Месть и великодушие (Дубровский)
Месть и великодушие («Дубровский») – одна из основных проблем в романе А. С. Пушкина. Писатель показывает поступок Троекурова относительно своего бывшего друга, а также действия главного героя, который план мести сменяет на великодушие в результате любви.
Месть Троекурова
Проблема мести в романе А. С. Пушкина «Дубровский» во многом связана с образом Кирилы Петровича Троекурова, так как именно его поступок служит двигателем сюжета.
После того как между Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским произошел конфликт, Кирила Петрович решил отомстить своему бывшему другу. С помощью своих связей и высокого положения в обществе ему удалось отнять имение у Дубровского.
Месть Владимира Дубровского
Из романа А. С. Пушкина можно привести и другой аргумент: месть Дубровского. Владимир Андреевич, узнав о том, что его отец находится в крайне тяжелом положении, приезжает в имение своего отца. Владимиру удается провести с ним мало времени, так как Андрей Гаврилович заболевает и умирает. Тогда Дубровский решает отомстить за смерть своего отца. В отличие от мести Троекурова, которая была построена на эгоизме и самолюбии, месть Дубровского основана на благородных помыслах. Не зря центрального персонажа романа «Дубровский» принято называть благородным разбойником. Он мстит всем богатым людям, которые привыкли жить безнаказанно. Таким образом Владимир Дубровский встает против всего общества.
Великодушие Владимира Дубровского
Для того чтобы осуществить план мести, Дубровский устраивается в дом к Троекурову, притворившись учителем-французом. Однако намерениям героя мешает его встреча с дочерью противника Машей Троекуровой. Дубровский искренне влюбляется в нее, и это становится одной из причин отказа центрального персонажа от мести. Владимир не хочет причинять своей возлюбленной боль.
Помимо этого, Владимир Дубровский осознает то, что месть Троекурову ничего не решит, что в сложившейся ситуации виноват не столько Кирила Петрович, сколько все общество, включая несправедливую судебную систему. Владимир осознает, что месть не сможет изменить окружающих к лучшему, а только усугубит ситуацию. Дубровский оказывается слишком добр и милосерден, чтобы причинять вред другим людям. По этой причине Дубровский отказывается от мести и поступает относительно Троекурова великодушно.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Месть и великодушие (Дубровский)», рассмотрит месть Троекурова, месть и великодушие Дубровского-младшего.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Дарья Калашникова
16/16
-
Егор Тугаринов
16/16
-
Лера Рэнделовна
15/16
-
Эля Яковлева
12/16
-
Марсик Ранимый
15/16
-
Илья Шишулин
16/16
-
Екатерина Азарова
11/16
-
Софи Ало
11/16
-
Егор Михалёв
14/16
-
Ярослав Скаба
16/16
Одна из главных проблем, которые Пушкин затрагивает в произведении «Дубровский» — месть и великодушие. Автор показывает, что даже лютая ненависть проходит, если вмешивается любовь. Это случилось с центральным персонажем, который хотел уничтожить врага своего отца. Но чувства, возникшие к дочери недруга, смягчили сердце Владимира и он прощает Троекурову его подлость и ложь.
Оглавление:
- Текст сочинения
- Работа с произведением
- Поведение персонажей
Текст сочинения
В романе Пушкина «Дубровский» главный герой становится свидетелем смерти отца от сердечного приступа. Ведь пожилой человек не смог выдержать предательства лучшего друга, который не только прилюдно оскорбил, но и подкупил чиновников, чтобы нечестным путём отобрать имение.
Владимир Дубровский решает отомстить Троекурову, так как считает, что нельзя оставлять безнаказанными:
- безвременную кончину отца;
- удар, нанесённый чести всего рода Дубровских.
Молодой человек поджигает дом, но присущая мягкость характера не позволяют уничтожить страшной смертью лживых чиновников, и он приказывает оставить дверь открытой. Несмотря на верность и преданность слуг, они в этот раз ослушались и оставили дом запертым.
После гибели приказчиков Владимир вместе с крестьянами организовал шайку. Скрывались они от закона в лесу. Слухи о великодушии разбойника Дубровского прослыли по всей округе. Честных и бедных Владимир и его шайка не трогают. Опасаться стоило коррупционерам, чья жадность не знала границ, а подлые поступки рушили судьбы невиновных людей.
