Жизненные идеалы героев рассказа крыжовник

Крыжовник главные герои характеристика

История написания

Повесть «Крыжовник» — это одна из частей «маленькой трилогии», в которой также находятся произведения «О любви» и «Человек в футляре». Написать этот рассказ Антону Павловичу подсказал Лев Толстой, он поведал интересную историю о государственном служащем, который очень долгое время собирал деньги на шикарный мундир, но скончался, так ни разу не примерив его. В результате красивые одежды оказались лишь на его мертвом теле.

В своей трилогии автор описывает явление, которое стало повсеместным во времена писателя — «футлярность» жизни многих людей, нежелание дальнейшего развития и всеобщий застой. Автор хотел показать, что все персонажи проживают однообразно, скучно и праздно, не пытаются изменить что-то вокруг себя.

Творческая история написания произведения «Крыжовник» не раз претерпевала различные поправки. Так, вначале главный персонаж не женился, а свой помещичий статус смог получить лишь в престарелом возрасте. На созревший крыжовник он глядел безразлично. Это было написано в черновиках Чехова. Но затем писатель решает привнести комизма и драматизма, а также маловероятного «счастья» главному персонажу, который поедает созревшие ягоды.

Произведение впервые было опубликовано в газете «Русская мысль» в 1898 г. Сегодня по мотивам рассказа создано несколько телевизионных экранизаций.

Жанровая композиция

Произведение «Крыжовник» было написано в рамках литературного направления реализм. Писатель пытался передать в своей короткой повести окружавшую его реальность. Описанные им персонажи являются будничными и натуральными. Ситуация, которая легла в основу сюжета, это действительный случай из жизни.

Главные герои крыжовник чехов

Произведение относится к жанру рассказ. Оно представляет собой историю с небольшим количеством главных героев. В нем нет какой-то конкретики, это дает возможность с легкостью переложить описанную ситуацию на любую плоскость.

Основное отличие композиции произведения — использование приема «рассказа в рассказе». Вначале писатель описывает разговор трех действующих лиц, один из них и повествует о брате и его маниакальной любви к деревне.

Такой прием помогает придать рассказу больше натуральности, также это позволяет логично объединить его с остальными произведениями «трилогии».

Краткое содержание

Иван Иваныч Чимша-Гималайский и его друг Буркин из-за начавшегося дождя навещают своего знакомого — Алехина. В процессе приятельской беседы Иван Иваныч рассказал одну историю о своем брате, которого звали Николай Иваныч.

Все детство оба жили в усадьбе отца, но после его кончины дом отсудили за долги. Для брата это было тяжелым ударом, он сильно мучился, поскольку поместье стало ассоциироваться у Николая с беспечным детством, и целую жизнь он потратил, чтобы выкупить назад свою усадьбу и вернуть потерянное счастье.

 герои крыжовник

Брат постоянно трудился, собирал деньги, пытался экономить абсолютно на всем, недоедал. Из-за этого невыносимого образа жизни скончалась его супруга — неприглядная, но зажиточная женщина, на которой Николай женился лишь из-за ее состояния. Но в результате он добивается цели — брат приобретает поместье и высаживает на участке крыжовник.

Через несколько лет рассказчик навещает своего брата, однако он неприятно удивился и был угнетен тем, как изменился Николай. Он стал недалеким и обленившимся обывателем, который думает только о богато накрытом столе и комфорте.

Опечаленный окончанием пути собственного брата Иван произносит монолог, где говорит, что любому счастливому человеку нужно все время напоминать стуком молоточка о страданиях остальных людей, которых он просто не хочет замечать.

Описание персонажей

Главные герои «Крыжовник» Чехова — Иван Иванович и Николай Иванович, которые сильно отличаются между собой и по-разному понимают смысл жизни. Также описаны и другие персонажи. Список действующих лиц:

 главные герои крыжовник

  1. Иван Иванович Чимша-Гималайский. Дворянского происхождения, работает ветеринаром. В произведении его устами выражаются мысли писателя. Он рассказчик, который познакомил друзей с историей брата. Жалеет, что уже старый, чтобы бороться с пороками общества, которые ведут к моральной деградации. Критично относится к себе, поскольку также подвержен разным изъянам.
  2. Николай Иванович Чимша-Гималайский. Брат Ивана, работает государственным служащим, был мягким и добродушным человеком. Сильно тосковал по жизни в деревне, мечтал выкупить свое поместье, где обязательным атрибутом должен быть крыжовник. Ради этого превратился в скрягу — голодал, ходил в обносках. Добившись цели, стал обрюзгшим помещиком.
  3. Буркин. Преподает в гимназии, является представителем «футлярности». Он не понял сути рассказанной истории, для него это обычная неинтересная ситуация. Ему ближе абсолютно иные темы — девушки, богатые люди.
  4. Алехин. Высокий, полноватый человек, помещик. Увяз в хозяйственных делах, помимо пшена, дегтя и сена ему ничего не интересно. Всем занимается сам, рад приезжим, хлебосольный и гостеприимный, владеет двухэтажным особняком.
  5. Пелагея. Красивая юная горничная, которая работает у Алехина. Деликатная и тихая, поражает гостей своей привлекательностью. Кротко и ненавязчиво подает приезжим полотенца, высушенную одежду, накрывает на стол.

