Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная
школа № 4»
Конспект
урока русского языка
Тема:
«Жанровое своеобразие сказок»
5
класс
Автор
учебника: Г.С. Меркин.
Пунегова
Ольга Викторовна,
учитель
русского языка
и
литературы
Тема:
«По тропам русских народных сказок»
Тип
урока: систематизация
и обобщение знаний
Цель урока: урок комплексного применения знаний и умений
Задачи:
·
образовательные: закрепить умения
детей классифицировать сказки по содержанию, активизировать познавательную
активность;
·
развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить
развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры,
формировать умения работы с учебником;
·
воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному,
воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к
другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к
народному наследию.
Ход
урока
В
начале занятий детям предлагается выбрать себе картинку, на которой изображена
сказка (Приложение 1). Затем ребята делятся на три группы.
I. Организационный момент
(Показ видеоролика «В гостях у сказки»)
Прозвенел
звонок для нас.
Все зашли спокойно
в класс.
Встали все
у парт красиво,
Поздоровались
учтиво.
Тихо сели,
спинки прямо.
Вижу
— класс наш хоть куда!
Мы начнем
урок, друзья.
Мы
вновь вместе, и у нас как всегда много интересной работы. Будем искать,
спорить, открывать что-то новое. Готовы? В добрый путь! Попробуйте себя в роли
первооткрывателей!
2.Постановка
проблемы
-Посмотрите
на формулировку темы. Что вы могли бы обсудить?
Сегодня
на уроке мы с вами вспомним особенности русских народных сказок, отличительные
черты тематических групп сказок.
3. Сообщение
темы урока. Постановка учебных задач.
На протяжении нескольких уроков мы говорили с вами об одном из
главного чуда русского фольклора — русской народной сказке. Познакомились с
видами сказок, узнали о том, какими художественными особенностями они обладают.
Также мы с вами обратились к анализу некоторых известных сказок. Сегодня мы
подытожим все то, что узнали об этом замечательном жанре русского фольклора, но
сделаем это в виде исследования, которое и окунет нас в мир сказок и покажет,
насколько хорошо вы их знаете.
4. Организация и самоорганизация учащихся в ходе
дальнейшего усвоения материала
Класс разбивается на три группы. Каждая
группа работает над определенным видом сказок.
Я предлагаю вам совершить путешествие по загадочной и
удивительной стране сказок.
Первая остановка «Сказка-особый жанр фольклора»
Мы с вами знаем. Что сказка – это жанр фольклора. А что такое
фольклор? (это устное народное творчество, то, что первоначально передавалось
от человека к человеку и не фиксировалось на бумаге)
К какому роду художественных произведений мы относим сказку? Дайте
определение данного рода (сказка — эпическое произведение; к эпосу
относятся произведения, в которых автор рассказывает о людях, об
окружающем мире, о различных событиях);
3) Дайте определение сказки. (сказка — это занимательный рассказ
о необыкновенных событиях и приключениях)
4) Назовите отличительные черты сказки.
·Сказочные
события
·Сказочные
герои
·Сказочные
существа
·Необычность
обстановки
·Особая
манера повествования
·Вариативность
текста
·Автор
коллективен
4 Какое влияние сказка оказывает на человека?
Сказки сопровождают нас с рождения и, как
колыбельные песни, проходят путь с рождения и до взрослого возраста. Сказка считается неиссякаемым источником
для нравственного, патриотического, трудового, эстетического воспитания. Сказки оказывают большое влияние на
формирование личности человека.Герои сказок проходят через испытания. На
примере героев сказок у читателя развиваются такие качества личности как
смелость, сила воли, умение понимать другого человека и др. Сказка всегда имеет
хороший конец, потому что нужно верить в хорошее, в волшебство. «Сказка – ложь,
да в ней намек, добрым молодцам – урок».
Во время ответов на доске заполняется интеллект карта.
2 остановка
«Художественные особенности сказок»
— Сказки, особенно волшебные, необычайно поэтичны. Русскую
сказку отличают ритм, напевность, неторопливое повествование. Среди
особенностей строения сказки выделяют присказку, зачин и
концовку. Дайте определения этих понятий и приведите примеры
1группа: Присказка (вступление к сказке в виде прибаутки,
пословице, обычно не связанное с содержанием — «В некотором царстве, в
некотором государстве жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец
и построил дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет впереди»)
2 группа: Зачин (традиционное начало сказки —
«Жили-были старик со старухой», «В некотором царстве, в
некотором государстве»
3 группа: Концовка (заключительная часть сказки — «Вот и
сказки конец, а кто слушал — молодец)
-Найдите в сказке
Зачин;
Присказку;
Концовку.
Скажите, можно ли по зачину определить вид сказки?
Заполнение интеллект-карты
Молодцы! Хорошо справились.
3. Следующая остановка «Жанровые особенности
сказки»
Мы говорили с вами о том, что жанровым своеобразием сказок
является их деление на три вида: волшебные, о животных и бытовые.
Сейчас вам предстоит поработать в группах и рассказать, какими
особенностями обладают каждый из видов, привести по два-три примера сказок.
Участники каждой группы составляют интеллект-карту на свою
тематическую группу сказок, подбирают подходящие иллюстрации. В составлении
вашей интеллект-карты вам поможет статья в учебнике
1 группа: Волшебные сказки (повествуют о подвигах героев, о их
внешней и внутренней красоте; неотъемлемым является присутствие чудес,
волшебства, целью является победа добра над злом, прославляются такие идеала
как доброта, сострадание, щедрость, трудолюбии — «два Ивана солдатских
сына» «Иван царевич и серый волк», «Лягушка-царевна»);
2 группа: сказки о животных (герои — животные, на которых
перенесены человеческие качества (жадность, зависть, злость, нахальство);
отсутствие чудес и волшебства; такие сказки отражают существующие отношения
между людьми — «Лиса и волк», «Звери в яме», «Лиса и
журавль»);
3 группа: социально-бытовые сказки (герои — обычные люди; в
таких сказках прослеживаются черты народной жизни, поощряются такие качества
как смекалка, находчивость, ум; сюжет бытовых сказок динамичен, отсутствуют
какие-либо волшебные атрибуты).
Анализ интеллект-карт
4 остановка «Сказочные герои»
А сейчас мы вспомним с вами тех сказочных героев, о которых
говорили на предыдущих уроках, а заодно и увидим, насколько внимательно вы
читали сказки.
Задание для каждой группы. Назвать героев каждой тематической
группы сказок, дать им характеристику,
Работа со статьей учебника. Дети выписывают особенности героев
каждой тематической группы сказок.
Последняя остановка называется «Угадай сказку»
Сейчас на слайде будут появляться иллюстрации к сказкам. Ваша
задача отгадать сказку и отнести ее жанр.
Во время ответов учащихся на доске заполняется интеллект-карта
5. Рефлексия.
— Вот и подошло к концу наше путешествие, в котором мы с вами
были исследователи мира сказок. Надеюсь, что это путешествие помогло вам не
только подытожить, объединить понятия, о которых мы говорили с вами, но и
подтолкнет вас к дальнейшему знакомству с русскими народными сказками.
Работа с интеллект-картой.
В течении всего урока мы с вами совместно создавали интеллект-карту.
Давайте посмотри, что у нас получилось.
Возможно ли при помощь этой интеллект-карты рассказать обо всем,
что вы узнали о русских народных сказках?
Учащиеся обобщают сведения о сказке, используя составленную интеллект-
карту
Знаменитому русскому писателю А. С. Пушкину принадлежит
высказывание: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Как вы понимаете это изречение? (внешне сказка — это вымысел, фантазия народа,
но суть её, смысл наполнены глубоким смыслом, народным знанием. Она учит
доброте, трудолюбию, терпению, состраданию. Сказки культурно обогащают нас:
рассказывают о традициях, национальных чертах русского народа).
Итог.
