Рассмотрим
рассказ Лескова «Жемчужное ожерелье»
с точки зрения наличия в нем системы
эстетических средств и способа их
организации.
Фабульное
событие рассказа – женитьба героя. В
желании обзавестись семьей нет ничего
необычного. С позиции православного
учения брак
—
это таинство,
в котором жених и невеста, соединенные
любовью и взаимным согласием, получают
благодать
Божию для супружеского счастья,
для благословенного рождения и
христианского воспитания детей27.
Так создается семья – малая Церковь.
Именно
к этому и стремится «новоиспеченный»
жених. Он ищет в браке избавления от
«невыносимой скуки одиночества»,
«постылости холостой жизни». Семейная
жизнь для него – это «свой очаг», «сидение
вечерами с дорогой женой у своей лампы».
Но
некоторые факты несколько выходят за
рамки обычных представлений о знакомстве
и сватовстве. Во-первых, герой приехал
и приступил к близким с просьбой женить
его, «точно его какая муха укусила»28.
Для всех просьба была неожиданностью.
Столь
же внезапно находится и невеста. В тот
же день за чаем герой знакомится с
девушкой, которую готов назвать женой.
Стремительности
развития событий противится здравый
смысл. Невозможно за несколько часов
узнать друг друга, так легко совершить
непоправимую ошибку, — утверждает
рассказчик. Ему возражает жена, которая
верит в любовь с первого взгляда. По
мнению святых отцов, истинная причина
удачного стечения обстоятельств кроется
в душе человеческой, в ее свободном и
промыслительном стремлении к духовному
совершенствованию.
Есть
и еще одно обстоятельство, являющееся,
по мнению рассказчика, существенной
помехой для составления счастья молодых
– отец невесты «богатый сквалыжник».
Тут речь заходит о материальном
благосостоянии, которое действительно
может стать пунктом преткновения, но
только для людей меркантильных.
Кульминацией
рассказа становится подарок отца дочери
перед замужеством. В дар преподнесено
жемчужное ожерелье. Значимы и слова,
произнесенные в этот момент дарителем:
«Вот тебе, доченька, штучка с наговором:
ее никогда ни тля не истлит, ни вор не
украдет, а если и украдет, то не обрадуется.
Это – вечное»29.
Уже на следующий день даритель признается
в том, что преподнес в дар фальшивый
жемчуг.
Николай
Иванович стремится проверить духовные
ценности жениха. Он воплощение искушающего
начала. Испытание выдержано – испытуемый
беспокоится только о душевном состоянии
своей жены: «… сердце не заезжий двор:
в нем тесно не бывает. К отцу одна любовь,
а к мужу – другая… муж, который желает
быть счастлив, обязан заботиться, чтобы
он мог уважать свою жену, а для этого он
должен беречь ее любовь и почтение к
родителям»30.
А когда ему предлагают деньги, он
отказывается из чувства равенства и
справедливости. Так явлена забота о
ближнем. Жених может считаться
добродетельным человеком.
Но
жемчуг становится символом испытания
не только для жениха, но и для дарителя.
Подлог обнаруживается, потому что
человека с простой истинной душой надуть
невозможно. Душа Николая Ивановича не
стерпела своего же обмана. Совесть –
голос Божий в человеке — заговорила и в
нем. А неслыханная щедрость – результат
действия благодати, внезапно озарившей
душу «сквалыжника».
В
рассказе можно выделить несколько
сюжетных линий, главной среди которых
является ситуация испытания и
противостояние ему. Об удачной женитьбе
рассказывается по-случаю. В ходе
литературоведческого спора о современности
и оригинальности святочного рассказа
высказываются разные точки зрения, в
том числе и в защиту многими любимого
жанра. Рассказчик утверждает, что
святочный рассказ, несмотря на жесткость
рамок, может «видоизменяться и представлять
любопытное разнообразие, отражая в себе
и свое время, и нравы»31.
Здесь подчеркивается реалистическая
традиция создания святочного рассказа.
А рассказ о замужестве становится
иллюстрацией к тезисам, высказанным в
споре.
После
экспозиции, в которой дается характеристика
жанру, следует собственно рассказ.
Узловыми звеньями в сюжете являются
завязка – заявление о желании жениться,
кульминация – дарение жемчуга и развязка
– преподнесение банковских билетов
отцом замужним дочерям. Коллизия –
противоречия во взаимоотношениях людей
с разными взглядами на мир, а также
собственное внутреннее движение в
сторону зла или добра в момент испытания
– проявляются уже в начале рассказа. В
движении от завязки к развязке восхождение,
обретение добродетелей.
Собственно
структура рассказа следующая: анализируемое
произведение состоит из 5 глав. В первой
главе фиксируется «литературный спор»
о жанровом своеобразии «святочного
рассказа». Вторая и третья главы, начало
святочного рассказа, имеют своим основным
содержанием сватовство и спор о «любви
с первого взгляда». Четвертая глава –
«подношение даров и принесение
поздравлений». В этой главе спор достигает
своей высшей точки, кульминации. В пятой
главе раскрыта тайна фальшивого жемчуга
и истинно добрых и заботливых сердец.
Тут же преподносятся иные подарки —
истинные: «просвирка», символизирующая
собой духовное начало, и «банковские
билеты» — материальное. Таким образом,
в каждой главе получают свое развитие
два смысловых уровня: бытовой (спор о
любви с первого взгляда) и сакральный
(движения человеческой души).
Все
узловые моменты повествования
хронологически обусловлены. Герой
приезжает к брату на святки с тверды
намерением жениться. Действия во 2 и 3
главе происходят до Рождественского
сочельника, то есть вопрос о бракосочетании
решается накануне праздника. 4 глава —
12 святочных дней от Рождества и до
Крещения. На Рождество и Новый год все
герои собираются у Николая Ивановича.
Вышеназванные праздники считаются
семейными – по-семейному вместе они и
встречаются.
Художественное
время в пятой главе выходит за временные
рамки святок. Письмо с признанием о
фальшивом жемчуге прочитано после
Крещения. В это же время состоялся
разговор с тестем и родственниками.
Отметим,
что тесть появляется у молодоженов в
неурочное время – его появление было
неожиданностью. Сам Николай Иванович
объясняет свой приход следующим образом:
«Ну что … за счеты! Мы свои. Я был у
обедни, — помолился за вас и вот просвиру
привез»32.
Упоминание о церковном богослужении —
обедни, литургии – имеет глубоко
символичный смысл, особенно если учесть,
что именно вслед за этим тесть вспоминает
о своем письме-исповеди.
Итак,
всего одна глава относится ко времени
собственно святок. Сразу укажем, что
святки всегда были временем особенно
напряженным в матримониальном отношении:
святочные игрища являлись местом
знакомства, выбора невесты, гадания о
суженном. Таким образом, стремление
героя найти невесту именно на святки
вполне объяснимо с точки зрения древних
верований о замужестве и семейном
благополучии. Но вопрос о замужестве
решается ранее. Тем самым, на наш взгляд,
отголоски языческих верований
опровергаются и утверждаются религиозные
представления об обрядовости.
Теперь
обратимся к православной традиции
святок. Началом святой недели является
День Рождества Иисуса Христа. Момент
воплощения Бога имеет сакральный смысл.
В мир пришел Тот, Кто, будучи безгрешным,
готов отдать себя во искупление грехов
людских. Великое благодеяние совершается
из любви к роду человеческому, к венцу
Божия Творения. В момент Крещения Иисусом
Христом явлено глубочайшее смирение,
которое он сохранит до крестной смерти.
