Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Владимир Фёдорович Одоевский — знаменитый русский писатель эпохи романтизма, основоположник русского музыкознания. Владимир родился 13 августа в 1803 году. Владимир стал последним представителем рода Одоевских, предков знаменитых Рюриковичей. Он считал народное просвещение одной из важнейших задач современности. [1] Хочу подчеркнуть, что Одоевский является основоположником сельской начальной школы в России.
Вклад Одоевского в детскую литературу очень значительный. В. Одоевский создал сборник прекрасных «Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней — это его псевдоним, как писателя), которые заслужили большую популярность среди детей.
Одна из сказок, которая с успехом вошла в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея” это сказка «Мороз Иванович». Она является замечательным образцом русской авторской сказки. Эта сказка считается одним из самых лучших его произведений. Хоть сказка и написана практически 200 лет назад, она и по сей день приходится по нраву юным читателям.
Сказка « Мороз Иванович » впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского « Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому. Эта сказка создает для детей яркие образы, которые могут их мотивировать. Автор, сочиняя эту сказку, вложил самого себя в этот труд. Автору удалось добиться, чтобы читатель воспринял его “Мороза” как волшебную историю. [4]
Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены». [3]
Автор при написании своей сказки использует известный приём жанра – принцип художественного противопоставления. [4] Все в этой сказке держится на нём. Имена главных героев и их действия, также их поступки и речь – проще говоря вся их жизнь.
По своей композиции сказка написана по традициям устного народного эпоса. Этот стиль повествования довольно мистичен. Эпос задевает самые скрытые уголки души. Сказка «Мороз Иванович» начинается с присказки: доброй и поучительной пословицы. Одоевский таким образом доносит до своих читателей мысль, которая гласит: «Даром нам, без труда, не дается ничего». [3]
Внимание читателя, увидевшего присказку, далее привлекает следующий элемент композиции — зачин: говорится, что в доме живут две девочки — Рукодельница, да Ленивица, и при них нянюшка. Таким образом создается видимость событий, которые уже произошли. Также читателя сразу понимает, что основой повествования станет противопоставление. [3]
Далее происходит завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. [3] А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала, – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».
Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она также хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой. [3]
Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.
Развязка происходит когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.
Одним из главных персонажей является Рукодельница. Она маленького роста, голубоглазая, светловолосая и стройная. Приветливая, добрая, уважительная и умная девочка. Также её можно охарактеризовать, как самостоятельную и трудолюбивую девочку,она уделяет внимание окружающим и заботится о них, почтительна к взрослым. Девочка очень позитивна и удачлива. И даже когда в её жизни появляются сложные испытания, она добивается того, что весь мир готов ей помогать и сочувствовать. Необычные волшебные предметы становятся ее союзниками, это показывает детям, что нужно себя вести также, как Рукодельница. Она становится для них примером. Так как встреча девочки с волшебными предметами помогает раскрыть её доброжелательность и трудолюбие. Успешное выполнение испытаний Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. У Рукодельницы мелодичный и тихий голос, она произносит слова отчетливо.
Ленивица же наоборот любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый, говорит невнятно, может шепелявить. Ленивица завидует Рукодельнице («…не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей…получить хотелось…»). Также она неряшливая, невнимательная, себялюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу, пирожку и наливным яблочкам. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.
Третьим главным и в то же время волшебным героем является Мороз Иванович. Он олицетворяет зимние явления. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Внешне он выглядит как седой дедушка с бородой. Под его присмотром находится природа. Он заботится об урожае. В общении он прости вежлив. Грубого слова от него никогда не услышишь. Мороз Иванович щедр, но и вполне справедлив. Это мудрый человек с чувством юмора, добрый и сам ценит добро. Живёт Мороз Иванович в доме изо льда, спит на перине из снега. Под этой периной у него зелёная травка. Которую он до весны бережёт. Зимой Мороз Иванович в окна домов стучится, чтобы люди не забывали печей топить, трубы вовремя закрывать, и самое главное другим помогать. Рукодельница видит Мороза Ивановича как доброго и приветливого старичка. А Ленивица видит его как злого и сердитого старика. Он награждает за труд и прилежание, наказывает за лень и грубость.
Художественное время и пространство замкнуто, все действие происходит в пределах сюжета. Волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.
