Жизнь семьи первобытного человека план рассказа

Семьи первобытных людей

Во времена каменного века на земном шаре было очень мало людей. По оценкам специалистов, население земного шара 13 тыс. лет до н. э. насчитывало всего восемь миллионов человек. Сегодня оно приближается к шести миллиардам. Мы можем строить догадки о социальной жизни людей каменного века исходя из жизни сегодняшних обществ охотников-собирателей.

Социальная структура первобытного общества

Хотя люди жили семьями, как и мы, сами эти семьи жили совместными группами — родами. Все члены рода были связаны друг с другом родством, обычно через семью матери или брак. Родовые общины были достаточно крупными, чтобы защитить и прокормить своих представителей, однако не настолько большими, чтобы стать неуправляемыми.

Все члены рода, включая детей, были заняты поиском и собирательством пищи для своего рода. Родовые общины были, вероятно, также частью более крупных племен, которые, возможно, встречались в определенное время года, например, для летней охоты. Представителей племени объединял язык и образ жизни. Когда люди научились обрабатывать землю, население выросло, и общества стали строиться более сложным образом.

Мать во главе семьи

Семьи нередко вели свою родословную по женской линии, ведь матери дают жизнь. При археологических раскопках часто находят статуэтки или амулеты с изображением богини материнства, Всеобщей Матери, как, например, эта статуэтка из обожжённой глины, найденная в Турции.

Фигурка Богини Матери

Фигурка Богини Матери

Племенной вождь

Зулусский вождь из ЮАР

Этот мужчина – зулусский вождь из ЮАР. О его высоком ранге говорит его наряд. В доисторические времена племена, возможно, управлялись вождями или советами старейшин. Пожилой мужчина, погребенный около 23 лет до н. э. на стоянке Сунгирь в России, был, вероятно, вождем. На его теле были обнаружены богатые украшения в виде лисьих зубов и бус, сделанных из кости мамонта.

Вожди-шаманы

американские индейцы-шаманы

На этой картине 1800-х годов изображены американские индейцы-шаманы, исполняющие ритуальный танец. Шаманы были духовными вождями своих племен. Они знали танцы, заклинания, молитвы и обряды, которые приносили удачу и задабривали духов. Шаманизм встречается сегодня в обществах охотников-собирателей по всему миру и практиковался в доисторические времена.

Традиционный образ жизни

обряд инициации в Папуа

Мужчина помогает мальчику приготовиться к обряду инициации в Папуа — Новой Гвинее. Традиционные образы жизни по-прежнему сильны в этой стране, где существуют многочисленные отдаленные племена. В некоторых деревнях все мужчины живут вместе, а не со своими женами и детьми. Это позволяет им с большей легкостью организовывать свою деятельность, например охоту.

Сцены далекого прошлого

сцены охоты на гиппопотамов

На наскальных рисунках в пустыне Сахара изображены сцены охоты на гиппопотамов и гонящие скот пастухи. В других сценах изображены женщина, толкущая муку, а также свадебные церемонии и семья с собакой. На них видно, что 6 тыс. лет до н. э. это был плодородный район с высокоорганизованными общинами.

Кикладская фигурка

Кикладская фигурка

Между 3 и 2 тыс. до н. э. на греческих островах Киклады была создана одна из самых изящных доисторических скульптур. Эта фигурка сделана из матового мрамора и изображает стройную женщину со сложенными на животе руками. Были также найдены фигурки, изображающие музыкантов с арфами и флейтами. Такие скульптуры рождались в сложных обществах.

Поделиться ссылкой

Автор: Графеева Анастасия Александровна

Место работы/учебы (аффилиация): Гимназия № 6 г. Перми, 2 класс

История семьи уходит в далекую древность, она тесно связана с историей первобытного общества, одной из самых сложных областей истории.

В связи с этим я выдвинула предположение что, нам, современным людям, есть чему поучиться у наших предков, первобытных людей. Мне кажется, что сейчас это очень актуально. Поскольку человек заселил все материки планеты и,  пожалуй, не осталось ни одного кусочка земли, где бы он не побывал. Однако мы мало знаем о жизни первобытных людей. Что помогло им выжить?

Объект исследования — первобытная семья.

Предмет исследования – жизнь и быт первобытной семьи.

Затем я поставила перед собой цель: изучить жизнь и быт первобытной семьи. Для достижения этой цели мне нужно выполнить ряд определённых задач:

  • изучить материал о жизни доисторической семьи, посетив музеи города;
  • найти и обобщить сведения о жизни первобытного человека;
  • создать макет модели жизни первобытной семьи (Приложение 2);
  • применить полученные знания на уроках окружающего мира;
  • проанализировать результаты и сделать выводы.

Методы исследования:

  • чтение литературы
  • поиск информации в интернете;
  • обобщение полученных знаний.

