Женский образ в русских сказках

Краткое описание документа:

Тема:Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок

Цели урока:

  1. Обучающие:
    • учить изображать женский портрет сказочных персонажей с ярко выраженным характером элементарными пропорциями лица;
    • учить использовать теплые и холодные оттенки для выражения характера человека.
    • повторить понятие «портрет»
    • дать понятия «мимика лица», «эмоции»
    • укреплять межпредметные связи.
  2. Развивающие:
    • развивать фантазию, творческое воображение учащихся, эмоциональность восприятия произведений искусства;
    • активизировать познавательный интерес учащихся через литературные произведения (сказки);
    • совершенствовать практические умения и навыки работы с акварелью (восковыми мелками);
    • обогащать лексический запас терминами и понятиями по ИЗО.
  3. Воспитательные:

1)воспитывать любовь к прекрасному, эстетическое и нравственное отношение к действительности.

2)Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на уроке.

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, магнитофон, образцы работы учителя.

Презентация к уроку.

Зрительный ряд: репродукция картины художника – сказочника М.Врубеля «Царевна-Лебедь.

Литературный ряд: русские народные сказки, сказки С.Пушкина.

Музыкальный ряд: Ш. К. Сен-Санс «Лебедь»

Цветовой ряд: спектр теплых и холодных цветов.

Материалы: альбомный лист, простой карандаш, акварель.

Шаблоны овала лица.

Ход урока

  • I.Организационный момент.

(Звучит музыка «В мире много сказок»)

Приветствие.

О чем была песня? (о сказках)

Сегодня мы отправимся в страну сказок.

Но чтобы туда попасть, давайте проверим нашу готовность к уроку.

Проверка готовности к уроку.

Подготовка художественных материалов к работе.

II. Сообщение темы, целей урока.

В старину существовала наука о лицах, называлась она «Физиогномика» или искусство

раскрытия характера человека по лицу. Изображая лица, художники раскрывают характеры. Вот и мы на уроке будем учиться раскрывать характер женских образов, попытаемся изобразить красками портрет сказочных персонажей. (Слайд № 1)

III. Вводная беседа по теме урока.

— Сегодня на уроке мы отправимся в сказку.

— Что такое сказка?

— Какие бывают сказки? (русские народные, авторские (литературные), зарубежные, сказки

народов мира)

— В русских народных сказках, авторских сказках, сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами.

— Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся.

— Назовите кого-нибудь и попробуйте дать характеристику одного из женских персонажей, н/р, из русских народных сказок или сказок А.С.Пушкина. («Морозко», «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»).

1. Отрицательные женские образы:

1. — Послушайте отрывок из русской народной сказки. Как называется сказка и чьи это слова?

Учитель читает отрывок из сказки «Гуси-лебеди» (слова Бабы-Яги):

«Девочка вошла в избушку?

Здравствуй, бабушка!

Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

— Садись покуда кудель прясть» (Баба-Яга)

— Правильно. Баба-Яга – отрицательный или положительный персонаж сказки? (отрицательный) (Слайд № 2, 3).

2. – Послушайте следующий отрывок и угадайте название сказки и чьи это слова?

Учитель читает отрывок из сказки «Морозко» (слова Мачехи), показывая (Слайд 4):

«- Вези, вези её, старик, — говорит мужу,

— куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали!

Вези её в лес, на трескучий мороз» (Мачеха)

— Молодцы! Какой это персонаж? (отрицательный) (Слайд № 4, 5).

3. – Следующий отрывок послушайте и назовите название сказки и чьи это слова?

Учитель читает отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Слова Старухи):

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось». (Старуха)

— Правильно. Какой персонаж Старуха? (отрицательный) (Слайд № 6, № 7)

2. Положительные женские образы

— А теперь давайте вспомним положительные женские образы в сказках.

— Кто мне их назовёт? (Слайд № 8)

— Те сказки, которые мы вспомнили сейчас, есть в них добрые героини? Красная девица, Падчерица, Падчерица из сказки «Морозко» (Слайд № 9, 10, 11).

III. Сравнение разных образов в литературе, музыке, изобразительном искусстве.

Положительные образы: прекрасные, нежные, добрые, кроткие, стройные, изящ­ные.
Отрицательные образы: безобразные, злые, коварные, завистливые, ленивые.

  • 1.Литературные образы:
  • 2.Работа с репродукциями художников.

А. Пушкин « Сказка о царе Салтане»

«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
…Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит… (
Царевна — Лебедь)

— Из какой сказки изображён герой на этом рисунке? (Слайд № 12)

— Верно. Эта героиня из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» — Царевна-Лебедь.

А вот русский художник Михаил Александрович Врубель (Слайд № 13)

представил Царевну-Лебедь такой. (Слайд № 14)

(Дети рассматривают репродукцию художника и определяют характер героини)

— Какой характер у героини?

— Царевна-Лебедь добрый или злой персонаж сказки? (добрый, помогает князю Гвидону)

Как художник передает положительный образ героини?
— Опишите царевну. (Белолица, мила, скромна, глаза добрые, вся она излучает тепло и приветливость.)

3. Прослушивание музыкального произведения Ш.К. Сен-Санс «Лебедь».

А теперь, послушайте музыкальное произведение французского композитора Шарля Камиля Сен-Санса, которое называется — «Лебедь». (Слайд № 15)

— Понравилось вам произведение? Какая была музыка спокойная или громкая?

— Мелодичная, плавная или быстрая?

— Подходит ли это музыкальное произведение к литературному образу Царевны-Лебедь А.С. Пушкина?

— Сколько людей живет среди нас, внешне очень красивых, но злых и черствых. Много внешне страшненьких, но очень до­брых и отзывчивых. Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы.

IV. Физкультминутка.

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живет.

Нос крючком, глаза большие

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят

V.Творческая работа.

1. Попробуйте изобразить на своем лице радость, злость, грусть…

VI. Практическая работа

1. Беседа о цветах (теплые и холодные)

— А можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом? Каким и почему?

Вспомнить тёплые, холодные цвета. (Учитель вывешивает спектр цветов – теплых и холодных) – Слайд 16.

— Итак, вы должны будете нарисовать свой персонаж – сказочный женский образ положительный или отрицательный.

— Попробуйте представить свой сказочный персонаж и дай­те ему имя. Надо сделать крупное изображение женских портретов сказочных персонажей, контрастных по характеру, выразительных, добрых или злых (по выбору учащихся) – Слайд 17.

— Работа выполняется в цвете: акварелью.

Выразительность образа передается цветовыми отношениями.

— А что такое портрет? (Портрет – это изображение лица человека)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас, —

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик, или балерина,

Или Колька, твой сосед –

Обязательно картина называется … (Портрет)

  • 2.Беседа о мимике лица, эмоциях.

Мимика лица человека – это положение глаз, бровей, губ. (Слайд № 18, 19, 20, 21, 22)

— Мимика передает нам эмоции человека, его характер через положение бровей, глаз, носа, рта. (Слайд № 23, 24)

— Не забудьте о выразительности глаз, носа, ушей, мимики.

3. Выполнение работы.

— Возьмите шаблоны овала лица и обведите на листе. Подумайте, какую героиню вы хотите нарисовать – положительную или отрицательную. Какую мимику лица вы изобразите, какой характер передадите – добрый или злой, какими красками раскрасите. (Слайд № 25, 26, 27)

Учитель вывешивает образцы портретов.

(Дети рисуют).

VI. Эстетическая оценка работ

Выставка всех работ на доске или планшетах.

— Какими средствами удалось автору передать характер персонажа? (яркими цветами,

контрастами, чертами лица, мимикой).

— Какие образы получились самыми выразительными, необычными, фантастическими? Что в них удивляет вас?

Художник в изображении передает свое понимание персонажа (человека) через художественный образ, характер.

С каких героинь русских сказок стоит брать пример

Это не жертвы патриархального строя, а сильные, мудрые, реализовавшиеся женщины.

С каких героинь русских сказок стоит брать пример

Вопреки расхожему мнению, настоящие русские сказки вовсе не про женскую покорность. Но проблема в том, что большинство произведений дошло до нас в отредактированном виде.

