Сорокалетняя Реджина (Люсия Масчино) живет в закрытом и полузаброшенном отеле на севере Италии, у подножья Альп. Местные жители, говорящие на итальянском и немецком языках, называют Реджину «фройляйн» («девушка»), потому что у нее нет ни мужа, ни детей, ни даже любовника. Хотя она помогает местным старикам и водит дружбу с несколькими ровесницами, Реджина нелюдима и неулыбчива. Но ее одинокая жизнь меняется, когда внезапно в отель заявляется пожилой постоялец Вальтер (Кристиан де Сика), который настаивает, что должен поселиться в заведении, поскольку уже жил там много лет назад. Как Реджина ни пытается его отвадить, мужчина не сдается, и героине приходится смириться с тем, что в ее доме поселился эксцентричный посторонний.
Слово «королева» появилось в российском заглавии фильма, потому что так переводится имя главной героини. Картина обыгрывает эту двусмысленность в закадровом тексте
Название этой итальянской картины и открывающий ленту закадровый голос намекают, что дебютировавшая в художественном кино документалистка Катерина Кароне сняла сказочную или мистическую историю. Однако сказочности в «Зимней сказке» не больше, чем в «Иронии судьбы». Пожалуй, даже меньше, потому что Кароне не просит нас поверить, что можно случайно уехать в другой город и открыть своим ключом чужую дверь.
Провинция Тренто, где снималась «Зимняя сказка», – один из тех регионов северной Италии, где встречаются жители, говорящие по-немецки. Однако там их куда меньше, чем в провинции Южный Тироль, где немецкоязычное население доминирует
«Зимняя сказка» – не мистическое повествование, а скромная, почти камерная история в ромкомном духе, но без большой и светлой любви. Хотя между Реджиной и Вальтером и проскакивает слабая романтическая искра, суть их совместного приключения не в начале потенциального брака, а в том, что женщина, махнувшая на себя рукой, просыпается от многолетней «спячки» и начинает ощущать радость жизни. А с кем она будет строить свою новую жизнь – это уже другая история.
Фильм Кароне очень хочется назвать «душевным», но, пожалуй, для такого определения он слишком по-европейски церемонный и зажатый. Слово «эксцентричный» подходит лучше, но и в этом плане лента сдерживается. В ней есть своеобразные персонажи, но лишь один из них балансирует на грани карикатурности. Это вызывающий в памяти Печкина из Простоквашино усатый почтальон, который до прибытия Вальтера безуспешно пытается растопить сердце Реджины.
Кристиан де Сика и Люсия Масчино – известные и заслуженные итальянские комедианты. Их харизма «тащит» картину, даже когда не получает большой поддержки от сценария и от режиссера (к сожалению, это случается довольно часто). Однако нельзя сказать, что их персонажи особенно интересны и что то, что с ними происходит, захватывает и не отпускает зрителей. Драматические ставки в фильме невысоки, и лента даже не пытается их нагнетать. Качество юмора же в «Зимней сказке» таково, что шутки забываются еще до того, как завершается сцена, в которой они прозвучали. Хорошо хоть, что в картине нет неприятного пошлого юмора.
Пожалуй, самое удивительное в «Зимней сказке» то, как мало и вяло картина обыгрывает природные красоты тех мест, где она снималась. Казалось бы, в предгорьях Альп нужно все время нацеливать камеру на поразительные виды, которые там на каждом шагу. «Зимняя сказка» же большую часть времени проводит в помещениях, и если не разбираться в географии, то можно вовсе не понять, где развивается действие. Стоило ли ехать на север, чтобы показать его как милый, но банальный и почти не живописный уголок провинциальной Европы?
В целом кино у Кароне получилось обаятельное, но не обязательное. Его можно посмотреть по ТВ, если вам нечего делать и вы переключаете каналы в поисках чего-нибудь добродушного, старомодного и нешумного. Но идти на такой фильм в кино и платить деньги за билет не стоит. Разве что вы очень любите трогательные ленты такого рода или питаете особые чувства к ведущим актерам «Зимней сказки».