Результаты и выводы. Подведя итоги выше сказанного, мы можем с уверенностью сказать: на сегодняшний день, благодаря трудам археологов, можно восстановить всю историю развития человека.  Так как большинство скелетов, относящихся к интересующей нас эпохе, было найдено на африканском континенте, ученые признают эту территорию исторической родиной первобытных людей – австралопитеков и, позднее, homohabilis. Каменные орудия труда появились около 2 – 2,5 млн. лет назад, что позволяет историкам считать это время своеобразной точкой отсчета развития человеческого рода.

В отличие от своих предков, человек «умелый» — использующий примитивные орудия труда – уверенно передвигается на ногах, а кисти его рук могут не только держать камень или палку, но и использовать их, как первые примитивные орудия.  Тем не менее, на этом отличия homosapiens от австралопитека заканчиваются: они так же общаются посредством криков, возгласов и жестов.

Даже через миллион лет существо, которое историки называют «человек выпрямленный», все еще напоминало обезьяну не только внешне – было покрыто шерстью, имело соответствующею форму головы и рук – но и в повадках. Несмотря на это, мозг «человека выпрямленного» значительно увеличился в размерах, что отразилось на его способностях: он мог изготавливать орудия труда, предназначенные для разных целей: ловить и убивать животных, разделывать их тушу, копать землю, тесать деревянные палки. Благодаря развившимся навыкам человек смог пережить ледниковый период и переместиться с африканского континента на Яву, в Северный Китай и в Европу. «Выпрямленный» человек начал охотиться на больших животных – слонов и оленей – и пользоваться огнем, который обогревал его и защищал от хищных зверей.

Открытия и изобретения первобытного человека так же способствовали формированию семьи. Одним из важнейших открытий стало умение добывать огонь. Первобытные люди со временем научились обрабатывать камень и создавать из него множество полезных предметов быта: если заостренный камень привязать к деревянной рукоятке, получится орудие; камень на тонкой палке – стрела; заостренный камень – нож. Научились изготавливать не только орудия, но и украшения, посуду, одежду. Именно первобытные люди стали первыми художниками – научились рисовать на стенах пещер углем или самодельными красками, их рисунки сохранились и до сегодняшних дней.

В целом поставленная мною цель в начале работы над исследованием была успешно выполнена. Для достижения поставленной цели мне пришлось выполнить ряд задач: найти и обобщить сведения о жизни первобытного человека; создать макет модели жизни первобытной семьи (Приложение 2); применить полученные знания на уроках окружающего мира; проанализировать результаты и сделать выводы. У древних людей бабушки и дедушки помогали воспитывать подрастающее поколение, передавали  опыт и знание своим внукам. И это очень важно, поскольку человек единственное на планете существо, которое постоянно учится чему-то новому. Кроме прочего, в отличие от животных, первобытные люди умели говорить, только словарный запас был очень мал. Речь помогла первобытному человеку выжить: чем лучше они говорили, тем лучше могли делать копья и каменные топоры, тем больше пищи они добывали. И тем больше их становилось, а потому с каждым новым поколением люди говорили все лучше и лучше. Речь позволяла людям держать вместе. Они придумывали друг другу имена и всегда могли позвать друг друга, когда была нужна помощь, и договориться, как вместе охотиться на крупного зверя. Таким образом, в ходе моего исследования я узнала много интересных фактов о первобытной семье: древние люди жили целой семьей – это один из главных отличий человека от животного.

Первые люди, по мнению историков, появились примерно два с половиной миллиона лет тому назад. Их кожа была покрыта шерстью, и они не могли изъясняться членораздельно, так как язык в то время был ещё не развит. Это была эпоха австралопитеков. 

Жизнь в общинах

Условия жизни в те времена были крайне суровые. Существовать в одиночку было нельзя. Люди объединялись в общины. Коллективный труд помогал выживать. Старшие члены общины передавали все необходимые навыки более молодым собратьям. Постепенно информация накапливалась и добавлялась новыми сведениями.

Орудия труда были примитивными и сделаны в основном из камня. Позднее у людей появились инструменты из кости и дерева. Каменные орудия труда изготавливались из подходящих по размерам и форме кусков. Инструменты первобытных людей:

  • скребки;
  • копья;
  • топоры;
  • наконечники для стрел и др..

Посуда была выдолблена из кусков древесины или костей диких зверей. Позднее люди научились плетению корзин и сетей для ловли рыбы. Свидетельство тому — находки, которые были собраны археологами при раскопках.

Еще в древности появилось разделение труда на женский и мужской. Женщины были слабее, поэтому они разыскивали в лесу ягоды, травы, корни, собирали яйца птиц. Такой вид деятельности называется собирательством. Более сильные представители мужского пола занимались охотой и рыбалкой.

