Жанры сочинений на всероссийский конкурс сочинений

Слайд 1

Всероссийский конкурс сочинений. Жанры. Рекомендации по подготовке к конкурсу учащихся 6-7 классов Жилина Н.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ «Никифоровская сош №2»

Слайд 2

Цели проведения Всероссийского конкурса сочинений: возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные компетенции учащегося на разных этапах обучения и воспитания личности; обобщение, систематизация и распространение накопленного отечественной методикой эффективного опыта по обучению написанию сочинений и развития связной письменной речи учащихся в целом.

Слайд 3

Общая тематика Конкурса биография и творчество писателей, чьи юбилеи отмечаются в 2015 году; книги-юбиляры 2015 года; 70-летие Победы в Великой Отечественной войне; история российского предпринимательства в культурно-историческом контексте.

Слайд 4

Жанр своего сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно.

Слайд 5

Жанры сочинения. рассказ 1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде. 2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера. 3. Небольшое по объѐму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Слайд 6

Как написать сочинение-рассказ Рассказ — это повествовательный тип речи, в такое сочинение мы можем добавить элементы описания или даже рассуждения . Описание поможет изобразить героев рассказа и место действия. Рассуждение как тип речи – поможет подчеркнуть твое отношение к тому, о чем ты повествуешь.

Слайд 7

Как написать сочинение-рассказ

Слайд 9

Правила рассказа 1 правило . У любого события, о котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец. Соблюдай последовательность!

Слайд 10

Правила рассказа 2 правило . Действия развиваются не одновременно, а следуют одно за другим. Какая часть речи обозначает действие? Правильно – ГЛАГОЛ!!!! В рассказе должно быть много глаголов! 3 правило . В рассказе должны быть действующие лица, они действуют, т. е. что-то делают и разговаривают!

Слайд 11

Структура (композиция) рассказа

Слайд 12

Вступление, или начало повествования С чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой? Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями. Можно начать с обращения к читателям, сразу же обозначив тему своего рассказа. Например, как у Н. В.Гоголя: «Знаете ли вы, что такое украинская ночь?..» Можно сразу же назвать место действия и героя. Например, так: «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин…» (Толстой Л.Н. «Кавказский пленник ») Далее следует ЗАВЯЗКА сюжета. Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится. Как у Толстого в «Кавказском пленнике»: «…Пришло ему раз письмо из дома.» Хорошо, если завязка будет иметь интригующий характер. Нам важно «зацепить» читателя, удержать его внимание, чтобы он захотел читать дальше.

Слайд 13

Основная часть Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. Ты употребишь здесь много глаголов при описании действий героев. Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец. На смену одному, приходит следующее действие. Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, сию минуту, а не в далеком прошлом. Действие должно достичь кульминации , наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего ты и рассказываешь эту историю. После — напряжение спадает, повествование подходит к концу.

Слайд 14

концовка содержит развязку истории: чем дело закончилось. Развязка может быть очень неожиданной, парадоксальной даже.

Слайд 15

Жанры сочинения. Сказка 1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел. 2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. 3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.

Слайд 16

Как написать сказку Сказка – это тот же рассказ , только все события в нем сказочные, волшебные. Поэтому, чтобы сочинить любую сказку, нужно использовать определенные правила и специальный план.

Слайд 17

Как написать сказку 1. Определить тему, то есть то, о чем будет наш рассказ (сказка). 2. Обязательно сформулировать основную мысль будущего рассказа, то есть для чего, с какой целью вы его пишете, чему он должен научить слушателей.

Слайд 18

Структура сказки Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”). Основная часть. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Слайд 19

Языковые особенности сказок Повторы слов. Ритмичность. Постоянные эпитеты. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с увеличительно-пренебрежительными суффиксами. Обратный порядок слов в предложении. Троекратные повторы. Сказочные зачины и концовки. Гиперболы

Слайд 20

Жанры сочинения. письмо 1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса. 2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.

Слайд 21

Как писать письмо Несмотря на то, что письмо предполагает свободное движение мысли, вам необходимо заранее составить план сочинения. Это поможет не запутаться в собственных тезисах и не зайти в тупик в размышлениях. Кроме того, продуманная структура сделает ваш текст понятным не только адресату, но и для любому читателю.

