Жуковский кубок сочинение 5 класс

Дорогие друзья! Эта книга включает в себя варианты сочинений по литературе для 5-го класса. Произведения, отобранные для анализа, и темы сочинений соответствуют школьной программе по литературе. Данная книга может быть использована при работе со всеми существующими учебниками по всем выбранным школой учебным программам. Книга поможет учащимся понимать замысел автора, анализировать как стихотворное произведение, так и прозу. На предложенной нами основе дети смогут формулировать свои мысли, делиться впечатлениями от прочитанного, писать собственные сочинения. Опираясь на нашу книгу, ученики легко выполнят письменные и устные творческие задания по литературе. Желаем удачи!

Оглавление

Что погубило героя баллады В. А. Жуковского «Кубок»

Жестокость не может быть спутницей доблести.

Название баллады Василия Андреевича Жуковского «Кубок» символизирует состязание, борьбу, победу и поражение. Баллада начинается со слов царя, которые звучат как вызов:

Кто, рыцарь ли знатный иль ратник простой,

В ту бездну прыгнет с вершины?

Бросаю мой кубок туда золотой:

Кто сыщет во тьме глубины

Мой кубок и с ним возвратится безвредно,

Тому он и будет наградой победной.

Кажется, что царь сам не верит в возможность такого «подвига опасного». Не верят в это даже смелые рыцари, которые «недвижно стоят», когда царь уже в третий раз произносит эти слова.

Молодой паж бросается в морскую пучину за кубком. Жуковский восхищается смелостью, красотой, молодостью этого героя, называя его «красавцем отважным». Именно молодостью можно объяснить такой отчаянный поступок. Паж хотел отличиться, стать героем, получить золотой кубок и руку царевны.

Интересно описание схватки юноши с морем. Кажется, что и читатель, и автор, и герои баллады вместе переживают за пажа и не верят в его спасение:

И бездна таинственно зев свой закрыла:

Его не спасёт никакая уж сила.

Образы моря и его «страшных жильцов» передают весь ужас, который испытал юноша. Эпитеты, использованные Жуковским, также нагнетают страх:

…В пучину бездонной, зияющей мглы

Он бросил свой кубок златой.

На удивление всем, паж выжил и достал кубок: «Спас душу живую красавец отважный». Не случайно автор употребил слово «душа» — этим он противопоставляет пажа царю. Мы понимаем, что такой царь ни с кем не будет делить престол и не отдаст дочь простому пажу. Но одурманенный славой юноша не осознаёт этого: «…И в сладость была для него та награда».

Образ царя наполнен жестокостью и безжалостностью. Интересно, что его дочь наоборот проявляет к пажу сострадание и жалость. Но даже её смелая просьба не останавливает царя:

…Краснея, царю говорит:

«Довольно, родитель, его пощади!..»

Вместе с царевной Жуковский жалеет юношу, но одновременно он и осуждает его безумный поступок. Исполняя капризы царя, молодой паж неоправданно рискует собственной жизнью:

Тогда, неописанной радостью полный,

На жизнь и погибель он кинулся в волны…

Выиграв схватку с морем, герой проиграл схватку с коварством царя. «В нём жизнью небесной душа зажжена…», — так пишет автор о молодом юноше. Но царь безжалостно потушил этот огонь жизни «волной за волною».

Смотрите также

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ баллады Кубок Жуковского

Жанровая направленность произведения представляет собой свободный перевод шиллеровского творения с акцентом поэта на конкретный предмет в виде кубка, который изображается в балладе в виде желаемой награды лирического героя, ставшей причиной его гибели.

Основная тематика баллады представляется в неотвратимости наказания за совершение негативных поступков.

Композиционная структура произведения выстраивается в форме кульминации и развязки, являющихся неравными по отношению к друг другу частями, при использовании повторения отдельных выражений, слов, строк, а также быстрой смены событий, не уделяя особого внимания деталям внешнего вида героев и их индивидуальным характеристикам.

