Жилин и костылин сравнительная характеристика сочинение

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Толстой Л. Н.
  4. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

В произведении Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» показаны два разных, противоположных друг другу главных героя – Жилин и Костылин. В данном рассказе показана правдивая, жизненная история, которая удивляет своей простотой.

Два главных героя являются сослуживцами офицерами и друзьями в беде. Жилин и Костылин – дворяне, служащие на Кавказе. Во время отправления в отпуск они попадают в плен к горцам. Читая данный рассказ, приходится смотреть на данную ситуацию глазами двух абсолютно разных людей.  

Внешне приятели сильно отличаются друг от друга. Костылин тучный мужчина, который из-за своего веса постоянно потеет и заливается краской. Жилин наоборот невысок ростом, строен и ловок. Обратив внимание на фамилии героев, можно заметить  насколько точно они описывают персонажей. Фамилия Жилина говорит о его спортивном телосложении, выносливости и силе. В то время как фамилия Костылина показывает обратное – его неуклюжесть и несамостоятельность.

В рассказе Жилин показан, как предусмотрительный и умный молодой мужчина. Он способен здраво оценивать ситуацию и находить к ней верное решение. Костылин же ведет себя беззаботно, до тех пор, пока не оказывается в опасности. Он не скрывает своего страха и зачастую выставляет себя трусом. Но характеры героев точно проявляются в момент, когда они оба попадают в плен к горцам.  

Оказавшись в плену, Жилин показывает свои отважные черты, несмотря на угрозу своей жизни. Он отказывается платить выкуп и специально отправляет письмо по другому адресу, чтобы заранее предотвратить переживания матери. Но Костылин поступает по-другому. Он сразу же пишет несколько писем домой, прося о помощи и скорейшей высылке денег на его откуп.

Жилин изначально поставил цель сбежать домой, но помимо этого он наблюдает за местной жизнью, старается понять чужие быт и обычаи. Жилин завоевывает уважение хозяина своими положительными качествами. Он мастерит игрушки, лечит местных жителей и сближается с Диной, которая помогает в конце ему сбежать.

Костылин бездействует на протяжении всего рассказа, ожидая письма от родных. Когда Жилину удается сбежать, он берет с собой Костылина, который становится жалующейся обузой во время побега. Жилин терпит боль и усталость, не бросая Костылина, несет его на себе. Когда товарищей снова схватят и вернут в плен, Костылин будет так же бездействовать.

В конце рассказа товарищам удается спастись во второй раз, но происходит это только из-за несломленного духа Жилина, который никогда не переставал сопротивляться. Автор ярко симпатизирует Жилину, восхищаясь его отважностью и стойкостью. Читатель во время прочтения рассказа не может не испытывать некого презрения к Костылину, который не прилагает и капли усилий, чтобы освободиться из вражеского плена. В произведении показаны два героя, которые являются полными противоположностями друг друга. Именно это и заставляет читателей сравнивать отдельные качества личности и поступки персонажей.

Вариант 2

Лев Николаевич Толстой в своем произведении под названием «Кавказский пленник» рассказывает о двух русских офицерах Жилине и Костылине. Автор использует интересную особенность, он описывает их поведение в одинаковых ситуациях, показывая насколько разным может быть отношение к происходящему и поведение в зависимости от характера.

Герои встречаются в начале повествования, Жилин готов на опасный поступок, потому что торопиться на встречу к маме, Костылиным же просто движет чувство голода и жара, которая не дает ему спокойно жить. Также есть разница и во внешнем описании молодых людей, Жилин не высок ростом, но при этом достаточно удал и способен выкрутиться из любой ситуации. Костылин же наоборот высокий, грузный и достаточно толстый.

Их фамилии можно назвать говорящими, Жилин образовано от слова «жила», его можно назвать достаточно жилистым, крепким и достаточно выносливым. Костылину же во всем нужна опора и поддержка, этакий костыль, который будет его поддерживать, ведь он сам ничего не может.

Жилин изображается как человек решительный и способный принимать самостоятельные действия, но при этом он может предусмотрительно смотреть вперед и принимать взвешенные решения. При этом же Костылин больше похож на легкомысленного человека, который порой не отвечает за решения, которые принимает, он надеется, что его пронесет и ничего смертельного не случиться.

Еще одним ключевым моментом становится отношение к животным, Жилин называет ее ласково матушкой, а Костылин просто издевается, избивая плетью, которая подвернулась под руку.

Особенно эта разница заметна, когда они попадают в плен. Костылин просит у матери выслать денег, а Жилин специально пишет неправильный адрес, чтобы письмо не дошло до матери. При этом он извлекает из времени, проведенного в плену пользу, старается наблюдать за культурой и образом жизни людей, которые взяли его в плен. Чего не скажешь о Костылине, он мечтает скорее уйти из плена, даже если это станет бременем для его родственников и близких.

Таким образом, два человека попавших в одинаковые обстоятельства, проявляют совершенно разные черты характера, они показывают разницу воспитания.

Сравнение Жилина и Костылина

Толстой в рассказе «Кавказский пленник» повествует о двух офицерах Жилине и Костылине. Автор ставит их на равных условиях, как двух военных с похожими судьбами и в оказавшихся в одной ситуации. Но ввиду своего характера и склада личности каждый ведет себя в одних и тех же условиях по-разному. О таком положении дел и рассказывает Лев Толстой.

Жилин и Костыли были участниками сражений за присоединения Кавказа к русским землям. И вот судьба, а точнее по их собственному решению товарищи остаются вдвоем. Таким образом попадают в беду, где Костылин сбежал бросив друга, ружье и бежал прочь, думая лишь о своей жизни.  Жилин напротив не кичился своей жизнью и задумал лишь своей смертью принести пользу и убить хоть одного татарина шашкой.

Но судьба не спасла Костылина от плена, где в это время уже находился Жилин. Татары заставляют пленных сразу писать письма на родину, чтобы те высылали огромный денежный выкуп, если же хотят снова увидеть своих родных мужчин. Так Костылин не долго думая пишет письмо в отчий дом, где просит семью выслать 5 тысяч рублей. Жилин наоборот не хочет отсылать письмо, но за невозможностью этого просто пишет неверный адрес своего дома. Жилин понимает, что матушка живет одна и не сможет выслать такую сумму.

В ожидании спасения или смерти Жилин и Костылин вели себя тоже не одинаково, хотя казалось бы в ограниченной обстановке нет шансов реализоваться. Жилин по ночам рыл подкоп, а днем делал кукол для маленькой татарской девочки, которая взамен носила ему лепешки и молоко. Костылин в это время ничего не делал. И вот в день побега оба пленника бегут вместе босиком, в результате чего стирают ноги и Жилину приходится нести на себе ослабевшего напарника. Из-за этого их снова ловят.

Даже после того, как Кавказских пленников ловят Жилин не сдается и продолжает верить в свой побег, Костылин продолжает жить прежней жизнью пленного человека. На помощь храброму и отважному Жилину приходит та самая девочка, которая кормила его в прежнее время. Она спускает в яму длинную палку, по которой мужчина понимается. Он смог добежать до русских, где его ожидала безопасность, а Костылин дождался денег от родных и был выкуплен.

Таким образом читатель напрямую видит героев-антиподов. Жилин храбрый, отважный, честный и решительный молодой человек, который думает не только о себе, но и о родных, о окружающих его людях ни смотря ни на какие обстоятельства, а Костылин эгоистичный, жалкий, трусливый и ленивый.

5 класс

Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л.Н.Толстым по воспоминаниям его службы на Кавказе. Он сам и его приятели и сослуживцы стоят за образами главных героев.

