Жанровые особенности сказки мороз иванович


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Владимир Фёдорович Одоевский — знаменитый русский писатель эпохи романтизма, основоположник русского музыкознания. Владимир родился 13 августа в 1803 году. Владимир стал последним представителем рода Одоевских, предков знаменитых Рюриковичей. Он считал народное просвещение одной из важнейших задач современности. [1] Хочу подчеркнуть, что Одоевский является основоположником сельской начальной школы в России.

Вклад Одоевского в детскую литературу очень значительный. В. Одоевский создал сборник прекрасных «Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней — это его псевдоним, как писателя), которые заслужили большую популярность среди детей.

Одна из сказок, которая с успехом вошла в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея” это сказка «Мороз Иванович». Она является замечательным образцом русской авторской сказки. Эта сказка считается одним из самых лучших его произведений. Хоть сказка и написана практически 200 лет назад, она и по сей день приходится по нраву юным читателям.

Сказка « Мороз Иванович » впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского « Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому. Эта сказка создает для детей яркие образы, которые могут их мотивировать. Автор, сочиняя эту сказку, вложил самого себя в этот труд. Автору удалось добиться, чтобы читатель воспринял его “Мороза” как волшебную историю. [4]

Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены». [3]

Автор при написании своей сказки использует известный приём жанра – принцип художественного противопоставления. [4] Все в этой сказке держится на нём. Имена главных героев и их действия, также их поступки и речь – проще говоря вся их жизнь.

По своей композиции сказка написана по традициям устного народного эпоса. Этот стиль повествования довольно мистичен. Эпос задевает самые скрытые уголки души. Сказка «Мороз Иванович» начинается с присказки: доброй и поучительной пословицы. Одоевский таким образом доносит до своих читателей мысль, которая гласит: «Даром нам, без труда, не дается ничего». [3]

Внимание читателя, увидевшего присказку, далее привлекает следующий элемент композиции — зачин: говорится, что в доме живут две девочки — Рукодельница, да Ленивица, и при них нянюшка. Таким образом создается видимость событий, которые уже произошли. Также читателя сразу понимает, что основой повествования станет противопоставление. [3]

Далее происходит завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. [3] А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала, – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».

Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она также хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой. [3]

Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.

Развязка происходит когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.

Одним из главных персонажей является Рукодельница. Она маленького роста, голубоглазая, светловолосая и стройная. Приветливая, добрая, уважительная и умная девочка. Также её можно охарактеризовать, как самостоятельную и трудолюбивую девочку,она уделяет внимание окружающим и заботится о них, почтительна к взрослым. Девочка очень позитивна и удачлива. И даже когда в её жизни появляются сложные испытания, она добивается того, что весь мир готов ей помогать и сочувствовать. Необычные волшебные предметы становятся ее союзниками, это показывает детям, что нужно себя вести также, как Рукодельница. Она становится для них примером. Так как встреча девочки с волшебными предметами помогает раскрыть её доброжелательность и трудолюбие. Успешное выполнение испытаний Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. У Рукодельницы мелодичный и тихий голос, она произносит слова отчетливо.

Ленивица же наоборот любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый, говорит невнятно, может шепелявить. Ленивица завидует Рукодельнице («…не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей…получить хотелось…»). Также она неряшливая, невнимательная, себялюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу, пирожку и наливным яблочкам. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.

Третьим главным и в то же время волшебным героем является Мороз Иванович. Он олицетворяет зимние явления. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Внешне он выглядит как седой дедушка с бородой. Под его присмотром находится природа. Он заботится об урожае. В общении он прости вежлив. Грубого слова от него никогда не услышишь. Мороз Иванович щедр, но и вполне справедлив. Это мудрый человек с чувством юмора, добрый и сам ценит добро. Живёт Мороз Иванович в доме изо льда, спит на перине из снега. Под этой периной у него зелёная травка. Которую он до весны бережёт. Зимой Мороз Иванович в окна домов стучится, чтобы люди не забывали печей топить, трубы вовремя закрывать, и самое главное другим помогать. Рукодельница видит Мороза Ивановича как доброго и приветливого старичка. А Ленивица видит его как злого и сердитого старика. Он награждает за труд и прилежание, наказывает за лень и грубость.

Художественное время и пространство замкнуто, все действие происходит в пределах сюжета. Волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.

Сказка «Мороз Иванович» очень поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Здесь заметно отношение автора к происходящим событиям. Например: при рассказе приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, а при похождениях Ленивицы — незлая ирония и осуждение. Автор удивляет нас своим живописным описанием мест действия. Он показывает читателям красочный ледяной дом, где работница должна была три дня пробыть в услужении у Повелителя Зимы. [3]

В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала — сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.). [3]

Я считаю, что автор сказки “Мороз Иванович” сумел красочно показать, пользуясь яркой народной лексикой, читателям, что труд украшает человека. И в то же время Одоевским в этой сказке развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная и злая Ленивица. Автор показывает, что такой она стала, именно потакая своей лени.

