Женская доля в поэме кому на руси жить хорошо сочинение тему некрасова

(448 слов) Н.А. Некрасов большую часть своего творчества посвятил русскому народу. В своих произведениях он рассказывает нам о жизни крестьян и их трудностях, поднимает серьезные проблемы жизни русских людей. Одно из них — поэма “Кому на Руси жить хорошо”, которая в точности описывает тяжелую долю русской женщины в те времена. Поэт считал, что именно женщина, взвалив на себя все трудности, боролась за любовь, счастье и детей, но при этом была лишена даже тех отрад, которые были у мужчин. 

Это произведение включает в себя большое количество женских образов. Самым первым перед нами предстает описание простой крестьянки, которая наделена всеми качествами русской женщины — терпением, скромностью и трудолюбием. Автор описывает их внешность: “На бабах платья красные, У девок косы лентами!…”.
В главе “Пьяная ночь”, автор на примере героини Дарьюшки показывает судьбу женщины, работающей на богатых людей. Ее семью Некрасов сравнивает с адом, тем самым показывая, как тяжело живется крестьянке.

Главным образом русской женщины становится Матрена Тимофеевна Корчагина в главе “Крестьянка”. В ней читатель видит героиню со стойким характером и всеми качествами крестьянки с трудной долей жизни. Перед нами жена и мать лет “тридцати осьми”. Автор описывает ее жизнь очень подробно, показывая все тонкости и проблемы русского народа. 

Матрену Тимофеевну в народе считали самой счастливой женщиной и странники искавшие “счастье”, отправились в путешествие, чтобы увидеть ее своими глазами. Героиня рассказала странникам о своей нелегкой жизни и отметила, что самая яркая и счастливая пора для нее — это “детство”. О нем она рассказывала с теплотой и добротой. Именно в детстве Матрена Тимофеевна поняла, что счастье — это забота друг о друге. Но только когда героиня вышла замуж и попала в большую семью, она ощутила все «прелести» замужества. Ей повезло с хорошим мужем, но в его семье приходилось подчиняться другим и не слышать взамен благодарности. Все остальные тиранили ее без жалости и не щадили.

Матрена доверяла все свои трудности и проблемы только дедушке Савелию, но и он в конечном итоге причинил боль девушке. Он лишил героиню сына, не заметив, как его съели свиньи. Никто не поддержал ее, ведь во всем винили мать, оставившую первенца. Сама же Матрена была убита горем. Но и этим судьба не ограничилась: героине пришлось принимать телесное наказание за второго сына, а потом и вовсе идти вымаливать освобождение мужа от рекрутской повинности. Если бы ее супруга призвали, она погибла бы от голода вместе с детьми, так как никто, даже родственники, не собирались кормить чужих детей.

Таким образом, Н.А. Некрасов в своей поэме показал тяжелую участь женщины на Руси: ее слово ничего не значило, ее труд не ценили, ее роль в семье была полна унижения. Однако ража эти обстоятельства не мешают русской крестьянке сохранять свою красоту и любовь к людям. Героини боролись за счастье себя и своих близких, сохраняя семейный очаг и жертвуя собой ради новых поколений.

Автор: Анастасия Семеновских

На чтение 6 мин Просмотров 14.1к.
Обновлено 22 июня, 2020

Женская доля в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» изображена поэтом реалистично, вызывает одновременно сочувствие и восхищение.

Женские образы, созданные в русской классической литературе, отличаются социальным положением, внешностью, идейным наполнением. Героини Пушкина, Толстого, Тургенева из высшего света характеризуются душевной силой и красотой. Н. А. Некрасов вывел на страницы своих произведений женщин из народа, которые не уступают девушкам благородного происхождения. Они красивы внешне и поражают богатством души.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» главные герои, заняты поиском тех, «кому живется весело вольготно на Руси». Они не нашли счастливых среди мужского населения и решили продолжить поиск «среди баб». В селе Наготине им посоветовали отправиться в Клин, где живет Матрена Тимофеевна Корчагина. На ее примере Некрасов показывает образ русской женщины и ее нелегкой доли.

Для Некрасова женщина сродни земле родной. Она дает детям жизнь, как земля родная, является опорой для семьи.  Всем известны строки поэта о женщинах, что коня на скаку остановят, в горящую избу войдут. Такой самоотверженной, сильной женщиной показывает он Матрену Корчагину. Образ дан автором в развитии, с детских лет до зрелости. На ее долю выпало много потрясений, но она выстояла, не сдалась.

Матрена Тимофеевна красивая женщина тридцати восьми лет, многодетная мать, верная жена. Она подробно рассказывает странникам историю своей жизни. Судьба женщины мало чем отличается от жизни других крестьянок. У нее было счастливое детство. Матрена Тимофеевна отмечает, что семья у них была непьющая. Мать жалела ее, не будила до света. Отец и брат обращались с ней ласково. С пяти лет отец стал приучать девочку к труду. Стала она хорошей работницей, любила петь и плясать.

Присмотрел ее Филипп Корчагин, печник, и заслал сватов. Мать очень горевала, что дочку выдают на чужую сторону, в другое село. Жених девушке понравился. Матрена Тимофеевна вышла замуж по любви, что бывало нечасто. Жили они с мужем в доме его родителей, муж ее любил, только один раз побил. Мужа часто не бывало дома, уходил на заработки. Сноха в доме стала вместо прислуги, но к труду привыкшая, не унывала. Родился у них первенец, Матрена Тимофеевна в нем души не чаяла. Свекровь ей не позволила дома сидеть, заставила идти в поле работать. Демушку с собой брать нельзя было, оставляла мать его со старым дедушкой. Дед не доглядел, съели мальчика свиньи. Долго Матрена Тимофеевна приходила в себя после такого удара.

Потом у нее еще родились дети, но Демушку она не забывала. Для детей она всегда была заступницей, никому не давала их в обиду. Второй ее сын Федот в восемь лет уже помогал пастуху. Однажды волчица унесла овцу, Федота решили наказать. Мать подоспела вовремя, сама легла под кнут.

Прозвище «губернаторша» Матрена Тимофеевна получила не случайно. Мужа ее хотели забрать в рекруты на двадцать лет. Это обрекло бы большую семью на нищенское существование. Терпелива была Матрена, да кончилось терпение. Ради своих сыновей она была готова на все.

Отправилась она к губернатору. Ее не остановило и то, что ей считанные дни остались до родов. Только не в ее характере сдаваться, быть покорной. Вышла она из дома, помолилась на небо звездное и пустилась в путь. Бросилась в ноги к губернаторской жене Матрена Тимофеевна, стала помощи просить, да сознание потеряла. Очнулась в светлой горнице, рядом кормилица с ребенком сидит. Елена Александровна приняла участие в судьбе крестьянки. Филиппа от рекрутчины помогла освободить, стала крестной новорожденному. А Матрене Тимофеевне после этого случая дали прозвище губернаторша.  