Повествование в балладе осуществляется от лица лирического героя, представленного в образе безымянного молодого пажа, направленного царем на поиск в пучине вод золотого кубка. Герой описывается в качестве молодого отважного и смелого юноши, отличающегося приятной внешностью, являющегося выходцем из простого народа.

Своеобразием баллады являются постоянные повторы, которые заимствуются автором из таких фольклорных жанров, как сказка и песня, поскольку в основе жанрового отличия произведения лежит народная поэзия, передаваемая в устной форме песни. Взаимосвязь волшебной сказки и баллады осуществляется посредством введения в повествование фантастического сюжета, в котором главным героем совершается путешествие в необычный мир, за что дается вознаграждение.

Особой характеристикой произведения является использование автором в повествовании яркой эмоциональности и напряжения, в частности, в эпизоде борьбы главного героя и беспощадной стихии.

Сюжетная линия баллады отличается романтическим мотивом, выражающимся в стремлении героя не только выполнить царское задание, но и продемонстрировать молодой царевне собственную смелость и мужество. Герой трижды отправляется на борьбу с пучиной и ему удается ценой собственной жизни выполнить приказ царя.

Отличительной особенностью произведения представляется сочетание фольклорных, исторических и фантастических событий, в которых участвует отважный герой, совершая бесконечные подвиги, которые имеют целью не богатство, не любовь, а исключительное самоутверждение и желание вырваться из обыденной жизни, проявляя юношеский максимализм.

Средствами художественной выразительности в балладе являются многочисленные эпитеты, иносказания, аллегории, передающие авторский замысел, который во многом отличается первоисточника.

Финал баллады представляется простым, но трагическим, свидетельствующим о гибели обреченного юноши, стремящегося сразиться с судьбой и вырваться на свободу, при это смерть молодого пажа становится для окружающих неожиданной, поэтому присутствующие погружаются в безмолвие.

Смысловая нагрузка произведения заключается в ненужности испытаний собственной судьбы, только кажущейся благосклонной, а в необходимости использования здравого смысла и рассудка.

Вариант 2

Василий Андреевич Жуковский — это один из самых любимых поэтов России, ещё в совсем раннем возрасте он изучал различные науки и начал писать стихотворения, а так же переводит различные произведения тексты. И вот баллада «Кубок» стала одной из известнейших произведений в стране.

Прежде чем показать этот шедевр общественности, Жуковский долго и кропотливо работал на произведением, оттачивая все возможные нюансы. Он хотел всё в точности перевести, как говорится в оригинале.

Сюжет баллады не вызывает трудностей в понимании. Жестокий и злобный царь, предлагает своим верным поданным пройти ужасное испытание на храбрость. Суть испытания в том, что человек должен прыгнуть во взволнованную морскую пучину за кубком, обделанными драгоценными камнями. Это достаточно жестокое испытание, которое не под силу каждому человеку, но разве пойдёшь против воли царя?

В пучину отважился прыгать молодой паж. Все смотрящие на этот отчаянный поступок начали раньше времени оплакивать юношу и его бедную судьбу. Однако, паж возвращается с кубком в руках, чем удивляет не только зрителей, но и царя. Вмести с кубком юноша принёс историю о своих приключениях под водой. Он не побоялся посмотреть в лицо смерти, отважился и победил в этой схватке. Людям порой не хватает лишь храбрости, чтобы достичь поставленной цели. Может храбрости, отваге хочет научить читателя автор?

Царь был удивлён победе пажа и его захватывающим приключением. Любопытство завладело им с головой, и теперь он сделал ставку ещё больше. За то, что паж нырнёт ещё раз царь отдаст в жёны свою любимую дочь. Загоревшись желанием юноша без страха прыгнул снова в пучину смерти, но только вернуться уже не смог. Волны поглотили его.

Это своего рода урок: жестокий и бездушный царь лишился верного поданного и символа власти, а юный паж потерял голову от новой награды и уповая на свою защищённость решился на ещё один заплыв. Конец, оказался печальным для всех. Не стоит искушаться и ценить свою неприкосновенность. Важно следовать правилам и нормам. В балладу Жуковский вложил библейский смысл, который не увидеть только слепой читатель.

