Жить не по лжи солженицын сочинение

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Жить не по лжи размышления над страницами книги А. И. Солженицына «Архипелаг гулаг»

12 февраля 1974 года А. И. Солженицын опубликовал обращение к интеллигенции, к молодежи, ко всем соотечественникам, в котором он призывал бороться с насилием в Советском Союзе. Когда насилие в стране набирает силу, оно кричит: “Я — насилие! Разойдись, расступись — раздавлю!” Власть к насилию всегда прибегает от немощи, неспособности управлять страной на основе законов. Насилию, чтобы поддерживать себя, необходимо выглядеть прилично, поэтому оно прибегает ко лжи. Ложь тоже заинтересована в насилии. В обращении писатель заявляет: “…не каждый день, не на каждое плечо кладет насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности, лжи, ежедневного участия во лжи — ив этом вся верноподданность. И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное соучастие во лжи!” Власти в этом обращении, призывавшем даже не к борьбе с насилием, а к нравственному поведению, увидели страшную крамолу. И в феврале того же года Солженицын был арестован и насильно отлучен от Родины — выслан за границу. Режим, державшийся на лжи, не мог себя, прибегло опять же к насилию и лжи. Так был наказан писатель, открывший всему миру правду о сталинских лагерях, автор “АрхипелагаГУЛАГ”. Первый том “Архипелага” содержал подробное исследование всего того, что приходилось испытать людям, прежде чем попасть в концлагерь: системы арестов и различных видов тюремного заключения, пыточного следствия, судебных и внесудебных расправ, этапов и пересылок. Во втором томе книги Солженицын исследует уже главную и основную часть империи ГУЛАГа — “истребительно-трудовые лагеря”. Ничто не проходит здесь мимо внимания автора. История возникновения лагерей, экономика принудительного труда, структура управления, категории заключенных и повседневный быт лагерников, положение женщин и малолеток, взаимоотношения рядовых зэков и “придурков”, уголовных и политических, охрана, конвоирование, осведомительская служба, вербовка стукачей, система наказаний и “поощрений”, работа больниц и медпунктов, различные формы умерщвления и несложная процедура похорон заключенных, все это находит свое отражение в книге Солженицына, Автор описывает разнообразные виды каторжного труда зэков, их голодную пайку, он изучает не только лагерный, но и ближайший прилагерный мир, особенности психологии и поведения заключенных и их тюремщиков. Это тщательное художественное исследование основано на достоверных фактах. Правда, вторая книга не вызывает такого ошеломления, потрясения, нравственного шока, как первая, — может быть, потому, что она вторая. А может быть, это впечатление связано с тем, что я уже раньше прочел несколько книг на ту же тему (В. Шаламов, Л. Разгон, Е. Гинзбург). В каком-то журнале я прочитал, что когда в Воркуте начали копать котлован для фундамента новой школы, то ковш экскаватора, едва сняв тонкий верхний слой почвы, обнаружил огромное количество человеческих костей, Это была, конечно, не стоянка первобытного человека, и никто из археологов сюда не прибыл. Это была одна из громадных братских могил, возникавших возле северных лагерей, когда в большие, еще с осени вырытые котлованы всю зиму сбрасывали тысячи трупов умерших или расстрелянных заключенных, чтобы закопать их лишь с наступлением короткого северного лета. Строительство школы временно прервали. Ночью кости зэков увезли и закопали где-то за чертой города (ничем заметным не обозначив и этого нового кладбища). А на месте прежней братской могилы достроили школу. Чтобы прошлое не повторилось, необходимо там, где были самые крупные концлагеря, соорудить мемориалы, восстановить в музейном порядке лагерные бараки, зоны, вышки и шахты, поставить памятники на бесчисленных лагерных кладбищах, где погребено, вероятно, не меньше наших людей, чем их пало в годы Великой Отечественной войны. Зажечь Вечный огонь и на мраморных плитах высечь имена умерших и убитых. Это будет. А пока единственным памятником им стали книги. Надолго переживет своих гонителей и никогда не будет забыт огромный труд “Архипелаг ГУЛАГ”, который посвящен всем тем, кто погиб в лагерях и “кому не хватило жизни об этом рассказать”.
В книге “Архипелаг ГУЛАГ”, открывшей глаза современников на преступления тоталитарного режима, ярко выразилась нравственная позиция автора — “неучастие во лжи”. Она перекликается с позицией Л. Н. Толстого — “непротивление злу насилием”. Казалось бы, какая польза от утопичной идеи разрушить насилие не борьбой с ним, а простым неучастием в его поддержке? Но спросим себя: те перемены, которые начались в нашей стране чуть более десяти лет назад, — разве оказались бы они возможны, если бы в нашем обществе, во всех его слоях не вызрело за эти годы едва ли не всеобщее презрение и отвращение и к тем, кто олицетворял собою зло и насилие, и к их жалким прислужникам, затопившим страну демагогией и ложью? В создании такой общественной атмосферы большую роль сыграли честные книги нашего современника, выдающегося русского писателя Александра Исаевича Солженицына

