Тема: «Ц.Топелиус «Зимняя сказка»
Цели:
— познакомить с новыми произведениями Ц.Топелиус «Зимняя сказка»
— прививать учащимся любовь к литературе, пробудить интерес к чтению;
— развивать у учащихся образное мышление, наблюдательность;
— воспитывать любовь к природе, учить чувствовать и понимать красоту
родного края.
Литература:
— Лит.чтение: 3 класс: Учебник для учащихся образов.учреждений, в 2 ч.
ч.1 (Авт.-сост.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова . — М.: Вентана — Граф,
2007-160с.: ил. -(нач.школа XXI века )
Оборудование: комплект наглядных пособий
План урока:
I.
Проверка домашнего задания.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
III. Первичное восприятие.
IV.
Проверка первичного восприятия.
V.
Чтение и анализ произведения
VI.
Обобщение.
VII.Подведение
итогов.
VIII.
Задание на дом.
План оформления доски
1 — автор
произведения
2 — портрет автора
3 — название
произведения
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
— Кто автор этого произведения?
— пересказ произведения Ц.Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре» (по плану)
5-6 чел.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
— Какое время года у нас сейчас?
— Что характерно для
времени года — зима?
— Что происходит зимой в лесу?
— Любите ли вы зиму?
— Были ли вы зимой в
лесу?
III. Первичное восприятие.
— прочитайте название произведения.
— Как вы думаете о чем это произведение?
— Для того чтобы узнать правы вы или нет, мы прочтем этом произведение.
Комбинированное чтение учитель-ученик
IV.
Проверка первичного восприятия.
— Понравилось ли вам произведения?
— Чем именно вам понравилось произведение?
— Было ли вам где-то в этом произведение радостно? страшно? Грустно?
Почему?
V.
Чтение и анализ произведения
— Чем необычно это произведение?
— Где происходило это событие?
— Кто был главным героем этого произведение?
— Какие имена были в сосен?
— Какие подарки сделали сосны детям?
— Что случилось с детьми когда сосны сделали им подарки?
-Понравилось ли это детям?
— Понравилось ли это королю и королеве?
— Что сделали король и королева когда увидели детей?
— Что случилось с соснами?
VI.
Обобщение.
— О чем эта сказка?
— Чем учить это произведение?
VII.Подведение
итогов.
— С каким произведением мы сегодня познакомились?
— Кто автор этого произведение?
VIII.
Задание на дом.
— выразительное чтение произведения «Зимняя сказка»
В большом дремучем лесу, далеко на севере Финляндии, росли рядом две огромные сосны. Они были такие старые, такие старые, что никто, даже седой мох, не мог припомнить, были ли они когда-нибудь молодыми, тонкими сосенками. Над всеми деревьями, откуда ни погляди, поднимались их темные вершины.
Весной в густых ветвях старых сосен пел веселые песенки дрозд, а маленькие розовые цветы вереска смотрели на них снизу вверх так робко, будто хотели сказать: «Ах, неужели и мы будем такими же большими и такими же старыми?»
Зимой, когда метель закутывала всю землю белым одеялом и цветы вереска спали под пушистыми снежными сугробами, две сосны, словно два великана, сторожили лес.
Зимняя буря с шумом проносилась по чаще, сметала с веток снег, обламывала вершины деревьев, валила наземь крепкие стволы. И только сосны-великаны всегда стояли твердо и прямо, и никакой ураган не мог заставить их склонить головы.
А ведь если ты такой сильный и стойкий — это что-нибудь да значит!
У опушки леса, где росли старые сосны, на небольшом пригорке ютилась хижина, крытая дерном, и двумя маленькими окошками глядела в лес. В этой хижине жил бедный крестьянин со своей женой. У них был клочок земли, на котором они сеяли хлеб, и небольшой огород. Вот все их богатство. А зимой крестьянин работал в лесу — рубил деревья и возил бревна на лесопильню, чтобы скопить несколько монет на молоко и масло. У крестьянина и его жены было двое детей — мальчик и девочка. Мальчика звали Сильвестр, а девочку — Сильвия.
И где только нашли для них такие имена! Наверное, в лесу. Ведь слово «сильва» в древнем латинском языке значит «лес».
Однажды — это было зимой — брат и сестра, Сильвестр и Сильвия, пошли в лес, чтобы посмотреть, не попался ли в силки, которые они расставили, какой-нибудь лесной зверек или птица.
И верно, в один силок попался белый заяц, а в другой — белая куропатка. И заяц и куропатка были живы, они только запутались лапками в силках и жалобно пищали.
— Отпусти меня! — пролопотал заяц, когда Сильвестр подошел к нему.
— Отпусти меня! — пропищала куропатка, когда Сильвия наклонилась над ней.
Сильвестр и Сильвия очень удивились. Никогда они еще не слышали, чтобы лесные звери и птицы говорили по-человечьи.
— Давай-ка и вправду отпустим их! — сказала Сильвия.
И вместе с братом она принялась осторожно распутывать силки.
Едва только заяц почуял свободу, как со всех ног поскакал в глубь леса. А куропатка полетела прочь так быстро, как могли нести ее крылья.
— Подопринебо!.. Подопринебо все сделает, о чем вы ни попросите! — крикнул заяц на скаку.
— Просите Зацепитучу!.. Просите Зацепитучу!.. И все у вас будет, чего только ни захотите! — прокричала куропатка на лету.
И снова в лесу стало совсем тихо.
— Что это они говорили? — сказал наконец Сильвестр. — Про каких это Подопринебо и Зацепитучу?
— И я никогда не слыхала таких странных имен, — сказала Сильвия. — Кто бы это мог быть?
В это время сильный порыв ветра пронесся по лесу. Вершины старых сосен зашумели, и в их шуме Сильвестр и Сильвия ясно расслышали слова.
— Ну что, дружище, стоишь еще? — спросила одна сосна у другой. — Еще держишь небо? Недаром ведь лесные звери прозвали тебя Подопринебо!
— Стою! Держу! — загудела другая сосна. — А ты как, старина? Все воюешь с тучами? Ведь и про тебя не зря говорят — Зацепитучу!
— Что-то слабею я, — прошелестело в ответ. — Нынче вот ветер обломал у меня верхнюю ветку. Видно, и вправду старость приходит!
— Грешно тебе жаловаться! Тебе ведь только триста пятьдесят лет. Ты еще дитя! Совсем дитя! А вот мне уже триста восемьдесят восемь стукнуло! — И старая сосна тяжело вздохнула.
— Смотри, вон возвращается ветер, — зашептала сосна (та, что была помоложе). — Под его свист так хорошо петь песни! Давай-ка споем с тобой про далекую старину, про нашу молодость. Ведь нам с тобой есть о чем вспомнить!
И под шум бури сосны, качаясь, запели свою песню:
Мы скованы бурей, мы в снежном плену!
Бушует и буйствует вьюга.
Под шум ее клонит нас, древних, ко сну,
И давнюю видим во сне старину —
То время, когда мы, два друга,
Две юных сосны, поднялись в вышину
Над зыбкою зеленью луга.
Фиалки у наших подножий цвели,
Белили нам хвою метели,
И тучи летели из мглистой дали,
И бурею рушило ели.
Мы к небу тянулись из мерзлой земли,
Нас даже столетья согнуть не могли
И вихри сломить не посмели…
— Да, нам с тобой есть о чем вспомнить, есть о чем порассказать, — сказала сосна (та, что была постарше) и тихонько заскрипела. — Давай-ка поговорим с этими детьми. — И одна ее ветка качнулась, как будто показывая на Сильвестра и Сильвию.
— О чем это они хотят с нами поговорить? — сказал Сильвестр.
— Лучше пойдем домой, — шепнула Сильвия брату. — Я боюсь этих деревьев.
— Подожди, — сказал Сильвестр. — Чего их бояться! Да вон и отец идет!
И верно, по лесной тропинке пробирался их отец с топором на плече.
— Вот это деревья так деревья! Как раз то, что мне нужно! — обрадовался крестьянин, останавливаясь около старых сосен.
Он уже поднял топор, чтобы подрубить сосну — ту, что была постарше, — но Сильвестр и Сильвия вдруг с плачем бросились к отцу.
— Батюшка, — стал просить Сильвестр, — не тронь эту сосну! Это Подопринебо!..
— Батюшка, и эту не тронь! — просила Сильвия. — Ее зовут Зацепитучу. Они обе такие старые! А сейчас они пели нам песенку…
— Чего только ребята не выдумают! — засмеялся крестьянин. — Где же это слыхано, чтобы деревья пели! Ну да ладно, пусть себе стоят, раз уж вы за них так просите. Я найду себе и другие.
И он пошел дальше, в глубь леса, а Сильвестр и Сильвия остались возле старых сосен, чтоб услышать, что скажут им эти лесные великаны.
Ждать им пришлось недолго. В вершинах деревьев снова зашумел ветер. Он только что был на мельнице и так яростно крутил мельничные крылья, что искры от жерновов дождем сыпались во все стороны. А теперь ветер налетел на сосны и принялся бушевать в их ветвях.
Старые ветви загудели, зашумели, заговорили.
— Вы спасли нам жизнь! — говорили сосны Сильвестру и Сильвии. — Просите же теперь у нас все, что хотите.