Список литературы:

1. Владимир Федорович Одоевский [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5837452/page:12/.

2. Владимир Одоевский, Сказка «Мороз Иванович» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ejjjka.livejournal.com/143474.html.

3. Народная сказка «Мороз Иванович»: цитатный план, описание, герои. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fb.ru/article/218185/narodnaya-skazka-moroz-ivanovich-tsitatnyiy-plan-opisanie-geroi.

4. Мороз Иванович [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsc.1september.ru/1999/47/no47_1.htm.

Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». (Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.)

Упражнение в употреблении имен прилагательных при составлении характеристик главных героев сказки. Составление описания.

Цели:

1) познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского;

совершенствовать умение анализировать художественное произведение;

выявить жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»;

учить создавать словесные картины к прочитанному;

2) развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;

обогащать словарный запас;

отрабатывать орфографические знания:  родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные;

3) воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;

Ход урока.

  1. Организационный момент (психологический тренинг)

— «Солнце воскликнуло: «Здравствуйте все!»-

«Здравствуйте все!»- прозвучало с небес.

В мире так много откроешь чудес,

Если сумеешь пораньше проснуться!»

— Я рада вас всех видеть.

— Доброе утро, ребята!

     II. Упражнение, направленное на развитие правильности восприятия и понимания текста. 

(Отрывок из русской народной сказки «Морозко»).

— Перед вами лежит текст (отдельные буквы, окончания, части слов закрашены белым цветом).

— Воспроизведите текст полностью

— Прочитайте текст глазами. Прочитайте вполголоса своему товарищу (у учащихся на столах карточки с текстом).

(Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой).

Поехал старик … лес, доезжа.. до того места, — … большою ел…ю сидит его дочь, весел…, румян…, в собольей шубе, вся в золоте, .. серебре, и около — коро… с богатыми п…дарками.

Ст..рик обрадова…, положил все добро в сани, посадил дочь, пове.. домой.

— Кто догадался, из какого произведения этот отрывок? (Из русской народной сказки «Морозко»).

— Объясните, почему сказка называется народной? (Сочинил народ, передавал из уст в уста).

— Какие виды сказок вы знаете? Заполните схему.

(На доске появляется схема:

СКАЗКИ

                                                        НАРОДНЫЕ

                        ВОЛШЕБНЫЕ                БЫТОВЫЕ                О ЖИВОТНЫХ

— К какому виду сказок относится сказка «Морозко»? (волшебная сказка)

— Давайте вспомним, что характерно для волшебных сказок?

  • Присказка
  • Наличие чудес, волшебства
  • Троекратное повторение
  • Конец: Добро побеждает зло.

— Какие черты волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?

(чудо: падчерица сидела под большою елью вся в золоте, в серебре и около короб с богатыми подарками).

III. Сообщение темы и цели урока.

— Откройте учебники на странице 169.

— Прочитайте название раздела. (Литературные сказки).

-Просмотрите сказки, которые мы будем изучать в этом разделе?

— Как вы думаете, чем отличается литературная сказка от народной? (Литературными сказки называются так, потому что они написаны писателями. Иногда писатели обрабатывают народные сказки и они становятся литературными).

— Так произошло и со сказкой «Мороз Иванович», которую писатель В.Ф. Одоевский написал на основе русской народной сказки «Морозко».

Цель урока: вот сегодня, ребята, мы начнем читать сказку «Мороз Иванович» и попробуем ее сравнить с русской народной сказкой «Морозко»: что общего? Чем они отличаются? Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?

IV. Работа над новым материалом.

1.

— Можно ли сразу определить вид сказки?

— Прежде чем начать читать, я хотела бы обратить ваше внимание на иллюстрацию, которая дана на странице 173.

— Рассмотрите иллюстрацию.  (работа по иллюстрации)

— Для работы над сказками нам пригодится схема- план:

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

2. Какие персонажи помогают главным героям?

3. Волшебные предметы

4. Чудеса, превращения.

5. Троекратность (повторы)

6. Автор сказки

7. Твой любимый герой

2. Работа над сказкой.

2.1. Чтение первой части.

(Учитель читает часть сказки, дети глазами следят).

— Подумайте, как можно озаглавить данную часть.(Жизнь Рукодельницы и Ленивицы. В одном доме жили. Знакомство с Ленивицей и Рукодельницей).

В одном доме жили Рукодельница да Ленивица.

В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

 А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка ,надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?» Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать; сколько прилетело да сколько улетело; Как всех пересчитает Ленивица, так ужи не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку да спать не хочется; ей бы покушать да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

 Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить, да еще рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер день прошел.

