощение злой силы. При его приближении наступает тьма, поднимается сильный ветер.

Кощей Бессмертный.
Злой, беспощадный; воплощение невероятной скупости.

СКАЗКИ  О  ЖИВОТНЫХ

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

• сказки имеют аллегорический смысл – под видом недостатков
животных высмеиваются пороки людей
• в них отражены представления человека о природе
• в образах животных воплощены различные человеческие качества: лиса всегда хитрая, заяц – трусливый, медведь – сильный
и доверчивый, волк – глупый, злой и жадный, мышь – трудолюбивая и добрая, кот – изворотливый, петух – самоуверенный и легкомысленный
• все изображаемые события из жизни животных имеют прямое отношение к жизни человека
• часто сказки построены на диалогах между животными, а сюжет отличается ясностью, чёткостью и простотой
• сам человек также может быть героем этих сказок: он либо играет второстепенную роль («Лиса и волк»), либо занимает положение, равноценное персонажу-животному («Мужик и медведь»)
• в конце сказки животные всегда находят выход из трудного положения
• многие сказки нравоучительные, а не комические

БЫТОВЫЕ  СКАЗКИ

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

• в бытовых сказках нет чудес и фантастических образов,
в них действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др.
• сказки повествуют о женитьбе героев и выходе замуж героинь, об исправлении строптивых жён, о неумелых и ленивых хозяйках, о господах и слугах, об одураченном барине, о ловких ворах, о хитром и смекалистом солдате и т. д.
• бытовые сказки кратки: в центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов
• в них часто отражаются отношения между богатыми и бедными, осуждаются корысть, жадность, завистливость, невежество
• забавное или нелепое событие из реальной жизни, лежащее в основе сюжета, определяет сатирический, юмористический
или иронический характер произведения; сказки веселы и остроумны, в них всё подчинено раскрытию образов героев
• часто главным героем является ловкий и находчивый солдат или мужик, который всё умеет (разрешает споры между героями, даёт оценку их поведению, обличает пороки и т. д.)
• в финале всегда восстанавливается справедливость


 
 

Сегодня
на уроке мы:

·    
поговорим
о сказках как об особом жанре фольклора;

·    
разберём
сказку «Царевна-лягушка».

Любите
ли вы сказки? Наверняка любите. Ещё совсем маленькими мы слушали сказки,
которые нам читали мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Теперь мы читаем
сами. Необычайный волшебный мир открывается перед нами, едва только мы
раскрываем книгу сказок и читаем: «В некотором царстве, в некотором
государстве…».

Что
же такое сказка? И зачем она нужна?

Мы
уже говорили о фольклоре и помним, что фольклор – это устное народное
творчество
.

Сказка
– один из жанров фольклора.
Это произведение, в котором есть
волшебство.

В
сказках интересно и увлекательно рассказывается о необыкновенных событиях.
Герои сказок могут то, чего не могут ни люди, ни животные в реальной жизни.

Сказки
не только развлекают – они ещё и учат. В сказках добрый, заботливый, щедрый
герой получает награду, а злой, завистливый, жадный и вредный обычно наказан.

Сюжеты
многих сказок схожи.

Трудолюбивая
и добрая падчерица есть в русских, английских, турецких сказках. Жадный хитрый
богач теряет своё имущество, если обижает честного работника, в сказках шведских,
греческих, афганских.

Японские,
ненецкие, индийские сказки учат трудолюбию, уважению к старшим, заботе о слабых
и беспомощных.

«Сказка
– ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», – писал Александр Сергеевич
Пушкин. В сказках действительно есть «урок»: как поступить, какой выбор
сделать, сторону какого героя принять?

Сказки
народов мира похожи не только по сюжетам, но и по построению. Сказки состоят из
трёх частей.

Какие
сказки вы любите больше? Кому-то нравятся сказки о животных. Кому-то – о
принцах и принцессах. А кому-то – о находчивых крестьянах, которые ловко
обводят помещиков вокруг пальца!

Сказки
так разнообразны, правда?

Именно
поэтому все сказки условно делят на три группы: бытовые сказки, сказки о
животных и волшебные сказки
.