Подводя
итог урока, хочется сказать, что сказки – это богатство народного опыта,
народной мудрости. Именно сказка возвращает нам веру в чудесное, в торжество
справедливости и добра, вызывает стремление постоять за справедливость и добро.
А разве возможна жизнь без добра, любви и справедливости?
На
этой позитивной ноте можно закончить наш урок! Спасибо за внимание!
Главная |
Теория литературы |
Жанры фольклора |
Древнеславянский календарь |
Колядки |
Сказители былин |
Декорации В.М.Васнецова к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» |
Сказка |
Сказка |
Аникин В.П. Русская народная сказка |
Азадовский М.К. Русские сказочники |
Лихачев Д.С. |
Сказка и её жанровые особенности |
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. |
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ |
• поучительный характер |
ТРИ ГРУППЫ СКАЗОК |
Волшебные сказки: Сказки о животных Бытовые сказки |
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ |
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ |
• есть волшебные предметы (ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, золотое колечко, гребешок, зеркальце, полотенце, дудочка, клубочек, чудесный посох, огниво, дубинка, живая и мёртвая вода) • происходят волшебные превращения (брошенный гребешок становится дремучим лесом, камешек — высокой горой, полотенце – • часто используется одинаковый зачин (жили-были… или в некотором царстве, в некотором государстве…) и одинаковая концовка (стали жить-поживать да добра наживать или и я там был, мёд-пиво пил…) • присутствуют троекратные повторы (три дня и три ночи, три сына, три желания, три загадки, три попытки) • употребляются постоянные эпитеты (добрый молодец, красная девица, синие моря, дремучие леса, высокие горы, столы дубовые, • используются устойчивые выражения (пир на весь мир; идти куда глаза глядят; ниже плеч буйну голову повесил; скоро сказка |
ПЕРСОНАЖИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК |
Положительные персонажи Отрицательные персонажи |
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ |
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ |
• сказки имеют аллегорический смысл – под видом недостатков |
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ |
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ |
• в бытовых сказках нет чудес и фантастических образов, |
|
Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет. Расскажем подробнее, как он появился, чем отличается и какие виды сказок существуют.
Сказка как литературный жанр
Определить точно, когда люди начали сочинять сказки, невозможно. Вероятно, этот обычай зародился у наших предков еще тогда, когда появилась речь, хоть и не в современном представлении. Чтобы углубиться в историю сказки, разберемся, что это и какие ее особенности.
Что такое сказка?
Авторитетный российский педагог Светлана Белокурова пишет, что сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр.
Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.
Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким характерным чертам:
- Сюжет построен на противостоянии добра и зла. Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иван-царевич, батыр, Алдар-косе) олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр. Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертный, Жезтырнак, Албасты и пр.) обычно символизируют темные силы, чуждые человеку.
- Используются устойчивые фразы. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
- События наполнены волшебством. Зачастую главный герой или его помощники наделены особыми способностями либо используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных животных.
- Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории. Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.
Как отмечает филолог Елизавета Намычкина, сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.
Как появился жанр сказка?
Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.
В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.
Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.
Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.
Какие есть виды сказок в литературе?
Классификация народных сказок — задача непростая. Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта.
Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы:
- волшебные сказки;
- сказки о животных;
- бытовые сказки.
В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.
Что такое волшебная сказка?
Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.
Как отмечает литературовед Елена Ковтун, в основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды. Поиски утраченного или недостающего становятся основным двигателем сюжета.
В пути герою приходят на помощь волшебные помощники:
- животные, умеющие разговаривать (конь, серый волк);
- предметы, наделенные чудесными свойствами (зеркальце, молодильные яблоки);
- стихии.
У такой сказки есть и стилистические особенности:
- особые поэтические формулы («ни в сказке сказать, ни пером описать», «за тридевять земель»);
- троичность (три испытания, три сына, три дороги).
В русском фольклоре волшебными считаются сказки «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк». В казахском сказочном эпосе — «Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Каражай» и пр.
Что такое сказка о животных?
В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль.
В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр. То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д.
В русском эпосе сказки о животных представлены такими примерами:
- «Лиса и Волк»;
- «Волк и козлята»;
- «Звери в яме».
Есть и казахские сказки:
- «Лисица и Обезьяна»;
- «Мечта голодного волка»;
- «Ласточка и Богомол».
Что такое бытовая сказка?
Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.
В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.
Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» человек, который поделился пищей и водой со спутником, вознаграждается богатством и новыми умениями, а скупой человек наказывается. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.
В русском народном творчестве бытовыми считаются сказки:
- «Каша из топора»;
- «Ямщик и купец»;
- «Шел солдат домой» и пр.
На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.
Сказка — это не просто удивительный вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием, формирует первое представление о людях, своем народе и самих себе.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1823337-skazka—eto-cto-takoe-osobennosti-zanra/
Данные материалы позволят расширить знания обучающихся о русских народных сказках как одном из жанров устного народного творчества; о видах сказок, их героях; познакомить с особенностями народных сказок: присказкой, зачином, концовкой, повтором, постоянными эпитетами; особенностями волшебных сказок.
Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №7»
5 класс
Урок 7.
Тема. «Волшебный мир сказок»
Русские народные сказки. Исторические корни волшебной сказки. Композиция, герои, стиль волшебной сказки.
Цели:
-
Расширить знания обучающихся о русских народных сказках как одном из жанров устного народного творчества; о видах сказок, их героях.
Познакомить с особенностями народных сказок: присказкой, зачином, концовкой, повтором, постоянными эпитетами; особенностями волшебных сказок.
-
Упражняться в определении жанров устного народного творчества, умении пересказывать услышанный или прочитанный текст, составлении рассказа по иллюстрациям, краткому конспектированию.
-
Воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к чтению.
Оборудование:
Музыкальное сопровождение, иллюстрации к сказкам и герои сказок, тексты, представляющие жанры устного народного творчества, карточки-задания для групп, карточки с названием сказок, слайд-презентация «Волшебные сказки»
Ход урока.
-
Проверка домашнего задания.
(по теме «Устное народное творчество»)
Учитель:
— Народная мудрость гласит: «Повторение – мать учения».
-
Вспомним, что такое ФОЛЬКЛОР?
-
Назовите фольклорные жанры.
-
Упражнение в определении фольклорных жанров:
(Каждый обучающийся получает карточки с небольшими текстами)
Задание: выразительно прочитать текст, определить жанр.
-
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой? (Считалка)
-
Ябеда – беда, тараканья еда. (Дразнилка)
-
Два конца,
Два кольца,
А посередине – гвоздик. (Загадка)
-
На дворе трава, на траве – дрова. Дрова на траве двора. (Скороговорка)
-
Дождик, дождик, пуще!
Выросла капуста.
Я капусту не люблю,
Лучше пряников куплю. (Закличка)
-
Баю, баюшки, баю,
Не ложитесь на краю.
Придет серенький волчок
И укусит за бочок. (Колыбельная песня)
-
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Пословица)
-
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку. (Потешки)
-
Изучение материала по теме урока по плану (план записан на доске):
-
Что такое СКАЗКА?
-
Обряд посвящения.
-
Виды сказок.
-
Герои волшебных сказок.
-
Особенности народных сказок
-
Художники, иллюстрировавшие русские народные сказки.
-
-
Беседа с обучающимися.
Учитель:
Народные сказки – самый распространенный и читаемый, необычайно любимый детьми жанр устного народного творчества.
— Какие русские народные сказки вам известны?
— Ваши любимые герои сказок?
— Как вы понимаете слова из одной пушкинской сказки: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»
— Чему учат народные сказки?
-
Работа с учебником .
— Что же такое СКАЗКА?
Найдите в учебнике и запишите в тетрадь понятие «сказка».
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
-
Рассказ учителя об ОБРЯДЕ ПОСВЯЩЕНИЯ как одной из версий появления жанра сказки (приложение1)
-
Знакомство с видами народных сказок.
— Продолжите чтение статьи учебника и выпишите в тетрадь
а) виды сказок:
1. Сказки о животных
2. Бытовые сказки
3. Волшебные сказки.
