Журавль и цапля сказка в научном стиле

Цели урока:

  • Формировать навыки анализа художественного
    произведения: учащиеся должны знать
    художественные особенности сказки как
    фольклорного произведения; уметь выявлять
    основную нравственную проблему в произведении,
    опираясь на текст.
  • Формировать представления о нравственных
    ценностях: согласии, терпимости,
    благожелательности.
  • Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь
    выстраивать связный развёрнутый ответ на
    поставленный вопрос, использовать аргументы,
    цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в
каждой из них? (Приложение 2).

  • Сказка складом, песня ладом красна. 
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. 
  • Согласие питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три
цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные
особенности сказок, подумаем, чему учит нас
сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о
том, что мешает нам достигать согласия и как мы
можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в
художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем
сказку “Цапля и журавль”.

(Чтение текста: читать может сам учитель,
ученики могут подготовить выразительное чтение
дома).

2. Особенности русских народных сказок.
Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских
народных сказок: виды сказок, структура, средства
выразительности – и приводят примеры зачина,
концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст:
сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова,
как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем
неизвестного рассказчика, а может быть, как оно
помогает увидеть мир глазами русского человека.
Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной
статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их
высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см,
а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но
имеющих очень отдалённое родство цапель, в
полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с
острым прямым клювом. На голове у большинства
видов участки неоперенной и ярко окрашенной
кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев
слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и
пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще
всего серое или белое. Если визуально сравнивать
журавлей с другими болотными птицами, то по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее,
а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами
тело изящнее, ноги длиннее, а клюв
пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём,
каким был журавль. Какую черту во внешнем облике
журавля подметил русский народ. Найдите и
выделите, в каком месте словарной статьи
упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные
ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом
упоминается три раза: “это крупные, длинноногие
… птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее,
а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги
длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской
народной сказке. Выпишите из текста слова,
которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное:
чем они отличаются? Можем ли мы предположить
“характер”, особенности какого-нибудь
конкретного журавля, читая научный текст? Как
относится автор научного текста к описываемым
птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А
вот автор сказки посмеивается над журавлём, он
выглядит несколько нелепо: ноги у него не
длинные, а “долгие”, сам не высокий, а
“долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” —
“тяп, тяп”).

4. Вывод.

Чем описание художественное отличается от
научного?

(1) Художественное описание не только даёт
представление о внешности, но и даёт возможность
представить черты характера персонажа, а также
передаёт отношение автора к персонажу, отношение
других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно
является единым отрывком текста, оно может
создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке?
Можем ли мы предположить его внешность, характер.
Представьте, что вы режиссёр театра и вам
необходимо выбрать актёра на роль журавля:
опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из
известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней?
Рассмотрите иллюстрации.
(Приложение 2).
Опишите, какой представлял
себе цаплю каждый художник, какие черты он
отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем
отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание
художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в
сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на
вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко
друг от друга. Выпишите выражение, которое
помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле?
Выберите ответ, и рядом выпишите выражение,
которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю?
Запишите ответ и выпишите слово, которое
помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля?
Запишите ответ и выпишите выражение, которое
помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга:
журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело,
одиноко стало журавлю: “показалось скучно
показалось жить одному” — вот он и решил
посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом
передумала: “раздумалась”, как говориться в
сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало
стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть,
и обидно).

2. Углубление представлений о содержании
сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же
тогда они так и не выполнили задуманного, что им
помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько
ответов: дело не только в неумении договориться,
но и в обидчивости, и в неумении определиться в
своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется
каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской
литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

IV. Вывод.

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и
цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они
ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или
придумайте) похожие ситуации из жизни и
расскажите, как следовало поступить, чтобы не
обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что
высмеивает русский человек, над чем
задумывается? Какие выводы вы сделали для себя,
прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли мы их? Прокомментируйте.

V. Домашнее задание. (Приложение
2).

Выберите одну из цитат и напишите небольшое
сочинение-рассуждение, используя выбранную
цитату как тему. В качестве одного из примеров в
вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и
цапля”:

  • “Есть согласие – есть и счастье”.
    (Пословица)
  • “Согласие к хорошему приводит, а спор
    противников находит”. (Пословица).
  • “Когда в товарищах согласья нет, На лад их
    дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только
    мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное — ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же
    они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).

Чтение, 7
класс.

Дата:
_________________

Урок 6.
Тема урока: Особенности сказок о животных. «Журавль и Цапля» (русская народная
сказка).

Цель:

Познакомить с
русской народной сказкой «Журавль и Цапля» и с особенностями сказок о
животных.

Задачи

Образовательные:

·                    
закрепить
знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их
жанровых особенностях;

·                    
познакомить
школьников с новой русской народной сказкой;

·                    
отрабатывать
навык выразительного чтения произведения.

Коррекционно-развивающие:

·                    
корригировать
и развивать внимание и воображение учащихся при работе с пословицами, заданиями
по карточкам;

·                    
пополнять
активный и пассивный словарь школьников новыми словами и выражениями;

·                    
развивать
связную устную речь семиклассников в процессе ответов на вопросы и составления
высказываний.

Воспитательные:

·                    
воспитывать
любовь к устному народному творчеству;

·                    
воспитывать
понимание необходимости чуткого, доброжелательного и терпеливого отношения друг
к другу.

Оборудование

Учебники, карточки
для индивидуальной работы, иллюстрации к сказке, записи на доске, толковые
словари

Тип урока

Комбинированный

Ход
урока

1. Организация
начала урока

Проверка
готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Проверка д/з.
пересказ сказки «Сивка-бурка» — 3 чел. (Бартош Н., Извеков А., Калайтанова Е.)

2. Повторение
пройденного материала

а) Актуализация
знаний учащихся (беседа, работа по карточкам).

·                    
Ребята,
мы продолжаем знакомиться с русскими народными сказками.

·                    
Кроме
народной, какой еще может быть сказка? (авторская или литературная).

·                    
Возьмите
карточку №1, которая лежит у вас на краю парты. Покажите стрелочкой, какая
сказка является народной, а какая авторской (литературной).

Карточка
№1

народная

«Сивка-бурка»

авторская

«Морозко»

«Снежная
королева»

«Два
мороза»

«Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях»

·                    
Вспомните, о чем рассказывалось в сказке «Морозко». Чему учит эта сказка?

·                    
Кто
написал сказку «Снежная королева»? Чему учит эта сказка? Какие еще сказки этого
писателя вы помните?

(Аналогичные
вопросы задаются и по другим сказкам, указанным в карточке № 1).

·                    
Какие
еще русские народные сказки вы помните? Коротко расскажите о них.

·                    
Можете
ли вы вспомнить сказки других народов, которые изучали в предыдущих классах?

·                    
Вы
уже знаете, что сказки можно поделить на три группы, в соответствии с их
содержанием: бытовые, волшебные и сказки о животных. Возьмите конверт, который
лежит у каждого на краю парты, в конверте находятся полоски с названиями сказок
и три полоски с надписями «сказки о животных», «бытовые сказки», «волшебные
сказки». Ваша задача распределить данные сказки в три столбика и доказать,
почему именно в этот столбик вы поместили ту или иную сказку.

