Всегда ли творец доволен результатами своего труда? Именно на этот вопрос пытается ответить Ф.Кривин в тексте, предложенном для анализа.
Герой рассказа с детства занимается рисованием и, видя недостатки своих картин, пытается сделать их лучше и лучше. “Маленький художник никак не мог расстаться со своей работой: он всё что-то добавлял, подмалёвывал…” Этот фрагмент показывает нам, как начинающий живописец был недоволен результатом своего творчества и хотел его улучшить, постоянно повторяя “ не то, не то, не то”. В один из таких дней мальчик встретился со стариком, который сошёл со своего портрета и стал появляться всякий раз, когда художник говорил своё традиционное “не то”.
Став взрослым и признанным живописцем, молодой человек не перестал сомневаться в своём мастерстве. “Каждая новая картина казалась ему неудачей”. Из этих слов понятно, что художник вырос, но уверенности в своём таланте не приобрёл. Вновь встретившись с Нето (а именно так звали старика), герой рассказа стал работать ещё усерднее.
Оба примера, дополняя друг друга, показывают сомнение художника в своих способностях и недовольство результатами своей работы. Это мешало ему создавать картины и наслаждаться процессом творчества.
Автор хочет донести до читателя мысль о том, что чувство неудовлетворённости своей работой опасно для творца: оно мешает ему создавать шедевры.
Я согласна с автором. Постоянное чувство недовольства собой действительно не даёт людям развиваться и достигать высоких целей. Неуверенность в себе и своём деле никогда не сделает человека профессионалом. И в то же время самодовольство тоже не лучший друг успеха. А герой Ф.Кривина стал именно самодовольным на склоне лет — старик Нето его больше не посещал.
Таким образом, напрашивается вывод: неуверенность в себе, в своём таланте мешает художнику достичь творческих высот, но куда печальнее судьба творца, переставшего напряжённо работать, уверовавшего в свою гениальность и только на закате жизни понявшего, что он все свои силы отдал тому, что рисовал “не то, не то, не то”.
Есть такие произведения искусства, которые в своей непревзойдённости не перестают восхищать всё новые и новые поколения. Как же удалось художникам, их создавшим, достичь такого совершенства?
Над проблемой творческого поиска человека искусства размышляет писатель Ф.Д. Кривин в предложенном тексте.
Приведу пример из текста, который бы помог доказать, что, находясь в вечном поиске, человек способен на создание шедевра. Рассуждая над данной темой, автор рассказывает о детстве Художника, который нарисовал портрет старика, и всё усовершенствовал свою работу, пока ему не явился неизвестный старик, назвавший себя Нето. Старик высказал очень важную мысль: «Все, кто имеет со мной дело, считают, что я — это совсем не
то, что им нужно; всё лучшее, что создано на земле человеком, создано при моём участии».
В фразе старика, явившегося Художнику, звучит мысль о том, что только неудовлетворённость своей деятельностью заставляет настоящего творца совершенствовать свои работы и двигаться дальше.
Хочу привести ещё один пример из текста, который дополняет первый и помогает нам раскрыть позицию автора. В жизни героя рассказа наступил момент, когда он перестал сомневаться в совершенстве своих работ. И вот на старости лет ему опять явился старик Нето. При появлении старика Художник увидел свои последние работы в новом свете. Это было совсем не то, что он мечтал создать. Но был он теперь старым и разбитым, поздно было уже что-то менять, жизнь подошла к концу.
Этот пример из текста говорит о том, что, даже находясь на вершине славы, нужно критически относиться к своему творчеству, чтобы не застыть на пике собственной славы, так как пик будет недолговечным, и вскоре начнётся падение.
В этом, по моему мнению, и заключается позиция автора. Только вечный творческий поиск заставляет истинного художника создавать настоящие шедевры, способные выдержать испытание временем, способные удивлять и восхищать.
В некоторой степени я согласен с позицией автора, но это вопрос, конечно, философский. Излишние сомнения, чувство неудовлетворённости могут привести слишком чувствительного человека к психическим срывам, даже к преступлениям. Но в том, что недовольство собой заставляет человека двигаться дальше, я согласен. Вспомним повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Пока молодой художник Чертков искал свой стиль, в поте лица трудился над своими произведениями, в его работах присутствовала искра таланта. Но став богатым и знаменитым, герой растерял свой талант, так как перестал сомневаться в своих работах, доверившись лишь мнению высшего общества.
