Жуковский рассказ о поэте урок в 5 классе

Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».

Класс: 5

Тип урока: чтение и анализ произведения

Цели урока:

1. обучающие:

Организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знания учащихся по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала: познакомить учащихся с портретом поэта В.А. Жуковского, с биографическими сведениями, историей создания сказки «Спящая царевна»; выделить общие и различные черты литературной и народной сказки.

2. развивающие:

Формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; развитие интереса к художественному слову.

3. воспитывающие:

Способствовать воспитанию умения работать в коллективе; воспитывать любовь к русской литературе; воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)

Оборудование: мультимедийный проектор; композиция П.И. Чайкоского из балета «Спящая красавица»; карточки с заданиями; карточки для рефлексии.

Образовательные технологии: технология развития критического мышления; информационная технология; технология проблемного обучения; технология творческие мастерские

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Речевая разминка.

-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.

-Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой. На уроке нам придётся много говорить,  поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки:

Мы внимательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

-Прочитайте эти строки с разными интонациями: с радостью, с грустью, с удивлением, с вопросом. Эта разминка поможет нам настроиться. Мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.

3. Определение темы урока.

Наш урок я хочу начать словами одного текста.

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он с согласье много лет;

А детей всё нет как нет.

— Если вы узнали, что это за текст и кто автор, то откройте тетради и запишите автора и название произведения.

4. Работа с портретом. — Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

        — Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).

            — Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский — автор сказки «Спящая царевна».

5. Работа над биографией поэта  Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что  к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» — Василий Андреевич Жуковский?

Возможные варианты:

-В каком году Вы родились?

-Кто были Ваши родители?

-Где вы учились? Учились ли хорошо?

— Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?

— Когда вы научились читать?

— Какие книги вы читали?

— А в детстве вы сочиняли сказки?

—  Как вы придумали сказку  о  спящей царевне?

(Свои вопросы ребята записывают в тетради. В процессе работы над биографией автора они пишут ответы на эти вопросы)

— А что вы знаете об этом писателе?

-Откройте учебник на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А.Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями, ученики записывают ответы на задаваемые ранее вопросы).

1 абзац. — В каком году родился А.В. Жуковский?

— Кто были его родители?

-Как вы думаете, почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)

2 абзац. – Где обучался В.А. Жуковский?  (пансион — закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище — в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс).

3 абзац. —  Назовите первое произведение В.А. Жуковского?

4 абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»

6. Создание проблемной ситуации. История создания сказки В.А. Жуковского.

-Ребята, а что такое состязание?

-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

— Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной. Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.

-Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей)

7. Физкультурная минутка

— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

8. Актуализация имеющихся знаний.

-Прежде чем приступить к исследованию, давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке.

-Что такое сказка?

-Какие виды сказок вы знаете?

-Каковы художественные особенности народных сказок?

-Что такое литературная сказка?

— Почему, на ваш взгляд, писатели продолжают обращаться к этому фольклорному жанру?

-Действительно ли произведение Жуковского «Спящая царевна» — сказка?

9. исследовательская работа.

-Мы сейчас проведём небольшоё исследование. Класс разделён на группы.

1 группа доказывает, к какому виду можно отнести сказку и почему.

2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.

3 группа работает с языковым материалом. Для этой группы на доске написаны выражения, взятые из сказки; одни из них литературные, книжные, а другие – пословицы, поговорки, обороты, близкие к народным. Именно их нужно выбрать учащимся.  

Языковой материал: «…что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»; «Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»; «блещут розы по кустам»; «Начал жить да поживать»; «пышных комнат нет числа»; «Вместе с ней объемлет он, Весь огромный царский дом…»;  «птица там не пролетит»; «близко зверь не пробежит»; «веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись»;

— В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?

(в сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей  не характерно для русских народных сказок).

-Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?

-Вы разделены на три группы. Я сейчас вам на выбор предоставлю три карточки, на каждой карточке вопросы, отвечая на них, вы соберёте материал по какому-либо герою сказки. На работу отводится 5-7 минут.

Карточка №1

-Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея.

-Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир?

-Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось?

Найдите и прочитайте ответ в тексте.

— Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается?

Карточка №2

-Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир.

-Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары?

-Рассмотрите иллюстрацию В. Кутлинского, опишите, кто изображён на ней. Какие черты характера чародейки-ведьмы подчеркнул художник? Согласны ли вы с  таким изображением?

Карточка №3

1. Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя. Почему он решил отправиться к царскому дому?

3. Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили?

10. Творческая работа.

А.С. Пушкин говорил:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
-Напишите, чему, по-вашему, учит сказка «Спящая царевна» (задание выполняется под  композицию П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица»

11. Рефлексия

На партах у детей лежат кружки, нарисуйте то лицо, которое соответствует вашему настроению.

— А теперь вернёмся к нашей разминке и посмотрим, всё ли мы сегодня выполнили и можем ли мы сказать, что мы такие, как говорится в разминке.

12 Домашнее задание.

-Ребята, вам необходимо выписать из сказки «Спящая царевна» старинные слова, слова, лексическое значение которых вы не знаете. Найти в толковом словаре значение этих слов, если у вас нет толкового словаря, то просто выпишите данное слово. Подготовьте выразительное чтение понравившихся отрывков.

Тема.
«Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сходные и различные
черты литературной и народной сказки»

Цели
урока:

1.
обучающие:

Организовать
деятельность учащихся по активизации и актуализации знания учащихся по
творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового
программного материала: познакомить учащихся с историей создания сказки «Спящая
царевна»; выделить общие и различные черты литературной и народной сказки.

2.
развивающие:

Формировать
начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать,
сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся; побуждать
учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; способствовать развитию
коммуникативных умений и навыков; развитие интереса к художественному слову.