Люди научились готовить пищу на кострах. Жареное мясо было вкуснее, чем сырое. Но поскольку добыть огонь было сложно, костры тщательно оберегались. Мужчины чаще ходили на охоту, а женщины считались хранительницами домашнего очага.

В охоте устраивалась облава на диких животных. Кроме этого, люди ставили ловушки и капканы. После опустошения одной местности община должна была перемещаться в другие места. С возникновением оружия (стрел, луков) окрестности вблизи стоянок опустошались быстрее. Нужно было искать новые стойбища, расположение которых должно было быть у воды. Поиск мест обитания усложнялся. Такие формы хозяйствования способствовали кочевому образу жизни. В этих условиях нужно было приспосабливаться к новым условиям. Присваивающие формы сменились на производящие. 

Земледелие и скотоводство

После того как человек научился приручать животных, охота стала постепенно отходить на второй план.

Впервые человек приблизил к себе собаку и сделал ее домашним животным, которое помогало пасти стадо, охотиться, охранять жилище. Постепенно приручались свиньи, овцы, козы. Получив первые навыки приручения диких животных, люди стали обзаводиться крупным рогатым скотом. 

Последнее животное, которые удалось сделать своим помощником – лошадь. Это было примерно в 4 веке до нашей эры. Пионерами в приручении лошадей стали племена, обитавшие в западных степях Евразии.

Женский пол занимался в основном земледелием. Народ понял, что за некоторыми растениями необязательно ходить в лес: их можно выращивать около своего жилища. Примитивными инструментами рыхлили землю и закапывали в неё семена известных культур. Вскоре люди научились делать деревянные лопаты и мотыги.

Неандертальцы

Около 200 тысяч лет назад появились неандертальцы. Они уже научились добывать сами огонь, свою жизнь племена разнообразили различными ритуалами. После наступления ледникового периода общины переселились в пещеры. К тому времени начали возникать первые ремесла. Это была выделка шкур, которые были нужны для шитья одежды. В те времена зародилось наскальное искусство. Конечно, первые рисунки были довольно примитивными. Они состояли из полос и линий, постепенно стали изображаться фигуры людей и животных. Письменности у неандертальцев еще не было.

Около 30000 лет назад неандертальцы вымерли. Причина исчезновения до сих пор полностью не изучена и остается загадкой. Ученые предполагают, что их вытеснили более совершенные кроманьонцы.

Теперь, рассмотревши обстановку жизни человека, мы должны перейти к его общественной жизни.

Мы уже говорили о том, что во многих случаях человеку невозможно было обходиться без помощи других людей. Были такие дела, которые не под силу были одному человеку, и люди соединялись в группы для их выполнения. Таких дел было очень много: и охота, и рыбная ловля, скотоводство, и различного рода постройки и добывание огня — все это могло соединять людей в большие или мелкие группы, — смотря по надобности.

Но проходила надобность, — и группы эти снова распадались, потому что не было в них необходимости. Вместо них возникали новые, для новых предприятий, и они опять сменялись другими. Постоянства не могло быть в этих группах потому, что непостоянны были и занятия людей в первобытные времена. Затевалась охота, добыча делилась на части и, пока весь запас мяса не истощался, обыкновенно ничего и не предпринималось, а потом наступало время, когда особенно удобно было ловить рыбу, и собирались люди снова уже на этот промысел.

Но, чтоже заставляло людей постоянно жить группами? Конечно, во-первых, то, что им нельзя было никогда надеяться на силы одного человека и постоянно была необходимость пользоваться услугами других и работать вместе для добывания пищи.

Но, кроме того, эта совместная жизнь уже в самые древние времена соединяла людей в одну большую семью. Они были не только товарищи по работе, а кроме того и родственники.

Родство и семья

Но первобытное родство сильно отличалось от нашего, и потому нам нужно рассмотреть, какова была первоначальная человеческая семья. Мы привыкли называть семьей мужа, жену, их детей и иногда некоторых других родственников, например, деда и бабку. Но, первоначальная семья не была похожа на нашу, так что даже и семьей-то ее нельзя назвать.

До нас дошли рассказы о том, как в старину жили многие народы.

Они не знали брака, про наших предков летописец Нестор рассказывает, что они не имели брака, а жили, как звери. Такие же известия есть и о многих народах, живших в разных странах, так что нужно думать, что в древности у всех не было брака. А коли не было брака, так, стало быть, и не было нашей семьи. Мужья имели помногу жен, а жены помногу мужей. Так как не было определенного брака, то и нельзя было точно определить родства. Братья и сестры тоже еще не определялись, и браки между ними были явлением заурядным.