С 29 декабря в кино.
9
В преддверии самого волшебного праздника года душе всегда хочется чего-то особенного. На улице — мороз, задувает холодный ветер, а в небе кружатся хороводы снежинок. И на фоне такой погоды спасительными оазисами выступают теплые и уютные залы кинотеатров с большими экранами, в которых непременно хочется увидеть добрую историю, полную чудес! И как конфетти сыплются разноцветными красками подготовленные к Новому Году новинки. Но приходится замечать с легкой грустью, что все как будто бы одно и то же. Как будто каждый год нам под елку кладут один и тот же подарок, только разного цвета… И вдруг сами того не ожидая, мы находим там что-то новое! Что-то неожиданное, и действительно волшебное. Таким сюрпризом становится картина «Зимняя сказка».
Она развеивает скуку и привычные сценарии новогодних историй. Сюжет затягивает моментально своей загадочной атмосферой и хочется буквально «есть фильм ложками»! Взору предстает история, припорошенная снегом, на лад всех зимних мотивов. Однако на этот раз не просто красивая картинка, поскольку фильм затрагивает глубинные аспекты нашей жизни и человеческой натуры. Нам показывают драму, которая может развернуться в судьбе того, кто определенным образом отказался взаимодействовать с миром. И то, как можно исцелиться от подобного недуга, вернуть в свою жизнь наполненность и счастье.
Мы встречаем очень много символизма, через который автор позволяет нам видеть более тонкие уровни и раскрывая таким образом смысл и нюансы фильма.
Концентрация жизненности, «цветов», радости идет плавно по нарастающей от начала к завершению. В начале фильма мы знакомимся с главной героиней, которая по каким-то неведанным нам причинам перестала впускать в свое сердце любовь. И все вокруг нее завяло, пришло в запустенье и как будто окаменело. А сама она лишь отдаленно стала быть похожа на женщину. Ощущается некая, даже слегка гнетущая, «пустота», отсутствие красоты, отсутствие жизни. Однако по некоторым признакам мы понимаем, что сердце героини не полностью «омертвело», что-то внутри нее продолжается тянуться к свету. У нее живет необычный домашний питомец, который ей дорог, ее работа — это помощь другим (в том числе в церкви), в ее жизни присутствуют подруги, полные женского игривости, и помимо всего прочего в нее по уши влюблен самый смешной и очаровательный на свете почтальон!) Есть и другие указатели, говорящие о, возможно, не совсем осознанном стремлении героини вернуть наполненность в ее сердце, от том, что там еще теплится искра надежды. Очень красноречивы аудиозаписи, которые она прослушивает ежедневно.
И вот на фоне определенных стечений обстоятельств в мире запустения и тоски появляется персонаж, переполненный энергиями, имеющими тотально знак плюс. У него внутри прямо-таки настоящее солнце, которое освещает все вокруг своими лучами и заражая все своим позитивом. И даже желтая куртка! На таком контрасте с тишиной и серостью, буквально фейерверком влетает он в заброшенный замок одинокой королевы. И благодаря тому, что в глубине души героиня продолжала хотеть любви, с этого момента все волшебным образом начинает меняться! Очарование и искренность героя настолько велико, что снежная королева, сопротивляется постепенно все меньше и меньше, и ее сердце оттаивает. И не только она и ее дом попадают под это влияние, такое ощущение, что оживает весь городок.
Очень хочется подчеркнуть непревзойденную игру актеров, на которой строится весь фильм и которой наслаждаешься без остатка. Которой подчас так не хватает в современном кино. Здесь же все по-настоящему, внимание не оттянуто на спецэффекты.
