Жуковский лесной царь сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ баллады Лесной царь Жуковского

Сочинение Анализ баллады Лесной царь Жуковского

Это произведение является переводом В. Жуковского баллады Гёте, которую тот сочинил, основываясь на датских поверьях о лесном духе. Король или царь обитал на болотах и в лесах и являлся к умирающим людям. В. Жуковский внес небольшие изменения в балладу. Она выполнена в виде стихотворного рассказа. Главными героями являются отец, который мчится на коне, и его маленький сын, ему страшно и плохо. А также Лесной царь, его видит лишь умирающий малыш.

Баллада построена в виде диалога, в котором ребенок описывает свои видения, а отец не верит ему и пытается его всячески успокоить. С первых строк понятно, что с ребенком что-то не так: он сильно дрожит и прижимается к немолодому отцу, чтобы хоть немного согреться. Мальчик болен, его знобит, от этого ему и чудится мистический персонаж, зовущий к себе. Физические страдания усугубляются жуткими видениями.

Мальчик ласково называет отца «родимый». От такого обращения он кажется еще более беззащитным и уязвимым, его очень жалко, просто сердце разрывается. Ребенок видит страшного Лесного царя с бородой и в короне, но отец не понимает его. Дальше царь не просто чудиться, он зовет к себе, он завлекает ребенка драгоценностями, роскошными замками и красивыми дочерьми. Это манит несчастную невинную душу, но и сильно пугает. Ребенок вновь и вновь настойчиво говорит отцу о своих видениях. Но тот видит лишь туман и ветви деревьев, вместо голоса Лесного царя слышит лишь ветер.

Ребенок одинок в своих терзаниях и с воем страхе, который нарастает и переходит в ужас. Ведь царь заявляет, что мальчик ему достанется любой ценой. У юного создания уже не осталось сил сопротивляться, он начинает кричать и задыхаться. Отец отчасти понимает, что может потерять сына и изо всех сил старается добраться до людей, лекарей, чтобы они спасли дитя. Но не успевает. В его руках лишь бездыханное тело.

Трагическая баллада, в которой эмоции нарастают к ужасной концовке. Возможно, отцу следовало бы прислушаться к ребенку, остановиться и успокоить его. Даже если малышу судилось умереть в эту ночь, то он бы умер в спокойствии, ощущая поддержку, заботу и понимание отца, а не леденящий душу страх. Смерь детей — это самое ужасное, что может случиться с родителями.

Вариант 2

Лирическое произведение является одним из лучших неподражаемых переводов баллады Гете о короле эльфов, высоко оцененным в поэтическом сообществе. Однако автор переделал первоисточник, созданный на основе народного эпоса привнеся в него свои мысли и чувства. 

События развиваются через проникновенный разговор отца с заболевшим ребенком, которому в воспаленном бреду является таинственный лесной правитель – царь и ему кажется, что это происходит в действительности. С самого начала баллады поэтом уникально создана обстановка тревоги, скорой беды и ощущения недоброго предчувствия.

Страдающему отцу жалко бредящего сына, но он спокойно выслушивает больную фантазию мальчика. Ребенку чудится, что злой и могучий лесной царь уговаривает его пойти за ним, в его царство, где он сможет наслаждаться радостями жизни и удовольствиями, вместе с его прелестными дочерями играть и веселиться, он заманивает мальчика удивительными богатствами и драгоценностями. Мальчику кажется, что он с отцом убегает, а волшебник, представленный поэтом в образе величественного бородатого старика с темной короной на голове, стремительно их догоняет. От страха малыш кричит в ужасе и скоропостижно умирает.

Эту фантастическую легенду поэт рассказывает читателю, используя разнообразные выразительные художественные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, многочисленные лексические повторы, которые на всем протяжении баллады иллюстрируют человеческие чувства родных людей. Описывая образ отца, автор ярко передает его ощущение бессилия перед роковой судьбой и невозможность помочь собственному ребенку, а раскрывая образ сына в каждой строчке ощущается дикий ужас мальчика перед злодеем, желающим искусить невинное дитя.