Но вот мало-помалу люди пришли к тому заключению, что такие браки вредны, что поколение от таких браков получается слабое и очень часто не выживает. Некоторые народы, которые прекратили браки между родственниками, оказались, конечно, гораздо сильнее тех, у которых практиковалось это попрежнему. Более слабые народы или должны были вымереть, или ввести и у себя тот же порядок.

Это сделается еще понятнее, если мы примем во внимание, что первобытные народы жили в постоянной вражде между собой и устраивали охоты не только на зверей, но и на своих же собратьев, людей, которых они тогда еще не считали своими собратьями. Всякий, принадлежащий к другому народу, считался врагом; на него смотрели, как на животное, и предпринимали войну на соседей с целью добыть этих соседей, либо для того, чтобы съесть их, либо для того, чтобы обратить их в рабов.

Раб тоже своего рода домашнее животное, полезное в хозяйстве. И точно так же, как животных сначала ели, а потом научились употреблять для различных работ, так и рабов, которые всегда добывались из среды чужого народа, сначала употребляли в пищу, а потом стали употреблять для домашних работ.

При таком образе жизни легко себе представить, какое значение имело в первобытные времена превосходство в физической силе. Тот, кто был сильнее, мог даже прямо поедать своего более слабого соседа.

Таким образом, мало-помалу остались на земле только такие народы, которые ввели у себя новое установление, дававшее более сильное потомство, а именно: запрещение брака между близкими родственниками, а другие народы должны были либо уступить более сильным, либо ввести и у себя то же установление.

Но, это установление выработалось с большим трудом. В различных странах мы еще теперь находим различные правила. Одни из них более, другие менее ограничивают круг людей, с которыми в брак вступать не дозволяется.

Сначала, когда не существовало никаких ограничений брака, совершенно естественно, не существовало и родства. Не было никакой надобности отличать родственников от других людей. В те времена, можно считать, существовало одно родство между матерью и детьми, да и то только в то время, пока дети были малы. А когда они вырастали и уходили от матери, то и родственные связи порывались и забывались.

Родство не было устойчиво. Оно устанавливается только тогда, когда и жизнь людей делается более постоянной, когда они начинают жить большими группами. Как возникали первоначальные родственные группы, мы можем только догадываться. На земле нет ни одного народа, который бы вовсе не знал родства. Но не у всех первобытных народов родство одинаково, и если сравнить эти различные способы счета родства, то легко заметить, что одни из них древнее, а другие новее. Таким образом, можно догадаться, как зародился счет родства, и как он потом изменялся.

Самое древнее деление родственников на группы мы находим в Австралии. Там сохранились остатки глубокой старины. Первоначально родственники делились по поколениям на старших и младших. Все старшие считались родителями младших, их отцами и матерями, а младшие — детьми старших, их сыновьями и дочерьми. Брать себе жену можно было только из того же поколения; мужчина из поколения старших должен был жениться на женщине из того же поколения и не мог взять себе в жены женщину из поколения младших. Точно так же и младшие могли вступить в брак только между собою. Этот порядок имел то значение, что при нем не было возможности вступить в неравный брак: старик не мог жениться на молодой, и молодой не мог жениться на старухе. Обыкновенно юноша переходил из детского возраста в младшее поколение после женитьбы, и даже только тогда, когда у него у самого рождались дети. В поколение старших он переходил после того, как у его детей появлялись дети, т. е. когда его дети начинали переходить в младшее поколение.

Это древнейшее ограничение браков устанавливает, как правило, брак между лицами того же поколения, т. е. между братьями и сестрами. Братьями и сестрами в то время назывались не только дети одних родителей, но и все сверстники по возрасту, по поколению. Точно так же старшее поколение состояло из отцов и матерей. Таким образом, брак между братьями и сестрами не только не запрещался, по даже считался обязательным, хотя это вовсе не значит, что родные братья и сестры часто вступали в брак. В настоящее время у австралийцев всюду признается, что родным и даже двоюродным братьям и сестрам вступать в брак нельзя. Неизвестно, когда и почему появилось это новое запрещение. Мы знаем только, что оно очень древнее.