3.
воспитывающие:

Способствовать
воспитанию умения работать в коллективе; воспитывать любовь к русской
литературе; воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к
сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)

Планируемые
результаты изучения темы:

Предметные
умения:

знать сюжет сказки, уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание
произведения, находить отличительные черты народной сказки от литературной.

Метапредметные
УУД:

Личностные: ученик
осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном
процессе.

Регулятивные: принимает
и сохраняет учебную задачу, планирует совместно с учителем, одноклассниками
необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает
информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

Коммуникативные: строит
небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в
группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Оборудование:
Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского,
иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».

Предварительное
задание:

Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопрос: История
создания сказки

Ход
урока

    
1. Орг. Момент

Отгадайте
ребус (сказка).
(1СЛАЙДЫ)

    
2. Вступительная беседа.
(2 СЛАЙД)

Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого
детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки.
Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книжки. Первые книжки,
которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в
котором происходят чудеса, мир полный волшебства. И став взрослыми, мы не
перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в
глубине своего сердца.

— Ребята, любите
ли вы читать сказки?

— Какую сказку вы
прочитали дома? Кто ее автор? (2 СЛАЙД)

     3.  Сообщение
темы и цели урока.
(3 СЛАЙД)  

—  Что такое
сказка?
(4 СЛАЙД)  

4.      . Работа с
портретом.
(5 СЛАЙД)   — Первое
впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет
поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:

Его
стихов пленительная сладость

Пройдет
веков завистливую даль.

            — Вглядитесь
в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие
можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный,
задумчивый).

             — Этот портрет был написан в 1816
году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию
внутреннего
облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром
волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец,
общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи,
ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И.
Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности.
Перед нами Жуковский — автор сказки «Спящая царевна».

5.      Работа над
биографией поэта
Вообразите
себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие
вопросы вы ему зададите, зная, что  к вам пришел автор сказки «Спящая царевна»
— Василий Андреевич Жуковский?

Возможные варианты:


каком году Вы родились?

-Кто
были Ваши родители?

-Где
вы учились? Учились ли хорошо?


Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?


Когда вы научились читать?


Какие книги вы читали?


А в детстве вы сочиняли сказки?

— 
Как вы придумали сказку  о  спящей царевне?

(Свои вопросы
ребята записывают в тетради. В процессе работы над биографией автора они пишут
ответы на эти вопросы)


А что вы знаете об этом писателе?

-Откройте учебник
на странице 70. Перед вами биографические сведения о поэте В.А.Жуковском.
Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует
прочитанное, добавляет сведениями, ученики записывают ответы на задаваемые
ранее вопросы).
(6-12 СЛАЙДЫ)   

1
абзац. — В каком году родился А.В. Жуковский?


Кто были его родители?

-Как вы думаете,
почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского
тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта
турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его
усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у
Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество
Андреевич)

2 абзац. – Где
обучался В.А. Жуковский?  (пансион — закрытое среднее учебное заведение с
общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных
странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у
частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище — в России
до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных
масс).

3
абзац. —  Назовите первое произведение В.А. Жуковского?

4
абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»

6. Создание проблемной ситуации. (13-17 СЛАЙДЫ)   

-Ребята,
а что такое состязание? (Соревнование в чём-нибудь)

 -А вы
знаете, что В. А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании,
причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно
там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной.
В.А. Жуковский тогда написал «Спящая царевна»,  а А.С. Пушкин – «Сказку о
мёртвой царевне и о семи богатырях».

— Кто
же выиграл это состязание?

Представим
себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение.

Дома
вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим
именно об этой сказке, мы должны будем найти сходные и различные черты сказки и
народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение).

4. Анализ
содержания сказки.

-Кто
может сочинять сказки?
(18 СЛАЙД)

— Давайте
вспомним, как создается народная сказка, как она живет?

  
Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как
жизнь реки.

   — Наряду с
народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели
используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории
называются сюжетом.

Давайте
обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (19 СЛАЙД)

(Зачитывают
определение и записывают его в тетрадь)

  
Литературная сказка
– это литературный жанр в прозе или стихах,
опирающийся на традиции народной сказки.

— Назовите, какие
виды сказок мы знаем? К какому виду сказок можно отнести сказку В.А.
Жуковского? Почему?

Черты
волшебной сказки
. (20 СЛАЙД)

Наличие чуда

 · Столкновение с
волшебной силой

 · Существование
какого-либо запрета

 · Волшебные
персонажи

 · Волшебные
предметы

 · Символы

Подумаем
над прочитанным.
(21 СЛАЙД)

6. Сходство
и отличие от народной сказки.
(22 СЛАЙД)

Сходство

Различие

Идея-добро побеждает зло

Автор

Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами
характера)

Более разнообразные приключения.

Построение: зачин, действия, концовка.

Стихотворная речь

Употребление устойчивых выражений

Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, «
авторские «эпитеты»)

Волшебные «заколдованные предметы

Жанр

7.
Рефлексия:  (23 СЛАЙД)

8.
Домашнее задание.
(24 СЛАЙД)Найти в
сказке незнакомые слова (не менее 5) и выписать из Толкового словаря их значение.

Урок № 20

Тема: В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Цель: Организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знания

учащихся по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию

нового программного материала: познакомить учащихся с портретом поэта

В.А. Жуковского, с биографическими сведениями, историей создания сказки

«Спящая царевна»; выделить общие и различные черты литературной и

народной сказки.

Формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; развитие интереса к художественному слову.

Способствовать воспитанию умения работать в коллективе; воспитывать любовь к русской литературе; воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Речевая разминка.

-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.

3. Определение темы урока.

-Наш урок я хочу начать словами одного текста.