Сказка «Мороз Иванович» очень поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Здесь заметно отношение автора к происходящим событиям. Например: при рассказе приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, а при похождениях Ленивицы — незлая ирония и осуждение. Автор удивляет нас своим живописным описанием мест действия. Он показывает читателям красочный ледяной дом, где работница должна была три дня пробыть в услужении у Повелителя Зимы. [3]
В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала — сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.). [3]
Я считаю, что автор сказки “Мороз Иванович” сумел красочно показать, пользуясь яркой народной лексикой, читателям, что труд украшает человека. И в то же время Одоевским в этой сказке развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная и злая Ленивица. Автор показывает, что такой она стала, именно потакая своей лени.
Список литературы:
1. Владимир Федорович Одоевский [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5837452/page:12/.
2. Владимир Одоевский, Сказка «Мороз Иванович» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ejjjka.livejournal.com/143474.html.
3. Народная сказка «Мороз Иванович»: цитатный план, описание, герои. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fb.ru/article/218185/narodnaya-skazka-moroz-ivanovich-tsitatnyiy-plan-opisanie-geroi.
4. Мороз Иванович [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsc.1september.ru/1999/47/no47_1.htm.
Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». (Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.)
Упражнение в употреблении имен прилагательных при составлении характеристик главных героев сказки. Составление описания.
Цели:
1) познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского;
совершенствовать умение анализировать художественное произведение;
выявить жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»;
учить создавать словесные картины к прочитанному;
2) развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;
обогащать словарный запас;
отрабатывать орфографические знания: родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные;
3) воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;
Ход урока.
- Организационный момент (психологический тренинг)
— «Солнце воскликнуло: «Здравствуйте все!»-
«Здравствуйте все!»- прозвучало с небес.
В мире так много откроешь чудес,
Если сумеешь пораньше проснуться!»
— Я рада вас всех видеть.
— Доброе утро, ребята!
II. Упражнение, направленное на развитие правильности восприятия и понимания текста.
(Отрывок из русской народной сказки «Морозко»).
— Перед вами лежит текст (отдельные буквы, окончания, части слов закрашены белым цветом).
— Воспроизведите текст полностью
— Прочитайте текст глазами. Прочитайте вполголоса своему товарищу (у учащихся на столах карточки с текстом).
(Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками.
Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой).
Поехал старик … лес, доезжа.. до того места, — … большою ел…ю сидит его дочь, весел…, румян…, в собольей шубе, вся в золоте, .. серебре, и около — коро… с богатыми п…дарками.
Ст..рик обрадова…, положил все добро в сани, посадил дочь, пове.. домой.
— Кто догадался, из какого произведения этот отрывок? (Из русской народной сказки «Морозко»).
— Объясните, почему сказка называется народной? (Сочинил народ, передавал из уст в уста).
— Какие виды сказок вы знаете? Заполните схему.
(На доске появляется схема:
СКАЗКИ
НАРОДНЫЕ
ВОЛШЕБНЫЕ БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ
— К какому виду сказок относится сказка «Морозко»? (волшебная сказка)
— Давайте вспомним, что характерно для волшебных сказок?
- Присказка
- Наличие чудес, волшебства
- Троекратное повторение
- Конец: Добро побеждает зло.
— Какие черты волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?
(чудо: падчерица сидела под большою елью вся в золоте, в серебре и около короб с богатыми подарками).
III. Сообщение темы и цели урока.
— Откройте учебники на странице 169.
— Прочитайте название раздела. (Литературные сказки).
-Просмотрите сказки, которые мы будем изучать в этом разделе?
— Как вы думаете, чем отличается литературная сказка от народной? (Литературными сказки называются так, потому что они написаны писателями. Иногда писатели обрабатывают народные сказки и они становятся литературными).
— Так произошло и со сказкой «Мороз Иванович», которую писатель В.Ф. Одоевский написал на основе русской народной сказки «Морозко».
Цель урока: вот сегодня, ребята, мы начнем читать сказку «Мороз Иванович» и попробуем ее сравнить с русской народной сказкой «Морозко»: что общего? Чем они отличаются? Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?
IV. Работа над новым материалом.
1.
— Можно ли сразу определить вид сказки?
— Прежде чем начать читать, я хотела бы обратить ваше внимание на иллюстрацию, которая дана на странице 173.
