Жостовские подносы сочинение 6 класс


Цели:

Знакомство учащихся с русскими народными промыслами.
Формирование читательских интересов школьников в результате чего
учащиеся знакомятся с историческим прошлым своего народа, его жизнью,
трудом.
Активизировать лексику по теме “Произведения народного
декоративно-прикладного искусства”.
Подготовка к сочинению-описанию предмета декоративно-прикладного
искусства.

Оборудование урока:

Хохломская деревянная посуда;
павловская шаль;
вещи из дерева, глины, ниток, соломы, лозы;
гжельская посуда; жостовские подносы.
< Рис. 1>

Содержание урока:

1. Вступительное слово учителя.
Беседа с учащимися (цель беседы – подготовить к восприятию темы сочинения,
увлечь предметом описания, объяснить задачи сочинения).
Приложение
– Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов
народного декоративно-прикладного искусства. Здесь и хохломская деревянная
посуда, здесь и павловские шали, и вещи из дерева, глины, соломы. Их делали
талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства.

Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является
создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными
произведениями.
Цель
нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, то есть
писать сочинения-этюды. Предмет описания – один из жостовских подносов, которые
вы здесь видите.
< Рис. 2>
Жостовские подносы делают в деревне Жостово, которая находится в 25
километрах от Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне
братья Е.Ф. и Л.Ф.Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по
изготовлению расписных подносов. Теперь в деревне Жостово работает фабрика,
продукция которой известна всему миру.
< Рис. 3>
Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой, их дарили в
дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить
цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты
– вот задача жостовских мастеров.
Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на черном фоне,
который дает возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов,
георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек,
колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на цветы на подносе! Они как
живые, объемные, в них чувствуется игра света.
По своей форме подносы разные: здесь и круглые, и овальные с фестончатыми
краями, и прямоугольные, и треугольные, и гитарообразные. Размеры подносов тоже
разные – от больших для праздничного стола до детских. Композиция росписи
разная: “Букет собранный”, “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но все
подносы хороши, они привлекают своей яркостью, в чем сказывается мастерство
художника, его умение творчески следовать народной традиции.

3. Доклад учащегося о процессе изготовления жостовских подносов.
4. Основная мысль сочинения.

– Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создает особый,
неповторимый мир красоты и дарит его людям. Посмотрите, как много общего в
живописном рисунке жостовских мастеров, вы отличите их подносы от
нижнетагильских, например, и при этом рисунок никогда не повторяется!
< Рис. 4>
< Рис. 5>
В каждом художественном произведении отразилась личность мастера: его видение
мира, его чувство цвета и ритма, его понимание красоты и согласия с миром. В
Жостове трудятся заслуженные художники, которые передают молодежи свое
мастерство.

5. Беседа с учащимися:

Внимательно рассмотрите подносы, скажите, что вас в них привлекает, что
нравится?
Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете подносы?
Что бы вы сказали о мастерах Жостова, об их искусстве?
Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена
основная мысль сочинения, ваше отношение к жостовским подносам.
Обобщить ответы учащихся, отметить лучшие заголовки.
6. Работа над композицией и планом сочинения.

– Чтобы описание подноса было последовательным, логичным, лучше
придерживаться примерного плана. Для нашего сочинения он может быть таким:

1. Вступление.

Кратко рассказать о народном прикладном искусстве, о жостовских подносах.

2. Основная часть.

Описание жостовского подноса:
а) общий вид подноса (материал, форма, цвет), назначение подноса;
б) описание жостовской росписи (композиция букета, цветы, бутоны, травка,
орнамент по борту и т.д.);
в) впечатление от подноса.

3. Заключение.

Мое отношение к жостовскому подносу, к мастерству художника, к народному
прикладному искусству.

7. Материал для словарной работы.

Словарная работа проводится на всех этапах работы.

1
. Выяснение значения слов и составление с ними предложений:
народное декоративно-прикладное искусство; искусные мастера; традиция; орнамент.

2. Работа над значением и правописанием слов:
украшать; красота;
Жостово; жостовский поднос; талантливые мастера; традиционные художественные
промыслы.

3. Форма подноса:
круглая; овальная с фестончатыми краями;
прямоугольная; гитарообразная.

4. Композиция росписи:
“Букет собранный”; “Букет враскидку”,
“Венок”, “Ветка с угла”. Крупные и мелкие декоративные цветы: роза, мак,
георгин, пион, астра, тюльпан, ромашка, васильки, анютины глазки, бутоны,
травка, вьюны, лепестки.

5. Цвет:
традиционный черный фон; черно-лаковый с яркой росписью;
красный, пурпурный, лиловый, желтый, золотистый, зеленый, изумрудный,
темно-зеленый, коричневый, синий, голубой, бирюзовый; интенсивные, сочные и
выразительные цвета.

6. Самостоятельная работа.
Задание:
описать один из жостовских подносов ( один из предметов
декоративно-прикладного искусства); подобрать заголовок к сочинению-этюду.

8. Подведение итогов урока.
Чтение двух-трех работ учащихся. Класс отмечает, чему научились на уроке, что
является удачным или неудачным в работах и ответах учащихся.

< Рис. 6>

Возможные варианты работ учащихся:

Жостовский поднос “Дыхание лета”.

Подносы расписывают в России с 17 века. Начинался этот промысел в Нижнем
Тагиле, но уже в начале прошлого века обосновался в Подмосковье. В 1825 году
братья Вишняковы, откупившись от барина и получив вольную, стали свободными
людьми. Они жили в подмосковной деревне Жостово, что в 25 километрах от Москвы.
Там они и построили мастерскую, где уже полтора века жостовские мастера создают
черные лакированные подносы разной формы, с разным орнаментом – великолепными
цветочными росписями.
Жостовцы изготавливают подносы из кровельного железа. Прежде чем подносу
попасть в руки художника, он проходит массу сложных операций. Когда уже готовый
поднос попадает в руки мастеров по оформлению, тот дает волю своим мыслям и
чувствам.
Один из таких подносов есть и у меня в доме. Он висит на стене для красоты.
Форма у него овальная, по краю черного лакированного подноса вьется витиеватый
орнамент в виде каймы из мазков желто-золотистого цвета. В центре подноса –
композиция из разнообразных цветов: пионов, анютиных глазок, георгинов. Цветы,
собранные в большой букет, словно живые. Фоном для них мастер избрал резные
листья разной формы и размеров. Автором очень удачно использована богатая
цветовая гамма. Мазки белого цвета на листьях и пионах создают спокойный тон,
оживляя их. Когда в зимние долгие вечера смотришь на этот поднос, то ощущаешь
теплое дыхание лета.
В особенные для семьи дни наш поднос покидает свое обычное место и становится
украшением праздничного стола: на нем дорогим гостям подают ароматный чай.
Ученица 6-го класса Киселева Екатерина
< Рис. 7>
Моя любимая игрушка.