Основная тематика

Темы произведения «Крыжовник» на самом деле интересны любому человеку, который обдумывает свое место в жизни. Антон Павлович поднимает следующие вопросы:

Чехов крыжовник главные герои

  1. Счастье. В образе Николая автор порицает стремление людей к собственному счастью. Писатель требует отречься от эгоизма и не забывать, что, пока кто-то упивается безмятежной жизнью в достатке и комфорте, рядом с ним все время страдают люди, которым не так повезло.
  2. Мечта. Писатель показывает читателю, что не все мечты являются прекрасными. Мечтающий об усадьбе Николай страдает не только сам, но и приносит несчастье людям, которые находятся рядом с ним.
  3. Пейзаж. Природа в произведении гармонирует с учетом настроения главных персонажей. Когда Буркин и Иван Иваныч пересекают поле, пейзаж ясен и жизнерадостен. Но когда рассказ близится к истории о Николае, собирается дождь. В финале повествования погода полностью испортилась, небо затянули тучи, дождь стучит в окна. Образ пейзажа состоит как в демонстрации настроения рассказа, так и в форсировании сюжетной линии: ливень заставил друзей вместе собраться и побеседовать по душам.
  4. «Маленький человек». Писатель высмеивает личность «маленького человека». Если Гоголь и Пушкин все время описывали эту личность как несчастную жертву, то Антон Павлович показывает читателю образ эгоиста, который уморил супругу ради того, чтобы постоянно на столе был крыжовник.

Раскрытие проблем

Проблематика произведения «Крыжовник» актуальна и сегодня. В рассказе поднимаются вопросы, которые универсальны для любой эпохи:

Крыжовник чехов герои

  1. Равнодушие. Писатель обрисовал характерный образ обывателя, он погряз в своем богатстве и отвернулся от остальных людей. Автор порицает этот образ жизни, он говорит о том, что люди всегда должны думать об остальных. Равнодушие повергает человека в состояние духовной деградации.
  2. Эгоизм. Николай посвятил жизнь достижению личного счастья, не переживая об окружающих. В финале добивается цели, но он лишь еще глубже ушел в себя и свои проблемы. Иван отмечает самодовольство и высокомерие своего брата, чего до этого не было. Потворство эгоистичным действиям сделало его хуже.
  3. Способ добиться цели. Николай идет на огромные жертвы, чтобы реализовать собственную мечту, но вряд ли это стоит конечного результата.
  4. Деградация личности. Писатель изображает парадокс жизни. Его персонаж, идя к цели, не развивается, как происходило бы у какого-то другого литературного автора, а, напротив, деградирует. Добившись своей мечты, Николай полностью опустился на дно, превратился в пародию на человека.

Главная мысль

Писатель деконструировал классический для литературы шаблон «маленького человека», который пытается создать собственный дом. Если у других авторов такое стремление в произведениях вызывает лишь одобрение, то Антон Павлович показал, что в этой цели нет чего-то романтичного, что путь к осуществлению мечты не все время честен и праведен, а результат часто сомнителен.

Но основная идея произведения заключается в том, что идеалы «маленьких людей» аморальны, даже рай в шалаше — только мелочный эгоизм и самовлюбленность. Николаю, не нужны золотые горы, но ему, как и богатым людям, все равно что произойдет с другими, он настолько же безнравственен и скуп, как и бесполезен. Именно это пытался изобразить писатель в своем произведении: не только способы достижения, но и мечты «маленьких людей» изначально являются аморальными. Они унижают честь и достоинство человека.

Крыжовник чехов персонажи

Это произведение призывает читателя к благоразумию, думать собственной головой и избавиться от зацикливания на призрачном образе прошлого. Писатель поставил под сомнение важность финансового достатка, говорит о необходимости сострадания и взаимной помощи в обществе, порицает обывательское безразличие. Этот вывод сам напрашивается после прочтения произведения Чехова.

Идеалы собственного счастья и спокойной жизни вдалеке от городской суеты омерзительны писателю, поскольку в них отсутствует то величие, которое может сделать один только человек.

Выходит, что в тихом омуте благополучия люди губят свой естественный потенциал и развивают деградацию общества. Это главная мораль произведения «Крыжовник».

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Чехов А.П.
  4. Анализ рассказа Чехова Крыжовник

По жанру произведение представляет собой рассказ в стиле реализма, который характеризуется малой эпической формой, имеющей одну сюжетную линию и минимальное количество персонажей, что обуславливает возможность создания автором лаконичного, злободневного и правдивого литературного сочинения.