б) Упражнение в определении видов народных сказок
— Проверим знания сказок и их героев, а так же потренируемся в определении видов сказок
Обучающиеся получают карточку с названиями сказок.
Задание – определить вид сказки по названию.
-
«Лиса и Волк»…… (сказка о животных)…………………………
-
«Теремок»………………………………………………………
-
«Каша из топора»………………………………………………….
-
«Царевна – лягушка»………………………………………………
-
«Как мужик гусей делил»…………………………………………..
-
«Лиса и журавль»……………………………………………………
-
«Иван-царевич и Серый Волк»……………………………………..
-
«Василиса Прекрасная»………………………………………………
5. Знакомство с двумя мирами волшебных сказок: миром мертвых и живых, с их героями.
а) Заполнение обучающимися таблицы и их рассказ об известных героях
Учитель:
В волшебных сказках существует два мира (см. таблицу). У каждого из вас какой-либо герой, который населяет тот или иной мир Обучающиеся рисуют таблицу и каждый получает иллюстрацию, рисунок с каким-либо героем волшебных сказок
— Представьте своего героя (Его имя, характер, нрав, в каких сказках вы с ним встречались?)
— Какой мир он населяет?
(В ходе выступлений обучающиеся вносят имена героев в таблицу, учитель дополняет, если необходимо, рассказ о героях сказок)
Мир живых |
Мир мертвых |
Приложение
Змей Горыныч Леший Кощей
Бессмертный
Солдат
Иван-царевич Василиса Прекрасная Бабка (Внучка
(Премудрая) (Машенька)
Учитель:
Баба Яга живет на границе этих миров (Рассказ учителя о герое – приложение )
Герои волшебных сказок совершают путешествие из мира живых в мир мертвых и обратно.
6.Особенности народных сказок
Учащиеся работают в группах. Каждая группа получает карточку и самостоятельно выполняет задание
Задание 1 группе
Прочитайте начало сказки «Сивка-Бурка»
«Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет впереди…»
Определите, что это прозвучало? Выпишите в тетрадь определение из учебника (страница 12)
Задание 2 группе
Вспомните, с каких слов обычно начинаются сказки?
(«Жили-были…», «В некотором царстве…» и т.д.)
Прочтя материал на странице 12, определите что это?
Чтение определения «ЗАЧИН» по учебнику и запись в тетрадь.
Задание 3 группе
Какими словами обычно заканчиваются сказки? По учебнику определите, как называются эти слова. Запишите определение в тетрадь. (КОНЦОВКА)
Задание 4 группе
Вспомните, как обычно называют, с кем или с чем сравнивают героев сказок
Например: Иван-царевич – добрый молодец
Красивая девушка – красна девица
Брови – соболиные
Уста – сахарные и т.д.
Как называются эти слова? Найдите определение на странице 13 и выпишите в тетрадь.
Задание 5 группе
В народных сказках часто используются ПОВТОРЫ, которые помогают легко и быстро запомнить сказку. Вспомните и приведите примеры сказок, где встречаются повторы.
7.Отчет групп, запись в тетрадь определений.
Приложение (слайд-презентация «Волшебный мир сказок»)
8. Работа с иллюстрациями к русским народным сказкам и творческое задание группам: «изобразить» — разыграть сюжет сказки, отраженный в иллюстрации.
9.Знакомство с именами художников и их иллюстрациями, картинами на сказочные сюжеты
-
Итог урока.
-
Домашнее задание:
Прочитать сказку «Царевна-лягушка».
Определить вид сказки, найти присказку, зачин, концовку, эпитеты, повторы
Приложение 1.
Одна из версий возникновения жанра волшебной сказки
«Волшебные сказки – это прекрасный вид народной художественной прозы»
(В.Я.Тропп)
Троп создал теорию, согласно которой волшебная сказка уходит своими корнями в первобытное общество и связана с ОБРЯДОМ ПОСВЯЩЕНИЯ.
Этот обряд был свойственен родовому строю. Он совершался над юношами, достигшими половой зрелости, и был придуман для того, чтобы ввести их в родовое объединение, а так же для получения ими права на вступление в брак.
Предполагалось, что мальчик во время обряда должен был «умереть», а затем «воскреснуть» новым человеком.
Обряд был чудовищным. Для его совершения строились специальные дома или шалаши, имеющие форму животного. Дверь в такое жилище представляла собой пасть, которая должна была «пожирать» юношу.
Обряд совершался в глубокой тайне в глухом лесу.
Мальчиков уводили из дома, инсценируя похищение. В лесу их подвергали пыткам и истязаниям: наносили глубокие раны с целью вызвать рубцы на теле, сдирали кожу. Это была как бы одна из форм смерти.
Были и другие, которые выражались в символическом сжигании мальчиков. Или, например, юношам отрезали пальцы, производили обрезание.
Продолжались эти жестокости долго – иногда неделями. Сопровождались голодом, жаждой, темнотой и ужасом.
Все это вызывало то состояние, который посвящаемый считал смертью.
Те, кто выдерживал эти мучения, «воскресали из мертвых». Им рассказывали мифы племени, тайны, которые составляли сокровища рода, обучали приемам охоты, то есть всему тому, что было необходимо в жизни.
Воскресший получал новое имя, на кожу наносилось клеймо и другие знаки обряда. Таким образом он получал право жить в племени и жениться.
Возвращаясь в племя и рассказывая о тех видениях, чудовищах, которых видели в бреду, юноши «давали жизнь» новому виду народного творчества – сказке.
Характеристика некоторых действующих лиц волшебных сказок.
БАБА ЯГА. С ней герой сказки встречается на границе царства живых и царства мертвых. Эта встреча – обязательный компонент сюжета. Ее назначение – отделить границу мира реального – живых людей, и мира таинств, зловещего мира чудовищ и смерти. В Бабе Яге отразились черты древнего образа хранительницы очага (не случайно она лежит на печи). Она живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (что олицетворяет собою гроб), тем самым напоминая древний обычай воздушного погребения, когда покойников хоронили на деревьях или помостах.
«Баба Яга – мертвец. Изба тесна, она в ней как в гробу. Ей не по себе от запаха человека. В ней люди видели предка по женской линии, живущего за той гранью, которая отделяет живых людей от мертвых,» — отмечал А.Аникин.
Вслед за этим герой попадает в царство мертвых, границы которого охраняет на Калиновом ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ (интересно, что и река Смородина, и Калинов мост подтверждены документально).
Троп отмечает, что Калинов мост – обязательная деталь волшебной сказки. Мост – это переход в «змеиновы края».
Баба Яга – в начале пути, Змей – в конце пути.
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ изображается как многоголовое страшилище, огненное, крылатое существо, которое подымает бурю.
Афанасьев утверждал. Что этот образ связан с природной стихией и это ни что иное, как описание грозы, то есть описание реального вихря, ослепительного блеска молний и так далее.
Змей называется ГОРЫНЫЧЕМ, но это не указывает на его связь с горами.
В древнем понимании гора – это «верх вообще», то есть Горыныч – это «обитающий наверху».
Древние славяне словом ГОРА обозначали лес, то есть Горыныч – значит «лесной».
Лес часто горел, и в представлении народа Змей был связан со стихией огня. Огонь ползет по земле, и слово «змей» в словаре В.Даля трактуется как «ползущий по земле». То есть, так или иначе, Горыныч связан с природной стихией.
КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Исследователи отмечают три основных значения слова КОЩЕЙ:
— в древнерусском языке это слово означало «раб, пленник, слуга»;
— кощей – от слова «кость», что означает «костистый, тощий, худой»;
— от «коша» — господин.
Он владыка царства смерти. Хозяин загробного мира.
Этот образ связан с древнейшими представлениями человека о загробном мире. В нем запечатлено представление о том, что нахождение души возможно где-то далеко от ее обладателя.
Душа — жизнь Кощея скрыта в яйце. Яйцо — в утке…….
Яйцо символизирует начало жизни. Разбив яйцо, можно уничтожить жизнь.