Издавна славилась тульская деревня Филимоново глиняной игрушкой. Лесов вокруг
Филимонова мало, но зато много оврагов, а в них полно всякой глины: белой,
красной, розовой, черной. Из этой глины жители деревни делают разную посуду и
игрушки, да не простые, а свистульки для праздников.
Предметом филимоновских мастеров стали игрушки, изображающие самых разных
животных. У всех них сильно вытянуты шеи, так что коровы похожи на жирафов, а
медведи на змей-горынычей. Все фигурки разрисовывали и по сей день разрисовывают
в основном полосками. Здесь и красная, и желтая, и зеленая полоски. Сначала
мастерицы вылепляют нужную форму, потом фигурки несут к печам, ставят их в ряд
за рядом на березовые поленья. Дров много, и горят они долго и сильно. Игрушки
раскаляются в печи сначала докрасна, потом добела. А когда дрова прогорят и
игрушки остынут, оказывется, что все они стали бело-розовыми и твердыми, как
камень. И только после этого начинается роспись, да не кисточкой, а гусиным
пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает, а с гусиного – пристает.
Передо мной одна из филимоновских игрушек – корова. Она раскрашена в разные
цвета кружочками, точечками, полосочками. Как у всех филимоновских животных у
нее вытянутая шея. Мордочка раскрашена в зеленый цвет, и только кончик носа
белый. На рога нанесены три полосы – белая , розовая, желтая. Шея у коровы тоже
в полосках и кружочках. На грудке – красный цветок. На туловище больше цветков и
кружочков, а посередине – три полосы: две зеленые с красной посередине. На
передних ногах – овалы, а копыта окольцовывают разноцветные тоненькие линии. Низ
живота и вымя у коровки белые.
Сегодня в Филимонове делают и огромные игрушки. В них можно не только
поиграть, но и украсить ими свое жилище, ведь народные игрушки – лучшее
украшение дома: поставишь любую на полку – и вокруг сразу праздник!
Ученик 6-го класса Вельчев Василий
< Рис. 8>
Домашнее задание:

Чтение дополнительной литературы о народном прикладном искусстве.
Отредактировать написанные в классе работы.
Приложение

Цели:

  • Знакомство учащихся с русскими народными промыслами.
  • Формирование читательских интересов школьников в результате чего
    учащиеся знакомятся с историческим прошлым своего народа, его жизнью,
    трудом.
  • Активизировать лексику по теме “Произведения народного
    декоративно-прикладного искусства”.
  • Подготовка к сочинению-описанию предмета декоративно-прикладного
    искусства.

Оборудование урока:

  • Хохломская деревянная посуда;
  • павловская шаль;
  • вещи из дерева, глины, ниток, соломы, лозы;
  • гжельская посуда; жостовские подносы.

<Рис. 1>

Содержание урока:

1. Вступительное слово учителя.

Беседа с учащимися (цель беседы – подготовить к восприятию темы сочинения,
увлечь предметом описания, объяснить задачи сочинения).

Приложение

– Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов
народного декоративно-прикладного искусства. Здесь и хохломская деревянная
посуда, здесь и павловские шали, и вещи из дерева, глины, соломы. Их делали
талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства.

Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является
создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными
произведениями.

Цель нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, то есть
писать сочинения-этюды. Предмет описания – один из жостовских подносов, которые
вы здесь видите.

<Рис. 2>

Жостовские подносы делают в деревне Жостово, которая находится в 25
километрах от Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне
братья Е.Ф. и Л.Ф.Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по
изготовлению расписных подносов. Теперь в деревне Жостово работает фабрика,
продукция которой известна всему миру.

<Рис. 3>

Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой, их дарили в
дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить
цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты
– вот задача жостовских мастеров.

Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на черном фоне,
который дает возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов,
георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек,
колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на цветы на подносе! Они как
живые, объемные, в них чувствуется игра света.

По своей форме подносы разные: здесь и круглые, и овальные с фестончатыми
краями, и прямоугольные, и треугольные, и гитарообразные. Размеры подносов тоже
разные – от больших для праздничного стола до детских. Композиция росписи
разная: “Букет собранный”, “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но все
подносы хороши, они привлекают своей яркостью, в чем сказывается мастерство
художника, его умение творчески следовать народной традиции.

3. Доклад учащегося о процессе изготовления жостовских подносов.

4. Основная мысль сочинения.

– Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создает особый,
неповторимый мир красоты и дарит его людям. Посмотрите, как много общего в
живописном рисунке жостовских мастеров, вы отличите их подносы от
нижнетагильских, например, и при этом рисунок никогда не повторяется!

  

<Рис. 4>                                
<Рис. 5>

В каждом художественном произведении отразилась личность мастера: его видение
мира, его чувство цвета и ритма, его понимание красоты и согласия с миром. В
Жостове трудятся заслуженные художники, которые передают молодежи свое
мастерство.

5. Беседа с учащимися:

  1. Внимательно рассмотрите подносы, скажите, что вас в них привлекает, что
    нравится?
  2. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете подносы?
  3. Что бы вы сказали о мастерах Жостова, об их искусстве?
  4. Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена
    основная мысль сочинения, ваше отношение к жостовским подносам.

Обобщить ответы учащихся, отметить лучшие заголовки.


6. Работа над композицией и планом сочинения.

– Чтобы описание подноса было последовательным, логичным, лучше
придерживаться примерного плана. Для нашего сочинения он может быть таким:

1. Вступление.

Кратко рассказать о народном прикладном искусстве, о жостовских подносах.

2. Основная часть.

Описание жостовского подноса:

а) общий вид подноса (материал, форма, цвет), назначение подноса;
б) описание жостовской росписи (композиция букета, цветы, бутоны, травка,
орнамент по борту и т.д.);
в) впечатление от подноса.