Оба офицера – Жилин и Костылин поехали из крепости с обозом. У одного не было оружия, а у другого была винтовка, так они решили, что передвигаться с обозом долго, а кроме того стояла жаркая погода, то можно поехать самим. Это было опасно, потому что черкесы легко могли поймать одинокого путника и увести в горы за выкуп. Так и случилось. Как только мужчины отъехали от обоза, они увидели татар. Те тоже их заметили и поскакали навстречу. Жилин закричал Костылину, чтобы тот стрелял, но последний не слушал и скакал к крепости. Понятно, что они оба оказались в плену.

Во время пленения Жилин был активным, он не сидел просто так в сарае, кудла их поместили. Жилин стал копать подкоп. Он делала кукол девочкам. Одна из них, хозяйская дочь, Дина стала приносить им лепёшки и другие вкусные вещи. Хозяин же обещал содержать пленников хорошо, но кормил плохо, одевал в лохмотья. Перед тем, как решить их отношения, он в самом начале приказал писать письма домой. Костылин испугался и написал письмо с просьбой о выкупе в пять тысяч. Жилин не стал писать большую сумму, а стоял на своём: «Больше пятисот рублей не дам». Он ответил, что товарищ, может быть, и богат, а он нет, потом добавил, что если убьют, то ничего не получат. Так они остались в сарае ждать письма.

На день им надевали колодки, на ночь снимали. Жилин, когда уезжали татары из аула, ходил в предгорья и искал траву. При этом он смотрел, куда можно бежать. Ведь он написал на конверте неверный адрес. У него была одна старенькая мать, Жилин сам ей посылал денег. Помощи ему было ждать неоткуда, и он решил бежать. Подговорил офицер и Костылина, который только ел и спал от скуки. Вскоре они смогли выбраться из сарая, ночью бежали. Однако Костылин натёр ноги и закричал. Тогда услышали татары и привезли их обратно. Хозяин выпорол беглецов и посадил в яму. Он был очень зол, сказал, что убьёт. Тогда Жилин снова решил бежать. Ему помогла Дина. Он вышел из леса утром. Татары были недалеко, но рядом уже находилась и крепость. Русские услышали крик о помощи и выехали навстречу. Так Жилин оказался дома. Костылина привезли нескоро, он был еле жив.

Так герои одинаковые по роду занятий оказались совершенно разными. Один сумел спастись, был смелым и деятельным. Другой ничего не делал и едва не погиб.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Несколько интересных сочинений

  • Нужно ли читать книги в 21 веке? сочинение

    Мы живем во время избытка информации. Ответ на любой вопрос можно найти за считанные секунды во Всемирной сети, и если раньше единственным источником информации были книги, то сейчас это изменилось

  • Сочинение Летний дождь

    Дождь всегда один и тот же, он не меняется, но мы смотрим на него по-разному. Осенний дождь приносит печаль и раздумья, зимний дождь – слякоть и зыбь, весенний дождь – радостный и громыхает громом

  • Сочинение Портрет героя в рассказе Уроки французского

    Рассказ «Уроки французского» был написан великолепным писателем Валентином Распутиным в 1973 году. Действие произведения происходит в послевоенное время, когда многие люди жили бедно

  • Сочинения по пословицам

    Много пословиц приходят в нашу жизнь из уст старшего поколения. Все реже можно их встретить в современной литературе

  • Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова доклад, сообщение 9 класс

    Большое количество поэтов и лириков имели тяжелое детство, которое зачастую было связанно со смертью близких или дорогих людей поэтам. Одним из таких поэтом был Лермонтов

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

В рассказе Толстого «Кавказский пленник» нам встречаются два совершенно непохожих героя, два офицера: Жилин и Костылин. На протяжении всего произведения мужчины попадают в одинаковые ситуации, что даёт читателю право сравнивать, сопоставлять этих двух героев. Давайте рассмотрим, чем же отличаются Жилин и Костылин, и как автор демонстрирует нам это.

Начнём мы с фамилий героев, которые, несомненно, являются говорящими. Уже здесь мы видим, что Жилин – предприимчивый, изворотливый человек, а Костылин – слабый и беспомощный, нуждающийся в помощи. Продолжаются их различия и во внешнем виде: Жилин невысокий, удалой молодой человек, Костылин же грузный, толстый, высокий.

В своё опасное путешествие они отправляются каждый по своей причине: Жилин едет к матери, которая хочет проститься с сыном, а Костылин просто от скуки. Жилин – предусмотрительный и вместе с тем решительный  человек, Костылин, напротив, легкомысленный и трусливый.

Когда офицеры попадают в плен, Жилин не теряется и не робеет, он знает, что бедная мать не сможет выкупить его и потому пишет на письмах неверный адрес. Костылин же надеется, что богатая семья выкупит его. Находясь в плену, Жилин не сидит сложа руки, он учится понимать язык и быт татар, занимается рукоделием, тогда как Костылин просто «сидит в сарае и считает дни» в ожидании выкупа. В итоге Жилину удаётся даже поладить с местными жителями, и он устраивает побег, при этом офицер не бросает своего товарища и берёт Костылина с собой. Во время побега им обоим приходится нелегко, но, в отличие от Костылина, Жилин ни разу не пожаловался на усталость, боль и прочие невзгоды, напротив, он тащит на себе своего товарища.

Сбежать им не удаётся, татары ловят их, но Жилин не сдаётся, он упорный человек, привыкший достигать целей и помогать себе сам, он твёрдо решил спастись, а потому спланировал второй побег, и даже вновь позвал с собой Костылина, однако тот остался сидеть и ждать своей участи. В конце концов, Жилину удаётся сбежать, а измученного Костылина выкупает семья.

Таким образом, мы видим, что, оказавшись в одинаковой ситуации, герои рассказа ведут себя, тем не менее, совершенно по-разному. Жилина Толстой изображает решительным, целеустремлённым и смелым человеком, любящим сыном и верным товарищем, Костылина же – полной его противоположностью: трусливым, пассивным, эгоистичным и слабохарактерным человеком.

Вариант 2

Недавно я познакомился с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Он наглядно продемонстрировал мне то, как люди попадая в одинаковые сложные условия, поступают по-разному.

Главные герои произведения – офицеры русской армии Жилин и Костылин, принимающие участие в войне с горцами. 

Рассказ построен на противоречии между изображенными характерами.

Жилина Л.Н.Толстой характеризует так: «…хоть невелик ростом, а удал был».  Описывая Костылина, автор замечает: «…мужчина грузный, тол­стый, весь красный, а пот с него так и льёт». Это несходство во внешности усугубляется значением «говорящих» фамилий персонажей. Фамилия Жилина ассоциируется со словом «жила», и он в самом деле сухощав, крепок и вынослив.  Фамилия же Костылина  вызывает в памяти  образ костыля: этот человек, действительно, без  чьей-либо помощи ни на что не способен.

Такая непохожесть внешности и  характеров героев послужила тому, что и судьбы их сложились неодинаково. 

В начале произведения автор сводит этих двух офицеров в драматической ситуации. Жилин спешит к больной матери и поэтому совершает  рискованный маневр, а Косты­лин — оттого, что «есть хочется, да и жара».

Столкнувшись с горцами,  Жилин кричит: «Неси ружьё!». Но Костылин трусливо бежит, бросив товарища в опасности. И Жилин решает: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»

Находясь в неволе у татар, Жилин сумел не только выжить, но и завоевать уважение своих противников. Он чинил вещи горцев, мастерил кукол и обдумывал план побега. Костылин же спал и бездельничал.

Жилин любит свою престарелую мать, жалеет ее и  не требует собрать непосильный выкуп. Он надеется только себя, и без устали ищет выход. Костылин – слабовольный эгоист. Он, смирившись с обстоятельствами, покорно ждет, когда за него внесут выкуп, считая это святой обязанностью его родственников.