Анализ баллады Кубок Жуковского

Анализ баллады Кубок Жуковского

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Мой идеальный день

    У каждого человека разные представления о его идеальном дне. Каждый по-своему планирует свой день, поступки и действия которого должны в той или иной мере соответствовать идеальности.

  • Сочинение Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»? Итоговое

    Эти два понятия иногда могут иметь одно значение, в основном мечта ведет человека по жизни, и в то же время является смыслом жизни. Если человек мечтает стать музыкантом и стремиться, все сделать для этого, это и есть его мечта и смысл жизни.

  • Анализ произведения Слова о полку Игореве

    В основе «Слова о полку Игореве» незамысловатая сюжетная линия: в нем описывается неудачный поход на половцев 1185 года князя Игоря Святославовича вместе с его братом Всеволодом

  • Нужны ли перемены обществу и почему? Итоговое декабрьское сочинение

    Думаю, что перемены нужны, вообще, всему. Конечно, они не должны быть резкими. И кстати, перемены ведь могут быть к лучшему и худшему, так нужны только те, которые к лучшему. Конечно, не всегда угадаешь!

  • Лирические отступления в романе Евгений Онегин Пушкина

    Лирические отступления – этот сознательный отход автора от темы повествования. Для чего они нужны? С помощью них Пушкин хочет показать сюжеты прошлого в настоящем, своё авторское отношение к ним

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ баллады Жуковского Кубок

Анализ произведения Жуковского Кубок

Эта баллада – перевод произведения Шиллера. Трагическое повествование о поступке смелого юноши-пажа, прошедшего испытание, которое назначил король. Но победить стихию удалось только один раз…

«Кубок» состоит из строф (по шесть строк) одного ритма, где рифма опоясывающая. При этом со второй по четвертую строку (каждый раз они короче остальных) – перекрестная. Лексика тут нейтральная и торжественная. Из последней: взор, мыслят (вместо «думают»), возопить. Конечно, сейчас читатель встречает много и устаревших форм слов: младой, пурпуровый, чуды.

Повествование начинается с прямой речи, чей автор сразу не назван. Его слова обращены ко всем от рыцаря до «латника», кто способен достать из стихии кубок, который он туда и бросает. Во второй строфе поясняется, что это говорит царь, кидая кубок со скалы. Кстати, Жуковский предпочёл именно русское «царь» королю или князю. 

Море тут обозначено и как бездна, пучина, мгла зияющая. Много внимания уделяется стихии с валами, пеной, ревом, со множеством глаголов… Используется даже образная тавтология, что море из моря извергнется. То есть нагнетается ощущение невыполнимости вызова (или уж каприза короля). В тексте часто появляется прямая речь, будто звучащий голос одного из героев или даже толпы. Несколько раз повторяется призыв принять вызов, но все «безответны». Со слова «вдруг» паж решает рискнуть. Интересен контраст, что выходит он дерзко, но в то же время смиренно.

Снова «вдруг» море затихает, что кажется ещё страшней. Герою остаётся призывать Бога, которого только и остаётся благодарить за спасение после. Сам автор будто говорит царю, что даже за корону не пошёл бы в эту страшную бездну, которая также часто сравнивается с грозой. Опять со словом «вдруг» возвращается герой с добычей. (Строки часто начинаются с «и», присоединяясь к повествованию.) Метафорой «струя винограда» обозначена награда в кубке – вино. Отважный красавец смело рассказывает о бездне. Только чудо спасло его от монстра с сотней ног. Для усиления эффекта слова повторяются, например, «один», когда герой был под водой.

Возможно, что царь не совсем поверил юноше, поэтому предложил ему за перстень ещё раз испытать судьбу. Но вступается молодая царевна с логичными доводами против испытания. Однако влюбившийся юноша, которому царь пообещал в жены и добрую дочку-красавицу, бросается в бездну снова – уже навсегда.

