Жуковский сказка о мертвой царевне урок в 5 классе

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕТема урока: В.А.Жуковский. Волшебная сказка «Спящая царевна»

 Цели урока:
1) организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знаний учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала;

    организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»;

    учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль;

    учить определять тему и жанр произведения;

    совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства;
    создать условия для исследовательской деятельности уч-ся; 
    способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования;
    побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; 

2) развивать творческое воображение; расширять словарный запас 
     учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию 
    коммуникативных умений и навыков;

3) воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

4) заботиться о здоровье учащихся

       Ход урока:

 І. Организационный этап 

          Учитель: —  Учебник на столе у вас?
                              А ручки и тетрадки?
                              Тогда урок начнём сейчас,
                              Раз всё у вас в порядке.
                              Будьте внимательны, 
                              Послушны, наблюдательны.
                              Чтобы литературные тайны познавать,
                              Нужно всё серьёзно изучать.

II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

— Сегодня в конце урока лучшие чтецы, активные и внимательные
 ученики будут награждены медалями “Читай-ка”. 
— Итак, вспомним изученное.
У вас карточки, на которых задание: 
— Назвать жанры произведений В.А.Жуковского 

III. Этап подготовки к восприятию нового материала 

Учитель: Какова же тема нашего урока? 
— С большим, известным поэтом продолжим работу на уроке.

Это В.А.Жуковский. Роль В.А.Жуковского в литературе велика. 

1. Актуализация знаний

— Что же вы знаете о В.А.Жуковском?

 Параллельно с рассказом детей учитель показывает портреты В.А.Жуковского. 


— С какими произведениями уже знакомы? Посмотрите на обложки книг с произведениями В.А.Жуковского. Среди этих произведений есть одно, которое мы с вами ещё не изучали. Это сказка «Спящая царевна». 

IV. Этап сообщения темы и целей урока

1. Постановка проблемы
— Итак, наш основной проблемный вопрос таков: 
— Действительно ли данное произведение В.А.Жуковского «Спящая красавица» — сказка?
 — В чём отличие сказки В.А. Жуковского от народной сказки?

— На сегодняшнем уроке мы попытаемся решить этот вопрос. Постараемся увидеть особенности, присущие именно этому произведению.

2. Вступительная беседа

Учитель: Как известно, «Спящая царевна» появилась в результате дружеского соревнования с А.С.Пушкиным в том, кто лучше обработает народную сказку. 
 Источником сказки «Спящая царевна» послужили литературные обработки немецких и французских сказок («Шиповник» братьев Гримм, «Красавица, спящая в лесу» Ш.Перро). Жуковский объединил эти оба варианта сказок и переложил их в стихах размером, очень близким к пушкинским сказкам «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях».

V. Этап изучения новых знаний и способов деятельности, первичной проверки понимания изученного

 1. Слушание  произведения в исполнении В.Бохона (фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс») -10 – 12 мин. 
— Дома вы самостоятельно читали произведение. Послушайте ещё раз.
— Похоже ли данное произведение на какие-либо другие? На пушкинские 
сказки?
— Какое настроение вызвало у вас прочитанное произведение? Взволновало 
вас?
— Понравилось ли вам? Какие чувства вызвали различные эпизоды?
 -Какова основная мысль прослеживается в сказке?

2.Словарная работа 
 — Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.
 — Что означает выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)

VI. Этап закрепления изученного материала

 1.Чтение-сканирование (за 20-30 с уч-ся «пробегают» глазами текст в поисках важной информации
— Стр. 70-71
— Стр. 71-72  (-Вот, глядит, отворена…). 

2.Чтение «буксир» (хорошо читающий ученик читает вслух, остальные следят; уч-к останавливается – остальные показывают слово, где остановился.)

3.Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки

— Определите жанр произведения.
— Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
 — Поскольку создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А.С.Пушкиным на лучшую обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими народными: есть ли в сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с народными и что отличает от народных сказок?

 (

Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»)

— Что отличает «Спящую царевну» от них?
 (

Отличие — в сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне. Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор. В сказке присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений, особый ритм и рифма.)
— Какие сказочные и реальнее картины изображает автор?

4.Работа над содержанием, выделение выразительных средств. 
— Работа над содержанием:
— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? (Докажите текстом)
 — Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти? Почему?
 — Кто пробудил царевну от волшебного сна?
 — Расскажите о героях сказки.
 — Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Спящая царевна». Можно ли считать эту картину иллюстрацией к сказке В.А.Жуковского? Свой ответ обоснуйте. 
— В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским цветком». Почему? 
— Какие сравнения употребили бы вы, рисуя портрет царевны? 
— Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)
— Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)
— Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./ Распалилась ото сна./ Молод цвет её ланит./…) 
— Найдите строки пробуждения царевны?
— Каким изображает автор царя Матвея? Найдите в тексте эпитеты.
— Выберите из ряда эпитетов, употребленных В.А.Жуковским, постоянные эпитеты, традиционные для народных сказок: добрый царь, разумный царь, знатный пир, веселый пир, гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, гробовая тишина, дикий бор, дремучий лес, пышны гривы, детина удался, сон глубокий, сон волшебный, губки алые, руки белые, кудри черные. 
— По рифмам восстановите текст концовки сказки Жуковского.
— Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе …;
По усам вино бежало.
В рот же капли не …

                                         Физминутка

  «Считалочка»

  Раз, два, три, четыре, пять!

  Ох как весело играть!

  Руки вверх подними,

  На пальчики посмотри,

  Шире руки разведи!

  А потом их опусти!