Кроме того, Христос, войдя в воды Иордана,
освящает их – с этого момента для
христиан они становятся символом
очищения, вместилищем благодати.
Каждый
человек в своей жизни проходит несколько
этапов, начальным среди которых является
рождение. Вторым рождением принято
считать крещение, а третьим — вступление
в брак. Обвенчавшись, два человека
становятся единым целым, и основывается
этот союз на любви. С этого момента они
должны оберегать друг друга. Господь
исцеляет женщину послушанием мужу, а
мужчину – его заботой о жене. Поведение
героев рассказа – молодоженов – вполне
соответствует православным представлениям
о супружеском домоукладе. Так обретается
благополучие.
Система
персонажей в рассказе может быть
рассмотрена с фольклорной и религиозной
позиций. Обратимся к фольклорной
традиции. Среди героев рассказа есть
испытуемый (жених), антагонист (Николай
Иванович), помощник (сваха – жена
рассказчика). Но в какой-то момент
испытуемым становится и сам антагонист.
Даже рассказчик и его жена испытываются.
Верующий
человек тоже испытывается, искушается.
Иными в этом случае являются причины и
цели. Не поддавшиеся на искушение
обретают благодать. Все герои рассказа
испытываются истинными чувствами,
любовью. И те, кто остались верны заповедям
Христа, награждаются дарами, главным
среди которых является дар умиротворения
с самим собой и близкими.
Главным
героем, на первый взгляд, является
инициатор «свадебного переполоха». Но
живостью душевных движений в сторону
добра в финале рассказа приковывает
внимание Николай Иванович.
Исходя
из всего выше сказано, можно указать
несколько мотивов, «участвующих в
создании фабулы»: мотив спора, любви,
встречи и чуда. Попытаемся доказать,
что вышеуказанные мотивы значимы в
развитии сюжета.
Итак,
укажем все эпизоды, где мотив спора
является основополагающим. С литературного
спора о жанре святочного рассказа
начинается повествование. В спор,
предметом которого становится проблема
зарождения и развития человеческих
чувств, вступают супруги. Некоторое
подобие спора имеет попытка убедить в
неуместности спешки при поиске жены. О
неуместности некоторых подарков спорит
Николай Иванович со своими гостями. Но
самый главный спор скрыт от глаз читателя
– он происходит в душе Николая Ивановича.
Внешним признаком внутреннего борения
можно с некоторой долей условности
считать следующее: «стал молча пальцами
по табуретке барабанить», «встал, опять
прошелся по комнате»33.
После некоторых раздумий принято решение
– подарить всем дочерям определенную
сумму денег.
Но
самое главное даже не щедрость. Вспомним,
что отец находился в ссоре со своими
дочками и считал себя правым: «В людей
я не очень верю, и про любовь только в
романах слыхал, как читают, а на деле я
все видел, что все денег хотят»34.
Поступок Машиного мужа поколебал его
убеждения. Прощение непокорных детей
можно считать первым признаком
зародившейся веры в чистоту и искренность
человеческих чувств. Все споры, главным
среди которых является спор о чувстве
любви, находят свое логическое разрешение
в финале рассказа, в пятой главе.
Главным
предметом споров в рассказе «Жемчужное
ожерелье» является любовь во всех ее
проявлениях: и чувственная и христианская.
Упоминание о чувственной любви,
«безотчетной симпатии, влечении сердца»
мы находим в споре супругов. Рассказчик
утверждает, что все «хорошо вовремя и
кстати, хорошо, когда эти влечения
вытекают из чего-нибудь ясно сознанного,
из признания видимых превосходств души
и сердца»35.
Итак, оппоненты в споре выдвигают две
концепции любви: рассудочную и
безрассудную.
С
точки зрения церкви любовь есть
Божественное Имя, отражающее Божественное
свойство, одна из основных христианских
добродетелей36.
Христианская любовь деятельная и
жертвенная. И вызывается это чувство
не какими-то заслугами со стороны. Корень
любви к ближнему таится в самом человеке,
который создан по образу и подобию
Божию. Испытывать ненависть к человеку
– значит, выказывать кощунственное
пренебрежение к Богу, который всегда
сопребывает в человеке.
Именно
такую любовь демонстрируют жених и
невестка. О процессе выбора спутника
жизни Машенька говорит так: «Я, папа, не
выбирала. Мне его бог дал»37.
Главное в этой фразе — промыслительность
всего происходящего с человеком.
Целью
жизни человека является стремление
стать как можно лучше. Молитвой, покаянием
и постом душа подготавливается к встрече
с Богом, к богообщению. Достичь этого
возможно только исполняя заповеди,
главной среди которых является двуединая
заповедь о любви к Богу и ближнему.
В
рассказе «Жемчужное ожерелье» происходит
несколько встреч: родственников после
длительной разлуки, жениха и невесты,
отца невесты с будущим мужем своей
дочери. Каждая встреча имеет ключевое
значение в ходе повествования. Уже при
встрече родственников выясняется не
только основная цель визита, но и общее
умонастроение героя, изъявившего желание
жениться. Первая встреча будущих жениха
и невесты заканчивается признанием в
общей склонности другу к друг. Две другие
встречи – сцена встречи у Николая
Ивановича и у молодоженов — как бы
зеркально отражаются. «Пограничной»
фразой являются слова «и брата с Машенькой
после крещения перевенчали»38.
В
таинстве Брака, которое было совершено
над молодыми людьми, произошла встреча
жениха и невесты с Богом. Так о церковных
тайнодействиях учат святые отцы39.
Сам праздник Крещения, или Богоявления,
является временем сакрального богообщения.
Кроме того, Николай Иванович зашел к
молодоженам после обедни, за которой
осуществляется не только общение с
Богом, но литургическое сопринятие Его
верующими. Эти события становятся
переломными для отца Маши. Он опосредованно
через время святок (время таинств) и
через совесть (голос Божий в человеке)
встречается с Богом.
Итак,
момент встречи с Богом, а также ближними
мы можем выделить в жизни каждого героя.
Есть в рассказе и еще одна встреча –
встреча человека с самим собой. Суд
Николая Ивановича над самим собой
производится в следующих выражениях:
«Я … наживал состояние своим трудом,
но очень разными средствами. С высокой
точки зрения они, может быть, не все
очень похвальны, но такое мое время
было, да я и не умел наживать иначе. В
людей я не очень верю, и про любовь только
в романах слыхал, а на деле я видел, что
все денег хотят»40.
Жених дочери – тот ближний, которого
Бог посылает как шанс на спасение. И
душа преображается через любовь, в том
числе явленную и со стороны ближних.
В
рассказе «Жемчужное ожерелье» многое
происходит внезапно: внезапно принято
решение жениться, найдена невеста,
совершено бракосочетание. Но это лишь
внешние предпосылки внутренней работы.
Внезапно
происходит и преображение Николая
Ивановича, оно не поддается рациональному
объяснению. Преображение совершается,
когда душа приближается к идеалу. В мир
человечий входит Божия благодать,
благодаря тому, что человек преодолевает
один из своих грехов. В рассказе «Жемчужное
ожерелье» таковым было сребролюбие.
Человек в течение всей жизни борется с
грехом. Он должен преодолеть искушение
– это первый шаг к преображению души,
рождению новой духовной личности.
Так
в произведение вводится мотив чуда. Все
промыслительно в жизни человека, постичь
до конца тайну Божиего соизволения
человеку не дано. Чудесно в рассказе
то, что человек может достичь внутреннего
преображения и тем спастись для Жизни
Вечной.
