Жуковский полное собрание сочинений и писем в 20 томах

Каталог собраний сочинений на этом сайте.

См. также: Василий Андреевич Жуковский — Собрание сочинений в 4-х томах.

М., 1999-2019.
ISBN: 5-7859-0038-6(т.1), 5-7859-0103-X(т.2), 978-5-9551-0237-5(т.3), 978-5-9551-0296-2 (т.4), 978-5-9551-0398-3 (т.5), 978-5-9551-0413-3 (т.6), 978-5-9551-0291-7 (т.7), 978-5-9551-0501-7 (т.8), 978-5-9908826-5-2 (т.11-1), 978-5-9908826-7-6 (т.11-2) , 978-5-9551-0518-5 (т.12), 5-94457-150-0 (т.13), 5-9551-0038-5 (т.14), 5-9551-0038-5 (т.15)

Других томов Полное собрание сочинений и писем. В 20 томах (тома 1-15), скачать djvu

Предлагаемое издание — первый опыт систематизации всего творческого наследия Жуковского, от первых его пансионских опытов 1787—1800 гг. до последних незаконченных сочинений 1852 г. Около 65 лет литературной деятельности поэта в возможно полном объеме предстают на страницах данного собрания сочинений. Датировки целого ряда произведений Жуковского в настоящем издании уточнены, а в отдельных случаях исправлены. Участниками настоящего издания проведено также фронтальное сличение всех опубликованных текстов Жуковского с их первоисточниками и осуществлено создание максимально полного свода автографов и копий публикуемых произведений.

Скачать.
Пароль на архив
shamardanov.ru

Т. 1. Стихотворения 1797—1814 годов / Ред. О. Б. Лебедева, А. С. Янушкевич. — 1999. — 759 с.
Т. 2. Стихотворения 1815—1852 годов / Ред. О. Б. Лебедева, А. С. Янушкевич. — 2000. — 839 с.
Т. 3: Баллады / Сост. и ред. Н. Ж. Ветшева, Э. М. Жилякова. — 2008. — 452 с.
Т. 4: Стихотворные повести и сказки. — 2009. — 636 с.
Т. 5. Эпические стихотворения / Ред. А. С. Янушкевич. — 2009. — 428 с.
Т. 6. Переводы из Гомера. «Илиада». «Одиссея» / Сост. и ред. О. Б. Лебедева, А. С. Янушкевич. — 2010. — 731 c.
Т. 7. Драматические произведения. — 2011. — 760 c.
Т. 8. Проза 1797-1806 годов. . — 2011. — 536 c.
Т.9. Дон Кишот ламанхский. Сочинение Серванта. Переведено с Флорианова французского перевода В.Жуковским — 2012. — 536 стр.
10. Проза периода «Вестника Европы» (1808—1814)
11. Поздняя проза и публицистика
Т. 12. Эстетика и критика. — 2012. — 544 с.
Т. 13. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1804—1833 гг. / Сост. и ред. О. Б. Лебедева, А. С. Янушкевич. — 2004. — 608 с.
Т. 14. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1834—1847 гг. / Сост. и ред. О. Б. Лебедева, А. С. Янушкевич. — 2004. — 768 с. + 16 отд. л. ил.
Т.15. Письма 1795-1817-х годов — 2019
Том 16. Письма 1818-1827 годов
17. Письма 1828—1836 гг.
18. Письма 1837—1841 гг.
19. Письма 1842—1847 гг.
20. Письма 1848—1852 гг.

Тома 1—2 включают лирику первого русского романтика 1797—1852 гг.,

В том 3 включены все 39 канонических баллад Жуковского и две незавершенные.

4 том включает стихотворные повести и сказки, составляющие особый раздел в творческом наследии поэта. Кроме опубликованных текстов, в настоящий том вошли обнаруженные в архивах черновые наброски незавершенных текстов Жуковского, а также конспекты и планы повестей, над которыми работал поэт.

