Жанры сказок и их особенности

раскрытая книга
Сказка: Unsplash

Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет. Расскажем подробнее, как он появился, чем отличается и какие виды сказок существуют.

Сказка как литературный жанр

Определить точно, когда люди начали сочинять сказки, невозможно. Вероятно, этот обычай зародился у наших предков еще тогда, когда появилась речь, хоть и не в современном представлении. Чтобы углубиться в историю сказки, разберемся, что это и какие ее особенности.

Что такое сказка?

Авторитетный российский педагог Светлана Белокурова пишет, что сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр.

Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.

Спящая царевна

«Спящая царевна»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким характерным чертам:

  • Сюжет построен на противостоянии добра и зла. Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иван-царевич, батыр, Алдар-косе) олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр. Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертный, Жезтырнак, Албасты и пр.) обычно символизируют темные силы, чуждые человеку.
  • Используются устойчивые фразы. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
  • События наполнены волшебством. Зачастую главный герой или его помощники наделены особыми способностями либо используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных животных.
  • Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории. Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.

Как отмечает филолог Елизавета Намычкина, сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.

Кащей Бессмертный

«Кащей Бессмертный»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Как появился жанр сказка?

Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.

В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.

Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.

Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.

фонарь

Сказка как литературный жанр: Unsplash

Какие есть виды сказок в литературе?

Классификация народных сказок — задача непростая. Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта.

Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы:

  • волшебные сказки;
  • сказки о животных;
  • бытовые сказки.

В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.

Что такое волшебная сказка?

Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.

Как отмечает литературовед Елена Ковтун, в основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды. Поиски утраченного или недостающего становятся основным двигателем сюжета.

В пути герою приходят на помощь волшебные помощники:

  • животные, умеющие разговаривать (конь, серый волк);
  • предметы, наделенные чудесными свойствами (зеркальце, молодильные яблоки);
  • стихии.

Царевна-лягушка

«Царевна-лягушка»: Wikipedia/В. М. Васнецов

У такой сказки есть и стилистические особенности:

  • особые поэтические формулы («ни в сказке сказать, ни пером описать», «за тридевять земель»);
  • троичность (три испытания, три сына, три дороги).

В русском фольклоре волшебными считаются сказки «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк». В казахском сказочном эпосе — «Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Каражай» и пр.

Что такое сказка о животных?

В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль.

В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр. То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д.

В русском эпосе сказки о животных представлены такими примерами:

  • «Лиса и Волк»;
  • «Волк и козлята»;
  • «Звери в яме».

Есть и казахские сказки:

  • «Лисица и Обезьяна»;
  • «Мечта голодного волка»;
  • «Ласточка и Богомол».

лиса, олень и волк

Сказка о животных: Unsplash

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.

В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.

Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» человек, который поделился пищей и водой со спутником, вознаграждается богатством и новыми умениями, а скупой человек наказывается. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.

В русском народном творчестве бытовыми считаются сказки:

  • «Каша из топора»;
  • «Ямщик и купец»;
  • «Шел солдат домой» и пр.

На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.

Сказка — это не просто удивительный вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием, формирует первое представление о людях, своем народе и самих себе.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1823337-skazka—eto-cto-takoe-osobennosti-zanra/

Каждый
сказочный жанр отличается своеобразием
художе­ственного
вымысла и повествовательной формы,
оригинален по происхождению,
характеризуется особыми, только ему
прису­щими
типами героев и самостоятельным кругом
сюжетов.

3.1. Сказки о животных

Сказки
о животных (или животный эпос) выделяются
по тому основному
признаку, что их главные герои —
животные. Осо­бенно
популярны были сказки «Лиса крадет
рыбу с воза (са­ней)»,
«Звери в яме», «Кот, петух и лиса»,
«Кот и дикие живот­ные»,
«Волк-дурень», «Коза луплена».

В
мировом фольклоре известно около 140
сюжетов животно­го
эпоса, в русском — 119. Значительная их
часть оригинальна. Так,
у других народов не встречаются сказки
«Лиса-повитуха», «Кот,
петух и лиса», «Волк в гостях у
собаки», «Терем мухи». Самобытность
и свежесть восточнославянского животного
эпо­са
отмечалась не раз. Однако в составе
репертуара всех сказок он
занимает только около 10% сюжетов и
относительно мало распространен
(лишь немногие сказки записаны более
10 раз).