(Названия сказок:
«Теремок», «Гуси-лебеди», «Золотые руки», «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка», «Репка», «Лиса и волк».

·                    
Скажите,
есть ли у вас любимая сказка? Почему именно эта сказка вам нравиться?

·                    
Сказка
отличается своеобразной речью, словами, выражениями. Сейчас я буду называть вам
слово или выражение, а вы, должны его продолжить и предположить, в какой сказке
оно может встречаться.

Жили-были

Ждет-пождет …
Жить-поживать …
Добрый молодец …
Красна-девица …
За тридевять земель …

Оценка работы
учащихся с комментариями

3. Изучение
нового материала

а) Объявление темы
и цели урока.

·                    
Сегодня
на уроке мы продолжим знакомиться с русскими народными сказками. Мы будем
учиться читать новую сказку по ролям, попробуем сочинить ее продолжение.

·                    
Посмотрите
на доску. Кто изображен на этих иллюстрациях? (Птицы — журавль и цапля).

·                    
Сказка,
которую мы будем сегодня читать именно об этих двух птицах, и называется она
«Журавль и Цапля». Как вы думаете, к какой группе сказок можно отнести сказку с
таким названием? Правы вы или нет, мы узнаем, когда познакомимся с этой
сказкой.

б) Чтение сказки
учителем. Проверка восприятия.

·                    
Напомните,
к какой группе вы отнесли эту сказку? Докажите свою точку зрения.

·                    
Какой
показалась вам эта сказка, грустной, веселой, какой-то незаконченной?

в) Речевая
разминка.

·                    
Попробуем
сказать быстро: Это присказка, а не сказка, сказка будет впереди. Скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается.

·                    
Объясните,
как вы понимаете эти выражения

г) Объяснение
значения непонятных слов из сказки

·                    
Ребята,
в сказке вам встретятся такие слова как: сватовство (посвататься) и верста
(семь верст).

 

·                    
Употребляют
ли сейчас это слово? В каких единицах мы измеряем сейчас расстояние?

·                    
Как
вы думаете, что такое «сватовство»?

·                    
Как
вы думаете, это слово устарело или встречается и сейчас в нашей речи?

·                    
А
что значит «посвататься»? Объясните значение этого слова.

д) Чтение сказки
учащимися по абзацам с параллельным разбором смысла каждого абзаца и ряда слов
в контексте. Вопросы учителя по содержанию сказки.

·                    
Прочитайте
первый абзац сказки. Как называется такое начало?

·                    
Как
называется начало сказки? Оно связано со сказкой?

·                    
Как
вы думаете, для чего человек, который начинает рассказывать сказки, произносит
эти присказки?

·                    
Чем
Журавль не понравился Цапле?

·                    
Обидел
ли Журавля отказ Цапли? Почему?

·                    
Как
повел себя Журавль, когда Цапля сама пришла к нему? Объясните, почему.

Слабоуспевающим
школьникам предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом ответа на вопрос:

Журавль не
понравился Цапле, тем, что у него …

Цаплю очень обидел
отказ Журавля, она …

·                    
http://www.shishkova.ru/students/synopsis09.gifВся сказка
строится на визитах Журавля и Цапли друг к другу, на их отказах друг другу.
Почему это происходит?

·                    
Попробуем
составить рассуждение, с опорой на алгоритм.

·                    
Какие
качества птиц показаны нам в этой сказке?

·                    
Как
вы думаете, кто должен был первым согласиться, пойти на встречу и примириться?
Почему?

·                    
Объясните
значение выражения «несолоно хлебавши». Попробуйте заменить это выражение
другим, но с тем же смыслом.

Слабоуспевающим
школьникам предлагаются на выбор на карточках варианты: ничего не съел, ничего
не добился, съел несоленую пищу.

4. Закрепление
изученного материала

а) Повторное
чтение сказки учащимися, работа над развитием навыка выразительного чтения.

Учитель обращает
внимание школьников на тон голоса каждой из птиц, когда она просит и когда
отказывает.

б) Анализ
содержания сказки, работа с пословицами.

·                    
Приготовьте
карточку №2, она лежит у вас на краю парты. Сейчас вы будете работать совместно
с соседом по парте. На карточке записаны три пословицы. Нужно подобрать
правильный вариант окончания пословицы, объяснить ее смысл и определить
подходит ли она к сказке.

Карточка
№2

Семь раз
отмерь, …

и семь
раз отрежь.

один раз
отрежь.

Сначала
думай, …

потом
говори.

потом
делай.

От
одного слова …

никогда
не будет ссоры.

да навек
ссора.

·                    
В
какой из пословиц возможно два варианта продолжения. Докажите, что оба варианта
правильные.

·                    
Какие
характерные особенности для сказок вы можете отметить в этой сказке?

·                    
Какую
мысль, пытается донести до нас народ в этой сказке?

в) Чтение сказки
по ролям с предварительным разбором и элементами драматизации.

·                    
Как
вы думаете, какой характер был у Цапли? Как меняется ее настроение и манера
поведения от ситуации, в которой она оказывается? Попробуем показать, как она
ходит, смотрит, когда она сама идет к Журавлю свататься, и когда дает ему
отказ, используя мимику, жест, взгляд.

·                    
А
теперь, давайте подумаем, какой по характеру был Журавль. Покажем, как он
ходит, смотрит и т.п.

·                    
Сейчас
мы попробуем прочитать сказку по ролям. Постарайтесь голосом передать характер
персонажа, его манеры, то есть все то, что вы сейчас показывали с помощью мимики
и жестов, но без слов. Не забудьте изменять тон вашего голоса в зависимости от
ситуации, в которой оказывается персонаж.

г) Самостоятельное
придумывание продолжения сказки и ее рассказывание.

Ребята, мы
с вами уже сказали, что в этой сказке, как будто нет конца, она заканчивается
тем, что Журавль и Цапля, так и ходят по болоту друг к другу свататься и никак
не могут договориться. Попробуем изменить концовку этой сказки, придумать свое
продолжение.

Более сильным
учащимся дается свобода для творчества, слабоуспевающим школьникам предлагаются
опорные слова типа: «согласие Цапли», «подлость Лисы», «храбрость Журавля»,
«свадьба».

5. Подведение
итогов урока

а) Вопросы
учителя.

·                    
Ребята,
чтобы вы посоветовали героям этой сказки?

·                    
Чему
учит нас эта сказка?

·                    
Пригодятся
ли нам эти знания в жизни? В какой ситуации?

б) Коллективное
выставление оценок с комментариями.

в) Объяснение и
запись домашнего задания.

Журавль и цапля:сходство и различия

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Мартыненко У.А. 1


1муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 101 Дзержинского района Волгограда»

Погорелова И.В. 1


1муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 101 Дзержинского района Волгограда»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Актуальность исследования

На уроке литературного чтения мы познакомились с русской народной сказкой «Журавль и цапля». В сказке описывается комическая ситуация: журавль и цапля ходят свататься, обижают друг друга, находя недостатки, потом жалеют о случившемся, и ситуация снова повторяется. Заканчивается сказка словами «Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой»

Я задумалась, а в природе журавль и цапля могли бы жить вместе? Я спросила у мамы, бабушки, могут ли журавль и цапля жить вместе, но они затруднялись дать ответ. Я провела анкетирование учеников нашего класса и выяснили, что 100% учеников не знают ответа на этот вопрос. 98 % наших одноклассников хотели бы узнать правильный ответ. 95 % учеников нашего класса хотели бы узнать о жизни этих птиц в естественных условиях (см. Приложение 1).