Основная тема произведения заключается в изображении посредством скрытой иронии глупости и ограниченности человеческого сознания, последствием которого является пустая и бессмысленная жизнь людей. Тем самым автор раскрывает проблемы человеческого одиночества, отсутствия душевного взаимопонимания среди людей и эгоизма, стремления человека к счастливой жизни, равнодушия, а также излюбленную автором проблематику маленького человека.

Повествование в рассказе осуществляется от лица рассказчика, представленного в образе главного героя Иван Ивановича.

Рассказ отличается своеобразием композиционного построения, заключающегося в применении писателем формы рассказа в рассказе.

Сюжетное повествование отличается включением в него авторских мыслей и философских отступлений. В условной форме композиция включает в себя несколько частей, при этом первая часть представляется экспозицией и завязкой, во второй части раскрываются нравы, привычки и характеры героев рассказа, в третьей части представляется лирическое отступление в виде рассказа главного героя о своем брате, а финальная часть является размышлениями рассказчика и реакцией персонажей на услышанную историю.

Экспозиция рассказа представляется в виде описание окружающей природы во время начала дождя и радушного приема хлебосольным хозяином уставших промокших гостей.

Центральным ядром рассказа является история главного героя о своем брате, мечтающим о собственном уютном имении. Ради этой мечты мужчина много работает, а затем вступает в фиктивный брак с пожилой помещицей в надежде на ее скорую смерть и получения хорошего наследства. Кроме того, брат главного героя даже помогает супруге быстрее умереть. В итоге, достигнув своей мечты и обретя небольшое поместье, мужчина полностью деградирует, так и не найдя рецепт счастья.

Своеобразием произведения является включение в повествовательный сюжет пейзажных зарисовок, отражающих эмоциональное состояние и настроение персонажей.

Смысловое значение рассказа заключается в невозможности принятия автором личного счастья вдали от общественных проблем.

Популярные сочинения

  • Сочинение Коробочка в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)
    О «бурной» молодости Коробочки читателю, увы, ничего не известно. Поскольку он сталкивается с героиней уже в ее пожилом возрасте. Поэтому пронаблюдать становление характера не представляется возможным.
  • Сочинение по творчеству Тютчева
    Не так много людей занималось стихотворным творчеством во второй половине XIX века. Фёдор Иванович Тютчев — один из них. Он является представителем так называемой «поэзии чистого искусства», которая является
  • Сочинение Я хочу стать врачом
    В нашем классе некоторые ребята уже знают, кем хотят стать. Те, кто хорошо успевает по какому-нибудь предмету, уверены, что это их будущая специальность — математика, биология или история. Другие хотят получить такую же профессию, как их родители.

Вариант 2

Рассказ «Крыжовник» А.П.Чехов опубликовал в 1898 г. Данный рассказ составляет трилогию с двуми другими произведениями писателя «О любви» и «Человек футляре». В этих рассказах автор поднимает темы узости мещанского существования и мышления.

Главный герой Н. И. Чимша-Гималайский рассказа «Крыжовник» — мелкий чиновник, выросший в деревне, но переехавший в город. О детстве у него сохранились самые светлые воспоминания, поэтому покупка собсвенного поместья становится для него целью в жизни. Особенно важным для него кажется наличие кустов крыжовника рядом с будущим домом. Он идет на множество жертв, ущемляет себя в мелочах, женится без любви на обеспеченной вдове. В итоге он приобретает поместье в обветшалом состоянии. Он сажает крыжовник, чтобы на следующий год с удовольствием есть кислые ягоды, не замечая, что они совсем не вкусные.

В рассказе показана деградация одного человека, забывшего обо всем на своем пути к цели. В начале сама мечта выглядит романтично и трогательно: мужчина желает обрести счастье в собственном доме, наслаждаться крыжовником на террасе. Однако, методы и способы, которые герой использует для достижения своей цели, заставляют его забыть об элементарной человечности, совести, сочувствии к ближнему. Ради неказистого поместья он фактически убивает свою жену.

Стоит ли какая-либо цель таких жертв? За то время, что Николай Иванович провел в погоне за своей мечтой, он постарел, обрюзг, стал бесчувственным, бессовестным человеком, не замечавшим общее запустение поместья, забывшим о смерти жены. Брат, увидев его в таком состоянии, расстраивается, что тот превратился в такого жалкого человека. Для главного героя его мечта становится «коконом», «футляром», в котором он отгораживается от всего мира. В его маленьком мире самым главным становится удовлетворение личных, эгоистических потребностей.

Рассказ учит, в первую очередь, не забывать о человечности, оценивать свои поступки не только со стороны собственной выгоды. Также не стоит забывать, что цель жизни не в материальных благах. Николай Иванович, пробуя кислые и жесткие ягоды, не замечает их вкуса. Для него важно внешнее проявление его достижений, а не внутреннее, духовное наполнение от проделанного пути.