2 вариант

Баллада «Кубок» написана в простом и свободном направлении и направляет зрителей на определенный предмет в виде кубка. Именно его и хочется поскорее заполучить главному герою и для этого он готов пойти любыми способами.

Также стоит помнить еще и о том, что если вы совершаете что-то плохое, то расплата придет намного раньше, чем вы этого ожидаете.

Произведение построено таким образом, что сначала идет кульминация сюжета, а потом уже развязка. Кроме этого здесь присутствует огромное количество повторяющихся слов и выражений, а также строк, которые никак не связаны с главной мыслью. Одно событие быстро сменяется другим и порой трудно переключиться от одной мысли к другой. Но при этом о главных героях здесь практически ничего не сказано, да и описания их нет.

Главным героем здесь является молодой и еще неопытный паж, который должен выполнять все указания своего короля, у которого работает. Ему поручено новое и очень сложное задание и парень сразу же отправился его выполнять. Сам он родился и вырос в обычной семье, и денег постоянно не хватало, и больше всего на свете ему хотелось зарабатывать и нормально существовать среди людей.

Автор берет повторяющие слова и выражения из других произведений и вставляет по всему произведению. А немного дальше главный герой попадает в невероятный и фантастический мир, в котором раньше не бывал и никогда о нем ничего не слышал. И если он выполнит данное задание, то его ожидает хорошее вознаграждение.

Но не все так просто и вскоре он сталкивается со страшной стихией, которую не так-то просто победить. Но парень ничего и никого не боится и поэтому кидается в самое пекло. В первый раз он одерживает победу, но вскоре стихия опять его нагнала, и паж был уверен, что и второй раз победит, но все оказалось совсем не так как ему хотелось.

В итоге парень добился своего и вышел на поверхность суши вместе с добычей. Теперь ему нужно поскорее добраться до царя и передать то, что ему принадлежит. Но на его пути встречается еще одна преграда, с которой справиться паж уже не смог. Если он второй раз кинется в море и опять достанет кубок, то царь подарит ему все, о чем он так долго мечтал. Но лучше бы он этого не делал.

5 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ баллады Жуковского Кубок

Анализ баллады Жуковского Кубок

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Вити из рассказа Астафьева Конь с розовой гривой сочинение

    Витя – это персонаж рассказа «Конь с розовой гривой». Мальчик, живущий где-то в Сибири. Обычный такой мальчуган своего времени. Родители у него нет. Воспитывают его старики: строгая бабушка и более добродушный дедушка. Автор хорошо знал о чём пишет

  • Плюсы и минусы Печорина сочинение

    Григорий Печорин – главный герой произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», который, как и любой другой персонаж, имеет свои достоинства и недостатки. Автор отобразил в нем качества всего поколения

  • Почему Печорин называет контрабандистов честными?

    В романе М.Ю.Лермонтова «Герои нашего времени» главным персонажем является Григорий Печорин. Этому человеку нравится путешествовать, знакомится с новыми людьми и нарываться на всякие опасные приключения.

  • Сочинение Становление характера Васютки 5 класс по рассказу Васюткино озеро Астафьева

    Детство главного героя рассказа «Васюткино озеро» Астафьева прошло в тайге. Автор тоже вырос в этих непростых условиях, поэтому может многое рассказать об этом. Васютка с ранних лет уже умел охотиться на птиц и вкусно её приготовить

  • Сочинение по картине Айвазовского Буря на море ночью

    Картину «Буря на море ночью» маринист Айвазовский написал в 1849-м году. Это одна из многих картин о море, ставшая очень известной.

Что погубило героя баллады В. А. Жуковского “Кубок”

Название баллады Василия Андреевича Жуковско­го “Кубок” символизирует состязание, борьбу, победу и поражение. Баллада начинается со слов царя, кото­рые звучат как вызов:

Кто, рыцарь ли знатный иль ратник простой,

В ту бездну прыгнет с вершины?

Бросаю мой кубок туда золотой:

Кто сыщет во тьме глубины

Мой кубок и с ним возвратится безвредно,

Тому он и будет наградой победной.