6
Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №7»
5 класс
Урок 7.
Тема. «Добрый мир народной сказки…»
Русские народные сказки. Исторические корни волшебной сказки. Композиция, герои, стиль волшебной сказки
Цели экскурсии:
-
систематизировать и расширить знания учащихся о сказке как виде народной прозы;
-
способствовать формированию нравственных качеств личности учащихся.
Задачи экскурсии:
-
познакомить с видами, композиционными и языковыми особенностями русских народных сказок, фольклористами — собирателями;
-
рассказать о любимых героях сказок;
-
рассмотреть работы знаменитых художников;
-
обратить внимание на воздействие сказки на другие виды искусства.
Актуальность экскурсии и ожидаемые результаты:
Сказка способствует приобщению учащихся к истокам национальной культуры и искусства, даёт богатый материал для развития творческих способностей и самораскрытия личности.
Маршрут и структура экскурсии:
Маршрут
• Ох, уж эта сказка! Немного обо всём (Виды сказок, собиратели фольклора, язык и композиция) – 4, 5 слайды
• Известные персонажи сказок – 6, 7, 8 слайды (8 слайд — игра)
• Художники и сказка – 9, 10 слайды
• Влияние сказки на искусство (и эпилог) – 11, 12 слайды (12 слайд — игра)
Структура экскурсии
1 слайд – титульная страница
2 слайд – пролог
3 слайд – маршрутный лист
4 – 12 слайд – экскурсия
13 – 17 слайды – перечень информационных источников
Экскурсия
№ слайда |
Содержание работы |
Навигация, примечания |
1. Титульный |
Объявление темы экскурсии |
Автоматический переход на слайд № 2 |
2. Пролог |
Вспомнить героев сказок |
Автоматический переход на слайд № 3 |
3. Маршрут |
Назвать героев, познакомиться с маршрутом |
Переход по щелчку |
4. Ох, уж эта сказка! Виды сказок и другое… |
Мы будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные и бытовые. В сказках о животных показано то, что люди осуждают в себе, в обществе. Звери разговаривают и ведут себя как люди (Сказки «Кот, лиса и петух», «Теремок»). В волшебных сказках зло представлено отвратительными чудовищами. Герои волшебных сказок одолевают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой (Сказка « Марья Моревна»). В бытовых сказках люди решают свои проблемы благодаря находчивости и уму (Сказка «Каша из топора»). Самые знаменитые собиратели народных сказок – Александр Николаевич Афанасьев и Владимир Иванович Даль. А.Н.Афанасьев издал самый большой сборник сказок (их свыше 600!), в нём представлены сказки из самых разных мест России. Впервые сказки увидели свет (в 8 выпусках) в 1855-1863 годах. |
Солнышко – триггер, щёлкаем по нему для появления новых страниц на слайде. Переход на следующий слайд — щелчок по значку «далее». |
5. Композиция и язык |
Сказки – произведения большого искусства. При знакомстве с ними не замечаешь их сложного построения, потому что они просты, естественны и выразительны. Нередко сказки начинаются с присказок. Назначение присказки – подготовить к восприятию сказки: «Было это на море, на окияне. На острове Кидане стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн. Это не сказка, а присказка, сказка вся впереди». Традиционным элементом сказки является зачин. Зачин – начало сказки. В нём указываются герои, время и место действия: «В некотором царстве, в некотором госу-дарстве жил-был царь…». Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовка — итог сказочного действия: «И стали они жить-поживать и добра наживать». В сказках употребляются повторы, чаще всего троекратные. Трижды бьётся Иван насмерть со Змеем Горынычем, царевич выполняет три задания… Часто в сказках встречаются традиционные сказочные формулы, которые передают устоявшиеся представления о предметах. Красота передаётся формулой: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». О быстром росте говорят: «Растёт не по дням, а по часам». Богат язык сказок. Активно используются постоянные эпитеты: конь добрый; сравнения: быстр как ветер. Животные в сказках имеют собственные имена и прозвища: кот — Котофей Иванович, волк – «из-за кустов хап». |
Таблички (присказки, зачин, концовка, повторы и др.) являются триггерами. Страница к табличке появляется после щелчка по табличке и убирается щелчком по ней. Переход на маршрут -щелчок по значку «домой». Данный слайд можно использовать и на последующих занятиях для повторения, творческих заданий. При первом просмотре – общее знакомство. |
6. Известные персонажи |
Демонстрируются положительные и отрицательные персонажи народных сказок и мораль сказок о зле и добре. |
Смена рисунков происходит автоматически. Переход на слайд №7 по щелчку |
7. Известные персонажи |
Баба Яга сторожит сказочное царство, служат ей звери и птицы. Иногда она вкусно кормит гостей, вручает чудесные дары (Сказка «Царевна — лягушка»). Кот Баюн — чудовище, встреча с которым грозила верной гибелью, побеждённый кот может исцелять людей песнями (Сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»). Кощей жаден, превращает людей в камень, силу черпает из воды. Часто Баба Яга сообщает, как убить злодея (Сказка «Кощей Бессмертный»). Емеля ловок и удачлив, обладает незаурядными способностями, получил магическую силу от волшебной щуки (Сказка «По щучьему велению»). Иван — дурак в семье младший сын, носит имя — оберег, он поэт и музыкант, ищет собственные решения (Сказка «Сивка — бурка»). Василиса Прекрасная наделена мудростью, мягким нравом, трудолюбием. Зовут её так за красоту и умение работать (Сказка «Василиса Прекрасная»). |
Солнышко – триггер, щёлкаем по нему для появления новых страниц на слайде. Переход на следующий слайд — щелчок по значку «далее».
|
8. Игра «Поле чудес» |
Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие предметы? (Рукав) Какую сказку надо вспомнить? («Царевна-лягушка») |
Возврат на маршрут — щелчок по значку «домой» |
9. Художники и сказка |
Детской книжной иллюстрации около 300 лет. Слово «иллюстрация» в переводе с латинского означает «освещать, проливать свет, объяснять». |
Переход на слайд № 10 по щелчку |
10. Художники и сказка |
Виктор Михайлович Васнецов одним из первых познакомил детей со сказочным миром. Мы читали сказку «Царевна-лягушка». На картине «Царевна-лягушка» В.М. Васнецов изобразил задорный танец Василисы, увлечённость музыкантов (Сказка «Царевна-лягушка»). Людям всегда хотелось летать. В картине «Ковёр-самолёт» выражена их мечта о свободном полёте. Перед взором влюблённых в лучах заходящего солнца пролетают горы, реки, леса («Сказка о ковре-самолёте»). Художник с увлечением работал над картиной «Иван-Царевич на Сером Волке» («Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и о Сером Волке»). У тёмной воды художник увидел грустную девушку, вспомнилась сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Так возник замысел картины «Алёнушка». Прекрасный мир русской сказки живёт в картинах Ивана Яковлевича Билибина. В «Царевне-лягушке» художник сумел создать атмосфера русской старины, сказочности. Орнамент – одна из особенностей работ художника (Сказка «Царевна-лягушка»). В качестве деталей орнамента мы встречаем зловещих воронов, полевые цветы, березки и ели, целые пейзажные зарисовки, сказочных птиц. «Василиса Прекрасная» У иллюстраций свой стиль, рамки с орнаментами продолжают содержание сказки. Изба Яги окружена орнаментом из поганок (Сказка «Василиса Прекрасная»). Сказки рисовали М.А. Врубель, Н.К. Рерих. Получили признание работы Е.Д. Поленовой, Т.А. Мавриной, Ю.А. Васнецова и других художников. |
Солнышко – триггер, щёлкаем по нему для появления новых страниц. Возврат на маршрут — щелчок по значку «домой». |
11. Влияние сказки на искусство |
Народная сказка оказала воздействие и на другие виды искусства. Самые первые детские книжки богато иллюстрированы, и так было всегда. Лубки — народные картинки. В лубочных картинках сказки занимали главное место. Сказка вдохновляла писателей, художников и композиторов. Спектакли на сюжеты сказок всегда вызывают огромный интерес у детей. Композиторы часто обращались к сказке. Широко известен балет И.Ф.Стравинского «Жар — птица». Не прошёл мимо сказки и кинематограф. Любимые мультфильмы созданы в традициях жанра. Эпилог Сказки учат доброте, трудолюбию, делают людей человечнее и мудрее. |
Смена страниц на слайде по щелчку, переход на слайд №12 – щелчок по значку «далее». |
12. Игра «Волшебный сундучок» |
В сундучке вопросы, варианты ответов и ответы. Щёлкай по нему. Первый «летательный аппарат» женщины (Ступа) Кто ездил к царю на печи? (Емеля) Сказочный житель леса, помощник Бабы Яги (Кот Баюн) Путешествию конец, кто был с нами – молодец! Не начать ли нам сказку сначала? |
Сундучок – триггер, смена вопросов и ответов – щелчок по триггеру, переход на список – щелчок по значку «домой». |
3
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»
Карасёва Людмила Николаевна,
учитель МОУ СОШ № 15 г. Усть-Илимска
Иркутской области
Пояснительная записка
Тема экскурсии:
«Добрый мир народной сказки…»
Целевая аудитория:
Учащиеся 5 класса
Актуальность экскурсии и ожидаемые результаты:
Сказка способствует приобщению учащихся к истокам национальной культуры и искусства, даёт богатый материал для развития творческих способностей и самораскрытия личности.
