Существует три вида сказок: волшебные, бытовые и про животных. Определи, к какому виду относятся перечисленные сказки. | Skysmart
Ответ или решение
✓Бытовые
• «Каша из топора»
• «Жена-спорщица»
✓Волшебные
• «Царевна-лягушка»
• «Сивка-бурка»
• «Марья-Моревна»
✓Про животных
• «Лиса и волк»
• «Лиса и журавль»
• «Теремок»
Skysmart на схожие темы
-
Среди приведённых ниже пословиц выбери те, которые подходят к сказочной повести Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно».
-
Среди фотографий пернатых найди представителей певчих птиц, и ты узнаешь название рассказа В. И. Белова, о котором пойдёт речь дальше.
-
Стихотворение «Рыба-кит» написано, когда Ю. Ч. Ким жил на Камчатке. Неудивительно, что оно связано с морской тематикой. Чтобы лучше разобраться с содержанием стихотворения, уточним значение малознакомых слов. Найди толкование к каждому слову.
-
Стихотворение И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне» было напечатано в 1854 году в ежемесячнике «Библиотека для чтения». Вставь в отрывок из произведения подходящие по смыслу слова.
-
Существует множество русских пословиц о добре и зле. Здесь собраны некоторые из них, только они перепутались. Сможешь их восстановить?
-
Сформулируй и запиши тему стихотворения, используя все предложенные слова. Утрата.
-
Сюжет какой сказки напоминает сюжет «Двенадцати месяцев»?
-
Тренировка произношения какого звука представлена в каждой скороговорке?
-
Ты уже знаешь, что кульминацией рассказа «В дурном обществе» стал эпизод с куклой Сони, подаренной Васей Марусе. Эта история сильно изменила жизнь каждого героя произведения. Угадай имена героев, пользуясь в качестве подсказки описанием того, как повлияла эта история на их жизнь.
-
Ты уже имеешь представление о композиции произведения. Среди предложенных слов и словосочетаний вычеркни то, которое не относится к понятию «композиция».
© 2021 Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]
Мудрые ответы
Приходит солдат со службы домой, отслужив двадцать пять лет. Все спрашивают его про царя,
а он его и в лицо не видал. Отправляется солдат во дворец, чтобы увидеть царя,
а тот испытывает солдата и загадывает ему разные загадки. Солдат так разумно отвечает, что
царь остается доволен. Отсылает его царь в темницу и говорит, что пошлет к нему тридцать
гусей, пусть же солдат не плошает и сумеет из них по перу выдернуть. После этого
призывает к себе царь тридцать богатых купцов и задает им те же загадки, что
и солдату, но те не могут их отгадать. Царь сажает их за это в темницу. Солдат
учит купцов правильным ответам на загадки и берет за это с каждого по тысяче рублей.
Царь снова задает купцам те же вопросы и, когда купцы отвечают, отпускает их, а солдату
дарит еще тысячу рублей за смекалку. Солдат возвращается домой и живет богато
и счастливо.
Мудрая дева
Едут два брата, один бедный, другой богатый. У бедного — кобыла, а у богатого —
мерин. Останавливаются они на ночлег. Ночью кобыла приносит жеребенка, и он подкатывается
под телегу богатого брата. Тот просыпается утром и рассказывает своему бедному брату, что ночью
его телега жеребенка родила. Бедный брат говорит, что не может такого быть, они начинают спорить
и судиться. Доходит дело до царя. Царь призывает к себе обоих братьев и загадывает
им загадки. Богатый идет за советом к куме, и та учит его, что отвечать царю.
А бедный брат рассказывает про загадки своей дочери-семилетке, и та подсказывает ему
верные ответы.
Царь выслушивает обоих братьев, и ему нравятся только ответы бедного. Когда же царь узнает,
что разгадала его загадки дочь бедного брата, он испытывает ее, давая разные задания, и все
больше удивляется ее мудрости. Наконец он приглашает ее к себе во дворец,
но ставит условие, чтобы она явилась к нему ни пешком, ни на лошади, ни голая,
ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка. Семилетка снимает всю одежду, надевает
сетку, в руки берет перепелку, садится верхом на зайца и едет во дворец. Царь
встречает ее, а она подает ему перепелку и говорит, что это ее подарочек, но царь
не успевает взять птицу, и она улетает. Царь беседует с семилеткой и опять убеждается
в ее мудрости. Он присуждает отдать жеребенка бедному мужику, а его дочь-семилетку
берет к себе. Когда она вырастает, он женится на ней и она становится царицей.
Попов работник
Поп нанимает себе батрака, посылает его на сучонке пахать и дает ковригу хлеба. При этом
он наказывает ему, чтобы и он, и сучонка были сыты, а коврига осталась целой. Батрак
работает целый день, а когда от голода становится невтерпеж, придумывает, что ему сделать,
чтобы выполнить наказ попа. Он снимает с ковриги верхнюю корку, вытаскивает весь мякиш,
наедается досыта и кормит сучонку, а корку прилепляет на место. Поп доволен, что молодец
оказался догадливым, прибавляет ему сверх условленной цены за смекалку, и батрак живет
у попа припеваючи.
Дочь пастуха
Царь берет себе в жены дочь пастуха, красавицу, но требует от нее, чтобы она ни в чем
не перечила, не то он ее казнит. У них рождается сын, царь же говорит жене, что
не годится, чтобы мужицкий сын завладел после его смерти всем царством и поэтому ее сына
надо убить. Жена безропотно подчиняется, а царь тайно отправляет ребенка к своей сестре.
Когда у них рождается дочь, царь точно так же поступает и с девочкой. Царевич
с царевной растут вдали от матери и становятся очень хороши собой.
Проходит много лет, и царь объявляет жене, что больше не хочет с ней жить, и отправляет
ее назад к отцу. Она ни единым словом не укоряет мужа и пасет скотину, как прежде. Царь
вызывает прежнюю жену во дворец, говорит ей, что собирается жениться на молодой красавице,
и велит прибрать в комнатах к приезду невесты. Та приезжает, и царь спрашивает
прежнюю жену, хороша ли его невеста, а жена смиренно отвечает, что если ему хорошо,
то ей и подавно. Тогда царь возвращает ей царские уборы и признается, что юная
красавица — ее дочь, а красавец, что приехал вместе с ней, — ее сын. После
этого царь перестает испытывать свою жену и живет с ней без всякой хитрости.