Итак,
рассказ Лескова «Жемчужное ожерелье»
с точки зрения наличия в нем системы
эстетических средств и способа их
организации имеет определенную идейную
заданность. Человек может внутренне
преобразится при соприкосновении с
сакральным – духовными началами жизни.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1. Рассказчик гость сидящий, говорящий историю в компаний друзей, сам автор.
2. Николая Семеновича Лескова.
3. Здесь Лесков закладывает основу жанра святочного рассказа в реалистической традиции. Вторжение инфернального мира в реальный мир, оно иррационально. В традиции реализма — это чудо внутреннего преображения личности . Оно происходит в рассказе «Жемчужное ожерелье».
Композиция «рассказ в рассказе» помогает почувствовать отношение самого автора к описываемым событиям
Роль в раскрытии темы: Название говорит само за себя: жемчужное ожерелье изменяет жизнь главного героя.
Идея: Деньги и богатство не главное жизни, важное любовь. Деньги можем заработать и стать богатыми. А любовь заполучить трудно.
4.
Рассказчик — умный, впечатляющий ,благодарный, женатый человек.
Брат рассказчика — холостяк, любящий Машеньку, добрый, хорошо служит и пользуется вполне им заслуженною доброю репутациею.
Жена рассказчика — благородная , честная, умная.
Писемский — покойный человек, он оригинальный, но неправ, литературный писатель.
Машенька Васильева — превосходная, девушка ясного ума, благородного характера и прекрасного и верного сердца.
Николай Иванович (Отец Машенькин)- богатый , зловещий, щедрый , любящий свою дочь, умный человек.
5. На фото.
6. Рассказчик — 《..Только не мешает, – говорю, – моему братцу и тебе знать и помнить, что отец Машеньки всем известный богатый сквалыжник.》 Он не понимал как они смогут быть вместе. Но в конце- концов они ведь пожинились потому что любили друг-друга . Любви нечего не помешает. Он это не осозновал в то время.
Жена рассказчика — говорила:《Любовь ведь – это по нашему женскому ведомству, – мы ее замечаем и видим в самом зародыше》. Она права. Когда человеки милы друг с другом , и показывают друг-другу любезность мы видим что это любовь. Если человеки любят друг-друга пусть поженяться.
Брат рассказчика — говорил : «Вот прекрасная девушка! Что там еще много выбирать – жените меня на ней!» тут видно что он холостяк и хочет жениться. Он поторопился жениться потому что ему было скучно от одиночества. И он любит Машеньку.
Писемский — 《Теперь человек проезжает много, но скоро и безобидно, – говорил Писемский и оттого у него никаких сильных впечатлений не набирается, и наблюдать ему нечего и некогда, – все скользит. Оттого и бедно...》 Хорошо задуманно . Однако он тут неправ, потому что Диккенса писал в стране, где очень быстро ездят, однако же видел и наблюдал много, и фабулы его рассказов не страдают скудостию содержания.
Отец Машенькин — подав ей эту драгоценность, сказал: «Вот тебе, доченька, штучка с наговором: ее никогда ни тля не истлит, ни вор не украдет, а если и украдет, то не обрадуется. Это – вечное». Видно что он зловещий, богатый и человек который любит дочьку. Хоть и он богат , но его любовь к дочьке безценна.
Машенька — ...《получив ожерелье, заплакала...》 У девушки доброе сердце, она понимает что отец зделал любив ее. У нее прекрасный характер.
7.
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация по литературе , 9 класс «Главные герои рассказа»Жемчужное ожерелье» Н.С.Лескова»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 70 человек из 30 регионов
- Сейчас обучается 84 человека из 41 региона
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 054 609 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 17.05.2021
- 420
- 3
- 17.05.2021
- 157
- 0
- 17.05.2021
- 123
- 0
- 17.05.2021
- 160
- 0
- 17.05.2021
- 605
- 39
- 17.05.2021
- 143
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Оспанова Гульнара Сабитовна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет
- Подписчики: 28
- Всего просмотров: 118248
-
Всего материалов:
127
Николай
Семенович Лесков
Жемчужное ожерелье
Причудливость
и антикварная манера письма
вместе с богатством фабульных моментов
и остротой сюжетных ситуаций делают Лескова мастером новеллы, вносящим в
«высокую» литературу
элементы своеобразного изысканного лубка
Калецкий П.
Год написания – 1885год
Направление – от
романтизма ®
реализму (у Лескова святочный рассказ написан реалистической традиции).
Жанр
– святочный
рассказ.
Идея – показать
красоту человеческих отношений, вера в чудо, которое может навсегда изменить
жизнь человека; праздник «высвечивающий смысл
человеческого существования» (Н.С. Лесков).
Главная мысль – произведение учит
быть честными и благородными людьми. Помнить, что деньги и богатство не самое
главное в жизни.
Тема
–
материальных
и духовных ценностей,
тема
чуда – преображение отца,
тема
взаимоотношений,
тема
«отцов и детей»,
тема
наследства,
тема
любви,
тема
семьи
Мотив – мистика
(подарок дочери ожерелья «с наговором»); встречи с Богом с самим собой и с ближним
«Рассказ в рассказе», обрамление
Сюжет
— линейный
Композиция ® экспозиция ® завязка ® развитие действие ® кульминация ® развязка
Экспозиция передана от автора, – литературный
спор, основой которого является проблема жанра святочного рассказа
Завязка – приезд
брата повествователя, который стал требовать, чтобы ему срочно за две недели
нашли невесту, а на Крещение он обвенчается (глава 2).
Развитие действие – глава 3
Кульминация – подарок, сделанный Николаем Ивановичем
дочери на Новый год, – жемчужное ожерелье.
Развязка – глава 5, после свадьбы; брат рассказчика выдерживает испытание, доказывая, что может
считаться добродетельным человеком. Он отказывается от денег тестя.
Мораль –
Повествование ведется от лица рассказчика, к которому
приезжает брат.
Жемчуг – символ духовной
чистоты, слёз, предвестник грядущих бед.
Ожерелье
символизирует испытание, во-первых, для жениха, во-вторых, для отца
Машеньки.
Задание: создайте ментальную
карту «Святочные рассказы». В ментальной карте освятите следующие
вопросы:
1.
Теоретические
понятия «Святочный рассказ и его композиционное построение».
2.
Кто
и когда писал «Святочные рассказы».
3.
Как
оценивают подобные рассказы критики, литературоведы, читатели.
4.
Приведите
примеры нескольких святочных рассказов, раскройте их основную сюжетную линию.
5.
Приведите
цитаты из произведений.
«ДА
– НЕТ»
Задание: ответьте на
поставленные вопросы однозначным ответом «да» или «нет»:
№ |
Вопросы по произведению Н.С. Лескова «Жемчужное |
ДА |
НЕТ |
1 |
В одном образованном семействе |
+ |
|
2 |
Отец |
+ |
|
3 |
Братец |
+ |
|
4 |
Братец |
+ |
|
5 |
Основные |
+ |
|
6 |
Главные |
+ |
|
7 |
Молодые |
+ |
|
8 |
Жена |
+ |
|
9 |
Основные |
+ |
|
10 |
Отец |
+ |
|
11 |
Рассказчик |
+ |
|
12 |
Случай |
+ |
|
13 |
Французская |
+ |
|
14 |
Отец |
+ |
|
15 |
Жемчуг |
+ |
|
16 |
Главный |
+ |
|
17 |
Отец |
+ |
|
18 |
Маша, |
+ |
|
19 |
Отец |
+ |
|
20 |
Молодой |
+ |
Ответы
на поставленные вопросы по заданию «ДА—НЕТ»
№ вопроса/ ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
нет |
да |
нет |
нет |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
да |
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
да |
да |
да |
нет |
нет |
да |
да |
нет |
да |
нет |
Задание:
определить символику названия рассказа «Жемчужное ожерелье».