В 5-м томе опубликованы эпические опыты поэта 1817—1847 гг., которые он сам называл «Эпические стихотворения». Эпос народов мира: памятники древнерусской («Слово о полку Игореве») и античной культур (отрывки из «Метаморфоз» Овидия и «Энеиды» Вергилия), испанские романсы о Сиде, оригинальные переложения фрагментов из «Махабхараты» («Наль и Дамаянти») и «Шах-наме» («Рустем и Зораб») — получают в вольных переложениях Жуковского оригинальное звучание. Черновые наброски переводов из «Божественной комедии» Данте, «Потерянного рая» Мильтона, «Конрада Валленрода» Мицкевича завершают картину жанровых и метрических экспериментов поэта.

Состав 6-го тома определили переводы Жуковского из Гомера. «Отрывки из Илиады» (1828), «Одиссея» (1842—1848), «Илиада» (1849) стали этапами в постижении русским поэтом гомеровского эпоса. Они вошли в историю русской литературы как замечательные памятники русской переводческой культуры. В разделе «Из черновых и незавершенных текстов» впервые публикуется фрагмент грандиозного замысла Жуковского, связанного с гомеровским эпосом, — «Повесть о войне Троянской».

В 7-м томе впервые в эдиционной практике собраны в единый специальный корпус текстов Жуковского все драматические произведения поэта, составляющие особый раздел в его творческом наследии. Кроме текстов драматических произведений Жуковского, опубликованных при его жизни и после его смерти в XIX—XX вв., в настоящий том вошли обнаруженные в архивах за последние 30 лет фрагментарные драматургические переводы Жуковского, образцы его диалогизированной прозы, а также конспекты и планы драм, в которых сохранились следы нереализованных драматургических замыслов поэта.

В 8-м томе собрана ранняя проза Жуковского (1797—1806 гг.), включающая оригинальные ученические упражнения писателя и его первые прозаические переводы, в том числе и незавершенные, ранее никогда не публиковавшиеся.

Том 9 содержит перевод романа М. де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», сделанный В. А. Жуковским в 1803— 1806 гг. с французского перевода Ж. К. П. Флориана.

Том 10 содержит оригинальные и переводные прозаические тексты, опубликованные В. А. Жуковским в 1807—1811 гг. на страницах журнала «Вестник Европы». Произведения сопровождены подробным текстологическим, историко-литературным и реально-историческим комментарием.

В 11 томе (первый полутом) собрана проза Жуковского 1810—1840-х гг., включающая переводные и оригинальные произведения «промежуточных» жанров, от юмористической периодики и арзамасских протоколов 1811—1817 гг. до поздних публицистических сочинений 1845—1848 гг.

В том 11 (второй полутом) впервые включен текст Нового Завета в переводе В. А. Жуковского, сверенный по автографу, с комментариями и статьей об истории создания перевода богословского и филологического характера.

В состав 12 тома вошли критико-эстетические работы Жуковского, как опубликованные при жизни поэта статьи в журналах и альманахах 1810—1820-х гг., так и обнаруженные в архиве выписки из европейских эстетических трактатов XVIII в. и конспекты по истории европейской и русской литературы и критики.

В 13 и 14-м томах собрана дневниковая проза Жуковского, включающая три взаимосвязанных раздела: собственно дневники, письма-дневники и записные книжки.
13-й том содержит дневниковые материалы 1804—1833 гг., от первых дошедших до нас размышлений юного поэта, ориентированных на тип «франклинова журнала», записной книжки «Разные замечания», писем-дневников, обращенных к Маше Протасовой, материалов первого заграничного путешествия 1820—1821 гг. до описания второго заграничного путешествия 1832—1833 гг.
В 14-м томе содержит дневниковые записи 1834—1847 гг., которые включают материалы «Конспективных заметок о смерти Пушкина», путешествия с наследником по Росии 1837 г., третьего заграничного путешествия 1838—1839 гг., записной книжки «Мысли и замечания», а также историю женитьбы на Елизавете Рейтерн и последующей жизни в Германии. Том завершается приложением, содержащим краткую летопись жизни и творчества поэта и аннотированный указатель имен к 13 и 14 томам.

В т. 15 вошли 355 писем В.А. Жуковского за 1795–1817 гг. к 49 адресатам, собранные по всем доступным источникам: архивохранилищам Москвы и Санкт-Петербурга, периодическим изданиям XIX–XX вв., собраниям сочинений Жуковского, изданным в XIX–XX вв., отдельным публикациям. Более 80 писем публикуются впервые.

Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 11, полутом 1: Проза 1810-1840-х годов. Т. 11, полутом 1. — 2016. — 1047 с., [1] л. цв. портр.; ISBN 978-5-9908826-5-2 : 600 экз.

 ещё

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. Читать Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 1: Стихотворения 1797-1814 годов. Т. 1. — 1999. — 758, [1] с. : портр.; ISBN 5-7859-0038-6

 ещё

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. Читать Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 2: Стихотворения 1815-1852 годов. Т. 2. — 2000. — 839 с.; ISBN 5-7859-0103-X

 ещё

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. Читать Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 3: Баллады. Т. 3. — 2008. — 452 с. : ил., портр.; ISBN 978-5-9551-0237-5

 ещё

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. Читать Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 4: Стихотворные повести и сказки. Т. 4 [Текст] / [сост. и ред. А. С. Янушкевич] ; науч. ред. А. Б. Пеньковский. — 2009. — 636 с. : ил., цв. портр.; ISBN 978-5-9551-0296-2 (в пер.)

 ещё

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. Читать Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 5: Эпические стихотворения. Т. 5. — 2010. — 424, [3] с. : портр.; ISBN 978-5-9551-0398-3

 ещё

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. Читать Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 6: Переводы из Гомера : Т. 6 : «Илиада». «Одиссея». — Москва : Языки славянских культур, 2010. — 729, [2] с. : портр., табл.; ISBN 978-5-9551-0413-3

 ещё

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. Читать Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 7: Драматические произведения. Т. 7 / изд. подгот. О. Б. Лебедевой. — Москва : Языки славянских культур : Рукописные памятники Древней Руси, 2011. — 757, [2] с. : портр., табл.; ISBN 978-5-9551-0291-7

 ещё

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. Читать Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 8: Проза 1797-1806 годов. Т. 8. — 2011. — 534, [1] с.; ISBN 978-5-9551-0501-7 (в пер.)

 ещё

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. Читать Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 9: Дон Кишот Ламанхский. Сочинение Серванта. Т. 9 [Текст] / пер. с Флорианова французского перевода В. Жуковским. — 2012. — 534, [1] с. : ил.; ISBN 978-5-9551-0613-7

 ещё

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. Читать Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 10, Кн. 1: Проза 1807-1811 годов, Кн. 1. Т. 10, Кн. 1. — 2014. — 526 с.; ISBN 978-5-9905856-1-4

 ещё

Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Том 10, кн. 2: Проза 1807-1811 годов, кн. 2. — 2014. — 827 с.; ISBN 978-5-9905756-3-8

 ещё

Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 11, 2 полутом: Господа нашего Иисуса Христа Новый Завет в переводе В. А. Жуковского. Т. 11, 2 полутом / составление, вступительная статья, примечания Д. В. Долгушина. — 2016. — 654, [11] с. : ил., факс.; ISBN 978-5-9908826-7-6 : 600 экз.

 ещё

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. Читать Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 12: Эстетика и критика. Т. 12. — 2012. — 543 с. : портр.; ISBN 978-5-9551-0518-5

 ещё

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. Читать Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 13: Дневники ; Письма-дневники ; Записные книжки : Т. 13 : 1804-1833. — 2004 (Калуга : ГУП Облиздат). — 607 с.; ISBN 5-94457-150-0 (в пер.)

 ещё

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. Читать Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 14: Дневники ; Письма-дневники ; Записные книжки. Т. 14 : 1834-1847. — 2004 (ППП Тип. Наука). — 767 с., [16] л. ил., портр., факс.; ISBN 5-9551-0038-5 (в пер.)

 ещё

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах. Читать Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 15: Письма 1795-1817-х годов. Т. 15 / [сост., подгот. текстов и примеч. И. А. Айзикова и др.]. — 2018. — 1085 с.; ISBN 978-5-6040760-7-1 : 300 экз.

 ещё

Жуковский, Василий Андреевич (1783-1852).

Полное собрание сочинений и писем [Текст] : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. — Москва : Языки рус. лит., 1999-. — 24 см.