Недаром говорят: «Правда глаза колет», об этом и говорит Ф. Д. Кривин в своей полусказке. Смысл этой полусказки очень труден. По названию рассказа можно понять, что чистая правда не всегда приятна, иногда лучше сказать человеку полуправду, особенно если вы плохо знакомы приврать чуть — чуть, чем нанести ему моральный вред. Ведь человек может не понять твоих слов или понять их по-своему. Кому-то говорить полуправдой легче, свободнее, ведь не всегда правда приятна. Человек может обидеться на правду, но и может понять ее и принять какие-то меры. Всё это зависит от характера нрава человека. Главное не навредить правдой. Во многих случаях человек может простить и попытаться исправиться.
Конечно, правду многие боятся, но куда же без неё? Ведь сложно жить всю жизнь во лжи, как говорится в пословице: «Лучше горькая, но правда, чем сладкая, ложь»
написать сочинение в формате ЕГЭ 1)Жил на свете Художник.
(2)Однажды, ещё в детстве, он нарисовал портрет старика. (3)Старика этого он выдумал, но на портрете старик получился совсем как живой. (4)Маленький Художник никак не мог расстаться со своей работой: он всё что-то добавлял, подмалёвывал и так увлёкся, что старику это надоело. (5)Он сошёл с портрета и сердито сказал:
(6)– Довольно! (7)Ты меня совсем замучаешь!
(8)Маленький Художник растерялся: ему не приходилось прежде иметь дело со стариками, которые сходят со своих портретов.
(9)– Кто вы такой? — спросил он. (10)– Может быть, колдун?
(11)– Нет, не то!
(12)– Фокусник?
(13)– Не то!
(14)– Ага, теперь я понимаю, — догадался мальчик. (15)– Вас, вероятно, зовут Нето. (16)Только я, признаться, никогда не слыхал такого имени.
(17)– На этот раз ты угадал, — сказал старик. (18)– Меня действительно так зовут. (19)И знаешь почему? (20)Все, кто имеет со мной дело, считают, что я — это совсем не то, что им нужно.
(21)– А какие у вас дела? — спросил мальчик.
(22)– Ну, — важно ответил старик, — работы у меня достаточно. (23)Всё лучшее, что создано на земле человеком, — создано при моём участии. (24)Когда-нибудь ты это поймёшь.
(25)И старик удалился на свой холст.
(26)Маленький Художник теперь уже не осмеливался прикасаться к нему. (27)Он спрятал портрет старика и вскоре о нём забыл.
(28)Шли годы. (29)Маленький Художник вырос и стал настоящим Художником. (30)Его искусство признали и полюбили, его картины украшали залы лучших картинных галерей. (31)Многие завидовали Художнику — его славе, его успеху, считали Художника счастливым человеком.
(32)А на самом деле это было не так.
(33)Художник был недоволен своими картинами. (34)Они доставляли ему радость лишь тогда, когда он над ними работал. (35)А кончалась работа — и возникали сомнения. (36)Каждая новая картина казалась ему неудачей.
(37)Однажды, вернувшись домой с очередной выставки своих картин, он долго не мог уснуть.
(38)Он перебирал в уме картины, и ему было досадно за людей, которые ими восхищались.
(39)– Не то, всё не то! — воскликнул Художник. (40)И вдруг перед ним появился старик.
(41)Это был тот старик, которого Художник нарисовал в детстве.
(42)– Здравствуй, — сказал старик, — ты меня, кажется, звал?
(43)– Кто вы такой? — удивился Художник.
(44)– Ты, видно, меня не узнал, — огорчился старик. (45)– Вспомни портрет, который ты когда-то нарисовал.
(46)– Не говорите мне о моих работах, — попросил Художник. (47)– Ничего у меня с ними не получается, сколько ни бьюсь. (48)И почему только всем нравятся мои картины?