Чтобы понять следующие затем позднейшие правила вступлепия в брак у австралийцев, нужно знать, как они живут. Дело в том, что они бродят ордами человек в тридцать-сорок на определенном пространстве земли; мужчины занимаются охотой, женщины выкапывают корни и собирают всякую другого рода пищу. При таком небольшом числе членов орды легко могло оказаться, что юноша не мог найти себе жены в той же орде, так как требовалось, чтобы жена была из того же поколения и не была бы ему родной или двоюродной сестрой. Это стеснение вело к тому, что жен приходилось брать из других соседних орд. Сначала жен добывали силою, а потом, когда установились более мирные отношения, их стали покупать. Обмен жен повел к тому, что теперь необходимо стало следить за родством не только в своей орде, но и в тех, с которыми происходил обмен женщинами. Дети женщины, перешедшей в соседнюю орду, были двоюродными братьями детей оставшихся в орде ее братьев. Так как брак между двоюродными братьями и сестрами был запрещен, то мужчинам нельзя было брать в жены и некоторых женщин из соседних орд. Поэтому надо было следить строго за родственными отношениями и в соседних ордах. Для этой цели был установлен счет родства по женской линии. Дети женщины считались принадлежащими к ее роду, хотя она и переходила из одной орды в другую. У австралийцев эта принадлежность к роду матери отмечается тем, что все ее дети носят одно и то же имя: имя рода своей матери. Таким образом, получается правило, что люди, носящие то же родовое имя, не могут вступать в брак между собою. Первоначальное запрещение брака между родными и двоюродными братьями теперь уже распространяется на всех лиц
носящих одно родовое имя, на весь род. Этот pод первоначально соединяет всех родственников по женской линии, т. е. детей одной матери, ее дочерей, детей ее внучек и т. д.

Такой род мы будем называть материнским родом, в отличие от отцовского, или патриархального рода, в котором счет родства ведет по мужской линии.

В этот день:

Дни рождения
1890 Родилась Елена Александровна Рыдзевская — советский историк-медиевист, скандинавист.
1941 Родился Болеслав Донатович Ершевский — археолог, историк, исследователь средневекового Новгорода и Новгородской земли, кандидат исторических наук, преподаватель НовГУ.
Дни смерти
1885 Умер граф Алексей Сергеевич Уваров — русский археолог, член-корреспондент (1856), почётный член (1857) Петербургской Академии наук. Один из основателей Московского археологического общества, Исторического музея в Москве, инициатор археологических съездов.
1977 Умер Яхъя Гулямович Гулямов — известный учёный-археолог, доктор исторических наук, профессор, академик Академии наук Узбекской ССР, заслуженный деятель науки Узбекской ССР., специалист по истории орошения в Средней Азии.

Рубрики

  • Археология Ближнего Востока
  • Археология Дальнего Востока
  • Археология Европы
  • Археология Кавказа
  • Археология Северного Причерноморья
  • Археология Сибири
  • Археология Средней Азии
  • Археология Урала
  • Без рубрики
  • Древнерусская археология
  • Методика
  • Новости
  • Памятники
  • Первобытное искусство
  • Смежные науки
  • Теоретическая археология

Обобщ✔ающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей» 5 класс. 02.10.2018г.

  (учитель истории и обществознания Субботина Надежда Васильевна)

Цели урока:

1. повторить и обобщить знания учащихся по теме;

2. развивать умения работать с исторической картой,   находить исторические ошибки в тексте, работать с иллюстративным материалом, определять термины;

3. воспитывать чувства коллективизма, товарищества, здорового соревнования; повысить положительную мотивацию изучения истории.

Планируемые результаты:

 предметные: овладеть целостными представлениями об историческом пути первобытных людей; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности древних людей; формулировать собственные взгляды.

 Метапредметные УУД :самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственные отношения к первобытности:; формулировать свою точку зрения; слышать и слушать друг друга; точно и полно формулировать свои мысли  в соответствии с задачами коммуникации; объяснять исторические явления, процессы, давать определение понятий, анализировать ,сравнивать, обобщать явления.

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала, осознавать важность изучения истории; решать проблемные и развивающие задачи. 

  Методы обучения:

1. Репродуктивный

2. Поисковый

3. Творческий

4. Наглядный

Средства обучения (оборудование): иллюстративный материал,  карточки с заданиями, карта «Древнейшие люди на Земле», рабочая тетрадь по истории Древнего мира М.Н.Чернова, издательство «Экзамен» Москва, 2015.

 Тип урока: урок развивающего контроля

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.  

 — Дети, какое у вас настроение?  Я думаю, что благодаря плодотворной работе на уроке, настроение у нас будет хорошим и в конце урока.

II. Разминка. Актуализация знаний.

-Что такое история?

— Одну из наук, играющих большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках. Какая это наука?

— Выполнение задания №5 Кроссворд (рабочая тетрадь,  стр.17).

-. Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

( Будем  повторять о жизни первобытных людей)

Учитель сообщает тему урока и записывает на доске, а дети в тетрадях.

Обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей».

— Попробуйте сформулировать цели нашего урока.

III. Работа в группах. (Разделить класс на 2 группы, в группах выбираем лидера.)

Задание. Рассмотреть картинки и распределить их по занятиям древних людей. По одной из тем составить рассказ, используя иллюстративный материал. (Охота, собирательство, рыболовство, верования, овладение огнём). (Группам даю по набору картинок по теме «Жизнь первобытных людей).

-Проверка коллективной работы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IV. Работа над понятиями «родовая община» и  «соседская община», сравнительная характеристика. Иллюстрация  и задания к ней.