3. Заключение.

Мое отношение к жостовскому подносу, к мастерству художника, к народному
прикладному искусству.

7. Материал для словарной работы.

Словарная работа проводится на всех этапах работы.

1. Выяснение значения слов и составление с ними предложений:
народное декоративно-прикладное искусство; искусные мастера; традиция; орнамент.

2. Работа над значением и правописанием слов: украшать; красота;
Жостово; жостовский поднос; талантливые мастера; традиционные художественные
промыслы.

3. Форма подноса: круглая; овальная с фестончатыми краями;
прямоугольная; гитарообразная.

4. Композиция росписи: “Букет собранный”; “Букет враскидку”,
“Венок”, “Ветка с угла”. Крупные и мелкие декоративные цветы: роза, мак,
георгин, пион, астра, тюльпан, ромашка, васильки, анютины глазки, бутоны,
травка, вьюны, лепестки.

5. Цвет: традиционный черный фон; черно-лаковый с яркой росписью;
красный, пурпурный, лиловый, желтый, золотистый, зеленый, изумрудный,
темно-зеленый, коричневый, синий, голубой, бирюзовый; интенсивные, сочные и
выразительные цвета.

6. Самостоятельная работа.

Задание: описать один из жостовских подносов ( один из предметов
декоративно-прикладного искусства); подобрать заголовок к сочинению-этюду.

8. Подведение итогов урока.

Чтение двух-трех работ учащихся. Класс отмечает, чему научились на уроке, что
является удачным или неудачным в работах и ответах учащихся.

<Рис. 6>


Возможные варианты работ учащихся:


Жостовский поднос “Дыхание лета”.

Подносы расписывают в России с 17 века. Начинался этот промысел в Нижнем
Тагиле, но уже в начале прошлого века обосновался в Подмосковье. В 1825 году
братья Вишняковы, откупившись от барина и получив вольную, стали свободными
людьми. Они жили в подмосковной деревне Жостово, что в 25 километрах от Москвы.
Там они и построили мастерскую, где уже полтора века жостовские мастера создают
черные лакированные подносы разной формы, с разным орнаментом — великолепными
цветочными росписями.

Жостовцы изготавливают подносы из кровельного железа. Прежде чем подносу
попасть в руки художника, он проходит массу сложных операций. Когда уже готовый
поднос попадает в руки мастеров по оформлению, тот дает волю своим мыслям и
чувствам.

Один из таких подносов есть и у меня в доме. Он висит на стене для красоты.
Форма у него овальная, по краю черного лакированного подноса вьется витиеватый
орнамент в виде каймы из мазков желто-золотистого цвета. В центре подноса –
композиция из разнообразных цветов: пионов, анютиных глазок, георгинов. Цветы,
собранные в большой букет, словно живые. Фоном для них мастер избрал резные
листья разной формы и размеров. Автором очень удачно использована богатая
цветовая гамма. Мазки белого цвета на листьях и пионах создают спокойный тон,
оживляя их. Когда в зимние долгие вечера смотришь на этот поднос, то ощущаешь
теплое дыхание лета.

В особенные для семьи дни наш поднос покидает свое обычное место и становится
украшением праздничного стола: на нем дорогим гостям подают ароматный чай.

Ученица 6-го класса Киселева Екатерина

<Рис. 7>

Моя любимая игрушка.

Издавна славилась тульская деревня Филимоново глиняной игрушкой. Лесов вокруг
Филимонова мало, но зато много оврагов, а в них полно всякой глины: белой,
красной, розовой, черной. Из этой глины жители деревни делают разную посуду и
игрушки, да не простые, а свистульки для праздников.

Предметом филимоновских мастеров стали игрушки, изображающие самых разных
животных. У всех них сильно вытянуты шеи, так что коровы похожи на жирафов, а
медведи на змей-горынычей. Все фигурки разрисовывали и по сей день разрисовывают
в основном полосками. Здесь и красная, и желтая, и зеленая полоски. Сначала
мастерицы вылепляют нужную форму, потом фигурки несут к печам, ставят их в ряд
за рядом на березовые поленья. Дров много, и горят они долго и сильно. Игрушки
раскаляются в печи сначала докрасна, потом добела. А когда дрова прогорят и
игрушки остынут, оказывется, что все они стали бело-розовыми и твердыми, как
камень. И только после этого начинается роспись, да не кисточкой, а гусиным
пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает, а с гусиного – пристает.

Передо мной одна из филимоновских игрушек – корова. Она раскрашена в разные
цвета кружочками, точечками, полосочками. Как у всех филимоновских животных у
нее вытянутая шея. Мордочка раскрашена в зеленый цвет, и только кончик носа
белый. На рога нанесены три полосы – белая , розовая, желтая. Шея у коровы тоже
в полосках и кружочках. На грудке – красный цветок. На туловище больше цветков и
кружочков, а посередине – три полосы: две зеленые с красной посередине. На
передних ногах – овалы, а копыта окольцовывают разноцветные тоненькие линии. Низ
живота и вымя у коровки белые.

Сегодня в Филимонове делают и огромные игрушки. В них можно не только
поиграть, но и украсить ими свое жилище, ведь народные игрушки — лучшее
украшение дома: поставишь любую на полку – и вокруг сразу праздник!

Ученик 6-го класса Вельчев Василий

<Рис. 8>

Домашнее задание:

  1. Чтение дополнительной литературы о народном прикладном искусстве.
  2. Отредактировать написанные в классе работы.

Приложение

Урок развития речи. Подготовка к сочинению –
описанию предмета декоративно-прикладного искусства в 6-м классе (жостовский
поднос)

Цели:

Знакомство учащихся с русскими народными
промыслами.

Формирование читательских интересов школьников
в результате чего учащиеся знакомятся с историческим прошлым своего народа, его
жизнью, трудом.

Активизировать лексику по теме “Произведения
народного декоративно-прикладного искусства”.

Подготовка к сочинению-описанию предмета
декоративно-прикладного искусства.

Оборудование урока:

Хохломская деревянная посуда;

павловская шаль;

вещи из дерева, глины, ниток, соломы, лозы;

гжельская посуда; жостовские подносы.

<Рис. 1>

Содержание
урока:

1. Вступительное слово учителя.