Что значил сталинизм для нашего народа? От решения этого вопроса во многом зависит наше будущее — по какому пути оно пойдет, что будет строить. Кто виноват в кровавых репрессиях: только Сталин и его палачи или вина за все происходящее лежит и на безгласном народе, допустившем массовые убийства? Что мог сделать один слабый человек? Что от него зависело в это время тотального узаконенного насилия? Эти и многие другие жизненно важные вопросы ставит на страницах своих произведений А. И. Солженицын.

Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью.

« Один день Ивана Денисовича» задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере.

Рассказ построен так, что в нем описывается всего лишь один день из жизни героя, но этот день, быть может, дороже, тяжелее чьей-то мелочной жизни, которая прошла бессмысленно.

Центральным образом в рассказе является Иван Денисович Шухов — зэк с большим стажем, опытом лагерной жизни. Там работают, спят, едят, ссорятся и мирятся, спорят, подшучивают. Одни «косят» в больницу, другие вылизывают чужие миски. Но таких людей все презирают.

Герои повести — это бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский, герой Бухенвальда Сенька Левшин, Цезарь Маркович, мальчонка Гопчик… Их судьбы и жизнь проходят перед нами. Вот, например, бывший морской офицер Буйновский, в лагере он превращается в осторожного, осмотрительного заключенного, который только теперь научился как-то противостоять препятствиям, возникающим перед ним, преодолевать их. А Цезарь Маркович — гордый прямой человек, даже в условиях лагеря не потерявший чувства превосходства над морально разложившимися людьми и не уподобившийся им.

В лагерных условиях обнаруживается ценность простейших «материальных» элементов жизни: еды, одежды, крыши над головой. Жизнь «наградила» зэков очень своеобразно. Каждому давали минимум десять лет тюремного заключения, но это была большая редкость (большинству давали по двадцать — двадцать пять лет).

Условия содержания заключенных были антигуманны. Люди спали в «вагонках», в неотапливаемых помещениях. Шокирует читателя эпизод, когда зэки идут на морозе с закрытыми портянками лицами с вырезами для глаз: «…Вышла колонна в степь, прямо против ветра и против краснеющего восхода. Голый снег лежал от края до края, направо и налево, и дерева во всей степи не было ни одного…»

Солженицын показывает ту неистребимую волю к жизни, которая присуща большинству зэков, ведь иначе просто не выживешь в тех тяжелейших условиях. Так, чтобы обогреться, заключенные растаскивают деревянные вещи.

За что сидят в лагере толковые, умелые люди? Бригадир Тюрин — кулацкий сын. Кавторанг — вражеский шпион, потому что во время войны месяц жил на английском судне как офицер связи, а английский адмирал прислал ему подарок в знак благодарности. Сенька Левшин дошел до Берлина и два дня жил с американцами — теперь же отбывает свой срок как вражеский агент. Эти люди не враги, они и есть народ.

Повесть «Один день Ивана Денисовича» —это замечательный исторический очерк, вмещающий в себя, несмотря на небольшой объем, представление о целом периоде в жизни страны. Неслучайно рассказ получил Нобелевскую премию.