Кажется, что царь сам не верит в возможность та­кого “подвига опасного”. Не верят в это даже смелые рыцари, которые “недвижно стоят”, когда царь уже в третий раз произносит эти слова.

Молодой паж бросается в морскую пучину за куб­ком. Жуковский восхищается смелостью, красотой, молодостью этого героя, называя его “красавцем от­важным”. Именно молодостью можно объяснить та­кой отчаянный поступок.

Паж хотел отличиться, стать героем, получить золотой кубок и руку царевны.

Интересно описание схватки юноши с морем. Ка­жется, что и читатель, и автор, и герои баллады вме­сте переживают за пажа и не верят в его спасение:

И бездна таинственно зев свой закрыла:

Его не спасет никакая уж сила.

Образы моря и его “страшных жильцов” передают весь ужас, который испытал юноша. Эпитеты, исполь­зованные Жуковским, также нагнетают страх:

…В пучину бездонной, зияющей мглы Он бросил свой кубок златой.

На удивление всем, паж выжил и достал кубок: “Спас душу живую красавец отважный”. Не случайно

автор употребил слово “душа” – этим он противо­поставляет пажа царю. Мы понимаем, что такой царь ни с кем не будет делить престол и не отдаст дочь про­стому пажу. Но одурманенный славой юноша не осоз­нает этого: “…И в сладость была для него та награда”.

Образ царя наполнен жестокостью и безжалостно­стью. Интересно, что его дочь наоборот проявляет к пажу сострадание и жалость. Но даже ее смелая просьба не останавливает царя:

…Краснея, царю говорит:

“Довольно, родитель, его пощади!..”

Вместе с царевной Жуковский жалеет юношу, но одновременно он и осуждает его безумный поступок. Исполняя капризы царя, молодой паж неоправдан­но рискует собственной жизнью:

Тогда, неописанной радостью полный,

На жизнь и погибель он кинулся в волны…

Выиграв схватку с морем, герой проиграл схватку с коварством царя. “В нем жизнью небесной душа за­жжена…”, – так пишет автор о молодом юноше. Но царь безжалостно потушил этот огонь жизни “волной за волною”.

Loading…

Сочинение на тему: Анализ баллады Жуковского «Кубок»

На чтение 3 мин Просмотров 750 Опубликовано 14 сентября, 2021

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Анализ баллады Жуковского «Кубок»

Василий Андреевич Жуковский – один из лучших литературных личностей России. Получив хорошее образование, отлично владея иностранными языками, он рано начал писать стихи и переводить иностранных поэтов. Одним из его известных произведений является баллада «Кубок». Баллада начинается со слов коварного царя: «Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, в ту бездну прыгнет с вышины?» Бездной Жуковский называет море, которое таковым и является: оно глубокое и полно разных неожиданностей. «Бросаю свой кубок туда золотой»-, говорит царь и вместе с этим кубком бросает туда свою совесть. «Кто сыщет во тьме глубины мой кубок и с ним возвратится безвредно тому и будет наградой победной», — продолжает король, уверенный, что на престоле, как и раньше, останется он один. «Но рыцарь и латник недвижимо стоят; молчание – на вызов ответ; в молчанье на грозное море глядят; за кубком отважного нет», — под этими автор подразумевает, что в царстве такого бездумного короля живет разумный народ, который понимает, что в любом случае их владыка не будет делиться с ними своим троном. Но тут появляется человек, который готов на отважный поступок. Молодой паж или не понимает, что не разделит престол с королем, или жалеет короля, не хочет подводить его, позорить пред всем народом. Далее описывается весь ужас, который творится в море: «Из чрева пучины бежали валы, шумя и гремя в вышину; и волны стирались, и пена кипела: как будто гроза наступая ревела». «И воет, и свищет, и бьет, и шипит, как влага, мешаясь с огнем…», — так Жуковский сравнивает огонь с королем, а влагу с молодым пажем. Прыгнув в глубину, юноша как бы успокоил на время море: «Над бездной утихло, в ней глухо шумит», — говорит автор. Но на этом баллада не заканчивается и события продолжают двигаться дальше: вновь все завыло, забилось, зашипело. ИП тут – молодой паж показывается на поверхности: «Мелькнула рука и плечо из волны…И борется, спорит с волной…И видит – весь берег потрясся от клича – он левою правит, а в правой добыча». «И каждый с весельем6 «Он жив!», — повторял – Чудеснее подвига нет! Из темного гроба, из пропасти влажной спас душу живую красавец отважный», — что значит: паж спас совесть и душу короля, достав кубок из бездны. Он счастлив и падает к царевым ногам, рассказывая о своем нелегком путешествии с « несказанными чудами». Но царь беспощаден к нему и вновь бросает свой кубок в морскую пучину. Он охвачен своим желанием выиграть эту схватку у пажа. Даже, его дочь – не помеха ему. И молодой юноша вновь отправляется в бездну. Заканчивается баллада просто, но трагически, свидетельствуя ио смерти молодого пажа: «Утихнула бездна… и снова шумит…И пеною снова полна…и с трепетом в бездну царевна глядит… и бьет за волною волна… Приходит, уходит волна быстротечно, а юноши нет и не будет уж вечно».
Романтический герой совершает поступки не ради денег или славы, не ради любви, а ради самоутверждения, ради возможности вырваться из обыденности. Зная, что обречен герой баллады Жуковского бросается в пучину вновь, потому что велико его желание сразиться с судьбо2й и вырваться из оков мира.
.