Все произведение наполнено нарастающим драматизмом ситуации, а сцена погони лесного царя за отцом и сыном олицетворяет неизлечимую болезнь, которая неминуемо приводит к гибели ребенка. Поэт, являясь неподражаемым словесным мастером, акцентирует внимание читателя на том, что в жизни происходит много ужасного, злого, страшного, в том числе и смертельного, а торжество добра и справедливости не всегда бывает в реальности.

Атмосфера баллады настолько насыщена болью, страданиями ребенка, что читатель невольно начинает физически ощущать весь ужас и трепет малыша перед явившемся ему лесным волшебником.

Анализ баллады Жуковского Лесной царь 6 класс

Жуковский как писатель был очень продуктивным и стойким к негативным отзывам, человеком. Он всегда старался получить от читателя отзыв, чтобы знать в каком векторе ему двигаться дальше в его литературном пути и пути становления как автора. Он старался привить русскому человеку способность воспринимать русскую литературу ни как лишнюю и не заслуживающею внимания, а как литературную единицу, способную конкурировать с западными произведениями. Русский народ на то время считал русскую литературу не заслуживающей лишнего внимания, из-за чего Жуковский пришёл к выводу, что он поменяет мнение людей о родной литературе.

Исходя из всех этих убеждений Жуковский старается создать свой особенный стиль в литературе. Пытаясь создать что-то новое и делает большие шаги в прогрессивном пути писателя, из-за чего его начинают замечать всё  больше и больше людей. В каждом своём произведении он даёт читателю чувство патриотизма, чувство гордости за свою родину. Стараясь передать свои чувства, он, сам того не подозревая, подогревает интерес к русской литературе не только у своих соотечественников, но и у европейцев.

Одним из произведений создавших ему прочное основание для дальнейшего развития является баллада “Лесной царь” основанная на произведении Гёте. Прочитав произведение Гёте, Жуковский получает необходимую ему дозу вдохновения, после чего начинает писать произведение. Сюжет в нём практически полностью соответствует первоисточнику, однако есть существенные изменения в самой структуре произведения.

“Лесной Царь” Жуковского более приближен к привычным формам для русского человека, нежели для европейца, что и создает принципиальное различие между произведениями. Также произведение Жукова наполнено множеством интересных образов, благодаря которым произведение наполнено собственной атмосферой.

Сочинение 4

«Лесной царь» был написан Жуковским, по подобию баллады Гёте «Король эрлов». Основной сюжет был перенесен из оригинального произведения, дополнен художественными образами автора и эмоциональными переживаниями.

Сюжет баллады повествует об отце и его маленьком сыне, которого тот несет на руках. Они вместе едут на лошади, и маленький мальчик жалуется отцу на лесного царя, который грозится его забрать к себе. Лесной царь и в самом деле пленен красотой мальчика и во что бы то ни стало хочет забрать себе. Он сулит мальчику игру с его дочерями и все прелести жизни в его доме. В конце концов сын наездника умирает прямо у него на руках.

В основе этого сюжета лежит древняя легенда о короле Эрлов, который забрал жизнь мальчика. Здесь можно упомянуть о том, что на самом деле, лесной король всего лишь несуществующий призрак, а мальчик смертельно болен, и видит галлюцинации в виде существа, которое хочет его забрать. Но не все люди придерживаются этой точки зрения, некоторые верят в то, что существовал реальный король, который отнял ребенка у отца.

В балладе описаны события, обрисованы эмоции действующих героев, в них не прослеживается отношение самого автора к происходящему. Отец описывается эгоистичным персонажем, который не обращает внимания на мольбы маленького мальчика, он как можно скорее хочет добраться до пункта назначения. Отсюда мы можем вывести основную мысль – очень важно прислушиваться друг к другу, внимательно относиться к просьбам и словам близких людей.

Нельзя сказать, что отец не любит мальчика. Он утешает его словами, но ничего на самом деле не предпринимает. Лесной царь тоже очень много говорит, и по-своему любит мальчика. В итоге, не смотря на такую любовь, малыш погибает. Он остается один на один со своими страхами и переживаниями, не смотря на то, что родной и любящий отец находится рядом. Мальчик представлен в виде милого, доброго существа, сердце которого полно сострадания к отцу. Автор хочет заставить читателя переживать вместе с мальчиком, испытывать его душевную боль и страдание.

