Комитет по культуре Администрации города Улан-Удэ
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образовании
«Детская школа искусств № 9»
Республика Бурятия, 670009, г. Улан-Удэ, ул. Краснодонская 2а.
тел. (факс) 25-16-98; е-mail: schoolarts[email protected]gmail.com
Методические рекомендации по предмету «Рисование и Лепка»
Отделение раннее эстетическое развитие
Тема: «Зимние чудеса». (Солевое рисование)
Преподаватель: Балдакова Е.Р
Улан-Удэ
2019
Тема: «Зимние чудеса». (Солевое рисование)
Цель: Учить передавать в художественной деятельности, с использованием нетрадиционного материала, красоту зимнего пейзажа.
Задачи:
Образовательная:
-
формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Развивающая:
-
развивать эстетическое восприятие и воображение, — творческую активность,
-
вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополняя создаваемый образ интересными деталями.
Воспитательная:
-
воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование:
листы белой бумаги (А-4), акварель, соль, вода, снег,кисточки белка№1,№5 репродукции картин о зиме.
Ход занятия.
Вводная часть
Здравствуйте ребята, я предлагаю вам сегодня нарисовать рисунок, используя снег.
Посмотрите, я принесла снег с улицы там очень холодно. Как вы думаете можно ли рисовать снегом?
Ответы детей (можно). Сегодня мы это с вами проверим, но прежде чем мы начнём рисовать, я хочу с вами поиграть.
Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчку словами, похожими на слово «снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю………….(снег)
С неба всё скользят пушинки – серебристые…….(снежинки)
На деревья, на лужок, тихо падает………………..(снежок)
Вот веселье для ребят, всё сильнее……………..( снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в ………(снежки)
Словно в белый пуховик, нарядился……………(снеговик)
Рядом снежная фигурка – это девочка………….(Снегурка)
Основная часть:
учитель: Давайте примемся за работу. Возьмём ёмкость со снегом.
Что произошло, куда делся снег?
Ответ детей (снег растаял, и получилась вода).
А почему он растаял?
Ответы детей (по тому, что тепло)
Значит, в помещении под воздействием тепла снег растаял, и получилась вода.
Какой следует вывод. Можем ли мы рисовать снегом? (нет)
Мы можем рисовать растаявшим снегом, то есть водой.
Учитель: Ребята, а еще нам принесли посылку и письмо.
Учитель читает письмо.
— Скоро, скоро к вам примчу
На метели прилечу,
Запляшу и закручу, снегом землю наряжу
И деревья, и дома
И подписано…(Зима)
Интересно, что же прислала нам зима.
Открываю посылку.
Здесь загадка.
Отдельно- я не так вкусна,
Но в пище каждому нужна (соль)
И ещё одно письмо в посылке.
«Дорогие ребята я посылаю вам волшебный снег. А самое главное этот снег не тает и будет долго радовать вас».
Учитель: Волшебный снег это соль.
Учитель насыпает соль в баночку каждому ребёнку.
Ребята кто из вас знает, что такое соль, и где её используют?
Соль это пищевой продукт. Используется в кулинарии.
Рассмотрите соль.
Она состоит из кристаллов.
В ней есть полезные минеральные вещества такие как йод. Поэтому соль полезна, но в меру. Много употребление соли может навредить человеку.
Соль так же имеет и целебные свойства, она убивает микробы
И не даёт портиться продуктам. Поэтому мясо, сало солят на зиму и хранят без холодильника.
Но ещё при помощи соли можно создавать картины. И мы сейчас попробуем это сделать.
Давайте порадуем зиму и нарисуем пейзаж «Зимняя сказка».
Учитель: Скажите, как вы представляете этот рисунок, что может быть там изображено?
Посмотрите на репродукции картин художников Грабарь. «Февральская лазурь», К. Юон «Русская зима», Шишкин И.И. «Зима».
Какие краски используют художники?
Ответы детей (синие, фиолетовые, голубые)
Что нарисовано на их картинах?
Ответы детей (заснеженные деревья, сугробы ит.д)
Учитель показывает последовательность выполнения работы
В технике солевого рисования»
Кистью белка номер №5 тонируем лист зимними краскам (фиолетовой, синей, голубой),
Делать это нужно быстро и брать как можно больше воды.
После чего на цветной фон начинаем сыпать соль.
Внимательно посмотрите и скажите, что происходит с краской, когда на неё попадает соль?
Ответы детей? (краска светлеет)
Учитель: При попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент. Благодаря этой способности вокруг кристалликов соли образуются светлые пятнышки неопределенной формы.
