Журавль и цапля сказка о животных или бытовая волшебная

5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 40-42

Размышляем о своеобразии сказок о животных

1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?

         Сказка начинается с присказки о сове-веселой голове, а потом идет зачин: «Жили-были на болоте журавль да цапля». Заканчивается сказка не традиционной концовкой, потому что конца у этой сказки нет, так как журавль и цапля не поженились, а до сих пор ходят друг к другу свататься.

         В тексте сказки мы встречаем повторы: жили-были, летала-летала, тяп, тяп. Здесь есть повторы в действиях: журавль и цапля дважды ходят друг к другу, их фразы тоже похожи. Постоянные эпитеты в сказке отсутствуют, но есть народные выражения, например, «несолоно похлебал», «болото месил».

 2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.

         Сказка «Журавль и цапля» относится к сказкам о животных, в ней, в отличие от волшебной сказки, нет никаких превращений, сказочных героев, волшебства и присутствует юмор. Общее с волшебной сказкой здесь только то, что животные разговаривают и в сказке присутствует присказка, а также есть зачин.

 Фонохрестоматия «к Слушаем актёрское чтение »

Сказка «Журавль и цапля»

1. Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам? Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?

         Сказка начинается с присказки про сову-веселую голову, именного его сказительница произносит громко и нараспев, чтобы все приготовились слушать сказку, чтобы вызвать интерес к тому, что же будет дальше. Присказка про сову, которая летает-летает, сядет, хвостиком повертит, головой покрутит и дальше полетит, очень похожа на саму сказку, где птицы ходят друг к другу, ходят, а договориться так и не могут.

2. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повество­вания? Как это передаётся интонацией?

         Сказительница к журавлю и цапле в начале сказки относится нейтрально, но потом в интонации можно услышать сочувствие к журавлю, которого так грубо оттолкнула цапля, и к цапле, потому что после отказа журавля в голосе сказительницы чувствуется обида за цаплю и жалость к ней. Но далее, когда и журавль, и цапля постоянно отказывают друг другу, а потом жалеют о сделанном, в голосе сказительницы мы улавливаем иронию по отношению к героям.

 3.

Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо предста­вить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструментах исполняется музыкальное сопровождение?

         Мне кажется, что музыкальное сопровождение сказки ведут три инструмента: баян (гармонь), ксилофон и гудок. Музыка звучит как раз в момент хождений героев, и кажется, что видишь, как птицы передвигают ногами. Судя по темпу и звукам, делают они это важно, как бы любуясь собой. Уловить самовлюбленность в характере героев мне помогло именно музыкальное сопровождение.

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      vivianaclements944

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • geometriya
    Геометрия

    4 минуты назад

    Геометрия задача 8 класс

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    4 минуты назад

    Идея для выступления в лагере

  • matematika
    Математика

    4 минуты назад

    Запишите в поле ответа верное значение х

  • algebra
    Алгебра

    4 минуты назад

    Срочно помогите 112444344528÷3456665433*9065433

  • geometriya
    Геометрия

    4 минуты назад

    Помогите, пожалуйста, с задачей по геометрии. Срочно!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • algebra
    Алгебра

    1 час назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

  • psihologiya
    Психология

    1 час назад

    помогите пожалуйста придумать ПРОБЛЕМУ проекта на тему «Страх-быть отвернутым» 🙏🙏🙏❤️

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day



Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:


Аудио сказка. Журавль и Цапля..mp4


Журавль.ppt


Русская народная сказка ‘Солдатская шинель’.mp4

Выбранный для просмотра документ Журавль.ppt

«Журавль	и  цапля»,  «Солдатская	шинель» - народные представления о справедли...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов

  • Сейчас обучается 86 человек из 30 регионов

  • Сейчас обучается 163 человека из 48 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Журавль	и  цапля»,  «Солдатская	шинель» - народные представления о справедли...