Сообразительный и находчивый Жилин сумел бежать из плена и как верный товарищ не оставил  Костылина у татар. Несмотря на то, что у Жилина ноги «в крови и уморился», он упорно двигается вперед, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не оставляет его, а тащит на своей спине.

Снова очутившись в неволе у татар, Жилин по-прежнему не опускает руки и совершает новый побег.  Костылин же безучастно  ждёт выкуп и не стремиться к иному спасению. Таким образом, он остается не только в плену у татар, но и в плену своего малодушия, безволия и эгоизма.

В конце концов, главные герои оказываются на свободе. Но поступки Жилина вызывают у читателя  глубокое уважение, а трусливое и малодушное поведение  Костылина достойно лишь презрения и стыда за честь русского офицера.

Сочинение 3

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» занимает особое место среди шедевров отечественной литературы. Произведение отличается простым слогом и лаконичностью, но в то же время написано правдиво и содержательно.

Сюжет строится вокруг двух главных героев, которые по воле судьбы, наславшей на них несчастье, стали близкими товарищами. Жилин и Костыли, оба имеют офицерские звания и, непосредственно исполняя свой служебный долг, попадают в плен к горцам. На этом заканчивается перечисление общих знаменателей, объединяющих двух персонажей.

Далее автор излагает собственные убеждения относительно дружеских отношений и вопросов чести. Затем идет описание внешности каждого из героев, особенностей характера и социального положения. Наверняка известно, что Жилин человек небогатый, кроме того имеет на руках больную мать. По его нынешним и ранним поступкам можно сделать вывод о выносливости, изобретательности и ловкости этого человека. Костылин же, наоборот, очень грузный, неповоротливый, изнеженный, слабый. Внешность Жилина указывает на его простоту, но не отрицает благородства его происхождения. Душа его полна доброты и сострадания. Он дружелюбен даже по отношению к своим врагам, которые на его личный взгляд вовсе не кажутся враждебно настроенными. Точно так же он благожелателен  к Костылину. Вопреки столь мягкому, на первый взгляд, характеру, Жилин по своей сути человек иной породы – храбрый, с железной волей. Его честность и отвага, проявляющиеся в действиях и поступках героя не могут не вызывать симпатии у других персонажей, автора и читателей.

Костылин привык к богатой и беззаботной жизни, и в душе его отсутствуют такие качества как смелость, стойкость характера, сила воли. Малодушие героя проявилось в решающий момент, когда должен был состояться побег. Он не смог найти в себе силы, чтобы взять ответственность за собственную судьбу. Вместо этого он, не предпринимая никаких действий, ждал, пока за его свободу заплатят большой выкуп богатые родственники.

Жилин и Костылин олицетворяют собой два абсолютно разных подхода к пониманию жизни. В поступках первого выражалась настоящая дружба, второй же придерживался товарищеских отношений «по случаю» — когда обстоятельства вынуждают налаживать связь с человеком. Жилин понимает, что такое честь и строго придерживается ее принципов – но не потому что, так надо, а потому что, так велит поступать его сердце. У Костылина же нет подобных качеств.

Автор подчеркивает негативную сторону современного ему общества, заключающуюся в безмерной любви к деньгам и знатности. Ведь нередко жизнь поворачивается таким образом, что порой бедный и безвестный человек оказывается гораздо добрее, благороднее и великодушнее знатного вельможи. Данная проблема актуальна и по сей день, и поэтому рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» играет важную роль в нашей современной жизни.

Сочинение Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» затрагивает вопросы поведения людей, попавших в одинаковую жизненную историю.

Жилин и Костылин – два  офицера, служившие в одном Кавказском полку. Одновременно они едут в отпуск.

С первого же момента видно различие их характеров. Случайно офицеры нарываются на татар, и Костылин, имея при себе ружьё, не задумываясь, поворачивает коня и мчится к русской крепости. Может быть, он и храбрый, как-то же он служил до этого времени, но храбрость его, наверное, была только в окружении всего полка, где среди большого скопления народа не заметна трусость одного человека.

Жилин и «один в поле воин». Несмотря на численное преимущество татар, он не струсил. Оставшись с одной шашкой, Жилин бросается в бой, решив не сдаваться живым. Но татары выстрелили по лошади, и навалившись толпой на зажатого тушей коня Жилина, скрутили его.

Так герои рассказа оказались захвачены татарами. И здесь у них разница в поведении.

Трусливый Костылин сразу опускает руки, он без сопротивления пишет письмо домой, просит денег, он боится за свою жизнь.

Жилин и тут ведёт себя  как настоящий русский офицер,  он пишет неправильный адрес, чтобы не доставлять своей бедной матери горя. Жилин надеется на свои силы, он уверен, что ему удастся вырваться из рук татар.

Костылин всё время спит и считает дни до своего освобождения с помощью выкупа.

Жилин, мастер на все руки, и в заточении ведёт активный образ жизни. Он лечит жителей аула, ремонтирует различные вещи, детям мастерит игрушки, и между делом высматривает дорогу, чтобы сбежать.

Целый месяц Жилин делает подкоп из сарая, и при первой же возможности собирается бежать, прихватив и Костылина.

По вине Костылина их побег не удался, изнеженный и слабый , он не выдержал дороги, и офицеры опять были схвачены татарами.

После неудачного побега их снова заставили написать домой и посадили в глубокую яму.

Костылин совсем размяк и разболелся, а Жилин ищет способ выбраться из ямы. В конце концов, ему с помощью девочки Дины, удалось вылезти из ямы и бежать. Его упорство и сила духа помогли выжить в заточении и вернуться в свою крепость.

Жилин – настоящий герой, смелый и решительный, человек, на которого можно положиться. Костылина всё-таки через некоторое время выкупили. Он трус и слабак, ему дорога только собственная жизнь.

В рассказе Толстого сравниваются два различных характера. Один из них достоин всяческого уважения, второй же вызывает чувство презрения и стыда за русского офицера, потерявшего свою честь.

5 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Популярные сегодня темы

  • Как судьба человека связана с историей народа Итоговое сочинение

    Судьба человека, безусловно, связана с историей народа, который он представляет. Об этом рассказывают нам многие литературные произведения. Однако, особенно показательным служит рассказ М.А.Шолохова

  • Примеры раскаяния из жизни для сочинений (15.3 9 класс ОГЭ)

    Жизнь человека, как большая полноводная река. Местами тихая, покорная; иногда бурная, заносчивая, неудержимая. Но в каждом ее периоде бывают события, вызывающие раскаяние за совершенные поступки.

  • Семья Мармеладовых в романе Преступление и наказание

    Тема бедности и социальной несправедливости – одна из основных в творчестве Достоевского. Очень часто героями его произведений являются представители низших слоёв общества, выживающие в мрачном, недружелюбном Петербурге

  • План рассказа Пришвина Еж

    В рассказе «Еж» автор повествует о наблюдении за поведением ежа при встрече на берегу ручья. Колючий зверек в ответ на прикосновение человека в защиту выставил свои колючие иголки.

  • Сочинение Где бы я хотел жить

    Считается, что все мы рождаемся там, где должны были родиться, и именно там сумеем найти свое место, где проживем счастливую жизнь. Однако у каждого человека есть сокровенное место, где он мечтал бы прожить целую жизнь

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Толстой

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в рассказе Толстого Кавказский пленник

В произведении Льва Николаевича Толстого вся история выстраивается вокруг двух героев. Они оба офицеры, служат на Кавказе. Как известно, в этом месте царит тяжелая атмосфера. Горцы позволяют себе всё, что захотят. Они с легкостью похищают людей, а затем требуют за них выкуп. Наши офицеры не стали исключением, в момент путешествия они встретили горцев.