Рассказ «счастливицы» полон горьких историй из ее жизни. Конечно, были светлые моменты в судьбе героини, но они очень кратковременны, а горе неизбывное. Тяжелый труд, свекровь недобрая, смерть ребенка, жизнь вдали от родителей – все это не делало женщину счастливой. Только гордый, независимый характер можно считать подарком судьбы. Он не давал ей упасть духом, сломаться под грузом невзгод. Она привыкла во всем полагаться на себя, ни на кого не надеяться, всегда отстаивать свои интересы.

В тот момент, когда ее встретили странники, она уже зрелая, опытная женщина, жизнь идет своим чередом. Все устроилось в ее судьбе, наступил относительный покой, но одного из сыновей забрали на военную службу. Снова не спокойно на душе у нее.

Трудная доля у Матрены Тимофеевны, но у других, видно, еще хуже, если все вокруг ее считают счастливой. Крестьянка сказала странникам, что нет смысла искать среди баб счастливых. Ключи от женского счастья потеряны, где они находятся, не знает даже бог.

Через образ Матрены Тимофеевны Некрасов показал израненную, терпеливую душу народную, которую она изливает в песнях. Часть поэмы, рассказывающая о судьбе крестьянки, построена на материале народного творчества. К каждому случаю из жизни рассказчица находит песенное подтверждение. Обрядовые и лирические песни, плачи, воплотившие суть крестьянской жизни, почти без изменений включены автором в повествование Матрены Тимофеевны. Трогательно звучат переживания матери по дочери, которая выходит замуж и будет жить в чужой семье. Трагизмом проникнут плач женщины по умершему ребенку. Когда читаешь о страданиях матери, потерявшей сына, на глаза невольно наворачиваются слезы.

Как и у всех героинь народного творчества, природа становится союзницей крестьянки. Месяц ясный, небо звездное, луга зеленые всегда присутствуют в ее повествовании. История с птичкой, у которой гнездо спалило грозой, предваряет рассказ о гибели Демушки. Рассказчица обращается к ласточке с предостережением не вить гнездо под берегом, зальет его вода. Как птица, потерявшая птенчиков, мечется и Матрена Тимофеевна, потерявшая ребенка. Черная беда, накрывшая женщину, отражается в описании природы. В небе нет ни звезд, ни месяца, только туча темная нависла над землей. Утешение женщина находит в вере в бога. Незримо он присутствует во всех делах, мыслях ее.

Некрасов искренне сочувствует своей героине и восхищается ей. Автор показывает, как в жизненных испытаниях закаляется характер героини. Она не озлобляется, а только становится сильнее. С годами женщина не утрачивает нравственную чистоту. Она по-прежнему живет по законам совести и добра.

Поэт воплотил в ней типичные черты русской женщины: нравственную силу, стойкость, достоинство, самоотверженность, заботу о семье и детях. По-настоящему красивый образ, созданный Некрасовым, вызывает симпатию и берет за душу.

Сочинение

Женская доля (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

«Ключи от счастья женского… заброшены,

потеряны у Бога самого»

Н. А. Некрасов  

План

I. Галерея женских образов в отечественной литературе.

II. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова.

1. Попытка найти счастливого среди простого люда.

2. Счастье юной Матрены Корчагиной.

3. Ад среди мужниной родни.

4. Трагическая смерть Демушки.

5. «Губернаторша».

III. Восхищение Некрасова русской женщиной.

Русская классическая литература отличается богатством, глубиной, образностью, неповторимой яркостью чувств и эмоций. Особое внимание писатели уделяли женскому образу. Писатели-классики стремились изобразить женскую суть, сложные женские переживания максимально реалистично. Достаточно вспомнить «Слово о полку Игореве», главную героиню Ярославну. Этот прекрасный женский образ, наполненный лиризмом и красотой, великолепно иллюстрирует и общий образ женщины. Ярославна была самым настоящим воплощением верности и любви.

Еще один невероятный, запоминающийся образ женщины воссоздал А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» – образ Татьяны Лариной. Она буквально влюблена в русский народ, в русскую природу, в патриархальную старину, и её любовь, словно золотые нити, насквозь пронизывает все произведение.

В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Её судьба всегда волновала поэта. Для Некрасова женщина – мать, сестра, подруга – средоточие национальной жизни. Её судьба – воплощение судьбы родной земли. Во многих своих стихотворениях и поэмах писатель говорит о тяжкой доле народа. Некрасов рассказывает о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о её душевной красоте. В образе русской женщины поэт воплощает высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Героинями стихотворений и поэм Некрасова стали и простые крестьянки и княгини. Все они составляют неповторимый образ некрасовской величавой славянки, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Героини Некрасова способны на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». Но особое внимание поэт уделяет несчастной судьбе русских крестьянок, которые отличаются душевным богатством и способны стойко выдержать все жизненные испытания. Наиболее полно лучшие качества русской женщины раскрываются в образе Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

В центре внимания Н.А. Некрасова, изучающего движение народной жизни, оказалась судьба русской женщины, крестьянки. Уже в портрете героини подчеркнута природная величавость, не исчезающая с годами красота:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

В описании Матрёны чувствуется суровость, строгость всего облика крестьянки. Именно ей, умной и сильной, Некрасов доверил рассказать о женской судьбе, о её собственной горькой долюшке. Только одна часть «Крестьянка» написана от первого лица. На вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрёна Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрёны – голос самого русского народа. Вся история её жизни – это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром Матрёна говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать».

До замужества жизнь Матрёны была счастливой, хотя и проходила в трудах. Ей приходилось рано вставать, носить отцу завтраки, пасти уток, собирать грибы и ягоды. Хорошо и привольно жилось девушке в родительском доме.

Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли» в «ад»: суеверная злая свекровь, пьяница свёкор, старшая золовка, на которых Матрёна должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло (хотя пришлось на себе «раз только» побои испытать), но Филипп возвращался домой с заработков только зимой, а в остальное время заступиться за неё было некому, кроме дедушки Савелия. Суровый быт, жестокий семейный уклад лишают радости крестьянку. Ей приходится выносить домогательства Ситникова, господского управляющего, прекратившиеся лишь с его смертью.

Утешением во всех бедах для крестьянки становится её пев сын Дёмушка. Но по недосмотру Савелия ребёнок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат неправедный суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребёнка. Долгое время Матрёна не может простить Савелию его непоправимую оплошность. Но женщина понимает, что не дед Савелий, не злая свекровь обрекают на гибель Дёмушку, а всё тот же рабский труд, заставляющий крестьянку оставить младенца под присмотром столетнего старика. Мать прощает Савелию гибель сына и делит с ним скорбь. Сила её веры, глубина чувств противопоставлены бездушию и корыстолюбию чиновников.

Но на этом испытания Матрёны Тимофеевны не закончились. Со временем у крестьянки появились новые дети. Вся жизнь Матрёны проходила в тяжёлом труде, в попытке разделить время между работой и детьми:

Неделя за неделею,

Одним порядком шли,

Что год, то дети: некогда

Ни думать, не печалиться,

Дай Бог с работой справиться

Да лоб перекрестить.

