Жуковский сказка о царе берендее урок 5 класс

Жуковский Василий Андреевич

Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче

Василий Андреевич Жуковский

Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче,

о хитростях Кощея бессмертного и

о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери

Жил-был царь Берендей до колен борода. Уж три года

Был он женат и жил в согласье с женою; но все им

Бог детей не давал, и было царю то прискорбно.

Нужда случилась царю осмотреть свое государство;

Он простился с царицей и восемь месяцев ровно

Пробыл в отлучке. Девятый был месяц в исходе, когда он,

К царской столице своей подъезжая, на поле чистом

В знойный день отдохнуть рассудил; разбили палатку;

Душно стало царю под палаткой, и смерть захотелось

Выпить студеной воды. Но поле было безводно…

Как быть, что делать? А плохо приходит; вот он решился

Сам объехать все поле: авось попадется на счастье

Где-нибудь ключ. Поехал и видит колодезь. Поспешно

Спрянув с коня, заглянул он в него: он полон водою

Вплоть до самых краев; золотой на поверхности ковшик

Плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик — не тут-то

Было: ковшик прочь от руки. За янтарную ручку

Царь с нетерпеньем то правой рукою, то левой хватает

Ковшик; но ручка, проворно виляя и вправо и влево,

Только что дразнит царя и никак не дается.

Что за причина? Вот он, выждавши время, чтоб ковшик

Стал на место, хвать его разом справа и слева

Как бы не так! Из рук ускользнувши, как рыбка нырнул он

Прямо на дно колодца и снова потом на поверхность

Выплыл, как будто ни в чем не бывало. «Постой же! (подумал

Царь Берендей) я напьюсь без тебя», и, недолго сбираясь,

Жадно прильнул он губами к воде и струю ключевую

Начал тянуть, не заботясь о том, что в воде утонула

Вся его борода. Напившися вдоволь, поднять он

Голову хочет… ан нет, погоди! не пускают; и кто-то

Царскую бороду держит. Упершись в ограду колодца,

Силится он оторваться, трясет, вертит головою

Держат его, да и только. «Кто там? пустите!» — кричит он.

Нет ответа; лишь страшная смотрит со дна образина:

Два огромные глаза горят, как два изумруда;

Рот разинутый чудным смехом смеется; два ряда

Крупных жемчужин светятся в нем, и язык, меж зубами

Выставясь, дразнит царя; а в бороду впутались крепко

Вместо пальцев клешни. И вот наконец сиповатый

Голос сказал из воды: «Не трудися, царь, понапрасну;

Я тебя не пущу. Если же хочешь на волю,

Дай мне то, что есть у тебя и чего ты не знаешь».

Царь подумал: «Чего ж я не знаю? Я, кажется, знаю

Все!» И он отвечал образине: «Изволь, я согласен».

«Ладно! — опять сиповатый послышался голос.- Смотри же,

Слово сдержи, чтоб себе не нажить ни попрека, ни худа».

С этим словом исчезли клешни; образина пропала.

Честную выручив бороду, царь отряхнулся, как гоголь,

Всех придворных обрызгал, и все царю поклонились.

Сев на коня, он поехал; и долго ли, мало ли ехал,

Только уж вот он близко столицы; навстречу толпами

Сыплет народ, и пушки палят, и на всех колокольнях

Звон. И царь подъезжает к своим златоверхим палатам

Там царица стоит на крыльце и ждет; и с царицей

Рядом первый министр; на руках он своих парчевую

Держит подушку; на ней же младенец, прекрасный как светлый

Месяц, в пеленках колышется. Царь догадался и ахнул.

«Вот оно то, чего я не знал! Уморил ты, проклятый

Демон, меня!» Так он подумал и горько, горько заплакал.

Все удивились, но слова никто не промолвил. Младенца

На руки взявши, царь Берендей любовался им долго,

Сам его взнес на крыльцо, положил в колыбельку и, горе

Скрыв про себя, по-прежнему царствовать начал. О тайне

Царской никто не узнал; но все примечали, что крепко

Царь был печален — он все дожидался: вот придут за сыном;

Днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью.

Время, однако, текло, а никто не являлся. Царевич

Рос не по дням — по часам; и сделался чудо-красавец.

Вот наконец и царь Берендей о том, что случилось,

Вовсе забыл… но другие не так забывчивы были.

Раз царевич, охотой в лесу забавляясь, в густую

Чащу заехал один. Он смотрит: все дико; поляна;

Черные сосны кругом; на поляне дуплистая липа.

Вдруг зашумело в дупле; он глядит: вылезает оттуда

Чудный какой-то старик, с бородою зеленой, с глазами

Также зелеными. «Здравствуй, Иван-царевич, — сказал он.

Долго тебя дожидалися мы; пора бы нас вспомнить».

«Кто ты?» — царевич спросил. «Об этом после; теперь же

Вот что ты сделай: отцу своему, царю Берендею,

Мой поклон отнеси да скажи от меня: не пора ли,

Царь Берендей, должок заплатить? Уж давно миновалось

Время. Он сам остальное поймет. До свиданья». И с этим

Словом исчез бородатый старик. Иван же царевич

В крепкой думе поехал обратно из темного леса.

Вот он к отцу своему, царю Берендею, приходит.

«Батюшка царь-государь, — говорит он, — со мною случилось

Чудо». И он рассказал о том, что видел и слышал.

Царь Берендей побледнел как мертвец. «Беда, мой сердечный

Друг, Иван-царевич! — воскликнул он, горько заплакав.

Видно, пришло нам расстаться!..» И страшную тайну о данной

Клятве сыну открыл он. «Не плачь, не крушися, родитель,

Так отвечал Иван-царевич, — беда невелика.

Дай мне коня; я поеду; а ты меня дожидайся;

Тайну держи про себя, чтоб о ней здесь никто не проведал,

Даже сама государыня-матушка. Если ж назад я

К вам по прошествии целого года не буду, тогда уж

Знайте, что нет на свете меня». Снарядили как должно

В путь Ивана-царевича. Дал ему царь золотые

Латы, меч и коня вороного; царица с мощами

Крест на шею надела ему; отпели молебен;

Нежно потом обнялися, поплакали… с богом! Поехал

В путь Иван-царевич. Что-то с ним будет? Уж едет

День он, другой и третий; в исходе четвертого — солнце

Только успело зайти — подъезжает он к озеру; гладко

Озеро то, как стекло; вода наравне с берегами;

Все в окрестности пусто; румяным вечерним сияньем

Воды покрытые гаснут, и в них отразился зеленый

Берег и частый тростник — и все как будто бы дремлет;

Воздух не веет; тростинка не тронется; шороха в струйках

Светлых не слышно. Иван-царевич смотрит, и что же

Видит он? Тридцать хохлатых сереньких уточек подле

Берега плавают; рядом тридцать белых сорочек

Подле воды на травке лежат. Осторожно поодаль

Слез Иван-царевич с коня; высокой травою

Скрытый, подполз и одну из белых сорочек тихонько

Взял; потом угнездился в кусте дожидаться, что будет.