В
бытовых сказках говорится о простых людях – крестьянах, ремесленниках,
солдатах и так далее. Обычно это весёлые и даже озорные сказки. Они высмеивают
плохое в человеке: жадность, грубость, зависть, злобу, мстительность. А
смелостью, добротой, находчивостью, бескорыстием восхищаются.

Сказки
о животных
тоже чаще всего весёлые. Действуют в них звери и
птицы, но ведут они себя так же, как и люди. Смешные или же опасные ситуации, в
которые животные попадают, бывают вызваны их отрицательными чертами характера:
излишним самомнением, трусостью, глупостью, жадностью.

Волшебные
сказки
– самые необычные. В них есть необыкновенные
приключения, волшебство; трудности, которые герой должен преодолеть; волшебные
предметы, дающие власть и богатство; невиданные существа…

Русские
народные сказки в этом смысле ничем не отличаются от сказок народов мира. Есть
в них и условленный зачин, и обычная концовка; и деление на виды тоже есть.

Но
есть и своеобразие: определённые обращения и описания предметов. «Красно
солнышко», «добрый молодец», «путь-дороженька», «родимый батюшка», «трава шелковая».

Особенно
это заметно в волшебных сказках. Вот одной из таких увлекательных,
интересных сказок и является русская народная сказка «Царевна-лягушка». Её
очень любили и рассказывали по всей Руси, иногда немного меняя сюжет.
Существует более 20 вариантов этой сказки! Известные художники не только делали
иллюстрации к сказке, но даже писали картины.

Почему
же мы говорим, что «Царевна-лягушка» − волшебная сказка? Потому что в ней
есть превращения, волшебные предметы, волшебство, добрые и злые существа,
говорящие звери. Герою предстоит пройти немалые испытания, пока он добьётся
своей цели.

Давайте поподробнее посмотрим сначала
на героев этой сказки.

Главный герой – Иван-царевич,
царский сын.

В сказках главным героем часто
становится самый младший из сыновей. Иван-царевич – герой, конечно,
положительный.

Иван-царевич – послушный сын: он
женится на той, кого выбрал по воле отца. Он не отвечает на насмешки братьев. И
ни разу ни в чём не упрекает свою неказистую супругу. В нём привлекает и его
упорство, доброта по отношению к животным во время путешествия, и желание во
что бы то ни стало вернуть жену.

Василиса Премудрая – тоже героиня многих русских
сказок.

Она мудра, добра и готова во всём
помочь Ивану. Кроме того, она ещё и волшебница: может соткать за одну ночь
ковёр или выпечь ковригу хлеба небывалой красоты.

Иван-царевич
и Василиса Премудрая заключают в себе лучшие черты русского народа. Они добры,
приветливы со всеми, всё умеют, не боятся трудностей, верны своей любви.

Положительным героям в сказках
противопоставляются отрицательные герои. Кажется, что здесь это – Кощей
Бессмертный и Баба Яга… но давайте сначала поговорим о братьях Ивана. Ведь
очень часто в сказках отрицательными персонажами являются – братья и сёстры.

Братья
Ивана-царевича насмехаются над младшим братом, хотя им самим гордиться нечем:
их жёны ничего не умеют. Но именно от зависти братья и высмеивают Ивана.
  

Да и жёны братьев под стать своим мужьям.
Они глупы и завистливы. Сами ничего не умеют. Могут только подражать, не
задумываясь о том, для чего что делается. Поэтому царь и прогоняет их с глаз
долой.

Кроме
обычных людей, в любой волшебной обязательно есть волшебные герои. Они могут
быть добрыми или злыми, помогать главному герою или вредить ему. В сказке
«Царевна-лягушка» это старичок, баба-яга и Кощей Бессмертный.

При
этом Кощей Бессмертный всегда герой отрицательный: он злой, беспощадный, его не
могут тронуть ни просьбы, ни слёзы.

В сказке «Царевна-лягушка» сам Кощей
не появляется – о нём узнаём из рассказа старичка и бабы-яги. Но от этого
характер Кощея не меняется: даже родной дочери он не может простить того, что
она оказалась умнее и талантливее его, и превращает её в лягушку.

Баба-яга тоже обычно персонаж совсем
не добрый. Но иногда она помогает главному герою. Помогает она и
Ивану-царевичу.