(49)– Как это всем? — возразил старик. (50)– Мне, например, не особенно нравятся.
(51)– Вам не нравятся мои картины? — спросил Художник, не в силах скрыть своего удивления.
(52)– А что ж тут такого? (53)Ведь тебе они тоже не нравятся.
(54)Очень расстроил Художника этот разговор. (55)Правда, он и раньше критически относился к своим работам, но его утешало то, что он в этих суждениях одинок и, может быть, ошибается.
(56)Никогда ещё Художник не работал так напряжённо. (57)Новые картины принесли ему ещё большую славу и окончательно развеяли все сомнения.
(58)«Если бы старик увидел эти картины, — думал он, — они бы, наверно, ему понравились».
(59)Но старик больше не появлялся.
много лет.
(61)И вот однажды Художник, уже больной и старый, роясь в своих архивах, нашёл портрет старика.
(62)«Что это за рисунок? — подумал он. (63)— Я его совсем не помню».
(64)– Ты меня опять не узнал, — сказал старик, сходя со своего портрета. (65)— Я всё ждал, что ты меня позовёшь, но ты так и не позвал. (66)Ты, видно, вполне доволен своей работой и поэтому забыл про старика Нето, который один может создать что-нибудь путное. (67)Вот перед тобой твои картины — посмотри на
(68)И вдруг все картины словно преобразились. (69)Художник смотрел на них и не верил, что это им он посвятил всю свою жизнь.
(70)– Что это! — крикнул он. (71)– Разве это мои картины? (72)Нет, это не то! (73)Не то! (74)Не то, не то, не то!..
(75)– Ты зовёшь меня, — грустно сказал старик. (76)– Но теперь уже поздно. (77)К сожалению, поздно.
(По Ф. Кривину)
ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМУ для сочинения ЕГЭ
ХУДОЖНИК
(1)Жил на свете Художник.
(2)Однажды, ещё в детстве, он нарисовал портрет старика. (3)Старика этого он выдумал, но на портрете старик получился совсем как живой. (4)Маленький Художник никак не мог расстаться со своей работой: он всё что-то добавлял, подмалёвывал и так увлёкся, что старику это надоело. (5)Он сошёл с портрета и сердито сказал:
(6)– Довольно! (7)Ты меня совсем замучаешь!
(8)Маленький Художник растерялся: ему не приходилось прежде иметь дело со стариками, которые сходят со своих портретов.
(9)– Кто вы такой? — спросил он. (10)– Может быть, колдун?
(11)– Нет, не то!
(12)– Фокусник?
(13)– Не то!
(14)– Ага, теперь я понимаю, — догадался мальчик. (15)– Вас, вероятно, зовут Нето. (16)Только я, признаться, никогда не слыхал такого имени.
(17)– На этот раз ты угадал, — сказал старик. (18)– Меня действительно так зовут. (19)И знаешь почему? (20)Все, кто имеет со мной дело, считают, что я — это совсем не то, что им нужно.
(21)– А какие у вас дела? — спросил мальчик.
(22)– Ну, — важно ответил старик, — работы у меня достаточно. (23)Всё лучшее, что создано на земле человеком, — создано при моём участии. (24)Когда-нибудь ты это поймёшь.
(25)И старик удалился на свой холст.
(26)Маленький Художник теперь уже не осмеливался прикасаться к нему. (27)Он спрятал портрет старика и вскоре о нём забыл.
(28)Шли годы. (29)Маленький Художник вырос и стал настоящим Художником. (30)Его искусство признали и полюбили, его картины украшали залы лучших картинных галерей. (31)Многие завидовали Художнику — его славе, его успеху, считали Художника счастливым человеком.
(32)А на самом деле это было не так.
(33)Художник был недоволен своими картинами. (34)Они доставляли ему радость лишь тогда, когда он над ними работал. (35)А кончалась работа — и возникали сомнения. (36)Каждая новая картина казалась ему неудачей.
(37)Однажды, вернувшись домой с очередной выставки своих картин, он долго не мог уснуть.
(38)Он перебирал в уме картины, и ему было досадно за людей, которые ими восхищались.