Но, оказывается, не всегда легко сказать, чего ты больше всего хочешь. Сколько ни думали Сильвестр и Сильвия, а ничего не придумали, словно им и желать было нечего.
Наконец Сильвестр сказал:
— Я бы хотел, чтобы хоть ненадолго выглянуло солнце, а то в лесу совсем не видно тропинок.
— Да-да, и я бы хотела, чтобы поскорее пришла весна и растаял снег! — сказала Сильвия. — Тогда и птицы снова запоют в лесу…
— Ах, что за безрассудные дети! — зашелестели сосны.
— Ведь вы могли пожелать столько прекрасных вещей! И богатство, и почести, и слава — все было бы у вас!.. А вы просите то, что случится и без вашей просьбы. Но ничего не поделаешь, надо выполнить ваши желания. Только мы сделаем это по-своему… Слушай же, Сильвестр: куда бы ты ни пошел, на что бы ни взглянул, повсюду тебе будет светить солнце. И твое желание, Сильвия, исполнится: куда бы ты ни пошла, о чем бы ни заговорила, всегда вокруг тебя будет цвести весна и таять холодный снег.
— Ах, это больше, чем мы хотели! — воскликнули Сильвестр и Сильвия. — Спасибо вам, милые сосны, за ваши чудесные подарки. А теперь прощайте! — И они весело побежали домой.
— Прощайте! Прощайте! — зашумели вслед им старые сосны.
По дороге Сильвестр то и дело оглядывался, высматривая куропаток, и — странное дело! — в какую бы сторону он ни поворачивался, всюду мелькал перед ним луч солнца, сверкая на ветках, словно золото.
— Смотри! Смотри! Солнце выглянуло! — крикнула Сильвия брату.
Но едва успела она открыть рот, как снег кругом начал таять, по обе стороны тропинки зазеленела трава, деревья покрылись свежей листвой, а высоко в синеве неба послышалась первая песня жаворонка.
— Ах, как весело! — воскликнули в один голос Сильвестр и Сильвия.
И чем дальше они бежали, тем теплее светило солнце, тем ярче зеленели трава и деревья.
— Мне светит солнце! — закричал Сильвестр, вбегая в дом.
— Солнце всем светит, — сказала мать.
— А я могу растопить снег! — закричала Сильвия.
— Ну, это каждый может, — сказала мать и засмеялась.
Но прошло немного времени, и она увидела, что в доме что-то неладно. На дворе уже совсем стемнело, наступил вечер, а в избушке у них все блестело от яркого солнца.
И так было до тех пор, пока Сильвестру не захотелось спать и глаза у него не закрылись. Но это еще не все! Зиме конца не было видно, а в маленькой хижине вдруг повеяло весной.
Даже старый засохший веник в углу и тот начал зеленеть, а петух на своем насесте принялся петь во все горло. И он пел до тех пор, пока Сильвии не надоело болтать и она не заснула крепким сном.
Поздно вечером вернулся домой крестьянин.
— Послушай, отец, — сказала жена, — боюсь я, не околдовал ли кто наших детей. Что-то чудное делается у нас в доме!
— Вот еще что придумала! — сказал крестьянин. — Ты лучше послушай, мать, какую новость я принес. Ни за что тебе не догадаться! Завтра в наш город прибудут собственными персонами король и королева. Они ездят по всей стране и осматривают свои владения. Как ты думаешь, не отправиться ли нам с детьми посмотреть на королевскую чету?
— Что ж, я не прочь, — сказала жена. — Ведь не каждый день в наши места приезжают такие важные гости.
На другой день чуть свет крестьянин с женой и детьми собрались в путь. В дороге только и было разговоров, что про короля и королеву, и никто не заметил, что все время солнечный луч бежал перед санями (хотя небо было обложено низкими тучами), а березки кругом покрывались почками и зеленели (хотя мороз был такой, что птицы замерзали на лету).
Когда сани въехали на городскую площадь, народу там было уже видимо-невидимо. Все с опаской посматривали на дорогу и тихонько перешептывались. Говорили, что король и королева остались недовольны своей страной: куда ни приедешь — повсюду снег, холод, пустынные и дикие места.
Король сразу решил, что во всем виноват его народ, и собирался как следует всех наказать.
Про королеву рассказывали, что она очень замерзла и, чтобы согреться, все время топает ногами.
И вот наконец вдалеке показались королевские сани. Народ замер.
На площади король приказал кучеру остановиться, чтобы переменить лошадей. Король сидел, сердито нахмурив брови, а королева горько плакала.
И вдруг король поднял голову, посмотрел по сторонам — туда-сюда — и весело рассмеялся, совсем так, как смеются все люди.
— Взгляните-ка, ваше величество, — обратился он к королеве, — как приветливо светит солнце! Право, здесь не так уж плохо… Мне почему-то даже стало весело.
— Это, наверно, потому, что вы изволили хорошо позавтракать, — сказала королева. — Впрочем, мне тоже стало как будто веселее.
— Это, вероятно, потому, что ваше величество хорошо выспались, — сказал король. — Но, однако, эта пустынная страна очень красива! Посмотрите, как ярко освещает солнце вон те две сосны, что виднеются вдалеке. Да это самое замечательное место во всем моем королевстве! Я прикажу построить здесь дворец!
— Да-да, непременно надо построить здесь дворец, — согласилась королева и даже на минуту перестала топать ногами. — Вообще здесь совсем не так уж плохо. Повсюду лежит снег, а деревья и кусты покрываются зелеными листьями, как в мае. Это прямо невероятно!
Но ничего невероятного в этом не было. Просто Сильвестр и Сильвия взобрались на изгородь, чтобы лучше разглядеть короля и королеву.
Сильвестр вертелся во все стороны — поэтому солнце так и сверкало вокруг; а Сильвия болтала, ни на минуту не закрывая рта, поэтому даже сухие жерди старой изгороди покрылись свежей листвой.
— Что это за милые дети? — спросила королева, взглянув на Сильвестра и Сильвию. — Пусть они подойдут ко мне.
Сильвестр и Сильвия никогда раньше не имели дела с коронованными особами, поэтому они смело подошли к королю и королеве.
— Послушайте, — сказала королева, — вы мне очень нравитесь. Когда я смотрю на вас, мне становится веселее и даже как будто теплее. Хотите жить у меня во дворце? Я прикажу нарядить вас в бархат и золото, вы будете есть на хрустальных тарелках и пить из серебряных стаканов. Ну что, согласны?
— Благодарим вас, ваше величество, — сказала Сильвия, — но мы лучше останемся дома.
— Кроме того, во дворце мы будем скучать без наших друзей, — сказал Сильвестр.
— А нельзя ли их тоже взять во дворец? — спросила королева. Она была в отличном расположении духа и нисколько не сердилась, что ей возражают.
— Нет, это невозможно, — ответили Сильвестр и Сильвия. — Они растут в лесу. Их зовут Подопринебо и Зацепитучу…
— Что только не придет в голову детям! — воскликнули в один голос король и королева и при этом так дружно рассмеялись, что даже королевские сани запрыгали на месте.
Король приказал распрягать лошадей, а каменщики и плотники принялись тотчас строить новый дворец.
Как ни странно, на этот раз король и королева были ко всем добры и милостивы. Они никого не наказали и даже распорядились, чтобы их казначей дал всем по золотой монете. А Сильвестр и Сильвия получили вдобавок крендель, который испек сам королевский пекарь. Крендель был такой большой, что четверка королевских коней везла его на отдельных санях.
Сильвестр и Сильвия угостили кренделем всех, кто был на площади, и все-таки их лошаденка едва дотащила крендель до дому.
Когда Сильвестр и Сильвия улеглись спать, жена крестьянина шепнула мужу:
— А ты знаешь, почему король и королева были сегодня так милостивы? Потому что Сильвестр и Сильвия смотрели на них и разговаривали с ними. Вспомни-ка, что я тебе вчера говорила!
— Это про колдовство-то? — сказал крестьянин. — Пустое!
— Да посуди сам, — не унималась жена, — где это видано, чтобы зимой распускались деревья и чтобы король и королева никого не наказали? Уж поверь мне, тут не обошлось без колдовства!
— Все это бабьи выдумки! — сказал крестьянин. — Просто дети у нас хорошие — вот все и радуются, на них глядя!
И верно, куда бы Сильвестр и Сильвия ни пришли, с кем бы ни заговорили, у всех на душе сразу делалось теплее и светлее. А так как Сильвестр и Сильвия всегда были веселы и приветливы, то никто и не удивлялся, что они доставляют всем радость. Все вокруг них цвело и зеленело, пело и смеялось.
Пустынные земли вокруг избушки, где жили Сильвестр и Сильвия, превратились в богатые пашни и луга, и в лесу даже зимой пели весенние птицы.
Вскоре Сильвестр был назначен королевским лесничим, а Сильвия — королевской садовницей.
Ни у одного короля ни в одном королевстве не было никогда такого чудесного сада. Да и немудрено! Ведь ни один король не мог заставить солнце слушаться его приказаний. А Сильвестру и Сильвии солнце светило всегда, когда они хотели. Поэтому в саду у них все цвело так, что любо было смотреть!
* * *
Прошло несколько лет.
Однажды глухой зимней порой Сильвестр и Сильвия пошли в лес, чтобы навестить своих друзей.
В лесу бушевала буря, в темных вершинах сосен гудел ветер, и под его шум сосны пели свою песню:
Стоим, как бывало, крепки и стройны.