Старичок на первый взгляд кажется
обычным. Но при этом он знает много больше того, что известно простому
человеку. И даже даёт Ивану-царевичу волшебный клубок.

В
сказках очень распространены моменты, когда герой встречает как будто обычного
путника, или старичка, или даже нищего, а тот открывает ему будущее или
помогает. Эти мотивы пришли в сказки из мифов, где под видом путников или нищих
простым смертным встречались ангелы, волшебники и даже боги. 

А
как же волшебные предметы? Клубок не единственный волшебный предмет в
сказке. Лягушечья кожа, избушка на курьих ножках, волшебная игла в волшебном
яйце, волшебный дуб – это обычные атрибуты волшебной сказки. Даже кости лебедя,
съеденного на пиру, и остатки недопитого вина при волшебстве Василисы Премудрой
становятся озером и живыми лебедями.

Эти лебеди появляются волшебством и
исчезают после танца Василисы. А вот медведь, заяц, селезень и щука вполне
реальны. Волшебное в них то, что они понимают человеческую речь и сами говорят.
Они помогают Ивану-царевичу в благодарность за его доброту. Есть в сказке и
двое по-настоящему волшебных животных: заяц и утка из ларца.

Итак,
в сказке есть и волшебные предметы, и волшебные помощники главного героя. И,
конечно, волшебная сказка не может обойтись без волшебства и чудес. Лягушка
превращается в девушку, кости и вино превращаются в озеро с лебедями, клубочек
не просто разматывается, а ведёт в определённом направлении. Избушка может
менять своё положение, железные хлебы оказываются съедобными, сломанная игла
убивает злодея.

Сказка
«Царевна-лягушка» во многом схожа с другими волшебными сказками. 
Например, в ней повторяется число три, которое считалось священным. 

В
этой сказке у царя три сына, на третий день нашёл Иван-царевич свою стрелу, три
задания даёт сыновьям отец, три железных хлеба съесть и три пары железных сапог
износить должен Иван-царевич, три года обречена быть лягушкой Василиса
Премудрая, три дня оставалось до снятия заклятья.

Почти
во всех волшебных сказках главный герой отправляется искать свою похищенную
любимую. Иван-царевич тоже отправляется в дальний путь на поиски Василисы. Путь
главному герою указывает обычно кто-то старый – старичок или старушка, чаще
всего за его доброту и помощь.

Как
видим, в сказке «Царевна-лягушка» много общего с другими волшебными сказками.
Она и построена по всем правилам:

Зачин
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него
три сына»
.

Основное
действие
– все приключения Ивана-царевича.

Концовка
– «И стали они жить дружно, в любви и согласии».

Но
есть в этой сказке то, что отличает её от других волшебных сказок.

Василиса
похищена не потому, что просто понравилась Кощею, а потому, что Иван сжёг
лягушечью кожу. В этом его упрекает сама Василиса и старичок в лесу. Именно
из-за этого необдуманного поступка он и должен отправляться в долгий тяжёлый
путь.

Какие
же «уроки» даёт нам сказка «Царевна-лягушка»?

Будь
добрым с другими – и с тобой будут добры.

Перед
тем, как что-то сделать, подумай: а стоит ли это делать.

Никогда
не суди по внешнему виду. Ведь болотная лягушка оказалась царевной – красивой,
умной, умелой.

А
теперь давайте вспомним, что же мы узнали нового сегодня:

·    
Сказка
– один из жанров фольклора, в ней есть волшебство.

·    
Сказки
имеют общую структуру: зачин, развитие сюжета, концовку.

·    
Все
сказки условно делятся на три группы: волшебные сказки, бытовые сказки, сказки
о животных.

·    
Сказка
«Царевна-лягушка» волшебная сказка, так как в ней есть все атрибуты
волшебных сказок: волшебство, превращения, волшебные существа, говорящие
животные, волшебные предметы.

·    
Сказка
«Царевна-лягушка» учит доброте, хорошему отношению к любому существу,
скромности.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


4

Какие особенности народной сказки можно найти «Царевна Лягушка» (см)?

Какие особенности народной сказки вы обнаружили (присказка, зачин, постоянные эпитеты) в сказке «Царевна Лягушка?

Школьный вопрос.