Вспомним еще один рассказ Солженицина — «Матренин двор». На первый взгляд, эти два произведения писателя не имеют ничего общего.

Матрена живет в деревне, но жизнь ее не балует . Все ее беды заключаются в том, что она не может « постоять за себя », она не отстаивает своих материальных интересов: отдает половину дома деверю, принесшему много зла самой Матрене. Героиня никогда не делала ничего, что было бы противно ее совести.

Солженицын показывает не только материальное обнищание, но и духовное. У окружающих Матрену людей происходит деформация нравственных понятий: добро — богатство. Среда, в которой живут люди, доводит их до воровства и потери нравственных ценностей. Люди меняются и становятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человека. Прекрасно показаны лучшие черты русского характера Матрены: доброта и сочувствие ко всему живому. Но в чем же источник ее душевного богатства? В работе, позволяющей отвлечься от всего, в природе. Бедный быт Матрены не сделал убогими ее сердце и душу.

Солженицын в своих рассказах не дает рецептов, как нужно изменить мир, он показывает нам суровую правду жизни, тем самым он учит нас «жить не по лжи».

16 ноября 1974 года в швейцарском Цюрихе состоялась знаменитая пресс-конференция Александра Солженицына «О будущем России». Именно в этот день писатель предложил «Программу „нравственной революции“», изложенную в эссе-манифесте «Жить не по лжи».

Публицистическое эссе Александра Солженицына, обращённое к советской интеллигенции, «Жить не по лжи» было опубликовано в самиздате 13 февраля 1974 года, однако при публикации датировано предыдущим днем – днем ареста Александра Исаевича. Тематически оно примыкает к эссе «На возврате дыхания и сознания», «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Образованщина».

В «Жить не по лжи» Солженицын призывал каждого поступать так, чтобы из-под его пера не вышло ни единой фразы, «искривляющей правду», не высказывать подобной фразы ни устно, ни письменно, не цитировать ни единой мысли, которую он искренне не разделяет, не участвовать в политических акциях, которые не отвечают его желанию, не голосовать за тех, кто недостоин быть избранным. Кроме того, Солженицын предлагал наиболее доступный, по его мнению, способ борьбы с режимом: «Самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!».

Данное воззвание Солженицын писал в 1972 году, возвращался к тексту в 1973-м — окончательный вариант был готов к сентябрю. Автор предполагал обнародовать статью одновременно с «Письмом вождям Советского Союза», но в сентябре 1973-го, узнав о захвате «Архипелага ГУЛАГ» Комитетом госбезопасности, с риском для жизни принял решение публиковать книгу на Западе. Статья «Жить не по лжи!» была отложена как «запасной выстрел», на случай ареста или смерти (текст был помещён в несколько тайников с уговором — в случае ареста «пускать» через сутки, не ожидая подтверждения от автора). История «запуска» воззвания в печать описана Солженицыным в книге «Бодался телёнок с дубом», писатель реконструирует чувства жены на следующий день после его ареста 12 февраля 1974 года, когда о его судьбе было ничего не известно.

Обращение писателя к соотечественникам тут же появилось в самиздате, помеченное датой ареста — 12 февраля 1974 года. В ту же ночь, с 12 на 13 февраля, через иностранных корреспондентов текст был передан на Запад. 18 февраля 1974 года эссе было опубликовано в газете «Daily Express» (Лондон), на русском языке — в парижском журнале «Вестник РСХД», газетах «Новое русское слово», «Русская мысль» и журнале «Посев». Официально впервые в СССР было опубликовано 18 октября 1988 года в киевской газете «Рабочее слово».