То выпадет снег, то растает…
И смотрим два друга, две старых сосны,
Как снова сменяется зелень весны
Снегами белей горностая,
Как тучи проходят, дождями полны,
И птичьи проносятся стаи.
Сосновая хвоя свежа и густа —
Завидуйте, вязы и клены!
Зима не оставит на вас ни листа —
Развеет наряд ваш зеленый!
Но вечная соснам дана красота,
В подземные недра ушла их пята,
А в небо — высокая крона.
Пускай непогода бушует кругом —
Сосну не повалит ни буря, ни…
Но не успели они допеть свою песню, как внутри стволов что-то затрещало, заскрипело, и обе сосны повалились на землю. Как раз в этот день младшей исполнилось триста пятьдесят пять лет, а старшей — триста девяносто три года. Что же тут удивительного, что ветры наконец их осилили!
Сильвестр и Сильвия ласково потрепали седые, поросшие мхом стволы мертвых сосен и такими добрыми словами помянули своих друзей, что снег кругом начал таять и розовые цветы вереска выглянули из-под земли. И так много их было, что скоро они закрыли старые сосны от самых корней до самых вершин.
Давно уже я ничего не слышал о Сильвестре и Сильвии. Наверно, теперь они сами состарились и поседели, а короля и королевы, которых все так боялись, и вовсе нет на свете.
Но каждый раз, когда я вижу детей, мне кажется, что это Сильвестр и Сильвия.
А может быть, старые сосны одарили своими чудесными дарами всех детей, что живут на свете? Может быть, и так.
Недавно, в зимний ненастный день, мне встретились мальчик и девочка. И сразу в сером тусклом небе словно замелькал луч солнца, все кругом посветлело, на хмурых лицах прохожих появилась улыбка…
Вот тогда среди зимы вдруг наступает весна. Тогда и лед начинает таять — на окнах и в сердцах людей. Тогда даже старый веник в углу покрывается свежими листьями, на сухой изгороди расцветают розы, а под высоким сводом неба поют веселые жаворонки.
Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 «Б» классе
Учитель: Ильина Е.В.
Тема урока: работа с детской книгой. Знакомство с зарубежными писателями – сказочниками. Ц. Топелиусом «Зимняя сказка»
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления со сказками Ц Топелиуса «Зимняя сказка», формирования умения анализировать художественный текст, содействовать воспитанию стремления совершать добрые поступки |
Тип урока |
Комбинированный |
Планируемые Результаты (метапредметные) |
Проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Знают имена писателей и название их произведений. |
Личностные результаты |
Владеют знанием основным моральных норм поведения; осознают роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: общеучебные-умеют самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; осознано и произвольно строят речевые высказывания ; различают жанры; определяют основную и второстепенную информацию; свободно ориентируются и воспринимают текст художественного стиля; логические- осуществляют анализ, сравнение; делают выводы. Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Коммуникативные: адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); договариваются, приходят к общему мнению |
Сценарий урока |
||||
Этапы урока |
Цель деятельности |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Планируемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Организационный момент |
Мотивирование к учебной деятельности |
Приветствие. |
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
|
II. Актуализация знаний |
Воспроизведение знаний по пройденным произведениям. |
Сегодня на уроке мы поиграем в «Знатоков литературии». |
Предметные: называют особенности. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи |
|
(работа с приложением 1) -Мы будем разгадывать кроссворд, отвечая на все задания. |
(знакомятся с написанным) |
|||
Задание 1. Автор были «Прыжок». |
-Лев Николаевич Толстой. |
|||
-Назовите названия произведений Л.Н. Толстого с которыми мы познакомились. |
—Сказка «два брата», басня «Белка и волк», рассказы: «Лебеди», «Зайцы», былина: «Как боролся русский богатырь» |
|||
—Задание 2. Автор, который писал о тяжёлой жизни крестьянских детей. |
—Антон Павлович Чехов |
|||
-Назовите названия произведений А.П. Чехова. |
— Отрывок из повести «Степь», рассказы: «Ванька», «Спать хочется». |
|||
Задание 3. Автор строк: «Так и у людей: иные не могут добиться успеха, а винят в этом обстоятельства». -Что нам известно о Эзопе? |
-Эзоп -Эзоп первый баснописец, который жил в Древней Греции и был рабом. |
|||
-Какие авторы-баснописцы вам известны? |
—Иван Николаевич Крылов и Лев Николаевич Толстой. |
|||
-Что есть только в баснях но нет в других произведениях? |
— Мораль (нравоучение). |
|||
Задание 4. Автор стихотворения «Крестьянские дети». (желающий учащейся читает отрывок «Мужичок с ноготок» из стихотворения «Крестьянские дети») |
-Николай Алексеевич Некрасов |
|||
Задание 5. Поэтические произведения русского народного творчества. |
—Фольклор. |
|||
-Назовите жанры фольклора. |
-Загадки, пословицы, скороговорки, небылицы, сказки, былины, потешки. |
|||
Задание 6.Произведения в которых говориться о богатырях земли русской. |
-Былины. |
|||
—Назовите былины. |
-Добрыня и Змея, Илья Муромец и Соловей -разбойник, Алёша Попович и Тугарин Змеёвич. |
|||
Задание 7. Автор строк: «Кабы я была царица,- Третья молвила сестрица,- Я б для батюшки –царя Родила богатыря». |
-Александр Сергеевич Пушкин. Строки из сказки «Сказка о Царе Салтане» |
|||
-Назовите главных героев этой сказки. |
-Царь Салтан, Царица, Царь Гвидон , Царевна- лебедь, сёстры царицы. |
|||
Задание 8. Жанр произведения Шарль Перро «Подарок феи». |
-Сказка. |
|||
—Сказки по содержанию делятся на три группы, назовите их. |
-Сказки о животных, сказки волшебные и бытовые. |
|||
—К какой группе по содержанию мы отнесём сказку Шарль Перро «Подарок феи»? |
-Сказка волшебная. |
|||
III. Подготовка к основному этапу занятий |
Антиципация (предугадывание предстоящего текста). Постановка учебной задачи |
— Мы разгадали весь кроссворд, а сейчас давайте найдём спрятанное слово. |
-Топелиус. |
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Удерживают логику повествования. Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме. |
-Что нам известно об этом авторе? (на доске портрет Ц. Топелиуса ) |
-Топелиус Цикариас относится к зарубежным писателям (1818-1898)- финский писатель, который написал сказку «Солнечный луч в ноябре». |
|||
-Как вы думаете, почему спряталось эта фамилия от нас? |
— Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением этого автора. |
|||
-Что нам ещё надо знать. Чтобы прочитать произведение? |
-Знать его название. |
|||
-Откройте содержание «Учебной хрестоматии» и по фамилии автора найдите название произведения. Назовите. |
— «Зимняя сказка». |
|||
-О чём говорит название произведения? |
(Высказывают свои предположения). |
|||
IV. Работа с текстом во время чтения |
Понимание текста на уровне содержания и смысла. Развитие внимания к авторскому слову |
Организует чтение сказки учащихся. |
Осмыслено. Выразительно читают вслух по цепочке. Следят за чтением |
Личностные: эмоционально воспринимают сказку. Предметные: воспринимают содержание на слух; выразительно читают вслух |
V. Работа с текстом после чтения |
Эмоциональное «проживание», развитие интереса к чтению. Анализ образов и характеров главных героев на основе выборочного чтения. |
-Как автор описывает сосны? Прочитайте. |
(1 и 2 абзацы) |
Личностные: проявляют эмоционально-ценностное отношение к произведению. Предметные: отвечают на вопросы по содержанию произведения; выполняют разные виды чтения. Предметные: знают содержание и особенности сказок. Познавательные: воспроизводят по памяти и анализируют необходимую информацию. Коммуникативные: формулируют своё мнение |
-С кем сравнивает автор сосны? |
— С двумя великанами. |
|||
-Как звали детей? Как с латыни переводятся их имена? |
-Сильвестр и Сильвия. «Лес». |
|||
-Как описывает дом и семью автор? Найдите в тексте и прочитайте. |
(стр. 167 3 абзац) |
|||
-Кого спасли дети из силков? |
-Зайца и куропатку. |
|||
-Что крикнули звери детям? Прочитайте. |
(стр.168 ) |
|||
-Как вы думаете, кого автор называет Подопринебо и Зацепитучу. Почему? |
-Сосны. |
|||
VIII. Рефлексия |
Формирование навыков самоконтроля |
— По вашему мнению, кто получает звание знатока? |
Высказывают своё мнение. |
Личностные: осознают собственные достижения. Регулятивные: адекватно оценивают результат; планируют дальнейшие действия |
Домашнее задание |
Совершенствование навыков чтения |
-Нарисуйте сосны в вашем представлении. |
Записывают в дневник домашнее задание. |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Приложение 1
Разгадай кроссворд
1 |
|||||||||
2 |
[a] | ||||||||
3 |
|||||||||
4 |
|||||||||
5 |
|||||||||
6 |
|||||||||
7 |
|||||||||
8 |
- Автор были «Прыжок».
- Автор, который писал о тяжёлой жизни крестьянских детей.
- Автор строк: «Так и у людей: иные не могут добиться успеха, а винят в этом обстоятельства».
- Автор стихотворения «Крестьянские дети».
- Устное народное творчество.