11 ответов:



3



0

Сказка «Царевна-лягушка», где главные герои— Иван-царевич и Василиса Премудра, а при этом сказка именуется «Царевна-лягушка», — это уже говорит, что сказка волшебная. Начинается уже необычно:

oWqTTXieHdsVVsYeO38PfyvJ1BF69.png

заканчивается:

ygOu77pckQ045T0QDktj63xgxlUuXYU.png

А главными особенностями сказки являются:

Повторы: жил-был, царство-государство, подумал-подумал, костями-огрызками.

Эпитеты: животные рыскучие,птицы летучии, буйну голову (повесил), красноватая девушка, столы дубовые, скатерти кружевные, солнце ясное, белоснежные лебеди, дремучие леса, черные леса, высочайшие горы, незапятнанное поле, зеленоватые луга, топкие болота, голубое море,острая стрела, тугие луки, хороший молодец, красноватое солнце.



1



0

Сказка «Царевна-лягушка» имеет одну главную отличительную особенность. В сказке есть

постоянные эпитеты в сказке «Царевна-лягушка» — живая вода , добрый молодец , красна девица. особенность сказки заключается в отсутствии присказки, как бывает в русских народных сказках. Сказка начинается не с присказки, а с зачина, который обозначен как первые строчки сказки. В сказке есть концовка, зачин и постоянные эпитеты. В сказке «Царевна-лягушка» можно выделить несколько опорных слов Василиса Премудрая, лягушка, Бабя Яга.

Сказку нужно читать ритмично, обращая внимание на описание характеров Василисы и невесток царя.



1



0

Сказка «Царевна-лягушка» оказывается типичной волшебной сказкой, полной чудесных превращений.

Зачином в ней оказывается завязка сюжета, когда царь собирает сыновей и велит стрелять из лука, чтобы судьба нашла сыновьям невест.

Концовкой сказки оказывается заключение о том, что жили Иван-Царевич и Василиса Премудрая долго и счастливо, то есть финал сказки, как и положено, благополучный.

Обычные для любых народных сказок троекратные повторы в этой сказке также имеются:

Три сына у царя. Три дня ходил Иван Царевич по болоту. Три испытания женам от царя.

И вот цитата, в которой много этих повторов:

lqVD7IlovotI3BempjAwuUQfzUtz8Rj.png

Интерес представляют и такие повторы как Хитрей-Мудрей, Спать-почивать, Избушка-Избушка, Найти-Разыскать.

И наконец постоянные эпитеты, которые встречаются многократно и служат своего рода неотъемлемым атрибутом чего-либо:

Иван-Царевич, Лягушка-Квакушка, Красна девица, Птицы летучие, Звери рыскучие и конечно же Костяная нога.



1



0

Сказка «Царевна-Лягушка» относится к волшебным сказкам-с превращениями, говорящими животными. Итак, признаки народной сказки:

Зачин сказки:

Z1UumY3t3HbZFQWPilSruJzXl6pxBuxM.png

Герои самые обычные-царь да его 3 сына, которые пускают стрелы, чтобы найти так себе невесту: куда стрела упадет-там и невесту найдешь.

Сюжет сказки легко запоминается, его легко пересказать учащемуся.

В сказке встречаются троекратные повторы:

NBsjRzQbGHEflLLCSUB8a01fQZezE.png

Накопление героев: царь-3 сына-царевна-лягушка (Василиса)-Баба-Яга-Кощей Бессмертный.

Также встречаются постоянные эпитеты, уменьшительно-ласкательные слова: чистое поле, злато-серебро, узоры печатные, Баба-Яга-костяная нога, добрый молодец, красная девица.



1



0

Название уже говорит о том, что это волшебная сказка, обещающая чудеса и превращения.

Зачин, начинающийся с характерных для народной сказки слов: В некотором царстве, в некотором государстве — отец собирает троих (очень любимое в народе число) сыновей и они стреляют из лука, чтобы найти себе по невесте.

Эпитеты, характерные для народной сказки, мы встречаем в «Царевне Лягушке»: добрый молодец, красна девица.

Традиционная концовка тоже говорит о том, что сказка народная: «И стали они жить дружно и счастливо», это о главных героях сказки — самой Царевне Лягушке и Иване Царевиче.

Три сына, три дня, три испытания, эти троекратные повторения тоже характерны для народных сказок.