Цели экскурсии:
-
систематизировать и расширить знания учащихся о сказке как виде народной прозы;
-
способствовать формированию нравственных качеств личности.
Задачи экскурсии:
-
познакомить с видами, композиционными и языковыми особенностями русских народных сказок, фольклористами — собирателями;
-
рассказать о любимых героях русских сказок;
-
рассмотреть работы знаменитых художников;
-
обратить внимание на воздействие сказки на другие виды искусства.
Маршрут экскурсии:
-
Ох, уж эта сказка! Немного обо всём (Виды сказок, собиратели фольклора, язык и композиция) – 4, 5 слайды
-
Известные персонажи сказок – 6, 7, 8 слайды (8 слайд — игра)
-
Художники и сказка – 9, 10 слайды
-
Влияние сказки на искусство (и эпилог) – 11, 12 слайды (12 слайд — игра)
Техническое и иное обеспечение экскурсии:
Компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Office PowerPoint
Рекомендации по использованию ресурса:
Уроки литературы и внеклассные занятия по литературе в 5 классе при изучении устного народного творчества
Информационные источники:
-
Сказки: Кн. 1 / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова.- М.: Сов. Россия, 1988. – (Библиотека русского фольклора; т. 2).
-
http://ru.wikipedia.org/wiki
-
http://traditio.ru/wiki
-
http://www.bayushki.ru/tales_illustration.htm
-
http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/5.html#n2
-
http://community.livejournal.com/ru_oldrussia/57716.html
-
http://www.ruthenia.ru/folklore/antonov1.htm
-
http://rusprogram.ru/f-24
-
http://www.tanais.info/art/vasnetsov4more.htm
-
http://peressa2009.narod2.ru/illyustratori/bilibin_illyustratsii_k_skazkam/
-
http://skazki.smeha.net/russkie/info.html
-
http://revolution.allbest.ru/sport/00034242_0.html
1 слайд
Фон
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/81/37081886_32728262_29436103_2.jpg
Музыка
http://detkam.e-papa.ru/mp/6/5.html
2 слайд
Лиса
http://foxu.ru/uploads/posts/2010-05/1274987640_lisa_skazki21.jpg
Емеля
http://ornament.my1.ru/_nw/0/68861.jpg
Царевна
http://s50.radikal.ru/i130/0902/bd/9ea686923f38.png
Водяной
http://s49.radikal.ru/i124/0902/68/24b16629450d.png
Яга
http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/07/7E/491230.jpg
Колобок
http://www.bookin.org.ru/book/463176
Летучий корабль
http://locator.ucoz.org/photo/letuchij_korabl_illjustracii_k_skazke/polet_nad_derevnej/5-0-62
3слайд
Шарик со стрелкой
http://www.livegif.ru/Gallery/SAIT/navigation/NEXT/Button-04.gif
4 слайд
Теремок
http://www.miromaxx.ru/2/1510-teremok.html
Сказка «Кот, лиса и петух»
http://murzilka.km.ru/02-01/images/s02.jpg
Книга «Русские народные сказки»
http://neznayka.ucoz.ru/russnar.jpeg
Каша из топора
http://s05.radikal.ru/i178/1005/8d/bf2e27e3d7b5.jpg
В.И.Даль
http://img12.imageshost.ru/img/2010/11/21/image_4ce837b0a0078.jpg
А.Н.Афанасьев
http://tale.mus-ani.com/page/tales_afanasiev
6 слайд
Баба Яга http://ornament.my1.ru/_nw/0/50899.jpg
Избушка на курьих ножках
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/47/131/47131331_e7b334c431fb.jpg
Кот Баюн
http://i02.fsimg.ru/3/tlog_box/1439/1439373.jpg
Маша и медведь
http://www.kanc-eksmo.ru/upload/iblock/749/hpr.cdgabv.mynb-r-lvyrubx.jpg
Лиса и волк
http://multjashki.net/img_kadr/lisa.patrikeevna.avi.image4.jpg
Кощей
http://forum.materinstvo.ru/uploads/1166297036/post-22010-1166536043_thumb.jpg
Царевна
http://s50.radikal.ru/i130/0902/bd/9ea686923f38.png
Иван-дурак
http://i040.radikal.ru/1012/9b/db7e612357c1.jpg
Иван-царевич
http://zenitbol.ru/_fr/17/8008083.png
7 слайд
Василиса
http://www.stihi.ru/pics/2009/09/02/1059.jpg
Иван-дурак
http://s52.radikal.ru/i138/0902/12/658f080f07e4.png
Емеля
http://www.livejournal.ru/static/files/tech/themes/zoom/1408_2.jpg
Кощей
http://mordikov.fatal.ru/images-2/vremenno/197.jpg
Кот Баюн
http://i02.fsimg.ru/3/tlog_box/1439/1439373.jpg
Баба Яга
http://www.ircenter.ru/files/products/pics/65609/fullsize/32231.jpg
8 слайд
Царевна-лягушка
http://s39.radikal.ru/i083/1008/fd/7f59408e69b0.gif
9 слайд
Книга «Русские народные сказки»
http://www.ruslania.com/pictures/big/4601250351384.jpg
Рамка
http://musplus.ru/uploads/posts/2010-10/1286783560_111.frames.musplus.ru.jpg
Кот и лиса
http://blogs.mail.ru/mail/yoska57/6caafedfefbfc4f6.html
10 слайд
Автопортрет В.М.Васнецова
http://bms.24open.ru/images/5104b9ce778cccf990ca36548fe573f1
«Царевна-лягушка»
http://img11.nnm.ru/0/d/6/a/1/c526097a5a6fbbe1ce7e14fa489_prev.jpg
«Ковёр-самолёт»
http://www.zhaba.ru/_pics/vmhute9adpwkn34e.jpg
«Иван-царевич на Сером волке»
http://f70.rimg.info/1908445_41decbe2b71817f6f84e4cda81b8bbfd_1.jpg
«Алёнушка»
http://www.vasnecov.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=6c771ef5-8da3-4c52-9473-4f30d49a39e6&key=main
И.Я.Билибин
http://community.livejournal.com/ru_oldrussia/57716.html
«Царевна-лягушка»
http://s3.gzt.ru/f/upload/picture/10/11/09/image_35979.thumbnail.jpg
«Василиса Прекрасная»
http://fotki.yandex.ru/users/peressa2009/view/411629/?page=0
11 слайд
Балет
http://dancerussia.ru/img/pix/1276672355_zhar_ptica.jpg
Спектакль
http://www.teatrostrovok.ru/upload/iblock/c13/1%20pglcjy%20pqnehmfygd%20vxzjoac.jpg
Лубок
http://www.pereskazhi.com/gallery/albums/userpics/10001/normal_pro10a.jpg
Мультфильм
http://rambller.biz/uploads/posts/2011-02/1296719536_6.jpg
Девочка с книгой
http://www.cuded.com/wp-content/uploads/2010/10/20101029_a_fairy_tale_by_temporary_peace.jpg
Медвежонок http://www.mytwins.ru/wp-content/gallery/st/skazki.jpg
12 слайд
Гусляр
http://skazochka.ucoz.ru/doz/big/skazka_06.png
«Сивка-бурка»
http://s006.radikal.ru/i214/1001/e9/f595f4b467ea.jpg
Материалы портала, которые были использованы при создании ВЭ
Беленькая Л.В. Цвет в презентации
Беленькая Л.В. Алгоритм выполнения триггера в презентации
Беленькая Л.В. Изменение формата изображения. В помощь учителю.