Первый офицер – Жилин, второй – Костылин. Автор не случайно дал своим героям такие имена. Жилин отличается силой духа, упорством, мужеством и непреклонностью. Костылин же слабый человек, не способный ни на что. Он может только жаловаться и причитать. Вместо того, чтобы думать, как можно решить проблему, он ее только усугубляет.

нейросеть

В пути на офицеров напали горцы. Жилин отбивался до последнего. У него не было оружия, но он боролся до конца. Костылин же сразу повернул назад, его моментально схватили. Оба героя оказались в плену. Примечательно, что герои отправлялись в отпуск с разными целями. Жилин ехал к матери, а Костылин просто решил отдохнуть от службы.

Дни в плену стали настоящим испытанием для обоих узников. В то время как Костылин ныл и считал дни до освобождения, Жилин искал варианты. Он очень внимательно наблюдал за жизнью татар, с некоторыми подружился, научился мастерить разные вещи. Благодаря своей смелости и наблюдательности, Жилин смог улучить момент и устроил побег. Ведь он мог бежать сам и тогда всё было бы удачно, но нет. Герой не бросает своего товарища и берет его с собой. Из-за Костылина пленников обнаруживают, ловят, и они оказываются в наихудших условиях, теперь сидят в яме.

В плену горцы заставляет офицеров написать письмо с целью выкупа. Костылин тут же пишет семье всю правду. Он рассчитывает, что его вытащит богатая семья. Жилину же не у кого просить денег. Герой не хочет травмировать бедную мать, поэтому указывает на письме неверный адрес. Подобное действие повторяется дважды.

Жилин помнит, что ему никто не поможет, кроме него самого. Поэтому он полон сил и решительности для совершения второго побега. После неудачной попытки Костылин еще больше сник и серьезно заболел. Жилин не оставлял попыток оценить окружающую обстановку и при первой возможности выбрался на свободу. Костылин отказался бежать второй раз, так и остался дожидаться своего освобождения в яме.

Жилин – уверенный и смелый человек, привыкший полагаться только на себя. Костылин – инертный и слабохарактерный человек. Удивительно, как он стал офицером с таким характером. В итоге, Жилин оказался на свободе, а Костылин ожидал выкупа от своей семьи.

Сочинение 2

В своем произведении Лев Николаевич знакомит читателя с двумя главными героями, они офицеры. Проходят службу на Кавказе, здесь другие люди и совершенно иные правила. Два героя попадают в плен, реакция на эту ситуацию совершенно разная. У каждого героя свой взгляд на жизнь и происходящее.

Данное произведение поднимает тему реакции разных людей на одно и то же обстоятельство. Эта работа является отражением мировосприятия отдельно взятого персонажа. Оба офицера проходят службу в одном полку, который находится на Кавказе. Здесь свои законы и совсем другие люди. Жилин и Костылин вместе отправляются в отпуск.

Татары вскоре после выезда напали на героев. Этот случай мгновенно показывает, в чем заключается отличие характеров героев. Примечательно, что у Костылина с собой было оружие, а у Жилина – нет. С первых минут нападения Костылин принимает решение возвратиться в крепость. Если у него и была смелость, то только тогда, когда рядом есть сослуживцы. Драться в одиночку он был не в состоянии.

Жилин же сразу поступил по-другому, он был готов драться до смерти. Татар было много, у Ивана была одна шашка, но и этот факт его не остановил. Однако, татары знали, как всё сделать, чтобы скрутить героя. Был произведен выстрел в лошадь, что помогло схватить Ивана.

Таким образом офицеры оказались пленниками. Разница между характерами проявляется во всех обстоятельствах. После того, как герои оказались в заточении, Костылин сразу же начал причитать и жаловаться. Он сразу же написал письмо домой, чтобы его выкупили. Его очень беспокоит тот факт, что жизнь может скоро закончиться. 

Жилину не на кого положиться, дома у него больная мать, у которой нет денег. Да и не в его это правилах. Иван уверен, что сможет выбраться собственными силами. Герой написал неверный адрес, он не будет пугать свою родню.

Костылин постоянно находится в состоянии сна и ведет отсчет до освобождения, ведь выкуп должны заплатить.

Жилин и здесь не сидит, сложа руки. Он занимается ремонтом поломанных вещей, делает игрушки для ребят и находит время, чтобы изучить местность для побега.

Иван в течение месяца потихоньку роет подкоп. Как только он уловил возможность, сразу же устроил побег, взяв с собой товарища.

Однако, из-за Костылин побег был сорван. Он не смог убежать, по этой причине офицеров опять поймали. После этого героев заставили написать новые письма, теперь они оказались в яме.

После произошедшего Костылин окончательно сдался, он серьезно заболел. Жилин не перестает искать способы покинуть злополучную яму. Благодаря девчонке по имени Дина, Жилин смог покинуть заточение. Его целеустремленность, сила воли и духа помогли осуществить поставленную цель. Он не поддавался панике и страху, действовал разумно, опираясь на холодный и расчетливый ум.

Жилин – герой, достойный звания офицера. На него всегда можно рассчитывать. Костылин показал себя, как слабого и боязливого человека, который думает только о себе. Именно по этой причине он остался в яме и ждал пока его вытащит семья. Сам же он не приложил усилий для того, чтобы освободиться.

5 класс

Сравнение Жилина и Костылина 5 класс

В своем замечательном произведении автор показывает совершенно противоположных персонажей в лице Жилина и Костылина. В нем будет рассказана невероятно искренняя и реалистичная история того, как два героя станут товарищами по несчастью, а также стоит отметить, что рассказ ведется довольно понятным и простым языком. Служа на Кавказе, оба персонажа, которые являются дворянами, попали в плен к врагу, и данная ситуация видится в контексте совершенно противоположных мировоззрений, так как они выбирают совершенно разные пути поведения.

Стоит начать описание персонажей с их внешних данных. Костылин представляет из себя полноватого мужчину, который страдает лишним весом, и является зачастую весьма неуклюжим человеком. В отличие от него, Жилин находится в прекрасной физической форме, он следит за собой, и является ловким человеком в делах и действиях. Даже фамилии персонажей говорят сами за себя, например, про Жилина можно сказать о том, что он является человеком, который привык трудиться и делать различные вещи, которые привели его к тому, что выглядит он хорошо. Все настоящая суть персонажей раскрывается в моменте, связанным с пленом. Когда Жилину предлагают написать письмо о том, чтобы его родные готовили выкуп за его жизнь, он отказывается, так ка не хочет подвергать жизнь родных людей риску. В отличие от него, Костылин строчит множество строк, в которых просит помочь ему, не думая о дальнейших последствиях.

Находясь в столь непростой ситуации, картина показывает, как персонажи переживают данные трудности, приготовленные жизнью. Жилин изначально рассчитывает на то, что в конечном итоге ему удастся совершить побег. Однако, он понимает, что сделать просто это не получится. И поэтому, он старается расположить к себе местных жителей, он помогает им, и служит, завоевывая все больше доверия и уважения. Хорошо он относится и к девушке по имени Дина, которая в конечном итоге, и поможет совершить ему побег. Автор делает так, что по ходу всего повествования, читателя охватывают чувства презрения к Костылину, и напротив, сильного уважения к Жилину, который доказывает, что лишь при помощи смекалки, уверенности и терпения можно добиться необходимого результата. В произведении показаны два совершенно противоположных образа, которые показывают то, насколько сильно может отличаться мировоззрение и характеры людей, и что стремление быстро решить проблему не всегда является правильным выбором.

Вариант 4

В рассказе Л. Толстого нам показывают двух героев, таких похожих, но в то же время совсем разных. Два офицера, попадая в похожие ситуации, действуют совсем по-разному. В сложных обстоятельствах проявляется настоящая сущность человека.