Поешь – когда останется

От старших да от деточек,

Уснёшь – когда больна…

Однообразие, невозможность даже подумать спокойно о своей жизни, необходимость постоянно проводить её в нескончаемых трудах – вот удел русской женщины низших сословий в России. Умирают родители Матрёны, Савелий. Покоряясь во всём свёкрам, женщина живёт, по сути, только ради детей.

Однажды Матрёна приняла наказание розгами за сына Федота, который скормил голодной волчице чужую овцу. Описывая эту историю, Н.А. Некрасов восхищается силой и бескорыстием материнской любви.

Но самые тяжёлые испытания выпадают на долю Матрёны Тимофеевны в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама становится похожей на голодную волчицу. Ещё одна беда постигает крестьянку: её мужа вне очереди забирают в солдаты. Она лишается последнего заступника, теряет последнюю надежду на выживание. Ради детей, чтобы не стали они забитыми и беззащитными сыновьями солдатки, решает она просить заступничества у губернатора. Она бежит в город и бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:

Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

Губернаторша пожалела Матрёну. С мужем и новорождённым Лиодорушкой возвращается крестьянка домой. После этого народ стал называть Матрёну Тимофеевну счастливой.

За бесконечным терпением, смиренной покорностью Матрёны Тимофеевны скрываются огромная сила характера, решительность и твёрдая воля. Вмешательство губернаторши кажется чудесным подарком судьбы, но главная заслуга принадлежит Матрёне Тимофеевне. Ради детей и мужа она готова на самопожертвование. Наградой становится возвращение мужа, уважение домашних, статус хозяйки дома. Но всё это не может изгладить пережитые муки из памяти и сердца. Новые горести поджидают крестьянку: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели… сибирской язвою … трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог её трагической жизни:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Рассказ о судьбе крестьянки исполнен горечи. Судьба «счастливицы» оказывается на поверку историей бесконечных несчастий. Но всё же народ называет Матрёну счастливой. Некрасов показывает, что крестьянка не сломлена житейскими трудностями. Самые невыносимые условия жизни отточили особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всём полагаться на собственные силы. Матрёна Тимофеевна не раба, а хозяйка своей судьбы. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои интересы.

Русская женщина у Некрасова отличается душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает её стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Матрёна Тимофеевна – это женщина большого ума и сердца, самоотверженная, решительная, волевая. Именно этими качествами восхищается поэт. На примере Матрёны Тимофеевны Корчагиной Н.А. Некрасов убеждает нас в неисчерпаемости нравственных сил и жизнестойкости народа, что служит залогом его будущего счастья.

Автор материала: Т. Забавина (10 класс)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Некрасов
  • Женские образы в поэме Кому на Руси жить хорошо

Женские образы в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

Некрасов сильно переживал за судьбу простого народа, особенно женщин, которым ой как нелегко было тянуть свою житейскую ношу. Эта тема очень явно просматривается в его творчестве.

В произведении «Кому на Руси жить хорошо» поэт показал горькую долю русских крестьянок. В этом мире им суждено жить, любить, растить детей и терпеть все мирские тяготы. Эпиграфом к поэме можно взять слова из самой поэмы: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу». Этими словами поэт подчеркивает не только безысходность положения женщин, но и назревающий в них гнев.

Обобщенные женские образы мы встречаем в начале произведения. Женщины едут на сельскую ярмарку. Они принаряженные и веселые, что говорит о силе их духа и о том, что несмотря на тяжелую жизнь, они могут на какое-то время отвлечься и стать счастливее обычного.

В главе «Пьяная ночь» уже более подробно описывается судьба женщины. Мы видим женщину, работающую без отдыха на городских богачей, видим исхудавшуюся Дарьюшку, которой непосильная работа не оставляет места для любви. Но наиболее отчетливо изображена женская доля простых крестьянок в главе «Крестьянка».

Главу «Крестьянка» можно назвать «поэма в поэме», где устами главной героини Матрены Тимофеевны автор повествует обо  всей суровой действительности крестьянского бытия. Крестьянка сама рассказывает о своей жизни, открывает душу и внутренний мир.

Портрет главной героини автор изображает глазами крестьян-странников и баб. В их глазах она здоровая, умная и красивая. Матрена Тимофеевна с умилением вспоминает о своей жизни в родительском доме, где ее любили и берегли. С пяти лет она начала трудиться, но это ее не пугало, ибо в свободное время она могла и петь, и плясать, и радоваться жизни. Да и замуж вышла по любви. Но с этой поры и начались все ее несчастья, ибо попала она в большую семью, где всем пришлось угождать, и где ее невзлюбила свекровь.

Счастливой она была, лишь только когда познала материнство, да когда иногда ее жалел муж. Постепенно в жизнь Матрены Тимофеевны врываются несчастья: гибель сына, в которой ее обвиняют, смерть родителей, смерть близкого ей человека деда Савелия, голодные годы и пожары. И все пришлось вынести этой простой женщине, но доброе ее сердце не очерствело.

Все эти беды и невзгоды только закалили характер Матрены Тимофеевны и сделали ее сильной и смелой. Она не побоялась обратиться к губернаторше, сумела защитить мужа от рекрутчины. За это ее многие и считали счастливой, но сама Матрена так не думала.

В образе Матрены Матвеевны поэт воплотил все лучшие качества русской женщины и показал горькую судьбу простых женщин.

2 вариант

Творческие образы у Некрасова зачастую посвящены простому народу. Писатель пытался раскрыть тему жизни русских крестьян. Редкое художественное произведение обходится без женских образов. Удивителен подход Некрасова к этой теме. Религиозность темы удивляет. Много столетий люди ищут ключи от женского счастья, но так и не находят. Доля русской женщины всегда была очень тяжела. Матери трудятся и рожают детей. Они страдают и терпят, когда их обижают богатые хозяева. Когда же женщина будет счастливой?

В то время женщина несла тяжелую ношу достойно. Так, в начале поэмы « Кому на Руси жить хорошо» можно увидеть описание женщины-труженицы. Яркий образ представляет собой Матрена Тимофеевна Корчагина. Автор описывает ее жизнь с юных лет. Она очень красива и кажется женой богатыря.

У нее черные брови и смуглая кожа. Матрена не ропщет, не теряет желания к воле. Она вовсю сопротивляется, смело борется за своих детей. Эта простая женщина пережила очень много. Ее счастливое детство закончилось сразу после замужества. А поплакаться она могла только старику Савелию. Он советовал ей лишь терпеть, даже когда ее маленького сынишку загрызли свиньи.

Выдержала Матрена Тимофеевна и жестокие обиды, и голодное время. Также она смогла отстоять мужа, вымолив его устранение от солдатчины. В то время это не было редкостью. Стойкий характер данной героини показывает, насколько сильным был тогда человек. Николай Алексеевич старался описать, как женщины без ропота преодолевали все трудности. Матрена говорила, что» женщина не может быть счастливой, потому что она берет на себя чужую работу, всегда обо всех беспокоится и переживает».

Русской женщине присуща доброта. Говорили: »Если жалеет, значит любит».В одной из частей этой грандиозной поэмы Николай Алексеевич Некрасов знакомит читателей с обессиленной от непосильной работы Дарьюшкой. А ведь она тоже когда-то была красавицей. Дарьюшка всегда старательно выполняла приказы богатых господ. Как говорила Матрена Корчагина:» Не дело между бабами счастливого искать».