«Чистый» фольклор в России начали массово собирать только в XIX веке, и эти находки часто шокировали публику. Сказки казались крамольными, жестокими и богохульными. Чтобы обойти цензуру, приходилось прибегать к редакторской обработке. В процессе из текста удаляли огромные фрагменты, часто нарушая суть повествования. Так пропали темы смерти, сексуальности, первопричин явлений, а связи с обрядами и табу прошлого стали почти неразличимыми. Всё было вычищено, чтобы сделать продукт интересным широкому кругу читателей. И сказки превратились в развлекательные истории со схематичными сюжетами и чудаковатыми персонажами.

К счастью, до наших дней всё же дошли материалы, записанные без правок. Самым популярным автором подобных сборников является Александр Николаевич Афанасьев. Собранные им произведения доступны как в стилистике народных сказителей, так и в адаптированном и не сильно искажённом варианте. Их стоит прочитать каждому, кто интересуется фольклором и готов увидеть в нём нечто большее, чем перечень устаревших клише.

Именно в таких неотредактированных сказках можно найти героинь, с которых хочется брать пример.

1. Василиса из сказки «Василиса Прекрасная»

Василиса Прекрасная уходит с подарком от Бабы Яги. Иллюстрация И. Я. Билибина, 1899 год. Изображение: Public Domain

Василиса — типичный пример selfmade woman. Девочкой она остаётся без матери и растёт под контролем злой мачехи до тех пор, пока та не отправляет падчерицу на верную смерть к Бабе‑Яге.

Возле избушки колдуньи Василиса видит частокол из человеческих костей и черепов. Понимая, что дома не ждут и деваться некуда, героиня берёт себя в руки, подавляет страх и нанимается в служанки. Со временем она становится правой рукой Яги, осваивает тайные ремёсла, а при «увольнении» получает подарок — череп с горящими глазами. Тогда и наступает время расплаты.

Повзрослевшая Василиса возвращается домой и с помощью черепа заживо сжигает своих обидчиков. А после бежит в город. Там девушка не сидит сложа руки, а занимается ткачеством. Материя, созданная Василисой, настолько тонка, что о мастерице вскоре узнаёт царь. Он оценивает её работу и красоту и отдаёт не только крупный госзаказ на партию сорочек, но и руку с сердцем в придачу.

Замуж Василиса выходит звездой индустрии и человеком со связями в потустороннем мире. Такой союз делает честь мужчине, который благодаря влиятельной супруге поднимается над законами мирового порядка.

Чему учит сказка

Работать над собой, становиться лучшей в профессии, обзаводиться нужными связями, не зацикливаться на замужестве и расти благодаря своим умениям.

2. Елена Премудрая из одноимённой сказки

Солдат выпускает из тюрьмы нечистого духа. Своего освободителя чёрт сначала выручает в переделках, а затем определяет к себе во дворец – присматривать за дочерьми. Те каждую ночь сбегают из дома, и солдат решает проследить за ними. Обернувшись малиновкой в одну из таких отлучек, главный герой впервые видит Елену Премудрую.

Она — королевна с активами и недвижимостью в заморской стране. Более того, девушка ещё и звезда для прослойки интеллектуальной мировой элиты. Ради возможности поучиться её мудрости каждую ночь из дома сбегают не только подопечные солдата, но и сотни других царевен со всех уголков Яви и Нави. Замуж Елена, понятное дело, не спешит и всё время вкладывает в развитие мозга и профессиональных навыков.

Главный герой влюбляется и решает сражаться за сердце Елены. Это может стоить ему жизни, ведь притязания на руку девушки из другой социальной прослойки воспринимается как грандиозная дерзость. И только после преодоления всех испытаний герой женится на царевне, чтобы жить душа в душу, несмотря на мезальянс.

Чему учит сказка

Она напоминает об эволюционном принципе: каждый человек стремится заполучить самого статусного и престижного партнёра из всех доступных. То есть для получения лучшего жениха быть красивой важно, но недостаточно. Нужны мозги, место в социуме и хорошая собственная материальная база.

3. Марья Моревна из одноимённой сказки

Кощей Бессмертный. Картина В. М. Васнецова, 1926 год, Дом‑музей В. М. Васнецова

Эта сказка рушит патриархальные стереотипы с самого начала. После смерти родителей у главного героя Ивана‑царевича на попечении остаются три сестры. И он не выдаёт их замуж насильно, а апеллирует к их решениям и ответственности.

Когда все три сестры пристроены, Иван‑царевич решает пожить для себя и отправляется странствовать. По дороге он видит поле боя. Умирающий витязь сообщает: «Всё это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна». Заинтригованный герой отправляется посмотреть на воительницу — и влюбляется.

Брак с Марьей Моревной Иван‑царевич заключает на том же поле после томных ночей в её шатре. И потом не забирает жену к себе, а отправляется за ней. Потому что супруга занята на государственной службе, её карьера важнее, а вклад в семейный бюджет — больше. Даже проступок, из‑за которого Кощей вырывается на свободу, совершает не любопытная женщина, а заскучавший безработный муж.

В финале сказки Иван исправляет свои ошибки. Но удаётся это ему только благодаря вмешательству зятьёв‑оборотней. Когда все испытания оказываются позади, герой с праздности переключается на деятельность и начинает наживать добро совместно с супругой.

Чему учит сказка

Независимости, в том числе финансовой, самостоятельности и силе. Ведь дева‑воительница Марья Моревна громит армии противников, управляет собственным королевством, удерживает в кандалах Кощея и выходит замуж уже сексуально опытной. Мужа себе она выбирает самостоятельно, по сердцу, а не по размеру его королевства.

4. Настенька из сказок «Дочь и падчерица» и «Морозко»

Морозко. Иллюстрация И. Я. Билибина для сборника «Сказки русской бабушки», 1932 год

Мать главной героини умирает. Отец женится снова и приводит в дом женщину с дочкой от первого брака. Новые родственники издеваются над Настенькой и, когда появляется возможность, отправляют её замерзать в лес. Однако всем смертям назло Настенька возвращается домой — причём с подарками и женихом. В отличие от своей сводной сестры Марфуши.

Трактуя эту сказку, важно смотреть не на сюжетную канву, а на исторический контекст. «Морозко» и «Дочь и падчерица» относятся к произведениям, где описаны обряды посвящения. Тысячи лет назад, чтобы быть признанным взрослым, человеку требовалось пройти через испытания, преодолеть базовые инстинкты и показать готовность пожертвовать собой ради интересов общины. Конечно, выживали не все.

Настенька справляется не из‑за скромности и доброты, а благодаря тщательной подготовке и коммуникационным навыкам. Всего этого не было у Марфуши, которая отказывается от помощи мышки (символически потустороннего помощника), дерзит Морозу Ивановичу и, недостаточно оценив уровень опасности, берёт на себя слишком много рисков. Она не жадная или глупая, а неподготовленная.

Чему учит сказка

Уважать правила и отправляться в опасное путешествие подготовленным. Искать союзников и выстраивать отношения на основе взаимной выгоды: помогать первой, чтобы потом помогли тебе.

5. Алёнушка из сказки «Разбойники»

Алёнушку можно было бы назвать жертвой патриархальных стереотипов, если бы не её активная жизненная позиция.

Когда родители девушки уезжают и оставляют её одну на ночь, в дом проникает разбойник. Хитростью Алёнушка избавляется от него, но позже становится объектом мести его друзей. Бандиты вводят мать и отца героини в заблуждение, и те силой выдают дочь замуж за одного из шайки. Но Алёнушка сбегает от мужа, возвращается домой и сдаёт преступников органам охраны правопорядка.

Эта сказка фиксирует определённые социальные нормы. Согласно им, девушка, проведя ночь с мужчиной даже против своей воли, была вынуждена выйти замуж, чтобы избежать позора. А проверить благонадёжность жениха было не всегда возможно из‑за отсутствия средств связи и неразвитого транспортного сообщения. Нередко муж был котом в мешке до начала совместной жизни.

Однако несмотря на консервативность и патриархальность общества, уйти от жестокого мужа у некоторых получалось даже в древности. Спасала последовательность действий, готовность обращаться за помощью и бороться изо всех сил.

Чему учит сказка

Тому, что важно уметь постоять за себя. Не терпеть жестокое обращение, уходить из опасных отношений и не покрывать тирана, а привлекать его к ответственности.

6. Марья‑царевна из сказки «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»

Андрей‑стрелок и Стрельчиха. Иллюстрация И. Я. Билибина к русской народной сказке «Поди туда – не знаю куда», 1919 год

Марья‑царевна – зачарованная невеста, которая не может самостоятельно вернуться в мир живых. Её образ отсылает к брачным обрядам и вере славян в то, что настоящая жизнь женщины начинается только после замужества.

