Живые и мертвые симонов сочинение

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ романа Симонова Живые и мертвые

Анализ романа Симонова Живые и мертвые сочинение

Правдивость и масштабность действий Великой войны 1941-1945гг поражает в романах Константина Симонова. После прочтения его произведений, вера в победу над фашизмом укреплялась еще больше, величие русского народа, патриотизм и мужество вдохновляли на дальнейшую борьбу с оккупантами.

Роман Константина Симонова «Живые и мертвые» вышел в свет после окончания Великой Отечественной войны, но описывает он события ее начала. Главный герой произведения Синцов в момент начала войны находился в отпуске на юге страны. Иван Петрович показывает нам весь ужас первых дней или даже месяцев войны, неразбериху и суету вокруг. Синцов – военный корреспондент, по роду своей деятельности он оказывается в самых горячих точках боев. Своими очерками он поднимает солдатский дух. Синцов общается со многими людьми из разных уголков страны. В первые, дни ему часто приходится слышать вопросы, на которые он не в силах ответить: «Как не заметили фашистов у наших границ?», «Почему армия позволила перейти границу нашей Родины?». Приходилось часто наблюдать как немецкая авиация, совершая налет, уничтожает беззащитное население. Видя такое, даже мужчины не могли сдержать слез. Симонов приоткрывает тайны некоторых исторических событий. Из романа мы понимаем, что внезапность нападения была не совсем внезапной. События излагаются до мельчайших подробностей, как с точки зрения корреспондента, так и с исторической точки зрения.

Синцов попадает в бригаду генерала Серпилина, который прекрасно разбирается в военном деле, умело выстраивает стратегии. Бойцы генерала, находясь в окружении, не теряют мужества и не падают духом. Благодаря умелому руководству командира им удается прорваться к своим. На войне ситуации меняются с ошеломительной скоростью, и эти бесстрашные безоружные солдаты погибают под прорвавшимися немецкими танками. В этой ситуации Симонов усомнился в верховной власти, которая довела страну до такой масштабной катастрофы. Как могло оказаться, что наши солдаты были без оружия и без поддержки авиации. В своем романе писатель все же больше внимания уделяет простому солдату. Именно благодаря действующей армии, и каждому солдату отдельно, страна выстояла. Именно эти мужественные и терпеливые воины осуществили перелом в ходе войны, а затем и привели свою армию к победе. Это они голодные и холодные терпели все муки и тяготы немецкой армии. И они же шли беззаветно и бесстрашно, а иногда и без необходимого оружия на вооруженного до зубов сытого противника.

Константин Симонов положил начало правдивым рассказам о Великой Отечественной войне. Так в лице члена Генштаба Львова автор показал людей, которые своим фанатизмом идеологии сломали судьбы великих командиров. Генерал Серпилин – олицетворение многих тысяч опытнейших командующих. Он уважаем солдатами, четко ориентируется в боевых действиях, умело выстраивает тактику боя. Но сотрудники НКВД, просидевшие всю войну в тылу, не имеющие понятия о боевых действиях, своими «умелыми» действиями лишают генерала всех орденов и званий. На десять лет его отправляют в лагеря.

Глазами героев романа Серпилина, Синцова, Малинина автор показывает нам правдивые ситуации с фронтов, реальные исторические факты. Многие страницы просто невозможно читать бес слез. Настолько талантливо описывает автор весь ужас войны, тяготы и переживания людей в эти тяжелые и в то же время героические годы. Потомки не должны забывать подвиги своих дедов и прадедов. Подобного допускать нельзя!

Анализ романа Симонова Живые и мертвые

Анализ романа Симонова Живые и мертвые

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Кумир моего детства

    В детстве у каждого ребенка существует свой выдуманный мир, который создан его фантазией. Детки часто выдумывают необычные сюжеты для игр

  • Сочинение на тему Толерантность

    Что же такое «толерантность»? Социология рассматривает данное понятие, как терпимость к мировоззрению другого человека, его образу жизни, поведению и обычаям. Но, безусловно, это очень узкое понятие.

  • Сочинение Нет уз святее товарищества (по повести Гоголя Тарас Бульба)

    В своих произведениях Гоголь очень часто задевал тему человеческого общества и всех вытекающих из данного понятия, терминов. Он описывал процессы, происходящие в обществе, говоря о том, что на данный момент

  • Сочинение Друзья

    Аристотель говорил, что «друг – это одна душа, живущая в двух телах». Каждому человеку нужен настоящий друг. Человек, который будет рядом, когда ты счастлив, будет рядом, когда тебе плохо

  • Крылатые выражения из басен Крылова и их значение (пословицы)

    Басни Ивана Андреевича напоминают нам детство, когда мы любили слушать интересные истории, но мало кто задумывался о посыле этих басен.

Человек в своей повседневной жизни никогда не равен тому, что он на самом деле из себя представляет, поскольку постоянно носит какую то маску – даже перед самим собой.
И именно поэтому зачастую и сам не знает, на что он способен, каков он, чего стоит в действительности. Момент познания, прозрения происходит только тогда, когда человек оказывается в положении категорического выбора – легкой жизни или тяжелой смерти, своего счастья или счастья другого человека. Именно тогда становится ясным, способен ли человек на подвиг или же пойдет на компромисс с самим собой. Многие произведения, посвященные Великой Отечественной войне, в действительности являются произведениями не о внешних событиях – боях, поражениях, победах, отступлениях, – но прежде всего о человеке и о том, каков он в действительности, когда оказывается в ситуации выбора. Такие проблемы и составляют внутренний сюжет трилогии К. Симонова «Живые и мертвые».
Действие разворачивается в начале войны в Белоруссии и под Москвой в разгар военных событий. Военный корреспондент Синцов, выходя с группой товарищей из окружения, принимает решение, оставив журналистику, присоединиться к полку генерала Серпилина. В фокусе авторского внимания постоянно остается судьба этих двух героев. Им противопоставлены два других – генерал Львов и полковник Баранов. Именно на примере этих персонажей Симонов исследует человеческое поведение в условиях войны, а значит, в условиях постоянной необходимости делать выбор, принимать решение.
Удачей писателя стала фигура генерала Львова, воплотившего в себе образ болыневика фанатика. Личная храбрость, честность и вера в счастливое будущее сочетаются в нем с желанием беспощадно и безжалостно искоренять все, что, на его взгляд, может этому будущему помешать. Львов любит народ – но народ абстрактный, а не конкретного человека с его достоинствами и недостатками, который рядом в данный момент. Он готов жертвовать людьми, бросая их в бессмысленные атаки, заранее обреченные на провал и огромные человеческие жертвы, видя в человеке только средство для достижения высоких и благородных целей. Его подозрительность распространяется так далеко, что он готов спорить с самим Сталиным из за освобождения из лагерей нескольких талантливых военных, видя в этом предательство настоящего дела и целей. Так, человек в самом деле храбрый и верящий в высокие идеалы в действительности жесток и ограничен, не способен никогда совершить подвиг, пойти на жертву ради человека, который рядом, потому что элементарно не в состоянии этого человека увидеть.
Если генерал Львов – идеолог тоталитаризма, то его практик, полковник Баранов, – карьерист и трус. Он произносит громкие слова о долге, чести, храбрости, пишет бесчисленные доносы на своих коллег, но, оказавшись в окружении, облачается в солдатскую гимнастерку и «забывает» все документы. Собственная жизнь, личное благополучие несоизмеримо ценнее для него всего и всех. Для него нет даже и тех абстрактных и мертвых по сути идеалов, которые фанатично исповедует Львов. Собственно, никаких этических принципов для него вообще не существует. О подвиге здесь просто не может идти речи – даже само понятие оказывается несоизмеримым с ценностной системой Баранова, а точнее, отсутствием таковой.