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он с согласье много лет;

А детей всё нет как нет.

— Если вы узнали, что это за текст и кто автор, то откройте тетради и запишите автора и название произведения.

4. Работа с портретом. — Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

— Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).

— Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский — автор сказки «Спящая царевна».

5. Работа над биографией поэта. Откройте учебник на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А.Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями, ученики записывают ответы на задаваемые ранее вопросы).

1 абзац. — В каком году родился А.В. Жуковский?

— Кто были его родители?

-Как вы думаете, почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)

2 абзац. – Где обучался В.А. Жуковский? (пансион — закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище — в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс).

3 абзац. — Назовите первое произведение В.А. Жуковского?

4 абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»

6. Создание проблемной ситуации. История создания сказки В.А. Жуковского.

-Ребята, а что такое состязание?

-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

— Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной. Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.

-Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей)

7. Физкультурная минутка

— А теперь все тихо встали,Дружно руки вверх подняли,В стороны, вперёд, назад,Повернулись вправо, влевоТихо сели, вновь за дело.

8. Актуализация имеющихся знаний.

-Прежде чем приступить к исследованию, давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке.

-Что такое сказка?

-Какие виды сказок вы знаете?

-Каковы художественные особенности народных сказок?

-Что такое литературная сказка?

— Почему, на ваш взгляд, писатели продолжают обращаться к этому фольклорному жанру?

-Действительно ли произведение Жуковского «Спящая царевна» — сказка?

Выразительное чтение сказки

Д/З: Научиться выразительно читать и пересказывать сказку «Спящая царевна»

Итог урока.


1


Мультимедийный урок литературы в 5 классе по теме «В. А. Жуковский. О поэте-сочинителе. Литературная сказка».


2


ТЕМА УРОКА: В. А. Жуковский. О поэте — сочинителе сказки «Спящая царевна». Литературная сказка. ТИП УРОКА: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности ФОРМА УРОКА: комбинированный с элементами практической работы


3


Обучающие: Сообщение о жизни и творчестве одного из самых образованных людей своего времени; Ознакомление с историей создания сказки «Спящая царевна»; Определение понятия «литературная сказка»; Формирование первичных навыков сравнительного анализа художественного произведения. Развивающие: Развивать творческие способности ребенка в условиях личностно-ориентированного подхода; Развитие опыта практического решения самостоятельно поставленных задач; Развивать устную речь при художественном пересказе, развивать зрительную память; Развивать логическое мышление, умение отбирать главное. Воспитательные: Показать на примере жизни выдающегося поэта концепцию идеального русского человека; Воспитывать ответственность за качество выполняемой работы; Воспитывать терпимость к критике, трудолюбие, упорство.


4


1. Наглядный 2. Метод диалога 3. Творческий (практический) 4. Частично-поисковый


5


ОБОРУДОВАНИЕ 1. Мультимедийный проектор. 2. Компьютер. 3. Экран. 4. Презентация, выполненная в программе «Power Point». Презентация 5. Методическое пособие под редакцией А. Т. Кутузова «Как войти в мир литературы» 5 класс. 6. Методическое пособие «Работа со словом» А.М.Аркадьева. 7. Методическое пособие «Литература в 5 классе» Б.И. Турьянская. 8. Методические рекомендации Т.Ф. Курдюмовой «Литература 5 – 9 классы». 9. Печатные дидактические материалы: вопросы по содержанию урока вопросы по содержанию урока тезисный конспект по теме урокатезисный конспект по теме урока наглядно-иллюстративный материал — 1, 2, 3, 4, 5 1, 2 3, 4, 5 документ для чтения и анализадокумент для чтения и анализа Сравнительная таблица элементов сказок Сравнительная таблица элементов сказок


6


1. Индивидуальная. 2. Самостоятельная. 3. Беседа по вопросам. 4. Внутриклассная дифференциация.


7


1. Работа с научным текстом, иллюстрациями. 2. Составление опорного конспекта. 3. Восприятие классической музыки (отдых). 4. Составление устного монологического высказывания. 5. Работа с компьютером, анализ таблицы. 6. Самостоятельная работа – определение понятия «литературная сказка». 7. Первичный контроль усвоения нового материала.


8


ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: 1. Учитывая психологические особенности ребенка, создать на уроке доброжелательную атмосферу, «ситуацию успеха»; 2. Максимально использовать естественную живость, любознательность ученика, его интерес к яркой наглядности, заинтересовать и даже заинтриговать подачей материала. Деятельность учителяДеятельность учеников Начиная урок с улыбки, учитель читает строки А. С. Пушкина, посвященные Жуковскому, настраивая ребенка на добро, располагая его к себе, сориентировав на успех, который достижим только в совместной творческой деятельности. Обращает внимание ученика на то, всё ли необходимое готово к уроку, тем самым организует его внимание Слушает учителя


9


ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: Обеспечение мотивации и принятия ребенком целей учебно- познавательной деятельности, актуализация опорных знания и умений. Деятельность учителяДеятельность учеников Учитель сообщает, что предстоит узнать о поэте Жуковском, стихи которого сладостны; о состязании между Пушкиным и Жуковским, о том, как появилась на свет сказка «Спящая царевна». Предлагает попробовать сравнить ее с русской народной сказкой, самостоятельно дать определение литературной сказки. Слушает учителя Предлагает сформулировать тему и цель урокаФормулирует тему и цель урока, записывает формулировку темы в тетрадь


10


ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: ознакомить учащегося с биографией выдающегося русского поэта Деятельность учителяДеятельность учеников Рассказ учителя о поэте. Организует работу обучающегося с раздаточным материалом, на доске и на мониторе компьютера представлены портреты В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя. Знакомится с содержанием раздаточного материала Поэтапное составление и комментирование опорного конспекта по материалу Составляет тезисный конспект (выделяет главное). Составляет устное монологическое высказываниетезисный конспект Рассказ учителя о поэтическом состязании между Жуковским и Пушкиным на лучшую литературную обработку народной сказки. Так появились сказки о «Спящей царевне» и «Сказка о царе Салтане» Первичное представление о сказке «Спящая царевна»


11


ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детей. Ребенок просматривает иллюстрации к сказке «Спящая царевна»просматривает иллюстрации к сказке «Спящая царевна» Артпауза (3 мин.)