Учитель: «Руки вперед на уровне грудной клетки». Под слова «раз, два, три, четыре, пять» дети, стоя у своих парт, свободно потряхивают кистями рук (движение сверху вниз). Под слова «ох как весело играть» — легкие хлопки в ладони; под слова «руки вверх подними» все поднимают руки, сопровождая глубоким вдохом и выдохом; под слова «на пальчики посмотри» поднимают голову, прогибая спину. Дальше под слова «шире руки разведи» разводят руки в стороны и делают глубокий вдох, под слова «а потом их опусти» опускают руки вниз и делают глубокий выдох.

5. Конкурс чтецов 

1.Чтение уч-ся понравившегося отрывка.

Гимнастика для глаз
«Маска, ты кто?» — учитель предлагает изобразить лица героев сказки в образе животных (с какими они их соотносят).

VII. Этап обобщения и систематизации знаний 

— Какие сказки тематически близки сказке В.А. Жуковского? Кто их авторы?
Что объединяет их?
— Действительно, сюжет о спящей царевне использовали многие сказочники: Ш.Перро, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин. 

VIII. Этап контроля, самоконтроля 

 Исследовательская работа в группах

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 3 – 5 минут.

Задание для 1-й группы: Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
      (
«Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит…»)
       Задание для 2-й группы: Найти в тексте сказки книжные, литературные выражения (не встречаются в народной речи).
       (
«Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал…»)

Задание для 3-й группы: Разложите понятия в виде цепочки-связи: авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. (

Прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка).

IX. Этап информации о домашнем задании 

1.Выразительное чтение сказки.
2. Характеристика главных героев с цитатами из текста.
3. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка). 
— Выберите одно из заданий на выбор.

X. Этап подведения итогов урока 

Учитель:
 — Давайте подведем итог. Как звучит проблемный вопрос урока? 
— Действительно ли произведение В.А.Жуковского «Спящая царевна» — сказка?
— В чём же отличие сказки В.А.Жуковского от народной сказки? Как называются типичные, схожие сюжеты?
— Как вы считаете, с какой целью В.А.Жуковский создал ещё одну сказку о спящей царевне?
— Чему учит эта сказка? Какую пользу можем извлечь из сказки?

XI. Этап рефлексии

Учитель:- Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? 
— Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим я сделала: 
Вы учитесь упорно, 
Стараясь двигаться вперёд!
Вы очень любознательный,
Школьники, народ!

— В.А.Жуковский, присутствуя на нашем уроке, думаю, так бы сказал: 

Вы сказку заново открыли,
И вот плоды работы той:
Вы скрытый смысл легко раскрыли —
Себе открылись вы, бог мой!
Вы каждый образ изучили,
Заданья на дом получили…
Спасибо вам! Чего же боле?
Что я смогу еще сказать? 

Поощрение уч-ся медальками “Читай-ка”.

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Жуковского « Спящая царевна»

Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;

  • сопоставить эту сказку с народными сказками;

  • проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки

Ход урока.

  1. Слово учителя:

Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.

Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.

Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.

Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.

Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.

Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.

(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )

2. Чтение текста учителем.

  1. Работа с текстом:

Беседа:

  • Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?

Да Нет

— вступление, зачин — стихотворный текст

— концовка — необычные герои

— положительные и отрицательные герои — необычные имена

— эпитеты — автор

  • Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)

  • А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?

( авторские, литературные)

  • Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмот-

рим, действительно ли произведение « Спящая царевна» — сказка? ( доказываем)

  • Обратимся к композиции, сюжету, героям.

  1. Сказочный зачин ( зачитываем)

  2. Концовка ( зачитываем)

  3. Герои положительные и отрицательные ( называем)

  4. Развитие сюжета ( месть, нарушение запрета, действие магии злоу колдуньи, чудесное пробуждение)

  • Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)

  • А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)

  • Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)

  • Обычен ли герой? ( нет)

  • И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)

Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)

  • Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описы-

вающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)

  • Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)

  • А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)

  • Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)

  • Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)

  • Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)

  • Кто и как смягчает это жестокое пожелание? ( 11 чародейка смягчает пророчество злой старухи, заменяя смерть 300 летним сном)

  • Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)

  • Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)

  • Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)

  • Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)

  • Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)

  • Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)

  • Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)

  • Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)

  • Время всё текло, текло,

Вот и 300 лет прошло…

Появляется новый герой. Кто он? ( принц)

  • Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)

  • Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)

  • И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)

  • Найдите описание спящей царевны. ( чтение)

  • Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)

  • Каков финал сказки?

  • Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)

  • Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.

  • Итак, в этой сказке, как и в другой, добро побеждает зло. Скажите, если бы это была не литературная сказка , к какому типу народных сказок мы бы её отнесли? ( к волшебным)

  • Почему? ( волшебство, волшебные вещи)

  • Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:

    1. авторство

    2. стихотворная форма

    3. необычные герои

    4. необычные имена

Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)

4. Домашнее задание стр.65, вопрос 6 , наизусть отрывок.( подарки чародеек)

Литература

5 класс

Урок № 11

Жуковский В. А. «Спящая царевна»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Жизнь творчество В. А. Жуковского.
  2. Особенности сюжета сказки «Спящая царевна».
  3. Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки.

Тезаурус

Литературная сказка – это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки.

Веретено – приспособление для прядения, стержень для навивания пряжи.

Хорунжий – офицерский чин, равный подпоручику, а также лицо, носящее этот чин.

Терновник – вид колючего кустарника.

Ланиты (устар.) – щёки.

Чело (устар.) – лоб.

Очи (устар.) – глаза.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019 – 307 с.