    1 слайд

    «Журавльи цапля», «Солдатскаяшинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о
    животных и бытовых сказках
    Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ
    г. Горловки «Школа № 48»
    Сидоренко Елена Олеговна

  • ЦЕЛЬ УРОКА: - развивать умение анализировать художественный текст;
         ...

    2 слайд

    ЦЕЛЬ УРОКА:
     — развивать умение анализировать художественный текст;
                         — способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;
                         — формировать навык делать выводы о морали, о нравственной стороне сказок.

  • ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:1. Что такое сказка?
2. Какие жанры русских 
народных ска...

    3 слайд

    ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
    1. Что такое сказка?
    2. Какие жанры русских
    народных сказок вы знаете?
    3. Чем они отличаются?
    4. Назовите сказки, которые
    вы читали, определите
    их жанры.

  • ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ:1. Человек не появляется.
2. Главные герои – жи...

    4 слайд

    ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ:
    1. Человек не появляется.
    2. Главные герои – животные.
    3. Амплуа героев: лиса – хитрая, заяц – трус.
    4. Нет волшебных предметов и героев-помощников.
    5. Среди героев должен быть хитрец или простак.

  • ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ:1. Особенная присказка.
2. Особенная...

    5 слайд

    ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ:
    1. Особенная присказка.
    2. Особенная концовка, требующая продолжения истории.
    3. Ведущую роль играет диалог.

  • СХОДСТВА С ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКОЙ:1. Наличие повторов.
2. Постоянные эпитеты.
3. Н...

    6 слайд

    СХОДСТВА С ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКОЙ:
    1. Наличие повторов.
    2. Постоянные эпитеты.
    3. Народные выражения.
    4. Сказочные формулы, числа.

  • Прослушаем сказку «Журавль и цапля». Следите по тексту, отмечайте непонятные...

    7 слайд

    Прослушаем сказку «Журавль и цапля». Следите по тексту, отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение слов (ударение).

  • ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТАПрисказка – короткий смешной рассказик, обычно предисловие...

    8 слайд

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
    Присказка – короткий смешной рассказик, обычно предисловие к сказке
    Семь верст болото месил (выражение свойственно народной речи) – долгий, сложный путь.
    Несолоно хлебавши – не получив удовлетворения, ничего не добившись. Выражение это создалось ещё в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась несоленая пища.
    Тяп-тяп – делать что-то небрежно, наспех.
    По сю пору – по сей день.

  • ЗАДАНИЕ: ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЕМ СКАЗКУ И ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ.
1. Кто герои ска...

    9 слайд

    ЗАДАНИЕ: ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЕМ СКАЗКУ И ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ.
    1. Кто герои сказки?
    2. Как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?
    3. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
    4. Могла ли эта история произойти с людьми?
    5. Чему учит нас эта история?

  • ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ «НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ СКАЗКИ «ЖУРАВЛЬ И Ц...

    10 слайд

    ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ «НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ СКАЗКИ «ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ»

  • ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

  • ВЫВОД:Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те люди, которые не мог...

    12 слайд

    ВЫВОД:
    Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те люди, которые не могут договориться, не умеют решить проблему, не думают о том, что говорят друг другу. Сказка дает возможность увидеть себя со стороны, посмотреть на свое поведение.
    В волшебных сказках рассказывается о поразительных, расчудесных событиях. В сказке «Журавль и цапля» сюжет можно именовать бытовым — схожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, но тогда бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в бытовом сюжете действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем узреть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, сокрытый хохот, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.

  • СЛУШАЕМ СКАЗКУ «СОЛДАТСКАЯ ШИНЕЛЬ».
Отвечаем на вопросы:
1. Чем прочитанная в...

    14 слайд

    СЛУШАЕМ СКАЗКУ «СОЛДАТСКАЯ ШИНЕЛЬ».