Внутри что-то отзывается, наблюдая ту перемену, которая происходит с героиней, наблюдая как постепенно внутри нее разгорается огонек и становится все ярче и ярче, освещая всю ее, начиная излучаться из ее глаз. Персонаж же главного героя влюбляет в себя моментально своей великолепной улыбкой, своим переполненным благородства образом! Другие участники действа также не позволяют оставаться равнодушными. Очень подкупает неописуемо чистая искренность почтальона, изображенного с такой потрясающей комичностью. От подруг, от священника и других личностей тоже подчас невозможно сдержать улыбку.
Абсолютно все пронизано тонким юмором, элегантностью, шармом итальянского кино, виртуозностью сцен.
При всей доброте и некой смешливости, картина говорит о серьезной проблеме современного мира, о его губительной тенденции. Что происходит с человеком и всей его жизнью, если он изгоняет из нее любовь, если он отказывается признавать потребности своей души. Все теряет смысл, теряет краски, все становится мертвым. Жизнь превращается в пустое существование, в подобие жизни, лишенное этой самой жизненности. Но как было показано на примере главной героини — королевы, голос внутри нас продолжает говорить с нами, шепча громче или тише о том, чего мы действительно хотим.
Интересен также факт контраста двух языков, на которых говорят жители, в местечке, где разворачиваются события: холодности и некой жесткой специфики немецкого и мелодичности, живости и красоты итальянского.
Еще много деталей, граней, символов. И от только от способности видеть зависит, сколько мы вынесем для себя!)
Современные новогодние сказки давно уже успели набить оскомину даже самому неприхотливому зрителю: начиная с ремейков старых телевизионных хитов, заканчивая бесконечными киносериалами, где с каждым годом меняется лишь цифра в конце названия праздничной «эпопеи». Никто не следит ни за развитием однообразных сюжетов, ни за игрой уже бессменных актёров.
Поскольку новогоднее кино стало лишь атрибутом празднования, таким же, как оливье и «Голубой огонёк», ежегодно мы получаем один и тот же подарок на Новый год, только каждый раз упакованный в другую обёртку. Однако дело приобретает весьма неожиданный поворот, когда за работу берётся оскароносный итальянский режиссёр документальных фильмов, а в актёрах оказывается один из секс-символов европейского кинематографа.
Как и полагается всякой сказке, в далёком-далёком королевстве, в котором долгое время царствовало вполне ощутимое спокойствие, вдруг что-то пошло не так. А именно, на горных склонах Южного Тироля жила-была прекрасная Регина (что в переводе с итальянского значит Королева), которая забыла, что она может быть прекрасной, оттого все и позабыли её настоящее имя. Регину (Люсия Масчино) вообще за женщину, по большому счёту, не считали и всячески избегали её компании. И заперлась королева в своём замке, — в небольшом гостевом отеле, — и перестала принимать гостей, стала вести аскетичный образ жизни, а её единственной подругой стала белоснежная домашняя куропатка. Но вдруг на царство напала геомагнитная буря, и солнце стало «гаснуть», и все жители начали впадать в панику. Все, кроме Регины. Но ровно до тех пор, пока на её пороге не оказался таинственный незнакомец с романтичным именем Вальтер (Кристиан Де Сика) и, в противоположность всему миру, не стал для неё личным светилом.
Впрочем, история «Зимней сказки, или Королевы, потерявшей имя» тоже не отличается оригинальностью, если не брать в расчёт оригинальное видение режиссёра. Катерина Кароне берёт бытовую историю и преисполняет её эксцентричными выходками и обстоятельствами, которые едва ли возможны в обыденной жизни. Этот киномир преисполнен абсурдом и фарсом, лёгкой иронией, меланхолией и непревзойдённым чувством юмором. Эта сказка, где чёрствая и отрешённая от всего мира принцесса, встретив настоящего принца, — рассеянного и инфантильного, — забывает о печали, и буквально расцветает на глазах. И в то самое время, пока мир сходит с ума от возможного апокалипсиса, и начинает затухать, двое тоже сходят с ума, но находят весомый смысл жить.