Благодаря очень точным и острым фразам, автор подчеркивает динамику и эмоциональность сюжета. Спокойствие главных героев быстро сменяется отчаянием и паникой, а на смену любви приходит страх и ужас. Отец не доверяет словам своего сына, и отрицает его чувства и эмоции.

Главное действие сюжет происходит ночью, и это нагнетает обстановку, придает мистические очертания и обостряет страх.

8 класс, 9 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ баллады Лесной царь Жуковского

Анализ баллады Лесной царь Жуковского

Популярные сегодня темы

  • Интересные факты о Рахманинове

    Рахманинов Сергей Васильевич – известный российский композитор и музыкант. Среди множества советский композиторов он особенно выделяется своим творчеством. О таких людях всегда хочется узнать как можно больше интересного.

  • Сочинение на тему Доброта и жестокость

    Доброта — одно из самых значимых человеческих качеств, когда человек проявляет заботу по отношению к другим, не ожидая вознаграждения за свои душевные устремления. Это и есть главные проявления доброты.

  • Сочинение по картине Айвазовского Лунная ночь. Купальня в Феодосии

    Это очень интересная картина. Сейчас такая штука, как «купальня», смотрится странно. Такое было в прошлом, а сейчас, наверное, осталось только в мусульманских странах, где люди и так купаются одетыми.

  • Сочинение на тему Окружающая среда

    Наша жизнь целиком и полностью зависит от окружающей нас среды, ведь это тысячи процессов и механизмов влияния на организм человека. Сейчас, на данном этапе развития человечества, мы не можем избавиться от глобальных проблем

  • Образ и характеристка Веры Павловны в романе Что делать Чернышевского сочинение

    Ключевым персонажем произведения является Розальская Вера Павловна, о жизни которой и ее развитии в плане духовности ведется повествование писателем.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. По балладе Лесной царь Жуковского

Сочинение по балладе Лесной царь Жуковского

В балладе Жуковского «Лесной царь» мы видим отца, который везёт ребёнка к лекарю. Малютка болен, и с каждой минутой ему становится всё хуже.

Это явно видно по фразе: «Родимый, Лесной царь в глаза мне сверкнул. Он в тёмной короне, с густой бородой». А отец ему отвечает: «о нет, то белеет туман над водой».

По мере того, как всё сильнее и сильнее поднимается жар, ребёнок видит образ всё отчётливее. А вот уже и дочери Лесного Царя кивают ему, как бы приглашая пойти с собой.

Старик-отец убеждает сына, что никого там нет, и что малышу всё грезится. Тем временем Лесной Царь становится всё более и более настойчив, зовя дитя поиграть в своих садах, хвастаясь сокровищами, которых здесь, на земле точно нет: «Цветы бирюзовы, жемчужны струи, из золота слиты чертоги мои».

Также Хозяин предлагает мальчику играть с его дочерьми, говорит, что они будут летать и играть, усыпляя младенца, а папа все думает, что это – лишь бред, ведения, которых на самом деле не существует. Понимая, что счёт идет на минуты, отец погоняет коня, и вот уже летит быстрее ветра, но… Лесной Царь успевает быстрее: «Силой иль волей, а будешь ты мой». – говорит он. Когда, наконец, отец добирается до лекаря, то привозит лишь безжизненное тельце ребенка. Лесной Царь забрал его душу…

Весь ужас баллады состоит в том, что это только отцу все кажется бредовым, но при этом нам никогда не суждено узнать, что видит умирающий (пока мы сами не окажемся на его месте, когда придет и наше время). Возможно, Лесной Царь действительно оказал себя, не опасаясь, что мальчонка его выдаст. Все ведь подумают, что он просто бредит…

А может, это и правда было бредом, но тогда ужасно другое: умер маленький человек, ребенок, который и пожить-то толком не успел. А у отца перед глазами всю оставшуюся жизнь будет сцена, как сынок прижимался к нему, пытаясь согреться и ища защиты от видимого только его взору чудовища…

Больше всего поразил, показавшись наиболее пугающим, образ Царя «В темной короне, с густой бородой». Лично мне сразу вспомнился Кощей Бессмертный из сказки «Царь Берендей» все того же Жуковского: у того тоже были зелёные глаза, борода и корона. А уж та сцена, где он держит Берендея за бороду, не давая выбраться из колодца… жуть. В прочем, я немного отвлеклась.