Беседа с учащимися
(цель беседы – подготовить к восприятию темы сочинения, увлечь предметом
описания, объяснить задачи сочинения).

Приложение

– Посмотрите на нашу
небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов народного
декоративно-прикладного искусства. Здесь и хохломская деревянная посуда, здесь
и павловские шали, и вещи из дерева, глины, соломы. Их делали талантливые
мастера народного декоративно-прикладного искусства.

Прикладное
искусство
– это особый вид
искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые
одновременно являются художественными произведениями.

Цель нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, то
есть писать сочинения-этюды. Предмет описания – один из жостовских подносов,
которые вы здесь видите.

<Рис. 2>

Жостовские подносы делают в деревне Жостово,
которая находится в 25 километрах от Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825
году бывшие крестьяне братья Е.Ф. и Л.Ф.Вишняковы, откупившись на волю, открыли
мастерские по изготовлению расписных подносов. Теперь в деревне Жостово
работает фабрика, продукция которой известна всему миру.

Издавна цветы на лугу, в саду привлекали
человека своей красотой, их дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но
их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год,
создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров.

Жостовские мастера пишут букеты цветов
преимущественно на черном фоне, который дает возможность по контрасту выделить
яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки
анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на
цветы на подносе! Они как живые, объемные, в них чувствуется игра света.

По своей форме подносы разные: здесь и
круглые, и овальные с фестончатыми краями, и прямоугольные, и треугольные, и
гитарообразные. Размеры подносов тоже разные – от больших для праздничного
стола до детских. Композиция росписи разная: “Букет собранный”, “Букет
враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но все подносы хороши, они привлекают
своей яркостью, в чем сказывается мастерство художника, его умение творчески
следовать народной традиции.

Основная мысль
сочинения.

– Мастер, расписывающий поднос, в полном
смысле творец: он создает особый, неповторимый мир красоты и дарит его людям.
Посмотрите, как много общего в живописном рисунке жостовских мастеров, вы
отличите их подносы от нижнетагильских, например, и при этом рисунок никогда не
повторяется!

               

<Рис.
4>                                                                     
<Рис. 5>

В каждом художественном произведении
отразилась личность мастера: его видение мира, его чувство цвета и ритма, его
понимание красоты и согласия с миром. В Жостове трудятся заслуженные художники,
которые передают молодежи свое мастерство.

5. Беседа с учащимися:

Внимательно рассмотрите подносы, скажите, что
вас в них привлекает, что нравится?

Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете
подносы?

Что бы вы сказали о мастерах Жостова, об их
искусстве?

Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в
заглавии была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к жостовским
подносам.

Обобщить ответы учащихся, отметить лучшие
заголовки.

. Работа над композицией и планом сочинения.

– Чтобы описание подноса было
последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. Для нашего
сочинения он может быть таким:

1. Вступление.

Кратко рассказать о народном прикладном
искусстве, о жостовских подносах.

2. Основная часть.

Описание жостовского подноса:

а) общий вид подноса (материал, форма, цвет),
назначение подноса;

 б) описание жостовской росписи (композиция
букета, цветы, бутоны, травка, орнамент по борту и т.д.);

 в) впечатление от подноса.

3. Заключение.

Мое отношение к жостовскому подносу, к
мастерству художника, к народному прикладному искусству.

Материал для словарной работы.

1. Выяснение значения слов и составление с
ними предложений: народное декоративно-прикладное искусство; искусные мастера;
традиция; орнамент.

2. Работа над значением и правописанием слов:
украшать; красота; Жостово; жостовский поднос; талантливые мастера;
традиционные художественные промыслы.

3. Форма подноса: круглая; овальная с
фестончатыми краями; прямоугольная; гитарообразная.

4. Композиция росписи: “Букет собранный”;
“Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Крупные и мелкие декоративные
цветы: роза, мак, георгин, пион, астра, тюльпан, ромашка, васильки, анютины
глазки, бутоны, травка, вьюны, лепестки.

5. Цвет: традиционный черный фон;
черно-лаковый с яркой росписью; красный, пурпурный, лиловый, желтый,
золотистый, зеленый, изумрудный, темно-зеленый, коричневый, синий, голубой,
бирюзовый; интенсивные, сочные и выразительные цвета.

Самостоятельная работа.

Задание: описать один из жостовских подносов (
один из предметов декоративно-прикладного искусства); подобрать заголовок к
сочинению-этюду.

8. Подведение итогов урока.

Чтение двух-трех работ учащихся. Класс
отмечает, чему научились на уроке, что является удачным или неудачным в работах
и ответах учащихся.

Возможные варианты работ учащихся:

Жостовский поднос “Дыхание лета”.

Подносы расписывают в России с 17 века.
Начинался этот промысел в Нижнем Тагиле, но уже в начале прошлого века
обосновался в Подмосковье. В 1825 году братья Вишняковы, откупившись от барина
и получив вольную, стали свободными людьми. Они жили в подмосковной деревне
Жостово, что в 25 километрах от Москвы. Там они и построили мастерскую, где уже
полтора века жостовские мастера создают черные лакированные подносы разной
формы, с разным орнаментом — великолепными цветочными росписями.

Жостовцы изготавливают подносы из кровельного
железа. Прежде чем подносу попасть в руки художника, он проходит массу сложных
операций. Когда уже готовый поднос попадает в руки мастеров по оформлению, тот
дает волю своим мыслям и чувствам.

Один из таких подносов есть и у меня в доме.
Он висит на стене для красоты. Форма у него овальная, по краю черного
лакированного подноса вьется витиеватый орнамент в виде каймы из мазков
желто-золотистого цвета. В центре подноса – композиция из разнообразных цветов:
пионов, анютиных глазок, георгинов. Цветы, собранные в большой букет, словно
живые. Фоном для них мастер избрал резные листья разной формы и размеров.
Автором очень удачно использована богатая цветовая гамма. Мазки белого цвета на
листьях и пионах создают спокойный тон, оживляя их. Когда в зимние долгие
вечера смотришь на этот поднос, то ощущаешь теплое дыхание лета.

В особенные для семьи дни наш поднос покидает
свое обычное место и становится украшением праздничного стола: на нем дорогим
гостям подают ароматный чай.

Ученица 6-го класса Киселева Екатерина

<Рис. 7>

Домашнее задание:

Чтение дополнительной литературы о народном
прикладном искусстве.