- Поэтические произведения русского народного творчества.
- Автор строк:
«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки –царя
Родила богатыря».
- Жанр произведения Шарля Перро «Подарок феи».
ГДЗ›⭐ 3 класс›🔥 Литературное чтение›🎯 ГДЗ по литературному чтению 3 класс рабочая тетрадь Ефросинина›
⚡️ Задание Стр. 109-110. Ц. ТОПЕЛИУС. ЗИМНЯЯ СКАЗКА
Авторы: Ефросинина
Издательство: Вентана Граф
Тип книги: Рабочая тетрадь
1 часть
Стр. 4-6. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЗАГАДКИСтр. 6-7. В.И. ДАЛЬ. СТАРИК-ГОДОВИКСтр. 7-9. ПОСЛОВИЦЫСтр. 10-11. ДОРОГАМИ СКАЗОК. САМОЕ ДОРОГОЕСтр. 12-13. ПРО ЛЕНИВУЮ И РАДИВУЮСтр. 14-16. ЛИСА И КОТОФЕЙ ИВАНЫЧ. ДРОЗД ЕРЕМЕЕВИЧСтр. 16-17. ДОЧЬ-СЕМИЛЕТКАСтр. 18. УМНАЯ ВНУЧКАСтр. 19-20. ЦАРЕВИЧ НЕХИТЁР-НЕМУДЁРСтр. 21-22. ЕЛЕНА ПРЕМУДРАЯСтр. 22-23. ДЕВУШКА И МЕСЯЦСтр. 23-25. СКОРОГОВОРКИ. ПОТЕШКИСтр. 25-27. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСтр. 28-29. БЫЛИНЫ. ДОБРЫНЯ И ЗМЕЯСтр. 29-31. ИЛЬЯ-МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИКСтр. 31-32. АЛЁША ПОПОВИЧИ ТУГАРИН ЗМЕЁВИЧСтр. 32-33. ВОЛЬГА И МИКУЛАСтр. 33-36. ПЕРВЫЙ БОЙ ИЛЬИ МУРОМЦА. ПРО ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА И ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. АЛЁША ПОПОВИЧСтр. 36-38. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСтр. 38-39. БАСНЯ. ЭЗОП. ЛИСИЦА И ВИНОГРАД. И.А. КРЫЛОВ. ЛИСИЦА И ВИНОГРАДСтр. 39-41. И.А. КРЫЛОВ. ВОРОНА И ЛИСИЦАСтр. 41-42. ЭЗОП. ВОРОН И ЛИСИЦАСтр. 42-44. И.А. КРЫЛОВ. КРЕСТЬЯНИН И РАБОТНИК. ВОЛК И ЯГНЁНОКСтр. 44-45. ЭЗОП. ГОЛУБЬ, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ ПИТЬ. БЕСХВОСТАЯ ЛИСИЦА. Д.Е. ИЗМАЙЛОВ. ФИЛИН И ЧИЖ-2Стр. 44-45. ЭЗОП. ГОЛУБЬ, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ ПИТЬ. БЕСХВОСТАЯ ЛИСИЦА. Д.Е. ИЗМАЙЛОВ. ФИЛИН И ЧИЖСтр. 45-47. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. БАСНИСтр. 48-49. А.С. ПУШКИН. У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙСтр. 49-50. А.С. ПУШКИН. БОЙ РУСЛАНА С ГОЛОВОЙСтр. 51-55. Д.С. ПУШКИН. СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…Стр. 56-57. А.С. ПУШКИН. СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ. Э.Г. БАБАЕВ. ТАМ ЛЕС И ДОЛ ВИДЕНИЙ ПОЛНЫСтр. 57-59. К.Г. ПАУСТОВСКИЙ. СКАЗКИ ПУШКИНАСтр. 60. А.С. ПУШКИН. ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ…Стр. 61. А.С. ПУШКИН. ЗИМНИЙ ВЕЧЕРСтр. 62-64. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С. ПУШКИНАСтр. 62. А.С. ПУШКИН. НЯНЕСтр. 65-66. СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ. Ф.И. ТЮТЧЕВ. ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ…Стр. 66-67. Ф.И. ТЮТЧЕВ. ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ…Стр. 67-69. А.Н. МАЙКОВ. ОСЕНЬСтр. 69-70. А.А. ФЕТ. МАМА! ГЛЯНЬ-КА ИЗ ОКОШКА…Стр. 70. А.А. ФЕТ. КОТ ПОЁТ, ГЛАЗА ПРИЩУРЯ…Стр. 71-72. И.А. БУНИН. ЛИСТОПАДСтр. 72-74. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСтр. 74-75. Л.Н. ТОЛСТОЙ. ДВА БРАТАСтр. 76-77. Л.Н. ТОЛСТОЙ. ОРЕХОВАЯ ВЕТКАСтр. 77-78. Л.Н. ТОЛСТОЙ. БЕЛКА И ВОЛКСтр. 78-79. Л.Н. ТОЛСТОЙ. РАБОТНИК ЕМЕЛЬЯН И ПУСТОЙ БАРАБАНСтр. 79-80. Л.Н. ТОЛСТОЙ. ЛЕБЕДИСтр. 81. Л.Н. ТОЛСТОЙ. ЗАЙЦЫСтр. 82-83. Л.Н. ТОЛСТОЙ. ЛЕВ И СОБАЧКАСтр. 84-85. Л.Н. ТОЛСТОЙ. ПРЫЖОКСтр. 85-86. Л.Н. ТОЛСТОЙ. КАК БОРОЛСЯ РУССКИЙ БОГАТЫРЬСтр. 87-89. А.П. СЕРГЕЕНКО. КАК Л.Н. ТОЛСТОЙ РАССКАЗЫВАЛ СКАЗКУ ОБ ОГУРЦАХСтр. 89-91. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГОСтр. 91-92. Н.А. НЕКРАСОВ. КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИСтр. 93-94. Н.А. НЕКРАСОВ. МУЖИЧОК С НОГОТОКСтр. 94. Н.А. НЕКРАСОВ. СЛАВНАЯ ОСЕНЬСтр. 95-96. Н.А. HEКPACOВ. К.И. ЧУКОВСКИЙ. ЗЕЛЁНЫЙ ШУМСтр. 96-97. Н.А. НЕКРАСОВ. МОРОЗ-ВОЕВОДАСтр. 97-98. Н.А. НЕКРАСОВ. САШАСтр. 98-100. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.A. НЕКРАСОВАСтр. 100-101. А.П. ЧЕХОВ. СТЕПЬСтр. 101-102. И.С. TУРГEHEB. ЛЕС И СТЕПЬСтр. 103-104. А.П. ЧЕХОВ. БЕЛОЛОБЫЙСтр. 104-105. А.П. ЧЕХОВ. ВАНЬКАСтр. 105-106. Л. АНДРЕЕВ. КУСАКАСтр. 106-107. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.П. ЧЕХОВАСтр. 107-108. СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ. ШАРЛЬ ПЕРРО. ПОДАРКИ ФЕИ.Стр. 108-109. Ц. ТОПЕЛИУС. СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ В НОЯБРЕСтр. 109-110. Ц. ТОПЕЛИУС. ЗИМНЯЯ СКАЗКАСтр. 111-112. БРАТЬЯ ГРИММ. УМНАЯ ДОЧЬ КРЕСТЬЯНСКАЯСтр. 111. Х.- К. АНДЕРСЕН. СНЕГОВИК
2 часть
Стр. 4-5. СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ. И.С. НИКИТИН. РУСЬСтр. 6-7. И.С. НИКИТИН. УТРОСтр. 8-9. И.З. СУРИКОВ. ДЕТСТВО.Стр. 10. И.С. НИКИТИН. ПОМНЮ Я БЫВАЛО, НЯНЯ…Стр. 11. С.Д. ДРОЖЖИН. ЗИМНИЙ ДЕНЬСтр. 12-13. С.Д. ДРОЖЖИН. ПРИВЕТСтр. 13-14. Ф.Н. ГЛИНКА. МОСКВАСтр. 15-17. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСтр. 17-20. Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК. ПРИЁМЫШСтр. 20-22. В.П. АСТАФЬЕВ. СтрИЖОНОК СКРИПСтр. 23-25. Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК. УМНЕЕ ВСЕХСтр. 25-26. Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК. ПОСТОЙКОСтр. 26-28. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСтр. 28-32. А.И. КУПРИН. СИНЯЯ ЗВЕЗДАСтр. 33-34. А.И. КУПРИН. БАРБОС И ЖУЛЬКАСтр. 35-36. А.И. КУПРИН. СОБАЧЬЕ СЧАСТЬЕСтр. 37-39. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСтр. 39-41. С.А. ЕСЕНИН. СТИХИ О РОДИНЕСтр. 41-42. С.А. ЕСЕНИН. НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫСтр. 43-44. С.А. ЕСЕНИН. СТИХИ О БЕРЁЗЕСтр. 44-45. С.А. ЕСЕНИН. БАБУШКИНЫ СКАЗКИСтр. 45-46. С.А. ЕСЕНИН. СЫПЛЕТ ЧЕРЁМУХА СНЕГОМ…Стр. 47-48. И.С. TYPГEНЕВ. ДЕРЕВНЯСтр. 48-50. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСтр. 50-52. К.Г. ПАУСТОВСКИЙ. СТАЛЬНОЕ КОЛЕЧКОСтр. 53-55. К.Г. ПАУСТОВСКИЙ. ТЁПЛЫЙ ХЛЕБСтр. 55-57. К.Г. ПАУСТОВСКИЙ. КОТ-ВОРЮГАСтр. 58-60. К.Г. ПАУСТОВСКИЙ. ЗАЯЧЬИ ЛАПЫСтр. 60-62. К.Г. ПАУСТОВСКИЙ. КАКИЕ БЫВАЮТ ДОЖДИСтр. 62-64. И.С. TУPГEHEВ. ВОРОБЕЙСтр. 64-66. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСтр. 66-67. С.Я. МАРШАК. УРОК РОДНОГО ЯЗЫКАСтр. 68. С.Я. МАРШАК. ЛАНДЫШСтр. 69-71. С.Я. МАРШАК. КОШКИН ДОМСтр. 72-73. Л. ПАНТЕЛЕЕВ. ЧЕСТНОЕ СЛОВОСтр. 73. В.А. ОСЕЕВА. БАБКАСтр. 74-75. Л. ПАНТЕЛЕЕВ. КАМИЛЛ И УЧИТЕЛЬСтр. 75-76. Л. ПАНТЕЛЕЕВ. НОВЕНЬКАЯСтр. 76-78. Л. ПАНТЕЛЕЕВ. ФЕНЬКАСтр. 78-81. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСтр. 81-82. А.П. ГАЙДАР. ГОРЯЧИЙ КАМЕНЬСтр. 83-84. А.П. ГАЙДАР. ТИМУР И ЕГО КОМАНДАСтр. 84-85. С.В. МИХАЛКОВ. АРКАДИЙ ГАЙДАРСтр. 85-86. К.Г. ПАУСТОВСКИЙ. ОБ АРКАДИИ ПЕТРОВИЧЕ ГАЙДАРЕСтр. 87-89. В.Ю. ДРАГУНСКИЙ. ДЕВОЧКА НА ШАРЕСтр. 87. С.В. МИХАЛКОВ. ОШИБКАСтр. 89-90. М.М. ПРИШВИН. МОЯ РОДИНАСтр. 91. М.М. ПРИШВИН. ДВОЙНОЙ СЛЕДСтр. 92-93. М.М. ПРИШВИН. ВЫСКОЧКАСтр. 93. М.М. ПРИШВИН. ЖАРКИЙ ЧАССтр. 94-96. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ. ДЖЕК ЛОНДОН. БУРЫЙ ВОЛКСтр. 96-97. Э. СЕТОН-ТОМПСОН. ЧИНКСтр. 98. ДЖ. ЧИАРДИ. ДЖОН ДЖЕЙ ПЛЕНТИ И КУЗНЕЧИК ДЭНСтр. 99-100. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСтр. 100-103. ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАСтр. 104-109. ДЛЯ КНИГОЧЕЯ. САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА
Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
@ ГДЗ от Путина 2013-2022 — лучшие решебники (копирование материалов сайта запрещено). admin@gdz-putina.info политика конфиденциальности
Длинные зимние вечера как будто предназначены для семейного чтения. Что может быть лучше интересной книги, когда за окном мороз, вьюга и холодный ветер. Зимние сказки наполнены незабываемыми приключениями приключениями, победами и чудесами. Давайте вспомним эти произведения.
Зимние сказки: список
М.Л. Михайлов «Два Мороза»
Сказках о двух братьях Морозах, которые решили позабавиться и кого-нибудь поморозить. Братец Мороз — Синий нос был помоложе и погнался за мужичком, который шёл в лес рубить дрова, а Мороз — Багровый нос — за барином, сидящим неподвижно в своей коляске.
Читать онлайн
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Народная сказка о хитрой лисе и недальновидном доверчивом волке, который пострадал больше всех, остался без хвоста, да так и не понял, кто виновница всех его бед.
В. Даль «Девочка Снегурочка»
Сказка о дедушке с бабушкой, которые были одиноки и сильно хотели дочку. И вот однажды старик принёс комочек снега в избу и положил в горшочек. Солнышко пригрело горшочек, снег растаял и нашли старики в горшочке беленькую маленькую девочку — Снегурочку.
В.Одоевский «Мороз Иванович»
Приключения Рукодельницы, которая уронила ведро в колодец и обнаружила на его дне совершенно иной мир, в котором его хозяин — Мороз Иванович одаривает всех по справедливости. Рукодельнице — серебряные пятачки да брильянтик, а Ленивице — сосульку да ртуть.
Читать онлайн
Владимир Сутеев «Ёлка»
Сказка об отважном снеговике, который преодолел все трудности и доставил письмо Деду Морозу. Эта сказка вместе с замечательными иллюстрациями автора будет интересна самым маленьким читателям.
Читать онлайн
Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Сказка про уточку по имени Серая Шейка. Однажды лиса поранила ей крыло, и птичка не могла полететь со своей семьей в теплые края. Серая Шейка забрела в лес, где познакомилась с зайчиком, который помог ей перезимовать.
Русская народная сказка «По щучьему велению»
Русская народная сказка о Емеле, который поймал и отпустил на волю волшебную щуку и теперь во всем царстве происходят странные и неожиданные вещи по его повелению.
Сергей Козлов «Зимние сказки»
Добрые и трогательные истории о Ёжике и его друзьях. Все происходит в особенном сказочном мире в новогоднюю пору. Это очень добрые и милые сказки про то, как Медвежонок и Ежик ходили друг к другу в гости, вместе топили печку и бегали с друзьями завтракать к реке, помогали друг другу… Оригинальные решения главных героев и добрый юмор автора делают понятной эту книгу малышам и интересной для ребят постарше.
Самуил Маршак «Двенадцать месяцев»
Сказка-пьеса, пересказ хорватской сказки. Каждый год все месяцы идут друг за другом своим чередом. Так было всегда. Но однажды произошло чудо и все Двенадцать месяцев встретились под Новый год. Месяцы помогли доброй девочке, которую злая мачеха отправила зимой в лес за подснежниками для королевы… Трудолюбивая Падчерица получила в декабре от месяца Апреля целую корзину подснежников.
Эрнст Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король»
Внутренняя красота важнее внешней, и доброта делает человека красивым. Мари заметила некрасивую куклу и ей пожалела её. Благородство, искренность и смелость Мари позволили Щелкунчику влюбиться в нее и забрать в свое королевство кукол. Щелкунчик и армия оживших игрушек вступают в битву со страшным предводителем мышиной армии. Маленькая Мари помогает игрушкам. Любовь и доброе сердце помогают ей быть храброй решительной и не бояться мышиного короля. И, конечно же, добро в сказке побеждает зло, колдовские чары разрушены, и Щелкунчик превращается в прекрасного принца.
Туве Янссон «Волшебная зима»
Все уважающие себя Муми-тролли зимой впадают в спячку, набив животики хвоей. Но Муми-тролль вдруг проснулся и обнаружил, что выспался. Конечно же, малыш почувствовал себя страшно одиноким в холодном доме, полном загадочных существ. Он разыскал малышку Мю, и они с нетерпением стали поджидать Ледяную деву. Глупенькие, они не знали, что Ледяная дева опаснее, чем сама злющая Морра! Впрочем, за долгую зиму им придется пережить немало: опасные приключения, удивительные встречи и веселый праздник.
Скачать аудиокнигу Туве Янссон «Волшебная зима»
Константин Паустовский «Растрёпанный воробей»
Девочка Маша жила с мамой и с няней Петровной. Мама девочки — балерина в театре. Однажды Маша приютила замерзшего воробья, и с тех пор началась их дружба. Злобная и хитрая ворона постоянно воровала со стола в доме девочки и однажды даже унесла хрустальный букетик, дорогой подарок папы. Воробей решает помочь Маше, вернуть украденный букетик.
Константин Паустовский «Тёплый хлеб»
Автор написал рассказ в сказочном стиле и сам он считал рассказ сказкой. Но в каждой сказке присутствует основная мысль. Она учит добру и справедливости, потому что только доброта может растопить холод в человеческом сердце. Мальчик Филька незаслуженно обидел коня. После этого случая сразу же испортилась погода, началась метель, река замерзла, мельница не работала, все это могло привести к гибели людей в деревне. Бабушка Фильки сказала, что нехороший человек в деревне завелся, из-за этого и погода испортилась. Филька все понял, извинился перед конём и угостил его тёплым хлебом.
Читать онлайн
Павел Бажов «Серебряное копытце»
Добрый сказ о сиротке Даренке и Коковане, который рассказывал девочке о необычном козле с серебряным копытом. И однажды сказка стала былью, прибежал к балагану козел, бьёт копытцем, а из под него драгоценные камни сыплются.
Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»
Сказка о живой человеческой любви, побеждающей “вечность” из злых ледышек. “…Окна часто совсем замерзали, но малыши нагревали на печке медные монетки и прикладывали их к замерзшим стеклам, – лед быстро оттаивал, и получалось чудесное окошко, такое круглое, круглое – в нем показывался веселый, ласковый глазок, это мальчик и девочка смотрели из своих окон. Его звали Кай, а ее – Герда”.