Этих двух героев преследовали неудачи, опасность и риск расстаться с жизнью. Жилин имел доброе и сильное сердце. Он был готов отдать свою жизнь на поле боя, лишь бы не сдаться в плен врагу. В это же время Костылин, который должен был принести ружье товарищу, просто сбежал. В этой ситуации офицер поступил как трус, показывая, что в будущем на него нельзя положиться.

По мере развития событий в рассказе их характеры дают о себе знать. Попав в плен, Жилин не сидит, сложа руки, пытается найти способ убежать, помогает другим: ремонтирует вещи, делает куклы. А его «напарник» Костылин мирно спал, не заботясь о проблеме пребывания в плену, ожидая, что родственники получат его письмо и выкупят из плена. Жилин переживал не только за себя, но и за окружающих его людей. Не хотел пугать родственников и слать сразу письмо.

Смелый офицер пытается вытащить и Костылина, но из-за того, что его напарник ослаб, их побег не удался. Пусть это и был провал, но такое поражение не сломало Жилина, и он был готов сделать еще много попыток.

Даже здесь работает пословица: «Как ты к людям, так и они к тебе». Жители относились к Жилину с уважением и добротой, ценили его труд и были благодарны за помощь. Не стоит удивляться этому. Ведь Костылин даже не пытался расположить жителей к себе, так как его волновала лишь собственная судьба. Старания и труд всегда вознаграждаются. Жилину удалось сбежать из плена, ибо он приложил к этому все усилия. Костылина же выкупили оттуда, но его состояние можно назвать плачевным – он был еле живой.

Анализируя поступки Жилина, можно сказать, что он был человеком чести и принципов. Он поступал так не из-за общества или ситуации. Его сердце вело его сквозь все преграды, которые готовила для него жизнь. Такие люди, может не всегда получают желаемое, но они честны перед собой и не жалеют о своих поступках. Такие люди становятся героями, пусть это и признают не сразу. Именно его упорство помогло добиться цели. Сильный дух поддерживал в нем надежду и уверенность. Что касается Костылина, то этот человек не вызывает к себе ни капли уважения, так как в его приоритетах всегда была лишь собственная шкура, и он скорее всего мог идти на все, даже на предательство, лишь бы самому оказаться в выигрыше.

«Кавказский пленник» актуален и в наше время. Выбирая ту или иную сторону, главное, не потерять себя и сохранить честь. Тогда ваша совесть будет чиста.

`

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Популярные сочинения

  • Сочинение Борис в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

    Герои пьесы Островского живут той жизнью, которая им уготована. Многие из них не могут сопротивляться окружающей их действительности, являясь слабовольными по натуре

  • Мои лучшие каникулы сочинение

    Больше всего на свете мне нравится лето. И я считаю, что это самое лучшее время года. Именно летом всем хочется брать не только выходные, но и отпуск для того чтобы в полной мере ощутить лето

  • Сочинение Лойко Зобар в рассказе Макар Чудра Горького (Характеристика и образ)

    При чтении рассказа Горького «Макар Чудра» сразу привлекает к себе внимание романтический образ Лойко Зобара. В нем воплощены идеалы, характерные для раннего творчества писателя

В 5-м классе мы начинаем учиться писать сочинения. Первое сочинение в жанре сравнительной характеристики — «Жилин и Костылин» (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). Вместе с ребятами составляем план  и вместе пишем вступление. Предствавляю несколько наиболее удачных работ пятиклассников. 

Сочинение

Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев 

(по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

План

1.      Вступление

2.      Основная часть

2.1.   Как ведут себя герои в ситуации смертельной опасности? (Встреча с татарами, когда героев берут в плен)

2.2.   Как ведут себя герои, когда с них требуют выкуп?

2.3.   Как ведут себя герои в плену?

2.4.   Как ведут себя герои во время побега?

2.5.   Как сложилась судьба героев?

3.      Заключение.

3.1.   Как воспитать в себе качества, достойные уважения?

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение?

Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Когда Жилин повстречал татар, он крикнул Костылину: «Неси ружьё!». Но Костылина не оказалось, он сбежал, как последний трус. Тогда Жилин подумал: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»

В плену они ведут себя по-разному. Жилин делал кукол, чинил вещи и думал, как сбежать. Костылин спал и ничего не делал.

Жилин сразу письмо писать не стал, чтобы не расстраивать родных, ну а Костылин быстро написал письмо и ждал выкуп.

Жилин пытался найти способ сбежать, а Костылин опустил руки и ждал, когда их спасут. К Жилину жители аула относятся с уважением. Отношение к Жилину гораздо лучше, чем к Костылину, потому что Жилин всем помогал, чинил вещи, мастерил кукол, лечил народ, а не лежал и спал.

Характеры у этих героев совершенно разные. Жилин упорный, всегда добивается своего и побеждает, он хотел сбежать – он и сбежал первый, а Костылина выкупили еле живым. Я бы подражала Жилину, так как он смелый, достойный уважения, упорный.

О Костылине мне читать было не очень приятно, он вечно медлил, ленился , а о Жилине мне читать было приятно: он попался в плен ещё раз из- за Костылина, но даже во второй раз он предлагает бежать с ним, не бросает его.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному потому, что у них разные характеры. Одни вызывают уважение, потому что даже в трудной ситуации не теряют гордость и достоинство.

Нужно с детства приучать себя к достоинству, чтобы в трудной ситуации поступить так же, как Жилин.

Чугунова София, 5″А» класс

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

 «Служили на Кавказе два офицера: Жилин и Костылин», — так начинается рассказ.

Однажды они выехали из крепости в сопровождении солдат. Тогда было жаркое лето, а обоз шёл очень медленно. Костылин предложил  Жилину поехать одним, ведь у него было ружьё.

Заехав в ущелье, они увидели татар. Костылин забыл в ту же секунду и про друга, и про ружьё и бросился опрометью в крепость. Он не подумал, что Жилин в большой опасности. Костылин даже не захотел попытаться помочь товарищу. Когда Жилин понял, что не сможет уйти от погони, решил, что так просто не сдастся и хоть одного татарина зарубит шашкой.

Жилина все же пленили. Он уже несколько дней находился в ауле. Татары сразу стали требовать выкуп. Скоро и Костылина привезли в аул. Оказывается, что он уже написал письмо домой, чтобы выслали выкуп – пять тысяч рублей. Жилин же торгуется, потому что он думает о матери, которая не сможет найти таких денег. И адрес на письме он пишет неправильно, так как решил самостоятельно бежать из плена.

В плену Жилин не раскисал. Он делал кукол для Дины и других детей, чинил часы, «лечил» или ходил по аулу. Жилин высматривал путь к побегу. В сарае делал подкоп. А Костылин «только спал или по целым дням сидел в сарае и считал дни, когда письмо придёт». Для своего спасения он ничего не предпринимал.

И вот они сбежали. Костлин постоянно жаловался на боль в ногах, одышку, он не думал об осторожности, закричал, хотя знал, что недавно мимо них проехал татарин. Жилин вел себя по-мужски. Он не бежал из плена один, а звал  Костылина. Он взвалил себе на плечи ноющего от боли в ногах и усталости Костылина, хотя сам был не в лучшей форме. Эта попытка бегства все же не удалась из-за поведения Костылина.

В конце концов Жилин спасся из плена. Ему помогла в этом Дина. Костылина же через месяц выкупили чуть живого.

Вот так разные характеры влияют на судьбу человека. Жилин вызывает у меня уважение за свой сильный характер, смелость, выносливость, умение постоять за себя и за товарища, целеустремленность. Костылин же только презрение из-за своей трусости, лени.