В
сказках о животных сохранились следы
того периода при­митивного
ведения хозяйства, когда человек мог
только присва­ивать
продукты природы, но еще не научился
их воспроизво­дить.
Основным источником жизни людей в то
время была охо­та,
а хитрость, умение обмануть зверя играло
важную роль в борьбе
за выживание. Поэтому заметным
композиционным при­емом
животного эпоса является обман в его
разных видах: ко­варный совет,
неожиданный испуг, изменение голоса и
другие притворства.
С опытом древних охотников связана
постоянно упоминаемая
загонная яма1.
Умеющий перехитрить, обмануть —
побеждает и получает выгоду для себя.
Русская сказка закрепила это
качество за одним из своих центральных
персонажей — ли­сой.

В
сказках часто фигурируют представители
дикой фауны. Это обитатели
лесов, полей, степей: лиса, медведь,
волк, дикий ка­бан,
заяц, еж, лягушка, мышь. Разнообразно
представлены пти­цы:
ворон, воробей, цапля, журавль, дятел,
тетерев, сова. Встре­чаются
насекомые: муха, комар, пчела, муравей,
паук; реже — рыбы:
щука, окунь.

По
мере исторического развития стали
возникать сказки и о прирученных
домашних животных и птицах. Славян
повседнев­но
окружали и сделались персонажами их
сказок вол, лошадь, баран,
овца, собака, кот, петух, утка, гусь. В
сказки вошел и сам человек
как равноправный участник событий.
Поскольку jth
сказки
уже очень давно предназначались в
основном для ми «рнь-ких
слушателей, то и действующие в них люди
приобрел м’-зацию, понятную детям: дед,
баба, внук, внучка. Ум человека и

дружба,
взаимопомощь домашних животных стали
противопос-‘
тавляться грубой силе и хитрости
обитателей дикой природы.

Наиболее
архаичный сюжетный пласт животного
эпоса от­носится
к доземледельческому периоду. В этих
сказках в основ­ном
отражен реальный древний быт, а не
мировоззрение людей, которое
тогда было в зачаточном состоянии.
Прямые отзвуки верований,
обожествления зверя, обнаруживаются
в единствен­ной
сказке — «Медведь на липовой ноге»
(СУС 161 А*). Поверья восточных
славян о медведе, разнообразные сведения
фолькло­ра,
этнографии и археологии свидетельствуют
о том, что здесь, как
и у многих других народов, медведь
действительно был обо­жествлен.
Сказка «Медведь на липовой ноге»
напоминает о су­ществовавшем некогда
запрете наносить ему вред. Во всех
ос­тальных
сказках медведь одурачен и высмеян.

Например:
«Жила-была баушка. Поехала в лес по
хворост. Вдруг слышит:
в болоте хряснуло, в лядине стукнуло —
медведь иде.

— Бабка, бабка,
съем я кобылку.

— Не ешь, такой-сякой,
дам тебе теплушку».

В
другой раз она пообещала медведю
крепушку,
а в
третий
по-томболку.
Но
когда зверь пришел за этим в деревню,
то оказалось, что теплушка
это
теплая
печушка-запечушка,
на
которой лежит ба­бушка; крепушка
крепко
запертые ворота; потомбалка
— «в лес не едет да дров не везет»
(«Медведь
и старуха»)1.

Здесь
можно назвать многие сюжеты: «Кот и
дикие животные», «Медведь учится
играть на скрипке (или плотничать)»,
«Мужик, мед­ведь
и лиса». Глупее медведя оказывается,
пожалуй, лишь волк.

Насмешка
над зверем указывает на разложение
тотемного культа.
Не случайно у восточных славян была
распространена «медвежья
потеха» — драматизированное
увеселение, гротеск­ное
глумление над обрядами прошлого. По
отношению к основ­ному
сюжетному корпусу русского животного
эпоса мы вправе говорить
не о следах тотемизма, а только о
фантастическом при­еме
наделения зверей человеческой речью
и разумом, т. е. о чисто
художественной условности этих образов.

Русские
сказки о животных связаны со смехом и
даже с нату­ралистическими подробностями,
которые, по наблюдениям В. А. Бахтиной,
«воспринимаются как фантастические
и носят глубо­кий
содержательный характер. Эта смеховая
народная фантастика,

обыгрывающая
телесный низ, физиологический акт
голо­да,
еды и нечистот, служит одним из средств
характеристики персонажа…»2.
В животном эпосе сохранились следы
профес­сионального
искусства скоморохов — бродячих
артистов-увесе­лителей,
разыгрывавших обычно и «медвежью
потеху». Не слу­чайно
часть репертуара сказок о животных
оказалась прямо про­тивоположной
задачам народной педагогики. По своему
грубо­му, хотя и остроумному эротическому
содержанию такие сказки стали
предназначаться исключительно для
мужской аудитории, примкнув
к определенной группе анекдотических
сказок (СУС 36,
-36′, -ИЗ С», -152 С и др.).