Дополнительная литература:

  1. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
  2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
  3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
  4. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
  5. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
  6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
  7. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019).
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019).
  3. Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
  4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
  5. Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019).
  6. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019).
  7. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Василий Жуковский – русский поэт, переводчик и критик. Поэт родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии.

В течение жизни Жуковским было написано семь сказок, в основе которых как европейские, так и русские народные сюжеты.

А началось всё в Царском Селе в 1831 году. Именно там Василий Жуковский и его близкий друг Александр Пушкин вступили в поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Александр Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Именно в первой трети 19 века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских.

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм и сказки Шарля Перро «Спящая красавица».

Для Жуковского, как для переводчика, и как для оригинального автора характерна манера «облагораживания» фольклорного материала: усложняя традиционные сюжеты народных сказок, поэт расширяет круг чудесных превращений героев, вводит пейзажи, описания, эмоционально насыщенные сцены.

Жуковский пересказывает сюжет Шарля Перро, почти от него не отклоняясь. Рождается девочка, и царь приглашает одиннадцать фей, а двенадцатую, злую и сварливую, не зовёт. Обиженная чародейка предсказывает, что девочка уколется веретеном и умрёт. Вот, что она говорит:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своём

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!

Смысл предсказания в том, что она проживёт счастливое детство, но взрослой жизни у неё не будет.

Девочке исполняется 16 лет, и предсказание сбывается: но с небольшим изменением. Уколов руку веретеном, царевна не умирает, а засыпает на 300 лет, а вместе с ней и весь дворец.

Автор рисует картины спящего красочного мира.

Повар спит перед огнём;

И огонь, объятый сном,

Не пылает, не горит,

Сонным пламенем стоит;

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

В назначенный час появляется принц, который должен расколдовать девушку. У Жуковского он это делает посредством поцелуя. Он её целует, восхищённый её красотой, она оживает, и все просыпаются.

Помня об условиях состязания с Пушкиным, Жуковский стремился придать сказке народный характер. Так, феи из сказки Шарля Перро становятся чародейками, король – царём, принцесса – царевной.

В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей…

Зачину соответствуют и сказочные формулы: нет как нет; что ни в сказке рассказать, ни пером не описать; жить да поживать.

Концовка сюжета также является стихотворным переложением традиционной фольклорной формулы:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

Но, наряду с народными, мы встречаем в сказке и книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины» и пр.)

Таким образом, мы видим, что в сказочный сюжет Василий Жуковский вносит оригинальные описания героев, обстановки, пейзажей.

Ну и не стоит забывать, что сказка Жуковского заканчивается традиционным свадебным пиром, у Шарля Перро после женитьбы главных героев следовала долгая история про противостояние молодой жены и свекрови.

Таким образом, сюжет французской сказки приобретает черты, придающие ей сходство с русской народной.

Теоретический материал для углубленного изучения

В первой трети XIX века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских. В. А. Жуковский внес в эту часть русской литературы огромный вклад.

«…Перед другими нашими поэтами Жуковский то же, что ювелир перед прочими мастерами, то есть мастер, занимающийся последнею отделкой дела. Не его дело добыть в горах алмаз – его дело оправить этот алмаз таким образом, чтобы он заиграл всем своим блеском и выказал бы вполне своё достоинство всём. Появленье такого поэта могло произойти только среди русского народа, в котором так силен гений восприимчивости, данный ему, может быть, на то, чтобы оправить в лучшую оправу всё, что не оценено, не возделано и пренебрежено другими народами». (Н. В. Гоголь, из статьи «В чём же, наконец, существо русской поэзии, и в чём её особенность», 1845 г.)

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Задание: выберите несколько сказок, ставших основой для сказки В. Жуковского «Спящая царевна»

Варианты ответов:

«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм

«Спящая красавица», Шарль Перро

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

«Золушка», Шарль Перро

Задание опирается на сюжет изученной сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и на читательский опыт пятиклассников. Ознакомившись с вариантами ответов, обучающийся вспоминает основную сюжетную канву перечисленных сказок. Совпадение сюжетов со сказкой Жуковского наблюдается в двух сказках. Об этом факте говорилось и в объясняющей части урока. Таким образом, обучающийся выбирает правильные варианты:

«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм

«Спящая красавица» Шарль Перро

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное

Задание: восстановите последовательность событий в сказке

Рак предсказывает царице рождение дочери

Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена

Царь издает указ, запрещающий верётена и прялки

Принц узнает от старика легенду о спящей царевне

Принц будит царевну поцелуем

Задание опирается на сюжет изученной сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обучающийся вспоминает последовательность событий в сказке от предсказания о рождения царевны до счастливого финала и выстраивает следующую последовательность:

Рак предсказывает царице рождение дочери

Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена

Царь издает указ, запрещающий веретёна и прялки

Принц узнает от старика легенду о спящей царевне

Принц будит царевну поцелуем

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством.
  2. Развивающая: Формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.
  3. Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе

План урока:

  1. Оргмомент ( 2 мин.)
  2. Проверка д/з. (5 мин.)
  3. Объяснение нового материала ( 26мин.)
  4. Подведение итогов (3 мин.)
  5. Мотивирование и объяснение оценок (2 мин.)
  6. Задание на дом (2 мин.)

Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».

Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопросы учебника (ст. 65, вопросы №2-5)

Ход урока

I. Оргмомент.
Сообщение темы. Целевая установка на урок.
II. Проверка д/з (фронтальный опрос).
Учитель – Что вы знаете о В.А. Жуковском?
– Что это был за человек?
Чем он прославился? (слайд №4)
III. Объяснение нового материала.
Учитель Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение). Предстоит выяснить, кто является героем литературной сказки?
На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания сказки В.А. Жуковского (состязание с Пушкиным на лучший стихотворный пересказ народных сказок; ее основа – французская и немецкая народные сказки с общим сюжетом).
Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?
Учащиеся Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.
Учитель Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Зачитывают определение и записывают его в тетрадь)
Учащиеся Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь) (Слайд 5)
Учитель К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского отнесли? (Слайд 6)
Учащиеся Волшебной
Учитель Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты)
Учащиеся · Наличие чуда
· Столкновение с волшебной силой
· Существование какого-либо запрета
· Волшебные персонажи
· Волшебные предметы
· Символы
Определение уровня читательского восприятия сказки
Учитель Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей)
Умение ориентироваться в построении сказки Жуковского. (по мере ответов на вопросы на доске с помощью заранее заготовленных табличек заполняется композиционно-сюжетная линия)
Учитель – С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте.
– Как развиваются события дальше?
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? (слайд 7)
Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты)
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

Учащиеся А незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!» (Слайд 7)
Учитель говорит о главных и второстепенных героях.
Учитель – Расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царском сыне (Слайд 8)

(После рассказа о героях, узнать второстепенные они или главные, ввести понятие образа героя)
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок.
Учитель – Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?
Учащиеся Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Учитель – Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?
(По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске) (Слайд 9)

Сходство Различие
1. Идея – добро побеждает зло
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
4. Употребление устойчивых выражений
5. Волшебные «заколдованные» предметы
1. Автор
2. Более разнообразные приключения.
3. Стихотворная речь
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Жанр
Выразительное чтение сказки
Учитель Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? ( 2-3 ученика читают эпизоды)
IV. Подведение итогов.
Учитель Можно ли сказать , что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки?
В чем сходство его сказки с народной?
А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке?
Учащиеся (Звучат ответы)
Учитель Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

Рефлексия:

А.С. Пушкин говорил:

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Слайд 10)

V. Мотивирование и объяснение оценок.
VI. Задание на дом.
прочитать сказку В.А. Жуковского « Три пояса» (учебник-хрестоматия, часть I, стр. 100-113).
Индивидуальное задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна»

Использованная литература:

  1. Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.
  2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др.
  3. «Литература. 5 класс»/ О.А. Ермина. – М., 2003.
  4. Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1970.
  5. Лазарев В.Я.Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М., 1984.

Интернет-ресурсы:

  • zhukovskiy.ouc.ru/zhykovskii-russian-culture.html
  • www.zhukovskiy.net.ru
  • www.a4format.ru
  • hrono.ru/biograf/bio_zh/zhukovski_va.php

Автор: Сиякина Нафиса Равиловна

Организация: ГБОУ «Тетюшская кадетская школа-интернат»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Тетюши

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цели:

Деятельностная: Формировать умения сравнивать, обобщать выводы о сходствах и об отличительных особенностях авторских сказок на примере произведений А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Содержательная: изучить сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», рассмотреть сходства и отличительные особенности авторских сказок на примере произведений А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и В.А. Жуковского «Спящая царевна».

Планируемые результаты:
Личностные: формирование ценностной сферы ученика в ходе работы с ценностными понятиями «добро» и «зло», «долг», «совесть»; воспитание любви к авторским и народным сказкам; научить готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: ученик научится: целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных ориентиров действий в новом учебном материале;

Ученик получит возможность осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Познавательные УУД: развивать умения анализировать и сравнивать изученные сказки между собой, соотносить их с народной сказкой; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в учебнике и словаре; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме.

Коммуникативные УУД: ученик научится брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме;

ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

Предметные: знать содержание сказок; владеть литературоведческими терминами «сравнение», «народная и литературная сказка»; уметь воспринимать, анализировать и сопоставлять авторские сказки; уметь формулировать идею, проблематику произведений и давать характеристику героям.

Необходимое оборудование: Литература. 5 класс. Г.С. Меркин. – ООО «ТИД «Русское слово», 2011

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал: эталоны для самопроверки

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Прочтите высказывание, которое написано на доске. Как вы его понимаете?

Всякое уменье трудом дается

Ученик. Я думаю, эта пословица гласит: чтобы уметь выполнять разные дела, нужно этому учиться.

Ученик. А я считаю, что для этого мы в школе должны хорошо учиться, много трудиться.

Ученик. Я хочу добавить, что только благодаря упорному труду можно научиться всему.

Учитель. Вы готовы трудиться? Готовы начать урок?

Ученик. Готовы.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. Проверим домашнее задание. Вам было дано задание на выбор: Составить цитатный план сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях» или ответить на вопросы. Ребята, составившие цитатный план, садятся по правую руку от меня, а те, кто подготовил ответы на вопросы – по левую руку. Слово предоставляется группе, которая составила цитатный план. Отвечает капитан группы.

Ученик. Мы составили следующий план:

«Царь с царицею простился…»

«Царь женился на другой…»

«Но царевна молодая, тихомолком расцветая…»

«А царевна все ж милее…»

«Вот Чернавка в лес пошла…»

«Будь нам милая сестрица…»

«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»

«…Нищая черница ходит по двору с клюкой…»

«В руки яблочко взяла»

«…Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»

«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»

«Гроб разбился. Дева вдруг ожила…»

«Свадьбу тотчас учинили…»

Учитель. Прослушаем ответы тех, кто отвечал на вопросы. Слово предоставляется второй группе. Первый вопрос: Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?