    Отвечаем на вопросы:
    1. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
    2. Кто главные герои этой сказки?
    3. Как хвалил солдат свою шинель? Найдите и зачитайте.
    4. Понравилась ли барину шинель? Найдите в тексте, что он о ней говорит.
    5. Получилось ли у барина заснуть на шинели? Почему?
    6. Как вы думаете, обманул ли солдат барина?
    7. Как же солдат использовал шинель?
    8. Чему учит сказка? Найдите в тексте.
    9. Как вы понимаете эти слова?

  • ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ «НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ СКАЗКИ «СОЛДАТСКАЯ Ш...

    15 слайд

    ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ «НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ СКАЗКИ «СОЛДАТСКАЯ ШИНЕЛЬ»:

  • ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  • ТЕСТОВАЯ РАБОТА1. Сказка «Журавль и цапля» относится … сказкам.
а) к бытовым;...

    17 слайд

    ТЕСТОВАЯ РАБОТА
    1. Сказка «Журавль и цапля» относится … сказкам.
    а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.
    2. Какие события происходят в сказке «Журавль и цапля»?
    а) фантастические; б) реальные; в) из реальной жизни.
    3. Какова цель сказки «Журавль и цапля»?
    а) высмеять поведение героев; б) показать, что добро побеждает зло; в) высмеять недостатки героев.

  • ТЕСТОВАЯ РАБОТА4. Героем присказки в сказке «Журавль и цапля» является:
а) ца...

    18 слайд

    ТЕСТОВАЯ РАБОТА
    4. Героем присказки в сказке «Журавль и цапля» является:
    а) цапля; б) сова; в) журавль.
    5. Сказка «Солдатская шинель» относится … сказкам.
    а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.
    6. В сказке «Солдатская шинель» есть:
    а) присказка; б) концовка; в) прибаутка.
    7. Кому полковой командир в сказке «Солдатская шинель» адресовал слова «Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!»:
    а) солдату; б) барину; в) самому себе.

  • КЛЮЧ1. б)
2. в)
3. а)
4. б)
5. а)
6. б)
7. б)

    19 слайд

    КЛЮЧ
    1. б)
    2. в)
    3. а)
    4. б)
    5. а)
    6. б)
    7. б)

  • ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ1. Сравнить сказки бытовую и сказку о животных. Ответить на в...

    20 слайд

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    1. Сравнить сказки бытовую и сказку о животных. Ответить на вопросы:
    1) Чем сказки похожи? 2) Чем они отличаются друг от друга.
    2. Подготовить иллюстрации к одной из сказок.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 054 609 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 26.03.2021
  • 2453
  • 20
  • 26.03.2021
  • 904
  • 3
  • 26.03.2021
  • 557
  • 8
  • 26.03.2021
  • 783
  • 24

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

  • 26.03.2021
  • 581
  • 2

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»


0

Чем сказка Журавль и Цапля отличается от волшебных сказок и в чём сходство?

Задания по литературе для 5 класса 2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.

2 ответа:



1



0

Сюжет сказки «Журавль и цапля» очень прост: журавль и цапля по очереди ходят друг к другу желая создать семью, жить вместе и каждый раз получают друг от друга отказ о котором сами же и жалеют.

В этой сказке переплелись сразу несколько стилей сказок.

Прежде всего это сказка о животных, потому что главные герои сказки — журавль и цапля.

Но ведут они себя как люди и проблемы решают те, которые решали бы обычные люди, а это сближает данную сказку со сказками бытовыми.

С волшебными же сказками это произведение сближает только то, что герои ее, животные, разговаривают, то есть не являются обычными животными.

Тем не менее к волшебным сказкам сказку «Журавль и цапля» отнести никак нельзя.



0



1

Герои сказки «Журавль и цапля» не совсем обычные животные. Они живут каждый в своем построенном доме, ходят друг к другу свататься, разговаривают, ведут себя скорее как люди, а не как птицы. И так же как люди не находят между собой взаимопонимания.

Это немного сближает данную сказку с волшебными, но также и с бытовыми сказками.