Отредактировать написанные в классе работы.

Приложение

Жостовская роспись — один из самых известных народных промыслов росписи подносов из металла. Благодаря труду и мастерству русских умельцев, эти подносы из предметов повседневности стали настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства.

Роспись Жостово.

Жостовский поднос — каким мы его знаем.

История промысла

Родина народного промысла — деревня Жостово Московской области, а его история началась ещё в первые десятилетия XIX века. Появление промысла росписи железных подносов в Подмосковье вызвано несколькими важными событиями:

  • открытием русскими мастерами секрета прозрачного лака;
  • появлением в XVIII веке на Урале — центре российской металлургии — промысла росписи подносов из металла, основные изображения на этих подносах — цветочный и растительный орнамент;
  • изготовлением в Санкт-Петербурге подносов необычных форм с рисунками из цветов, птиц, сложных завитков и т.д.;
  • открытием в 1820-е годы в Жостово Ф.Н. Вишняковым мастерских, на которых было налажено производство расписанных лакированных изделий из папье-маше: подносов, шкатулок, всевозможных коробочек и т.д.

Историческое фото.

Художник за работой в мастерской Ф.Н. Вешнякова.

Расписывали эти изделия сценками из народной жизни, пейзажами.

В 1830-годы подносы ковали уже из металла, и вскоре в Жостово стали производиться только они. Несмотря на первоначальное влияние техники и сюжетов росписи уральских и петербургских подносов, к 1870-м годам жостовский поднос обрел самобытный стиль и неповторимую роспись.

В конце XIX века в России активно росли города, открывались многочисленные магазины, гостиницы, трактиры и рестораны. Все они нуждались в подносах, что способствовало развитию жостовского промысла.

В 1960 году была организована Жостовская фабрика декоративной росписи, на которой трудятся замечательные мастера и выпускаются подносы, пользующиеся большим спросом как в России, так и в других странах.

Вывеска у фабричных ворот.

Жостовская фабрика. Советский период.

Особенности и техника изготовления жостовских подносов

Подносы имеют различные размеры и формы. Они бывают огромные, размером со стол, и маленькие, не больше блюдца. Самые распространённые формы — овальная и круглая, но встречаются прямоугольные, квадратные, треугольные, многоугольные, комбинированные.

Производят подносы из листового железа методом холодной ковки или с помощью штамповки. Перед росписью изделие грунтуют и шпаклюют, затем тщательно шлифуют и неоднократно покрывают цветным лаком. Подносы расписывают масляными красками, а после росписи несколько раз наносят прозрачный лак.

Основная тематика жостовских росписей — большие букеты из крупных и мелких цветов. Цветочный букет расположен в центре подноса. По борту подноса идет золотистый узор. Букеты могут дополняться изображениями ягод и радостных, разноцветных птиц. Также встречаются сюжеты из народной жизни, пейзажи. Издавна один из любимых сюжетов — удалая тройка лошадей.

Роспись: тройка лошадей.

Излюбленный сюжет — русская тройка.

Фон подносов не только черный; он может быть тёмно-зелёного, ярко-красного, синего, золотистого и даже белого цветов.

Этапы росписи:

  • замалёнок — нанесение силуэтов цветов и листьев;
  • тенежка — нанесение теней;
  • прокладка — определение формы цветов и листьев;
  • бликовка — нанесение бликов создает колорит и настроение, придает объем изображаемому;
  • чертёжка — нанесение тонкой кистью контуров каждого цветочка и листика;
  • привязка — рисуются усики, веточки, травинки, связывающие букет в единое целое;
  • уборка — нанесение узора на борта подноса.

Как рисуется цветок.

Этапы нанесения рисунка.

Благодаря разнообразию комбинаций цветов и их расположения на подносе, каждый жостовский поднос уникален. Среди миллионов изготовленных за почти 200 лет подносов нет и двух одинаковых.

Ручная роспись.

Каждое изделие — уникально.

Праздничные, яркие подносы используют не только в быту, но и как украшение.

Жостовские подносы очень популярны, поэтому их часто подделывают. Чтобы отличить настоящий поднос из Жостово, нужно прежде всего посмотреть на край подноса. Он должен быть идеально гладким и ровным. На оборотной стороне подноса должен стоять товарный знак Жостовской фабрики — цветок и кисточка.

Обновлено: 08.01.2023

Жостовская роспись- яркое и самобытное явление в русском народном искусстве. Её отличает свой художественный стиль, свои технические приёмы письма. При помощи мягкой кисти и масляной краски художник скорописью наносит на загрунтованный поднос задуманный рисунок. Жостовская роспись- плод быстрой и неповторимой импровизации, хотя композиционные схемы росписи весьма устойчивы. Рисунок всегда прост, предельно лаконичен, декоративен. Это букеты, гирлянды цветов, фрукты, венки. Фон, на котором расположен рисунок, как правило, — чёрный.
Деревня Жостово издавна славилась своими мастерами. Здесь изготовляли из жести обычные чайные подносы и успешно продавали их- на Руси чай попить любили! Народные умельцы всегда стремились сделать свои изделия не только полезными, но и красивыми, радующими глаз. Они покрывали подносы специальным грунтом и лаком, затем расписывали их. Так и возник жостовский поднос, прославленный не только в России, но и во всём мире.
Сначала на подносах изображались чаепития, тройки, сельские пейзажи, но затем всё вытеснила цветочная роспись. И немудренно! Посмотрите на эти цветы! Кажется, что всё многоцветье родной земли отразилось в рисунках. Розы, пионы, лилии, васильки и незабудки, цветы роскошные и скромные, похожие на настоящие и в то же время сказочные! Глядя на них, поневоле дивишься буйству народной фантазии жостовских мастеров, красоте и силе их чувств, стремлению подняться над обыденностью будничной жизни простого человека.
Каждый букет прекрасно вписан в форму подноса. Цветы то рассыпаны по всему полю, то собраны в центре. Иногда художник показывает цветок крупным планом, будто через увеличительное стекло, и мы видим, как раскрываются его лепестки, лежит пыльца на пестиках и тычинках. Обычно цветы распологаются на чёрном фоне, и это придаёт их ярким краскам особое свечение, словно букет выплывает на нас из глубины, озаряя всё вокруг. Края жостовских подносов украшают искусные орнаменты, которым мастера дали ласковые названия: травки, ёлочки, рожочки, дождичек, ленты, ёлочки с метёлочкой.
Из поколения в поколение передают своё искусство жостовские умельцы. Тысячи подносов были расписаны мастерами за 200 лет существования этого промысла, но мы никогда не встретим двух одинаковых. Такова неистощимая фантазия художников.

Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Русский язык либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

Жостовская роспись – уникальное явление народного искусства!

Жостовская роспись, как вид русского художественного творчества,

возникла на Урале в XVIII в.

(Нижний Тагил, Верх — Нейвинск, Невьянск) на

металлургических заводах Демидовых.

подносы начали выпускать в Московской губернии (Жостово, Троицкое,

Сорокино, Новосельцево, Хлебниково, Осташково).

Московский промысел со

временем стал ведущим.

Сегодня подносы с лаковой росписью делают в селе

Жостово и Нижнем Тагиле.

Самая известная Жостовская фабрика декоративной росписи была создана в

На базе нескольких мастерских, включая и мастерскую братьев

Жостовские мастера на протяжении почти двух веков оттачивали

неповторимый, завораживающий стиль украшения металлических подносов,

перенимая опыт известных в своё время центров цветочной (и не только)

росписи Урала и Петербурга.

Основа основ жостовской росписи – свободный, сочный мазок кисти.

классическом стиле преобладают цветочные композиции : букеты, венки,

Жостовскую роспись наносят не только на металл, но и на керамику,

папье — маше, стекло, кожу, ногти и т.

Д. И всегда, независимо от

поверхности, используется многослойное письмо.

Обычно используют чёрный

фон, реже – красный, зелёный, синий, серебряный.

Стадии жостовской росписи :

Уборка краёв подноса ;

Наводка зеркального блеска.

Помогите написать сочинение о Жостовских подносах?

Помогите написать сочинение о Жостовских подносах.

Сочинение на тему «Гжель» (Роспись)?

Сочинение на тему «Гжель» (Роспись).

Предложение со словами подпись, роспись?

Предложение со словами подпись, роспись?

Сочинение на тему » хохломская роспись «?

Сочинение на тему » хохломская роспись «.

Составить предложения со словосочетаниями : «жостовские подносы», «рукотворная Гжель», использyя их в качестве определяемых слов?

Составить предложения со словосочетаниями : «жостовские подносы», «рукотворная Гжель», использyя их в качестве определяемых слов.

Сочинение на тему Гжель как росписьНе меньше чем на страницу?

Сочинение на тему Гжель как роспись

Не меньше чем на страницу.

Помогите пожалуйста?

Сочинение — описание жостовского подноса 5 класс.

Разбери слова по составу — поездка, роспись?

Разбери слова по составу — поездка, роспись.

Распределите слова в два столбика (с корнями раст, ращ и рос, а также с теми словами, где присутствуют похожие «слова», но где корень другой) Пример : растение — росписьВыращивать, растение, подрасти,?

Распределите слова в два столбика (с корнями раст, ращ и рос, а также с теми словами, где присутствуют похожие «слова», но где корень другой) Пример : растение — роспись

Выращивать, растение, подрасти, роспись, роса, растерять, водоросли, заросший, приращение, росток, роскошный, Ростов, обращение.

Повествовательное : В саду расцвели яблони и груши. Восклицательное : Какой милый котёнок! Предложение с однородными сказуемыми : Дети читают, считают и решают задачи на уроках математики.

Стук(подлежащее), копыт коня(дополнение), звук(подлежащее), отдавались(сказуемое), со всех четырех сторон(обстоятельство).

Его — [й’ э в о] — 2 слога / [й’] согласный, сонорный, мягкий, непарный Е [э] гласный, безударный Г — [в] — согласный, звонкий, твёрдый, парный О — [о] — гласный, ударный 3 буквы, 4 звука Ягод — [й’ а г а т] — 2 слога / [й’] согласный, сонорный, мя..

Гжель
Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.

Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.

Хохлома

Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.

Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.

Дымковская игрушка

А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.

Матрешка

Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.

Жостовская роспись

Это тоже один из известных народных промыслов. Появился он в деревне Жостово, основной темой росписи являются цветы. За основу мастера взяли тагильский промысел.

Жостовскую роспись отличает от других сочетание цветов с декоративными элементами, которыми раньше украшали сундуки, прялки и т. д. Чаще всего роспись выполняют на черном фоне. Подносы делят на две категории: для декоративных целей и для бытовых. Жостовская роспись — это один из известных русских самобытных промыслов.

Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны и сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.

Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Ведь только истинное вдохновение может подарить человеку фантазию и полет авторской мысли. И если само изготовление чудесных примеров народного промысла совершается с любовью и сердечной теплотой, то и результат становится поистине поразительным проявлением таланта и вкуса.

Будучи, по своей сути, произведениями народного искусства, все эти предметы, будь то кухонная утварь или интерьерный декор, являются и чрезвычайно полезными в обычном хозяйстве вещами. Они придают каждому дому неповторимый уют и стиль, они верно служат по своему назначению, оказывая своим обладателям практическую пользу. Надо сказать, что применение столь оригинальных и уникальных вещей в обыденной жизни чрезвычайно приятно, и ощущение их тепла и особенной энергетики мастера-умельца поселяется в этом доме.

Необычайно интересным и увлекательным становится изучение промыслов, как одной из важных и неотъемлемых частей истории жизни целого народа. Ведь каждый завиток национальной росписи, каждый изгиб формы несет в себе особенный смысл, вложенный в это искусство многими поколениями.

Народные промыслы – это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать своими руками и освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.

Вариант 2

Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж расписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.

Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных изделий с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный орнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя.

Это достойный подарок на все времена. Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.

Вариант 3

Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований.

Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы; кони и олени — великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы — стихию воздуха, связывающую небо и землю.

Я восхищаюсь народным искусством. Особенно мне нравятся глиняные игрушки. Каждая из них уникальна и неповторима. Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.

Золотая роспись

Ученик может написать сочинение о народном промысле хохлома. Отличительными чертами является роспись золотыми, красными, оранжевыми красками с небольшим добавлением зеленого и голубого на черном фоне. Традиционно мастера этого народного промысла изображают рябину, землянику, цветы, ветки, также птиц, рыб и зверей.