0



0

Постоянные эпитеты (красна девица, добрый молодец), троекратное повторение, конструкции типа «долго ли коротко» «за тридевять земель», определения после определяемого слова.



0



0

Царевна-лягушка. Особенности этой сказки просматриваются уже в парадоксальном названии. Зачин, на мой взгляд, не оригинален, но вполне традиционный. Некоторые эпитеты весьма хорошо рифмованные, поэтичны (животные рыскучие, птицы летучие). Хорошая образность — солнце ясное, добрый молодец. Практически к каждому слову, даются уточняющие определения.



0



0

В замечатеной сказке «Царевна-лягушка» содержится несколько эпитетов:

  • Царевна-лягушка
  • Красна девица
  • Живая вода
  • Добрый молодец.

Даная сказка, на мой взгляд, имеет хороший зачин, который начинается не с приказки, текст написан внятно, происходящие действия и смысл понятен.



0



0

Сказка » Царевна-лягушка » не исключение в плане эпитетов, зачинов, присказок. Как и большинство русских сказок она начинается со слов: »

vdBmkF16OHXdRiMJp4PR9jveYaGnccrN.png

и заканчивается тоже традиционно:

BaJkRb3gw6f7qjYy0iup1qgxPV36Wx.png

Так же наблюдаются повторы, например; жил-был, подумал-подумал, царство-государство. Эпитеты: солнце ясное, скатерти кружевные, белоснежные лебеди, дремучие леса, зеленоватые луга, топкие болота, острая стрела, голубое море, хороший молодец.



0



0

Само по себе название сказки уже является особенностью.

Если говорить о зачине, то в сказке он звучит так:

Встречаются в этой сказке и повторы:

Эпитеты тоже встречаются довольно часто: добрый молодец, красна девица, узоры печатные.

Сама сказка наполнена волшебными действиями, в ней есть волшебные персонажи (к примеру царевна-лягушка, Баба-Яга).

Если говорить о концовке, то она вполне традиционная, для главных героев все заканчивается хорошо.



0



0

На примере сказки «Царевна-лягушка» можно привести пример присказки и зачина, так же есть и эпитеты. Приведем примеры.

Зачином в сказке являются слова, начинающиеся с «В некотором царстве»:

Концовка сказки начинается со слов «И стали они жить дружно»:

5jc6vcWiN4nHHXTVOXAe6oCcWyKIjVU.png

Перечисли эпитеты сказки, которых тоже очень много: Царевна-лягушка или добрый молодец.

Троекратные повторы так же характерны для этой сказки: три сына, три желания, трое животных помогают Ивану.

Читайте также

Если речь идет о приуроченности к событию, тогда нужно говорить «поздравление ко дню рождения», «подарок ко дню…», если такого смысла нет, то нужно говорить «безразличен к дню рождения…», «относиться к дню…».

О том, что приручение и использование огня изменило жизнь первобытного человека говорить пожалуй не стоит — это и так понятно. Никто кроме человека не мог использовать огонь и это умение сразу подняло человека на недосягаемую для животных высоту. Огонь помогал человеку выживать, делал его жилище теплым, отгонял и отпугивал диких животных, позволил выживать в условиях суровых зим и следовательно позволил человеку расселиться на более обширной территории. Наверняка у первобытных людей были и свои нетрадиционные способы использования огня и наверное они лучше всех могли бы ответить на вопрос о том, чем был для них огонь.

Так давайте дадим слово этим самым первобытным людям:

5wPuPf0OZNEmCGQSTUu83epYGKf8tT9.png

Площадь обозначается заглавной буквой «S». Единицами измерения площади могут быть: миллиметры, сантиметры, метры, дециметры и километры, но обязательно квадратные. Еще площадь, например, поля можно измерить гектарами и арами.

Для каждой фигуры существует своя формула расчета площади. Вот основные из них:

текст при наведении

Бояться и боятся – слово одно и то же, глагол возвратный (есть постфикс -СЯ), но в разных формах. В произношении их концовок -ТЬСЯ / -ТСЯ нет никакой разницы ([ЦА], так они звучат), и сей факт никому не позволяет на слух распознать, где -ТЬСЯ, а где -ТСЯ.

Бояться – инфинитив, форма, называемая неопределённой, ибо в ней глагольные непостоянные признаки отсутствуют. Именно инфинитив считается начальной формой глагола.