Плюс, у этой сказки есть присказка, обычный атрибут именно волшебной сказки.

Читайте также

Чтобы проверить выбор своих сыновей в сказке «Царевна-лягушка» царь дает женам сыновей три задания — испечь каравай, сшить ковер и появиться на балу.

Иван царевич перед каждым заданием грустил, так как не верилось ему, что его лягушонок сможет сделать что-то путное, но вышло как раз наоборот.

Каравай у лягушки оказался просто чудесным, с городами и дворцами, с птицами и зверями. Царь приказал каравай старшей снохи унести псам, каравай средней решил съесть от большой нужды, а вот каравай царевны лягушки захотел есть по праздникам.

Ковер у Лягушки также получился лучше всех. Если ковер жены старшего сына царь велел лошадей покрывать, среднего сына у ворот стелить, то ковер царевны лягушки по праздникам расстилать.

Больше всего боялся Иван Царевич пира, но и тут его ждало потрясение. Вместо лягушки приехала в золоченой карете Василиса Премудрая, красавица из красавиц, а перед каретой и скороходы бежали и конники ехали.

На пиру Василиса также затмила всех, а как пошла танцевать, так махнет одной рукой — озеро, махнет второй — белые лебеди плывут.

Главными героями русской сказки «Царевн-лягушка» являются Иван-царевич, который пустил стрелу и нашел на болоте себе супругу, и Василиса Премудрая, которая сперва была лягушкой, потом превращалась в белую лебедь, а потом уже навсегда осталась в человеческом образе.

Кощей в сказке практически не появляется, его образ нам не интересен, хотя вот образ смерти Кощеевой в сундуке может представлять определенный интерес.

Поэтому начнем создавать портретную галерею героев сказки «Царевна-лягушка» с образа Ивана-царевича, красивого и молодого удальца, который ищет свою стрелу на болоте:

А вот и портрет довольной лягушки, которая поймала стрелу и которой очень понравился красивый жених:

И конечно можно нарисовать триумфальную сцену на царском пиру, портрет Василисы Премудрой:

Во времена правления русского царя Ивана Грозного в Россию был доставлен печатный станок из Польши.

Царь заказал его для того, чтобы начало развиваться книгопечатание на Руси.

Кроме станка был построен печатный двор, а также приглашен первопечатник Иван Федоров, под руководством которого была напечатана первая книга «Апостол».

Самым первым читателем этой книги был сам царь Иван Грозный.

Он одобрил книгу и положил начало книгоиздательству на Руси.

Через какое то время стали появляться первые профессии связанные с книгопечатанием — это авторы произведений, корректоры, художники, редакторы и различные рабочие типографий.

Сказка «Царевна Лягушка» не может не понравится, ведь это одна из самых известных русских народных сказок и о любви к ее героям говорит тот факт, что собирателями сказок собрано не менее 20 различных вариантов этой сказки.

Это волшебная сказка, ведь в ней мы встречаем волшебные превращения, сказочных существ, долгое путешествие главного героя и счастливый финал.

В этой сказке мы находим все традиционные элементы русских сказок.

Есть в ней зачин:

LHvkUFbQ81gXJEBIdbZOSb1tEE43YmwB.png

Есть в ней конечно же концовка:

ox0vswnfrsadl6JOZB835RUJBwCgW1Zr.png

Есть присказки:

obSCApCzhXDerVJUsZ7GC0WeqCqHQaNj.png

Есть троекратные повторы: три задания царя, трем сыновьям, три помощника у Ивана в дороге.

Ну и постоянных эпитетов в этой сказке много, например саму Василису зовут Премудрой, Кощея — Бессмертным, солнце оказывается ясное, столы дубовые, а скатерти узорчатые.

  1. Эта пословица означает, что учить трудно, но получать похвалу (плоды) за учение приятно.
  2. Для того чтобы что-то запомнить нужно повторять материал.
  3. Ученый человек — светлый, просветленный, а неученый — темный, ничего не понимающий
  4. Любому делу необходимо учиться.
  5. Для того, чтобы все выучить нужно время, некогда будет отдыхать
  6. Знания красят человека.

