Женитьба бальзаминова темы сочинений

Обновлено: 08.01.2023

Все мы ищем лучшей жизни, стремимся к счастью. Но правильное ли у нас представление о счастье? Островский на примере Бальзаминова показывает нам искаженное мерками общества представление о счастье и идеальной жизни. Герои называют богатую невесту своим счастьем. Но автор заставляет нас задуматься – а в деньгах ли счастье?

В данной пьесе автор поднимает тему маленького человека. Бедному неумному Бользаминову приходится выживать в московском обществе. А единственный способ быть признанным – это быть богатым, поэтому он ищет себе обеспеченную невесту.

Островский жалеет Бальзаминова, поскольку тот наивен как ребенок, прост в своих суждениях и не находит общего языка с тем миром, в котором ему приходится существовать.

Но при этом Островский не осуждает Бальзаминова за его чванливость, себялюбие и упрямство.

Конфликт.

Причина конфликта – бездействие Бальзаминова. Он только мечтает о счастье, а ничего для этого не делает, только ходит и ждет счастливого случая.

Экспозиция знакомит нас с пространством и немного характеризует героев. Заканчивается она в 1 картине, 4 явлении, когда автор представляет нам почти всех героев и заявляет их взаимоотношения.

Мы узнаем, что герой небольшого ума, что хочет жениться на богатой и в этом видит счастье всей своей жизни.

Кульминация находится во 2 картине, 7 явлении.

Итог урока

А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.002)

Файлы: 1 файл

Разбор пьесы.docx

  • За недобрым пойдешь – на беду набредешь. За худым пойдешь – худое наедешь. Не ищи беды – беда сама тебя сыщет.
  • За пчелой пойдешь – до меду дойдешь, за жуком пойдешь – до навозу дойдешь.
  • За чем пойдешь, то и найдешь. Кто за чем пойдет, то и найдет.
  • Кто за худым пойдет, тот добра не найдет
  • За худом пойдешь – не добро найдешь.

Пьеса доказывает смысл пословицы. Бальзаминова не волновали душевные качества его невесты, для него главным критерием было ее благосостояние. Это недоброе, расчетливое, корыстное желание. Вот и нашел он богатую, но скверную (недобрую) жену.

На протяжении пьесы название повторяется дважды. Автор вкладывает эти слова в уста Бальзаминовой в начале:

Бальзаминова. Говорят: за чем пойдешь, то и найдешь! Видно, не всегда так бывает. Вот Миша ходит-ходит, а все не находит ничего. Другой бы бросил давно, а мой все не унимается. Да коли правду сказать, так Миша очень справедливо рассуждает: «Ведь мне, говорит, убытку нет, что я хожу, а прибыль может быть большая; следовательно, я должен ходить. Ходить понапрасну, говорит, скучно, а бедность-то еще скучней». Что правда то правда. Нечего с ним и спорить.- 1 картина, 1 явление.

А в конце их произносит Красавина:

Красавина. А то вот еще есть пословица. Ты долго за невестами ходил?

Красавина. А пословица-то говорит: «За чем пойдешь, то и найдешь».

Это является своеобразной закольцовкой композиции. Также это служит символом, что ничего в обществе, в мире не изменилось от того, что Бальзаминов женился на Белотеловой. Мы понимаем, что сегодня у них праздник, а с завтрашнего дня все пойдет своим чередом.

Пояснение сюжета понадобилось автору в названии, так как данная пьеса является заключительной частью трилогии о Бальзаминове. В предыдущих пьесах автор рассказывал нам о неудачах Бальзаминова в поисках невесты. Для того чтобы заинтриговать читателя, уже знакомого с этим героем, Островский вносит в название этот намек окончание метаний главного героя.

Эту пьесу можно отнести к зрелому периоду творчества Островского. Так как к моменту написания этой комедии, Александр Николаевич был уже очень известным и уважаемым писателем.

Глубоко возмущенный, но лишенный возможности публично обжаловать заключение Литературно-театрального комитета, Островский приходит к мысли о том, что дальнейший его честный писательский труд для сцены невозможен.

На защиту писателя выступила прогрессивная пресса; инцидент получил общественную огласку.

В московском Малом театре премьера состоялась 14 января 1863 года. Роли исполняли: Бальзаминов – А. А. Рассказов, Бальзаминова – Н. В. Рыкалова, Красавина – С. П. Акимова, Чебаков – В. А. Дмитревский, Белотелова – А. И. Колпакова, Анфиса – В. В. Бороздина, Раиса – А. И. Колосова, Матрена – X. И. Таланова.

Все мы ищем лучшей жизни, стремимся к счастью. Но правильное ли у нас представление о счастье? Островский на примере Бальзаминова показывает нам искаженное мерками общества представление о счастье и идеальной жизни. Герои называют богатую невесту своим счастьем. Но автор заставляет нас задуматься – а в деньгах ли счастье?

Еще Островский затрагивает тему выживания в обществе – каждый выживает как может: Бальзаминова пытается женить сына, Красавина пытается сосватать Белотелову, Чебаков хочет украсть богатую невесту, Пеженовы мечтают сбежать из дома.

Островский жалеет Бальзаминова, поскольку тот наивен как ребенок, прост в своих суждениях и не находит общего языка с тем миром, в котором ему приходится существовать.

Но при этом Островский не осуждает Бальзаминова за его чванливость, себялюбие и упрямство.

Бальзаминова. Ничего-то ты в жизни не сделаешь!

Бальзаминов. Отчего же, маменька?