Выполнение задания №3 стр. 16. (Рабочая тетрадь).

— Что способствовало   переходу от родовой общины в соседской?

V. Исторические ошибки. (Работа в парах) самостоятельная работа.

1. Африка, более 2-х миллионов лет назад. Вот движется стадо похожих на обезьян людей. Внезапно повалил сильный снег, все продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Достали и стали жевать коренья, орехи и даже чёрствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса — к пещере приближался огромный динозавр. Что будет дальше?

2. Наступило время жатвы. На поле вышли первые земледельцы. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперёд челюстями они напоминали обезьян. Колосья гречихи земледельцы срезают медными и железными серпами. В загоне рядом с полем тревожно заржали лошади. Людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов.

3. Древнейшие художники рисовали свои картины на холсте. Они изображали зверей, птиц, но чаще всего — людей. Все цвета радуги присутствуют в объёмных изображениях бизонов, мамонтов, медведей. Первобытные художники часто устраивали выставки своих картин.

-Проверка с.р.

VI. Вспомним основные понятия темы. (Фронтальная беседа)

1. Где, по предположениям учёных, жили древнейшие люди? (В Восточной Африке)

2. Первый коллектив древнейших людей. (Человеческое стадо)

3. 40 тысяч лет назад человек стал…(«человеком разумным»)

4. Умение изображать окружающий мир в красках. (Живопись)

5. Глава рода. (Старейшина)

6. Просьба к богу, духу. (Молитва)

7. Первый металл, который научились обрабатывать люди. (Медь)

8. Коллектив, пришедший на смену родовой общине. (Соседская община)

9. Главное отличие первобытных людей от животных. (Умение изготовлять орудия труда)

10. Первые занятия людей — это собирательство и…(охота).

11. Для охоты на мелких и быстро бегающих животных человек придумал…(лук и стрелы).

12. Вера в колдовство, душу, в жизнь после смерти. (Религия)

13. Несколько родовых общин. (Племя)

14. Умение из различных материалов изготовлять фигуры людей или животных. (Скульптура)

15.Какое занятие возникло из охоты? (Скотоводство)

16. Кого изображали первобытные художники? (Животных)

17. Первыми орудиями труда древнейших людей были: палка-копалка, дубина…(заострённый камень)

18. Коллектив, в котором люди вместе жили, трудились, имели общее имущество и были между собой родственниками. (Родовая община)

19. Самая желанная добыча на охоте. (Мамонт)

20. Какое занятие возникло из собирательства? (Земледелие)

21. Племенем управлял…(совет старейшин)

22. Изготовление различных изделий. (Ремесло)

23. Богатые и известные люди. (Знать)

24. Изобретение, позволившее людям селиться там, где мотыжное земледелие было невозможно. (Плуг)

 Историческая карта

1. Показать материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей.

2. Показать предполагаемую область прародины человека.

3. Отметить значками наиболее древние стоянки человека.

 Логическое задание.  «Каким первым арифметическим действием овладели люди?»

Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия.

Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Что, по-вашему, приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?

     (   По мнению ученых, раньше всего люди могли овладеть не сложением и вычитанием, а делением (конечно, и это лишь гипотеза, но она вытекает из анализа практических потребностей первобытных людей и выглядит правдоподобной). Все, что добывалось на охоте, и все, что собирали съедобное женщины, — все принадлежало всей родовой общине. Все это надо было разделить между родичами. И такое случалось постоянно. Поэтому раньше всего возникло деление.)

VII.Рефлексия:

-Какое настроение у вас ?

-Вы довольны своей работой на уроке?

— Что нужно ещё повторить каждому индивидуально?

VIII. Домашнее задание

Составить кроссворд «Жизнь первобытных людей».

Повторить западающие темы – индивидуально.

IX. Подведение итогов. Выставление отметок.

 1.Африка, более 2-х миллионов лет назад. Вот движется стадо похожих на обезьян людей. Внезапно повалил сильный снег, все продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Достали и стали жевать коренья, орехи и даже чёрствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса — к пещере приближался огромный динозавр. Что будет дальше?

2.Наступило время жатвы. На поле вышли первые земледельцы. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперёд челюстями они напоминали обезьян. Колосья гречихи земледельцы срезают медными и железными серпами. В загоне рядом с полем тревожно заржали лошади. Людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов.

3.Древнейшие художники рисовали свои картины на холсте. Они изображали зверей, птиц, но чаще всего — людей. Все цвета радуги присутствуют в объёмных изображениях бизонов, мамонтов, медведей. Первобытные художники часто устраивали выставки своих картин.