Оклеветанная купеческая дочь
У купца с купчихой — сын и дочь-красавица. Родители умирают, а брат прощается
с любимой сестрой и уходит на военную службу. Они меняются своими портретами и обещают
никогда не забывать друг друга. Купеческий сын служит царю верой и правдой, становится
полковником и дружит с самим царевичем. Тот видит у полковника на стене портрет его
сестры, влюбляется в нее и мечтает на ней жениться. Все полковники и генералы завидуют
дружбе купеческого сына с царевичем и думают, как бы их раздружить.
Один завистливый генерал едет в город, где живет сестра полковника, выспрашивает про нее
и узнает, что она — девица примерного поведения и редко выезжает из дому, разве
только в церковь. Накануне большого праздника генерал дожидается, когда девушка уедет
ко всенощной, и заходит к ней в дом. Пользуясь тем, что слуги принимают его за брата
своей хозяйки, он проходит к ней в спальню, крадет у нее со столика перчатку
и именное кольцо и поспешно уезжает. Купеческая дочь возвращается из церкви, и слуги
рассказывают ей, что приезжал ее брат, не застал ее и тоже поехал в церковь. Она
ждет брата, замечает, что пропало золотое кольцо, и догадывается, что в доме побывал вор.
А генерал приезжает в столицу, клевещет царевичу на сестру полковника, говорит, что сам
не удержался и согрешил с ней, и показывает ее кольцо и перчатку, которые она якобы
подарила ему на память.
Царевич рассказывает обо всем купеческому сыну. Тот берет отпуск и едет к сестре. От нее
он узнает, что у нее из спальни пропали кольцо и перчатка. Купеческий сын догадывается,
что все это — козни генерала, и просит сестру, чтобы она приехала в столицу, когда будет
большой развод на площади. Девушка приезжает и просит у царевича суда над генералом,
который опорочил ее имя. Царевич вызывает генерала, но тот клянется, что впервые видит эту
девицу. Купеческая дочь показывает генералу перчатку, пару к той, которую она якобы подарила
генералу вместе с золотым кольцом, и уличает генерала во лжи. Тот во всем признается,
его судят и приговаривают к повешению. А царевич едет к отцу, и тот разрешает ему
жениться на купеческой дочери.
Солдат и царь в лесу
У мужика растут два сына. Старшего забирают в рекруты, и он дослуживается
до генеральского чина Потом забирают в солдаты младшего, и он попадает в тот самый
полк, где командует его брат-генерал. Но генерал не желает признавать младшего брата:
он стыдится, что тот — простой солдат, и прямо говорит ему, что знать его не хочет.
Когда же солдат рассказывает об этом друзьям генерала, тот приказывает дать ему триста
палок. Солдат убегает из полка и живет один в диком лесу, питаясь кореньями и ягодами.
Однажды в этом лесу охотится царь со свитой. Царь гонится за оленем и отстает
от остальных охотников. Он блуждает в лесу и встречает беглого солдата. Царь говорит
солдату, что он — царский слуга Они ищут ночлега и заходят в лесную избушку, в которой
живет старуха Та не хочет кормить незваных гостей, но солдат находит у нее вдоволь еды
и вина и корит за жадность. Наевшись и напившись, они ложатся спать на чердаке,
но солдат на всякий случай уговаривается с царем по очереди стоять на часах. Царь два
раза засыпает на посту, и солдат будит его, а на третий раз поколачивает и отправляет
спать, а сам караулит.
В избушку приезжают разбойники. Они по одному поднимаются на чердак, чтобы зарезать
незваных гостей, но солдат расправляется с ними. Наутро солдат с царем спускаются
с чердака и солдат требует у старухи все деньги, которые награбили разбойники.
Солдат выводит царя из лесу и прощается с ним, а тот приглашает служивого в царский
дворец и обещает похлопотать за него у государя. Царь отдает приказ по всем заставам:
если увидят такого-то солдата, пусть отдают ему честь так, как положено приветствовать генерала.
Солдат удивляется, приходит ко дворцу и узнает в своем недавнем товарище царя. Тот
награждает его генеральским чином, а его старшего брата разжалывает в солдаты, чтобы
не отказывался от роду и племени.
Морока
Матрос отпрашивается с корабля на берег, ходит каждый день в трактир, кутит
и расплачивается только золотыми. Трактирщик подозревает неладное и доносит офицеру,
а тот докладывает генералу. Генерал вызывает матроса и требует, чтобы тот объяснил, откуда
у него столько золота Тот отвечает, что такого добра в любой помойной яме полно, и просит,
чтобы трактирщик показал то золото, что получил от него. В шкатулке вместо золота
оказываются костяшки. Вдруг в окна и двери устремляются потоки воды, и генералу
не до расспросов. Матрос предлагает вылезти через трубу на крышу. Они спасаются и видят,
что весь город затопило. Мимо плывет ялик, матрос с генералом садятся в него и на третий
день приплывают в тридесятое царство.
Чтобы заработать на хлеб, они идут в деревню и нанимаются на все лето в пастухи:
матрос становится старшим, а генерал — подпаском. Осенью им выплачивают деньги,
и матрос делит их поровну, но генерал недоволен тем, что простой матрос равняет его
с собой. Они ссорятся, но тут матрос расталкивает генерала, чтобы тот очнулся. Генерал
приходит в себя и видит, что он — в той же комнате, словно и не выходил
из нее. Не хочет он больше судить матроса и отпускает его. Так трактирщик и остается
ни с чем.
Знахарь
Бедный и продувной мужичок по прозванию Жучок крадет у бабы холстину, прячет ее,
а сам хвастается, что умеет ворожить. Баба приходит к нему, чтобы узнать, где ее холст.
Мужик просит за работу пуд муки и фунт масла и рассказывает, где спрятана холстина После
этого он, украв у барина жеребца, получает с барина за ворожбу сто рублей, и идет
слава о мужике как о великом знахаре.
У царя пропадает венчальное кольцо, и он посылает за знахарем: если мужик узнает, где
кольцо, получит награду, если нет — лишится головы. Знахарю отводят особую комнату, чтобы
к утру он узнал, где кольцо. Лакей, кучер и повар, которые украли кольцо, боятся, что знахарь
узнает про них, и договариваются по очереди подслушивать у дверей. Мужик же решил
дождаться третьих петухов и убежать. Приходит лакей подслушивать, а в это время
в первый раз начинает петь петух. Мужик и говорит: один уже есть, остается еще двух ждать!