Крестьянки обычно умели одеваться как в столицах. У них была особая «лебединая походка». Они всегда выглядели красивее старообрядок. Заметим, что одна старуха видела счастье в простом урожае. В тот год у нее уродилась крупная и вкусная репа. Этого для счастья ей было довольно… Некрасов верит, что крестьянки сохранят внутреннюю силу и внешнюю красоту. Русская женщина всегда поможет своим детям и станет настоящей опорой для России.

10 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Женские образы в поэме Кому на Руси жить хорошо

Женские образы в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

  • Тема ответственности в романе Мастер и Маргарита сочинение 11 класс

    Это настолько интересный роман, что в нём, кажется, можно найти просто любую тему. Обычно говорят о любви и творчестве, а тут вдруг ответственность. В общем, эта тема не бросается в глаза.

  • План сказки Три толстяка (Юрий Олеша — рассказ)

    Произведение «Три толстяка» вышло из-под пера Юрия Олеша, который был советским писателем. В своем произведении он описывает то, как народ борется с Тремя Толстяками, которые занимают трон.

  • Сочинение Стоит ли доверять общественному мнению?

    Что называют общественным мнением и как научиться не поддаваться его влиянию? В конце концов, все люди – часть общества. Потому то, что старшее поколение внушало нам с самых пеленок значимость мнения окружения

  • Сочинение про праздник Масленицу

    Масленица – самый веселый и долгожданный праздник в году, который к тому же, мы празднуем целую неделю. Целую неделю, люди веселятся, едят блины и самое главное – провожают зиму и встречают весну.

  • Сочинение по Тимуру и его команде Гайдара (рассуждение по книге)

    Рассказ Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» до сих пор не потерял своей актуальности, ведь доброта по отношению к окружающим людям всегда востребована

Н.А. Некрасов большую часть своего творчества посвятил русскому народу. В своих произведениях он рассказывает нам о жизни крестьян и их трудностях, поднимает серьезные проблемы жизни русских людей. Одно из них — поэма “Кому на Руси жить хорошо”, которая в точности описывает тяжелую долю русской женщины в те времена. Поэт считал, что именно женщина, взвалив на себя все трудности, боролась за любовь, счастье и детей, но при этом была лишена даже тех отрад, которые были у мужчин. 

Это произведение включает в себя большое количество женских образов. Самым первым перед нами предстает описание простой крестьянки, которая наделена всеми качествами русской женщины — терпением, скромностью и трудолюбием. Автор описывает их внешность: “На бабах платья красные, У девок косы лентами!…”.
В главе “Пьяная ночь”, автор на примере героини Дарьюшки показывает судьбу женщины, работающей на богатых людей. Ее семью Некрасов сравнивает с адом, тем самым показывая, как тяжело живется крестьянке.

Главным образом русской женщины становится Матрена Тимофеевна Корчагина в главе “Крестьянка”. В ней читатель видит героиню со стойким характером и всеми качествами крестьянки с трудной долей жизни. Перед нами жена и мать лет “тридцати осьми”. Автор описывает ее жизнь очень подробно, показывая все тонкости и проблемы русского народа. 

Матрену Тимофеевну в народе считали самой счастливой женщиной и странники искавшие “счастье”, отправились в путешествие, чтобы увидеть ее своими глазами. Героиня рассказала странникам о своей нелегкой жизни и отметила, что самая яркая и счастливая пора для нее — это “детство”. О нем она рассказывала с теплотой и добротой. Именно в детстве Матрена Тимофеевна поняла, что счастье — это забота друг о друге. Но только когда героиня вышла замуж и попала в большую семью, она ощутила все «прелести» замужества. Ей повезло с хорошим мужем, но в его семье приходилось подчиняться другим и не слышать взамен благодарности. Все остальные тиранили ее без жалости и не щадили.

Матрена доверяла все свои трудности и проблемы только дедушке Савелию, но и он в конечном итоге причинил боль девушке. Он лишил героиню сына, не заметив, как его съели свиньи. Никто не поддержал ее, ведь во всем винили мать, оставившую первенца. Сама же Матрена была убита горем. Но и этим судьба не ограничилась: героине пришлось принимать телесное наказание за второго сына, а потом и вовсе идти вымаливать освобождение мужа от рекрутской повинности. Если бы ее супруга призвали, она погибла бы от голода вместе с детьми, так как никто, даже родственники, не собирались кормить чужих детей.

Таким образом, Н.А. Некрасов в своей поэме показал тяжелую участь женщины на Руси: ее слово ничего не значило, ее труд не ценили, ее роль в семье была полна унижения. Однако ража эти обстоятельства не мешают русской крестьянке сохранять свою красоту и любовь к людям. Героини боролись за счастье себя и своих близких, сохраняя семейный очаг и жертвуя собой ради новых поколений.

Предыдущая

СочиненияСочинение 9.3: Что такое любознательность (по тексту К. Г. Паустовского)

Следующая

СочиненияСочинение 9.3: Что такое великодушие? (по тексту Р.П. Погодина)

Судьба простой русской женщины всегда была значимой темой в творчестве Некрасова. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор уделил много внимания изучению причин, почему так нелегка женская доля на Руси. Он живописал судьбу Матрены Корчагиной от первого лица, доверив женщине самой рассказать историю своей жизни.

Образ Матрены показан в развитии: героиня описывает свою жизнь с детских лет до 37-летнего возраста. Детство и юность Матрены были наполнены счастьем и родительской любовью. Повезло девушке и в замужестве – она вышла за любимого человека, что редко встречалось в крестьянской среде. А вот дальнейшая ее жизнь была наполнена унижениями и страданиями. В семье мужа к ней относились как к «последней рабе», но женщине приходилось это терпеть. Матрена стоически выносила все тяготы жизни, трудилась и заботилась о семье, благодаря бога за все, что он ей дал. Автор подчеркивает, что долготерпение, гордость и стойкость присущи русской женщине.

Одни из самых радостных периодов для женщины наступали тогда, когда у нее рождались дети. Труда и сложностей не становилось меньше, но счастье материнства помогало выносить их и наполнять смыслом свою жизнь. Вот почему Матрена с трепетом говорит о детях и с болью вспоминает о гибели старшего сына Демушки. Его смерть стала потрясением для женщины, ведь семья вынудила оставить младенца, чтоб пойти работать. А после ее обвинили в убийстве собственного ребенка по сговору с Савелием, который должен был присматривать за малышом. Несправедливость и жестокость судей пробуждает праведный гнев, и впервые терпеливая Матрена позволяет себе его высказать. Ее неутолимое горе показывает, что русская женщина способна все сердце отдать детям.

Некрасов восхищается Матреной и видит в ней олицетворение русской женщины. Она стойкая, терпеливая, выносливая, имеет твердый характер. И вместе с тем она мягкая, сердечная, нежная. Автор подчеркивает, что русская женщина находится в бесправном положении, и это сказывается на состоянии всего народа. Не может быть счастливым тот народ, где женщина живет в таких условиях. Некрасов верит в перемены, которые сделают женскую долю не такой горькой.