Во многих произведениях как русской, так и зарубежной литературы, проблема борьбы с бесчинствующим дворянством решалась с введения в повесть героя — благородного разбойника, отбирающего деньги у богатых и отдающего бедным.
Этот приём использовал и Пушкин в своём романе. Он наделяет главного героя благородством, но ставит его в ситуацию, из которой не получается выйти иным путём, как только став разбойником. И Владимир начинает свою месть Троекурову, действуя строго по плану:
- Напугать своего врага тем, что в округе появляется шайка.
- Заставить подлого богача застыть в ожидании и недоумении, почему именно его имение разбойники обходят стороной.
- Троекуров расслабляется, считая, что его охрана работает безупречно, вызывая страх у шайки.
- В это время Дубровский проникает в дом под видом французского учителя Дефоржа, чтобы понять, как лучше осуществить свою месть.
Своенравный Троекуров решает подшутить над «слабым» учителем и закрывает Владимира в одной комнате с медведем. Но выстрел, прозвучавший неожиданно для всех, становится весомым аргументом, чтобы окружающие поменяли мнение о Дефорже. Барин увидел в парне смелость, а его дочь тут же влюбляется в неустрашимого человека. Владимир оказывается перед выбором между любовью и местью. Он великодушничает и сменяет гнев на милость.
Работа с произведением
При изучении романа Пушкина школьники получают задание написать сочинение. Повесть «Дубровский» затрагивает множество проблем. Месть и проявление великодушия — тема для сочинений на экзамене.
Очень важно, чтобы ученики понимали:
- не всегда месть приносит душевное облегчение;
- гнев не делает человека благородным и правым;
- за любое действие нужно нести ответ;
- бороться нужно законными способами.
Великодушие, которое проявил Владимир по отношению к врагу, очистило его душу. Именно прощение превращает человека в сильного и благородного, а неосуществлённая месть Дубровского Троекурову скорее напомнит о его проделках и не даст молчать совести всю жизнь.
Ведь он очень удивился, что парень смог подобраться так близко к нему, перечеркнув тем самым его непоколебимую веру в собственных охранников. Вряд ли сможет нечестный богач забыть, что он сделал с бывшим другом.
Ученики также должны разобраться, чем отличается великодушие от благородства. В первом случае это проявление добра, отсутствие злопамятства. Во втором — самоотверженность, честность и высокая нравственность.
Школьникам необходимо понимать словосочетание «благородная месть», они должны уяснить, что Дубровский не имел желания обогатиться, он отбирал награбленное богатство нечестным путём. Исключительно коррупционеров и лжецов наказывал Владимир, чтобы вышестоящая власть обратила внимание на происходящее и задумалась, почему шайка действует таким избирательным образом.
Поведение персонажей
Не только Владимир мстит в романе. Необходимо учитывать, что и Троекуров мстил Дубровскому-старшему за отказ подчиняться и слушаться. Но никакого удовольствия этот процесс ему не приносит, богач мучается угрызениями совести.
А также крестьяне мстят за нечестный и подлый поступок по отношению к их старому хозяину. Они не хотят мириться с произволом, с тем, что Троекуров решил распоряжаться жизнями других, не учитывая ничьего мнения.
Слуги боятся проявления самодурства нового барина:
- Он мог девушек забирать к себе в гарем, а потом выдавать их замуж, за кого ему вздумается.
- Бил провинившихся, по его мнению, до смерти на конюшне.
- Крестьяне чахли от непосильного труда и больших налогов.
Мстит и сам Владимир, но его месть не дошла до завершения. Он проявляет великодушие, которое сыграло с ним злую шутку. Ведь Мария так и не стала его. Но нравственность главного персонажа спасает жизнь Верейскому.
Ещё пример великодушия в повести подаёт кузнец, который спас кошку из пожара, хотя перед этим безжалостно запер дверь в горящий дом, где погибли чиновники.
Таким образом, в романе остро стоит проблема проявления мести и великодушия. Она присуща всем участникам рассказа. Возможно, Пушкин хотел показать, что гнев не приводит к душевному исцелению, он отравляет разум. Сам Дубровский в конце произведения говорит: «Я отказался от мщения, как от безумства».