Что погубило героя баллады В. А. Жуковского «Кубок»

Жестокость не может быть спутницей доблести.

Название баллады Василия Андреевича Жуковского «Кубок» символизирует состязание, борьбу, победу и поражение. Баллада начинается со слов царя, которые звучат как вызов:

Кто, рыцарь ли знатный иль ратник простой,

В ту бездну прыгнет с вершины?

Бросаю мой кубок туда золотой:

Кто сыщет во тьме глубины

Мой кубок и с ним возвратится безвредно,

Тому он и будет наградой победной.

Кажется, что царь сам не верит в возможность такого «подвига опасного». Не верят в это даже смелые рыцари, которые «недвижно стоят», когда царь уже в третий раз произносит эти слова.

Молодой паж бросается в морскую пучину за кубком. Жуковский восхищается смелостью, красотой, молодостью этого героя, называя его «красавцем отважным». Именно молодостью можно объяснить такой отчаянный поступок. Паж хотел отличиться, стать героем, получить золотой кубок и руку царевны.

Интересно описание схватки юноши с морем. Кажется, что и читатель, и автор, и герои баллады вместе переживают за пажа и не верят в его спасение:

И бездна таинственно зев свой закрыла:

Его не спасёт никакая уж сила.

Образы моря и его «страшных жильцов» передают весь ужас, который испытал юноша. Эпитеты, использованные Жуковским, также нагнетают страх:

…В пучину бездонной, зияющей мглы

Он бросил свой кубок златой.

На удивление всем, паж выжил и достал кубок: «Спас душу живую красавец отважный». Не случайно автор употребил слово «душа» – этим он противопоставляет пажа царю. Мы понимаем, что такой царь ни с кем не будет делить престол и не отдаст дочь простому пажу. Но одурманенный славой юноша не осознаёт этого: «…И в сладость была для него та награда».

Образ царя наполнен жестокостью и безжалостностью. Интересно, что его дочь наоборот проявляет к пажу сострадание и жалость. Но даже её смелая просьба не останавливает царя:

…Краснея, царю говорит:

«Довольно, родитель, его пощади!..»

Вместе с царевной Жуковский жалеет юношу, но одновременно он и осуждает его безумный поступок. Исполняя капризы царя, молодой паж неоправданно рискует собственной жизнью:

Тогда, неописанной радостью полный,

На жизнь и погибель он кинулся в волны…

Выиграв схватку с морем, герой проиграл схватку с коварством царя. «В нём жизнью небесной душа зажжена…», – так пишет автор о молодом юноше. Но царь безжалостно потушил этот огонь жизни «волной за волною».