Лакей же думает, что знахарь его узнал. С кучером и поваром происходит то же самое: поют
петухи, а мужик считает и приговаривает: два есть! а теперь и все три! Воры умоляют
знахаря не выдавать их и отдают ему кольцо. Мужик бросает кольцо под половицу, а наутро
говорит царю, где искать пропажу.
Царь щедро награждает знахаря и идет гулять в сад. Увидев жука, он прячет его в ладони,
возвращается во дворец и просит мужика отгадать, что у него в руке. Мужик и говорит
сам себе: «Ну вот, попался жучок царю в руки!» Царь еще больше награждает знахаря
и отпускает его домой.
Слепцы
В Москве на Калужской заставе подает мужик слепому нищему с последнего полтинника
семитку и просит сорок восемь копеек сдачи, а слепой будто и не слышит. Мужику жалко
своих денег, и он, обозлившись на слепого, потихоньку уносит у него один костыль, а сам
идет следом за ним, когда тот уходит. Приходит слепец в свою избушку, отворяет дверь,
а мужик — шмыг в комнату и притаился там. Слепой запирается изнутри, достает бочонок
с деньгами, высыпает туда все, что набрал за день, и усмехается, вспоминая того молодца,
который отдал ему свой последний полтинник. А в бочонке у нищего — пятьсот рублей.
Слепой от нечего делать катает бочонок по полу, тот ударяется о стенку и катится назад
к нему. Мужик потихоньку забирает у него бочонок. Слепой не поймет, куда подевался бочонок,
отпирает дверь и зовет
Пантелея, своего соседа, что живет в соседней избушке. Тот приходит.
Мужик видит, что Пантелей — тоже слепой. Пантелей ругает приятеля за глупость
и говорит, что надо было не играть с деньгами, а поступить, как он, Пантелей: разменять
деньги на ассигнации и зашить их в старую шапчонку, которая всегда при нем. А в ней
у Пантелея — около пятисот рублей. Мужик потихоньку снимает с него шапку, выходит
за дверь и убегает, прихватив с собой бочонок. Пантелей думает, что шапку снял с него
сосед, и начинает с ним драться. А пока слепцы дерутся, мужик возвращается к себе домой
и живет припеваючи.
Вор
У мужика — трое сыновей. Везет он старшего в лес, парень видит березу и говорит,
что если бы сжечь ее на уголь, завел бы он себе кузницу и стал бы деньги
зарабатывать. Отец доволен, что сын его смышленый. Везет он в лес среднего сына. Тот видит дуб
и говорит, что если срубить этот дуб, то стал бы он плотничать да деньги зарабатывать.
Отец и средним сыном доволен. А младшего Ваньку сколько он ни возил по лесу, тот все
молчит. Выезжают они из леса, малый видит корову и говорит отцу, что хорошо бы украсть эту
корову! Отец видит, что от него толку не будет, и прогоняет его. А Ванька становится
таким ловким вором, что горожане жалуются на него королю. Тот призывает к себе Ваньку
и хочет испытать его: так ли он ловок, как о нем говорят. Король приказывает ему увести
у него из конюшни жеребца: если Ванька сможет его украсть, то король его помилует,
а нет — казнит.
Тем же вечером Ванька притворяется в стельку пьяным и бредет с бочонком водки через
королевский двор. Конюхи заводят его в конюшню, забирают у него бочонок и напиваются
допьяна, а Ванька притворяется, что спит. Когда же конюхи засыпают, вор уводит королевского
жеребца. Король прощает Ваньке эту проделку, но требует, чтобы вор покинул его королевство,
не то ему не сдобровать!
Мертвое тело
У старушки вдовы — два сына умных, а третий дурак. Умирая, мать просит сыновей, чтобы
при разделе имения они не обделили дурака, но братья ничего ему не дают. А дурак хватает
покойницу со стола, тащит на чердак и кричит оттуда, что его матушку убили. Братья
не хотят скандала и дают ему сто рублей. Дурак сажает покойницу в дровни и везет
на большую дорогу. Навстречу скачет барин, но дурак нарочно с дороги не сворачивает.
Барин наезжает на дровни, покойница с них падает, а дурак вопит, что матушку убили. Барин
пугается и дает ему сто рублей, чтоб молчал, но дурак берет с него триста. Потом дурак
потихоньку отвозит покойницу к попу на двор, затаскивает в погреб, сажает на солому,
снимает крышки с кринок с молоком и дает мертвой в руки кувшин и ложку. Сам же
прячется за кадку.
Спускается в погреб попадья и видит: сидит какая-то старуха и собирает с кринок
сметану в кувшин. Попадья хватает палку, бьет старуху по голове, та падает, а дурак
выскакивает из-за кадки и кричит, что матушку убили. Прибегает поп, дает дураку сто рублей
и обещает на свои деньги схоронить покойницу, лишь бы дурак молчал. Возвращается дурак
домой с деньгами. Братья спрашивают его, куда он покойницу дел, а тот отвечает, что продал.
Тем становится завидно, они убивают своих жен и везут на базар продавать, а их хватают
и ссылают в Сибирь. Дурак же становится хозяином в доме и живет — не тужит.
Иванушка-дурачок
У старика со старухой — три сына: два умных, а третий дурак. Посылает его мать
отнести братьям в поле горшок с клецками. Он видит свою тень и думает, что какой-то
человек идет за ним и хочет клецки съесть. Дурак бросается в него клецками, а тот все
не отстает. Так и приходит дурак; к братьям с пустыми руками. Те бьют дурака, уходят
в деревню обедать, а его оставляют овец пасти. Дурак видит, что овцы разбрелись по полю,
собирает их в кучу и выбивает всем овцам глаза. Приходят братья, видят, что наделал дурак,
и бьют его пуще прежнего.
Посылают старики Иванушку в город за покупками к празднику. Тот покупает все, что
просили, но по своей дурости все с воза выкидывает. Братья снова колотят его и сами едут
за покупками, а Иванушку оставляют в избе. Тому не нравится, что в кадушке пиво
бродит. Он не велит ему бродить, но пиво не слушается. Дурак сердится, выливает пиво
на пол, садится в корыто и плавает по избе. Возвращаются братья, зашивают дурака
в куль, несут к реке и ищут прорубь, чтобы утопить. Мимо едет барин на тройке лошадей,
а дурак кричит, что не хочет он, Иванушка, воеводой быть, а его заставляют. Барин
соглашается вместо дурака стать воеводой и вытаскивает его из куля, а Иванушка сажает
туда барина, зашивает куль, садится в повозку и уезжает. Приходят братья, бросают куль
в прорубь и идут домой, а навстречу им едет на тройке Иванушка.