Позже
под влиянием литературы (в частности,
с проникнове­нием
в Россию в XVIII
в. переводов басен Эзопа) в русском
животном
эпосе заметно усилилась сатирическая
струя, появилась тема
социального обличения, подсказываемая
самой жизнью.

К
примеру, сказка о лисе, вознамерившейся
«исповедать» петуха, под­верглась
ряду литературных переделок в рукописных,
печатных сборни­ках и в лубке. В
результате в народное исполнение этой
сказки проникли элементы
книжного стиля, сатирически имитирующие
речь церковнослу­жителей1.

Сатира,
а также натуралистическая эротика
нашли свое даль­нейшее
развитие в устном анекдоте с
персонажами-животными. В
целом сказки о животных широко отражают
человеческую жизнь.
В них запечатлен крестьянский быт,
богатая гамма люд­ских
качеств, человеческие идеалы. Сказки
образно обобщили трудовой и жизненный
опыт людей. Выполняя важную
дидак-тико-познавательную задачу, они
передавали знания от взрос­лых
к детям.

Сказки
о животных существенно отличаются от
литератур­ной
басни. В баснях аллегория рождается
умозрительно, дедук­тивным
путем, поэтому всегда однонаправленна
и абстрактна. Сказки
же идут от жизненной конкретности,
сохраняя при всей условности
своих персонажей их живое обаяние,
наивное прав­доподобие.
Сказки соединяют в образах животных
человеческое и
звериное с помощью юмора, веселья. Как
бы играя словом, забавляясь, сказочники
наблюдательно и метко воссоздавали
черты реальных обитателей родной фауны.
В процесс слово­творчества
вовлекался и ребенок-слушатель, для
которого зна-

комство
с окружающим миром и обучение речи
превращалось в увлекательную
игру.

А.
М. Смирнов провел сопоставление вариантов
сказки «Терем мухи». «Весь
художественный смысл ее, — писал
исследователь, — дать по возможности
меткое обозначение, ярко изобразить
предмет, в одном-двух
словах подчеркнуть его характерную
сущность»2.
В поэтической речи сказочника новые
слова часто возникали под действием
аллитерации, риф­мы,
ритма — ради словесной игры. Вместе с
тем сказка «Терем мухи» содержит
многочисленные примеры смыслового
происхождения новых слов: каждое
животное вызывало свой ряд впечатлений,
и это разрабатывалось в
вариантах сказки ее разными исполнителями.

Прозвища
лягушки связывались со звуками,
производимыми ею в воде:
на
воде рахотуха, жабка-скрякотушка,
лягушка-квакушка, на
воде
балагта.
Зайчик
возбуждал зрительные впечатления:
зайка-белян­ка
Иванов сын, зайчик-побегайчик,
зайчик-лапанчик, зайка-поплутайка.
Медведь
и волк сопровождались прозвищами
моторного характера: при
берлоге
валень, лесной гнет, всем подгнетыш,
всех-давишь, «Миша
корчин
— пришел вас корчить».
Лиса
получала оценочные характерис­тики:
лиса-краса,
лисица-красавица, лиса-кумушка,
лисичка-сестрич­
ка,
при беседе красота, «я лисиця, масляна
губиид, дивья красовиця, малинов цвет»;
а
также: лиса
лукава, лиса — ласковые словеса. Лиса
Патрикеевна.
А
вот какими прозвищами наделяли сказки
столь извест­ного
им кота: котинька,
коток, кот-коток — серенький лобок,
мур~ лышко, кот Васька, Котофей Иванович,
серый кот, шкодливый кот, могучий кот,
котюга.

Педагогической
направленности сказок о животных
соответ­ствуют
и другие их особенности. Игровое
исполнение сочета­лось
с ясной, дидактически обнаженной идеей
сюжета, художе­ственной
простотой формы. Сказки имеют небольшой
объем и отчетливую
композицию, универсальным приемом
которой яв­ляется встреча персонажей
и драматизированно разыгрываемый
диалог.
Писатель и фольклорист Д. М. Балашов
отметил, что в детских
сказках «медведь говорит низким,
грубым голосом, баб­ка
— тоненьким голоском, и т. п. Такая
манера не свойственна при
рассказывании «взрослых» сказок»1.

В повествование
часто включаются песенки.

Например,
песенка колобка конкретно и образно
изображает процесс его приготовления.
В другой сказке песенка обнаруживает
грубый голос волка, прикинувшегося
матерью козлят. Волк заставляет кузнеца
«пере­ковать»
ему горло и снова повторяет песенку
козы, но уже тонким голос­ком.
А сказка «Кот, петух и лиса»
превращается в своеобразное творчес­кое
состязание между коварной лисой и
преданным другом — котиком. В природе
самым «певучим» среди этих животных
является петушок, но сказка отводит
ему только роль обольщенного лестью
доверчивого слу­шателя
лисьих песен, которого лиса и уносит.
Однако в конце концов она сама становится
жертвой подобного обмана, так как
очарована артистиз­мом
котика:

«…Не
найдя своего товарища, унесенного
злодейкою лисою, кот пого­ревал,
погоревал и пошел выручать его из беды.
Он купил себе кафтан, красные сапожки,
шапочку, сумку, саблю и гусли; нарядился
гусляром, пришел
к лисициной избе и поет:

Трень-брень,
гусельки,

Золотые струнушки!