Мы никогда не узнаем, что там было на самом деле (да и было ли? Возможно, это чистая фантазия великого гения). Но баллада оставила у меня тревожный осадок; сразу задумываешься о бренности бытия, о том, что никогда не знаешь, когда твой последний день, и какие Посланцы Смерти придут за тобой.

Вариант 2

Василий Андреевич Жуковский – великолепный поэт, мастер слова, который внес огромный вклад в русскую литературу. Его принято считать отцом жанра баллады.  В.А. Жуковский перевел множество зарубежных текстов на русский язык.

Сегодня на уроке литературы мы проходили балладу В.А. Жуковского «Лесной царь». Свое произведение В.А. Жуковский создал в 1818 году, взяв за основу балладу «Лесной царь» И.В. фон Гёте. У немецкого поэта он вдохновился образом злобного лесного духа. По содержанию две баллады совершенно разные, что делает каждое произведение по-своему уникальным.

Баллада В.А. Жуковского о том, как отец с тяжелобольным сыном скачут верхом на лошади сквозь леса в поисках медицинской помощи. У мальчика лихорадка, ему кажется, что его преследует лесной царь. Сын говорит, что злой дух обещает ему несметное богатство, веселье и игры с его дочерьми. Отец понимает, что время жизни его сына близится к концу. Он утешает сына, отвлекает его от ужасной агонии. Отец спешит настолько, насколько ему позволяет верный скакун. Лесной царь хочет, во что бы то ни стало заполучить себе мальчика. Сын признается папе, что ему очень страшно от услышанного. Отец скачет быстрее, но оказавшись на месте, он видит на руках мертвого младенца.

Произведение заканчивается трагично. Лесной царь в данной балладе – это смерть. Отец хотел помочь своему сыну выжить, но смерть оказалась быстрее. Главная идея баллады в том, что судьбу не изменишь. Если чему-то суждено случиться, то это произойдет, как бы ты ни старался этого избежать. Несмотря на это, произведение «Лесной царь» учит стойкости, силе и смелости. Когда жизнь близкого и дорогого человека висит на волоске, то важно не терять силу духа и бороться до конца. Отец потерял своего сына, но он по-прежнему остается героем. Он не ждал смиренно кончины своего ребенка, а отважно сражался за любые возможности спасти его. А сын до конца не поддавался соблазнам лесного царя и держался за своего отца.

Это замечательная и поучительная баллада. Я восхищена отважностью отца и сына, которые боролись за жизнь до конца. Я рада, что познакомилась с балладой В.А. Жуковского «Лесной царь».

По балладе Лесной царь Жуковского

По балладе Лесной царь Жуковского

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Покорение Сибири Ермаком Сурикова

    Тема покорения Сибири близка и понятна художнику. Ведь он родом из Красноярска. Он писал картину долго и тщательно. На это ушло четыре года. Ермак — это боевой казачий атаман.

  • Сочинение на тему Народная мудрость в произведениях устного творчества

    Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием

  • Государство и личность в творчестве Пушкина

    Взаимоотношения отдельной личности и государства, их противостояние и конфликт являются на всем протяжении творчества поэта интересными для рассмотрения и рассуждения, при этом в разные этапы творческой деятельности меняется авторское отношение

  • Герои произведения Белый Бим Черное ухо

    Бим – очень верный и преданный пес, относится к потомкам чёрно-подпалого сеттера. Еще когда Бим был совсем маленький, его первый хозяин обнаружил

  • О чем заставляет задуматься рассказ Матренин двор сочинение рассуждение

    Солженицына, как писателя — философа, всегда волновали вечные вопросы, проблемы современности. Все тревожные мысли не могли не найти свое отражение в его произведении

Сочинение_Лесной_царь

Недавно мы познакомились со стихами В.А. Жуковского, который был замечательным поэтом. Он умел писать такие произведения, которые сильно удивляли читателя. Больше всего мне понравилось стихотворение «Лесной царь».

В стихотворении «Лесной царь» автор рассказывает историю пожилого человека и его маленького ребенка. Мальчик заболел, а отец везет его за помощью. Они едут через темный лес, мчатся изо всех сил. В это время мальчик начинает видеть Лесного царя, который с ним разговаривает. Он зовет мальчика за собой, обещает всякие богатства. Об этом малыш сообщает своему отцу, который старается его утешить.