­Пример сочинения 1

Некрасов в своей поэме рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, описывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный.
Матрена Тимофеевна предстает перед нами красивой и трудолюбивой женщиной. Некрасов описывает ее так:

Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький…

Люди считали, что Матрена Тимофеевна счастлива, и называли ее “губернаторшей”. Но это не так. На самом же деле Матрена Тимофеевна была счастлива, даже очень, но до замужества, среди своих родных и близких:

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.

За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы.

… И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

Время подошло, и Матрена Тимофеевна вышла замуж за Филиппа Корчагина, питерщика, который “по мастерству печник”. С этого момента и начинаются у Матрены Тимофеевны беды одна за другой.

Жила Матрена Тимофеевна в семье своего мужа. Это была большая и недружная семья. После первой встречи с этими людьми жизнь Матрены Тимофеевны сильно изменилась. Свекровь унижала, кричала, не давала спокойно жить не только одной Матрене Тимофеевне, но и сестре Филиппа Корчагина. Так как Матрена Тимофеевна не привыкла, чтобы с ней так обращались, она пробовала протестовать против такого отношения к ней, на что муж ей посоветовал молчать. Матрена Тимофеевна почувствовала себя совсем одинокой. А после ссоры он ушел от нее. Вскоре Матрена Тимофеевна родила сына, и жизнь ее преобразилась, “весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской”, “что ни велят— работаю, как ни бранят— молчу”.

И казалось, что в жизни этой женщины будет радость и счастье. Но случилась самая страшная и непоправимая беда: у Матрены Тимофеевны погиб сынишка. Несмотря на это, у нее остаются душевные силы, воля к жизни.

Образ Матрены Тимофеевны из народной поэзии. Народный фольклор, песни, причитания рассказали о жизни крестьянки.
Матрену Тимофеевну Корчагину можно назвать, в какой-то степени, символом новой жизни, человеком нового этапа русской жизни, потому что, если в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зрела душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни.


Пример сочинения 2

Судьба простой русской женщины всегда была значимой темой в творчестве Некрасова. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор уделил много внимания изучению причин, почему так нелегка женская доля на Руси.

Он живописал судьбу Матрены Корчагиной от первого лица, доверив женщине самой рассказать историю своей жизни.

Образ Матрены показан в развитии: героиня описывает свою жизнь с детских лет до 37-летнего возраста. Детство и юность Матрены были наполнены счастьем и родительской любовью. Повезло девушке и в замужестве – она вышла за любимого человека, что редко встречалось в крестьянской среде. А вот дальнейшая ее жизнь была наполнена унижениями и страданиями. В семье мужа к ней относились как к «последней рабе», но женщине приходилось это терпеть. Матрена стоически выносила все тяготы жизни, трудилась и заботилась о семье, благодаря бога за все, что он ей дал. Автор подчеркивает, что долготерпение, гордость и стойкость присущи русской женщине.

Одни из самых радостных периодов для женщины наступали тогда, когда у нее рождались дети. Труда и сложностей не становилось меньше, но счастье материнства помогало выносить их и наполнять смыслом свою жизнь. Вот почему Матрена с трепетом говорит о детях и с болью вспоминает о гибели старшего сына Демушки. Его смерть стала потрясением для женщины, ведь семья вынудила оставить младенца, чтоб пойти работать. А после ее обвинили в убийстве собственного ребенка по сговору с Савелием, который должен был присматривать за малышом. Несправедливость и жестокость судей пробуждает праведный гнев, и впервые терпеливая Матрена позволяет себе его высказать. Ее неутолимое горе показывает, что русская женщина способна все сердце отдать детям.

Некрасов восхищается Матреной и видит в ней олицетворение русской женщины. Она стойкая, терпеливая, выносливая, имеет твердый характер. И вместе с тем она мягкая, сердечная, нежная. Автор подчеркивает, что русская женщина находится в бесправном положении, и это сказывается на состоянии всего народа. Не может быть счастливым тот народ, где женщина живет в таких условиях. Некрасов верит в перемены, которые сделают женскую долю не такой горькой.


Пример сочинения 3

Тема женской доли в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Русская крестьянка стала героиней многих стихотворений и поэм Некрасова. В ее образе Некрасов показал человека высоких нравственных качеств, он воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях гордость, достоинство, заботу о семье, детях. Наиболее полно женский образ был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» — это образ Матрены Тимофеевны Корчагиной.

Часть «Крестьянка» в поэме и самая большая по объему, и написана она от первого лица: Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.

Заботой и лаской окружала семья любимую дочурку. На седьмом году крестьянскую дочку стали приучать к труду: “за бурушкой сама… в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла”. И труд этот был ей в радость. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:

И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них — помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило “подневолье”. И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство.

Тогда и было счастьице,
А больше вряд когда!

А потом, после замужества, она попала “с девичьей холи в ад”. Изнурительная работа, “обиды смертные”, несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды — таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной,
Нет жилочки нетянутой.

В ее рассказе отразились все житейские тяготы русской крестьянки: деспотизм семейных отношений, разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожай. Вот как описывает Некрасов горе матери, потерявшей своего ребенка:

Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Демушку –
Да поздно было звать!..

Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим “тело белое” ее сына, она шлет гневные проклятья: “Злодеи! Палачи!” Матрена Тимофеевна хочет найти на “их управу, нр Савелий отговаривает ее: “Высоко Бог, далеко царь… Нам правды не найти”. “Да почему же, дедушка?” — спрашивает несчастная. “Ты — крепостная женщина!” — и это звучит окончательным приговором.

И все же, когда со вторым ее сыном случается несчастье, она становится “дерзкой”: решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания, принимая его розги на себя.

Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала “великую милость”:

Послали в Клин нарочного,
Всю истину доведали –
Филиппушку спасли.

Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей. Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей, она сама говорит о своем гневном сердце мужикам-правдоискателям.

Однако эти испытания не могут сломить ее духа, она сохранила человеческое достоинство. Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя, последняя раба», «запугана», «заругана», пришлось смириться и Матрене Тимофеевне. Но она не принимает как должное такие семейные отношения, которые унижают ее, требуют беспрекословного повиновения и покорности:

Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Словечка никому.

Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале в порыве отчаяния готова все стерпеть:

И тут я покорилася,
Я в ноги поклонилася…

Но затем неумолимость «неправедных судей», их жестокость рождают в ее душе чувство протеста:

В груди у них нет душеньки,
В глазах у них нет совести,
На шее — нет креста!

Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это — женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.

Глава «Крестьянка» почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах. В характеристике Матрены Тимофеевны широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. С их помощью усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны.