Т. 16: Письма 1818-1827 годов. Т. 16. — 2019. — 1148, [1] с., [1] л. портр.; ISBN 978-5-907117-51-8 : 300 экз.

 ещё

Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 1. Стихотворения 1797-1814 годов

Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 1. Стихотворения 1797-1814 годов. Василий Андреевич Жуковский

ОТ РЕДАКЦИИ

Творческое наследие В. А. Жуковского имеет сложную судьбу. Не¬смотря на пять прижизненных изданий его стихотворений и сочине¬ний в прозе, несколько посмертных изданий, в том числе так называе¬мого Полного собрания сочинений (Т. 1—12. СПб., 1902 / Под ред. А. С. Архангельского), два собрания сочинений послереволюционного периода, актуальными остаются слова Н. С. Тихонравова, сказанные еще в 1898 г., о необходимости «критического издания всех произве¬дений Жуковского» (Тихонравов Н. С. Сочинения. М., 1898. Т. 3. Ч. 1. С. 386).

Объяснений этому факту можно найти несколько: это и неодно¬значность репутации поэта и его наследия, и сложность разграниче¬ния оригинального и переводного творчества, и судьба его рукопис¬ного наследия, разбросанного по нескольким архивам и почти не сис¬тематизированного, и трудности прочтения его дневников, которые он вел почти всю сознательную жизнь, и колоссальный объем его эпи¬столярного наследия, по существу еще не собранного, и нерешен¬ность многих текстологических проблем его творчества. Одним сло¬вом, даже самое полное собрание его сочинений дает далеко не пол¬ное представление о его наследии, а с точки зрения текстологии и комментария не выдерживает никакой критики.

Прижизненные собрания сочинений Жуковского 1815—1816, 1818, 1824, 1835—1844, 1849—1857 (последнее, пятое, было завершено друзья¬ми поэта после его смерти) были прежде всего изданием его стихотво¬рений. Не случайно в их номинации это слово было главным. Каждое из них отражало определенный этап творческой эволюции Жуковско¬

— От редакции —

го, волю поэта, который далеко не все опубликованные в периодиче¬ских изданиях произведения включал в эти собрания. Добавлением к этим собраниям стихотворений были «Переводы в прозе» (Ч. 1—5. М., 1816—1817) и «Сочинения в прозе» (СПб., 1826), дающие пред¬ставление о прозаических опытах поэта, но не исчерпывающие их многообразия.

В посмертных собраниях сочинений Жуковского (С 6 — под ред. К. С. Сербиновича. СПб., 1869. Т. 1—6; С 7—10 —под ред. П. А. Еф¬ремова. СПб., 1878—1895) расширялся корпус текстов, взятых из пе¬риодических изданий, вводились материалы критико-публицистиче-ского наследия Жуковского. П. А. Ефремов включил в С 7 (Т. 1—6. СПб., 1878) около 300 писем поэта, что позволило начать работу по систематизации его эпистолярного наследия. Появившиеся отдель¬ные издания «Писем В. А. Жуковского к Александру Ивановичу Тур¬геневу» (М., 1895) и его «Дневников» (СПб., 1901, 1903) с примечания¬ми И. А. Бычкова стали существенной основой для полного собрания сочинений.

Однако 12-томное собрание сочинений Жуковского под ред. А. С. Ар-хангельского, несмотря на стремление собрать и систематизировать все литературное наследие поэта, своей задачи не выполнило. Худо¬жественная проза была представлена выборочно, письма и дневни¬ки— в извлечениях и с купюрами, да и стихотворная часть собрания была неполной. Главное же — это издание было лишено почти всяких примечаний. Немногочисленные указания биографического плана носили вполне случайный характер.

В послереволюционное время репутация Жуковского-царедворца и реакционного романтика тормозила не только его серьезное лите¬ратуроведческое изучение, но и осложняла издание его произведе¬ний. В этом отношении прорывом к новому осмыслению наследия Жуковского-поэта стало появление в Большой серии «Библиотеки по¬эта» «Стихотворений» Жуковского (Т. 1—2. Л., 1939—1940) под ред. и с примечаниями Ц. С. Вольпе. Это издание обогащало эдиционную практику. Его текстологические принципы, ориентирующиеся на ру¬кописное наследие поэта, подробный комментарий к стихотворениям не утратили своего значения и сегодня, хотя, разумеется, специфика издания не позволила ему претендовать на полноту даже в отноше¬нии стихотворных текстов Жуковского.