12 февраля 1974 года А. И. Солженицын опубликовал обращение к интеллигенции, к молодежи, ко всем соотечественникам, в котором он призывал бороться с насилием в Советском Союзе. Когда насилие в стране набирает силу, оно кричит: “Я — насилие! Разойдись, расступись — раздавлю!” Власть к насилию всегда прибегает от немощи, неспособности управлять страной на основе законов. Насилию, чтобы поддерживать себя, необходимо выглядеть прилично, поэтому оно прибегает ко лжи. Ложь тоже заинтересована в насилии. В обращении писатель заявляет: “…не каждый день, не на каждое плечо кладет насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности, лжи, ежедневного участия во лжи — ив этом вся верноподданность. И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное соучастие во лжи!” Власти в этом обращении, призывавшем даже не к борьбе с насилием, а к нравственному поведению, увидели страшную крамолу. И в феврале того же года Солженицын был арестован и насильно отлучен от Родины — выслан за границу. Режим, державшийся на лжи, не мог
себя, прибегло опять же к насилию и лжи. Так был наказан писатель, открывший всему миру правду о сталинских лагерях, автор “АрхипелагаГУЛАГ”.
Первый том “Архипелага” содержал подробное исследование всего того, что приходилось испытать людям, прежде чем попасть в концлагерь: системы арестов и различных видов тюремного заключения, пыточного следствия, судебных и внесудебных расправ, этапов и пересылок. Во втором томе книги Солженицын исследует уже главную и основную часть империи ГУЛАГа — “истребительно-трудовые лагеря”. Ничто не проходит здесь мимо внимания автора. История возникновения лагерей, экономика принудительного труда, структура управления, категории заключенных и повседневный быт лагерников, положение женщин и малолеток, взаимоотношения рядовых зэков и “придурков”, уголовных и политических, охрана, конвоирование, осведомительская служба, вербовка стукачей, система наказаний и “поощрений”, работа больниц и медпунктов, различные формы умерщвления и несложная процедура похорон заключенных, все это находит свое отражение в книге Солженицына, Автор описывает разнообразные виды каторжного труда зэков, их голодную пайку, он изучает не только лагерный, но и ближайший прилагерный мир, особенности психологии и поведения заключенных и их тюремщиков. Это тщательное художественное исследование основано на достоверных фактах. Правда, вторая книга не вызывает такого ошеломления, потрясения, нравственного шока, как первая, — может быть, потому, что она вторая. А может быть, это впечатление связано с тем, что я уже раньше прочел несколько книг на ту же тему (В. Шаламов, Л. Разгон, Е. Гинзбург).
В каком-то журнале я прочитал, что когда в Воркуте начали копать котлован для фундамента новой школы, то ковш экскаватора, едва сняв тонкий верхний слой почвы, обнаружил огромное количество человеческих костей, Это была, конечно, не стоянка первобытного человека, и никто из археологов сюда не прибыл. Это была одна из громадных братских могил, возникавших возле северных лагерей, когда в большие, еще с осени вырытые котлованы всю зиму сбрасывали тысячи трупов умерших или расстрелянных заключенных, чтобы закопать их лишь с наступлением короткого северного лета. Строительство школы временно прервали. Ночью кости зэков увезли и закопали где-то за чертой города (ничем заметным не обозначив и этого нового кладбища). А на месте прежней братской могилы достроили школу.
Чтобы прошлое не повторилось, необходимо там, где были самые крупные концлагеря, соорудить мемориалы, восстановить в музейном порядке лагерные бараки, зоны, вышки и шахты, поставить памятники на бесчисленных лагерных кладбищах, где погребено, вероятно, не меньше наших людей, чем их пало в годы Великой Отечественной войны. Зажечь Вечный огонь и на мраморных плитах высечь имена умерших и убитых. Это будет. А пока единственным памятником им стали книги. Надолго переживет своих гонителей и никогда не будет забыт огромный труд “Архипелаг ГУЛАГ”, который посвящен всем тем, кто погиб в лагерях и “кому не хватило жизни об этом рассказать”.
В книге “Архипелаг ГУЛАГ”, открывшей глаза современников на преступления тоталитарного режима, ярко выразилась нравственная позиция автора — “неучастие во лжи”. Она перекликается с позицией Л. Н. Толстого — “непротивление злу насилием”. Казалось бы, какая польза от утопичной идеи разрушить насилие не борьбой с ним, а простым неучастием в его поддержке? Но спросим себя: те перемены, которые начались в нашей стране чуть более десяти лет назад, — разве оказались бы они возможны, если бы в нашем обществе, во всех его слоях не вызрело за эти годы едва ли не всеобщее презрение и отвращение и к тем, кто олицетворял собою зло и насилие, и к их жалким прислужникам, затопившим страну демагогией и ложью? В создании такой общественной атмосферы большую роль сыграли честные книги нашего современника, выдающегося русского писателя Александра Исаевича Солженицына.