Андрея‑стрелка, своего будущего мужа, Марья встречает в виде горлицы. Потенциальный супруг её подстреливает, но в последнюю минуту жалеет, забирает к себе домой. Там героиня меняет обличье и предстаёт прекрасной девицей, которая становится верной и мудрой женой.

Марья‑царевна благодарна за своё спасение. Она много работает на благо семьи, поражает окружающих верностью и мастерством. Поэтому Андрею завидуют многие, включая его шефа — царя. Тот влюбляется в Марью и мечтает извести своего подчинённого, чтобы на ней жениться.

Но вместе супруги преодолевают все трудности. Мудрость главной героини не только спасает Андрею жизнь, но и повышает его статус: он становится первым человеком королевства.

Чему учит сказка

Уметь хранить верность и отвечать благодарностью на доброе отношение. Когда в Марью влюбляется царь, она не уходит к более успешному мужчине, а остаётся в семье. По рациональным соображениям. Ведь реализовывается Марья‑царевна в том числе через супруга, развиваясь синхронно с ним. Измена в этом случае становится игрой против собственных интересов: в случае неудачи придётся начинать всё заново, а это разорительно, учитывая недолгую жизнь наших предков.

7. Царевна из сказки «Царевна‑лягушка»

Царевна‑лягушка. Картина В. М. Васнецова, 1918 год, Дом‑музей В. М. Васнецова

В известной с детства «Царевне‑лягушке» инициатором женитьбы становится женщина. Брак ей необходим для достижения своих целей.

Понимая, что она вряд ли понравится царевичу в образе лягушки, девушка предлагает компенсацию. В некоторых вариантах повествования она приносит потерявшуюся и такую нужную стрелу. В других — человечьим голосом озвучивает условия и обещает волшебную поддержку после свадьбы.

Как и в предыдущей сказке, царевна становится женой всем на зависть. Но завидуют царевичу не только из‑за красоты и светских качеств супруги. Женщина вкладывается в отношения, поддерживает мужа, помогает ему в карьерном продвижении. Её связи и способности делают брак выгодным каждой из сторон и потому устойчивым.

Но сказка не только об этом, но и о вторичности красоты как женского достоинства. Иметь просто смазливую жену считалось глупым уже в древности. А вот умная, трудолюбивая и работоспособная была большой удачей. Такие девушки и становились прототипами волшебных царевен.

Чему учит сказка

Адекватно оценивать силы, помнить о собственных интересах, выставлять выгодные для себя условия, заключать win‑win‑сделки и быть верной данному обещанию.

8. Царь‑девица из сказки «Иван‑царевич и Царь‑девица»

Героиня сказки — царевна с собственным флотом и армией. Катаясь на лодке со своими подругами, она замечает Ивана‑царевича, первая знакомится с ним и предлагает пожениться.

Тот рад удаче, но обстоятельства складываются против него. Он засыпает перед свиданиями с Царь‑девицей из‑за чар влюблённой в него жены дядьки. Такое отношение дважды прощается, но затем героиня отказывается от поклонника. Ивану‑царевичу приходится приложить немало усилий, чтобы вернуть расположение царевны.

Мужчину в этой сказке «берут за красоту». При этом, когда жених пусть и невольно, но всё же демонстрирует недостаточную заинтересованность, Царь‑девица моментально охладевает. Она даёт несколько шансов и, не увидев перемен в поведении любимого человека, самоустраняется.

Ради примирения герой отправляется в опасное путешествие. Оно символизирует обряд инициации, а его успешное завершение показывает, что юноша становится мужчиной и получает все права взрослого человека: на собственность, голос и брак. До этого жениться он не мог, поэтому и чуть не упустил невесту. Но теперь, хоть и не сравнялся по статусу с супругой, всё же получил возможность быть с ней рядом.

Чему учит сказка

Ценить собственную независимость и не бояться сделать первый шаг. Не бегать за немотивированным партнёром и оценивать потенциального супруга по поступкам.

9. Богатырка Синеглазка из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»

Девица Синеглазка. Иллюстрация Н. М. Кочергина к «Сказке о молодильных яблоках и живой воде», 1962 год

Героиня сказки — успешная воительница. В её владениях растут молодильные яблоки и текут реки с живой и мёртвой водой. Об этом узнаёт Иван‑царевич и в ночи пытается похитить часть этих ресурсов, заручившись поддержкой родственников Синеглазки.

Увидев спящую богатырку, главный герой не может удержаться от поцелуя. Царевна просыпается и отправляется в погоню. Через членов своей семьи воительница пытается узнать о месте нахождения обидчика, но родственники покрывают Ивана‑царевича. Несмотря на это, воришку настигают и принуждают к поединку, который тот проигрывает. Так символически Иван‑царевич отдаёт должное талантам женщины, уступает ей лидерство. Синеглазка, в свою очередь, выходит замуж не за самого сильного ради защиты или самого богатого ради денег, а за того, кто пусть и слабее, но ей симпатичен. Выбор «жениться или рубить голову» остаётся за ней.

После поединка герои проводят вместе несколько ночей и расстаются по инициативе царевны на три года. За это время Синеглазка успевает родить и воспитать двоих сыновей Ивана‑царевича и передать часть управления своим королевством. Закончив важные дела, она отправляется во владения мужа, который к тому времени оказывается в беде.

Благодаря помощи жены Иван‑Царевич наказывает своих обидчиков и воцаряется на престоле. Супруги живут долго и счастливо. Объединяет их любовь, а не нужда или необходимость поставить детей на ноги. Мужчина получает верную и сильную спутницу, а женщина — свободу внутри союза и главенствующее право голоса.

Чему учит сказка

Заключать брак по любви, а не по расчёту. Не бросать супруга в беде, с пониманием относиться к его недостаткам и объединяться в период трудностей, работая как команда.

Читать сказки

Идеал женской красоты в русских сказках

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Канукова К.С. 1


1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №45 им. Жоржа Дюмезиля

Сухарева С.А. 1


1МБОУ гимназия №45 им. Жоржа Дюмезиля


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Я люблю читать сказки. Мир волшебства с фантастическими событиями всегда меня привлекал. Но особенно мне нравятся героини русских народных сказок. Им всегда все помогают, их любят, ими восхищаются, они владеют тайными знаниями.

Прочитав множество сказок, я задалась вопросом, какими качествами нужно обладать, чтобы тебя считали красивым и любили? Данная тема особенно важна в сегодняшнее время, когда границы между добром и злом размыты, когда многие дети и взрослые ценят больше внешние данные, вещи, одежду, чем внутренние качества человека. Многие философы, ученые, языковеды рассуждали и рассуждают о том, что же такое истинная красота. Это только привлекательность черт лица, фигуры? Или же что-то более глубокое понимается под этим словом? На эти вопросы я и постараюсь дать ответы, обращаясь к текстам своих любимых сказок.

Цель исследования состоит в раскрытии понятия идеала женской красоты на примере русских сказок.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

Дать определение словам «красота», «идеал»;

Найти и выписать из сказок описание положительных и отрицательных героинь (их внешний вид, черты характера);

Создать таблицу качеств красивого человека;

Сделать вывод о том, кого на Руси считали красивым.

Провести опрос учащихся на предмет представления об идеале красоты;

Создать сравнительную таблицу «Женская красота в русских народных сказках»;

Методы: теоретический анализ, сравнение

Гипотеза, выдвинутая нами, следующая: мы предполагаем, что идеал русской женщины, сформировавшийся за столетия в русском фольклоре, не меняется во все времена.

1. Что такое красота?

Красота – главная женская характеристика в русских сказках. Так что же такое красота? Я обратилась к словарю Ушакова Д.Н., в котором дается определение этого слова: «красивая, привлекательная наружность». То есть красота заключается только во внешних идеальных данных (идеал – совершенное воплощение чего-нибудь).

По словарю Ожегова C.И. это понятие раскрывается глубже: «все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение». Нравственное – значит, направленное не только на черты лица, фигуры, одежды, но и на духовную сущность человека. В своей работе я опираюсь на определение Ожегова. Ведь сказочная красота – это не какие-то особые пропорции тела, а прежде всего, особая духовность. Если внешняя красота дается от природы, ее можно создать с помощью прически, наряда, то внутренняя красота проявляется в нравственных поступках.

Понятие красоты – это гармоничное сочетание внутренних и внешних качеств человека.