Ученик. Читая сказку, мы приобщаемся к волшебству, забываем о неприятностях, переносимся в чудесный мир. Начиная с присказки, мы ждём развития событий, а потом спешим дочитать до конца, когда зло наказано, а герои празднуют победу. Испытания персонажей заставляют нас переживать за них, злобные выходки отрицательных героев будят чувство справедливости, негодования. В сказке Пушкина мы ещё и окунаемся в мир поэзии, легко читая необыкновенно красивые стихи. Настроение меняется по мере происходящих событий. Жалость к сироте царевне сменяет возмущение поступками злобной мачехи. Переживая, отправляемся на поиски вместе с королевичем Елисеем, благодарим ветер за помощь, солнышко и месяц-за наблюдательность. Опечаливает гибель Соколко, пёс не спас царевну, горюем с богатырями, потерявшими сестру названую. Но потом нас охватывает радость, Елисей спас царевну. Наступает время веселья-пир на весь мир. Настроение замечательное, добро торжествует. Нас наполняет оптимизм, жизнь полна чудес и волшебства.

Учитель. Послушаем ответ на второй вопрос. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?

Ученик.

Как герой этой сказки, нам больше всего понравилась сама царевна. Она красивая, нежная, добрая, хозяйственная и красивая.

Злая ведьма у меня вызывала плохие чувства, потому что она коварная, сварливая и мстительная. Ведьма отличается от всех героев этой сказки.

Учитель. Молодцы, все выполнили домашнее задание. А теперь скажите, на какое произведение похожа эта сказка?

Ученик. Мы затрудняемся ответить.

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1.Выполнил домашнее задание

2. Активно работал в группе

3. Выполнял свои обязанности

4. Соблюдал культуру общения

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения, но ты справился

— у тебя не получилось работать в группе

5.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Обратимся к изображениям на экране. Кого видите? Слайд №2.

Ученик. Мы видим, что здесь изображены гениальные русские поэты – Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель. А что изображено ниже?

Ученик. Это кадры из мультфильмов по мотивам сказок «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Учитель. Итак, давайте вместе попробуем обозначить тему нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить?

Ученик. Будем говорить о сказках В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях». Слайд №3.

Учитель. А теперь прочитайте вопросы на экране. Слайд №4.

Ученик. Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения?

Ученик. В данных сказках больше различий, чем общего?

Ученик. Какая из сказок ближе к народной?

Учитель. Мы можем с вами ответить на вопросы, которые выведены на экран?

Ученик. Нет, мы затрудняемся.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Как вы думаете, какова же цель нашей дальнейшей работы? Ученик. Мы будем анализировать текст, сравнивать образы героев.

Ученик. Будем учиться находить сходства и различия народных и авторских сказок.

Ученик. Мы узнаем какая из этих сказок ближе к народной.

Учитель. Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – сопоставить «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящую царевну» В.А. Жуковского». Слайд № 5

V. Реализация построения проекта.

Словарная работа

Учитель. Прежде чем мы перейдём к дальнейшей работе, давайте рассмотрим новое определение. Итак, сегодня мы будем сопоставлять, сравнивать сказки. Что же такое сравнение?

Ученик. Сравнивать – значит находить различия и схожесть.

Учитель. Правильно ребята. Давайте обратимся к словарю литературоведческих терминов и запишем новое определение в словарик.

Ученик. Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия. Слайд №6.

Учитель. Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина сказки — русские народные, у Жуковского тоже русские народные сказки. Чудное дело!»

Да, именно сказку, подобную народной должен был написать каждый из великих поэтов. Слайд №7.

Давайте произведём разбивку на кластеры и вспомним, какие отличительные черты имеет у нас народная сказка. Слайды № 8,9.

Эталон

Ученик. Мы составили кластер, где указали такие отличительные черты народных сказок: борьба добра и зла, бывают положительные и отрицательные герои, есть зачин и концовка, написана в прозе.

Учитель. А теперь посмотрим те аспекты, по которым мы будем с вами сравнивать сказки. (На экране слайд № 10)

Учитель. Ребята, что входит в предмет сравнения?

Ученик. Предметы сравнения: название, сюжет, композиция, форма написания произведения.

Парная работа. Слайды №11,12.

Учитель. Сравнение названия сказки проводим по структуре «Таймд пэа шэа» в парах. Вам даётся ровно минута, чтобы поделиться с соседом по парте мнением о сходстве и различии в названии сказок.

Ученик. У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник).

Ученик. У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (свое название).

Ученик. В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Учитель. А какие различия есть в названии?

Ученик. Царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.

Учитель. Перейдём к рассмотрению сюжетной линии. В основу сказок положен сюжет народной сказки. Из каких сказок брали сюжеты В.А. Жуковский и А.С. Пушкин? Слайд №13

Ученик. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

Ученик. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах.

Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны.

Учитель. Как же можно проследить путь от сказки народной до рождения авторской? Чтобы ответить на этот вопрос составьте схему из предложенных карточек с понятиями.

Карточка №1.

Разложите понятия в виде цепочки-связи.

Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки.

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.

Эталон к карточке №1.

Прослушивание народной сказки — запись сказки — обработка сказки — авторская литературная сказка.

Учитель. Итак, сначала рассмотрим совпадения и различия в сюжетных линиях обеих сказок. Используем структуру «Финк-райт-раунд робин» («подумай-запиши-обсуди в команде») и заполняем таблицу. Сначала обдумайте, запишите совпадения в тетради. На это вам отводится три минуты. Обсудите свои записи с соседом по парте. Время – 1 минута.

Карточка №2. Слайд №14

Совпадения в сюжете сказок

Различия в сюжете сказок

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Слайд №15.

Эталон к карточке №2.

Совпадения в сюжете сказок

Различия в сюжете сказок

  1. Беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле.
  1. Причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида.

3. Зло совершают женщины: старуха-чародейка и царица-мачеха.