Обратить внимание на прямой и переносный смыслы (цитирование обязательно).
1. Жемчужное
ожерелье, как конкретный предметный образ в сюжете;
2. Жемчужное
ожерелье, «жемчуг», как аллегория.
3. Почему
автор выносит образ—предмет в название произведения?
Опережающее
задание. Подготовить дополнительные сведения о жемчуге.
Теория
литературы.
Аллегория – иносказательное
изображение абстрактного понятия или явления.
Задание:
создайте сравнительную характеристику святочных (Диаграмма Венна)
рассказов Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье» и О. Генри «Дары волхвов» (цитирование
обязательно)
ФРАГМЕНТ ТАБЛИЦЫ
Н.С. |
художественное |
Ги |
1885г. |
год |
1884г. |
святочный рассказ |
жанр |
новелла |
признаки |
||
построение |
||
тема/мотивы |
||
идея |
||
герои |
||
язык |
||
числовые |
||
роль ожерелья в произведении |
||
мораль |
Задание: перечитайте еще раз 2-ю главу рассказа
«Жемчужное ожерелье» Н.С. Лескова.
Задумайтесь над
проблемным вопросом: «Будет ли брак счастливым, если взаимоотношения
быстротечны?» сформулируйте вывод. Ответ оформите в таблице «Фишбоун».
Голова – проблемный вопрос.
Хвост – вывод зафиксируйте в хвосте рыбы, аргументируйте его.
Верхние косточки – доводы «против», нижние косточки –
аргументы «за», используйте цитаты 2-й главы (не менее 3-х доводов и
аргументов).
1. Почему главный
герой – рассказчик так противится женитьбе своего брата? Что побуждает его так
поступать?
2. Почему он не
верит в истинность зародившегося чувства между своим братом и Машенькой
Васильевой?
3. Почему его жена
не разделяет его мнения?
4. Какова роль этой
главы в развитии дальнейшего сюжета?
Задание:
выявить мораль и признаки святочного рассказа Н.С. Лескова «Жемчужное
ожерелье».
Опережающее
задание.
Прочтите новеллу Ги де Мопассана «Ожерелье».
Теория
литературы.
Мораль — логический, поучительный вывод
из чего-либо; нравоучение, наставление
Задание
А: проанализируйте взгляд рассказчика и его жены на то, как мужчина и
женщина вступают в брак. Кто из них прав? Как это связано с общей проблемой
рассказа? Обозначьте свою точку зрения, подтвердив её словами
из текста.
Свой ответ оформите в виде ПОПС—формулы:
П – позиция
«Я считаю,
что…»
О – объяснение «Потому
что…»
П – примеры
«В качестве
доказательства приведу несколько примеров…»
С – следствие
«Исходя из
выше сказанного я делаю вывод…»
Задание
Б: проанализируйте взгляд на деньги/приданное, которое готовит отец
девочкам. Прав ли он? Как это связано с общей проблемой рассказа? Выскажите свою
точку зрения, подтвердив её цитатами из текста.
Свой ответ оформите в виде ПОПС—формулы:
П – позиция
«Я считаю,
что…»
О – объяснение «Потому
что…»
П – примеры
«Я могу это
доказать на примере…»
С – следствие
«Таким
образом я делаю вывод…»
Задание
В: проанализируйте взгляд на женитьбу молодого человека. Прав ли он?
Как это связано с общей проблемой рассказа? Выскажите свою точку зрения,
подтвердив её цитатами из текста.
Свой ответ оформите в виде ПОПС—формулы:
П – позиция
«Я считаю,
что…»
О – объяснение «Потому
что…»
П – примеры
«Я могу это
доказать на примере…»
С – следствие
«Таким
образом я делаю вывод…»
ТЕСТЫ
по произведению Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье»
1.
К
какому литературному направлению относится произведение Н.С. Лескова «Жемчужное
ожерелье»?
а. Романтизм b. Сентиментализм
с.
Классицизм d.
Реализм
2.
Ведущая
тема произведения Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье»?
а. тема «брак по расчету» b. тема материальных и духовных
ценностей
с. тема «отцов и
детей» d. тема «девушка и
родитель самодур»
3. Композиция
в произведения Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье»?
a. линейная
b. зеркальная
c. параллельная
d. кольцевая
4.
От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был
приурочен к событиям святочного вечера
а. от Рождества до Нового года b. от Крещения до
Рождества
с. от Рождества до
Крещения d.
от Крещения до поста
5.
Чтобы рассказ был убедителен, надо, чтобы в нем были показаны
такие события из современной жизни русского общества, где отразился бы и
век и современный человек. Кому принадлежит эта фраза?
а. А. Островскому b. А.С. Пушкину
с. А.
Грибоедову d.
В.Г. Белинскому
6.
Откуда приехал брат к рассказчику на святки?
а. из провинции b. из Москвы
с. из
Сибири d.
из губернии
7.
Отчего приехавший брат просил его избавить?
а. от нехватки денег b. от человеческих
пороков
с. от долговой
ямы d. от невыносимой скуки одиночества
8.
За сколько недель было решено найти достойную девушку, сосватать
её и жениться?
а. за пять недель b. за полгода
с. за две
недели d.
за праздничные дни
9.
Как была охарактеризована мужу Машенька, будущая невестка?
а. девушка ясного ума b. девушка
благородного характера
с. девушка прекрасного и
верного сердца d.
все ответы верны
10.
О чем убедительно попросила жена своего мужа, когда тот приехал
домой?
а. помочь сосватать девушку b. не мешать
с. поехать за подарками
к свадьбе d.
денег на подготовку к свадьбе
11.
Как рассказчик назвал отца Машеньки?
а. сквалыжник b. жмот
с. скупердяй
d. обманщик
12.
В чем уснул рассказчик на диване после «перепалки» о сватовстве с
женой?
а. в мягком ватном халате b. в мягком
стеганном халате
с. в сюртуке, в котором
пришел с работы d.
в мягких тапочках, сшитых женой
13.
Где был вынужден проводить все время рассказчик во время приготовлений
к свадьбе брата?
а. в любимом ресторанчике b. перед алтарём
Фемиды
с. в покерном
клубе d.
закрылся у себя в кабинете
14.
Каким подарком называет рассказчик «жемчужное ожерелье», которое
отец дарит Маше в новогоднюю ночь?
а. престранный подарок b. богатое
жемчужное ожерелье
с. совершенно непозволительный и зловещий подарок. d. «штучка с наговором»
15.
Какого цвета по середины бус был жемчуг?
а. розовый b. золотой
с. черный d.
молочный
16.
Почему жемчуг, подаренный дочери в новогоднюю ночь, не мог ей
предвещать беду?
а. был украден b. был взят напрокат
с. был фальшивый d.
нет правильного ответа
17.
Что привес отец детям на второй день после свадьбы в платочке?
а. свадебный каравай b. просвиру
с. золотые кольца d.
настоящее жемчужное ожерелье
18.
Где находилось доказательство, что жемчужное ожерелье фальшивое?
а. жемчуг имел непозволительный дефект b. на замке под
собачкой
с. нашлась закладная на это ожерелье d.
на сомой большой жемчужине была пометка
19.
Сколько денег подарил отец молодым супругам после свадьбы?
а. 500 тысяч рублей b. три билета по 50 тысяч рублей
с. 50 тысяч рублей d.
три билета по 500 тысяч рублей
20.