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Месть и великодушие в романе Дубровский
Сочинение Месть и великодушие в романе Дубровский
Данная повествовательная история рассказывает о жизни человека, который оказался в крайне непростой ситуации, и тем не менее, свой выбор он сделал достаточно очевидно, приняв сторону добра, и отказавшись от отмщения, хотя сделать это для него было крайне непросто. Писатель вложил большой философский смысл в данное решение, так как хотел, чтобы у читателей сложилось такое впечатление, при котором он бы считал героя изменившимся, и принявшим именно ту сторону и позицию, какую автор хотел видеть в обществе. По всем канонам и определениям добродетели, можно сказать, что такое решение было продиктовано большим и сильным чувством, которое он испытывал к Маше, которую очень сильно любил, и ради нее оставил идею мести.
Изначально Дубровский был добрым человеком, и детство у него было яркое и запоминающееся. Когда его воспитывали, то позволяли делать практически все, и из-за этого могло сложиться впечатление, что он должен был вырасти эгоистичным и злым, однако, это совершенно не так. Все началось с того, что его отец сильно заболел после того, как он поссорился с Троекуровым, который приходился ему соседом. В одной из ссор он перенервничал, и от этой причины через некоторое время скончался. В тот момент жизнь Владимира буквально перевернулась, и уже никогда не становилась прежней. Он любил отца, и поэтому начинает считать человека, который отобрал жизнь самого дорогого ему человека своим врагом, начинает желать ему зла и жаждет отмщения.
С этой идеей он также начинает разбойничать, нападая на людей богатого сословия, и грабя их, так как он считает, что они крайне незаслуженно имеют такое положение, что не является приемлемым для него. Однако, в скором времени он влюбляется в Машу, с помощью чего отказывается от всех своих негативных идей, и старается сделать все, чтобы быть с ней рядом. Герой мог и не преображаться в глазах читателя, но чувства были действительно искренние и проникновенные, поэтому не удивительно, что он подвергся им. Дубровский даже устраивается работать к Троекурову в имение, которое он отобрал у его отца. Делает он это только для того, чтобы быть ближе к своей любимой. Однако, вскоре узнает, что она приняла решение стать женой нелюбимого ей человека. И он также не решает делать зла кому-либо, передумывая нанести какой-либо вред будущему супругу Маши. И в этом заключается самое большое преимущество и сила героя произведения, который доказывает, что правильно принятие решений помогает избежать неприятных ситуаций.
Также читают:
Картинка к сочинению Месть и великодушие в романе Дубровский
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему День моей мамы 4 класс
Человек, роль которого в вашей жизни центральная. Она способна понять вас и поддержать даже тогда, когда никто другой даже не посмотрим в вашу сторону. Мама – в одном слове сконцентрировано столько эмоций, поступков
- Идея и смысл рассказа Кавказский пленник Толстого
Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» написан в 1872 году и впервые опубликован в журнале «Зоря». Этот рассказ можно смело считать повестью, поскольку он описывает исторические факты, в которых учувствовал сам автор.
- Сочинение Что такое Взаимовыручка (9 класс 15.3 ОГЭ)
Что такое взаимовыручка детям объясняют родители с самого детства. Нужно помогать младшим братику и сестре, всем делиться с ними, защищать. Это закон. Но кем он принят? Взрослыми, властью
- Спасение Жилина и Костылина из плена в рассказе Кавказский пленник
Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» был написан неслучайно. Мотивом его написания был случай из жизни автора, который произошел в период Кавказской войны, в середине девятнадцатого столетия
- Сочинение Кого называют «сынами Отечества»?
У всех людей нашей страны есть участок земли, который они принимают за свою Родину. При слове Родина, я представляю себе свои родные места, где я родился. Вот тех людей, которые любят и ценят свой родной край
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Как писать сочинение «Месть и великодушие» по повести Пушкина «Дубровский»?
Как написать сочинение «Месть и великодушие» по повести Пушкина «Дубровский»? Аргументы?
5 ответов:
5
0
Тезис.
Стремление отмостить своему врагу превратило простого и добропорядочного офицера Владимира Дубровского в преступника, преследуемого и презираемого обществом, лишило его права на счастье и любовь.
Аргументы.