Отец постоянно находит какие-то объяснения, которые его утешают. Сначала мужчина говорит, что мальчик увидел деревья. Потом сказал, что на деревьях старые серые ветви, которые мальчик принимает за дочерей лесного царя. Каждый раз ребенок видел новые картины, которые заботливый отец пытался отгонять. Конечно, пожилой мужчина понимал, что мальчику плохо, поэтому он торопился.

Сначала мы видим, что ездок торопится куда-то темной ночью через лес. В такое время никто без особой надобности из дома не выходит. Только старику нужно было торопиться, чтобы спасти своего сына. Автор показывает, что состояние мальчика становится все хуже. Об этом говорят картины, которые видит малыш.

В самом начале стихотворения мальчик видит Лесного царя, который просто зовет его в гости. Потом он пытается заманить ребенка своими богатствами и веселыми дочками. К концу стихотворения царь становится грозным и пугающим. Он говорит, что малыш все равно останется с ним. После этого мы видим, что ездок доехал, но на руках его был уже мертвый ребенок.

Стихотворение мне понравилось, но оно оставляет после себя тяжелое впечатление. Становится очень жалко мальчика, который умер. Только автор показал нам, что смерть малыша уже караулила в лесу в образе Лесного царя.

«Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах — соперник» — это знаменитое выражение во многом оправдано творчеством В. А. Жуковского, автора многих оригинальных и неподражаемых переводов.

Баллада «Лесной царь» — подлинная жемчужина творчества Жуковского. Это переложение известного произведения Гете «Король эльфов», выполненное Василием Андреевичем в 1818 году. Высоко оценила в своей статье труд Жуковского М. И. Цветаева. Она пи­сала: «Лучше перевести «Лесного царя», чем это сде­лал Жуковский, — нельзя». И этим многое сказано.

В балладе Жуковского мастерски создана атмосфе­ра тревоги и надвигающейся беды. Кажется, что вот-вот грянет трагедия, читателя уже с первых строк охватывает недоброе предчувствие.

Герои баллады не только реальные люди — отец и сын, но и персонажи фантастического мира — лесной царь и его дочери. Лесной царь пытается заполучить ребенка, отнять его у отца. Он предстает величествен­ным стариком «в темной короне, с густой бородой» и сулит младенцу «золото, радость и перлы». Однако отец спокоен — он воспринимает страхи сына только лишь как сон больного младенца, как его бред и пус­тые фантазии. Используя целый комплекс изобрази­тельно-выразительных средств, Жуковский создает таинственный мир, и до конца остается неясным, су­ществовал ли в реальности Лесной царь л в какой мо­мент погибает ребенок. То ли Лесной царь говорит, то ли ветер колышет листву, то ли это его дочери, то ли ветлы седые — атмосфера загадочности сохраняется до конца баллады.

Автор подбирает выразительные эпитеты: «ездок оробелый», «цветы бирюзовы», «жемчужны струи» и др. Напряженную обстановку помогает нарисовать антитеза и многочисленные лексические повторы.

Баллада В. А. Жуковского «Лесной царь» необык­новенно красива. «За столетие давности это уже не пе­ревод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь», — писала Цветаева. Действительно, работа Жуковского гениальна. Он несколько меняет замы­сел Гете и смягчает трагизм поэтического пересказа. Лесной царь в оригинальном произведении куда страшнее, да и сама гибель ребенка трагичнее. От Лес­ного царя Жуковского веет спокойствием.

В. А. Жуковский — автор тридцати девяти баллад. Большая часть из них — переводы произведений за­рубежных авторов. Все эти переводы можно назвать шедеврами. Жуковский подчеркивает именно те мо­тивы, которые близки ему самому. Он говорит о борь­бе добра и зла, о человеке в мире этих двух противопо­ложностей. Мастерски владея словом, Жуковский за­ставляет восхищаться красотой, образностью и силой русского языка.

В этом произведении три главных героя: маленький мальчик, его отец и «лесной царь» — это большой темный лес, через который они скачут. 