(39)– Не то, всё не то! — воскликнул Художник. (40)И вдруг перед ним появился старик.
(41)Это был тот старик, которого Художник нарисовал в детстве.
(42)– Здравствуй, — сказал старик, — ты меня, кажется, звал?
(43)– Кто вы такой? — удивился Художник.
(44)– Ты, видно, меня не узнал, — огорчился старик. (45)– Вспомни портрет, который ты когда-то нарисовал.
(46)– Не говорите мне о моих работах, — попросил Художник. (47)– Ничего у меня с ними не получается, сколько ни бьюсь. (48)И почему только всем нравятся мои картины?
(49)– Как это всем? — возразил старик. (50)– Мне, например, не особенно нравятся.
(51)– Вам не нравятся мои картины? — спросил Художник, не в силах скрыть своего удивления.
(52)– А что ж тут такого? (53)Ведь тебе они тоже не нравятся.
(54)Очень расстроил Художника этот разговор. (55)Правда, он и раньше критически относился к своим работам, но его утешало то, что он в этих суждениях одинок и, может быть, ошибается.
(56)Никогда ещё Художник не работал так напряжённо. (57)Новые картины принесли ему ещё бо?льшую славу и окончательно развеяли все сомнения.
(58)«Если бы старик увидел эти картины, — думал он, — они бы, наверно, ему понравились».
(59)Но старик больше не появлялся.
(60)Прошло много лет.
(61)И вот однажды Художник, уже больной и старый, роясь в своих архивах, нашёл портрет старика.
(62)«Что это за рисунок? — подумал он. (63)— Я его совсем не помню».
(64)– Ты меня опять не узнал, — сказал старик, сходя со своего портрета. (65)— Я всё ждал, что ты меня позовёшь, но ты так и не позвал. (66)Ты, видно, вполне доволен своей работой и поэтому забыл про старика Нето, который один может помочь создать что-нибудь путное. (67)Вот перед тобой твои картины — посмотри на
(68)И вдруг все картины словно преобразились. (69)Художник смотрел на них и не верил, что это им он посвятил всю свою жизнь.
(70)– Что это! — крикнул он. (71)– Разве это мои картины? (72)Нет, это не то! (73)Не то! (74)Не то, не то, не то!..
(75)– Ты зовёшь меня, — грустно сказал старик. (76)– Но теперь уже поздно. (77)К сожалению, поздно.
(1) Жил на свете Художник.
(2) Однажды, ещё в детстве, он нарисовал портрет старика. (3) Старика этого он выдумал, но на портрете старик получился совсем как живой. (4)Маленький Художник никак не мог расстаться со своей работой: он всё что-то добавлял, подмалёвывал и так увлёкся, что старику это надоело. (5)Он сошёл с портрета и сердито сказал:
— Довольно! (6)Ты меня совсем замучаешь!
(7)Маленький Художник растерялся: ему не приходилось прежде иметь дело со стариками, которые сходят со своих портретов.
— (8)Кто вы такой? — спросил он. — (9)Может быть, колдун?
— (10)Нет, не то!
— (11)Ага, теперь я понимаю, — догадался мальчик. — (12)Вас, вероятно, зовут Нето?
— (13)На этот раз ты угадал, — сказал старик. — (14)Меня действительно так зовут. (15)И знаешь почему? (16) Все, кто имеет со мной дело, считают, что я — это совсем не то, что им нужно; всё лучшее, что создано на земле человеком, создано при моём участии.
(17)И старик удалился на свой холст. (18)Маленький Художник теперь уже не осмеливался прикасаться к нему. (19)Он спрятал портрет старика и вскоре о нём забыл.
(20)Шли годы. (21)Маленький Художник вырос и стал настоящим Художником. (22)Его искусство признали и полюбили, его картины украшали залы лучших картинных галерей. (23)Многие завидовали Художнику — его славе, его успеху, считали Художника счастливым человеком. (24) А на самом деле это было не так.
(25)Художник был недоволен своими картинами. (26)Они доставляли ему радость лишь тогда, когда он над ними работал. (27)А кончалась работа — и возникали сомнения. (28)Каждая новая картина казалась ему неудачей.