8.Идею легче воплотить, чем приумать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №165 имени 65-летия «ГАЗ»

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)

Предмет: Литературное чтение

2 класс

Тема: Сказка о животных «Журавль и цапля»

Тип урока: урок- mixt.

                                                                                                                                            Выполнила:                                                                                                                                                              Шафикова С.А.,

учитель начальной школы

Нижний Новгород

2010

    Зона актуального развития:

Учащиеся знают:

Два вида русских народных сказок: бытовые и волшебные.

Учащиеся умеют:

Определять особенности бытовой и волшебной сказок:

— кто является героями;

— какие происходят события;

— какую задачу выполняет сказка.

Учебная задача:

знакомство с третьим видом русских народных сказок – сказкой о животных.

Предполагается, что учащиеся:

  1. определят вид сказки;
  2. проведут самостоятельно исследование и определят особенности сказки о животных в сравнении с другими видами;
  3. приобретут опыт конструктивного содержательного взаимодействия через целенаправленно организованную учителем работу малых групп.

Ход учебного занятия

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

  1. Мотивационно- ориентировочная часть

Основной целью мотивационно-ориентировочной части является осознание цели деятельности. Для этого необходимо выполнение следующих задач:

1) выравнивание знаний всех учащихся, необходимых для УД (этап актуализации);

2) создание необходимой мотивационной основы УД (этап мотивации);

3) постановка УЗ в результате рассмотрения проблемной ситуации знания и незнания (этап постановки УЗ)

  1. Этап актуализации.

Этап предполагает создание «ситуации успеха» по результатам осмысления предыдущей деятельности. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон урока. Поэтому урок должен начинаться с решения конкретно-практической задачи, которая опирается на прошлый опыт детей.

 –Ребята, на уроках литературного чтения мы с вами прочли много русских народных сказок, познакомились с особенностями волшебных и бытовых сказок.

– Я прочту 2 отрывка из разных сказок, а вы попробуйте вспомнить название и определить, к какому виду данные сказки относятся.  Перед вами таблица, которую мы сейчас заполним. (На экране – таблица)

Послушайте первый.

 «Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь…»

— Как называется сказка?

— К какому виду относится? Почему вы так решили?

– Послушайте следующий отрывок.

«Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
– Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, – дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
– Служивый! Когда ж топор будем есть?
– Да, вишь, он не уварился, – отвечал солдат, – где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню. Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»

– Назовите сказку.

— К какому виду относится? Почему?

Таблица на экране заполняется:

На экране: СЛАЙД 1

Вид сказки

Волшебные

Бытовые

Главные герои

Человек и волшебный герой

Человек и человек

Человек и животное

События

Фантастические, загадочные, таинственные

Из реальной жизни

Задача сказки

Показать, что добро побеждает зло

Высмеять недостатки людей

— «Царевна-лягушка».

Высказывания детей

— «Каша из топора».

Высказывания детей

2. Этап мотивации.

На этапе мотивации происходит закрепление «ситуации успеха». Цель данного этапа: формирование внутренних, личных мотивов, направленных на развитие своих способностей в УД, на овладение способами деятельности.

— Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Журавль и цапля». СЛАЙД 2

Что вы знаете о цапле и журавле? 

(На экране — фотографии цапли и журавля) СЛАЙД 3

— Вам знакома сказка?

— Что могло произойти в ней?

— Чем могла закончиться?

— Прежде, чем мы узнаем, что же было на самом деле, познакомимся со словами, которые могут быть вам не понятны.

(СЛАЙД 4)

— Эти слова встречаются сейчас в нашей речи? Почему?