Жуковский Василий Андреевич — один из основоположников романтизма в русской литературе. Известность Жуковский приобрел и как переводчик. В 1831 году в двухтомнике «Баллады и повести В.А. Жуковского» впервые вышла баллада «Кубок» — переложение баллады Шиллера «Водолаз».

Баллада Жуковского является свободным переводом баллады Шиллера, поэтому в текстах встречаются несоответствия. Различие в названии баллад неслучайно — Жуковский акцентирует внимание читателей на конкретном предмете — кубке. Он описывается в произведении и становится желаемой наградой для лирического героя и причиной его смерти. В «Кубке» описываются реальные жители обитатели морских глубин:

«И млат водяной, и уродливый скат,
И ужас морей однозуб;
И смертью грозил мне, зубами сверкая,
Мокой ненасытный, гиена морская»,

в оригинале герой встречается с фантастическими существами. В композиции баллад могут встречаться повторения отдельных слов, фраз или строф. У Жуковского повторяются строки:

«И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом».

Эти повторы заимствованы из фольклорных жанров — сказки и песни. Жанр баллады изначально формировался в народной поэзии и передавался устно в форме песни, с волшебной сказкой связывает балладу фантастический сюжет и главный герой, который совершает поступок (путешествие в другой мир) и получает вознаграждение.

Для жанра баллады характерно эмоциональное, напряженное повествование о каком-либо чудесном или волшебном происшествии. В балладе «Кубок» перед читателем предстает эпизод борьбы человека с беспощадной стихией. В этой неравной схватке первый раз герой одерживает победу. Мотивы его чисты и он обращается за помощью к всевышнему:

«И он, упредя разъяренный прилив,
Спасителя-бога призвал».

Важно отметить, какими характеристиками наделяет Жуковский море:

«Из чрева пучины бежали валы,
Шумя и гремя, в вышину;
И волны спирались и пена кипела:
Как будто гроза, наступая, ревела.
И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом;
Пучина бунтует, пучина клокочет…
Не море ль из моря извергнуться хочет?».

Страшное волнение на воде отпугивает рыцарей и латников, они словно понимают, что совладать со стихией будет практически невозможно. Но находится тот, кто готов рискнуть и достать кубок, брошенный царем в черную бездну. Молодой паж бросается в воду и на какое-то время скрывается из виду. Затем герой выходит из воды с кубком — он поборол страх и смог совладать с грозным морем. Однако, на этом повествование не заканчивается — героя ждет новое испытание, с которым герой справиться не смог.

В балладах предполагается быстрая смена событий, это рассказ о действии, в то время как внешний вид и индивидуальные характеристики героев, детали уходят на второй план. В «Кубке» лирический герой изображен как молодой отважный и смелый юноша: «вдруг паж молодой Смиренно и дерзко вперед», «красавец отважный», «В нем жизнью небесной душа зажжена».

В балладе прослеживаются национальные мотивы – молодой герой – выходец из народа. Так же само действие совершается перед публикой и для ее потехи. Толпа сопереживает герою: «И дамы и рыцари мыслят, безгласны: «Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?», но не останавливает его, с нетерпением ждут дальнейшего развития событий: «И дрогнули зрители, все возопив, — Уж юноша в бездне пропал». «Красавец отважный, прости!» — сочувствует народ герою, но они искренни рады, когда юноша оказывается жив и более того, выполнил задание царя: «И каждый с весельем: «Он жив! — повторял. — Чудеснее подвига нет!». Поступок главного героя можно расценивать и как героический подвиг, и как дерзкий вызов силам природы. Но если первый раз герой показывает свою смелость — когда никто не рисковал, молодой паж проявил храбрость, то второй раз он стремится достать кубок ради даров, обещанных ему царем. Смерть главного героя становится неожиданной для всех и толпа безмолвствует.