 



Рассказывая суровую правду о начале войны, Симонов одновременно показывает народное сопротивление врагу, способность на решительный поступок маленького, на первый взгляд, человека, изображая подвиг обычных, рядовых советских людей, вставших на защиту Родины. Это и эпизодические персонажи (артиллеристы, не бросившие свою пушку и тащившие ее на руках от Бреста до Москвы; старик колхозник, ругавший отступающую армию, но с риском для жизни спасший у себя в доме раненую; капитан Иванов, собиравший испуганных солдат из разбитых частей и ведущий их в бой), и два главных персонажа трилогии – генерал Серпилин и Синцов.
Эти герои являются полной противоположностью Львову и Баранову. Генерал Серпилин – участник первой мировой войны, ставший талантливым командиром в Гражданскую войну, преподавал в академии и был арестован по доносу Баранова за то, что говорил своим слушателям правду о силе немецкой армии и масштабах грядущей войны, разрушая официально насаждаемый миф о «войне малой кровью». Освобожденный из концлагеря в начале войны, он, по его собственному признанию, «ничего не забыл и ничего не простил», но долг перед Родиной оказывается намного важнее личных глубоких и даже справедливых обид, предаваться которым просто нет времени, поскольку Родину надо срочно спасать. Внешне немногословный и даже суровый, требовательный к себе и подчиненным, Серпилин старается беречь солдат, пресекает всякие попытки добиться победы «любой ценой». В третьей книге К. Симонов показал способность этого действительно достойного человека к большой любви.
Другой герой, Синцов, задумывался вначале писателем только как военный корреспондент – без раскрытия личностного содержания. Это позволило бы создать роман хронику. Но Симонов сделал роман хронику романом о человеческих судьбах, в совокупности воссоздающих масштаб народной битвы с врагом. А Синцов получил индивидуальную проработку характера, став одним из главных действующих персонажей, на долю которого выпали ранения, окружение, участие в ноябрьском параде 1941 года, откуда войска уходили прямо на фронт. Судьбу военного корреспондента сменила солдатская доля: герой достойно проходит длинный путь от рядового до высшего офицера.
По Симонову, никакие внешние признаки – чин, национальность, класс – не имеют никакого влияния на то, каков человек в действительности, чего он стоит как человек и заслуживает ли этого наименования. В условиях войны предельно легко потерять человеческий облик и человеческую суть – и в этом случае не имеет значения причина: равно низким оказывается человек, превыше всего ставящий собственную безопасность, и человек, вроде бы верящий в самые светлые и высокие идеалы. Таковы Львов и Баранов, понятие подвига по отношению к которым просто неприменимо. И по этим же причинам их противоположностью становятся Серпилин и Синцов, никогда не забывающие о сострадании и человечности по отношению к тому, кто рядом. Только такие люди оказываются способны на подвиг.










Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме По произведению К Симонова «Живые и мертвые». Поищите еще с сайта похожие.

Нельзя описать словами все те ужасы, которые произошли за жуткие пять лет. Но во время войны советские люди очень четко разделились на две группы. Одни воевали за свою Родину, не желая ни себя, ни подчиненных, если те у них были. Эти люди дрались до последнего, они никогда добровольно не сдавались в плен. не сдирали с военной формы знаки различия, они буквально своими телами преграждали путь немцам в глубь страны. Но существовали и другие, которые могли, будучи генералами или полковниками, прикинуться обычными крестьянами или, учуяв угрозу своей

жизни, просто сбежать, дезертировать. Они заслуживали свои звания, сидя на мягких креслах в кабинетах и угождая вышестоящему начальству. Они не хотели, не желали идти воевать, подвергать себя опасности, а если и шли на войну, то всегда старались щадить свои драгоценные жизни. Они воевали не за Родину. Очень ярко оба типа этих людей отображены в романе К. М. Симонова «Живые и мертвые».

Писатель сам прошел весь ад войны и знал обо всех ее ужасах не понаслышке. Он затронул многие темы и проблемы прежде невозможные в советской литературе: рассказал о неготовности страны к войне, о репрессиях, ослабивших армию, о мании

подозрительности, антигуманном отношении к человеку.

Главный герой романа — военный корреспондент Синцов, который узнает о начале войны в отпуске, в Симферополе. Он сразу же пытается возвратиться в свою редакцию, но, глядя на других бойцов, грудью вставших на защиту отечества, решает остаться воевать. И повлияли на его решения люди, готовые все сделать для родной страны, даже зная, что идут на верную смерть.

Синцов один из действующих персонажей, на долю которого выпали ранения, окружение, участие в ноябрьском параде 1941 года (откуда войска уходили прямо на фронт). Судьбу военного корреспондента сменила солдатская доля: герой прошел путь от рядового до высшего офицера.

Эпизод с летчиком — истребителем доказывает то, на что человек готов ради своей Родины. (В самом начале войны к нам на вооружение только начали поступать новые быстрые, маневренные истребители, но до фронта они еще не дошли, поэтому летали на старых, гораздо более медленных и неповоротливых, чем немецкие «мессершмитты». Командир, генерал — лейтенант Козырев (один из лучших советских асов), повинуясь приказу, послал на верную гибель несколько бомбардировщиков — днем, без прикрытия. Они все оказались сбиты, правда, только после выполнения задания. Следующую группу бомбардировщиков он полетел сопровождать сам. Он на своем собственном примере доказывал, что на старых самолетах тоже можно драться с «мессерами». Но, выпрыгнув из самолета, он очень поздно раскрыл парашют и поэтому на земле лежал уже почти парализованный. Но все равно, завидев людей, — он подумал, что это немцы, — Козырев выпустил в них почти всю обойму, а последним патроном выстрелил себе голову. Перед смертью он хотел разорвать документы, чтобы немцы не поняли, что у них в руках один из лучших советских летчиков, но у него не хватило сил, поэтому он просто застрелился, не дался, хотя подходили не немцы, а русские.)

Следующий, так же глубоко преданный своей Родине персонаж — — комдив Серпилин. Это вообще один из ярчайших образов русской военной прозы. Это человек с одной из тех биографий, которые «ломаются, но не гнутся». В этой биографии отразилось все происходящее в верхушке армии в 30 — е годы. Всех талантливых стратегов, тактиков, командиров, руководителей ссылали по совершенно нелепым обвинениям. Так было и с Серпилиным. Поводом для ареста послужили содержавшиеся в его лекциях и бывшие тогда не в моде предупреждения о сильных сторонах тактических взглядов возрожденного Гитлером вермахта. Его амнистировали только за несколько дней до начала войны, но за годы, проведенные в лагере, он ни разу не обвинил советскую власть в том, что с ним было сделано, но «ничего не забыл и ни чего не простил». Он понял, что не время предаваться обидам — надо спасать Родину. Серпилин считал это чудовищным недоразумением, ошибкой, глупостью. А коммунизм оставался для него святым и незапятнанным делом.

В СССР в то время одни солдаты думали, что немцев не убить, не остановить, потому и боялись их, а другие знали, что немец смертен, потому били его как могли. Серпилин относился именно к тем, которые поняли, что враг не бессмертен, поэтому он никогда его не боялся, а делал все возможное, чтобы убить, задавить, растоптать. Серпилин всегда показывал себя как опытный командир, умеющий грамотно оценить ситуацию, поэтому он и смог впоследствии выбраться из окружения. Но еще он проявил себя как человек, готовый сделать что угодно, только бы поддержать моральный дух солдат.

Внешне суровый и немногословный, требовательный к себе и подчиненным, он старается беречь солдат, пресекает всякие попытки добиваться победы «любой ценой».

Достаточно вспомнить эпизод, когда Серпилин отказался умертвить старого друга, старшего по званию генерала Зайчикова, мотивируя это тем, что, будь они вдвоем, он, наверное, выполнил бы его просьбу, но здесь, в окружении, такой поступок может повлиять на моральное состояние солдат.

Следует вспомнить, что Серпилин, выходя из окружения, всегда носил знаки отличия, что говорило о том, что он будет драться до конца, до самой смерти.

А в один «прекрасный день» «из бокового дозора пришел сержант, приведя с собой двух вооруженных людей. Один из них был низкорослый красноармеец. Другой — — высокий, красивый человек лет сорока, с орлиным носом и видневшейся из-под пилотки благородной сединой, придававшей значительность его моложавому, чистому, без морщин лицу».