Значение цели

Мечта – это смысл жизни. Хочется, чтобы цель улучшала человека, но не всегда люди мечтают о возвышенном. Часть желаний связаны с улучшениями быта: дом, техника, украшения. Имение с крыжовником в виде желания чиновника не удивляет. Читатель не видит ничего предосудительного в том, что он копит на усадьбу. Терпение и упорство в какой-то момент покоряют. Так стремиться к цели может только целеустремленный человек. Тихий, не имеющий своего мнения чиновник превращается в «свинью». Добрый юноша, одержимый накопительством, становится жестоким семейным деспотом, отбирающим у жены чашку наливки и вкусный пирог. Внутренние изменения страшат. Остановить распад личности может только сама личность. Но если она этого не хочет, происходит потеря признаков человечности. Цель тогда может совсем не иметь значения, важно то, каким путем идет к ней человек.

Проблема, от которой не может уйти любой художественный текст, – это добро и зло. Людей делят, исходя из этих качеств. Написать сочинение «Доброта и жестокость» («Крыжовник») Чехова, взяв за основу предложенный материал, станет гораздо проще.

Предыдущая

СочиненияЮшка – характеристика главного героя рассказа Платонова

Следующая

СочиненияЧимша-Гималайский Николай Иванович (Крыжовник) – характеристика персонажа произведения Чехова

Сочинение на тему: Тема человеческого счастья в рассказе А. П. Чехова «Крыжовник»

Категория: Сочинение по рассказу Чехова «Крыжовник»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Вид счастливого человека вызывает в Иване Ивановиче чувство близкое к отчаянию, потому что он понимает, что иногда скрывается за этим счастьем. И это вовсе не семейное благополучие, не душевное спокойствие и добрые намерения, а праздность и наглость, которые помогают более сильным выжить на этом свете.

Есть категория людей, о которых говорит Иван Иванович, что чувствуют себя хорошо только по той причине, что беды происходят не с ними, «что несчастные несут своё бремя молча». Их цель жизни – пьянство и богатство, отсутствие каких-либо забот, а всё, что происходит за дверьми из дома – их не волнует.

А есть ли смысл в их «счастье»? Безделье еще никому не приносило пользы, а пьянство – и то, только вред. Люди перестают видеть перед собой то «великое» и «разумное», к чему надо стремиться и не успевают заметить, как со временем приходит старость, а вместе с ней – болезни и одиночество; именно одиночество.

Люди часто не понимают, что ценность существования состоит в том, чтобы доставлять своим пребыванием на Земле, своей добротой и чуткостью удовольствие окружающим. А если эта мораль так и осталась непонятой и проигнорированной, то, значит, человеку так и не удалось испытать истинного счастья. Повод к таким размышлениям Ивану Ивановичу дал его родной брат.

Он стремился к счастью, которое заключалось в даче и в крыжовнике, а не в близких людях. Эта жизнь явилась для него идеалом, он мечтал, что будет жить для себя и только в собственное удовольствие. Человек существовал «вдалеке от мира», один, и при этом, нескончаемо счастлив.

Так он и будет дальше жить в полном одиночестве, будет умирать один – и о нём больше никогда никто не вспомнит, ведь помнят человека за хорошие дела.Буркин и Алёхин слушали этот рассказ как обычную жизненную историю, так и не поняв сути, не узрев той морали, что заключалась в размышлениях Ивана Ивановича. Чувства рассказчика не затронули сердца слушателей.

Обратите внимание

Возможно, они и догадывались, что именно стремится доказать Иван Иванович, но как это часто происходит с людьми, они не задумались об этом на свой счёт; не пришла им мысль о том, что и в их жизнь не мешало бы впустить «человека с молоточком», чтобы хотя бы со временем научиться слышать и понимать беды других.

Их поведение действительно подтверждает слова Ивана Ивановича, что «мы не видим и не слышим тех, которые страдают», и это «общий гипноз». Точно так же, как и несчастья проходят в дали от существования, так и слова Ивана Ивановича не затронули их души, их чувства и вообще, непонятная мораль осталась где-то далеко, «за кулисами» их жизни.

Я согласна в выводами Ивана Ивановича, что невозможно достичь истинного счастья и жить по-настоящему, не доставляя никакой радости никому, кроме себя. Эти размышления актуальны были раньше и сейчас не потеряли свою ценность.

Нельзя закрывать глаза на происходящее и желать бед другим, ведь всё в этой жизни когда-нибудь да и возвратится уже к тебе. Как и всё тайное всегда становится явным, точно так же и плохие мысли, и недоброжелательность обязательно найдут своего хозяина.

Если же человек будет по крайне мере стараться помочь ближнему хотя бы советом, то и на душе у него станет спокойней и легче, окажется, что недаром он живёт на этом свете, что умеет делиться своей радостью с нуждающимися.

Произведения Чехова заставили задуматься о главной жизненной морали и о предназначении человека: делать добро, протягивать руку помощи, когда тебя просят и не беречь личного времени, если оно идёт кому-то на благо. Другие рассказы Чехова также дают важные советы читателям, что могут служить отличным напутствием любому из нас.