2. Красота в русских народных сказках

Чтобы показать более полную картину о представлениях красоты человека на Руси, я обратилась к русским народным сказкам: «Царевна-Лягушка», «Гуси-Лебеди», «Морозко», «Василиса Прекрасная».

Сказка как ценнейший вид народного творчества соединила в себе и мифическое, и приключенческое, и бытовое повествование. В давние времена сказки писались совсем не для детей. Они создавались для взрослых; имели поучительный смысл и передавали все те образы, которые были характерны для представителей разных народов. Главные героини представляли идеал женской красоты. И это была не только красивая внешность. Женские образы, как символы света, мудрости народной, прекрасных женских качеств, которые оберегают, спасают, защищают.

Важную роль в славянских сказках играют женские образы: Василиса Премудрая («Царевна-лягушка»), Аленушка («Гуси-Лебеди», Настенька («Морозко»), Василиса-Прекрасная («Василиса Прекрасная») и даже отрицательный персонаж – Баба-Яга.

Василиса Премудрая

В русских сказках одной из главных героинь, воплощением женственности и мудрости, всегда выступала Василиса-Премудрая или Василиса-Прекрасная. В популярном произведении «Царевна лягушка» именно в образе Василиса-Премудрая показаны все те лучшие черты, которыми обладала русская женщина.

Она является главной героиней народного произведения, олицетворяющая собирательный образ русского женского характера, сочетающего в себе прекрасные человеческие качества.

В произведении Василиса описывается в виде умной, скромной девушки, которой присущи душевная доброта, мудрость, утонченность.

Образ Василисы Премудрой раскрывается в полной мере в описаниях ее поступков и в отношении к суженому, к которому девушка проявляет искреннюю любовь, понимание, заботу.

Наказанная жестоким Кощеем и заколдованная на три года в лягушку Василиса волею судьбы оказывается невестой Ивана-царевича

Все домашние дела Василиса исполняет в ночное время, поскольку будущий муж не должен видеть в человеческом облике без лягушачьей одежды.

Выполняя поручения батюшки-царя, Василиса проявляет себя истинным мастером рукоделия и мастерства: выпекает хлебный каравай с изображением узорных городов, искусно изготавливает тканый великолепный ковер, а во время царского пира, куда Василиса пребывает под гром и молнии в коробчонке для лягушонки, предстает в образе величественного волшебного лебедя, показывающего неповторимые фокусы с косточками в рукавах, не скрывая при этом своей природной необычайной красоты.

Описывая поступки Василисы, сказание подчеркивает народную мудрость о том, что никакая внешность, не богатство не помогут в поисках настоящего жизненного счастья.

В трудные минуты героиня отличается способностью сохранять внутреннее спокойствие, поддерживать отчаявшегося мужа и принимать правильное решение. Обладая в совершенстве волшебными знаниями Василиса помогает Иван-царевичу победить злого Кощея, разгадав тайну его бессмертия с помощью щуки, зайца и селезня, и влюбленные молодые люди обретают долгожданное заслуженное счастье, зажив в любви, верности и мире.

Образ Василисы Премудрой не раз использовался в русских народных сказках и всегда являлся символом красоты, любви, мудрости.

А ленушка из сказки «Гуси-Лебеди»

Героиня в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» – сирота, но «красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Благодаря своим душевным и внешним качествам она выходит замуж за самого царя, который «наряжает ее в злато-серебро». Девушка близка к природе, без нее цветы не цветут, а с ее появлением «в саду всё зазеленело и зацвело».

Настенька из «Морозко»

В сказке «Морозко» главная героиня жила в семье отца с мачехой и ее дочерью. Не сладко было житье: «перевернешься – бита и недовернешься – бита». Девушка хозяйственная, работящая: «скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще со свету». Рано вставала (в р усских народных сказках отрицательно показаны герои, которые много и долго спали). Девушка заслужила дорогие подарки (соболью шубу, золото, серебро) от Морозки, который проверял ее на внутреннюю чистоту, порядочность. Как бы он ни морозил, главная героиня отвечала вежливо, с уважением. В сказке описываются и ее внешние данные «румяная, веселая, так и сияет».

Василиса Прекрасная

Г лавная героиня в сказке «Василиса Прекрасная» с 8 лет жила падчерицей в новой семье отца. Она описывается как «первая на все село красавица». Но помимо внешней красоты в ней была и красота внутренняя, душевная. Она безропотно переносила все мучения от мачехи и сестер, труды, работу: «Работа так и горит у нее, пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок». Старательная, трудолюбивая: «Шила не покладываючи рук», «встала ранёшенько». Также девушка чтила традиции, уважала старших, не была любопытна, чем и заслужила уважение самой Бабы Яги.

Баба Яга

Э то весьма неоднозначный персонаж с устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. «Бабой» в древности называли мать, старшую женщину в роду. «Яга» может быть связано с древнерусскими словами «ягать» («громко кричать, ругаться») или «ягая» («больная, злая»).

Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира. Ее избушка на курьих ножках огорожена забором из человеческих костей. Бабушка летает на ступе, дружит с нечистой силой, похищает детей и хранит от незваных гостей множество волшебных предметов. По мнению ученых, она связана с царством мертвых. На это указывают распущенные волосы, которые расплетали женщинам перед погребением, костяная нога, а также дом. Славяне делали для умерших деревянные избушки, которые ставили в лесу на пни.

На Руси всегда уважали предков и обращались к ним за советом. Поэтому и приходят к Бабе Яге, а она испытывает их.

Есть сказки, в которых Яга хоть и недобрая, но помогает герою или героине. Для того, чтобы получить помощь, нужно выполнить задания. А задания Бабка дает невыполнимые. Василисе Прекрасной наказывает: «…двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть ее от чернушки… сверх того возьми мак и очисти его от земли по зернышку… а не то съем тебя!»

И ни за что бы не справится Василисе с заданием, если бы не волшебная куколка, подарок матери. Или заставляет пасти табун волшебных кобылиц, которые по ее приказу разбегаются по полям, по лесам, и не собрать бы их, если б не помощники.

В этой роли Баба Яга, хотя и помогает главному герою, но не от чистого сердца, а ищет для себя какую-то выгоду, корысть.

В волшебных сказках описывается несколько образов Бабы Яги: Яга-воительница, Яга-похитительница, Яга-дарительница, Яга-советчица, Яга-повелительница, Яга-охранительница, Яга-прародительница.

Выдержавшим тест ведьма дает подсказку, указывает путь к Кощею, дарует волшебный клубочек, а также полотенце, гребень и другие диковинки. Детей Баба Яга тоже не ест, зато садит в печь и проводит старинный обряд «перепекания». На Руси считали, что таким образом можно исцелить ребенка от болезни.

Все эти героини являются символами любви, Родины, тепла, красоты, высокой духовности и мудрости. Они отличаются находчивостью и умом. Благодаря их помощи герой разгадывает хитроумные загадки, побеждает врага. Нередко прекрасной царевне подвластны силы природы, она способна обратиться в животное (лебедя, лягушку), творить настоящие чудеса.

Общими качествами для всех положительных женских образов являются верность, чистота устремлений и готовность прийти на помощь.

А образ Бабы Яги может быть, как положительным, так и отрицательным; сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

3. Идеал женской красоты в народных сказках.

Проанализировав прочитанные сказки, я создала сравнительную таблицу, в которой постаралась отразить главные черты героинь и то, какой женской мудрости могут поучится взрослые девушки и женщины у героинь сказок. (Приложение 1)

В данной таблице мы видим, что красота главных героинь не зависит от их положения в обществе, от происхождения, другими словами, от того, в какой семье они родились. Для того чтобы считаться красивым, не главное воспитываться в семье царя. Объединяют всех девушек их внутренние качества, черты характера. Это хозяйственность, умение любить людей, природу, животных, послушание, покорность судьбе. Но также эти героини борются за свою любовь, добиваются освобождения своих любимых и проходят ради них большие расстояния. Во внешности приветствуется естественность, настоящие красавицы не используют косметических средств, у них от природы широкие брови, алые губы, румяные щеки. А также героини трудолюбивы и встают рано, долго не спят.

Итак, можно сделать вывод, что женский идеал в народных сказках обладает не только внешней красотой, чаще всего внешность описывается очень скупо, зачастую всего общей фразой «ни в сказке сказать, ни пером описать». Поистине, красивой героиня сказки если внешность соответствует ее духовному миру. Такие героини воплощают в себе народный идеал красоты, ума, смелости и доброты.