Это был полковник Баранов с шофером — красноармейцем тот самый человек, который сделает что угодно, только бы остаться живым. Он убежал от немцев, поменял свою гимнастерку с полковничьими знаками отличия на ветхую солдатскую и сжег документы. Такие люди — позор русской армии. Даже его шофер Золотарев оставил свои документы при себе, а этот.

Сразу видно и отношение к нему Серпилина, а ведь они даже учились в одной академии. Правда, Баранов приложил руку к тому, чтобы Серпилина арестовали, но даже не из-за этой подлости презирает Серпилин полковника Баранова.

Баранов — карьерист и трус. Произносивший громкие слова о долге, чести, храбрости, писавший доносы на своих коллег, он, оказавшись в окружении, идет на все, лишь бы спасти свою жалкую шкуру. Даже Комдив сказал, что передовой Золотарев должен командовать трусом Барановым, а не наоборот. При неожиданной встрече полковник, понятно, стал вспоминать, что они вместе учились, служили, но у него ничего не вышло. Как выяснилось, этот полковник даже с оружием обращаться не умел: когда чистил свой автомат, выстрелил себе в голову. Ну и правильно! Не место таким людям в отряде Серпилина.

А самого Серпилина при выходе из окружения, при прорыве, ранило, так как он сражался в первых рядах. Но, даже если бы не добился, я думаю, пошел бы защищать Москву простым солдатом, как сделал впоследствии Синцов.

Итак, война расставила все точки. Здесь сразу понятно стало, кто настоящий человек, а кто лжегерой. К счастью, вторых было намного меньше, но, к несчастью, они практически не умирали. На войне гибнут только храбрые, отважные люди, а всякие трусы, предатели только богатеют и получают большие возможности, большое влияние. Но роман К. М. Симонова «Живые и мертвые» читается с восхищением. Постоянно присутствует чувство глубокого морального удовлетворения, что в России есть люди, способные на подвиги, и их большинство. К сожалению, таких людей иногда может выявить только столь ужасное событие, как война.

Сочинение: Трилогия о войне «Живые и мертвые» Константина Симонова

Трилогия о войне «Живые и мертвые» Константина Симонова

Трилогия о последней войне была связана с предыдущими произведениями Константина Симонова и общностью материала, и отдельными героями; в особенности же их роднит изображение войны как «жестокой работы». В «Живых и мертвых», «романе о неслыханных потерях и неслыханном самопожертвовании людей в первый год войны», как определил его сам автор, до боли в сердце волнует рассказ о трагической смерти генерал-лейтенанта Козырева, уходящего из жизни с «тоской, что он никогда не узнает, как все будет дальше». Эта тоска, однако, не колеблет даже в самые тяжелые дни поражений веры его, что победа будет за нами: «Да, война застала врасплох; да, не успели перевооружиться, да, и он и многие другие сначала плохо командовали, растерялись.

Но страшной мысли, что немцы и дальше будут бить нас так, как в первые дни, противилось все его солдатское существо, его вера в свою армию, в своих товарищей, наконец, в самого себя, все-таки прибавившего сегодня еще двух фашистов к двадцати девяти, сбитым в Испании и Монголии. Если б его не сбили сегодня, он бы им еще показал. И им еще покажут!»

В этом ни разу не усомнился и политрук Синцов, ни тогда, когда вырывался из окружения на Западном фронте, ни когда проходил скорбный путь проверок, к счастью закончившийся возвращением на фронт. Через этого героя, военного газетчика, неброского в своем подлинном героизме, автор смог максимально приблизить читатедей к тому, что происходило в трудные для нас первые месяцы войны в дивизиях, полках, ротах, взводах, часто разрозненно, но беззаветно пытавшихся сдержать, остановить наступление фашистских армий. Когда же писатель перешел к изображению следующего этапа войны, битвы за Москву, Синцов как центральная фигура романа стал связывать повествователя в развертывании панорамы сражения, даже, по верному наблюдению писателя Сергея Антонова, уводить от острых ситуаций. Несколько заостряя свою мысль, Сергей Антонов утверждал, имея в виду вторую часть романа «Живые и мертвые»: «Безактивность, безынициативность Синцова привели к безликости его образа, характера. Синцов ходит по роману как повод для показа больших картин войны». Возможно, ощутив это, сам автор решительно потеснил Синцова фигурами генералов Ивана Алексеевича и Серпилина. Обзор стал шире, дыхание свободнее.

В 1962 году нью-йоркское издательство «Даблдей» выпустило роман «Живые и мертвые» в переводе на английский язык, а год спустя прислало автору вырезки рецензий, появившихся в американской прессе. Одни были хвалебные, другие — критические, в одних очень высоко оценивались художественные достоинства романа, в других, например в рецензии, появившейся на страницах «Нью-Йорк геральд трибюн», они приравнивались к нулю. Ознакомившись с вырезками, Константин Симонов счел необходимым ответить на выступление Гаррисона Солсбери, озаглавившего свой отзыв в еженедельнике «Нью-Йорк тайме бук ревью» «Народ все вынес». Автора «Живых и мертвых» остановили в этом выступлении слова: «Переворачивая последнюю страницу это гневной и красноречивой книги, читатель ясно понимает, что Россия была спасена не благодаря своей коммунистической системе, а вопреки ей. Ее спасли русские мужчины и женщины, которые во все исторические периоды отличались терпением, патриотизмом, выносливостью, Потоки их добровольно проливаемой крови и остановили в конце концов нацистское чудовище». Константин Симонов в своем ответе показал, что это утверждение несовместимо ни с пафосом романа, ни с историческими фактами, например с тем, что войну 1914 года Россия закончила плачевно, а Франция в 1940 году была разгромлена, хотя тому и другому народам были присущи и патриотизм, и выносливость, и терпение. Ответ американскому журналисту Константин Симонов закончил цитатой из открытого письма, напечатанного в том же «Нью-Йорк тайме бук ревью». Читатель из Питсбурга протестовал против попытки Г. Солсбери приуменьшить доблесть русских солдат, и коммунистов, и некоммунистов, заявлял, что «книга Симонова дает реалистическую и даже страшную картину поралсения и смятения первых дней войны, из которой Советский Союз все-таки вышел победителем, но при этом мы не должны закрывать глаза на политические и пропагандистские аспекты романа».

Много по-настоящему драматических сцен и в первой, и во второй частях романа «Живые и мертвые» создал К. Симонов. Порой они волнуют до глубины души: сцена, в которой умирающему комдиву Зайчикову приносят спасенное знамя дивизии; встреча Серпилина в окружении с пятью артиллеристами капитана Гусева, давшими первый бой фашистам под Брестом, а потом четыреста с лишним верст отступавшими с боями на восток, на себе перетаскивая пушки; встречный бой бригады подполковника Климовича, навязанный немцам, чтобы помочь дивизии Серпилина прорваться к своим; доклад Серпилина командующему фронтом: «Вывел в ваше распоряжение вверенную мне сто семьдесят шестую стрелковую дивизию…»

Мужественный рассказ Константина Симонова о самом трудном периоде второй мировой войны, о тяжелых потерях, понесенных нами тогда, привлек к себе внимание многих читателей и в Европе. По и тут не обошлось, к сожалению, без попыток использовать этот рассказ в далеких от установления истины и справедливости целях. Перепечатывая отрывки из романа «Живые и мертвые» на своих страницах, французская газета «Фигаро литтерер» сопроводила их специальным предисловием, в котором утверждалось, что автор показывает якобы… «бесчеловечный, жестокий и подчас бессмысленный характер «священной войны», в которой «столкнулись Советский Союз и нацистская Германия». Высмеивая столь беспардонное толкование книги русского писателя, В. Панков замечал: «Во-первых, совсем не это показал Симонов. Во-вторых, разговор в «Фигаро» о «всеобщей» бесчеловечности к жестокости, по существу… направлен на оправдание гитлеризма». Резко осуждая подобные тенденции, Андре Вюрмсер в статье «Ай да «Фигаро»!» решительно утверждал: «На ум невольно приходит вопрос: если эта война не была священной, то какую же войну можно считать таковой?».