Продолжительность жизни первобытного человека

Самый древний человек, он же человек первобытный сравнительно неплохо изучен в наше время благодаря трудам археологов. Именно современная археология смогла более-менее показать историю самого древнего периода человечества – первобытной эпохи и первобытного общества, она же (археология) является единственным источником знаний о тех далеких временах (ведь никаких письменных свидетельств, первобытные люди, увы нам не оставили). Какая была история первобытного общества, какая культура и быт первобытных людей, обо всем этом читайте в нашей статье.

Историяй

Большинство скелетов первобытных людей было найдено археологами на африканском континенте, что дает ученым основание полагать, что именно Африка была родиной человечества. Также именно здесь были найдены первые каменные орудия труда, которым приблизительно 2-2,5 млн. лет. Именно это время 2-2,5 млн. лет назад считается условной датой появления человека.

Если верить теории эволюции Чарльза Дарвина то появлению человека современного, так званного «Homo sapience» предшествовали австралопитеки, а затем «Homo habilis» – человек умелый. Австралопитеки и «Homo habilis» были своего рода промежуточным звеном между современным человеком и его ближайшим родичем – обезьяной (опять таки если верить теории Чарльза Дарвина). Они уже уверено передвигались на двух ногах, имели развитые кисти рук, способные не только держать камень или палку, но и уверенно использовать их, как впрочем, и другие примитивные орудия труда. Но в отличие от современных людей они еще не умели говорить, а общались друг с другом при помощи криков, возгласов и жестов, а тела их еще были покрыты шерстью.

австралопитеки

Примерно так могли выглядеть австралопитеки.

Стоит заметить, что гипотеза Чарльза Дарвина имеет немало темных пятен, и некоторые ученые полагают, что найденные скелеты австралопитеков являются искусной подделкой.

Как бы там не было, первые следы «человека разумного», датируются 250 тис. лет назад. Первобытный разумный человек, он же неандерталец, наконец-то обрел речь, впервые, стал использовать пещеры в качестве укрытий и жилья (отсюда и название «пещерная эпоха», «пещерные люди»). В этот период истории первобытных людей появилась религия, культура и ее извечный атрибут – искусство. Удивительные наскальные рисунки во многих пещерах по всему миру являются отличным примером искусства первобытных людей, и это без сомнения первое проявления искусства в истории.

пещерная живопись

Неандертальцы в отличие от австралопитеков хоронили своих умерших сородичей, окружали их могилы камнями и цветами, имели различные религиозные и магические обряды и ритуалы, о чем говорит найденные археологами черепки животных, расставленные в строго определенном порядке.

Похороны первобытного человека

Похороны первобытного человека.

Также у неандертальцев впервые появилась медицина: некоторые найденные скелеты дают основание говорить о том, что первобытные люди пытались вылечить своих больных либо травмированных родичей. Так некоторых скелетах имеются следы хирургических операций.

И наконец, примерно 40 тис. лет назад на смену неандертальцу пришел человек современный – «Homo sapience», который был по сути таким же человеком, как и мы с вами (только он не сидел за компьютером в интернете, а грелся у огня в какой-нибудь пещере). Первые скелеты современного человека были найдены в пещере Кро-Маньйон в южной Франции, и порой первых «Homo sapience» стали называть также кроманьонцами.

Некоторые ученые полагают, что какое-то время неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали друг с другом, но на определенном периоде более умные кроманьонцы вытеснили и полностью истребили неандертальцев, которым оставалось либо эволюционировать, либо погибнуть.

кроманьонцы против неандертальцев

Кроманьонцы против неандертальцев.

Но также стоит заметить, что вероятное противостояние кроманьонцев и неандертальцев, не более чем гипотеза.

Изобретения

Умные кроманьонцы сделали множество важных изобретений, например, они, познали тайны металлов, и на смену каменным орудиям труда пришли металлические (сначала бронзовые, потом железные), изобрели колесо (важность его появления трудно переоценить), научились обрабатывать землю и выращивать сельскохозяйственные культуры (пшеницу, рис, кукурузу), изобрели деньги, как основу экономических отношений между племенами, а со временем и членами общины. Наконец они изобрели письменность и многие другие полезные вещи, с появления которых и выросла человеческая цивилизация.

Культура

Люди первобытного мира, как и люди современности, были разными, среди них были, как и условно «недалекие гопники», так и люди культурные, творческие. Определенно среди них были и певцы и возможно поэты, но следы их творчества, к сожалению, не дошли до нас, зато отлично сохранилось творчество первобытных художников.

пещерная живопись

Наскальные рисунки в пещерах являются не просто ярким примером творчества первобытного человека, порой они также представляют собой настоящие энциклопедии древнего мира, в них есть сведения о географии, природе, различных животных, на которых охотились древние охотники, зарисовки из быта древнего человека, его религиозных верований и многое другое. Свои картины безыменные художники древности рисовали при помощи различных подручных средств: это и палки и зубила, при помощи которых выбивались узоры на стене, и твердые породы камня и железные осколки и другие материалы, способные оставить след.