4. Каков идеал русской женщины сегодня

В рамках исследования нами был проведен социологический опрос учащихся 6 «А» класса нашей школы. В ходе опроса был задан один вопрос: «Как вы думаете, каков идеал современной женщины?». Для наглядности мы сравнили черты характера русской женщины, ставшие идеальными в русских народных сказках и черты характера, на наш взгляд, присущие современным женщинам.  Было опрошено 30   человек. Данные представлены в таблице:

Таблица 1. Идеал русской женщины в русских народных сказках и сегодня.

 

Идеал красоты в русских народных сказках

Идеал красоты сегодня

Внешность(физические данные)

Брови соболиные (широкие, естественные), очи соколиные(хорошее зрение), русая коса — ниже пояса(длинные волосы), здоровый румянец

Красивые глаза, длинные ресницы, красивые волосы, тонкая талия

Внутренние качества(черты характера)

Нежная, трудолюбивая, искренняя, честная, умная, мудрая, уважающая старых людей, родителей, скромная, терпеливая, смелая, не любопытная, любящая, заботливая, ласковая, ловкая, радостная, веселая

Добрая душой и сердцем, нежная, скромная, сильная, смелая, добрая, любящая, заботливая, честная, вежливая

Одежда

Аккуратность, чистота в одежде, в облике, опрятность

Ухоженная, чистая, аккуратная, модная

Умения

Хозяйственность, умение готовить, шить(ткать), прясть, танцевать, веселить гостей, знание языка животных, птиц, близость к природе

Трудолюбивая, умная, хозяйственная, грамотная, веселая.

Подводя итоги исследовательской работы, можно подтвердить рабочую гипотезу, что красота русской женщины будет идеальной, если ее внешность будет соответствовать духовному миру, поэтому мы попытались проанализировать народные женские идеалы, выраженные в русских сказках. Это помогло составить собирательный образ идеальной русской красавицы: женщины с богатым внутренним миром и силой духа, в которой отразились лучшие национальные черты, семейные ценности русского народа.

Заключение

Герои русских сказок учат нас уважать предков, слушать свое сердце, преодолевать страх, идти к мечте, несмотря на ошибки, всегда помогать просящим о помощи. И тогда божественное сияние волшебной жар-птицы ляжет на человека, преображая его и даруя счастье.

Сказки — кладезь народной мудрости! Из, казалось бы, незамысловатых историй, можно почерпнуть массу полезной информации: как выйти замуж за принца, как обмануть Кощея или как из лягушки превратиться в царевну.

Список литературы

Ожегов С. И., «Толковый словарь русского языка», статьи Красота, Идеал 388, 304с., 2005

Пушкарева Н., «Женщины Древней Руси», изд. «Мысль», 2005г.

Русские народные сказки, М., изд. «Правда», 2001г.

Сборник «Русский фольклор», М., изд. «Художественная литература», 2003г.

https://www.pinterest.ru/

https://ushakovdictionary.ru/

https://ru.wikipedia.org/

Приложение 1.

Таблица 2. Женская красота и мудрость в русских народных сказках

Героиня сказки

Женская красота

Женская мудрость

Василиса Премудрая

Дочь Кощея Бессмертного. Умная, мудрая волшебница. Владеет тайными знаниями, общается с животыми, любящая, заботливая, трудолюбивая. Мастерица, умеет ткать, печь хлеб, прекрасно танцует.

Умение держать себя в любой ситуации и способность сделать из обычного мужчины царя.

Царевна-Лягушка не стеснялась своего вида, так как воспринимала себя именно такой, какой она была. Она понимала, что красота — не главное, а главное — умение правильно себя преподнести. Именно это умение она и показала на приеме у царя, когда при взмахе руки из ее рукавов появлялось озеро и лебеди. А благодаря своей сообразительности и мудрости она смогла сделать из неудачника Ивана-Царевича успешного мужчину.

Василиса Прекрасная

Дочь купца, падчерица, «первая на все село красавица». «Работа так и горит у нее, пряжа выходит ровная до тонкая, как волосок». Старательная, трудолюбивая: «Шила не покладываючи рук», «встала ранешенько». Чтит традиции, уважает старших, не любопытна.

Следовать своей интуиции.

Одна из сильных способностей женщины — ее интуиция. Но порой женщины ей просто не доверяют, и хотят делать все логически, уподобляясь мужчинам. Василиса получила от своей матери куклу. Именно она помогает ей в дальнейшем преодолеть трудности. Кукла давала советы и во всем помогала. Эту куклу можно как раз сравнить с интуицией.

Алёнушка

Сирота, «красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Выходит замуж за царя, который «наряжает ее в злато-серебро». Девушка близка к природе, без нее цветы не цветут, а с ее появлением «в саду всё зазеленело и зацвело».

Делайте добро и оно обязательно к вам вернется.

Когда у Аленушки украли братика, Аленушка отправилась на его поиски. На пути ей встречались разные персонажи, которые просили о помощи, но девочка не помогала. Когда ей самой понадобилась помощь, те, кто встречался на ее пути также отказывали ей в помощи. И только когда Аленушка сама начинала помогать окружающим, ей также пришли на помощь.

Настенька

Падчерица. Хозяйственная, работящая: «скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще со свету». Рано вставала Заслужила дорогие подарки (соболью шубу, золото, серебро) от Морозки. Вежливая, с уважением и покорностью относится к старшим, к родителям. «Румяная, веселая, так и сияет».

Быть женщиной до мозга костей! Ставить себя так, чтобы мужчина чувствовал свою необходимость, чтобы ему хотелось оберегать и заботиться о вас.

Смиренная, терпеливая, скромная девушка Настенька находит свое счастье благодаря своему доброму, отзывчивому характеру. Мужчина рядом с ней понимает, что о такой хрупкой девушке нужно заботиться и делает это без лишних вопросов.

Баба-Яга

С устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. «Бабой» в древности называли мать, старшую женщину в роду. «Яга» может быть связано с древнерусскими словами «ягать» («громко кричать, ругаться») или «ягая» («больная, злая»).

Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира.

Гостеприимности и хозяйственности.

Несмотря на то, что Баба-Яга — персонаж отрицательный, у нее тоже можно многому поучиться. Вспомните, как встречала эта бабушка добрых молодцев? И баньку топила, и чаем угощала, и спать укладывала. И только после этого расспрашивала о делах.

Просмотров работы: 556

full1325190616

Речь — про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная. Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться — все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то «засекреченная». Судите сами: найти сведения о ней намного труднее, чем о каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях (как в классических, бумажных, так и в новых, сетевых) легко отыщутся пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет. На поверхности лежит лишь коротенькая статья в Большой советской энциклопедии, которая гласит:

«Василиса Премудрая — персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая — дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка — Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева».

7be7ea21eb63

Начнем, пожалуй, с Василисы-старшей, с той, которую Горький отождествил с Марьей-царевной, Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал — и все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой завоевать принцессу, а кто она там — дело десятое. Пусть будет Василиса.

Имя, кстати, намекает на высокое происхождение. Имя «Василиса» можно перевести с греческого как «царственная». И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется — Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).

Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) — награда для героя.

Иван-Царевич на Сером Волке

Впрочем, бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов — его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку — или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки. Но в той или иной форме Василиса будет его проверять.

Казалось бы, что необычного в испытаниях? Испытывать мужчину — это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы связать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом для того, чтобы быть достойным супругом и отцом? С биологической точки зрения все совершенно правильно. Однако есть одна маленькая деталь. Если несчастный Иван не выполнит задания, то его ожидает смерть — и это неоднократно подчеркивается в десятках русских сказок.

Спрашивается, почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки»:

«Задача задается как испытание жениха… Но эти задачи интересны еще другим. Они содержат момент угрозы: «Если не сделает — срубить за провинность голову». Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая надежда, что такого жениха вообще не будет.

1200181437_17_rus_6

Слова «пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи» полны коварства. Жениха посылают на гибель… В некоторых случаях эта враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные задачи».

Почему Василиса, она же Марья Моревна, она же Елена Прекрасная, против замужества? Возможно, в сказках, где она постоянно чинит козни главному герою, это замужество ей просто не нужно. Она или сама правит страной — и ей не нужен муж как конкурент у власти, или же она — дочь царя, который будет свергнут ее потенциальным супругом, чтобы захватить престол. Вполне логичная версия.