В ее речи наблюдается ряд фольклорных особенностей: повторы («ползком ползет», «шумят-бегут, «горит и стонет дерево, горят и стонут птенчики»), постоянные эпитеты («буйную голову», «свету белого», «горе лютое»), синонимические выражения, слова («удобрили, ухолили», «как зыкнула, как рыкнула»). При построении предложений часто использует восклицательные формы, обращения («Ой, матушка, ты где?», «Ой, бедная молодушка!», «Сноха в дому последняя, последняя раба!»). В ее речи много поговорок и пословиц: «Не плюй на раскаленное железо — зашипит», «Рабочий конь солому ест, а пустопляс — овес»; часто употребляет уменьшительно-ласкательные слова: «матушка», «бледнешеньки», «камушек».

Эти особенности делают речь Матрены Тимофеевны неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, конкретность, эмоциональность. Вместе с тем насыщенность поговорками, песнями, плачами свидетельствует о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.

Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни — это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Да и сама часть названа не по имени Матрены Тимофеевны, а просто «Крестьянка». Этим подчеркивается то, что судьба Матрены Тимофеевны вовсе не исключение из правил, а судьба миллионов таких же русских крестьянок. Об этом же говорит и притча о «ключах от счастья женского». И горьким выводом завершает свои раздумья Матрена Тимофеевна, обращаясь к странникам: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!»

В характеристике Матрены Тимофеевны широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. С их помощью усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны.

В ее речи наблюдается ряд фольклорных особенностей: повторы («ползком ползет», «шумят-бегут, «горит и стонет дерево, горят и стонут птенчики»), постоянные эпитеты («буйную голову», «свету белого», «горе лютое»), синонимические выражения, слова («удобрили, ухолили», «как зыкнула, как рыкнула»). При построении предложений часто использует восклицательные формы, обращения («Ой, матушка, ты где?», «Ой, бедная молодушка!», «Сноха в дому последняя, последняя раба!»). В ее речи много поговорок и пословиц: «Не плюй на раскаленное железо — зашипит», «Рабочий конь солому ест, а пустопляс — овес»; часто употребляет уменьшительно-ласкательные слова: «матушка», «бледнешеньки», «камушек».

Эти особенности делают речь Матрены Тимофеевны неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, конкретность, эмоциональность. Вместе с тем насыщенность поговорками, песнями, плачами свидетельствует о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.

Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни — это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Да и сама часть названа не по имени Матрены Тимофеевны, а просто «Крестьянка». Этим подчеркивается то, что судьба Матрены Тимофеевны вовсе не исключение из правил, а судьба миллионов таких же русских крестьянок. Об этом же говорит и притча о «ключах от счастья женского». И горьким выводом завершает свои раздумья Матрена Тимофеевна, обращаясь к странникам: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!»

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Русская женщина появилась в творчестве Н.А. Некрасова давно и неслучайно. Поэт очень любил свою мать Елену Андреевну и видел, что ей приходилось терпеть от мужа. Эта замечательная русская женщина стала в глазах сына олицетворением духовного мужества, ласкового большого сердца, самоотверженности и стойкости.

    И в своих произведениях поэт постоянно создавал такой образ русской женщины. И всегда она была несчастна, загружена непосильным трудом.

    Тема женской доли начинает развиваться в творчестве Некрасова в 40-е годы. Образ загубленной бытом женщины мы находим и в ‘Тройке», и в «Еду ли ночью…», и в поэме «Мороз, Красный нос» в лице Дарьи.

    И в самом монументальном своем произведении — поэме «Кому на Руси жить хорошо» — Некрасов опять разрабатывает эту тему. Нигде в поэме так ярко она не раскрыта, как в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно ей автор посвящает целую часть поэмы под названием «Крестьянка».

    Впервые мы видим ее глазами мужиков-правдоискателей. Это

    …осанистая женщина, широкая и плотная,

    Красива; волос с проседью,

    Глаза большие, строгие,

    Ресницы богатейшие,

    Сурова и смугла.

    Описание внешности, а потом и одежды создает перед нами образ простой русской женщины-крестьянки. Но она уже заслужила уважение всех крестьян из соседних деревень. Постепенно и нас она покоряет.

    Когда мужики рассказали ей о цели своего прихода, она «закручинилась». А дело здесь в том, что ее беспокоит сама мысль о возможности оставить работу. Уже по этому можно охарактеризовать ее как женщину толковую, разумную и трудолюбивую. А вспомним, как долго ждали мужики, пока она с хозяйством управится. Вспомним и такую деталь: мужики расположились за домом, где «богатый огород» и «два стога здоровенные». Это еще раз доказывает нам, что Матрена — прекрасная хозяйка.

    Но легко ли это дается женщине? Конечно же, нет. Порою даже не по силам. И постоянно в рассказе Матрены чувствуется весь пролитый ею за непрекращающейся работой пот. Но на это она никогда не жалуется, потому что воспитали ее в любви к труду. Все ее повествование о жизни в девичестве овеяно яркими, теплыми красками, каких, пожалуй, больше в дальнейшем рассказе о ее жизни не встретишь.

    Матушка с батюшкой, хотя и берегли героиню, да не баловали; самое главное же — любили. Работа в родном доме была ей по душе, и весело она об этом вспоминает. Матрена знала по песням и от матери о нелегкой женской доле, а потому перед замужеством и говорила:

    Я в подневолье с волюшки,

    Бог видит, не пойду!

    И плакала от понимания того, что убежать от этого невозможно. И женская судьба все же настигает Матрену: она выходит замуж. Нет больше рядом с ней ее родимых заступников.

    Сколько натерпелась эта женщина от свекровушки и свекора, от золовушки и деверя. Хоть она мужа и называет заступничком, он только «молчать, терпеть советовал» да и побил ее однажды. Но на это она не жалуется, так как «не годилось бы жене побои мужнины считать». И вообще, мужем она довольна:

    То правда, что и мужа-то

    Такого, как Филиппушка,

    Со свечкой поискать…

    А потому и было горем для нее, когда его поймали за кражу и «полумертвого подкинули в сарай».

    Казалось бы, в судьбе Матрены есть и просветления, счастливые моменты. Например, рожденье Демушки, который «весь гнев с души … согнал улыбкой ангельской». Но это всегда ненадолго, и горе опять перевешивает и затмевает все радостное, что было. Так и на этот раз.

    Смерть Демушки была самым сильным потрясением в жизни Матрены. Что может быть ужаснее потери родного ребенка? Трагические краски нагнетаются символической картиной горения дерева с соловьиным потомством в гнезде. Такой соловушкой и становится Матрена. Не уберег Савелий дитятко, заели свиньи его. А убитая горем мать «клубышком каталася, червушком свивалася». Но даже погоревать добром по сыну и похоронить по-христиански не дали ей. Жестокие десятники и сотники, попы — «неправедные судьи» накинулись, как коршуны, на маленькое тельце. Как можно это вынести? И слезы, причитания и плачи, которыми наполнена речь, сосредоточена именно в этом эпизоде. Да тут еще судить взялись бедную мать.

    Разве это не поругание над чувствами, разве это не унижение человека! И все она выдерживает, хотя сама не знает как. Выдерживает, но какой ценой.

    Описание природы опять гармонирует с душевным состоянием героини. Картина черной грозовой ночи передает тревогу и скорбь Матрены Тимофеевны после смерти первенца. Долго не могла она простить Савелия, даже работа была ей не в радость.