12


ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: создать условия для осмысления понятия «литературная сказка»; акцентировать внимание на значении роли автора, его личности при создании художественного произведения; Деятельность учителяДеятельность учеников Предлагает осмыслить значение понятия «литературная сказка». Работа с таблицей по сопоставлению народной сказки «Василиса Прекрасная» и сказки Жуковского «Спящая царевна» Анализирует сравнительную таблицу под руководством учителясравнительную таблицу Используется частично-поисковый метод. Сказки, безусловно, очень схожи: по языку, бытовым деталям, структурным элементам, но что их отличает? Ученик самостоятельно приходит к выводу, что только наличие автора делает сказку литературной Ученику предлагается самостоятельно дать определение литературной сказки. Затем открываем слайд с определением Записывает определение в тетрадь


13


ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: диагностировать качество усвоения учебного материала, создать условия для выбора дифференцированного домашнего задания. Деятельность учителяДеятельность учеников Предлагает ученику выполнить ответить на вопросы по изученному материалуответить на вопросы по изученному материалу Работает индивидуально с компьютером, используя сделанные записи


14


ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: мотивировать обучающихся на успешное выполнение домашнего задания, познакомить с его содержанием, провести инструктаж по его выполнению Деятельность учителяДеятельность учеников Познакомить с тремя вариантами домашнего задания Записывает самостоятельно выбранное им самим домашнее задание в дневник, задает уточняющие вопросысамостоятельно выбранное им самим домашнее задание


15


1. Выучить термин «литературная сказка». 2. Выучить наизусть отрывок из сказки(месть 12-й чародейки или подарки 11-й), 3. Сочинить сказку по данному началу «…росло в том саду дерево, на котором были золотые яблоки. Когда яблоки поспевали, им вели счет…..»


16


Что нового ты узнал сегодня на уроке? С каким понятием ты познакомился? Удалось ли достичь поставленные цели? Что тебе больше всего понравилось сегодня?


17


up

Поиск по сайту

Конспект урока «В. Жуковский. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна». Отличие от народной сказки» (5 класс)

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор: Жевнерова Светлана Александровна

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 54.5 Kb
Количество скачиваний: 19

Скачать

Просмотров: 66

Похожие материалы

  • Конспект урока по теме «Безударные гласные в корне. Непроизносимые согласные в корне»
  • Внеклассное занятие по литературному чтению на тему «Басни И.А.Крылова».3 класс.
  • Конспект урока по теме «Главные члены предложения.Тире между подлежащим и сказуемым»
  • Урок по чтению на тему «Буква Р»
  • Урок литературы по поэме М.Ю.Лермонтова «песня про купца Калашникова»
  • Урок по русскому языку «Наречие как часть речи» (7 класс)
  • Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: М. Ю. Лермонтов «Горные вершины»,»На севере диком стоит одиноко1
  • Конспект урока по развитию речи «Что такое красота?»
  • Конспект урока литературного чтения » А.С. Пушкина » Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Конспект урока по русскому языку «Разделительные ь и ъ знаки»

14.06.2022

Гаджиева Луиза Сиражудиновна

учитель русского языка и литературы

История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
Цели урока:
1. обучающие:
Организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знания учащихся по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала: познакомить учащихся с портретом поэта В.А. Жуковского, с биографическими сведениями, историей создания сказки «Спящая царевна»; выделить общие и различные черты литературной и народной сказки.
2. развивающие:
Формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; развитие интереса к художественному слову.
3. воспитывающие:
Способствовать воспитанию умения работать в коллективе; воспитывать любовь к русской литературе; воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)
Оборудование: мультимедийный проектор; композиция П.И. Чайкоского из балета «Спящая красавица»; карточки с заданиями; карточки для рефлексии.

Оценить★★★★★

272

Содержимое разработки

Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».

Цели урока:

1. обучающие:

Организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знания учащихся по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала: познакомить учащихся с портретом поэта В.А. Жуковского, с биографическими сведениями, историей создания сказки «Спящая царевна»; выделить общие и различные черты литературной и народной сказки.

2. развивающие:

Формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; развитие интереса к художественному слову.

3. воспитывающие:

Способствовать воспитанию умения работать в коллективе; воспитывать любовь к русской литературе; воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)

Оборудование: мультимедийный проектор; композиция П.И. Чайкоского из балета «Спящая красавица»; карточки с заданиями; карточки для рефлексии.

Образовательные технологии: технология развития критического мышления; информационная технология; технология проблемного обучения; технология творческие мастерские

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Речевая разминка.

-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.

-Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой.

3. Определение темы урока.

-Наш урок я хочу начать словами одного текста.

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он с согласье много лет;

А детей всё нет как нет.

— Если вы узнали, что это за текст и кто автор, то откройте тетради и запишите автора и название произведения.

4. Работа с портретом. — Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

        — Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).

            — Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский — автор сказки «Спящая царевна».

5. Работа над биографией поэта — Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что  к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» — Василий Андреевич Жуковский?

Возможные варианты:

-В каком году Вы родились?

-Кто были Ваши родители?

-Где вы учились? Учились ли хорошо?

— Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?

— Когда вы научились читать?

— Какие книги вы читали?

— А в детстве вы сочиняли сказки?

—  Как вы придумали сказку  о  спящей царевне?