4. Царевны пробуждаются – оживают.

5. Царевен пробуждают царские сыновья – королевич Елисей и царский сын (без имени).

6. Царевны обе красавицы.

7. Женитьба спасителей на царевнах.

1. Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я чародейка — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

2. У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).

3. У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация), у Жуковского – уснула (романтические мотивы).

4. У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю), у Жуковского — 300 лет спала.

5. Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку), царевичу Жуковского помогает старик.

6. Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте, у Жуковского – спит дома.

7. Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок), у Жуковского — веретено.

8. Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).

9. У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла, у Жуковского злая колдунья исчезла.

Физкультминутка. Слайд № 16.

Учитель. Ребята, а место действия в сказках разные или одинаковые?

Ученик. Разные, у Жуковского – дворец, бор, у Пушкина – дворец, терем в лесу, пустая гора.

Учитель. Правильно, молодцы. Теперь оцените свою работу на данном этапе.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

Учитель. Какой следующий аспект сравнения?

Ученик. Композиция.

Учитель. Назовите основные элементы композиции.

Ученик. Завязка, кульминация, развязка. Но в сказках ещё выделяют зачин и концовку. Слайд №17.

Учитель. Давайте сравним сказки по этому аспекту. Слайд №18.

Для этого проведем групповую работу. 1 группа работает с текстом сказки В.А. Жуковского (стр.71), вторая – с текстом сказки А.С. Пушкина (стр. 95)

Ученик. Композиция сказок похожа: в обеих, как и в народных есть зачин.

Учитель. Давайте его найдём в сказке В.А. Жуковского. (1 группа)

Ученик. (читает)

Жил-был добрый царь Матвей,

Жил с царицею своей.

Он в согласье много лет,

А детей все нет, как нет. (стр. 71)

Учитель. А теперь его найдём в сказке А. С. Пушкина. (2 вариант)

Ученик. (читает)

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна. (стр. 95)

Учитель. Давайте найдем в сказках завязку.

Ученик. У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери (чтение стр. 71).

Ученик. У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи. (чтение стр. 96)

Учитель. Ребята, а как развиваются действия в сказках?

Ученик. У Жуковского: пир — взросление царевны — укололась веретеном и уснула, все уснули — охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца.

Ученик. У Пушкина: сватание царевны — девичник- гнев и зависть мачехи — Чернавка уводит царевну в лес — жизнь царевны в доме семи богатырей — отравление царевны яблоком — погребение ее в горе — поиски невесты королевичем Елисеем — спасение царевны — смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).

Учитель. Зачитайте то место, которое является ключевым моментом – кульминацию в сказке Жуковского.

Ученик. На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнем

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И ее поцеловал. (стр. 80)

Ученик. У Пушкина: Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг ожила. (стр. 110)

Учитель. Молодцы, все правильно. А какие строчки зачитаете в качестве концовок сказок?

Ученик. У Жуковского: Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот ни капли не попало. (стр. 81)

Ученик. У Пушкина: И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил. (стр. 112)

Учитель. Ребята, а что общего вы видите в форме произведений? Слайд № 19.

Ученик. Сказки написаны в стихотворной форме.

Учитель. Что различного?

Ученик. Сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом.

Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?

Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.

VII этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Давайте проверим полученные знания. Я предлагаю вам выполнить графический диктант «Да-нет».

Вы ставите знак + если согласны с утверждением.

Вы ставите знак — если не согласны с утверждением в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящая царевна» В.А. Жуковского литературные сказки.
  2. В этих сказках главной героиней является царица.
  3. Главная мысль сказок выражена пословицей: «Добро не умрет, а зло пропадет».
  4. В основе создания характеров героинь лежит прием сравнения.
  5. В данных сказках есть композиционные части: присказка, зачин, кульминация, концовка.
  6. Царица придумала расправиться с Царевной с помощью отравленного персика.
  7. Чародейка предсказала, что Царевна заснет, вкусив яблоко.
  8. Житие – жанр литературы, в котором рассказывается о жизни людей, причисленных Церковью к лику святых.

Учитель. Проверьте себя по эталону.

1

2

3

4

5

6

7

8

+

+

+

Не знаем

Учитель. Почему вас затруднило последнее утверждение?

Ученик. Мы не знаем, что такое житие.

Учитель. Правильно. Это мы будем рассматривать на следующем уроке. А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.

  1. балла — нет ошибок; 1 балл — 1-2 ошибки; 0,5 балл — 3 ошибки; 0 баллов — 3 ошибки

VIII этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Ребята, какую учебную задачу мы с вами ставили? Удалось ли ее решить? Слайд №20

Ученик. Итак, на сегодняшнем уроке мы выяснили, что сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – собственно авторские литературные произведения, рассмотрели их сходные и различные черты.

Ученик. Мы выяснили, какая из сказок ближе к народной, это сказка А.С. Пушкина. Во-первых, троекратный повтор. Царица 3 раза обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру. У Жуковского нет троекратных повторов.

Ученик. Во-вторых, как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей, королевич Елисей). Учитель. Слайд №21. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство: экспрессивную лексику, обилие глаголов, придающих событиям динамизм, народные обращения-заклинания к силам природы.

  • . Предлагаю составить синквейн, связанный с главными образами двух сказок.

Ученик. (А.С. Пушкин)

Царевна
Добрая, скромная.
Любит, ждет, помогает.
Познакомилась с семью богатырями.
Сказка.

Ученик. (В.А. Жуковский)

Царевна
Добрая, кроткая.
Покоряется, верит, надеется.
Прекрасный образ невесты и дочери.
Красавица.