Мне кажется, качества, достойные уважения, нужно начинать воспитывать с малого, ведь так мы начинаем воспитывать в себе те качества, которыми обладал Жилин!

Осипова Елизавета, 5″А» класс

Как воспитать в себе качества, достойные уважения? Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Жилин и Костылин – два офицера, которые служили на Кавказе.

Костылин, когда увидал татар, показал свою трусость и бросил товарища в беде: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». Жилин, в отличие от Костылина, проявил себя героически и до конца боролся за свою свободу: « … не дамся же живой».

Когда их обоих взяли в плен и начали требовать с них выкуп, Костылин испугался за свою жизнь и сделал все так, как ему сказал хозяин. Жилин не побоялся угроз татар и не хотел платить выкуп, так как планировал сбежать.

Костылин целыми днями сидел в сарае, ждал денег. Жилин проявил себя как человек умелый и заслуживающий доверие хозяина. Но когда Жилин ходил по аулу, он пытался придумать план побега.

Когда Жилин предложил Костылину бежать, тот пытался его отговорить, боялся, что их заметят. Жилин по звездам узнает, в какую сторону им идти. Но Костылин долго не протянул, он сдается и говорит товарищу, чтобы тот оставил его. Жилин был не таким человеком, как Костылин, и поэтому не мог бросить товарища в беде. Их заметили татары, « …схватили, посвязали, посадили на лошадей, повезли».

 Стала жизнь героев еще хуже. Но Жилин даже в такой ситуации продолжал думать о побеге. Когда он предложил это товарищу, Костылин, как мне кажется, совершил единственный человеческий поступок. Он не захотел быть обузой для товарища. Жилин успешно выбрался из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли».

Каждый человек в одинаковых ситуациях проявляет себя по-разному. Мне кажется, из-за человеческих качеств. Одни люди думают только о себе, как Костылин. Другие, такие как Жилин, думают и о других: « … не годится товарища бросать».

Некоторые люди вызывают уважение, потому что они думают не только о себе, но и о других. Они не отчаиваются, а продолжают бороться, как Жилин: « … не дамся же живой». Другие делают все, что им говорят. И бросают своих товарищей, как Костылин: « А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».

 Мне кажется, эти качества воспитываются в семье. Надо преодолевать свои страхи.

Волков Павел, 5″А» класс

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение?Жилин и Костылин — герои рассказа Л.Н. Толстого, офицеры.

Жилин при встрече с татарами проявил смелость, бесстрашие и не хотел сдаваться до конца, а Костылин поступил как трус и предатель. Он бросил своего товарища в беде, а сам сбежал.

Когда с Жилина и Костылина требовали выкуп, наши герои вели себя по-разному. Жилин торговался и не уступал, да к тому же написал неправильный адрес. Он, как настоящий мужчина, рассчитывал только на собственные силы. Костылин же, напротив, не сопротивлялся и написал письмо с просьбой выкупить его за пять тысяч монет.

 В плену Жилин и Костылин проявляют себя по-разному. Жилин старался расположить к себе жителей аула. Он был мастер на все руки: он чинил вещи, мастерил игрушки для детей и многое другое. А Костылин тем временем ничего не делал, спал и ждал выкупа. Жилин верил в себя и надеялся на лучшее, а Костылин показал свою лень, трусость и слабость.

Во время побега Жилин проявил смелость и преданность по отношению к своему товарищу. Жилин был выносливей, чем Костылин, хоть он и устал, но продолжал идти. Костылин был слабым и нестойким. Поэтому их и поймали.

Судьба у наших героев сложилась по-разному. Жилин не потерял надежды и совершил второй побег. Этот побег оказался удачным.   Костылина выкупили через месяц. Он был еле живой.

Таким образом, на протяжении всего рассказа Жилин демонстрирует своё мужество и храбрость, а Костылин – лень и трусость.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному, потому что не у всех хватает самообладания и силы духа… Кто-то сильнее, кто-то слабее. Мне кажется, все зависит от характера человека. Одни люди вызывают у нас уважение, потому что они совершают хорошие и мужественные поступки, а другие – презрение, потому что они трусливы и проявляют плохие стороны своего характера. Чтобы воспитать в себе качества, достойные уважения, надо стараться преодолевать свои страхи и не боятся иногда рисковать.

Галкина Татьяна, 5″А» класс

Сочинение. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

Л.Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник» изобразил совершенно не похожих друг на друга героев. Смотрите также: Сочинение по рассказу Льва Толстова «Кавказский пленник»

Жилин и Костылин попадают в одинаковые ситуации, но ведут себя по-разному. Даже фамилии героев говорят сами за себя. Жилин – человек жилистый, сухощавый, а значит, цепкий, жизнеспособный. Когда произносим фамилию Костылина, представляем палку для ходьбы больных людей. Поэтому Костылин производит впечатление слабого, беспомощного человека.

Отличаются они и внешне. Жилин невысок ростом, но очень удал. Костылин же высокий мужчина, грузный, толстый, весь красный.

Офицеры обладают разными качествами. Жилин предусмотрительный и решительный человек, а Костылин слабохарактерный и трусливый. Рекомендуем сочинение: Смелость и трусость.

Отношение к животным у них тоже противоположное. Если Жилин жалеет коня, видит в нем помощника, то Костылин нещадно бьет лошадь плетью, желая спастись во что бы то ни стало.

Когда оба офицера попадают в плен, Жилин не теряет присутствия духа, не робеет, а пытается установить с местными жителями контакт, чтобы получить возможность устроить побег. Костылин в это время сидит в ожидании выкупа, ничего не делает или спит.

Находясь в плену, Жилин сумел завоевать расположение татар тем, что чинил их сломанные вещи, изучал язык и обычаи горцев. Смирившийся с положением пленника, Костылин не вызывает опасений у татар, так как обещал им богатый выкуп.

Когда герои бегут из плена, Жилин проявляет выносливость и жажду свободы. Несмотря на истертые в кровь ноги, он мужественно продолжает идти. Костылин, изрезав ноги, не пытается преодолеть боль и отстает от товарища.

Жилин не бросил Костылина в беде и часть пути нес его на себе. Это говорит о чувстве товарищества молодого офицера, его верности долгу. А Костылин при виде погони убежал с единственным ружьем, оставив Жилина в опасности.

Таким образом, оба героя вызывают у читателя разное отношение. Жилин достоин уважения, а Костылин чувства презрения.

(606 слов) В своем произведении «Кавказский пленник» Лев Николаевич рассматривает специфику поведения людей, которые оказались в одинаковой жизненной истории. В образах Жилина и Костылина Толстой воплотил двух офицеров, которые служили в одном полку. Они одновременно принимают решение отправиться в отпуск, но попадают в плен. Главными героями являются два русских офицера — Жилин и Костылин. Рассмотрим поподробнее их сравнительную характеристику. 

Листая страницы произведения, читатель замечает, насколько различаются характеры двух главных героев. Когда офицеров встретили татары, Костылин имел при себе ружьё, однако он был очень трусливым, и не смог выстрелить в противников. Бросая товарища, герой быстро переворачивает лошадь и направляется в сторону русской крепости. Возможно, Костылин был храбрым, ведь он все же проходил службу. Однако, скорее всего, его храбрость существовала лишь в окружении своего полка. А вот Жилин, несмотря на то, что татар было очень много, не струсил. По крайней мере, он не показал эти негативные проявления. Герой, который остался лишь с одной шашкой, решил броситься в тяжелый бой, он не хотел сдаваться живым. Враги выстрелили по лошади героя, а Жилина скрутили. В результате, товарищи попали в плен. 