Слайд 22

Никакое письмо не может обойтись без обращения к собеседнику . Вы можете использовать образ знакомого человека, чтобы дополнительно не продумывать его психологию при составлении письма. Если же вы любите фантазировать, можно обратиться к вымышленному персонажу, придуманному вами или существующему в известных произведениях искусства. Также в этом задании можно позволить себе такую роскошь, как беседа с классиками литературы и живописи, с великими учеными эпохи Возрождения или с современной правящей элитой.

Слайд 23

Затем в нескольких предложениях обоснуйте свой выбор собеседника . Расскажите ему, почему именно его мнение по теме вам интересно, по какой причине вы хотите поделиться переживаниями с этим конкретным персонажем. После можно переходить непосредственно к теме письма (а значит и теме сочинения). В свободном стиле расскажите, чем важна и интересна затрагиваемая проблема. Возможно, ее делают актуальной какие-либо обстоятельства современности. Если вас натолкнул на размышления какой-то незначительный эпизод или случайно услышанная фраза, упомяните в сочинении и об этом.

Слайд 24

Все свои мысли по заданной теме постройте по типу текста-рассуждения : сначала назовите тезис, потом переходите к доказательствам высказывания или к картинкам, примерам, которые могут послужить иллюстрацией. В заключении сделайте вывод или обозначьте сложность проблемы и необходимость ее решения (вы можете предложить способы решения или хотя бы наметить направление, в котором стоит двигаться).

Слайд 25

Поскольку вы пишете письмо , рассуждения можно прерывать вопросами к воображаемому собеседнику . Можно даже предположить, что он ответит, и согласиться или поспорить с его репликой. Для придания живости и непосредственности можно снабдить текст несколькими лирическими отступлениями. В конце письма еще раз выразите свою заинтересованность в ответе адресата и попрощайтесь с ним.

Слайд 26

Жанры сочинения. Заочная экскурсия 1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.

Слайд 27

Примеры формулировок тем «История моего знакомства с …. (писателем или произведением)». Жанр – рассказ. «О чем книги говорят по ночам». Жанр – сказка. «Здравствуй, будущий читатель …. (писателя или произведения)». Жанр – письмо. «Где ты, где ты, отчий дом?» На родине С.А. Есенина». Жанр – заочная экскурсия.

Слайд 28

источники Русское слово. Говорим пишем и думаем на русском языке. http://wordru.ru/kak-pisat-sochinenie-rasskaz/ http://www.kakprosto.ru/kak-46065-kak-pisat-sochinenie-pismo#ixzz3d45a5BcO

Объявлен всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» 2022 года. Школьный этап до 30 января 2022 года. Федеральный этап до 27 марта 2022 года.

Организаторы: Конкурс проводится Минпросвещения России совместно с руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный оператор – Московский педагогический государственный университет.

Конкурс проходит среди обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, в 2021/22 учебном году

В рамках проекта рассекречиваются архивные документы, ведутся полевые работы, проходят просветительские акции и научные конференции, школьники и студенты принимают участие в реальных делах в качестве волонтёров, членов поискового движения.

Кто может участвовать:
  • школьники 5–7-х классов
  • школьники 8–9-х классов
  • школьники 10-11(12) классов
  • студенты образовательных организаций системы СПО
Тема конкурса сочинений «Без срока давности» 2022:

Конкурс посвящен сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, трагедии мирного населения СССР, жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов:

  • военные преступления нацистов и их пособников против мирных жителей на оккупированной территории города, села, района, региона в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • мемориалы и музеи Великой Отечественной войны 1941-1945 годов как память о геноциде мирных советских граждан
  • архивные свидетельства о фактах преступлений нацистов против мирных жителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории семьи участника Конкурса
  • потери среди мирного населения на оккупированной территории в результате карательных операций, на принудительных работах в изгнании
  • преступления японских милитаристов против граждан СССР
  • дети в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • подвиг педагога в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • биография жителей оккупированных территорий, эвакуированных семей, строителей оборонительных сооружений и работников тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • полевая почта как форма связи между тылом и фронтом
  • произведения музыкального, изобразительного, драматического и (или) кинематографического искусства как память о жертвах геноцида мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • деятельность поисковых отрядов и волонтерских организаций и участие молодежи в мероприятиях по сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Наша официальная группа Вконтакте: https://vk.com/vsekonkursyru, наш телеграмм