Что символизировал жемчуг в святочном рассказе Н.С. Лескова
«Жемчужное ожерелье»?
а. символизирует испытание b. символизирует женскую чистоту и
непорочность
с. символизирует смерть d.
символизирует слезы и смерть
ОТВЕТЫ на тесты по
произведению Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье»:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
d |
b |
а |
с |
b |
а |
d |
а |
d |
b |
а |
а, b |
b |
а, b, с, d |
с |
с |
b |
b |
с |
а |
Книжная полка.
Произведения, в которых встречаются драгоценные камни:
«Слово о полку
Игореве»
А.
Пушкин «Барышня-крестьянка»
М.Ю. Лермонтов.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова»
Н.А. Некрасов
«Мороз, Красный нос», «Коробейники»,
А.И.
Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»
Н.С.
Лесков «Жемчужное ожерелье»
П.
Бажов «Хрупкая веточка»
И.С. Тургенева
«Отцы и дети»
О.
Генри «Дары волхвов»
Ги
де Мопассан «Ожерелье»
Литература
1. Цитата –
Калецкий П. Лесков // Литературная
энциклопедия: В 11 т. – [М.], 1929 –1939. Т.
6. –М.: ОГИЗ РСФСР,
гос. словарно-энцикл. Изд—во «Сов. Энцикл.», 1932. –
Стб. 312– 319. https://www.literaturus.ru/2016/07/kritika-leskov-nikolaj-semenovich.html
2. Лесков
Николай Семенович. Жемчужное ожерелье – https://prochtu.ru/info.php?avtor=31&kniga=51
3. Рожде́ственский или святочный
расска́з – литературный жанр,
относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной
спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/osobiennosti-orghanizatsii-poviestvovaniia-v-rasskazakh-zhiemchuzhnoie-ozhieriel-ie
4. Святки
(с 6 по 19 января нового стиля) – один
из самых любимых и значимых праздников в жизни народа. Считалось, что в это
время нечисть приходит на землю пугать «православный люд». Рождество – время чудес и проявлений милости Бога к людям. В
этом –
двойственность природы святок (христианской и языческой).
Чудо в традиции романтизма – чудо с элементами
фантастического, вторжение инфернального мира в реальный мир, оно
иррационально. В традиции реализма – это чудо внутреннего
преображения личности (во внешних признаках не проявляется). Именно оно
происходит в рассказе «Жемчужное ожерелье». https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200204602
Дополнительная
информация
https://goldlit.ru/leskov/1237-zhemchuzhnoe-ozherelie-analiz
Период Святок
(от Рождества Христова до Крещения) не только на Руси, но и во многих странах
был временем ожидания чуда. Девушки ворожили, пытаясь предугадать будущего
жениха, дети ждали исполнения своих самых сокровенных желаний. Когда самые,
казалось, несбыточные желания сбывались, возникало ощущение чуда, вмешательства
каких-то высших сил.
Так появился
святочный рассказ – жанр, в какой—то степени канонизированный английским писателем Чарльзом Диккенсом. Он задал общие признаки подобного произведения:
элементы мистики, тайна, хронология событий, наличие рассказчика, подчас
присутствие детей, нравственный урок –
своеобразная мораль. И заканчивается такой рассказ весело, хотя и неожиданно.
Очень показательным в этом смысле является рассказ О. Генри «Дары волхвов»: герои получают долгожданные подарки, но не могут их
использовать по назначению.
В России этот
жанр получил иную трактовку. Само название – «святочный» – дает
отсылку к самому любимому для верующих людей празднику – Святкам. Русские писатели вышли за пределы традиционного
круга святочных событий. Н. Лесков, Ф.
Достоевский, А. Чехов смогли
дать неожиданную трактовку сверхъестественных событий или рождественского чуда.
Скачано с www.znanio.ru
Дм
Дмитрий
В рассказе «Жемчужное ожерелье» представлен “рассказ в рассказе”. Экспозиция, от автора, — картина литературного спора, основой которого является проблема жанра святочного рассказа. Рассказчик, утверждающий, что “и святочный рассказ, находясь во всех его рамках, всё-таки может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, отражая в себе и своё время, и нравы”. Здесь Лесков закладывает основу жанра святочного рассказа в реалистической традиции.
Всё следующее повествование ведётся от лица рассказчика, поведавшего историю — “истинное происшествие”, случившееся с его родным братом.
Герой приезжает к брату на святки с твёрдым намерением жениться во что бы то ни стало, объясняя это тем, что “опостылела холостая жизнь, надоели сплетни и вздоры провинции”, хочется “иметь свой очаг.. . сидеть с дорогою женою у своей лампы”. Действие происходит в святочную неделю, поэтому для читателя неудивительно, что всё происходит со сказочной лёгкостью и быстротой.
Невеста герою выбрана просто замечательная — “девушка ясного ума, благородного характера и прекрасного и верного сердца”, да и сам герой — человек “простой души, да истинной”, словом, “прекрасный человек”. На фоне истории любви Маши и героя проверяются прочность отношений и искренность чувств брата героя и его жены. Спор, возникший между ними, на первый взгляд кажется смешным и нелепым. Читатель, скорее всего, встанет на сторону рассказчика, который утверждает духовно-нравственную концепцию любви (“любовь слепа”), в то время как жена понимает любовь с чисто реалистической точки зрения — “глазеть с увлечением”. В споре правого так и не нашлось — оба остались при своём мнении и злыми друг на друга.
Рассказчик, который был против брака Маши с братом, руководствовался лишь тем, что отец невесты, “известный богатый сквалыжник”, оставит её без приданого. Для рассказчика материальные ценности важнее духовных, а для его брата, наоборот, самым главным является сама Машенька — как человек, как жена, а не как вынужденное добавление к большому приданому.
Кульминацией рассказа становится подарок, сделанный Николаем Ивановичем дочери на Новый год, — жемчужное ожерелье. Этот подарок символизирует испытание, во-первых, для жениха, во-вторых, для отца Машеньки. Николай Иванович становится воплощением искушающего начала, призванного проверить духовные ценности жениха. Брат рассказчика выдерживает это испытание, доказывая, что может считаться добродетельным человеком.
В повествование включён мотив встречи — с Богом, с самим собой и с ближним. Эти события становятся переломными и для отца Маши, который опосредованно, через время (святки — время таинств) и через совесть (совесть — “весть от Бога”) встречается с Богом. Результатом этой встречи становится суд Николая Ивановича над самим собой: ему открываются собственные греховные глубины. И наконец, старик встречает жениха своей дочери — того ближнего, которого Бог послал ему как шанс на спасение, тогда его душа преображается через любовь. Ведущей становится категория чуда — преображение героя, когда его душа приближается к идеалу, которого человек старается достигнуть в течение всей жизни. Чудо, происшедшее в душе “старого сквалыжника”, множит добро. Человеку воздаётся больше, чем он ожидает: Николай Иванович мирится со старшими дочерями, зятьями. В мир человека входит Божья благодать, изменившая жизнь и его, и окружающих благодаря тому, что человек преодолел один из своих грехов — сребролюбие. А в другом рассказе — «Под Рождество обидели» — происходит испытание на добродетель смирения. Смирение устанавливает в душе героя мир и спокойствие.
По мнению автора, человек всю жизнь, каждый день и час, борется с грехом. Он должен преодолеть искушение, это будет первым шагом к преображению души — рождению новой духовной личности или её воскрешению.