История создания

Роман написан по материалам записок К. Симонова, сделанных им в разные годы и отчасти изданных в виде статей и очерков. Первая книга почти полностью соответствует личному дневнику автора, опубликованному под названием «100 суток войны».

Начиная первую книгу, К. Симонов не был уверен в том, что у неё будет продолжение, а замысел третьей книги возник и вовсе много позже.

Первые две части романа были изданы в 1959 и 1962 году, третья часть — в 1971 году.

Экранизации[ | ]

Первая книга романа «Живые и мёртвые» легла в основу одноимённой экранизации, вышедшей в 1964 году, поставленного кинорежиссёром А. Б. Столпером, снимавшим художественные фильмы по произведениям К. Симонова ещё в годы Великой Отечественной войны. В 1967 году он же поставил фильм по второй книге, получивший название «Возмездие». Роли главных героев романа в фильмах исполняли выдающиеся актёры: А. Папанов (Серпилин), К. Лавров (Синцов), О. Ефремов (Иванов), Ю. Визбор (Захаров) и другие.

Сюжет и герои

Произведение написано в жанре романа-эпопеи, сюжетная линия охватывает временной интервал с июня 1941 по июль 1944 года. Однако сюжет не охватывает весь этот временной интервал, имея узкие временные рамки:

  • Книга первая: лето, осень и зима 1941 года — от начала Великой Отечественной войны до начала контрнаступления под Москвой.
  • Книга вторая: зима 1942—1943 годов — последние дни обороны Сталинграда и операция «Уран».
  • Книга третья: лето 1944 года — операция «Багратион».

Основное повествование строится вокруг судьбы военного журналиста Ивана Петровича Синцова. Старший политрук, корреспондент армейской газеты, утратив документы, в том числе партбилет, возвращается на фронт рядовым. Исходно совершенно штатский человек, в лучшем смысле слова — типичный советский интеллигент в первом поколении, переживший два окружения и шесть ранений, в том числе два тяжёлых, гибель жены и безвестную пропажу маленькой дочери, к осени 1944 года майор Синцов становится начальником штаба полка.

Второй из главных героев трилогии — комбриг, затем генерал Фёдор Фёдорович Серпилин. Образ Серпилина — собирательный, его основным прототипом является полковник Семён Кутепов, с которым Симонов познакомился летом 1941 года под Могилёвом. Также в какой-то степени прототипами Серпилина можно считать генерала Горбатова и генерала Гришина.

Трилогия тесно связана с целым рядом других произведений Константина Симонова. Часть её персонажей (Синцов, Артемьев, Надя Караваева, Козырев, Иванов и другие) впервые появляется уже в первом романе Симонова «Товарищи по оружию», посвящённом вооруженному конфликту в районе реки Халхин-Гол. Действие серии рассказов и повестей «Из записок Лопатина», впоследствии объединённых автором в роман «Так называемая личная жизнь», развивается параллельно действию трилогии; в нём упоминаются события, происходящие в «Живых и мёртвых»: история взаимоотношений Левашова с Бастрюковым («Левашов»), встреча Гурского с Синцовым на улице Горького и гибель Серпилина («Мы не увидимся с тобой»), некоторые герои второго плана (Гурский, Левашов и др.) действуют в обоих произведениях.

Отдельные персонажи, хотя и носят вымышленные имена, отражают вполне реальных людей. Ярким примером этого является член военного совета фронта Львов (присутствует лишь в третьей книге), образ которого с большой степенью точности напоминает советского государственного и военно-политического деятеля Льва Мехлиса. Прототипом генерала Козырева в известной мере является генерал-майор Копец, у которого были позаимствованы служба в Испании и быстрый карьерный взлёт. Прототипом Надежды Козыревой была актриса Валентина Серова, с которой у Симонова в период, описываемый в романах, были непростые семейные отношения.

Издания[ | ]

  • Симонов К. М.
    Товарищи по оружию. М.: Художественная литература, 1980. — Тираж 300 000 экз.
  • Симонов К. М.
    Живые и мёртвые. Трилогия. М., «Художественная литература», 1989.
      Часть I. Живые и мёртвые
  • Часть II. Солдатами не рождаются
  • Часть III. Последнее лето
  • 9 июля 1986 года в «Литературной газете» была опубликована глава «Завтра снова на фронт», которая первоначально была в рукописи романа «Солдатами не рождаются», но по завершении книги К. Симонов исключил эту главу из романа.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 19 июня 2021 года

.

Герои

388-й стрелковый полк под командованием полковника Семёна Фёдоровича Кутепова отличился при обороне Могилёва. 11 июля в бою на Буйническом поле его полк за один день подбил 39 танков противника. 20 июля 1941 года в газете «Известия» об этом бое был напечатан очерк военного корреспондента Константина Симонова «Горячий день».

Впоследствии писатель написал об этом в своих фронтовых записях и в книге «Живые и мертвые», изменив, правда, фамилию Кутепова на Серпилин (и произведя его из полковников в комбриги) и своего товарища, Павла Трошина на Михаила Вайнштейна (в честь погибшего на войне фотокора Михаила Бернштейна).

Сам полк полёг под Могилёвым в жестоких боях июля 1941 года — Симонов уехал оттуда перед тем, как сомкнулось кольцо окружения. Но людей из полка он хорошо помнил и описал их (как во фронтовых записях, так и в романе). Например, командир батальона.

Командир батальона капитан Гаврюшин был человек лет тридцати, уже два или три дня не бритый, с усталыми глазами и свалявшимися под фуражкой волосами. На лице его было странное выражение одинаковой готовности еще сутки вести бой, говорить и действовать и в то же время готовность уснуть в любую секунду. Перед тем как засиять Гаврюшина, Трошкин заставил его перепоясаться портупеей, надеть через плечо автомат, а вместо фуражки каску. Вся эта амуниция удивительно не шла капитану, как она обычно не идет людям, сидящим на передовой и каждый день глядящим в глаза смерти… Мы сказали Гаврюшину, что, пока затишье, хотим заснять танки, видневшиеся невдалеке перед передним краем батальона. Отсюда была видна только часть сожженных танков. Еще несколько танков, как сказал нам Гаврюшин, было пониже, в лощине, метрах в пятидесяти — ста от остальных; отсюда их не было видно. — Затишье? — с сомнением переспросил нас Гаврюшин. — Ах, да, да, затишье. Но ведь они стоят за нашим боевым охранением. Там, во ржи, могут немцы сидеть, автоматчики. Могут из лесу стрелять, а могут отсюда, изо ржи. Но Трошкин повторил ему, что приехал спять танки и есть ли во ржи автоматчики или нет — его но интересует. Он горячился, потому что в эту поездку с самого начала был просто одержим идеей во что бы то ни стало спять разбитые немецкие танки. — Ну что же, — сказал Гаврюшин, — тогда я сейчас пошлю вперед людей, пусть заползут в рожь и залягут впереди танков на всякий случай. А вы пойдете потом, минут через десять.

Нашёлся только один человек из людей 388-го стрелкового полка. Капитан Гаврюшин написал ему в январе 1945-го о том, что остался жив: «Пишет вам тот командир батальона, у которого вы с Трошкиным были в гостях на поле боя у Могилева — июль 1941 года. А за это время участников этих боев не встречал никого. Да и случайно остался в живых. Пришлось много пережить…» А вскоре и сам умер от ран.

Согласно завещанию, прах Симонова, скончавшегося в 1979 году, был развеян над Буйничским полем под Могилёвом. Симонов писал: «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, — поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…» На огромном валуне, установленном на краю поля, выбита подпись писателя «Константин Симонов» и даты его жизни 1915—1979. А с другой стороны на валуне установлена и мемориальная доска с надписью: «…Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».