О наскальных рисунках первобытных людей на нашем сайте есть отдельная статья.

первобытная живопись

Быт и образ жизни

Какой был быт первобытных людей, где они жили, чем питались, какую одежду носили? Давайте ответим на эти вопросы.

Где жили?

Как мы писали выше, сперва типичным местом жилища наших очень далеких предков были пещеры. Но вот только пещер удобных для проживания было не так и много, а численность первобытных людей со временем увеличивалась, и в какой-то момент пещер на всех перестало хватать. И вот перед первобытным человеком впервые возник «квартирный вопрос» – где жить (как видите, этот вопрос является актуальным во все исторические эпохи, и в нашу в частности).

пещера первобытного человека

Пещера первобытного человека.

Чтобы решить «квартирный вопрос» первобытные люди научились строить первые жилища, которые делали в том числе из костей умерших животных. Бывало, что удавалось убить какого-нибудь большого мамонта и в его останках создать себе уютное жилище. Мощные кости мамонта вкапывались в землю, а сверху на них натягивались звериные шкуры, получался такой импровизированный шалаш, в котором вполне можно было укрыться от непогоды и жить своей первобытной жизнью.

Чем питались?

Тем, что удавалось словить или насобирать. Мужчины отправлялись на охоту или рыбалку, женщины же занимались собирательством разных ягод, фруктов. Охота первобытного человека была весьма опасным мероприятиям, нередко и сами охотники погибали или становились добычей других хищников (если первобытный охотник шел, к примеру, на медведя, то еще был вопрос, кто кем в результате будет обедать, человек медведем или медведь человеком).

охота первобытных людей

Но если удавалось поймать крупную добычу, убить того же мамонта, то его мяса хватало на более долгий период.

охота первобытных людей

Охота первобытных людей.

Пойманную дичь готовили на костре, который первобытные люди научились разводить при помощи палок и камней.

Одежда

В теплых местах первобытные люди зачастую ходили в «костюме Адама и Евы», то бишь нагишом. Впрочем, и в наше время некоторые племена экваториальной Африки и Южной Америки, которые, по сути, остались на первобытном уровне, ходят без одежды.

А жителям Евразии или Северной Америки в холодное время года нагишом не очень походишь, поэтому одежда первобытных людей имела в основном сугубо практический смысл – она должна была согревать человека и защищать его «причинные места». Для этого древние люди шили себе одежды из шкур убитых животных.

Орудия труда

И для охоты и для строительства жилья первобытным людям, впрочем, и людям современным необходимы были определенные инструменты. Первобытные люди делали их из подручных материалов, обычно из камней, костей животных, деревянных палок. От первобытного человека в наш мир пришли такие популярные и ныне инструменты как молоток, топор, зубило. Одним словом, когда вы берете в руки молоток, чтобы прибить гвоздь, помните, что вы держите в руках древнейшее орудие труда, которым пользовались еще неандертальцы.

неандерталец

Продолжительность жизни

Увы она была небольшой. Так неандерталец, достигший сорокалетнего возраста, по их меркам был уже глубоким стариком. Редко кто из первобытных людей жил более сорока лет, многие умирали и того раньше, в 30-35 лет. Связано это с тем, что их жизнь была полна опасностей и трудностей. Первобытные женщины рожали детей уже в 14-15 летнем возрасте. Их жизнь была скоротечной, но возможно яркой и насыщенной приключениями, как знать…

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.

logo

  • составить рассказ о жизни первобытного человека

    • Предмет:

      История

    • Автор:

      lilywhitehead849

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • geometriya
    Геометрия

    0 секунды назад

    Помогите, пожалуйста, с задачей по геометрии. Срочно!!

  • biologiya
    Биология

    6 секунд назад

    Какую написать цель в проекте по теме мусорный кризис

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    9 секунд назад

    Предположение это 50/50?

  • biologiya
    Биология

    12 секунд назад

    Что такое изменяющиеся признаки и неизменяющиеся? срочно!!!! про то, на что делится изменчивость не подходит!!!

  • algebra
    Алгебра

    4 минуты назад

    Задача по математике (олимпиада)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • algebra
    Алгебра

    1 час назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

  • psihologiya
    Психология

    1 час назад

    помогите пожалуйста придумать ПРОБЛЕМУ проекта на тему «Страх-быть отвернутым» 🙏🙏🙏❤️

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Жизнь пройти не поле перейти сочинение капитанская дочка
  • Жизнь пройти не поле перейти рассказ на дзен
  • Жизнь пройти не поле перейти значение сочинение
  • Жизнь прожить не поле перейти сочинение рассуждение аргументы
  • Жизнь прожить не поле перейти сочинение обломов