Что значил сталинизм для нашего народа? От решения этого вопроса во многом зависит наше будущее – по какому пути оно пойдет, что будет строить. Кто виноват в кровавых репрессиях: только Сталин и его палачи или вина за все происходящее лежит и на безгласном народе, допустившем массовые убийства?

Что мог сделать один слабый человек? Что от него зависело в это время тотального узаконенного насилия? Эти и многие другие жизненно важные вопросы ставит на страницах своих произведений А. И. Солженицын.
Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью.
” Один день Ивана Денисовича” задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере.
Рассказ построен так, что в нем описывается всего лишь один день из жизни героя, но этот день, быть может, дороже, тяжелее чьей-то мелочной жизни, которая прошла бессмысленно.
Центральным образом в рассказе является Иван Денисович Шухов – зэк с большим стажем, опытом лагерной жизни. Там работают, спят, едят, ссорятся и мирятся, спорят, подшучивают. Одни “косят” в больницу, другие вылизывают чужие миски.

Но таких людей все презирают.
Герои повести – это бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский, герой Бухенвальда Сенька Левшин, Цезарь Маркович, мальчонка Гопчик… Их судьбы и жизнь проходят перед нами. Вот, например, бывший морской офицер Буйновский, в лагере он превращается в осторожного, осмотрительного заключенного, который только теперь научился как-то противостоять препятствиям, возникающим перед ним, преодолевать их.

А Цезарь Маркович – гордый прямой человек, даже в условиях лагеря не потерявший чувства превосходства над морально разложившимися людьми и не уподобившийся им.
В лагерных условиях обнаруживается ценность простейших “материальных” элементов жизни: еды, одежды, крыши над головой. Жизнь “наградила” зэков очень своеобразно. Каждому давали минимум десять лет тюремного заключения, но это была большая редкость (большинству давали по двадцать – двадцать пять лет).
Условия содержания заключенных были антигуманны. Люди спали в “вагонках”, в неотапливаемых помещениях. Шокирует читателя эпизод, когда зэки идут на морозе с закрытыми портянками лицами с вырезами для глаз: “…Вышла колонна в степь, прямо против ветра и против краснеющего восхода. Голый снег лежал от края до края, направо и налево, и дерева во всей степи не было ни одного…”
Солженицын показывает ту неистребимую волю к жизни, которая присуща большинству зэков, ведь иначе просто не выживешь в тех тяжелейших условиях. Так, чтобы обогреться, заключенные растаскивают деревянные вещи.
За что сидят в лагере толковые, умелые люди? Бригадир Тюрин – кулацкий сын. Кавторанг – вражеский шпион, потому что во время войны месяц жил на английском судне как офицер связи, а английский адмирал прислал ему подарок в знак благодарности. Сенька Левшин дошел до Берлина и два дня жил с американцами – теперь же отбывает свой срок как вражеский агент.

Эти люди не враги, они и есть народ.
Повесть “Один день Ивана Денисовича” – это замечательный исторический очерк, вмещающий в себя, несмотря на небольшой объем, представление о целом периоде в жизни страны. Неслучайно рассказ получил Нобелевскую премию.
Вспомним еще один рассказ Солженицина – “Матренин двор”. На первый взгляд, эти два произведения писателя не имеют ничего общего.
Матрена живет в деревне, но жизнь ее не балует. Все ее беды заключаются в том, что она не может ” постоять за себя “, она не отстаивает своих материальных интересов: отдает половину дома деверю, принесшему много зла самой Матрене. Героиня никогда не делала ничего, что было бы противно ее совести. Солженицын показывает не только материальное обнищание, но и духовное.