8

— От редакции —

Следующим важным этапом в издании наследия Жуковского стало «Собрание сочинений: В 4 т.» (М.; Л., 1959—1960) под ред. И. М. Се-менко, Н. В. Измайлова и И. Д. Гликмана. В нем делалась попытка достаточно полно охарактеризовать поэтическое наследие Жуковско¬го, дать представление о его художественной прозе и эпистолярии. Вырабатывались новые текстологические принципы издания, но само собрание сочинений, как и «Сочинения: В 3 т.» (М., 1980) под ред. И. М. Семенко, носили характер «избранного», составленного по жан-рово-хронологическому принципу. Вопрос о полном собрании сочи¬нений В. А. Жуковского оставался открытым.

Многолетняя работа сотрудников кафедры русской литературы Томского университета по изучению творческого наследия поэта (см.: БЖ. Ч. 1—3. Томск, 1978—1988; Жуковский В. А. Эстетика и критика. М., 1985; Жуковский в воспоминаниях современников. М., 1999; Дневники Жуковского — в печати, и т. д.) позволила подойти к реше¬нию этого вопроса.

Предлагаемое издание — первый опыт систематизации всего твор¬ческого наследия Жуковского, от первых его пансионских опытов 1787—1800 гг. до последних незаконченных сочинений 1852 г. Около 65 лет литературной деятельности поэта в возможно полном объеме предстают на страницах данного собрания сочинений. Датировки це¬лого ряда произведений Жуковского в настоящем издании уточнены, а в отдельных случаях исправлены. Участниками настоящего издания проведено также фронтальное сличение всех опубликованных текстов Жуковского с их первоисточниками и осуществлено создание макси¬мально полного свода автографов и копий публикуемых произведений.

Настоящее Полное собрание сочинений и писем Жуковского состо¬ит из 20 томов:

1. Стихотворения 1797—1814 гг.

2. Стихотворения 1815—1852 гг.

3. Баллады, стихотворные повести и поэмы

4. Стихотворный эпос

5. Стихотворный эпос

6. Одиссея

7. Драматургические опыты

8. Ранняя проза (1797—1806)

9. Дон Кишот

9

— От редакции —

10. Проза периода «Вестника Европы» (1808—1814)

11. Поздняя проза и публицистика

12. Эстетика и критика

13. Дневники 1804—1822 гг.

14. Дневники 1823—1852 гг.

15. Письма 1797—1810 гг.

16. Письма 1811—1814 гг.

17. Письма 1815—1822 гг.

18. Письма 1823—1833 гг.

19. Письма 1834—1840 гг.

20. Письма 1841—1852 гг.

Общий принцип расположения произведений внутри каждого раз¬дела (тома) издания — хронологический. Материалы каждого жанро¬вого массива располагаются по следующим разделам:

1. Основные тексты данного тома.

2. Наброски, планы, конспекты.

3. Dubia (если имеется).

4. Комментарии.

Раздел «Другие редакции и варианты» специально не выделяется из-за невозможности на данном этапе изучения творчества Жуковско¬го и неразработанности принципов текстологии сочинений провести такую работу. Подобные материалы используются в комментариях к текстам.

Произведения, опубликованные Жуковским при жизни, печатают¬ся по тексту последней публикации или по первой — если она единст¬венная. Во всех случаях это специально оговаривается, кроме случаев использования текста последнего прижизненного издания (С 5), кото¬рое положено в основу большинства публикаций.

Тексты сочинений, не публиковавшихся при жизни автора, печата¬ются по текстам посмертных публикаций со сверкой по автографу, ес¬ли таковой сохранился, или — по авторизованным копиям. Абсолют¬ное большинство копий создавалось при жизни поэта, под его непо¬средственным контролем, а потому они могут считаться авторизован¬ными, если даже не содержат его пометок. Явные опечатки, описки и грамматические ошибки в воспроизводимых текстах исправляются без специальных оговорок.