Уточки плавают, плещутся в струйках, играют, ныряют.

Вот наконец, поиграв, поныряв, поплескавшись, подплыли

К берегу; двадцать девять из них, побежав с перевалкой

К белым сорочкам, оземь ударились, все обратились

В красных девиц, нарядились, порхнули и разом исчезли.

Только тридцатая уточка, на берег выйти не смея,

Взад и вперед одна-одинешенька с жалобным криком

Около берега бьется; с робостью вытянув шейку,

Смотрит туда и сюда, то вспорхнет, то снова присядет…

Жалко стало Ивану-царевичу. Вот он выходит

К ней из-за кустика; глядь, а она ему человечьим

Голосом вслух говорит: «Иван-царевич, отдай мне

Платье мое, я сама тебе пригожусь». Он с нею

Спорить не стал, положил на травку сорочку и, скромно

Прочь отошедши, стал за кустом. Вспорхнула на травку

Уточка. Что же вдруг видит Иван-царевич? Девица

В белой одежде стоит перед ним, молода и прекрасна

Так, что ни в сказке сказать, ни пером описать, и, краснея,

Руку ему подает и, потупив стыдливые очи,

Голосом звонким, как струны, ему говорит: «Благодарствуй,

Добрый Иван-царевич, за то, что меня ты послушал;

Тем ты себе самому услужил, но и мною доволен

Будешь: я дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна;

Тридцать нас у него, дочерей молодых. Подземельным

Царством владеет Кощей. Он давно уж тебя поджидает

В гости и очень сердит; но ты не пекись, не заботься,

Сделай лишь то, что я тебе присоветую. Слушай:

Только завидишь Кощея-царя, упади на колена,

Прямо к нему поползи; затопает он — не пугайся;

Станет ругаться — не слушай; ползи да и только; что после

Будет, увидишь; теперь пора нам». И Марья-царевна

В землю ударила маленькой ножкой своей; расступилась

Тотчас земля, и они вместе в подземное царство спустились.

Видят дворец Кощея бессмертного; высечен был он

Весь из карбункула-камня и ярче небесного солнца

Все под землей освещал. Иван-царевич отважно

Входит: Кощей сидит на престоле в светлой короне;

Блещут глаза, как два изумруда; руки с клешнями.

Только завидел его вдалеке, тотчас на колени

Стал Иван-царевич. Кощей ж затопал, сверкнуло

Страшно в зеленых глазах, и так закричал он, что своды

Царства подземного дрогнули. Слово Марьи-царевны

Вспомня, пополз на карачках Иван-царевич к престолу;

Царь шумит, а царевич ползет да ползет. Напоследок

Стало царю и смешно. «Добро ты, проказник, — сказал он,

Если тебе удалося меня рассмешить, то с тобою

Ссоры теперь заводить я не стану. Милости просим

К нам в подземельное царство; но знай, за твое ослушанье

Должен ты нам отслужить три службы; сочтемся мы завтра;

Ныне уж поздно; поди». Тут два придворных проворно

Под руки взяли Ивана-царевича очень учтиво,

С ним пошли в покой, отведенный ему, отворили

Дверь, поклонились царевичу в пояс, ушли, и остался

Там он один. Беззаботно он лег на постелю и скоро

Сном глубоким заснул. На другой день рано поутру

Царь Кощей к себе Ивана-царевича кликнул.

«Ну, Иван-царевич, — сказал он, — теперь мы посмотрим,

Что-то искусен ты делать? Изволь, например, нам построить

Нынешней ночью дворец: чтоб кровля была золотая,

Стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный

Сад, и в саду пруды с карасями; если построишь

Этот дворец, то нашу царскую милость заслужишь;

Если же нет, то прошу не пенять… головы не удержишь!»

«Ах ты, Кощей окаянный, — Иван-царевич подумал,

Вот что затеял, смотри пожалуй!» С тяжелой кручиной

Он возвратился к себе и сидит пригорюнясь; уж вечер;

Вот блестящая пчелка к его подлетела окошку,

Бьется об стекла — и слышит он голос: «Впусти!» Отворил он

Дверку окошка, пчелка влетела и вдруг обернулась

Марьей-царевной. «Здравствуй, Иван-царевич; о чем ты

Так призадумался?» — «Нехотя будешь задумчив, — сказал он.

Батюшка твой до моей головы добирается». — «Что же

Сделать решился ты?» — «Что? Ничего. Пускай его снимет

Голову; двух смертей не видать, одной не минуешь».

«Нет, мой милый Иван-царевич, не должно терять нам

Бодрости. То ли беда? Беда впереди; не печалься;

Утро вечера, знаешь ты сам, мудренее: ложися

Спать; а завтра поранее встань; уж дворец твой построен

Будет; ты ж только ходи с молотком да постукивай в стену».

Так все и сделалось. Утром ни свет ни заря, из каморки

Вышел Иван-царевич… глядит, а дворец уж построен.

Чудный такой, что сказать невозможно. Кощей изумился;

Верить не хочет глазам. «Да ты хитрец не на шутку,

Так он сказал Ивану-царевичу, — вижу, ты ловок

На руку; вот мы посмотрим, так же ли будешь догадлив.

Тридцать есть у меня дочерей, прекрасных царевен.

Завтра я всех их рядом поставлю, и должен ты будешь

Три раза мимо пройти и в третий мне раз без ошибки

Младшую дочь мою, Марью-царевну, узнать; не узнаешь

С плеч голова. Поди». — «Уж выдумал, чучела, мудрость,

Думал Иван-царевич, сидя под окном. — Не узнать мне

Марью-царевну… какая ж тут трудность?» — «А трудность такая.

Молвила Марья-царевна, пчелкой влетевши, — что если

Я не вступлюся, то быть беде неминуемой. Всех нас

Тридцать сестер, и все на одно мы лицо; и такое

Сходство меж нами, что сам отец наш только по платью

Может нас различать». — «Ну что же мне делать?» — «А вот что:

Буду я та, у которой на правой щеке ты заметишь

Мошку. Смотри же, будь осторожен, вглядись хорошенько,

Сделать ошибку легко. До свиданья». И пчелка исчезла.