У окружающих Матрену людей происходит деформация нравственных понятий: добро – богатство. Среда, в которой живут люди, доводит их до воровства и потери нравственных ценностей. Люди меняются и становятся жестокими.

Но Матрена сохранила в себе человека. Прекрасно показаны лучшие черты русского характера Матрены: доброта и сочувствие ко всему живому. Но в чем же источник ее душевного богатства? В работе, позволяющей отвлечься от всего, в природе.

Бедный быт Матрены не сделал убогими ее сердце и душу.
Солженицын в своих рассказах не дает рецептов, как нужно изменить мир, он показывает нам суровую правду жизни, тем самым он учит нас “жить не по лжи”.

Loading…

  • Главная
  • Форум 2014
  • Филологические науки
  • Лингвистическое источниковедение
  • ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ – РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТРАНИЦАМИ КНИГИ А. СОЛЖЕНИЦЫНА «АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»

ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ – РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТРАНИЦАМИ КНИГИ А. СОЛЖЕНИЦЫНА «АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Герман А.Р., Ковригина А.А.


 Комментарии


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Только в конце XX века имя Александра Исаевича Солженицына, которое долгое время было под запретом, по праву заняло свое место в истории русской литературы. Жизненный путь Солженицына назвать тяжелым – значит не сказать ничего. В его жизни были и война, и тюрьма, и лагерь, и насильственная высылка из страны, и рак.

А. И. Солженицын исследовал тему лагерной жизни в монументальном труде «Архипелаг ГУЛАГ». Писатель работал над этим произведением в течение долгих лет, кропотливо собирая свидетельства очевидцев, воспоминания, документы, проливающие свет на историю возникновения и функционирования системы репрессивных органов в нашей стране. В этой книге нет никакого вымысла, она базируется только на документах, и в этом ее сила. Солженицын писал о жизни, о правде, о том, что надо «жить не по лжи». Герои его произведений – это бедные, униженные, всеми забытые, но все же сильные духом люди. Они – он сам! Прочитав «Архипелаг ГУЛАГ», нельзя остаться равнодушным, нельзя продолжать жить по-прежнему, беспомощно разводя руками и потакая официальной лжи, оправдывая собственную трусость тем, что, мол, времена такие. Историческая повесть А. Солженицына — это, прежде всего, призыв к нашей совести. «Архипелаг ГУЛАГ» — книга великого освобождения духа, памятник всем жертвам.

Нет, никогда не оскудевала русская земля праведниками, людьми с обостренной совестью и чувством человеческого достоинства. Солженицын верит во внутреннюю силу русского народа. Правда у Солженицына — это, в первую очередь, совесть, стремление во что бы то ни стало «жить не по лжи». Сегодня, когда вроде бы пришла долгожданная свобода, когда каждый получил возможность высказывать собственное мнение, этот призыв не утратил своей актуальности.

Просмотров работы: 1498

Код для цитирования:

Сочинение — интервью на тему «Жизнь не по лжи»

Я хотел быть памятью.

Памятью народа, который постигла большая беда.

А. И. Солженицын

Мне 15 лет, живу в небольшом провинциальном городке Новгородской области. Уже сейчас задумываюсь о том, кем я буду в этой жизни, что смогу дать, чем помочь окружающим людям? Смогу ли стать известной, чтобы люди помнили меня? Передо мной портрет Александра Солженицына…Мне кажется, что лицо писателя совершенно не похоже на другие лица, как не похожи его судьба, жизнь, творчество. Лицо Солженицына освещается тем неуловимым огнем большой человеческой души, огнем творца, который, пересиливая боль и страдание, помогает людям узнавать правду жизни. Глаза его — необыкновенные…Они словно проникают в душу. Глаза эти смотрят в мир и верят в людей, и просят их творить на этой земле только добро и правду.

И мне захотелось поговорить с этим человеком.

Это интервью — моя попытка узнать о Солженицыне как о личности, выяснить его взгляды на определенные моменты жизни.На мои вопросы писатель отвечает отрывками из своих статей, выступлений, публикаций, художественных произведений.