— Что вы заметили в этих сказках? (в сказке «Мороз Иванович» у девочек есть имена, которые характеризуют самих девочек).

3. Класс делится на 2 группы.

1 группа. Представьте Рукодельницу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.

Сравнить с падчерицей.

2 группа. Представьте Ленивицу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.

Сравнить с родной дочерью.

4. Заполнение таблицы (работа в паре).

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

2.2. Чтение второй части.

(Читают подготовленные дети).

В колодце.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница, да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

— Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай.

Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет!

Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху.

Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

— Мы, яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой от волос иней сыплется, духом дохнет — валит густой пар.

— А! сказал он. Здорово, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

Знаю я, зачем ты пришла, говорит Мороз Иванович, ты ведерко в мой студенец (колодец) опустила; отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, прибавил Мороз Иванович, мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

2.3. Работа над второй частью, анализ.

— Как можно озаглавить вторую часть? Ваши варианты.

— А теперь подумайте, какой пункт нашей таблицы мы сейчас можем заполнить?

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

2. Какие персонажи помогают главным героям?

3. Волшебные предметы

1. Морозко.

  1. Студенец.
  2. Печка.
  3. Дерево с золотыми яблоками.
  4. Мороз Иванович.

V. Итог урока.

-Можно ли сейчас определить вид данной сказки?

— Вот об этом мы с вами узнаем на следующем уроке.

— Сегодня вы все хорошо потрудились.

VI. Домашнее задание.

Изобразить любой эпизод (из прочитанного) сказки.

Подготовить описание Рукодельницы и Ленивицы от своего лица (творческая работа: войти в образ).

Урок литературного чтения (2 урок)

Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». (Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.) Упражнение в употреблении имен прилагательных при составлении характеристик главных героев сказки. Составление описания.

Цели:

познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского;

совершенствовать умение анализировать художественное произведение;

выявить жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»;

учить создавать словесные картины к прочитанному;

развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;

обогащать словарный запас;

повторить орфографические знания:  родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные;

воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;

Ход урока.

  1. Организационный момент (психологический тренинг).

— «Солнце воскликнуло: «Здравствуйте все!»-

«Здравствуйте все!»- прозвучало с небес.

В мире так много откроешь чудес,

Если сумеешь пораньше проснуться!»

— Я рада вас всех видеть.

— Доброе утро, ребята!

II. Проверка домашнего задания.

(Дети выступаю в образе Рукодельницы и Ленивицы).

— Ребята, а какой образ вам больше хотелось «примерить» на себя? (Рукодельницы)

III. Постановка темы и цели урока.

— Давайте поставим вопросы, на которые мы сегодня должны найти ответы?

1. К какому виду сказок относится сказка «Мороз Иванович»?

2. Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?

Цель урока: вот сегодня, ребята, мы закончим чтение сказки «Мороз Иванович» и ее сравнение с русской народной сказкой «Морозко»; выясним, что же такого нового и интересного открыл нам В.Ф. Одоевский.

IV. Работа над новым материалом.

  1. Чтение 3-й части сказки учителем (дети следят глазами).

— Подумайте, как можно озаглавить данную часть.

Рукодельница послушалась… Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделал был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки     окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби белье полощут: и холодно, и ветер в лицо, и белье замерзает, колом стоит, а делать нечего работают бедные люди.

Дом Мороз Ивановича.

  1. Работа над 4 частью.

— Подумайте, как можно озаглавить эту часть?

Диковинки Мороз Ивановича.

Ничего, сказал Мороз Иванович, только снегом пальцы потри, так и отойдут, не от знобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки.

Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зеленая травка. Рукодельнице стало жалко бедной травки.

— Вот ты говоришь, сказала она, что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь?

— Не выпускаю потому, что еще не время, еще трава в силу не вошла Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь.

— Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, сказала Рукодельница, зачем ты в колодце-то сидишь?

— Я затем в колодце сижу, что весна подходит, сказал Мороз Иванович. Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студеная, хоть посреди самого жаркого лета.

— А зачем ты, Мороз Иванович, спросила Рукодельница, зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?

— А я затем в окошки стучусь, отвечал Мороз Иванович, чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем еще я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали.

— Ребята, что вы заметили в этой части? (Рукодельница три раза задает вопросы).

— Давайте попробуем заполнить таблицу.

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

2. Какие персонажи помогают главным героям?

3. Волшебные предметы

1. Морозко.

  1. Студенец.
  2. Печка.
  3. Дерево с золотыми яблоками.
  4. Мороз Иванович.

4. Чудеса, превращения.

5. Троекратность (повторы)

Морозко три раза задавал вопросы.

  1. Три дня послужи.
  2. Диковинки Мороза Ивановича.