Жанры конкурсных работ:
  • Рассказ, притча, письмо, сказка, дневник, очерк, репортаж, интервью, эссе, заочная экскурсия, рецензия, путевые заметки
Рекомендации по объёму сочинения:
  • школьники 5–7-х классов 2-4 страницы
  • школьники 8–9-х классов 3-5 страниц
  • обучающиеся 10-11(12) классов и обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования 4-6 страниц
Алгоритм написания конкурсного сочинения
  • 1 шаг Выбор тематического направления
  • 2 шаг Определение и формулировка темы
  • 3 шаг Выбор жанра написания конкурсного сочинения
  • 4 шаг Отбор информации в соответствии с выбранным тематическим направлением и жанром
  • Завершающий шаг. Написание текста в соответствии с рекомендациями, критериями оценивания
Критерии оценивания

Федеральный этап

  • содержание сочинения
  • жанровое и языковое своеобразие сочинения
  • грамотность сочинения
  • общее читательское восприятие текста сочинения

Школьный, муниципальный и региональный этапы

  • содержание сочинения
  • жанровое и языковое своеобразие сочинения
  • грамотность сочинения
Особые номинации конкурса сочинений «Без срока давности» 2022:
  • за активную гражданско-патриотическую позицию
  • за поиск и привлечение в качестве источников архивных документов
  • за осуществление музейной и краеведческой деятельности
  • за участие в деятельности поисковых отрядов
  • за поддержку мероприятий по сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
  • за вклад в проведение мероприятий по популяризации российских культурных, нравственных и семейных ценностей
  • за оригинальность сюжета конкурсного сочинения
  • за богатство и выразительность русского языка, за своеобразие жанра конкурсного сочинения
  • за уважение и внимание к миссии педагога
Призы конкурса:
  • Абсолютными победителями станут четыре финалиста федерального этапа, набравшие максимальное количество баллов.
  • Абсолютным победителям, призёрам и победителям в номинациях Конкурса вручаются дипломы.
  • Дипломами и благодарственными письмами также награждаются педагоги-наставники – педагогические работники, осуществлявшие подготовку участников Конкурса, ставших его финалистами.
  • Награждение проводится Министерством просвещения на торжественной церемонии в Москве.
  • По итогам конкурса будет издан сборник сочинений абсолютных победителей, призёров и победителей в номинациях Конкурса с указанием их педагогов-наставников.

Сайт конкурса: https://memory45.su/

Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности»

Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» учреждён Министерством просвещения
Российской
Федерации в рамках просветительского проекта «Без срока давности», инициированного
Президентом России
Владимиром Путиным и направленного на сохранение у современников памяти о Великой
Отечественной войне. В рамках
проекта рассекречиваются архивные документы, ведутся полевые работы, проходят просветительские
акции и научные конференции, школьники и студенты принимают участие в реальных делах в качестве
волонтёров, членов поискового движения.

Участники

5-7

школьники 5–7-х классов

8-9

школьники 8–9-х классов

10-11
(12)

школьники 10-11(12) классов

студенты образовательных организаций
системы СПО

К участию приглашаются обучающиеся образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования:

обучающиеся образовательных организаций Российской Федерации,

российские граждане, обучающиеся в специализированных
структурных образовательных подразделениях загранучреждений МИД России,

обучающиеся образовательных организаций Республики Беларусь, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

Календарь

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

с 9 декабря 2022 года
по 30 января 2023 года

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

с 31 января
по 10 февраля 2023 года

Региональный ЭТАП

с 11 февраля
по 28 февраля 2023 года

Федеральный ЭТАП

с 1 марта
по 25 марта 2023 года

На федеральный этап Конкурса от каждого субъекта Российской Федерации принимается по одному конкурсному сочинению по каждой категории участников Конкурса, набравших по результатам оценивания в субъекте Российской Федерации максимальное количество баллов.