Жилин и Костылин значительно отличаются внешне и по своему социальному положению. Так, Жилин не является богатым человеком. Возможно, именно поэтому он очень выносливый, терпеливый, ловкий и изобретательный. Он стройный, среднего роста и спортивного телосложения. Костылин же является полной противоположностью Жилину. В образе Костылина Лев Николаевич показал очень слабого, толстого и неповоротливого человека. Он высок, нескладен, еле двигается. Его тело изнеженное и слабое. Видимо, он стал таким под влиянием своего высокого положения в обществе. Он был богат и всегда рассчитывал, что деньги решат все его проблемы. А значит, приводить себя в форму вовсе не обязательно.

Внешность Жилина свидетельствует о его простоте, но указывает на благородство его происхождения. Герою присущи такие замечательные качества, как способность к состраданию и доброта. Даже к собственным врагам Жилин проявляет дружелюбие и уважение. Жилин является очень храбрым человеком, у которого железная воля. 

Костылин, напротив, привык к беззаботности и богатству. Но внутренне он беден. Персонажу не присущи самые достойные качества человека: сила воли, отвага, стойкость характера, решительность. Его внешность говорит об избалованности и праздности его образа жизни. Он жил на всем готовом, поэтому его характер не развился.

Поведение офицеров в плену соответствует характеру каждого из них. Будучи очень трусливым, Костылин сразу же падает духом и отправляет домой письмо с просьбой, чтобы дали денег. Он сильно боится за собственную жизнь. В это время Жилин показывает себя настоящим героем. Он указывает неправильный адрес, ведь он не хочет приносить горе своей бедной матери. Герой рассчитывает только на свои силы. Жилин искренне надеется, что он сможет сбежать из плена и вернуться домой. А Костылин все время проводит во сне. Он считает дни до своего освобождения, надеясь, что ему отправят выкуп. Он перекладывает ответственность за свою жизнь на других людей.

Жилин хорошо относится даже к врагам. В плену Жилин не только делает прекрасные игрушки и ремонтирует вещи, но и даже лечит людей. Но и о себе не забывает: на протяжении целого месяца персонаж делал подкоп из сарая. Персонаж собирается совершить побег, когда будет возможность. Он хочет, чтобы с ним бежал и Костылин. Однако из-за немощного и слабого Костылина, которого Жилин даже на спине несет, побег офицеров сорвался. Товарищей снова захватили татары и посадили в яму. Костылин совсем опустил руки. А Жилин искал возможные пути, чтобы выбраться из заточения. Лишь благодаря Дине у него это получилось. Главный герой проявил невероятное мужество и упорство, благодаря чему он сумел вернуться домой. В образе Жилина писатель показал истинного героя, на которого можно положиться в любой ситуации. А Костылин является настоящим трусом и слабаком. 

Таким образом, Лев Николаевич в произведении «Кавказский пленник» сравнил два различных характера. Один офицер поистине заслуживает уважения и восхищения, а к другому читатель испытывает только презрение. 

Критерий оценки Жилин Костылин
Внешность …Жилин хоть невелик ростом…» , но силен и ловок «…А Костылин – мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет… 
Материальное положение «…Где, – думает, – матери столько денег взять за меня заплатить…» Бедный дворянин «…он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют…» Богатый дворянин 
Умение настоять на своем «…Жилин стал на своем: «Больше пятисот рублей не дам. А убьете, – ничего не возьмете»..»  «…товарищ твой смирный». Костылин слепо выполняет все требования тюремщиков. 
Отношение к плену «…Доберусь до ружья, я им не дамся…» — думал Жилин и готовил побег «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал»
Способность к смелости «…если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!..»  «…Костылин так и упал со страх»
Образ жизни «…а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье мастер был. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит…» 
Чувство собственного достоинства «Погоди еще, – говорит Жилин переводчику, – скажи ты ему, чтоб он нас кормил хорошо, одел обул, как следует, чтоб держал вместе, – нам веселей будет, и чтобы колодку снял. – Сам смотрит на хозяина и смеется…»  «…Костылин ничего не говорит, идет, покряхтывает…» Он не отстаивает свои права, потому что боится 
Способность к взаимовыручке «…Тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. Нагнется, подправит, подкинет, чтоб повыше сидел на нем Костылин, тащит его по дороге…»  «…А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар – закатился что есть духу к крепости…» 

Автор: Виктория Комарова

Сочинение

Сравнительная
характеристика Жилина и Костылина

Березняк
Аня, 5 класс

Рассказ
Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»основан на реальных событиях, которые
произошли на Кавказе во время войны русских с татарами. Лев Толстой опирался на
события из собственной жизни и на воспоминания солдат и офицеров, воевавших в
то время и побывавших в плену.

Писатель показал,
что в одних и тех же условиях люди могут вести себя по-разному. Это заставляет
нас задуматься о том, что судьба человека в его руках и зависит от него самого.

Во время военных
действий татары захватили в плен двух русских офицеров. Жилин и Костылин –
разные по характеру люди. Жилин был из обедневшей семьи, а Костылин из богатой.
Костылин показывает себя с отрицательной стороны. При встрече с татарами он
бросил ружьё и пустил коня прочь, даже не подумав о товарище.

В плену Костылин
даже не думал о побеге, а когда потребовали выкуп, то просто послал письмо
матери, указав при этом настоящий адрес. А Жилин знал, что у его матери нет
денег для выкупа, он пишет письмо с неправильным адресом.

Находясь в плену,
Жилин старался присматриваться к людям, знакомился с ними поближе, и это ему
помогло – он познакомился с девочкой Диной, которая потом приносила ему еду, а
самое главное – спасла ему жизнь. Костылин же напротив, даже не разговаривал с
татарами, так как считал себя выше их. Он просто ждал выкупа, трусил и всё
время стонал, жалея себя.

Эгоизм Костылина
особенно ярко проявился во время побега, когда он охал и отказывался идти
дальше, что и позволило татарам найти их. Но даже после этого Жилин не перестал
думать о побеге. И тут Костылин совершил первый благородный поступок –
отказался идти во второй побег, чтобы не быть обузой товарищу. Жилин успешно
сбежал из плена, а Костылина только через месяц привезли еле живого.

Жизнь человека
зависит от его характера, от поступков, которые он совершает, от того выбора,
который он делает сам. Поэтому нужно воспитывать в себе силу воли, силу духа,
не бояться трудностей, а преодолевать их.

Жилин и Костылин - разные судьбы, примеры сочинений

­­Пример сочинения 1

Жилин и Костылин оба являются главными действующими лицами рассказа Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”. Автор написал это произведение в период Кавказской войны, точнее в самые последние годы войны, когда однажды сам чуть не стал добычей неприятеля. Толстому вместе с его другом по имени Садо еле удалось домчать на лошадях до границы, чтобы не попасть в плен к татарам.

Этот случай и толкнул писателя на создание рассказа “Кавказский пленник”.

Жилин и Костылин подружились во время службы, оба были офицерами. Так получилось, что по пути в родные края они оба были схвачены татарами. И случилось это по вине Костылина. Это был человек слабохарактерный и не определившийся.
Когда он увидел бегущих на них татар, он тут же бросил друга в беде и стал убегать. Однако ничего у него не вышло. Оба были схвачены и заперты в кандалах в сарае.

Все дальнейшие действия будто раскрывали характер героев еще больше.

Автор намеренно делает акцент на разнице этих героев, так как хочет показать, чем чревата трусость и слабость. Если вдуматься, то и фамилии он придумал “говорящие”. Один сделан из “жилы”, то есть из силы и воли, а другой ассоциируется с “костылем”, то есть со слабость и отсутствием внутреннего стержня.
Когда татары приказывают каждому из них написать домой письмо с просьбой о выкупе, Жилин, в отличие от своего друга, пишет неверный адрес, чтобы не напугать старушку-мать, у которой нет таких денег.