Бальзаминова. Оттого что не умеешь ты ни за какое дело взяться. Все у тебя выходит не так, как у людей.

Я считаю, что в наше время эта тема актуальна, так как деньги и связи играют в нашем обществе большую роль. Большинство людей и в наше время живут по принципам героев Островского.

Внешний конфликт – конфликт Бальзаминова и Красавиной; внутренний – несоответствие запросов героя и его социального статуса. Выражается он в несоответствии реальности и того, каким он себя воображает. Ходил за деньгами – их и нашел, а думал, что ходил за счастьем.

Внутренний конфликт неразрешим, так как общество не поменяет своих принципов, и сам Бальзаминов не хочет менять своих, а пытается подстроиться под общественные стандарты. А внешний конфликт разрешается в тот момент, когда, волею случая, Бальзаминов оказывается в полном влиянии свахи. Конфликт межличностный, так как в нем участвуют все герои. Конфликт социальный, так как одной из причин этого конфликта является социальное положение Бальзаминова. Конфликт субстанциональный – между героем и обществом.

Причина конфликта – бездействие Бальзаминова. Он только мечтает о счастье, а ничего для этого не делает, только ходит и ждет счастливого случая.

Смысл произведения

Смысл книги

Пьеса ироничная и в некотором роде забавная. Раскрывается маленький внутренний мир главного героя, Миши Бальзаминова, через его рассуждения, взаимодействия с другими персонажами и монологами. Пьесу смело можно позиционировать, как философский рассказ о людях, которых в некотором роде обидел Бог, не наделив какими-либо способностями или талантами. Именно таковым и является главный герой Миша Бальзаминов – это трагично, но в тоже время довольно смешно.

Миша Бальзаминов является до полноты души романтичным персонажем – он живёт чувствами, эмоциями, а не умом и расчётливостью, как другие персонажи. Это осложняет его жизнь, ведь зачастую он и другие герои сталкиваются в конфликте по – этому поводу, потому что не могут понять друг друга из-за разности взглядов на мир. Но в любом случае, Бальзаминов прекрасно понимает, что в этом мире необходимо как-то выживать, поэтому ему приходится свыкаться с устоями и принципами данного мира. Забавность пьесы заключается в столкновениях романтичности Миши Бальзаминова с мещанским бытом, миром и людьми.

Именно по — такому устою и живёт Бальзаминов, мечтая о том, что женится на богатой жене, которая будет обеспечивать его, а он сам перестанет считать беды и станет самым счастливым человеком на земле, как и хочет его мама вместе со свахой.

У пьесы крайне интересное устройство фактуры, ведь реальность здесь посредничает со снами, фантазиями и мечтаниями. Всё происходящее в большей степени сон, а не реальность, она здесь является нежелательным окончанием сна. Только финальная сцена в пьесе Островского ошарашивает Мишу Бальзаминова тёплым пугающим жёлтым свечением — метафорой реальности, обыденности и настоящего. Реальность и сон как бы наконец-таки разделяются на две части, ломаясь в сознание главного героя: фразы о том, что Белотелова согласна выйти замуж и отданных ею же золотых часов свахе. В конце концов, мы видим то, как Миша сидит в своей комнате и ведёт диалог с пустотой, сам с собой.

Этот финал говорит о болезни Бальзаминова, нежели о странности или идиотизме. Он не дурак, он серьёзно болен, в первую очередь психологически. Теперь становится ясно, всё это не реальность или сон, а обычное больное воображение. Становится жалко Бальзаминова. Но новость о болезни не мешает общему смыслу пьесы – это всё ещё конфликт Михаила и сложной реальности, напичканной мещанским бытом. Своим произведением Островский хотел показать не только болезнь юноши, которому не повезло в жизни, но и конфликт беспечного мальчика, мечтающего о чём-то светлом с мещанским миром российской империи. Если абстрагироваться от сюжета и финала пьесы, то можно с уверенностью сказать — это войну Бальзаминов бы проиграл. Ещё никому светлому не удалось победить то порочное, что было в мещанах и представлениях того общества.

В пьесе раскрывается забавный и нелепый внутренний мир Мишеньки Бальзаминова.
В его наивных и простодушных рассуждениях- целая жизненная философия «обиженных богом», обделенных талантами «маленьких» людей.

Герой пьесы Мишенька Бальзаминов обладает удивительно романтичным характером, он добр и мечтателен, по-детски наивен, простодушен — и воспринимается окружающими как дурачок. Он и окружающий его мир живут словно в разных ипостасях, где нет понимания друг друга. Но ему как-то надо выживать в этом мире, в том простом мещанском быте, в котором он оказался. Его мамаша Павла Петровна Бальзаминова берется сама за устройство его жизни и семейного счастья. Герой и сам не прочь жениться на богатой невесте, но совершенно теряется в догадках, как это сделать. Маменька призывает на помощь сваху, а сам Бальзаминов полон благодушных мечтаний. Крылатым выражением стала его фраза:
«Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный — на богатой; а кто не послушается, тому смертная казнь».
Тон задан первой сценой, досочинённым к пьесе прологом без слов. Вернее, с одним словом: «Ми-шень­-ка! «-упоённо повторяют две женщины, склоняясь над запелёнатым младенцем: светящаяся счастьем мать и радостная Матрёна. И всё дальнейшее мы видим сквозь призму этого умиления.
Лейтмотив пьесы — сны и фантазмы, сама реальность смешана с мечтами, а действительность очень похоже на пробуждение.
Лишь в самой последней сцене Мишенька попадает в яркий свет реального. Реальное и призрачное наконец разделяются: слова о согласии Белотеловой и присланных ею золотых часах сваха произносит в пространстве миражей и мечтаний, и мы видим, что Бальзаминов в своей комнате говорит с пустотой. И понимаем, наконец, какой он на самом деле. Он не дурачок.
Он болен.