Организаторы

Конкурс проводится Минпросвещения России совместно
с руководителями
высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Тематические направления

В конкурсных сочинениях участники рассматривают по своему выбору следующие вопросы, связанные с сохранением и увековечением памяти о трагедии мирного населения СССР, жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов:

места памяти геноцида советского народа со стороны нацистов и их пособников во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

уничтожение мирного населения на оккупированной территории в результате карательных операций, на принудительных работах в изгнании, в местах массового силового заключения и содержания граждан СССР

преступления против детства в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

произведения литературы, музыкального, изобразительного, драматического и (или) кинематографического искусства, отражающие геноцид мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

деятельность поисковых отрядов, общественных организаций и движений молодежи по сохранению и увековечению памяти о геноциде советского народа в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

чему нас учит история: трибуналы и судебные процессы по делу о геноциде советских граждан нацистами и их пособниками в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

Жанры конкурсных работ

Рассказ, притча, письмо, сказка, дневник, очерк, репортаж, интервью, эссе, заочная
экскурсия, рецензия, путевые заметки

Рекомендации по объёму сочинения

школьники 5–7-х классов

2-4 страницы

школьники 8–9-х классов

3-5 страниц

обучающиеся 10-11(12) классов и обучающиеся по
образовательным программам среднего профессионального образования

4-6 страниц

Алгоритм написания конкурсного сочинения

1 шаг

Выбор тематического направления

2 шаг

Определение и формулировка
темы

3 шаг

Выбор жанра написания конкурсного
сочинения

4 шаг

Отбор информации в соответствии
с выбранным тематическим направлением и жанром

Завершающий шаг
5

Написание текста в соответствии
с рекомендациями, критериями оценивания

Критерии оценивания

Федеральный этап

жанровое и языковое своеобразие сочинения

общее читательское восприятие текста сочинения

Школьный,
муниципальный и региональный этапы

жанровое и языковое своеобразие сочинения

Особые номинации

за представленный опыт работы с архивными материалами проекта «Без срока давности»

за использование писем времен Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, свидетельствующих о военных преступлениях нацистов и их пособников против мирных советских граждан

за гражданскую активность и поддержку мероприятий проекта «Без срока давности»

за участие в деятельности поисковых отрядов

за осуществление деятельности по сохранению «мест памяти» геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

за умение сравнивать исторические события, явления, процессы на различных исторических этапах нашей страны

за оригинальность сюжета конкурсного сочинения, за богатство и выразительность русского языка

за проявленные знания истории России

за уважение и внимание к миссии педагога

26 мая 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

Старт Всероссийского конкурса сочинений объявлен 25 мая 2022 года. Принять участие в Конкурсе смогут ученики 4-11 классов, а также студенты организаций среднего профессионального образования.

Ребята проявят свои литературные таланты и навыки творчества, выбрав одно из восьми тематических направлений. Конкурсные работы представляются на русском языке.

Всероссийский конкурс сочинений проводится в два этапа: региональный – с 25 мая по 7 октября 2022 года, федеральный – с 10 октября по 31 октября 2022 года. В федеральном этапе Конкурса принимают участие работы победителей регионального этапа – 5 сочинений от региона.

Жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, дневник, заочная экскурсия, очерк, репортаж, интервью, слово, эссе, рецензия. Поэтические тексты не принимаются.

Тематические направления 2022 года

1. «Нелегко быть ребенком! Сложно, очень сложно. Что это вообще значит – быть ребенком?» (А. Линдгрен): 2018–2027 годы – Десятилетие детства.

2. «Самодержавною рукой // Он смело сеял просвещенье, //
Не презирал страны родной: // Он знал ее предназначенье…» (А.С. Пушкин): 350-летие со дня рождения Петра I.

3. «Оглядываясь назад, в прошлое, я вижу, что мне сопутствовала счастливая звезда и целый ряд случайностей…»: 150-летие со дня рождения
В.К. Арсеньева.

4. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»
(М.Ю. Лермонтов): 210-летие Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год).

5. «Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная» (С.П. Королев): 115-летие со дня рождения С.П. Королева.

6. «Творчество является выражением смысла жизни» (Н.К. Рерих): 265 лет со дня основания Российской академии художеств.

7. «Самые лучшие праздники – те, что происходят внутри нас (Ф. Бегбедер): юбилеи российских писателей.

8. «Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства» (И.А. Гончаров): юбилеи литературных произведений.

  • Жанром научного стиля является заявление доклад рассказ
  • Жанровые черты сказок финист ясный сокол
  • Жанровые черты сказки царевна лягушка
  • Жанровые черты сказки финист ясный сокол
  • Жанровые черты сказки марья моревна