(Свои вопросы ребята записывают в тетради. В процессе работы над биографией автора они пишут ответы на эти вопросы)

— А что вы знаете об этом писателе?

-Откройте учебник на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А.Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями, ученики записывают ответы на задаваемые ранее вопросы).

1 абзац. — В каком году родился А.В. Жуковский?

— Кто были его родители?

-Как вы думаете, почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)

2 абзац. – Где обучался В.А. Жуковский?  (пансион — закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище — в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс).

3 абзац. —  Назовите первое произведение В.А. Жуковского?

4 абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»

6. Создание проблемной ситуации. История создания сказки В.А. Жуковского.

-Ребята, а что такое состязание?

-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

— Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной. Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.

-Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей)

7. Физкультурная минутка

— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

8. Актуализация имеющихся знаний.

-Прежде чем приступить к исследованию, давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке.

-Что такое сказка?

-Какие виды сказок вы знаете?

-Каковы художественные особенности народных сказок?

-Что такое литературная сказка?

— Почему, на ваш взгляд, писатели продолжают обращаться к этому фольклорному жанру?

-Действительно ли произведение Жуковского «Спящая царевна» — сказка?

9. исследовательская работа.

-Мы сейчас проведём небольшоё исследование. Класс разделён на группы.

1 группа доказывает, к какому виду можно отнести сказку и почему.

2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.

3 группа работает с языковым материалом. Для этой группы на доске написаны выражения, взятые из сказки; одни из них литературные, книжные, а другие – пословицы, поговорки, обороты, близкие к народным. Именно их нужно выбрать учащимся.  

Языковой материал: «…что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»; «Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»; «блещут розы по кустам»; «Начал жить да поживать»; «пышных комнат нет числа»; «Вместе с ней объемлет он, Весь огромный царский дом…»;  «птица там не пролетит»; «близко зверь не пробежит»; «веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись»;

— В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?

(в сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей  не характерно для русских народных сказок).

-Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?

-Вы разделены на три группы. Я сейчас вам на выбор предоставлю три карточки, на каждой карточке вопросы, отвечая на них, вы соберёте материал по какому-либо герою сказки. На работу отводится 5-7 минут.

Карточка №1

-Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея.

-Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир?

-Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось?

Найдите и прочитайте ответ в тексте.

— Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается?

Карточка №2

-Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир.

-Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары?

-Рассмотрите иллюстрацию В. Кутлинского, опишите, кто изображён на ней. Какие черты характера чародейки-ведьмы подчеркнул художник? Согласны ли вы с  таким изображением?

Карточка №3

1. Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя. Почему он решил отправиться к царскому дому?

3. Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили?

10. Творческая работа.

А.С. Пушкин говорил:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
-Напишите, чему, по-вашему, учит сказка «Спящая царевна» (задание выполняется под  композицию П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица»

11. Рефлексия

На партах у детей лежат кружки, нарисуйте то лицо, которое соответствует вашему настроению.

— А теперь вернёмся к нашей разминке и посмотрим, всё ли мы сегодня выполнили и можем ли мы сказать, что мы такие, как говорится в разминке.

12 Домашнее задание.

-Ребята, вам необходимо выписать из сказки «Спящая царевна» старинные слова, слова, лексическое значение которых вы не знаете. Найти в толковом словаре значение этих слов, если у вас нет толкового словаря, то просто выпишите данное слово. Подготовьте выразительное чтение понравившихся отрывков.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/499315-urok-literatury-v-5-klasse-po-teme-va-zhukovs

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №60» г. Чебоксары

Корчакова Е.В.

Открытый урок литературы.

Василий Андреевич Жуковский.

Жизнь и творчество. Баллады. Баллада «Лесной царь»

Тип урока:

Цели урока:

Задачи урока:

Оборудование:

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Звучит гимн Россиийской империи («Боже, Царя храни», слова В. А. Жуковского).

Гимн Жуковского — Львова состоял всего из 5 строчек. Незадолго до смерти Жуковский в письме к А. Львову (автору музыки) писал: «Из всех моих стихов, эти смиренные пять, благодаря Вашей музыке, переживут всех братий своих».

Жуковский знаменит многим. Он был первопроходцем романтизма в русской литературе, его называют «первым русским романтиком». Его элегии и баллады, стихотворные повести и лирические стихотворения, поэмы и драмы вошли в золотой фонд русской классики. Он переводил произведения писателей немецкой, английской, французской, испанской литературы. На протяжении 15 лет исполнял обязанности наставника наследника престола – будущего императора Александра II. Был талантливым художником.

Актуализация знаний.

Имя В. А. Жуковского должно быть вам не безызвестно. Что вы помните о нем? Какие знаете его произведения?

Карамзин разглядел талант Жуковского в ту пору, когда молодой поэт еще и сам не был уверен в своих силах. Первое стихотворение В.А.Жуковского было опубликовано в карамзинском журнале «Вестник Европы». Со временем сотрудничество переросло в дружбу.

В русской литературе имя Василия Андреевича Жуковского всегда стояло рядом с именем Николая Михайловича Карамзина. «Лучшее, что во мне есть, – от Карамзина», – признавался В.А.Жуковский. Он всегда подчеркивал свое духовное родство с историографом, называя его «другом-отцом», и старался «…быть достойным его».

Изучение нового материала. Выступление ученика (биография поэта).

О Василии Андреевиче Жуковском

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) – сын помещика А. И. Бунина и турчанки Сальхи (домоправительницы в имении Бунина) – родился в селе Мишенском Белёвского уезда Тульской губернии. Во избежание участи незаконнорожденного он был усыновлен А. Г. Жуковским, жившим у Буниных «на хлебах». Первоначальное образование знаменитый поэт и переводчик получил в семье родного отца, где рос на правах воспитанника. Зимой, когда семья переезжала в Тулу, Жуковский обучался в частном пансионе, а после его закрытия в 1792 году – в Главном народном училище, откуда его исключили «за неспособность». Дальше он учился вместе со своими племянницами в доме В. А. Юшковой (сводной сестры и крестной матери будущего поэта). Дом Юшковой занимал заметное место в тульском образованном обществе. Для постановки на домашней сцене Жуковский сочинял пьесы и так впервые приобщился к литературному творчеству.