Дурак рассказывает им, что, когда они бросили его в прорубь, он поймал под водой лошадок,
но там остался еще славный конь. Братья просят Иванушку, чтобы он зашил их в куль
и бросил в прорубь. Тот так и делает, а потом идет домой — пиво пить и братьев
поминать.
Лутонюшка
Живет со стариком и старухой их сын Лутоня. Как-то раз старуха роняет полено
и начинает причитать, а мужу говорит, что если бы они женили своего Лутоню,
и народился бы у него сынок, и сидел бы рядом с ней, то она, уронив полено,
зашибла бы его до смерти. Сидят старики и горько плачут. Лутоня узнает, в чем дело,
и уходит со двора — искать, есть ли кто на свете глупее его родителей. В деревне
мужики хотят на крышу избы затащить корову. На вопрос Лутони они отвечают, что там выросло
много травы. Лутоня влезает на крышу, срывает несколько пучков и бросает корове.
Мужики удивляются находчивости Лутони и упрашивают его пожить с ними,
но он отказывается. В другом селе он видит, кале мужики привязали в воротах хомут
и палками вгоняют в него лошадь. Лутоня надевает хомут на лошадь и идет дальше.
На постоялом дворе хозяйка ставит на стол саламату, а сама без конца ходит с ложкой
в погреб за сметаной. Лутоня объясняет ей, что проще принести кувшин со сметаной
из погреба и поставить на стол. Хозяйка благодарит Лутоню и угощает его.
Мена
Мужик находит в навозе овсяное зерно, просит жену, чтобы она истолкла его, смолола, сварила
киселю и налила в блюдо, а он отнесет его царю: авось царь чем-нибудь да пожалует!
Приходит мужик к царю с блюдом киселя, и тот дает ему золотую тетерку. Мужик отправляется
домой, по дороге встречает пастуха, меняет тетерку на коня и идет дальше. Потом
он меняет коня на корову, корову на овцу, овцу на свинью, свинью на гуся, гуся
на утку, утку на клюшку. Приходит он домой и рассказывает жене, какую награду получил
от царя и на что ее променял. Жена хватает клюшку и колотит мужа.
Иван-дурак
У старика со старухой — два сына женатые и работящие, а третий, Иван-дурак, —
холост и бездельничает. Посылают Ивана-дурака в поле, тот стегает лошадь по боку, убивает
одним махом сорок слепней, а ему кажется, что он убил сорок богатырей. Он приходит домой
и требует у родных полог, седло, лошадь и саблю. Те над ним смеются и отдают то, что
никуда не годно, а дурак садится на худую кобыленку и уезжает. Он пишет на столбе
послание Илье Муромцу и Федору Лыжникову, чтобы они приехали к нему, сильному и могучему
богатырю, который одним махом убил сорок богатырей.
Илья Муромец и Федор Лыжников видят послание Ивана, могучего богатыря, и присоединяются
к нему. Втроем они приезжают в некое государство и останавливаются на царских лугах.
Иван-дурак требует, чтобы царь отдал ему свою дочь в жены. Рассерженный царь приказывает
захватить трех богатырей, но Илья Муромец и Федор Лыжников разгоняют царскую рать. Царь
посылает за богатырем Добрыней, который живет в его владениях. Илья Муромец и Федор
Лыжников видят, что к ним едет сам Добрыня, пугаются и убегают, а Иван-дурак не успевает
сесть на лошадь. Добрыня так велик ростом, что ему приходится согнуться в три погибели, чтобы
как следует рассмотреть Ивана. Тот недолго думая выхватывает саблю и срубает богатырю голову.
Царь пугается и отдает за Ивана свою дочь.
Сказка о злой жене
Жена не слушается мужа и во всем перечит ему. Не жизнь, а мука! Идет муж в лес
по ягоды и видит в кусте смородины бездонную яму. Приходит он домой и говорит жене,
чтобы она не ходила в лес по ягоды, а та назло ему идет. Муж приводит ее к кусту
смородины и говорит, чтобы она не рвала ягод, а та назло ему рвет, лезет в середину
куста и падает в яму. Муж радуется и через несколько дней идет в лес жену проведать.
Он опускает в яму длинную бечеву, вытягивает ее, а на ней — чертенок! Мужик
пугается и хочет бросить его назад в яму, но тот просит отпустить его, обещает отплатить
добром и рассказывает, что пришла к ним злая жена и всем чертям от нее житья
не стало.
Мужик с чертенком договариваются, что один будет морить, а другой — лечить,
и приходят в Вологду. Чертенок морит купеческих жен и дочерей, и те болеют, а мужик
как придет в дом, где чертенок поселился, так нечистый оттуда уходит. Мужика принимают
за лекаря и много денег дают. Наконец чертенок говорит ему, что теперь мужик разбогател
и они с ним в расчете. Он предупреждает мужика, чтобы тот не ходил лечить боярскую
дочь, в которую он, нечистый, скоро войдет. Но боярин, когда его дочь заболевает,
уговаривает мужика, чтобы тот ее вылечил.
Мужик приходит к боярину и велит, чтобы все горожане стояли напротив дома и кричали, что
злая жена пришла. Чертенок видит мужика, сердится на него и грозится съесть, но тот
говорит, что пришел по дружбе — предупредить чертенка, что сюда злая жена пришла. Чертенок
пугается, слышит, как на улице все об этом кричат, и не знает, куда ему деваться. Мужик
советует ему возвращаться в яму, черт туда прыгает да там со злой женой и остается.
А боярин отдает за мужика свою дочь и дает за ней половину своего имения.
Жена-спорщица
Живет мужик и мучается, потому что жена — упрямая, сварливая и завзятая спорщица.
Когда забредет на двор чья-либо скотина, не дай Бог сказать, что скотина чужая, надо говорить,
что ее! Не знает мужик, как от такой жены избавиться. Однажды заходят к ним на двор
барские гуси. Жена спрашивает мужа, чьи они. Тот отвечает: барские. Жена, вспылив со злости,
падает на пол и кричит: умираю! говори, чьи гуси? Муж снова ей в ответ: барские! Жене
и взаправду плохо, она стонет да охает, зовет попа, но не перестает спрашивать про гусей.