Это вы фильм, пардон, пересказали? В пьесе никаких галлюцинаций я не нашла. И авторские комментарии и отзывы известных критиков об этом умалчивают. Может, поделитесь цитатой? ))))

Читайте также:

      

  • Ирония и гротеск как основные средства изображения в щедринской сатире сочинение
  •   

  • Роль музыки в литературе сочинение
  •   

  • Волшебство рождественской ночи мини сочинение
  •   

  • О чем заставляет задуматься повесть нос сочинение
  •   

  • Грамматика может показать как люди пользуются языком сочинение рассуждение

Александр Николаевич Островский – великий русский драматург, человек, который написал и лично поставил множество известных спектаклей, а также стал человеком, движущим русский театр. Долгое время его не принимали, но затем его произведения стали легендарными. Сейчас его проходят в школах, институтах и театрах, а многие пьесы регулярно ставятся на самых крупных площадках. Пьесы Островского примечательны тем, что всегда исследуют, казалось бы, низменные вопросы, но на самом деле довольно-таки жизненные. Яркий пример — «женитьба Бальзаминова». Пьеса, которая в своё время наделала очень много шума.

Пьеса ироничная и в некотором роде забавная. Раскрывается маленький внутренний мир главного героя, Миши Бальзаминова, через его рассуждения, взаимодействия с другими персонажами и монологами. Пьесу смело можно позиционировать, как философский рассказ о людях, которых в некотором роде обидел Бог, не наделив какими-либо способностями или талантами. Именно таковым и является главный герой Миша Бальзаминов – это трагично, но в тоже время довольно смешно.

Миша Бальзаминов является до полноты души романтичным персонажем – он живёт чувствами, эмоциями, а не умом и расчётливостью, как другие персонажи. Это осложняет его жизнь, ведь зачастую он и другие герои сталкиваются в конфликте по – этому поводу, потому что не могут понять друг друга из-за разности взглядов на мир. Но в любом случае, Бальзаминов прекрасно понимает, что в этом мире необходимо как-то выживать, поэтому ему приходится свыкаться с устоями и принципами данного мира. Забавность пьесы заключается в столкновениях романтичности Миши Бальзаминова с мещанским бытом, миром и людьми.

Проблема Бальзаминова также заключается в том, что его жизнь целиком и полностью зависит от родной матери Павлы Петровны Бальзаминовой, которая руководит сыном, как только может. Она хочет, чтобы он женился на богатой хорошей невестке. Сам Михаил также не против, только вот он теряется в догадках, а как же это сделать, ведь нет подходящих вариантов, да и как знакомиться с представительными женщинами он не знает. В такой ситуации мама Михаила, Павла Петровна вынуждена обратиться за помощью к местной свахе. Бальзаминов, узнав об этой новости, набирается терпения, мечтаний и ожидающим его счастьем. В конце одной из сцен он говорит известную фразу: «Вот был бы я царём, то я обязательно бы издал закон, мол, богатый должен жениться на бедной, а бедный на богатой. Кто против – тому смертная казнь!»

Именно по — такому устою и живёт Бальзаминов, мечтая о том, что женится на богатой жене, которая будет обеспечивать его, а он сам перестанет считать беды и станет самым счастливым человеком на земле, как и хочет его мама вместе со свахой.

У пьесы крайне интересное устройство фактуры, ведь реальность здесь посредничает со снами, фантазиями и мечтаниями. Всё происходящее в большей степени сон, а не реальность, она здесь является нежелательным окончанием сна. Только финальная сцена в пьесе Островского ошарашивает Мишу Бальзаминова тёплым пугающим жёлтым свечением — метафорой реальности, обыденности и настоящего. Реальность и сон как бы наконец-таки разделяются на две части, ломаясь в сознание главного героя: фразы о том, что Белотелова согласна выйти замуж и отданных ею же золотых часов свахе. В конце концов, мы видим то, как Миша сидит в своей комнате и ведёт диалог с пустотой, сам с собой.

Этот финал говорит о болезни Бальзаминова, нежели о странности или идиотизме. Он не дурак, он серьёзно болен, в первую очередь психологически. Теперь становится ясно, всё это не реальность или сон, а обычное больное воображение. Становится жалко Бальзаминова. Но новость о болезни не мешает общему смыслу пьесы – это всё ещё конфликт Михаила и сложной реальности, напичканной мещанским бытом. Своим произведением Островский хотел показать не только болезнь юноши, которому не повезло в жизни, но и конфликт беспечного мальчика, мечтающего о чём-то светлом с мещанским миром российской империи. Если абстрагироваться от сюжета и финала пьесы, то можно с уверенностью сказать — это войну Бальзаминов бы проиграл. Ещё никому светлому не удалось победить то порочное, что было в мещанах и представлениях того общества.

«Женитьба Бальзаминова» — это прекрасное произведение, которое поистине считается легендарным в русской литературе. Чтобы составить общую картину самостоятельно, прочитайте это произведение и сделайте собственные выводы. Уверены, Островский не оставит вас равнодушным к происходящему! Возможно, вы иначе посмотрите на основной смысл произведения Александра Островского «Женитьба Бальзаминова».