(29)Однажды, вернувшись домой с очередной выставки своих картин, он долго не мог уснуть. (ЗО)Он перебирал в уме картины, и ему было досадно за людей, которые ими восхищались.
— (31)Не то, всё не то! — воскликнул Художник.
(32)И вдруг перед ним появился старик. (ЗЗ)Это был тот старик, которого Художник нарисовал в детстве.
— (34)Ты, видно, меня не узнал, — произнёс старик. — (35)Вспомни портрет, который ты когда-то нарисовал.
— (36)Не говорите мне о моих работах, — попросил Художник. — (37)Ничего у меня с ними не получается, сколько ни бьюсь. (38)И почему только всем нравятся мои картины?
— (39)Как это всем? — возразил старик. — (40)Мне, например, не особенно нравятся.
(41)Очень расстроил Художника этот разговор. (42)Правда, он и раньше критически относился к своим работам, но его утешало то, что он в этих суждениях одинок и, может быть, ошибается. (43)Никогда ещё Художник не работал так напряжённо. (44)Новые картины принесли ему ещё большую славу и окончательно развеяли все сомнения. (45)»Если бы старик увидел эти картины, — думал он, — они бы, наверно, ему понравились.» (46)Но старик больше не появлялся.
(47) Прошло ещё много лет.
(48) И вот однажды Художник, уже больной и старый, роясь в своих архивах, нашёл портрет старика. (49)»Что это за рисунок? — подумал он. — (50)Я его совсем не помню».
— (51)Ты меня опять не узнал, — опечалился старик, сходя со своего портрета. — (52)Я всё ждал, что ты меня позовёшь, но ты так и не позвал. (53)Ты, видно, вполне доволен своей работой и поэтому забыл про старика Лето. (54)Вот перед тобой твои картины.
(55)И вдруг все картины словно преобразились. (бб)Художник смотрел на них и не верил, что это им он посвятил всю свою жизнь.
— (57)Что это! — крикнул он. — (58)Разве это мои картины? (59)Нет, это не то! (60)Не то. (61)Не то, не то, не то!
— (62)Ты зовёшь меня, — грустно сказал старик. — (63)Но теперь уже поздно. (64)К сожалению, поздно.
(По Ф.Д. Кривину*)
* Феликс Давидович Кривик (1928-2016) — советский и российский писатель, поэт и сценарист, радиожурналист, педагог, автор интеллектуальных юмористических произведений.
Задание 23
23. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Маленький Художник создал портрет старика, и хотя этот персонаж был выдуман, но на портрете он выглядел как живой.
2) Маленький Художник придумал старику имя Нето, и это не очень обрадовало старика.
3) Когда к Художнику пришла слава, он вспомнил старика Нето, который похвалил его за созданные картины.
4) Картины доставляли Художнику радость, когда он над ними работал и тем более когда ими восхищались другие люди.
5) Старик был огорчён тем, что больной и старый Художник, рассматривая портрет старика, не узнал его.
Задание 24
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 2-5 содержат повествование.
2) В предложении 16 не содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 15.
3) В предложениях 22-24 представлено рассуждение.
4) Предложения 26-28 раскрывают тезис, заявленный в предложении 25.
5) В предложении 56 указана причина того, о чём говорится в предложении 55.
Задание 25
Из предложений 47-50 выпишите контекстные синонимы.
Задание 26
Среди предложений 20-28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Задание 27
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 23-26.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (Л, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
«Автор, погружая читателя в атмосферу творчества, использует такой приём, как (А)_________(предложения 8-16). Синтаксическое средство — (Б)________(предложения 9, 12) — помогает передать мыслительный процесс Художника. Особую выразительность тексту придаёт лексическое средство — (В)_______ («принесли… славу», «развеяли… сомнения» в предложении 44). Продемонстрировать отношение старика к эмоциональной реакции Художника позволяет приём — (Г)__________(предложения 63,64)».
Список терминов:
1) контекстные антонимы
2) вводные слова и конструкции
3) вопросно-ответная форма изложения
4) обособленные члены предложения
5) ряды однородных членов предложения
6) противопоставление
7) фразеологизмы
восклицательные предложения
9) эпифора