Беленькая Л.В. Анимация в PowerPoint. В помощь учителю
Беленькая Л.В. Общие правила оформления презентации
|
|||
Просмотр содержимого документа
«Русские народные сказки»
-
Русские народные сказки.
-
Прочитай различные толкования термина «сказка» в учебнике, в словаре. Дай собственное толкование этому термину, чтобы оно полностью отражало основные признаки жанра.
Сказка —
-
На какие четыре разряда можно разделить сказки? Приведите примеры.
1.
2.
3.
4.
-
Волшебная сказка
-
Закончи фразы.
Волшебная сказка отличается от других сказок
Первобытные люди сказок
Сказка появилась в эпоху
Однако сказки отразили в себе
9.2.* Восстанови схему, которая объясняет причину наличия в сказке древних компонентов.
Сказка
-
Что такое композиция?
Композиция —
-
Фольклорист В.Я.Пропп насчитывает в волшебной сказке чуть более 30 элементов композиции, которые могут незначительно меняться, чередоваться, где-то опускаться и т.д. Запиши здесь самые употребленные элементы композиции волшебной сказки и обозначь их буквенными сокращениями для дальнейшей работы.
№ |
Элемент композиции |
Условные сокращения |
-
Заполни таблицу и дострой схему.
Главные герои волшебной сказки | |
Мужчины | Женщины |
1. |
1. |
( ) |
|
2. |
2. |
( ) |
Враги главного героя
-
Закончи фразы.
Происхождение второстепенных персонажей-дарителей, чудесных помощников – восходит к
Показателем большой древности сказки является наличие в ней
Сказочная фантастика является отражением
-
Закончи схему.
Постоянные формулы
( ) ( )
Например, Например,
Просмотр содержимого документа
«Тестовый вопрос»
Тестовый вопрос |
||||||||||||||||||||||||||||||
Выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке.
|
Просмотр содержимого презентации
«Баба Яга»
Герои волшебных сказок. Баба Яга
Автор:
Ученик 5 Г класса школы №6 города Пушкино Лапшинов Алексей
Баба-яга — один из самых популярных героев русской сказки. Она живёт в маленькой избушке, затерявшейся «за тридцатью озерами», в тридесятом царстве, а иногда даже и под землей.
Чтобы добраться до неё, герой должен одолеть трудный путь, пройти через «дремучий лес, где света белого не видно».
Уже само наименование — яга — означает «злая» и одновременно «больная». С ним связана и такая постоянная примета бабы-яги, как костяная нога (кстати, в некоторых славянских языках слово «ягая» обозначает человека с больной ногой).
Интересно, что уже в 1200 году одного новгородского посадника прозвали «ягиницей» за склочный и сварливый характер. Но в литературе она упоминается совсем недавно — первую сказку о бабе-яге любитель-фольклорист М.Н. Макаров опубликовал лишь в 1820 г.
Обычно баба-яга живёт в глухом лесу в маленькой избушке. Попасть к ней, не просто: ведь для этого надо переместиться из мира людей в сказку. Поэтому необычен и даже странен внешний вид её жилища. Перед нами не традиционная русская изба, а сказочный домик, который стоит на курьих ножках и всегда обращён «к лесу передом».
Поэтому, добравшись до него, герой должен произнести волшебные слова: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом!» . Попробуем разобраться, что же это значит и откуда взялись в лесу «курьи ножки».
Возможно, кто-то видел, как вокруг векового дерева змеятся по земле корни. Они цепко держатся за землю и не дают дереву упасть даже в сильный ветер. Не случайно, что лесные жители — охотники, сборщики шишек, пчеловоды — старались использовать такие пни как основание для небольших домиков-заимок, где можно было провести ночь, не опасаясь диких зверей. А народная фантазия превратила их в «курьи ножки».
Баба-яга — персонаж на редкость многоликий. Она действует в сказках практически всех народов Европы, но не менее хорошо известна и на других континентах. И всегда она тесно связана с живой природой и, как часть её, то помогает герою, то вредит ему. Правда, имена у неё другие — Шамус-баба, Лаума, Сюоятар, или просто бабица.
Использованные ресурсы:
- http://www.vsegda.tv/index.php?mod=arcticle&id=71
- http://blogs.privet.ru/community/la_shanson/101419706
- http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10720/
Просмотр содержимого презентации
«Виртуальная экскурсия»
Добрый мир народной сказки…
виртуальная экскурсия
Карасёва Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 15 г. Усть-Илимска Иркутской области
Сказочное путешествие за тридевять земель
Маршрут
Влияние сказки на искусство
Ох, уж эта сказка!
Немного обо
всём
Известные персонажи
Художники и сказка
Ох, уж эта сказка! Виды и другое…
Самые знаменитые собиратели народных сказок – Александр Николаевич Афанасьев и Владимир Иванович Даль
В сказках о животных звери разговаривают и ведут себя как люди (Сказки «Кот, лиса и петух», «Теремок»)
Герои волшебных сказок одолевают врагов, спасают друзей, сталкиваясь
с нечистой силой
(Сказка « Марья Моревна»)
В бытовых сказках люди решают свои проблемы благодаря находчивости (Сказка «Каша из топора»)
4
Композиция и язык сказок
Присказки
Зачин
Назначение присказки – подготовить к восприятию сказки
«Было это на море, на окияне. На острове Кидане стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн. Это не сказка, а присказка, сказка вся впереди»
В сказках употребляются повторы, чаще всего троекратные
Иван бьётся насмерть со Змеем Горынычем трижды, царевич выполняет три задания…
Концовка — итог сказочного действия
«И стали они жить-поживать и добра наживать»
Используются постоянные эпитеты : конь добрый
сравнения: быстр как ветер
Имена и прозвища у животных:
кот — Котофей Иванович,
волк – «из-за кустов хап»
Передают устоявшиеся представления о предметах
Красота передаётся формулой : «Ни в сказке сказать, ни пером описать». О быстром росте говорят : «Растёт не по дням, а по часам»
Зачин – начало сказки
В нём указываются герои, время и место действия:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…»
Концовки
Повторы
Сказочныеформулы
Язык сказок
Известные персонажи
Зло недолговечно, добро и любовь победят всегда
Иван-Царевич, Иван-дурак, Василиса –главные персонажи волшебных сказок
Хитрая лиса, злой волк
Кощей Бессмертный
Кот Баюн
Избушка на курьих ножках
Глупый медведь
Кот Баюн — чудовище, встреча с которым грозила верной гибелью, побеждённый кот может исцелять людей песнями (Сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»)
Василиса Прекрасная наделена мудростью, мягким нравом, трудолюбием. Зовут её так за красоту и умение работать (Сказка «Василиса
Прекрасная»)
Емеля ловок и удачлив, обладает незаурядными способностями, получил магическую силу
от волшебной щуки
(Сказка «По щучьему велению»)
Иван — дурак в семье младший сын, носит имя — оберег, он поэт и музыкант, ищет собственные решения
(Сказка «Сивка — бурка»)
Баба Яга сторожит сказочное царство, служат ей звери и птицы. Иногда она вкусно кормит гостей, вручает чудесные дары (Сказка «Царевна — лягушка»)
Кощей жаден, превращает людей в камень, силу черпает из воды. Часто Баба Яга сообщает, как убить злодея
(Сказка «Кощей Бессмертный»)
Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие предметы?