Всё-таки самое главное очарование картины Кароне — это неожиданность и умелое жонглирование абсурдными ситуациями, которые покрывают намеренно использованные сказочные и новогодние штампы. Помимо того, в фильме можно увидеть огромное количество отсылок к старым европейским мультфильмам и книгам, а сами персонажи того и норовят повторить какую-нибудь расхожую и избитую сцену из мирового кинематографа, но выпутаться из неё совершенно невероятным способом. Скорее, «Зимняя сказка, или Королева, потерявшая имя» — это не столько кино для зрителя, сколько заигрывание с ним, дёргание за ниточки ассоциаций и впечатлений.
В фильме нет никаких графических эффектов, ведь вся красота держится на естественной красоте Тирольских простор и обаятельных актёрах, имя которых не требует представление. По крайне мере, для итальянской публики все они известны едва ли не с детства, но после этой сказки Кристиан Де Сика и Люсия Масчико едва ли вылетят из головы российских киноманов.
Евгений Антипин
В российском прокате с 1 января
Расписание и покупка билетов на фильм «Зимняя сказка, или Королева, потерявшая имя»
-
December 29 2016, 16:35
- Кино
- Cancel
Зимняя сказка или Королева, потерявшая имя
Любовь к итальянской комедии привела меня недавно в небольшой кинозал, где происходил показ фильма «Зимняя сказка, или Королева, потерявшая свое имя» от компании ПилотКино. Компания «ПилотКино» специализируется на прокате итальянских художественных, документальных и короткометражных фильмов.
Очень понравился рассказ об актерах итальянского кино. А именно о Витторио Де Сика, давно известном в России. И о его талантливом сыне Кристиане Де Сика, актере, режиссере и сценаристе, который сыграл главную роль в комедии.
Итальянское кино – всемирно известный бренд. В нашей стране его помнят и любят еще с советских времен. Но зачастую хорошие итальянские фильмы не доходят до российских зрителей или проходят незамеченными. Компания ПилотКино ставит перед собой цель популяризировать этот сегмент и донести хорошее итальянское кино до отечественного зрителя.
Фильм «Зимняя сказка, или Королева, потерявшая свое имя» вышел на экраны в мае 2016 года. В нашей стране он будет показан широкому зрителю уже в январе 2017 года.
К тому же я узнала о таком чисто-итальянском названии кино, как «cine-panettone», социально-бытовой комедии, где комическое тесно переплетается с трагическим. И, конечно, есть место сказке и рождественскому чуду.
Панетонне — это лёгкий, сладкий итальянский пирог с засахаренными фруктами, выпекаемый на Рождество. И cine-panettone должно быть лёгким, приятным, смешным и немного сентиментальным. Итальянцы ходят на эти фильмы семьями в кинотеатры, это такая рождественская традиция. Хотя остальные фильмы они предпочитают смотреть дома.
Сюжет фильма примерно следующий. Самая большая солнечная буря, что помнят люди, обрушивается на Землю, вызывая скачки напряжения и отключение электричества. Гораздо более сильная буря разыгралась в душе «Фройляйн» (Lucia Mascino), хмурой и одинокой старой девы, после того, как таинственный турист, Уолтер (Кристиан Де Сика), буквально вломился в её жизнь. Этот человек растерянно и по-детски может заблудиться в зимнем лесу, идя вслед за своими воспоминаниями. Но может быть и хорошим другом и помощником. Он может устроить романтический ужин при свечах и составить компанию на веселой вечеринке. То, что должно быть мимолетным знакомством, превращается вскоре в более глубокие и удивительно преображающие героев фильма отношения. В фильме много смешных моментов, но есть и о чем задуматься и примерить судьбу героев к нашей жизни. Разгрузить голову, забыть о заботах, смеяться и любоваться сказочными зимними пейзажами. К концу фильма я уже неплохо понимала итальянский язык. И с удивлением узнала, что обычная курица тоже может иметь собственное имя и жить в доме с хозяйкой, как домашняя кошка. А кто и почему Королева — вы узнаете из фильма.
Спасибо сообществу mosblog, а также hesla за приглашение на показ. Ждём следующие итальянские фильмы!