В 1797 году четырнадцатилетний В. А. Жуковский был определен в Благородный пансион при Московском университете. Пребывание в пансионе (1797–1800) – важнейший период в жизни поэта. Жуковский успешно осваивает учебную программу, усердно изучает языки, проходит основательную литературную подготовку. Написанные им во время учебы сочинения свидетельствуют о вкусе и даровании юного поэта.

1802–1807 годы Жуковский проводит в родных краях, изредка приезжая в Москву для устройства своих литературных дел, потому что основным заработком поэта были переводы. Он пробует свои силы в жанре военно-патриотического гимна, басни, поэмы. Но любимым его поэтическим жанром становится элегия – стихотворение, проникнутое светлыми и в то же время печальными чувствами, грустью, раздумьем. Своим учителем в литературе Жуковский считал Н. М. Карамзина. Первая элегия Жуковского «Сельское кладбище», как считал сам поэт, стала началом его самостоятельной литературной деятельности. С ней связан первый успех, признание у читателя, широкая литературная известность.

Важную роль в творчестве Жуковского сыграли его балладные опыты. Жуковскому принадлежит заслуга утверждения жанра баллады в русской поэзии. Поэт стремился создать собственно русскую, даже простонародную балладу. В 1808 году он печатает свою первую балладу «Людмила» – подражание балладе «Ленора» немецкого поэта XVIII века Бюргера. Сюжет «Людмилы» отличается мрачной фантастикой: умерший жених является к безутешной невесте и увлекает её с собой в могилу. «Светлана» является вариацией баллады «Людмила». Мрачное и фантастическое в ней оказывается не явью, а сном, заканчивается сюжет баллады счастливой развязкой.

«Светлана» была закончена в тот самый год, когда Наполеон вторгся в пределы России. Жуковский вступил добровольцем в московское ополчение. В письме он так объяснял свой поступок: «…Я записался под знамёна… потому что в это время всякому должно было быть военным». После Бородинского сражения Жуковский был причислен к штабной канцелярии Кутузова, составлял сводки о военных действиях. Свободное время посвящал поэзии. Охваченный патриотическими чувствами, поэт выразил их в большом поэтическом произведении «Певец во стане русских воинов» (1812). После тяжелой болезни Жуковский выходит в отставку (1813), объясняя это тем, что теперь «война не внутри, а вне России».

В 20-е годы баллады Жуковского уже не так популярны. Они далеки были от волнующих вопросов современности. В 1815 году Жуковского пригласили быть чтецом при Марии Федоровне – жене будущего императора Николая I, а потом, в 1826 году, сделали наставником его сына – будущего царя Александра II. В 1833 году Жуковский написал стихотворение, которое назвал «Молитва русского народа7. Оно стало российским гимном «Боже, царя храни!». Друзья поэта опасались, что талант Жуковского, «огонь дарования» угаснет в придворной атмосфере. Жуковский принимал активное участие в судьбе многих литераторов, артистов, художников, ходатайствовал за декабристов, добиваясь смягчения их участи, помогал женам осужденных декабристов, хлопотал перед царём об опальном Пушкине. После трагического поединка в 1837 году Жуковский стал душеприказчиком умирающего поэта, затем принял на себя заботы о его семье и о его рукописном наследии. Участие в делах трагически погибшего Пушкина углубило внутренний разлад Жуковского с двором и царской фамилией.

Получив почетную отставку в 1841 году, Жуковский принял решение переселиться в Германию. Последние двенадцать лет жизни (1841–1852) поэт жил в различных городах Германии, не прерывая своих связей с родиной. На склоне лет сбылась его мечта о семейном счастье: он женился на дочери своего друга художника Рейтерна. В эти годы Жуковский перевёл на русский язык поэму Гомера «Одиссея», смерть помешала ему завершить начатый перевод «Илиады».

(По статьям о Жуковском К. Пигарева и Р. Иезуитовой)

Творчество поэта.

По словам Белинского, Жуковский вдохнул душу в русскую поэзию. Поэзия Жуковского открыла русскому читателю романтический мир таинственных преданий. Как вы понимаете выражение «романтический мир»? Каков он?

Задание I. Запишите словосочетание «романтический мир» и ассоциации, которые возникают у вас при этих словах.

Прочтите ваши записи, послушайте своих товарищей и допишите то, что вам кажется интересным.

Жанр баллады

Жуковский писал стихотворения, элегии, послания, баллады.

Баллады Жуковского:

русские – «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев» и др.;

рыцарские – «Эолова арфа», «Кубок», «Рыцарь Тогенбург» и др.;

античные – «Ахилл», «Ивиковы журавли» и др

БАЛЛАДА – сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит необычный случай, предание или таинственное происшествие. В балладах особенно ярко проявился романтизм Жуковского. Всего Жуковский написал 39 баллад. Основная тема его баллад – тема любви, безнадежная тоска по счастью, грусть, религиозные настроения.

Все они представляют собой вольный перевод или переработку баллад западноевропейских поэтов: Шиллера («Поликратов перстень», «Кубок», «Перчатка», «Граф Габсбургский»), Гёте («Лесной царь») и других поэтов.

Благодаря Жуковскому русские читатели познакомились с крупнейшими поэтами Запада и Востока.