Дома ли Лисафья

Со
своими со детками…»2

Благодаря
диалогам и песенкам исполнение каждой
сказки превращалось в маленький
спектакль.

В
структурном отношении произведения
животного эпоса разнообразны. Встречаются
одномотивные сказки («Волк и свинья»,
«Лиса топит кувшин»), но они редки, так
как очень развит принцип повторяемости.
Прежде всего он проявляется в кумулятивных
сюжетах разного вида. Среди них –
троекратный повтор встречи («Лубяная
и ледяная хата»). Известны сюжеты с
многократной линией повторяемости
(«Волк-дурень»), которые иногда могут
претендовать на развитие в дурную
бесконечность («Журавль и цапля»). Но
чаще всего кумулятивные сюжеты
представлены как многократно (до 7 раз)
возрастающая или убывающая повторяемость.
Разрешающую возможность имеет последнее
звено. Так, только последняя из всех и
самая маленькая – мышка – помогает
выдернуть большую-пребольшую репку, а
«терем мухи» существует до тех пор,
пока не приходит последний и самый
большой из зверей – медведь.

Для
композиции сказок о животных большое
значение имеет контаминация. Лишь в
небольшой своей части эти сказки
представляют устойчивые сюжеты, в
основном же в указателе отражены не
сюжеты, а только мотивы. Мотивы соединяются
друг с

другом
в процессе рассказывания, но почти
никогда не испол­няются отдельно.
Контаминации этих мотивов могут быть
как свободными,
так и закрепленными традицией,
устойчивыми. Например,
мотивы «Лиса крадет рыбу с воза»
и «Волк у прору­би» всегда
рассказываются вместе.

Соседние файлы в папке Spasatelny_krug

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Виды сказок


Виды сказок

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 420.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 420.

Сказка – один из жанров фольклора, письменное или устное народное творчество, с помощью которого показывается вымышленный мир и вымышленные персонажи. В данной статье дается ответ на вопрос, какие бывают виды сказок, и каковы их особенности?

Виды сказок

Сказка чаще всего представляет собой эпическое, прозаическое произведение, где главными героями могут быть не только люди, но и животные, предметы, стихии. Сказка пытается с помощью созданных образов донести до читателя определенную идею. Любая сказка состоит из зачина, середины и концовки. Признаком сказки является то, что в ней всегда имеется мораль, с помощью которой высмеиваются пороки общества или конкретного человека.

Все сказки можно разделить на следующие виды:

  • сказки о животных. В таких сказках главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определенными человеческими качествами. Например, лису обычно наделяют хитростью, проворностью, зайца – трусостью, медведя – мудростью, неторопливостью. Эти сказки очень распространены, например, у Л. Толстого. Присутствие человека в таких сказках тоже имеет место быть, но это не обязательное условие.
  • волшебные сказки. Волшебные сказки могут быть приключенческими, героическими, волшебными. Они описывают фантастический мир, в котором в отличие от реального действуют совершенно другие законы. стоит заметить, что сказки никогда не претендуют на реалистичность и не стараются выглядеть правдивыми.
  • бытовые сказки. Характеристикой бытовой сказки служит то, что такой вид сказок описывает обыденную жизнь. Конфликт здесь заключается противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью.

Также сказки можно разделить на 2 типа: народные и авторские. Автором народных сказок являются народы, поколения людей, которые в сказках выразили волнующие их поколение вопросы.

Примерами народных сказок могут служить «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» и т.д.

Колобок

Рис. 1. Колобок.

У авторских сказок имеется автор.

Популярными авторами сказок являются Ш. Перро, Ф. Гауф, братья Гримм

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам узнать определение слова «сказка», выучить основные виды и типы этого фольклорного жанра. Также здесь перечисляются самые известные авторы этого жанра.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Екатерина Ромах

    5/5

  • Неструева Лиза

    5/5

  • Денис Крец

    5/5

  • Злата Жогина

    5/5

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 420.


А какая ваша оценка?

  • Желанный гость как пишется и почему
  • Жанры сказки какие бывают
  • Желанная встреча как пишется
  • Жанры русских народных сказок 5 класс
  • Желание отомстить троекурову и тем кто считает себя выше закона сочинение