Реферат на тему: Фильм

Содержание:

Введение

«Женитьба Бальзаминова» (1964)-экранизация знаменитой трилогии А. Н. Островского, объединенной под названием «Картины из московской жизни» («Праздничный сон-перед обедом», «Твои собаки кусаются, чужие не беспокоят» и «За чем пойдешь, то и найдешь») и написанной в 1857-1861 годах. Фильм был снят режиссером К. Н. Войновым в 1964 году в жанре музыкальной комедии. Режиссер не переносит действие в настоящее время (1960-е), а лишь слегка модернизирует сюжет пьес, убирая самые скучные моменты для современного читателя. В данной статье предполагается ответить на вопрос: какие характерные черты эпохи «оттепели» отразились в рассматриваемом фильме? Почему этот фильм стал так популярен среди советских граждан и как он соотносится с ментальностью советских граждан 1960-х годов?
Фильм «Женитьба Бальзаминова» был выбран потому, что он отражает восприятие зрителем советской эпохи оттепели. Этот фильм быстро завоевал популярность среди советских граждан и остается популярным и в наше время. Советскому народу особенно понравился главный герой этого фильма – Миша Бальзаминов. Истоки популярности фильма можно найти не только в его отличной комедийной и музыкальной составляющей, но и в его социальной основе. Главный герой произведения-бедняк, который стремится обрести богатство через удачный брак. Важна и та мораль, которая незаметно представлена в фильме.
Анализ фильма «Женитьба Бальзаминова» предполагает следующие задачи:
Проанализировать трилогию А. Н. Островского и ее связь со сценарием фильма «Женитьба Бальзаминова».
Для того чтобы понять, с чем была связана популярность фильма, необходимо обратиться к оригинальным произведениям А. Н. Островского и проследить, что режиссер перенял из сюжета, а что изменил; как именно фильм был принят до настоящего времени.
Раскрыть особенности кино оттепели в фильме «Женитьба Бальзаминова».
Необходимо дать общую характеристику кинематографа эпохи «оттепели», чтобы понять, чем именно рассматриваемый нами фильм похож на другие фильмы этой эпохи, как фильм вписывается в контекст эпохи.
Рассмотреть особенности экранизации пьесы А. Н. Островского в кинематографе советской эпохи.
Наконец, необходимо определить основные черты фильма «Женитьба Бальзаминова», которые отражают настроения общества в эпоху «оттепели».

Трилогия А. Н. Островского о М. Бальзаминове в основном создавалась в пореформенную эпоху. В 1857 году была написана пьеса «Праздничный сон перед обедом», а в 1861 году – две другие части — «Ваши собаки кусаются, не мешайте другим!» и «За чем пойдете, то и найдете». Эта трилогия А. Н. Островского отражает жизнь простых людей, населявших в то время окраины Москвы. Центральная тема в произведениях-гоголевская тема «маленького человека».
Главный герой произведения – Миша Бальзаминов — «маленький человек», бедный чиновник первого класса. Главный герой мечтает о богатой жизни, но не хочет работать для достижения собственной цели. Миша видит свое счастье в том, чтобы жениться на невесте с хорошим приданым. Миша Бальзаминов и в пьесе, и в фильме выглядит большим ребенком-добрым и наивным, которому хочется только праздника и веселья. Сюжетное повествование часто лишено последовательности, так как отражает все нелепости жизни главного героя; оно полно случайностей и комических зигзагов.
С. А. Никольский и В. П. Трофимов отмечают, что Миша Бальзаминов одновременно похож на Хлестакова (Н. В. Гоголь «Ревизор») и на Подколесина (Н. В. Гоголь «Женитьба»). В то же время Бальзаминов наделен такими чертами характера, как мечтательность, простота и сентиментальность, которые привлекают зрителя. С таким героем, пусть даже воплощенным в комедийной роли и имеющим много отрицательных черт, советскому зрителю было легко ассоциировать себя и легко сопереживать.
Сценарий фильма К. Н. Войнова был основан на двух из трех частей трилогии о Мише Бальзаминове: первой пьесе «Праздничный сон перед обедом» и последней пьесе трилогии – «За чем пойдешь, то и найдешь» (или «Женитьба Бальзаминова»). Вторая часть этой трилогии под названием «Ваши собаки кусаются, чужие не беспокоят!» не нашла отражения в фильме. Однако С. А. Никольский и В. П. Филимонов отмечают, что все части трилогии А. Н. Островского так или иначе стали сценарным материалом для «Женитьбы Бальзаминовой». Действительно, в фильме К. Не все сюжетные ходы трилогии русского драматурга нашли отражение в Воинове, но он был снят по мотивам всех трех пьес.
Важным сюжетным элементом пьесы, перенесенным в фильм, являются «вещие» сны, которые будут сниться главному герою. В этих мечтах Миша Бальзаминов представляет себе свое светлое будущее, а именно – богатую жизнь. В одном из снов главный герой видит себя в шелковом розовом халате, потягивающим кофе с молодой женой в собственном поместье.

Сатирическое изображение мещанства в образе жениха в пьесе А. Н. Островского «Женитьба Бальзаминова»

И. И. Иванов пишет о теме пьесы Островского «Женитьба Бальзаминова» следующее : «С большинством «стрекулистов» вообще нет никакой борьбы: «капитал» их прямо гипнотизирует, они с радостью идут в какое угодно рабство, лишь бы дать простор своим «благородным чувствам». На эту тему была написана трилогия о Бальзаминове: «Праздничный сон-перед обедом» (1857), «Ваши собаки кусаются, не мешайте другим!» и «За чем пойдете, то и найдете.