К примеру, в рассказе «Попрыгунья» автор осуждает праздность и легкомыслие и пытается убедить нас поступать так, чтобы потом нам не было совестно за свои поступки. Если же объединить идейный смысл всех произведений, то об одном можно сказать с уверенностью: быть человеком ещё не мешало никому.

Этим летом я ездил на море с родителями. Мы жили в деревянном домике, а домик стоял в роще деревьев, на склоне, который спускался к морю. Целые дни я проводил или в воде, или на берегу моря. Даже ночью, засыпая, я слышал шум прибоя.

Марк ТвенПриключения Гекльберри ФиннаИтак, Гек возвращается к доброй вдове Дуглас. Вдова встречает его со слезами и называет заблудшей овечкой — но это, конечно, не со зла.

Важно

И снова жизнь по звонку, даже за столом полагается сначала что-то побормотать над едой. Хотя кормят неплохо, жаль только, каждая вещь варится отдельно: то ли дело объедки, когда их перемешаешь хорошенько — не в пример легче проскакивают.

Особенно изводит Гека сестра вдовы мисс Уотсон — старая дева в очках: и ноги не клади на

Алеко — герой поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» (1824). А. — прежде всего обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX века, к которому Пушкин причислял и себя самого.

Анализ 2

Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение «Крыжовник», где писатель решил поднять важную проблему в современном мире: проблема понимания счастья.

Мысль, подтолкнувшая Антона Павловича к написанию рассказа – это интересный случай, рассказанный писателю одним человеком. Чехову поведали о чиновнике, что всю жизнь мечтал о шикарном мундире, как только он его приобрел, то желать уже нечего было. Да и в одеянии некуда было ходить, так как торжественных приемов никто не устраивал. В результате костюм пролежал до тех пор, пока позолота на нем не потускнела со временем. Так, писателя такая история подтолкнула к созданию необычного произведения, в котором заставляет задуматься читателя о том, насколько бессмысленное бывает счастье, особенно погоня за ним.

В чем же особенность сего произведения? Оно представляет собой «рассказ в рассказе». Чехов знакомит нас с персонажем, который далек от понятий смысла жизни. Николай Иванович — обычный человек, не требующий особо высоких желаний, лишь единственное, что его интересует: крыжовник. Персонаж просматривал множество газет о том, где найти хорошую усадьбу для выращивания крыжовника. Он даже женился не по любви, ибо деньги, что Николай Иванович получил за брак, составляли настолько приличную сумму, что можно было осуществить свои намерения об удобной усадьбе. В саду он жаждет прорастить это прекрасное творение.

Подобная деятельность стала смыслом его жизнью. Герой полностью отдался любимому занятию. С одной стороны это чудно: посвятить себя увлекательному делу, уйти в него с головой. Но с другой стороны: очень печально осознавать к чему приводят твои увлечения, ибо уделяя внимание хобби, отдаляясь от людей, ты абстрагируешься от окружающего мира. А такое обращение к жизни ни к чему положительному не приводит, ибо, как герой, уходя с мыслями в свою невысокую цель, после ее достижения не стремишься больше к чему-то стоящему.

Николай Иванович, посчитав, что крыжовник и есть его главное достижение, так был счастлив и рад за это, что целей никаких дальше и не ставил. Очень трагично… Так и в жизни нашей: мы зачастую имеем ложные представления о счастье, об истинном смысле жизни. И это необходимо исправлять, читая рассказы Чехова и анализируя их!

Таким образом, Чехов показал деградацию персонажа читателям. Было видно, как в процессе достижения намеченной цели черствела душа Николая Ивановича. Ему настолько безразлична была окружающая жизнь, что он жил уединенно, замкнуто, проводя свое время без пользы. Смотря на духовное падение героя, стоит делать правильные выводы! Счастье должно быть возвышенным! Никто не следует успокаиваться на достигнутом!

10 класс

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Чехова Ванька↑ Чехов А.П.Анализ рассказа Чехова Хирургия →

«Крыжовник» главные герои

«Крыжовник» главные герои

В основе рассказа Чехова «Крыжовник», лежит история, поведанная юристом Кони Льву Николаевичу Толстому. В той истории говорилось о чиновнике, мечтавшем о парадном мундире с золотыми галунами и так и не попользовавшемся им при жизни. Цель произведения Чехова – заострить внимание читателя на правильном понимании смысла жизни, пробудить в нём отзывчивость и заботу о своём ближнем. Чехов призывает к постоянному движению вперёд, обусловленному проявлениями лучших человеческих качеств. «Крыжовник» входит в цикл маленькая трилогия, созданный писателем в 1898 году.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Характеристика героев «Крыжовник»

Главные герои

Иван Иванович Чимша-Гималайский

Дворянин, ветеринар, мужчина средних лет, выступает рассказчиком.