— Рассмотрите иллюстрацию. (работа по иллюстрации)
— Для работы над сказками нам пригодится схема- план:
«Морозко» |
«Мороз Иванович» |
1. Главные герои |
|
2. Какие персонажи помогают главным героям? |
|
3. Волшебные предметы |
|
4. Чудеса, превращения. |
|
5. Троекратность (повторы) |
|
6. Автор сказки |
|
7. Твой любимый герой |
|
2. Работа над сказкой.
2.1. Чтение первой части.
(Учитель читает часть сказки, дети глазами следят).
— Подумайте, как можно озаглавить данную часть.(Жизнь Рукодельницы и Ленивицы. В одном доме жили. Знакомство с Ленивицей и Рукодельницей).
В одном доме жили Рукодельница да Ленивица. |
В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила. А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка ,надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?» Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать; сколько прилетело да сколько улетело; Как всех пересчитает Ленивица, так ужи не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку да спать не хочется; ей бы покушать да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты. Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить, да еще рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер день прошел. |
— Что вы заметили в этих сказках? (в сказке «Мороз Иванович» у девочек есть имена, которые характеризуют самих девочек).
3. Класс делится на 2 группы.
1 группа. Представьте Рукодельницу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.
Сравнить с падчерицей.
2 группа. Представьте Ленивицу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.
Сравнить с родной дочерью.
4. Заполнение таблицы (работа в паре).
«Морозко» |
«Мороз Иванович» |
1. Главные герои |
|
Падчерица- неродная дочь |
Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная |
Родная дочь |
Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется. |
2.2. Чтение второй части.
(Читают подготовленные дети).
В колодце. |
Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница, да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит: — Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай. Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает: — Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет! Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху. Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят: — Мы, яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет. Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник. Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой от волос иней сыплется, духом дохнет — валит густой пар. — А! сказал он. Здорово, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел. Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили. Знаю я, зачем ты пришла, говорит Мороз Иванович, ты ведерко в мой студенец (колодец) опустила; отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, прибавил Мороз Иванович, мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину. |
2.3. Работа над второй частью, анализ.
— Как можно озаглавить вторую часть? Ваши варианты.
— А теперь подумайте, какой пункт нашей таблицы мы сейчас можем заполнить?
«Морозко» |
«Мороз Иванович» |
1. Главные герои |
|
Падчерица- неродная дочь |
Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная |
Родная дочь |
Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется. |
2. Какие персонажи помогают главным героям? |
|
3. Волшебные предметы |
|
1. Морозко. |
|
V. Итог урока.
-Можно ли сейчас определить вид данной сказки?
— Вот об этом мы с вами узнаем на следующем уроке.
— Сегодня вы все хорошо потрудились.
VI. Домашнее задание.
Изобразить любой эпизод (из прочитанного) сказки.
Подготовить описание Рукодельницы и Ленивицы от своего лица (творческая работа: войти в образ).
Урок литературного чтения (2 урок)
Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». (Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.) Упражнение в употреблении имен прилагательных при составлении характеристик главных героев сказки. Составление описания.
Цели:
познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского;
совершенствовать умение анализировать художественное произведение;
выявить жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»;
учить создавать словесные картины к прочитанному;
развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;
обогащать словарный запас;
повторить орфографические знания: родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные;
воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;
Ход урока.
- Организационный момент (психологический тренинг).
— «Солнце воскликнуло: «Здравствуйте все!»-
«Здравствуйте все!»- прозвучало с небес.
В мире так много откроешь чудес,
Если сумеешь пораньше проснуться!»
— Я рада вас всех видеть.
— Доброе утро, ребята!
II. Проверка домашнего задания.
(Дети выступаю в образе Рукодельницы и Ленивицы).
— Ребята, а какой образ вам больше хотелось «примерить» на себя? (Рукодельницы)
III. Постановка темы и цели урока.
— Давайте поставим вопросы, на которые мы сегодня должны найти ответы?
1. К какому виду сказок относится сказка «Мороз Иванович»?
2. Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?
Цель урока: вот сегодня, ребята, мы закончим чтение сказки «Мороз Иванович» и ее сравнение с русской народной сказкой «Морозко»; выясним, что же такого нового и интересного открыл нам В.Ф. Одоевский.
IV. Работа над новым материалом.
- Чтение 3-й части сказки учителем (дети следят глазами).
— Подумайте, как можно озаглавить данную часть.