— Александр Исаевич, мне как ученице-старшекласснице, думающей о дальнейшей своей жизни, хочется спросить: о чем мечталось и что сбылось?

Мечталось о многом, а сбылось, неверное, даже больше, чем мечталось. Мне удалось добиться того, что не получалось практически ни у кого из русских писателей: быть услышанным вовремя. Я спокоен, конечно, что свою писательскую задачу я выполню при всех обстоятельствах, а из могилы — еще успешнее и неоспоримее, чем живой. Никому не перегородить путей правды, и за движение ее я готов принять и смерть. Но, может быть, многие уроки научат нас наконец не останавливать пера писателя при жизни? Меня не остановили. Вся моя жизнь — это победа над невероятными обстоятельствами.  Я родился через полгода после кончины отца. Я сумел попасть на фронт вопреки комиссии, списавшей меня по состоянию здоровья. Боевой капитан, я был вычеркнут в 1945-м из наградных списков после того, как меня арестовала военная контрразведка. Несмотря на 58-ю статью, я попал в Москву, сумел немало времени продержаться в марфинской «шарашке», откуда, впрочем, был переведен на общие работы в Особый Экибазстузский лагерь в Казахстане. В лагерных условиях мне удалили злокачественную опухоль, и я все равно выжил. После реабилитации  вернулся в Центральную Россию, работал учителем математики и писал прозу «в стол».

В феврале 1974 года меня арестовали, обвинили в государственной измене, лишили советского гражданства и депортировали в ФРГ. После двух лет пребывания в Цюрихе мы с семьей переезжаем в США и поселяемся в штате Вермонт..

 — Александр Исаевич,  за годы жизни в Америке смогли Вы привыкнуть к ней? Стала ли она для Вас второй Родиной?

— Я прожил большую часть жизни в СССР,  прошел там сквозь огонь и воду (медные трубы я получил на своей родине намного позже), и Америку всегда воспринимал как временное место жительства. Я знал, что рано или поздно вернусь в Россию — если не физически, то своими книгами, но все же не терял надежды, что вернусь именно физически. И судьба так и распорядилась: я смог при жизни вернуться на Родину.

 Я всегда был убеждён в том, что совершал, и никогда не шёл против своей совести.

— В Вашем рассказе «Матренин двор»раскрывается тема праведничества. На мой взгляд, Вы жили, как праведник, думая не осебе, а о стране, о нас.  

— Время все расставит на свои места. Всю жизнь я прожил так — не благодаря, а вопреки. Вопреки режиму, вопреки всеобщему страху вслух сказать о том, от чего мучилась в корчах Россия. Меня арестовали в первый раз ещё во время войны — в феврале 1945-го — за то, что в письме к другу позволил себе покритиковать Сталина. Приговор — 8 лет исправительно-трудовых лагерей.Я попал в «шарашку» — тюремное НИИ, которое потом опишу в романе «В круге первом».

 Это счастье, что меня посадили! Если бы этого не произошло тогда, то для меня и для многих, кто там оказался, мы бы не стали тем, кем мы стали. Я не мог жить спокойно, когда видел, как грабят страну. Меня критиковали даже коллеги по цеху, мол, сколько можно обличать, живи спокойно. А я так не могу, ведь душа воспитывается в мучениях.

— Что делает счастье людей?

 — Совсем не уровень благополучия делает счастье людей, а отношения сердец и наша точка зрения на нашу жизнь. И то и другое — всегда в нашей власти, а значит, человек всегда счастлив, если он хочет этого, и никто не может ему помешать.

— Ваше пожелание потомкам, то есть моим современникам.

— Любите свою Родину. Не сосредотачивайтесь на себе, но сосредоточьте весь мир в себе. В жизни много яда, но есть и мед — найдите его.Надо все отдавать жизни, людям. Надо жить, кричать, смеяться, ругаться, любить!.

  • Жить за счет других как пишется
  • Жить за рубежом как пишется
  • Жила была речка экологическая сказка
  • Жила была одна девочка сказка
  • Жила была девочка огонь вечно ее хотели переделать и перевоспитать рассказ