Выходец из дворянской семьи, в момент рассказа служит ветеринаром. Является в рассказе «Крыжовник» героем, устами которого выражаются мысли автора. Также он рассказчик, познакомивший своих друзей с историей своего брата. Сожалеет, что он уже не слишком молод, чтобы участвовать в борьбе против пороков общества, ведущих к моральному разложению. Самокритично относится к себе, так как тоже подвержен различным порокам. Призывает Алёхина спешить делать добро.

Николай Иванович Чимша-Гималайский

Младший брат Ивана Ивановича, дворянин, помещик.

Служил в городе чиновником, был кротким и добрым человеком. Очень тосковал по деревенской жизни, и у него появилась мечта: купить небольшую усадьбу где-нибудь ближе к природе. Непременным атрибутом усадьбы должен был стать крыжовник. Ради достижения цели он превратился в скрягу: недоедал, недопивал, ходил в рванье, жену заморил голодом. Достигнув цели, превратился в обрюзгшего мещанина.

Второстепенные персонажи

Алёхин

Помещик, мужчина средних лет.

Высокий, полный мужчина сорока лет, длинные волосы придают сходство с художником. Помещик, погряз в своих хозяйственных делах. Кроме сена, дёгтя да крупы, его ничего не интересует. Сам занимается хозяйством настолько, что забыл, когда последний раз мылся. Рад гостям, гостеприимный и хлебосольный, имеет большой двухэтажный дом.

Буркин

Учитель гимназии, друг Ивана Ивановича.

Буркин, как и Алёхин, — представитель «футлярности». Он не понимает смысла истории, рассказанной Иваном Ивановичем, для него это обыденная ситуация, не представляющая интереса. Его интересуют совершенно другие темы — женщины, изящные люди. Равнодушный и молчаливый.

Пелагея

Горничная Алёхина, молодая красивая женщина.

Деликатная и бесшумная служанка у Алёхина, поразившая своей красотой Буркина и Ивана Ивановича. Мягко и ненавязчиво подаёт гостям хозяина полотенца, чистую одежду, прислуживает за столом.

Главные герои рассказа «Крыжовник», Иван Иванович и Николай Иванович, совершенно разные люди, по-разному понимающие смысл жизни. Единственное, что их роднит – это их имена. Таким образом, Чехов продолжает развивать тему «футлярности» в своём цикле историй, в список которых входит три рассказа. Главной темой этой трилогии является футлярность, писатель старается пробудить людей от бессмысленного существования, от их низменных и мелочных целей. Устами Ивана Ивановича Чехов старается пробудить в человеке стремление к высоким моральным и нравственным ценностям, к осознанию их ничтожных желаний. Характеристика героев в произведении Чехова даёт представление о том времени, которое было названо периодом застоя. Трилогия писателя отобразила ход событий, происходящих в сфере общественно-политических отношений. Своими произведениями Чехов пытался заронить искру в умы прогрессивных и думающих людей, способных коренным образом повлиять на происходящие в стране события. Осмысление рассказа «Крыжовник» заставляет задуматься о жизненных приоритетах.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталья Миллер

    11/11

  • Вероника Гвоздкова

    11/11

  • Исмаилова Азиза

    11/11

  • Кирилл Лучицкий

    11/11

  • Иван Димитров

    10/11

  • Александра Машкова

    11/11

  • Ольга Стоян

    11/11

  • Настя Бутенко

    11/11

  • Ирина Салаева

    11/11

  • Вадим Слизский

    8/11

Творчество Чехова является уникальным даже на фоне других титанов русской литературы. Его творчество затрагивает самые глубины человеческой души, разбирает самую изнанку человеческой жизни. Рассказы писателя представляют собой великолепное сочетание глубокомыслия и прекрасного литературного языка. Один из самых известных его рассказов – «Крыжовник», бесспорно, заслуживает отдельного разбора от Многомудрого Литрекона.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Композиция
  • 4 Суть
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Тема
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Чему учит?
  • 10 Критика

История создания

«Крыжовник» является частью «маленькой трилогии», в которую входят также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».

Замысел произведения «Крыжовник» Чехову подарил Л.Н. Толстой, рассказав трагикомичную историю о петербуржском чиновнике, который много лет копил деньги на великолепный мундир, но умер, так ни разу и не надев его. В итоге красивая вещь оказалась только на его трупе.

Творческая история создания рассказа «Крыжовник» много раз претерпевала изменения. Так, изначально герой так и не женился, а своего барского положения добился только в старости. На первые ягоды крыжовника он поглядел равнодушно. Именно так выглядел черновой набросок сюжета. Но потом автор решил добавить драматизма и комичного, маловероятного «счастья» своему герою, поедающему любимые ягоды.

Направление и жанр

Рассказ «Крыжовник» был создан в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремился перенести в своё творение окружавшую его действительность. Созданные им образы натуралистичны и повседневны. Ситуация, ставшая основой сюжета, является реальным случаем из жизни.

Жанр «Крыжовника» — рассказ. Произведение представляет из себя лаконичную историю с малым количеством действующих лиц. Отсутствует какая-либо конкретика, что позволяет легко переложить рассказанную историю на любую плоскость.