Приезжает поп, исповедует и причащает ее, жена просит готовить ей гроб, но опять
спрашивает мужа, чьи гуси. Тот опять ей говорит, что они барские. Гроб относят в церковь,
служат панихиду, муж подходит к гробу попрощаться, а жена шепчет ему: чьи гуси? Муж отвечает,
что они — барские, и распоряжается, чтобы гроб несли на кладбище. Опускают гроб
в могилу, муж наклоняется к жене, а она снова шепчет: чьи гуси? Он отвечает ей: барские!
Засыпают могилу землей. Вот как уходили бабу барские гуси!
Жена-доказчица
Живет старик со старухой, а она так болтлива, что старику из-за ее языка все время
достается. Идет старик в лес за дровами и находит котел, полный золота Он рад богатству,
но не знает, как домой принести: жена тотчас всем разболтает! Придумывает он хитрость:
зарывает котел в землю, идет в город, покупает щуку и живого зайца. Щуку вешает
на дереве, а зайца относит к реке и сажает в сеть. Дома он рассказывает про клад
старухе и идет с ней в лес. По дороге старуха видит на дереве щуку, и старик
снимает ее. Потом он идет со старухой к реке и при ней достает из рыболовной сети
зайца. Приходят они в лес, выкапывают клад и идут домой. По дороге старуха говорит старику,
что ей слышно, как коровы ревут, а тот ей отвечает, что это их барина черти дерут.
Живут они теперь богато, но старуха совсем от рук отбилась: каждый день закатывает пиры,
хоть из дому беги! Старик терпит, но потом крепко колотит ее. Та бежит к барину,
рассказывает ему про клад и просит, чтобы он упек старика в Сибирь. Барин сердится,
приходит к старику и требует, чтобы тот во всем признался. Но старик клянется ему, что
никакого клада на барской земле не находил. Старуха показывает, где старик прячет деньги,
но в сундуке пусто. Тогда она рассказывает барину, как они пошли за кладом в лес,
по дороге сняли с дерева щуку, потом из рыболовной сети вытащили зайца, а когда
возвращались, то слышали, как его, барина, черти дерут. Барин видит, что старуха не в своем
уме, и прогоняет ее. Скоро она помирает, а старик женится на молодой и живет себе
припеваючи.
Вещий дуб
У доброго старичка — молодая жена, плутоватая баба. Чуть что не по ней, она
и не кормит его, и по дому ничего не делает. Хочет он ее проучить. Приходит
из леса и рассказывает, что есть там старый дуб, который все знает и будущее предсказывает.
Жена спешит к дубу, а старик приходит раньше нее и прячется в дупло. Жена спрашивает
у дуба совета, как ей старого да нелюбимого мужа ослепить. А старик из дупла
ей отвечает, что надо кормить его получше, он и ослепнет. Жена старается послаще накормить
старика, и тот через какое-то время притворяется слепым. Жена радуется, зовет гостей, идет
у них пир горой. Вина не хватает, и жена уходит из избы, чтобы принести еще вина. Старик
видит, что гости упились, и по одному убивает их, а рот затыкает блинами, как будто они
подавились. Приходит жена, видит, что все приятели мертвые лежат, и впредь зарекается гостей
созывать. Идет мимо дурак, жена дает ему золотой, он и вытаскивает покойников: кого
в прорубь бросает, кого грязью прикрывает.
Дорогая кожа
Живут два брата. Данило богат, но завистлив, а у бедного Гаврилы только и имения, что
одна корова Приходит Данило к брату и рассказывает, что нынче в городе коровы дешевы,
по шесть рублей, а за шкуру по двадцать пять дают. Таврило, поверив ему, закалывает
корову, мясо приедает, а кожу несет на рынок. Но никто не дает ему больше двух
с полтиной. Наконец Таврило уступает кожу одному купцу и просит, чтобы тот угостил его
водкой. Купец дает ему свой платок и велит идти к нему домой, отдать платок хозяйке
и сказать ей, чтобы она поднесла стакан вина.
Таврило приходит к купчихе, а у нее сидит любовник. Купчиха угощает Гаврилу вином,
а он все не уходит и просит еще. Возвращается купец, жена спешит спрятать любовника,
а Таврило прячется в западню вместе с ним. Хозяин приводит с собой гостей, они начинают
выпивать и песни петь. Гавриле тоже хочется петь, но любовник купчихи его отговаривает
и дает за это сначала сто рублей, потом еще двести. Купчиха слышит, как они в западне
шушукаются, и приносит Гавриле еще пятьсот рублей, лишь бы молчал. Таврило находит подушку
и бочонок смолы, велит любовнику купчихи раздеться, окатывает его смолой, вываливает
в перьях, садится на него верхом и с криком вываливается из западни. Гости думают, что
это черти, и разбегаются. Купчиха говорит мужу, что давно замечала, что у них в доме
нечистая сила шалит, тот верит ей и продает дом за бесценок. А Таврило возвращается
домой и посылает своего старшего сына за дядей Данилом, чтобы тот помог ему деньги
пересчитать. Тот удивляется, откуда у бедного брата столько денег, а Таврило рассказывает,
что выручил двадцать пять рублей за коровью кожу, купил на эти деньги еще коров, содрал
с них шкуры, и опять продал, и снова пустил деньги в оборот.
Жадный и завистливый Данило закалывает всю свою скотину и везет кожи на рынок,
но никто не дает ему больше двух с полтиной. Данило остается в убытке и живет теперь
беднее брата, а Таврило наживает большое богатство.
Как муж отучил жену от сказок
У дворника жена так любит сказки, что не пускает на постой тех, кто не умеет
их рассказывать. А мужу от этого убыток, он и думает: как бы отучить
ее от сказок! Просится холодной ночью мужик переночевать и обещает всю ночь рассказывать
сказки, лишь бы пустили в тепло, а сам и не знает ни одной. Муж говорит жене, что
мужик будет сказывать с одним условием: чтобы она его не перебивала. Мужик начинает: летела
сова мимо сада, села на колоду, выпила воду… Да только это и твердит. Жене скучно слушать
одно и то же, она сердится и перебивает мужика, а мужу только того и надо.
Он вскакивает с лавки и начинает колотить жену за то, что перебила рассказчика
и не дала сказку дослушать. И так ей от него достается, что с тех пор она зарекается
сказки слушать.
Скряга
Богатый, но скупой купец Марко видит, как бедный мужик жалеет нищего и подает ему копеечку.