    И больше всего недоумевает Матрена, почему никто не вступится за нее и сына. И Савелий дает ей краткий, но более чем достаточный ответ: «Ты крепостная женщина!» Отсюда все ее беды и горести.

    Но есть у нее еще родители, любимые ею и любящие ее. Они-то и возрождают ее к жизни:

    У батюшки, у матушки

    С Филиппом побывала я,

    За дело принялась.

    И все у нее идет своим чередом: работа, дом, дети. Им она и отдает всю себя без остатка. Не стала жизнь ее лучше, да все довольна она и покорна:

    Поешь, когда останется

    От старших да от деточек,

    Уснешь — когда больна…

    Но беды на этом не кончаются: кто-то рождается, а кто-то… Осталась Матрена до конца жизни сиротой на этом свете. Испытала она «горе лютое»:

    К кому оно привяжется,

    До смерти не избыть!

    Но при всем этом ее никогда не покидала человечность. Она забывает проступок дедушки Савелия, она умеет прощать, когда вокруг нее никто на это не способен.

    Вообще, сила воли героини поражает, беды ее неисчерпаемы, и на этом не заканчиваются. Но она по-прежнему живет по законам совести и доброты. Горе не ломает Матрену, не переделывает, а только укрепляет.

    И после смерти Савелия, который говорил: «Как вы не бейтесь, глупые, Что на роду написано, Того не миновать!»

    Матрена, как его послушавшись, покоряется всем и живет только ради своих детушек. Ради них она готова на все. Так, она берет на себя побои, ограждая сына Федотушку от наказания за то, что он отдал уже мёртвую овцу голодной волчихе.

    Сын унаследовал от матери гуманность и способность к жалости. А мать даже в такой унизительной ситуации сумела сохранить свое достоинство, не упав, как ей советовали, в ноги старосте. Теперь Матрена сознательно все берет на себя:

    Коли терпеть, так матери,

    Я перед богом грешница…

    Кстати, так как Матрена глубоко религиозна, все свои беды она видит, как наказание Господа. И потому она смиренно их принимает, даже когда пришла бесхлебица: «Брат брату/не уламывал куска! Был страшный год…»

    Но когда мужа забрали в рекруты, нельзя ей было так жить и детей мучить. Не видать бы Матрене его долго-долго да ходить по миру с голодными ребятками, если бы господь не научил ее пойти к губернатору с просьбой о заступничестве.

    Дважды горела героиня, трижды «бог посетил сибирской язвою…». Всего не перечесть, что пришлось ей пережить.

    Таким образом, все горести, выпадавшие на долю женщины-крестьянки, Матрена испытала. Но, несмотря на все, Матрена идет по жизни с песнями: даже во время тяжелого труда она поет. Эта песенная стихия неотделима от печалей многокручинной и многострадальной русской женщины.

    Образ Матрены Тимофеевны стал почти символом. Ее смело можно поставить впереди всех русских женщин, когда-либо изображенных поэтом. Все в ней, в самом ее облике, повадке, речах полно особого значения: и ее девичья целомудренность, и открытость для добра, и ее нравственная чистота. Но не знает Матренушка путей к женскому счастью, ведь

    …бабам на Руси

    Три петли: шелку белого,

    Вторая — шелку красного,

    А третья — шелку черного,

    Любую выбирай!..

    В любую полезай…

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Смотрите также по
произведению «Кому на Руси жить хорошо»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Женские образы в произведении Кому на Руси жить хорошо

Среди произведений, написанных Некрасовым, большая часть посвящена народу. Некрасов всегда уделял большое внимание описанию образов женщин. В его произведениях чувствуется особое отношение к женским образом, он — один из тех, кто лучше описывал женщин.

В очередном своем произведении «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов уделяет большое внимание тяжелой судьбе женщин, на их хрупкие плечи падает огромная ответственность за детей и семью, они справляются со всеми трудностями жизни и достойно все проходят.

Впервые в поэме мы встречаем женщин в главе «Сельская ярмарка», мы видим, как они наряжаются, девушки заплетают косы с лентами. В следующей главе мы видим девушку, которая заработалась, исхудала. Ее зовут Дарьюшка. Она выполняла заказы богатых господ всегда очень старательна, по жизни она была трудолюбивой.

Но все же ключевым образом в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является женский образ Матрены Тимофеевны. Эта женщина — одна из главных героинь произведения. Она обладает необычайной русской красотой, у нее черные брови, густые и длинные ресницы, густые волосы и большие красивейшие глаза. Ее жизнь — это судьба типичной крестьянки. В жизни она столкнулась со множеством трудностей. Она жила в доме своего мужа Филлипа, там ее никто не любил, кроме Савелия. Мать мужа запретила Матрене брать на работу своего сына, аргументировала она это тем, что из-за него она плохо работает. В итоге, сын Демушка погиб, потому что за ним не уследил старик Савелий. Но благодаря своей силе, твердости характера она это все пережила. Я считаю, нельзя сказать, что Матрена счастлива, потому что об ее несчастливой жизни можно услышать из ее же уст. Смысл ее жизни заключается в детях, ради которых она готова жертвовать всем чем угодно. Однажды ее сын отдал овцу волку, за что ему следовала наказание, однако его Матрена Корчагина взяла на себя. Еще одним испытание для Матрены стало — спасение мужа. Она смогла вымолить мужа у губернаторши, она спасла его от рекрутчины. Корчагиной пришлось повидать в жизни и голодные годы, и болезни, и пожары. За все прожитые испытания жизнью ее все считали счастливой.

Исходя и вышесказанных слов, можно сделать вывод, Некрасов показал в своей поэме жизнь русской женщины-крестьянки. Писатель пытался показать на сколько была тяжела жизнь русских женщин в те времена. Но несмотря на все трудности женщины одевали не хуже, чем ходят в столицах, они умели сохранить внутреннее и внешнее спокойствие, я бы сказала, что у них был талант во всех сложных ситуациях сохранять свою красоту и изящность. Они всегда оставались добрыми к окружающим их людям. Автор произведения верить в силу русских женщин.

Вариант 2

Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов в значительной части своих произведений поднимал тему русского народа и русской действительности. Он поставил себе задачу освещать проблемы угнетения крестьянского сословия, несвободного и занятого непосильным трудом. Особенно тяжелым Некрасов считал положение русской женщины, которая вынуждена не только заботиться о семье, воспитывать детей, но и работать практически наравне с мужчинами.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» прописаны очень яркие образы простых крестьянок. Они очень разные, со своими жизнями и судьбами, но всех объединяет тяжелая необходимость выживания в условиях суровой действительности.

В самом начале поэмы мы встречаемся с женскими образами, которые имеют лишь поверхностные описания. Это крестьянки, приехавшие на ярмарку. Для них это целое событие, один из немногочисленных способов и мир посмотреть, и себя показать. Поэтому на ярмарке и девушки, и замужние женщины одеты ярко, красиво. Есть среди них и красавицы, старающиеся следить за последней городской модой, и завистницы, недовольные вычурностью нарядов соперниц. Несмотря на тяжкий труд и суровые обстоятельства жизни, эти женщины стремятся быть красивыми и способны веселиться и радоваться.