Композиция

Главная особенность композиции рассказа «Крыжовник» – наличие приёма «история внутри истории». В начале повествования Чехов изображает разговор между тремя персонажами, один из которых и рассказывает собеседникам о своем брате и его маниакальном пристрастии к деревне.

Этот приём позволяет придать произведению большую естественность, а также логично связать его с другими рассказами «маленькой трилогии».

Суть

Иван Иваныч Чимша-Гималайский вместе со своим попутчиком Буркиным из-за разыгравшегося ливня навещает своего друга – помещика Павла Алёхина. Во время дружеского чаепития Иван Иваныч рассказывает историю жизни своего брата – Николая Иваныча.

Всё своё детство братья провели в поместье своего отца, однако после его смерти оно было отсужено за долги. Для Николая это стало страшным ударом, поместье начало ассоциироваться у него со счастливым детством, и всю свою жизнь он потратил на то, чтобы приобрести своё собственное имение и вернуть утраченное счастье.

Николай Иваныч долго и упорно работал, копил деньги, экономил на всём и жил впроголодь. Из-за такого тяжёлого образа жизни умерла его жена – некрасивая, но богатая вдова, на которой он женился только из-за её денег. Однако в итоге Николай добился своей цели – он купил себе имение и посадил там кусты крыжовника.

Спустя много лет Иван Иваныч навестил своего брата, но был неприятно удивлён и подавлен тем, как изменился его брат. Николай превратился в типичного ленивого и недалёкого обывателя, думающего лишь о комфорте и богатом столе.

Расстроенный финалом пути своего брата Иван произносит монолог о том, что каждому счастливому человеку необходимо постоянно напоминать с помощью стука молоточка о страданиях других людей, которых он предпочитает не замечать. Подробнее о содержании рассказа… (+ отзыв)

Главные герои и их характеристика

Образы в рассказе «Крыжовник» немногочисленны, но оригинальны для русской литературы:

имя героя характеристика
иван иваныч чимша-гималайский пожилой ветеринар. дворянин. герой-резонёр, выражающий мысль самого писателя. общественник. считает, что каждый человек должен направлять все свои силы на то, чтобы помогать окружающим. в связи с этим осуждает эгоистическое счастье обывателя, которое обрёл его брат николай.
николай иваныч чимша-гималайский чиновник казённой палаты. дворянин. старательный работник и добрый человек. большую часть жизни был одержим идеей приобретения собственного поместья. ради этого шёл на любые меры, поспособствовал смерти своей жены. купив имение, превратился в беззаботного землевладельца, которого не интересует ничего, кроме собственного благополучия.
буркин бывший учитель. друг и собеседник ивана иваныча.
павел константинович алёхин небогатый работящий помещик. вынужден много работать, чтобы выплатить все свои долги. устал от постоянного труда, хочет что-то изменить в своей жизни, но не может.

Тема

Тематика рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» действительно интересна каждому человеку, обдумывающему свое место в жизни:

  1. Мечта – основная тема произведения. Чехов показывает нам, что не всякая мечта прекрасна. Мечтающий о поместье Николай страдает сам и заставляет страдать окружающих его людей. Греза превратилась в манию и стала навязчивой идеей героя.
  2. Счастье – На примере Николая Иваныча писатель осуждает стремление человека к личному счастью. Чехов требует от людей отказаться от эгоизма и запомнить, что, пока кто-то наслаждается беззаботной жизнью в достатке и тепле, вокруг него непрерывно страдают те, кому повезло меньше.
  3. Маленький человек – Автор деконструирует и жестоко высмеивает образ маленького человека. Если Пушкин и Гоголь всегда рисовали маленького человека как несчастную жертву, то Чехов изображает перед нами образ жестокого эгоиста, уморившего жену ради того, чтобы каждый день есть крыжовник.
  4. Пейзаж – Окружающая природа в рассказе гармонирует с настроением героев и задаёт настроение у читателя. Когда Буркин и Чимша-Гималайский идут по полю, пейзаж вокруг них жизнерадостен и светел. Но когда повествование приближается к истории о Николае Иваныче, начинает собираться дождь. В конце рассказа погода окончательно портится, небо заслоняют тучи и капли дождя барабанят в окна. Роль пейзажа в рассказе «Крыжовник» заключается не только в демонстрации настроения повествования, но и в форсировании сюжета: дождь заставил приятелей собраться вместе и поговорить по душам.

Проблемы

Проблематика рассказа «Крыжовник» была и будет актуальной, ведь в ней рассматриваются вопросы, универсальные для каждого времени.