Рукодельница послушалась… Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделал был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби белье полощут: и холодно, и ветер в лицо, и белье замерзает, колом стоит, а делать нечего работают бедные люди. |
|
Дом Мороз Ивановича. |
- Работа над 4 частью.
— Подумайте, как можно озаглавить эту часть?
Диковинки Мороз Ивановича. |
Ничего, сказал Мороз Иванович, только снегом пальцы потри, так и отойдут, не от знобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки. Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зеленая травка. Рукодельнице стало жалко бедной травки. — Вот ты говоришь, сказала она, что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь? — Не выпускаю потому, что еще не время, еще трава в силу не вошла Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь. — Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, сказала Рукодельница, зачем ты в колодце-то сидишь? — Я затем в колодце сижу, что весна подходит, сказал Мороз Иванович. Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студеная, хоть посреди самого жаркого лета. — А зачем ты, Мороз Иванович, спросила Рукодельница, зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься? — А я затем в окошки стучусь, отвечал Мороз Иванович, чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем еще я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали. |
— Ребята, что вы заметили в этой части? (Рукодельница три раза задает вопросы).
— Давайте попробуем заполнить таблицу.
«Морозко» |
«Мороз Иванович» |
1. Главные герои |
|
Падчерица- неродная дочь |
Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная |
Родная дочь |
Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется. |
2. Какие персонажи помогают главным героям? |
|
3. Волшебные предметы |
|
1. Морозко. |
|
4. Чудеса, превращения. |
|
5. Троекратность (повторы) |
|
Морозко три раза задавал вопросы. |
|
— Ребята, а какие вопросы задает Рукодельница?
— Прочитаем первый вопрос.
-Как Мороз Иванович отвечает?
— Имеет ли это место в нашей жизни? То есть что можно сказать, это не вымысел, то научный факт.
— Читаем второй вопрос.
— Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.
— Читаем третий вопрос.
— Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.
— Какую информацию сообщает нам автор сказки? (научную).
— В какой части нам встретилась еще научная информация? (в первой: фильтрование воды).
- Работа над 5 частью.
(Чтение хорошо подготовленных детей).
— Подумайте, о чем идет речь в этой части? (Служба у Мороз Ивановича. Награда для Рукодельницы).
Награда для Рукодельницы. |
Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке, да и лег почивать на свою снежную постель. Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала. Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня. На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице: — Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик косыночку закалывать. Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет Божий. |
4. Работа над 6 частью.
— Подумайте, о чем идет речь?
— Как можно озаглавить эту часть? (Возвращение домой).
Возвращение домой. |
Только что она стала подходить к дому, как петух, ф которого она всегда кормила, увидел ее, обрадовался, взлетел на забор и закричал: Кукареку, кукарекИ! У Рукодельницы в ведерке пятаки! Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом примолвила: — Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают! Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да белье штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало. |
V. Обобщение.
— Что нового внес в сказку В.Ф. Одоевский?
— Какую информацию несет эта сказка? (научную)
— Давайте попробуем определить вид этой сказки.
— Так как это сказка художественная и несет научную информацию, если объединить эти два слова , то получится: научно- художественная сказка.
— Заполнение таблицы:
«Морозко» |
«Мороз Иванович» |
1. Главные герои |
|
Падчерица- неродная дочь |
Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная |
Родная дочь |
Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется. |
Морозко |
Мороз Иванович |
2. Какие персонажи помогают главным героям? |
|
Морозко |
Мороз Иванович |
3. Волшебные предметы |
|
1. Морозко. |
|
4. Чудеса, превращения. |
|
Падчерица- панья |
Пирожок говорит |
Яблоня говорит. |
|
5. Троекратность (повторы) |
|
Морозко три раза задавал вопросы. |
|
6. Автор сказки |
|
Народ |
В.Ф. Одоевский |
7. Твой любимый герой |
|
***
Дочь и падчерица – героини сказки. Главный герой – Морозко. Падчерицу Мачеха заставляла все делать. Морозко одарил девочку сундуком с богатством. |
Героини – рукодельница да ленивица. Главный герой – Мороз Иванович. Есть героиня – нянюшка. Автор много говорит о трудолюбии девочки-рукодельницы. Ее никто не заставлял работать, она сама искала дело. Девочка много беседует с Морозом Ивановичем. Он одарил девочку ведерком с серебром и бриллиантиком. М.И. в речи употребляет пословицы, поговорки. |
Вывод: В.Ф. Одоевский у твердил в литературе для детей новый вид научно- художественной сказки.