Живые и мёртвые

Двадцать пятого июня 1941 г. Маша Артемьева провожает своего мужа Ивана Синцова на войну. Синцов едет в Гродно, где осталась их годовалая дочь и где сам он в течение полутора лет служил секретарем редакции армейской газеты. Находящийся недалеко от границы, Гродно с первых же дней попадает в сводки, и добраться до города не представляется возможным. По дороге в Могилев, где находится Политуправление фронта, Синцов видит множество смертей, несколько раз попадает под бомбежку и даже ведет протоколы допросов, учиняемых временно созданной «тройкой». Добравшись до Могилева, он едет в типографию, а на следующий день вместе с младшим политруком Люсиным отправляется распространять фронтовую газету. У въезда на Бобруйское шоссе журналисты становятся свидетелями воздушного боя тройки «ястребков» со значительно превосходящими силами немцев и в дальнейшем пытаются оказать помощь нашим летчикам со сбитого бомбарди­ровщика. В результате Люсин вынужден остаться в танковой бригаде, а получивший ранение Синцов на две недели попадает в госпиталь. Когда он выписывается, выясняется, что редакция уже успела покинуть Могилев. Синцов решает, что сможет вернуться в свою газету, только имея на руках хороший материал. Случайно он узнает о тридцати девяти немецких танках, подбитых в ходе боя в расположении полка Федора Федоровича Серпилина, и едет в 176-ю дивизию, где неожиданно встречает своего старого приятеля, фоторепортера Мишку Вайнштейна. Познако­мившись с комбригом Серпилиным, Синцов решает остаться у него в полку. Серпилин пытается отговорить Синцова, поскольку знает, что обречен на бои в окружении, если в ближайшие часы не придет приказ отступать. Тем не менее Синцов остается, а Мишка уезжает в Москву и по дороге погибает.

Продолжение после рекламы:

…Война сводит Синцова с человеком трагической судьбы. Серпилин закончил гражданскую войну, командуя полком под Перекопом, и до своего ареста в 1937 г. читал лекции в Академии им. Фрунзе. Он был обвинен в пропаганде превосходства фашистской армии и на четыре года сослан в лагерь на Колыму.

Однако это не поколебало веры Серпилина в советскую власть. Все, что с ним произошло, комбриг считает нелепой ошибкой, а годы, проведенные на Колыме, бездарно потерянными. Освобожденный благодаря хлопотам жены и друзей, он возвращается в Москву в первый день войны и уходит на фронт, не дожидаясь ни переаттестации, ни восстановления в партии.

176-я дивизия прикрывает Могилев и мост через Днепр, поэтому немцы бросают против нее значительные силы. Перед началом боя в полк к Серпилину приезжает комдив Зайчиков и вскоре получает тяжелое ранение. Бой продолжается три дня; немцам удается отрезать друг от друга три полка дивизии, и они принимаются уничтожать их поодиночке. Ввиду потерь в командном составе Серпилин назначает Синцова политруком в роту лейтенанта Хорышева. Прорвавшись к Днепру, немцы завершают окружение; разгромив два других полка, они бросают против Серпилина авиацию. Неся огромные потери, комбриг решает начать прорыв. Умирающий Зайчиков передает Серпилину командование дивизией, впрочем, в распоряжении нового комдива оказывается не более шестисот человек, из которых он формирует батальон и, назначив Синцова своим адъютантом, начинает выходить из окружения. После ночного боя в живых остается сто пятьдесят человек, однако Серпилин получает подкрепление: к нему присоединяется группа солдат, вынесших знамя дивизии, вышедшие из-под Бреста артиллеристы с орудием и маленькая докторша Таня Овсянникова, а также боец Золотарев и идущий без документов полковник Баранов, которого Серпилин, невзирая на былое знакомство, приказывает разжаловать в солдаты. В первый же день выхода из окружения умирает Зайчиков.

Брифли существует благодаря рекламе:

Вечером 1 октября руководимая Серпилиным группа с боями прорывается в расположение танковой бригады подполковника Климовича, в котором Синцов, вернувшись из госпиталя, куда отвозил раненого Серпилина, узнает своего школьного приятеля. Вышедшие из окружения получают приказ сдать трофейное оружие, после чего их отправляют в тыл. На выезде на Юхновское шоссе часть колонны сталкивается с немецкими танками и бронетранс­портерами, начинающими расстреливать безоружных людей. Через час после катастрофы Синцов встречает в лесу Золотарева, а вскоре к ним присоединяется маленькая докторша. У нее температура и вывих ноги; мужчины по очереди несут Таню. Вскоре они оставляют её на попечение порядочных людей, а сами идут дальше и попадают под обстрел. У Золотарева не хватает сил тащить раненного в голову, потерявшего сознание Синцова; не зная, жив или мертв политрук, Золотарев снимает с него гимнастерку и забирает документы, а сам идет за подмогой: уцелевшие бойцы Серпилина во главе с Хорышевым вернулись к Климовичу и вместе с ним прорываются через немецкие тылы. Золотарев собирается пойти за Синцовым, но место, где он оставил раненого, уже занято немцами.

Продолжение после рекламы:

Тем временем Синцов приходит в сознание, но не может вспомнить, где его документы, сам ли в беспамятстве снял гимнастерку с комиссарскими звездами или же это сделал Золотарев, посчитав его мертвым. Не пройдя и двух шагов, Синцов сталкивается с немцами и попадает в плен, однако во время бомбежки ему удается бежать. Перейдя линию фронта, Синцов выходит в расположение стройбата, где отказываются верить его «басням» об утерянном партбилете, и Синцов решает идти в Особый отдел. По дороге он встречает Люсина, и тот соглашается довезти Синцова до Москвы, пока не узнает о пропавших документах. Высаженный недалеко от КПП, Синцов вынужден самосто­ятельно добираться до города. Это облегчается тем, что 16 октября в связи с тяжелым положением на фронте в Москве царят паника и неразбериха. Подумав, что Маша может все еще находиться в городе, Синцов идет домой и, никого не застав, валится на тюфяк и засыпает.

…С середины июля Маша Артемьева учится в школе связи, где её готовят к диверсионной работе в тылу у немцев. 16 октября Машу отпускают в Москву за вещами, так как вскоре ей предстоит приступить к выполнению задания. Придя домой, она застает спящего Синцова. Муж рассказывает ей обо всем, что с ним было за эти месяцы, о всем том ужасе, который пришлось пережить за семьдесят с лишним дней выхода из окружения. На следующее утро Маша возвращается в школу, и вскоре её забрасывают в немецкий тыл.

Брифли существует благодаря рекламе:

Синцов идет в райком объясняться по поводу своих утраченных документов. Там он знакомится с Алексеем Денисовичем Малининым, кадровиком с двадцатилетним стажем, готовившим в свое время документы Синцова, когда того принимали в партию, и пользующимся в райкоме большим авторитетом. Эта встреча оказывается решающей в судьбе Синцова, поскольку Малинин, поверив его рассказу, принимает в Синцове живейшее участие и начинает хлопотать о восстановлении того в партии. Он предлагает Синцову записаться в добровольческий коммуни­стический батальон, где Малинин старший в своем взводе. После некоторых проволочек Синцов попадает на фронт.

Московское пополнение отправляют в 31-ю стрелковую дивизию; Малинина назначают политруком роты, куда по его протекции зачисляют Синцова. Под Москвой идут непрерывные кровопролитные бои. Дивизия отступает с занимаемых позиций, однако постепенно положение начинает стабили­зи­роваться. Синцов пишет на имя Малинина записку с изложением своего «прошлого». Этот документ Малинин собирается представить в политотдел дивизии, а пока что, пользуясь временным затишьем, он идет к своей роте, отдыхающей на развалинах недостроенного кирпичного завода; в расположенной неподалеку заводской трубе Синцов по совету Малинина устанавливает пулемет. Начинается обстрел, и один из немецких снарядов попадает внутрь недостроенного здания. За несколько секунд до взрыва Малинина засыпает обвалившимися кирпичами, благодаря чему он остается жив. Выбравшись из каменной могилы и откопав единственного живого бойца, Малинин идет к заводской трубе, у которой уже целый час слышится отрывистый стук пулемета, и вместе с Синцовым отражает одну за другой атаки немецких танков и пехоты на нашу высоту.