Вот на другой день опять Ивана-царевича кличет

Царь Кощей. Царевны уж тут, и все в одинаковом

Платье рядом стоят, потупив глаза. «Ну, искусник,

Молвил Кощей, — изволь-ка пройтиться три раза мимо

Этих красавиц, да в третий раз потрудись указать нам

Марью-царевну». Пошел Иван-царевич; глядит он

В оба глаза: уж подлинно сходство! И вот он проходит

В первый раз — мошки нет; проходит в другой раз — все мошки

Нет; проходит в третий и видит — крадется мошка,

Чуть заметно, по свежей щеке, а щека-то под нею

Так и горит; загорелось и в нем, и с трепещущим сердцем:

«Вот она, Марья-царевна!» — сказал он Кощею, подавши

Руку красавице с мошкой. «Э, э! да тут, примечаю,

Что-то нечисто, — Кощей проворчал, на царевича с сердцем

Выпучив оба зеленые глаза. — Правда, узнал ты

Марью-царевну, но как узнал? Вот тут-то и хитрость;

Верно, с грехом пополам. Погоди же, теперь доберуся

Я до тебя. Часа через три ты опять к нам пожалуй;

Рады мы гостю, а ты нам свою премудрость на деле

Здесь покажи: зажгу я соломинку; ты же, покуда

Будет гореть та соломинка, здесь, не трогаясь с места,

Сшей мне пару сапог с оторочкой; не диво; да только

Знай наперед: не сошьешь — долой голова; до свиданья».

Зол возвратился к себе Иван-царевич, а пчелка

Марья-царевна уж там. «Отчего опять так задумчив,

Милый Иван-царевич?» — спросила она. «Поневоле

Будешь задумчив, — он ей отвечал. -Отец твой затеял

Новую шутку: шей я ему сапоги с оторочкой;

Разве какой я сапожник? Я царский сын; я не хуже

Родом его. Кощей он бессмертный! видали мы много

Этих бессмертных». — «Иван-царевич, да что же ты будешь

Делать?» — «Что мне тут делать? Шить сапогов я не стану.

Снимет он голову — черт с ним, с собакой! какая мне нужда!»

«Нет, мой милый, ведь мы теперь жених и невеста;

Я постараюсь избавить тебя; мы вместе спасемся

Или вместе погибнем. Нам должно бежать; уж другого

Способа нет». Так сказав, на окошко Марья-царевна

Плюнула; слюнки в минуту примерзли к стеклу; из каморки

Вышла она потом с Иваном-царевичем вместе,

Двери ключом заперла и ключ далеко зашвырнула.

За руки взявшись потом, они поднялися и мигом

Там очутились, откуда сошли в подземельное царство.

То же озеро, низкий берег, муравчатый, свежий

Луг, и, видят, по лугу свежему бодро гуляет

Конь Ивана-царевича. Только почуял могучий

Конь седока своего, как заржал, заплясал и помчался

Прямо к нему и, примчавшись, как вкопанный в землю

Стал перед ним. Иван-царевич, не думая долго,

Сел на коня, царевна за ним, и пустились стрелою.

Царь Кощей в назначенный час посылает придворных

Слуг доложить Ивану-царевичу: что-де так долго

Мешкать изволите? Царь дожидается. Слуги приходят;

Заперты двери. Стук! стук! и вот из-за двери им слюнки,

Словно как сам Иван-царевич, ответствуют: буду.

Этот ответ придворные слуги относят к Кощею;

Ждать-подождать — царевич нейдет; посылает в другой раз

Тех же послов рассерженный Кощей, и та же всё песня:

Буду; а нет никого. Взбесился Кощей. «Насмехаться,

Что ли, он вздумал? Бегите же; дверь разломать и в минуту

3а ворот к нам притащить неучтивца!» Бросились слуги…

Двери разломаны… вот тебе раз; никого там, а слюнки

Так и хохочут. Кощей едва от злости не лопнул.

«Ах! он вор окаянный! люди! люди! Скорее

Все в погоню за ним!.. я всех перевешаю, если

Он убежит!..» Помчалась погоня… «Мне слышится топот»,

Шепчет Ивану-царевичу Марья-царевна, прижавшись

Жаркою грудью к нему. Он слезает с коня и, припавши

Ухом к земле, говорит ей: «Скачут, и близко». — «Так медлить

Нечего», — Марья-царевна сказала, и в ту же минуту

Сделалась речкой сама, Иван-царевич железным

Мостиком, черным вороном конь, а большая дорога

На три дороги разбилась за мостиком. Быстро погоня

Скачет по свежему следу; но, к речке примчавшись, стали

В пень Кощеевы слуги: след до мостика виден;

Дале ж и след пропадает, и делится на три дорога.

Нечего делать — назад! Воротились разумники. Страшно

Царь Кощей разозлился, о их неудаче услышав.

«Черти! ведь мостик и речка были они! Догадаться

Можно бы вам, дуралеям! Назад! чтоб был непременно

Здесь он!..» Опять помчалась погоня… «Мне слышится топот»,

Шепчет опять Ивану-царевичу Марья-царевна.

Слез он с седла и, припавши ухом к земле, говорит ей:

«Скачут, и близко». И в ту же минуту Марья-царевна

Вместе с Иваном-царевичем, с ними и конь их, дремучим

Сделались лесом; в лесу том дорожек, тропинок числа нет;

По лесу ж, кажется, конь с двумя седоками несется.

Вот по свежему следу гонцы примчалися к лесу;

Видят в лесу скакунов и пустились вдогонку за ними.

Лес же раскинулся вплоть до входа в Кощеево царство.

Мчатся гонцы, а конь перед ними скачет да скачет;

Кажется, близко; ну только б схватить; ан нет, не дается.

Глядь! очутились они у входа в Кощеево царство.

В самом том месте, откуда пустились в погоню; и скрылось

Всё: ни коня, ни дремучего лесу. С пустыми руками

Снова явились к Кощею они. Как цепная собака,

Начал метаться Кощей. «Вот я ж его, плута! Коня мне!

Сам поеду, увидим мы, как от меня отвертится!»

Снова Ивану-царевичу Марья-царевна тихонько

Шепчет: «Мне слышится топот»; и снова он ей отвечает:

«Скачут, и близко». — «Беда нам! Ведь это Кощей, мой родитель

Сам; но у первой церкви граница его государства;

Далее ж церкви скакать он никак не посмеет. Подай мне

Крест твой с мощами». Послушавшись Марьи-царевны, снимает

С шеи свой крест золотой Иван-царевич и в руки

Ей подает, и в минуту она обратилася в церковь,

Он в монаха, а конь в колокольню — и в ту же минуту

С свитою к церкви Кощей прискакал. «Не видал ли проезжих,

Старец честной?» — он спросил у монаха. «Сейчас проезжали

Здесь Иван-царевич с Марьей-царевной; входили

В церковь они — святым помолились да мне приказали

Свечку поставить за здравье твое и тебе поклониться,

Если ко мне ты заедешь». — «Чтоб шею сломить им, проклятым!»