ю

— От редакции —

Основная проблема предпринятого издания — выработка его тек¬стологических принципов. Сложность ее решения определяется це¬лым рядом факторов: 1) вариативностью языковых (и в частности, ор¬фографических) норм в эпоху Жуковского; 2) редакторским произво¬лом как в последнем прижизненном собрании сочинений (С 5), так и во всех посмертных изданиях, что приводило к искажению текста и нарушению индивидуальной авторской системы; 3) в отсутствии ка¬кой-либо эдиционной традиции в отношении к наследию поэта.

Все эти обстоятельства привели к совершенному разнобою в опреде¬лении объема творческого наследия Жуковского, в воспроизведении его текстов и их датировке. Что касается первого вопроса, то ответ на него ле¬жит в номинации настоящего издания: Полное собрание сочинений. И хотя на данном этапе состояния архивов поэта, изучения и издания его твор¬чества гарантировать абсолютную полноту текстов просто невозможно (автографы Жуковского «осели» в других собраниях, в том числе зарубеж¬ных), но стремление к этой цели было главным моментом нашей работы.

Вопрос о датировке целого ряда текстов или об ее уточнении опре¬делялся самим принципом хронологического расположения материа¬ла внутри тома или томов. Изучение и сравнение известных автогра¬фов и авторизованных копий, первых публикаций позволило внести существенные коррективы в общепринятые датировки (см. стих. «К ней» («Имя где для тебя?..»; домашние муратовские стихотворения, впервые опубликованные Н. В. Соловьевым, «К самому себе» и т. д.).

Что касается воспроизведения текстов Жуковского, принципов пе¬редачи орфографических и пунктуационных норм его индивидуаль¬ного стиля, то можно констатировать следующее:

1) последовательно проведена замена устаревших и отсутствующих в современном алфавите букв на их нынешние адекваты;

2) иноязычный текст дается по современным нормам;

3) в соответствии с современными орфографическими правилами даны написания слов типа делфин, волкам, естъли, дыгиеш, другова, на ве¬ки, во век, но только в тех случаях, когда они не являются стилевой и интонационной характеристикой текста, отражающей живое звучание стиха (например, в рифмах: «портнова—обнова» или в метрике стиха: «Ах! знать, любезна, II Сердцу драгова…»;

4) сохраняются все славянизмы, определяющие метрико-интона-ционный строй стиха: окончание -ьгя в прилагательных родительного

ii

— От редакции —

падежа единственного числа женского рода (Что сердце мирный вес¬талка возмутило?..», «Блаженством страстным тоска утомлена,», «При свете бледныя луны»); в притяжательных местоимениях женского рода («Пусть роет он поля отчизны твоея ~ Прямая слаж в ней, лишь в ней ищи ея» ), хотя сам Жуковский допускал сосуществование славянизмов и русизмов в пределах даже одного стихотворения. Ср.:

От века оне совершенны во всем совершенстве созданья;

Не зрим ни единой земныя Венеры, как прежде небесной,

В ее сокровенном исходе из тайных обителей моря… («Счастие»);

5) унифицированы все клаузулы в рифмах типа «в уверенье—терпе¬нье», «в смятенье—в отдаленье», «в твоем дыханье—очарованье», «тополь с ивой—ручеек игривой», что отвечает представлению Жуковского о графическом единообразии рифмующихся окончаний стихов;

6) сохранены вариативное написание слов: «нощь—ночь», «седит — сидит», «криле—крылья» (Ср.: «Мрачная тьма черныя нощи»—«С ту¬манным мраком полуночи»’, «Ты, на совете их седящей благодатью» — «Тажа близ царя сидит»; «Развила она криле» — «Орел (…) толкнул жучка кры¬лом»), а также графика в воссоздании строчных и заглавных букв в сло¬вах: «Рок—рок», «Небо—небо», «Бог—бог», «Муза—музы», «Отец—отец», «Царь—царь», «Зефир—зефир», «Грация—грации» и т. д., дифференци¬рованных у Жуковского как по значению (сакральное — бытовое, ре¬альное; христианское—языческое, мифологическое—поэтическое, сла-вянизм— русизм), так и по общему поэтическому контексту (стихотво¬рения эстетического, символического, общественно-политического, бытового, шутливого характера);