Главный герой повсети «Дубровский» Владимир, узнает о роли Троекурова в смерти своего отца. Неудачное стечение обьстоятельств окончательно толкает Владимира на путь мести, причем желание отомстить вступает в конфликт с чувством любви, которое Дубровский испытывает к дочери Троекруова Маше.
В этой повести стремление отомстить оказывается первопричиной всех бед и трагедий. Это стремление губит несчастного старика Дубровского, который хотел восстановить справедливость, но действовал в гордыне.
Стремление отомстить не принесло пользы и Троекурову, который потерял своего единственного друга, и горько о том сожалел.
Стремление отомстить толкает Владимира на путь преступлений и лишает его нормальной человеческой жизни.
Говорят, что месть — дело святое. Но это не так. Ведь сам принцип мести вступает в противоречие с принципами христианской религии. Иисус призывал не поддаваться чувству мести, а напротив проявлять великодушие, подставляя вторую щеку взамен первой.
Владимир Дубровский не стал подставлять щеку и поставил себя выше законов людских и законов божьих. Он грабил богатых, что само по себе может быть и не плохо, но он вершил самосуд, что непреемлимо для нормального общества.
И месть в итоге лишила Дубровского любви Маши. Сделала несчастным его самого и ни в чем не виновную Машу Троекурову, которой пришлось выйти замуж за нелюбимого князя, просто искупая грехи своего отца и своего любимого.
Только Маша в этой повести является примером истинного великодушия, веры, и верности своему слову. Только ее я бы назвала исключительно положительным героем.
Заключение.
Месть — это не то блюда, которое следует подавать холодным. Месть — это блюдо, которое никогда не следует готовить. Месть привела к краху чаяний и мечтаний Владимира Дубровского, разрушила его жизнь. Но иначе и быть не могло, потому что месть никуда не годный стимул к действию.
5
0
Не думаю, что это хорошая идея — писать про месть и великодушие на основе романа «Дубровский», потому что вовсе не месть и не великодушие главные его темы. В этом романе Пушкин обрисовал прежде всего острую социальную проблему — бесправие крестьян и растущее недовольство их после Отечественной войны 1812 года, когда было почувствовавшие себя людьми, крестьяне снова столкнулись со скотским к себе отношением. Также ярко показан произвол чиновников и власть имущих. Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы писал обо всем этом «в лоб». На первый план у него выдвинута любовная история и занимательный, мелодраматический сюжет.
Итак, кто же мстит и великодушничает в романе «Дубровский»?
Троекуров мстит своему бывшему другу за то, что он посмел обидеться на холуйскую выходку его крепостного. Мстит очень жестоко, но сам от своей мести никакого удовольствия не испытывает. Скорее наоборот. У него просыпается совесть, но поздно.
Мстят крестьяне Дубровского тем, кто решил, что имеет право распоряжаться их жизнями. И осуждать их как-то совсем не хочется. Что лучше — перспектива быть до смерти запоротым на конюшне, провести молодость в гареме помещика-самодура, зачахнуть от непосильного труда или все-таки попытаться стать свободным хоть бы и при помощи разбоя?
Мстит ли кому сам Владимир Дубровский? Нет, его планы о мести рушатся, когда он встречает Машу. Можно сказать, что ему великодушно посылают её свыше. Так Дубровский и не смог отомстить Троекурову, своему кровному врагу, зато стал предводителем крестьянского восстания (или шайки разбойников, это кому как хочется), но здесь главное вовсе не желание мстить, а скорее стечение обстоятельств (куда бы он подался, будучи повязан кровью приказных?), да и благородство дворянина, чувствующего ответственность за своих крестьян.
Но если месть, как понимает Дубровский, не лучший выход, то и великодушие нашему герою никакой пользы не приносит, разве что спасает жизнь старому развратнику Верейскому…
Еще урок великодушия преподает кузнец, когда спасает кошку (перед этим без малейшего угрызения совести заперев приказных в горящем доме).
Это очень важный момент для понимания смысла, заложенного в романе.