Содержание:
- 1 Читательский дневник по рассказу «Жемчужное ожерелье» Лескова
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
- 2 Цитатный план «Жемчужное ожерелье»
Глава 1
Чаепитие у друзей повествователя. Говорят о том, что в современной литературе мало хороших сюжетов. Повествователь согласен с писателем Писемским: во всем виноват технический прогресс. Из кареты больше увидишь, чем из вагона поезда. Один гость возражает ему: Диккенсу в Англии железные дороги не мешают. Вот разве что святочные рассказы у него слабые.
Но и то – из-за рамок самого жанра. Надо ведь писать строго про период от Рождества до Крещения, нужны фантастичность и мораль, а еще – счастливый конец. Тут трудно придумать что-то новое. Третий гость, почтенный человек, обещает всем настоящий современный святочный рассказ из жизни брата.
Глава 2
Святки, около трех лет назад. Приезд к рассказчику брата с просьбой: «Жените меня». И срочно! Чтоб венчание на Крещенье. Истосковался по домашнему очагу. Рассказчик считает его за психопата. А его жена другого мнения. Она берется за дело. В гости зашла Машенька Васильева – чем не невеста? Оба понравились друг другу и не против пожениться.
Машенька просто подарок: с прекрасным верным сердцем, ясным умом, благородным характером. Жених не хуже: честный, деликатный, воспитанный. Осталось повидаться с отцом Машеньки Николаем Ивановичем. Рассказчик напоминает жене, что этот отец – известный ростовщик и скряга, который не дал приданого двум старшим дочкам. Жене непонятно, с каких пор добрая жена хуже приданого? Она и сама так замуж вышла. В общем, пара впервые за 4 года ссорится.
Глава 3
Рассказчик хотел было помириться, а жены дома нет. Выясняется, что она с его братом весело провела время у Васильевых. Рассказчик предвкушает, как Васильев обманет «и брата, и мою жену» с приданым. И погружается в судебные дела (он юрист).
У рассказчика спор с женой: как мужчины выбирают себе жену. Он уверен, что целый год «присматривался» к ее характеру. Она смеется: влюбленный не может здраво рассуждать. Ему просто нравится девушка – да и все.
Глава 4
Рождество и Новый год встречают в окружении будущей родни. Васильев дарит дочке шикарное жемчужное ожерелье. Ценой в тридцать тысяч. Женщины распереживались: жемчуг – к слезам. Но отец их загадочно утешил: этот жемчуг вреда не причинит, а его тайну все узнают на следующий день после венчания.
Глава 5
Рассказчик с женой навещает молодоженов. Брат счастлив. И, смеясь, показывает письмецо от тестя: «Этот жемчуг фальшивый». Когда-то друг подсунул его старику за настоящий. Старик письмом не успокоился – и сам заявился к зятю. Брат просит его об одном: молчать о жемчуге при Маше. Вдруг ее рассердит поступок отца. А брат хотел бы мира в семье. Растроганный старик хочет дать молодой семье 150 тысяч рублей. Брат не согласен. Сестры возненавидят Машу. Лучше дать всем поровну.
Старик поздравляет дочку с хорошим мужем, и дает деньги ей – с просьбой поделиться с сестрами. Он говорит Маше, что ее муж прошел проверку фальшивым жемчугом. «Такого надуть невозможно – душа не стерпит!» Так закончилась эта святочная история.
Читательский дневник по рассказу «Жемчужное ожерелье» Лескова
Сюжет
Повествователь в кругу друзей жалеет, что в современной литературе не найдешь хорошего, оригинального сюжета, а среди святочных рассказов и подавно. В ответ один гость рассказывает современную святочную историю о своем младшем брате. На святках тот попросил найти ему к Крещению жену. Жена рассказчика знакомит его с подругой Машей Васильевой. В считанные дни дело идет к свадьбе. Будущий тесть дарит дочке дорогое жемчужное ожерелье. Все удивлены: ведь старшим дочкам он ничего не дал.
После свадьбы старик объявляет зятю, что ожерелье фальшивое. Но тот искал себе жену, а не приданое, ему все равно. Обрадованный старик хочет подарить молодой семье крупную сумму денег, но зять советует ему прежде дать денег старшим дочкам. Старик поздравляет Машу с выбором достойного мужа. Деньги он им все-таки оставляет, с условием, чтобы Маша поделилась с сестрами.
Отзыв
Святочный рассказ на тему вечных ценностей. Герои бескорыстны – и получают все. Тема великодушия, любви, благородства. Мир в семье, взаимопонимание, чистая совесть, а не богатство – главное в жизни. Молодожены и личное счастье обрели, и другим помогли. Отец вновь поверил в людей, и готов помириться со старшими дочками. Рассказ учит в любых обстоятельствах оставаться человеком, ценить в людях искренность, благородство, беречь взаимопонимание в семье, думать не только о себе, но и о других.
Цитатный план «Жемчужное ожерелье»
- «Событие, где отразился бы век и современный человек».
- «Опостылела холостая жизнь».
- «Любовь ведь – это по нашему женскому ведомству».
- Отец Машеньки всем известный богатый сквалыжник».
- «На другой день твоей свадьбы открою тайну этого жемчуга».
- «Этот жемчуг фальшивый».
- «Все денег хотят».
- «Хорошего мужа выбрала!»
- «Счастлива за сестер!»
- «Такого надуть невозможно».
- Краткие содержания
- Лесков
- Жемчужное ожерелье
Однажды встретились три друга и заговорили о литературе. Так как разговор зашёл в тупик, один из приятелей решил рассказать одну историю, которая случилась с его родственником.
Брат давно хотел жениться, но не находил ту единственную и любимую девушку. Однажды он приехал в дом рассказчика и рассказал о своём желании. Жена рассказчика его поддержала и познакомила с милой девушкой, которую звали Маша Васильева. Они полюбили друг друга и решили заключить брак.
Рассказчик был против этого брака. Он уговаривал брата не женится на дочери богатого, но скупого отца.
Молодые не стали слушать его советов и вскоре устроили помолвку. Новогодние праздники они встречали в доме Маши. Её отец благословил их, но ни слова не произнёс о наследстве. Во время ужина он подарил дочери жемчужное ожерелье, которое выглядело очень дорогим.
После Крещенских праздников молодые обвенчались. Рассказчик приехал к ним в гости и поздравил их. И тут брат рассказал интересную историю.
Машин отец прислал письмо, где рассказывалось о том, что подаренный им жемчуг не имеет ценности. Он сделан из фальшивых камней. Жених на это ничего не ответил.
Не дождавшись ответа, отец Маши приехал сам. Он спросил у зятя про письмо. Тот, рассмеявшись, ответил, что ничуть не огорчён таким приданым. И женился он на Маше не из-за наследства. Он по-настоящему любит дочь своего тестя. Брат рассказчика попросил своего тестя не рассказывать о фальшивом ожерелье Маше, так как она сильно расстроится.
Отец обрадовался, что, наконец, нашел подходящего мужа для своей дочери. Многие сватались за Машу ради богатого приданого. В благодарность, тесть хотел дать зятю денег, но тот отказался, заявив, что Машины сёстры обидятся. Тогда отец дал деньги Маше и попросил разделить их между сёстрами. Дочь была рада такому предложению отца.
Литературный спор
Этот «рассказ в рассказе» написал Николай Лесков. «Жемчужное ожерелье», краткое содержание которого вы прочтете в данной статье, представляет собой святочный рассказ в жанре реализма. Необычно произведение тем, что в нем отсутствует мистическая составляющая. Начинаем разбирать повесть «Жемчужное ожерелье» (Лесков). Краткое содержание по главам начинается с беседы в одном образованном семействе за чаем.