Особенностью композиции баллады является явное деление сюжета на две части — кульминация и развязка, причем часто эти части неравные. На протяжении всего повествования в «Кубке» читатель видит как нарастает напряжение. Царь три раза вызывает смельчака испытать судьбу и достать кубок из бушующего моря, волнение которого усиливается. Толпа, ожидающая своего героя, с интересом слушает рассказ о тех чудесах, которые увидел молодой паж на дне морском. Следующий вызов судьбе и неожиданно наступает смерть героя. Развязка повествования заключена в нескольких словах

«Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно».

Романтический мотив отразился в балладе «Кубок» благодаря авторской трактовке сюжета произведения. В первоисточнике мотивом, побудившим героя второй раз броситься в воду, является только чувство жадности, тогда как у Жуковского молодая царевна пытается защитить героя:

«Он видит: краснеет, бледнеет она;
Он видит: в ней жалость и страх…
Тогда, неописанной радостью полный,
На жизнь и погибель он кинулся в волны…»

и наряду с желанием получить дары царя, герой хочет показать царевне свою смелость. Её поддержка и сопереживание подбадривают героя, который забыв о страхе, снова испытывает судьбу.

Основоположником жанра баллада в русской литературе традиционно считают В.А. Жуковского. В новом жанре нашел отражение интерес народа к фольклору, к историческим и фантастическим событиям, к отважным героям и их подвигам. Основной идеей произведений является неотвратимость расплаты за поступки, поэтому баллада стала популярной в эпоху романтизма.

Название баллады Василия Андреевича Жуковского «Кубок» символизирует состязание, борьбу, победу и поражение. Баллада начинается со слов царя, которые звучат как вызов:

Кто, рыцарь ли знатный иль ратник простой,
В ту бездну прыгнет с вершины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной.

Кажется, что царь сам не верит в возможность такого «подвига опасного». Не верят в это даже смелые рыцари, которые «недвижно стоят», когда царь уже в третий раз произносит эти слова.

Молодой паж бросается в морскую пучину за кубком. Жуковский восхищается смелостью, красотой, молодостью этого героя, называя его «красавцем отважным». Именно молодостью можно объяснить такой отчаянный поступок. Паж хотел отличиться, стать героем, получить золотой кубок и руку царевны.

Интересно описание схватки юноши с морем. Кажется, что и читатель, и автор, и герои баллады вместе переживают за пажа и не верят в его спасение:

И бездна таинственно зев свой закрыла:
Его не спасёт никакая уж сила.

Образы моря и его «страшных жильцов» передают весь ужас, который испытал юноша. Эпитеты, использованные Жуковским, также нагнетают страх:

…В пучину бездонной, зияющей мглы
Он бросил свой кубок златой.

На удивление всем, паж выжил и достал кубок: «Спас душу живую красавец отважный». Не случайно автор употребил слово «душа» – этим он противопоставляет пажа царю. Мы понимаем, что такой царь ни с кем не будет делить престол и не отдаст дочь простому пажу. Но одурманенный славой юноша не осознаёт этого: «…И в сладость была для него та награда».

Образ царя наполнен жестокостью и безжалостностью. Интересно, что его дочь наоборот проявляет к пажу сострадание и жалость. Но даже её смелая просьба не останавливает царя:

…Краснея, царю говорит:
« Довольно, родитель, его пощади!.. »

Вместе с царевной Жуковский жалеет юношу, но одновременно он и осуждает его безумный поступок. Исполняя капризы царя, молодой паж неоправданно рискует собственной жизнью:

Тогда, неописанной радостью полный,
На жизнь и погибель он кинулся в волны…

Выиграв схватку с морем, герой проиграл схватку с коварством царя. «В нём жизнью небесной душа зажжена…», – так пишет автор о молодом юноше. Но царь безжалостно потушил этот огонь жизни «волной за волною».

  • Жукова на английском языке как пишется
  • Жуков сказка о царе берендее
  • Жуков сказка о спящей царевне
  • Жуков георгий константинович сочинение
  • Жук пожарник рассказ для детей 1 класс