Ганс Христиан Андерсен «Снеговик»
Собака рассказала снежному человечку о своей жизни, о людях и о печке, у которой она так любила греться, будучи щенком. И у того тоже появилось необъяснимое желание приблизиться к печке, ему казалось, что-то шевелится в нем. Целыми днями, вместо того чтобы радоваться трескучим морозам, он тосковал, глядя на печь через окно… Пришла весна, и снеговик растаял. И только тогда нашлось объяснение его печали: он был укреплен на кочерге, которая и шевелилась в нем при виде родной печки.
Немецкая сказка «Мечта коричневого снеговика»
Мэнди Фогель – шоколадный снеговик. Он мечтает увидеть снег, и его друг, мальчик Тим, выносит его на улицу. Снеговичок в восторге от белого зимнего дня и детских игр в снежки. В конце концов он и сам покрывается снегом и искренне радуется этому, думая, что теперь он такой же белый, как и все вокруг. Но Тим, видя, что его сказочному коричневому другу еще далеко до идеальной белизны, не решается нарушить его счастье.
Николай Носов «На горке»
Рассказ о хитром, но не очень дальновидном мальчике Котьке Чижове, который испортил горку, которую ребята строили целый день, посыпав её снегом.
Юрий Яковлев «Умка»
Сказка о маленьком белом медвежонке, который открывает для себя огромный мир во всем его многообразии, о его маме — белой медведице и их приключениях.
Андрей Усачёв «Новый год в зоопарке»
Сказка о том, как жители зоопарка решили встречать Новый год. А рядом с зоопарком Дед Мороз в аварию попал и его кони разбежались кто-куда. Жители зоопарка помогли доставить подарки и встретили Новый год вместе с Дедушкой Морозом.
Аркадий Гайдар «Чук и Гек»
Приключения двух неугомонных братьев, которые постоянно попадают в смешные и серьезные ситуации. Братья с мамой едут к папе в далекий и суровый край «возле Синих гор», где он работает геологом. Эта книга о настоящей любви, дружбе и верности, о том, что “надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю”.
Сакариас Топелиус «Зимняя Сказка»
Сильвестр и Сильвия выпустили из силков белых зайца и куропатку; те познакомили их со старыми соснами Подопринебо и Зацепитучу. Брат и сестра Сильвестр и Сильвия спасают древние сосны Подопринебо и Зацепитучу от лесорубов и становятся их друзьями. В благодарность деревья награждают детей удивительными дарами: вокруг мальчика всегда сияет солнце, а там, где идет девочка, тает снег и зеленеет трава…
Евгений Шварц «Два брата»
Старший брат разозлился и выставил младшего за дверь и забыл о нём. А когда вспомнил, то брата уже нигде не было. В это время вернулись родители, у лесничего от горя поседела борода. Он отправил старшего сына искать младшего и велел без него не возвращаться. Старший не заметил как забрел в горы и наткнулся на дом прадедушки Мороза. Он взял старшего брата своим помощником. Старший нашёл младшего, но…
Читать онлайн
Клайв Степлз Льюис «Лев, колдунья и платяной шкаф»
Что скрывается за дверцей необыкновенного платяного шкафа? Читая книгу, вы узнаете почему волшебную Нарнию, страну вечного лета и благоденствия, сковал холодный лёд, а от поступков обыкновенных мальчиков и девочек зависят судьбы всех обитателей страны.
Нил Гейман «Одд и ледяные великаны»
Имя Одд означает «острие клинка» и приносит удачу. Но в ту бесконечную мрачную зиму удача совсем отвернулась от Одда. У него есть только топор в память об отце-викинге, да искалеченная нога — напоминание о собственных злоключениях. И вот как-то утром, еще до рассвета, Одд одевается потеплее, крадет бок копченого лосося, берет топор и костыль и уходит в заснеженный лес…
Читайте с удовольствием! И пусть зимнее чтение согревает вас, делая длинные вечера интересными и увлекательными.
Еще интересные статьи:
Стихи русских поэтов о зиме
Красивые новогодние стихи
Рассказы русских писателей о зиме
Сказки с участием Деда Мороза
С уважением, Ольга Наумова
А также:
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
20 слоговых таблиц в подарок
Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Сказки про зиму — фольклорные и писательские произведения, которые посвящены одновременно самому началу и концу года. В них говорится о пушистой, снежной и сказочной зиме, людях и зверях в этот период года. Зима приводит с собой самый любимый праздник года всех ребят — Новый год. Только зимой можно прокатиться на санках, коньках, лыжах, слепить снежные фигуры и построить ледовый дворец! Прочтите сказки о зиме с детьми, чтобы окунуться в волшебство зимних забав и очарование ее праздников!
-
Морозко
Морозко – дивная сказка о противостоянии добра и зла знакома каждому. Тяжела доля Настеньки, не полюбила ее мачеха, ведь своя дочка у нее была, Марфушенька. Красавица Настя всю работу делала, а сестра ее сводная на печи…
-
Снежная королева
«Снежная королева» — произведение Ганса Христиана Андерсена, которое полюбилось детям на многие годы. В сказке рассказывается об удивительных приключениях двух детей — Кая и Герды, когда в их судьбу вмешиваются волшебные…
-
Серая шейка
Сказка Серая Шейка Д. Н. Мамина-Сибиряка любима с детства многими ребятами. Это удивительная история маленькой уточки. Она не сумела отправиться на юг вместе с семьей: Лиса сломала ей крыло. Серая Шейка осталась в одиночестве…
-
Зимовье зверей
Зимовье зверей — русская народная сказка, любимая детьми многих поколений. В ней рассказывается, как бык ищет товарищей по дороге «от зимы к лету». Он зовёт с собой гуся, свинью, барана, петуха. Когда он задумался о строительстве…
-
Снеговик
Снеговик — старая добрая сказка Ганса Христиана Андерсена. Знаменитому датскому писателю удалость тонко передать характер и душевную организацию главного героя – снеговика. Кстати, он был вполне себе живой, умел разговаривать…
-
Девочка со спичками
Девочка со спичками — произведение Г. Х. Андерсена, которое стоит прочесть детям старшего возраста и даже взрослым. Грустная и одновременно светлая история про то, как бедная девочка торгует спичками и боится вернуться домой…
-
Синичкин календарь
Синичкин календарь – произведение отечественного писателя Виталия Бианки. Главная героиня сказки – это юная синичка по имени Зинька. Любознательная птица замечала изменения природы и животного мира каждый месяц, наслаждаясь…
-
Лисичка-сестричка и волк
Лисичка-сестричка и волк — сказка русского народного фольклора, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается, как лиса обманула старика и волка. Серый хищник даже повторно попался на её лукавые речи…
-
Лиса и волк
«Лиса и волк» — русская народная сказка, на какой выросла не одно поколение детей. В ней говорится о приключениях лисы и волка. Лиса однажды притворилась мёртвой посреди дороги, чтобы украсть рыбу у старика. Она скинула…
-
Мороз Иванович
Мороз Иванович — произведение В. Одоевского, которое знакомо многим детям. Эта сказка о двух девушках с именами Рукодельница и Ленивица. Рукодельница ненароком обронила ведро в колодец и полезла за ним. А в этом колодце…
-
Два мороза
Два мороза — сказка русского фольклора, на мудрости которой воспитано не одно поколение детей. В ней говорится про спор двух братьев Морозов об их холодной силе. Пошли братья в лес, вдруг по пути кто-нибудь повстречается…
-
Ёлка
Сказка Ёлка Владимира Сутеева погружает ребят в предновогодний мир волшебства. Автор описывает в произведении подготовку детей к Новому году: всё почти готово, осталось дело за главным – ёлкой. А где её взять в предпоследний…
-
Мороз и заяц
Откуда у зайчишки такая мягкая тёплая шубка к зиме? Не иначе как волшебник за особые заслуги подарил! Читайте сказку «Мороз и заяц», и узнаете, как спор с морозом может быть полезным, и сила – не всегда лучшее решение…
-
Проказы старухи-зимы
Сказка Проказы старухи-зимы понравится поклонникам творчества Константина Ушинского и просто любителям добрых произведений. Сказка повествует о проказах самого холодного времени года: что только не делала зима животным…
-
Ромашки в январе
Ромашки в январе — сказка Михаила Пляцковского, которая многому научит не только юного, но и взрослого читателя. В ней ребят встретят их добрые друзья, щенок Тявка и утёнок Крячик. В этот раз они наблюдают вместе за тем…
-
Сказка о том, как жила-была последняя Муха
«Сказка о том, как жила-была последняя Муха» — интересная сказка Мамина-Сибиряка. В ней показана жизнь юной Мушки. Она твёрдо убеждена: любой человек рад услужить мушиному народу. Сумеет ли переубедить её опытная подруга…
-
Снегурочка
Сказка Снегурочка – одно из популярнейших произведений братьев Гримм. Их сказки всегда наполнены смыслом и заставляют юных читателей задуматься. У короля и королевы родилась дочь, но девочка росла с отцом – мать вскоре скончалась…
-
Чудеса в Дедморозовке
Чудеса в Дедморозовке — произведение Андрея Усачева, которое состоит из 12 отдельных глав. В них автор повествует о буднях самого главного волшебника страны и его помощников. Все они создают праздник для детей и доставляют…
-
Круглый год
Круглый год — произведение Самуила Маршака, с которым стоит познакомить ребенка младшего и среднего возраста. В нем нашлось место описанию каждого месяца и его особенностей в поэтической форме. Вам хочется доступно пояснить…
-
Сосульки
Сосульки — сказка Михаила Пляцковского, которая заставит задуматься и погрузиться в мечты даже взрослого читателя. В ней рассказывается о беседе воробья с сосульками. Воробью стало интересно, отчего же они плачут. Что ответили…
Сказка С. Топелиуса
» Зимняя сказка «
В большом дремучем лесу, далеко на севере Финляндии, росли рядом две огромные сосны. Они были такие старые, такие старые, что никто, даже седой мох, не мог припомнить, были ли они когда-нибудь молодыми, тонкими сосенками. Отовсюду были видны их тёмные вершины, высоко поднимавшиеся над чащей леса. Весной в густых ветвях старых сосен пел весёлые песенки дрозд, а маленькие розовые цветы вереска поднимали свои головки и смотрели снизу вверх так робко, будто хотели сказать: «Ах, неужели и мы будем такими же большими и такими же старыми?»