Отец и маленький мальчик едут домой. Возвращаются они очень поздно, и мальчику кажется, что темный лес с белым туманом — это «лесной царь с седой бородой»: 

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».
«О нет, то белеет туман над водой».

Маленький мальчик боится темного леса. Ему кажется, что лес населен страшными зверями и загадочными существами. Все эти существа для него враги, они все хотят на него напасть. 

В те времена, когда Гете писал свою балладу, у простых людей было еще очень много суеверных представлений о лесе. Бабушки рассказывали детям о страшной чаще, в которую нельзя ходить, там водится леший, живут волки и другие хищные звери. 

Поэтому маленький мальчик так и дрожал. После бабушкиных сказок ему любой шелест веток от ветра казался голосом лесного царя, который с ним говорит. В каждом шуме, доносившемся из-за деревьев, ему чудилась угроза: 

«Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». И как отец ни убеждал сына, что все это только ему кажется, ужас перед таинственной и незнакомой природой оказался сильнее, чем слова родного отца. Мальчик трясется от страха, потому что он с самого раннего детства верит в чертей и другую нечисть. Ему кажется, что все эти существа хотят непременно схватить его и причинить ему зло. И он уже не говорит с отцом, а кричит ему: 

«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит.
И в конце концов малыш не выдерживает.

Страх был так велик, темный холодный лес так его пугал, что мальчик умер прямо на руках у своего отца: Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал. Невежество и слепая вера в чудеса и волшебство — вот, как мне кажется, причина трагедии. Немецкий поэт рассказал нам историю на первый взгляд простую, но, как в любом великом произведении, у нее множество прочтений, и говорит он в ней и об этом.

Каким я представляю себе Лесного царя» В. А. ЖуковскийВ балладе В. А. Жуковского «Лесной царь» описывается короткий трагический эпизод. Некий путник скачет на лошади через лесную чащу. С первых же строк автор нагнетает обстановку страха и предвестия беды. Холодная мгла окружает всадника. Он прижимает к груди продрогшего ребенка. Мальчику начинаются являться какие-то призрачные видения.

И вот тут-то и появляется образ Лесного царя. Это мифическое существо не видит взрослый участник позднего путешествия, зато царь постоянно показывает свое обличье малышу. Это неспроста. Очевидно, у Лесного царя есть какой-то подлый план в отношении мальчика.

Такое подлое и коварное существо не может быть светлым. Мне кажется, Лесной царь должен быть угрюмым и отталкивающим. У него густые черные космы и длинная спутанная борода. В волосах застряли разные веточки и сучки, ведь Лесной царь живет в непроходимой чаще. Там он пугает запоздалых странников и сбивает их с пути.

У него хищный взгляд. Мальчик описывает отцу, что Лесной царь сверкнул ему в глаза. Этот мифический персонаж, который в конце оказывается могущественной злой силой, обладает пугающим обликом. Даже обещания золота, изобилия и веселья не пленяют мальчика. Подсознательно он чувствует, что страшный Лесной царь не может на самом деле подарить всего этого. Скорее всего, это только пустые обещания. Цель царя леса – завлечь ребенка в свои сети.

Несмотря на такие жаркие обещания Лесного царя, отец ребенка не слышит ни слова из сказанного им. Но наверняка старик знает, что в чаще леса живет некие злой дух, который похищает души маленьких детей. Не зря же всадник так гонит свою лошадь. Просто он успокаивает мальчика, чтобы тот не боялся.

Предпоследний стих баллады показывает всю злобную природу Лесного царя. Он заявляет малышу, что заберет его любой ценой – с его желанием или без. Мальчик даже чувствует, как начинают сбываться его страшные угрозы. Он ощущает удушье, которое еще больше пугает его отца.

Всадник что есть силы хлещет коня, чтобы вывезти из гибельной чащи своего сына живым. Обстановка все больше накаляется. Поэт больше не передает слова царя. Все диалоги полностью прекращаются. Остается одно стремительное действие — яростная гонка, от исхода которой зависит дальнейшая судьба ребенка.