Стыдно становится купцу, он просит у мужика копеечку взаймы и говорит ему, что у него
мелких денег нет, а ему тоже хочется нищему подать. Тот дает Марко копеечку и приходит
за долгом, но купец всякий раз отсылает его: дескать, нет мелких денег! Когда тот снова
приходит за копеечкой, Марко просит жену, чтобы она сказала мужику, что ее муж помер, а сам
раздевается догола, накрывается простыней и ложится под образа. А мужик предлагает купчихе
обмыть покойника, берет чугун с горячей водой и давай купца поливать. Тот терпит.
Обмыв Марко, бедняк кладет его в гроб и отправляется вместе с покойником в церковь,
псалтырь над ним читать. Ночью в церковь залезают разбойники, и мужик прячется за алтарь.
Разбойники начинают делить добычу, но никак не могут разделить между собой золотую саблю:
каждый хочет ее взять себе. Бедняк выбегает из-за алтаря и кричит, что сабля тому достанется,
кто мертвецу голову срубит. Марко вскакивает, а воры бросают добычу и в страхе
разбегаются.
Марко с мужиком делят все деньги поровну, а когда мужик спрашивает про свою копеечку, Марко
говорит ему, что опять у него при себе мелких нет. Так и не отдает копеечку.
* * *
У мужика семья большая, а из добра — один гусь. Когда есть совсем нечего, жарит мужик
гуся, а есть его не с чем: нет ни хлеба, ни соли. Мужик советуется с женой
и относит гуся к барину на поклон, чтобы попросить у него хлеба. Тот просит мужика
разделить гуся, да так, чтобы всем в семье хватило. А у барина — жена, два сына
и две дочери. Мужик так делит гуся, что большая часть достается ему. Барину по душе мужицкая
смекалка, и он угощает мужика вином и дает хлеба Узнает про это богатый и завистливый
мужик и тоже отправляется к барину, зажарив пять гусей. Барин и его просит разделить между
всеми поровну, но тот не может. Барин посылает за бедным мужиком, чтобы он разделил
гусей. Тот дает одного гуся барину с барыней, одного — их сыновьям, одного —
их дочерям и себе берет двух гусей. Барин хвалит мужика за находчивость, награждает
деньгами, а богатого мужика выгоняет.
* * *
Приходит солдат на квартиру к хозяйке и просит поесть, но хозяйка скупится
и говорит, что у нее ничего нет. Тогда солдат говорит ей, что сварит кашу из одного
топора. Он берет у бабы топор, варит его, потом просит добавить крупы, масла — каша
готова.
Они съедают кашу, и баба спрашивает у солдата, когда же они топор будут есть, а солдат
отвечает, что топор еще не доварился и он где-нибудь в дороге доварит его
и позавтракает. Солдат припрятывает топор и уходит сытый и довольный.
* * *
Сидят на печи старик со старухой, она и говорит, что если бы у них были дети,
то сынок вспахал бы поле и посеял хлеб, а дочка окала бы его, а сама она, старуха,
наварила бы пива и позвала бы всю свою родню, а родню старика не стала бы звать.
Старше требует, чтобы она позвала его родню, а свою не звала. Они ссорятся, и старик таскает
старуху за косу и сталкивает ее с печи. Когда он уходит в лес за дровами, старуха
собирается бежать из дому. Она печет пироги, укладывает их в большой мешок и идет
к соседке прощаться.
Старик узнает, что старуха бежать от него собралась, вынимает из мешка пироги и залезает
в него сам. Старуха берет мешок и идет. Пройдя немного, она хочет остановиться и говорит,
что неплохо бы сейчас сесть на пенек и съесть пирожок, а старик из мешка кричит, что
он все видит и слышит. Старуха боится, что он догонит ее, и снова пускается в путь.
Так и не дает старик старухе отдохнуть. Когда же она больше не может идти
и развязывает мешок, чтобы подкрепиться, то видит, что в мешке старик сидит. Она просит
простить ее и обещает больше не убегать от него. Старик прощает ее, и они вместе
возвращаются домой.
* * *
Иван посылает свою жену Арину в поле рожь жать. А она жнет ровно столько, чтобы было, где
лечь, и засыпает. Дома она говорит мужу, что одно местечко выжала, а тот думает, что с целой
полосой покончено. И так повторяется каждый раз. Наконец Иван отправляется в поле
за снопами, видит, что рожь вся несжатая, только несколько местечек выжаты.
В одном таком местечке лежит Арина и спит. Иван думает проучить жену: берет ножницы,
остригает ее наголо, мажет ей голову патокой и осыпает пухом, а потом едет домой. Арина
просыпается, трогает рукой голову и никак не поймет: то ли она — не Арина, то ли
голова — не ее. Приходит она к своей избе и спрашивает под окошком, дома ли Арина.
А муж и отвечает, что жена дома. Собака не узнает хозяйку и бросается на нее,
та убегает и целые сутки бродит по полю не евши. Наконец Иван прощает
ее и возвращает домой. С той поры Арина уже не ленится, не хитрит и работает
добросовестно.
* * *
Мужик пашет в поле, находит самоцветный камень и несет его царю. Приходит мужик во дворец
и просит генерала довести его до царя. Тот за услугу требует у мужика половину того, чем
наградит его царь. Мужик соглашается, и генерал приводит его к царю. Царь доволен камнем
и дает мужику две тысячи рублей, но тот не хочет денег и просит пятьдесят ударов
плеткой. Царь жалеет мужика и приказывает, чтобы того отстегали, но совсем легонько. Мркик
считает удары и, насчитав двадцать пять, говорит царю, что вторая половина — тому, кто
привел его сюда. Царь вызывает генерала, и тот сполна получает то, что ему причитается.
А мужику царь дарит три тысячи рублей.
Русские народные сказки.
Сказки волшебные и бытовые
Автор: Демина Ольга Сергеевна
Организация: структурное подразделение МБОУ «СШ №1»
Населенный пункт: Рязанская область, г. Касимов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….. |
3 |
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ………………………………………………………. |
7 |
|
8 |
|
9 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………… |
11 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………. |
12 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие возрождения отечественной культуры, развития России. Сегодня важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Становление ценностных ориентиров происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сенситивным периодом для освоения того духовного опыта, который выработан человечеством, является дошкольный возраст.
Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. В связи с этим расширяются возможности духовно-нравственного воспитания дошкольников. Разрешение проблем духовно-нравственного воспитания дошкольников требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. На мой взгляд, действенным средством в воспитании моральных, духовно-нравственных качеств личности дошкольников является народная сказка
Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга, следовательно, сказку возможно и необходимо использовать как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Примерный список литературы для чтения детям
II младшая группа (3-4 года)
- «Волк и козлята» (обр. А.Н. Толстого);
- «Бычок – черный бочок, белое копытце» ( обр. М.Булатова);
- «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой);
- «У солнышка в гостях» (словацкая сказка);
- «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка);
- «Цыпленок» – К. Чуковский;
- «Лиса, заяц, петух» – р.н. сказка;
- «Руковичка» (украинская, обр. Н. Благина);
- «Петушок и бобовое зернышко» — (обр. О. Капицы);
- «Три брата» — (хакасская, пер. В. Гурова);
- «Про цыпленка, солнце и медвежонка» — К. Чуковский;
- «сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» — С. Козлов;
- «Теремок» (обр. Е. Чарушина);
- «Лиса-лапотница» (обр. В. Даля);
- «Хитрая лиса» ( корякская, пер. Г. Меновщикова);
- «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской);
- «Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова);
- «Перчатки» — С. Маршак;
- «Сказка о рыбаке и рыбке» — А. Пушкин.
Средняя группа (4-5 лет)
- «О девочке Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» — А. Введенский;
- «Бодливая корова» — К. Ушинский;
- «Журка» — М. Пришвин;
- «Три поросенка» (перевод С. Маршака);
- «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова);
- «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова);
- «Лиса и козел» ( обр. О. Капицы;
- «Про Иванушку – дурачка» — М. Горький;
- «Телефон» — К. Чуковский;
- «Зимняя сказка» — С. Козлова;
- «Федорино горе» — К. Чуковский;
- «Бременские музыканты» — братья Гримм;
- «Собака, которая не умела лаять» (перевод с датск. А. Танзен);
- «Колобок – колючий бок» — В. Бианки;
- «Кто сказал «Мяу!»?» — В. Сутеев;
- «Сказка о невоспитанном мышонке».
Старшая группа (5-6 лет)
- «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой);
- «Царевна – лягушка» (обр. Булатова);
- «Хлебный колос» — А. Ремизов;
- «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк;
- «Финист – ясный сокол» — р.н.сказка;
- «Случай с Евсейкой» — М. Горький;
- «Двенадцать месяцев» ( пер. С.Маршака);
- «Серебрянное копытце» — П.Бажов;
- «Доктор Айболит» — К. Чуковский;
- «Бобик в гостях у Барбоса» — Н. Носов;
- «Мальчик – с — пальчик» — Ш. Перро;
- «Доверчивый ежик» — С. Козлов;
- «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого);
- «Царевна – льдинка» — Л. Чарская;
- «Дюймовочка» — Х. Андерсен;
- «Цветик – семисветик» — В. Катаев;
- «Тайна третьей планеты» — К. Булычев;
- «Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков;
- «Собачкины огорчения» — Б.Захадер;
- «Сказка про трех пиратов» — А. Митяев.
Подготовительная группа (6-7 лет)
- «Лиса и медведь» (мордовская);
- «Война грибов с ягодами» — В. Даль;
- «Дикие лебеди» — Х.К. Андерсен;
- «Сундук –самолет» — Х.К. Андерсен;
- «Прожорливый башмак» — А.Н. Толстой;
- «Кот на велосипеде» — С. Черный;
- «У лукоморья дуб зеленый…» — А.С. Пушкин;
- «Конек – горбунок» — П. Ершов;
- «Спящая царевна» — В. Жуковский;
- «Господин Ау» — Х. Мякеля;
- «Гадкий утенок» — Х.К. Андерсен;
- «Всяк по-своему» — Г. Скребицкий;
- «Лягушка – путешественница» — В. Гаршин;
- «Денискины рассказы» — В. Драгунский;
- «Сказка о царе Салтане» — А.С. Пушкин;
- «Мороз Иванович» — В. Одоевский;
- «Госпожа Метелица» — Бр. Гримм;
- «Сказка о потерянном времени» — Е. Шварц;
- «Золотой ключик» — А.Н. Толстой;
- «Гарантийные человечки» — Э. Успенский;
- «Черная курица, или Подземные жители» — А. Погорельский;
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — А.С. Пушкин;
- «Слоненок» — Р. Киплинг;
- «Аленький цветочек» — К. Аксаков;
- «Цветик – семицветик» — В. Катаев;
- «Кот, который умел петь» — Л. Петрушевский.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Все мы когда-то были детьми и все без исключения любили сказки. Ведь в мире сказок есть особенный и необыкновенный стиль, наполненный нашими мечтами и фантазиями. Без сказок даже реальный мир теряет свои краски, становится обыденным и скучным.
Русская народная сказка — это и неоценимая помощница в формировании языковых и речевых навыков ребёнка. Слова и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании и живут в нас, независимо от того где находимся мы сами.
Сказки дают возможность расширить словарный запас по любой теме (будь то сказки о животных, бытовые или волшебные). Традиционные русские повторы, особая мелодичность, редкие “забытые” нами слова, пословицы и поговорки, чем так богата русская речь: всё это позволяет сделать сказку доступной, понятной для детского сознания, помогает легко и быстро запомнить её. А всё это развивает фантазию детей, учит их красивой и складной речи.
Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.
Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как кладовая полезных и поучительных знаний. Сложно сказать, когда появилась первая сказка. Наверное, это невозможно «ни в сказке сказать, ни пером описать». Но известно, что первые сказки были посвящены явлениям природы и их главными персонажами были Солнце, Ветер и Месяц. Немного позже они приняли относительно человеческий облик. Например, хозяин воды — это дедушка Водяной, а Леший — это хозяин леса и лесных зверей. Именно эти образы говорят о том, что народные сказки создавались еще в то время, когда люди очеловечивали и одушевляли все стихии и силы природы.
Сказки раскрывают все важнейшие стороны русской жизни. Сказки — неисчерпаемый источник сведений о национальном характере. Сила их и в том, что они не только раскрывают его, но и создают. В сказках раскрывается множество отдельных черт характера русского человека и особенностей его внутреннего мира и идеалов.
Русские народные Сказки можно условно разделить на четыре вида: волшебные, о животных, бытовые, и кумулятивные.
- Волшебные сказки
В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
Герой волшебной сказки — мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича.
Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке «Три царства» герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности. Герои владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть- самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.
Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Марьевна).
Противники положительных героев — темные силы, страшные чудовища (Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг.