Зимой, когда метель закутывала всю землю белым одеялом и цветы вереска спали под пушистыми снежными сугробами, две сосны, словно два великана, сторожили лес.
Зимняя буря с шумом проносилась по чаще, сметала с веток снег обламывала вершины деревьев, валила наземь крепкие стволы. И только сосны-великаны всегда стояли твердо и прямо, и никакой ураган не мог заставить их склонить головы.
А ведь если ты такой сильный и стойкий — это что-нибудь да значит!
У опушки леса, где росли старые сосны, на небольшом пригорке ютилась хижина, крытая дёрном, и двумя маленькими оконцами глядела в лес. В этой хижине жил бедный крестьянин со своей женой. У них был клочок земли, на котором они сеяли хлеб, и небольшой огород. Вот и все их богатство. А зимой крестьянин работал в лесу — рубил деревья и возил брёвна на лесопильню, чтобы скопить несколько монет на молоко и масло.
У крестьянина и его жены было двое детей — мальчик и девочка. Мальчика звали Сильвестр, а девочку — Сильвия.
И где только нашли для них такие имена! Наверно, в лесу. Ведь слово «сильва» на древнем, латинском языке значит «лес».
Однажды — это было зимой — брат и сестра, Сильвестр и Сильвия, пошли в лес, чтобы посмотреть, не попался ли в силки, которые они расставили, какой-нибудь лесной зверёк или птица.
И верно, в один силок попался белый заяц, а в другой — белая куропатка. И заяц и куропатка были живы, они только запутались лапками в силках и жалобно пищали.
— Отпусти меня! — пролопотал заяц, когда Сильвестр подошёл к нему.
— Отпусти меня! — пропищала куропатка, когда Сильвия наклонилась над ней.
Сильвестр и Сильвия очень удивились. Никогда ещё они не слышали, чтобы лесные звери и птицы говорили по-человечьи.
— Давай-ка и вправду отпустим их! — сказала Сильвия.
И вместе с братом она принялась осторожно распутывать силки. Едва только заяц почуял свободу, как со всех ног поскакал в глубь леса. А куропатка полетела прочь так быстро, как могли нести её крылья.
— Подопринебо!.. Подопринебо всё сделает, о чём вы ни попросите! — крикнул заяц на скаку.
— Просите Зацепитучу!.. Просите Зацепитучу!.. И всё у вас будет, чего только не захотите! — прокричала куропатка на лету.
И снова в лесу стало совсем тихо.
— Что это они говорили? — сказал наконец Сильвестр. — Про каких это Подопринебо и Зацепитучу?
— И я никогда не слыхала таких странных имён, — сказала Сильвия — Кто бы это мог быть?
В это время сильный порыв ветра пронёсся по лесу. Вершины старых сосен зашумели, и в их шуме Сильвестр и Сильвия ясно расслышали слова.
— Ну что, дружище, стоишь ещё? — спросила одна сосна у другой. — Ещё держишь небо? Недаром ведь лесные звери прозвали тебя — Подопринебо!
— Стою! Держу! — загудела другая сосна. — А ты как, старина? Всё воюешь с тучами? Ведь и про тебя не зря говорят — Зацепитучу!
— Что-то слабею я, — прошелестело в ответ. — Нынче вот ветер обломил у меня верхнюю ветку. Видно, и вправду старость приходит!
— Грешно тебе жаловаться! Тебе ведь всего только триста пятьдесят лет. Ты ещё дитя! Совсем дитя! А вот мне уже триста восемьдесят восемь стукнуло!
И старая сосна тяжело вздохнула.
— Смотри, вон возвращается ветер, — прошептала сосна — та, что была помоложе. — Под его свист так хорошо петь песни! Давай-ка споём с тобой про далёкую старину, про нашу молодость. Ведь нам с тобой есть о чём вспомнить!
И под шум лесной бури сосны, качаясь, запели свою песню:
Мы скованы стужей, мы в снежном плену!
Бушует и буйствует вьюга.
Под шум её клонит нас, древних, ко сну,
И давнюю видим во сне старину —
То время, когда мы, два друга,
Две юных сосны, поднялись в вышину
Над зыбкою зеленью луга.
Фиалки у наших подножий цвели,
Белили нам хвою метели,
И тучи летели из мглистой дали,
И бурею рушило ели.
Мы к небу тянулись из мёрзлой земли,
Нас даже столетья согнуть не могли
И вихри сломить не посмели…
— Да, нам с тобой есть о чём вспомнить, есть о чём порассказать, — сказала сосна — та, что была постарше, — и тихонько заскрипела. — Давай-ка поговорим с этими детьми. — И одна её ветка качнулась, как будто показывая на Сильвестра и Сильвию.
— О чём это они хотят с нами поговорить? — сказал Сильвестр.
— Лучше пойдём домой, — шепнула Сильвия брату. — Я боюсь этих деревьев.
— Подожди, — сказал Сильвестр. — Чего их бояться! Да вон и отец идёт!
И верно, по лесной тропинке пробирался их отец с топором на плече.
— Вот это деревья так деревья! Как раз то, что мне нужно! — сказал крестьянин, останавливаясь около старых сосен.
Он уже поднял топор, чтобы подрубить сосну — ту, что была постарше, — но Сильвестр и Сильвия вдруг с плачем бросились к отцу.
— Батюшка, — стал просить Сильвестр, — не тронь эту сосну! Это Подопринебо!..
— Батюшка, и эту не тронь! — просила Сильвия. — Её зовут Зацепитучу. Они обе такие старые! А сейчас они пели нам песенку…
— Чего только ребята не выдумают! — засмеялся крестьянин. — Где же это слыхано, чтобы деревья пели! Ну да ладно, пусть себе стоят, раз уж вы за них так просите. Я найду себе и другие.
И он пошёл дальше, в глубь леса, а Сильвестр и Сильвия остались возле старых сосен, чтобы услышать, что скажут им эти лесные великаны.
Ждать им пришлось недолго. В вершинах деревьев снова зашумел ветер. Он только что был на мельнице и так яростно крутил мельничные крылья, что искры от жерновов дождём сыпались во все стороны. А теперь ветер налетел на сосны и принялся бушевать в их ветвях.
Старые ветви загудели, зашумели, заговорили.
— Вы спасли нам жизнь! — говорили сосны Сильвестру и Сильвии. — Просите же теперь у нас всё, что хотите.
Но, оказывается, не всегда легко сказать, чего ты больше всего хочешь. Сколько ни думали Сильвестр и Сильвия, а ничего не придумали, словно им и желать было нечего.
Наконец Сильвестр сказал:
— Я бы хотел, чтобы хоть ненадолго выглянуло солнце, а то в лесу совсем не видно тропинок.
— Да-да, и я бы хотела, чтобы поскорее пришла весна и растаял снег! — сказала Сильвия. — Тогда и птицы снова запоют в лесу…
— Ах, что за безрассудные дети! — зашелестели сосны. — Ведь вы могли пожелать столько прекрасных вещей! И богатство, и почести, и слава — всё было бы у вас!.. А вы просите то, что случится и без вашей просьбы. Но ничего не поделаешь, надо выполнить ваши желания. Только мы сделаем это по-своему… Слушай же, Сильвестр: куда бы ни пошёл ты, на что бы ни взглянул, повсюду тебе будет светить солнце. И твоё желание, Сильвия, исполнится: куда бы ты ни пошла, о чём бы ни заговорила, всегда вокруг тебя будет цвести весна и таять холодный снег.
— Ах, это больше, чем мы хотели! — воскликнули Сильвестр и Сильвия. — Спасибо вам, милые сосны, за ваши чудесные подарки. А теперь прощайте! — И они весело побежали домой.
— Прощайте! Прощайте! — зашумели вслед им старые сосны.
По дороге Сильвестр то и дело оглядывался, высматривая куропаток, и — странное дело! — в какую бы сторону он ни поворачивался, всюду мелькал перед ним луч солнца, сверкая на ветках, словно золото.
— Смотри! Смотри! Солнце выглянуло! — крикнула Сильвия брату.
Но едва успела она открыть рот, как снег кругом начал таять, по обе стороны тропинки зазеленела трава, деревья покрылись свежей листвой, а высоко в синеве неба послышалась первая песня жаворонка.
— Ах, как весело! — воскликнули в один голос Сильвестр и Сильвия. И чем дальше они бежали, тем теплее светило солнце, тем ярче зеленели трава и деревья.
— Мне светит солнце! — закричал Сильвестр, вбегая в дом.