VI. Подведение итога урока.
— Заполните схему:
СКАЗКИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАРОДНЫЕ
НАУЧНО- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СКАЗКА ВОЛШЕБНАЯ БЫТОВАЯ О ЖИВОТНЫХ
VII. Домашнее задание.
Закончить чтение сказки самостоятельно, подумать, на какие части можно разделить. Подобрать пословицы о труде.
Тема урока: В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение
народной и литературной сказки.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели:
-обучающие: познакомятся с авторской сказкой В. Ф.
Одоевского;
научатся называть
специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль
произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на
основе его намерений и поступков; осознают сущность и значение литературных
сказок как части русской национальной культуры;
-развивающие:
оценивают
поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с
точки зрения моральных ценностей
-воспитательные:
выбирают
вместе (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно (в паре)
критерии оценивания результатов; анализируют причины успеха/неуспеха с помощью
оценочных шкал и знаковой системы;
Оборудование и
ресурсное обеспечение: учебник «Литературное чтение», портрет и книги В. Одоевского, картинки с изображением Мороза Ивановича, Рукодельницы,
Ленивицы, карточки со словами-прилагательными, характеризующими героев сказки (ленивая,
добрый, грубая, мудрый, состариться, справедливая, трудолюбивая, руки золотые,
добрая).
Этап |
Содержание |
Формируемые |
|
Деятельность |
Деятельность |
||
Мотивация к учебной деятельности |
– Здравствуйте, ребята! Просыпается |
Психологически готовность к уроку. Приветствуют учителя |
Личностные УУД: Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД: |
Актуализация |
– Прочитайте – О чём эти – Прочитайте Хочешь есть У ленивой пряхи – Как вы – Эти пословицы – Сегодня мы – Посмотрите на – Прочитайте на – Рассмотрите – Вспомните, – Почему эти – Есть ли у них – Какие сказки – Сегодня на – Прочитайте 1) Два друга – 2) Он и железо 3) Он ленивого На доске – Откройте – Как называется такая сказка? –Как вы думаете, что это за герой? Каким |
Читают Отвечают на Эти сказки Сказки, которые В этих Фамилия автора. Словесное рисование, представление |
Личностные УУД: Познавательные УУД: Коммуникативные Регулятивные УУД: определение цели деятельности; |
Постановка |
– Какие – Сегодня мы познакомимся со Предлагает послушать рассказ о |
Стихотворение Внимательно |
Личностные УУД: Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: Регулятивные |
Физкультминутка |
Сказка даст нам Отдохнем – и Рукодельницы – Чтоб была Поднимайтесь на Словно тянетесь |
Выполняют |
Выполняют физкультминутку |
Первичное закрепление |
– Сегодня мы – Сейчас мы – Есть ли в сказке – Отличается ли – Как звали – Почему автор – Говорят ли – Почему – Какая беда – Кто ей – Как вы – На каких – Какая у него – Легко ли было девочке – Сколько – Какие вопросы – Что он ей – Чем занималась – Как он её за – Зачем решили – Хотелось ли – Что она – Как её – Чем Мороз – Одинаково ли – Прочитайте, – Что наказывала Предлагает – Отметьте со с. – В каких словах |
Народная. У неё Учитель и хорошо ница…». Рукодельница и В слове от слова «лень». Она пошла за Пирожок попросил Яблочки на За него она Руки её Три вопроса. Про Одоевский даёт Выполняют Какова твоя |
Личностные УУД: Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД: |
Закрепление |
– Чем отличаются Сравнивает и яблочки. Есть – Сравните двух Проверяет Рукодельница: Ленивица: Вывод: автор – Соберите Что посеешь… …такова Какова работа… Мало хотеть… …не Что испёк… …надо Сделав худо… … – Как вы – Какие – Ради чего – Что могло |
Отвечают на Выполняют отвечают на |
|
Домашнее |
1. Рабочая 2. Выделить 3. Нарисовать |
Внимательно |
|
Рефлексия |
– К какому жанру – К какому виду – Чем отличаются – Чем отличается – Как называются – Хотите ли вы – На следующем – Всё в сказке – Чему же учит – Кого вам больше – За кого вы – Встречались ли и Рукодельницу? – Справедливо ли – Что вам – Адресуя свои – А сейчас – всё – всё – всё удалось, |
Делают выводы и Осуществляют |
Личностные УУД: Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД: |
Литературное чтение, 3 класс
Урок 30 В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» 1 часть
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Народная и литературная сказки
- Биография В.Ф. Одоевского
- Творчество В. Ф. Одоевского
Глоссарий
Сказка – это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Присказка – это разновидность прибаутки, добавляя-мой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки
Тема – предмет изображения в произведении
Идея – это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения
Проблема – вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении
Ключевые слова
Народная сказка, литературная сказка; тема; идея; проблема произведения
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.
Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001
Мы узнаем об особенностях народной и литературной сказок
Научимся определять нравственный смысл сказок
Сможем дать характеристики героям сказок
Основное содержание урока
Сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки переда-ютясь из уст в уста от поколения к поколению, и первоначальный автор никому не известен.
Значит, сказка «Морозко» — народная, а «Мороз Иванович» — литературная, которую написал В.Ф. Одоевский
Владимир Фёдорович Одоевский – русский писатель, философ и музыкальный критик.
Родился Владимир 13 августа 1803 года. Он был последним потомком княжеского рода. Отец Фёдор Сергеевич был внуком князя Одоевского. Мать, Екатерина Алексеевна происходила из крепостной семьи.
Интерес к литературе появился у Владимира ещё в раннем детстве. Уже тогда мальчик твёрдо знал, что его истинное призвание – писатель.
В 1822 году Владимир Фёдорович успешно окончил Московский университетский пансион.
Одоевский свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками.
Владимир Фёдорович дружил с Пушкиным, Крыловым, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем.
Уже в 1820 году публикует свои первые произведения в журнале «Вестник Европы».
Современным читателям Одоевский известен прежде всего, как автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович». Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей.
Сказка «Мороз Иванович» впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому.
Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены.»
Внимание читателя, увидевшего присказку, далее привлекает следующий элемент композиции — зачин: говорится, что в доме живут две девочки — Рукодельница, да Ленивица, и при них нянюшка. Таким образом, читатель сразу понимает, что основой повествования станет противопоставление.
Далее завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. «А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала», – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».
Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой.
Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.
Развязка происходит, когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься, и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.
Рукодельница представляется читателю маленького роста, голубоглазая, светловолосая и стройная. По характеру -приветливая, добрая, уважительная и умная девочка. Также её можно охарактеризовать, как самостоятельную и трудолюбивую, она уделяет внимание окружающим и заботится о них, почтительна к взрослым. Девочка очень позитивна и удачлива. И даже когда в её жизни появляются сложные испытания, она добивается того, что весь мир готов ей помогать и сочувствовать. Так встреча девочки с волшебными предметами помогает раскрыть её доброжелательность и трудолюбие. Успешное выполнение испытаний Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. Юля передала мелодичный и тихий голос Рукодельницы.
Ленивица же, наоборот, любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый. Ленивица завидует Рукодельнице («…не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей…получить хотелось…»). Также она неряшливая, невнимательная, самолюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу и волшебным предметам сказки. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.
Третьим главным и в то же время волшебным героем является Мороз Иванович. Он олицетворяет зимние явления. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Внешне он выглядит как седой дедушка с бородой. Под его присмотром находится природа. Он заботится об урожае. В общении он прости вежлив. Грубого слова от него никогда не услышишь. Мороз Иванович щедр, но и вполне справедлив. Это мудрый человек с чувством юмора, добрый и сам ценит добро. Живёт Мороз Иванович в доме изо льда, спит на перине из снега. Под этой периной у него зелёная травка. Которую он до весны бережёт. Зимой Мороз Иванович в окна домов стучится, чтобы люди не забывали печей топить, трубы вовремя закрывать, и самое главное другим помогать. Рукодельница видит Мороза Ивановича как доброго и приветливого старичка. А Ленивица видит его как злого и сердитого старика. Он награждает за труд и прилежание, наказывает за лень и грубость.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Расположите на ленте времени последовательно части сказки «Мороз Иванович»
Упавшее ведёрко
Перина Мороза Ивановича
Ленивица спускается в колодец
Награда Ленивице
Две девочки
Награда Рукодельнице
Работа Рукодельницы
Проказы Ленивицы
Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича
Встреча Ленивицы и Мороза Ивановича
Правильный ответ:
Части располагаются в последовательности:
Две девочки
Упавшее ведёрко
Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича
Перина Мороза Ивановича
Работа Рукодельницы
Награда Рукодельнице
Ленивица спускается в колодец
Проказы Ленивицы
Награда Ленивице
Разбор типового контрольного задания
1 вариант
Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.