7) с заглавной буквы, как у Жуковского, даны этнонимы типа: Росс, Славянин, Галл, Сармат, являющиеся словесным обозначением аллего¬рических образов — воплощений нации или государства; во всех ос¬тальных случаях (см., например, послание «К Воейкову» («Добро по¬жаловать, певец…») этнонимы даются со строчной буквы.

Особого разговора заслуживает поэтический синтаксис и графика Жуковского. Одним из первых в русской поэзии Жуковский «прибега¬ет к внесинтаксическому, внеграмматическому средству выделения слова—к шрифту в печати; он выделяет слово-символ, выпавшее из обычных связей речи, значащее больше, чем оно может значить про¬сто в контексте, курсивом, внешним подчеркиванием» (Гуковский Г. А.

12

— От редакции —

Пушкин и русские романтики. М., 1995. С. 53). Все курсивы Жуков¬ского специально не оговариваются, но последовательно воспроизво¬дятся. Новая мелодика поэзии Жуковского проявилась в обилии во¬просительных и восклицательных конструкций (об этом см.: Эйхенба¬ум Б. М. Мелодика русского лирического стиха. Пб., 1922. Раздел 2 «Жуковский»). Но если вопросительная интонация последовательно сохраняется от редакции к редакции, от публикации к публикации, то восклицательная и ее графическое выражение — восклицательный знак—заметно редуцируются и часто заменяются

  • Книги
  • Литературоведение
  • Василий Андреевич Жуковский

  • 📚 Полное собрание сочинений и писем. В двадцати томах. Т. 16. Письма 1818–1827-х годов

Эта и ещё 2 книги за 399 

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из персональной подборки. Узнать больше

Оплачивая абонемент, я принимаю условия оплаты и её автоматического продления, указанные в оферте

Описание книги

Полное собрание сочинений В. А. Жуковского впервые в русской эдиционной практике представляет наследие великого русского поэта в максимально полном на сегодняшний день объеме. Тексты Жуковского даны на основе критического осмысления всех известных автографов поэта, копий и прижизненных публикаций и сопровождены реальным комментарием.

В том 16 вошло 436 писем В. А. Жуковского за 1818—1827 гг. к 85 адресатам, собранных по всем доступным источникам: архивохранилищам Москвы, Санкт-Петербурга и Германии, периодическим изданиям XIX—XX вв., собраниям сочинений Жуковского, изданным в XIX—XX вв., отдельным публикациям. 168 писем публикуются впервые или впервые полностью.

Подробная информация

Возрастное ограничение:
16+
Дата выхода на ЛитРес:
16 июня 2020
Дата написания:
2020
Объем:
1151 стр.
ISBN:
978-5-907117-97-6
Общий размер:
6 MB
Общее кол-во страниц:
1151
Размер страницы:
164 x 235 мм
Правообладатель:
Языки Славянской Культуры

Книга Василия Андреевича Жуковского «Полное собрание сочинений и писем. В двадцати томах. Т. 16. Письма 1818–1827-х годов» — скачать в pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.

Книга входит в серию
«Полное собрание сочинений и писем В. А. Жуковского»

Оставьте отзыв

Другие книги автора

На что хотите пожаловаться?

Сообщение отправлено

Мы получили Ваше сообщение.
Наши модераторы проверят книгу
в ближайшее время.
Спасибо, что помогаете нам.

Сообщение уже отправлено

Мы уже получили Ваше сообщение.
Наши модераторы проверят книгу
в ближайшее время.
Спасибо, что помогаете нам.