Цель работы: выяснить, в природе журавль и цапля могли ли жить вместе.

Для реализации данной цели, поставила перед собой следующие задачи:

— сравнить внешний вид птиц;

— изучить место обитания;

— узнать место гнездования;

— выяснить, чем питаются журавль и цапля;

— изучить формирование пар (поведение при создании пары);

— провести анкетирование среди учеников нашего класса;

— обобщить полученные результаты и сделать вывод, могли ли цапля и журавль жить вместе;

— познакомить одноклассников и родителей с результатами работы.

Я познакомилась с видами журавлей и цапель, и предположила, что в сказке говорится о сером журавле и серой цапле, так как это самые многочисленные виды, обитающие на терретории России.

Объект исследования: серый журавль и серая цапля

Предмет исследования: литературные, научные данные, информация педагогов и учащихся школы, данные Интернет-ресурсов.

Гипотеза: журавль и цапля – разные птицы, значит, они не могут жить вместе.

Методы исследования:  изучение литературы, данные Интернет-ресурсов, анкетирование, анализ, сравнение и обобщение собранной информации.

Глава 1. Серая цапля

1.1. Внешний вид серой цапли

Вес птицы достигает двух килограммов, длина тела чуть больше метра, размах крыльев – от 1,5 до 1,75 м. Голова у птицы узкая, украшенная большим розоватым клювом, напоминающим кинжал. Он очень острый и длинный – до тринадцати сантиметров. На затылке расположена «косичка» – черный пучок перьев, свисающий вниз. Шея длинная и очень гибкая, имеет изогнутую форму. Голова, шея и нижняя часть тела окрашены в грязновато-белый цвет, спереди видны темные пестрины. На остальной части тела перья окрашены в серый с синеватым отливом цвет. Лапы также серые, но имеют желтый оттенок (см. Приложение 2).

На брюхе, груди и в паху кончики перьев часто обламываются и крошатся на мелкие чешуйки, превращаясь в особый порошок, которым цапли посыпают перья. Эта процедура необходима, чтобы они не слипались от рыбьей слизи. Этот порошок орнитологи называют пудретками. Эту своеобразную пудру цапли наносят с помощью удлиненного когтя с зазубринами на среднем пальце. Ноги тонкие, длинные с четырьмя пальцами [3].

1.2. Место обитания серой цапли

На всем ареале своего обитания серая цапля тяготеет к водоёмам. В основном цапля живёт у пресной воды, но встречается и у моря, у солёных и солоноватых озёр. Крайне желательно, чтобы водоём имел мелководные места, где цапля могла бы кормиться, заходя в воду. Большинство этих птиц поселяются в отдалении от человеческих поселений, однако, поскольку при выборе места для гнездования серые цапли предпочитают поселяться вблизи хорошей кормовой базы, гнездовые колонии иногда размещаются на рыборазводных прудах, вблизи сельских поселений или на окраине городов [1].

1.3. Место гнездования серой цапли

Гнёзда цапля устраивает на высоких деревьях, а в случае их отсутствия — на крупных кустах или в заломах тростников (см. Приложение 3). В постройке гнезда участвуют и самец, и самка.При сооружении гнезда на деревьях и кустарниках основным материалом служат тонкие сухие прутья и ветки. В небольшом количестве используются также стебли тростника. Гнездясь в тростниках, цапли строят гнезда из стеблей этих растений, иногда выстилая лоток сухой травой.

Готовое гнездо имеет форму плоского конуса вершиной вниз. Это довольно небрежно сделанное сооружение, очень рыхлое, с просвечивающими стенками. Высота гнезда в среднем 50—60 см, диаметр 60—80 смПоперечный диаметр у свежевыстроенных гнезд может быть 50 см, а у гнёзд, сильно растоптанных птенцами, — до 110 см. Точно так же различна и высота гнезда. Свежие гнезда со временем становятся более низкими и плоскими [1].

Привязанность цапель к месту своего гнездования весьма сильная. Часто гнезда используются в течение нескольких лет и ежегодно подправляются.

1.4. Питание серой цапли

Рацион серой цапли составляет только животная пища. Это активный, ловкий и чрезвычайно прожорливый хищник. Ее добычей становится любое сухопутное или водное животное, с которым цапля способна физически справиться. Доминирующее положение в их рационе занимает рыба, не длиннее двадцати пяти сантиметров и весом не более пятисот граммов. Не откажется цапля серая от лягушек, различных насекомых, ракообразных, моллюсков. На суше это, как правило, ящерицы и мелкие грызуны, змеи, крупные кузнечики, жуки и саранча [4].

1.5. Поведение при создании пары

Половая зрелость у самок цапли наступает в годовалом возрасте, у самцов в возрасте двух лет. В брачном наряде клюв цапли становится ярче обычной окраски — он розового или оранжевого оттенка, в отличие от серого в обычное время. Ноги цапли становятся столь же яркого цвета. Радужка глаз желтая, с зеленоватым оттенком. Вокруг глаз неоперенные кольца зеленоватые. Это касается в равной степени самцов и самок.

Самец первым приступает к постройке гнезда и, проделав небольшую работу, начинает призывать самку. В это время самец, стоя на гнезде, раскрывает крылья, запрокидывает голову, направляя клюв вверх, и издает особые каркающие крики. Прилетевшую самку он сначала бьет и отгоняет от гнезда и такой ритуал повторяется несколько раз. Чем позже прилетит самка, тем охотнее и быстрее самец подпускает её. Если она прилетает через примерно две недели после начала постройки самцом гнезда, то пара образуется сразу, без ритуала отпугивания самки. Готовность к спариванию выражается в том, что самец начинает щипать клювом прутья, из которых сложено гнездо; если самка начинает в ответ проделывать то же самое, птицы спариваются и достраивают гнездо вместе.

Глава 2. Серый журавль

2.1. Внешний вид серого журавля

Окрас взрослых птиц – серый. Лишь некоторые участки перьев окрашены в белый и чёрный цвет. На темечке перья отсутствуют. Отличительной чертой этого вида является наличие красных шапочек на головах.

Нижняя часть шеи, бока, задняя часть головы и подбородок имеют буро-черный цвет. На шее и голове видна белая полоса, проходящая по бокам к затылочной части и по внешней стороне шеи.

Журавль–птица крупная. Высота его достигает 115 см. Размах крыльев до двух метров. Вес самца около шести килограммов, самки – чуть меньше. Клюв большой– около 30 см. Лапы окрашены в темный цвет. Серый окрас позволяет маскироваться в лесу от многочисленных врагов (см. Приложение 4).

2.2. Место обитания серого журавля

Гнездится главным образом в болотистой местности: кочковатых болотах, окружённых лесом, в заросших осокой или камышом лугах, в заболоченных поймах рек. Предпочитают большие изолированные заболоченные территории, но в случае недостатка таких мест могут обосноваться на небольших участках вблизи от сельскохозяйственных угодий.