Учитель. Оцените свою работу, поставьте баллы.

1 б. – если активно работали на этом этапе урока,

0,5 б. – если отвечали, но не на все вопросы,

0 – если не участвовали в беседе.

IX этап. Этап рефлексии

Учитель. Я хочу узнать ваши впечатления от урока и чему сегодня вы научились. Для этого продолжите фразы:

Я научился…

Я узнал на уроке….

Мне было трудно, когда…

Мне было интересно…

Ученик. Я научился сравнивать героев произведения.

Ученик. Мне было трудно, когда писали графический диктант.

Ученик. Я узнал, как анализировать произведение.

Ученик. Мне было интересно заполнять таблицу, особенно, когда нужно было по тексту найти информацию о сходстве и различии в сюжетах сказок.

Учитель. Оцените свою работу на уроке. Сколько баллов вы заработали?

Учитель. Слайд №22. Запишите домашнее задание:

1. Придумайте свою небольшую сказку;

2. Выучите наизусть понравившийся отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (25-30 строк).

3. Напишите мини-сочинение «Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?»

Учитель. Слайд №23. Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

Список используемой литературы
1. Меркин Г.С. Литература. 5 класс. — М.: ООО ТИД «Русское слово», 2011.
2. Соловьёва Ф.Е. Методическое пособие. — М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
3. Мультимедийное приложение к учебнику «Литература. 5 класс» Г.С. Меркина.
4. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. — М.: Просвещение, 2011.
5. Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 5 класс». — М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2010.
6. Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс».

Приложения:

  1. file0.pptx.zip.. 4,3 МБ

Опубликовано: 01.12.2019

Урок литературы в 5 классе

Тема: «Волшебная сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна» (с применением технологии «Педагогическая мастерская»).

Цель:

выявить художественную идею повести, состоящую в утверждении необходимости гуманного, справедливого отношения к людям, независимо от общественного и имущественного положения;

формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, создания иллюстраций к тексту, лексической работы с текстом, умение обобщать изученный материал, выделять главное в прочитанном фрагменте текста;

развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе идеи произведения и определения лексического значения слов «поступок» и «проступок».

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса.

Метапредметные УУД:

Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Форма урока: индивидуальная, фронтальная, система малых групп.

Задачи для обучающихся: продемонстрировать навыки и умения в области литературы, знание текста в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе», умение обобщать полученную информацию и делать выводы.

Урок — мастерская начинается с организации пространства – участники объединяются в четыре группы («Исследователи», «Художники», «Энциклопедисты», «Аналитики»).

Ход урока

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке! Желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.

1 этап (индукция)

Я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что вы находитесь в волшебном мире…

Звучит музыка («Волшебная»)

Какой он – волшебный мир? Что царит в нем? Какие герои живут там?

(ответы обучающихся)

Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книги. Первые книги, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир, полный волшебства. И, став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности, а главное стремились удержать в творчестве высоту полета, богатство смысла сказок. Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда победители, Зло наказывается, Добро побеждает.

Одним из лучших авторов сказок является В.А.Жуковский, с творчеством которого мы с вами познакомились на предыдущем уроке. В.А.Жуковский стоял у истоков создания литературной сказки. Многие сказочники обращались к сюжету о спящей девушке.

Мы многое узнали об этом человеке, но еще больше предстояло вам узнать, когда вы готовились к уроку. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Действительно ли произведение В.А.Жуковского «Спящая красавица» — сказка?

2 этап (самоконструкция)

Дома вы самостоятельно читали произведение В. А. Жуковского.

– Похоже ли данное произведение на какие-либо другие? (на пушкинские сказки)

– Какое настроение вызвало у вас прочитанное произведение? Взволновало вас?

(обучающиеся в течение минуты записывают свои мысли и чувства в тетради, затем высказывают свое мнение)

3 этап (социализация)

1 группа «Исследователи»

1. Определите историю создания сказки «Спящая царевна» (работа с учебником).

Летом 1831 года В. А. Жуковский и А. С. Пушкин находились в Царском Селе. Между друзьями-поэтами возникло шутливое соревнование в написании сказок. Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне». Пушкин – «Сказку о царе Салтане», соответствующую «Сказке о царе Берендее». Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была создана позже – в 1833 г. Жуковский представил на суд читателей и критиков сказку «Спящая царевна», над которой он работал чуть больше двух недель.

Впервые «Сказка о спящей царевне» (позже «Спящая царевна») Жуковского была опубликована в 1832 г. Сюжет этой сказки сходен с немецкой сказкой «Царевна-шиповник» братьев Гримм и «Спящая в лесу красавица» Ш. Перро, но Жуковский, как и Пушкин, обращается к стихотворной форме сказки.

2 группа «Художники»

1. Соотнести иллюстрации с содержанием сказки (иллюстрации предоставлены учителем – мастером).

2. На основе иллюстраций перескажите сюжет сказки (кратко).

t1643109937aa.jpg

3 группа «Энциклопедисты»

1. Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными? Определите их значение. (Данная работа была выполнена дома в виде плакате, на уроке ребята его представили)

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.

Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.

Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.

Ланиты — щеки.

4 группа «Аналитики»

1. Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?

2. Почему царь Матвей не позвал на пир двенадцатую чародейку? Что это за собой повлекло?

3. Смог ли кто-то рассеять чары колдовства? (если да, то каким образом?)

4. Какова основная идея сказки?

4 этап (афиширование)

Ребята, поработаем в группах и попробуем ответить на главный вопрос урока: «Произведение «Спящая царевна» — это сказка?»

1 группа «Исследователи»

Что такое сказка?

-Какие виды сказок вы знаете?