— Ребята, а какие вопросы задает Рукодельница?

— Прочитаем первый вопрос.

-Как Мороз Иванович отвечает?

— Имеет ли это место в нашей жизни? То есть что можно сказать, это не вымысел, то научный факт.

— Читаем второй вопрос.

— Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.

— Читаем третий вопрос.

— Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.

— Какую информацию сообщает нам автор сказки? (научную).

— В какой части нам встретилась еще научная информация? (в первой: фильтрование воды).

  1. Работа над 5 частью.

(Чтение хорошо подготовленных детей).

— Подумайте, о чем идет речь в этой части? (Служба у Мороз Ивановича. Награда для Рукодельницы).

Награда для Рукодельницы.

Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке, да и лег почивать на свою снежную постель.

Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала.

Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.

 Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня.

На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице:

— Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик косыночку закалывать.

Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет Божий.

4. Работа над 6 частью.

— Подумайте, о чем идет речь?

— Как можно озаглавить эту часть? (Возвращение домой).

Возвращение домой.

Только что она стала подходить к дому, как петух, ф которого она всегда кормила, увидел ее, обрадовался, взлетел на забор и закричал:

 Кукареку, кукарекИ! У Рукодельницы в ведерке пятаки!

Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом примолвила:

— Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают! Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да белье штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.

V. Обобщение.

— Что нового внес в сказку В.Ф. Одоевский?

— Какую информацию несет эта сказка? (научную)

— Давайте попробуем определить вид этой сказки.

— Так как это сказка художественная и несет научную информацию, если объединить эти два слова , то получится: научно- художественная сказка.

— Заполнение таблицы:

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

Морозко

Мороз Иванович

2. Какие персонажи помогают главным героям?

Морозко

Мороз Иванович

3. Волшебные предметы

1. Морозко.

  1. Студенец.
  2. Печка.
  3. Дерево с золотыми яблоками.
  4. Мороз Иванович.

4. Чудеса, превращения.

Падчерица- панья

Пирожок говорит

Яблоня говорит.

5. Троекратность (повторы)

Морозко три раза задавал вопросы.

  1. Три дня послужи.
  2. Диковинки Мороза Ивановича.

6. Автор сказки

Народ

В.Ф. Одоевский

7. Твой любимый герой

***

Дочь и падчерица – героини сказки. Главный герой – Морозко.

 Падчерицу Мачеха заставляла все делать.

 Морозко одарил девочку сундуком с богатством.

Героини – рукодельница да ленивица.

 Главный герой – Мороз Иванович.

 Есть героиня – нянюшка. Автор много говорит о трудолюбии девочки-рукодельницы. Ее никто не заставлял работать, она сама искала дело. Девочка много беседует с Морозом Ивановичем.

 Он одарил девочку ведерком с серебром и бриллиантиком. М.И. в речи употребляет пословицы, поговорки.

Вывод: В.Ф. Одоевский у твердил в литературе для детей новый вид научно- художественной сказки.

VI. Подведение итога урока.

— Заполните схему:

                                СКАЗКИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ                                        НАРОДНЫЕ

НАУЧНО- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СКАЗКА                    ВОЛШЕБНАЯ         БЫТОВАЯ          О ЖИВОТНЫХ

VII. Домашнее задание.

Закончить чтение сказки самостоятельно, подумать, на какие части можно разделить. Подобрать пословицы о труде.

Тема урока: В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение
народной и литературной сказки.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели:

-обучающие: познакомятся с авторской сказкой В. Ф.
Одоевского;

научатся называть
специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль
произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на
основе его намерений и поступков; осознают сущность и значение литературных
сказок как части русской национальной культуры;

-развивающие:
оценивают
поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с
точки зрения моральных ценностей

-воспитательные:
выбирают
вместе (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно (в паре)
критерии оценивания результатов; анализируют причины успеха/неуспеха с помощью
оценочных шкал и знаковой системы;

Оборудование и
ресурсное обеспечение:
учебник «Литературное чтение», портрет и книги В. Одоевского, картинки с изображением Мороза Ивановича, Рукодельницы,
Ленивицы, карточки со словами-прилагательными, характеризующими героев сказки (ленивая,
добрый, грубая, мудрый, состариться, справедливая, трудолюбивая, руки золотые,
добрая).

Этап
урока

Содержание
педагогического взаимодействия

Формируемые
УУД

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

– Здравствуйте, ребята! Просыпается
солнышко, оно улыбается вам. Улыбнитесь и вы ему, друг другу и мне. С какой
песни вы бы начали наш сегодняшний урок? Почему?

Психологически
настраиваются на урок. Показывают

готовность к уроку. Приветствуют учителя

Личностные УУД:
формирование положительного эмоционального настроя, вежливого общения

Коммуникативные УУД:
взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД
прогнозирование результата и уровня усвоения материала.