Как пишет все тот же Пропп, сюжет о кознях, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основания. По мнению Проппа, борьба за престол между героем и старым царем есть явление вполне историческое. Сказка здесь отражает переход власти от тестя к зятю через женщину, через дочь. И это лишний раз объясняет, почему в сказках так мало говорится о внешности и характере невесты — это персонаж-функция: или приз герою, или средство достижения власти. Грустная история.

Между тем, в русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве, отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой сказке Василиса — девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно полнокровная героиня — с биографией, характером и так далее.

c5d3d553180202054a816e0e2f0d8d9ebc81d691975026

Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе — жуткая ведьма из леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной — и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.

ss_wep7777

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий — непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все — за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак — от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках — белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они — ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке — чрезвычайно могущественная колдунья.

После она поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки, например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать — скоро состаришься. Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно выполнить всю работу.

c138bee074e5

Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и тогда ведьма вытолкала ее за порог: «Не надо мне здесь благословенных». Но в придачу дала девушке огня — сняла с ограды череп, чьи глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее мучительниц.

Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги, Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей книге «Бегущая с волками» известная исследовательница сказок Кларисса Эстес:

«В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона — нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона — не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.

В этом смысле персона или маска — это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства. Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как скроено платье».

И так — во всем. Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь — ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае — символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.

476546_288072167947116_1547316090_o

Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…
из

This entry was originally posted at http://zharevna.dreamwidth.org/680630.html. Please comment there using OpenID.

6

CULTUROLOGY / «Ш^Ш(Ш]иМ-Ши®Ма1>>#27(179)),2©2©

CULTUROLOGY

УДК 398.2

Корженко О.М. Реш О.В.

Белгородский государственный институт искусств и культуры DOI: 10.24412/2520-2480-2020-2779-6-8 ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

Korzhenko O. M. Resh O. V.

Belgorod state Institute of arts and culture FEMALE IMAGES IN RUSSIAN FOLK TALES

Аннотация:

В данной статье рассматриваются основные особенности женских образов, присутствующих в сказках русского народа. Выявляются их наиболее часто встречающиеся ипостаси и характерные черты. Дается анализ взаимосвязи сказки и мифа. Abstract:

This article discusses the main features of female images present in the fairy tales of the Russian people. Their most frequent hypostases and characteristic features are revealed. An analysis of the relationship between fairy tales and myth is given.

Ключевые слова: образ, сказка, героиня, архетип, мифологическое сознание, народ, этническая картина мира.

Keywords: image, fairy tale, heroine, archetype, mythological consciousness, people, ethnic picture of the world.

Мы с уверенностью можем говорить о том, что русская народная сказка является одной из важнейших частей фольклора нашего народа. Она традиционно содержит в себе и хранит не только особенности этнической картины мира, разнообразные мифологические смыслы и образы, но и целостную систему народных знаний. Мы солидарны с мнением тех исследователей, которые считают русскую сказку ярким воплощением мифопоэтиче-ского сознания и мировоззрения восточных славян, а позже — всего русского этноса.

Оговоримся, что под мифопоэтическим сознанием здесь понимаются комплекс различных знаний, образов и представлений, которые и лежат в основе этнического менталитета (в нашем случае -менталитета русского народа).

Ранней формой большинства сказочных сюжетов выступает именно миф. Он — плод народного творческого восприятия и своеобразного отражения мира как целостного и живого организма, единый в содержании всех своих базовых смыслов. С течением длительного времени мифы постепенно подвергаются десакрализации. Таким образом они приобретают статус сказки, утрачивая многие присущие им изначально черты.

Надо отметить, что многие исследователи фольклора (и русского, и зарубежного) предпринимали попытки объяснить трансформацию мифа в сказку с помощью реконструкции самого мифа. Подобная реконструкция, по замыслу ученых, и должна была помочь открытию первоначального, наиболее древнего мифологического сюжета. Тем

не менее подчеркнём, что большинство таких исследователей признаёт данную трансформацию все еще изученной не до конца. В частности, такой авторитетный исследователь, как В. Я. Пропп, который утверждал, что «… отношение сказки к мифу представляет собой большую проблему, которая занимает науку со времени ее возникновения и по сегодняшний день» [4, с.29].

Для нашего же исследования важно понимать следующее: мифы непосредственно связаны с древними культами. Сказка же, в свою очередь, является прямой «наследницей» мифа. Следовательно, она также имеет непосредственное отношение к архаическим культам и связанной с ними символике. Например, Э.В. Померанцева, рассуждая о наиболее значимых свойствах мифа и сказки, говорит, что «утеряв связь с мифом, сказка может, однако, еще долго сохранять в представлении ее исполнителей и слушателей магическое значение» [2, с. 10]. Все это справедливо, в том числе, и в отношении женских образов, встречающихся как в мифах, так и в народных сказках (и зачастую унаследованных сказкой от мифа).

Постоянство и повторяемость характеров тех или иных персонажей является одной из характерных черт большинства русских народных сказок. При этом сказочные женские образы в типологии данных персонажей занимают одно из центральных мест. Как и все иные образы, они описываются народом в метафорической, поэтической форме.

Одна из основных ипостасей сказочной героини женского пола — это, как правило, — несправедливо притесняемая отрицательными персонажами

<<ШУШетУМ~^(ШТМа1>>#27(179)),2©2© / сииттошву

девушка. Здесь мы видим и скромных трудолюбивых падчериц, которых обижают их мачехи и сводные сестры (например, сказка «Морозко»), и умелых работниц, вынужденных терпеть притеснение от несправедливых и жадных хозяев, и многие другие женские образы. Еще одна часто встречающаяся ипостась героини русского фольклора — это любимые царские (или купеческие) дочери, чрезмерно опекаемые любящим отцом и поэтому превратившиеся в капризных, придирчивых, вздорных красавиц. В итоге отцу приходится искать претендента на руку своей дочери с целью ее воспитания или же спасения от змея (или иного персонажа, опять-таки пришедшего в сказку из мифов об инобытийных существах). Кроме того, в сказках нашего народа нередко можно встретить преданных жен и невест, бесстрашно отправляющихся на поиски своего суженого (Например, сказка «Финист — ясный сокол»). Наконец, в народных сказках богато представлены образы различных магических, наделённых особыми способностями (предвидением, сверхъестественной мудростью, ловкостью и пр.) дев, способных к тому же лягушек, лебедей превращаться в голубиц, жар-птиц и т.д. Они появляются в случае необходимости помочь своему избраннику в трудной ситуации. Понятно, что эти образы также имеют явное мифологическое происхождение.

Среди отрицательных героинь русских народных сказок особенно часто мы видит инобытийных персонажей — например, таких, как баба-Яга. Они также имеют прямое отношение к мифам (потусторонние силы, силы природы) и, скорее всего, являются воплощением языческих жриц, имеющих отношения с хтоническим миром и его образами. Так, возможно, именно баба Яга, как никакой иной из женских образов, продолжила (в новом виде) роль Матери богини, связанной с обрядами инициации и перехода человека из одного мира в другой. На это указывает и то, что в народных сказках Баба Яга очень часто помогает героям пройти через суровые испытания, чтобы получить новые знания, новую жизнь и новый статус.

Мы попробуем проанализировать типичные черты, раскрывающие сущность женских сказочных образов, созданных русским этносом, а также -их связь с восточнославянской мифологией:

1. Имя героини. Оно имеет достаточно важное значение, поскольку, как считалось традиционно, именем во многом определяется судьба, характер героини, придается статус ее образу. Кроме того, в имени часто содержатся и оценочные характеристики (например, Василиса Премудрая, Марья-краса и пр.), лежащие в основе всего сюжета сказки.

Отметим, что форма имени героини может меняться в зависимости от того, кем она является. Так, если речь идет о персонаже с довольно высоким социальным статусом (королевна, царская дочь), то она получает, например, имя Елена. Ну, а если в сказке представлена простая крестьянская девушка, то она зовётся Аленушкой. То же самое мы видим и в случае с именем Марья. Героиня может именоваться и Марьей-царевной, и Марьюшкой, а может преобразиться в Машу или даже Машеньку.