Действительно, перед нами герой комедии Бальзаминова, в образе которого воплощены московские нравы, в знаменательный момент своей жизни: выбором невесты, браком и женихом руководствуется не любовь, а своекорыстие.

Образ жениха Бальзаминова

Во-первых, сразу бросается в глаза, что Бальзаминов довольно глуп. Так, его воображаемый друг Чебаков, тоже, кстати, жених, дает главному герою следующую характеристику:

Чебаков (один). Какой дурак! Какой дурак! Он воображает, что люди будут влюбляться в него. Впрочем, если смотреть на жизнь с философской точки зрения, такие люди тоже полезны. Которые вы можете сделать, чтобы одеваться так, как сапожник сегодня? А эта штука может стоить мне сто пятьдесят тысяч. Из-за этого куша я живу здесь еще год и специально снял квартиру неподалеку. Только, черт бы их побрал, живут они очень тяжело! Не то чтобы видеться, но передать письмо стоит немалых трудов и затрат. Если этот дурак поможет мне увезти ее, я напишу ему, моя дорогая, в мемориале. На интеллектуальные способности Бальзаминова указывает его восприятие речи других персонажей. Например, после слов матери о сновидении Бальзаминов роняет: «Если бы я видел его (сон) в будние дни, это было бы совсем другое дело». Он прямо оценивает пословицу, как, впрочем, и все народные приметы, недаром в трилогии постоянно говорится об отсутствии у Миши интеллекта, но надо сказать-рефлексии, теоретического мышления, и недаром: Миша Бальзаминов-большой ребенок.

Об умственных способностях Бальзаминова свидетельствует его идея воспитания, хотя, если принять во внимание типичность этого образа, то эта идея воспитания вообще характерна для московского мещанства:

Бальзаминов. Например, что? Какое невежество свирепствует в нашей стороне, страсть! Они не понимают, нет никакой человечности! Я еще раз пройдусь по рынку мимо лавок — теперь тебе дадут прозвище, какое-нибудь прозвище. Почти у каждой калитки сидят кучера, толстые, как мясники, и только и делают, что гладят собак и играют с ними; но собаки, мама, как львы. Ведь в нашем случае иногда нужно десять раз пройти мимо окон, чтобы тебя заметили, а дадут ли они тебе на самом деле? Сейчас свистнут, и давай собак травить.

По словам И. И. Иванова, «Бальзаминов не лишен некоторой карикатурности: он может быть гораздо глупее очень многих «благородных» женихов купеческих дочерей, но глупость только делает его более откровенным, и он не стесняется выпалить скрытые желания целой породы московских людей».

Действительно, образ Бальзаминова типичен, и его ребячество в сочетании с своекорыстием наводит на следующие размышления: либо это изначальная порочность человека, либо это крайне пагубное влияние среды, в которой своекорыстны даже дети.

Наиболее значительным, на наш взгляд, является монолог Бальзаминова о дворянстве, из которого вполне очевиден сдвиг нравственности в общественном сознании:

Бальзаминов. И не из зависти я хочу жениться на богатой женщине, а потому, что у меня благородные чувства. Можно ли жить в бедности с облагороженными понятиями? А если я никак не могу раздобыть денег, то должен жениться на богатой женщине. Ах, мама, как жаль, что все на свете так плохо устроено! Богатые женятся на богатых, бедные-на бедных. Есть ли в этом справедливость? Только угнетение для бедных. Если бы я был королем, я бы издал закон, по которому богатые должны жениться на бедных, а бедные-на богатых.; а кто не повинуется, тому назначается смертная казнь.

Что можно сказать против этой логики? И это вполне исповедует коллега Бальзаминова, несравненно более умный, чем он, и менее откровенный — но тождественный с ним в своих практических и нравственных идеалах.

И Бальзаминову не нужно отказываться от своего счастья: в » бездне «для него тоже есть добыча, и в свою очередь та же» бездна «полностью удовлетворит его желание превратиться в беспечного паразита — одновременно раба и деспота «капитала».

Наиболее значительным, на наш взгляд, является монолог Бальзаминова о дворянстве, из которого вполне очевиден сдвиг нравственности в общественном сознании:

Бальзаминов. И не из зависти я хочу жениться на богатой женщине, а потому, что у меня благородные чувства. Можно ли жить в бедности с облагороженными понятиями? А если я никак не могу раздобыть денег, то должен жениться на богатой женщине. Ах, мама, как жаль, что все на свете так плохо устроено! Богатые женятся на богатых, бедные-на бедных. Есть ли в этом справедливость? Только угнетение для бедных. Если бы я был королем, я бы издал закон, по которому богатые должны жениться на бедных, а бедные-на богатых.; а кто не повинуется, тому назначается смертная казнь.

Что можно сказать против этой логики? И это вполне исповедует коллега Бальзаминова, несравненно более умный, чем он, и менее откровенный — но тождественный с ним в своих практических и нравственных идеалах.

И Бальзаминову не нужно отказываться от своего счастья: в » бездне «для него тоже есть добыча, и в свою очередь та же» бездна «полностью удовлетворит его желание превратиться в беспечного паразита — одновременно раба и деспота «капитала».

Хотя тут Бальзаминов сам себе противоречит: он не богат, но, по его раздутому мнению, благороден, значит, достоин богатства. На самом деле это только видимое логическое противоречие: центром всего мира для Бальзаминова является он сам. здесь мы сталкиваемся с крайней одержимостью собой, которую наблюдали, например, у Гоголя в «Женитьбе», у женихов и, в частности, у Подколесина.