В следующий раз характер героев проявляется, когда они задумывают побег. Им удалось бежать в темное время суток, но в лесу по вине Костылина они снова оказались в руках у татар. Вторую попытку побега Жилин предпринял уже без друга.

Их посадили в глубокую яму и надели на ноги тяжелые колодки. Костылин был не в состоянии бежать. Во-первых, после первой неудачной попытки он сразу же сдался.

Во-вторых, сил у него и воли не хватало для этого решительного шага.

В итоге, Жилин бежал один. Помогла ему тринадцатилетняя Дина, которая принесла длинную палку, чтобы вытащить друга из ямы. Она всегда была к нему добра.

Приносила еды и воды по просьбе офицера, а он за это мастерил ей глиняных кукол. Второй побег был более удачным. Несмотря на сложности, которые встретились Жилину по пути, он смог дойти до границы, а под конец уже доползти.

Там его подобрали казаки.

Домой Жилин передумал ехать, так и остался служить на Кавказе. Костылину пришлось пробыть в плену еще месяц. Его отпустили за большой выкуп еле живого. Это результат его трусости, слабости и ненадежности.

Если бы он был тверже духом, то они давно убежали бы вместе, а может и не оказались бы в плену. Так Л. Н. Толстой показал, как люди, попавшие в одну и ту же ситуацию, ведут себя совершенно по-разному в силу различий в характере.

Какой характер, такая и судьба.


Пример сочинения 2

В рассказе Толстого «Кавказский пленник» мы наблюдаем историю о том, как офицеры из русского гарнизона — Жилин и Костылин — попали в татарский плен во времена войны русских на Кавказе. Когда они вместе ехали по опасной дороге, на Жилина напали горцы, Костылин незамедлительно бросился спасать собственную жизнь, он совсем не собирался помочь товарищу.

В плену Жилин не отчаивался, он всё время продумывал план побега из неволи. При этом в плену он совсем не сидел без дела: помогал жителям аула, лепил из глины куколок, чинил разные вещи. Жилин сдружился с татарской девочкой, которая впоследствии помогла ему бежать из плена. Он надеялся лишь на свою силу и смекалку, жалея свою пожилую маму. Жилин понимал, что матери негде будет взять нужную сумму, чтобы освободить сына из плена, поэтому он указал на письме с просьбой выкупа неверный адрес.

Костылин же в силу своей трусливости и нерешительности оставался в сарае, дожидаясь, когда за него принесут выкуп. Он надеялся на постороннюю помощь. Из-за медлительности и слабости Костылина первый побег офицеров из плена провалился. Во второй раз бежать Жилину помогла Дина — девочка, с которой он успел сдружиться. Костылин на этот раз бежать отказался. В итоге Жилин бежал из плена в одиночку, и ему удалось самостоятельно добраться до русского гарнизона, а вот Костылина выкупили только через месяц за пять тысяч, он был в плачевном состоянии.

Жилин и Костылин — полные противоположности. Жилин — сильный и смелый человек, в трудной ситуации он сумел изменить свою судьбу и выбраться из беды, а Костылин смирился со своей судьбой и остался ждать чужой помощи.

Я считаю, что Костылину повезло, если бы его не выкупили из плена, то вскоре его жизнь закончилась бы очень плачевно. Читая рассказ, я сделал для себя вывод, что в любой ситуации всё зависит от нас самих, мы всегда должны бороться до конца. Толстой пытался донести читателю через своё произведение мысль о том, что человек — сам хозяин своей судьбы, и я сэтим полностью согласен.


Пример сочинения 3

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» известен многим читателям. В центре повествования изображено два офицера, Жилин и Костылин. Их судьбы диаметрально противоположны: один — изнеженный богач, второй — привыкший к трудностям бедный дворянин. Посмотрим, как это отличие повлияло на характеры персонажей и их поведение в плену?

Жилина и Костылина объединяет то, что они оба — офицеры, которые служат на Кавказе. Герои решили отправиться в отпуск одновременно, по дороге они и познакомились. Однако с ними произошла очень неприятная ситуация. По пути на них напали татары и захватили товарищей в плен.

В рассказе мы видим совершенно разные характеры. Костылин, когда оказался в плену, сразу же опустил руки и согласился просить выкуп у родственников. Совсем по-другому вел себя Жилин. Будучи очень храбрым человеком, он начал разрабатывать план побега и торговаться с татарами. Именно он добился сносных условий содержания.

В плену Костылин показал всю свою трусость. Думая только о собственном благополучии, герой бросил приятеля в трудную минуту. В образе Костылина писатель изобразил высокого мужчину, у которого полное телосложение. По своей натуре герой является очень ленивым и трусливым. Костылин ждал, когда отправят выкуп и его, наконец, освободят. У персонажа просто не хватает решимости, терпения и сил, чтобы преодолеть трудности и с достоинством пережить все испытания. Поэтому он возлагает ответственность за себя на других.

По-иному ведет себя Иван Жилин. С виду это маленький и худой человек, но по характеру он очень решительный, целеустремлённый, смелый и трудолюбивый. Для главного героя одной из важнейших ценностей является свобода, поэтому он размышляет над различными попытками бегства из плена. Также он жалеет мать, которая не сможет собрать выкуп и будет тревожиться за сына. Поэтому он делает все для своего спасения.

Татары заставляют товарищей написать письмо родственникам, чтобы они прислали за них выкуп. Костылин пишет домой письмо с просьбой отправить пять тысяч рублей. Жилин же заявляет, что не даст им более пятиста рублей. Безусловно, Жилин проявляет невероятную смелость, сделав такой отважный шаг. Один из татар даже хвалит Ивана. Он называет Жилина «джигитом» и соглашается на такие условия. Герой желает выиграть время, поэтому он отправляет письмо на другой адрес. Сам он разрабатывает план побега.  

Жилин в плену показал себя мастером на все руки. Так, герой мастерил прекрасные игрушки, ремонтировал вещи и даже лечил людей. А Костылин, как и подобает избалованному богачу, ничего не делает и только ноет, как ему плохо. Он вообще не приспособлен к жизни. Ему действительно не помешает костыль. А вот фамилия Жилина отражает его внутреннюю силу: он напрягает все жилы, чтобы спастись.

Иван Жилин предпринимает попытку бегства, однако она не увенчалась успехом. Побег сорвался из-за слабого и немощного Костылина. Однако Жилин не бросил своего приятеля в беде, он потащил его на себе, рассчитывая только на свои силы. У офицеров не получилось уйти далеко. Татары их заметили, схватили и бросили в яму. Теперь Костылин отчаивается и отказывается от другой попытки освободиться. Но Жилин не сдается.

Огромную помощь Жилину оказала молодая девушка по имени Дина, с которой герой очень подружился. Главная героиня сжалилась над Жилиным и опустила в яму палку, по которой персонаж смог выбраться. А трусливый Костылин по-прежнему ждал выкупа. Когда Дина провожала Жилина, у неё текли слёзы. Она не хотела расставаться с таким хорошим человеком.

Таким образом, Иван Жилин смог добраться до родной крепости благодаря невероятной решимости, целеустремлённости и трудолюбию. А Костылина оттуда выкупили, но он вышел едва живым. Этот финал закономерен для героев и подводит итог их воспитанию. Богатство избаловало Костылина и сделало его непригодным для службы. Он слишком эгоистичен и слаб. А вот Жилин формировался в условиях, где приходилось развиваться и идти вперед. Поэтому он более успешен и адаптирован к суровым реалиям жизни.

  • Жили были сказка для детей короткие
  • Жили были рассказ андреева
  • Жили были лиса и заяц русская народная сказка
  • Жили были лиса и заяц как пишется
  • Жили были какие сказки начинаются с этих слов