  • Эгоизм – Николай Иваныч всю свою жизнь посвятил достижению индивидуального счастья, не заботясь о других. В конце он достигает своей цели, но только ещё глубже уходит в себя и свои заботы. Брат отмечает самодовольство и гордость Николая Иваныча, которых раньше не было. Потворство эгоизму сделало героя хуже.
  • Равнодушие – Чехов вырисовывает образ типичного обывателя, погрязшего в своём достатке и отвернувшегося от других людей. Писатель осуждает такой образ жизни, он считает, что человек должен всегда думать и о других людях. Безразличие повергает его в состояние духовной слепоты.
  • Деградация личности – Автор показывает нам парадоксальность жизни. Его герой, идя к своей мечте, не развивается, как было бы у какого-нибудь другого писателя, а, наоборот, деградирует. Достигнув цели всей своей жизни, Николай окончательно опускается на дно, превращаясь в пародию на человека.
  • Пути достижения цели – Николай пошёл на чудовищные жертвы и даже на злодеяние, чтобы осуществить свою мечту. Однако едва ли всё это стоило полученного результата.

Основная идея

Чехов деконструировал традиционный не только для русской, но и для мировой литературы штамп о маленьком человеке, который хочет построить свой собственный дом. Если у прочих писателей это стремление вызывает только одобрение, то Чехов показывает, что в этой мечте не ничего романтичного, что путь к этой мечте не всегда правилен и честен, а его итог зачастую сомнителен. Но главная мысль рассказа «Крыжовник» в том, что даже идеалы маленького человека безнравственны, даже его тихое счастье, рай в шалаше — всего лишь мелочный эгоизм ничтожества. Да, он не хочет золотых гор, но ему так же, как и богачу, наплевать на других, он такой же безнравственный и жадный, столь же бесполезен и даже вреден для общества. Вот, что хотел сказать Чехов в рассказе «Крыжовник»: не только пути достижения, но и цели маленького человека аморальны по своей сути. Они лишь унижают его человеческое достоинство.

Смысл рассказа «Крыжовник» главный герой, Иван Иваныч выразил во фразе:

Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!

Чему учит?

Этот рассказ заставляет читателя быть благоразумным, думать своей головой и не зацикливаться на призрачных образах прошлого. Автор ставит под сомнение важность материального благополучия, заявляет о необходимости сострадания и взаимопомощи в обществе, осуждая обывательское равнодушие. Такой вывод можно сделать после прочтения рассказа «Крыжовник».

Идеалы личного счастья и тихой жизни вдали от суеты глубоко омерзительны автору, ведь в них нет того величия, на которое способен один лишь человек. Получается, в тихом омуте благополучия он губит свой природный потенциал и способствует деградации общества. Такова мораль А.П. Чехова и его рассказа «Крыжовник».

Критика

Рассказ Чехова был высоко оценён самим Немировичем-Данченко, который находил его очень глубокомысленным.

Борис Эйхенбаум видел в «Крыжовнике» выражение болезни всего русского общества. Он отмечал жизненность произведения и приписывал Чехову едва ли не мессианскую роль.

Л.Н. Толстой одобрял главную мысль А.П. Чехова о природе счастья и высоко ценил творчество своего коллеги.

В советское время заслуги Чехова ставились очень высоко, ведь в его творениях было много осуждения в адрес капиталистического строя и его заскорузлой формальности:

XIX век, особенно его вторая половина, был эпохой великой переоценки укоренившихся ценностей. Критика уродств буржуазно-дворянского строя стала важнейшей темой русской и мировой литературы. Вклад Чехова в разработку этой темы определился его умением увидеть драму там, где, казалось бы, не было и тени неблагополучия. Он сумел пойти в глубь действительности и в микромире повседневных будней показать чудовищную противоестественность строя господствующих отношений. (Бердников Г. П. Чехов // История всемирной литературы / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1994. — Т. 8)

«В трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), в рассказах и повестях конца 1890 — нач. 1900-х гг., в последнем рассказе «Невеста» (1903) Чехов рисовал духовный застой и порыв героя к лучшей жизни.» (З.С.Паперный, Чехов Антон Павлович // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд.) 

Восторженных похвал рецензентов удостаивались особенности речи героев Чехова и художественные детали в рассказе «Крыжовник». Символ крыжовника стал общеупотребительным обозначением мещанской зацикленности человека на материальном благе. Он встал в один ряд с «Шинелью» Гоголя. Речь героев Чехова ценится за счет ее естественности и жизненности. Так, например, автор тонко высмеивает мнимую значимость, которую приписывает себе и своему имению новоявленный барин:

В письмах своих брат называл свое имение так: Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож. Приехал я в «Гималайское тож» после полудня.

В этой фразе сосредоточен весь пафос новоявленного дворянина, внука крестьянина, который изо всех сил старается быть более благородным и аристократичным, поэтому выдумывает своему домику у речки витиеватые названия.

В наши дни рассказ «Крыжовник» считается одним из ярчайших произведений Чехова, а монолог про молоточек наизусть знают многие жители России.

Автор: Михаил Щепин

  • Жизненно важные органы как пишется
  • Жизнь по английскому как пишется
  • Жизненно важные как правильно пишется
  • Жизнь петуха на зоне рассказ
  • Жизненно важные как пишется раздельно или через дефис