2.3 Место гнездования серого журавля

Для гнезда выбирается относительно сухой участок земли, над водой или поблизости от неё. Место выбирается посреди густой растительности — зарослей камышей, осоки и т. п. (см. Приложение 5).В постройке гнезда, которое располагается прямо на земле, принимают участие и самка и самец.

Строят гнёзда из самых разных материалов, но чаще из хвороста. Строят очень быстро и небрежно. Каждое такое гнездо представляет собой, по сути, кучу хвороста, собранного неподалёку. Внутри гнезда располагается лоток, выложенный из сухой травы. Журавлиное гнездо очень большое. Диаметр достигает одного метра. Им нужно большое место, ведь в гнёздах меньшего размера такие большие птицы просто не поместятся [5].

Старые птицы занимают свои старые, уже давно построенные и обустроенные гнёзда, в которых они живут несколько лет. Каждый год птицы их обновляют.

2.4. Питание серого журавля

Рацион питания журавлей – преимущественно растительный, и состоит он из различных трав, корней и ягод. Однако, такие серые журавли могут питаться и лягушками, грызунами, насекомыми

2.5. Поведение при создании пары

Когда самец хочет, чтобы самка обратила на него свое внимание, он начинает исполнять невероятно грациозный танец. Он хлопает крыльями, подпрыгивает, отрываясь от земли, бросает в воздух траву. После этого он издает звук. Самка должна повторить его, только дважды.
В «танцах» различают следующие элементы и последовательность:
— парадный шаг, когда птица двигается большими медленными шагами, высоко поднимая ноги и вытянув шею наискось вверх;
— бег со взмахами крыльев по кругу восьмёркой, зигзагами или по прямой;
— внезапная остановка с поклонами, пируэтами и покачиванием из стороны в сторону;

— высокие прыжки вверх, сопровождаемые взмахами крыльев;
подбрасывание вверх веток, пучков травы, листьев и других предметов;
— замирание в прямой напряжённой позе с последующим встряхиванием всего оперения, после чего птица обычно успокаивается [2]. 

В высокой степени ритуализировано   исполнение унисонального дуэта. Самец запрокидывает назад вытянутую шею, клюв направляет почти вертикально, третьестепенные маховые приподняты, крыло иногда полураскрыто. Самка исполняет унисональный дуэт в более спокойной позе: крылья сложены, шея вытянута вверх и вперёд, клюв в наклонённом положении (см. Приложение 6)

Основной особенностью образа жизни серых журавлей является то, что ониищут свою любовь один раз и на всю жизнь. Распадаются такие пары крайне редко. Иногда бывает так, что самка или самец погибает. Лишь в этом случае оставшаяся в живых птица находит другого спутника жизни.

Глава 3. Сходство и различия цапли и журавля

 

серая цапля

серый журавль

семейство

семейство цаплевых

семейство настоящих журавлей

внешний вид

рост

от 80 см до 1 м

рост 1 15 см

вес

1,5 — 2 кг

до 6 кг

ноги

тонкие, длинные ноги с четырьмя пальцами

тонкие, длинные ноги с четырьмя пальцами

размах крыльев

до 1,75 м

до 2-х м

клюв

длинный, острый, до 13 см

 длинный, острый, 20—30 см

шея

вытянутая, имеет изогнутую форму, похожую на английскую букву S.

длинная прямая шея

Вывод: Внешне птицы похожи. Журавль крупнее цапли.

обитание

около пресных водоемов

в болотистой местности

гнезда

на высоких деревьях

на краю или вблизи от болота в сухой траве

питание

цапли — хищные птицы, питаются мелкими насекомыми, рыбой

журавль – всеядная птица,  кроме рыбы, лягушек, поедают коренья, растения

поведение при созда нии пары

ритуал отпугивания самки

танец вокруг самки, сопровождаемый пением

Вывод: В природе у серого журавля и серой цапли разные места обитания и гнездования, разное поведение при создании пары.

Заключение

В ходе исследования установила, что серый журавль и сарая цапля относятся к разным семействам. Изучила литературу по теме и выяснила, что, несмотря на схожий внешний вид и образ жизни, журавль и цапля не могут жить вместе, так как у них разные места обитания, гнездования и разное поведение при создании пары. Они по-разному ухаживают за самкой и поэтому не могут, как и в сказке, понять друг друга.

Я провела анкетирование среди учеников нашего класса. Обобщила полученные результаты и рассказала о журавле и цапле всем членам нашей семьи и одноклассникам. Цель достигнута, гипотеза доказана. Благодаря исследованию, мне стало понятно, что народные сказки учат не только нормам поведения людей, но и основаны на наблюдениях за природой.

Список литературы

1. Ильичёв, В. Д., Михеев, А. В. Жизнь животных. — М.: Просвещение, 1986. — Т. 6 (Птицы)

Ресурсы интернет

2. https://irbis55.ru/samaya-interesnaya-informatsiya-zhuravlyakh/

3. http://bighunting.ru/archives/5285

4. https://www.syl.ru/article/310054/tsaplya-seraya-opisanie-chem-pitaetsya-gde- obitaet-i-interesnyie-faktyi#image1742991

5. https://divo.site/ptitsy/seryjzhuravl

Приложение 1

Анкета

1. Читал(а) ли ты русскую народную сказку «Журавль и цапля»?

2.Почему в сказке журавль и цапля не смогли жить вместе?

а) б)

3.На какой фотографии журавль?

4. На какой фотографии цапля?

5. Хотел(а) ли ты узнать больше об этих птицах?

6. В природе журавль и цапля могут жить вместе?

Приложение 2

Серая цапля

Приложение 3

Гнездо серой цапли

Приложение 4

Серый журавль

Приложение 5

Гнездо серого журавля

Приложение 6

Танец серого журавля

16

Просмотров работы: 1022

Мораль сказки журавль и цапля чему учит. Анализ сказки журавль и цапля. Один герой говорит о другом герое

Сказка Журавль и Цапля известны нам с детства. Еще бабушки и родители любили нам на ночь читать народные сказки, среди которых была Журавль и Цапля. Теперь и мы читаем своим детям русскую сказку, которая является поучительной и раскрывает человеческие негативные качества.
Чтобы познакомиться со сказкой Журавль и Цапля, предлагаем ее краткое содержание.

Народная сказка Журавль и Цапля

Итак, сказка про Журавля и Цаплю начинается тем, что построили эти две гордые птицы дома на болоте, вот только не рядом. Строили в разных концах, вот только скучно и одиноко стало жить. Решился Журавль на сложный шаг в своей жизни и пошел делать предложение Цапле выйти за него замуж. Пришел к Цапле и давай свататься, а та ему и давай отворот поворот, якобы не достойный он ее, не такого она мужа себе видит. Обиженный вернулся Журавль домой, а Цапля в это время передумала, ведь все-таки не так скучно будет жить вдвоем и пошла теперь она звать Журавля жениться на ней. Пришла к нему и давай предлагать свою персону в качестве жены, а тот обиженный, да взял и отказал. Расстроенная Цапля, вернулась домой, а Журавль вдогонку за ней. Видите ли, передумал, теперь он согласен. Вот только не согласна теперь Цапля выходить замуж.