Реклама:

Седьмого ноября на Красной площади Серпилин встречает Климовича; этот последний сообщает генералу о гибели Синцова. Однако Синцов тоже принимает участие в параде по случаю годовщины Октябрьской революции — их дивизию пополнили в тылу и после парада перебрасывают за Подольск. За бой на кирпичном заводе Малинина назначают комиссаром батальона, он представляет Синцова к ордену Красной Звезды и предлагает написать заявление о восстановлении в партии; сам Малинин уже успел сделать через политотдел запрос и получил ответ, где принадлежность Синцова к партии подтвер­ждалась документально. После пополнения Синцова зачисляют командиром взвода автоматчиков. Малинин передает ему характе­ристику, которую следует приложить к заявлению о восстановлении в партии. Синцов проходит утверждение на партбюро полка, однако дивизионная комиссия откладывает решение этого вопроса. У Синцова происходит бурный разговор с Малининым, и тот пишет резкое письмо о деле Синцова прямо в политотдел армии. Командир дивизии генерал Орлов приезжает вручать награды Синцову и другим и вскоре погибает от разрыва случайной мины. На его место назначают Серпилина. Перед отъездом на фронт к Серпилину приходит вдова Баранова и просит сообщить подробности смерти мужа. Узнав, что сын Барановой идет добровольцем мстить за отца, Серпилин говорит, что её муж пал смертью храбрых, хотя на самом деле покойный застрелился во время выхода из окружения под Могилевом. Серпилин едет в полк Баглюка и по дороге проезжает мимо идущих в наступление Синцова и Малинина.

Реклама:

В самом начале боя Малинин получает тяжелое ранение в живот. Он даже не успевает толком проститься с Синцовым и рассказать о своем письме в политотдел: возобновляется бой, а на рассвете Малинина вместе с другими ранеными вывозят в тыл. Однако Малинин и Синцов зря обвиняют дивпарт­комиссию в проволочке: партийное дело Синцова запросил инструктор, ранее ознакомившийся с письмом Золотарева об обстоятельствах гибели политрука Синцова И. П., и теперь это письмо лежит рядом с заявлением младшего сержанта Синцова о восстановлении в партии.

Взяв станцию Воскресенское, полки Серпилина продолжают движение вперед. Ввиду потерь в командном составе Синцов становится командиром взвода.

Отрывок, характеризующий Живые и мёртвые (роман)

– Я им покажу, я им задам, разбойникам! – говорил он про себя. Алпатыч плывущим шагом, чтобы только не бежать, рысью едва догнал Ростова. – Какое решение изволили принять? – сказал он, догнав его. Ростов остановился и, сжав кулаки, вдруг грозно подвинулся на Алпатыча. – Решенье? Какое решенье? Старый хрыч! – крикнул он на него. – Ты чего смотрел? А? Мужики бунтуют, а ты не умеешь справиться? Ты сам изменник. Знаю я вас, шкуру спущу со всех… – И, как будто боясь растратить понапрасну запас своей горячности, он оставил Алпатыча и быстро пошел вперед. Алпатыч, подавив чувство оскорбления, плывущим шагом поспевал за Ростовым и продолжал сообщать ему свои соображения. Он говорил, что мужики находились в закоснелости, что в настоящую минуту было неблагоразумно противуборствовать им, не имея военной команды, что не лучше ли бы было послать прежде за командой. – Я им дам воинскую команду… Я их попротивоборствую, – бессмысленно приговаривал Николай, задыхаясь от неразумной животной злобы и потребности излить эту злобу. Не соображая того, что будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе. И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо. После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту. – Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет? – Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой. – Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем! – То то умирать будем! – Я от миру не отказчик, – говорил Дрон. – То то не отказчик, брюхо отрастил!.. Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее. – Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе. – Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара. – Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он. – Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов. – Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг: – Как старички пороптали, много вас начальства… – Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча. Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки. – Прикажете наших из под горы кликнуть? – крикнул он. Алпатыч обратился к мужикам, вызывая двоих по именам, чтобы вязать Карпа. Мужики покорно вышли из толпы и стали распоясываться. – Староста где? – кричал Ростов. Дрон, с нахмуренным и бледным лицом, вышел из толпы. – Ты староста? Вязать, Лаврушка! – кричал Ростов, как будто и это приказание не могло встретить препятствий. И действительно, еще два мужика стали вязать Дрона, который, как бы помогая им, снял с себя кушан и подал им. – А вы все слушайте меня, – Ростов обратился к мужикам: – Сейчас марш по домам, и чтобы голоса вашего я не слыхал. – Что ж, мы никакой обиды не делали. Мы только, значит, по глупости. Только вздор наделали… Я же сказывал, что непорядки, – послышались голоса, упрекавшие друг друга. – Вот я же вам говорил, – сказал Алпатыч, вступая в свои права. – Нехорошо, ребята! – Глупость наша, Яков Алпатыч, – отвечали голоса, и толпа тотчас же стала расходиться и рассыпаться по деревне.

Примеры сочинений ЕГЭ по отрывку К. М. Симонова «Живые и Мертвые».

Исходный текст «Через пятьсот шагов они увидели»

(1) Через пятьсот шагов они увидели стоявшую в гуще молодого ельника 45-миллиметровую противотанковую пушку. (2) Возле пушки на толстом слое рыжей старой хвои сидели вперемежку бойцы Хорышева и те пятеро артиллеристов, о которых он доложил Серпилину.

(3) При появлении комбрига все встали, артиллеристы чуть позже других, но всё-таки раньше, чем Хорышев успел подать команду.

(4) – Здравствуйте, товарищи артиллеристы! — сказал Серпилин.

(5) — Кто у вас за старшего?

(6) Вперёд шагнул старшина в фуражке со сломанным пополам козырьком и чёрным артиллерийским околышем. (7) На месте одного глаза у него была запухшая рана, а верхнее веко другого глаза подрагивало от напряжения. (8) Но стоял он на земле крепко, словно ноги в драных сапогах были приколочены к ней гвоздями; и руку с оборванным и прожжённым рукавом поднёс к обломанному козырьку, как на пружине; и голосом, густым и сильным, доложил, что он, старшина девятого отдельного противотанкового дивизиона Шестаков, является в настоящее время старшим по команде, выведя с боями оставшуюся материальную часть из-под города Бреста.

(9) – Откуда, откуда? — переспросил Серпилин, которому показалось, что он ослышался.

(10) – Из-под города Бреста, где в полном составе дивизиона был принят первый бой с фашистами, — не сказал, а отрубил старшина.

(11) Наступило молчание.

(12) Серпилин смотрел на артиллеристов, соображая, может ли быть правдой то, что он только что услышал. (13) И чем дольше он на них смотрел, тем всё яснее становилось ему, что именно эта невероятная история и есть самая настоящая правда, а то, что пишут немцы в своих листовках про свою победу, есть только правдоподобная ложь и больше ничего.

(14) Пять почерневших, тронутых голодом лиц, пять пар усталых, натруженных рук, пять измочаленных, грязных, исхлёстанных ветками гимнастёрок, пять немецких, взятых в бою автоматов и пушка, последняя пушка дивизиона, не по небу, а по земле, не чудом, а солдатскими руками перетащенная сюда с границы, за четыреста с лишним вёрст…

(15) – На себе, что ли? — спросил Серпилин, проглотив комок в горле и кивнув на пушку.

(16) Старшина ответил, а остальные, не выдержав, хором поддержали его, что бывало по-разному: шли и на конной тяге, и на руках тащили, и опять разживались лошадьми, и снова на руках…

(17) – А как через водные преграды, здесь, через Днепр, как? — снова спросил Серпилин.

(18) – Плотом, позапрошлой ночью…

(19) – А мы вот ни одного не переправили, — вдруг сказал Серпилин, но хотя он обвёл при этом взглядом всех своих, они почувствовали, что он упрекает сейчас только одного человека — самого себя.