В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.
Примеры волшебных сказок
Баба-яга
Баба-яга и Замарашек
Белая уточка
Василиса Прекрасная
Ведьма и Солнцева сестра
Вещий сон
Волшебная дудочка
Волшебное кольцо
Волшебный конь
- Бытовые сказки
Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно -бытовые темы.
С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служивый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.
Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить, как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. Примеры бытовых сказок
Барин и мужик
Барин и собака
Барин-кузнец
Горшок
Жена-спорщица
Каша из топора
И в конце хотелось бы сказать, что исследователь русской сказки Владимир Яковлевич Пропп считал, что русская «сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время от правильного духовно — нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества. Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Воспитатели и родители должны подготовить детей к жизни, то есть заложить фундаментальные качества личности, обеспечивающие позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются, в том числе и в стенах детского сада. Педагоги располагают большим количеством средств для нравственного воспитания дошкольников на занятиях и в других видах деятельности.
Изучение литературы по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста и современного педагогического опыта, позволило мне приступить к работе по формированию нравственных качеств у детей, используя средства народной педагогики: фольклор, сказки, пословицы, народные игры. Особое внимание уделялось русским народным сказкам, которые являются одним из важнейших нравственно — педагогических средств формирования личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. — М.: Спарк. — 2010. — 189с.
- Година Г.Н. Нравственность и воспитание. — М.: Спарк. — 2011. — 289с.
- Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. — Волгоград: Перемена, 2011.- 398с.
- Лисица, В. А. Развитие духно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. — № 11. – С. 20 – 22.
- Новиков А.М. Методология учебной деятельности. — М.: Эгвес, 2011. — 289с.
- Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010. — 209с.
- Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. — М., 2010. -199с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М. — 2011. — 309с.
- Учимся общаться с ребенком./ Петровский В.А. и др. М.,2010. — 239с.
- Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. — № 1. – С. 19 – 21.
Приложения:
- file0.docx.. 31,9 КБ
Опубликовано: 15.03.2022
- Правда и Кривда-8
- По копейке блестка
О сказке
Русская народная сказка «Жена-спорщица»
У многих детство ассоциируется с русскими народными сказками. Ведь только в момент чтения книги или прослушивания можно было мечтать и фантазировать. Если человек не знает ни одной сказки, то можно смело сказать, что его реальный мир очень скучный и обыденный.
Да, конечно, весь текст, написанный в сказке – выдуманный. Но как не крути, в каждом произведении имеется скрытый смысл, который чему-то, да учит.
Русская народная сказка помогает формировать языковые и речевые навыки у детей. С помощью сказки расширяется словарный запас, так как её содержание в основном состоит из цитат, поговорок, пословиц, повторений. Всё это помогает развивать детскую фантазию.
Если взять сказку «Жена-спорщица», которую можно прочесть ниже, то из неё можно извлечь много интересного и познавательного, несмотря на то, что сам текст является достаточно коротким.
О чём сказка
В одной из деревень, жили муж с женой. Деток в семье не было, но им и без них было весело. Жена была с характером, всё делала назло и ни в чём не уступала своему супругу. К примеру, если он скажет: «Бритое», то супруга сразу отвечает: «Стриженое и никак иначе».
Каждый день соседи из деревни слышали, как муж с женой бранятся. И вот в один из дней, супругу надоело ругаться, и стал он подумывать о том, как же с супругой распрощаться.
Однажды, супруги решили отправиться на прогулки к реке, и увидели, что вместо моста на плотине лежала небольшая перекладинка. В этот момент, муж решил распрощаться с женой навсегда!
Идя по узенькой перекладинке, мужик начал приговаривать жене: «Смотри, не тряси перекладину, а то упадёшь в реку и утонешь». Эти слова он говорил специально, поскольку знал, что жена сделает наоборот. Так и произошло! Супруга начала раскачивать перекладину до тех пор, пока не плюхнулась в воду.
Течение было настолько сильным, что женщина сразу же пропала из виду. Вот тут то, муж стал переживать за супругу и сам прыгнул в реку. Но пошёл он не по течению, а против него. На что прохожие начали кричать ему вслед: «Что ж ты, дурак, идёшь по реке в гору, надо идти вниз».
Но мужик им с лёгкостью ответил: «У меня жена с перекладинки упала, а так как она постоянно всё делала наперекор, то и сейчас скорей всего пошла против течения».
Чему учит сказка «Жена-спорщица»
Русская народная сказка «Жена-спорщица» поучает людей тому, что каким бы не был человек – сварливым, вруном или никогда не прислушивался к чужому мнению, всегда надо стараться сделать так, чтобы этот человек зауважал вас.
А самое главное, из данного текста можно узнать, что не надо делать сгоряча те поступки, о которых потом будете жалеть. Ведь иногда случаются такие ситуации, что содеянное никак нельзя будет исправить.
Если на вашем пути повстречался человек, который при любых обстоятельствах всё делает по-своему и ни разу не прислушался к вашему мнению, то постарайтесь обойти его стороной или же применить какую-либо хитрость. Но ни в коем случае не искать повода, чтобы от него избавиться.
А чтобы этому всему научиться и необходимо читать русские народные сказки, в которых всегда имеется скрытый и поучительный смысл.
Читайте русскую народную сказку «Жена-спорщица» онлайн бесплатно и без регистрации.
Была у одного мужа жена, да только такая задорная, что все ему наперекор говорила. Бывало, он скажет: “Бритое”, — а уж она непременно кричит: “Стриженое!” Всякий день бранились! Надоела жена мужу, вот он и стал думать, как бы от нее отделаться.
Идут они раз к реке, а вместо моста на плотине лежит перекладинка.
“Постой, — думает он, — вот теперь-то я её изведу”.
Как стала она переходить по перекладинке, он и говорит:
— Смотри же, жена, не трясись, не то как раз утонешь!
— Так вот же нарочно буду! Тряслась, тряслась, да и бултых в воду! Жалко ему стало жены; вот он влез в воду, стал ее искать и идет по воде в гору, вверх, против течения.
— Что ты тут ищешь? — говорят ему прохожие мужики.
— А вот жена утонула, вон с этой перекладинки упала!
— Дурак, дурак! Ты бы шел вниз по реке, а не в гору; ее теперь, чай, снесло.
— Эх, братцы, молчите! Она все делала наперекор, так уж и теперь, верно, пошла против воды.
- Старуха-говоруха
- Летучий корабль