Поделиться отзывом на книгу

Полное собрание сочинений и писем. В двадцати томах. Т. 16. Письма 1818–1827-х годов

Василий Андреевич Жуковский

Полное собрание сочинений и писем. В двадцати томах. Т. 16. Письма 1818–1827-х годовPDF

КОММЕНТАРИИ 1529

Записки I-тетрамино
Аcта Зангаста

А мне понравилось! Прямо кайфанул. Автор произведения почему-то мне представился вышедшим из запоя Сергеем Лукьяненко после просмотра фильма «Черновик», пообещавшим себе больше никогда не браться за перо. Но руки то помнят. Вот и написал этот весёлый рассказ :). При всей дурашливости повествования (особенно по началу) в книге присутствуют интересные размышления на тему исконных противостояний, что намекает на духовную зрелость автора, который просто играет с читателем. Да, произведение не для всех. И к миру EVE имеет условное отношение. Но круто же получилось! Афтар, пеши исчо, обязательно!

Оценил книгу на 9
Demiel   08-01-2023 в 23:03   #190676

ZOOM
Tony Lonk

Злая книга.
Эпизоды с пареньком из телевизора и мужиком у телевизора мне понравились.

Я не робот   05-01-2023 в 18:42   #190669

Изгой
Андрей В. Никонов

Частенько достает узконаправленность аффторов из за их специализаций и пристрастий. Если историк- задолбает датами и событиями с этим связанными, если «националист» как в данном случае, то за…т обычаями и именами-названиями!

atollon12   04-01-2023 в 22:18   #190667

Претендент. Сила рода
Павел Вяч

Интересно, неграмотная девушко сама-то поняла, что за бред написала. Огромная простыня текста ни о чем и с кучей ошибок, как будто школьник эдак 2-класса писал. Очень мало по факту и очень много тупо пересказа. К чему это вообще было писать?

Елена   04-01-2023 в 02:03   #190666

Претендент. Сила рода
Павел Вяч

Ознакомилась с книгами серии Сила Рода с 1 по 8. Автор заинтриговал — «проглотила» за 2-3 дня весь цикл. А я в некотором роде привереда, если по стилю автор не тянет, герои не затягивают, или слишком рутинно, то бросаю книгу не прочитав без сожалений.У самой в голове что-то лучше » на полочку» встало в процессе чтения. Чтецу надо уметь отслеживать линии и последовательности событий, не все это умеют. (Например, в одном отзыве прочла, что автор глупо написал, подарил Мирону протез без смысла ведь руку ему вырастили). Даритель знал, что сыну кузнеца отрубили руку и не знал, что для него выторгуют полное исцеление, а протез переделали для обрубка руки отца кузнеца. В жизни бывают накладки — это автор и описал. Не стоит думать, что автор и его команда дурачки. В другом отзыве возмутились, что глупость — герой влюбился в приснившуюся деву с первого взгляда. А что вы хотите от тела бубертатного периода с его гармонами, да ещё не испачкавшейся цинизмом души 20-летки? Да и яркость снов когда с ощущением как наяву? Кто как, а я сплю с цветными снами и полным спектром ощущений от боли, чувства защиты или желания. Могу проснуться с повреждением, при этом во сне не хожу, лунатизмом не страдаю, а мой знакомый видит только чёрно-белые сны. У каждого свои что можно и бывает, а чего невозможно и не бывает.

Света   02-01-2023 в 16:43   #190665

Одиночка
Ерофей Трофимов

1876 год, а казаки стреляют из штуцеров дульнозарядных, хотя давно уже была у них на вооружении Берданка. Точить из латуни гильзы.. ну может так и надо, хотя вроде бы их тянут

AL_Creator   22-12-2022 в 13:59   #190657

ВСЕ КОММЕНТАРИИ

Полное собрание сочинений В. А. Жуковского впервые в эдиционной практике представляет наследие великого русского поэта в максимально полном на сегодняшний день объеме. Тексты Жуковского даны на основе критического осмысления всех известных… … Полная аннотация

Дон Кишот Ламанхский. Сочинение Серванта. Переведено с Флорианова французского перевода В. Жуковским.

Полное собрание сочинений В. А. Жуковского впервые в эдиционной практике представляет наследие великого… … Полная аннотация

  • Жовто блакитный как пишется
  • Жованый или жеваный как правильно пишется
  • Жнецы это кто в сказке
  • Жнец на английском как пишется
  • Жмурящийся от удовольствия как пишется