Более детально образ русской женщины прописан в главе «Пьяная ночь». Здесь нет уже яркого ярмарочного веселья, автор рисует суровые картины женских судеб. Это Дарьюшка, худая женщина, замученная непосильной работой. Парашенька, мечтающая сбежать в Питер в надежде на лучшую жизнь – мужики предупреждают ее, что работа в услужении у чиновников совсем не выход из положения. Молодушка, со слезами слушающая веселую песню. Ревнивый старый муж не дает ей свободы, сторожит днем и ночью. Спор двух женщин, походя услышанный героями поэмы, многое говорит об их положении в семье. Одна не хочет возвращаться домой, потому что там «хуже, чем на каторге», а другая вторит, что у нее-то дома пострашнее будет. Один зять бьет так, что ломает ребра, а другой ворует спрятанные деньги и пугает ножом.

Кульминация женской темы в поэме достигается в главе «Крестьянка». Здесь можно проследить судьбу русской женщины на протяжении практически всей жизни. К Матрене Тимофеевне главных героев поэмы, ищущих, кому жить хорошо, посылают люди. В народе считается, что уж эта статная красивая женщина точно счастлива. Однако сама героиня рассказывает, что это далеко не так. По словам Матрены, действительно счастливой ее жизнь была только в детстве, в большой и дружной семье, которая заботилась друг о друге. Несмотря на то, что муж оказался любящим, после свадьбы Матрена попала в чужой дом, где пришлось угождать всем и не рассчитывать на благодарность. Лишь от деда Савелия она могла услышать ласковые слова, но и тот допустил страшную оплошность – недосмотрел за ее маленьким сыном, и мальчик погиб.

Матрена Тимофеевна – олицетворение русского женского характера, сильная и несгибаемая. Она не сломалась под гнетом обстоятельств, сумела спасти мужа от несправедливой отправки в армию, пережила смерть сына. Она, как и любая русская крестьянка, страдала от бесправия, тяжело работала, но сумела сохранить в себе как внешнюю, так и внутреннюю красоту.

10 класс

Женские образы в произведении Кому на Руси жить хорошо

Женские образы в произведении Кому на Руси жить хорошо

Несколько интересных сочинений

  • Главная идея рассказа Кавказский пленник Толстого (смысл)

    Основой рассказа послужил личный, автобиографический материал. Писатель был участником военных действий и сам чуть было не попал в плен.

  • Сочинение Как стать взрослым?

    Все дети мечтают стать взрослыми. Я не являюсь исключением и тоже мечтаю скорее уже повзрослеть. И совершенно не понимаю, почему мои родители хотят обратно вернуться в детство.

  • Мое любимое стихотворение Пушкина Зимнее утро сочинение

    В русской поэзии нет ни одного писателя, которым бы не была интересна зимняя тематика. Мое отношение к стихотворению великого гения А. С. Пушкина «Зимнее утро»

  • Сочинение Образ жизни Обломова в романе Обломов

    Фигура Обломова в одноименном романе является главенствующей и самой яркой среди остальных персонажей. Через описание судьбы главного героя Гончаров поднимает проблему поиска смысла жизни и другие не менее важные вопросы философии.

  • Сочинение на тему Доверие. Что это такое рассуждение 9 класс 15.3 ОГЭ

    Доверяй, но проверяй – так гласит народная пословица. Речь идет об общем наиболее целесообразном отношении к другим людям, то есть нужно в целом выражать определенное положительное отношение

Пожалуй, ни один писатель или поэт в своем твор­честве не обошел вниманием женщину. Притягательные образы возлюбленной, матери, таинственной незнакомки украшают страницы отечественных и зарубежных авто­ров, являясь предметом восхищения, источником вдох­новения, утешения, счастья… Но, наверное, ни один тво­рец-мужчина, кроме Некрасова, не задумывался о том, каково оно — женское счастье, и в особенности — счастье простой крестьянки.

Великий и истинно народный русский поэт Н. А. Не­красов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» отобразил судьбу простого русского народа в период отмены крепост­ничества. Главные герои произведения ищут счастливых людей по всей Руси. Отчаявшись найти счастливца среди «мужиков», начинают они допытываться у русских селя­нок, счастливы ли они. О том, каково оно — бабье счас­тье, поведала им Матрена Корчагина.

Что такое женское счастье и есть ли оно? Матрена вспоминает, что бывала счастливой в детстве и юности: Мне счастье в девках выпало… За батюшкой, за матушкой, Как у Христа за пазухой, Жила я.

Счастье юной Матрены было вовсе не в том, чтобы по­дольше поспать да повкуснее поесть: с малых лет приуче­на она к труду и любит его:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

На сердце становится тепло от описания немудреного счастья крестьянки: хорошо потрудиться, в баньке осве­житься и сил набраться, с подругами песни попеть да на санях прокатиться… Честная, прямая, скромная, Матре­на не строит глазки парням, а наоборот, сторонится их. Но все-таки, «на беду», выискался жених ей из далеко­го Петербурга и добился-таки ее любви и руки. «Тогда и было счастьице» — вздыхает Матрена.

А потом — чужая семья, «большущая, сварливая», где всем она глаза мозолит, всяк ее хочет унизить и ос­корбить. Тяжкий труд и постоянные упреки мужниной родни, частые разлуки с любимым превратили ее жизнь в ад.

С рождением первенца Демушки жизнь Матрены оза­рилась божественным светом: с легкостью переносит она теперь любые невзгоды и лишения, терпит любые напад­ки родни… Но недолго продлившееся счастье оборвалось трагической смертью Демушки. И хоть после Матрена ро­дила пятерых сыновей, первого своего до сих пор забыть не может.

Такое оно — бабье горькое счастье: трудись не пок­ладая рук, терпи да помалкивай, расти детей — «На радость ли? (…) Уж взяли одного!» А так, со стороны посмотришь — вроде бы и жаловаться не на что: здоро­вая, крепкая, все при ней, и хозяйственная, и мужем не битая. Но Матрена говорит:

По мне — тиха, невидима —

Прошла гроза душевная,

Покажешь ли ее?

Образ Матрены — собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в нем всю материнскую любовь и боль, на которую способна глубокая и нежная женская душа. Матрена Корчагина — воплощение бес­хитростной прямоты, добродушия, нравственной чисто­ты и супружеской верности. Этот образ берет за душу, несмотря на то, что селянка рассказывает о своей жиз­ни просто, безыскусно, не рисуясь и не стараясь сгустить краски. И каждый читатель находит в ее рассказе что-то близкое.

Некрасов с почтением и восхищением описывает рус­скую женщину — любящую жену и мать, которая, од­ному Богу ведомо, откуда, берет душевные силы, чтобы дарить любимым людям тепло, ласку и счастье, — пусть даже от ее собственного счастья ключи потеряны.

  • Женская борьба рассказы читать
  • Женская борьба рассказы домашняя
  • Женя женечка читать рассказ полностью
  • Женя женечка рассказ на дзен часть 151
  • Женя женечка рассказ на дзен 155