— Солнце всем светит, — сказала мать.
— А я могу растопить снег! — закричала Сильвия.
— Ну, это каждый может, — сказала мать и засмеялась.
Но прошло немного времени, и она увидела, что в доме что-то неладно. На дворе уже совсем стемнело, наступил вечер, а в избушке у них всё блестело от яркого солнца. И так было до тех пор, пока Сильвестру не захотелось спать и глаза у него не закрылись. Но это ещё не всё! Зиме конца не было видно, а в маленькой хижине вдруг повеяло весной. Даже старый, засохший веник в углу и тот начал зеленеть, а петух на своём насесте принялся петь во всё горло. И он пел до тех пор, пока Сильвии не надоело болтать и она не заснула крепким сном. Поздно вечером вернулся домой крестьянин.
— Послушай, отец, — сказала жена, — боюсь я, не околдовал ли кто наших детей. Что-то чудное делается у нас в доме!
— Вот ещё что придумала! — сказал крестьянин. — Ты лучше послушай, мать, какую новость я принёс. Ни за что тебе не догадаться! Завтра в наш город прибудут собственными персонами король и королева. Они ездят по всей стране и осматривают свои владения. Как ты думаешь, не отправиться ли нам с детьми посмотреть на королевскую чету?
— Что ж, я не прочь, — сказала жена. — Ведь не каждый день в наши места приезжают такие важные гости.
На другой день чуть свет крестьянин с женой и детьми собрались в путь. По дороге только и было разговоров, что про короля и королеву, и никто не заметил, что всю дорогу солнечный луч бежал перед санями (хотя всё небо было обложено низкими тучами), а берёзки кругом покрывались почками и зеленели (хотя мороз был такой, что птицы замерзали на лету).
Когда сани въехали на городскую площадь, народу там было уже видимо-невидимо. Все с опаской посматривали на дорогу и тихонько перешёптывались. Говорили, что король и королева остались недовольны своей страной: куда ни приедешь — повсюду снег, холод, пустынные и дикие места.
Король, как ему и полагается, был очень строг. Он сразу решил, что во всём виноват его народ, и собирался как следует всех наказать.
Про королеву рассказывали, что она очень замёрзла и, чтобы согреться, всё время топает ногами.
И вот наконец вдалеке показались королевские сани. Народ замер.
На площади король приказал кучеру остановиться, чтобы переменить лошадей. Король сидел, сердито нахмурив брови, а королева горько плакала.
И вдруг король поднял голову, посмотрел по сторонам — туда-сюда — и весело рассмеялся, совсем так, как смеются все люди.
— Взгляните-ка, ваше величество, — обратился он к королеве, — как приветливо светит солнце! Право, здесь не так уж плохо… Мне почему-то даже стало весело.
— Это, наверно, потому, что вы изволили хорошо позавтракать, — сказала королева. — Впрочем, мне тоже стало как будто веселее.
— Это, вероятно, потому, что ваше величество хорошо выспались, — сказал король. — Но, однако, эта пустынная страна очень красива! Посмотрите, как ярко освещает солнце вон те две сосны, что виднеются вдалеке. Положительно, это прелестное место! Я прикажу построить здесь дворец.
— Да-да, непременно надо построить здесь дворец, — согласилась королева и даже на минуту перестала топать ногами. — Вообще здесь совсем не плохо. Повсюду снег, а деревья и кусты покрываются зелёными листьями, как в мае. Это прямо невероятно!
Но ничего невероятного в этом не было. Просто Сильвестр и Сильвия взобрались на изгородь, чтобы лучше разглядеть короля и королеву. Сильвестр вертелся во все стороны — поэтому солнце так и сверкало вокруг; а Сильвия болтала, ни на минуту не закрывая рта, — поэтому даже сухие жерди старой изгороди покрылись свежей листвой.
— Что это за милые дети? — спросила королева, взглянув на Сильвестра и Сильвию. — Пусть они подойдут ко мне.
Сильвестр и Сильвия никогда раньше не имели дела с коронованными особами, поэтому они смело подошли к королю и королеве.
— Послушайте, — сказала королева, — вы мне очень нравитесь. Когда я смотрю на вас, мне становится веселее и даже как будто теплее. Хотите жить у меня во дворце? Я прикажу нарядить вас в бархат и золото, вы будете есть на хрустальных тарелках и пить из серебряных стаканов. Ну что, согласны?
— Благодарим вас, ваше величество, — сказала Сильвия, — но мы лучше останемся дома.
— Кроме того, во дворце мы будем скучать без наших друзей, — сказал Сильвестр.
— А нельзя ли их тоже взять во дворец? — спросила королева. Она была в отличном расположении духа и нисколько не сердилась, что ей возражают.
— Нет, это невозможно, — ответили Сильвестр и Сильвия. — Они растут в лесу. Их зовут Подопринебо и Зацепитучу…
— Что только не придёт в голову детям! — воскликнули в один голос король и королева и при этом так дружно рассмеялись, что даже королевские сани запрыгали на месте.
Король приказал распрягать лошадей, а каменщики и плотники принялись тотчас строить новый дворец.
Как ни странно, на этот раз король и королева были ко всем добры и милостивы. Они никого не наказали и даже распорядились, чтобы их казначей дал всем по золотой монете. А Сильвестр и Сильвия получили вдобавок крендель, который испёк сам королевский булочник! Крендель был такой большой, что четвёрка королевских коней везла его на отдельных санях.
Сильвестр и Сильвия угостили кренделем всех детей, которые были на площади, и всё-таки остался ещё такой большой кусок, что он едва поместился на санях. На обратном пути жена крестьянина шепнула мужу:
— А ты знаешь, почему король и королева были сегодня так милостивы? Потому что Сильвестр и Сильвия смотрели на них и разговаривали с ними. Вспомни-ка, что я тебе вчера говорила!
— Это про колдовство-то? — сказал крестьянин. — Пустое!
— Да посуди сам, — не унималась жена, — где это видано, чтобы зимой распускались деревья и чтобы король и королева никого не наказали? Уж поверь мне, тут не обошлось без колдовства!
— Всё это бабьи выдумки! — сказал крестьянин. — Просто дети у нас хорошие — вот все и радуются, на них глядя!
И верно, куда бы Сильвестр и Сильвия ни пришли, с кем бы ни заговорили, у всех на душе сразу делалось теплее и светлее. А так как Сильвестр и Сильвия всегда были веселы и приветливы, то никто и не удивлялся, что они доставляют всем радость. Всё вокруг них цвело и зеленело, пело и смеялось.
Пустынные земли возле избушки, где жили Сильвестр и Сильвия, превратились в богатые пашни и луга, и в лесу даже зимой пели весенние птицы.
Вскоре Сильвестр был назначен королевским лесничим, а Сильвия — королевской садовницей.
Ни у одного короля ни в одном королевстве не было никогда такого чудесного сада. Да и не мудрено! Ведь ни один король не мог заставить солнце слушаться его приказаний. А Сильвестру и Сильвии солнце светило всегда, когда они хотели. Поэтому в саду у них всё цвело так, что любо было смотреть!
Прошло несколько лет. Однажды глухой зимней порой Сильвестр и Сильвия пошли в лес, чтобы навестить своих друзей.
В лесу бушевала буря, в тёмных вершинах сосен гудел ветер, и под его шум сосны пели свою песню:
Стоим, как бывало, крепки и стройны.
То выпадет снег, то растает…
И смотрим два друга, две старых сосны,
Как снова сменяется зелень весны
Снегами белей горностая,
Как тучи проходят, дождями полны,
И птичьи проносятся стаи.
Сосновая хвоя свежа и густа —
Завидуйте, вязы и клёны!
Зима не оставит на вас ни листа —
Развеет наряд ваш зелёный!
Но вечная соснам дана красота,
В подземные недра ушла их пята,
А в небо — высокая крона.
Пускай непогода бушует кругом —
Сосну не повалит ни буря, ни…
Но не успели они допеть свою песню, как внутри стволов что-то затрещало, заскрипело, и обе сосны повалились на землю. Как раз в этот день младшей исполнилось триста пятьдесят пять лет, а старшей — триста девяносто три года. Что же тут удивительного, что ветры наконец их осилили!
Сильвестр и Сильвия ласково потрепали седые, поросшие мхом стволы мёртвых сосен и такими добрыми словами помянули своих друзей, что снег кругом начал таять и розовые цветы вереска выглянули из-под земли. И так много их было, что скоро они закрыли старые сосны от самых корней до самых вершин.
Давно уже я ничего не слышал о Сильвестре и Сильвии. Наверно, теперь они сами состарились и поседели, а короля и королевы, которых все так боялись, и вовсе нет на свете.
Но каждый раз, когда я вижу детей, мне кажется, что это Сильвестр и Сильвия.
А может быть, старые сосны одарили своими чудесными дарами всех детей, что живут на свете? Может быть, и так.
Недавно, в пасмурный, ненастный день, мне встретились мальчик и девочка. И сразу в сером, тусклом небе словно замелькал луч солнца, всё кругом посветлело, на хмурых лицах прохожих появилась улыбка…
Вот тогда среди зимы и наступает весна. Тогда и лёд начинает таять — на окнах и в сердцах людей. Тогда даже старый веник в углу покрывается свежими листьями, на сухой изгороди расцветают розы, а под высоким сводом неба поют весёлые жаворонки.