Свое название роспись получила в честь деревни Хохломы, куда привозили из близлежащих деревень готовые изделия. Согласно одной из наиболее популярных версий, этот народный промысел был создан старообрядцами, среди которых было немало мастеров иконописи.

А заволжские мастера отменно владели токарным делом. Так появилась хохломская роспись — сочетание классических форм заволжских токарей и живописное мастерство старообрядцев. Хохломская роспись отличается своей яркостью, насыщенностью узоров и прекрасной формой изделий.











Русские ремесла и старинные народные промыслы России

Кузнечное дело

Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).

Гончарное ремесло

Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.

Обработка дерева

Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Киевские художники владели резьбой по кости, чернением, гравировкой по металлу, изготовлением изразцов, стеклоделием.

Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.

Художественная роспись

Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:

Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.

Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) — декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.

Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение.

Хохлома — это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.

Ремесло в Туле

В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года. Существует около 200 разновидностей самовара. В Туле есть даже музей самоваров. Но главным русским сувениром считается матрешка — полая внутри, ярко расписанная деревянная кукла, из которой, одна за другой, вынимаются такие же куклы, мал-мала меньше.

Это интересно: Сочинение Истинный творец – это тот, кто обладает талантом и готов на самоотдачу во имя искусства. Такой человек живет ради творчества и предан своим идеалам. Он любит свое дело и стремится достичь в нем совершенства.

Вступление и основная часть

Выводы

Также в этой части ученик может рассказать, чем ему понравился тот или иной вид творчества, и высказать свое мнение о развитии этого промысла. Это был краткий план сочинения о народном промысле.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение детей к прикладному искусству, хохломе, жостовской росписи на подносах, на павловских платках.

ЦЕЛИ УРОКА:

А )научить детей описывать предмет с натуры, т. е. писать

сочинение – этюд;

Б) учить детей художественному видению окружающего мира;

расширять их кругозор;

В) способствовать развитию устной и письменной речи

обучающихся;

Г) воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире,

чувствовать красоту слова.

Оборудование: выставка подносов, деревянных изделий, павловских платков, хохломской посуды.

Звучит песня о красоте родной земли.

Учитель

Пусть эта песня поможет нам увидеть красоту, которая окружает нас.

Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь и хохломская деревянная посуда, здесь и наши любимые деревенские платки и резные деревянные изделия и жостовские подносы. Их делали талантливые мастера народного декоративно- прикладного искусства.

Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.

Язык и народное прикладное искусство – это память, это нравственность, это богатство народа. Поэтому, открывая для себя мир народного прикладного искусства, мы с вами одновременно открываем и мир русского языка

Посмотрите на выставку, к какому цвету чаще всего обращается автор?

Да, говоря о прикладном искусстве, мы обращаем внимание на то, что народный мастер часто обращается к красному цвету, чтобы придать повседневным бытовым предметам праздничность, яркость, красочность. Это стремление к красоте извечно в природе человека.

красивый, приукрасить, украшать,

украшение, разукрасить, красавица, красота и др.

Постоянные эпитеты в устном народном творчестве тоже сохранили первоначальное значение этого слова:

красный молодец, красна девица,

Владимир – Красное Солнышко.

Словарь В. Даля отмечает такие сочетания:

Красная изба (чистая),

Красный угол в избе (передний),

Красная лавка (под окнами на улицу),

Красное крыльцо (парадное),

Красный денек (ведренный),

Красный поезд (свадебный).

В. Даль приводит и выразительные пословицы:

Красную речь – красно слушать.

Красному гостю – красное место.

Первому гостю – первое место и красная ложка.

— Разобрать слово ПРИКЛАДНОЙ по составу, подобрать однокоренные слова.

В. Даль в своем словаре приводит такие пословицы:

Где лад, там и клад.

На что клад, коли в семье лад.

Толк да лад, тут и клад.

Учитель

Цель нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, т. е. писать сочинения – этюды.

Этюд – произведение изобразительного искусства, выполненное с натуры с целью ее изучения и обычно служащее предварительной разработкой какого-либо произведения или его части.

Предмет нашего описания – один из жостовских подносов, которые вы здесь видите.

Проецируются на доску цветы. Звучит музыка.

Учитель

Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и цветок. Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах, именинах и празднествах, они с нами и в последнем пути…

Красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера, поэтому когда люди устают от суеты городов, они выбираются на природу, где их врачуют деревья, птицы, цветы. Да, цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров.

Я уже говорила, что жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на черном фоне, который дает возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные, и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают.

Посмотрите на цветы на подносе: они как живые, объемные, в них чувствуется игра света.

По своей форме подносы разные: здесь и круглые, и овальные, с фестончатыми краями, и прямоугольные, и треугольные, и гитарообразные.

Размеры подносов тоже разные: от больших до праздничного стола, до детских.

Но все подносы хороши. Они привлекают своей яркостью, декоративностью, в чем сказывается мастерство художника, его умение творчески следовать народной традиции.

Процесс изготовления подноса длительный и непростой. Прежде чем попасть к художнику, поднос проходит через ряд операций в разных цехах: из листа железа на больщом электропрессе изготавливают поднос, который затем шлифуется, просушивается, несколько раз покрывается лаком.

И вот поднос у художника, у мастера. Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создает особый и неповторимый мир красоты и дарит его людям.

Посмотрите, как много общего в живописном рисунке жостовских мастеров, и приэтом рисунок никогда не повторяется! В каждом художественном произведении отразилась личность мастера: его видение мира, его чувство цвета и ритма, его понимание красоты и согласия.

Жостовская роспись делается в несколько приемов, она многослойна. Краски наносятся в несколько слоев, так что нижние слои как бы просвечиваются под верхним. Это и создает впечатление объемности, яркости, свечения.

Второй этап – это тенежка. Художник прокладывает тени той же краской, но более темной и, и цветок начинает от этих теней как бы трепетать.

Третий этап – прокладка. Мастер выявляет быстрыми движениями и плотными мазками формы цветов.

Четвертая операция бликовка, художник наносит блики белыми пятнами, что усиливает объемность изображения.

И, наконец, привязка – мастер соединяет зеленой или коричневой травкой цветы в один букет, заканчивая композицию всего рисунка.

Расписную поверхность подноса трижды покрывают светлым лаком, полируют, сушат и наводят зеркальный блеск очень тонким порошком мела с вазелином.