Духовная пустота и Бальзаминова, и Подколесина с их одержимостью пустой возлюбленной порождает крайне глупый эгоистический образ. В замечании о дворянстве содержится развитие Подколесинского типа: прежде всего духовная лень приводит героя к завышенной самооценке и к желанию чего-то достичь, не прилагая никаких усилий, как, собственно, и складывается судьба Бальзаминова. Именно случай делает его женихом богатой невесты. Так, о лени Бальзаминова свидетельствует его представление об идеальной невесте, увиденной им во сне: она должна быть богатой и благосклонной к нему, чтобы не было лишних проблем, потому что их нужно решать с некоторым усилием:

Дело в том, что Островский незаметно переносит зрителя из реальности в сон, где можно провести свадьбу Бальзаминова с богатой невестой. Пока мы понимаем, что подколенький тип, находясь в условиях Бальзаминова, вряд ли мог реализовать наши планы. Но почему же тогда Островский показывает, казалось бы, счастливый конец? Это намек на то, что Бальзаминовы, обладающие богатством и властью от рождения, чрезвычайно распространены в русском обществе, пораженном духовной болезнью омертвения души.

Идея замены реальности сном раскрывается через скрытую полемику афоризмов, содержащих различные отношения героев к судьбе Миши и дающих своеобразные вероятностные модели будущего главного героя.

По замыслу Е. К. формируется комическая кольцевая композиция самих «языковых игр «, раскрывающихся в судьбе Миши и ее, эксплицирующих эту судьбу. Ирония в нем явно присутствует и вот она в стиле Комедии, в ее игровом действии, и опять пространство иронии — это неполные ожидания героя и его надежды, неполное знание персонажа, приобретенное знанием читателя, зрителя: ведь купеческая жена, положившая глаз на Майку, по признанию свата тупее его и настолько ленива, что из дома никогда никуда не выходит (то ли хотел Миша…). Отсюда ироническое звучание имени, которое также явно не охватывает характер Бальзаминова, не исчерпывает всех красок жизни, успевших промелькнуть перед нами по ходу комедии».

Таким образом, мы видим, что Островский в образе Бальзаминова реализовал подколенские мотивы гоголевской «Женитьбы». В сущности, Бальзаминов-это тот же Подколесин, но помещенный в иные социальные условия, при этом все черты гоголевского героя остаются: лень, бездеятельность, аморфность, крайний эгоизм, омертвение души и абсолютная неспособность функционировать в социальной и общественной сферах. Однако следует отметить, что метод раскрытия героя у Островского существенно отличается от метода Гоголя. Если Гоголь выдвинул на первый план сатиру, а в комедии его личная жизнь служит раскрытию принципов существования всех сфер русского общества в одновременно страшном и смешном мезальянсе и в преодолении страха смехом, то Островский менее сатиричен и более ироничен. Своим финалом Островский намечает социальную реконструкцию жизни и личности Бальзаминова в индивидуальном случае, но типизация осуществляется Островским на уровне сновидений и мечтаний, и в этом смысле если финал Гоголя сатирический, то финал Островского иронический.

С другой стороны, мотив жениха позволяет Островскому, как и Гоголю, раскрыть социальные язвы общества в их глубинной мотивации: болезнь пустоты души порождает смешение нравственных идеалов, одержимость собой и, как следствие, разрушение нормального функционирования общества. Мотив жениха актуализирует инверсию мира, где, согласно нормальному, повседневному сознанию, все действие комедии абсурдно: красота женщины определяется ее состоянием, по-видимому, все деловые отношения в жизни человека решаются не способностями, а семейными узами (как у Бальзаминова после свадьбы). Кроме того, жених, олицетворяющий активное мужское начало, уподобляется худшему варианту женского поведения, символизирующему бесплодие всей жизни русского общества, пока не будет устранена болезнь мертвых душ.

Драматический конфликт

Главный конфликт «Женитьбы Бальзаминова» социальный — между героями и обществом. 

Внешний конфликт-это конфликт Бальзаминова и Красавиной; внутренний конфликт-это несоответствие между запросами героя и его социальным статусом. Оно выражается в несоответствии между реальностью и тем, чем он себя воображает. Я пошел за деньгами и нашел их, но думал, что иду за счастьем.

Внутренний конфликт неразрешим, так как общество не изменит своих принципов, а сам Бальзаминов не хочет менять своих, а пытается приспособиться к социальным стандартам. И внешний конфликт решается в тот момент, когда, по воле случая, Бальзаминов полностью попадает под влияние свахи. Конфликт носит межличностный характер, поскольку в него вовлечены все персонажи. Конфликт социальный, так как одной из причин этого конфликта является социальная позиция Бальзаминова. Конфликт субстанциальный-между героем и обществом.

Причина конфликта-бездействие Бальзаминова. Он только мечтает о счастье и ничего для этого не делает, только ходит и ждет счастливого случая.