(20) – А что лес прочешут, не побоялись?

(21) – Надоело бояться, товарищ комбриг, пусть нас боятся!

(22) – Так и не прочёсывали?

(23) – Нет, только минами кругом всё закидали. (24) Командира дивизиона насмерть ранили.

(25) – А где он? — быстро спросил Серпилин и, не успев договорить, уже сам понял, где…

(26) В стороне, там, куда повёл глазами старшина, под громадной, старой, до самой верхушки голой сосной желтела только что засыпанная могила; даже немецкий широкий тесак, которым резали дёрн, чтобы обложить могилу, ещё не вынутый, торчал из земли, как непрошеный крест.

(27) На сосне ещё сочилась смолой грубая, крест-накрест зарубка. (28) И ещё две такие же злые зарубки были на соснах справа и слева от могилы, как вызов судьбе, как молчаливое обещание вернуться.

(29) Серпилин подошёл к могиле и, сдёрнув с головы фуражку, долго молча смотрел на землю, словно стараясь увидеть сквозь неё то, чего уже никому и никогда не дано было увидеть, — лицо человека, который с боями довёл от Бреста до этого заднепровского леса всё, что осталось от его дивизиона: пять бойцов и пушку с последним снарядом.

(30) Серпилин никогда не видел этого человека, но ему казалось, что он хорошо знает, какой это человек. (31) Такой, за которым солдаты идут в огонь и в воду, такой, чьё мёртвое тело, жертвуя жизнью, выносят из боя, такой, чьи приказания выполняют и после смерти. (32) Такой, каким надо быть, чтобы вывести эту пушку и этих людей. (33) Но и эти люди, которых он вывел, стоили своего командира. (34) Он был таким, потому что шёл с ними…

Читайте также: Пример сочинений по направлению мужество и самопожертвование.

«Через пятьсот шагов они увидели» − сочинение ЕГЭ

Вариант 1

В чём проявлялось мужество солдат на войне? Что помогало советским бойцам приближать победу над фашистами? Именно эти вопросы возникают при чтении текста К.М. Симонова.

Перед нами небольшой эпизод из романа К. М. Симонова «Живые и мёртвые», в котором особенно ярко и достоверно раскрывается проблема проявления мужества солдат на войне. В центре повествования группа артиллеристов, которая с боями вывела из-под города Брест оставшуюся материальную часть – 45-миллиметровую противотанковую пушку. Из дивизиона, который первым принял бой с фашистами, осталось только пять человек. Командир дивизии Серпилин сначала не мог поверить в правдивость этой невероятной истории. Как могли эти люди с почерневшими, тронутыми голодом лицами тащить с границы четыреста с лишним вёрст эту пушку?

Серпилин услышал от артиллеристов удивительный рассказ, свидетельствующий об их необыкновенном мужестве. Защитники Бреста тащили пушку и на конной тяге, и на руках, а через Днепр переправляли на плоту под минным обстрелом. Тогда-то и погиб от мины командир дивизиона.

Комбриг Серпилин увидел свежую могилу погибшего командира и подумал, что это такой человек, за которым солдаты идут в огонь и в воду, чьё мёртвое тело, жертвуя жизнью, выносят из боя. Комбриг восхищён мужеством артиллеристов и их командира, преклоняется перед их подвигом.

Авторская позиция заключается в следующем: он передаёт через своего героя Серпилина восхищение мужеством солдат, которые, не щадя себя, приближали нашу победу. Позиция автора мне близка. Невозможно не восхищаться стойкостью и героизмом советских солдат, которые совершили великий подвиг – освободили мир от фашизма. Они не жалели себя, многие отдали свои жизни за победу над жестоким врагом.

Сколько бы лет ни прошло со Дня Победы, наш долг – помнить о высоком и самоотверженном подвиге наших предков, помнить, кто подарил нам свободу и мирное небо над головой, чтить их память.

Вариант 2

Каково поведение солдат во время Великой Отечественной войны? В чем проявилось их мужество? Эти важные вопросы поднимает К. М. Симонов в своем тексте. Данная тема остается актуальной во все времена, потому что новые поколения изучают поведения предков особенно во время важных исторических событий.

Автор, раскрывая проблему, приводит эпизод из романа “Живые и мертвые”, в котором описывается подвиг пяти артиллеристов, выведших пушку из Бреста. К. М. Симонов восхищается поступком солдат, которые, несмотря на голод и усталость, смогли перетащить пушку на четыреста верст (“Пять почерневших, тронутых голодом лиц, пять пар усталых, натруженных рук, пять измочаленных, грязных, исхлестанных ветками гимнастерок, пять немецких, взятых в бою автоматов и пушка, последняя пушка дивизиона, не по небу, а по земле, не чудом, а солдатскими руками перетащенная сюда с границы, за четыреста с лишним верст…”).

Также автор говорит нам о важности командира во время войны. К.М. Симонов не называет имен, но говорит, что настоящий лидер должен быть таким, что за него солдаты готовы идти в огонь и в воду.

Авторская позиция, по моему мнению, выражена довольна четко. Она заключается в том, что К. М. Симонов восхищается мужеством солдат, которые, несмотря на все трудности, рисковали своими жизнями ради победы над общим врагом фашизмом. Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что невозможно не восхищаться героизмом советских солдат, которые жертвовали собой ради нашего светлого будущего.

Подводя итог, можно сделать вывод, что солдаты совершили великий подвиг во время Великой Отечественной войны, и наша задача сейчас это помнить о героизме предков, помнить, кто подарил нам свободу и жизнь.

Вариант 3

В чем проявляется мужество солдат во время войны? Какое влияние оно оказывает на человека? Именно над этой проблемой рассуждает Константин Михайлович Симонов в своем тексте. В качестве первого примера, иллюстрирующего данную проблему, хочется привести эпизод, в котором автор восхищается героическим поступком небольшой группы артиллеристов, которые, невзирая на ужасную изнеможённость, сумели перетащить последнюю пушку дивизиона на огромные расстояния (на это указывает предложение 14).

Солдаты, не жалея себя и своей жизни, упорно делали все возможное для приближения победы. Это не истинное мужество? В этом же отрывке Семанов делает акцент на судьбе командира дивизиона, который «с боями довёл от Бреста до этого заднепровского леса» всех своих бойцов. Хорошую характеристику этому герою писатель дает в 31‑м предложении, откуда можно понять, что он был не просто героем, а нравственным примером истинного мужества. Последних двух предложениях текста (33–34) автор стремится показать, что абсолютно каждый из вышеупомянутых мною солдат надёжен и стоек. Они определенно стоили друг друга и, идя плечом к плечу, мужественно сражались за честь Родины.

Позиция автора Предельное ясна. Симонов восхищается мужеством солдат, которые, несмотря на все трудности, рисковали собственной жизнью ради чистого неба над головой соотечественников. Трудно не согласиться с позицией автора, ведь невозможно не восхищаться героизмом советских солдат, жертвовавших собой ради нашего светлого будущего.

Я считаю, что именно благодаря таким людям, наша страна и по сей день процветает. В заключении скажу, что постоять за свою землю, не жалея жизни, сможет, действительно, лишь самый мужественный человек, а таким качеством, к сожалению, обладает далеко не каждый.

Вариант 4

Все мы помним о невероятно самоотверженном подвиге наших предков, подаривших нам свободу и мирное небо над головой. Но трудно даже представить, каково это было: собрав всю свою силу духа в кулак, встать на защиту Родины. Так в чем же проявлялось мужество солдат во время Великой Отечественной войны? Что помогало советским бойцам превозмогать себя и совершать невозможное? Именно над этим размышляет К.М.Симонов, поднимая проблему проявления мужества солдат на войне.

Размышляя над этим вопросом, автор описывает встречу генерала Серпилина и пяти артиллеристов, прибывших «из-под города Бреста». Сам комбриг долго не мог поверить в правдивость невероятной истории о том, как небольшая команда грязных и отощавших солдат «четыреста с лишним верст» тащила последнюю пушку дивизиона. Но если бы все было так просто! На своем пути бойцы встретили множество различных помех: водные преграды и минные обстрелы, в одном из которых и погиб их командир. Серпилин молча смотрел на могилу павшего. Комбриг представлял его таким человеком, «чье мертвое тело, жертвуя жизнью, выносят из боя».