Крикнул Кощей и, коня повернув, как безумный помчался

С свитой назад, а примчавшись домой, пересек беспощадно

Всех до единого слуг. Иван же царевич с своею

Марьей-царевной поехали дале, уже не бояся

Боле погони. Вот они едут шажком; уж склонялось

Солнце к закату, и вдруг в вечерних лучах перед ними

Город прекрасный. Ивану-царевичу смерть захотелось

В этот город заехать. «Иван-царевич, — сказала

Марья-царевна, — не езди; недаром вещее сердце

Ноет во мне: беда приключится». — «Чего ты боишься,

Марья-царевна? Заедем туда на минуту; посмотрим

Город, потом и назад». — «Заехать нетрудно, да трудно

Выехать будет. Но быть так! ступай, а я здесь останусь

Белым камнем лежать у дороги; смотри ж, мой милый,

Будь осторожен: царь и царица, и дочь их царевна

Выдут навстречу тебе, и с ними прекрасный младенец

Будет; младенца того не целуй: поцелуешь — забудешь

Тотчас меня, тогда и я не останусь на свете,

С горя умру, и умру от тебя. Вот здесь, у дороги,

Буду тебя дожидаться я три дни; когда же на третий

День не придешь… но прости, поезжай». И в город поехал,

С нею простяся, Иван-царевич один. У дороги

Белым камнем осталася Марья-царевна. Проходит

День, проходит другой, напоследок проходит и третий

Нет Ивана-царевича. Бедная Марья-царевна!

Он не исполнил ее наставленья: в городе вышли

Встретить его и царь, и царица, и дочь их царевна;

Выбежал с ними прекрасный младенец, мальчик-кудряшка,

Живчик, глазенки как ясные звезды; и бросился прямо

В руки Ивану-царевичу; он же его красотою

Так был пленен, что, ум потерявши, в горячие щеки

Начал его целовать; и в эту минуту затмилась

Память его, и он позабыл о Марье-царевне.

Горе взяло ее. «Ты покинул меня, так и жить мне

Незачем боле». И в то же мгновенье из белого камня

Марья-царевна в лазоревый цвет полевой превратилась.

«Здесь, у дороги, останусь, авось мимоходом затопчет

Кто-нибудь в землю меня», — сказала она, и росинки

Слез на листках голубых заблистали. Дорогой в то время

Шел старик; он цветок голубой у дороги увидел;

Нежной его красотою пленясь, осторожно он вырыл

С корнем его, и в избушку свою перенес, и в корытце

Там посадил, и полил водой, и за милым цветочком

Начал ухаживать. Что же случилось? С той самой минуты

Всё не по-старому стало в избушке; чудесное что-то

Начало деяться в ней: проснется старик -а в избушке

Все уж как надо прибрано; нет нигде ни пылинки.

В полдень придет он домой — а обед уж состряпан, и чистой

Скатертью стол уж накрыт: садися и ешь на здоровье.

Он дивился, не знал, что подумать; ему напоследок

Стало и страшно, и он у одной ворожейки-старушки

Начал совета просить, что делать. «А вот что ты сделай,

Так отвечала ему ворожейка, — встань ты до первой

Ранней зари, пока петухи не пропели, и в оба

Глаза гляди: что начнет в избушке твоей шевелиться,

То ты вот этим платком и накрой. Что будет, увидишь».

Целую ночь напролет старик пролежал на постеле,

Глаз не смыкая. Заря занялася, и стало в избушке

Видно, и видит он вдруг, что цветок голубой встрепенулся,

С тонкого стебля спорхнул и начал летать по избушке;

Все между тем по местам становилось, повсюду сметалась

Пыль, и огонь разгорался в печурке. Проворно с постели

Прянул старик и накрыл цветочек платком, и явилась

Вдруг пред глазами его красавица Марья-царевна.

«Что ты сделал? — сказала она. — Зачем возвратил ты

Жизнь мне мою? Жених мой, Иван-царевич прекрасный,

Бросил меня, и я им забыта». — «Иван твой царевич

Женится нынче. Уж свадебный пир приготовлен, и гости

Съехались все». Заплакала горько Марья-царевна;

Слезы потом отерла; потом, в сарафан нарядившись,

В город крестьянкой пошла. Приходит на царскую кухню;

Бегают там повара в колпаках и фартуках белых;

Шум, возня, стукотня. Вот Марья-царевна, приближась

К старшему повару, с видом умильным и сладким, как флейта,

Голосом молвила: «Повар, голубчик, послушай, позволь мне

Свадебный спечь пирог для Ивана-царевича». Повар,

Занятый делом, с досады хотел огрызнуться; но слово

Замерло вдруг у него на губах, когда он увидел

Марью-царевну; и ей отвечал он с приветливым взглядом:

«В добрый час, девица-красавица; все, что угодно,

Делай; Ивану-царевичу сам поднесу я пирог твой».

Вот пирог испечен; а званые гости, как должно,

Все уж сидят за столом и пируют. Услужливый повар

Важно огромный пирог на узорном серебряном блюде

Ставит на стол перед самым Иваном-царевичем; гости

Все удивились, увидя пирог. Но лишь только верхушку

Срезал с него Иван-царевич — новое чудо!

Сизый голубь с белой голубкой порхнули оттуда.

Голубь по столу ходит; голубка за ним и воркует:

«Голубь, мой голубь, постой, не беги; обо мне ты забудешь

Так, как Иван-царевич забыл о Марье-царевне!»

Ахнул Иван-царевич, то слово голубки услышав;

Он вскочил как безумный и кинулся в дверь, а за дверью

Марья-царевна стоит уж и ждет. У крыльца же

Конь вороной с нетерпенья, оседланный, взнузданный пляшет.

Нечего медлить: поехал Иван-царевич с своею

Марьей-царевной: едут да едут, и вот приезжают

В царство царя Берендея они. И царь и царица

Приняли их с весельем таким, что такого веселья

Видом не видано, слыхом не слыхано. Долго не стали

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

Раздел 1                           
Школа               
Краткосрочный план урока №17
Дата:
Класс: 5
Тема
Цели обучения, которые 
достигаются на данном  
уроке (ссылка на учебную 
программу)
ФИО учителя:
Количество    присутствующих:
       