При частых возвратах к старым типам и мотивам Островский, однако, почти не прибегал к циклизации пьес. Но у него есть один авторский цикл – трилогия о Мише Бальзаминове, состоящая из частей: «Праздничный сон-перед обедом. Картины из московской жизни» (1857), » Ваши собаки кусаются, чужие не беспокоят. Картины московской жизни» (1861), » За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова). Картины московской жизни» (1861). Написав » Праздничный сон…», автор, по-видимому, не думал о продолжении, но в начале второй пьесы мама Миши вспоминает «случай у Ничкиных», то есть описанное ранее событие. Артист Малого театра С. В. Васильев рекомендовал сыграть все пьесы «в один вечер, в виде трилогии». Жанровая однородность (подчеркнутая подзаголовками), время и место действия, сквозные персонажи (главный герой и его мать, сваха и повар), сюжетный мотив (поиски богатой невесты) объединяют пьесы. Общий сюжет строится по кумулятивному принципу (характерному для народных сказок): показаны три неудачные попытки героя жениться на богатой женщине, после чего наступает счастливый конец. Каждая пьеса представляет собой самостоятельное целое, со своим сюжетом и системой характеров, но в контексте цикла все они приобретают дополнительный смысл.О» Праздничном сне… «Л. Н. Толстой, прочитавший комедию в 1857 году, отозвался так::» Мотивы все старые, вид маленький. По Правдину это иногородний купец, но очень талантливый и красиво оформленный» (из письма В. П. Боткину, 27 января 1857 г.). Правда, в финале не торжествует «Правдин» (Нойденау), с его моралью, а Миша Бальзаминов вполне догонит танцующего со свахой.   Надежда, о которой говорит Бальзаминова в первой пьесе, сбывается: «Глупышка! Но, может быть, он будет счастлив. Говорят, что Бог дает счастье таким-то и таким-то » (II, 113). Трилогия сочетает в себе картину нравов патриархального Замоскворечья, куда начинает проникать галломания, и мир народных юмористических сказок, пословиц и поговорок: «У нас чисто русское лукаво-ироническое отношение к счастью – счастье достается дуракам.»

Заключение

Русская драматургия XIX века характеризуется развитием реализма, которое осуществлялось в контексте общего литературного процесса. В то же время в русской драматургии XIX века шел напряженный процесс поиска причин удручающего положения общественного и общественного бытия человека. Писатели-драматурги в своем исследовании русского общества пришли к выводу, что социальные проблемы коренятся в обыденном сознании человека, отражая его духовный уровень, а в драматургии один из принципов анализа социальной действительности, углубленного анализа личной, бытовой сферы жизни русского человека xix века. Для этого требовалась такая сюжетно-композиционная форма, которая позволила бы раскрыть сущность персонажей в личной, интимной сфере и, с другой стороны, выйти на социально-социальные проблемы и широкие философские обобщения. Такой формой был свадебный сюжет, поэтому такие драматурги, как А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский и другие так часто реализовывали в своих произведениях прямо или косвенно свадебные проблемы. Итак, свадебный сюжет отвечал всем вышеперечисленным требованиям по следующим причинам. Во-первых, сюжет брака позволяет изучить крайности личной жизни человека, где обнажается его сущность, что мотивирует его при смене социальных ролей. Во — вторых, свадебный сюжет отвечал требованиям реализма: типичный герой в типичной ситуации. В-третьих, проблемы свадьбы, благодаря емкой архетипической символике мифопоэтики фольклора, позволили сделать широкие социально-философские обобщения. Итак, свадьба символизирует соединение мужского и женского начал (мужского, соответственно, активного, стремительного, содержащего идею, женского-пассивного, земного, но способного воспринять мужскую идею и реализовать ее), своеобразный синтез, когда прошлое качественно трансформируется в будущее. Свадьба отражает смену исторических эпох, качественную эволюцию семьи. Самым привлекательным из свадебных персонажей для драматургов был образ жениха как носителя определенной идеи.

Таким образом, в истории русской драматургии xix века наметилась тенденция к эволюции мотива жениха. Так, Н. В. Гоголь в комедии «Женитьба» (заметим, что первоначальное название было «Женихи») с целью сатирического разоблачения нравов современности выставил целую галерею женихов, образы которых содержат как типичные обобщения пороков, так и главную философскую мысль писателя о смерти человеческой души. Духовная пустота наполняется различными низменными мотивами, которые раскрываются в процессе сватовства героев. Итак, Подколесин-тип аморфный, бездеятельный, но в то же время зацикленный на себе, прообраз будущего Обломова; исполнитель Яйца-не что иное, как эгоистичный, жадный, расчетливый человек, для которого невозможно выйти за пределы своего служебного положения даже в интимной сфере; отставной офицер Анучкин озабочен исключительно своим желанием попасть в высший свет, в сферу «образованных» людей, и для него мерой образования является только знание французского языка.; матрос Зевакин, неудачник в жизни, пытается скрасить одиночество своим телом, а не душой, телом, женским; Кочкарев так же, как и бывший жених, является обобщением типа человека, который имеет много энергии, но не имеет цели ее применения, опять же из-за отсутствия духовного содержания. Галерея женихов, показанная в личной, бытовой сфере, легко перемещается в сознании зрителя в социальную и общественную сферу, где мало что меняется. Показывая в комедии в образах женихов исключительно дворянскую среду, Гоголь подводит нас к идее более широкого обобщения: порок русского общества есть повсеместная смерть души. В этом контексте несостоявшаяся свадьба Подколесина символизирует неспособность развития самого общества, поскольку развитие предполагает качественное изменение, а не формальное. Подтверждение этой мысли мы увидим в драме Островского.

Действительно, в» Женитьбе Бальзаминова » А. Н. Островского мы видим, что показана несколько иная среда-московское мещанство, более позднее время, но духовная болезнь общества — омертвение души-только усилилась.