Вот так и ходят они до сих пор друг к другу, да все никак не женятся.

Журавль и Цапля главные герои

Главными героями сказки являются две болотные птицы. Эти две птицы наделены такими человеческими характерами, как гордость, эгоизм, неумение найти общий язык. По этим причинам у сказки нет завершения, ведь птицы, из-за своего упрямства, из-за неумения вовремя ответить на чувства другого, до сих пор блуждают по озеру, сватаясь друг к другу.

Журавль и Цапля главная мысль

Какая у сказки Журавль и Цапля главная мысль? Как по мне, то любые нерешительность и сомнения приведут в тупик, а значит, нужно обдуманно решать любой вопрос, не спеша давать ответ. Уж лучше взвешенно давать ответ на любой вопрос и тогда жизнь удастся, а счастье будет не за горами.

Журавль и Цапля слушать

Учебный предмет:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Раздел программы: «
Сказки о животных
»

Тема урока:

Русская народная сказка
«Журавль и цапля»

2 класc

Разработала Головешкина Светлана Алексеевна

Тема урока:
«Журавль и цапля», русская народная сказка.

Задачи урока:
формирование представления о жанровых признаках различных

видов народных сказок;

формирование представления о композиции сказки;

развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать

обобщение;

развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с

новыми словами;

формирование осознанного, грамотного, выразительного чтения

формирование действий контроля и оценки;

формирование межличностных отношений учащихся в групповой

воспитание познавательной активности.

Оборудование: Ефросинина Л.А. «Литературное чтение.2 класс», схемы к обложке

сказок, карточки для групповой работы, цветные карандаши.

ХОД УРОКА.

I
Вводная беседа.

    Назовите как можно больше произведений, соответствующих любой из этих моделей.

    Чем похожи эти модели? (по жанру – сказка, есть название)

    На какие группы можно еще разделить сказки? (народные и авторские)

    Вспомним, какие особенности сказки нам известны? (заполнение таблицы)

вид сказки

Сказки о животных

Волшебные сказки

Бытовые сказки

Кто являются главными героями сказки?

животные

человек и несуществующие герои

человек и животное (человек и человек)

Какие события происходят в сказке?

из реальной жизни

фантастические

реальные

Какова задача сказки?

высмеять поведение героев

показать, что добро побеждает зло

высмеять недостатки героев

II
Формулирование детьми темы и цели урока.

    Откройте учебник на странице 21.

    С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке? (русская сказка «Журавль и цапля»)
    (Учитель тему урока записывает на доске)

    Попробуйте определить жанр и тему произведения. (по жанру это произведение- сказка; тема произведения- сказка о животных)

    Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись.

ЦЕЛЬ: *ПОВТОРИТЬ О ………

*УЧИТЬСЯ …………….

*РАЗВИВАТЬ ………….

    Цель урока: повторить изученное о сказках (признаки видов сказок, построение сказки); учиться анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать речь.

III
Физкультминутка.

IV
Работа с новым произведением.

Чтение учителем сказки вслух.

Беседа после первичного восприятия произведения.

    Какие непонятные слова встретились в тексте? (ответы детей)

    Определим значение этих слов.

    Что вы заметили необычного в этой сказке? (начинается по-другому)

    Прочитайте первые три абзаца. Что мы прочитали? (присказку)

Вторичное чтение учащимися произведения.

Анализ произведения.

    Кто является главными героями этой сказки? (журавль и цапля)

    А теперь нам предстоит поработать с текстом и найти описание журавля и цапли. Я предлагаю разделиться на группы для выполнения задания.

Представитель каждой группы рассказывает о выполнении задания. В результате работы заполняется таблица.

Главные герои

журавль

цапля

Описание поведения героя

Стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

Тяп-тяп!- семь верст болото месил.

Пошел журавль домой несолоно хлебавши.

«Нет, цапля, мне тебя не надо!..»

журавль задумался: «Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно»

«Нет, журавль,не выйду за тебя замуж…Ступай прочь!»

Цапля после раздумалась: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Заплакала со стыда и воротилась домой. Тут цапля задумалась.

Один герой говорит о другом герое

Цапля о журавле

Ноги у тебя долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то тебе меня нечем… долговязый!

Журавль о цапле

Нет, цапля, мне тебя не надо!

Напрасно не взял за себя цаплю.

Вывод

Герои очень похожи друг на друга.

Журавль показан смешным, долговязым, обидчивым, упрямым.

Он, не подумав, отказывает цапле, а потом жалеет об этом.

Цапля показана капризной, придирчивой, несговорчивой.

Она отказалась выйти замуж за журавля, а потом жалеет об этом

    Как вы думаете, ребята, могла ли эта история приключиться с людьми? (да, могла)

    Значит, в этой сказке комическая ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей. Журавль и цапля глупо и смешно выглядят со стороны. Под их обличием спрятаны люди, которые тоже часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.

    Чему учит нас эта сказка? (сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои недостатки)

    А сейчас мы с вами исследуем сказку с точки зрения основного сюжетного мотива. На доске записаны вопросы, которые помогут нам.

Как построена сказка?

На какие части ее можно поделить?

О чем мы узнаем из каждой части?

На доске в ходе работы вычерчивается схема.

кульминация

развитие продолжение

события события

присказка

зачин экспозиция

    С чего начинается сказка? Что такое присказка. Найдем ответ на вопрос на странице 22 учебника.

    Зачем нам нужна присказка? (привлекает внимание) (Работа в тетради, №1)

    Присказка богата звукописью. Она читается по-особому: скороговоркой. Какие слова повторяются в присказке? (ответы детей)

    Как называется следующая часть сюжета? (завязка)

    Найдите в тексте момент, где начинается завязка событий. (Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться)

    Исполнилось ли его желание? Почему? (ответы детей)

    Сколько раз «сватался» журавль к цапле? (2 раза)

    Отметьте кульминационный момент. (не могут договориться, отказывают друг другу)

    Есть ли в этой сказке развязка? Почему? Докажите словами текста. (Нет. «Вот так –то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.)

V
Физкультминутка.

Что ж, теперь мы отдыхаем.

На уроке поиграем.

Вот она, игра-наука.

Покажите жестом, звуком.

(Дети показывают героев с помощью жестов и звуков: 1-й ряд – сову, 2-й ряд – цаплю, 3-й ряд – журавля.)

Давайте среди этих героев выберем главных.

    Цапля и журавль.

VI
Творческая работа.
(Упражнения в выразительном чтении. Инсценирование сказки.)

    Где в сказке мы слышим интонацию сожаления? обиды? (ответы детей)

    Представьте себе образ героя сказки, выбранного вами, и, читая его слова, попробуйте передать его характер, поступки при помощи интонации.

    Прочитаем сказку по ролям. (Дети работают в группах по 3 человека)

    Кто хочет принять участие в инсценировании сказки? (Группа, изъявившая желание, работает над постановкой сказки)

VII
Обобщение

    С каким произведением мы познакомились на уроке?

    Назовите жанр произведения.

    Определите вид сказки.

    Покажите на своих моделях, с каким произведением вы познакомились.

У каждого ребенка на столе лист бумаги и цветные карандаши.