отсутствующих:
Литературная   сказка.   В.А.   Жуковский.   «Сказка   о   царе
Берендее»
 иметь   общее   представление   о   художественном
5.1.2.1.
произведении, осмысливать тему 
 читать   наизусть  
5.1.3.1.
небольшого объема (поэтические, прозаические)
  выразительно   фрагменты   текстов
Цели урока
 читать наизусть  выразительно фрагменты
текстов небольшого объема (поэтические, прозаические);
 иметь общее представление о художественном произведении, 
осмысливать тему;
. кратко пересказывать содержание произведения;
Учащийся достигает цели обучения, если:
1. читает наизусть выразительно фрагменты текстов 
небольшого объема
2. имеет общее представление о художественном 
произведении, осмысливает  тему;
3. кратко пересказывает содержание произведения;
Способствовать осознанию  учащимися ценностей «Мәңгілік ел».
Привитие через чтение произведения таких ценностей, как 
любовь, находчивость и справедливость.
Связь с предметом самопознание
На данном уроке ИКТ используются для просмотра слайдов
Критерии успеха
Привитие ценностей 
Межпредметные связи
Навыки использования
ИКТ
Предварительные знания На данном уроке учащиеся будут работать по заранее 
прочитанному произведению, по выученному отрывку из 
произведения.
Ход урока
Запланиров
анные
этапы
урока
Запланированная деятельность на уроке 
Ресурс
ы Начало
урока
Создание коллаборативной среды
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, 
желает  успеха. 
Учитель  совместно с учащимися определяет цели урока/ЦО и 
критерии успеха.
Проверка домашнего задания:
Учащиеся в парах проводят взаимоопрос по теме домашнего задания.
Выписать   из   текста   «Сказки   о   царе   Берендее»   В.А.   Жуковского   и
выразительно   читать   цитаты,   которые   соотносятся   с   основными
элементами сказочной композиции – зачином, завязкой, кульминацией
и развязкой.
Критерии успеха:
1. выписанные цитаты соответствуют основным элементам 
сказочной композиции – зачином, завязкой, кульминацией и 
развязкой;
2. демонстрирует выразительное чтение фрагментов текста 
небольшого объема
Середина
урока 
 
Деление на две группы (по желанию учителя или учащихся)
Г. Стратегия «Бисер»
1. В каждой группе учащиеся пересказывают сказку, передавая роль 
рассказчика методом «бисера».
Примечание для учителя. Стратегия «Бисер». 
Учащиеся в малых группах пересказывают один и тот же текст. 
Первый рассказчик может остановить свой пересказ в любом 
месте и передать очередь пересказа любому члену группы.  
Учащийся, который получил роль пересказчика, должен 
продолжить пересказ данного текста с того места, где 
остановится предыдущий ученик.
Ф. Взамооценивание
Критерии успеха:
1. Пересказывает определенную часть текста
Г. Задание 2.
Задание для 1 группы
Ответьте на вопросы
­ Как царь оказался у колодца?
Слайды
1­3
Слайд 
4
Слайд 
5
https://
www.lit
mir.co/
br/?
b=4595
6&p=4
текст 
сказки 
В.А. 
Жуков
ского 
«Сказк
а о царе
Беренд
ее»
http://pr
egnancy
.org.ua/ ­       Почему напившись воды, он не смог поднять голову?
­       Как автор описывает Кощея Бессмертного?
­       Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
­       Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?
­       Почему царь согласился? (Он не знал про сына)
­       Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?
­       Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, 
которые описывают чувства царя. Прочитайте?
­       Как Кощей потребовал отдать долг? (Иван­царевич охотился и 
встретил в лесу Кощея)
­       Как решил поступить царевич, после того как отец ему все 
рассказал?
­       Как произошла первая встреча Ивана­царевича с Марьей­ 
царевной?
­       Какой совет дала Марья­царевна Ивану?
­       Как вы думаете, почему Марья­царевна решила помочь царевичу?
­       Помог ли царевичу ее совет?
­       Как принял Ивана­царевича Кощей Бессмертный? Почему? 
Ф. Наблюдения учителя
Критерии успеха:
1. имеет общее представление о художественном произведении, 
осмысливает  тему;
Г. Задания для 2 группы
 Работа по иллюстрациям
cstory­
russkie­
morsko
yi­tsar­

vasilisa­
premud
raya.ht
ml
сказка 
«Морск
ой царь
и 
Васили
са 
Премуд
рая»
Слайд 
6
  
­       Рассмотрите иллюстрацию.
­       Кто на ней изображен?
­       Опишите, как выглядит Кощей Бессмертный?
­       Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где его описывает 
Жуковский. Каким мы привыкли видеть Кощея Бессмертного на 
картинках?
­       Опишите, как выглядит Иван­царевич?
­       Как называется оружие, которое находится за спиной у Ивана­ 
царевича (Лук и колчан со стрелами)
­       Как бы вы описали коня?
­       Какие эпитеты, обычно в русских сказках дают коню?
­       Какой эпизод изобразил художник?
­       Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду?
Ф. Наблюдения учителя
Критерии успеха:
1. имеет общее представление о художественном произведении, 
осмысливает  тему; П. Задание 3.
Затем учащиеся будут слушать фрагменты аудиозаписи «Сказки о царе
Берендее». Перед прослушиванием они получают одно из следующих 
заданий: 
1. продолжить повествование (по возможности, близко к 
авторскому тексту, используя цитаты)
2.
 выбрать один из эпизодов сказки и пересказать его/пересказать 
эпизод (по выбору учащегося) от лица одного из персонажей, 
используя цитаты. 
Формативное оценивание (наблюдение учителя)
Критерии успеха:
1. Пересказывает эпизод, используя цитаты
Конец урока Рефлексия.  «Рефлексивное окно»
В конце урока учащиеся проводят рефлексию:
­ что узнал, чему научился
­ что осталось непонятным 
­ над чем необходимо работать
­ что вызвало ваш интерес
Домашнее задание: 
1)
прочитать сказку «Морской царь и Василиса Премудрая»;
2)
заполнить таблицы: 1 вариант ­ «Черты сходства народной и 
литературной сказок»; 2­ой вариант – «Различия между народной и 
литературной сказками».
Черты сходства народной и литературной сказок
«Мо
ской царь и Василиса Премудрая»
В.А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее»
1.
2.
https://
www.y
outube.
com/wa
tch?
v=74D
U8oDR
u_8
аудиоза
пись 
фрагме
нта 
«Сказк
и о 
царе 
Беренд
ее»
Слайд 
10
Слайд 
11 3.
4.
1.
2.
3.
4.
Различия между  народной и литературной сказками
«Морской царь и Василиса 
Премудрая»
1.
2.
В.А. Жуковский. «Сказка 
о царе Берендее»
1.
2.
3.
4.
3.
4.
Ф. Взаимооценивание «Две звезды и одно пожелание»
Критерии успеха
Учащийся достигает цель, если
1.
заполняя таблицы, демонстрирует понимание прочитанного 
текста;
2. указывает сходства народной и литературной сказки (не менее 
3);
3. указывает различия между  народной и литературной сказками 
(не менее 3)
Дифференциация – каким образом Вы
планируете оказать больше поддержки?
Какие задачи Вы планируете поставить
перед более способными учащимися?
Оценивание – как Вы
планируете проверить
уровень усвоения
материала учащимися?
Здоровье и
соблюдение
техники
безопасности
Дифференциация может быть выражена
в подборе заданий, в ожидаемом 
результате от конкретного ученика, в 
оказании индивидуальной поддержки 
учащемуся, в подборе учебного материала 
и ресурсов с учетом индивидуальных 
способностей учащихся (Теория 
множественного интеллекта по 
Гарднеру). 
Дифференциация может быть 
использована на любом этапе урока с 
учетом рационального использования 
времени.
Используйте данный 
раздел для записи 
методов, которые Вы 
будете использовать для 
оценивания того, чему 
учащиеся научились во 
время урока.
Здоровьесберега
ющие 
технологии.
Используемые 
физминутки и 
активные виды 
деятельности.
Пункты, 
применяемые из 
Правил техники 
безопасности на 
данном уроке. Используйте данный раздел для размышлений об 
уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем
уроке из левой колонки.  
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения 
реалистичными? 
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена 
дифференциация на уроке? 
Выдержаны ли были временные 
этапы урока? 
Какие отступления были от плана 
урока и почему?