Повествование ведется от первого лица, начиная с первой главы. Автор описывает литературный спор, возникший в кругу друзей. Речь зашла о святочных рассказах Диккенса, страдающих от некоторого однообразия, как и все произведения подобного рода.
Форма рассказа строга и канонична: он должен быть приурочен к событиям святочного вечера (это период от Рождества до Крещенья), в нем должно присутствовать что-то мистическое или фантастическое и обязательно мораль, а конец должен быть непременно веселым.
Один из гостей утверждает, что из-за таких жестких рамок фантазия писателя ограничена, а рассказы не отличаются разнообразием. Автор опровергает данное мнение, так как даже в рамках святочного рассказа можно отразить настоящее время и нравы. Он берется описать реальную историю, произошедшую 3 года назад, и полностью соответствующую канонам. Главным героем повествования будет младший брат автора.
Вышивка жемчугом: женское искусство
Запрос на рукодельниц был так высок, что повсеместно стали возникать мастерские, не только при монастырях, но и светские, так называемые «светлицы». Известны работы светлиц князей Старицких, бояр Годуновых, «торговых гостей» Строгановых и многих других.
Зачастую возглавляла такую светлицу хозяйка дома — боярыня, княгиня, царица, которая, как правило, и сама была искусной мастерицей. Штат рукодельниц укомплектовывался в зависимости от состоятельности главы дома и иногда доходил до сотни, при этом в светлицах высокопоставленных господ вышиванием занимались жены и дочери служилых людей, а в домах попроще трудились простые крестьянки.
Намерение жениться
Продолжаем говорить о рассказе «Жемчужное ожерелье» (Лесков). Краткое содержание второй главы.
На святки из провинции приезжает младший брат. Он просит автора и его супругу найти ему жену. Настроен очень серьёзно, намерен жениться сразу же на Крещенье (во время святок венчаться нельзя), и с новой женой уехать обратно в провинцию.
Старший брат говорит, что так быстро жениться нельзя, сначала нужно хорошо узнать невесту, расположить её к себе. Он предлагает продолжать пустые фантазии о свадьбе в компании своей жены и отправляется на службу. Но когда автор возвращается домой, оказывается, что днем к его супруге приходила подруга Машенька, младший брат познакомился с ней и решил жениться на этой девушке.
Автор ошарашен. Жена хвалит Машу, перечисляет многочисленные достоинства девушки. Брат также благородный человек, они оба согласны на брак и уже вечером едут к родителям невесты! Тогда старший брат напоминает своей супруге — отец Маши, хоть и человек состоятельный, но двух её старших сестер оставил без приданого. Жена возражает — Маша, как любимая младшая дочь, может получить часть отцовского состояния. Она обращает внимание мужа на то, что она и сама была бесприданницей, и даже девушка из плохой семьи может стать хорошей женой.
Ожерелье
Изящная и очаровательная Матильда была дочерью бедного чиновника. У неё не было никаких шансов выйти замуж за состоятельного человека из хорошего общества, поэтому «она приняла предложение мелкого чиновника министерства народного образования» Луазеля.
Матильда была вынуждена одеваться очень просто, из-за чего чувствовала себя несчастной и отверженной.
Для женщин нет ни касты, ни породы, — красота, грация и обаяние заменяют им права рождения и фамильные привилегии.
Эта девушка, словно по ошибке рождённая в бедной чиновничьей семье, была создана для роскошной жизни. Глядя на голые стены и убогую обстановку своего жилья, она мечтала о «приёмных, задрапированных восточными тканями», просторных салонах и кокетливых гостиных. Садясь обедать супом из капусты, Матильда грезила об изысканных обедах в украшенных гобеленами столовых, сверкающем серебре и тонком фарфоре.
Продолжение после рекламы:
Изредка Матильда навещала богатую подругу, госпожу Форестье, вместе с которой воспитывалась в монастыре. Возвращаясь домой, она целыми днями плакала от жалости к себе, тоски и отчаянья.
Однажды вечером Луазель принёс приглашение на бал в министерстве, где соберётся всё высшее чиновничество. Матильду это скорее огорчило, чем обрадовало, ведь у неё не было подходящего платья. Она была готова совсем отказаться от бала, и тогда муж отдал ей деньги, которые копил на ружьё.
Вскоре платье было готово, но Матильда всё равно грустила — у неё не было украшения, чтобы подчеркнуть изящество нового наряда.
Это такое унижение — выглядеть нищенкой среди богатых женщин.
Луазель посоветовал одолжить украшение у госпожи Форестье. Та охотно согласилась выручить подругу. Из множества драгоценностей Матильда выбрала «великолепное бриллиантовое ожерелье в чёрном атласном футляре».
На балу Матильда была красивее всех, «все мужчины на неё смотрели, спрашивали, кто она такая, добивались чести быть ей представленными». Её заметил сам министр. Весь вечер Матильда протанцевала «с увлечением, со страстью,… упиваясь триумфом своей красоты», а муж дремал в обществе ещё трёх чиновников, жёны которых веселились.
Брифли существует благодаря рекламе:
Супруги Луазель покинули бал только в четыре утра. Домой им пришлось добираться на убогом ночном извозчике. Дома, желая напоследок полюбоваться собой, Матильда взглянула в зеркало и обнаружила, что бриллиантовое ожерелье исчезло, видимо, она потеряла его по дороге домой.
Остаток ночи и весь следующий день Луазель искал ожерелье. Он побывал на извозчичьих стоянках, в полиции и в редакциях газет, где дал объявления о пропаже. Вернувшись вечером домой, он попросил Матильду написать госпоже Форестье, что на ожерелье сломался замочек и они отдали его в починку.
Супруги боялись, что госпожа Форестье сочтёт их ворами, и решили возместить потерю. Они отправились к ювелиру, имя которого стояло на футляре, но оказалось, что ожерелье сделал не он — у него был куплен только футляр. Тогда, «еле живые от горя», они начали обходить всех ювелиров подряд и, наконец, нашли похожее ожерелье, которое им уступили за 36 тысяч франков.
Восемнадцать тысяч франков Луазелю оставил отец, остальное он занял, закабалившись до конца жизни. Ему пришлось познакомиться с ростовщиками и дать разорительные обязательства. Наконец, нужная сумма была собрана, и ожерелье возвратили госпоже Форестье. Та даже не открыла футляр, и подмена не была обнаружена.
Продолжение после рекламы:
Теперь Луазелям надо было выплатить этот ужасный долг. Они рассчитали служанку и переехали в дешёвую мансарду под самой крышей. Матильда «узнала тяжёлый домашний труд», а её муж работал вечерами и переписывал рукописи по ночам.
Через десять лет они выплатили долг. Матильда постарела, раздалась в плечах, стала жёстче и грубее, ходила растрёпанной, как хозяйка из бедной семьи.
Как изменчива и капризна жизнь! Как мало нужно для того, чтобы спасти или погубить человека.
Однажды в воскресенье, прогуливаясь по Елисейским Полям, Матильда встретила госпожу Форестье, всё такую же молодую и очаровательную. Та сперва не узнала подругу, а потом с ужасом спросила, что с ней случилось.
Теперь Матильда могла всё рассказать не боясь, что её сочтут воровкой. Выслушав историю несчастной подруги, госпожа Форестье «в волнении схватила её за руки» и сказала, что бриллианты в потерянном ожерелье были фальшивыми, и стоило оно не больше пятисот франков.
Сватовство
Что же дальше произойдет в рассказе «Жемчужное ожерелье» (Лесков)? Краткое содержание третьей главы начинается с того, что автор хочет помириться с женой после спора. Но она уехала вместе с младшим братом мужа к родителям будущей невесты. Рассказчик думает, что отец девушки обманул с приданым двух зятьев, хотя те и сами парни не промах, а уж его доброго младшего брата надует вдвойне.