    Сравните свою модель с моделью на доске. Кто выполнил все верно? Молодцы!

V
Ш Домашнее задание

1 группа – чтение по ролям сказки

2 группа – инсценирование сказки

3 группа – расскажи сказку от лица одного из героев

Полный текст можно посмотреть

Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Жанр: народная сказка о животных в обработке А. Толстого

Главные герои сказки «Журавль и цапля» и их характеристика

  1. Журавль. Парень хоту куда, жених завидный, одинокий, но злопамятный и обидчивый.
  2. Цапля, легкомысленная невеста, часто меняет свое мнение, торопливая и поспешная в решениях.

План пересказа сказки «Журавль и цапля»

  1. Болото, где живут Журавль и Цапля
  2. Журавль сватается
  3. Отказ Цапли
  4. Цапля передумала
  5. Отказ Журавля
  6. Повторение

Кратчайшее содержание сказки «Журавль и цапля» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили на болоте Журавль и Цапля.
  2. Журавль посватался к Цапле, а Цапля ему отказала
  3. Цапля передумала и просится замуж.
  4. Журавль отказывает Цапле, но раскаивается
  5. Журавль снова просит Цаплю выйти за него замуж.
  6. Так и ходят они друг за другом бесконечно.

Главная мысль сказки «Журавль и цапля»

Поспешность в принятии решений приносит только вред.

Чему учит сказка «Журавль и цапля»

Сказка учит уметь слушать другого человека. Учит не торопится с принятием важных решений. Учит сперва подумать, а потом говорить. Учит уважать других людей и считаться с их мнением. Учит находить компромисс.

Отзыв на сказку «Журавль и цапля»

Мне понравилась эта веселая история, хотя ни Журавль, ни Цапля не являются идеальными. Они слишком долго жили одни, и поэтому им трудно решиться на создание семьи, их пугает ответственность, у них у каждого свои привычки. Но мне хочется верить, что когда-нибудь они договорятся и все у них будет хорошо.

Пословицы к сказке «Журавль и цапля»

Лад и согласие — первое счастье.
Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит.
Спрос не грех, отказ не беда.
Задумал, так не передумывай.
Не спехом дело спорится, а толком.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Журавль и цапля»

На одном болоте жили Журавль и Цапля. Каждый из них построил себе дом, только в разных концах болота.
И вот стало скучно Журавлю одному жить. Решил он к Цапле посвататься. Пошел в гости через болото. Семь верст отмахал, добрался, и просит Цаплю за него замуж выйти.
А Цапля ему от ворот поворот. Не нравится ей жених — и ноги тонкие, и платье короткое, и летает плохо, да еще корми его потом, когда самой еды мало. Прогнала Цапля Журавля, а сама задумалась. А ведь и правда скучно одной. Решила согласиться и пошла к Журавлю.
Приходит и объявляет, что согласна за него замуж выйти. А Журавль сидит обиженный, на Цаплю не смотрит. «Нет, — отвечает, — теперь я не хочу на тебе жениться. Ступай-ка ты Цапля, туда откуда пришла».
Заплакала от обиды и стыда Цапля и домой пошла. А Журавль ей вслед смотрит и думает, что зря отказал, ведь одному и правда не жизнь. И бегом за Цаплей. Догоняет возле дома и просит вернуться, мол согласен он жениться.
Но тут уж Цапля норов проявляет и гонит Журавля прочь. Не нужен ей такой жених непостоянный. Прогнала. а сам думает: «Да что же это я! Сама свое счастье прочь гоню!» И бегом за Журавлем.
Так они ходят друг за другом и поныне, а свадьбы так и не сыграли.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Журавль и цапля»

Цели урока:

  • Формировать навыки анализа художественного
    произведения: учащиеся должны знать
    художественные особенности сказки как
    фольклорного произведения; уметь выявлять
    основную нравственную проблему в произведении,
    опираясь на текст.
  • Формировать представления о нравственных
    ценностях: согласии, терпимости,
    благожелательности.
  • Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь
    выстраивать связный развёрнутый ответ на
    поставленный вопрос, использовать аргументы,
    цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в
каждой из них? (Приложение 2).


  • Сказка складом, песня ладом красна.
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
  • Согласие питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три
цели мы ставим сегодня на уроке?


(На уроке мы будем изучать художественные
особенности сказок, подумаем, чему учит нас
сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о
том, что мешает нам достигать согласия и как мы
можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в
художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем
сказку “Цапля и журавль”.

2. Особенности русских народных сказок.
Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.


(Ученики вспоминают особенности русских
народных сказок: виды сказок, структура, средства
выразительности – и приводят примеры зачина,
концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст:
сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова,
как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем
неизвестного рассказчика, а может быть, как оно
помогает увидеть мир глазами русского человека.
Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной
статьи:


Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их
высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150-240 см,
а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но
имеющих очень отдалённое родство цапель, в
полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с
острым прямым клювом. На голове у большинства
видов участки неоперенной и ярко окрашенной
кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев
слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и
пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще
всего серое или белое. Если визуально сравнивать
журавлей с другими болотными птицами, то по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее,
а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами
тело изящнее, ноги длиннее, а клюв
пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём,
каким был журавль. Какую черту во внешнем облике
журавля подметил русский народ. Найдите и
выделите, в каком месте словарной статьи
упоминается именно об этой черте.


(В сказке обращается внимание только на длинные
ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом
упоминается три раза: “это крупные, длинноногие
… птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее,
а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги
длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской
народной сказке. Выпишите из текста слова,
которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное:
чем они отличаются? Можем ли мы предположить
“характер”, особенности какого-нибудь
конкретного журавля, читая научный текст? Как
относится автор научного текста к описываемым
птицам? А автор художественного?


(Отношения автора научной статьи мы не видим. А
вот автор сказки посмеивается над журавлём, он
выглядит несколько нелепо: ноги у него не
длинные, а “долгие”, сам не высокий, а
“долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” —
“тяп, тяп”).

Чем описание художественное отличается от
научного?


(1) Художественное описание не только даёт
представление о внешности, но и даёт возможность
представить черты характера персонажа, а также
передаёт отношение автора к персонажу, отношение
других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно
является единым отрывком текста, оно может
создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке?
Можем ли мы предположить его внешность, характер.
Представьте, что вы режиссёр театра и вам
необходимо выбрать актёра на роль журавля:
опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из
известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней?
Рассмотрите иллюстрации.
(Приложение 2).
Опишите, какой представлял
себе цаплю каждый художник, какие черты он
отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем
отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание
художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в
сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II).
Ответьте на
вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко
друг от друга. Выпишите выражение, которое
помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле?
Выберите ответ, и рядом выпишите выражение,
которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю?
Запишите ответ и выпишите слово, которое
помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля?
Запишите ответ и выпишите выражение, которое
помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга:
журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело,
одиноко стало журавлю: “показалось скучно
показалось жить одному” — вот он и решил
посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом
передумала: “раздумалась”, как говориться в
сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало
стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть,
и обидно).

2. Углубление представлений о содержании
сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же
тогда они так и не выполнили задуманного, что им
помешало?