Русская литература                         

Школа

Дата: 24.11.20

ФИО учителя: Хасанова М.М.

Класс: 5 б

Количество    присутствующих:

отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

ПО 1. понимать термины: художественная литература,  фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт,  герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм

ПО 2- иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

ПО 5- кратко пересказывать содержание произведения или отрывка 

АИ 1. определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя 

АИ 4. Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя

Цели урока

5.ПО 2. Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему;

5.АИ 4. Анализировать эпизоды, важные для характеристики героев, при поддержке учителя;

5.АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя;

Критерии успеха

Учащийся достигает целей обучения, если:

дает верные ответы на вопросы, демонстрируя понимание произведения;

Дает характеристику герою;

Называет эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

Использует в речи художественные средства выразительности.

Привитие ценностей 

Способствовать осознанию  учащимися ценностей «Мәңгілік ел»: взаимоуважение, любовь, верность.

Межпредметные связи

Связь с предметом самопознание

Навыки использования ИКТ

На данном уроке ИКТ используются для просмотра слайдов

Предварительные знания

На данном уроке учащиеся будут рассматривать сказку как жанр, актуализировать уже известную информацию и извлекать новую.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке 

Ресурсы

Начало урока

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. 

Учитель  совместно с учащимися определяет цели урока/ЦО и критерии успеха

Проверка домашнего задания:

Стратегия «Авторский стул»

Учащиеся (по желанию) будут занимать «авторский стул» и представлять свои аргументы в защиту тезиса: утверждение «Сказка о царе Берендее» — волшебная» – правдивое/ложное.

Критерии успеха

Учащийся достиг цели обучения, если:

выбирает утверждение;

доказывает свою точку зрения, аргументирует свой выбор;

выражает свои мысли точно и ясно;

демонстрирует богатый словарный запас.

Учитель должен поощрять учащихся высказывать свою точку зрения, использовать термины в речи.

4 мин

Середина урока 

Мотивация. Актуализация.

Рассмотреть иллюстрации разных художников к прочитанной сказке (на слайд-презентации).

К. Беседа.

Какие герои сказки изображены на этих иллюстрациях?

Как вы относитесь к ним? Почему?

Как поведение, речь героя раскрывают его характер?

Открытие нового.

Работа над теоретическими понятиями «сюжет», «эпизод», «элементы эпизода». Стратегия «Ключевые слова». Рассказ учителя о том, что писатель продумывает все изображаемые события в своем сочинении, а также отношения, которые должны сложиться между героями — это и есть сюжет литературного произведения. Элементом сюжета является эпизод.

И. Чтение статьи учебника «Сюжет литературного произведения». Стратегия «Чтение с пометками».

Г. После чтения статьи учебника выполняют задание«Перепутанные логические цепочки».

Восстановить правильную последовательность событий сказки.

1. Иван в прекрасном городе. Превращение Марьи в цветок. Марья на свадьбе Ивана. Пирог. Возвращение в царство Берендея.

2. Свадьба Ивана да Марьи.

3. Бегство Ивана и Марьи. Погоня. Мудрость Марьи-царевны.

4. Царь Берендей и его жена. Колодец. Обещание царя.

5. Встреча царевича в лесу с «чудным стариком». Уход Ивана-царевича из дома. Встреча с Марьей-царевной. Подземное царство (мир мёртвых). Испытание Ивана Кощеем. Помощь Марьи.

Проверка.

Дескрипторы:

-располагает основные события сказки в правильной последовательности;

-выявляет ряд связанных между собой событий, составляющих основу содержания прочитанной сказки.

Проверка. Правильный ответ вывести на интерактивную доску.

Ф. Наблюдение учителя.

Стратегия «Автобусная остановка»

Деление класса на три группы по усмотрению учителя или учащихся

На стенах класса развешаны портреты героев.

1 остановка: портрет царя Берендея, назовите эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

2 остановка: портрет  Кощея, назовите эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

3 остановка: портрет  Ивана-царевича, назовите эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

4 остановка: портрет  Марья-царевны, назовите эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

Группы останавливаются на остановках, дают характеристику данному персонажу и называют эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике. Учащиеся должны использовать в речи художественные средства выразительности. 

Критерии успеха:

Учащийся достиг цели, если:

Дает характеристику герою;

Называет эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

Использует в речи художественные средства выразительности.

Ф. Взаимооценивание и наблюдение учителя.

К. Аналитическая работа «Дай характеристику героям»(приём «Толстые и тонкие вопросы»).Ученикам предлагаются вопросы низкого и высокого мыслительного порядка.

1. Кто из героев сказки особенно дорог автору? Докажите это примерами из текста.

2. У кого из героев «Сказки о царе Берендее «огромные глаза горят, как два изумруда… вместо пальцев клешни… голос сиповатый»?

3. Кто из героев «был печален… днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью»?

4. Кто из персонажей сказки «рос не по дням — по часам; и сделался чудо-красавец… охотой в лесу» забавлялся?

5. «Снарядили как должно в путь Ивана-царевича…» Какие дары дали юному царевичу царь и царица?

6. Марья-царевна могла обернуться…? Какой облик могла принимать дочь Кощея?

7. Кто из героев говорит: «Я не хуже родом его… видали мы много этих бессмертных… Снимет он голову — черт с ним, с собакой! Какая мне нужда!»? Как этот небольшой монолог характеризует героя?

8. «Но у __________ граница его государства; Далее ж ________ скакать он никак не посмеет». Какие слова нужно вставить на месте пропусков?

9. «Что же случилось? С той самой минуты всё не по-старому стало в избушке; чудесное что-то начало деяться в ней». Так что же случилось? Перескажите эпизод.

10.Опишите Кощея. Найдите в тексте отрывок, где В.А.Жуковский описывает его. В чем совпадает ваше представление об этом сказочном герое, а чем отличается?

Дескрипторы:

-выбирает нужные фрагменты сказки;

-характеризует героя;

-дает развернутый ответ на вопрос;

-пересказывает эпизод.

Ф. Самооценивание. Наблюдение учителя.

И. Изобразительно-выразительные средства языка.