Увы!
Да !
К
А
В
Р
У
А
Р
П
О
Н
М
Л
К
И
З
Ж
Е
Д
Г
В
Б
Ъ
Я
Ю
Э
Ь
Ы
Щ
Ш
Ч
Ц
Х
Ф
У
Т
С
Художники и сказка
Детской книжной иллюстрации около
300 лет
Слово «иллюстрация» в переводе с латинского
означает «освещать, проливать свет, объяснять»
«Василиса
Прекрасная»
В картине «Ковёр-самолёт» выражена мечта о свободном полёте. Перед взором влюблённых в лучах заходящего солнца пролетают
горы, реки, леса («Сказка о ковре-самолёте»)
В «Царевне-лягушке» создана атмосфера русской старины, сказочности.
Орнамент – одна из особенностей работ художника (Сказка «Царевна-лягушка»)
Художник с увлечением работал над
картиной
«Иван-Царевич
на Сером Волке»
(«Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и о Сером Волке»)
У тёмной воды художник увидел грустную девушку, вспомнилась сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке» . Так возник замысел картины
«Алёнушка»
У иллюстраций
свой стиль, рамки
с орнаментами продолжают содержание сказки. Изба Яги окружена орнаментом из поганок (Сказка «Василиса Прекрасная»)
Виктор Михайлович Васнецов одним
из первых познакомил детей со сказочным миром
«Царевна-лягушка»
В.М. Васнецов изобразил задорный танец Василисы, увлечённость музыкантов (Сказка «Царевна-лягушка»)
Прекрасный мир русской сказки живёт в картинах Ивана Яковлевича Билибина
Сказки рисовали Н.К. Рерих,
М.А. Врубель. Получили признание работы
Е.Д. Поленовой,
Т.А. Мавриной,
Ю.А. Васнецова и других художников
Влияние сказки на искусство
Лубки — народные картинки.
В лубочных картинках сказки занимали главное место
Не прошёл мимо сказки
кинематограф. Любимые мультфильмы созданы в традициях
жанра
Спектакли на сюжеты сказок всегда вызывают огромный интерес у детей
Сказки учат доброте, трудолюбию, делают людей человечнее и мудрее
Композиторы часто обращались к сказке И.Ф.Стравинский Балет
«Жар — птица»
«Волшебный сундучок»
Сказочный житель леса, помощник Бабы Яги
Л
Первый «летательный аппарат» женщины
Кто ездил к царю на печи?
Кощей Бессмертный
Кот Баюн
Змей Горыныч
Леший
Кощей Бессмертный
Кот Баюн
Змей Горыныч
Леший
Путешествию конец, кто был с нами – молодец!
Ракета
Емеля
Иван-дурак
Иван-царевич
Емеля
Иван-дурак
Иван-царевич
Ракета
Ступа
Ступа
Летучий корабль
Летучий корабль
Не начать ли нам
сказку сначала?
В сундучке вопросы, варианты ответов и ответы. Щёлкай по нему
Информационные источники:
1 слайд
Фон http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/81/37081886_32728262_29436103_2.jpg
Музыка http://detkam.e-papa.ru/mp/6/5.html
2 слайд
Лиса http://foxu.ru/uploads/posts/2010-05/1274987640_lisa_skazki21.jpg
Емеля http://ornament.my1.ru/_nw/0/68861.jpg
Царевна http://s50.radikal.ru/i130/0902/bd/9ea686923f38.png
Водяной http://s49.radikal.ru/i124/0902/68/24b16629450d.png
Яга http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/07/7E/491230.jpg
Колобок http://www.bookin.org.ru/book/463176
Летучий корабль http://locator.ucoz.org/photo/letuchij_korabl_illjustracii_k_skazke/polet_nad_derevnej/5-0-62
3слайд Шарик со стрелкой
http://www.livegif.ru/Gallery/SAIT/navigation/NEXT/Button-04.gif
4 слайд
Теремок http://www.miromaxx.ru/2/1510-teremok.html
Сказка «Кот, лиса и петух» http://murzilka.km.ru/02-01/images/s02.jpg
Книга «Русские народные сказки» http://neznayka.ucoz.ru/russnar.jpeg
Каша из топора http://s05.radikal.ru/i178/1005/8d/bf2e27e3d7b5.jpg
В.И.Даль http://img12.imageshost.ru/img/2010/11/21/image_4ce837b0a0078.jpg
А.Н.Афанасьев http://tale.mus-ani.com/page/tales_afanasiev
6 слайд
Баба Яга http://ornament.my1.ru/_nw/0/50899.jpg
Избушка на курьих ножках http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/47/131/47131331_e7b334c431fb.jpg
Кот Баюн http://i02.fsimg.ru/3/tlog_box/1439/1439373.jpg
Маша и медведь http://www.kanc-eksmo.ru/upload/iblock/749/hpr.cdgabv.mynb-r-lvyrubx.jpg
Лиса и волк http://multjashki.net/img_kadr/lisa.patrikeevna.avi.image4.jpg
Кощей http://forum.materinstvo.ru/uploads/1166297036/post-22010-1166536043_thumb.jpg
Царевна http://s50.radikal.ru/i130/0902/bd/9ea686923f38.png
Иван-дурак http://i040.radikal.ru/1012/9b/db7e612357c1.jpg
Иван-царевич http://zenitbol.ru/_fr/17/8008083.png
7 слайд
Василиса http://www.stihi.ru/pics/2009/09/02/1059.jpg
Иван-дурак http://s52.radikal.ru/i138/0902/12/658f080f07e4.png
Емеля http://www.livejournal.ru/static/files/tech/themes/zoom/1408_2.jpg
Кощей http://mordikov.fatal.ru/images-2/vremenno/197.jpg
Кот Баюн http://i02.fsimg.ru/3/tlog_box/1439/1439373.jpg
Баба Яга http://www.ircenter.ru/files/products/pics/65609/fullsize/32231.jpg
8 слайд
Царевна-лягушка http://s39.radikal.ru/i083/1008/fd/7f59408e69b0.gif
9 слайд
Книга «Русские народные сказки» http://www.ruslania.com/pictures/big/4601250351384.jpg
Рамка http://musplus.ru/uploads/posts/2010-10/1286783560_111.frames.musplus.ru.jpg
Кот и лиса http://blogs.mail.ru/mail/yoska57/6caafedfefbfc4f6.html
10 слайд
Автопортрет В.М.Васнецова http://bms.24open.ru/images/5104b9ce778cccf990ca36548fe573f1
«Царевна-лягушка» http://img11.nnm.ru/0/d/6/a/1/c526097a5a6fbbe1ce7e14fa489_prev.jpg
«Ковёр-самолёт» http://www.zhaba.ru/_pics/vmhute9adpwkn34e.jpg
«Иван-царевич на Сером волке» http://f70.rimg.info/1908445_41decbe2b71817f6f84e4cda81b8bbfd_1.jpg
«Алёнушка» http://www.vasnecov.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=6c771ef5-8da3-4c52-9473-4f30d49a39e6&key=main
И.Я.Билибин http://community.livejournal.com/ru_oldrussia/57716.html
«Царевна-лягушка» http://s3.gzt.ru/f/upload/picture/10/11/09/image_35979.thumbnail.jpg
«Василиса Прекрасная» http://fotki.yandex.ru/users/peressa2009/view/411629/?page=0
11 слайд
Балет http://dancerussia.ru/img/pix/1276672355_zhar_ptica.jpg
Спектакль http://www.teatrostrovok.ru/upload/iblock/c13/1%20pglcjy%20pqnehmfygd%20vxzjoac.jpg
Лубок http://www.pereskazhi.com/gallery/albums/userpics/10001/normal_pro10a.jpg
Мультфильм http://rambller.biz/uploads/posts/2011-02/1296719536_6.jpg
Девочка с книгой http://www.cuded.com/wp-content/uploads/2010/10/20101029_a_fairy_tale_by_temporary_peace.jpg
Медвежонок http://www.mytwins.ru/wp-content/gallery/st/skazki.jpg
12 слайд
Гусляр http://skazochka.ucoz.ru/doz/big/skazka_06.png
«Сивка-бурка» http://s006.radikal.ru/i214/1001/e9/f595f4b467ea.jpg
Материалы портала, которые были использованы при создании ВЭ
Беленькая Л.В. Пример последовательной подачи информации. В помощь учителю
Беленькая Л.В. Как сделать фигуру полупрозрачной? И другое… В помощь учителю Беленькая Л.В. Алгоритм уменьшения веса презентации через опцию программы Power Point «сжатие рисунков» Беленькая Л.В. Общие правила оформления презентации
Беленькая Л.В. Анимация в PowerPoint . В помощь учителю
Беленькая Л.В. Изменение формата изображения. В помощь учителю.