К словам-глаголам в данной форме нас с начальных классов учат задавать вопросы что делать? (пугаться, клониться, собираться) и что сделать? (испугаться, склониться, собраться). Обратим внимание на весьма существенную деталь: вопросы инфинитива заканчиваются Ь – мягким знаком, а потому попросту частенько говорят так: «В вопросе пишем Ь – в глаголе следует о нём тоже не забыть, он оканчивается на -ТЬСЯ». Конечно, подобное объяснение чисто разговорного плана, а ответы учащихся на уроках должны быть выстроены в научном или научно-популярном стиле, поэтому корректно вот такое пояснение:

m18SgcCfHDQnD0DsjymCbc5tskuHhwuJ.png

Интересующая нас словоформа бояться как раз на вопрос что делать? отвечает, следовательно, это форма неопределённая и обойтись в ней без Ь перед постфиксом никак нельзя.

Боятся – форма иная, в ней присутствуют 4 возможных непостоянных признака (из 5), но для нас сейчас важен один – лицо, оно 3-е.

К глаголам, стоящим в сей форме, нас тоже с начальных классов учат задавать соответствующие форме вопросы – что делает? / что делают? (пугается / пугаются, клонится / клонятся, собирается / собираются) и что сделает? / что сделают? (испугается / испугаются, склонится / склонятся, соберётся / соберутся). Здесь тоже обратим внимание на важную деталь: вопросы к 3-му лицу не содержат Ь, поэтому опять же в разговорном стиле правило излагают так: «В вопросе Ь нет – нет его и в глаголе, пишем -ТСЯ». Переведём данный ответ на уровень учащихся средних классов – получится так:

AxyhS4WrPVp5FHWpttYNIoqv9sd2VVi.png

Боятся – что делают? – 3-е лицо, выбираем написание -ТСЯ.

Самый широкий пролив в мире — это пролив Дрейка. В самой узкой части он насчитывает около 820 километров.

Он находится между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетлендскими островами, и соединяет два океана — Атлантический и Тихий.

Хотя пролив назван именем Дрейка, по факту его открыл испанец Франсиско Осис, но по каким-то обстоятельствам это осталось незамеченным.

Еще пролив Дрейка знаменит своими самыми сильными штормами на планете — волны при этом достигают 15 метров.

текст при наведении

Царевна-лягушка (русская народная сказка) представляет собой волшебное сказание о мудрости и взаимопомощи.

  1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)?

Сказка очень красивая. Она относится к жанру волшебных. Это можно понять по превращениям лягушки в Василису премудрую, по фантастическому миру, в котором есть Баба Яга и Кощей Бессмертный. Главными героями в сказке выступают Иван-царевич и Василиса премудрая, поэтому она не о животных.

Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.

В русской народной сказке «Царевна лягушка» есть все особенности русских народных сказок, кроме присказки.

  • Начинается волшебная история с зачина – «В некотором царстве, в некотором государстве… Младшего звали Иван-царевич»
  • Концовка – «И стали они жить дружно, в любви и согласии»
  • Повторы – жил-был, лягушка-квакушка, подумал-подумал, спать-почивать, коротко ли, близко ли, далеко ли, шел-шел, избушка-избушка.
  • Постоянные эпитеты – утро вечера мудренее, обернулась «красной девицей», ткать да вышивать, добрый молодец, путь держишь, буйну голову.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) читается и рассказывается очень легко, на одном дыхании.

  1. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

Главные герои сказки – Иван-царевич, Царевна-лягушка.

Сказка называется Царевна-лягушка, потому что Иван на протяжении половины сказки боролся за нее. Сначала Царевна-лягушка выручала Ивана-царевича, а потом он спасал ее от отца – Кощея.

Еще сказка так называется, потому что отлично передает смысл – жена царевича оборачивалась лягушкой. Если бы она называлась – Иван-царевич, смысл был бы не ясен.

  1. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу?

Жены других сыновей царя и Василиса Премудрая выполняют такие задания:

  • сначала пекут каравай;
  • затем ткут ковер;
  • напоследок танцуют.

Царь оценивает все результаты стараний жены старшего брата довольно скверно – каравай отдает псам, говорит что ее ковром только коней покрывать.