Все это с разных сторон раскрывает проблему, поднятую автором. Только невероятно смелый и мужественный командир сможет повести за собой отряд солдат. Также автор изобразил бойцов весьма отважными людьми, которые спасли не только пушку, но и тело, и память о своем военачальнике. Позиция автора выражена четко: он восхищается мужеством солдат, приближавших победу нашей Родины. Настоящие воины не щадили себя на поле боя: они бесстрашно бросались на врага, не замечали большинства полученных увечий, выполняли приказания командира даже после его смерти.

Автор хочет, чтобы люди чтили память предков, ценой своей жизни защищавших страну в такое трудное для нее время. Я полностью согласна с мнением автора. Невозможно не восхищаться стойкостью и героизмом советских солдат, очень сложно забыть тот великий подвиг сороковых годов, который они совершили. Таким образом, К.М. Симонов поднял в своем произведении «Живые и мертвые» проблему проявления мужества солдат на войне. Вспомним известную пословицу: «Мужество создает победителей». Именно благодаря стойкости, храбрости и силе духа советских солдат, мы счастливы, что над нашими головами мирное небо, и понимаем, какими качествами должен обладать настоящий герой.

Это интересно: «Какие события нельзя забывать» − сочинение

Страшная правда войны в романе “Живые и мертвые”

Как бы много за плечами не осталось,
а впереди была целая война.
К. Симонов
В годы Великой Отечественной войны было хорошо известно имя поэта Константина Симонова. Его стихотворения: “Жди меня”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины” и другие – призывали к мужеству и стойкости, внушали веру в неизбежность победы над фашизмом. Уже после войны был опубликован его роман “Живые и мертвые”, рассказывающий горькую правду о самом тяжелом периоде войны – ее начале.
Страшная весть о войне застала одного из главных героев романа Синцова на юге, где он собирался провести отпуск с женой. Глазами Ивана Петровича Синцова мы увидим многие эпизоды войны, неразбериху и суету первых недель и месяцев.
Синцов – военный корреспондент, по заданию редакции он ездит в самые “горячие точки”, собирает материалы, чтобы потом поведать обо всем увиденном, поднять дух отступающих солдат. Синцов старается все увидеть своими глазами, запомнить и понять причину столь стремительного и страшного в своей глобальности отступления.
Трагическую картину приходится наблюдать ехавшим в полуторке Синцову и солдатам: фашистские истребители, как с цыплятами, расправляются с беззащитными, почти без вооружения бомбардировщиками-штурмовиками. Мужчины, не стыдясь слез, смотрят на эту вакханалию смерти, задают единственный вопрос: “Где русские истребители, почему штурмовики идут без прикрытия?”
Вообще, поначалу у людей больше вопросов, чем разумных, логичных ответов. “Что за внезапность? Как могли не заметить скопления фашистских армий у своих границ?” – спрашивает Машу Синцову сосед, старый московский рабочий. Он готов терпеть любые лишения, лишь бы у армии всего хватало. “Так почему же не сказали?”
Сопротивление официальной лжи, протест против недоверия со стороны властей к народу звучат и в словах старого лесника, который вынужден остаться на оккупированной территории. А знай он раньше правду, так ушел бы, ни за что не остался под врагом. Попав в бригаду Федора Федоровича Серпилина, Синцов увидел порядок и дисциплину, умение воевать даже в этих трудных обстоятельствах.

Серпилин – военный специалист, прекрасно разбирающийся в тактике и стратегии. Он умеет беречь солдат, знает, что от него требуется. Впервые за долгие недели Синцов почувствовал себя уверенно именно в бригаде генерала, находящейся на самом ответственном участке фронта.
Оказавшись в полном окружении, Серпилин не теряет присутствия духа. Его бойцы не поддались панике, пробиваются к линии фронта. Умное руководство генерала Серпилина помогает его бойцам перейти фронт, оказаться среди своих.

Но на войне все меняется молниеносно, и люди, вышедшие из окружения, гибнут безоружными под прорвавшимися танками противника.
Сглаживая острые вопросы, Симонов все же заставляет читателя усомниться в “гениальности верховной” власти, доведшей страну до такой масштабной катастрофы.
Глазами героев романа: Серпилина, Синцова, Малинина и других – мы видим суровое и героическое время, когда несмотря ни на что страна выстояла, сумела остановить жестокого и мощного врага, а потом и начать масштабное наступление от Волги. Сталинград становится символом непобедимости русского народа. “За Волгой для нас земли нет”,- неоднократно звучит ключевая фраза. Собравшись с силами, осознав ошибки первых месяцев, страна сумела переломить ход войны.
Симонов мало говорит о верховной власти, больше внимания уделяет простым солдатам, пехотинцам, незаметным труженикам войны, которые мужественно и терпеливо выполняли свой долг.
Многие страницы романа “Живые и мертвые” читать без слез невозможно. Но автор не ставит перед собой цель разжалобить читателей. Он правдиво и талантливо изображает все увиденное и пережитое людьми в эти страшные, суровые и героические годы.
Нам же, потомкам этих людей, надо гордиться подвигами дедов и прадедов, быть достойными их.

Loading…

Страшная правда войны в романе “Живые и мертвые”

 СОЧИНЕНИЕ

Представленный для
сочинения отрывок из романа Симонова «Живые и мертвые» представляет фрагмент, в
центре которого – осознание комдивом Серпилиным масштабности великой войны, ее исторического
значения, осознание им цены победы, а также понимание комдивом своей
ответственности за мертвых и живых.

Слушая сводки о
шестинедельных боях, комдив Серпилин впервые за долгое отвлекся от «работы войны»
  так Симонов называет повседневные
заботы, с утра до ночи забивающие 
«голову командира дивизии», — и ощутил истинный
масштаб событий. Симонов подчеркивает, что «это было возвышавшее душу чувство» «бесспорной
причастности» к чему-то такому колоссальному, что «будет называться историей
этой великой и страшной войны».

Хотя голос Пикина,
читавшего сводки, «звучал торжественно и грозно»,  у Серпилина на душе творилось что-то странное»,
— отмечает Симонов.  Комдив вспоминал,
как его дивизия «все лето и осень подставляла себя под миллионы пуль и десятки
тысяч снарядов и мин», как «ее давили в окопах танками и живьем зарывали в
землю бомбами», как «она истекала кровью и пополнялась и снова обливалась
кровью». Комдив Серпилин думал, какие его решения были верны, а какие ошибочны,
и с горечью понимал, что, хотя про него говорили, что он умеет беречь людей, на
его совести сотни жизней, потому что на войне не бывает репетиций, потому что
на войне «все пишут кровью, все, от начала до конца, от аза и до последней
точки…».

Отвлекшись от
каждодневной работы войны, Серпилин думал, что, кажется, «в итоге все, вместе
взятое, оказалось оправданным, потому что привело» к победе. Однако, несмотря
на умозрительные успокаивающие выводы, комдив, вероятно, чувствовал, что
совесть его неспокойна. «Он ощутил у себя за спиной молчаливую толпу мертвых,
которые уже никогда не услышат того, что он слышит сейчас, и почувствовал, как
слезы подступают к горлу», — так заканчивает Симонов размышления своего комдива.

Наверно, ни Симонов, ни
его комдив Серпилин не найдут окончательных ответов на вопросы о цене победы и
мере ответственности за живых и мертвых. В конце концов каждый человек сам
выносит себе приговор.  Для меня же
человеческая жизнь важнее победы.

320
слов

  • Живут в памяти людей имена великого паганини сочинение рассуждение
  • Жизнь мертвых продолжается в памяти живых сочинение аргументы
  • Живу с сыном как с мужем рассказ
  • Жизнь мертвых продолжается в памяти живых итоговое сочинение
  • Живу не тужу как пишется