«Современники юности Жуковского, — говорит Белинский,— смотрели на него преимущественно как на автора баллад… Под балладою тогда разумели краткий рассказ о любви, большею частью несчастной; могилу, крест, привидение, ночь, луну, а иногда домовых и ведьм считали принадлежностью этого рода поэзии». Таковы были и баллады Жуковского. По сюжетам они разнообразны. В основе их обычно лежит какое-либо народное предание или народная легенда.

Баллада «Лесной царь».

Какие чувства вызвала у вас баллада? Почему?

Как поэту удаётся вызвать у читателей эти чувства? В чём секрет баллады?

Какую картину рисует поэт?

Что вы представляете, читая эти строки?

Кто он этот запоздалый путник? Что заставило его пуститься в путь?

Какая атмосфера создана в произведении?

Изменилась ли картина в последней строфе?

Каков финал произведения?

Как построена баллада?

Кто с кем говорит?

Какие чувства испытывает ребенок?

Каково отношение Лесного царя к младенцу?

Почему отец не видит Лесного царя?

Можем ли мы определенно сказать, сон это или явь?

Кто обращается к мальчику? Зачем?

Отвечает ли ему мальчик?

Как рисует свою страну Лесной царь? Похож ли его мир на реальный?

Подберите синонимы к слову сказочный.

Действительно ли существует Лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца?

Выводы:

Пейзажный зачин и концовка

Диалоги (открытый и скрытый)

Реальные и фантастические герои

Два мира: реальный и идеальный

Острый, напряженный сюжет

Трагический финал

Баллада Гёте и баллада Жуковского.

М. Цветаева «Два «Лесных царя»:

Лучше перевода «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, нельзя и не должно пытаться. За столетием давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь». Русский «Лесной царь» из хрестоматий и страшных детских снов.

Сопоставьте строки из подстрочного перевода баллады Гете и баллады Жуковского и определите различия в содержании двух баллад.

Поэт, создавая произведение, выражает в нём свои мысли и чувства, отражает свою личность.

Что хотел показать нам Гёте?

Что внёс Жуковский в перевод?

Запишите свои выводы

Вот как писала об этом М.И. Цветаева:

Вещи равновелики и совершенно разны. Две вариации на одну тему, два видения одной вещи. Гёте — из черноты своих огненных глаз — увидел лесного демона, и мы с ним. Жуковский из глади своих ярких, добрых, разумных глаз — не увидел, не увидели и мы с ним.

Наше чувство при чтении «Лесного царя»: как это ребёнок не видит, что это вётлы?

У Жуковского ребёнок погибает от страха, у Гёте — от лесного царя”.

Выводы.

В. Г. Белинский как-то писал:

“…В балладе главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит …”

«Переводчик в прозе есть раб, Переводчик в стихах – соперник», — В.А. Жуковский. Каждый раз, переводя стихотворения немецких или английских поэтов, Жуковский создавал своё оригинальное, неповторимое произведение.

Информация о домашнем задании Подведение итогов занятия.

Поделитесь своими впечатлениями:

Можно было бы еще долго перечислять дарования и заслуги Жуковского, но, пожалуй, самым поразительным фактом его биографии является не эта разносторонняя деятельность, а то, что никто из современников не оставил о нем ни одного отрицательного отзыва.

Чем же так располагал к себе окружающих этот человек? Своей добротой – недаром Ю.М. Лотман назвал его «самым добрым человеком в русской литературе».

Приложение

«Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу намъ!

Царствуй на страхъ врагамъ,

Царь православный!

Боже, Царя, Царя храни!»

Всего шесть строк текста и 16 тактов мелодии легко запоминались и были рассчитаны на куплетный повтор — трижды.

Не следует считать русским гимном всё стихотворение Жуковского «Молитва русских» (содержащее обе версии гимна и ещё несколько строф):

«Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу намъ!

Царствуй на страхъ врагамъ,

Царь православный!

Боже, Царя, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли! Дай на земли!

Гордыхъ смирителю,

Слабыхъ хранителю,

Всѣхъ утешителю

Всё ниспошли!

Перводержавную

Русь православную,

Боже, храни! Боже, храни!

Царство ей стройное,

Въ силѣ спокойное!

Все-жъ недостойное прочь отжени!

Воинство бранное,

Славой избранное,

Боже, храни! Боже, храни!

Воинамъ-мстителямъ,

Чести спасителямъ,

Миротворителямъ долгiе дни!

Мирныхъ воителей,

Правды блюстителей

Боже, храни! Боже, храни!

Жизнь ихъ примѣрную

Нелицемѣрную,

Доблестямъ вѣрную воспомяни!

О, Провидѣнiе!

Благословенiе

Намъ ниспошли! Намъ ниспошли!

Къ благу стремленiе,

Въ счастьѣ смиренiе,

Въ скорби терпѣнiе дай на земли!

Будь намъ заступникомъ,

Вѣрнымъ сопутникомъ

Насъ провожай! Насъ провожай!

Свѣтло-прелестная,

Жизнь поднебесная,

Сердцу извѣстная, сердцу сіяй!»

6 января 1834 года был принят гимн Российской империи «Боже, царя храни».

Как же создавалось это главное музыкальное произведение царской России, звучавшее во время всех торжеств 83 года?

1. Появление в Российской империи официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 г. и прославлением императора Александра I. В некоторых музыкальных произведениях прославлялся русский царь-победитель. Подобные песни появляются уже в 1813 г. Так, «Песнь русскому царю» А. Востокова на мелодию английского гимна «Боже, храни короля!» содержала такие слова: «Прими побед венец, Отечества Отец, Хвала тебе!»

В 1815 г. В.Жуковский написал и опубликовал в журнале «Сын Отечества» стихотворение под названием «Молитва русских», также посвященное Александру I.

И именно это произведение, положенное на музыку английского гимна, использовали в качестве российского гимна с 1816 по 1833 гг.