О каравае жены среднего сына он отзывается тоже не очень лестно – говорит, что такой хлеб едят только во время голодовки. Ковер ее отправляет постелить около ворот.

Про деяния же Василисы Премудрой царь отзывается очень хорошо – говорит, что ее каравай нужно подавать в честь большого праздника, а ковер стелить в царских покоях.

Когда танцует Василиса премудрая, все удивляются ее красоте и волшебству – она создает озеро и лебедей. Другие жены царевичей только смешат публику, потому что бездумно повторяют за Василисой.

Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

Эпизод:

«Услышали гости, как гром гремит и замок царский трясется. Перепугались все, не поймут, что происходит. Говорит им Иван-царевич: не пугайтесь, гости дорогие, это моя лягушонка в коробчонке едет.

Встали гости из-за столов и смотрят в окно. А там подъезжает карета, расписанная золотом, и из нее выходит девица невиданной красы. А сама светится, как солнце. Все не могут слова проронить, дивятся красоте ее.

Василиса берет Ивана-царевича под руки и идет с ним на пир».

Пир был веселым, громким. Жены царевичей повторяли все действия за Василисой Премудрой, поэтому потом и опозорились.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) учит думать своей головой.

  1. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших народных сказок. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки — ритмичное, складное, как стихотворение:

Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт,
где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут,
где кольнёт третий — птицы летят…

Пример особого склада сказки:

«Ах, Иван Царевич, да что же ты наделал? Зачем спалил мою лягушечью кожу?… Теперь ищи меня за тридевять земель, в тридевятом царстве в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, три железных хлеба изгрызешь, только тогда отыщешь меня».

Этот отрывок показывает, что царевичу придется столкнуться с большими трудностями. Много времени пройдет, прежде чем он встретится вновь со своей женой.

Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

Существует еще вариант Аникина.

В нем Василиса премудрая оборачивается не лебедем, а кукушкой. Изменен и порядок заданий от царя. Сначала он приказывает женам своих сыновей сшить рубашку, а затем только испечь каравай. Отличается в этом варианте зачин и концовка.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет множество вариантов, но суть ее неизменна

  1. Сказка — это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»?

Необыкновенные события в сказке связаны с новыми знакомыми Ивана-царевича. Сначала он встречает говорящую лягушку, затем мудрого старика, бабу ягу, разумных лесных и морских существ.

Основное приключение выпадает на долю Ивана-царевича. Он ищет свою жену в тридевятом царстве в тысячах верст от своего дома. Много времени проходит, прежде чем он находит способ ее освободить. Ему приходится убить Кощея бессмертного.

Кто помогал Ивану-царевичу? Почему?

Ивану помогал старик, потому что он был добрым и мудрым.

Баба Яга могла помогать царевичу по разным причинам – от скуки (от лежания на печи у нее нос в потолок врос), по доброте, потому что сама боялась Кощея Бессмертного.

Медведь, заяц, селезень и щука помогали царевичу, потому что он их пощадил – не стал убивать, чтобы поесть.

За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

Кощей разгневался на свою дочь, потому что она выросла хитрей-мудрей него.

  1. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор?

Путь был долгим, потому что Ивану пришлось идти в тридесятое царство, за тридевять земель. Еще он не знал точно, где находит Василиса Премудрая. Автор хотел показать этим, что своего счастья нужно добиваться долго и упорно. Как гласит русская пословица – под лежачий камень вода не течет.

Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках.

Ивану царевичу помогали:

  • Старик – он дал царевичу клубок, который его вел в лес Кощея Бессмертного.
  • Баба яга – у нее Иван поел и в бане помылся, а еще узнал, как убить Кощея Бессмертного.
  • Животные – они ловили других животных, которых нужно было поймать, чтобы убить Кощея.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет глубокий смысл и интересный сюжет.

Источник: Вопросы по сказке Царевна-лягушка

  • Жанровые особенности волшебных сказок сказочное пространство и время
  • Жанровые особенности былины былина сказка и предание сравнительный аспект
  • Жанровое своеобразие тематика и проблематика сказок салтыкова щедрина кратко
  • Жанровое своеобразие сказок салтыкова щедрина своеобразие тематика и проблематика
  • Жанр рассказа медной горы хозяйка