Тема |
это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. |
Сказка |
предмет изображения в произведении. |
2 вариант
Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.
Идея |
вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении. |
Проблема |
это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения |
Ответ
1 вариант
Тема |
это повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях |
Сказка |
предмет изображения в произведении |
2 вариант
Идея |
вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении |
Проблема |
это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения |
— По дороге в школу я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она? (Дед Мороз)
— Ой, сколько снега набилось! (из рукавички высыпать снежинки). Но не простые снежинки, а с заданиями.
1 снежинка
— Объясните, что такое сказка? (слайд №2)
2 снежинка
-Какие три вида сказок выделяют? (слайд №3)
3 снежинка
— Назовите признаки сказок (зачин, троекратный повтор, добро побеждает зло, волшебство, животные разговаривают)
– Откройте с. _____ и прочитайте название сказки. Кого вы сразу представили? Кто такой Мороз Иванович?
– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?
– Откуда я узнала, что это сказка?
– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора. Кто из вас читал сказки В. Одоевского? Какие? (Городок в табакерке, Два дерева, Разбитый кувшин)
— Кто назовет тему урока?
— Какую цель поставим перед собой на этом уроке?
Рассказ об авторе (Слайды №4,5,6,7)- Милана
– Рассмотрите иллюстрацию на с. . ______Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? Почему так думаете?
– У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.
Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».
– Что нам помогают понять эти слова?
– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?
— В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов.
Работа в паре:
Словарная работа:
Рубить платки – подшивать платки
Студенец – колодец
Горница – парадная половина крестьянской избы
Почивать – лег спать
Окостенели – замерзли
Стрепня – еда
Затейница – выдумщица
Брильянты – драгоценные камни
Горемычная – жалкая, несчастная
Студеная – холодная
Понадулась – обиделась
Исстари – издавна
— А сейчас проверьте правильность своих суждений.
Пара, которая правильно определила значение всех слов, покажет зелёный карандаш, кто не смог определить значение 1 слова – жёлтый, 2 и более – красный
Физминутку для глаз
– А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.
Работа с текстом во время чтения
Чтение сказки по частям учителем и учениками вслух.
Вопросы после чтения 1-й части. (Однажды с рукодельницей беда приключилась …)
– Говорят ли имена девочек об их делах? Что означает слово рукодельница? Какие в нём два корня? (рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.
– Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он совсем не похож на народный.)
– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?
– Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают. Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)
После чтения 2-й части. (первый абзац)
– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?
— Впереди у героини сказочная дорога, на которой ее ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться? (три – число, которое управляет сказкой, признак волшебства)
Читаем дальше: (…до слов: «Знаю я…»).)
– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? (Печка с пирожком, яблонька.)
– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?
– С чего началась их встреча?
– Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко?
– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? Предположения детей.
– Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.
После чтения 3-й части. (…косыночку закалывать)
– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу?
Почему?
– Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)
– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?
– Как отблагодарил её дед?
Физминутка (народная сказка – приседаем, авторская — хлопаем: Курочка ряба, Сказка о рыбаке и рыбке, Иван Царевич и Серый волк, Городок в Табакарке, Сказка о царе Салтане…, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
4-я часть. (Рукодельнциа поблагодарила…)
После чтения 1–2-го абзацев: … и брильянтовую буловочку тоже)
– Что наказывала нянюшка Ленивице?
– Справится ли она с работой? Почему?
Предположения детей.
После чтения 4-й части.
– Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило?
5-я часть.
После 1-го абзаца:
– Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? (Одежда не пригодна для ношения, с дырками.)
– Справится ли она с этой работой?
– Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете?
После чтения 5-й части:
– Чем наградил Ленивицу старик? Почему?
• Выявление первичного восприятия текста.
– С кем произошла сказочная история?
– Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться?
– Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило?
Работа с текстом после чтения.
Обобщающая беседа.
– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? (Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)
– Что же оценил Мороз Иванович? (Ум, внимание, трудолюбие.)
_ Какие характеристики подойдут Морозу Ивановичу? (Слайд №8)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?