Чтение произведения учителем. (с.34)

(Учитель обращает внимание на фамилию В.И.Даля – собирателя фольклора: пословиц, загадок, русских народных сказок)

— Птицы, которые живут вблизи с водоёмами или на заболоченной территории, у них длинные ноги и клюв, питаются лягушками.

Высказывания детей

свататься – договариваться о свадьбе

ноги долги – длинные ноги

худо летать – плохо летать

долговязый – высокий

верста – старинная русская мера длины (около 1060 м)

раздумался, раздумалась – передумал(а)

болото месил – тяжело шёл

несолоно хлебавши – остаться ни с чем

— Эти слова устарели.

3. Этап постановки учебной задачи.

Этап постановки УЗ является основным звеном мотивационно-ориентировочной части учебного занятия. Его цель – подведение ученика к овладению обобщёнными отношениями в рассматриваемой области знаний, к овладению новыми способами деятельности. Здесь на фоне «ситуации успеха» создаётся аналогичная по внешним признакам, но более сложная проблемная ситуация. При этом дети должны почувствовать нехватку собственных знаний и несовершенность ранее открытого способа решения УЗ.

— Вам понравилась сказка?

— Кто является главными героями?

– Какое событие описывается в сказке? 

– Могла ли такая история приключиться с людьми.

Значит, в этой сказке ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей.

— Как вы считаете, к какому виду относится эта сказка?

СЛАЙД 5

— Рассмотрите внимательно таблицу.

 Подходит ли данная сказка к какому-нибудь виду?

Какую учебную задачу мы поставим перед собой?

СДАЙД 6        Задача фиксируется в таблице.

Вид сказки

Волшебные

Бытовые

?

Главные герои

Человек и волшебный герой

Человек и человек

Человек и животное

События

Фантастические, загадочные, таинственные

Из реальной жизни

Задача сказки

Показать, что добро побеждает зло

Высмеять недостатки людей

Высказывания детей.

— Журавль и Цапля

— В сказке описывается комическая ситуация: журавль и цапля ходят свататься, обижают друг друга, находят недостатки, потом жалеют о случившемся, и потом все снова повторяется.

— Да, могла.

Предположения детей. (Скорее всего, отнесут к бытовой сказке)

— Нет волшебства, волшебных героев, предметов.

— В бытовой сказке один из героев – человек.

— Нет. Таблица частично раскрывает особенности данной сказки. Значит, существует другой вид сказки, отличный от бытовой и волшебной.

— Определить вид сказки «Журавль и цапля».

  1. Операционально-исполнительная часть

Операционально-исполнительная часть занятия посвящена решению УЗ. Её целью является отыскание обобщённого способа деятельности.

  1. Этап преобразования условия задачи.

На этапе преобразования условия задачи учащиеся осознают, при каком условии возможно решить ту или иную УЗ.

— Прочитаем ещё раз сказку. А вы, ребята, обратите внимание на наших героев.

  • — А теперь нам предстоит поработать с текстом и найти описание журавля и цапли. Каким образом мы с вами организуем работу?

— Как вы думаете, какой характер был у Цапли?

 СЛАЙД 9

Как меняется ее настроение и манера поведения от ситуации, в которой она оказывается?

— А теперь, давайте подумаем, какой по характеру был Журавль.

Меняется ли его поведение?

— Чем похожи и чем отличаются герои сказки?

— Вся сказка строится на визитах Журавля и Цапли друг к другу, на их отказах друг другу. Сосчитайте, сколько раз журавль и цапля ходили друг к другу свататься.

Роль повторов в сказке о животных такая же, как в волшебных сказках. 

Какую задачу выполняет сказка? 

Какая главная мысль сказки?

-Как вы считаете, закончилась ли сказка?

— Роль концовки?

Дети читают сказку.

Предполагается, что дети предложат работу в группах.