_

Этимология большинства сказочных женских имен восходит к глубокой древности, к тем временам, когда прозвища, которые получали люди, соответствовали каким-нибудь особенностям их характера, внешнего облика или же занятий. Примеров тому множество: Богатырка Синеглазка, Настасья-золотая коса, Крошечка-Хаврошечка и т.д. В частности, исследователь Н. В. Новиков в своей работе упоминает такие варианты одного и того же женского имени, как Настася-прекрася, Настася-привокрася, Настяся-пирикрася, Настяся-самокрася, Настасья золотая (долгая) коса [1, с. 121].

2. Семейное положение героини сказки. Оно может быть непосредственно связано с древней славянской мифологией — например, Солнцева сестра, дочь Месяца и пр. Также надо отметить, что многие женские персонажи либо являются настоящими родственницами главного героя — мужчины, либо выдают себя за них. Собственно говоря, основные женские персонажи в волшебной народной сказке — это мать, сестра, дочь, невеста, жена, падчерица.

Порою именно родственные отношения персонажей и определяют особой основные коллизии народной сказки. Так, сюжет завязывается вокруг определенного конфликта внутри семьи (сестры, мачеха и падчерица, др.). Нам легко заметить, что подобные конфликты чаще всего основаны на противопоставлении родных и чужих (например, дочерей). Некоторые исследователи считают, что сказочные образы мачехи и ее дочерей выступают в роли главенствующего материнского начала. Это -образ властной силы, главного лица в семье и доме, некоего матриархата. При этом отец и муж обычно остается где-то в стороне, безличным и безгласным, а в противостояние вступает его дочь от первого брака (как ни странно, она, таким образом, предстаёт как носитель патриархальных черт). [3].

3. Внешний вид героини сказки и ее личностные характеристики. Отметим, что некоторые из сказочных женских персонажей иногда даже способны принимать внешне безобразный вид. Например, они превращаются в лягушек и змей, или, став жертвой козней сказочного злодея, каменеют, чернеют, превращаются в безобразных старух (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Рога» и др.). Однако здесь неприглядный внешний облик служит лишь контрастирующей оболочкой для необычайной внутренней красоты, душевной силы, благородства героини. Это и обнаруживается в дальнейшем при испытании героини. Таким образом, внешний облик и внутренний мир сказочных женщин или контрастируют, противопоставляются друг другу, или взаимодополняются.

Народ справедливо полагал, что внешняя красота сама по себе не должна цениться слишком высоко. Для него гораздо важнее красота внутренняя. Приведем пример. Так, в сказке «Финист — ясный сокол» старшие дочери думают только о своей внешности — наряжаются в новые сарафаны и платья, надевают золоченые бусы и так далее. Млад-

ШЬТШОШОУ /

шая же дочь — другая. Она, в первую очередь умница-разумница», а уж потом — красавица, которую «что ни в сказке сказать, ни пером описать: брови соболиные, очи соколиные, русая коса до пояса» [6, с.5].

Также нетрудно заметить, что внутренняя и внешняя красота героини сказки очень часто связана именно с образом матери, ведь и женская красота во всем русском фольклоре неразрывно связана с этим архетипом и образом.

4. Социальный статус женского персонажа сказки. В большинстве фольклорных произведений социальный статус прямо декларируется, определяя сословную принадлежность героини. К примеру, в сказках сразу определяется, кем является их главная героиня — царевной, королевной, купеческой дочерью, или же, напротив, бедной сироткой, крестьянкой, работницей.

При этом социальный статус не имеет важного значения и может действовать в обратную сторону: обычно сказочные падчерицы и сиротки, успешно проходя испытания и проявляя свои лучшие черты, получают богатое приданое и красавца-жениха («Морозко»). Таким образом, тут более значимы и показательны нравственные качества женщины, которые и проявляются в сказочном мире.

Мы можем заключить следующее.

1. Обращение к произведениям устного народного творчества как к истоку национальных корней помогает нам глубже осмыслить взгляды на женские образы, которые предстают культурной метафорой и воплощением образа женщины — матери, посредником между природой и человеком (обществом).

2. Народные сказки демонстрируют особый эталон женской красоты, характерный для восточнославянского, а позже русского мира. Русская женщина — это красавица с богатым внутренним миром, воплощение материнства, хранительница семейных ценностей и домашнего очага, сильная духом; в ее образе воплощены мудрость, доброта, терпение, трудолюбие, отвага, милосердие.

Список литературы:

1. Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Ленинград: Наука, 1974. — 256 с.

2. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. — Москва: Изд. АН СССР, 1963. — 123 с.

3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — Москва: Лабиринт, 2009 — 274 с.

4. Пропп В.Я. Русская сказка. — Москва: Лабиринт, 2000. — 416 с.

Русский фольклор в большинстве своем патриархален и мизогинен — главная героиня ждет царевича, а сестры и мачеха ее изводят. Но если внимательно перечитать русские волшебные сказки, можно обнаружить героинь с активной жизненной позицией, которые ходят на войну, самостоятельно находят себе царевичей или вовсе не хотят замуж. О переосмыслении сказок Forbes Woman поговорил с их исследовательницей кандидатом филологических наук Варварой Добровольской

— Какие жизненные сценарии предлагает женщинам сказка? На первый взгляд кажется, что им отводится только патриархальная роль жены, «приза» для главного героя. А есть ли другие варианты?

— Сказка — часть традиционной культуры, которая транслирует соответствие норме как главную ценность. Норма для женщины — это примерная жена, добродетельная мать и хорошая хозяйка. И героини русских сказок в основном ей соответствуют, даже если это не совсем безвольные, послушные женщины. Традиционно можно встретить четыре образа. Первый — царевна, которая ждет царевича, она самый пассивный и бездеятельный персонаж. Такая девушка сидит в высокой башне и ждет, когда герой на своем могучем коне до нее допрыгнет, она плачет, ожидая, когда ее съест страшный змей или безропотно позволяет себя увезти. Второй персонаж  — дева-воительница, пожалуй, самый деятельный и самостоятельный тип героини, она полноправная хозяйка своей судьбы, равная мужчине во всем.  Третья героиня — преданная жена или невеста героя: обычно много страдает (в научном дискурсе ее называют «невинно гонимой героиней»). И есть негативные образы злых родственниц: мать, мачеха, сестра. 

— А как же в эту «нормальную» патриархальную роль вписываются девушки с активной жизненной позицией — те же самые воительницы или искательницы?

— Возьмем, к примеру, девушку из сказки о Финисте — Ясном соколе. Марьюшка отправляется в путешествие в тридевятое царство, чтобы найти любимого, который вынужден исчезнуть из ее жизни по вине злых и завистливых сестер героини (главная героиня износила «трое башмаков железных, трое посохов железных, трое колпаков железных», прежде чем вернуть себе жениха. — Forbes Woman). Это отклонение от нормы, однако в сказке оно оправдывается — все ради любви. Кстати, ее сестры, которые в сказке вставили ножи в окна и тем самым ранили Финиста, осуждаются: они мешают чужому счастью, так делать нельзя. В  итоге героиня находит Финиста, они женятся, и Марьюшка возвращается к норме — становится примерной женой и хозяйкой. 

То же самое обычно происходит и с воительницами. Вообще это «ненормально» для женщины — совершать подвиги, воевать. Но как только царевич побеждает героиню, все возвращается на круги своя, и женщина становится все той же прилежной хозяйкой. А если вдруг не сидится ей дома и отправляется она снова делать свои богатырские дела, то обязательно происходит  что-то плохое. Как в сказке о Марье Моревне: она идет на войну, Иван-царевич заглядывает в чулан, а там Кощей Бессмертный прикован. Иван дает ему три ведра воды, Кощей вырывается на свободу и похищает Марью Моревну. Приходится Ивану ее спасать.

— То есть для женщин есть сценарии, где они могут быть сильными — но при этом они все равно не должны уходить далеко от своей патриархальной роли?

— Женщине в русской сказке вроде разрешается быть сильной, но не сильнее главного героя — мужчины. Или она хотя бы должна быть достаточно умной, чтобы притворяться слабее. Иногда герой и героиня находятся на равных позициях, как в случае с воительницей, но если мужчина докажет, что он сильнее и умнее,  то женщина вернется к своей «правильной» подчиненной позиции.

— А бывают ли сюжеты, где героиня оказывается выше героя по статусу?