Возвращается жена автора и рассказывает как хорошо отец девушки принял их, угощал шампанским. Через несколько дней рассказчик, который был сильно занят работой, узнает, что состоялась официальная помолвка пары. Снова он спорит с женой.
Мужчина напоминает, как год ухаживал за супругой до свадьбы, чтобы получше узнать её характер, достоинства и недостатки. На что женщина со смехом отвечает — приходил он потому, что был влюблен, и, соответственно, не мог непредвзято оценивать её. Автор внутренне соглашается.
Глава вторая – завязка истории
К повествователю три года назад на Святки приехал брат, чистейшей души человек, и стал просто требовать, чтобы ему срочно за две недели нашли невесту, а на Крещение он обвенчается. Брат совершенно серьезно считал, что это возможно, и жена рассказчика невольно увлеклась этой странной, скоропалительной идеей. Ей моментально, как по волшебству, подвернулась подходящая невеста.
Молодые люди понравились друг другу сразу. В этом супруга пытается убедить несговорчивого мужа, который возражает против брака, в том числе и потому, что приданого за девушкой не будет. Эти споры между любящей парой о том, что отец невесты – человек богатый, но приданого за дочкой простодушному жениху не даст, непременно его обманет, и есть начало святочного рассказа. Продожаем краткое содержание. «Жемчужное ожерелье» Лескова уже начинает наполняться контрастом между честным женихом и будущим тестем — жуликоватым скрягой, который не расстанется с деньгами. Об этом спорят муж и жена, а брат тем временем делает девушке Машеньке предложение и дарит роскошную корзину дорогих подарков — об этом рассказывается в третьей главе этой жизненной истории. Это её краткое содержание. «Жемчужное ожерелье» Лескова далее преподнесет сюрприз читателю.
Подарок
Продолжаем изучать рассказ «Жемчужное ожерелье» (Лесков). Краткое содержание четвертой главы рассказывает о необычном подарке, который сделал отец невесты своей дочери. При всех он одел ей на шею очень дорогое и шикарное жемчужное ожерелье.
Девушка не обрадовалась подарку и заплакала. По поверью жемчуг предвещает слезы, поэтому на Новый год его дарить не принято. Отец успокоил дочь: на следующий день после свадьбы откроет ей секрет и она поймет, что из-за новогоднего подарка расстраиваться не стоит. На Крещенье молодые обвенчались.
Приемы и техники
Наиболее ранним дошедшим до нас образцом техники жемчужного шитья служат поручи XII века, хранящиеся в Новгородском музее. Обнизь выполнена жемчугом малого размера, положенным непосредственно на ткань без настила, так называемое «саженье жемчугом». Начиная с XV века, как правило, жемчуг нашивается не на ткань, а на настил, выполненный либо из белого шнура в один или два ряда, либо из белых ниток, «бели». Так, собственно, и называется техника — сажение по бели.
Преимущества именно такой техники очевидны: если ткань-основа изнашивалась, шитье можно было вырезать и перенести на новый фон, а если с отдельных участков камни отрывались, узор, за счет настила, не разрушался и легко реставрировался.
При сажении рассыпанный на черном бархате жемчуг сначала нанизывается с помощью иглы на длинную белую крепкую льняную или шелковую нитку. Жемчужная нить обычно выкладывается по узору и поперечным стежком прикрепляется другой нитью, стежок при этом делается за каждым отдельным камнем.
Зачастую вышивка жемчугом соседствовала с золотным шитьем, например, обшивалась с обеих сторон шнуром из 6−7 скрученных вместе золотных нитей. Кроме того, использовались разнообразные материалы, блестки, другие драгоценные камни.
Интересный факт: все образцы древнего шитья, которые выполнялись на пяльцах (независимо от техники), с обратной стороны смазывались клейстером, сваренным на квасу, чтобы предохранить работу от съеживания при снятии с пялец! Клей при этом наносился прямо рукой с обратной стороны шитья, и иногда, в частности в крупных работах, смазывалась полностью вся изнанка.
Техники жемчужного шитья очень разнообразны и изобретательны, поэтому тем, кто хотел бы изучить их сегодня во всем их многообразии и тонкостях, придется не просто покорпеть над книгами, но и отправиться на учебу в профильную мастерскую!
После свадьбы
Чем закончится рассказ «Жемчужное ожерелье» (Лесков)? Краткое содержание последней, пятой, главы повествует о событиях, произошедших после свадьбы.
На следующий день после венчания автор с женой навестил молодоженов. Их встретил младший брат в прекрасном расположении духа. Он сообщил о полученном утром письме от тестя. В нем сообщалось, что супруги больше могут не волноваться из-за приметы с ожерельем, так как жемчуг в нем фальшивый. Эта шутка очень развеселила парня. Новоиспеченный муж не огорчился, так как не думал о приданом и не считал деньги невесты.
Он с радостью встретил тестя, но попросил разрешения не говорить о подделке Маше, так как не хочет, чтобы она плохо подумала об отце. Тогда старик сказал, почему не дал денег двум другим зятьям. Мужчины только приданого и хотели, и из-за этого поссорился с дочерями. А вот в молодом зяте он видит любовь только к Маше, поэтому ему денег даст, причем немедленно.
Молодой человек отказался, так как девушке будет неудобно перед сестрами из-за того, что она единственная получила приданое. Тогда старик позвал дочь и дал ей три билета по пятьдесят тысяч рублей для неё и сестер, и сказал, что она выбрала хорошего мужа.
Какие выводы можно сделать из рассказа «Жемчужное ожерелье» (Лесков), краткое содержание которого вы только что прочитали? Жемчужное ожерелье было испытанием как для жениха, так и для отца. Жених доказал свое бескорыстие, а отец, видя светлые искренние чувства, сам проявил любовь и сделал шаг к примирению со старшими дочерями.
«Мил мне жемчуг нежный на груди твоей!..» И.А. Бунин, 1901
Жемчужное шитье можно условно разделить на два крупных направления: светское и церковное. С религиозной точки зрения, жемчуг напрямую ассоциировался с чистотой, непорочностью и святостью, поэтому он не только широко применялся при декорировании церковных облачений и создании икон, но и даже изображался на фресках — как декор одежды ангелов и святых дев.
В XVI веке искусства шитья жемчугом начинает активно развиваться и раскрываться во всем своем многообразии — в первую очередь, в роскошных одеждах государя и его окружения. Посол императора Максимилиана II Ганс Кобенцль описывал мантию Ивана Грозного, сплошь покрытую алмазами, рубинами, смарагдами и другими драгоценными каменьями и жемчугами величиной в орех! И это лишь одно из многих и многих других свидетельств иностранных гостей, пораженных величием убранства и царских нарядов. Жемчугом расшивались не только праздничная одежда, но и верхняя, например, шубы и плащи, головные уборы, кафтаны, поручи, даже обувь!
Во второй половине XVII века жемчужное шитье достигло своего подлинного расцвета: композиции усложнились, приемы и техники были доведены до совершенства и удивительной изобретательности. Жемчугом в равной степени расшивалась как мужская, так и женская одежда: летники, душегреи, епанечки, но особенно обильно жемчужное шитье было представлено на женских головных уборах — кики, кокошники, девичьи челки, повязки, коруны, венцы, убрусы и пр. Эти шитые жемчугом и драгоценными камнями головные уборы имели большую ценность и зачастую преподносились в качестве драгоценного подарка, а также передавались по наследству.