Наиболее подготовленные учащиеся, получившие заранее индивидуальное домашнее задание, расскажут в группах об изобразительных средствах, которые наиболее ярко проявляются в поэтике волшебной сказки: постоянных и красочных эпитетах, сравнениях, метафорах, олицетворениях, троекратных повторах, использовании уменьшительно — ласкательных суффиксов, гипербол.

П. Выполнение теста на соотнесение.

1. «…младенец, прекрасный как светлый месяц, в пеленках колышется».

А. Олицетво-

рение

2. «Стыдливые очи»

Метафора

3. «Я там был, там мед я и пиво пил; по усам текло, да в рот не попало»

В. Зачин

4. «Лес же раскинулся вплоть до входа в Кощеево царство»

Г. Эпитет

5. «Пустились стрелою»

Д. Концовка

6. «Жил-был царь Берендей до колен борода»

Е. Сравнение


Ответы: 1._ 2._ 3._ 4._ 5.__6.__

Дескрипторы:

понимает значение терминов, умеет находить в тексте изобразительные средства;

соотносит использованные В.А. Жуковским в «Сказке о царе Берендее» изобразительно — выразительные средства языка, элементы сказочной композиции с соответствующим термином.

Проверка. Правильный ответ вывести на интерактивную доску.

Ф. Самооценивание. Устное высказывание. Наблюдение учителя.

Творческая работа. Мини-сочинение.

На кого из героев этой сказки ты хотел бы быть похожим? Почему?

Дескрипторы :

выделяет важные для характеристики героя детали;

использует цитаты из сказки для подтверждения своих мыслей;

-обосновывает свой выбор

Подведение итогов урока.

Слайды 1-2

http://festival.1september.ru/articles/534648/

стр.19

ФО

Слайд 7

Конец урока

Рефлексия «Высказывание по цепочке».

Я узнал…; Я открыл для себя…; Я понял, что…; Меня удивило…; Я согласен /не согласен, что…

Домашнее задание: 

Дать развернутый письменный ответ на вопрос: поучительной или увлекательной, на ваш взгляд,  получилась сказка у В.А. Жуковского? Почему? Объясните свою позицию/свой вывод.

Задание на дом:

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Критерии успеха

Учащийся достиг цели, если:

Пишет творческую работу;

Дает оценку изученному произведению;

Объясняет свою позицию;

Слайд 8

Слайд 9

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру). 

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.   

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? 

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке? 

Выдержаны ли были временные этапы урока? 

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.  

Русская литература Я1 Сш № 13 Школа:
Дата:23/11/2018 ФИО учителя: Нугманова А.Т
Класс: 5 «б»
Количество присутствующих:

отсутствующих:

Раздел 2:
Тема:
Литературная поэтическая сказка
Композиция сказки «Сказка о царе Берендее» В.А.Жуковского
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) ПО 3. Чтение и цитирование
ПО 2. Понимание художественного произведения
ПО 5. Пересказ

Цели урока 5.ПО 3. читать выразительно фрагменты
текстов небольшого объема ;
5. ПО 2. иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему;
5. ПО 5. кратко пересказывать содержание произведения;

Критерии успеха Учащийся достигает цели обучения, если:
1. читает выразительно фрагменты текстов небольшого объема
2. имеет общее представление о художественном произведении, осмысливает тему;
3. кратко пересказывает содержание произведения;
Привитие ценностей

Способствовать осознанию учащимися ценностей «Мәңгілік ел». Привитие через чтение произведения таких ценностей, как любовь, находчивость и справедливость.
Межпредметные связи Связь с предметом самопознание
Навыки использования ИКТ На данном уроке ИКТ используются для просмотра слайдов
Предварительные знания
На данном уроке учащиеся будут работать по заранее прочитанному произведению, по выученному отрывку из произведения.
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
Создание коллаборативной среды
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Учитель совместно с учащимися определяет цели урока/ЦО и критерии успеха.
Проверка домашнего задания:
Учащиеся в парах проводят взаимоопрос по теме домашнего задания.
Сказка. Виды сказок.
Критерии успеха:
1. выписанные цитаты соответствуют основным элементам сказочной композиции – зачином, завязкой, кульминацией и развязкой;
2. демонстрирует выразительное чтение фрагментов текста небольшого объема
ИКТ

Слайды1-3

Слайд 4
Середина урока
Деление на две группы (по желанию учителя или учащихся)
Создание коллаборативной среды
Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи
В четырех колонках имена героев сказок.
угадываем
Г. Стратегия «Бисер»
1. В каждой группе учащиеся пересказывают сказку, передавая роль рассказчика методом «бисера».
. Стратегия «Бисер».
Учащиеся в малых группах пересказывают один и тот же текст. Первый рассказчик может остановить свой пересказ в любом месте и передать очередь пересказа любому члену группы. Учащийся, который получил роль пересказчика, должен продолжить пересказ данного текста с того места, где остановится предыдущий ученик.

Ф. Взамооценивание
Критерии успеха:
1. Пересказывает определенную часть текста
Задание
Задание для 1 группы
Ответьте на вопросы
— Как царь оказался у колодца?
-Почему напившись воды, он не смог поднять голову?
— Как автор описывает Кощея Бессмертного?
— Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
— Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?
— Почему царь согласился? (Он не знал про сына)
— Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?
— Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают чувства царя. Прочитайте?
— Как Кощей потребовал отдать долг? (Иван-царевич охотился и встретил в лесу Кощея)
— Как решил поступить царевич, после того как отец ему все рассказал?
— Как произошла первая встреча Ивана-царевича с Марьей- царевной?
— Какой совет дала Марья-царевна Ивану?
— Как вы думаете, почему Марья-царевна решила помочь царе-вичу?
— Помог ли царевичу ее совет?
— Как принял Ивана-царевича Кощей Бессмертный? Почему?
Ф. Наблюдения учителя
Критерии успеха:
имеет общее представление о художественном произведении, осмысливает тему;
Г.Задание 2.
Работа с иллюстрациями. обсудите эпизод в группе:
• Какова основная мысль данного эпизода?
• Какие качества характера проявляет каждый из героев в этом эпизоде?