Жуковский просто мастерски использовал этот прием. Читатель понимает, что Лесной царь уже как будто протянул руки к своей жертве. Всадник безнадежно пытается спасти дорогого ему ребенка. Несмотря на все его старания, чудовищная, неумолимая сила стихии уже забрала жизнь малыша. Одна последняя фраза перечеркивает любую надежду. Вот такой, своенравной, безжалостной и неумолимой силой, является в балладе Жуковского Лесной царь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

История создания и анализ баллады В. Жуковского «Лесной царь»

История создания

В 1782 году Вольфганг фон Гете вдохновился на написание баллады «Лесной царь». История создания связана с сюжетом старинной датской легенды. Она рассказывает о короле Эльфов и злобном лесном духе. Переводом сказки занимался Иоганн Редер, а на русский язык балладу перевел В. Жуковский в 1818 году. Хотя он отступил от оригинального текста для того, чтобы сделать свой вариант более выразительным и ярким, критики приняли стихотворение благосклонно.

 Вольфганг фон Гете вдохновился на написание баллады «Лесной царь»

Принципиальные отличия легко заметить в образах персонажей. Гете более остро передал волнения отца, а Лесной царь заманивал мальчика более интересными способами — он сулил ему игры и хороводы со сверстниками, материнскую заботу и ласку. Жуковский же адаптировал балладу к простому русскому народу: сын называют папу родимым, а дух выглядит как леший, а не напоминает черта.

Русский поэт не менял содержание произведения, но оно только опирается на немецкий оригинал. Жуковский в стихотворной форме доказал, что писать на родном языке возможно. Хотя в те годы думали, что русской литературы не существует. Образованная интеллигенция читала «Лесного царя» и другую поэзию в оригинале. А писателю пришлось донести мысль, что русский язык может заслуженно стоять на одной ступени вместе с европейскими — немецким, английским, французским.

Направление и жанр

Баллада появилась еще в устном народном творчестве, а в XIV—XV вв. еках французские писатели начали активно разрабатывать ее в романтической литературе. Произведение «Лесной царь» носит не просто стихотворный, а напевный характер. В нем присутствует главная черта баллады — фантастические образы, мистическая атмосфера.

В. Жуковский был членом литературного общества «Арзамас»,

В. Жуковский был членом литературного общества «Арзамас», среди всего его наследия выделяются именно баллады. Он больше переводил их с иностранных языков, чем писал сам. Но Жуковский отмечал, что и в таком случае поэт должен проявить свой талант, ведь не так просто составить красивое стихотворение на уже готовой основе.

К особенностям жанра баллады можно отнести то, что произведение должно передать основную мысль предания или легенды, весь колорит страны или народа. Жуковский сумел выразить мрачный, готический смысл немецких сказок.

Характеристика героев

Начать анализ стихотворения Жуковского «Лесной царь» лучше с характеристики всех персонажей. Сюжет завязан на действиях нескольких героев:

  • старый ямщик;
  • его больной сын;
  • Лесной царь;
  • его дочери.

Стихотворения Жуковского «Лесной царь»

Автор в произведении проявляет свои чувства, отношение к разным персонажам. С самого начала он держит читателя в напряжении, создает мистическую атмосферу. Драматический оттенок произведение получает благодаря образцу отца. Это уже старик, но он старается сохранить и защитить свою семью. Над его ребенком нависла опасность — он серьезно заболел.

Вместе с сыном он поскакал через чащу, где царил дух, но мальчику было неспокойно. К нему явился злой царь леса. Старец в темной короне и с густой бородой соблазнял ребенка весельем, цветами бирюзовыми, жемчужными струями, золотыми чертогами. Но отец пытался развеять фантазии сына, ведь это только ветер колыхнул листву.

Царь не оставлял своих попыток заполучить мальчика. Он пообещал познакомить его со своими дочерями, с которыми ребенок смог бы играть при свете месяца. И опять ямщику не понравились слова сына, ведь не девушки из чащи леса появились, а седы ветлы.

Разозлился лесной дух, решил силой заполучить мальчишку. Больной младенец мучился от жара и удушья, жаловался отцу. Ямщик мчался дальше, летел верхом через лес, добрался до места назначения. Но эпилог по-настоящему пугает читателя — несчастный старик держал в руках мертвого ребенка.

Содержание баллады наполнено фантастическими образами.