Актуализация
знаний, постановка учебной задачи

– Прочитайте
эпиграф: «Нам даром, без труда ничего не даётся, недаром исстари пословица
ведётся».

– О чём эти
слова?

– Прочитайте
пословицы, записанные на доске:

Хочешь есть
калачи – не сиди на печи.

У ленивой пряхи
нет для себя рубахи.

– Как вы
понимаете эти пословицы? Объясните их смысл.

– Эти пословицы
сегодня нам помогут.

– Сегодня мы
будем читать произведение этого писателя.

– Посмотрите на
его портрет. Может быть, кто-нибудь знает его имя?

– Прочитайте на
доске, как его зовут.

– Рассмотрите
внимательно портрет. Попробуйте на основе своих впечатлений описать, каким вы
себе представляете этого человека в жизни?

– Вспомните,
какие русские народные сказки мы читали.

– Почему эти
сказки называются народными?

– Есть ли у них
автор?

– Какие сказки
мы называем авторскими или литературными?

– Сегодня на
уроке мы увидим, как рождается авторская сказка из народной. Постараемся
увидеть, чем они похожи и чем отличаются.

– Прочитайте
пословицы и поговорки. О чём в них говорится?

1) Два друга –
он да вьюга.

2) Он и железо
рвёт, и на лету птицу бьёт.

3) Он ленивого
за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

На доске
открывается название сказки: «Мороз Иванович».

– Откройте
учебники на с. 196. Что написано перед названием сказки?

– Как называется такая сказка?

–Как вы думаете, что это за герой? Каким
вы его себе представляете?

Читают
эпиграф, записанный на доске.

Отвечают на
вопросы учителя, рассуждают.

Эти сказки
создаются  народом. У них нет конкретного автора.

Сказки, которые
создали писатели.

В этих
пословицах и поговорках говорится о мороз.

Фамилия автора.
Такая сказка называется авторской.

Словесное рисование, представление
героя.

Личностные УУД:
развитие интеллектуальных и творческих способностей, принятие учебной задачи;
осуществляют логические действия.

Познавательные УУД:
проявление способности
к преобразованию,
сохранению и
передаче информации

Коммуникативные
УУД
: проявление способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме

Регулятивные УУД: определение цели деятельности;
умение слушать.

Постановка
учебной задачи

– Какие
прочитанные произведения о Морозе вы помните?

– Сегодня мы познакомимся со
сказкой «Мороз Иванович». Написал её Владимир Фёдорович Одоевский
(1803–1869).

Предлагает послушать рассказ о
биографии В. Ф. Одоевского.

Стихотворение
Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…», русская народная сказка
«Морозко».

Внимательно
слушают.

Личностные УУД:
Умеют внимательно слушать

Познавательные УУД:
формируют навыки по анализу и синтеза материала

Коммуникативные УУД:
Высказывают и аргументируют свое мнение

Регулятивные
УУД
Осуществляют
контроль и оценку учебных действий.

Физкультминутка

Сказка даст нам
отдохнуть,          Раз, два, три, четыре, пять

Отдохнем – и
снова в путь!                Повторите-ка опять;

Рукодельницы
слова:                    Раз, два, три, четыре, пять

– Чтоб была
спина пряма,              Спинке надо ровной стать!

Поднимайтесь на
носочки,            Дала нам сказка отдохнуть!

Словно тянетесь
к цветочкам.                Отдохнули? Снова в путь!

Выполняют
физкультминутку

Выполняют физкультминутку
согласно инструкции учителя

Первичное закрепление

– Сегодня мы
вспомним русскую народную сказку «Морозко». Какая это сказка?

– Сейчас мы
ознакомимся со сказкой, которую написал В. Ф. Одоевский, – «Мороз Иванович».

– Есть ли в сказке
зачин?

– Отличается ли
он от народной сказки?

– Как звали
девочек?

– Почему автор
их так назвал?

– Говорят ли
имена девочек об их делах? Что означают слова «Рукодельница», «Ленивица»?

– Почему
Ленивице всегда было скучно?

– Какая беда
случилась с Рукодельницей?

– Кто ей
встретился в волшебном колодце и о чём её попросил?

– Как вы
думаете, почему Мороз Иванович живёт в колодце?

– На каких
условиях Рукодельница смогла бы получить ведро обратно?

– Какая у него
была перина?

– Легко ли было девочке
взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?

– Сколько
вопросов задала девочка старику?

– Какие вопросы
Рукодельница задавала старику?

– Что он ей
отвечал?

– Чем занималась
Рукодельница у Мороза Ивановича?

– Как он её за
это отблагодарил?

– Зачем решили
отправить Ленивицу к Морозу?

– Хотелось ли
Ленивице идти на работу к старику?