У нас получился сказочный, зимний рисунок.
Выполняем следующий этап работы.
Нанесём тонкой кистью белкой № 1 рисунок зимних морозных деревьев, кустиков, сугробов, синей краской.
Заключительная часть:
У вас получились замечательные картины. Молодцы!
Мы сегодня рисовали в нетрадиционной технике, используя акварель, соль и проведя эксперименты, узнали много интересного.
Ответьте на следующие вопросы.
Можно ли рисовать снегом? (можно, когда он растает)
Что происходит с солью, если её насыпать на цветную акварельную воду.
Соль отталкивает цвет, и вокруг кристаллов соли остаются светлые пятна.
Полезна ли соль для человека? (да, но в маленьких количествах)
Дети совместно с учителем проводят анализ рисунков.
Аппликация нетрадиционным методом в старшей группе «Солёная снежинка»
Новогодняя открытка «Солёная снежинка»
Цель: Познакомить с использованием нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности, через формирование художественно-творческих способностей рисование по соли.
Задачи:
— расширять знания детей о нетрадиционных техниках рисования (солью).
— научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения (солью).
— Развивать умение пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях);
— Вызвать у детей желание создавать поздравительную открытку из снежинок.
Материалы к НОД: соль белая, картон, кисти, клей ПВА, салфетки.
Организационный момент
Ребята, утром, когда я к вам шла на работу у ворот нашего детского сада меня встретил почтальон. У него за плечами была сумка с письмами и посылка, он передал мне них. Посмотрела я на конверт и прочитала. «Детям МДОУ Детского сада №98 «СКАЗКА» группы «Буратино». Давайте откроем и посмотрим, что там в письме?
(Открываем конверт и достаём записку.) Читаю: Уважаемые дети, я вам посылаю загадку, а вы отгадайте её и скажите отгадку.
загадка.
Она, кружась, сверкает
А в ладошке быстро тает.
Станет капелькой в руке,
Как слезинка на щеке. (снежинка).
(Воспитатель открывает конверт и достает макет снежинки. (Показывает её детям.)
Что это такое?
Дети: снежинка.
Воспитатель: Да, это снежинка. Значит правильно мы угадали загадку. А теперь давайте откроем посылку и посмотрим, что там.
(Открываем посылку достаем поздравительные открытки с Новым годом, пачку соли и записку).
Читаем: Дорогие ребята, раньше на все праздники люди посылали друг другу поздравительные открытки. А для вас собрал мои самые лучшие и любимые. Рассмотрите их и, подумав, ответьте мне, в каким праздником можно поздравить этими открытками….
Соль — не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества. С помощью соли можно создать множество поделок, выполнить аппликацию из соли.
Мы будем сегодня соединять открытку и соль в одно! Будем делать поздравительную открытку с помощью соли картона и красок.
Ход работы: на трафарет снежинки с помощью кисточки густо наносим клей ПВА. Посыпьте солью. Оставьте до полного высыхания клея. Затем стряхните лишнюю соль. Затем нужно раскрасить акварельными красками в разные цвета. Когда снежинка полностью высохнет, приклеить ее на картон. Открытка готова.
КОУ «Шербакульская адаптивная школа –
интернат»
Конспект занятия
«Зимняя сказка» с
использованием нетрадиционной техники рисования солью
Выполнил:
воспитатель
Яценко Т.В.
2021 год.
«Зимняя сказка»
с использованием нетрадиционной техники рисования солью
Цель:
Развитие художественных способностей у детей, дать представление о технике
рисованию солью
Задачи:
-воспитывать
любовь к природе;
-формировать
умение доводить начатое дело до конца;
-развивать эстетическое
восприятие и воображение, — творческую активность;
-учить детей
решать познавательные задачи и делать выводы.
Материалы и оборудование: листы белой бумаги (А-4, акварель, соль,
вода, снег, толстые кисти (для тонирования листа) и тонкие кисти,
репродукции картин о зиме.
Ход занятия
Ведущий:
— Здравствуйте ребята, я предлагаю вам сегодня нарисовать рисунок, используя
снег. Посмотрите, я принесла снег с улицы там очень холодно. Как вы думаете
можно ли рисовать снегом? Ответы детей (можно). Сегодня мы это с вами проверим, но прежде чем
мы начнём рисовать, я хочу с вами поиграть. Я буду читать стихотворение, а
вы заканчивайте строчку словами, похожими на слово «снег».