2 группа «Художники»

Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
      ( 
«Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит…»)

3 группа «Энциклопедисты»

Определите зачин, концовку, повторы. Действуют ли в сказке помощники?

4 группа «Аналитики»

Определите положительных и отрицательных героев.

Ребята представляют свои работы в виде кластеров, схем, рисунков.

Затем все работы объединяются в одну общую.

Обучающиеся делают вывод о том, что произведение В.А. Жуковского «Спящая царевна» действительно относится к сказками.

5 этап (рефлексия)

Какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?

Над чем вас заставила задуматься эта сказка?

Высказывают свои мнения.

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Список использованной литературы

Белова Н.И., Орлова О.В. По меркам добра: педагогические мастерские ценностно-смысловой ориентации. Методическое пособие. – Ковров, ООО «Медиа-Пресс», 2013.-176с.

Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2016 — 252 с.

Галицких О.Е. «От сердца к сердцу». Мастерские ценностных ориентаций педагогов и школьников. Методическое пособие. Санкт-Петербург/ «ПАРИТЕТ», 2003. — 143 с.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области

Конспект урока

по литературе в 5 классе

«В. А. Жуковский «Спящая царевна»

Подготовила учитель русского языка и литературы Пименова Наталия Александровна

с. Красная Звезда 2015

Цели: 1)работая над содержанием сказки, раскрыть ее главную мысль; 2)ознакомить с понятиями «литературная сказка», «пейзаж» в художественном произведении; 3) обучать выразительному чтению.

Оборудование: портрет В. А. Жуковского, текст сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» с иллюстрациями художника В. Кутлинского.

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Вступительная беседа.

— Ребята, любите ли вы читать сказки?

— Какую сказку вы прочитали дома? Кто ее автор?

— Что вам известно из истории создания этой сказки?( Пересказ статьи учебника заранее подготовленным учащимся .)

3. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», попробуем раскрыть ее главную мысль, поработаем над художественными средствами языка, которые автор использовал для раскрытия идеи произведения и характеристики героев, будем учиться отрабатывать выразительное чтение.

4. Анализ содержания сказки.

— «Спящая красавица» — это литературная сказка, потому что у нее есть автор. Именно этим литературная сказка отличается от народной — Вспомните, на какие три группы делятся народные сказки? ( Сказки о животных, бытовые и волшебные сказки.)

— Эта сказка больше похожа на какую группу сказок? Почему?

— О чем в ней повествуется, т.е. какова ее тема?

— Какова композиция сказки? На какие четыре части можно разделить сказку? ( Пророчество рака, предсказания чародеек, заколдованный сон, пробуждение.)

— О чем мы узнаем в начале сказки? Что предсказал царице рак? Прочитайте.

— Почему автор называет рака пророком?

— Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?

— Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери? Кого он пригласил на пир, а кого нет? Почему?

— Прочитайте, чем одарили чародейки царевну? А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?

— Исполнилось ли это заклинание? Почему?

Чтение предсказания одиннадцатой чародейки.

— Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)

— Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло? ( Чтение текста.)

Работа с иллюстрацией.

Ребята, рассмотрите иллюстрацию к сказке «Спящая царевна» в исполнении художника В. Кутлинского. — Какой эпизод на ней изображен? (Старушка дает веретено царевне. )

— Какими увидел художник героев сказки? Опишите их.

— А какими представляете их вы?

— Оцените мастерство художника. ( Художнику удалось предельно точно отобразить на полотне содержание сказки.)

Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

Мы смотрим влево, вправо.

Мы смотрим вверх и вниз.

Мы спинку держим прямо

И за урок взялись.

— Вернемся к тексту сказки. Сколько лет длился сон?

— Кто же разбудил спящую царевну?

— От кого он узнал о спящей царевне?

— Что поведал ему старик? Прочитайте.

— Испугался ли царевич рассказа старика? Почему?

— Что же явилось очам царевича, когда он подъехал к дремучему бору?

— Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать. ( Чтение учителем описания чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.)

— Устно нарисуйте картину, которая представилась вам. Что вы увидели?

— Представьте себе, если бы вы не знали конца сказки, вы могли бы понять по описанию природы, что ждет в замке царевича: что-то прекрасное или зловещее?

— Описание природы – это пейзаж. В художественном произведении пейзаж играет большую роль. Он подчеркивает настроение героев, их чувства. В данном случае пейзаж помогает понять главному герою, что впереди его ожидает что-то необыкновенно-прекрасное, от чего он не сможет отказаться ни за что на свете.

— От кого же царевич не смог отказаться ни за что на свете? Почему?

— Прочитайте описание портрета царевны.

— Какой же была царевна?

— Для того чтобы показать красоту царевны автор использует эпитеты и сравнения. Найдите их в тексте.

— Как заканчивается сказка?

— Что же побеждает в этой сказке?

— Что такое добро? А вы делали добрые дела в своей жизни? Какие?

— В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:

…И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца.

-О чем говорится в этих строках?

— Какова же главная мысль сказки? ( Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро.)

— Как вы думаете, имеет значение в наше время эта сказка или нет? Докажите.

5. Итог урока.

— Над чем работали сегодня на уроке?

— Что нового узнали ?

— Над чем вас заставила задуматься эта сказка?

Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из сказки «Предсказание рака», прочитать самостоятельно балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться к ее обсуждению в классе.

Список использованной литературы

Литература .5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л64 В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2008

  • Жуковский рассказы для детей
  • Жуковский рассказ о царе берендее
  • Жуковский рассказ о поэте урок в 5 классе
  • Жуковский полное собрание сочинений и писем в 20 томах
  • Жуковский писал стихи сказки и что еще он писал