3
0
В повести «Дубровский» Пушкин сумел показать, как из-за вражды старых друзей, человек благородный, офицер и дворянин Владимир Дубровский, будучи человеком чести, не приняв безобразие, совершенное старым другом отца богатым помещиком Троекуровым, становится на путь преступности, он после смерти отца, гордого и славного помещика со старыми традициями, вместе со своими крестьянами создает разбойничью банду и начинает мстить всем богатым помещикам в округе. Но одновременно он находит время под видом учителя-француза заниматься с в качестве гувернера в доме своего заклятого врага. влюбляется в единственную дочь Троекурова Машу,ибо являясь человеком высокообразованным, он из чувства великодушия не может жить одними разбоями и кровавыми выходками. Одновременно, влюбившись в Машу, он не может отомстить её отцу, ибо всё равно под лаком мстительности в нем сохраняется порыв великодушия и дворянского благородства. В конце повести, когда против разбойников были двинуты правительственные войска, Владимир Дубровский уезжает за границу. Его жизнь и карьера загублены…
2
0
Владимир Дубровский посвящает свою жизнь мести. Я не могу сказать, что его надо осуждать за это, судить человека может лишь тот, кто оказался точно в такой же ситуации и вышел из нее более достойно, да и то надо учитывать то, что люди от рождения получают свой индивидуальный набор как положительных так и отрицательных качеств и то, что одному дается легко, к примеру, великодушие, от другого требует значительных нравственных усилий. Но в повести показано, что месть всегда разрушительна. Владимир приносит в жертву мести свою душу, свою любовь и свое счастье. Это его право и его выбор, но мы в очередной раз убеждаемся на его примере, что месть, ожесточенность не приносит человеку добра, отравляя его жизнь и жизнь ни в чем неповинных людей.
2
0
Пушкин в своей повести «Дубровский показывает нам, как одна месть может породить другую.
Из пустякового конфликта между двумя помещиками Троекурова и Дубровского разгорается настоящая война между ними. Троекуров хитёр и использует нечестные способы, чтобы отомстить Дубровскому и в результате, помещик Дубровский остаётся без своего имения и он не смог снести такого подлого поступка Троекурова. Дубровский-старший от перенесённого им потрясения умирает. Его сын, в свою очередь, потрясён смертью отца и коварством Троекурова и становится разбойником, чтобы восстановить справедливости и отомстить за своего отца. Но он влюблён в Машу Троекурову и это решает дальнейшее развитие событий, потому что оказавшись в ситуации, когда Дубровский мог бы отомстить Троекурову, он отказывается мстить и оставляет Троекурова в живых.
Дубровский остановился во время, поняв, что месть не даст ему успокоения и его поступок можно даже назвать благородным, потому что он не воспользовался этой удачной ситуацией для мести.
Читайте также
Можно привести немало примеров из произведений русских писателей, когда мечта оказывалась далеко от реальности и человек заслуженно нес наказание от судьбы. Быть мечтательным неплохо, но нельзя отрываться от реальности, что мы видим на примере судьбы главного героя рассказа «Белые ночи», Мечтатель такое имя дал Достоевский своему герою. Жизнь его была бедна и неказиста, но в человеке заложено природой стремиться к прекрасному, только вот Мечтатель не смог воплотить свои мечтания в жизнь. Он никогда не задумывался, что мечта отличается от цели, к которой без труда невозможно придти. Мечтатель плывет по течению жизни, он смиренно принимает удары судьбы в лице Настеньки и в конце концов у него остается от всей его жизни всего одна минутка.
От реальности убегают слабые люди, это легче всего спрятать голову под одеяло и ничего не видеть.
Мне понравилась Ассоль, она тоже мечтала, но при этом не сидела сложа руки. Девушка каждый день приходила на берег моря и ждала, в этом был ее поступок.
1 Н. Гоголь «Мертвые души»
2 Ф. Достоевский «Белые ночи»
3 А. Грин «Алые паруса»
4 А. Пушкин «Капитанская дочка»
5 А. Островский «Гроза»
Связь между поколениями — это не только передача определённой информации, опыта, но и духовное единство, позволяющее передавать в будущее то, что по-настоящему ценно для каждого человека и всего человечества: любовь и верность, дружба и мудрость поколений, великодушие и умение сопереживать, культура и история, красота и гармония отношений, гуманная позиция по отношению к природе и братьям нашим меньшим, бережное отношение к старости и многие другие важные вещи. Если связь поколений нарушается, в худшую сторону меняется весь мир. Войны, жестокость, насилие, эгоизм, жадность, подлость… это не полный перечень того, что ждёт человечество при таком раскладе событий. Чтобы человечество не уничтожило само себя, необходимо сохранять связь между поколениями.