Тихо, тихо, как во
сне, падает на землю….(снег)
С неба всё
скользят пушинки – серебристые….(снежинки)
На деревья, на
лужок, тихо падает…. (снежок)
Вот веселье для
ребят, всё сильнее…. (снегопад)
Все бегут вперегонки,
все хотят играть в (снежки)
Словно в белый
пуховик, нарядился (снеговик)
Рядом снежная
фигурка – это девочка….(Снегурка)
Ведущий:
Вы, наверное, уже засиделись, давайте немного поиграем.
Физкультминутка:
Морозы детям не
беда — шагаем
Не страшны им
холода, — шагаем
Ходим в шубах и
ушанках – шагаем
И катаемся на
санках — приседаем
А потом на лыжи
встанем – движение ног, катание на лыжах
И с горы кататься
станем – движение руками в стороны
Снег пушистый всё
летает — движение руками сверху вниз
А метель всё
завывает – издаем звуки «м-м-м-м-м-м-м-м»
Сколько снегу
намело – движение руками в разные стороны
Все тропинки
замело! — шагаем
Мы дорожки
разгребём – шагаем и руками в разные стороны
И в снежки играть
пойдём.
Ведущий:
Мы с вами поиграли, а теперь давайте примемся за работу. Возьмём ёмкость со
снегом. Что произошло, куда делся снег? Ответ детей (снег растаял, и получилась
вода). А почему он растаял? Ответы детей (по тому, что тепло).
Значит, в помещении под воздействием тепла снег растаял, и получилась вода.
Какой следует вывод. Можем ли мы рисовать снегом? (нет). Мы
можем рисовать растаявшим снегом, то есть водой.
Стук в дверь.
Ведущий: Ребята нам
принесли посылку и письмо.
Ведущий читает
письмо.
— Скоро, скоро к
вам примчу
На метели прилечу,
Запляшу и закручу,
снегом землю наряжу
И деревья, и дома
И подписано (Зима)
— Интересно, что
же прислала нам зима.
(Открываю посылку).
— Здесь загадка.
Отдельно — я не
так вкусна,
Но в пище каждому
нужна (соль)
— И ещё одно
письмо в посылке.
«Дорогие ребята я
посылаю вам волшебный снег. А самое главное этот снег не тает, и будет долго
радовать вас».
Ведущий:
Ребята, волшебный снег это соль.
(Насыпать соль в
баночку каждому ребёнку).
Ведущий:
Ребята кто из вас знает, что такое соль, и где её используют? Соль
это пищевой продукт. Используется в кулинарии. Рассмотрите соль. Она
состоит из кристаллов. В ней есть полезные минеральные вещества, такие как йод.
Поэтому соль полезна, но в меру. Много употребление соли может навредить
человеку. Соль так же имеет и целебные свойства, она убивает микробы.
И не даёт портиться продуктам. Поэтому мясо, сало солят на зиму и хранят без
холодильника. Но ещё при помощи соли можно создавать картины. И мы сейчас
попробуем это сделать. Давайте порадуем зиму и нарисуем пейзаж «Зимняя сказка». Скажите, как вы
представляете этот рисунок, что может быть там изображено?( ответы ребят)
Ведущий:
Посмотрите на репродукции картин художников Грабарь. «Февральская лазурь»,
К. Юон «Русская
зима», Шишкин И. И. «Зима». Какие краски используют художники? (ответы детей:
синие, фиолетовые, голубые). Что нарисовано на их картинах? (ответы детей:
заснеженные деревья, сугробы и т. д).
Ведущий
показывает последовательность выполнения работы в технике рисования солью:
1) кистью тонируем лист зимними красками (фиолетовой, синей, голубой,
делать это нужно быстро и брать как можно больше воды. Даем подсохнуть. 2) После
чего на цветной фон начинаем наносить рисунок с помощью клея.3) Затем рисунок
посыпаем солью и снова даем подсохнуть. Теперь стряхиваем излишки соли и
оставляем рисунок до полного высыхания. И в завершении берем краски и наносим
на соль, делаем это очень аккуратно. Рисунок сохнет.
Ведущий:
У вас получились замечательные картины. Молодцы!
— Мы сегодня рисовали
в нетрадиционной технике, используя акварель, соль и проведя
эксперименты, узнали много интересного.
— Скажите,
пожалуйста, можно ли рисовать снегом? (можно, когда он растает)
— Полезна ли соль
для человека? (да,
но в маленьких количествах).
Дети совместно с
ведущим проводят анализ рисунков.
Ведущий:
Кому понравилось рисовать солью? Поднимите ручки.
— Спасибо всем, до
свидания.