Таким образом, Бальзаминов, реализуя тип Подколесина, в более резкой форме представляет нам искаженную мораль общества: прекрасное для него-это то, что приносит доход, а значит, хорошо и верно; благородство-это осуществление эгоистического желания возвыситься над людьми с помощью богатства и социального положения. Более того, в достижении этой цели природа Подколесинского типа Бальзаминова не способна приложить усилия: единственное средство ее достижения для Бальзаминова-мечта, мечта и случай. Кроме того, это качество его личности делает героя практически непригодным для общественной и общественной деятельности, в то время как типичность этого персонажа позволяет сделать вывод, что бальзамизм широко распространен в правящих кругах. Несмотря на более осязаемую перспективу свадьбы, по сравнению с гоголевским «Браком», качественных изменений в обществе, естественно, не происходит, только усиливается духовный застой общества.

Развитие таких проблем мы видим в пьесе Островского и Соловьева «Женитьба Белугина», где, кажется, нам показано несколько иное общество нарождающейся буржуазии, в то время как омертвение человеческой души только усиливалось, а результат связи с интеллектом был более чем ужасен. Здесь речь идет о возможном, «теневом» женихе Агишине, который является идеологом новой морали: для достижения своих эгоистических, прежде всего материальных (нет духовного, так как нет души) целей любые средства хороши, здесь благородство-подлость, беспринципность-залог успеха. Более того, главный герой Белугин, будучи, казалось бы, представителем буржуазии, на самом деле является живой душой, обезображенной нравами душ умерших, идеологом и выразителем которых является Агишин.

Мотив жениха в этих пьесах разворачивается в идею духовного бесплодия человека, которое может только усугубить положение в обществе, ни о каких качественных изменениях не может быть и речи, так как духовно мертвые люди лишены потенции жизни.

Мотив жениха в этих пьесах разворачивает перед зрителем картину зазеркалья, перевернутого мира (мотив зеркала у Гоголя, сон, сон и маскарад, комедия у Островского). В мире, где люди заражены омертвением души, все диаметрально противоположно здравой логике и морали: свадьба — это не любовь, а польза, основанная на службе, — хвастовство чинами и видимость деятельности, мораль — отсутствие совести, красивые, добрые и верные деньги, благородство-подлость, основанная на душе — пустота.

Гоголь оставляет надежду, но только зрителю и только с помощью смеха, орудия против страха, Островский тоже оставляет надежду: зрителю — на прекрасное, Белугину — на свою душу и совесть.

Русская драматургия xix века использовала мотив жениха как средство раскрытия личных, бытовых, интимных и, как следствие, социально-социальных, а также, прежде всего, духовных проблем русского общества.

Список литературы

  1. А. Н. Анненская «Гоголь». Его жизнь и литературная деятельность. — М., 1983.
  2. Бабичева Ю. В. Эволюция жанров русской драматургии. — Вологда, 1982.
  3. Белинский В. Г. Русский театр в Петербурге. Брак… произведение Н. В. Гоголя (автора «Ревизора»). Русский боярин XVII века … Соч. П. Г. Ободовского.  // В. Г. Белинский Полн. Собирание. Соч. 13 Т. — Т. 6. — М., 1959.
  4. Брадис Я. В. Конфликты и персонажи в русской комедии середины XIX века. — Кишинев, 1979.
  5. Вишневская И. Л. Гоголь и его комедии. — М., 1976.
  6. Владимиров С. Действие в драме. — Л., 1972.
  7. Воропаев В. Полтора века спустя: (Гоголь в современном литературоведении). // Москва. — 2002. — №8 от. — С. 219-225.
  8. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений в 10 т. — т. 6. — М., 1980.
  9. Державин К. Н. А. Н. Островский. М. — Л., 1950.
  10. 12. Добролюбов Н. А. «Ученик», комедия А. Н. Островского.— Полный. Coll. CIT., vol. 2. — М., 1935.
  11. Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве. — Полный. Coll. CIT., vol. 2. — М., 1935.
  12.  Достоевский Ф. М. «Письма». — М., 1973.
  13. Дудина Т. П. Эволюция этико-эстетической мысли в истории русской драматургии xix века. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2001.
  14. Журавлева А. И. А. Н. Островский-комедиограф. — М., 1981
  15. Журавлева А. И. Жанровая система драмы А. Н. Островского. Абстрактный. Дисс… д-РА филол. Науки. — М. I985.
  16. Журавлева А. И. Театр Островского как модель национального мира// Запад. МУ Сир. Фил. — 1995. — № 5, с. 18-27.

Реферат на тему: Фильм

  • Реферат на тему: Эпоха дворцовых переворотов в истории России
  • Реферат на тему: История государства и права России
  • Реферат на тему: Первая русская революция и изменение формы Российского государства
  • Реферат на тему: Иранское холодное оружие. Описание материального памятника из музея Востока
  • Реферат на тему: История русской церкви как экклезиологическая проблема
  • Реферат на тему: Основные этапы становления органов государственной безопасности
  • Реферат на тему: Политическое и социально-экономическое развитие СССР 1945-1953 гг.
  • Реферат на тему: Первый этап развития Киевской Руси
  • Реферат на тему: Отмена статей Парижского трактата
  • Реферат на тему: Сталин: исторический портрет
  • Реферат на тему: Русь удельная
  • Реферат на тему: Президентство  Рональда Рейгана

  • Женек рассказ на дзен продолжение читать полностью
  • Женек рассказ на дзен оглавление
  • Женек рассказ на дзен все части
  • Женева по английски как пишется
  • Женатый поклонник старой девы рассказ на дзен