Искусство, в моем понимании, это мастерство человека, причем выражающее любовь к своему труду. Талантливый человек при помощи своего воображения, труда и упорства может создать творение, которое будет радовать не одно поколение.
Ремесло же это производство одного и того же изделия, пусть довольно мастерски, но это работа, основанная на полученных знаниях и опыте.
Русские мастера славились во всем мире еще с древних времен. Подтверждение этому написал Николай Семенович Лесков в произведении «Левша», когда англичане хвастались пистолетом перед русским государем Александром I, а донской казак Платов, разобрав пистолю показал всем надпись «Иван Москвин во граде Туле», чем очень оконфузил англичан.
Более того в произведении «Левша» Николаю Лескову удалось показать настоящее искусство в своем ремесле. Три мастера работали не покладая рук две недели над английской блохой мизерного размера, чтобы удивить всех своей работой, показать искусство не хуже английского. В итоге они подковали блоху, а знаменитый Левша изготавливал гвоздики для подковы, это настолько тонкая работа, что невооруженным глазом не увидишь.
Оценили такую тонкую работу по достоинству только в Лондоне, но Левша там оставаться не захотел, как англичане его ни уговаривали, Родина дороже. Жаль только что талант Левши в России быстро забыли, он умер так больше ничего не сотворив. И даже его слова о том что нельзя чистить ружья кирпичом не передали государю, а ведь эти слова могли изменить ход войны в Крыму, потому что к тому времени пули в ружьях из за чистки просто болтались.
Тема сочинения по литературе «Отцы и дети», конфликт старшего и младшего поколений неизбежен в силу роста технического прогресса. Наиболее простой пример, который поможет понять, как родители не понимают детей можно привести на тему компьюторной грамотности. Семилетний ребенок с легкостью разбирается в устройстве андроида, в то время как его родители не понимают простейших функций. Ребенок растет вместо со своим временем, технические новинки для него неотъемлемая часть жизни, он среди них как рыба в воде. Родителям же приходится приспосабливаться к изменениям времени.
Старшему поколению трудно изменить свои привычки и устоявшиеся взгляды, в 40 лет они считают себя еще молодыми и полными сил, но им уже нужно уступить часть своего личного пространства новому человеку, их ребенку.
Примеры из жизни для сочинения по литературе ЕГЭ 2019
Родители хотят, чтобы их ребенок получил экономическое образование, чтобы их ребенок быстрее бы ушел с их обеспечения
Ребенок же выбирает то, что ему больше нравится
Отец против политических взглядов своего сына, а сын не понимает, почему отец такой твердолобый
Маме не нравится появление нового члена в семье, невестки или зятя, она не признает, что ее ребенок вырос, ведь несмышленышем легче управлять, чем понимать
Дети идут по стопам своих родителей, становятся продолжателями династии, то есть в этой семье гармония, родители понимают ребенка и принимают его как самостоятельную личность, которую нужно уважать
В повести «В дурном обществе», показано разное отношение к одним и тем же людям, оказавшимся в трудных обстоятельствах со стороны взрослого общества, жестокого и надменного по отношению к тем, кого называют в повести «дурным обществом» и со стороны главного героя книги мальчика Васи, сына судьи, представителя «порядочного общества». Мальчик видит этих людей своим чистым сердцем и видит совсем не то, что видят взрослые. Взгляд взрослых благополучных богатых людей жесток, взгляд мальчика милосерден и добр, представители «дурного общества» отнюдь не вызывают у него презрения или отвращения. Он дружит с детьми пана Тыбурция — Марусей и Валеком, помогает им, потому что дети всегда голодные. Он не осуждает своего друга Валека даже когда узнает о том, что он ворует для голодной сестры яблоки, он видит в этом не порок прежде всего, а любовь к сестре.
Книга заканчивается очень грустно, Маруся умирает. Вася в конце повествования находит общий язык с отцом, который принимает участие в жизни несчастной семьи Тыбурция, они начинают больше понимать и уважать друг друга.
Доброта Васи противопоставлена в повести жестокости и равнодушию общества.