– Что она
ответила печке, когда оказалась в колодце? Яблоне?

– Как её
встретил Мороз?

– Чем Мороз
наградил Ленивицу за работу?

– Одинаково ли
автор относится к героиням сказки? Можно ли по их именам определить отношение
Одоевского к своим героиням?

– Прочитайте,
как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу.

– Что наказывала
нянюшка Ленивице?

Предлагает
прочитать отрывок со слов: «Вот, по примеру Рукодельницы…» до слов: «Старик в
самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил…».

– Отметьте со с.
205–206 все слова Мороза Ивановича и прочитайте их.

– В каких словах
выражена главная мысль сказки?

Народная. У неё
нет автора.

Учитель и хорошо
подготовленные учащиеся читают первую часть до слов «Так прожила Рукодель-

ница…».

Рукодельница и
Ленивица.

В слове
«Рукодельница» два корня: -рук- и -дел-,
то есть «всё умеет делать руками». А «Ленивица» –

от слова «лень».

 Она пошла за
водой к колодцу, а верёвка оборвалась, ведро упало в колодец.

Пирожок попросил
достать его из печки.

Яблочки на
яблоньке попросили их потрясти.

 За него она
должна была три дня прослужить Морозу Ивановичу.

 Руки её
окостенели и пальчики побелели.

Три вопроса. Про
зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.

 Одоевский даёт
своим героиням не обычные имена, а имена-характеристики, похожие на прозвища,
сразу настраивая читателя на определённый лад. Перед нами просто дети с
разными характерами – Рукодельница и Ленивица.

Выполняют
задания, отвечают на вопросы.

 Какова твоя
работа, такова и награда.

Личностные УУД:
формирование устойчивого интереса к предмету;
.
владеют навыками осознанного и выразительного чтения.

Познавательные УУД:
применение теоретического материала на практике

Коммуникативные УУД:
формулировать понятные для
партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать
на вопросы других, обосновывать свою точку зрения

Регулятивные УУД:
формирование навыков по самооценке, планирование результатов деятельности

Закрепление

– Чем отличаются
герои сказок?

Сравнивает
ответы учащихся и делает вывод.
Вывод: в авторской сказке у девочек есть имена, ярче описаны их дела по дому.
Мороза Ивановича легче представить: есть его описание. Разговаривают пирожок

и яблочки. Есть
поучительный разговор Мороза Ивановича и Рукодельницы.

– Сравните двух
героинь сказки. Вам поможет задание в рабочей тетради на с. 47.

Проверяет
выполненное задание:

Рукодельница:
трудолюбива, добра, почтительна, скромна.

Ленивица:
ленива, зла, неуважительна, груба, спесива (надменна, высокомерна).

Вывод: автор
противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём
контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро, как и в народной сказке
«Морозко».

– Соберите
пословицы:

Что посеешь…    …такова
и награда.

Какова работа…
                …то и пожнёшь.

Мало хотеть…   …не
жди добра.

Что испёк…        …надо
уметь.

Сделав худо…   …
то и кушай.

– Как вы
понимаете значение этих пословиц?

– Какие
пословицы подходят к сказке «Мороз Иванович»?

– Ради чего
Одоевский написал для нас эту сказку?

– Что могло
послужить поводом для рождения этого произведения?

Отвечают на
вопрос.

Выполняют
задания,

отвечают на
вопросы

Домашнее
задание

1. Рабочая
тетрадь, с. 48–49 (составить план сказки).

2. Выделить
самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить
пересказ этого эпизода.

3. Нарисовать
дом Мороза Ивановича, таким, каким как он описан в сказке

Внимательно
слушают, задают уточняющие вопросы

Рефлексия

– К какому жанру
относится это произведение? Почему?

– К какому виду
относится эта сказка?

– Чем отличаются
герои сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»?

– Чем отличается
язык сказок?

– Как называются
сказки, у которых есть автор?

– Хотите ли вы
ещё читать сказки?

– На следующем
уроке мы продолжим изучение этого жанра.

– Всё в сказке
Владимира Одоевского «Мороз Иванович» держится на противопоставлении:
противопоставляются имена и действия героев, их поступки, речь – то есть вся
их жизнь. В этой борьбе добра и зла побеждает добро.

– Чему же учит
эта сказка? В чём её мудрость?

– Кого вам больше
всего жаль в этой сказке? Почему?

– За кого вы
больше всего радовались? Переживали?

– Встречались ли
вам в жизни подобные истории? А люди, похожие на Ленивицу

и Рукодельницу?

– Справедливо ли
была вознаграждена Рукодельница? А наказана Ленивица?

– Что вам
помогли открыть в самих себе герои этой сказки?