(Хорошо, если учащиеся приведут несколько
ответов: дело не только в неумении договориться,
но и в обидчивости, и в неумении определиться в
своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется
каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской
литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.


(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и
цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они
ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или
придумайте) похожие ситуации из жизни и
расскажите, как следовало поступить, чтобы не
обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что
высмеивает русский человек, над чем
задумывается? Какие выводы вы сделали для себя,
прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли мы их? Прокомментируйте.

Выберите одну из цитат и напишите небольшое
сочинение-рассуждение, используя выбранную
цитату как тему. В качестве одного из примеров в
вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и
цапля”:

  • “Есть согласие – есть и счастье”.
    (Пословица)
  • “Согласие к хорошему приводит, а спор
    противников находит”. (Пословица).
  • “Когда в товарищах согласья нет, На лад их
    дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только
    мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное — ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же
    они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).

Год написания:
неизвестно

Жанр произведения:
сказка

Главные герои:
Журавль
и Цапля
— птицы

Сюжет

Журавль и цапля жили в разных концах болота. Однажды, журавль решил жениться. Целых семь верст довелось идти свататься. Тогда предложил цапле выйти за него замуж. Ее лишь рассмешило такое предложение. Сказала, что не нравятся его длинные ноги и короткая одежда. И жену нечем прокормить. Но цапля пожалела о своих словах. Подумала, что все равно вдвоем лучше, чем одной. И пошла мириться. Журавль категорично отказал, он был в обиде. Но потом подумал, что зря отказал, скучно одному. Вот и обратно пошел. Получил отказ. А цапля вновь хотела все вернуть. Вот так и ходят до сих пор друг к дружке. Пожениться не удалось.

Вывод (мое мнение)

Простая детская сказка содержит важные уроки для взрослых. Перед принятием решения, нужно хорошенько подумать. Сделав выбор держаться его. Думать о чувствах других, относиться с добротой. Гордость, неуступчивость, упрямство ограничивают человека, делают неспособным изменить жизнь к лучшему.

5. Работа над темой урока.

Знакомство с текстом сказки «Журавль и цапля».

Первичная проверка понимания текста.

Словарная работа.

Физминутка.

Анализ содержания сказки.

Закрепление изученного. Выводы.

Выразительное чтение сказки по ролям.

6. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

Подготовка к анализу сказки и выразительному чтению.

Организация усвоения обучающимися содержания сказки.

Предупреждение утомляемости.

Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. Аналитическая работа с текстом. Формирование умения воспринимать и анализировать художественный текст.

Развитие умения делать выводы.

Совершенствование навыков выразительного чтения.

Совершенствование умения делать выводы. Оценивание работы.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности на уроке, самооценка результатов своей деятельности.

— Мы вспомнили, какие бывают сказки. А теперь обратимся к сказке о животных .

Сказки о животных – самые древние сказки.Дома вы читали такие сказки. В этих сказках животным приписывали способности думать, говорить, разумно действовать. Каждое животное наделяли своими чертами характера. Медведь, чаще всего, в сказках глуповат. А какой предстаёт перед нами лиса? каков заяц?

— Откроем учебник на стр . 40. Мы сейчас послушаем  сказку «Журавль и цапля» в исполнении заслуженной артистки России Е. Санаевой.

(фонохрестоматия к учебнику)

Возьмите карандаш, следите по тексту, отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение слов (ударение).

— Понравилась ли вам сказка? Чем? Что вам показалось в ней занятным?

— Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?

— Помогает ли нам музыкальное сопровождение зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку?

— Какие непонятные слова и выражения вы отметили?

— Послушаем сообщение о выражении «семь вёрст». (См. Приложение 1).

— Сосчитайте, в скольких километрах друг от друга жили журавль и цапля, как далеко или близко.

— А теперь прослушаем сообщение о фразеологизме «уйти несолоно хлебавши».

— Итак, как вы объясните фразу «Журавль, как несолоно похлебал, ушёл домой»?

— Поблагодарим ребят за интересные сообщения.

— Ребята, а для чего мы объяснили непонятные слова?

— А теперь немного отдохнём.

— А теперь мы сравним два текста: художественный и научный. Прочитайте сначала описание серого журавля из научной статьи ( См. Приложение 2). А затем прочитайте художественный текст-сказку. Обсудите вопросы в паре, найдите на них ответы. (Слайд 4 :Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ в сказке? Найдите и выделите, в каком месте научной статьи упоминается именно об этой черте? Выпишите из текста сказки в тетрадь слова, которые помогают создать внешний облик журавля.)

— Итак, из сказки «Журавль и цапля» мы узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ?

— Какие вы нашли слова в научной статье, подчёркивающие именно эту черту?

— Посмотрим, как создаётся описание журавля в русской народной сказке. Какие слова вы выписали?

— Сравним описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы представить «характер» журавля, читая научный текст? Как относятся авторы этих текстов к журавлю?

— Каким вы представляете журавля? Опишите его внешность и характер. (длинноногий, маленькая голова, острый прямой клюв, серое оперение, одинокий, гордый, не смог простить цапле обиды, отходчивый, пришёл просить прощения…)

— В сказке нет описания внешности цапли. Давайте посмотрим на иллюстрацию из энциклопедии, фотографии ,и сравним, чем отличаются журавль, цапля и аист.

— А теперь обратимся к изобразительному искусству, а именно к иллюстрациям художников Е. Рачёва, Е. Громова, В. Конашевича. Рассмотрите иллюстрации. Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты отобразил на иллюстрации.

— Продолжим анализировать сказку.

Обратимся к тексту сказки. Вспомним особенности сказок. Каковы особенности сказки «Журавль и цапля»?

— Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните каждый самостоятельно задание по тексту на карточке (См. Приложение 3).Подготовьте связный ответ на данные вопросы.

— Сделаем выводы. Как закончилась сказка?

— Совпадают ли желания журавля и цапли?

— Что такое «согласие»?

— Вспомните из своего опыта: были ли у вас моменты, ситуации, когда вы с кем-то не могли прийти к согласию? Приведите примеры.

— Почему птицы не пришли к согласию?

— Вспомните другие произведения русской литературы, в которых герои не могли прийти к согласию. ( И.Крылов.Басня «Лебедь,рак и щука»).

— Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию?

— Почитаем сказку выразительно по ролям, попытайтесь передать характеры персонажей.

— Дайте оценку выразительного чтения одноклассников. Понравилось ли вам чтение?

Удалось ли передать черты характера персонажей?

— Подведём итоги нашей работы. Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале урока (слайд 3).

— Каковы жанровые особенности сказки о животных?

— К какому жанру относится эта сказка? Докажите.

— Чему же учит нас сказка? Какие выводы вы для себя сделали?

— Вспомним цели нашего урока (слайд 2). Достигли ли мы их?

Задание на дом по выбору:

  • Пересказ сказки «Журавль и цапля».
  • Пересказ любой из прочитанных сказок о животных.
  • Составление письменного ответа на вопрос «Мои любимые сказки о животных».

По желанию:

  • Просмотр мультфильма «Журавль и цапля» (режиссёр Юрий Норштейн, 1974г.)

Иллюстрации к сказке.

Организует оценивание работы обучающихся на уроке.