И полное, и краткое содержание баллады наполнено фантастическими образами. Читателям непонятно, действительно ли мальчик видел злобного духа или ему все мерещилось из-за жара. Композиция стихотворения выстроена так, чтобы до самого конца не было понятна, как завершится поездка. При разборе становится ясным отношения автора к своему произведению — нельзя избежать своей судьбы.

Жуковский написал балладу, немного изменив ее окончание. Его произведение гуманнее, чем оригинал Гете.

У русского поэта ребенок умер от болезни, а у немецкого его убил царь леса. Дух все-таки смог забрать мальчика в свои чертоги, оставив отца в одиночестве скорбеть о своей потере.

Тема и основная мысль

Баллада содержит в себе описание чувств автора и всех персонажей. Она раскрывает сразу несколько тем:

  • смерть;
  • мистика;
  • борьба.

Смерть представлена через восприятие взрослого мужчины и его сына. Ребенок не может понять, что ему придется умереть. Он боится не самой кончины, у него возник страх перед Лесным царем и разлукой с отцом. Но не так видит смерть мальчика ямщик. Он знает, что его сыну плохо — он бредит, а это является плохим признаком.

Мистическая картина для каждого читателя представляется по-своему. Образ властителя леса можно воспринимать как галлюцинации больного ребенка. Но для некоторых он является предвестником беды — злым ангелом, который отбирает жизнь. Царь символизирует страх, тьму, зло, саму смерть.

Родственники должны пройти тяжелые испытания, в этом и выражается борьба. Отцу страшно потерять сына, он мчится с ним ночью через лес к доктору. Он стремится помочь беззащитному ребенку, относится к нему бережливо, но не воспринимает всерьез его видения. Мальчику приходится в одиночку бороться с соблазняющим его духом. Лесного царя видит только он, поэтому он ищет защиты у отца. Но душа ребенка слишком слаба, чтобы противостоять злым силам. Он борется с ними до самого конца — до своей смерти.

Страх перед Лесным царем у ребенка

В литературе эпохи романтизма главной мыслью произведений была судьба человека, злой рок, который преследовал его всю жизнь. По такому плану писал свою балладу и Жуковский. Сюжет этой трагедии хотя и печальный, на самом деле вполне реальный для того времени. Множество детей погибало в небольших селениях из-за невежества знахарей и лекарей, а довезти их в город к настоящему доктору родители не успевали или вообще не имели возможности.

И никто из героев стихотворения не смог избежать того, что должно было произойти. Особое драматическое настроение появляется в последних строках произведения: ребенок боролся со смертью всеми силами, но погиб в шаге от спасения.

Жуковский ловко играет со словами и фразами. С помощью диалогов он передает трагизм ситуации, а также эмоциональную окраску, используя ласкательно-уменьшительные формы. Лесной царь пытается запутать ребенка, называя его так же, как и отец — дитя, младенец. К концу баллады читатель чувствует ускорение действий — автор пытается заставить видеть рисунок летящего галопом коня с отцом и сыном. А в последних строках отражается отчаяние ямщика, который держит на руках умершего сына.

Мораль баллады

С помощью своего произведения Жуковских призывает читателей быть смелыми и решительными. Бороться со своей судьбой нужно до самого конца, надежда должна умереть последней.

Мораль баллады

В стихотворении отец, потерявший ребенка, выглядит не страдальцем, а героем. Ведь он делал все для спасения сына, не ждал его смерти дома, утешаясь молитвами и слезами. Он верил в исцеление, хотя и знал, что шансов у мальчика практически нет. Автор пытался доказать, что только сильные духом люди могут противостоять злым силам и року. Перед смелым человеком могут стихнуть все проблемы, но и в случае поражения нужно жить дальше.

Творчество Жуковского изучается школьниками в 7−8-х классах. Особое внимание уделяется его балладам — собственным и переводам. Перевод стихотворения Гете — «Лесной царь» — стало наиболее известным из его произведений. А дополнение рисунками и иллюстрациями в некоторых сборниках позволяет читателю полностью погрузиться в трагический сюжет.

  • Жуковский кубок сочинение 5 класс
  • Жуковский краткий рассказ о поэте 5 класс
  • Жуковский использовал сюжеты сказок братьев гримм и шарля перро спящая царевна
  • Жуковский и пушкин спор о сказках
  • Жуковский василий андреевич рассказ о жизни