– Адресуя свои
сказки детям, Одоевский стремился, чтобы в них как можно чаще встречались
доброта, а не жестокость; красота, а не безобразное уродство.

– А сейчас
выберите и поднимите соответствующий смайлик:

 – всё
понравилось на уроке и всё удалось

 – всё
понравилось, но что-то не удалось

 – всё удалось,
но что-то не понравилось

Делают выводы и
обобщения.

Осуществляют
самоанализ учебной деятельности

Личностные УУД:
формирование устойчивого интереса к предмету

Коммуникативные УУД:
формулировать понятные для
партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать
на вопросы других, обосновывать свою точку зрения

Регулятивные УУД
оценивать результаты деятельности
( своей- чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (
этапа) в сотрудничестве с учителем

Литературное чтение, 3 класс

Урок 30 В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» 1 часть

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Народная и литературная сказки
  2. Биография В.Ф. Одоевского
  3. Творчество В. Ф. Одоевского

Глоссарий

Сказка – это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Присказка – это разновидность прибаутки, добавляя-мой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки

Тема – предмет изображения в произведении

Идея – это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения

Проблема – вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении

Ключевые слова

Народная сказка, литературная сказка; тема; идея; проблема произведения

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013

А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001

Мы узнаем об особенностях народной и литературной сказок

Научимся определять нравственный смысл сказок

Сможем дать характеристики героям сказок

Основное содержание урока

Сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки переда-ютясь из уст в уста от поколения к поколению, и первоначальный автор никому не известен.

Значит, сказка «Морозко» — народная, а «Мороз Иванович» — литературная, которую написал В.Ф. Одоевский

Владимир Фёдорович Одоевский – русский писатель, философ и музыкальный критик.

Родился Владимир 13 августа 1803 года. Он был последним потомком княжеского рода. Отец Фёдор Сергеевич был внуком князя Одоевского. Мать, Екатерина Алексеевна происходила из крепостной семьи.

Интерес к литературе появился у Владимира ещё в раннем детстве. Уже тогда мальчик твёрдо знал, что его истинное призвание – писатель.

В 1822 году Владимир Фёдорович успешно окончил Московский университетский пансион.

Одоевский свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками.

Владимир Фёдорович дружил с Пушкиным, Крыловым, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем.

Уже в 1820 году публикует свои первые произведения в журнале «Вестник Европы».

Современным читателям Одоевский известен прежде всего, как автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович». Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей.

Сказка «Мороз Иванович» впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому. 

Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены.»

Внимание читателя, увидевшего присказку, далее привлекает следующий элемент композиции — зачин: говорится, что в доме живут две девочки — Рукодельница, да Ленивица, и при них нянюшка. Таким образом, читатель сразу понимает, что основой повествования станет противопоставление.

Далее завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. «А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала», – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».

Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой.

Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.

Развязка происходит, когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься, и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.

Рукодельница представляется читателю маленького роста, голубоглазая, светловолосая и стройная. По характеру -приветливая, добрая, уважительная и умная девочка. Также её можно охарактеризовать, как самостоятельную и трудолюбивую, она уделяет внимание окружающим и заботится о них, почтительна к взрослым. Девочка очень позитивна и удачлива. И даже когда в её жизни появляются сложные испытания, она добивается того, что весь мир готов ей помогать и сочувствовать. Так встреча девочки с волшебными предметами помогает раскрыть её доброжелательность и трудолюбие. Успешное выполнение испытаний Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. Юля передала мелодичный и тихий голос Рукодельницы.

Ленивица же, наоборот, любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый. Ленивица завидует Рукодельнице («…не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей…получить хотелось…»). Также она неряшливая, невнимательная, самолюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу и волшебным предметам сказки. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.

Третьим главным и в то же время волшебным героем является Мороз Иванович. Он олицетворяет зимние явления. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Внешне он выглядит как седой дедушка с бородой. Под его присмотром находится природа. Он заботится об урожае. В общении он прости вежлив. Грубого слова от него никогда не услышишь. Мороз Иванович щедр, но и вполне справедлив. Это мудрый человек с чувством юмора, добрый и сам ценит добро. Живёт Мороз Иванович в доме изо льда, спит на перине из снега. Под этой периной у него зелёная травка. Которую он до весны бережёт. Зимой Мороз Иванович в окна домов стучится, чтобы люди не забывали печей топить, трубы вовремя закрывать, и самое главное другим помогать. Рукодельница видит Мороза Ивановича как доброго и приветливого старичка. А Ленивица видит его как злого и сердитого старика. Он награждает за труд и прилежание, наказывает за лень и грубость.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Расположите на ленте времени последовательно части сказки «Мороз Иванович»

Упавшее ведёрко

Перина Мороза Ивановича

Ленивица спускается в колодец

Награда Ленивице

Две девочки

Награда Рукодельнице

Работа Рукодельницы

Проказы Ленивицы

Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича

Встреча Ленивицы и Мороза Ивановича

Правильный ответ:

Части располагаются в последовательности:

Две девочки

Упавшее ведёрко

Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича

Перина Мороза Ивановича

Работа Рукодельницы

Награда Рукодельнице

Ленивица спускается в колодец

Проказы Ленивицы

Награда Ленивице

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.