— Да, такие сценарии тоже есть. Один из них связан с героинями, которые не совсем люди. Например, женщина-птица — это персонаж иного мира. Герой в таком случае — либо неудачник, либо просто низкий по социальному статусу человек, царский охотник. Такую историю мы видим в сказке «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». В ней простой стрелок сбивает птицу, которая оказывается прекрасной девушкой, обладающей различными чудесными способностями. Но на этом сказка не заканчивается, для начала герой должен подняться до уровня героини. И он подтверждает свой статус тем, что идет туда, «не знаю куда», и приносит то, «не знаю что», а потом побеждает царя, занимает его место — самую высокую позицию в мире людей. Герои становятся равными.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», 1901 (Фото DR)

— Бывают ли сказочные героини похожими на феминисток, т. е. независимыми, не стремящимися обязательно выйти замуж? Как к ним относятся в сказках? 

— Да, это как раз другой вариант сказки, где героиня изначально выше мужчин-героев по статусу. Герой может быть царским сыном или даже царем, но он не богатырь и даже не очень умный человек. Ему всегда и во всем помогает помощник, который ниже его по статусу: Ивашка белая рубашка, горький пьяница или дядька Катома. В сказках этого типа показана героиня, которая изначально настроена против мужчин. Ее образ похож на представление некоторых людей о современных феминистках, и он, очевидно, осуждается в сказках. В такой истории к женщине сватаются разные мужчины, но она не хочет просто так подпускать их к себе, поэтому она устраивает испытания. Герою нужно отгадать ее загадки, или спрятаться от нее, или победить ее в сражении. И никому это не удается — головы неудавшихся женихов украшают стены ее дворца.

Но однажды находится царевич с помощником, которому удается одолеть царевну и принудить ее к браку с царевичем.  Тут заканчивается первая часть сказки. Истинный герой — это слуга, и когда героиня понимает, что ее обманули, то отрубает слуге ноги, а царя отправляет пасти свиней. Безногий герой возвращает себе части тела, и они с царевичем разрубают героиню напополам, достают из нее змея, затем оживляют ее , и она становится «нормальной» женщиной: доброй, милой и ласковой. Посыл быть независимой от мужчин, не хотеть с ними семьи — это  отклонение от нормы, которое надо исправить.

«Стрельчиха перед царем и свитой», иллюстрация к сказке «Поди туда, не знаю куда», 1919 (Фото DR)

— Кажется, что в русских сказках женщины в основном взаимодействуют со своим будущим или текущим романтическим партнером. А что насчет кровных родственников? 

— Если смотреть не на сказки, а на эпос, то хорошим примером будет историческая песня об Авдотье Рязаночке. Эта храбрая женщина пошла вслед за мужчинами, угнанными татарами из Рязани, и дошла до самого хана. Она просила вернуть своих родных — мужа, брата, сына. А хан ей в ответ: «Верну только одного, выбирай кого». Тогда Авдотья решила так: мужа еще найду, детей еще рожу, а брата у меня больше не будет, — и попросила отдать брата. Так она отстояла норму: кровное родство превыше всего. И ее вознаградили — хан в итоге отпустил всех пленных. А вот в некоторых сказках эта норма нарушается.

Например, такой сюжет: шли сестрица с братом по лесу, наткнулись на избушку, в которой обитает разбойник. Брат  победил  этого персонажа и посадил  в подпол. Но девушки обычно любопытны, поэтому  и героиня заглянула  в подпол. Охотник-змей положил глаз на девушку и предложил ей избавиться от брата, чтобы зажить с ней вдвоем свободно. Сестра согласилась  и притворилась  больной, чтобы отправить брата в лес якобы за лекарством. Брат ушел и добыл сначала волчье молоко, потом — львиное, потом — медвежье. Звери отдали ему своих детенышей: волчица — волчонка, львица — львенка, медведица — медвежонка. В итоге сестра с охотником как-то извели  братца: то ли разрубая его на части, то ли превращая в камень. Тогда его помощники-животные принесли  живую воду, прирастили  отрубленные части тела и оживили  его. Брат отомстил и убил сестру-предательницу — она получила  наказание за то, что нарушила норму.

Баба-яга в каком-то смысле действительно феминистка. Она живет одна в лесу, она мудрая и опытная, раздает советы бестолковым путешествующим мужикам

— Во многих сказках мы видим, как героиням практически на ровном месте хотят навредить другие женщины. Делают они это то ли из зависти, то ли из страха — в общем, похоже на внутреннюю мизогинию.  Ненависть женщин друг к другу пропагандирует патриархальный мир. В идеальном для феминисток сценарии женщины перестают изводить друг друга и объединяются, а как в сказках?

— А в сказках героиню все равно спасает мужчина — тот, кто женится на ней и решает все ее проблемы. Взять Аленушку с братцем Иванушкой — в этой истории главную роль спасателя играл царь,  муж Аленушки. Когда злая колдунья бросила девушку в воду, братец Иванушка, обернувшийся козленочком, мог только топать копытцем и разговаривать с ней. Аленушка никак не могла выбраться сама: она рассказала брату, что камень давит ей на грудь, а водоросли окутали волосы. Это услышал ее муж и спас Аленушку.

Или Крошечка-Хаврошечка. Ее обижали злая мачеха и сестры, из друзей у нее была только добрая корова. Мачеха приказала убить корову, но Хаврошечка не стала есть ее мясо, а кости сохранила и посадила во дворе — на их месте выросла яблонька. Мимо проезжал царевич и захотел угоститься яблоком, и дерево послушалось только Крошечку-Хаврошечку. В благодарность он решил на ней жениться и увез с собой, спас от недоброй семьи.

«Баба-яга», иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900 (Фото DR)

— Давайте поговорим о Бабе-яге, наверное, самом ярком женском персонаже из всех сказок. Она ведь не сразу стала страшной сгорбленной старухой с костяной ногой?

— Баба-яга и правда персонаж очень занимательный, вездесущий и многогранный. Сложно сейчас проследить, каким был ее образ изначально. Но из-за того, что она связана со смертью, она не могла быть молодой и красивой — это тоже нарушение нормы. Смерть женщины в молодом возрасте значит, что она не выполнила свою основную «функцию» — не вышла замуж, не родила детей. Поэтому до сих пор в некоторых регионах России умерших девушек могут хоронить в свадебном платье, а беременных — с детскими вещичками.  Баба-яга в каком-то смысле действительно феминистка. Она живет одна в лесу, она мудрая и опытная, раздает советы бестолковым путешествующим мужикам. Вроде бы у нее костяная нога, но если приглядеться, то второй ноги у нее вовсе нет, и вообще вместо ног у нее змеиный хвост, потому что она полубогиня, связанная с подземным царством мертвых. Так что кавалер ей действительно не очень-то и нужен. Этот образ — очень важная фигура в мифологии.  В мифологических представлениях подобные ей персонажи отвечают за обряды, связанные с  инициацией и похоронами.

— Неужели кроме Бабы-яги, нет женских персонажей, которые не только в начале сказки, но и в ее конце остаются гордыми, независимыми, умными и сильными?

— В русской традиции, да и до сих пор в культуре, все же считается, что женщина глупее и слабее мужчины. И даже если ты Василиса Премудрая, у тебя все равно появится свой Иван-дурак, на которого можно опереться.  Хотя, казалось бы, зачем он вообще нужен? Этот стереотип из сказок перенесся в кино, ведь это те же самые современные сказки. И вот у нас есть умная, образованная Катерина из «Москва слезам не верит», которой для полного счастья обязательно нужен слесарь Гоша. Или фильмы «Весна на Заречной улице», «Дело было в Пенькове» — там примерно такие же истории. 

— Как вы считаете, стоит ли переосмыслить русские сказки, как это сделал с европейскими сказками Disney? Или хотя бы читать с пояснениями о том, что бывает по-другому? 

Сказки — это просто культурный пласт, как любое искусство. Рубенс тоже может не быть феминистичным, но это же не значит, что не нужно смотреть его картины? Тем более что далеко не всем взрослым до конца понятно, что такое феминизм и про что он, не говоря уже о детях.

— Феминизм — про то, что у женщины есть множество потенциальных жизненных сценариев.

Да, это очень точно сказано. И в сказках, конечно, таких сценариев не хватает. Так что тут зависит все от человека: хотите читать детям такие сказки — читайте, не хотите — не читайте. Других сказок у нас нет.

  • Женский образ в романе обломов сочинение
  • Женский образ в рассказе темные аллеи
  • Женой какого императора россии была принцесса которой читал свои сказки андерсен
  • Жених сказка пушкина читать краткое содержание
  • Жених сказка пушкина смотреть