Беленькая Л.В. Алгоритм выполнения триггера в презентации
Беленькая Л.В. Цвет в презентации
Мосина Г. А. Работа с триггерами Занятие 2
Сказки: Кн. 1 / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова.- М.: Сов. Россия, 1988. – (Библиотека русского фольклора; т. 2).
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://traditio.ru/wiki
http://www.bayushki.ru/tales_illustration.htm
http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/5.html#n2
http://community.livejournal.com/ru_oldrussia/57716.html
http://www.ruthenia.ru/folklore/antonov1.htm
http://rusprogram.ru/f-24
http://www.tanais.info/art/vasnetsov4more.htm
http://peressa2009.narod2.ru/illyustratori/bilibin_illyustratsii_k_skazkam/
http://skazki.smeha.net/russkie/info.html
http://revolution.allbest.ru/sport/00034242_0.html
Просмотр содержимого презентации
«Кощей Бессмертный»
Герои волшебных сказок. Кащей Бессмертный
Автор:
Ученица 5 Г класса средней школы № 6 Спирина Ульяна
Кощей Бессмертный (Кащей Бессмертный) — отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.
Кащей Бессмертный является одним из самых загадочных персонажей русских волшебных сказок. В отличие от других героев, например Бабы Яги, он всегда выступает только как враг героя. Поэтому основными качествами Кащея являются ненасытная злоба, жадность и коварство.
Поскольку он представляет собой отрицательного персонажа, его внешний облик соответствует его сюжетной функции и не отличается большим разнообразием.
Кащей практически одинаково выглядит во всех сказках. Это худой, длиннобородый старик с костлявыми руками. Однако главное его качество связано с тем, что он — оборотень и могущественный волшебник, наделённый бессмертием. Сила его волшебства огромна, и для борьбы с ней герою требуется специальный талисман, а также многочисленные помощники.
В ряде сказок врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить.
Смерть Кощея спрятана на острове Буяне, на котором растёт дуб, на дубе висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Если сломать эту иглу, то Кощей умрёт.
О происхождении этого образа до сих пор нет единого мнения.
Правда, ряд исследователей полагают, что Кащей пришел в русский фольклор из тюркского. Само его имя означает «пленник, раб» и связано с корнем «кость», то есть с обозначением истощённого, измождённого человека. Именно поэтому вначале в русских сказках Кащей действовал под именем Карачун (от слова «карачиться» — корчиться, насылать корчи (судороги)).
Однако, в сказке слабость Кащея превратилась в его силу.
Обретя бессмертие, невзрачный и тщедушный герой стал властителем собственного царства. Победа над ним даётся труднее, чем над любым другим врагом, но тем не менее он всегда оказывается поверженным своими противниками.
Использованные ресурсы:
1. http://potomy.ru/school/3034.html
2. http://ctypa.ucoz.ru/publ/2-1-0-10
Определение
Сказка – захватывающий рассказ об исключительных событиях, приключениях, подвигах, в которых действует необычные герои. В сказочных произведениях встречаются фантастический сюжет, волшебные предметы, говорящие звери и другие живые мифические существа (Жар-птица, Баба-Яга). Основу сюжета сказки составляет извечная борьба Доброго и Злого. Добро в итоге всегда побеждает, а зло наказывается.
Особенности сказки как жанра литературы
Сказочный жанр литературы обладает своими характеристиками, благодаря которым его можно отличить от других произведений. Художественными особенностями сказок является следующее:
-
Использование определенных поэтических форм: «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве», «и я там был, мед, пиво пил», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» и пр.
-
Наличие фантастических героев – Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Снегурочка.
-
Олицетворение природных стихий, которые также выступают в роли главных героев – Солнце, Месяц, Ветер, Молочные реки и пр.
-
В сказках животные умеют разговаривать, и, как правило, помогают главному герою – Богатырский конь, серый волк, золотая рыбка и др.
-
Наличие волшебных предметов – золотое кольцо, куколка, зеркало, скатерть-самобранка, ковер-самолет и пр.
-
Характер главного героя не развивается, он всегда статичен, не герой двигает сюжет вперед, а обстоятельства, в которые он попадает.
-
Есть четкое разделение на плохих героев (злостная мачеха, Кощей Бессмертный, Соловей-разбойник) и хороших (Иван Царевич, Василиса Прекрасная, Емеля). Положительные персонажи олицетворяют в себе все лучшие человеческие качества, высокие моральные принципы, отрицательные символизируют темные силы, которые обязательно будут побеждены.
-
Основа сюжета составляет извечная борьба добра со злом.
-
Для сюжета характерна троичность – главный герой всегда проходит три испытания.
Виды сказочных произведений
Каждый знает, что такое сказки, но не все догадываются, на какие виды они подразделяются. Все многообразие этого жанра в зависимости от темы делится на три вида:
-
Социально-бытовые. Здесь рассказываются истории об обычных людях в непростых жизненных ситуациях, но и здесь присутствуют элементы волшебства («Каша из топора», «Шел солдат домой», «Ямщик и купец»).
-
О животных. Главными героями выступают птицы, звери, рыбы, которые наделяются человеческими чертами – жадность, доброта, завистливость, трусость и пр. («Волк и козлята», «Зимовье зверей», «Лиса и волк»).
-
Волшебные («Василиса Прекрасная», «Царевна Моревна», «Летучий корабль», «Никита Кожемяка»).
Тест для закрепления материала
-
1
Что не характерно для сказок?- В основе сюжета лежат вымышленные события
- События характеризуются достоверностью и историзмом
- Заключают в себе народную мудрость
- Способны преподавать различные и нравственные уроки
-
2
Укажите неверное высказывание- Сказка – это малый эпический жанр
- Сказка имеет лишь фольклорный характер
- Сказка – это художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера
- Сказки имеют преимущественно прозаическую форму
-
3
Что не характерно для сказок?- Победа зла
- Использование магических цифр
- Повторяемость действий
- Главные герои – представители добрых начал
-
4
Укажите неверное высказывание- Сказки бывают авторскими и народными
- Все народные сказки вариативны
- Все авторские сказки вариативны
- Все авторские сказки не вариативны
-
5
Какова композиция сказок?- Основная часть и заключение
- Зачин и концовка
- Зачин и основная часть
- Зачин, основная часть и концовка
Доска почета
Чтобы сюда попасть — пройдите тест
Все тесты
- Английский язык
- Биология
- Политология
- Информатика
- Стихи
- Химия
- Правоведение
- Обществознание
- Экономика
- Биографии
- История
- Подготовка к ЕГЭ
- География
- Психология
- Сочинения
- Литература
- Пунктуация
- Фонетический разбор
- Орфография
- Окружающий мир
- Русский язык
-
Тест на тему
Почему английский язык является международным
5 вопросов