Тема

это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказка

предмет изображения в произведении.

2 вариант

Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.

Идея

вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении.

Проблема

это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения

Ответ

1 вариант

Тема

это повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях

Сказка

предмет изображения в произведении

2 вариант

Идея

вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении

Проблема

это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения

— По дороге в школу я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она? (Дед Мороз)

— Ой, сколько снега набилось! (из рукавички высыпать снежинки). Но не простые снежинки, а с заданиями.

1 снежинка

— Объясните, что такое сказка? (слайд №2)

2 снежинка

-Какие три вида сказок выделяют? (слайд №3)

3 снежинка

— Назовите признаки сказок (зачин, троекратный повтор, добро побеждает зло, волшебство, животные разговаривают)

– Откройте с. _____ и прочитайте название сказки. Кого вы сразу представили? Кто такой Мороз Иванович?

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

– Откуда я узнала, что это сказка?

– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора. Кто из вас читал сказки В. Одоевского? Какие? (Городок в табакерке, Два дерева, Разбитый кувшин)

— Кто назовет тему урока?

— Какую цель поставим перед собой на этом уроке?

Рассказ об авторе (Слайды №4,5,6,7)- Милана

– Рассмотрите иллюстрацию на с. . ______Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? Почему так думаете?

– У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.

Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».

– Что нам помогают понять эти слова?

– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?

— В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов.

Работа в паре:

Словарная работа:

Рубить платки – подшивать платки

Студенец – колодец

Горница – парадная половина крестьянской избы

Почивать – лег спать

Окостенели – замерзли

Стрепня – еда

Затейница – выдумщица

Брильянты – драгоценные камни

Горемычная – жалкая, несчастная

Студеная – холодная

Понадулась – обиделась

Исстари – издавна

— А сейчас проверьте правильность своих суждений.

Пара, которая правильно определила значение всех слов, покажет зелёный карандаш, кто не смог определить значение 1 слова – жёлтый, 2 и более – красный

Физминутку для глаз

– А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.

Работа с текстом во время чтения

Чтение сказки по частям учителем и учениками вслух.

Вопросы после чтения 1-й части. (Однажды с рукодельницей беда приключилась …)

– Говорят ли имена девочек об их делах? Что означает слово рукодельница? Какие в нём два корня? (рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.

– Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он совсем не похож на народный.)

– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?

– Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают. Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)

После чтения 2-й части. (первый абзац)

– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?

— Впереди у героини сказочная дорога, на которой ее ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться? (три – число, которое управляет сказкой, признак волшебства)

Читаем дальше: (…до слов: «Знаю я…»).)

– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? (Печка с пирожком, яблонька.)

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

– С чего началась их встреча?

– Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко?

– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? Предположения детей.

– Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.

После чтения 3-й части. (…косыночку закалывать)

– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу?

Почему?

– Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)

– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?

– Как отблагодарил её дед?

Физминутка (народная сказка – приседаем, авторская — хлопаем: Курочка ряба, Сказка о рыбаке и рыбке, Иван Царевич и Серый волк, Городок в Табакарке, Сказка о царе Салтане…, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

4-я часть. (Рукодельнциа поблагодарила…)

После чтения 1–2-го абзацев: … и брильянтовую буловочку тоже)

– Что наказывала нянюшка Ленивице?

– Справится ли она с работой? Почему?

Предположения детей.

После чтения 4-й части.

– Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило?

5-я часть.

После 1-го абзаца:

– Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? (Одежда не пригодна для ношения, с дырками.)

– Справится ли она с этой работой?

– Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете?

После чтения 5-й части:

– Чем наградил Ленивицу старик? Почему?

Выявление первичного восприятия текста.

– С кем произошла сказочная история?

– Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться?

– Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило?

Работа с текстом после чтения.

Обобщающая беседа.

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? (Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)

– Что же оценил Мороз Иванович? (Ум, внимание, трудолюбие.)

_ Какие характеристики подойдут Морозу Ивановичу? (Слайд №8)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

  • Жанровые особенности волшебных сказок сказочное пространство и время
  • Жанровые особенности былины былина сказка и предание сравнительный аспект
  • Жанровое своеобразие тематика и проблематика сказок салтыкова щедрина кратко
  • Жанровое своеобразие сказок салтыкова щедрина своеобразие тематика и проблематика
  • Жанр рассказа медной горы хозяйка