Как видите, почти вся работа ведется вручную, она требует не только тщательности, кропотливости, но и любви, мастерства и таланта.

Сегодня мы часто используем жостовские подносы как декоративные настенные панно. Вместе с подарком подмосковных мастеров в наши квартиры как бы заглядывает сама природа. И даря людям свою красоту и свежесть, рукотворные эти цветы напоминают нам о вечном цветении жизни, о непреходящей ее молодости.

2. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ СОЧИНЕНИЯ.

— Внимательно рассмотрите подносы, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?

— Какие мысли возникают у вас, когда вы рассматриваете подносы?

(Дети говорят о разном: о первом дне в школе и многообразии букетов учителям; о лете, о сенокосной поре, о цветочной поляне, о цветах в своем саду….).

Учитель

— Да, я тоже представляю неброскую красоту родной деревни: ее поля, луга, леса. Я думаю, что истинная любовь к природе, ко всему живому на земле вдохновляет человека на создание чего-то величественного, красивого

Мне на память приходят строчки о нашем селе из стихотворения учительницы нашей школы Абаимовой Л. А.:

(Звучит музыка, проецируются на экран картины природы).

… Село красивое у нас:

Посмотришь – и замрет душа.

И сердце радует, и глаз

Луга и пойма Нугуша.

А запах! Пахнет иван-чаем,

Красой – черемухой, калиной,

Головкой белою качая,

Ромашки дремлют на долине.

Ты ночь пройти не торопи;

Послушай, девушки запели,

А к утру, только не проспи,

Ты соловьев услышишь трели…

(Звучит запись соловья)

— А сейчас давайте придумаем заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к жостовским подносам.

3. Работа над композицией и планом сочинения.

— Чтобы описание подноса было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана.

Для нашего сочинения он может быть таким:

ВСТУПЛЕНИЕ

Кратко рассказать о народном прикладном искусстве, о жостовских подносах.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Описание жостовского подноса:

Общий вид подноса (материал, форма, цвет), назначение подноса.

Описание жостовской росписи (композиция букета, цветы, бутоны, травка, орнамент по борту и т. д.)

Впечатление от подноса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мое отношение к жостовскому подносу, к мастерству художника,

к народному прикладному искусству.

— рассмотрите внимательно поднос, который вы хотите описать и подготовьте устно начало описания.

4. Словарная работа.

Выяснить значение слов и составить с ними предложения:

народное декоративно-прикладное искусство, искусные мастера, традиция, орнамент.

Работа над значением и правописанием слов:

украшать, красота Жостово, жостовский поднос, талантливые мастера.

Форма подноса:

круглая, овальная, с фестончатыми краями, прямоугольная, гитарообразная.

Композиция росписи:

Крупные и мелкие декоративные цветы: роза, мак, георгин, пион, астра, тюльпан, ромашка, васильки, анютины глазки; бутоны, вьюны, лепестки, травки.

традиционный черный фон, чернолаковый с яркой росписью; красный, пурпурный, лиловый, желтый, золотистый, зеленый, изумрудный, темно-зеленый, коричневый, синий, голубой, бирюзовый.

Самостоятельная работа.

— Описать один из жостовских подносов, подобрать заголовок к сочинению – этюду.

(Звучит приглушенная и очень спокойная музыка. Дети работают.)

5. Итоги урока. Чтение двух-трех работ

_Чему мы научились на уроке, что было удачного в работах и ответах учащихся?

Задание на дом: чтение литературы о народном прикладном искусстве.

Читайте также:

      

  • Сочинение про кызыл на английском языке
  •   

  • А м родионов кичкэ таба сочинение
  •   

  • Сочинение про олю и колю алексина
  •   

  • Реформы 19 века сочинение
  •   

  • Вид якоря поднятого со дна поразил боцмана сочинение

Гость:

Жостовская роспись- яркое и самобытное явление в русском народном искусстве. Её отличает свой художественный стиль, свои технические приёмы письма. При помощи мягкой кисти и масляной краски художник скорописью наносит на загрунтованный поднос задуманный рисунок. Жостовская роспись- плод быстрой и неповторимой импровизации, хотя композиционные схемы росписи весьма устойчивы. Рисунок всегда прост, предельно лаконичен, декоративен. Это букеты, гирлянды цветов, фрукты, венки. Фон, на котором расположен рисунок, как правило, — чёрный.
Деревня Жостово издавна славилась своими мастерами. Здесь изготовляли из жести обычные чайные подносы и успешно продавали их- на Руси чай попить любили! Народные умельцы всегда стремились сделать свои изделия не только полезными, но и красивыми, радующими глаз. Они покрывали подносы специальным грунтом и лаком, затем расписывали их. Так и возник жостовский поднос, прославленный не только в России, но и во всём мире.
Сначала на подносах изображались чаепития, тройки, сельские пейзажи, но затем всё вытеснила цветочная роспись. И немудренно! Посмотрите на эти цветы! Кажется, что всё многоцветье родной земли отразилось в рисунках. Розы, пионы, лилии, васильки и незабудки, цветы роскошные и скромные, похожие на настоящие и в то же время сказочные! Глядя на них, поневоле дивишься буйству народной фантазии жостовских мастеров, красоте и силе их чувств, стремлению подняться над обыденностью будничной жизни простого человека.
Каждый букет прекрасно вписан в форму подноса. Цветы то рассыпаны по всему полю, то собраны в центре. Иногда художник показывает цветок крупным планом, будто через увеличительное стекло, и мы видим, как раскрываются его лепестки, лежит пыльца на пестиках и тычинках. Обычно цветы распологаются на чёрном фоне, и это придаёт их ярким краскам особое свечение, словно букет выплывает на нас из глубины, озаряя всё вокруг. Края жостовских подносов украшают искусные орнаменты, которым мастера дали ласковые названия: травки, ёлочки, рожочки, дождичек, ленты, ёлочки с метёлочкой.
Из поколения в поколение передают своё искусство жостовские умельцы. Тысячи подносов были расписаны мастерами за 200 лет существования этого промысла, но мы никогда не встретим двух одинаковых. Такова неистощимая фантазия художников.

  • Жомах значение слова в сказке конек горбунок
  • Жоккей или жокей как пишется слово правильно
  • Жокей как пишется правильно и почему
  • Жить за границей как пишется слитно или раздельно
  • Жить за городом как пишется