Групповая работа                 СЛАЙ 7

1 группа: описание поведения журавля

  • «Стоит журавль один в поле…», 
  • «….пожалел, что отказал»,
  • «Думал, думал  журавль да опять пожалел…»

2 группа: описание поведения цапли

  1. «…сидит долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает…»,
  2. «стыдно стало цапле, закрылась она крылышком, и пошла к своей кочке…»,
  3. «…цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет»

3 группа: что думал  журавль о цапле и говорил ей

  • «… она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока»,
  • «…сударушка-цапля»,
  • «Этакая  нравная…»

4 группа: что думала цапля о журавле и говорила ему

  • «…про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»,
  • «…на тебе платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь…»

Представители групп  дают характеристику героям сказки.                   СЛАЙД 8

— Цапля показана капризной, придирчивой, несговорчивой.

— Она отказалась выйти замуж за журавля, а потом жалеет об этом.

— Журавль показан смешным, долговязым, обидчивым, упрямым.

— Да. Он, не подумав, отказывает цапле, а потом жалеет об этом.

 Оба героя, как видно из текста, очень похожи друг на друга. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны.

— 5 раз.

Нет. Эти повторы нужны, чтобы указать на бесконечность действий героев, это и позволяет сделать вывод: «Не могут принять решения! Не могут договориться!»

— Сказка в данном случае, высмеивая поведение журавля и цапли, дает жизненный урок человеку. Ведь и он поступает иногда так же.

Решение по любому вопросу должно быть обдуманным и взвешенным. Нельзя принимать решение, основываясь только на эмоциях. Важно уметь договариваться друг с другом. В противном случае, несговорчивые люди так и будут обижать друг друга, как журавль с цаплей.

— Нет. В сказке говорится, что журавль и цапля так и ходят по очереди друг к другу и никак не могут прийти к согласию.

Концовка еще больше усиливает мысль, которую несут повторы, и читатель сам легко может предположить, что в будущем все останется по-прежнему.

2. Этап построения модели.

Этап построения модели служит для изучения свойства всеобщего отношения, выраженного в объекте, в чистом виде. Модель служит ориентировочной основой данного вида учебной деятельности.

— Обратите внимание на нашу таблицу.  СЛАЙД 10

— Кто герои?

— Что можно сказать о событиях?

Задача сказки?

Сказки данного вида относятся к сказкам о животных. Перечислите особенности.

Высказывания детей.

— В сказке «Журавль и цапля» сюжет можно именовать бытовым — схожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, но тогда бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в бытовом сюжете действуют животные.

— Высмеять поведение людей.

Высказывания детей.

(Таблица заполняется)

Вид сказки

Волшебные

Бытовые

Сказки о животных

Главные герои

Человек и волшебный герой

Люди.

Человек и животное

Животные

События

Волшебные

Из реальной жизни

Из реальной жизни

Задача сказки

Добро побеждает зло

Высмеять недостатки людей

Высмеять поведение людей

  1. Рефлексивно – оценочная часть.

В рефлексивно оценочной части урока дети должны отрефлексировать прошлые действия, оценить собственную УД, получить положительные эмоции от радости познания нового. Поэтому дети сами определяют критерии, по которым могут оценить свою деятельность, самостоятельно формулируют домашнее задание.

1. Этап рефлексии.

Какую учебную задачу мы сформулировали в ходе урока? Мы решили задачу?

В чём особенность сказок о животных?

Высказывания детей

Высказывания детей

2. Оценочный этап.

— Чью работу на уроке вы оценили бы особо?

Какое домашнее задание нам целесообразно выбрать сегодня?

— На этом наш урок закончен. Благодарю вас за хорошую работу.

Ученики предлагают оценить работу тех ребят, чьи ответы им понравились на уроке больше всего.

— Придумать продолжение сказки. Нарисовать иллюстрации к ней.

  • Журавль и цапля русская народная сказка презентация
  • Журавль и цапля краткий рассказ
  • Журавль и цапля авторская или народная сказка
  • Журавль в сказке решил жениться на цапле потому что
  • Журавлиный крик как пишется