2. В 1816 г. А. Пушкин приписал к стихотворению еще две строфы. 19 октября 1816 г. они были исполнены воспитанниками царскосельского Лицея на музыку английского гимна. Таким образом, стихотворение Жуковского получило оригинальное продолжение, написанное Пушкиным. Жуковский дополнил свое сочинение в 1818 г. — оно звучало на публичном экзамене воспитанников петербургской гимназии. Текст русского гимна был практически создан, только музыка оставалась английской. Этой музыкой военные оркестры в Варшаве встречали прибывшего туда в 1816 г. Александра I. С этого времени было велено играть всегда гимн при встрече государя. Почти 20 лет в Российской империи официально использовали мелодию английского гимна.

3. Обычно историю создания официального гимна Российской империи объясняют прихотью императора Николая I, который будто бы заявил: «Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую…»

В 1833 году по указанию Николая I состоялся закрытый конкурс на новый гимн. Авторам следовало отразить в нем единство православия, самодержавия и народности. В отличие от существующего с 1816 года, новый гимн должен был показать не роль Бога, а роль царя в государственной власти. Среди лучших участников конкурса были поэты Нестор Кукольник и Василий Жуковский и композиторы Михаил Глинка и Алексей Львов. Михаил Глинка предлагал заключительный хор из его оперы «Жизнь за царя», хор «Славься». Его отвергли и Глинка очень расстроился. Василий Жуковский адаптировал свой прежний текст, сократив его в несколько раз, а автором музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека — Алексея  Львова.

4. Алексей Львов родился в Ревеле в 1798 г. в аристократической и музыкальной семье. Его отец, Ф.П. Львов, был директором Придворной певческой капеллы. Алексей Федорович получил хорошее музыкальное образование, учился игре на скрипке. Однако по окончании Корпуса инженеров путей сообщения в 1818 г. он попал на военную службу — в военные поселения Новгородской губернии под начальство А.А. Аракчеева. Львов не раз пытался уйти со службы и начать серьезно заниматься музыкой. Однако не мог отказать шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу и перешел на службу в Министерство внутренних дел, убедительно прося, правда, «не употреблять его по секретной части», для чего был неспособен. В 1826 г. он был прикомандирован к свите Николая I, сначала для «производства дел до вояжей относящихся», а затем стал управляющим делами Императорской квартиры. Он принимал участие в войне с Турцией 1828-1829 гг., участвовал в боях под Варной, получив свои первые боевые награды. В 1832 г. Львова зачисляют в почетный Кавалергардский полк, он командует царским конвоем, сопровождая царя во всех поездках. С этого времени он становится близок не только к императору, но и к его семье, аккомпанируя на скрипке и участвуя в домашних концертах императорского семейства.

5. Львов очень волновался, сочиняя музыку к гимну: «Я чувствовал надобность создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа — от ученого до невежды».

Гимн Жуковского — Львова состоял  всего из 6 строчек:

«Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам;
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя храни!»

Благодаря возвышенной, хоральной мелодии он звучал исключительно мощно.

6. В ноябре 1833 г. царь с семейством специально прибыл в Певческую капеллу, где состоялось первое исполнение музыки гимна. Прослушанная несколько раз мелодия понравилась царю и он отдал приказание «показать» ее широкой публике.

7. В декабре 1833 г. в Большом театре в Москве оркестр и вся труппа театра участвовали в представлении «Русской народной песни» (так был назван в афише гимн «Боже, царя храни»). На следующий день в газетах появились восторженные отзывы. В качестве Государственного гимна России произведение Жуковсого — Львова было утверждено в канун Рождества 1834 года — 6 января — высочайшим Указом Николая I. Также командир Отдельного гвардейского корпуса великий князь Михаил Павлович отдал приказ: «Государю Императору благоугодно было изъявить свое соизволение, чтобы на парадах, смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочиненную музыку».

8.  30 августа (11 сентября по новому стилю) 1834 г. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге был открыт монумент — Александровский столп — в честь победы над Наполеоном в войне 1812 г. Торжественное открытие монумента сопровождалось парадом войск, перед которым впервые в столь официальной обстановке исполнялся гимн России «Боже, царя храни».

9. Музыка гимна «Боже, царя храни» стала быстро известна в Европе. Львов спустя сорок лет удостоился почетного места на аллегорической картине Ильи Репина «Славянские композиторы» между Глинкой, Даргомыжским, Римским-Корсаковым, Балакиревым, Шопеном, Огинским и другими. П.И. Чайковский «цитирует» его в двух музыкальных произведениях — «Славянском марше» и увертюре «1812 год», написанной в 1880 г. и исполнявшейся по случаю освящения Храма Христа Спасителя в Москве .

10. Незадолго до смерти Жуковский написал Львову: «Наша совместная двойная работа переживет нас долго. Народная песня, раз раздавшись, получив право гражданства, останется навсегда живою, пока будет жив народ, который ее присвоил. Из всех моих стихов, эти смиренные пять, благодаря Вашей музыке, переживут всех братий своих. Где не слышал я этого пения? В Перми, в Тобольске, у подошвы Чатырдага, в Стокгольме, в Лондоне, в Риме!»

Лесной Царь

И. Гете (перевод В. А. Жуковского)

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» —

«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в темной короне, с густой бородой». —

«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Веселого много в моей стороне:

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит». —

«О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из темных ветвей». —

«О нет, все спокойно в ночной глубине:

То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой». —

«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок погоняет, ездок доскакал…

В руках его мертвый младенец лежал.

1818 г.

  • Жовто блакитный как пишется
  • Жованый или жеваный как правильно пишется
  • Жнецы это кто в сказке
  • Жнец на английском как пишется
  • Жмурящийся от удовольствия как пишется