— Рассмотрите иллюстрацию.
— Кто на ней изображен?
— Опишите, как выглядит Кощей Бессмертный?
— Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где его описывает Жуковский. Каким мы привыкли видеть Кощея Бессмертного на картинках?
— Опишите, как выглядит Иван-царевич?
— Как называется оружие, которое находится за спиной у Ивана- царевича (Лук и колчан со стрелами)
— Как бы вы описали коня?
— Какие эпитеты, обычно в русских сказках дают коню?
— Какой эпизод изобразил художник?
— Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпи-зоду?
Ф. Наблюдения учителя
Критерии успеха:
имеет общее представление о художественном произведении, осмысливает тему;

П.Задание 3.
Вопросы:
1. У кого из героев «Сказки о царе Берендее «огромные глаза горят, как два изумруда… вместо пальцев клешни… голос сиповатый»?
2. Кто из героев «был печален… днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью»?
3 Кто из персонажей сказки «рос не по дням — по часам; и сделался чудо-красавец… охотой в лесу» забавлялся?
4. «Снарядили как должно в путь Ивана-царевича…» Какие дары дали юному царевичу царь и царица?
5. Марья-царевна могла обернуться…? Какой облик могла принимать дочь Кощея?
6. Кто из героев говорит: «Я не хуже родом его… видали мы много этих бессмертных… Снимет он голову — черт с ним, с собакой! Какая мне нужда!»? Как этот небольшой монолог характеризует героя?
Формативное оценивание (наблюдение учителя)
Критерии успеха:
1. Пересказывает эпизод, используя цитаты
Тест по прочитанным произведениям

Слайд 5
https://www.litmir.co/br/?b=45956&p=4
текст сказки В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее»

»
Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

http://pregnancy.org.ua/cstory-russkie-morskoyi-tsar-i-vasilisa-premudraya.html
сказка «Морской царь и Василиса Премудрая

Конец урока
«Рефлексия»
В конце урока учащиеся проводят рефлексию:
Самооценивание

Домашнее задание:
Что я пожелаю всем, если я поймаю щуку?
Ф. Взаимооценивание «Две звезды и одно пожелание»
Критерии успеха
Учащийся достигает цель, если
1. указывает различия между народной и литературной сказками (не менее 3)
2. читает выразительно фрагменты текстов небольшого объема
3. имеет общее представление о художественном произведении, осмысливает тему;
4. кратко пересказывает содержание произведения;
Слайд 10

Слайд 11

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).
Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени. Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. Здоровьесберегающие технологии.
Используемые физминутки и активные виды деятельности.
Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

КГУ СШ №13 (со спецклассами)

Открытый урок в 5 «б»классе
Композиция сказки
«Сказка о царе Берендее»
В.А Жуковского

Учитель русского языка и литературы
А.Т. Нугманова

Цели урока:

Познакомить детей со сказкой В.А. Жуковского.

Отрабатывать навыки выразительного осознанного чтения.

Развивать умение работать над иллюстрацией; умение составлять план. Обогащать словарный запас. Развивать память, речь, внимание.

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока

I.  Организационный момент

II.   Проверка домашнего задания

Учитель проводит игры «Третий лишний» и «Допиши по анало­гии», составленные детьми.

III.              Постановка цели урока

—  Сегодня на уроке мы начинаем новый раздел.

—  Прочитайте, как он называется? (Чудесный мир классики.)

—  Как вы понимаете слово «классика»? (Классика — те произве­дения, которые прошли через годы и до сих пор нам интерес­ны.)

—  Как вы думаете, произведения, каких авторов будут помещены в этом разделе?

—  Открывает этот раздел поэт В.А. Жуковский. С его творчест­вом вы уже знакомились во 2 и 3 классах.

—  Какие стихотворения Жуковского вы можете вспомнить? (Сказка «Мальчик с пальчик», стихотворения «Жаворонок» («На солнце темный лес зардел…»), «Родного неба милый свет…»)

—  Можете ли вы прочитать их наизусть?

Учитель читает вступительную статью перед сказкой.

—  Что вы узнали из жизни писателя?

—  Вы уже знаете, что Жуковский был другом Пушкина. Он был старше, и был учителем в поэтических начинаниях Пушкина. Они затеяли спор, кто лучше перескажет стихами народные сказки. У Пушкина есть «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а у Жуковского «Спящая царевна». У Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о царе Берендее» у Жу­ковского, с которой мы с вами сегодня и познакомимся. Кто же победил в этом споре? Как вы считаете?

Жуковский признал свое поражение и подарил Пушкину свой порт­рет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

IV. Изучение нового материала

  1. Первичное чтение первой части сказки.

Дети читают по цепочке до слов: «На другой день рано поут­ру.. .», по ходу чтения идет словарная работа.

  1. Беседа после чтения:

  • Как царь оказался у колодца?

—       Почему напившись воды, он не смог поднять голову?

—       Как автор описывает Кощея Бессмертного?

—       Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

—       Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?

—       Почему царь согласился? (Он не знал про сына)

—       Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?

—       Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают чувства царя. Прочитайте?

—       Как Кощей потребовал отдать долг? (Иван-царевич охотился и встретил в лесу Кощея)

—       Как решил поступить царевич, после того как отец ему все рассказал?

—       Как произошла первая встреча Ивана-царевича с Марьей- царевной?

—       Какой совет дала Марья-царевна Ивану?

—       Как вы думаете, почему Марья-царевна решила помочь царе­вичу?

—       Помог ли царевичу ее совет?

—       Как принял Ивана-царевича Кощей Бессмертный? Почему?

V. Физкультминутка

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива.

Мучается бедный ослик,

Что сначала съесть, что после?

Впереди крыжовник зреет,

Позади малина спеет.

Голоден до полусмерти.

Ослик головою вертит.

Слева — свекла.

Справа — брюква,

Слева — тыква,

Справа — клюква.

Снизу свежая трава

Закружилась голова.

VI Закрепление нового материала 1. Работа над иллюстрацией

—       Рассмотрите иллюстрацию.

—       Кто на ней изображен?

—       Опишите, как выглядит Кощей Бессмертный?

—       Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где его описывает Жуковский. Каким мы привыкли видеть Кощея Бессмертного на картинках?

—       Опишите, как выглядит Иван-царевич?

—       Как называется оружие, которое находится за спиной у Ивана- царевича (Лук и колчан со стрелами)

—       Как бы вы описали коня?

—       Какие эпитеты, обычно в русских сказках дают коню?

—       Какой эпизод изобразил художник?

—       Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпи­зоду?

2. Составление плана

—       Какие основные события происходили в этой части сказки?

—       Давайте озаглавим каждую часть и запишем в тетрадь план.

1)   Поездка царя.

2)   Колодец в лесу.

3)   Встреча с Кощеем.

4)   Неожиданная весть.

5)   Иван-царевич встречается с Кощеем.

6)   Царевич собирается в дорогу.

7)   Встреча Ивана с Марьей-царевной.

8)    Иван-царевич у Кощея

V1L Итог урока

—       Понравилась ли вам сказка, которую мы начали читать сегодня?

—       Хотели бы вы знать, что случилось с Иваном-царевичем дальше?

Домашнее задание

Подготовить пересказ первой части сказки.

  • Жуковский сказка о царе берендее слушать аудиозапись
  • Жуковский сказка о царе берендее слушать 4 класс
  • Жуковский сказка о царе берендее распечатать текст
  • Жуковский сказка о царе берендее рабочая тетрадь
  • Жуковский сказка о царе берендее презентация 4 класс