— А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Заполните карточку (См. Приложение 4).

— Итак, мы познакомились со сказкой о животных, которая учит нас быть добрыми, не обидчивыми, уметь приходить к согласию. Очень важно в жизни уметь прощать других. Надеюсь, что после этого урока вы станете доброжелательнее друг к другу и другим людям.

Поблагодарим друг друга за работу!

Прослушивание сказки.

Нахождение незнакомых слов и выражений.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

Объяснение слов и выражений: «тяп-тяп», «семь вёрст», «как несолоно похлебал», «сю пору».

Слушают сообщение одноклассника.

Ребята переводят версту в километры.

Слушают сообщение.

Объясняют понимание фразы (ничего не добился, обманулся в своих ожиданиях).

Один из обучающихся проводит минутку отдыха (выполняется несколько упражнений).

Чтение текстов. Работа с раздаточным материалом.

Подготовка ответов на вопросы. Работа в паре.

Предполагаемый ответ: «у тебя ноги долги». В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля.

Предполагаемый ответ: В научной статье об этой черте упоминается три раза – «это крупные, длинноногие птицы», «в полёте вытягивают ноги», «по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее».

Предполагаемый ответ: журавль по болоту не идёт, а «тяпает»-«тяп-тяп», ноги у него не длинные, а «долгие», «платье коротко», «худо летаешь», «долговязый».

Предполагаемые ответы: отношения автора научной статьи мы не видим, мы не можем представить «характер» журавля, читая научный текст, а вот автор сказки посмеивается над птицей, персонаж выглядит несколько нелепо. Художественное описание даёт представление о внешности и даёт возможность представить черты характера персонажа, передаёт отношение автора к персонажу и отношение других героев.

Устное иллюстрирование.

Просмотр иллюстрации (слайд 5) и фотографий (слайд 6).

Рассматривание иллюстраций (Е.Рачёва – в учебнике на стр. 41, Е.Громова и В.Конашевича – слайд 7) и словесное описание цапли.

Предполагаемые ответы: особенности сказок-присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы; в сказке о журавле и цапле: присказка (зачитывают), зачин (зачитывают), концовка («Вот так и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся»), повторы (журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами).

Индивидуальная работа.

Предполагаемый связный ответ:

Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль «семь вёрст болото месил». Невесело, одиноко стало журавлю: «показалось скучно жить одному» — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: «раздумалась»,как говорится в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она «заплакала со стыда», а, может быть, ей стало обидно.

Отвечают на вопросы.

У доски читают сказку по ролям(по трое).

Оценивание чтения.

Ответы на вопросы.

«Микрофон» (каждый отвечает)

Запись домашнего задания в дневник.

Заполняют карточку.

Конспект урока по литературному чтению

во 2 классе по УМК «Школа России».

Тема: Русская народная сказка

«Журавль и цапля»

Подготовила:

учитель начальных классов

ГБОУ НАО «СШ п. ИСКАТЕЛЕЙ»

Тарасенко Наталья Николаевна

 Цель: познакомить со сказкой, помочь овладеть читательскими умениями, обогащать читательский опыт учащихся.

Задачи: включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах, группах.

Личностные УУД:

-понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;

-самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями сказки;

-самоопределение-личностное, профессиональное,жизненное самоопределение;

-смыслообразование-установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД:

-понимание и постановка учебной цели;

— овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением;

-оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

-самостоятельное выделение и формирование познавательной учебной задачи;

-структурирование знаний;

-осознанное и призвольное построение речевого высказывания;

-восприятие прослушанного и прочитанного произведения;

-поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках;

-умение работать с текстом произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, понимать состояние героев и выражать своё отношение к их поступкам;

-постановка и формулирование проблемы , самостоятельное создание алгоритмов своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

-слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками-определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

-умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передовая особенности образов героев;

-умение аргументировано строить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка.

Предметные УУД:

овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;

-воспитание интереса к чтению;

-овладение устной и письменной коммуникативной культурой.

Ход урока:

1)Организационный момент:

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

2)Актуализация знаний:

— Ребята, расскажите, какие жанры устного народного творчества вы знаетё?

-Поговорим о сказках.

— Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, богатырские, о животных, бытовые)

— Кто их придумывает? (автор или народ)

— Много ли сказок на свете?

— Много.

-Какие сказки знаете вы? (Дети перечисляют названия нескольких сказок).

3)Изучение нового материала:

-А какая тема сегодняшнего урока? (Сказка.)

-А вот о чём эта сказка вы узнаете, когда отгадаете загадки (Дети отгадывают загадки…):

1. Длинноногий, длинношеий 
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)

2. Она целый день в работе,
Ловит лягушат  в болоте.
На ходулях, клюв, как сабля.
Кто скажите это? …
(Цапля)

— Журавль и цапля – это кто? (Птицы, живущие на болоте).

Слушание сказки «Журавль и цапля».(Выразительное чтение учителем, просмотр мультфильма).

4)Беседа по вопросам: (Ответы детей полные по сказке):

— С чего начинается сказка?

-Какие слова в присказке повторяются?

— Кто главные герои сказки? (Главные герои русской народной сказки «Журавль и цапля» — две болотные птицы.)

— Что происходит в сказке? (Журавль и цапля живут на одном болоте, на разных его концах, далеко друг от друга. В одиночку жить скучно. Первым задумался журавль, решил жениться на цапле и пошел к ней свататься.)

— Получилось ли у журавля исполнить задуманное? (Нет)

-Почему?

-Какими вы представляете героев сказки?

-Как они говорят друг о друге? Найдите слова в тексте и прочитайте.

-Найдите в тексте диалоги журавля и цапли, чем они похожи и чем различаются?

-О чём эта сказка? (О том, что нельзя всё время сомневаться, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.)

— Какая главная мысль сказки? Главный мысль сказки «Журавль и цапля» состоит в том, что решение по любому вопросу должно быть обдуманным и взвешенным. Нельзя принимать решение, основываясь только на эмоциях. Для того, чтобы совместная жизнь была счастливой и гармоничной, важно уметь договариваться друг с другом. В противном случае, несговорчивые люди так и будут обижать друг друга, как журавль с цаплей.

-Как вы считаете закончилась ли сказка? Нет. В сказке говорится, что журавль и цапля так и ходят по очереди друг к другу и никак не могут прийти к согласию.

Какие пословицы подходят к сказке «Журавль и цапля»?

Несчастен тот, кто сомневается.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.

4)ФИЗМИНУТКА

5) Чтение сказки учащимися по ролям.

6)Осмысление и закрепление

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях. Стр.17 (1-3).

7)Итог урока. Рефлексия.

— Что нового ты узнал на уроке?

— Если урок понравился, и вы всё выполнили самостоятельно, поднимите зелёную карточку.

-Если урок понравился, но вы выполнили задания с ошибками, поднимите синюю карточку.

-Если урок не понравился поднимите красную карточку.

8) Домашнее задание.(пересказ сказки).

  • Журавль и цапля русская народная сказка презентация
  • Журавль и цапля краткий рассказ
  • Журавль и цапля авторская или народная сказка
  • Журавль в сказке решил жениться на цапле потому что
  • Журавлиный крик как пишется